Технологии обработки берёсты. Инструмент. Виды декоративной обработки бересты и типы берестяных изделий

22.07.2023 Котлы


Заготовлять бересту лучше всего весной. Самая лучшая береста - ровная, с красивым рисунком (узкими полосками) - у одной из наиболее распространенных разновидностей березы - березы пушистой. Эта береза растет на большей территории нашей страны. Своеобразная особенность березы пушистой, позволяющая легко отличать ее от другого вида березы, бородавчатой, - это мелкий густой пушок, покрывающий молодые побеги и листья. Береза пушистая образует второй ярус в сосновых или редких еловых лесах, встречается в местах низменных и пойменных, заливаемых в весеннюю пору водой.

Самую крепкую и плотную бересту дают березы, выросшие на сухих и каменистых почвах. А у деревьев, растущих на торфяниках и болотах, кора ломкая, с сучками, имеет неровную, изъеденную поверхность.

Инструментом для снятия бересты служит обыкновенный острый нож. Для изделий, которые предлагаются в этой главе, бересту снимают пластами и лентой. Для заготовки пластовой бересты на стволе березы делаются горизонтальные надрезы, для заготовки ленты-лыка - спиральные, вокруг ствола. Если вам нужны большие, цельные куски, то бересту надо снимать со спиленных деревьев, диаметром не менее 20 см, по возможности выбирая места гладкие и без сучков.

Вся наружная (белая) сторона коры зачищается с помощью ножа или шкурки и освобождается от грязи и росших на березе грибков и мха. Внутренняя сторона освобождается от остатков пористой, коричневой коры березы и протирается влажной тряпкой. Для больших изделий подходит и такая толстая береста. Для мелких - толстая береста распаривается и расслаивается на два-три слоя просто руками, без дополнительных инструментов. Работу эту надо производить аккуратно, не торопясь. Молодую и свежеснятую бересту можно не парить, а лишь чуть смочить.

Бересту, снятую любым из перечисленных способов, для сохранности надо просушить и держать в сухом, затемненном и прохладном месте. Пластовую бересту больших размеров лучше хранить под грузом, уложив пласты друг на друга.


Берестяные пласты хорошо окрашиваются анилиновыми красителями. Сначала из бересты вытягивают дубильные вещества. Для этого ее замачивают в мыльном растворе или растворе пищевой соды. А затем бересту закладывают в горячий раствор с красителем на 2-3 часа, в зависимости от задуманного тона. Для просушки окрашенную бересту вешают на веревочку, зацепив за кончик листа простыми канцелярскими скрепками или прищепками для белья. Не ждите, когда она полностью высохнет, снимите ее чуть раньше - лучше работать с чуть влажной берестой. Если нужно выпрямить бересту, то тонкие пласты можно просто прогладить утюгом.

Очень красив и цвет некрашеной бересты, если ее покрыть бесцветным спиртовым лаком. Для этого лак нужно чуть подогреть и нанести на бересту мягкой волосяной кисточкой.

Режут по бересте кончиком очень хорошо заточенного ножа, бритвой или ножницами. В местах закруглений следует пользоваться маленькими ножницами с закругленными концами, а для вырезания отверстий, наоборот, с острыми концами или ножом. Повторяющиеся кружочки можно пробивать пробойником.


Чтобы береста лучше прикреплялась к выбранной основе, например к толстому картону или к другому куску бересты, надо приклеить к изнаночной (внутренней) стороне бересты тонкую бумагу и только потом вырезать рисунок. Клеить нужно жидким столярным клеем или ПВА. Если вы используете клей ПВА, то желательно затем прогладить приклеенную бересту через плотную бумагу не очень горячим утюгом.

В любом случае склеенное изделие или его части следует поставить на некоторое время под пресс для выравнивания, чтобы предотвратить возможное скручивание и деформацию.

Работа заняла

4 место

Я живу в Республике Коми - это богатый и красивый северный край. На востоке республики протянулись древние Уральские горы, на самом севере – горная тундра. Коми земля – это бескрайние леса, щедрые воды и богатейшие недра, уютные города и села. Здесь живут трудолюбивые, талантливые люди, среди которых есть Мастера – золотые руки. Они создают разнообразные традиционные художественные изделия, которые продолжают хранить и передавать память наших предков. Во многих районах республики сохранились традиционные, основанные на ручном труде и пришедшие от дедов и прадедов народные ремесла и художественные промыслы. Наибольшее развитие получили художественная обработка и резьба по дереву, плетение из бересты, лозы, соснового корня, традиционная роспись по дереву, узорное вязание и ткачество, обработка меха, разные виды женского рукоделия – лоскутное шитье, вышивка, кружевоплетение и т.д.
Все эти промыслы, несомненно, заслуживают отдельного внимания, но для выполнения курсовой (а теперь и конкурсной) работы я остановилась на изучении берестяного промысла... О нём чуть попозже, а сначала я расскажу и покажу Вам, как делала свой "берестяной" туесок)))))

Для этого нам понадобится альбомный лист бумаги белого цвета (он будет фоном, но можно обойтись и без него, если делать туесок как отдельный элемент для будущих композиций), офисная бумага пастельных тонов (светло-жёлтая, горчичная, коричневая), ножницы, простой карандаш, клей, коричневый маркер (фломастер, карандаш или краски, смотря чем Вам привычнее работать)))))

Рисуем на светлой бумаге эскиз нашего туеска...

