Что такое дцп в медицине. ДЦП: причины, симптомы и способы лечения. Что такое гипотонический церебральный паралич

03.08.2022 Котлы

Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойное место в обществе. В некоторых странах сейчас нередко даже проводятся конкурсы на самого красивого младенца.

Но у некоторых детей сразу после рождения возникают болезненные изменения мышечного тонуса и ряд других симптомов, которые затем накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь ребенка, - а впоследствии и взрослого - и на жизнь его родителей.

Эти явления известный австрийский врач и психолог Сигизмунд Фрейд в конце девяностых годов прошлого столетия объединил под названием детский церебральный паралич. Хотя, по сути, речь идет не о параличе, как таковом, а о нарушенной координации движений, связанной с поражением определенных структур головного мозга, возникающем в до и послеродовом периоде развития ребенка и в результате родовой травмы. Зачастую такие поражения случаются еще у эмбриона. Их виновниками бывают инфекция, антитела, неправильный резус-фактор или гипоксия новорожденных.

Неврологи выделяют три основные формы детского церебрального паралича: спастическую, для которой характерен постоянный повышенный тонус отдельных групп мышц - чаще всего сгибателей; гиперкинетическую, или атетоидную, когда тонус в сгибателях и разгибателях непрерывно меняется, из-за чего появляются резкие непроизвольные движения туловища и конечностей, мешающие ребенку ходить и сохранять равновесие, и астеническо-астатическую. При этой форме заболевания тонус всех групп мышц бывает понижен, что также мешает удерживать равновесие и нормально двигаться. Бывают случаи, когда астеническо-астатическая форма переходит в атетоидную.

У большинства детей с церебральным параличом наблюдаются расстройства речи, которые в значительной степени затрудняют их контакт с родителями и сверстниками. Тяжелые, так называемые генерализованные, формы детского церебрального паралича, когда поражаются руки и ноги, речь, а подчас и слух ребенка, - приводят его к глубокой инвалидности. Детский церебральный паралич - это непрогрессирующее заболевание, однако оно может давать осложнения в виде контрактур и различных деформаций. По сути детский церебральный паралич - даже не болезнь, а состояние, при котором нормальное развитие ребенка чрезвычайно затруднено.

Формы ДЦП

Гемиллегическая форма является наиболее частой разновидностью детского церебрального паралича. Она зависит от преимущественного повреждения одного полушария мозга. Уже с первых дней жизни ребенка можно отметить, что одна его ручка и ножка не принимают участия в постоянном движении конечностями. Такие дети начинают поздно садиться и особенно поздно и с трудом стоять и ходить. В паретичных конечностях часто отмечаются насильственные движения атетозного характера. Наблюдаются эпилептические припадки общего или джексоновского типа.

Диплегическая форма церебрального детского паралича, которая носит название болезни Литтля, выражается в спастических параличах или спастических парезах обеих ног. Ребенок отстает в физическом развитии и если начинает стоять и ходить, то с большой задержкой. B результате повышения мышечного тонуса, резкого напряжения приводящих мышц бедра и контрактуры икроножных мышц походка таких больных весьма своеобразна, что дает возможность иногда ставить диагноз без детального исследования. Больные опираются не на подошву, а на пальцы, колени соприкасаются между собой и при ходьбе трутся друг о друга, походка спастически-паретическая, причем создается впечатление, будто больной стремится все время вперед и вниз. Этому дефекту ног может сопутствовать атетоз в мышцах лица и в дистальных отделах рук. Могут наблюдаться и различные синкинезии, которые, сочетаясь с гиперкинезами, весьма затрудняют выполнение произвольных движений. Интеллектуально эти больные могут быть вполне сохранными.

Гиперкинетическая форма характеризуется наличием насильственных движений типа атетоза, миойлонии, которые сочетаются со значительным нарушением мышечного тонуса и психики. Нередко отмечаются нарушения речи.

Детские церебральные параличи представляют собой не прогрессирующий процесс, а остаточные явления уже законченного заболевания, поэтому течение их отличается медленным л постеленным улучшением до различных степеней. Хотя степень восстановления,учитывая пластичность детского мозга, может быть значительной, все же в большинстве случаев остаются более или менее выраженные дефекты моторики.

У большинства детей отмечается смешанный характер заболевания с сочетанием различных двигательных расстройств.

Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно связанны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений.

У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных формирований: удержание головы, навыки сидения и стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности.

Таким образом, поражение ЦНС при ДЦП нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что и определяет одну из основных трудностей формирования двигательных навыков.

У некоторых детей при резко нарушенном мышечном тонусе отмечается явление апраксии (неумение выполнить целенаправленные практические движения: застегивание пуговиц).

Слабое оценивание своих движений и затруднение в ходе осуществления действий с предметами, являются причинами недостаточности активного осязания, в том числе узнавание предметов на ощупь (стереогенеза).

У детей с ДЦП в результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппарата глаз согласованные движения руки и глаза развиты не достаточно, особенно если имеет место неправильные установки тела, головы и конечностей (например: голова опущена на грудь, руки и ноги согнуты).

Психофизическое развитие детей с ЦП

В свете современных представлений о происхождении и клинике резидуальных нервно-психических расстройств у детей и на основании предложенной нами (В. В. Ковалев, 1974) "классификации резидуально-органических расстройств детские церебральные параличи следует рассматривать как одну из форм резидуальной нервно-психической патологии сложного генеза. Мозговой органический дефект, составляющий основу детского церебрального паралича, возникает рано, в период незавершенного процесса формирования основных структур и механизмов мозга, что обусловливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств. В полиморфной картине последних значительное место занимают нарушения психического развития, в том числе его пограничные формы. Особенностью психического развития при детских церебральных параличах является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер, диспропорциональность в формировании отдельных, главным образом высших корковых функций, ускоренное развитие одних, несформированность, отставание других.

С особенностями патогенеза связана и особая структура интеллектуальной недостаточности - диссоциация между относительно удовлетворительным уровнем развития абстрактного мышления и недоразвитием функций пространственного анализа и синтеза, праксиса, счетных способностей и других высших корковых функций, имеющих значение для формирования интеллектуальной деятельности и развития школьных навыков (Е. И. Кириченко, 1965; Е. М. Мастюкова, 1974; С. С. Калижнюк и др., 1975). Нарушения пространственного гнозиса проявляются в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое. Во время письма выявляются ошибки графического изображения букв, цифр, их зеркальность, асимметрия.

В тесной связи с нарушениями зрительно-пространственного синтеза находится слабость функций счета. Эти расстройства проявляются в замедленном усвоении числа и его разрядного строения, замедленной автоматизации механического счета, неузнавании или смешении арифметических знаков и цифр при письме и чтении. В структуре интеллектуального дефекта корковые расстройства сочетаются с церебрастеническими и психоорганическими симптомами. Из числа последних наиболее характерны вялость, аспонтанность, адинамия, инертность и трудная переключаемость психических процессов. Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной. В тоже время в индивидуальных условиях и в обучающем эксперименте дети выявляют достаточную «зону» своего дальнейшего интеллектуального развития, проявляют своеобразное упорство, усидчивость, педантизм, что позволяет им в известной мере компенсировать нарушенную деятельность и более успешно усваивать новый материал.

Проявления психического инфантилизма, характерные почти для всех детей, страдающих детским церебральным параличом, выражаются в наличии несвойственных данному возрасту черт детскости, непосредственности, преобладании деятельности по мотивам удовольствия, склонности к фантазированию и мечтательности. Но в отличие от классических проявлений «гармонического инфантилизма» у детей с церебральным параличом наблюдаются недостаточные активность, подвижность, яркость эмоциональности. Свойственные детям с церебральным параличом пугливость, повышенная тормозимость в незнакомых условиях надолго фиксируются у них, что существенно отражается и на процессе обучения. Не менее важное значение в формировании своеобразных интеллектуальных нарушений приобретают неблагоприятные условия среды и воспитания, в которых проходит развитие ребенка с детским церебральным параличом (ограничение общения со здоровыми сверстниками, недостаточность игровой деятельности и подвижности, зависимость от взрослых).

К тяжелым нарушениям функций опорно-двигательного аппарата ребенка приводят поражения двигательных систем головного мозга, возникающие в большинстве случаев в результате детского церебрального паралича. Это заболевание является следствием инфекций, интоксикаций, травматических повреждений. Если они имели место до рождения ребенка, то речь идет о внутриутробном, врожденном параличе. Природовой и послеродовой параличи обусловлены травматическими повреждениями головного мозга новорожденного.

