Мое дело сторона - это. Мое дело сторона Наше дело сторона ничего не знаем поговорка

→ → → мое дело сторона в Толково-фразеологическом словаре Михельсона

мое дело сторона - это

мое дело сторона

(иноск.) - я тут ни при чем

Ср. Коли чего коснется, мое дело сторона, я знать не знаю, ведать не ведаю - крест поцелую...

Гр. Л.Н. Толстой. Власть тьмы. 2, 8.

Ср. А мне что? мое дело сторона... Я сыт. Благодарю моего Бога - большего не желаю.

Гл. Успенский. Из биографии искателя теплых мест. 4.

Ср. Он, конечно, своего не упускал - ну да ведь наше дело сторона!

Салтыков. Г-да Молчалины. 2.

См. моя хата с краю, ничего не знаю.

См. знать не знаю, ведать не ведаю.

См. целовать крест.

Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук..

М. И. Михельсон.

Ссылки на страницу

  • Прямая ссылка: http://сайт/michelson_new/5353/;
  • HTML-код ссылки: Что означает мое дело сторона в Толково-фразеологическом словаре Михельсона;
  • BB-код ссылки: Определение понятия мое дело сторона в Толково-фразеологическом словаре Михельсона.

Раньше поговорка «Моя хата с краю, ничего не знаю» носила крайне осуждающую окраску. Она говорила об асоциальной личности, высмеивая ее. Эту фразу относили к человеку, который занимал позицию «это не мое дело, меня это не касается». Словари трактуют значение пословицы: не мое дело, устраниться, мое дело маленькое, моя хата с краю, отстраниться, мое дело сторона. Подобная позиция не принималась обществом, потому была высмеяна в поговорке. Однако времена меняются, и личное пространство человека настолько расширилось, что позиция обособленности одной личности от проблем других личностей достигла таких масштабов, что делать вид, что в этом мире тебя ничего не касается, сейчас стало очень популярной позицией. Согласиться с подобным положением вещей я не могу.

Гражданская, социальная, общественная и прочие активности – это наш долг. Тут стоит привести интереснейший исторический факт: изначально на Руси, где и была рождена эта пословица, хату с краю, в прямом значении этого слова, занимал самый сильный и смелый житель села. Потому что это было то слабое место, с которого в населенный пункт мог проникнуть враг. Поэтому, когда выбирали, кому где селиться, крайнее жилище доставалось самой героической личности. Однако не этот факт породил поговорку, к сожалению.

В жизни лучше занимать крайнюю позицию потому, что она наиболее опасна, чем потому что оттуда хуже слышно, что происходит у других людей, а потому можно сделать вид, что ты просто не знал, что у кого-то беда и кто-то зовет на помощь. Потому что если твоя хата с краю, то когда тебе самому понадобится участие других в твоей жизни, то тебя тоже могут не услышать.

Поэтому можно утверждать, что обособленная позиция только на первый взгляд кажется сильной и безопасной. Крайняя изба по-прежнему самая удобная для нападения, а обособленная особь по-прежнему самая слабая. Выгодность ее положения действительна, лишь пока нападают не на неё и в отдалении от неё – есть шанс примкнуть к победителям и убедить их в своей полезности. Стыдное и трусливое, но иногда спасительное положение. Уверен, жить трусом очень неприятно.

Разве речь об избах и селениях сейчас? Конечно, нет. Это аналогия для нашей с вами жизни и того, какое мы себе в ней место выбираем. Маленький пример: когда мы проходим мимо валяющегося на дороге мусора, мы – тот самый житель хаты с краю. Ведь мы делаем вид, что его не заметили. Или что поднять его не наше дело. Или что… в любом случае мы ведем себя так, будто нас это не касается. Потому что даже если мы считаем, что поднимать его – не наша задача, будучи социально активными и общественно полезными личностями, мы должны приложить усилия к тому, чтобы тот, кто обязан его поднять, сделал это, а тот, кто не должен бросать – не бросил. То есть надо себя вести так, чтобы это изменилось, так или иначе, но на вашей улице было чисто. То же самое с бедным, нуждающимся, пожилым человеком. То же самое с чиновником-взяточником, руководителем-вором, соседом – отчаянным грешником и так далее.

Надо прикладывать усилия, вкладывать себя в этот мир, и тогда мир ответит вам изменениями. «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнётся под нас», – вот девиз сильных людей, способных вносить позитивные изменения в жизнь вокруг себя. Ну, к сожалению, не только позитивные, но тем более нужно понимать, что враги-разрушители не ведут пассивный образ жизни и не занимают трусливую позицию. Они идут и берут этот мир, пока мы делаем вид, что он нас не касается. Нас не касается наркоман из нашего двора, нас не касается педофил, живущий в соседнем подъезде, нас не касается учитель, который учит детей половой распущенности… Не касается, пока речь не о наших детях.