Вырезаем сам шаблончик и дополнительные детали из горчичной бумаги - верхний и нижний ободок, а так же ручку... По желанию, можно сразу продыроколить в ободках дырочки - через которые будем "сшивать" наши запчасти)))))

Склеиваем все детали между собой, восковым мелком (карандашом, маркером) делаем легкие штрихи, имитирующие рисунок на бересте... Сверху я ещё немного посыпала крошкой от коричневого карандаша и растушевала её вертикальными движениями, теперь наша береста ещё больше стала похожа на настоящую)))))

Теперь через дырочки пропускаем "берестяной" шнурок, просто нарезаем светлую бумагу небольшим полосочками, один край закругляем, приклеиваем их поверх дырочек... Туесок почти готов... В таком варианте он тоже имеет право существовать, но мы на этом не успокоимся и украсим его какими-нибудь узорами - в моём случае это будут коми-орнаменты...

Простым карандашом делаем разметку несложного орнамента...

Далее красками, маркерами или карандашами вырисовываем наш орнамент и теперь туесок окончательно готов!!! Получилось очень даже похоже, как мне кажется... Смело можно приступать к следующему этапу - обработке настоящей бересты))))))

А теперь немного о самом промысле... Береста издревле привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность. Береста - это верхний тонкий слой берёзовой коры нежного розовато-кремового цвета. Её древнее название «бересто» известно с XV-XVI вв. Позднее появились «берёста» и «береста». Эти названия употребляются до сих пор. Из бересты делались раньше и делаются сейчас туеса (бураки) - сосуды для хранения еды и питья. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питьё в туеске оставалось холодным. За спиной он носил берестяной пестерь - плетёный заплечный мешок, на ногах лапти, часто сплетенные из бересты. Кузовки, берестянники - короба для муки и меда, лукошки, пастушечьи рожки, канаты для рыболовных снастей, - всё это делалось из бересты. По характеру орнамента северную резную бересту можно разделить на несколько видов, связанных с другими областями народного искусства - вышивкой и резьбой по кости.

Технология изготовления. Заготавливают бересту в начале лета, в конце мая - июне, когда берёза полна соков, и береста легко отстаёт от остальной коры. Если её снимали умело, не повреждая следующий слой коры - зазелень, то это не вредило дереву, и через несколько лет на нём вырастала снова нарядная белая одежда. Первые известные сведения о технике обработки бересты относятся к XVIII столетию. Для резьбы по бересте требуются самые простые орудия: нож и шило. Сначала вырисовывается контур рисунка, который затем вырезается острым ножом. Резьба и тиснение по бересте иногда сочетались с канфарением. Ударяя молотком по канфарнику (чекан в виде трубочки), мастер «выбирает» фон предмета и получает зернистую поверхность. Эта техника издавна известна в обработке металла. С XIX века она применяется и в берестяных изделиях.

Изделия из бересты расписывали живописными растительными узорами. Как правило, мастера заполняли поверхность изделий растительным орнаментом (тонкий извилистый стебель с листьями и ответвлениями, плавными изгибами). Сквозное, ажурное «кружево» (резьбу) из бересты мастера накладывали обычно на яркий фон из ткани, фольги или бумаги, что позволяло добиваться высокого декоративного эффекта. Берестяные туеса (бураки) чаще орнаментируются. Сам процесс изготовления туеса довольно сложен: необходимо аккуратно снять с дерева кору, не повредив её. Это будет внутренняя сторона туеса. Она цельная, из неё даже вода не вытечет. Сколотни по лицевой стороне оборачиваются «рубашкой», т.е. берестой, разрезанной с одной стороны. Рубашка несколько меньше сколотня, она закрывается в «замок». Затем в распаренный сколотень, обёрнутый рубашкой, заколачивается деревянное донышко. Сверху вырезается крышка с ручкой. Туес готов. Мастер по своему усмотрению и в соответствии с бытующей в данной местности традицией, перед тем как закрыть сколотень рубашкой, может украсить его геометрическим или зооморфным (изображение животных) орнаментом. Иногда рубашку туеса вырезают напросвет растительным орнаментом или геометрическим узором.

И в заключение хотелось бы сказать, что несмотря на то, что искусство всё время развивается, на старые технологии постоянно наслаиваются всё более совершенные, всё более прихотливо используются старые формы, берестяное производство остаётся почти неизменным... Конечно, в сувенирных лавках можно встретить берестяные предметы с какими-нибудь современными героями, но это уже скорее исключение, чем правило... В основном же мастера придерживаются традиционных способов изготовления берестяных изделий, своё умение и опыт они передают из поколения в поколение, поэтому этот промысел дошёл до наших дней почти в первозданном виде. А я на этом заканчиваю и благодарю всех за внимание!!!

Источники информации: сайт Всероссийской общественной организации "Русское географическое общество" и официальный сайт Министерства культуры Республики Коми.