У детей с церебральными параличами резко затормаживается общее развитие двигательных функций: нарушены движения конечностей и всех частей тела в результате спазмов мускулатуры (параличей), наблюдаются гиперкинезы (непроизвольные беспорядочные движения конечностей и оральной мускулатуры). Тяжесть двигательных нарушений у детей с ДЦП различна. Большинство из них передвигается затрудненной, плохо координированной походкой, многие используют при этом костыли и трости, некоторые беспомощны без коляски.

Часто церебральные параличи сочетаются с такими отклонениями в развитии, как снижение слуха, речевые расстройства, представляющие собой различной выраженности нарушения произношения вследствие ограниченной подвижности артикуляционного аппарата (дизартрии). У детей нередко наблюдается также задержка формирования отдельных психических функций. Выраженность двигательного нарушения у ребенка не соотносится с выраженностью отклонений в его умственном развитии.

Специально проведенные исследования показали, что ДЦП - заболевание, имеющее непрогредиентный тип течения.

Нарушения у ребенка функций опорно-двигательного аппарата могут быть следствием и других причин, к числу которых относятся прогрессивная мышечная дистрофия, полиомиелит, травмы позвоночника, врожденная деформация суставов и др.

Нарушения движения и речи отрицательно влияют на психическое развитие детей. В силу двигательной недостаточности, ограничения поля зрения, снижения остроты зрения, отсутствия предметных действий, становление которых происходит по мере совершенствования общей моторики, поражения правой руки, недоразвития тонких движений пальцев, несогласованности движений руки и глаза у них заметны отставания в развитии предметного восприятия.

Для развития пространственных представлений ребенка большое значение имеет слух. Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата характерно снижение слуха, особенно на высокочастотные тона. Поэтому ряд звуков речи ими не воспринимается. В собственной речи они их пропускают или заменяют другими звуками, что отрицательно сказывается на качестве их активной речи. Такие дети имеют повышенную утомляемость, быстро становятся вялыми, пассивными, раздражительными, утрачивают интерес к выполняемой работе. В ряде случаев наблюдается появление двигательных беспокойств.

Большинство детей, страдающих указанным отклонением в развитии, пассивны, нерешительны, пугливы. Они боятся темноты, пустой комнаты, закрытой двери. У некоторых склонность к упрямству, быстрой смене впечатлений. Дети болезненно реагируют на повышение голоса, тона говорящего, на настроение окружающих. У большинства детей с ДЦП отмечается сниженная работоспособность, быстрая истощаемость всех психических процессов, трудности в сосредоточении и переключении внимания, малый объем памяти.

Некоторые дети излишне беспокоятся о своем здоровье и здоровье близких, без конца говорят об этом. Сон у большинства таких детей расстроен. Они долго засыпают, часто просыпаются, плачут и кричат во сне. У них встречаются нарушения в работе внутренних органов, которые проявляются в расстройствах аппетита, рвотах, неутолимой жажде, энурезах.

Если у ребенка нарушена функция опорно-двигательного аппарата, то это обнаруживается довольно рано. Родители замечают, что младенец позже своих сверстников начинает держать головку и осуществлять различные движения, не следит глазами за движениями и действиями своей руки, недостаточно фиксирует взором предметы и их передвижение, запаздывает в развитии. Особенно заметна недостаточность моторики.

В таком случае необходимо обратиться к врачу, рассказать ем о своих наблюдениях, посоветоваться, каким образом можно помочь малышу. В соответствии с указаниями врача следует организовать режим питания и сна, систематически проводить курсы лечения.

Особого внимания требуют дети с болезненно выраженным чувством страха. Их нужно осторожно знакомить с предметами, которых они боятся, показывая, что эти предметы не могут вызывать опасений.

Таким образом, двигательные расстройства у детей с церебральным параличом отрицательно влияют на весь ход его психического развития.

Физическое воспитание детей с ЦП

Ранняя и систематическая коррекция двигательных нарушений, осуществляемая в едином комплексе лечебно-педагогических мероприятий, способствует предупреждению и преодолению многих осложняющих нарушений и выявлению компенсаторных возможностей детского мозга. Особую роль в этом процессе играет физическое воспитание. Основной задачей физического воспитания детей с ДЦП является развитие и нормализация движений. Неправильное двигательное развитие ребенка с ДЦП начинается с неправильного положения его головы, шеи и спины. Поэтому при развитии двигательных функций у ребенка необходимо, прежде всего осуществлять контроль за положением общих частей тела. Ребенок с церебральным параличом во время бодрствования не должен более 20 минут оставаться в одной и той же позе. Ребенок не должен сидеть в течение длительного времени с опущенной головой, согнутой спиной и согнутыми ногами. В течение дня полезно несколько раз выкладывать его на живот, добиваясь в этом положении разгибания головы, рук, спины и ног. С целью формирования предпосылок произвольных движений у детей первых лет жизни крайне важным является использование специальных приспособлений в виде больших пляжных мячей, валиков, качалок, поручней и так далее.

Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная гимнастика. С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебная гимнастика имеет следующие основные задачи:

1. Развитие выпрямления и равновесия, то есть так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу.

2. Развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности.

3. Развитие зрительно-моторной координации.

4. Торможение и преодоление неправильных поз и положений.

5. Предупреждение формирования вторичного двигательного стереотипа.

Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с ДЦП возникают адекватные двигательные ощущения. В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков.

Положительное влияние на развитие двигательных функций оказывает использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (большинство упражнений проводится перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей; опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, что усиливает тактильные ощущения; ходьба босиком по песку и так далее), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами). При выполнении упражнений широко используются звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения, особенно при наличие насильственных движений, полезно проводить под музыку. Особо важное значение имеет четкая речевая инструкция, которая нормализует психическую деятельность ребенка, развивает целенаправленность, улучшает понимание речи, обогащает словарь. Таким путем у ребенка формируются различные связи с двигательным анализатором, что является мощным фактором всего психического развития.

В настоящее время для формирования правильной осанки, развития тазового пояса и нижних конечностей придается плаванию. Во время плавания уменьшается давление веса тела на опорно-двигательный аппарат и на неокрепший позвоночник ребенка; ритмичные движения ног, создают благоприятные условия для формирования и укрепления опоры нижних конечностей, а динамическая работа ног в безопорном положении способствует развитию стопы и предупреждает плоскостопие. При повышенной склонности к судорожным припадкам обучение плаванию противопоказано.

Важное значение для развития и нормализации движений у детей с ДЦП имеет проведение физических упражнений в воде – гидрокинезотерапия. Особенно полезна лечебная гимнастика в воде в период начального формирования активных движений. С помощью водолечения нормализуются процессы возбуждения и торможения, снижается мышечный тонус, улучшается кровоснабжение органов и тканей. Обычно лечебные ванны сочетаются с пассивными и активными движениями.

Широко используется лечебный массаж для развития движений детей с ДЦП. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям идут потоки импульсов в центральную нервную систему, особенно в двигательные зоны КГМ, что стимулирует их функционирование и созревание. Чем младше ребенок, тем большее значение для стимулирования его нервно-психической деятельности имеет тактильный раздражитель. Массаж оказывает разностороннее воздействие на организм ребенка. Он нормализует работу нервной системы, ускоряет ток лимфы, способствуя таким путем более быстрому освобождению тканей от продуктов обмена, то есть отдыху мышц, улучшает кровоснабжение мышц, замедляет их атрофию. Приемы массажа зависят от форм ДЦП и состояния отдельных групп мышц.

Дети с церебральным параличом отличаются повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно к болезням верхних дыхательных путей. Это связано как с общим снижением реактивности организма в связи с поражением ЦНС, так и с малой двигательной активностью ребенка, а также с частыми нарушениями дыхательной функции. Для укрепления здоровья важное значение имеет закаливание организма ребенка с ДЦП, которое необходимо начинать с самого раннего возраста. Выбор способа закаливания зависит от тяжести заболевания, возраста, индивидуальных особенностей ребенка. Закаливание детей в первые годы жизни, а детей с тяжелыми формами заболевания и в последующие годы осуществляется главным образом в процессе повседневного ухода.

Физическое воспитание детей с церебральным параличом основывается на теоретической концепции поэтапного формирования двигательных функций как у здорового ребенка, так и у ребенка с ДЦП.

В ходе физического воспитания следует учитывать не только качественные особенности двигательных нарушений, возраст ребенка, но в первую очередь – уровень его моторного развития, учет психологических особенностей ребенка.

4. Организация социально-психологической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.

Выраженные двигательные расстройства и нарушения речи при детском церебральном параличе затрудняют общение этих детей с окружающими, отрицательно влияют на все их развитие, способствуют формированию негативных черт характера, появлению поведенческих нарушений, формированию острого чувства неполноценности.

Разнообразные двигательные, перцептивные, когнитивные, аффективные и речевые расстройства, как правило, сложные, иногда изолированные, но чаще сочетанные, требуют комплексной медико-психолого-педагогической коррекции.

