Современные транспортные средства имеют много основного и дополнительного оборудования, которому для работы необходим электрический ток. Источником такого тока в автомобиле является аккумуляторная батарея, а для её подзарядки, во время работы двигателя, вмонтирована генераторная установка.
Можно представить в виде электрической трёхфазной машины переменного тока. Он имеет встроенный блок выпрямителей, который преобразовывает переменный ток в постоянный. Прибор состоит из следующих частей:
Генераторная установка обеспечивает следующие параметры:
Генератор устанавливается на двигатель с его левой стороны по ходу движения машины. Вращение ротора правое, которое он получает с помощью приводного ремня от коленчатого вала мотора.
Можно условно разделить на «механические» и «электрические». Давайте в таком порядке их и рассмотрим.
Косвенным подтверждением наличия такой поломки служит повышенная шумность генераторной установки во время . Он может «шуметь» и в некоторых других случаях, но об этом будет сказано несколько позже. Источником повышенного шума в большинстве случаев являются изношенные . В первую очередь это касается подшипника в передней крышке генератора. Он испытывает повышенные радиальные нагрузки, поэтому может быстрее выйти из строя. Натяжение приводного ремня сверх меры способствует увеличению нагрузки на подшипник.
Их может быть несколько, это:
Генераторной установки можно провести, не снимая её с машины. Для этого нужно иметь измерительный прибор типа тестера, мультиметра или вольтметра постоянного тока. Подойдёт даже простенький китайский тестер. Измерив, напряжение на клеммах аккумулятора, можно сделать определённый вывод о работоспособности генератора.
Метод проверки генератора, при котором снимают плюсовую клемму с АКБ применять нельзя, во избежание выхода из строя электронного реле-регулятора или другой электроники автомобиля. Более конкретные способы проверки рассмотрим чуть позже. Сейчас вспомним о том, как снять генератор ВАЗ 2114 для дальнейшей его проверки.
Его устанавливают в специальный кронштейн на блоке цилиндров, там же имеется планка для натяжения ремня генератора. Находят генератор в передней части моторного отсека с правой стороны по ходу движения автомобиля. Для снятия необходимо приготовить следующие инструменты:
Снятие производится несколькими способами, где требуется снимать защиту двигателя. Они хорошо описаны в разных источниках. Давайте попробуем снять его, не снимая защиты. Порядок действий будет таков:
Небольшим пробойником или чем-то аналогичным выбивают ось из кронштейна. Генератор вынимают вверх. Теперь с ним можно проводить ремонт генератора или обслуживание.
Для выполнения работы понадобиться ключик рожковый на»10», «19» и крестообразная отвёртка.
Разборка генератора ВАЗ 2114 проводится в таком порядке:
После этого можно внимательно осмотреть все детали на предмет износа или повреждения.
В этом узле могут быть проблемы с электронным регулятором и щётками. Замена щёток генератора может быть произведена без его снятия с двигателя. Проверить этот блок не снимая с генератора невозможно, поэтому, если есть такая возможность, то можно просто поменять щётки. Проверить его работу можно, присутствует регулируемый источник питания и контрольная лампочка. Подключают питание к «+» и «-» регулятора, а лампочку к щётке. Она должна светиться, а при увеличении входного напряжения до 15-16 вольт лампочка тухнет. Если этого не происходит, то нужна замена таблетки. Давайте рассмотрим признаки износа щёток. Об этом будет свидетельствовать:
Щётки в свободном состоянии должны иметь длину не менее чем 0,5 см. При меньшей длине производится их полная замена. щёток и их свободное перемещение в пазах. Если есть зависание, его можно устранить капелькой масла в пазы. Проверьте контактные кольца, их поверхность, на наличие выработки. При её наличии нужно отшлифовать мелкой шкуркой поверхность колец. Когда выполнена замена щёток генератора ВАЗ 2114, то работоспособность восстановится через несколько минут, после притирания щёток и контактных колец.
Признаки неисправности диодного моста генератора могут быть такими:
Всё это может вызвать большие негативные последствия для всей электрической системы автомобиля. руками возможен, но при условии наличия опыта и приборов для работы с электрооборудованием. Например, выявлены признаки поломки диодного моста, требуется его ремонт.
