Рабство в XXI веке: торговля людьми как прибыльный бизнес. Рабская сила

УДК 316.34:326:342.721

ЛИНЬКОВА О.М. Сущность современного рабства

Статья посвящена исследованию особенностей современного рабства. Автор показывает, насколько актуальна проблема рабства в условиях современного социально-политического и социально-экономического кризиса, а также раскрывает сущность современного рабства. Выделены и описаны основные формы современного рабства, а именно: трудовое, долговое, рабство по контракту, физическое, военное, призывное, пенитенциарное, религиозное, сексуальное. В статье раскрывают причины и многообразные последствия возникновения и распространения современного рабства.

Ключевые слова: рабство, торговля людьми, трудовая эксплуатация, трудовое рабство, долговое рабство, рабство по контракту, физическое рабство, военное рабство, призывное рабство, пенитенциарное рабство, религиозное рабство, сексуальное рабство.

История знает не так много общественных явлений, столь многогранных, противоречивых и вместе с тем таких устойчивых, как рабство.

Когда заговариваешь о рабстве как о современном социальном явлении, обычная реакция собеседника - удивление: ведь все это было давно, в эпоху рабовладения. Иначе говоря, в нашем сознании со словами «рабы» и «рабство» обычно ассоциируются рабовладельческие отношения в древнем мире или практиковавшееся в ХУ1-Х1Х вв. использование вывезенных из Африки невольников на плантациях Нового света. Считается, что окончательно рабство прекратило свое существование в конце XIX века, когда в 1888 году последняя рабовладельческая страна - Бразилия -предоставила свободу своим невольникам. Отдельные обнаруженные факты рабовладения и работорговли приписывали либо криминальным группировкам, либо связывали с социально-экономической отсталостью некоторых африканских и азиатских стран. Действительно, во многих из них рабство продолжало официально существовать вплоть до 40-50-х годов ХХ века. Например, в Непале, где правительство отменило рабство только под нажимом мировой общественности, или в Мавритании, где рабство отменялось много раз. Последний раз это произошло в 1980 году, когда пра-

вительство этой страны постановило, что рабство в стране закончилось и больше не существует. Конвенция о запрещении рабства была подписана ещё в 1926 году, а в 1956 году была заключена Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работоторговли, а также институтов и обычаев, сходных с рабством1.

Казалось бы, проблема рабства давно потеряла свою актуальность. Сегодня принято считать, что рабства в мире нет. Однако утверждение, что в современном либеральном обществе рабство невозможно, - это просто миф. Многие, возможно, поспорят с этим. Но если мы будем внимательны ко всему, что нас окружает, то мы увидим процветающее рабство. Например, посмотрим на новый супермаркет, на стройке которого и днем и ночью работают мужчины из бывших союзных республик, заедем на любую автомойку, где круглосуточно нас обслуживают подростки с затравленными глазами, практически во всех газетах мы видим объявления о сексуальных услугах... Список примеров может быть очень длинным. Если мы зададим вопрос, кто же эти люди, согласные работать, а главное, работающие в таких условиях, то ответ будет один -это рабы. Это современное рабство, тщательно скрываемое, изощренное и оттого еще более жестокое и унизительное, не-

жели в глубокой древности, в эпоху рабовладения, о которой мы знаем из школьных учебников. О современных рабах почти не пишут в газетах, о них умалчивают государственные правозащитные организации, о них практически ничего не знают люди в Европе и Америке, Австралии и России. Однако в современном мире, несмотря на все декларации прав человека, рабство существует, причем в гораздо больших масштабах, чем в древности, и в более уродливых формах, поскольку официально это явление даже не признается, а потому прав современные рабы не имеют никаких.

Масштабы и формы современного рабства достаточно широки и глобальны. Точное количество современных рабов в мире неизвестно. Современные исследования предлагают широкий диапазон оценок характера и масштабов современного рабства. В 2005 году ООН пришла к выводу, что каждый год в рабство попадают около 700 тысяч человек, Госдепартамент США/Department of State годом позже назвал схожую цифру - от 600 до 800 тысяч человек. Организация Human Rights Watch считает, что реальное число ежегодно продаваемых в рабство людей достигает 800-900 тысяч. По оценкам Центра Безопасности Человека /Human Security Centre (ныне действует при Университете Саймона Фрэзера /Simon Fraser University в Ванкувере, Канада), ежегодно в рабство продается до 4 миллионов человек. Международная Организация Труда\ International Labour Organisation в 2006 году опубликовала доклад, согласно которому принудительным (то есть фактически рабским) трудом в мире занимаются 12,3 миллиона человек. Есть еще более шокирующие оценки. Эксперты организации Anty-Slavery утверждают, что в современном мире насчитывается до 200 млн. рабов2. Однако наиболее точные цифры приводит известный американский социолог исследователь проблемы рабства Кевин Бейлз. По его мнению, на сегодняшний день в мире насчитывается до 27 миллионов человек, находящихся на положении рабов. Рабский неоплачиваемый труд составляет определенную долю в современной глобальной экономике, причем долю немалую. По подсчетам международ-

ных правозащитных организаций, годовой доход, приносимый рабами своим владельцам, колеблется в пределах 13-15 миллиардов долларов США. Но хотя непосредственное значение рабского труда в современной мировой экономике может показаться небольшим, недооценивать его не стоит. Прежде всего потому, что он отнюдь не изолирован от мира границами отдаленных районов отсталых стран, а интегрирован в мировую экономику. Рабы создают товары, которые экспортируются во многие страны мира, а услугами сексуальных рабынь пользуется огромное количество мужчин в самых разных частях света.

Современные рабовладельцы - это преступники, которые используют различные виды трудовой деятельности незащищенных слоёв населения, нарушая их права на достойную жизнь.

В основном проблема современного рабства исследуется юристами. В своих исследованиях они касались правового аспекта торговли людьми, современного проявления трудовой эксплуатации, использования труда несовершеннолетних и т.п.3. Однако, становясь все более и более актуальной, эта проблема в настоящее время не оставила равнодушными и социологов, философов, психологов. Цель написания данной работы заключается в исследовании современного рабства как одной из социальных проблем, а также в выяснении его основных форм, причин и последствий.

В Конвенции, подписанной в Женеве 25 сентября 1926 года, рабство рассматривается как «положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности». Известный социолог Э. Гидденс определяет рабство как крайнюю форму неравенства, при которой одни люди являются в буквальном смысле слова собственностью других4. Согласно мнению международных правозащитных организаций, современное рабство определяется на основе трех основных критериев:

1) деятельность человека контролируется с помощью насилия или угрозы применения насилия;

2) человек находится в данном месте и занимается данным видом деятельности против своей воли и не может изменить ситуацию по собственному желанию;

3) за работу человек получает ничтожную плату либо вообще ее не получает5.

Современные рабовладельцы наживаются на людях, которые не имеют ни социальной, ни правовой защиты. Жертвами современного рабства могут оказаться люди всех национальностей и культур. Никто в современном мире не застрахован от рабства. Рабом может стать как гражданин из развивающихся стран с низким экономическим развитием, так и граждане высокоразвитых цивилизованных государств Европы и США.

Итак, мы видим, что рабство никуда не исчезает, а просто принимает разнообразные формы. Основа рабства - полный контроль одного человека над жизнью и судьбой другого - сохраняется во всех новых проявлениях рабства. Стоимость же современного раба значительно понизилась. В некоторых странах мира раба можно купить менее чем за $100 или обменять на козу (!). По оценкам организации Free the Slaves, в 1850 году на американском Юге среднестатистический раб продавался за сумму, равную $40 тыс, с учетом изменения покупательной способности доллара США. Ныне там же «раба» можно «купить» за $120, и это приносит рабовладельцам значительную прибыль.

К основным условиям, порождающим современное рабство, можно отнести: социальную дезорганизацию, экономический кризис, политическую нестабильность.

Говоря подробнее, следует указать следующие причины возникновения современного рабства.

1) Социально-политические: войны, стихийные бедствия, политическая или этническая борьба способствуют обнищанию большинства людей и принуждают их работать в рабских условиях за ничтожную плату. Часто люди из-за перечисленных условий переезжают в другие страны, чтобы избежать бедности. Но и там им редко сопутствует удача, беженцы еще легче становятся «добычей» современных рабовладельцев.

2) Социально-экономические: демографический взрыв в странах третьего мира практически исчерпал имеющиеся ресурсы и привел к росту предложения рабочей силы и падению ее цены. Модернизация и глобализация мировой экономики также поспособствовали невиданному обогащению элит и растущему обнищанию большинства населения. Вынужденный переход к рыночному сельскому хозяйству, потеря общей земли, а также политика правительств, которые занижали доходы фермеров ради дешевого хлеба для горожан, привели к банкротству миллионы крестьян и вытеснению их с земли, подчас в рабство.

