Заготовлять бересту лучше всего весной. Самая лучшая береста - ровная, с красивым рисунком (узкими полосками) - у одной из наиболее распространенных разновидностей березы - березы пушистой. Эта береза растет на большей территории нашей страны. Своеобразная особенность березы пушистой, позволяющая легко отличать ее от другого вида березы, бородавчатой, - это мелкий густой пушок, покрывающий молодые побеги и листья. Береза пушистая образует второй ярус в сосновых или редких еловых лесах, встречается в местах низменных и пойменных, заливаемых в весеннюю пору водой.
Самую крепкую и плотную бересту дают березы, выросшие на сухих и каменистых почвах. А у деревьев, растущих на торфяниках и болотах, кора ломкая, с сучками, имеет неровную, изъеденную поверхность.
Инструментом для снятия бересты служит обыкновенный острый нож. Для изделий, которые предлагаются в этой главе, бересту снимают пластами и лентой. Для заготовки пластовой бересты на стволе березы делаются горизонтальные надрезы, для заготовки ленты-лыка - спиральные, вокруг ствола. Если вам нужны большие, цельные куски, то бересту надо снимать со спиленных деревьев, диаметром не менее 20 см, по возможности выбирая места гладкие и без сучков.
Вся наружная (белая) сторона коры зачищается с помощью ножа или шкурки и освобождается от грязи и росших на березе грибков и мха. Внутренняя сторона освобождается от остатков пористой, коричневой коры березы и протирается влажной тряпкой. Для больших изделий подходит и такая толстая береста. Для мелких - толстая береста распаривается и расслаивается на два-три слоя просто руками, без дополнительных инструментов. Работу эту надо производить аккуратно, не торопясь. Молодую и свежеснятую бересту можно не парить, а лишь чуть смочить.
Бересту, снятую любым из перечисленных способов, для сохранности надо просушить и держать в сухом, затемненном и прохладном месте. Пластовую бересту больших размеров лучше хранить под грузом, уложив пласты друг на друга.
Очень красив и цвет некрашеной бересты, если ее покрыть бесцветным спиртовым лаком. Для этого лак нужно чуть подогреть и нанести на бересту мягкой волосяной кисточкой.
Режут по бересте кончиком очень хорошо заточенного ножа, бритвой или ножницами. В местах закруглений следует пользоваться маленькими ножницами с закругленными концами, а для вырезания отверстий, наоборот, с острыми концами или ножом. Повторяющиеся кружочки можно пробивать пробойником.
Чтобы береста лучше прикреплялась к выбранной основе, например к толстому картону или к другому куску бересты, надо приклеить к изнаночной (внутренней) стороне бересты тонкую бумагу и только потом вырезать рисунок. Клеить нужно жидким столярным клеем или ПВА. Если вы используете клей ПВА, то желательно затем прогладить приклеенную бересту через плотную бумагу не очень горячим утюгом.
В любом случае склеенное изделие или его части следует поставить на некоторое время под пресс для выравнивания, чтобы предотвратить возможное скручивание и деформацию.
Работа заняла
4 место
Я живу в Республике Коми - это богатый и красивый северный край. На востоке республики протянулись древние Уральские горы, на самом севере – горная тундра. Коми земля – это бескрайние леса, щедрые воды и богатейшие недра, уютные города и села. Здесь живут трудолюбивые, талантливые люди, среди которых есть Мастера – золотые руки. Они создают разнообразные традиционные художественные изделия, которые продолжают хранить и передавать память наших предков. Во многих районах республики сохранились традиционные, основанные на ручном труде и пришедшие от дедов и прадедов народные ремесла и художественные промыслы. Наибольшее развитие получили художественная обработка и резьба по дереву, плетение из бересты, лозы, соснового корня, традиционная роспись по дереву, узорное вязание и ткачество, обработка меха, разные виды женского рукоделия – лоскутное шитье, вышивка, кружевоплетение и т.д.
Все эти промыслы, несомненно, заслуживают отдельного внимания, но для выполнения курсовой (а теперь и конкурсной) работы я остановилась на изучении берестяного промысла... О нём чуть попозже, а сначала я расскажу и покажу Вам, как делала свой "берестяной" туесок)))))
Для этого нам понадобится альбомный лист бумаги белого цвета (он будет фоном, но можно обойтись и без него, если делать туесок как отдельный элемент для будущих композиций), офисная бумага пастельных тонов (светло-жёлтая, горчичная, коричневая), ножницы, простой карандаш, клей, коричневый маркер (фломастер, карандаш или краски, смотря чем Вам привычнее работать)))))
Рисуем на светлой бумаге эскиз нашего туеска...