Чаще всего в таком случае происходит пробой силовых диодов «подковы». Заменить их не очень сложно, проблема состоит в том, что их нет в запасных частях. Можно поискать у ремонтников, которые занимаются ремонтами электрооборудования автомобилей. Проще и дешевле будет приобрести новый блок с диодным мостом, и поставить его взамен вышедшего из строя. Замена диодного моста производится в таком порядке:
После этого прибор можно монтировать на место установки, подсоединить провода, надеть и натянуть приводной ремень, и можно проверить его работу.
Так получилось, что замена генератора ВАЗ необходима. Необходимая запасная часть приобретена. Кстати, некоторые автолюбители производят замену исправных узлов на более мощные установки. Причины для этого могут быть самые разные. В основном, это установка новых, дополнительных потребителей электроэнергии. Мощные аудиосистемы, хороший свет фар, подсветка обвесов и другие подобные «штучки» требуют увеличение мощности генераторной установки.
В таких случаях обычно приобретают и устанавливают генератор от Приоры или Калины. Его вырабатываемый ток равен примерно 115 А, тогда как штатное устройство выдаёт 80 А. Его крепление аналогично штатному, только необходимо заменить шкив приводного ремня. Дело - это не очень сложное, справиться с ним под силу даже неопытным водителям.
Необходимый инструмент для замены генераторов:
Работу по замене начинают только после отключения аккумулятора.
Если работу выполняют в гараже со смотровой ямой, то можно рекомендовать следующий порядок действий:
Генератор можно вынуть из моторного отсека и на его место установить новый. Монтаж производится в обратной последовательности. Подключают ранее отключенные провода и разъёмы, ставят на место приводной ремень. После этого его можно опробовать в работе. Перед запуском мотора для опробования, несколько слов о том, как правильно . Этот процесс несколько отличается для разного рабочего объёма двигателей. При объёме 1,5 литра, ремень натягивают отодвигая корпус генератора монтировкой от блока двигателя. При объёме 1,6 литра, натягивают ремень винтом натяжного устройства.
Берегите свой автомобиль!
Довольно часто автолюбители задаются вопросом, как снять генератор на ВАЗ 2114 и 2115. Ведь этот прибор имеет склонность выходить из строя в самый неподходящий момент. Вовсе не секрет, что с неработающим генератором далеко не уедешь. Батарея разрядится довольно быстро, что опять же не пойдет ему на пользу. Поэтому, следует при первых признаках неисправности сразу снять этот узел. Дальше возможно поставить новый, или отремонтировать старый. В большей части случаев оптимальным вариантом будет ремонт генератора, это можно сделать самостоятельно. Только нужно выявить причину поломки.
Как снять генератор на ВАЗ 2114 и 2115? Обычно спрашивают люди, имеющие явные проблемы с этой деталью. Обычно на генерирующее устройство обращают внимание при плохой зарядке аккумулятора. Как правило, водитель замечает на панели загоревшуюся лампочку. Это позволяет наиболее быстро устранить неисправность. Но, иногда, проблема проявляется севшим неожиданно аккумулятором. При этом, лампа совершенно не реагирует на низкое напряжение в сети. В таком случае, обязательно проверьте работоспособность батареи, возможно с генератором все в порядке.
Замерьте в этом состоянии напряжение на клеммах батареи. Аппарат не должен показывать менее 13,2 В. Если показания меньше, то однозначно поломка в генераторе. Хотя иногда причина неисправности в окислении контактов на аккумуляторе. После чистки проведите проверку еще раз. Проверить реле-регулятор можно следующим образом, сначала замеряется напряжение под нагрузкой. После чего все приборы отключают. И еще раз производят измерения. При нормальном регуляторе показания не изменятся, или изменятся в пределах 0,1 В. Если прибор покажет увеличение напряжения, то скорее всего, проблема в реле.
Снятие
Разборка
Немного предистории…
Утром встал нужно ехать, аккум разряжен… Плохо… Сходил зарядил поехал, лампочка АКБ на панели не загорелась, на вольтаж не посмотрел, а зря. Заряжал аккум минут 40 поэтому съездил по делам, машину не глушил, домой приехал - заглушил, не завелась больше, пошел заряжать. Ночь простоял на зарядке. Утром сел, завел - по делам поехал. Заряд 11,7
маловато (очень маловато, после ночи то на заряде), 30 минут езды заряд уверенно падает 11,2
(генератор сосет вместо того, чтобы давать), к дому подъехал не заводится - все ясно, диодный мост, ремонт генадия.