3) Социально-правовые: эти причины опираются на коррумпированность власти и правоохранительных органов, отсутствие законов, направленных на борьбу с рабством, низкий уровень правосознания людей, их юридическую безграмотность, отсутствие достаточного количества бесплатных юридических консультаций, а также пассивность правоохранительных органов в решении проблем, связанных с торговлей людьми, защитой их прав и т.д.

Итак, мы видим, что в современном мире численность потенциальных рабов настолько велика, что предложение превышает спрос, тем самым снижая их цену. Дешевизна является одной из главных отличительных черт современного рабства. Помимо этого признака Кевин Бэйлз приводит и другие отличия современного рабства от традиционного:

1) уклонение от оформления права собственности;

2) очень высокий уровень прибыли;

3) переизбыток потенциальных рабов;

4) краткосрочные отношения;

5) легкая заменяемость рабов;

6) этнические различия не имеют значения.

Таким образом, современное рабство существенно отличается от рабства прошлых веков. Не существует одной-един-ственной формы рабства, так же как не существует одной-единственной формы брачных отношений. Люди изобретательны и адаптивны, а потому метаморфозы людской жестокости и форм эксплуата-

ции бесконечны. Современные формы рабства многочисленны и разнообразны. Мы выделим самые распространенные из них.

1) Трудовое рабство. Эта форма наиболее близка к традиционному рабству. Человек захватывается, либо рождается, либо продается в постоянное рабство, при этом часто оформляются права собственности. При таком рабстве люди работают в основном в сельском хозяйстве, на стройках, в сфере услуг, выполняя самую тяжелую, неквалифицированную работу. Подобная форма рабства встречается повсеместно, но чаще всего в Северной и Западной Африке и некоторых арабских странах. В России трудовое рабство практикуется у цыган и северокавказских народов. Разъезжая по стране в поисках работы, многие так называемые «бомжи» попадают в самое настоящее рабство в аулы северокавказских республик или к цыганам, где их заставляют делать грязную домашнюю работу, ухаживать за скотом или работать в огородах, при этом ничего не платя и держа впроголодь на положении рабов. Трудовое рабство неразрывно связано с другой не менее ужасающей формой - торговлей людьми.

2) Торговля людьми приобрела в последние годы глобальные масштабы. По оценкам ООН, людей продают в рабство (похищают, завлекают обманом и т.п.) в 127-ми странах мира, в 137-ми государствах эксплуатируются иностранные жертвы торговцев людьми6. В 11-ти государствах отмечен «очень высокий» уровень активности похитителей людей, среди них Россия, Украина, Беларусь, Молдова и Литва. В Армении, Грузии, Казахстане и Узбекистане этот уровень «высокий». 10 государств являются излюбленным местом переправки современных рабов; в их числе США, Израиль, Турция, Италия, Япония, Германия, Греция. Торговля людьми является распространенной и все более широкой практикой. Набор людей для целей экономической или сексуальной эксплуатации осуществляется с использованием насилия, обмана или принуждения. Торговец осуществляет контроль и право собственности путем:

Принуждения жертв работать вопреки своей воле;

Управления свободой их передвижения, например, вследствие конфискации их паспортов и невыплаты заработной платы (при наличии таковой);

Определения места и времени работы и уровня оплаты (при наличии таковой);

Использования таких практик, как, например, ритуалы вуду, предусматривающие применение обета молчания, избиений и изнасилования.

3) Долговое рабство - самая распространенная форма рабства в современном мире. Человек становится залогом за деньги, полученные в долг, но продолжительность и характер зависимости не определены, и работа не уменьшает суммы первоначального долга. Долг может распространяться и на последующие поколения, закабаляя потомков должника. В случае неуплаты долга могут захватывать и продавать детей в дальнейшую долговую зависимость. Право владения не оформляется, но существует тотальный физический контроль над порабощенными работниками. Долговое рабство наиболее распространено в Индии и Пакистане.

4) Рабство по контракту. Оно ярко демонстрирует, как можно использовать современные трудовые отношения для того, чтобы замаскировать новые формы рабства. Обычно предлагаются контракты, гарантирующие занятость на каком-нибудь предприятии или фабрике, но, когда рабочих привозят на место работы, они обнаруживают, что превращены в рабов. Контракт используется как приманка, чтобы придать рабству вид легитимных рабочих отношений. Контрактное рабство можно найти во всем мире, наиболее часто оно практикуется в Юго-Восточной Азии, Бразилии, некоторых арабских странах.

Рабство по контракту существует и в России. На положении рабов в России фактически оказываются строительные рабочие, прибывающие в Москву и ряд других крупных городов из провинции и бывших союзных республик. Многие безработные в надежде поправить свое материальное положение обращаются в кадровые агентства и другие фирмы, суля-

щие им большие деньги за «вахтовые работы» в Москве или на Крайнем Севере. Там они оказываются на положении рабов, трудясь по 12 часов и ютясь в ужасающих условиях в вагончиках-бытовках, в цехах или на строящихся объектах. Зарплату им платят гораздо меньшую, чем обещали, или вообще не платят ничего.

Помимо вышеперечисленных форм современного рабства, которые являются самыми распространенными в мире, существуют и другие легко идентифицируемые формы порабощения.

5) Физическое рабство. Эта форма является одной из самых жестоких и антигуманных. Источниками этого рабства являются физически неполноценные люди, которых заставляют заниматься попрошайничеством.

6) Сексуальное рабство характеризуется абсолютным контролем одного лица над другим и не всегда связано с каким-либо финансовым вознаграждением. Оно включает:

Эксплуатацию проституции, когда проститутка систематически передает свой заработок третьим лицам;

Принудительное занятие проституцией вопреки воле человека;

Принудительные браки и продажа жен - недавно возникшая форма сексуальной эксплуатации, связанная с оповещением через средства массовой информации о женщинах, готовых вступить в брак, так называемых невестах по почтовому заказу, которые впоследствии становятся рабынями мужей.

Раньше главными поставщиками секс-рабынь были азиатские страны - Таиланд и Филиппины. После распада СССР роль основных поставщиков женщин стали играть бывшие республики Союза: Украина, Беларусь, Латвия и Россия. В последние 10 лет сотни тысяч женщин были вывезены из Центральной и Восточной Европы и республик бывшего СССР для занятия проституцией в более чем 50 стран. К еще одной разновидности сексуального рабства можно отнести и привлечение детей в порноиндустрию. Под страхом насилия детей заставляют сниматься в порнофильмах, заниматься проституцией.

7) Военное рабство. В это рабство попадают мужчины для участия в вооруженных конфликтах. Сюда же относится рабство, поддерживаемое правительством. В сегодняшней Бирме широко распространены захват и удержание в рабстве гражданских лиц правительством и армией. Десятки тысяч мужчин, женщин, детей используются как носильщики в ходе военных кампаний против местных жителей или как рабочие в правительственных строительных проектах. В данном случае вновь мотивом выступает экономическая выгода: не столько получение прибыли, сколько снижение транспортных или производственных расходов в ходе военной кампании.

8) Призывное рабство - рабство, когда командиры, пользуясь своим положением, используют солдат как рабов. Такое явление больше всего распространено на территории бывшего СССР - солдаты выполняют неуставные задачи, при этом командиры получают материальное вознаграждение. Нередко случается, что солдата продают в рабство, а документально его объявляют пропавшим без вести или дезертиром.

9) Пенитенциарное рабство - это совершенно новая форма рабства. Оно встречается везде. Это форма заключается в использовании труда заключенных. Пенитенциарное рабство очень выгодно, так как лица, находящиеся в местах лишения свободы, лишь частично являются гражданами государства (права «изымаются» на время исправления), что, в свою очередь, позволяет дешево и безвозмездно использовать рабочую силу.

10) Религиозное рабство в основном сопровождается вовлечением людей в различные религиозные секты. Люди продают свое имущество, жилье и все деньги отдают «духовным» руководителям, чтобы стать полноправными членами секты. В дальнейшем они превращаются в бесправных рабов, полностью подчиняющихся воле своих так называемых «духовных» наставников. В некоторых странах в силу обычаев девочки и молодые женщины становятся ритуальными рабынями во искупление грехов, совершенных членами их

семей. Например, в Нигерии, Гане, Того, Бенине женщин передают местным шаманам, для которых они готовят еду, убирают, удовлетворяют сексуальные потребности до тех пор, пока шаманы не освободят их, обычно после рождения нескольких детей.

Порабощением можно назвать и такие случаи, как использование людей в качестве доноров для трансплантации органов и тканей, принудительная беременность и вынашивание детей, фиктивное усыновление7.