Одним из важнейших аспектов такой работы является создание условий для полноценного личностного развития детей с ограниченными возможностями движений в ходе реализации мер по психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации с последующей интеграцией их в современное общество. Систематическое наблюдение за развитием учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса, динамическое, комплексное, всестороннее и целостное изучение ребенка рассматривается как основа социально-психологического сопровождения образовательного процесса детей с церебральным параличом. С учетом полученных результатов психолого-педагогического изучения ребенка корректируется образовательный маршрут, разрабатываются индивидуальные программы обучения, проводится анализ их реализации. Модель социально-психологического сопровождения детей с церебральным параличом имеет свою специфику, которая определяется психологическими особенностями детей, деформацией их личностного развития, иногда дисгармоничными отношениями с родителями.

Организация и содержание процесса социально-психологического сопровождения исходит из того, что главное отличие педагогического и психологического воздействия состоит лишь в личной близости учителя, социального педагога и психолога к ребенку. Социальный педагог – это друг, помощник, а психолог – независимый эксперт. В процессе совместной работы специалистами реализуются разные цели. Целью работы учителя, социального педагога является создание условий для саморазвития личности ребенка через познание себя, психолога – коррекция на основе самопознания возникших нарушений, сопровождающихся осознанием себя другим, “неполноценным” членом общества.

Таким образом, главная задача социально-психологической поддержки ребенка с церебральным параличом – помочь ему так построить познание самого себя, чтобы оно стало действенной силой благоприятного саморазвития и саморегуляции.

Решает эту задачу социально-психологическая служба сопровождения, создание которой осуществляется поэтапно:

1 этап – ориентационный

На данном этапе изучается психологическая картина образовательного пространства (профессиональный уровень педагогического коллектива, индивидуальные особенности детей, их потенциальные возможности, мотивационные факторы обучения, характер необходимой социально-психологической помощи). В процессе работы с педагогическим коллективом формируется совместное понятийное поле, улучшается межличностное общение.

2 этап – созидательный

Этот этап предполагает определение конкретного содержания взаимодействия социально-психологической службы с другими службами детского учреждения.

3 этап – анализирующий

Отличительной особенностью этого этапа является качественное изменение психологического состояния коллектива по результатам работы, на основе осознания причин, мешающих работе по развитию личности ребенка.

4 этап – “совместные акции”

Задачей заключительного этапа является преодоление профессионального разрыва между социальным педагогом и психологом. Их совместная деятельность становится равнополагающей, направленной на всестороннее развитие личности ребенка, на формирование здорового образа жизни – физического, психологического и социального благополучия ребенка, страдающего церебральным параличом.

Заключение

Детям с таким серьезным заболеванием, как церебральный паралич важна не только медицинская, но и педагогическая помощь. Их родителям нужно вместе со специалистами - педагогами, врачами составить единый комплекс воздействия на ребенка. Детей необходимо обучать правильным движениям, применять соответствующую дефекту лечебную гимнастику работу на тренажерах, водолечение, длительный массаж, ортопедические средства. Огромное значение имеет ранняя логопедическая работа. Эффективность физиотерапевтического и логопедического воздействия возрастает за счет медикаментозного лечения.

Вместе с тем должна проводиться необходимая коррекционная работа, направленная на общее развитие ребенка, предупреждение возникновения у него нежелательных личностных черт, таких как упрямство, раздражительность, слезливость, неуверенность, боязливость и т.п. Необходимо формировать познавательную деятельность малыша, воспитывать активность и разнообразие интересов, тем более, что у многих детей с ДЦП имеются потенциально сохранные предпосылки к развитию мышления, в том числе и его высших форм.

Очень важно воспитание прочных навыков самообслуживания и гигиены, а также других бытовых навыков. Ребенок должен твердо знать, что он имеет обязанности, выполнение которых значимо для других членов семьи, и стремится справляться с ними. Постоянное соблюдение режима, спокойная доброжелательная обстановка в семье способствуют укреплению нервной системы ребенка, его умственному, физическому и нравственному развитию.

Ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, как и всякого другого, необходимо всячески оберегать от травм. Однако его нельзя постоянно ограждать от трудностей. Вырастая в тепличных условиях, он впоследствии окажется беспомощным, неприспособленным к повседневной жизни. Очень важно сформировать у него правильное отношение к себе, к своим возможностям и способностям. Для этого следует многократно подчеркивать, что наряду с недостатками у него есть большие достоинства, что он сможет многого добиться в жизни, если приложит усилия.

Некоторые дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата до школы воспитываются дома. Другие посещают специальные детские сады. Для более старших организованы специальные школы, часть из них интернатного типа. Обучение в них проводится по программам массовых школ. В дальнейшем выпускники получают возможность иметь различные профессии с учетом их физических особенностей.

Литература.

1. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста.

2. Михеев В.В. Нервные болезни.

3. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии?

Диагноз, который пугает всех и каждого - детский церебральный паралич. Причины, формы ДЦП - эти вопросы волнуют любого современного родителя, если во время вынашивания ребенка доктор говорит о высокой вероятности такого отклонения либо если пришлось столкнуться с ним уже после рождения.

О чем идет речь?

ДЦП - термин собирательный, его применяют к нескольким типам и видам состояний, при которых страдают опорная система человека и возможности двигаться. Причина врожденного ДЦП - повреждение мозговых центров, ответственных за возможность совершения различных произвольных передвижений. Состояние больного неумолимо регрессирует, рано или поздно патология становится причиной мозговой дегенерации. Первичные нарушения происходят еще во время развития плода в материнском организме, несколько реже ДЦП объясняется особенностями родов. Есть риск, что причиной ДЦП окажутся некоторые события, произошедшие с ребенком вскоре после рождения и негативно повлиявшие на здоровье головного мозга. Оказать такое воздействие могут внешние факторы только в ранний период после рождения.

Уже сегодня докторам известно огромное количество факторов, способных спровоцировать ДЦП. Причины разнообразны, а защитить от них свое чадо не всегда легко. Впрочем, из медицинской статистики видно, что чаще всего диагноз ставят недоношенным детишкам. До половины всех случаев с ДЦП - малыши, рожденные раньше срока. Эта причина считается самой значимой.

Факторы и риски

Раньше из причин, почему дети рождаются с ДЦП, первой и самой главной считали травму, полученную в момент появления на свет. Спровоцировать ее могут:

  • слишком быстрое рождение;
  • технологии, методы, применяемые акушерами;
  • зауженный материнский таз;
  • неправильная тазовая анатомия матери.

В настоящее время врачам доподлинно известно, что родовые травмы приводят к ДЦП лишь в крайне малом проценте случаев. Преимущественная доля - это специфика развития ребенка во время нахождения в материнской утробе. Считавшаяся ранее основной причиной возникновения ДЦП проблема родов (к примеру, затяжных, очень тяжелых) сейчас классифицируется как последствие нарушений, произошедших во время вынашивания ребенка.

Рассмотрим это подробнее. Современные врачи, выясняя с ДЦП, проанализировали статистику влияния аутоиммунных механизмов. Как удалось выявить, некоторые факторы оказывают значимое воздействие на формирование тканей на этапе появления эмбриона. Современная медицина считает, что это - одна из причин, объясняющих немалый процент случаев отклонений здоровья. Аутоиммунные нарушения влияют не только во время нахождения в материнском организме, но и воздействуют на ребенка после родов.

Вскоре после рождения прежде здоровый ребенок может стать жертвой ДЦП в силу инфицирования, на фоне которого развился энцефалит. Спровоцировать беду могут:

  • корь;
  • ветряная оспа;
  • грипп.

Известно, что к основным причинам ДЦП относится гемолитическая болезнь, проявляющаяся себя желтухой в силу недостаточности функционирования печени. Иногда у ребенка выявляется резус-конфликт, который также может спровоцировать ДЦП.

Далеко не всегда удается определить причину, почему дети рождаются с ДЦП. Отзывы врачей неутешительны: даже МРТ и КТ (самые эффективные и точные методы исследования) не всегда могут предоставить достаточно данных для формирования цельной картины.

Сложность вопроса

Если человек отличается от окружающих, он привлекает к себе внимание - этот факт ни у кого не вызывает сомнений. Дети, больные ДЦП - это всегда объект интереса окружающих, от обывателей до профессионалов. Особенная сложность заболевания - в его влиянии на весь организм. При ДЦП страдает возможность контролировать собственное тело, так как нарушается функциональность ЦНС. Конечности, мышцы лица не подчиняются больному, и это сразу бросается в глаза. При ДЦП у половины всех пациентов также отмечаются задержки развития:

  • речи;
  • интеллекта;
  • эмоционального фона.