Ремонт собственно.
Снимаем крепление натяжки генератора, сверху (ключик на 10 и на 13), ослабляем поворотный болт снизу (головка 13), скидываем ремень, откручиваем три болта крепления генератора снизу (головка на 15).
Выдергиваем генератор, откручиваем поворотный болт крепления к блоку и отделяем генератор от крепежки. Снимаем крышку генератора. Откручиваем диодный мост (в моем случае сгорел один диод), шоколадку (съедена почти в ноль), конденсатор. Смотрим медные кольца по которым ездят щетки шоколадки. Крутим якорь (гудит).
Еду в магазин за вкусняшками
Беру диодный мост, шоколадку, и пару подшипников (задний и передний). Выбирать особо не из чего, скудноват выбор в наших магазах, беру что есть (ездить то надо). В будущем возьму генератор нивовский (130 Ампер) б\у его переберу на нормальных запчастях.
.
Снимаем шкиф генератора. Откручиваем головкой на 22, вставив отвертку в генератор (не мните сильно лепестки, по возможности).
Начинаю половинить. Кладу на кирпичи через доску пытался выбить минут сорок с WD-40 и как только мог, в перекос встает и ни в какую.
Посидел, подумал… . Положил набок, вставил рожковый ключик боком в разрез половинок, аккуратно вбил его молотком и чудо процесс пошел. Вначале с одной стороны, потом с другой стороны. Потом также отверткой (у нее диаметр пошире), потом трубочкой поболее и еще более, пока не располовинил. Кто будет делать также осторожно , не вбейте пластины обмотки внутрь! Якорь крутиться не будет! . Располовинили.
Нашел в гараже съемник для больших подшипников, обточил на наждаке, стал съемник универсальный.
Снял им маленький подшипник. нашел в гараже три старых неизвестных подшипника, с их помощью запресовал новый маленький.
Большой выпресовал в тисках (совдеповские) при помощи 30 головки.
В качестве рычага пришлось использовать трубу иначе никак, боялся крышка лопнет от нагрузки, а нет все гуд выдержала. Обратно запрессовывал 32 головкой. Не забудьте закернить изнутри, я забыл - пришлось полностью гену разбирать ради этого.
Подшипники на месте собираем в обратном порядке, радуемся бесшумному гене. Смотрим медные кольца, по которым ездят щетки шоколадки, если есть канавки выработки, нужно их сравнять шкуркой или напильником (кому как удобно). Без фанатизма!
Иначе как и мне поход в магаз вам обеспечен. Почему? Потому что, выработка у меня была большая, стачивал медное кольцо и оно у меня лопнуло (Ахтунг!). Пошел домой спать, 12 ночи где ж я его куплю?
Объехал местные магазины и слава богу в одном нашелся ремкомплект колец
, советую купить его сразу если ваши изношены
.
Снова полный разбор генератора, выпресовка маленького подшипника. Снимаем пластиковую шайбу, откусывает провода идущие к контактам колец, снимаем старые кольца. Как я понял звонить какой контакт на какое кольцо не обязательно, т.к. эти два провода просто два конца одной обмотки и кольца соответственно в любом случае будут замкнуты (могу ошибаться, если что поправьте меня)
. Меняем кольца - одеваем на шкив, припаиваем концевики (изначально они запрессованы), я смазал контакты литолом, одеваем шайбу защитную. Собираем генератор. Перед установкой диодного моста прикатываем новые кольца напильником или шкуркой (необязательно, но я сделал).
Не путаем болты диодного моста! Три из них которые идут на контакты, с текстолитовыми шайбами! Поставите на их место четвертый без шайбы, получите КЗ, что нибудь сожгете!
Ставим на автомобиль.
Радуемся старому-новому генератору. Лично у меня напряжение бортсети первый день держалось 13.6+-0.2 (при включеном ближнем и магнитоле) на второй день 13.8 стабильно (щетки притерлись). Без света 14-14.2.
Всем удачи в ремонтах, на дорогах и по жизни!