Вырезаем сам шаблончик и дополнительные детали из горчичной бумаги - верхний и нижний ободок, а так же ручку... По желанию, можно сразу продыроколить в ободках дырочки - через которые будем "сшивать" наши запчасти)))))
Склеиваем все детали между собой, восковым мелком (карандашом, маркером) делаем легкие штрихи, имитирующие рисунок на бересте... Сверху я ещё немного посыпала крошкой от коричневого карандаша и растушевала её вертикальными движениями, теперь наша береста ещё больше стала похожа на настоящую)))))
Теперь через дырочки пропускаем "берестяной" шнурок, просто нарезаем светлую бумагу небольшим полосочками, один край закругляем, приклеиваем их поверх дырочек... Туесок почти готов... В таком варианте он тоже имеет право существовать, но мы на этом не успокоимся и украсим его какими-нибудь узорами - в моём случае это будут коми-орнаменты...
Простым карандашом делаем разметку несложного орнамента...
Далее красками, маркерами или карандашами вырисовываем наш орнамент и теперь туесок окончательно готов!!! Получилось очень даже похоже, как мне кажется... Смело можно приступать к следующему этапу - обработке настоящей бересты))))))
А теперь немного о самом промысле... Береста издревле привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность. Береста - это верхний тонкий слой берёзовой коры нежного розовато-кремового цвета. Её древнее название «бересто» известно с XV-XVI вв. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор. Из бересты делались раньше и делаются сейчас туеса (бураки) - сосуды для хранения еды и питья. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питьё в туеске оставалось холодным. За спиной он носил берестяной пестерь - плетёный заплечный мешок, на ногах лапти, часто сплетенные из бересты. Кузовки, берестянники - короба для муки и меда, лукошки, пастушечьи рожки, канаты для рыболовных снастей, - всё это делалось из бересты. По характеру орнамента северную резную бересту можно разделить на несколько видов, связанных с другими областями народного искусства - вышивкой и резьбой по кости.
Технология изготовления. Заготавливают бересту в начале лета, в конце мая - июне, когда берёза полна соков, и береста легко отстаёт от остальной коры. Если её снимали умело, не повреждая следующий слой коры - зазелень, то это не вредило дереву, и через несколько лет на нём вырастала снова нарядная белая одежда. Первые известные сведения о технике обработки бересты относятся к XVIII столетию. Для резьбы по бересте требуются самые простые орудия: нож и шило. Сначала вырисовывается контур рисунка, который затем вырезается острым ножом. Резьба и тиснение по бересте иногда сочетались с канфарением. Ударяя молотком по канфарнику (чекан в виде трубочки), мастер «выбирает» фон предмета и получает зернистую поверхность. Эта техника издавна известна в обработке металла. С XIX века она применяется и в берестяных изделиях.
Изделия из бересты расписывали живописными растительными узорами. Как правило, мастера заполняли поверхность изделий растительным орнаментом (тонкий извилистый стебель с листьями и ответвлениями, плавными изгибами). Сквозное, ажурное «кружево» (резьбу) из бересты мастера накладывали обычно на яркий фон из ткани, фольги или бумаги, что позволяло добиваться высокого декоративного эффекта. Берестяные туеса (бураки) чаще орнаментируются. Сам процесс изготовления туеса довольно сложен: необходимо аккуратно снять с дерева кору, не повредив её. Это будет внутренняя сторона туеса. Она цельная, из неё даже вода не вытечет. Сколотни по лицевой стороне оборачиваются «рубашкой», т.е. берестой, разрезанной с одной стороны. Рубашка несколько меньше сколотня, она закрывается в «замок». Затем в распаренный сколотень, обёрнутый рубашкой, заколачивается деревянное донышко. Сверху вырезается крышка с ручкой. Туес готов. Мастер по своему усмотрению и в соответствии с бытующей в данной местности традицией, перед тем как закрыть сколотень рубашкой, может украсить его геометрическим или зооморфным (изображение животных) орнаментом. Иногда рубашку туеса вырезают напросвет растительным орнаментом или геометрическим узором.
И в заключение хотелось бы сказать, что несмотря на то, что искусство всё время развивается, на старые технологии постоянно наслаиваются всё более совершенные, всё более прихотливо используются старые формы, берестяное производство остаётся почти неизменным... Конечно, в сувенирных лавках можно встретить берестяные предметы с какими-нибудь современными героями, но это уже скорее исключение, чем правило... В основном же мастера придерживаются традиционных способов изготовления берестяных изделий, своё умение и опыт они передают из поколения в поколение, поэтому этот промысел дошёл до наших дней почти в первозданном виде. А я на этом заканчиваю и благодарю всех за внимание!!!
Источники информации: сайт Всероссийской общественной организации "Русское географическое общество" и официальный сайт Министерства культуры Республики Коми.