Нередко ДЦП сопровождается эпилепсией, судорожностью, тремором, неправильно сформированным телом, непропорциональными органами - пораженные участки растут и развиваются значительно медленнее здоровых элементов организма. У некоторых больных нарушается зрительная система, у других ДЦП - причина психических, слуховых, глотательных нарушений. Возможен неадекватный мышечный тонус или проблемы с мочеиспусканием, дефекацией. Сила проявлений определяется масштабностью нарушения мозговой функциональности.

Важные нюансы

Известны такие случаи, когда больные успешно адаптировались к социуму. Им доступна нормальная человеческая жизнь, полноценная, наполненная событиями, радостями. Возможен и другой вариант развития событий: если при ДЦП пострадали довольно большие участки головного мозга, это станет причиной присвоения статуса инвалида. Такие дети полностью зависят от окружающих, по мере взросления зависимость не становится слабее.

В некоторой степени будущее ребенка зависит от его родителей. Известны некоторые подходы, методы, технологии, позволяющие стабилизировать и улучшить состояние больного. В то же время не стоит рассчитывать на чудо: причина ДЦП - поражение ЦНС, то есть излечению болезнь не поддается.

Со временем у некоторых детей симптоматика ДЦП становится все шире. Врачи расходятся во мнении, можно ли считать это прогрессом болезни. С одной стороны, первопричина не меняется, но ребенок со временем пытается освоить новые умения, зачастую сталкиваясь с неудачей на этом пути. Встретившись с ребенком с ДЦП, не стоит его опасаться: болезнь не передается от человека к человеку, не наследуется, поэтому фактически единственная ее жертва - это сам пациент.

Как заметить? Основные симптомы ДЦП

Причина возникновения нарушения - сбой в работе ЦНС, приводящий к дисфункции двигательных мозговых центров. Впервые симптоматику можно заметить у малыша в трехмесячном возрасте. Такой ребенок:

  • развивается с задержкой;
  • ощутимо отстает от сверстников;
  • страдает судорожностью;
  • совершает странные, несвойственные малышам движения.

Отличительная особенность столь раннего возраста - повышенные мозговые компенсаторные возможности, поэтому терапевтический курс будет в большей степени эффективен, если получится поставить диагноз рано. Чем позднее выявят болезнь, тем хуже прогноз.

Причины и дискуссии

Причина возникновения основных симптомов ДЦП - нарушение в работе мозговых центров. Спровоцировать это могут разнообразные повреждения, сформировавшиеся под влиянием широкого спектра факторов. Некоторые появляются еще во время развития в материнском организме, другие - при рождении и вскоре после. Как правило, ДЦП развивается лишь на первом году жизни, но не позднее. В большинстве случаев выявляется дисфункция следующих мозговых участков:

  • кора;
  • область под корой;
  • мозговой ствол;
  • капсулы.

Есть мнение, что при ДЦП страдает функциональность спинного мозга, но подтверждения в настоящий момент нет. Травмы спинного мозга установлены лишь у 1 % больных, поэтому нет возможности провести достоверные исследования.

Дефекты и патологии

Одна из самых часто встречающихся причин диагноза ДЦП - дефекты, полученные в период внутриутробного развития. Современные врачи знают следующие ситуации, при которых высока вероятность отклонений:

  • миелинизация медленнее нормы;
  • неправильное деление клеток нервной системы;
  • нарушение связей между нейронами;
  • ошибки формирования сосудов;
  • отравляющее воздействие непрямого билирубина, приведшее к повреждению тканей (наблюдается при конфликте резус-факторов);
  • инфицирование;
  • рубцы;
  • новообразования.

В среднем у восьми детей из десяти больных причина возникновения ДЦП - одна из указанных.

Особенно опасными инфекциями считаются токсоплазмоз, грипп, краснуха.

Известно, что ребенок с ДЦП может родиться у женщины, страдающей следующими болезнями:

  • сахарный диабет;
  • сифилис;
  • патологии сердца;
  • сосудистые заболевания.

И инфекционные, и хронические патологические процессы в материнском организме - возможные причины возникновения ДЦП у ребенка.

Материнский организм и плод могут обладать конфликтующими антигенами, резус-факторами: это приводит к тяжелым нарушениям здоровья ребенка, включая ДЦП.

Повышены риски, если во время беременности женщина принимает лекарства, способные отрицательно влиять на плод. Аналогичные опасности связаны с употреблением спиртного и куренем. Выясняя, что является причиной ДЦП, врачи установили, что чаще такие дети рождаются у женщин, если роды перенесены в возрасте до совершеннолетнего или старше сорокалетнего. В то же время нельзя говорить о том, что перечисленные причины гарантированно спровоцируют ДЦП. Все они лишь повышают риск отклонений, являются признанными закономерностями, учитывать которые нужно, планируя ребенка и вынашивая плод.

Нечем дышать!

Гипоксия - часто встречающаяся причина возникновения ДЦП у детей. Лечение патологии, если она спровоцирована именно нехваткой кислорода, ничем не отличается от прочих причин. Как такового выздоровления со временем не будет, но при раннем обнаружении признаков можно начать адекватный курс реабилитации пациента.

Гипоксия возможна и при вынашивании плода, и при родах. Если вес ребенка меньше нормы, есть все основания предполагать, что гипоксия сопровождала определенный этап беременности. Спровоцировать состояние могут болезни сердца, сосудов, эндокринных органов, заражение вирусом, почечные нарушения. Иногда гипоксия провоцируется токсикозом в тяжелой форме или на поздних сроках. Одна из причин ДЦП у детей - нарушение кровотока в малом тазу матери во время вынашивания чада.

Перечисленные факторы отрицательно влияют на снабжение плаценты кровью, из которой клетки эмбриона получают питательные компоненты и кислород, жизненно важные для правильного развития. При нарушении кровотока метаболизм ослабевает, эмбрион развивается медленно, есть вероятность малого веса или роста, нарушения функциональности разных систем и органов, включая ЦНС. Говорят о недостаточности веса, если новорожденный весит 2,5 кг и меньше. Существует классификация:

  • рожденные до 37 недели гестации дети с адекватным для своего возраста весом;
  • недоношенные детишки с маленькой массой;
  • рожденные вовремя или позднее срока дети с малым весом.

О гипоксии, задержке развития говорят только применительно к двум последним группам. Первая считается нормой. Для недоношенных, рожденных вовремя и позднее срока детей с недостатком массы риск развития ДЦП оценивается достаточно высоким.

Здоровье ребенка зависит от матери

Преимущественно причины ДЦП у детей обусловлены периодом развития в материнском организме. Аномалии у плода возможны под влиянием разных факторов, но чаще всего причиной становятся:

  • развитие диабета (нарушения в среднем - у трех детей из ста рожденных у матерей, страдавших гестационным диабетом);
  • нарушения в работе сердца и сосудов (инфаркт, резкие изменения уровня давления);
  • инфекционный агент;
  • физическая травма;
  • отравление в острой форме;
  • стресс.

Один из факторов опасности - многоплодная беременность. Эта причина ДЦП у новорожденных имеет следующее объяснение: при вынашивании нескольких эмбрионов сразу материнский организм сталкивается с повышенными показателями нагрузки, а значит, существенно выше вероятность рождения детей раньше срока, с малым весом.

Появление на свет: не все так просто

Распространенная причина ДЦП у новорожденных - родовая травма. Несмотря на стереотипы, гласящие, что это возможно лишь в случае ошибки акушера, на практике травмы гораздо чаще объясняются особенностями материнского или детского организма. К примеру, у роженицы может быть очень узкий таз. Возможна и другая причина: ребенок очень крупный. Во время появления на свет организм чада может пострадать, нанесенный ему вред становится причиной разнообразных болезней. Нередко наблюдаются клинические проявления ДЦП у новорожденных детей по причинам:

  • неправильное положение эмбриона в матке;
  • помещение головы в таз по неправильной оси;
  • слишком быстрые или очень продолжительные роды;
  • использование неподходящих принадлежностей;
  • ошибки акушера;
  • асфиксия по разным причинам.

В настоящее время одним из наиболее безопасных вариантов рождения считается кесарево сечение, но даже такой подход не может гарантировать отсутствия родовой травмы. В частности, есть вероятность повреждения позвонков шеи или груди. Если при рождении прибегали к кесареву сечению, необходимо вскоре после родов показать младенца остеопату для проверки адекватности состояния позвоночника.

В среднем ДЦП встречается у двух девочек из тысячи, а для мальчиков частота немногим выше - три случая на тысячу младенцев. Бытует мнение, что такая разница объясняется большим размером тела мальчиков, а значит, риск получения травмы выше.