К основным последствиям современного рабства следует отнести ухудшение здоровья индивида, пострадавшего от рабства. Раздражительность, бессонница, депрессивное состояние и посттравматические стрессовые расстройства представляют собой общие психологические проявления среди жертв рабства. Антисанитарные и стесненные условия проживания в сочетании с плохим питанием способствуют появлению множества неблагоприятных факторов, угрожающих здоровью, таких как различные виды чесотки, туберкулез и другие инфекционные заболевания. Рабство может привести к распространению болезней, передающихся половым путем, включая ВИЧ/СПИД. Поэтому, несмотря на то, что эти люди далеки от социума, их эксплуатация влияет на общее здоровье населения.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что современное рабство не только представляет собой проблему нарушения прав человека и национальной

безопасности, но и влечет за собой серьезные последствия для здоровья нации.

Подводя итоги, следует сказать, что современное рабство является одной из нерешённых проблем в современном обществе. Среди причин, порождающих современное рабство, самыми актуальными до сих пор остаются социально-политические, социально-экономические и социально-правовые причины. Решение в первую очередь проблем бедности, а также социальной и правовой защищённости населения позволит, на наш взгляд, минимизировать эту проблему.

1 Конвенция о рабстве [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ russian/documen/convents/ convention_slavery.htm

2 Доклад Государственного департамента США о торговле людьми 2007 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www crime.vl.ru.228.10.2008 г. Загол. с экрана.

3 Макаров С.Н. Реализация международно-правовых обязательств по борьбе с рабством и работорговлей в уголовном законодательстве России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 208 c.

4 Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС. 1999. С. 196-197.

5 Ванчугов В.В. Современное рабство. [Электронный ресурс]. Режим доступа http:// www.humanities.edu.ru/db/msg/80132

6 Доклад «Торговля Людьми: Глобальные Закономерности» / Trafficking in Persons: Global Patterns был опубликован в 2006 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www crime.vl.ru.228.10.2008 г. Загол. с экрана.

7 Мизулина Е.Б. Торговля людьми и рабство в России: международно-правовой аспект. М.: Юристъ, 2006.

Ввела в международный оборот следующие определения раба и работорговли:

1. Под рабством понимается положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности.
2. Под работорговлей понимаются все действия, связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или с распоряжением им с целью обращения его в рабство; все действия, связанные с приобретением раба с целью его продажи или обмена; все действия по продаже или обмену лица, приобретённого с этой целью, и вообще всякое действие по торговле или перевозке рабов.

Рабство осуждено договором Лиги Наций в 1926 году и во Всеобщей декларации прав человека ООН от , а также во всех других главных документах, касающихся прав человека.

На протяжении последних 5000 лет рабство существовало почти повсюду. Среди наиболее известных рабовладельческих государств - Древняя Греция и Рим , в Древнем Китае понятие си , эквивалентное рабству, известно с середины II тысячелетия до н. э. В российской литературе существовала традиция отождествлять крепостных крестьян с рабами, однако, несмотря на целый ряд сходных черт, у рабства и крепостничества были некоторые различия. В более поздний период рабство существовало в США и Бразилии . Рабство на Древнем Востоке имело много отличительных черт. Современное понятие раба не учитывает этих различий, понятие крепостной в правах человека отсутствует и полностью совпадает с определением раба. В тоталитарных государствах крупнейшим рабовладельцами стали не индивидуальные собственники, а сами эти государства, таким образом, прикрывая реальное положение рабов тем, что те якобы принуждаются к труду согласно установленным тоталитарным государством законами. Также во время Второй мировой войны в нацистской Германии широко использовался рабский труд.

Сущность рабства и положение раба

Неразрешённой до сего дня проблемой в изучении сущности рабства является неразработанность его научной-популярной классификации. Прямое следствие этого пробела - представление большинства людей о рабстве, как о какой-то особой составляющей истории Древнего мира. В лучшем случае, люди воспринимают рабство как принадлежность исключительно рабовладельческого строя.

Одним из важнейших критериев для классификации рабства является фактор формирующего субъекта.

Значительное распространение (а, соответственно, и особую угрозу для общества) современное рабство имеет в тех случаях, когда приобретает системный характер, когда основным формирующим субъектом порабощения становится не отдельное преступное частное лицо, а государство.

Появление рабовладения

Для достижения эффективности производства жизненно необходимо разделение труда . При организации такого разделения тяжёлый (прежде всего, физический) труд является наименее привлекательным. На определённом этапе развития общества (когда развитие технологий обеспечило производство работником большего объёма продукции, чем необходимо ему самому для поддержания жизни) военнопленных , которых прежде убивали, стали лишать свободы и принуждать их к тяжёлому труду на хозяина. Люди, лишённые свободы и превращенные в собственность господина, стали рабами.

Положение раба

Условия жизни раба определяются лишь гуманностью или выгодой рабовладельца. Первая была и остаётся редкостью; вторая заставляет действовать различно в зависимости от того, насколько трудно доставать новых рабов. Процесс выращивания рабов с детства - медленный, дорогой, требующий достаточно большого контингента рабов-«производителей», поэтому даже абсолютно антигуманный рабовладелец вынужден обеспечивать рабам уровень жизни, достаточный для поддержания работоспособности и общего здоровья ; но в местах, где добывать взрослых и здоровых рабов легко, их жизнью не дорожат и изнуряют работой.

Источники рабов

  1. На первых стадиях развития единственным, а в дальнейшем весьма существенным источником рабов у всех народов служила война , сопровождаемая пленением воинов противника и похищением людей, проживающих на его территории.
  2. Когда институт рабовладения упрочился и стал основанием экономического строя, к этому источнику добавились другие, прежде всего Естественный прирост рабского населения.
  3. Кроме того, появились законы , по которым должник, не имеющий возможности уплатить свой долг , становился рабом кредитора , за некоторые преступления карали рабством, наконец, широкая отцовская власть позволяла продавать своих детей и жену в рабство. Одним из способов превратиться в раба - холопа на Руси была возможность продать самого себя в присутствии свидетелей .
  4. Существовала (и продолжает существовать) практика обращения в рабство свободных людей путём прямого безосновательного принуждения. Каков бы ни был, впрочем, источник рабства, всегда и везде сохранялась основная идея о том, что раб есть пленник - и этот взгляд отразился не только на участи отдельных рабов, но и на всей истории развития рабства.

История рабовладения

Первобытное общество

Рабов часто истязали

Рабство изначально не отражено в культуре человека. Первые источники встречаются в период захвата семитскими племенами Шумера . Здесь встречается покорение захваченного народа и его подчинение господину. Древнейшие указания на существование рабовладельческих государств на территории Месопотамии относятся к началу третьего тысячелетия до н. э. Судя по документам этой эпохи, это были очень маленькие первичные государственные образования, во главе которых стояли цари. В княжествах, потерявших свою независимость, правили высшие представители рабовладельческой аристократии, носившие древний полужреческий титул «энси» . Экономической основой этих древнейших рабовладельческих государств был централизованный в руках государства земельный фонд страны. Общинные земли, обрабатывавшиеся свободными крестьянами, считались собственностью государства, и население их было обязано нести в пользу последнего всякого рода повинности.

В библейских источниках рабство описано было до потопа (Быт. ). Древние патриархи имели многих рабов (Быт. , ). Рабами делались: люди взятые в военный плен (Втор. , ), или должники не в состоянии уплатить своих долгов (4Цар. , Ис. , Мф. ), так же вор не в состоянии уплатить за украденное (Исх. ) и вступившие в брак с лицом рабского состояния (Быт. , и др.). Иногда человек сам продавал себя в рабство по крайности обстоятельств (Лев. ). Рабы через продажу переходили от одного господина к другому, и покупка была самым обыкновенным способом добывать себе рабов.

По современным представлениям, в эпоху первобытного общества рабовладение сначала отсутствовало полностью, затем появилось, но не имело массового характера. Причиной этого был низкий уровень организации производства , а первоначально - добывания пищи и необходимых для жизни предметов, при котором человек не мог произвести больше, чем необходимо для поддержания его жизни. В таких условиях обращение кого-либо в рабство было бессмысленно, так как раб не приносил пользы хозяину. В этот период, собственно, рабов как таковых не было, а были только пленники, взятые на войне. С древнейших времён пленник считался собственностью того, кто его захватил. Эта сложившаяся в первобытном обществе практика явилась фундаментом для возникновения рабовладения, поскольку закрепила представление о возможности владения другим человеком.