Основными источниками электроэнергии на автомобиле являются АКБ и генераторная установка. В статье рассматривается генератор ВАЗ 2114: устройство, возможные неисправности, методы их устранения, дается инструкция по снятию, прилагаются фото- и видеоматериалы.
Генератор на ВАЗ 2114 это трехфазный аппарат. Его задачей является преобразование переменного тока в постоянный.
Конструкция агрегата состоит из следующих элементов:
Генератор ВАЗ 2114 — устройство
Работа генераторной установки осуществляется за счет того, что в статорной обмотке возникает электродвижущая сила, которая создается за счет вращения магнитного поля ротора.
Технические характеристики генераторного аппарата:
Генераторный агрегат находится с левой стороны от двигателя. Установлен ротор с правым вращением, которое осуществляется благодаря ременной передаче от коленвала двигателя.
Генераторная установка представляет собой электромеханическое устройство. Поэтому возможны два вида неисправностей: механические и электрические.
Признаком появления механических неисправностей является повышенный шум, раздающийся во время работы генератора. Причиной шума является разрушение подшипника, запрессованного в крышке. Он постоянно испытывает большие радиальные нагрузки, поэтому имеет небольшой срок службы.
Сокращает его срок эксплуатации чрезмерно натянутый ВАЗ 2114. Поэтому необходимо следить за его натяжением и состоянием. Генератор не будет работать при обрыве ремня.
Признаками электрических неисправностей является:
Определить неисправность можно с помощью мультиметра. Судить о недостаточном заряде можно по, слабо горящим фарам и медленно работающим дворникам, а также по контрольной лампочке, которая моргает или постоянно горит. Если заряд слишком большой, то закипает электролит в аккумуляторе, а фары светят слишком ярко.
Выработка недостаточного заряда генераторной установкой приводит к тому, что поступающего напряжения не хватает для питания всего электрооборудования. В этом случае, приходит на помощь аккумулятор. В итоге, он может полностью разрядиться. Слишком высокое напряжение еще опаснее для бортовой сети, так из-за него могут перегорать предохранители, а также сгореть компоненты электросети.
Зная, какое напряжение должен вырабатывать генератор ВАЗ 2114, можно провести его диагностику для выявления неисправностей (автор видео — Ильдар Латыпов).
Диагностика выполняется с помощью мультиметра, установленного в режим измерения напряжения.
Проверка генератора ВАЗ 2114 состоит из последовательности действий:
Во время диагностики следует прислушиваться к работе ротора. Если разрушится подшипник в передней крышке, будет слышен шум.
Падение напряжение возможно по следующим причинам:
Если генераторный узел полностью изношен, его нужно полностью менять. Перед тем как поменять генератор на ВАЗ 2114, следует выполнить его диагностику. Если не , причина может быть в обрыве ремня.
Если разрушен подшипник, необходима , а для этого придется его демонтировать. Генераторная установка крепится к блоку цилиндров двигателя на специальном кронштейне. Там же находится планка для регулировки натяжения ремня.
Для снятия генераторной установки на ВАЗ 2114, нужно запастись следующим инструментарием:
Возможны варианты демонтажа генераторной установки со снятием защиты силового агрегата и без. Мы рассмотрим вариант без демонтажа защиты. Перед тем, как снять генераторную установку, нужно отключить отрицательную клемму на аккумуляторе, чтобы избежать короткого замыкания.
Процедура состоит из этапов:
При варианте демонтажа генератора через низ нужно снимать защиту.
Устранение неисправностей зависит от причин, которые их вызвали:
1. Генераторная установка в сборе 2. Разборка узла 3. Диодный мост 4. Щеточный узел
Ремонт генератора ВАЗ 2114 зависит от обнаруженных неисправностей. Зная, как проверить генератор, можно обнаружить его неисправности. Некоторые из них не требуют даже снятия генератора. Например, генератор дает слабый заряд или не дает зарядку — причины в слабом натяжении или обрыве приводного ремня.
При разрушении подшипников, узел придется почти полностью разбирать. Разборка генератора потребуется при замене диодного моста.
Важно установить точную причину неисправности, чтобы восстановить работоспособность генераторной установки.
В этом ролике демонстрируется, как демонтировать генераторную установку ВАЗ 2114 не снимая защиты с мотора (автор видео — fedot580).