В настоящее время от ДЦП застраховаться невозможно, как нет стопроцентной гарантии его предусмотреть, предупредить. Во внушительном проценте случаев причины приобретенного ДЦП, врожденного удается установить уже постфактум, когда аномалии проявляют себя в развитии ребенка. В некоторых случаях уже во время беременности есть признаки, указывающие на вероятность ДЦП, но в своей основной массе они не поддаются коррекции либо устраняются лишь с большим трудом. И все же отчаиваться не стоит: с ДЦП можно жить, можно развиваться, быть счастливым. В современном обществе довольно активно продвигается реабилитационная программа для таких детишек, совершенствуется оборудование, а значит, отрицательное воздействие болезни смягчается.

Актуальность вопроса

Статистические исследования показывают, что в среднем в возрасте до года ДЦП диагностируют с частотой до 7 из тысячи детей. В нашей стране средние статистические показатели - до 6 на тысячу. Среди недоношенных частота встречаемости приблизительно в десять раз больше относительно средней по миру. Врачи считают, что ДЦП - первая беда среди хронических болезней, поражающих детишек. В некоторой степени болезнь связана с ухудшением экологии; определенным фактором признается неонатология, поскольку даже дети, чей вес - всего лишь 500 г, в больничных условиях могут выжить. Безусловно, это настоящий прогресс науки и техники, но вот частота ДЦП среди таких детей, к сожалению, существенно выше среднего, поэтому важно не просто научиться выхаживать весящих столь мало детей, но и разработать способы обеспечения им полноценной, здоровой жизни.

Особенности болезни

Выделяют пять типов ДЦП. Чаще всего встречается спастическая диплегия. Разные специалисты оценивают частоту таких случаев в 40-80% от общего количества диагнозов. Такой тип ДЦП устанавливают, если поражения мозговых центров становятся причиной парезов, от которых в первую очередь страдают нижние конечности.

Одна из форм ДЦП - поражение двигательных центров в одной половине мозга. Это позволяет установить гемипаретический тип. Парезы свойственны только одной половине тела, противоположной тому мозговому полушарию, которое пострадало от агрессивных факторов.

До четверти всех случаев - это гиперкинетический ДЦП, обусловленный нарушением деятельности подкорки головного мозга. Симптоматика болезни - непроизвольные движения, активизирующиеся, если больной устал или взволнован.

Если нарушения сконцентрированы в мозжечке, диагноз звучит как «атонически-астатический ДЦП». Болезнь выражена статическими нарушениями, атонией мышц, невозможностью координации движений. В среднем такой тип ДЦП выявляют у одного больного из десяти пациентов.

Самый сложный случай - двойная гемиплегия. ДЦП обусловлен абсолютным нарушением функциональности полушарий мозга, в силу чего мышцы ригидны. Такие дети не могут сидеть, стоять, держать головку.

В некоторых случаях ДЦП развивается по комбинированному сценарию, когда одновременно появляется симптоматика разных форм. Чаще всего сочетаются гиперкинетический тип и спастическая диплегия.

Все индивидуально

Степень выраженности отклонений при ДЦП различна, а клинические проявления зависят не только от локализации больных мозговых областей, но и от глубины нарушений. Известны такие случаи, когда уже в первые часы жизни видны проблемы здоровья малыша, но в большинстве случаев можно поставить диагноз лишь спустя несколько месяцев после рождения, когда заметно отставание в развитии.

Заподозрить ДЦП можно, если ребенок не успевает в двигательном развитии за сверстниками. Довольно долго малыш не может обучиться держать головку (в некоторых случаях этого так и не происходит). Ему неинтересны игрушки, он не пытается перевернуться, осознанно шевелить конечностями. При попытке дать ему игрушку ребенок не пытается ее удержать. Если поставить чадо на ноги, оно не сможет встать на стопу полностью, а попытается подняться на цыпочки.

Возможны парезы отдельной конечности или одной стороны, могут пострадать все конечности сразу. Органы, ответственные за речь, недостаточно качественно иннервированы, а значит, произношение дается с трудом. Иногда при ДЦП диагностируется дисфагия, то есть невозможность проглатывать пищу. Это возможно, если парезы локализованы в глотке, гортани.

При значительной мышечной спастичности пораженные конечности могут быть абсолютно неподвижными. Такие части тела отстают в развитии. Это приводит к видоизменению скелета - деформируется грудная клетка, искривляется позвоночник. При ДЦП в пораженных конечностях выявляют контрактуры суставов, а значит, нарушения, связанные с попытками движения, становятся еще более существенными. Большинство детей с ДЦП страдают достаточно сильными болями, объясняющимися нарушениями скелета. Наиболее выражен синдром в шее, плечах, ступнях, спине.

Проявления и симптомы

На гиперкинетическую форму указывают внезапные движения, которые пациент не может контролировать. Некоторые поворачивают голову, кивают, гримасничают или подергиваются, принимают вычурные позы, совершают странные движения.

При атонической астатической форме больной не может координировать движения, при попытке ходьбы неустойчив, часто падает, не может поддерживать равновесие стоя. Такие люди чаще страдают треморами, а мышцы очень слабые.

ДЦП часто сопровождается косоглазием, желудочно-кишечными нарушениями, дыхательной дисфункцией и недержанием мочи. До 40 % больных страдают эпилепсией, а у 60 % ослаблено зрение. Некоторые плохо слышат, другие вовсе не воспринимают звуки. До половины всех больных имеют нарушения в работе эндокринной системы, выраженные сбоем гормонального фона, излишками веса, задержкой роста. Нередко при ДЦП выявляют олигофрению, замедленное психическое развитие, снижение возможности обучаться. Для многих пациентов характерны поведенческие отклонения и расстройства восприятия. До 35% больных отличаются нормальным уровнем интеллекта, а у каждого третьего умственные нарушения оцениваются как легкая степень.

Болезнь хроническая, вне зависимости от формы. Когда больной становится взрослее, постепенно проявляются скрытые ранее патологические нарушения, что воспринимается ложным прогрессом. Нередко ухудшение состояния объясняется вторичными сложностями со здоровьем, поскольку при ДЦП часты:

  • инсульты;
  • соматические болезни;
  • эпилепсия.

Нередко диагностируют кровоизлияния.

Как обнаружить?

Пока не удалось разработать таких тестов и программ, которые бы позволили доподлинно установить ДЦП. Некоторые типичные проявления болезни привлекают внимание врачей, благодаря чему болезнь удается выявить на раннем этапе жизни. Предположить ДЦП можно по низкому баллу по шкале Апгар, по нарушениям тонуса мышц и двигательной активности, отставанию, отсутствию контакта с ближайшим родственником - больные не реагируют на мать. Все эти проявления - повод для детального обследования.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 8 минут

А А

Под термином, известным в медицине, как ДЦП, подразумевается не одно заболевание, как кому-то может показаться, а целый комплекс заболеваний с нарушениями в различных системах организма.

Самые первые признаки церебрального паралича (прим. – не путать с детским параличом) могут проявляться сразу после появления младенца на свет. Но, в большинстве случаев, заболевание выявляется чуть позже (но еще в грудном возрасте).

В чем причина болезни, и что она собой представляет?

Что такое ДЦП у ребенка – основные риски и последствия детского церебрального паралича

Заболевание, которому в науке дали название ДЦП (прим. – детский церебральный паралич), в первую очередь, характеризуется ранним развитием: в процессе развития в мамином животе, в момент родов или в течение первых месяцев жизни.

Независимо от причин развития болезни, происходит сбой в работе отдельных зон мозга или их полная гибель.

Болезнь характеризуется…

  • Ранним развитием.
  • Повреждением структур мозга (прим. – спинного или головного).
  • Нарушением двигательной/мышечной активности.
  • Возможными нарушениями психики, слуха и зрения, а также речи и координации движений.

Следует отметить, что ДЦП не является генетическим или же заразным заболеванием.

В то же время, несмотря на тяжесть болезни, она поддается реабилитации, позволяющей скорректировать симптоматику и улучшить качество жизни ребенка для его социализации в возможной степени.

Отмечается, что наибольший процент заболевших наблюдают среди мальчиков.

Каковы возможные последствия ДЦП?

В первую очередь, отмечают ортопедические последствия болезни. Они относительно нарушений двигательной активности становятся первичными осложнениями, при своевременном устранении которых вполне реально поставить ребенка в сжатые сроки на ноги.

Дистрофические процессы в скелетной мускулатуре: это осложнение имеет наибольшее значение. При отсутствии грамотного лечения оно приводит к деформации суставов и костей — которые, в свою очередь, ведут к нарушению движения в целом и провоцируют болевой синдром.

К другим возможным осложнениям болезни можно отнести:

  1. Патологический мышечный тонус.
  2. Появление судорог.
  3. Наличие сложностей с глотанием.
  4. Появление неконтролируемых движений.
  5. Нарушение процессов мочеиспускания/дефекации.
  6. Задержка развития.
  7. Появление проблем со зрением, речью и слухом.
  8. Наличие проблем эмоционального характера.