Но когда у нас будут дети или у наших детей дети, тогда будет уже поздно. Посмотрите на страны, где уже поздно! Там тоже жили люди, которых это не касалось. Им казалось, что педофилия, алкоголизм, наркомания, сексуальные извращения никогда не войдут в их чистые, уютные и нравственно здоровые дома. Их хата была с краю… Теперь они пытаются протестовать, но поздно. Надеюсь, что если они изменятся и не сдадут позиций, их мир опять станет морально и нравственно чистым. Но они слишком долго были слабыми.

Страны, где преобладают «жители окраин», элементарно разрушить, завоевать, поработить. Потому что там нет героев, а если и есть, то никто их не поддерживает. Зачем нужны были герои, и почему наличие героя решало исход битвы? Потому что он один мог всех победить? Нет, потому что его смелость, решительность, отвага заражали других, давая им мощнейший стимул превзойти самих себя. Но людей, которые исповедуют принцип «ничего не вижу, ничего не слышу, я вообще занят», зарядить невозможно, они не хотят, они поворачиваются спиной и к драке, и к герою, только чтобы не надо было ничего в себе менять. До тех пор, пока не становится слишком поздно.

Тут уместно вспомнить одну притчу.

Однажды мышь заметила, что хозяин фермы поставил мышеловку. Она рассказала об этом курице, овце и корове. Но все они отвечали: «Мышеловка - это твои проблемы, к нам она никакого отношения не имеет!»

Чуть позже в мышеловку попалась змея и укусила жену фермера. Пытаясь ее излечить, жене приготовили суп из курицы. Потом зарезали овцу, чтобы накормить всех, кто приехал навестить больную. И, наконец, закололи корову, чтобы достойно накормить гостей на похоронах.

И всё это время мышь наблюдала за происходящим через дырочку в стене и думала о вещах, которые «ни к кому никакого отношения не имеют»!

Мораль проста: если вас что-то не касается напрямую, не думайте, что это что-то не ударит вас по голове

Хата с краю не только в итоге слабая позиция. Она стыдная и недостойная и она не пристала верующему человеку.

296 0

(иноск. ) - я тут ни при чем

Ср. Коли чего коснется, мое дело сторона , я знать не знаю, ведать не ведаю - крест поцелую...

Гр. Л.Н. Толстой. Власть тьмы. 2, 8.

Ср. А мне что? мое дело сторона... Я сыт. Благодарю моего Бога - большего не желаю.

Гл. Успенский. Из биографии искателя теплых мест. 4.

Ср. Он, конечно, своего не упускал - ну да ведь наше дело сторона!

Салтыков. Г-да Молчалины. 2.

см. моя хата с краю, ничего не знаю .

см. знать не знаю, ведать не ведаю.

см. целовать крест.


Значения в других словарях

Модель

образец, примерСр. "Это не модель!" (иноск. народн.) - это не порядок, это не дело!Ср. Он вернулся в Петербург с молодою женой, графиней Нелли, безукоризненною, воспитанною особой, попавшею тотчас же в число неоспоримых моделей светской добродетели.Маркевич. Княжна Тата.Ср. Modèle, пример, образец.Ср. Modulus (modus, мера, род, способ) - мерка. ...

Моду взять

(иноск.) - обыкновение (делать что-нибудь, поступать)Ср. Стой! - кричал он (Ворон), помахивая ружьем, - стой, дурья голова; ишь, каку моду взял в чужом лесу елки рубить...А.Н. Будищев. Ворон.см. модель. ...

Можно ль поручиться, кто кого переживет

Ср. Да можно ль и за то ручаться наперед,Кто здесь из нас кого переживет?Крылов. Старик и трое молодых.Ср. Es sind eben so viel Kalbs- als Kuhfelle feil.Ср. Il va plus au marché peaux d"aignaules que des vieilles.Ср. A morte omnes homines tantundem hommes.Все люди на одинаковом расстоянии от смерти.Publ. Syrus. Sent.Ср. Много жеребят умерло, и кожа их служила матерям их - покрывалом.Ср. Dukes. Rab ...

«Коба, тут разгорелся скандал между Хардингушем и корреспондентом «Новой газеты» Муртазиным по поводу одного задержания на Сев. Кавказе, где был ликвидирован один из бандитов. Как обычно, либералы подняли волынку по поводу «надо задерживать, а не ликвидировать» и обвинили наших силовиков в непрофессионализме. Обращаюсь к вам, как уникальному специалисту в этой области еще со времен СССР, интересует ваше мнение, насколько это вообще возможно, задержать несколько вооруженных преступников без стрельбы? И сколько нужно для этого привлечь людей? И какими качествами должен обладать человек, который обязан брать живьем без выстрела вооруженного бандита? Хотя, последний вопрос и так понятен, в спецназ без таких качеств и не берут».