Бересту лучше всего обрабатывать сразу после снятия. В первую очередь очищаешь черные наросты. Тщательным трением материей удаляешь белый слой с поверхности. Если нужна тонкая береста, сразу расслаиваешь, т.к. позже она твердеет и процедура становится сложной. При расслаивании лучше всего держать поперек волокон, тогда легче поддается и не рвется. В старину бересту обрабатывали особенным способом, и береста становилась эластичной, как ровдуга, прочной. Приведу три способа обработки бересты:

  • 1. Тщательно очистив, обработав, натирали жиром или теплым маслом до полного впитывания. Особенно хорош для этой цели конский жир. Береста становится мягкой, податливой для иглы или шила.
  • 2. Варят бересту в ухе. Береста становится намного прочнее. Вываренная в ухе береста шла на изготовления лодки. Знаменитый осетровый клей изготавливали из плавательного пузыря осетра. Навар ухи придает бересте особую прочность, это издавна было известно нашим предкам.
  • 3. Бересту разогревают в разбавленном водой обезжиренной молоке и это придает эластичность и мягкость.
  • 4. Залежалую сухую бересту держат в теплой воде или на пару горячей воды. Береста становится мягким.

Обработанную бересту, туго свернув наружной стороной, хранили в темном и прохладном месте: погребке для молока, в яслях под охвостками. Сворачивали бересту в трубку по ходу волокон, в этом случае при изготовлении сосудов края не загибаются и стенки не сморщиваются.

При хранении большого запаса бересты для урасы ее кладут слоями крест - накрест, придавливают тяжелым бревном и забрасывают всяким хламом - мусором.

Нарезав бересту пластами, ее держат в тени. Когда береста начнет скручиваться, скатывают в рулоны, последовательно наматывая пласты светлой стороной наружу. При этом следует совершать концы пластов, прижимая верхним слоем нижний, чтобы при высыхании они не закручивались.

Смотав в рулон 8-10 пластов (количество зависит от длины) его заворачивают в бумагу и перевязывают шпагатом или проволокой.

Заготовка бересты с погибших деревьев. В лесу часть можно встретить упавшие березы, у которых гнила древесина, а береста осталось целой, или сухостойные березы, поврежденные грибом - трутовиком. У таких деревьев береста отделяется легко в любое время года. Внутренний ее слой имеет различные оттенки красно - коричневого и используются для украшений изделий.

Техника безопасности - Находясь в лесу, надо быть предельно внимательным. Нельзя появляться на делянке во время вырубки леса - это очень опасно. Коллективный выезд на заготовку бересты проводят только под руководством педагога. При себе необходимо иметь аптечку для оказания первой доврачебной помощи.

Хранение бересты.

Для работы с берестой готовят тупой и острый нож, ножницы, сухтряпку и подсолнечное масло. Бересту раскладывают на столе, лучше на свежем воздухе в тени; где она и сушится.

Не следует разворачивать рулон полностью. Сначала берут один пласт, протирают ее сухой тряпкой и кладут на стол вверх белой стороной. Бересту нужно разделить несколько слоев; сначала отделяют верхний шероховатый белый слой. Пласты снимают при помощи тупого ножа с овальным концом или руками.

Если береста тонкая, снятая с молодых берез или с верхней части ствола, ее не расслаивают на пласты. Такую березу можно заплетать с обеих сторон - с белой и темной все утолщения и наплывы, а также места, где были сучки, вырезают ножом или ножницами. Обработанную бересту сушат в тени отдельными пластами. При этом следует, чтобы она не пересохла, иначе материал станет жестким и хрупким. Работать с такой берестой уже невозможно. Когда берестяные пласты начнут слегка скручиваться, их собирают в рулоны, предварительно протерев тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле.

Остается рассортировать бересту по цвету, завернуть в бумагу и указать на ней, какого цвета береста и дату ее заготовки. В прохладном затемненном помещении или в кладовке при комнатной температуре бересту можно хранить годами. В сыром помещении береста покрывается плесенью и пятнами. Плохо высушенный материал тоже не может долго храниться. Чтобы береста не потеряла мягкость, эластичность и натуральный цвет, следует периодически проверять, не пересохла ли она и не отсырела.

Обнаружив на бересте пятна сырости, необходимо тщательно проверить помещение, после чего просушить ее и с изнаночной стороны протереть тряпочкой, смоченной подсолнечном маслом.

Пересохшую бересту отмочить в теплой воде или продержать над паром. После чего повторяют все операции, как при заготовке с дерева, - сушку и сворачивание в рулоны.

Бересту для изящных, художественных изделий надо хранить особенно тщательно. Для этой цели необходимо прохладное, сухое, затемненное помещение. От солнечных лучей у бересты через 3-4 дней меняется окраска, и она становится красноватой. От продолжительного нахождения на свету береста становится белой. Все изменение в цвете сопровождается потерей прочности, гибкости и растяжимости.

Для хранение бересту складывают в пачки и укладывают их между двумя досками, прижав сверху грузом.

В настоящее время бересту можно сложить под прессом из толстых досок, скрепить болтами и хранить в темном и влажном месте. Сохраненная таким образом береста становится ровной, как картон или толстая бумага, и удобна для изготовления всякой утвари. Бересту, предназначенную для склеивания и окрашивания, не пропитывают маслом или жиром, хранят в первоначальном виде. Масло придает бересте определенный цвет и не позволяет склеиваться.