В межплеменных войнах пленников-мужчин, как правило, либо не брали вовсе, либо убивали (в местах, где был распространён каннибализм - поедали), либо принимали в победившее племя. Разумеется, были исключения, когда пленённых мужчин оставляли в живых и заставляли работать, либо использовали в качестве менового товара, но общей практикой это не было. Немногие исключения составляли мужчины-рабы, особо ценные из-за каких-то своих личных качеств, способностей, умений. В массе же бо́льший интерес представляли захваченные женщины, как для рождения детей и сексуальной эксплуатации, так и для хозяйственных работ; тем более, что гарантировать подчинение женщин как физически более слабых было гораздо проще.

Расцвет рабовладения

Рабство появилось и распространилось в обществах, перешедших к сельскохозяйственному производству . С одной стороны, это производство, особенно при примитивной технике , требует весьма значительных затрат труда , с другой - работник может произвести существенно больше, чем необходимо для поддержания его жизни. Пользование рабским трудом стало экономически оправданным и, естественно, широко распространилось. Тогда и сложилась рабовладельческая система, просуществовавшая многие века - как минимум, с античных времён до XVIII века , а кое-где и дольше.

В этой системе рабы составляли особый класс , из которого обычно выделялась категория личных, или домашних рабов. Домашние рабы всегда находились при доме, прочие же работали вне его: в поле, на строительстве , ходили за скотом и так далее. Положение домашних рабов было заметно лучше: они были лично известны господину, жили с ним более или менее общей жизнью, до известной степени входили в состав его семьи. Положение прочих рабов, лично мало известных господину, часто почти не отличалось от положения домашних животных, а иногда бывало и худшим. Необходимость удержания больших масс рабов в подчинении привела к появлению соответствующей юридической поддержки права владения рабами. Помимо того, что сам хозяин обычно имел работников, чьей задачей был надзор за рабами, законы сурово преследовали рабов, попытавшихся бежать от хозяина или взбунтоваться . Для усмирения таких рабов широко применялись самые жестокие меры. Несмотря на это, побеги и восстания рабов были нередки.

Рабский труд и работорговля были важной частью экстенсивной экономики средневековых азиатских государств, созданных кочевниками, таких как Золотая Орда , Крымское ханство и ранняя Османская Турция (см. также Набеговое хозяйство). Монголо-татары, обратившие огромные массы покорённого населения в рабство, продавали рабов как мусульманским купцам, так и итальянским торговцам, владевшим с середины XIII века колониями в северном Причерноморье (Каффа с , Чембало , Солдайа, Тана и др.). Один из наиболее оживленных работоторговых путей вёл из азовской Таны в Дамиетту, находящуюся в устье Нила. За счет рабов, вывезенных из Причерноморья, пополнялась мамелюкская гвардия династий Аббасидов и Аюбидов . Крымское ханство, сменившее монголо-татар в северном Причерноморье, также активно занималось работорговлей. Основной рынок рабов находился в городе Кефе (Каффа). Рабы, захваченные крымскими отрядами в Польско-Литовском государстве и на Северном Кавказе, продавались преимущественно в страны Передней Азии. К примеру, в результате крупных набегов на Центральную Европу в рабство продавались до тысячи пленников. Общее число рабов, прошедших через крымские рынки, оценивается в три миллиона человек. В покоренных Турцией христианских областях каждый четвёртый мальчик забирался из семьи, принуждался к обращению в ислам и в теории становился рабом султана, хотя на практике янычары вскоре стали элитными войсками, претендовавшими на политическое влияние. Из рабов пополнялась янычарская гвардия и султанская администрация. Из рабынь состояли гаремы султана и турецких сановников.

Рабство в новое время

Рабство, практически повсеместно в Европе заменённое крепостничеством, было восстановлено в новом свете в XVII веке , после начала эпохи великих географических открытий . На колонизируемых европейцами территориях повсеместно, в широких масштабах разворачивалось сельскохозяйственное производство, которое требовало большого количества работников. При этом условия жизни и производства в колониях были чрезвычайно близки к тем, что существовали в древние времена: большие пространства необработанной земли, малая плотность населения, возможность ведения хозяйства экстенсивными методами, с применением самых простых инструментов и элементарных технологий. Во многих местах, в особенности в Америке , работников было просто негде взять: местное население не имело никакого желания работать на пришельцев, свободные переселенцы также не собирались трудиться на плантациях. В это же время в ходе освоения белыми европейцами Африки обнаружилась возможность достаточно легко получить практически неограниченное количество работников, захватывая и обращая в рабство коренных африканцев. Африканские народы большей частью находились на стадии родового строя или начальных стадиях государственного строительства, технологический уровень их не давал возможности сопротивляться европейцам, имевшим технику и огнестрельное оружие. С другой стороны, они были знакомы с рабством ещё до прихода европейцев и рассматривали рабов как один из товаров для выгодной торговли.

В Европе возобновилось использование рабского труда и началась массовая работорговля, которая процветала вплоть до XIX века . Африканцев захватывали в их родных землях (как правило, сами же африканцы), грузили на корабли и отправляли по назначению. Некоторая часть рабов попадала в метрополию, большинство же отправлялись в колонии , преимущественно американские. Там они использовались для сельскохозяйственных работ, в основном на плантациях. Тогда же в Европе преступников , приговорённых к каторге , стали отправлять в колонии и продавать в рабство. Среди «белых рабов» преобладали ирландцы, захваченные англичанами в ходе покорения Ирландии 1649-1651. Промежуточное положение между ссыльными и свободными колонистами занимали «проданные в услужение» (англ. indenture ) - когда люди продавали свободу за право переехать в колонии и там снова «отработать» её.

В Азии африканские рабы использовались мало, поскольку в этом регионе гораздо выгоднее было использовать на работах многочисленное местное население.

Позже всего освободили рабов-негров в Бразилии , где негры наиболее смешались с португальцами и индейцами . По переписи здесь насчитывалось 3 787 тыс. белых, 1 954 тыс. негров, 3 802 тыс. метисов и 387 тыс. индейцев; из негров было около 1,5 млн рабов. Первым шагом к отмене рабства было запрещение в ввоза рабов. В были освобождены рабы монастырей и некоторых учреждений ; в объявлены свободными все дети, рождённые в Бразилии, освобождены все казённые и императорские рабы и учреждён особый фонд для выкупа ежегодно определённого числа рабов. В освобождены все рабы старше 60 лет. Лишь в последовало полное освобождение остальных рабов. Эта мера послужила одним из поводов к революции , низвергнувшей императора дона Педру II .

Прекращение работорговли и отмена рабства

Современное состояние

Распространённость рабства на начало XXI века

В настоящее время рабовладение официально запрещено во всех государствах мира. Последний по времени запрет на владение рабами и использование рабского труда был введён в Мавритании .

Поскольку юридического права на рабовладение в настоящее время не существует, то не существует и классического рабовладения как формы собственности и способа общественного производства, кроме, вероятно, ряда упомянутых ниже по тексту слаборазвитых стран, где запрет существует лишь на бумаге, а реальным регулятором общественной жизни выступает неписаный закон - обычай. По отношению же к «цивилизованным» государствам более корректным здесь является термин «принудительный, несвободный труд» (unfree labor) .

Некоторыми исследователями даже отмечается, что после перехода работорговли на нелегальное положение доходы от неё не только не уменьшились, но даже возросли. Стоимость раба, при сопоставимом сравнении с ценами XIX века , упала, а доход , который он может приносить, вырос.

В классических формах

В формах, типичных для классического рабовладельческого общества, рабство продолжает существовать в государствах Африки и Азии , где формальный его запрет произошёл относительно недавно. В таких государствах рабы занимаются, как и многие века назад, сельскохозяйственными работами, строительством, добычей полезных ископаемых, ремёслами. По данным ООН и правозащитных организаций, наиболее тяжёлое положение сохраняется в таких странах как Судан , Мавритания , Сомали , Пакистан , Индия , Непал , Мьянма , Ангола . Официальный запрет на рабовладение в этих государствах либо вообще существует только на бумаге, либо не подкрепляется сколько-нибудь серьёзными карательными мерами в отношении рабовладельцев.

Современное рабство

Трудовое, сексуальное и домашнее «рабство» в современных государствах

В государствах, зачастую считающихся вполне цивилизованными и демократическими , существуют формы принудительного труда, которые журналисты [кто? ] окрестили штампом «трудовое рабство».

Основными его жертвами становятся незаконные иммигранты или лица, насильственно вывезенные из страны постоянного проживания. Нередко в рабство попадают лица, обратившиеся у себя на родине в рекрутинговые фирмы, обещающие высокооплачиваемую работу за рубежом. Считается, что у таких лиц под различными предлогами изымают документы после прибытия в страну назначения, после чего лишают свободы и принуждают к труду. В России известны примеры использования рабского труда бездомных (например, банда Александра Кунгурцева).