Стоит отметить, что симптомы при ДЦП не обязательно будут выраженными – все зависит от случая. Признаки болезни могут быть едва заметными — или же выражаться в абсолютной инвалидизации, в соответствии со степенью поражения ЦНС.

Важно сказать, что при ДЦП, несмотря на то, что он является хроническим, не отмечается прогрессирования.

Усугубление состояния больного ребенка может наблюдаться лишь при появлении вторичных патологий. Например, при кровоизлияниях, при эпилепсии или же соматических проявлениях.

Основные причины ДЦП – кто в группе риска?

Ключевой причиной развития болезни считается нарушение развития — или же полная гибель — конкретного участка мозга, приобретенное до — или сразу после — рождения.

Факторов, способных повлиять на развитие ДЦП, выделяют более 100. Все эти факторы, потенциально губительные для нервной системы младенца, объединены в медицине в 3 группы.

А именно, факторы, которые имеют отношение к…

  • Течению беременности.
  • Самим родам.
  • Адаптационному периоду новорожденного вне утробы матери в течение 1-го месяца жизни (иногда до 2-х лет).

К причинам 1-й группы факторов можно отнести:

  1. Поздний токсикоз.
  2. Угрозу выкидыша.
  3. Резус-конфликт мамы и плода (прим. – при отрицательном резусе мамы).
  4. Гипоксию плода.
  5. Инфекционные болезни, перенесенные в процессе беременности. Наиболее опасными признаны краснуха (если мама не болела ею в детстве), сифилис, а также токсоплазмоз.
  6. Полученные мамой травмы в процессе беременности.
  7. Соматические заболевания.
  8. Раннюю отслойку плаценты.
  9. Фетоплацентарную недостаточность.

К причинам 2-й группы относят:

  1. Травмы головы младенца, которые им получены при прохождении через мамин узкий таз.
  2. Другие родовые травмы.
  3. Ягодичное предлежание плода.
  4. Нарушение родовой активности.
  5. Слишком большой вес грудничка.
  6. Преждевременные роды.
  7. И наиболее опасный фактор – стремительные роды.

В причины 3-й группы определили:

  1. Асфиксию новорожденных.
  2. Гемолитическую болезнь (прим. – возникает на фоне резус-конфликта).
  3. Аспирацию околоплодными водами.
  4. Нарушения в развитии дыхательной системы.
  5. Медикаментозную стимуляцию родов и ускорение родов через прокол околоплодного пузыря.
  6. Перенесенные ребенком тяжелые заболевания (прим. — герпетическая инфекция, менингит или даже энцефалит).
  7. Травмы головы малыша.
  8. Перенесенные отравления (у ребенка) свинцом.
  9. Случаи, которые могли привести к гипоксии мозга (прим. – закупорка дыхательных путей крохи чем-либо, утопление и проч.).

Согласно статистике, почти половина малышей с ДЦП родились раньше срока. К сожалению, уязвимость наиболее высока по причине неполного развития систем и органов, что, увы, значительно повышает риск кислородного голодания.

Что касается асфиксии при родах – на нее приходится менее 10-ти процентов всех случаев ДЦП.

Наиболее частой причиной развития болезни считаются скрытые инфекции у мамы (прим. – степень их токсичного влияния на мозг плода крайне высока).

Важно отметить, что большинство перечисленных факторов риска нельзя назвать абсолютными.

Кроме того, последствия данных факторов можно, если не предотвратить, то хотя бы минимизировать.

Формы детского церебрального паралича

Специалисты выделяют несколько форм течения ДЦП, отличающихся, прежде всего, зоной поражения мозга, а также проявлениями болезни и прочими факторами:

  • Гиперкинетическая. К причинам этой формы относят резус-конфликт, гипоксию, отравление плода токсинами, травмирование при рождении, дефицит питания плода и др. Данная форма болезни имеет 3 стадии развития. На ранней стадии (прим. – длится 3-4 месяца) отмечают судороги, сбои в работе дыхательной системы и аритмию. Начальная стадия (прим. – длится 5-48 месяцев) характеризуется выраженным мышечным гипертонусом, а поздняя – атрофией отдельных мышц и закреплением нарушений двигательной активности. Данная форма заболевания считается наиболее подверженной лечению.
  • Aтoничecки-acтaтичecкaя. При данной форме болезни отмечается низкий интеллект, полное отсутствие интереса к окружающему миру и даже агрессивность. Признаками формы являются недоразвитие речи и зрительных нервов, тремор конечностей, высокий тонус мышц, неспособность ходить и даже сидеть, и проч.
  • Спастическая диплегия. Эта форма – наиболее распространенная. Она характеризуется поражением обеих сторон тела с упором на ноги, крайне быстрой деформацией суставов, парезом голосовых связок, нарушением развития психики и систем организма, умственной отсталостью и др. Лечение в этом случае практически бесполезно, но есть методики, способствующие адаптации ребенка к миру.
  • Cпacтичecкий тeтpaпapeз. Основными признаками является снижение активности всех конечностей с их последующей деформацией, боли и спазмы, умственная отсталость, и проч. Форма болезни нуждается в непрерывном лечении во избежание серьезного ухудшения здоровья.
  • Aтaктичecкaя. Данная форма также имеет несколько стадий развития. И если на ранней может отмечаться лишь нарушение осанки и частичные нарушения нормы движений, то при тяжелой стадии ребенок уже не способен сам себя обслуживать и двигаться вообще. К сожалению, симптомы проявляются не сразу.
  • Cпacтикo-гипepкинeтичecкaя. В этом случае говорят о смешанном виде болезни, выражающейся в проявлении спастических симптомов при гиперкинетическом заболевании. Признаки болезни появляются в старшем возрасте после нарушения в развитии какой-либо системы организма.
  • Пpaвocтopoнний гeмипapeз. Тип болезни, при котором наблюдается паралич всей правой стороны тела. Причинами, как правило, становятся серьезные инфекции, травмы, перенесенный инсульт, опухоль, диабет или менингит. Обычно болезнь проявляет себя уже в более взрослом возрасте.

В каждой форме ДЦП – свои особенности, причины развития, симптоматика и способы лечения.

Развитие болезни может протекать совершенно по-разному — но важно вовремя распознать признаки и сразу начать лечение, во избежание необратимых последствий.

Упорное лечение и регулярные занятия могут дать ощутимый результат практически при любых формах ДЦП.

Вся информация в статье дана исключительно в образовательных целях, она может не соответствовать конкретным обстоятельствам вашего здоровья, и не является врачебной рекомендацией. Cайт сolady.ru напоминает, что никогда не стоит задерживать или игнорировать обращение к врачу!

Бывает, что беременность закачивается не так, как планировалось, иногда малыш рождается с серьезной патологией, например, ДЦП. «Это что такое?» - первый вопрос, возникающий в голове у родителей. ДЦП (в переводе детский церебральный паралич) - болезнь, не передающаяся по наследству. К развитию недуга приводит ряд проблем, возникающих во время беременности или родов. Заболевание представляет собой совокупность синдромов, объединяющая черта которых - поражение головного мозга.

Болезнь ДЦП известна людям давно, со времен существования человечества. Однако долгое время недуг никак не назывался. В середине 19-го века он получил свое первое наименование «Болезнь Литтла» благодаря ортопеду и хирургу, практикующему в Британии. Врач составил описание болезни, выявив среди ее причин тяжелые роды, асфиксию, преждевременное появление ребенка на свет. Следующее название было дано Уильямом Ослером - «церебральные параличи». Врач также уделил особое внимание неправильному процессу рождения, считая его первопричиной развития болезни.

Как отдельный термин ДЦП появился благодаря невропатологу, психиатру З. Фрейду. Он ввел много новых терминов для удобства описания заболевания. Последняя трактовка и классификация параличей была более точной. Фрейд утверждал, что ДЦП развивается в период перинатального развития плода, когда формируется мозг. Однако исследования следующих лет выявили, что осложненные роды - более вероятная причина появления ДЦП.

Сегодня ученые утверждают, что болезнь возникает сразу после рождения (в первые часы или в грудничковом периоде) или во время беременности. Причин у нее может быть множество. Но главным образом термин ДЦП означает поражение ЦНС (центральной нервной системы) и связанные с этим неврологические проблемы. Это предпосылка всех видимых симптомов у больного человека.

Повышенный или, наоборот, ослабленный тонус мышц, отставание в развитии, выраженные проблемы с моторикой: все это отличает детей с болезнью ДЦП. Проблемы выражаются также в сложностях овладения языком, письмом, трудностях общения.

Церебральный паралич затрагивает большие полушария. Поврежденных клеток мозга не становится больше со временем взросления больного. Они ограничены определенной областью с момента появления заболевания. Так, новые структуры мозга с возрастом не захватываются, а болезнь не прогрессирует.

