Классный час для 3-4 класса с презентацией. Добро и зло
Сценарий классного часа для обучающихся 3 - 4 классов «Добро и зло»
Суртаева Татьяна Александровна, учитель начальных классов МОУ «Тондошенская ООШ» «Верх-Бийская ООШ», Республика Алтай Турочакский район с. Верх-БийскПрезентация на тему: Сценарий классного часа для учащихся 3-4 классов "Добро и зло"
Программное содержание: закреплять представления детей о понятиях добра и зла.
Развивать мышление в процессе установления причинно-следственных связей: добрые чувства, хорошие поступки, отношения и дела вызывают уважение, дружбу и любовь.
Развивать связную речь детей при составлении коротких рассказов по сюжетным картинкам; активизировать в речи детей употребление вежливых слов и выражений. Упражнять детей в грамотном построении ответов на заданные вопросы, в составлении диалога.
Способствовать развитию коммуникативных способностей детей, развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми. Развивать способность детей к сопереживанию; стимулировать операционную сторону мышления (сравнение, анализ и синтез) и развивать память.
Материал: иллюстрации, карточки с изображением красных и черных сердечек, краски, карандаши, бумага, кисточки, игрушечный микрофон; на каждого ребенка по три схемы, в которых зафиксированы возможные ответы, маски-настроения (к сценке № 1), и по четыре схемы с возможными вариантами ответов (к сценке № 2).
Ход занятия
На столах у детей лежат индивидуальные сюжетные картинки. Воспитатель показывает карточки с сердечками:
Как вы думаете, какое из этих сердечек обозначает доброту? Почему вы так решили? Если у человека доброе сердце, то какие поступки он будет совершать? А если злое?..
Разложите картинки с сердечками к сюжетным картинкам: хороший поступок - к доброму сердечку, а плохой - к злому. Добрых сердечек получилось больше. Значит, люди совершают чаще добрые дела, и от этого наш мир становится добрее.
Сначала я буду журналистом. Воспитатель в роли журналиста подходит к детям с каким-либо вопросом, давая возможность коротко высказаться всем желающим. Затем в роли журналиста может быть кто-то из детей. Он обращается с вопросом к 3-4 ребятам и взрослым в группе.
Примерные вопросы для интервью:
Можешь ли ты узнать по внешнему виду, доброе ли у человека сердце?
По каким признакам мы определяем добрых людей?
Какие определения можно подобрать к доброму человеку?
Можно ли заставить человека быть добрым или злым?
Почему люди уважают добрых людей?
Ребята, помогите разобраться и оценить ситуации, описанные в рассказах Л. Н. Толстого «Два товарища», «Котенок», «Старый дед и внучек».
Как мы можем понять, какой человек поступает хорошо, а какой - плохо?
Наши ребята подготовили сценки из жизни. Давайте их посмотрим и обсудим.
«На мосту сидели два мальчика и ловили рыбу. У них были одинаковые удочки, ведерки, и стояли они неподалеку друг от друга. Дима то и дело вытаскивал из воды рыбу, а у Сережи она совсем не ловилась».
Как вы думаете, какое настроение было у мальчиков? Как бы вы повели себя в этой ситуации?
Выберите маски-настроения для Димы и для Сережи (грустная и веселая). Как же сделать так, чтобы и Сережа стал веселым, чтобы и у него улучшилось настроение?
Варианты поведения Димы.
1. Дима перекладывает несколько рыбок в ведерко Сережи. (Воспитатель показывает картинку, на которой изображено ведерко с рыбой.)
2. Дима предлагает Сереже стать на его место и взять его удочку.
3. Дима выпускает всех своих рыбок и начинает ловить снова (на картинке - рыбка в волне.)
В ходе беседы дети обсуждают эти три варианта и предлагают свои.
«Витя вышел на улицу и заметил, что его друг Сережа, игравший в песочнице, забыл машинку».
Как в такой ситуации может поступить Витя, чтобы помочь Сереже и не заставлять его переживать из-за потери игрушки?
Воспитатель предлагает варианты поведения мальчиков.