Правительственные и общественные организации, занимающиеся вопросами соблюдения прав человека [кто? ] , постоянно отслеживают развитие ситуации с рабовладением в мире. Но их деятельность ограничивается констатацией фактов. Реальная борьба с работорговлей и использованием принудительного труда сдерживается тем, что использование рабского труда снова стало экономически выгодным.

Работорговля в Чечне

В период контроля территории региона сепаратистами в Чечне работали рынки рабов: в Грозном и Урус-Мартане, где продавали людей, в том числе похищенных из других российских регионов. В документальном фильме «Рынок рабов» телекомпании «ВИД» , снятого на основе свидетельств заложников, рассказывается об обстоятельствах похищения и жизни в плену. Заложники похищались из Северного Кавказа, Ростова, Волгограда, Москвы. В частности, в фильме упоминается случай, когда в Урус-Мартане был сделан заказ на «17-летнюю блондинку, ростом 172 сантиметра, с третьим размером груди, девственницу». Через неделю девушка была похищена в Новороссийске и привезена в Чечню. Места («зинданы»), где содержались рабы, были оборудованы решётками, цепями, нарами, окошками для подачи еды. По данным авторов фильма, в зинданах Грозного и Урус-Мартана содержалось более 6 тысяч человек. Поводом для съёмок фильма стало похищение в Чечне журналистов Ильяса Богатырева и Владислава Черняева.

Влияние рабства на культуру общества

С современной точки зрения, в нравственной жизни человечества рабство имело и имеет крайне вредные последствия. С одной стороны, оно приводит к нравственной деградации рабов, уничтожая в них чувство человеческого достоинства и стремление к труду на благо себя самого и общества, с другой - отражается неблагоприятно на рабовладельцах. Давно известно, что для психики человека крайне вредна зависимость от людей, подвластных его капризам и желаниям; господин неизбежно привыкает исполнять все свои прихоти и перестаёт владеть своими страстями. Распущенность становится существенной чертой его характера .

Во времена повсеместного, широко распространённого рабовладения рабство оказывало разлагающее влияние на семью : сплошь и рядом рабыни, едва выйдя из детства, принуждались удовлетворять сексуальные потребности господина, что разрушало семью. Дети господина, находясь в постоянном соприкосновении с рабами, легко перенимали пороки как родителей, так и рабов; жестокость и пренебрежение к рабам, привычка ко лжи и безответственности прививались с детства. Конечно, встречались отдельные исключения, но они были слишком редки и ничуть не смягчали общего тона. Из семейной жизни разврат легко переходит в общественную, как особенно рельефно показывает античный мир .

Вытеснение свободного труда рабским приводит к тому, что общество делится на две группы: на одной стороне - рабы, «чернь», в значительной степени состоящая из людей невежественных, продажных, проникнутых мелким, эгоистическим честолюбием и постоянно готовых поднять гражданскую смуту; на другой - «знать » - кучка богачей , возможно, образованных, но при этом праздных и развратных. Между этими классами - целая бездна, что является ещё одной причиной разложения общества.

Другим вредным последствием рабства является обесчещение труда. Занятия, предоставленные рабам, считаются позорными для свободного человека. С увеличением масштабов использования рабов возрастает число таких занятий, в конце концов всякий труд признается позорным и бесчестящим, а наиболее существенным признаком свободного человека считается безделье и презрение к какой бы то ни было работе. Воззрение это, будучи порождением рабовладения, в свою очередь поддерживает институт рабства, да и после упразднения рабовладения остаётся в общественном сознании. Для реабилитации труда в сознании людей требуется значительное время; до настоящего момента такое воззрение сохранилось в отвращении некоторых слоёв общества ко всякой хозяйственной деятельности.

Рабство в культуре

В Библии

В кинематографе

См. также

формы, переходные к крепостничеству
  • колоны
Воины-рабы (боевые холопы)
  • Афинская полиция (полиция в древних Афинах состояла из государственных рабов)
профессии
  • Ланиста
  • Работорговец
  • Охотник за беглыми рабами
законы о рабстве прочее

Примечания

Ссылки

  • Анри Валлон «История рабства в античном мире. Греция. Рим»
  • Говард Зинн. Создание межрасовых барьеров (история рабства в Америке) // Зинн Говард. Народная история США: с 1492 года до наших дней. - М., 2006, с. 37-55

Ежедневно в Москву из регионов и стран ближнего зарубежья устремляются на заработки тысячи человек. Часть из них пропадает бесследно, не успев выйти за пределы столичного вокзала. «Новая газета» изучила российский рынок трудового рабства.

Те, кто борется

Олег просит не называть место нашей встречи и даже регион. Дело происходит в промзоне небольшого городка. Олег «ведет» меня по телефону, а когда я дохожу до вывески «Шиномонтаж», говорит: «Жди, сейчас подойду». Приходит через 10 минут.

— Нелегко вас найти.

— На это весь расчет.

Разговор происходит за фанерной бытовкой. Вокруг — гаражи и склады.

— Бороться с рабством я начал в 2011 году, — говорит Олег. — Знакомая рассказала, как выкупала родственника с кирпичного завода в Дагестане. Я не поверил, но стало интересно. Поехал сам. В Дагестане с местными ребятами ходил по заводам, представляясь покупателем кирпича. Параллельно спрашивал у рабочих, есть ли среди них подневольные. Оказалось, да. С теми, кто не забоялся, мы договорились о побеге. Тогда удалось вывезти пять человек.

После освобождения первых невольников Олег разослал в СМИ пресс-релиз. Но тема интереса не вызвала.

— На связь вышла только одна активистка из движения «Лига свободных городов»: у них небольшая газета — человек двести, наверное, читают. Но после публикации мне позвонила женщина из Казахстана и рассказала, что ее родственницу удерживают в продуктовом магазине в Гольяново (район в Москве. И.Ж. ). Помните этот скандал? К сожалению, он был единственным, да еще и безрезультатным — дело-то закрыли.

О том, насколько тема торговли людьми волнует россиян, Олег говорит так:

— За последний месяц мы собрали всего 1730 рублей, а потратили около семидесяти тысяч. Мы вкладываем в проект свои деньги: я работаю на заводе, есть парень, который работает грузчиком на складе. Дагестанский координатор работает в больнице.

Олег Мельников в Дагестане. Фото: Vk.com

Сейчас в «Альтернативе» — 15 активистов.

— За неполных четыре года мы освободили примерно триста невольников, — говорит Олег.

По оценкам «Альтернативы», в России ежегодно в трудовое рабство попадает около 5 000 человек, всего в стране — почти 100 000 подневольных рабочих.

Как попадают в рабство

Среднестатистический портрет российского подневольного рабочего, по словам Олега, такой: это человек из провинции, не разбирающийся в трудовых отношениях, желающий лучшей жизни и готовый ради этого работать кем угодно.

— Человека, который приехал в Москву без определенного плана, но с определенной целью, видно сразу, — утверждает Олег. — На столичных вокзалах работают вербовщики. Активнее всего — на Казанском. Вербовщик подходит к человеку и интересуется, нужна ли ему работа? Если нужна, вербовщик предлагает хороший заработок на юге: от тридцати до семидесяти тысяч рублей. Регион не называют. О характере работы говорят: «разнорабочим» или еще что-то, не требующее высокой квалификации. Главное — хорошая зарплата.

За встречу вербовщик предлагает выпить. Не обязательно алкоголь, можно и чай.

— Идут в привокзальное кафе, где есть договоренности с официантами. В чашку завербованного подсыпают барбитураты — под этими веществами человек может находиться в бессознательном состоянии до полутора суток. После того, как наркотик начал действовать, человека сажают в автобус и увозят в нужном направлении.

Схему попадания в рабство Олег проверял на себе. Для этого две недели жил на Казанском вокзале, маскируясь под бездомного.