Организация рабочего места - В помещении должны быть естественное и электрическое освещение, водопровод, кладовая для хранения материала, низкий стол и стул. берестяный изделие береста якут

Техника безопасности и противопожарная профилактика - береста быстровоспламеняющимся материал, поэтому пользоваться открытым огнем вблизи ее хранения запрещается. Основные причины пожара курение в неустановленном месте, применение открытого огня в помещении, наращение правил эксплуатации электроприборов, в том числе работа неисправных электроприборов. Рабочее место необходимо содержать в чистоте. После окончания занятий обрезки бересты выносят специальное отведенное для этого место. Учебные классы, мастерские и рабочие места должны быть оборудованы в соответствии с требованиями санитарии, гигиены и техники безопасности. На рабочем столе отводится место для инструмента, но лучше складывать его в специальный ящик. Беспорядок на столе, разбросанные инструменты могут стать причиной травмы. Котогчник, шило, ножи, лекторез должны быть с гладкой овальной ручкой из древесины твердых пород. При заточке ножей необходимо соблюдать в особую осторожно(12-15-16-17-19)

Бересту можно заготовить не в любое время, а только в период сокодвижения. Сроки заготовки бересты немного отличаются в разных географических зонах, в среднем это середина мая- середина июля. Чем раньше наступает весна, тем раньше сроки заготовок. У людей, которые занимаются берестой, есть верная примета: как начали пушиться одуванчики и зацвел шиповник, пора заготавливать материал. В это время листья березы уже набирают силу, а березового сока не получить. Позже береста прирастает к лубу и отделить ее становится невозможно. Проводят заготовку в лесах, где где намечаются плановые вырубки деревьев. Предварительно надо все согласовать с представителями лесхозов. Для заготовок надо выбрать солнечный день без осадков. Итак, заготовку начинают с осмотра березы. Выбирают деревья с более-менее гладким стволом, с минимальным количеством сучков и без коросты.

Очень декоративна береста у поваленных и немного подгнивших берез. С них можно снять бересту в любое время без проблем.
Делают вертикальный надрез коры ножом-косяком на глубину слоя бересты (1-2мм) до луба(это нижний слой коры березы) и две горизонтальных насечки сверху и снизу надреза:

Затем надо поддеть край пласта бересты и начать аккуратно его снимать




Если сроки выбраны правильно, береста буквально сама отделяется от дерева


В местах, где береста прирастает к лубу сучками, аккуратно подрезают ножом. Березы с большим количеством сучков, бородавок следует избегать

Принесенную из леса бересту необходимо просушить. Для этого ее раскладывают под навесом в 1 слой изнанкой (белой стороной) вниз. Я сушу бересту на чердаке.


После того, как береста окончательно просохнет, пласты складывают в пачки, чтобы береста была «лицом» к «лицу»и прессуют пачку с помощью палок и веревок

Как заготовить бересту. Заготовка бересты. Для рукоятки ножа из бересты своими руками.
Идеальной бересты практически не существует. Поэтому приходится с помощью ножа удалять все неровности и шероховатости с внешней (белой) стороны бересты.


Береста к зиме. Для рукоятки ножа из бересты своими руками. Бересту режим небольшими квадратами со старых берёз. Она толще, у каждого дерева береста имеет свой цвет. Дома с бересты с обоих сторон счищаем лишнею грязь и остатки под берестяного слоя. Нарезаем на прямоугольники поперёк и вдоль черных прожилок. Сверлим или прорезаем центр я испольную шаблон. Потом надеваем на центрирующую шпильку чередуя светлую тёмную бересту, и чередуем прямоугольники с направлением прожилок. Обязательно смазать маслом пластину струбцины иначе потом на отодрать бересту.




Центральную шпильку надо брать без резьбы, а то всё это придётся гнать по резьбе чтобы вынуть.


Стягиваем струбцину по максимуму но деликатно а то шпилька лопнет




Кипятим минут 20-30 можно дольше но тогда береста начнёт темнеть. Достаём всё это дело и стягиваем на горячую. процедуру повторяем раза 2-3


Потом сушим я сушу дня 4.Те дёгочные масла которые выделились при варке и спресовки склеют бересту лучше вяких клеев,не разломать только по слоям бересты и то с трудом. Потом раскручиваю струбцину, вынимаю центральнуя шпильку на шлифе обрабатываем края заготовки.




Слои прижимаются так что если даже на бересте имеются по темным прожилкам неровности лопины после спресовки таким способом они пропадут. Поэтому можно брать бересту с очень старых берёз.


Такую заготовки ставил на не сквозной монтаж до сих пор работает даже не думает расслаивается. По крепости не уступает деревяшкам.


  1. Береста, иными словами, тонкая податливая березовая кора, - благодатная почва для творчества. Что можно сделать из бересты? Да что угодно, любые изделия, начиная от хлебниц и прочих бытовых предметов и заканчивая бижутерией. В статье мы покажем несколько примеров с мастер-классами по изготовлению простых, но очень красивых поделок из бересты своими руками.

  2. Друзья, в этой записи я собрала ценнейшие сведения по созданию поделок и изделий из бересты своими руками. Древнейший, исконно русский промысел, представляет огромный интерес для нас, ведь мы наследники великой культуры. С помощью этой публикации мне бы хотелось расширить ваш кругозор в области прикладного творчества.