1. Витя сам наигрался вволю, а потом отнес ее Сереже.
2. Витя спрятал машинку в укромном месте, чтобы потом отдать другу.
3. Витя спрятал ее в карман, решив, что никто этого не заметил. Иными словами, присвоил машинку.
4. Витя сразу же отнес машинку домой Сереже.
Правило: каждый ребенок выбирает ту схему, которая, по его мнению, соответствует правильному варианту поведения.
Я буду произносить фразы, в которых говорится о хороших и плохих поступках. Когда я расскажу о хорошем поступке, вы хлопните 1 раз в ладоши. Если я расскажу о плохом поступке, топните 1 раз ногой.
Люди очень ценят добрые отношения. Народная мудрость хранит много пословиц и поговорок о добре и зле. Попробуем с вами объяснить некоторые из них.
Какими мы только не бываем в различных ситуациях! Прислушаемся к биению наших сердец. Сердце … Каким оно бывает у человека?
И в конце занятия попробуйте нарисовать Добро таким, каким вы его себе представляете.
Занятия с детьми по теме добра и зла подготовили Л. Ладутько, С. Шкляр
Внеурочное занятие "Злой плачет от зависти, а добрый от радости" для младших классов
Ляпина Виктория Олеговна, студентка Социально-педагогического колледжа г.о. СамараХод занятия
Зло – это понятие, противоположное добру. Оно довольно обширное и включает в себя множество более мелких «составляющих». Зло имеет свои «идеалы», к коим относятся насилие, ненависть, разрушение, гнев, ограничение свободы против воли человека, терроризм, зависть, страх, ложь, гнев и др. Если рассматривать зло не так обширно или абстрактно, то его обозначение можно сформулировать, как нанесение живым существам страданий любыми способами (как физических, так и моральных).
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе,
Ты потом ему все же прости.
И, коль дружба у вас крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться.
Если ты с любимою в ссоре,
А тоска по ней горяча,
Это тоже еще не горе,
Не спеши, не руби сплеча.
Пусть не ты явился причиной
Той размолвки и резких слов,
Встань над ссорою, будь мужчиной!
Это все же твоя любовь!
В жизни всякое может случиться.
И коль ваша любовь крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не должен ей дать разбиться.
И, чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
Но в одном лишь не отступай:
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай
И предательства не прощай
Никому: ни любимой, ни другу!
(Асадов Эдуард)
Учитель:
Быть добрым, значит быть терпеливым, отзывчивым, чутким, внимательным и заботливым по отношению к окружающим людям, да и миру в целом.
Прежде, чем ответить на вопрос легко ли быть добрым, можно задаться противоположным вопросом: а легко ли быть злым?
Да точно также нелегко и непросто, как и быть добрым. Ведь творить добро значит, в какой-то степени постоянно находиться между хорошим и плохим, в поисках золотой середины. И то и другое тяжело дается, если ты не расположен к этому, не умеешь этого и не пытаешься этому учиться. И хорошо бы не уметь и не учиться, не брать пример и не подавать самому пример озлобленности другим. А всем сердцем хотеть учиться доброте. Это и легко и сложно одновременно, потому что все мы живые люди и не можем круглосуточно быть добрыми для всех и каждого. На это просто не хватит жизни, тем более что она весьма и весьма коротка.
Значит все же добрым быть легко именно тогда, когда перестаешь думать только о себе самом. И начинаешь думать о других и о матушке природе живой и очень терпеливой, но если ее не беречь, то и ее доброте придет конец. Ведь добро сохраняется и преумножается там, где его ценят и берегут, передавая другим.
Учитель
Существует такая поговорка: Злой плачет от зависти, а добрый от радости". Как вы ее понимаете?
Предлагаю составить синквейн "Добро" и "Зло"
(Команды по желанию составляют по одному определению синквейн)
1.Добро.
Чистое, искреннее.
Возвышает, наделяет, побеждает.
Добро всегда побеждает зло.
Любовь.
2. Добро.
Нравственное, бескорыстное.
Существует, помогает, воодушевляет.