— Это было в октябре 2013 года. Сначала я пытался изображать приезжего, но это выглядело неубедительно. Тогда решил сыграть бомжа. Обычно работорговцы бездомных не трогают, но я был новеньким на вокзале, и 18 октября ко мне подошел человек, который представился Мусой. Сказал, что у него есть хорошая работа на Каспии, по три часа в день. Обещал 50 000 в месяц. Я согласился. На его автомобиле мы поехали к ТЦ «Принц Плаза» у метро Теплый стан. Там Муса передал меня человеку по имени Рамазан. Я видел, как Рамазан передал Мусе деньги. Сколько точно — я не разглядел. Потом мы с Рамазаном поехали в деревню Мамыри, это рядом с поселком Мосрентген в Московской области. Там я увидел автобус на Дагестан и отказался ехать, мол, знаю, что там рабство. Но Рамазан заявил, что за меня уже заплачены деньги и их нужно либо вернуть, либо — отработать. И, чтобы я успокоился, предложил выпить. Я согласился. Зашли в ближайшее кафе, выпили какой-то алкоголь. Потом плохо помню. Все это время за нами наблюдали мои друзья-активисты. На 33-м километре МКАД они перегородили дорогу автобусу, меня забрали в институт Склифосовского, где я пролежал под капельницей четыре дня. Мне подмешали нейролептик азалептин. Было возбуждено уголовное дело, но по нему до сих пор ведется проверка…

— Как таковых рынков, площадок, где можно было бы купить людей — нет, — говорит координатор «Альтернативы» в Дагестане Закир. — Людей берут «под заказ»: хозяин завода сказал работорговцу, что ему нужно два человека — привезут на завод двоих. Но есть все же два места в Махачкале, куда невольников привозят чаще всего и откуда их забирают хозяева: это автостанция за кинотеатром «Пирамида» и Северный вокзал. У нас есть множество свидетельств и даже видеозаписей на этот счет, но правоохранительные органы ими не интересуются. Пробовали обращаться в полицию — получали отказы в возбуждении дел.

— На самом деле, работорговля — это не только Дагестан, — говорит Олег. — Невольничий труд используется во многих регионах: Екатеринбург, Липецкая область, Воронеж, Барнаул, Горно-Алтайск. В феврале и апреле этого года мы освобождали людей со стройки в Новом Уренгое.

Вернувшиеся


Андрей Ерисов (на переднем плане) и Василий Гайденко. Фото: Иван Жилин / «Новая газета»

Василий Гайденко и Андрей Ерисов были освобождены активистами «Альтернативы» с кирпичного завода 10 августа. Два дня они ехали из Дагестана в Москву на автобусе. С активистом Алексеем мы встречали их утром 12 августа на автостоянке рынка «Люблино».

— Приехал в Москву из Оренбурга. На Казанском вокзале подошел к охраннику и спросил, нужны ли им сотрудники? Тот сказал, что не знает и что спросит у начальника, которого сейчас нет на месте. Пока я ждал, ко мне подошел русский парень, представился Димой и спросил, не ищу ли я работу? Сказал, что устроит меня охранником в Москве. Предложил выпить.

Очнулся Андрей уже в автобусе, с ним ехали еще двое невольников. Всех привезли на завод «Заря-1» в Карабудахкентском районе Дагестана.

— На заводе все работают там, где хозяин скажет. Я на тракторе возил кирпичи Работать грузчиком тоже приходилось. Рабочий день с восьми утра до восьми вечера. Без выходных.

— Если кто-то устает или, не дай Бог, травма, — хозяину плевать, — говорит Василий и показывает огромную язву у себя на ступне. Я когда Джангиру (так звали хозяина завода, он умер месяц назад) показал, что у меня нога распухает, он сказал: «Подорожник приложи».

Больных рабов на кирпичных заводах никто не лечит: если состояние совсем тяжелое и человек не может работать — его везут в больницу и оставляют у входа.

— Обычная еда раба — макароны, — говорит Василий. — Но порции большие.

На «Заре-1», по словам Василия и Андрея, подневольно работали 23 человека. Жили в бараке — по четверо в одной комнате.

Андрей пытался бежать. Далеко не ушел: в Каспийске его поймал бригадир. Вернул на завод, но не бил.

Относительно мягкие условия на «Заре-1» (сносно кормят и не бьют) обусловлены тем, что этот завод — один из четырех легально работающих в Дагестане. Всего в республике, по данным «Альтернативы», около 200 кирпичных заводов, и в подавляющем большинстве они не зарегистрированы.

На нелегальных заводах невольникам везет намного меньше. В архиве «Альтернативы» есть рассказ Олеси и Андрея — двух узников завода под кодовым названием «Кристалл» (находится между Махачкалой и Каспийском).

«Меня не били, а душили один раз, — рассказывает Олеся под видеозапись. — Это был бригадир Курбан. Он мне сказал: «Иди, ведра таскай, принесешь воды деревья поливать». А я ответила, что сейчас отдохну и принесу. Он сказал, что отдыхать я не могу. Я продолжила возмущаться. Тогда он начал меня душить, а потом пообещал утопить в реке».

Олеся к моменту попадания в рабство была беременна. «Узнав об этом, Магомед, управляющий заводом, решил ничего не предпринимать. Через некоторое время у меня из-за тяжелой работы появились проблемы по женской части. Я жаловалась Магомеду больше двух недель, прежде чем он отвез меня в больницу. Врачи сказали, что очень высока вероятность выкидыша, и потребовали оставить меня в больнице на лечение. Но Магомед забрал меня назад и заставил работать. Беременной я таскала десятилитровые ведра с песком».

Волонтеры «Альтернативы» успели освободить Олесю из рабства. Женщина сохранила ребенка.

«Освобождение людей далеко не всегда напоминает какой-то остросюжетный детектив, — говорят активисты. — Зачастую хозяева заводов предпочитают нам не препятствовать, потому что бизнес полностью нелегален и не имеет серьезных покровителей».

О покровителях

По словам волонтеров «Альтернативы», у торговли людьми в России нет серьезной «крыши».

— Все происходит на уровне участковых, младшего офицерского состава, которые просто закрывают глаза на проблемы, — говорит Олег.

Дагестанские власти свое отношение к проблеме рабства высказали в 2013 году устами бывшего тогда министром печати и информации Наримана Гаджиева. После освобождения активистами «Альтернативы» очередных невольников, Гаджиев сказал:

«То, что в Дагестане на всех заводах работают рабы, — это некий штамп. Вот ситуация: активисты заявили, что на двух заводах в поселке Красноармейский в неволе содержатся граждане из центральной России, Белоруссии и Украины. Мы попросили оперативников МВД по республике Дагестан проверить эту информацию, что и было сделано в течение буквально нескольких часов. Оперативники приехали, собрали коллективы, выяснили, кто приезжий. И слово «рабы» оказалось более чем неуместным. Да, были проблемы с зарплатами: людям, в общем, не платили, у некоторых действительно не было документов. Но трудились добровольно».

«Деньги? Я им все сам покупаю»

Волонтеры «Альтернативы» передали корреспонденту «Новой» два телефона, один из которых принадлежит владельцу кирпичного завода, где по сведениям активистов используется недобровольный труд; а второй — перекупщику людей.

— Я абсолютно не понимаю, о чем вы. Я помогаю людям найти работу, — перекупщик по кличке «Мага-купец» на мой звонок отреагировал бурно. — На заводах я не работаю, не знаю, что там происходит. Меня просто просят: помоги найти людей. И я ищу.

О барбитуратах, подмешиваемых в напитки будущим невольникам, «купец», по его словам, ничего не слышал. За «помощь в поиске» он получает 4—5 тысяч рублей за душу.

Магомед по кличке «Комсомолец», владеющий заводом в поселке Кирпичный, услышав причину моего звонка, сразу бросил трубку. Однако в архивах «Альтернативы» есть интервью с владельцем кирпичного завода в поселке Мекеги Левашинского района Магомедшапи Магомедовым, который описывает отношение хозяев заводов к подневольному труду. С завода Магомедова в мае 2013 года было освобождено четыре человека.

«Я насильно никого не держал. Как можно говорить об удержании, когда завод находится прямо у дороги? — говорит Магомедов под запись. — Я встретил их на автостоянке у кинотеатра «Пирамида» и предложил работу. Они согласились. Документы забрал, потому что они пьяные бывают — потеряют еще. Деньги? Все им сам покупал: вот они мне дают список того, что им нужно — я им все покупаю».

Официально

Правоохранительные органы факт низкой активности борьбы с работорговлей подтверждают официально. Из доклада Главного управления уголовного розыска МВД РФ (ноябрь 2014 года):

«Осенью 2013 года австралийская правозащитная организация Walk Free Foundation опубликовала рейтинг стран относительно ситуации, связанной с рабским трудом, в котором России была отведена 49--я позиция. По данным организации, в России в той или иной форме рабства находится около 500 тыс. человек <…>

Анализ результатов деятельности правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию торговле людьми и использованию рабского труда свидетельствует, что с момента введения в декабре 2003 года в Уголовный кодекс Российской Федерации статей 127--1 (торговля людьми) и 127--2 (использование рабского труда) количество лиц, признанных потерпевшими по указанным статьям Уголовного кодекса, остается незначительным — 536.

Кроме того, начиная с 2004 года, то есть за последние 10 лет, по статье 127--1 УК РФ зарегистрировано 727 преступлений, что ежегодно составляет менее одной десятой процента от всех зарегистрированных преступлений.

Анализ состояния преступности в сфере торговли людьми и работорговли свидетельствует о высокой латентности данных преступных деяний, поэтому официальные статистические показатели не полностью отражают фактическое положение вещей».