В современном мире ДЦП причисляют к распространенным детским заболеваниям. По статистике на 1000 малышей рождается около 6 детей с этим диагнозом. Зафиксирована более высокая частота нарушения среди мальчиков.

ДЦП, лечится или нет? - вопрос, который волнует родителей больного ребенка в первую очередь. Для многих из них аббревиатура ДЦП звучит как приговор. Но опускать руки нельзя, ведь ребенку с таким заболеванием, как никому другому необходима любовь и поддержка родителей.

Причины возникновения ДЦП


Причины развития болезни разделяют на несколько групп

  1. Генетические (повреждение хромосом отца или матери чревато развитием ДЦП. Генетический материал может быть нарушен из-за начала старения организма).
  2. Кислородное голодание мозга (фетоплацентарная недостаточность развивается как в процессе родов, так и во время беременности. Угрожающие факторы - преждевременная отслойка плаценты, стремительные или долгие роды, обвития, неправильное предлежащие плода. Эти нарушения часто приводит к рождению ребенка с патологией ДЦП).
  3. Инфекционные заболевания (некоторые заболевания, протекающие в тяжелой форме, вызывают недуг ДЦП. Это менингит, энцефалит. Опасно, если заболевание протекает на фоне высокой температуры).
  4. Токсическое воздействие на ребенка (вействие сильнодействующих медицинских препаратов во время беременности, а также различных ядов может быть неотвратимым. Подобные факторы проявляются, когда будущая мать работает на вредном производстве (радиоактивные и химические вещества). Токсическое воздействие может быть вызвано курением, употреблением наркотиков).
  5. Физические (вероятность рождения ребенка с ДЦП увеличивается, если во время внутриутробного периода происходило влияние на плод электромагнитными полями (рентген, радиация).
  6. Механические (церебральный паралич у детей возникает вследствие родовых механических травм, связанных с непрофессиональным ведением родов. Бывает, что ребенок получает травму головы из-за слишком узкого таза матери).

Другими факторами, порождающими ДЦП, являются:

  • преждевременное рождение, маловесность новорожденного или, наоборот, большой вес;
  • хронические болезни женщины.

Инфекционные болезни, перенесенные женщиной во время беременности также отрицательно влияют на развитие плода.

Риск развития патологии возрастает, если выявляются сразу несколько опасных факторов, влияющих на мозг и нервную систему. В большинстве случаев в анамнезе людей с ДЦП, обнаруживается ряд поражений, провоцирующих появление паралича.

При ДЦП, причины возникновения которого могут быть различны, нарушается целостность и правильная работа структур головного мозга. Важно вовремя выявить причины нарушений, чтобы подобрать корректное лечение.

Фактором развития ДЦП в первые недели жизни малыша может быть:

  1. Гемолитическое заболевание.
  2. Асфиксия во время родов.
  3. Попадание околоплодных вод в дыхательные пути.
  4. Дефекты развития элементов системы дыхания.

Классификация ДЦП

Известно 2 классификации заболевания. Одна основывается на возрасте ребенка, вторая на форме нарушения.

Классификация относительно возраста:

  1. Ранняя — симптомы заболевания проявляются до полугодовалого возраста малыша.
  2. Начальная остаточная — болезнь выявляется от 6 месяцев до 2 лет.
  3. Поздняя остаточная — диагноз ставится после 2 лет.

Классификация относительно форм ДЦП.

Спастическая тетраплегия

При спастической тетраплегии поражаются отделы мозга, отвечающие за двигательную активность. Чаще это происходит в перинатальном периоде из-за недостатка кислорода. Данный фактор являет причиной частичного отмирание нейронов и изменение строения нервной ткани. Болезнь проявляется:

  1. Нарушением образования звуков и их воспроизведения.
  2. Проблемами с глотанием.
  3. Парезом мышц конечностей.
  4. Нарушением зрения, проблемами с вниманием.
  5. Косоглазием (вследствие поражения черепных нервов).
  6. Задержкой умственного развития.

Этот вид ДЦП - одна из самых тяжелых форм заболевания.

Спастическая диплегия

Спастическая диплегия - самый распространенный тип ДЦП, на его долю приходится 75% всех случаев заболевания. Выявляется чаще всего у детей, родившихся раньше срока.

Характерные признаки:

  • поражение нижних конечностей;
  • задержка умственного развития,
  • проблемы с психикой;
  • проблемы с речью (псевдобульбарный синдром).

Дети со спастической диплегией ДЦП успешно учатся вместе со сверстниками, живут в социуме. Они могут выполнять определенные виды работ.

Гемиплегическая форма

В этом случае чаще видны нарушения в движениях рук, но не ног. Причина появления гемиплегической формы паралича - кровоизлияния, инфаркты в головном мозге. Способность обучаться и осваивать социальные навыки у таких детей хорошая. При желании и усилиях ребенок выучится выполнять широкий ряд действий, но их скорость будет небольшой.


Поза, характерная для таких детей, внешне сходна с позой Вернике-Манна. Больная нога согнута только в области стопы. Таким образом, человек шагает, поднимаясь на носок и перенося вперед здоровую ногу. Положение руки, находящейся на стороне больной нижней конечности, напоминает позу человека, что-то просящего.

У детей, страдающих гемиплегической формой ДЦП, часто встречается задержка умственного, речевого развития, а также проблемы с психикой и эпилептические приступы.

Дискинетическая форма

Причина развития - гемолитическая болезнь новорожденных. Такие дети страдают от непроизвольных телодвижений, называемых гиперкинезами и дискинезами, проявляющимися во всех частях тела. Нарушения дополняются парезами и параличами. Положение рук, ног и туловища не является нормальным. Проявляется дискинетическая форма тягучими, червеобразными движениями с присутствием судорог и сокращений мышц.

Несмотря на подобное проявление, дети могут обучаться со сверстниками, не уступая им в интеллектуальных способностях. Им под силу окончить высшие учебные заведения и жить нормальной жизнью в социуме. Это форма представляет наиболее легкий вид ДЦП.

Атаксическая форма

Травмы лобных долей мозга, гипоксия - основные причины развития атаксической формы ДЦП. В этом случае часто встречаемым признаком является парез мышц гортани и голосовых связок, что отражается на голосе человека. У детей с этим нарушениям более слабый, чем в других случаях. Также атаксическая форма характеризуется нарушением произвольных движений, дрожанием конечностей.

Люди, у которых диагностирована данная форма ДЦП, страдают умственной отсталостью. Несмотря на это, атаксическая форма паралича протекает мягко. При правильном подходе к лечению ребенок может научиться стоять и ходить.

Варианты ДЦП

Смешанная форма

Когда у больного присутствуют симптомы двух и более форм, диагностируется смешанная форма ДЦП. При этом нарушаются различные структуры головного мозга. Более распространенные сочетания - спастическая и дискинетическая форма ДЦП, гемиплегическая и спастическая.

Нужно отметить, что у новорожденных детей тяжело сразу достоверно определить форму ДЦП. Характерные признаки того или иного вида заболевания выявляются лишь к тому моменту, когда малыш дорастает до 6 месяцев.

3 стадии ДЦП

  1. Ранняя — до 4х месячного возраста ребенка. Характерно тяжелое состояние больного, проблемы с дыханием, судороги. Однако конкретный вид нарушения определить трудно.
  2. Начальная хронически-резидуальная — при спастических формах заболевания с 5ти месячного возраста до 3–4 лет ребенка формируется мышечная гипертония стойкого характера. Часто в это время можно выявить форму заболевания и степень его тяжести.
  3. Поздняя резидуальная стадия — на этой стадии можно четко выявить форму недуга. Движения часто повторяются.

Симптомы

Симптомы болезни ДЦП делятся на ранние и поздние. К ранним относится:

  1. Замедленное физическое развитие ребенка (например, малыш не держит голову, не сидит или не ходит к положенному сроку).
  2. Рефлексы, присущие младенческому возрасту, сохраняются и по его прошествии (например, хватательный, движение конечностей долго остаются хаотичны).
  3. Ребенок пользуется преимущественно только одной рукой. Это заметно в играх или бытовых действиях.
  4. В новорожденном периоде детей, больных параличом, мало интересуют игрушки.
  5. Если ставить ребенка на ножки, он будет опираться не на всю стопу, а только на носочек.