    Каждому приходилось встречать в лесу сгнивший березовый пень. Ударишь ногой - мелкой трухой рассыплется древесина, но целой и упругой останется береста. Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению.

    Бересту иногда называют древнерусским папирусом. Обработанная береста становится податливой и не коробится.

    Бытовые предметы из бересты нередко украшали прорезным ажурным орнаментом.

    Неповторимую декоративность придают бересте узкие коричневатые черточки, так называемые чечевички. Это своеобразные окна, через которые ствол дышит летом. На зиму эти окошки закрываются, заполняясь особым веществом.

    Бересту очень легко обрабатывать, и самыми простыми инструментами можно с успехом выполнять различные декоративные изделия.

  3. Время заготовки бересты.

    Заготавливают бересту в конце мая или начале июня. В это время года она легко снимается и имеет красивый золотистый оттенок. Помните, что снимать бересту можно только с поваленных деревьев, там, где проводится их плановая рубка. Снимать бересту с дерева, стоящего на корню, нельзя: это принесет ему непоправимый вред.

    Теперь давайте поближе познакомимся с процессом изготовления изделий из бересты. На самом деле все просто, главное, узнать азы, как и в любом другом деле. Изучать технологию мы будем на примере создания туеса - традиционной емкости древней Руси.

    Как заготовить бересту для поделок?
    Тем, кто ни разу до сегодня не сталкивался с таким творчеством, следует знать, как заготовить и обработать бересту для поделок.

    Итак, существует несколько основных правил:

    1. Срезать кору с березы для поделок следует только в период сокотечения.
    2. Далее бересту следует тщательно высушить естественным способом, не применяя радиаторов и вентиляторов.
    3. После этого следует срезать с коры все неровности, сделав ее максимально гладкой.
    4. Далее связываем листы бересты пачками и кипятим 20-30 минут.
    5. Затем высушиваем и материал для работы готов.
  4. Основные инструменты для работы с берестой:
    1. Резак

    2. Пробойник из трубок различного диаметра, которым придают формы треугольника, круга, овала, ромба и т. д. (вместо трубок для изготовления пробойников можно использовать листовую сталь.)

    3. Чеканы - инструменты для, нанесения углубленного рельефа, из толстого медного прутка или из плотной древесины самшита, груши, можжевельника.

    4. Шило с притупленным концом.

    5. Подрезная доска из липы или осины.

    6. Молоток - желательно деревянный

    7. Проволока

    8. Металлическая линейка

    9. Ивовые прутья для туеса

    10. Еловый или кедровый кусок древесины для дна туеса.

  5. Технология работы с берестой.

    Внутреннюю сторону бересты считают лицевой. С лицевой стороны аккуратно снимите влажной тряпкой остатки коры. Наружный белый слой очистите наждачной бумагой. Пока береста не просохла, она сравнительно легко расслаивается. А высохшую бересту придется распарить в горячей воде и расслоить с помощью деревянного ножа. Тонкая береста пойдет на мелкие работы, толстослойная пригодится для крупных изделий.

    Чтобы заготовленная береста не скручивалась, уложите ее между двумя досками и придавите грузом.

    Кусок бересты приколите к подрезной доске кнопками. Сверху наложите заранее разработанный рисунок. Твердым карандашом передавите рисунок на бересту - он получится достаточно заметным. При желании его можно усилить, обведя карандашом или шилом.

    Сложные элементы орнамента вырезайте резаком. Одинаковые и многократно повторяющиеся элементы удобно вырезать пробойниками. Для усиления декоративности прорезной бересты часто применяют чеканку.

    Точки и штрихи наносят на бересту шилом или канфарником - стержнем с насечкой на торце.

    Для начала вырежьте простой орнамент, предварительно изготовив соответствующие пробойники. Затем можно перейти к более трудному рисунку, в котором сложную сквозную резьбу выполняют только резаком, а штрихи наносят шилом.

    Закончив вырезание, снимите бересту с подрезной доски и подклейте под нее другую, гладкую бересту, которая будет служить фоном. В качестве фона можно использовать и цветную фольгу, Склеивают бересту столярным клеем и обязательно под прессом. Если береста во время работы слегка пожухнет, протрите её мягкой тряпкой, смоченной подсолнечным или льняным маслом, затем разотрите чистой сухой ветошью.

  6. Мастер-класс по изготовлению туеса.

    Вы можете попробовать самостоятельно изготовить туес. Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью конструкции. Больше всего ценится в качествах туеса его способность быть своего рода термосом. Например, вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не остывает.

    Само устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей. Когда туес стоит, например, на столе, между столешницей и его донышком образуется воздушная прослойка.

    Внутренняя стенка должна быть без единой трещины: ведь она удерживает жидкость. У наружной стенки задача иная - быть красивой и нарядной. Недаром ее называют рубашкой.

    Для внутренней части туеса нужен сколотень - это береста, снятая со ствола целиком. Снять сколотень можно только со спиленной березы. С длинного кряжа можно снять поочередно несколько сколотней, с коротких - один или два. На нашем рисунке длина кряжа равна длине сколотня.