Пресс-центр МВД России:

Сотрудниками органов внутренних дел за январь-декабрь 2014 года зарегистрировано 468 случаев незаконного лишения свободы (ст.127 УК РФ), 25 случаев торговли людьми (ст. 127 - 1 УК РФ) и 7 преступлений, предусмотренных ст. 127-2 УК РФ.

В школе нам внушают, что раб - это тот, кого гонят кнутом на работу, плохо кормят и в любой момент могут убить. В современном мире рабом является тот, кто и не подозревает, что он, его родные и все окружающие его люди являются рабами. Тот, кому и в голову не приходит, что, по сути, он полностью бесправен. Что его хозяева с помощью специально созданных законов, силовых структур, коммунальных услуг и, прежде всего, с помощью денег могут заставить его сделать всё, что им от него потребуется.

Современное рабство - это не рабство прошлого. Оно другое. И строится оно не на силовом принуждении, а на изменении сознания. Когда из гордого и свободного человека под воздействием определённых технологий, посредством влияния идеологии, власти денег, страха и циничной лжи получается психически неполноценный, легко управляемый, продажный человек.

Что собой представляют мегаполисы планеты? Их можно сравнить с гигантскими концлагерями, населенными психически сломленными, абсолютно бесправными жителями.

Как бы это не было печально, рабство всё ещё с нами. Здесь, сегодня и сейчас. Кто-то этого не замечает, кто-то не хочет. Кто-то очень старается что бы всё так и осталось.

Конечно, о полном равенстве людей речь никогда не шла. Это физически невозможно. Кто-то рождается 2 метра ростом с шикарной внешностью, в хорошей семье. А кто-то вынужден с пелёнок бороться за своё выживание. Люди разные, и больше всего их разнят те решения, которые они принимают. Тема же этой статьи: «Иллюзия равенства прав людей в современном мире». Иллюзия свободного мира без рабства, в которую почему-то все дружно верят.

Рабство - это система устройства общества, где человек (раб) является собственностью другого человека (хозяина) или государства.

В 4 пункте Всеобщей декларации прав человека ООН расширила понятие раб до любого лица, которое не может по своей воле отказаться от работы.

Тысячи лет человечество жило в рабовладельческом строе. Доминирующий класс общества силой принуждал более слабый класс работать на него на нечеловеческих условиях. И если бы отказ от рабства не был пустым сотрясанием воздуха, это бы не произошло столь быстро и практически по всему миру. Просто, власть имущие пришли к заключению, что они и так смогут держать людей в нищете, голоде и получать всю необходимую работу за копейки. Так и произошло.

Основные семьи, владельцы крупнейших капиталов на планете, никуда не делись. Они остались в том же доминирующем положении и продолжили наживаться на простых людях. От 40% до 80% людей в любой стране мира живут за чертой бедности не по своей воле или случайному стечению обстоятельств. Эти люди не инвалиды, не умственно отсталые, не лентяи, и не преступники. Но при этом они не могут позволить себе покупку ни автомобиля, ни недвижимости, ни достойной защиты своих прав в суде. Ничего! Этим людям приходится бороться за своё выживание, каждый день вкалывая за смешные деньги. И это даже в странах с громадными природными ресурсами и в мирное время! В странах, где нет проблемы перенаселения или каких-то природных катаклизмов. Что же это?

Возвращаемся к 4-му пункту декларации прав человека. Есть ли у этих людей возможность отказаться от работы, переехать, попробовать себя в другом бизнесе? Потратить пару лет на смену специальности? Нет!

От 40% до 80% людей практически любой страны мира – рабы. А пропасть между богатыми и бедными людьми всё глубже и глубже, и этот факт никто даже не скрывает. Правящие семьи под руку с банкирами создают систему нацеленную лишь на обогащение себя же. А простых людей оставляют вне игры. Неужели вы реально думаете, что недвижимость должна столько стоить в пересчете на рабочие часы простого человека? Я уже молчу про то, сколько территорий, по сути, простаивает без дела практически в любой стране. И дело не в завышенной цене недвижимости, дело в заниженной цене человеческой жизни. Мы ничего не стоим для наших «хозяев». Ютимся в трущобах или бетонных многоэтажных курятниках. Потом и кровью зарабатываем на хлебушек, одежду и 1 короткую поездку полубомжацкого отдыха на море в год. В то время как привилегированные классы людей (к примеру банкиры) рисуют себе в карман любую сумму простым росчерком пера. Крупный капитал диктует законы, моду, политику. Формирует и уничтожает рынки. А что может противопоставить корпоративной машине простой человек? Ничего. При наличии крупного капитала вы можете пролоббировать свои интересы в правительстве и всегда оставаться в выигрыше, не смотря на качество и характер вашей деятельности. Все эти безнадежно ущербные автомобильные заводы, оружейные предприятия, посредники в сырьевой индустрии, всё это кормушки элиты. Которую мы дружно обслуживаем и наполняем для них.

Власть имущие отправляют нас на войну, сажают в клетки за долги, ограничивают возможность переселения или право иметь оружие. Кто же мы как ни рабы? И самое печальное, что мы сами в этом виноваты не меньше тех, кто сейчас у руля. Виноваты в своей слепоте и пассивности.

Современное рабство принимает изощрённые формы. Это отчуждение народа (общины, населения) от его природных ресурсов и территорий путём несправедливой приватизации (монополизации) прав на общеполезные территориальные ресурсы (ископаемые, реки и озёра, леса и земли. Например, законы, защищающие монопольное владение огромными ресурсами общины, народа (населения) территорий, регионов, стран, навязанные недобросовестными правителями (чиновниками, «избранниками», представительской властью, законодательной властью есть такой формой отчуждения, что позволяют утверждать о рабских условиях труда и монополиях олигархии, по сути схемы отчуждения и владения реализуются за счёт «поражения в правах» части населения и социальных групп. Понятие сверхприбыли и неадекватная оплата труда есть характерным признаком и частное определение рабства – поражение в правах на пользование природными ресурсами территорий и отчуждение доли труда при неадекватной его оплате. Такое поражение в правах по решению судов применяются в рейдерских захватах, коррупционных схемах и в случаях мошенничества. Для порабощения используют традиционные схемы долговых обязательств и кредитование под завышенные процентные ставки. Основной признак рабства – нарушение принципа справедливого распределения ресурсов, прав и полномочий, используемые для обогащения одной группы, за счёт другой группы и зависимого поведения с поражением в правах. Любые формы неадекватного применения льгот и неравенства в распределении ресурсов есть скрытой (неявной, частичной) формой рабского положения определённых групп населения. Ни одна из современных демократий (и иные формы самоорганизации жизни общества) не лишена этих пережитков в масштабах целых государств. Признаком таких явлений являются целые институты общества ориентированны на борьбу с подобными явлениями в наиболее крайних формах.

И ситуация только ухудшается. Даже если предположить, что вас устраивает ваше положение или вы просто можете его терпеть. Остановить эту систему порабощения нужно именно сейчас, так как вашим детям будет ещё тяжелее это сделать.

Современные рабы принуждаются к работе следующими скрытыми механизмами:

1. Экономическое принуждение рабов к постоянной работе. Современный раб вынужден работать без остановки до смерти, т.к. Средств, заработанных рабом за 1 месяц, хватает, чтобы оплатить жилье за 1 месяц, еду за 1 месяц и проезд за 1 месяц. Поскольку денег хватает у современного раба всегда только на 1 месяц, современный раб вынужден работать всю жизнь до смерти. Пенсия также является большой фикцией, т.к. Раб-пенсионер отдает всю пенсию за жилье и еду, и у раба-пенсионера не остается свободных денег.

2. Вторым механизмом скрытого принуждения рабов к работе является создание искусственного спроса на псевдонужные товары, которые навязываются рабу с помощью тв-рекламы, пиара, расположения товаров на определенных местах магазина. Современный раб вовлечен в бесконечную гонку за «новинками», а для этого вынужден постоянно работать.

3. Третьим скрытым механизмом экономического принуждения современных рабов является кредитная система, с «помощью» которой современные рабы все больше и больше втягиваются в кредитную кабалу, через механизм «ссудного процента». С каждым днем современный раб должен все больше и больше, т.к. Современный раб для того чтобы рассчитаться с процентным кредитом, берет новый кредит, не отдав старый, создавая пирамиду долгов. Долг, постоянно висящий над современным рабом, хорошо стимулирует современного раба к работе даже за мизерную плату.