Бересту лучше всего обрабатывать сразу после снятия. В первую очередь очищаешь черные наросты. Тщательным трением материей удаляешь белый слой с поверхности. Если нужна тонкая береста, сразу расслаиваешь, т.к. позже она твердеет и процедура становится сложной. При расслаивании лучше всего держать поперек волокон, тогда легче поддается и не рвется. В старину бересту обрабатывали особенным способом, и береста становилась эластичной, как ровдуга, прочной. Приведу три способа обработки бересты:
Обработанную бересту, туго свернув наружной стороной, хранили в темном и прохладном месте: погребке для молока, в яслях под охвостками. Сворачивали бересту в трубку по ходу волокон, в этом случае при изготовлении сосудов края не загибаются и стенки не сморщиваются.
При хранении большого запаса бересты для урасы ее кладут слоями крест - накрест, придавливают тяжелым бревном и забрасывают всяким хламом - мусором.
Нарезав бересту пластами, ее держат в тени. Когда береста начнет скручиваться, скатывают в рулоны, последовательно наматывая пласты светлой стороной наружу. При этом следует совершать концы пластов, прижимая верхним слоем нижний, чтобы при высыхании они не закручивались.
Смотав в рулон 8-10 пластов (количество зависит от длины) его заворачивают в бумагу и перевязывают шпагатом или проволокой.
Заготовка бересты с погибших деревьев. В лесу часть можно встретить упавшие березы, у которых гнила древесина, а береста осталось целой, или сухостойные березы, поврежденные грибом - трутовиком. У таких деревьев береста отделяется легко в любое время года. Внутренний ее слой имеет различные оттенки красно - коричневого и используются для украшений изделий.
Техника безопасности - Находясь в лесу, надо быть предельно внимательным. Нельзя появляться на делянке во время вырубки леса - это очень опасно. Коллективный выезд на заготовку бересты проводят только под руководством педагога. При себе необходимо иметь аптечку для оказания первой доврачебной помощи.
Хранение бересты.
Для работы с берестой готовят тупой и острый нож, ножницы, сухтряпку и подсолнечное масло. Бересту раскладывают на столе, лучше на свежем воздухе в тени; где она и сушится.
Не следует разворачивать рулон полностью. Сначала берут один пласт, протирают ее сухой тряпкой и кладут на стол вверх белой стороной. Бересту нужно разделить несколько слоев; сначала отделяют верхний шероховатый белый слой. Пласты снимают при помощи тупого ножа с овальным концом или руками.
Если береста тонкая, снятая с молодых берез или с верхней части ствола, ее не расслаивают на пласты. Такую березу можно заплетать с обеих сторон - с белой и темной все утолщения и наплывы, а также места, где были сучки, вырезают ножом или ножницами. Обработанную бересту сушат в тени отдельными пластами. При этом следует, чтобы она не пересохла, иначе материал станет жестким и хрупким. Работать с такой берестой уже невозможно. Когда берестяные пласты начнут слегка скручиваться, их собирают в рулоны, предварительно протерев тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле.
Остается рассортировать бересту по цвету, завернуть в бумагу и указать на ней, какого цвета береста и дату ее заготовки. В прохладном затемненном помещении или в кладовке при комнатной температуре бересту можно хранить годами. В сыром помещении береста покрывается плесенью и пятнами. Плохо высушенный материал тоже не может долго храниться. Чтобы береста не потеряла мягкость, эластичность и натуральный цвет, следует периодически проверять, не пересохла ли она и не отсырела.
Обнаружив на бересте пятна сырости, необходимо тщательно проверить помещение, после чего просушить ее и с изнаночной стороны протереть тряпочкой, смоченной подсолнечном маслом.
Пересохшую бересту отмочить в теплой воде или продержать над паром. После чего повторяют все операции, как при заготовке с дерева, - сушку и сворачивание в рулоны.
Бересту для изящных, художественных изделий надо хранить особенно тщательно. Для этой цели необходимо прохладное, сухое, затемненное помещение. От солнечных лучей у бересты через 3-4 дней меняется окраска, и она становится красноватой. От продолжительного нахождения на свету береста становится белой. Все изменение в цвете сопровождается потерей прочности, гибкости и растяжимости.
Для хранение бересту складывают в пачки и укладывают их между двумя досками, прижав сверху грузом.
В настоящее время бересту можно сложить под прессом из толстых досок, скрепить болтами и хранить в темном и влажном месте. Сохраненная таким образом береста становится ровной, как картон или толстая бумага, и удобна для изготовления всякой утвари. Бересту, предназначенную для склеивания и окрашивания, не пропитывают маслом или жиром, хранят в первоначальном виде. Масло придает бересте определенный цвет и не позволяет склеиваться.