    Достаточно слегка постучать черенком ножа по коре - и она легко снимется «чулком». Примерно так же снимают сколотень, применяя самые простые инструменты - деревянный молоток и проволоку. На одном конце толстой проволоки согните ручку, а рабочий конец прокуйте на наковальне и закруглите. На проволоке не должно быть острых граней и заусенцев - они могут поцарапать бересту.

    Просуньте проволоку примерно до середины кряжа под слой бересты и осторожно продвигайте ее по окружности вокруг ствола. Ту же операцию проделайте с другого торца. Как только береста полностью отслоится от ствола, легкими ударами молотка выколотите ствол из сколотня. Нужно обязательно снимать сколотень по направлению к вершине, иначе вы рискуете разорвать его.

    Бересту для рубашек заготавливать намного проще. Сделайте ножом вдоль ствола надрезы и, приподняв края руками, отслаивайте берестяной пласт. Куски бересты распрямите и уложите на деревянный щит. Сверху стопу бересты накройте другим щитом, на который положите груз. Высохнув, береста останется плоской и удобной для работы.

    Пропорции и размеры будущих туесков будут зависеть от заготовленных сколотней. Выбрав подходящий сколотень, сделайте по нему выкройку рубашки из плотной бумаги. Высоту рубашки сделайте с таким расчетом, чтобы ее верхний и нижний края отступали от краев сколотня примерно на 3-5 см.

    Затем оберните бумагой сколотень так, чтобы один край перехлестнул другой. Этот запас необходим для изготовления замка. С учетом диаметра сколотня на выкройке рубашки начертите и вырежьте элементы замка. Замкните замок и наденьте выкройку на сколотень.

    Если выкройка плотно прилегает к сколотню, а верхний и нижний края не перекошены - выкройка рубашки сделана правильно. Наложите выкройку на кусок пластовой бересты и обведите карандашом или шилом с закругленным концом. Положите бересту на доску и резаком с помощью металлической линейки сделайте прорези по намеченным контурам. Рубашка готова, но при желании ее можно сделать нарядной. На рисунке вы видите туеса с различным оформлением рубашек.

    На одном туеске украшением является естественный рисунок бересты. Рубашки других туесов украшены тиснением, прорезным орнаментом, росписью, а у одного туеса рубашка выполнена из узких полос бересты. Такая рубашка выполняется прямо на сколотне. Роспись наносят на готовый туес, а тиснение и резьбу выполняют на рубашке до надевания ее на сколотень. Расписывают туески обычно масляными красками.

    Надев готовую рубашку на сколотень, распарьте его выступающие края в кипятке. Затем из ивового прута согните два обруча и скрепите их концы нитками. Обручи должны плотно прилегать к сколотню. Теперь заверните распаренные края сколотня вокруг ивовых обручей, напустив их на рубашку. Обручи придают краям стенок округлую форму и делают конструкцию жесткой, закрепляя донышко и удерживая крышку туеска.

    Из еловой или кедровой древесины выпилите донышко. Диаметр донышка должен быть на несколько миллиметров больше диаметра внутренней стенки туеса. Перед тем как вставить донышко, края стенок вновь распарьте. После этого донышко легко вставится, а, когда стенки высохнут, донышко прочно закрепится в туеске, одновременно исчезнут щели между ним и стенками.

    Крышку выпилите из еловой или кедровой доски с небольшим запасом. Затем, осторожно срезая ножом края, подогните ее к туеску. Добейтесь, чтобы края крышки плотно прилегали к стенкам туеса. Крышка должна входить в туес с некоторым усилием.

    Форму ручки выберите, учитывая назначение туеса. Если туес предназначен для хранения каких-то продуктов, а не для переноски, ручку можно сделать в виде тычка. Тычок вырежьте ножом или выточите на токарном станке, вставьте в просверленное в крышке отверстие и с нижней стороны забейте для крепости короткий деревянный клин.

    Если же туес предназначается для переноски продуктов на дальние расстояния, нужно обязательно сделать ручку-дужку. Простая дужка делается так. В крышке просверлите под углом друг к другу два отверстия. Затем в кипятке распарьте слегка подструганный с одной стороны ивовый прут. Согнув прут дугой, вставьте его концы в отверстия. После высыхания прут станет жестким и прочно закрепится в крышке. Для надежности торцы ручки можно расклинить.

    Но самой надежной и красивой получается ручка-дужка с замком (она изображена на чертеже). Независимо от размеров туеса такая ручка имеет довольно постоянные пропорции и размеры. Чаще всего ее делают по руке взрослого человека.

    Из ивовой древесины выстрогайте заготовку ручки (1, а). В крышке (2) выдолбите два прямоугольных отверстия. При разметке отверстий обратите внимание на то, чтобы древесные волокна на крышке шли поперек линии, на которой размещены отверстия. На чертеже эта линия дана красным цветом.

    Заготовку ручки-дужки распарьте в кипятке, осторожно согните в дугу (1, б) и вставьте концы ручки в отверстия крышки. В выступающих снизу концах ручки просверлите два отверстия и стамеской придайте им форму под клин. Из ели выстрогайте клин (3) и заколотите его в отверстия дужки. Клин прочно свяжет крышку с ручкой. Но он имеет еще и другое назначение, - располагаясь поперек волокон крышки, он не даст ей коробиться, особенно если в туес будут наливаться жидкости.