4. Четвертым механизмом заставить современных рабов работать на скрытого рабовладельца является миф о государстве. Современный раб считает, что работает на государство, но на самом деле раб работает на псевдогосударство, т.к. Деньги раба поступают в карман рабовладельцев, а понятие государства используется, чтобы затуманить мозги рабов, чтобы рабы не задавали лишних вопросов типа: почему рабы работают всю жизнь и остаются всегда бедными? И почему рабы не имеют доли прибыли? И кому конкретно перечисляются деньги, выплаченные рабами в виде налогов?

5. Пятым механизмом скрытого принуждения рабов является механизм инфляции. Рост цен при отсутствии роста зарплаты раба, обеспечивает скрытое незаметное ограбление рабов. Таким образом, современный раб нищает все больше и больше.

6. Шестым скрытым механизмом заставить раба бесплатно работать: лишить раба средств на переезд и покупку недвижимости в другом городе или другой стране. Этот механизм вынуждает современных рабов работать на одном градообразующем предприятии и «терпеть» кабальные условия, т.к. Других условий у рабов просто нет и убежать рабам не на что и некуда.

7. Седьмым механизмом, заставляющим раба бесплатно работать, является сокрытие информации о реальной стоимости труда раба, реальной стоимости товара, который произвел раб. И доли зарплаты раба, которую забирает рабовладелец через механизм бухгалтерского начисления, пользуясь незнанием рабов и отсутствием контроля рабов над прибавочной стоимостью, которую рабовладелец забирает себе.

8. Для того, чтобы современные рабы не требовали своей доли прибыли, не требовали отдать заработанное их отцами, дедами, прадедами, прапрадедами и т.д. Является замалчивание фактов разграбления по карманам рабовладельцев ресурсов, которые были созданы многочисленными поколениями рабов на протяжении тысячелетней истории.

Говоря о рабстве стоит понимать, что оно бывает двух видов. Первый вид – носильное рабство, в современном мире встречается редко, его всеми силами пытаются победить. Существуют некоторые точки на земном шаре, где это возможно, в России подобное практически не встречается. Добровольное рабство имеет невероятные масштабы, более того 90% рабов не осознают собственное нахождение в плену. И на этот вопрос здорово ответила наука. Было выявлено, что существует часть мозга, которая отвечает за поиск оправданий. Когда человек совершает что-то плохое, он ищет способы оправдать себя.

То же самое происходит, когда он делает что-то неразумное. Психологи так же обнаружили сильную зависимость между снижением ответственности и желанием подчиниться. На выхлопе мы получаем идеального раба, который будет возмущаться, говорить о том, что ему всё это не нравится, но при этом будет страстно желать оставить всё как есть. А чуть позже подъедут обоснования своему поведению, те самые оправдания.

Впервые с более подробным описанием данной модели поведения я столкнулся в книге Алекса Лесли. Напомню это книга о взаимоотношении полов, в общем-то она по пикапу, но у меня вызвала интерес по другим причинам. Голая психология в чистом виде, грех не прочитать. Так вот Алекс довольно интересно описал поведение мужчины, который возложил ответственность за знакомство и развитие отношений на женщину. Они предсказуемы, скучны, неинтересны. Вроде что-то делают, но всё по стандарту. Многим женщинам в компании таких парней хорошо, потому что они никогда не переступят грань дозволенного, ими легко манипулировать. Делают что им скажут.

Не замечаете здесь некую параллель с работником и начальством? А вот я замечаю. Работник-раб будет делать всё что ему скажут, он выдержит задержку зарплаты, её снижение, необоснованные лишения премий. Причина всё та же – снижение ответственности. Человек не хочет создавать что-то своё, ждать результата, рисковать. Он хочет гарантий, чтобы только устроился, через недельку уже авансик. Неважно продаётся товар, который производит компания, или нет. Учиться чему-то новому тоже нет желания, пусть начальники учатся, а мне платят зарплату. Это типичное поведение раба-добровольца. Для руководства есть несколько неоспоримых преимуществ.

Отсутствие финансовой грамотности

Раб никогда не выйдет на пассивный доход, а значит будет вынужден работать до самой старости. Сколько бы вы не платили рабу, он всё потратит, ничего не отложит, не купит активы, про брокерский счет он ничего и не слышал, на другие виды инвестиций у него не хватит денег никогда, открыть бизнес он не сможет, потому что привык перекладывать ответственность за свою жизнь на начальника и правительство. Идеальная машина для зарабатывания денег. Обещаем ему гарантии, требуем выполнения задач, дальше делаем что хотим. Раб будет возмущаться, но каждое утро как штык на работе. Не потому что любит свою работу, не потому что с помощью компании может реализовывать себя и свои таланты, а потому что надо, нет денег, нечего есть.

Современный раб – потребленец

Маркетинг работает на 5+ уже много десятков лет. Раб при покупке товаров не задумывается над пользой и необходимостью, он берет то, что модно, престижно, круто. Показать, что ты лучше остальных, вот примитивная задача современных рабов. Так у человека с зарплатой 15 000 в руках появляется гаджет за 80 000, а если зарплата дотянула до 20 000 в месяц, то самое время покупать автомобиль за 1,5 ляма. Идеальное поведение раба. Теперь он вынужден работать ещё больше, а значит будет оставаться до поздна, приходить по выходным. В компании друзей он расскажет, что это правительство его заставило, совсем обнаглели там, разворовали всё, а мне приходится трудиться по 12 часов в сутки без выходных, чтоб страну поднять! Свои маленькие неразумные шалости он оправдает, в этом не сомневайтесь.

Кредит как способ принуждения к труду

Я не буду говорить о механизмах обмана, а расчеты по кредитной карте довольно сложны и обвести клиента вокруг пальца при желании можно без особого труда. Но и без того кредит делает свою работу. Рабы очень любят кредиты. Денег постоянно на что-то не хватает, ведь даже при росте доходов они тут же увеличивают расходы постоянно повышая уровень жизни. Приходится брать в долг под проценты, а их суть в том, что вернуть нужно больше. То есть ситуация складывается таким образом — существуют разные ступени уровня жизни. Кто-то может купить себе поддержанный ваз 2106, люди чуть побогаче берут новую калину, ещё богаче идут за поддержанным мерседесом и так далее. Когда человек, способный купить ваз, задумывается над кредитом, чтобы купить калину, он должен понимать, что с учетом кредита он прыгает на уровень поддержанного мерседеса. С учетом процентов 500 000, которые нужно заплатить за новую калину, превратятся в 800 00. То есть человек прыгает на две ступени вверх, но сам думает, что на одну. Типичное поведение раба.

Кто здесь главный?!

Раб настолько слеп, что не видит очевидного. Устраиваясь на работу он убежден, что работает на правительство, прям конкретно на президента. Не удивлюсь если рабы полагают, что Путин знает их в лицо. Соответственно все проблемы, невыплаты, низкая заработная плата и отсутствие перспектив объясняется тем, что это правительство намутило воду. Удивляет ситуация, когда человек зачем-то выучился на учителя, хотя дети его раздражают и в целом работа кажется сложной, а потом требует, чтобы зарплата была как у предпринимателей. Может следовало стать предпринимателем? Ну нет, сейчас вы на меня накинетесь. Медведев однажды уже сказал что-то подобное, потом весь интернет мемасиками заполонили. Просто запомните, что раб всегда уверен в том, что работает на государство. Не на ООО, ИП, ЗАО. На государство. И у него складывается впечатление, что такие зарплаты и задержки сейчас везде, все же на одно государство работаем. Поэтому нет смысла увольняться, учиться, пробовать, везде одно и то же. Мы прокляты.

Миф о стабильности.

Это можно отнести к первому пункту. Смотрите, вот я работал на почте России. В 2012 году моя зарплата была 10 000. Ну там ещё доплачивали пару тысяч, но сам оклад десять. Потом я уволился, помотался везде, в 2016 вернулся. Зарплата 10 000. Я пока развивал свои проекты, создавал сайты, копил немного денег на брокерском счете, в общем проработал там год. То есть доход сотрудников не изменился, а вот продукты подорожали. Умный человек понимает, что рост цен вызван инфляцией и это абсолютная норма. Оклад должен индексироваться ежегодно и повышаться как минимум на уровень инфляции в стране. Вот это стабильность.

Но рабы в схеме не разобрались и в их понимании руководитель молодец, он платит им всё ту же зарплату, не снижает. А вот правительство обалдело, повышает цены тут и там, душит народ. Как объяснить людям истинные причины ухудшения уровня жизни я толком не знаю, но постоянно пробую. Я очень надеюсь, что среди моих читателей все меньше тех, кто в вышеописанных признаках найдёт себя. Иногда мне пишут люди и сообщают, что пересмотрели своё отношение к деньгам и жизни, удалось расплатиться с кредитами, начали формировать капитал. Это самые приятные письма, хочется таких побольше.