Организация рабочего места - В помещении должны быть естественное и электрическое освещение, водопровод, кладовая для хранения материала, низкий стол и стул. берестяный изделие береста якут
Техника безопасности и противопожарная профилактика - береста быстровоспламеняющимся материал, поэтому пользоваться открытым огнем вблизи ее хранения запрещается. Основные причины пожара курение в неустановленном месте, применение открытого огня в помещении, наращение правил эксплуатации электроприборов, в том числе работа неисправных электроприборов. Рабочее место необходимо содержать в чистоте. После окончания занятий обрезки бересты выносят специальное отведенное для этого место. Учебные классы, мастерские и рабочие места должны быть оборудованы в соответствии с требованиями санитарии, гигиены и техники безопасности. На рабочем столе отводится место для инструмента, но лучше складывать его в специальный ящик. Беспорядок на столе, разбросанные инструменты могут стать причиной травмы. Котогчник, шило, ножи, лекторез должны быть с гладкой овальной ручкой из древесины твердых пород. При заточке ножей необходимо соблюдать в особую осторожно(12-15-16-17-19)
Бересту можно заготовить не в любое время, а только в период сокодвижения. Сроки заготовки бересты немного отличаются в разных географических зонах, в среднем это середина мая- середина июля. Чем раньше наступает весна, тем раньше сроки заготовок. У людей, которые занимаются берестой, есть верная примета: как начали пушиться одуванчики и зацвел шиповник, пора заготавливать материал. В это время листья березы уже набирают силу, а березового сока не получить. Позже береста прирастает к лубу и отделить ее становится невозможно. Проводят заготовку в лесах, где где намечаются плановые вырубки деревьев. Предварительно надо все согласовать с представителями лесхозов. Для заготовок надо выбрать солнечный день без осадков. Итак, заготовку начинают с осмотра березы. Выбирают деревья с более-менее гладким стволом, с минимальным количеством сучков и без коросты.
Очень декоративна береста у поваленных и немного подгнивших берез. С них можно снять бересту в любое время без проблем.
Делают вертикальный надрез коры ножом-косяком на глубину слоя бересты (1-2мм) до луба(это нижний слой коры березы) и две горизонтальных насечки сверху и снизу надреза:
Затем надо поддеть край пласта бересты и начать аккуратно его снимать
Если сроки выбраны правильно, береста буквально сама отделяется от дерева
В местах, где береста прирастает к лубу сучками, аккуратно подрезают ножом. Березы с большим количеством сучков, бородавок следует избегать
Принесенную из леса бересту необходимо просушить. Для этого ее раскладывают под навесом в 1 слой изнанкой (белой стороной) вниз. Я сушу бересту на чердаке.
После того, как береста окончательно просохнет, пласты складывают в пачки, чтобы береста была «лицом» к «лицу»и прессуют пачку с помощью палок и веревок
Как заготовить бересту. Заготовка бересты. Для рукоятки ножа из бересты своими руками.
Идеальной бересты практически не существует. Поэтому приходится с помощью ножа удалять все неровности и шероховатости с внешней (белой) стороны бересты.
Береста к зиме.
Для рукоятки ножа из бересты своими руками.
Бересту режим небольшими квадратами со старых берёз. Она толще, у каждого дерева береста имеет свой цвет. Дома с бересты с обоих сторон счищаем лишнею грязь и остатки под берестяного слоя. Нарезаем на прямоугольники поперёк и вдоль черных прожилок. Сверлим или прорезаем центр я испольную шаблон. Потом надеваем на центрирующую шпильку чередуя светлую тёмную бересту, и чередуем прямоугольники с направлением прожилок. Обязательно смазать маслом пластину струбцины иначе потом на отодрать бересту.
Центральную шпильку надо брать без резьбы, а то всё это придётся гнать по резьбе чтобы вынуть.
Стягиваем струбцину по максимуму но деликатно а то шпилька лопнет
Кипятим минут 20-30 можно дольше но тогда береста начнёт темнеть. Достаём всё это дело и стягиваем на горячую. процедуру повторяем раза 2-3
Потом сушим я сушу дня 4.Те дёгочные масла которые выделились при варке и спресовки склеют бересту лучше вяких клеев,не разломать только по слоям бересты и то с трудом. Потом раскручиваю струбцину, вынимаю центральнуя шпильку на шлифе обрабатываем края заготовки.
Слои прижимаются так что если даже на бересте имеются по темным прожилкам неровности лопины после спресовки таким способом они пропадут. Поэтому можно брать бересту с очень старых берёз.
Такую заготовки ставил на не сквозной монтаж до сих пор работает даже не думает расслаивается. По крепости не уступает деревяшкам.