Сделав добро - забудь, получив - помни.
Польза.
3. Зло
Коварное, беспощадное
Убивает, портит, загрязняет
На нём далеко не уедешь!
Одиночество
Учитель
Каждая команда представит свой вариант и объяснит.
(выступление команд)
Чтец2:
Добрых людей, как всегда, не хватает…
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые - щедро больным помогают,
Добрые - дарят тепло и уют,
Добрые - в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.
(Генрих Акулов)
Чтец 3:
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
А. Дементьев
Игра « Разноцветные капельки»
Однажды дочь спросила меня о добре.
Я крепко обнял её и начал повествование.
Жизнь – это постоянная борьба добра со злом. Часто кажется, что зло невозможно победить, оно постоянно выигрывает. Ты видишь, что подлый и лживый человек, обманщик, нечестным путём достигнувший высот, пребывает в почёте, а честный, с открытым сердцем и чистой душой – живёт в нищете. На одно доброе дело приходится тысяча злых. Поэтому добру так тяжело пробиться в жизни.
Но не стоит отчаиваться. Доброе дело имеет большую ценность, оно долговечно. Это семя, которое способно дать новые ростки, подарить новую жизнь, сделать человека счастливым. Злые поступки быстротечны и пусты, и приносят лишь временную радость тому, кто их совершает, а после обязательно оборачиваются страданием.
Например, человек, жаждущий богатства, добился его нечестным путём. Итог жизненного пути такого богача завершает расплата за содеянное. Во многих случаях нечестные люди несчастны, у них нет семей, преданных друзей, любящих родственников. Они доживают свой век в полном одиночестве, злые, отчаявшиеся. Это – расплата за «счастливые» годы, прожитые в удовольствиях от траты "шальных" денег.
Добрый же человек зарабатывает деньги честным трудом. В течение жизни он обзаводится семьёй, друзьями и близкими знакомыми, которые ценят его за то, что он есть, любят его. У доброго человека "золотые" руки, способные создавать. Своими деяниями он радует окружающих, приносит пользу миру.
Сейчас борьба добра со злом обострилась. Хороших людей становится всё меньше, а зло чаще побеждает. Победа тёмных сил видна повсюду: распадаются браки, нечестные занимают руководящие посты, безграмотность правит миром. Люди стали меньше читать, развивать себя, работать над собой, а больше желать денег и славы, стали жить только для себя. Это очень плохо. Но не нужно опускать руки и становится такой, как все, нужно стремиться стать лучше.
Пусть путь будет тернистым. Пусть твои друзья, выбравшие недобрый путь, процветают и живут жизнью, полной безмерных удовольствий. Не стоит завидовать им и роптать на судьбу. Не нужно ломаться, поддаваться нелепым желаниям. Помни, невзгоды пройдут, а терпение и труд принесут тебе и окружающим больше пользы, чем минутная нажива. А главное – ты будешь счастлива, живя в гармонии с собой.