Остальные признаки ДЦП считаются поздними:

  1. Деформация скелета. Проявляется в том, что на пораженной стороне конечность меньше.
  2. Тугоподвижность, малый объем движений, нарушение координации.
  3. Судороги. Развиваются в первые месяцы жизни или после диагностирования ДЦП.
  4. Походка затруднена, на носочках (это относится к диплегии и другим формам ДЦП).
  5. Проблемы с глотанием. Слюнотечение. Причина проблемы - нарушенное взаимодействие мышц лица, участвующих в этих процессах.
  6. Из-за нарушения тонуса мышц языка присутствуют проблемы с речью.
  7. Косоглазие, близорукость.
  8. Заболевания органов желудочно-кишечного тракта.
  9. Непроизвольное мочеиспускание и дефекация.
  10. Проблемы в эмоциональной сфере.
  11. Детям трудно писать, считать и читать.

Степень инвалидности связана с уровнем развития ребенка, усилий близких. Чем выше интеллект, тем меньше двигательных нарушений у больного.

Задержка психического развития (ЗПР) выражается в:

  • алалии;
  • дизартрии;
  • дислексии;
  • заикании.

Признаки форм ДЦП отличны друг от друга. Например, у детей с тетраплегией больше нарушений, чем со спастической диплегией.

Диагностика

Болезнь ДЦП диагностируется на основании выявления характерных для нее признаков. В дополнении к проверке условных рефлексов и тонуса мышц для определения тяжести болезни, используется практика МРТ мозга. Расшифровка результатов способна выявить кисты, опухоли, очаги кровоизлияния. Также, если есть подозрение на поражение мозга, используются УЗИ и ЭЭГ.

Значение своевременно поставленного диагноза сложно переоценить. Для этого важно распознать расстройство как можно раньше. Осматривать детей необходимо еще в роддоме и уделять особенное внимание малышам:

  • с малым весом;
  • родившимся раньше положенного срока;
  • имеющим пороки развития;
  • с диагнозом - желтуха новорожденных;
  • родившимся с оценкой Апгар до 5 баллов;
  • появившимся на свет в результате осложненных родов;
  • с инфекционными заболеваниями.

Диагностирует ДЦП невролог. Дополнительно могут быть назначены другие обследования для уточнения диагноза.

Лечение

Цель лечебных мероприятий - уменьшение проявления признаков болезни. Полностью излечить недуг невозможно, но важно выбрать правильную методику, чтобы ребенок приобрел необходимые навыки для жизни.

При определении характера лечения специалисту важно знать форму паралича, тяжесть недуга, сопутствующие заболевания.

Медикаментозное лечение

Терапия лекарствами включает:

  1. Противосудорожные препараты.
  2. Расслабляющие средства (диазепам, баклофен).

Не рекомендуется прием множества лекарств, которые влияют на восстановление поврежденной зоны мозга. Они бесполезны, потому что пораженные участки мозга ничем не восстановить. Иногда применяют метод для уменьшения гипертонуса - диспорт.

ЛФК, массаж

Массаж - необходимая процедура на протяжении всей жизни ребенка. Если здоровому малышу ее может проводить мама, то для больных церебральным параличом постоянно нужна помощь специалиста, который подберет упражнения для нужных групп мышц.

Коррекция позы

Из-за проблем с тонусом мышц больного, со временем у него закрепляется неправильная поза. Она корректируется шинами, валиками, бандажами.

Хирургические методы

Операции используются в редких случаях:

  • операция на ахилловом сухожилии (происходит его пересадка);
  • вмешательства на мышцах области поясницы;
  • спинальная ризотомия (проводится только при выраженном болевом синдроме);
  • тенотомия (назначают, если у больного есть контрактуры);
  • операция на мозге (делается редко, при сильном прогрессировании болезни).

Прочие методы

  • физиотерапевтические методы;
  • дельфинотерапия;
  • плавание;
  • занятия с логопедом;
  • социальная адаптация;
  • тейпирование и кинезиотейпирование (используется для поддержки суставов и мышцам);
  • ботулинотерапия.

Лечение фиксацией тела и групп мышц

При ДЦП, лечение которого осуществляется на протяжении всей жизни, ослабевает связь между головным и спинным мозгом, из-за этого телодвижения становятся разбалансированы. Некоторые врачи советуют использовать метод Войта с раннего возраста больного. Согласно методу профессора Войта, на теле человека есть точки, отвечающие за движения, одинаковые у всех (здоровых и больных). Так, при надавливании на точки у больных детей, происходит рефлекторное сокращение мышц, что приводит к определенным движениям.

В некоторых странах в борьбе с ДЦП используют стволовые клетки. Оптимальный возраст для трансплантации клеток - это 3–4 года малыша. Тогда сводится к минимуму конфликт собственных клеток с новыми. Методика использования стволовых клеток считается перспективной.

Осложнения

Для хронического недуга ДЦП не характерно прогрессирование со временем. Но опасность заболевания в том, что на его фоне могут развиться вторичные патологии, опасные для жизни. Осложнения недуга:

  • инвалидизация;
  • проблемы с потреблением пищи;
  • эпилепсия;
  • задержка развития и роста;
  • сколиоз, кифоз, лордоз;
  • аномалии восприятий, ощущений;
  • слюнотечение, проблемы недержания;
  • психологические и психические проблемы.

Врач занимается с малышом с помощью приспособления для развития моторики

Профилактика ДЦП

Во время периода беременности профилактика ДЦП заключается в наблюдении за здоровьем будущей мамы. Девушке или женщине важно исключить вредные привычки, регулярно посещать лечащего врача и следовать его рекомендациям. Также необходимо вовремя диагностировать угрожающие плоду диагнозы, такие, как, например, гипоксия и выбрать правильный способ родоразрешения.


Прогноз течения ДЦП после диагностики зависит от формы заболевания, а также от поведения и стараний близких больного. Иногда детский паралич приводит к инвалидности. Но насколько будут компенсированы нарушения зависит от тактики лечения. Головной мозг ребенка развивается, здоровые его области могут брать на себя функции пораженных. Поэтому близким важно регулярно заниматься с ребенком, не пуская болезнь на самотек.

Церебральный паралич проявляется в нарушении двигательных функций, что вызвано травмой или аномальным развитием мозга, чаще всего еще до рождения. Обычно признаки заболевания проявляются в младенчестве и дошкольном возрасте. ДЦП вызывает жесткость конечностей и туловища, нарушение осанки, шаткость при ходьбе, или все это вместе. Люди с церебральным параличом зачастую имеют замедленное умственное развитие, проблемы со слухом и зрением, судороги. Выполнение определенных процедур может помочь улучшить функциональные способности человека.

Причины

Во многих случаях точно неизвестно, почему возникает является следствием проблем с развитием мозга, которые могут возникнуть в результате таких факторов, как:

  • случайные мутации в генах, контролирующих формирование мозга;
  • инфекционные заболевания матери, влияющие на развитие плода (например, краснуха, ветрянка, токсоплазмоз, сифилис, цитомегаловирус и др.);
  • нарушение кровоснабжения в мозгу ребенка;
  • младенческие инфекции, вызывающие воспаление мозга или его оболочек (например, бактериальный энцефалит, сильная желтуха и др.);
  • травма головы.

Симптомы

Церебральный паралич может выражаться в различных симптомах. Проблемы с движением и координацией могут включать:

  • изменения мышечного тонуса;
  • ригидность затылочных мышц;
  • отсутствие мышечной координации;
  • непроизвольные движения и дрожь;
  • задержка моторики (например, не может держать головку, сидеть самостоятельно или ползать в том возрасте, когда здоровые дети уже это делают);
  • трудности при ходьбе (например, ходьба на полусогнутых ногах или ходьба на носках);
  • проблемы с глотанием и избыточное слюнотечение;
  • задержка в развитии речи;
  • сложности с точными движениями (например, не может держать в руке ложку или карандаш);
  • проблемы со зрением и слухом;
  • проблемы с зубами;
  • недержание мочи.

Диагностика

Чтобы диагностировать церебральный паралич, врач должен провести сканирование мозга. Это можно сделать несколькими способами. Предпочтительным тестом является МРТ, использующая радиоволны и магнитное поле для получения подробного изображения. Также можно произвести УЗИ и КТ мозга. Если ребенок имеет судороги, врач может назначить ЭЭГ, чтобы определить страдает ли он эпилепсией. Чтобы исключить другие заболевания, имеющие схожие с ДЦП симптомы, следует проверить кровь.

Лечение

Как уже говорилось, нельзя полностью вылечить направлена на то, чтобы свести к минимуму его симптомы. Для этого потребуется долгосрочный уход с помощью целой медицинской команды специалистов. Эта группа может включать педиатра или физиотерапевта, детского невролога, ортопеда, психолога или психиатра, логопеда. При лечении используются лекарства, помогающие уменьшить плотность мышц и улучшить функциональные способности. Выбор конкретных медикаментов зависит от того, касается ли проблема только определенных мышц или затрагивает все тело. Церебральный паралич можно лечить и немедикаментозными методами: с помощью физиотерапии, трудотерапии, логопедии. В некоторых случаях может потребоваться хирургическая операция.