Видел я тот скандал, но не вникал, не вижу смысла…

Ваш Коба.


Вопрос этот стар, как мир: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить». Мне не один раз приходилось слышать (и потом исполнять) приказ: «Взять любой ценой». Но только дважды: «…любой ценой, невзирая на потери личного состава». Об этих случаях я не расскажу никогда.

В остальном, требуют взять живыми - почти всегда, если такое хотя бы теоретически возможно. Всегда же требуют сохранить жизнь заложников, если они захвачены. Ну, а дальше - уж как там получится. Бывают ситуации, когда такие требования недостижимы объективно. И ничего ты с этим уже не поделаешь - реальные обстоятельства были против.

Потом это все изучается, раскладывается на детали, анализируется и обобщается в виде формализованных рекомендаций на будущее. Такие материалы секретны, достоянием общественности не становятся - отсюда и массовые домыслы на эти темы. Свою лепту вносят и журналисты, и сценаристы, снимающие после художественные фильмы «по мотивам».

В целом, как и везде - легко обсуждать, непросто сделать. Подставиться под пулю не хочется никому, это ясно. В Советском Союзе была другая идеология, там могли потребовать этого, напирая на «высокую сознательность и долг перед Родиной». Даю это в кавычках не потому, что считаю чем-то неправильным. Просто, реальный лейтмотив того времени и сегодня обсуждению (тем более, осуждению) уже не подлежит.

У меня есть один ролик, когда-то выкладывал его на Фейсбуке. Но потом меня там забанили, и страница стала недоступной. Вот это - действительно, уникальный ролик. Снимала «семерка», а я потом выцыганил эту пленку на личных связях, хотя отдавать и не горели желанием.

Реальная операция по задержанию трех вооруженных и опасных преступников. За ними к тому времени (1991) было не одно убийство, в том числе, и сотрудников милиции. То есть, по логике причинности, при задержании они могли оказать вооруженное сопротивление практически стопроцентно.

Что получилось - смотрите сами. Операцию проводила группа специального назначения «Набат» в составе двенадцати человек. Все, естественно, были вооружены. Но установка на задержание была очень жесткой - людное место, середина дня, «категорически не допустить жертв среди гражданского населения, всех преступников взять живыми для проведения дальнейших следственных действий».

Внимательный человек при просмотре сразу заметит некоторое рассогласование. Из помещения, где ведется съемка, звучит по радиосвязи многократная команда «Захват, захват, захват!» При этом, на улице еще некоторое время ничего не происходит.

Потому что - не кино. Лично я, идущий в этот момент с детской колясочкой и напарником, услышал сигнал на задержание, когда мы находились в добром десятке метров от лавочки, на которой сидели трое бандитов. Причем, остальные наши ребята были гораздо дальше.

К чему бы привело бездумное исполнение команды? Правильно, к срыву всей операции. Измени мы прогулочный темп движения, прояви инициативу на немедленное задержание, бандиты тут же могли ответить огнем на поражение. Сколько вокруг посторонних людей, вы видите. Жертвы были бы почти неизбежны.

Поэтому, оценив ситуацию, мы спокойно продолжали свою неспешную «прогулку». И только в метре от преступников - начали активные действия. Видна здесь и вторая наша группа, два человека, идущие справа наперерез. Они точно просчитали траекторию движения и дали нам возможность блокировать наиболее опасных из тройки - главаря и прикрывающего с автоматом в сумке.

Можно видеть и реакцию окружающих. Сердобольные бабушки вокруг немедленно приняли происходящее за бытовую драку и бросились отбивать у нас «потерпевших». Тоже, кстати, не просчитываемый привходящий фактор, который мог оказать отрицательное, а то и фатальное влияние. Ослабь мы давление на преступников хоть на секунду, могли прозвучать выстрелы - оружие находилось на боевом взводе.

Фактически, нам удалось блокировать пальцы на спусковых крючках. Потому и возились достаточно долго, пока не отняли оружие. Били, понятно, «от души», это видно на съемке.

А теперь, дай эту пленку сегодняшним «правозащитникам». И вой поднимается до небес. Их там не было, за результат они не отвечают. Зато, прекрасный повод обвинить в «нарушении прав человека».

Ну, жизнь - хитрая штука. Когда-нибудь и ты сам окажешься в ситуации принятия решения. А вокруг скажут: «Мое дело - сторона».