«Добро - это хорошее дело. Зло - плохой человек». (8 лет)
«Добро - это когда человек добрый и помогает. Зло - когда человек злой, он бьет и обижает». (8 лет)
«Добро - это когда дети дружат и играют. Зло - драка». (8 лет)
«Добро - это радость, счастье, исполнение мечты, нет ссор и ругани, и никто никого не убивает. Зло - это много ругани, обид, споров, все идет не так». (9 лет)
«Добро - это добро. А зло - это что-то противное и, короче, зло». (11 лет)
«Добро - это когда люди бескорыстно помогают друг другу; когда улыбаются и радуются; когда мама тебя любит. Зло - это когда люди издеваются друг над другом». (12 лет)
«Добро - это счастье за счастье других. Зло - это эгоизм и ненависть». (12 лет)
«Я думаю, что добро - это очень широкое слово. Мне тяжело объяснить значение этого слова, наверное, потому, что в детстве я мало его получала. Добро - это хорошее отношение к окружающим, любовь к ближним. Семья - это добро. Если есть у тебя хорошие друзья - это добро. Добро - это когда даешь руку помощи, утешишь, поможешь. Если у человека радость - то это добро. Общение с дорогими тебе и любимыми людьми. Зло - это когда человеку причиняешь боль. Если тебе обидно и грустно ужасно - это тоже зло. Меня часто обижают и очень сильно оскорбляют. Я думаю, что это - большое зло». (14 лет)
«Добро. Честно, я даже не знаю, что это. Ну, наверно, это умение помогать людям, но молчать об этом, а именно быть поскромнее, лишний раз отдать последнее своему другу (подруге). Зло. Со злом встречаюсь чаще в нашем мире. Больше всего меня бесит эгоизм, сплетни, “крысятничество”, предательство, трусость. Зло - это когда человек ради выгоды для себя способен на что угодно, любую низость». (15 лет)
«Для меня добро - это любовь и милосердие. Добром я считаю настоящую дружбу. Преданность и верность друг другу супругов - это тоже добро. Добро - это когда внезапно получаем помощь от незнакомых людей. Внутренняя сила и легкость человека, легкость души - это тоже добро. Уважение старших - тоже добро. Умение слушать… тоже добро. Добро - это то, что дает человеку возможность развиваться, совершенствоваться, дает ему какой-либо (положительный) стимул жить. Нежность матери к ребенку - это тоже добро. Надеяться и верить - тоже добро. Зло для меня - это предательство, неверие, жестокость, мстительность. Недружелюбность (предвзятость) человека по отношению ко всему - другим людям, к миру и т.п. Мне часто не нравится, как люди, например в общественном транспорте, высказывают друг другу гадости. Это как бы мельком проявления зла. Зло - это предательство, лицемерие, проявление грубости. Зло - это измена. Расизм, фашизм - тоже зло. Нельзя ненавидеть человека только за национальность или вероисповедание». (15 лет)
«Для меня зло - это то, что меня окружает. В людях много зла. Люди могут предать! Это касается каждого. Людей идеальных нет, любой человек может сделать что-нибудь плохое. Зло - когда мстишь, лицемеришь, делаешь пакости. Каждому человеку присущи эти качества. Он может делать зло, даже не задумываясь об этом. Но людям присуще и добро. С одними людьми человек хороший и добрый, а с другими - жестокий и злой: у каждого свой выбор любить и ненавидеть. Добрые люди всегда для меня - это кто отзывается с тобой по-хорошему, любит тебя и гордится тобой». (15 лет)
«Для меня нет точного разделения добра и зла. Человек сам выбирает, как он считает, “добро”, но потом его выбор выливается “злом”. От этого человек считает себя несчастным. Добро - это когда человек может радоваться за других. Зло - это истребление морских черепашат. Человек сам уничтожает, что создал. Час пик - зло. Деньги - зло. Деньги - добро». (15 лет)
«Добро: правда, совесть, вера, любовь, эмоции, чувства, добродетель, общение, понимание, умение любить, жизнь, сочувствие, ценности и интересы (например, для меня музыка, концерты, Интернет, общение, любовь, увлечение, книги, искусство), грусть, значки, арафатка, дружба, независимость от общества.
Зло: ложь, агрессия, тирания, диктат (диктатура), фашизм, наркотики, система управления, школа, учеба, кража, убийство, загрузка мозгов и истребление души, дурное влияние, дурь, зависть, сочувствие, тьма, метро, водка, общество, алчность, одиночество, не знаю, не разобрался». (16 лет)
«Добро - любить других, уметь прощать, желание понять других, помочь в трудную минуту. Зло - не любить, причинять людям вред, быть жестоким, эгоистичным, стервозным». (17 лет)
«Добро - это смех, радость, надежда, когда один человек помогает другому, это что-то положительное, это рождение… Зло - это смерть, убийство, ненависть, презрение, издевка, оскорбление, подозрение, что-то отрицательное…» (17 лет)
«Добро - не обижать людей, уважать всех людей, любить людей, детей, безграничная отдача людям, жизнь ради других людей. Зло - обижать людей, не уважать людей, не любить людей, жестокость, несправедливость». (17 лет)