  7. Испытание туеса на прочность.

    Чтобы испытать туес, налейте в него воду и плотно закройте крышкой. Взяв туес за ручку, сильно потрясите его, раскачайте, переверните вверх дном. Если крышка подогнана точно, туес с честью выйдет из этого испытания - из него не выльется ни капли воды.

    Открыть крышку можно лишь осторожно наклонив, и, как только между крышкой туеса и стенкой появится щель, крышка легко снимется.

  8. Сувенир - магнит из бересты своими руками.


    Мастер-класс для педагогов, детей школьного возраста и родителей.

    Назначение : подарок или украшение интерьера.

    Цель : Способствовать развитию творческой активности через проявление индивидуальных способностей в работе с берестой.

    Задачи:

    Обучить приёмам работы с берестой

    Развивать творческие способности

    Воспитывать интерес к работе с природным материалом, бережное отношение к природе.

    Оборудование: береста, плотный картон, клей «Мастер клей» (прозрачный), ножницы, фигурные дыроколы, берёзовая веточка, карандашная точилка, губка, акриловая краска «Сиена жженная», тонкий берёзовый срез, магниты.

    Береста необыкновенный и удивительный материал! Попробуем сделать сувениры-магнитики из бересты. На подготовленной к работе бересте вырезаем форму основы. Она может быть любая, по вашему замыслу.

    Чтобы береста не скручивалась, с обратной стороны приклеиваем плотный картон.

    Можно сразу приклеить магнит и положить основу под пресс.

    В центре композиции должны быть розочки, они делаются с помощью точилки из свежей веточки.

    Из тонких слоёв бересты вырезаем детали композиции или пользуемся дыроколом. Слегка тонируем края основы и деталей губкой с краской.

    Составляем композицию и аккуратно приклеиваем детали к основе.

    Другие варианты магнитиков.

    Основой может быть тонкий берёзовый срез. Получается вот так (фото14,15,16).

    Просто и доступно!

    Творческих успехов!

    Из бересты можно сделать чудные панно.

  9. Плетение из бересты

    Существует два вида плетения: косое и прямое. Названия объясняются тем, какой угол (в градусах) образуют пересекающиеся ленты по отношению к горизонту. Основным видом плетения является косое плетение, ввиду его лучшей технологичности и прочности.

    Прямое плетение подходит для создания плоскостных изделий – салфеток, обложек для книг, также могут изготавливаться объемные изделия солонки, короба.

    Берестяные короба, изготовленные способом косого плетения (работа С.В. Иванова)

    При прямом плетении используют любое количество лент, при косом четное количество.

    Первый этап плетение создания дна, получают переплетением полос до образования квадрата с рисунком шахматной доски, размеры которого определяются числом лент 4х4, 6х6, 7х7 и т.д. Количество лент соответственно берется 8,12,14 и т.д.

    Для фиксации полос при плетении используют грузы (например стекло) и зажимы. Получив четкий квадрат, размечают дно будущего изделия, оно может быть квадратным или прямоугольным. При прямом плетении углы дна обозначены буквой – в, при косом плетении, проекция квадратного дна обозначена буквами – г, прямоугольного – д.

    Изготовление дна изделия: а – начало плетения; б – готовое полотно; в – места соединения углов полотна зажимами и размещение дна изделия при прямом плетении; г – проекция дна изделия с квадратным дном при косом плетении; д - проекция дна изделия с прямоугольным дном при косом плетении; 1-6 – горизонтально расположенные полосы; 7-12 – вертикально вплетаемые полосы

    Далее начинают формировать стенки. При прямом плетении формировать объем лучше вокруг шаблона соответствующего размера. Все выступающие за объем полоски поочередно сгибают под прямым углом вверх и перевязывают веревкой. Затем с любого угла начинают вводить дополнительные горизонтальные полоски постепенно переплетая ими вертикальные. Количество горизонтальных полос определяет высоту изделия.

    Изготовление изделия способом прямого плетения: а – выведение полос в вертикальное положение; б – фиксация полос веревкой и вплетение горизонтальных лент; в – образование края изделия; г – готовое изделие

    При косом плетении угол образуется на месте разметки путем перекрещивания и переплетения расположенных рядом полос. После заплетения всех четырех углов изделия выводят на нужную высоту. Для получения изделия с ровными стенками можно использовать шаблон, вокруг которого формируется изделие. В процессе работы полосы постоянно прижимаются друг к другу для получения плотной стенки без щелей.

    После формирования внутренней части изделия, ленты перегибают наружу вниз и начинают плетения наружного слоя. Любое изделие состоит из двух слоев, при этом видимым будет, как внутри так и снаружи изделия внутренний - лицевой слой бересты.

    Если длины нарезанных полос не хватает ее наращивают: заводят под предыдущий слой приподнимая его ножницами или шилом-кочедыг. Заканчивают плетении на наружной стороне дна.

    Изготовление изделия способом косого плетения: а, б, в, - этапы образования угла изделия; г, д – этапы образования края изделия; е – готовое изделие

  10. Работа с пластевой берестой

    Для работы с пластом необходимо выбрать берёсту с наименьшим количеством неоднородностей. Необходимый инструмент: нож, шило. Пластевая береста используется для изготовления большого ассортимента изделий. Это сшивные туеса, шкатулки, сувениры, куклы, посуда и многое другое.

    Шкатулка украшенная прорезной берестой

    Чайный набор работы В. Махнюка

    Изделия из пластевой бересты и теса часто дополнительно украшают тем или иным способом.

  11. Способы декорирования изделий из бересты

    Тиснение

    Способ украшения изделий из пластевой бересты с помощью чеканов и штампов. Чеканы изготавливают из различных материалов: дерева, металла, кости. На рабочем конце формируют рисунок. Тисненые орнаменты наносят на изделие с определенным ритмом, надавливая на чекан рукой или ударяя молотком.

    Туеса украшенные тиснением (работа А.В. Шутихина)

    Применяют еще горячие тиснение, когда перед запрессовкой чекан или штамп нагревают, при этом отпечаток в местах соприкосновения с берестой будет иметь коричневый оттенок, насыщенность которого будет зависеть от температуры штампа, времени выдержки и толщины бересты, тут главное не переусердствовать, береста может сгореть.

    В заводских условиях можно изготовить различные штампы со сложными рисунками.

    Туеса украшенные методом горячего прессования

    Гравировка выжиганием

    Наносить рисунок на бересту можно выжиганием. Для этого используют электрический выжигательный прибор, главное при выжигание на бересте использовать минимальный нагрев выжигательного пера.

    Выжигание по бересте (работа Т. Козловой)

    Выжигание можно подразделить на контурное, силуэтное и живописное (см. раздел выжигание).

    Лазерная резка и гравировка

    Резку и гравировку на бересте можно получать, используя современное лазерное оборудование. На лазерном станке можно выполнить резьбу на бересте, и любой вид выжигания. Данный способ позволяет изготавливать большое количество одинаковых элементов или изделий, с высокой производительностью.

    Пример гравировки на бересте выполненный на лазерном станке

    Выскабливание или Процарапывание

    Выскабливание применяют на темноокрашенной бересте, как правило, металлическим инструментом - ножом, шилом, иглой. Используется осенняя берёста, которая снимается с дерева с немалым усилием. На такой берёсте остаётся тонкий слой камбия коричневого цвета, который и удаляется процарапывающим инструментом во время работы. Коричневую бересту можно получить если снимать кору с погибших берез, подержать свежеснятую бересту 4-5 дней на ярком солнце, периодически смачивая ее водой, подержать бересту в болоте на глубине 10-15 смв течении 14 дней, окрасить бересту отваром ольховой коры, окрасить органическим красителем.

    Рисунок на бересту наносят шилом прокалыванием кальки с изображением или обводя трафарет. Затем бересту слегка смачивают и острой стороной ножа-резака выскабливаю элементы орнамента, убирая темный слой. Можно делать наоборот выскабливать фон оставляя черным орнамент или изображение.

    Крышка короба с изображение лебедей, выполненная выскабливанием. XIV в.

    Аппликация

    Аппликация это украшение из вырезанных из бересты узоров, которые приклеивают на изделие из бересты или другого материала.

    Стеклянная ваза с наклеенной прорезной берестой (работа С.В. Иванова)

    Картина выполненная аппликацией из бересты

    Резьба

    Резьбу обычно выполняют на бересте снятой с молодых берез. На кусок пластевой бересты нужного размера переносят шилом рисунок, через кальку или трафарет. С помощью ножа-резака удаляют участки фона. Резьбу выполняют на деревянной доске обычно из липы. Однотипные элементы можно вырезать пробойником соответствующей формы. Прорезная береста может дополнительно украшаться тиснением.

    Изготовление прорезного орнамента

    Туес украшенный прорезной берестой

    Роспись

    Древний способ украшений изделий из бересты, очень часто применялась для украшения берестяных туесов или бураков. Основные цвета красный, зеленый синий и их оттенки при смешении с белым. Иногда весь туес покрывал фоновой краской, а потом наносили рисунок. Перед росписью поверхность грунтуют, это может быть смесь мела со столярным клеем, а можно использовать клей ПВА. Для росписи можно использовать гуашь, темперу и масляные краски. Для закрепления роспись покрываю масляными лаками.

    Я люблю делать разные украшения из бересты, у нее бывает разнообразная фактура и очень красивые природные рисунки, которые можно обыграть. Предлагаю мастер-класс по украшению из бересты своими руками, это будет кулон с натуральным камнем.
    Изготовление украшения своими руками, этапы работы.
    1) Для работы нам понадобятся кусочки бересты (желательно с интересными природными наростами), клей ПВА, кусочек плотного картона, нож-косяк, ножницы, полукруглая стамеска, натуральный камешек-самоцвет, шило, линейка, а также несколько канцелярских скрепок, кожаные шнурки:

    И наклеиваем ее вокруг камня.
    9) теперь просверливаем или прокалываем шилом дырочки для декоративной «прошивки» украшения и для тесемок:

    12) Остается вырезать кожаные ленты для нашего украшения и для бусин-подвесок. Можно использовать ленточки из искусственной замши, которая продается в магазинах швейной фурнитуры:

    Наше оригинальное украшение-кулон своими руками готово: