Сказки и «волшебные» растения. Магические растения и их свойства

Язык цветов – основа, азы древней оккультной науки – флоромансии. Складывалась она веками, вбирая знания о свойствах растений, их силе, влиянии. Ну и, конечно, ворожба с помощью цветов и гадание на цветах – также составляющие части флоромансии.

В Средневековье, да и в эпоху Ренессанса значение каждого цветка знали не только ворожеи, целители и алхимики (зельеварение и гербология были тесно связаны), но и обычные люди. Определенным образом подобранный букет мог не только поведать о чувствах и намерениях, помочь в любви, но и избавить от душевных переживаний, разорвать отжившие отношения.
Преподнесенные в подарок ландыши означают, что даритель - очень чувственный и нежный человек, способный составить ваше счастье. Если вы хотите, чтобы отношения развивались и привели к браку, стоит поставить букет в вазу из стекла (не хрусталя) и сказать про себя: «Ландыш простой, для меня золотой, кем подарен будет, тот меня не забудет».
Если вы предпочитаете ландыши, значит, вам свойственна замкнутость - это мешает построить карьеру и завести друзей. Чтобы преодолеть в себе это качество, разотрите между ладонями лист ландыша и произнесите: «Слыла букой, жизнь была мукой, а открылась - судьба обновилась, в делах - везенье, в друзьях - утешенье».
Опасайтесь мужчины, подарившего вам лесные колокольчики. Перед вами типичный болтун и ловелас. Но если он дорог вам и таким, попробуйте немного умерить его пыл при помощи вот такого обряда. Один колокольчик (не веточку, а цветок) положите у крыльца своего дома и скажите: «По чужим дорожкам не блуди - ко мне приходи, с другими не знайся - со мной оставайся». Поверьте, он скоро переменится.
Если вы питаете слабость к колокольчикам, значит очень импульсивны, и по этой причине кажетесь окружающим резкой, что мешает наладить отношения не только с противоположным полом, но и с родными людьми. Решить эту проблему можно так. Вечером 3 цветка бросить в кружку с водой, дать постоять им ночь, а утром умыться этой водой и сказать: «Грубость, прочь уйди, нежность, в дверь войди. Лью водицу, чтобы людям со мной водиться». Что можно сказать о тех, кто дарит ромашки? Из этого человека не вытащить ни слова. Даже если он будет сгорать от любви и нежности к вам, вы об этом не узнаете. Правда, всегда есть выход, и его подсказывает сам цветок. Найдите в букете нераспустившийся бутон, раскройте его и прошепчите: «Мил да люб, но на ласки скуп, цветок раскрываю - (имя) призываю мне раскрыться и нежностью делиться».
Любовь к ромашкам может означать, что вы крайне небережливы, и организация домашнего бюджета - не ваш конек. Попробуйте это исправить при помощи такого обряда. Оборвите лепестки ромашки, положите их в кошелек со словами: «Не была богата, мешала трата, к ромашке обратилась, вмиг изменилась».
Если мужчина подарил вам нарциссы, значит, он довольно самовлюбленная натура. Чтобы уменьшить его самолюбование и направить внимание на себя, нужно, принимая цветы, сказать (чтобы он не слышал): «Красив да пригож, на других не похож, но собой не любуйся, мной очаруйся».
Если нарциссы - те цветы, которые вы хотите всегда видеть на своем столе, значит, вы цельная, самодостаточная женщина, уверенно достигающая любой цели. Еще чуть-чуть, и весь мир будет у ваших ног. Для укрепления успеха и исполнения желания проведите ладонью правой руки (по часовой стрелке) над букетом любимых цветов и произнесите про себя: «Нарцисс - всем цветкам цветок, красив и строг, что над ним задумано, то исполнится».
С благодарностью и особым трепетом примите незабудки. Ведь человек, который их принес, самый верный и преданный. Это и есть тот принц, о котором вы так давно грезили. Не упустите свой шанс. Поставьте букет на подоконник и скажите: «На память незабудка подарена, на общую судьбу на ней заговорено, незабудке красоваться - нам не расставаться».
Любовь к незабудкам говорит о нерешительности, и по этой причине вам часто сопутствуют неудачи. Исправить ситуацию помогут цветы. Положите 3 веточки незабудок между страницами любого журнала или книги, при этом сказав: «До времени хоронитесь - с бедой не водитесь, ко мне придите - судьбу удачей зарядите». Если вам преподнесен букет фиалюк - насторожитесь. Это характеризует подарившего его как человека весьма агрессивного, способного в гневе не только на резкое слово. Не допустить грубости по отношению к себе и свести агрессию на нет можно с помощью обряда. В вазу с фиалками бросьте любое изображение сердца, можете просто нарисовать его на листке бумаги, и скажите: «Фиалка-фиалка, стой ни шатко ни валко, на сердечных делах взращена, на чувства направлена. Дарителю этих цветов грубым не быть, меня почитать и любить».
Любовь к фиалкам, особенно обычным, полевым, выдает художественную натуру. Это значит, что в вас дремлет поэт, или художник, или композитор. Если такие наклонности еще не раскрылись - призовите на помощь свой цветок. Возьмите фиалку, положите на область сердца и трижды скажите: «Фиалку - на грудь, мне подсказчиком будь. Цветок мой - талант раскрой!» После этого обряда вы обязательно создадите что-то особенное.
Преподнести васильки может только человек, чувства которого к вам несколько остыли и который планирует расстаться в ближайшее время. Не хотите, чтобы это случилось? Сожгите один из цветков в пламене свечи, говоря при этом: «Разлуке не быть, мне брошенной не слыть. Васильку тлеть, (имя) ко мне страстью гореть».
Любите васильки? Несложно угадать, что у вас есть некоторые проблемы со здоровьем, а еще вы не слишком активны и подвижны. С этим нужно бороться. Магия цветка вам поможет. Поставьте букет с васильками на ночь на тумбочку у кровати, сказав: «Василек полевой, рядом постой - мне здоровье устрой. Дай жизни движение мне на радость, всем на удивление».

Садоводы хотят разводить яркие растения. Чтобы иметь у себя в оранжерее здоровое растение следует применять секреты ухода. В данной подборке редакторы попытались привести сборник статей, чтобы избежать ошибок при разведении экзотического растения. Условия разведения многих видов растений не отличаются. Любое растение требует кропотливого подхода. Важно понять для дальнейших действий, к какому классу относится Ваше растение.

Травы-амулеты - магия растений

В древности люди придавали большое значение растениям и травам . Растения для людей были священы и им поклонялись. У разных народов сложилось множество мифов, легенд и историй, посвященное травам, цветам и деревьям. Некоторые растения и деревья стали символами, талисманами и оберегами. Им приписывалась магическая сила, способная очищать от зла пространство вокруг себя и притягивать добро. В Сибири и на Севере, например, у каждого шамана было своё “колдовское” дерево. Жизнь колдуна была тесно связано с деревом. Если погибало дерево, то погибал и шаман.

Каждое растение обладает аурой, которое может по-разному воздействовать на людей, места и вещи. Мудрецы древности всегда связывали астрологию с растениями. Считалось, что каждый вид растений принадлежит к определённому зодиакальному созвездию и планете-управителю и что каждое растение является посредником между Солнцем (богом) и Землей (человеком), помогая людям впитывать радость от солнца и избавляться от скверны. Позже ученые подтвердили, что многие растения обладают большим биоэнергетическим воздействием и способны влиять на человека, а их лечебные свойства исцеляют от различных болезней.

Травы-талисманы, носимые на себе, защищают от порчи, колдовства, злого духа, от болезней, дают успех в любви и бизнесе, благосклонность начальства и любезность окружающих, детям - послушание и улучшение в учении. Положенные в доме, эти травы защищают дом от колдовства и злого духа.

Аир обладает защитными свойствами. Пучки свежих листьев под подушкой защищают спящего от астральных нападений и кошмаров. Подвешенные на окнах и над дверьми, защищают от магического вторжения. аконит вырос из пены, падавшей изо рта Цербера. Растущий в саду, защищает территорию. Клубень, носимый в мешочке на груди, приносит удачу. Берёза покровительница женщин и девушек, считается хранительницей домашнего очага. Очищающие свойства, поэтому используется для создания магической метелки, а так же на березу сводят некоторые болезни. Лист, собранный в майское полнолуние, обладает большой целительной силой. Боярышник оберегает от нечистой силы. Бузина обладает целительной силой. буке таится дух времени Вербена используется для предсказаний, в любовной магии , в магических ритуалах на увеличение благосостояния, обладает большой целительной силой , защищает. Употребление весьма обширно. Одна из основных магических трав. Вяз символизирует знания Девясил используется в целительстве, любовной и защитной магии Дуб – священное дерево, наделяет силой. Друиды считали деревом мудрости, или науки. Ель как и дуб, священное дерево, символ долголетия и здоровья. Со зверобоем черт не страшен. Ива используется в лозоходстве, а так же защищает от кошмаров и мороков. убережёт от сглаза и колдовства. Иван-да-марья – сохраняет любовь и преданность. Камнеломка - магическая разрыв-трава славянской мифологии. Кедр даёт крепость духа и выносливость. Клевер – символ удачи и успеха. Крапива считается целебной. Используется в любовной магии для отворотов и приворотов.Снимает порчу, защищает от недоброй энергии и колдовства. При ношении на себе дает храбрость, придает неустрашимость. Крушина в магии используется для снятия заклятий и заговоров. (магическая одолень-трава) в славянской мифологии. Под этим названием в некоторых местностях России знают белую и желтую кувшинки, или их еще называют белой и желтой лилией. Считается, что растение обладает волшебными свойствами и что оно охраняет дом от нечистой силы и помогает преодолевать житейские трудности. Кувшинка, лилия водяная (белая) - корень носить на шее - для привлечения любви. Липа в магии. В народе существовало поверье, что дерево липы оберегало от молнии. И человек, находящийся под липой во время дождя, не должен бояться ни грома, ни молнии. так как до сих пор не было случая, что-бы под липой кого-либо убило. Липа - самое светлое, сердечное дерево. Считается, что липа сплачивает семью. А липовый чай оказывает даже привораживающее действие, првда, подействует оно на собственного мужа или жену. Им нельзя пользоваться в корыстных целях, с темными мыслями разрушать семью. Плохой приметой на Руси считалось, если липа, посаженная возле дома, засохнет - из семьи уйдет благополучие, дом лишится оберега. Ольха одно из 13 священных деревьев, используемых в колдовстве. Оно связано с периодом весеннего равнодействия - временем равновесия и гармонии Орешник используется в лозоходстве, Орех – символ победы, его часто используют для борьбы с кем-либо. Осина ничего хорошего не принесёт, всегда имела дурную славу. Осот растёт на болоте, считался покровителем злых духов. применяется в целительстве, для наведения мороков, для создания талисманов. Хранит дом от молнии, а поле - от града. Папоротник, носимый на голом теле, оберегает от колдовства и злых духов. Это талисман высшего счастья, дает удачу во всех предприятиях, игре и любви. Отгоняет кошмары, отстраняет молнию, град, чертей и чары. Даже один стебелек, носимый с собой, приносит счастье в игре. Полынь. Во время путешествия держать в руке - не утомишься, а чтобы не чувствовать усталости при ходьбе - вымыть ноги отваром полыни или положить в обувь. Если носить его в обуви, то человек становится неутомимым и быстрым на ходу. Носимая на себе, охраняет от молнии, порчи, злых духов и эпилепсии. Будет благополучное путешествие, если носить на себе полынь и вербену вместе. Примула – символизирует дорогу. Просвирник используется в целительстве. Репейник – растение, обладающее способностью насылать порчу. Рябина используется в защитной магии. Ягоды защищают от недобрых духов, злого колдовства. Древесина используется для создания жезлов. Сон-трава используется в практике сновидения, для предсказаний Шалфей применяется в качестве окуривания для очищения. Используется в смесях для талисманов на удачу, благополучие. Может быть использован для наведения мороков, создания иллюзий Шиповник дарит благополучие. Чистотел - трава победы Хмель - сделать подушечку из цветков хмеля и класть под подушку - не будет бессоницы. Мелисса - если носить на себе, то будешь любезный для всех и восстановишь силы.

Считается, что от колдовства могут защитить: ячмень, чеснок, лук, рябина, берёза, самшит, бузина Раскроют экстрасенсорные способности, разовьют “третий глаз”: ромашка и орхидея .Источник: http://www.florets.ru

В древности пион славился своими магическими свойствами и считался одним из чудес творения. Верили, что злые духи исчезают из тех мест, где растет пион, а если носить хотя бы небольшую часть растения , надетого на нить, обвязанную вокруг шеи, то можно защититься от всякого рода дьявольских наваждений. Пастухи полагали, что пионы отгоняют ночных духов.

Название же растения (Paeonia) связано с именем Пеона – ученика целителя Асклепия. С помощью некоего растения Пеон производил удивительные исцеления и излечил таким образом самого бога подземного царства Аида – от ран, нанесенных Гераклом. По легенде, Пеон получил это растение из рук матери Аполлона, богини темноты Лето. Чудесное исцеление вызвало в Асклепии зависть, и он приказал тайно умертвить своего ученика. Однако Аид в благодарность за оказанную помощь не дал погибнуть Пеону, превратив юношу в прекрасный цветок , который с тех пор носит его имя и обладает не только красотой, но и многими целебными свойствами .

Плиний Старший в I веке до н.э. впервые детально описал пион и указал на двадцать болезней, которые можно было исцелить с помощью этого растения.

По одним источникам, на языке цветов пион означает не слишком благоприятное качество – хвастовство. Однако другие приписывают ему такое значение, как стыдливость, застенчивость; вЯпонии пион является символом долголетия и процветания; также ему приписывают значение счастливой, веселой жизни, а также сострадания.

Язык цветов противоречив, это связано с тем, что исторические события постоянно вносили перемены в символику растений.

zdorovieblogg

Магия растений,трав,цветов

Колдовство растений, цветов и трав

Магия растений. Травы-амулеты

Травы-талисманы, носимые на себе, защищают от порчи, колдовства, злого духа, от болезней, дают успех в любви и бизнесе, благосклонность начальства и любезность окружающих, детям — послушание и улучшение в учении. Положенные в доме, эти травы защищают дом от колдовства и злого духа.

В древности люди придавали большое значение растениям и травам. Растения для людей были священы и им поклонялись. У разных народов сложилось множество мифов, легенд и историй, посвященное травам, цветам и деревьям. Некоторые растения и деревья стали символами, талисманами и оберегами. Им приписывалась магическая сила, способная очищать от зла пространство вокруг себя и притягивать добро.

В Сибири и на Севере, например, у каждого шамана было своё «колдовское» дерево. Жизнь колдуна была тесно связано с деревом. Если погибало дерево, то погибал и шаман.

Каждое растение обладает аурой, которое может по-разному воздействовать на людей, места и вещи. Мудрецы древности всегда связывали астрологию с растениями. Считалось, что каждый вид растений принадлежит к определённому зодиакальному созвездию и планете-управителю и что каждое растение является посредником между Солнцем (богом) и Землей (человеком), помогая людям впитывать радость от солнца и избавляться от скверны. Позже ученые подтвердили, что многие растения обладают большим биоэнергетическим воздействием и способны влиять на человека, а их лечебные свойства исцеляют от различных болезней.

Зверобой

Со зверобоем черт не страшен. Зверобой очень сильное растение . Применяется, как защитное средство, для снятия порчи, бесплодия. Защищает от любой магии, если собран правильно. Возможно употребление прямо противоположное. Защищает от злых чар.

Врагом всех колдунов считается зверобой, собранный на Ивана Купалу. Если утром сплести с него венок и плясать в нем у костра весь вечер, то на все 365 дней в году человек будет защищен от порчи.

Ни черт, ни колдун не имеют власти над тем, кто носит на себе веточку зверобоя .

Засушенный стебелек, подвешенный над дверью или спрятанный под порог, не позволит нечистой силе войти в дом.

Если сплести и носить пояс из зверобоя, он примет на себя всё зло, а если бросить пояс 1 ноября (День Всех Святых) в огонь, всё накопленное на поясе зло вернётся к тому, кто его наслал.

В Германии бытовал еще и такой обычай: ранним утром Иванова дня мужчины плели из зверобоя кушаки, а ночью сжигали их на костре. От этого к ним приходила большая и постоянная мужская сила.

«Шиповник » Шиповник дарит благополучие. В народе бытует поверье, что если окружить дом кустами шиповника, то в нем всегда будет мир и благополучие. Если ты часто терпишь поражения, то шиповник тебе поможет.

Есть у шиповника такое свойство — перерабатывать отрицательную энергию в положительную, поэтому издавна его высаживали около окон дома. Запах шиповника во время цветения очень полезен, он наполняет нас чистой энергией.

Даже аромат засушенных цветков продуваемых вентилятором, может вернуть бодрость и здоровый внешний вид, если принимать такие воздушные ванны ежедневно в течение 15-30 минут.

«Аир болотный » Аир Обладает защитными свойствами. Пучки свежих листьев под подушкой защищают спящего от астральных нападений и кошмаров. Подвешенные на окнах и над дверьми, защищают от магического вторжения.

«АКОНИТ или БОРЕЦ — ACONITUM L.» Греки считали, что аконит вырос из пены, падавшей изо рта Цербера. Растущий в саду, защищает территорию. Клубень, носимый в мешочке на груди, приносит удачу.

Берёза покровительница женщин и девушек, считается хранительницей домашнего очага. Очищающие свойства, поэтому используется для создания магической метелки, а так же на березу сводят некоторые болезни. Лист, собранный в майское полнолуние, обладает большой целительной силой.

«куст боярышника» Боярышник оберегает от нечистой силы.

Бузина обладает целительной силой.

«У буковой аллеи.» Считалось, что в буке таится дух времени

«Вербена.» Вербена используется для предсказаний, в любовной магии, в магических ритуалах на увеличение благосостояния, обладает большой целительной силой, защищает. Употребление весьма обширно. Одна из основных магических трав.

«Вяз» на Яндекс.ФоткахВяз символизирует знания

» Девясил» Девясил используется в целительстве, любовной и защитной магии

Дуб — священное дерево, наделяет силой. Друиды считали деревом мудрости, или науки.

Ель. Как и дуб, священное дерево, символ долголетия и здоровья.

«Плакучая ива» Ива используется в лозоходстве, а так же защищает от кошмаров и мороков. убережёт от сглаза и колдовства.

Иван-да-марья — сохраняет любовь и преданность.

Камнеломка — магическая разрыв-трава славянской мифологии.

Кедр. Даёт крепость духа и выносливость.

Клевер — символ удачи и успеха.

Крапива считается целебной. Используется в любовной магии для отворотов и приворотов.Снимает порчу, защищает от недоброй энергии и колдовства. При ношении на себе дает храбрость, придает неустрашимость.

Крушина В магии используется для снятия заклятий и заговоров.

Кувшинка желтая (Магическая одолень-трава) славянской мифологии.

Одолень-трава. Под этим названием в некоторых местностях России знают белую и желтую кувшинки, или их еще называют белой и желтой лилией.

Считается, что растение обладает волшебными свойствами и что оно охраняет дом от нечистой силы и помогает преодолевать житейские трудности.

Кувшинка, лилия водяная (белая). Корень носить на шее — для привлечения любви.

Липа в магии. В народе существовало поверье, что дерево липы оберегало от молнии. И человек, находящийся под липой во время дождя, не должен бояться ни грома, ни молнии. так как до сих пор не было случая, что-бы под липой кого-либо убило.

Липа — самое светлое, сердечное дерево. Считается, что липа сплачивает семью. А липовый чай оказывает даже привораживающее действие, првда, подействует оно на собственного мужа или жену. Им нельзя пользоваться в корыстных целях, с темными мыслями разрушать семью.

Плохой приметой на Руси считалось, если липа, посаженная возле дома, засохнет — из семьи уйдет благополучие, дом лишится оберега.

Ольха — одно из 13 священных деревьев , используемых в колдовстве. Оно связано с периодом весеннего равнодействия — временем равновесия и гармонии

Папоротник . Применяется в целительстве, для наведения мороков, для создания талисманов.

Папоротник, носимый на голом теле, оберегает от колдовства и злых духов. Хранит дом от молнии, а поле — от града. Это талисман высшего счастья, дает удачу во всех предприятиях, игре и любви. Отгоняет кошмары, отстраняет молнию, град, чертей и чары. Даже один стебелек, носимый с собой, приносит счастье в игре.

«горькие звезды (полынь и лук)» Полынь. Во время путешествия держать в руке — не утомишься, а чтобы не чувствовать усталости при ходьбе — вымыть ноги отваром полыни или положить в обувь. Если носить его в обуви, то человек становится неутомимым и быстрым на ходу. Носимая на себе, охраняет от молнии, порчи, злых духов и эпилепсии. Будет благополучное путешествие, если носить на себе полынь и вербену вместе.

Примула — символизирует дорогу.

«Мальва шток-розовая (просвирник)»Просвирник Используется в целительстве.

Репейник — растение, обладающее способностью насылать порчу.

Рябина Используется в защитной магии. Ягоды защищают от недобрых духов, злого колдовства. Древесина используется для создания жезлов.

Сон-трава Используется в практике сновидения, для предсказаний

Шалфей применяется в качестве окуривания для очищения. Используется в смесях для талисманов на удачу, благополучие. Может быть использован для наведения мороков, создания иллюзий

Чистотел -Трава победы

Сделать подушечку из цветков хмеля и класть под подушку — не будет бессоницы.

Если носить на себе, то будешь любезный для всех и восстановишь силы.

Считается, что от колдовства могут защитить: ячмень

КОЛДОВСТВО ПРИ ПОМОЩИ РАСТЕНИЙ

Знаменитейшими колдуньями античного мира были дочь внушавшей страх управительницы и властительницы преисподней Гекаты, которая одновременно считалась начальницей всех демонов, а также известная по "Одиссее"

Цирцея, которая, получая из растений волшебные напитки, превращала зсех, кто гостил у нее, в зверей.

Медея, дочь колхидского царя Аэта и Гекаты, помогла предводителю аргонавтов Язону при помощи своего колдовского искусства похитить "золотое руно". Особенно она преуспела в искусстве омолаживания своих окружающих при помощи купания с добавлением специальных примесей. Благодаря этой славе, ей удалось отправить в свой волшебный котел Пелиаса. дочерей которого она обманула, сказав, что хочет омолодить их старого отца, который стоял на пути ее честолюбивых планов, и погубить его таким образом. Медея убежала с Язоном и вышла за него замуж. После 10-летней супружеской жизни она так надоела Язону, что он изгнал ее. Возможно, в этом была виновата Глауке, дочь короля Креона, так как должна была стать преемницей Медеи. Как только Медея узнала о планирующемся заключении нового брака, она послала счастливой невесте заколдованное соками растений свадебное платье и точно так же заколдованную диадему. Как только Глауке надела на себя подаренные вещи, они сразу же воспламенились, и невеста превратилась в пепел.

В своем большом колдовском саду Медея выращивала много ядовитых трав и лечебных растений, которые она всегда умело использовала для своей выгоды.

Второй печально знаменитой колдуньей античного мира была Цирцея, которая, согласно греческой мифологии, была дочерью Гелиоса и Персеи. Она, якобы, обитала недалеко от Цирцеюма, сегодняшнего Промонторио Цирцео, на острове Аэа, в замке, построенном из сверкающих камней, охранявшемся укрощенными львами и волками.

Рис.8. Дурман.

Все дни Цирцея обычно ткала и пела песни. Это довольно-таки монотонное занятие было прервано внезапным прибытием Одиссея и его спутников, которых во время странствий занесло на остров Аэа.

Сначала Цирцея обильно угощала потерпевших крушение, но потом превратила их при помощи колдовских растений в свиней. Только благодаря сочувствию Гермеса, Одиссей получил траву, которая снова превратила его спутников в людей.

Цирцея для своих колдовских действий использовала, якобы, преимущественно мандрагору, по этой причине Плиний назвал это растение "Цирцея". Другие, применявшиеся Цирцеей магические растительные вещества, по всей видимости, относились к группе галлюциногенов, которые вызывали у принявших этот препарат всевозможные видения, вплоть до того, что они видели себя зверьми. Как противоядие часто упоминается чеснок и то растение, которое Гермес, якобы, дал Одиссею для борьбы с колдовством, могло быть только чесноком. По крайней мере, Одиссей сам рекомендовал это растение как средство для защиты от колдовства. Речь шла при этом об одной из разновидностей луковичных с ботаническим названием Allium magicum. Позже и обычный чеснок (Allium sativum) в Греции и у римлян был рекомендован как средство защиты от колдовства. Засушенные корневые клубни этого растения вешались детям как амулет от дурного глаза, а также от других колдовских воздействий.

И, в заключение, необходимо упомянуть о фессалий-ской колдунье Эрихто, которая имела приблизительно такую же славу, как Медея и Цирцея.

ГРУППЫ МАГИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Магические растения и травы, применявшиеся в колдовском искусстве и в растительной магии, подразделялись по их действию и цели применения на пять групп:

Профессиональные травы,

Погодные травы,

- "чудесный ключ",

Растения, приносящие удачу,

Волшебные средства.

Профессиональные травы служили, в основном, для заклинаний от черта, ведьм, колдунов и злых духов. С этой целью их использовали для окуривания во время соответствующих церемоний. В качестве амулетов их носили на теле для защиты от негативного воздействия вышеуказанной "нечистой силы".

Росшие в доме или около него погодные травы должны были предотвращать от убытков из-за непогоды, которые могут возникать от удара молнии, наводнений, града и т.д. Они использовались также против насекомых, мышей и крыс.

"Чудесным ключом" назывались те растения, которые помогали магам и колдунам обнаруживать врагов или отыскивать клады.

Растения четвертой группы были наиболее излюбленными: используемые как амулеты, они должны были способствовать владельцам в достижении богатства, престижа, любви и власти. Если их принимали в виде микстуры или

порошка, то они повышали готовность к любви и придавали принимавшему их смелости.

Волшебные средства включали в себя "магические мази", "магические напитки" и порошки для окуривания.

Магические мази втирались в кожу преимущественно в области подложечной впадины, подмышечных впадин и у вискоз. Вот некоторые древние рецепты, которые ни в коем случае не могут служить примером для подражания:

- "водяной сельдерей, аконит и тополиные почки растираются с добавлением сажи и растительного масла до получения мази".

- "водяной сельдерей, корень желтого гладиолуса, красавка и травы пятипала растираются с растительным маслом с добавлением крови летучей мыши и доводятся до консистенции мази";

- "взять семена плевела, белены, болиголова, красного и черного мака, ядовитого латука, портулака - каждого из них по четыре части, одну часть плодов красавки, добавить туда растительного масла и приготовить из этого мазь";

- "гроздовник, вербена, пролеска, очиток, адиантум-венерин волос и цикорий растираются с унгентум фарелис (специальный жир) до консистенции мази";

- "мак, паслен, цикорий и болиголов смешиваются с жиром крупного рогатого скота, кошки, собаки, волка, осла и т.д. до консистенции мази".

Магические напитки отличаются от магических мазей только тем, что используемые растения не растираются в масле и жире, а кипятятся в воде или настаиваются на спирту. Полученные таким образом экстракты, содержащие важные для магии биологически активные вещества, выпивались или незаметно добавлялись в другое питье тем, кого хотели околдовать.

Окуривающие порошки применялись в европейской магии в некроматических (из греческого: для заклинания мертвых) целях, чтобы опрашивать умерших. Придворный советник фон Экартсхаузен в своих "Объяснениях к магии" называет следующие три рецепта для этой цели:

- "болиголов, белену, шафран, алоэ, опиум, паслен, семена черного мака, мандрагору, сок болотного сельдерея и асафетиду перемешать и высыпать на противень для окуривания";

- "белену, кориандр, сельдерей, черные семена мака измельчить, смешать и высыпать на противень для окуривания":

- "кориандр, сельдерей, белену и болиголов измельчить, размешать и высыпать на противень для окуривания".

Чтобы достигнуть полного магического эффекта при окуривании, фон Экартхаузен требует соблюдения также следующих условий: "Воздерживаться в течение 8 дней от всех сильных страстей. Соблюдать в течение 8 дней абсолютную трезвость, по возможности находиться в одиночестве. Избегать общения с представителями другого пола, читать о бренности жизни. В течении всего времени думать о заклинаемой персоне, дух которой должен появиться. Вспоминать об общении с ней при жизни, молиться за нее. Если речь идет о живом человеке, то начало сеанса окуривания не должно приходиться на то время, когда соответствующее лицо занято молитвой, добродетельной деятель-ноствю или выполнением других обязанностей в соответствии со своим положением".

Рис.9. "Шабаш ведьм". Рисунок де Лакрэ.

Настоящие физиологические процессы, вызванные в человеческом организме, особенно в головном мозге, биологически активными веществами "колдовских растений", были в растительной магии, естественно, неизвестны, хотя объективные и свободные от предрассудков наблюдатели могли постоянно замечать, что все описанные магами и колдуньями действия магических веществ носили чисто субъективный характер.

Рис.10. Колдуньи отправляются на шабаш.

Так, колдуньи средневековья твердо верили в то, что благодаря втиранию так называемых "магических мазей", употреблению "магических напитков" или же окуриванию с использованием "магических порошков" можно научиться летать. При этом они представляли себя в таких полетах в образе зверей.

Наблюдатели, которые следили за колдуньями во время и после приема ими магических средств, как, например,

швабский монах-доминиканец Нидер, чье сообщение мы приводим ниже, не могли подтвердить самого процесса полета: "Один священник в своей проповеди сообщал, что полеты ведьм не происходят на самом деле, а только являются плодом фантазий и снов, и, поэтому колдуньи только воображали, что они уносились в другие места, и после этого рассказывали другим, что они там якобы делали, стараясь уверить в этом своих слушателей.

Одна старая колдунья обиделась на подозрения относительно своего магического искусства и предлагала священнику, покидая церковь, на самом деле доказать ему. что полет ведьм не является сном, если он последует за ней..

Священник действительно отправился вместе с ней. После этого она села в квашне на сиденье и натерла себя мазью. Она заснула и во сне вела себя довольно живо, тянула руки вверх, как будто бы хотела взлететь, была неспокойна и прыгала, как будто хотела танцевать. Она проделывала это какое-то определенное время, пока не перевернулась из квашни и не упала на землю.

Когда она некоторое время полежала, то начала понемногу шевелиться, приговаривая: "Теперь ты в действительности видел меня летящей и вернувшейся!".

"Конечно,- сказал священник,- ты далеко летала! Ты проспала в квашне, пока не упала на землю, где и лежала, пока не проснулась. Потрогай свой глаз, который ты разбила в кровь".

Таким образом, старая карга была излечена от своих грез, а священник ушел от нее еще больше убежденный в своем мнении, что полеты ведьм - это самая настоящая бессмыслица."

И в наше время часто применяются вещества, которые оказывают влияние на психику. Однако не для того, чтобы при их помощи получить "магическую силу" или превратиться в зверя: некоторые интеллектуалы надеются таким образом расширить свое сознание. Наркоманы хотят убежать от серой реальности жизни, а широкие слои населения при угнетенном настроении сразу прибегают к успокоительным средствам, а при малейших признаках усталости - к взбадривающим организм средствам.

Все эти препараты, которые воздействуют на человеческую психику и опасность которых нельзя недооценивать, имеют общее название психофармакологических.

ПСИХОФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Психофармакологические средства - это химические вещества, которые непосредственно воздействуют на определенные центры головного мозга, на нервные сплетения или на определенные нервные окончания и вызывают изменение порога возбудимости.

Под порогом возбудимости мы понимаем наименьшее по силе электрохимическое возбуждение, которое вызывает ответную реакцию нерва. Если он будет несколько повышен при помощи определенных психофармакологических средств, то успакаивается вся психика, в данном случае речь идет об успокаивающем воздействии. Если порог возбудимости наоборот будет понижен, то следствием этого будет возбуждение активности головного мозга и нервов.

Психофармакологические средства могут приводить в порядок нарушенные психические функции, устранять состояние страха и волнения. Более того, определенные психофармакологические средства вызывают изменение сознания, что часто неправильно интерпретируется как расширение сознания. Этим активизирующим веществам, известным под названием "наркотики", мы уделим особое внимание.

Но прежде мы хотели бы коротко остановиться на других психофармакологических средствах. Различаются следующие психофармакологические средства:

Антипсихотические

Антидепрессивные

Психоуспокоительные

Психостимуляторы

Укрепляющие

Эйфорические

Галлюциногены.

Антипсихотические (называемые также нейролептиче-скими или психолептическими средствами) применяются в основном для лечения психозов, в особенности шизофрении (раздвоение сознания). Они вызывают снижение состояния страха и сильного волнения, предотвращают галлюцинации, состояния бредовых представлений.

Рис.11. Изображение возможных компонентов воздействия психофар-мекологических средств, а также спектра воздействия отдельных психофармакологических групп.

К антипсихотическим средствам прежде всего относятся фенотиацин или бутирофенон.

Антидепрессивные препараты (известны также как ти-молептические) применяются прежде всего для лечения эндогенной, а также тяжелой формы острой невротической депрессии. Они воздействуют с различной направленностью, стимулируя, снимая состояние страха и не вызывая эйфории или наркомании.

Классическими представителями антидепрессивных средств являются имипрамин или амитриптилин.

Психоуспокоительные препараты или транквилизаторы по своему химическому составу относятся к бензодиазепи-нам. Они направлены на устранение чувства страха.

Наиболее распространенным из них является препарат валиум.

При их применении в течение длительного времени может возникнуть психическая зависимость от них.

Психостимуляторы и векамины, как правило, являются амфетаминподобными веществами, которые на короткое время могут способствовать повышению тонуса организма, улучшению внимания и концентрации. Часто их применяют для сдерживания аппетита и злоупотребления едой.

Укрепляющие препараты - это вещества с направленным возбуждением на определенные функциональные центры головного мозга (дыхательный центр, вазомоторный центр) или же на всю центральную нервную систему.

При повышенной дозировке эти вещества, к которым в основном относится кофеин, пентетразол и пицетимид, могут использоваться как антиспазматические средства.

К эйфорическим препаратам относятся наркотические средства, которые повышают настроение человека или изменяют его без неизбежного вызывания галлюцинаций. Они

воздействуют в основном на симпатические нервные центры головного мозга и вызывают субъективное, по-разному воспринимаемое, ощущение хорошего самочувствия.

К ним относятся, наряду с такими опьяняющими средствами, как алкоголь, морфий, кокаин и растворители: ацетон, эфир, хлороформ.

Галлюциногенами являются вещества, которые вызывают у человека состояния, схожие с психозами и сопровождающиеся галлюцинациями. Они известны под общим названием "наркотики". К ним относятся ЛСД. пси-лоцибин, мескалин, канна-бис, гашиш и др. Под их воздействием "воспринимаются" краски, шумы, звуки или запахи, которые могут быть приятны или неприятны - но в любом случае выражают изменение сознания.

Знаете ли вы, что в растительном мире существует немалое число «волшебных» растений? Если немного отвлечься от повседневности и погрузиться в мир сказок и фантазий, то в волшебных садах можно встретить множество магических трав, чародейских растений, священных деревьев...
Есть такая наука – этноботаника . Она изучает народные предания, легенды и сказки о растениях. Множество интересных фактов о «волшебных» растениях можно обнаружить, и вспоминая историю самой ботаники. Да что там – любой хороший садовник может рассказать много занятных историй о своих питомцах. А сказки и чудесные истории – веселые или страшные – любим мы все. Об этом прекрасно свидетельствует невероятный успех книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере – мальчике-волшебнике, обучающемся в школе магии и сталкивающемся там, между прочим, с волшебными растениями.
Кстати, целый ряд растений у самых разных народов и в самых разных культурах имеет прочную славу «чародейских». Они с завидным постоянством упоминаются в сказках, песнях, легендах и преданиях по всему миру. Причем не под абстрактными, допускающими разные толкования (как «аленький цветочек»), а под вполне определенными, реальными ботаническими названиями. Что же такого необычного в этих растениях, за что они попали в сказку?

Давайте начнем с двух растений, которым уделено особое внимание в книге Дж.Роулинг. Больше всего неприятностей доставила Гарри Поттеру гремучая ива . Что заставило писательницу включить это растение в свою книгу? Что мы знаем об иве?
Первым делом вспоминаются склоненные над водой «плакучие» ветви, белые пушистые шарики «вербы», ну и, пожалуй, еще корзинки, сплетенные из ивовых прутьев. Однако у многих народов ива считалась «чародейским» деревом и действительно имела недобрую славу. Ее связывали с горем и потерей любви, с бесплодием и импотенцией. Плакучие формы ивы были символами печали. Сжигание ивовой древесины, по преданию, приносило несчастье. Древесина ивы была в сказках тем материалом, из которого делали волшебные палочки.
У древних греков ива была посвящена богине колдовства Гекате. В Египте ветви ивы сжигали на погребальных кострах. А вот у римлян ива считалась целительным растением, способным отгонять беду и несчастье – для этого надо было найти дерево с полым стволом, встать внутри него и произносить соответствующие заклинания. Однако ученые древности обращали внимание и на более реальные лечебные свойства дерева. Диоскорид и Авиценна писали о лекарственных свойствах коры и сока этого растения. Позже Парацельс, Иероним Бок, Лоницерус и Маттиоли рекомендовали в качестве лекарственного средства собранную весной кору молодых ветвей ивы. Ее использовали наружно как средство от мозолей и бородавок, для ращения волос, а внутрь – от лихорадки при малярии. Кора ивы даже была названа «европейской хинной коры» за противолихорадочное, жаропонижающее действие. Позже из коры ивы были выделены соединения, получившие название салицилатов, от латинского имени растения – Salix . Одно из этих «чародейских» веществ сейчас знакомо всем – это ацетилсалициловая кислота, аспирин.
В народной медицине отвар ивовой коры использовался также для полоскания рта и горла при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей. Порошок и отвар коры ивы применялись как кровоостанавливающее, вяжущее и глистогонное средства. Молодые побеги ивы считались хорошим средством при цинге.
Высоко ценили иву кельты. В кельтском гороскопе иве корзиночной (Salix viminali ) посвящен период с 1 по 10 марта и с 3 по 12 декабря.
Распустившиеся ранней весной пушистые шарики ивы козьей (S.caprea ) стали на Руси символом одного из важнейших праздников христианского календаря – Пальмового, а у нас – Вербного воскресения, предшествующего Пасхе. Освященные в церкви ветки вербы принято было хранить целый год – считалось, что они охраняют дом и его хозяев от бед, болезней и несчастных случаев.
И еще одно свойство ивы могло послужить причиной частого упоминания ее как волшебного растения – исключительная способность к вегетативному размножению. В народном фольклоре об иве говорится: «Ее выкосили, а она снова выросла», «Ива из тычка растет». И действительно, срезанный ивовый прутик, воткнутый во влажную землю, почти со стопроцентной вероятностью укоренится. Известны случаи, когда начинали расти плетни, сплетенные из ивовых прутьев.

Еще одно растение, которому уделяется много внимания в книге Дж.Роулинг, – пожалуй, самое известное из волшебных, или самое «волшебное» из известных, – мандрагора .

Ученики Хогвардса на уроке травничества занимались пересадкой мандрагоры. Чтобы успешно выполнить эту операцию, они должны были плотно закрыть уши наушниками, а лишь потом приступать к пересадке: даже совсем маленькая мандрагора, вынутая из земли, издавала душераздирающий вопль, способный надолго лишить человека чувств. Крик же «взрослого» растения просто смертелен...
Мандрагора считалась чудодейственным, магическим растением практически у всех знакомых с ней народов. В первую очередь это связано с необычным видом корневой системы, которая напоминает фигурку человека. Мандрагору называли «прыгающим корнем», «корнем-человеком», «висельным человечком» и использовали в лекарственных и оккультных целях.
Предания и легенды тщательно охраняли мандрагору от посягательств «непосвященных». Считалось, что человек не должен прикасаться к корню голыми руками. Нарушившему запрет грозило проклятье и скорая смерть. Поэтому вытаскивать корень из земли должна была собака, привязанная к растению за хвост. Мандрагора в это время будто бы испускала те самые ужасные вопли. Ризотомист (охотник за корнем мандрагоры) должен был, подбадривая собаку, трубить в рог. Извлеченный из земли корень нужно было облачить в бархатную рубашку и хранить в драгоценном ларце.
Мандрагора приносила счастливому обладателю богатство и славу, избавляла от болезней, помогала женщинам при родах, а также защищала скот от сглаза колдунов. Слава ее была так широка, что существовали даже многочисленные искусные подделки и фальсификации, когда за мандрагору выдавали корни совсем других растений.
Древние немцы и арабы верили в мандрагор – маленьких духов, представленных в облике безбородых человечков, живущих в этих растениях... Во Франции мандрагору считали растением эльфов. У многих народов различали «мужские» и «женские» растения – их изображения можно найти в старинных травниках.
В Аравии было распространено поверье, что ночью мандрагора светится, за что ее называли «свечой дьявола» и считали растением колдунов и ведьм.
Древние римляне и египтяне приписывали корням и плодам мандрагоры свойство афродизиака. Кусочки корня мандрагоры были обнаружены в древнеегипетских пирамидах, а упоминание о ней, наряду с 700 другими лекарственными растениями, присутствует в знаменитом папирусе Эберса, который датируется 1700–1600 гг. до н.э. Упоминается мандрагора и в Библии.

Извлечение корня мандрагоры из земли (иллюстрация из травника XVI в.)

Не обошли своим вниманием удивительное растение и авторы целого ряда литературных произведений разных времен. О мандрагоре говорится в «Одиссее» Гомера, в «Фаусте» Гете и в «Ромео и Джульетте» Шекспира. Знаменитый итальянский писатель и государственный деятель Макиавелли написал комедию «Мандрагора», в которой корень растения играет драматическую роль в жизни народа.
Однако помимо «волшебных», мифических качеств, мандрагора – растение семейства пасленовых – имеет и вполне реальные лекарственные свойства. Недаром научное название одного из видов растения – Mandragora officinarum – «лекарственная». Все части растения содержат алкалоиды гиосциамин и скополамин, обладающие болеутоляющим и спазмолитическим действием. Еще с древних времен мандрагору использовали для этих целей, а также как снотворное, о чем писали Гиппократ и Теофраст. В народной медицине настойка из корня мандрагоры применялась при коликах и язве желудка, астме, сенной лихорадке и коклюше.

А вот плоды мандрагоры – шаровидные желтые или оранжевые «яблоки», в отличие от корня, снискали себе дурную славу как нечто крайне ядовитое. Интересно, что по аналогии с мандрагорой долгое время ядовитыми считались и плоды другого пасленового растения – баклажана. Их называли «бешеными», или «безумными яблоками». Потребовалось несколько сотен лет, чтобы этот вкуснейший овощ получил широкое распространение.
Всего известно 5–6 видов мандрагоры, произрастающих в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, в Гималаях. На территории бывшего СССР, в Туркмении, у подножия Копетдага, произрастает мандрагора туркменская (M. turcomanica ).

Волшебным растением, частое упоминаемым во всевозможных легендах и сказках, считается и самая обыкновенная крапива . Она ассоциировалась с болезненными уколами любви, а также была символом жизни, полной отчаяния и страданий. Полагали, что только юная невинная девушка может спокойно срывать ее голыми руками и не обжигаться. Греки считали крапиву афродизиаком, она являлась компонентом любовных напитков. У славян крапива считалась средством против ведьм и русалок. В народном календаре был даже праздник – русальное заговенье, в который было принято хлестать друг друга крапивой для защиты от русалок.
Как лекарственное растение крапива известна с глубокой древности. Ее использовали для лечения подагры, мигрени, заболеваний почек и печени, при сахарном диабете, дизентерии, малярии, бронхите и неврозах, для укрепления волос и в косметических целях. Свежий сок крапивы, смешанный с медом, употребляли при болезнях сердца, коклюше, простуде. Благодаря раздражающему действию на кожу крапиву считали хорошим средством от ревматизма.
В современной официальной медицине препараты крапивы используются при нарушениях обмена веществ, ревматизме, астме, малокровии, атеросклерозе, как противолихорадочное и тонизирующее средство. При употреблении крапивы укрепляются стенки сосудов и повышается свертываемость крови.
Пожалуй, самая знаменитая сказка, где упоминается крапива, – «Дикие лебеди» Андерсена. Эльза, чтобы спасти своих братьев-принцев, заколдованных злой мачехой, должна была сплести им рубашки из стеблей крапивы. Действительно, несколько веков назад, до широкого распространения хлопчатника, крапива была обычным прядильным растением. В X в. из нее делали холсты, канаты, шили паруса. Из корней крапивы получали желтую краску, а из листьев – зеленый пищевой краситель.

Волшебным цветком считали наши предки и нарцисс . Не будем пересказывать здесь известную легенду про греческого юношу, влюбившегося в собственное отражение... В Исламе нарцисс служит эмблемой несгибаемой верности. В Персии нарцисс считался цветком юности, на Востоке этот цветок – символ нового года, радости, удачи и счастливого брака.
Нарцисс являлся также символом обещаний – влюбленный юноша преподносил своей избраннице букет белых нарциссов, источавших божественный аромат и навевающих романтические фантазии. В то же время нарцисс служил символическим изображением девушки, устраняющей соперниц. Это вызвано, по-видимому, тем, что цветки нарцисса, поставленные в одну вазу с другими цветами, убивают их. Чтобы избежать этого, нарциссы, перед тем, как использовать их в букетах с другими растениями, следует выдержать в отдельном сосуде с водой не менее суток – пока они не выделят слизь.

Говоря о сказочных растениях, нельзя не остановиться на белладонне . Она имеет много разных названий – красавка, «сонная одурь», «бешеная ягода», «песьи вишни», «вишня сумасшедших» и – среди прочих – романтическое и зловещее «мать королева ядов». Беладонна – родственник мандрагоры, а также картофеля и томатов... То есть принадлежит все к тому же «роковому» семейству пасленовых, давшему человечеству и «второй хлеб», и сильнейшие яды, и пищу для самых безудержных фантазий. Научное название белладонны – Atropa belladonna – происходит от имени Атропы, одной из трех мойр – греческих богинь судьбы. А «belladonna» по-итальянски – «прекрасная женщина». В свое время женщины Италии и Испании закапывали сок белладонны в глаза, что приводило к расширению зрачка – глаза становились более выразительными. Кроме того, соком ягод натирали щеки для придания им румянца. Так возникла слава растения, придающего женщинам красоту. Отсюда и русское «красавка».
Белладонна содержит значительное количество алкалоидов и очень ядовита. Именно красавка была одним из первых растений, из которого были выделены алкалоиды (в частности, атропин) в 1838 г. В настоящее время красавка культивируется для промышленного получения лекарственного сырья. Препараты на основе ее алкалоидов используются как спазмолитические, болеутоляющие, отхаркивающие, успокоительные средства.
Однако в древности широкого распространения в медицине растение не получило – из-за сильной ядовитости. Иное дело, если нужно было приготовить отраву... Кроме того, благодаря сильному воздействию на нервную систему, белладонна в Средние века считалась волшебной травой и входила в состав колдовских мазей и напитков. Воины в Древней Германии перед сражениями выпивали настой красавки для придания себе боевого духа.

Алкалоиды красавки вызывают сильнейшие галлюцинации и, в частности, иллюзию полета, из-за чего это растение было составной частью знаменитой «мази ведьм», действие которой описал в «Мастере и Маргарите» Михаил Булгаков. Конечно, намазав тело даже самой лучшей из волшебных мазей, вряд ли удастся реально оторваться от земли, но вот испытать подобное ощущение... Кроме ягод красавки в состав снадобья входили и другие ядовитые растения, особым способом приготовленный экстракт которых мог вызвать сильное нервное возбуждение и иллюзию парения в воздухе – например, болиголов (Conium maculatum ). Помимо колдовских мазей это очень ядовитое растение семейства зонтичных служило составной частью любовных «отворотных» зелий или просто использовалось в качестве отравы.

Традиционным элементом приворотных зелий была трава вербены (Verbena , сем. Губоцветные). Друиды считали, что вербена способна исцелить от всех болезней, ее почитали священной древние греки и римляне. Кельты использовали ее для заклинаний и заговоров. Христиане называли вербену «крестной травой», считая, что она была полита кровью распятого Спасителя. Существовало поверье, что сок вербены способен помочь в исполнении любых желаний, наделить даром ясновидения, сделать неуязвимым против холодного оружия, а также является противоядием против укусов змей.

Кроме травянистых, магические свойства приписывали и древесным растениям. Из их древесины изготавливали волшебные палочки и посохи, амулеты; толченую кору и измельченные листья добавляли в снадобья; использовался для прорицания и защиты от злых духов и дым от сжигаемых дров. Об иве мы уже рассказали. Из древесины ясеня – «дерева мира» – изготавливали защитные амулеты. Из ясеня было изготовлено, по легенде, копье бога света – Одина. Священным деревом Перуна, символом жизненной силы, считался дуб . Он придавал силы и даровал мудрость. Магические посохи, жезлы для защиты от магии изготавливали также и из древесины орешника (лещины). Лещина считалась деревом, в которое «не бьет гром», крестики из него считались защитой от удара молнии и оберегали от злых духов.

* От редакции . В свое время на страницах нашей газеты подробно рассказывалось об этом растении. Приведем здесь маленький отрывок, имеющий непосредственное отношение к теме настоящей статьи:
«Чтили омелу галлы и италийцы – об этом известно еще из текстов Плиния Старшего. Друиды – так галлы называли своих кудесников – считали, что нет ничего священнее омелы, особенно если она произрастает на дубе. Срывали омелу с соблюдением сложных обрядов: в шестой день луны жрец в белом одеянии взбирался на дерево и, срезав растение золотым серпом, клал его на кусок белой ткани. Омела должна была быть сорвана без применения железа, а сорванная – не коснуться земли.» Ягодовская И.В. «Поцелуй под омелой». Биология, №1/1999.

Каждое растение обладает огромной энергетической силой, своей собственной магией растений. Об этом прекрасно знают колдуны, готовящие свои таинственные зелья с добавлением различных растений. Магические свойства каждого волшебного напитка зависят от «чудо -трав», заложенных колдуном в котел.

Лекарственные (магические) свойства растениям придают не только различные компоненты, витамины, содержащиеся в них. Своей энергией растения исправляют энергию человека. Узнав об этих свойствах растений, люди придумали различные обряды и заговоры, которые принято называть магией растений.

Множество народных поверий связано с магической силой растений. Издавна считается, что можно научиться читать чужие мысли, если самостоятельно вырастить волшебный горох. Для этого весной нужно убить змею (животное, обладающее мощной магической силой), зашить ей в брюхо три горошины и закопать в землю. Выросший цветок сорвать и съесть в полночь. По своему опыту, я знаю, что если серьезно озадачиться вопросом чтения чужих мыслей (телепатией), вырастить любой съедобный цветок, тщательно ухаживать за ним во время роста, постоянно думать, ради чего ты его лелеешь, каждый день настраиваться на растение, пытаться понять, чего ему не хватает, а потом еще и совершишь ритуал «поедания», то за это время твои телепатические возможности обязательно возрастут, ты научишься слушать и слышать растения. А там, от растений, недалеко и до животных, а дальше – рукой подать и до людей. Вот и вся телепатия. Получается, что чтение мыслей, умение чувствовать и понимать без слов совершенно естественны для человека! Впрочем, это уже не совсем про растения…

Вот еще одно поверье о магии растений, дошедшее до нас из древности: тому, кто хотел стать умным и богатым, нужно было найти цветок папоротника. Искать его блестящий огонек нужно было ровно в полночь под Ивана Купалу и, сорвав, мчаться во весь дух из лесу, не обращая внимания на вой преследующих чертей. А если обернешься, то погибнешь или до конца своих дней останешься идиотом. Стоит ли искать цветок папоротника или это только сказка? Но ведь и сказки складываются не на пустом месте.

Плакун-траву собирают на утренней заре Иванова дня. Срывать ее нужно только руками. Плакун-трава приводит в страх нечистую силу, склоняет ее к примирению и покорности. Магической силой обладают только корень и цветы плакун-травы. До сих пор с ее помощью изгоняют из дому разного рода нечисть. Такое название наши предки дали траве за то, что она заставляет плакать нечистую силу. Засушенные цветочки и корешки хранят в доме весь год, чтобы злые духи не тревожили покой хозяев дома.

Корни магической одолень-травы хранят в доме для получения силы в преодолении всех препятствий, а также используют в любовных приворотах.

Сон-траву собирают в мае. В полнолуние сон-траву кладут под подушку, после этого спящему должен присниться пророческий сон, который ответит на все интересующие его важные вопросы.

Множество магических действий связано с разрыв-травой. С ней никакие замки не страшны: хоть нечистую силу от клада гони, хоть людей «разводи».

Крапива обладает свойством определять, выживет больной или нет. Для проведения растительной диагностики с помощью крапивы несколько только что сорванных листиков крапивы бросали в свежую мочу больного. Если через сутки листья крапивы съеживались, сжимались, теряли цвет, это считалось плохим знаком, больной смертельно болен. Если оставалась зеленой – больной выздоровеет.

Все вышесказанное можно считать лишь небольшим вступлением, кратким рассказом о забытой силе магии растений. Познакомившись с магическими свойствами диких растений (они энергетически более сильны, чем культурные формы), ты сможешь усиливать ими зоны Ба-гуа, а если возникнет желание, то и совершить с помощью растений некое магическое действо в определенной зоне, после чего влияние этой зоны на желаемые события усилится еще больше. Но начинать надо с более простого, то есть с комнатных растений.

К подбору растений в доме нужно подойти очень серьезно, так как эти живые существа будут жить вместе с тобой, делить радости и печали, помогать в меру своих сил и возможностей. Например, очень хорошо завести в доме цветок лотоса, но можно использовать и другие цветы, имеющие мягкие округлые формы. Считается очень благоприятным для дома, если домашнее растение образует пушистую зеленую «шапку». Любая сферическая форма налаживает в помещении правильный энергетический баланс.

За зелеными насаждениями нужно тщательно следить. Засохших и умирающих растений в доме быть не должно. Если нет возможности спасти цветок, его нужно без сожалений выбросить. В противном случае, вместо положительной энергии роста, создаваемой здоровым растением, ты получишь болезнетворную энергию увядания.

Не нужно забывать об одном важном качестве цветов – днем, на свету они вырабатываю кислород, а ночью, в темноте поглощают его. В ночное время растения лишают энергии спящих людей, поэтому не рекомендуется держать в спальне много растений. Если же цветов в спальне все-таки много, то обязательно открывай на ночь форточку.

Нежелательно увешивать весь дом вьющимися и свисающими вниз растениями, так как подобные виды не обладают достаточной энергией, способной наполнить дом жизненной силой. Более того, такие растения могут ослабить имеющуюся в доме энергию. Проще говоря, использовать такие растения в интерьере можно, но не стоит с ними перебарщивать. Вьющиеся растения используют строго по назначению. Они являются прекрасными отражателями атакующих излучений от углов и выступов стен и мебели, но при этом их листья не должны быть узкими и острыми. В углах дома или квартиры можно подвесить горшочки с плющом. Для активации энергии выбирают цветы с округлыми мясистыми листьями. Лучше завести в доме растения с устремленными вверх стеблями и листьями – они энергетически более сильные и подпитывают дом жизненно важной энергией.

С особой осторожностью рекомендуется относиться к кактусам. Сейчас эти растения в моде, и в связи с этим многие люди начали выращивать их в огромных количествах. Кактусы излучают отрицательную энергию (вместо положительной), а их жесткие энергетические лучики пронизывают пространство помещения. Поэтому использовать их можно только с определенной целью. Кактусы нейтрализуют излучение от мониторов компьютера, телевизора, микроволновой печи и т. д. Поставив зеленого друга рядом с работающими приборами, ты заметно снизишь негативное воздействие магнитных колебаний. Вместо кактуса рядом с монитором можно поставить папоротник.

Азалия тоже не слишком желанный гость в доме. Она, как и кактус, обладает отрицательной энергетикой. В этой «компании» энергетических недругов также находится и восковой плющ, который, кроме выброса негативной энергии, обладает способностью (по народным приметам) отпугивать от девушки на выданье женихов.

Пальмы с их острыми тонкими листьями являются источником жесткого излучения.

Алоэ и каланхоэ – целебные растения-антисептики. Их наличие в доме помогает людям добиваться исполнения желаний.

Лучше других домашних магических растений различную негативную энергию отпугивают герань, мята и хризантема. Если по ночам тебя что-то беспокоит или ты ощущаешь в доме чье-то недоброе присутствие, заведи в доме эти растения-хранители покоя.

Мирт является символом семейного благополучия, он приносит счастье в браке.

Розы и фиалки способствуют зарождению любви и страсти. Если в семье нет детей, поставь в спальню цикламен – он обязательно поможет зачать ребенка.

Камелия по своему энергетическому действию похожа на розу, но она притягивает в дом более возвышенные и чистые любовные чувства.

Кипарис является символом вечности и осуществляет связь между миром живых и мертвых. Мертвые часто пытаются дать нам подсказки, помочь, но обычно мы их не слышим. Кипарис может помочь услышать их советы.

Все виды цитрусовых помогают справиться со стрессами и головными болями.

Бальзамин – чудесный цветок, он создает в доме удивительно светлую атмосферу.

Бегония способствует увеличению материального благосостояния семьи.

Магия растений проста – выбирай то, что тебе по душе, думая о том, что хочешь получить от жизни (наши вкусы и желания тесно связаны). Ухаживай за растением, общайся с ним, как с другом, и оно протянет тебе невидимую руку помощи, ограждая своей силой от многих бед и даря способности , присущие ему самому. Однако надеяться только на магию растений глупо, жить и действовать мы должны сами. Ни одно дерево не сможет защитить от события, к которому человек движется сам, хотя дерево будет сильно тосковать о несчастье, произошедшем с понравившимся ему человеком. Если дому или одному из членов семьи грозит беда, деревья заболевают, их листья поникают. Иногда они даже плачут: в коре открываются маленькие трещинки, через которые сочатся янтарные слезы – капли смолы. Это слезы о чьей-то судьбе. Дерево даже может погибнуть в случае смерти человека, если они были сильно связаны.

Дерево хранит силу и после своей гибели. Как мощи святых способны исцелять спустя сотни лет после физической смерти, так и древесина здорового дерева способна транслировать накопленную им энергию спустя многие годы после того, как его срубили. На этом свойстве основана магия талисманов из дерева.

Знаете ли вы, что в растительном мире существует немалое число «волшебных» растений? Если немного отвлечься от повседневности и погрузиться в мир сказок и фантазий, то в волшебных садах можно встретить множество магических трав, чародейских растений, священных деревьев...


Есть такая наука - этноботаника . Она изучает народные предания, легенды и сказки о растениях. Множество интересных фактов о «волшебных» растениях можно обнаружить, и вспоминая историю самой ботаники. Да что там - любой хороший садовник может рассказать много занятных историй о своих питомцах. А сказки и чудесные истории - веселые или страшные - любим мы все. Об этом прекрасно свидетельствует невероятный успех книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере - мальчике-волшебнике, обучающемся в школе магии и сталкивающемся там, между прочим, с волшебными растениями.
Кстати, целый ряд растений у самых разных народов и в самых разных культурах имеет прочную славу «чародейских». Они с завидным постоянством упоминаются в сказках, песнях, легендах и преданиях по всему миру. Причем не под абстрактными, допускающими разные толкования (как «аленький цветочек»), а под вполне определенными, реальными ботаническими названиями. Что же такого необычного в этих растениях, за что они попали в сказку?

Давайте начнем с двух растений, которым уделено особое внимание в книге Дж.Роулинг. Больше всего неприятностей доставила Гарри Поттеру гремучая ива . Что заставило писательницу включить это растение в свою книгу? Что мы знаем об иве?


Первым делом вспоминаются склоненные над водой «плакучие» ветви, белые пушистые шарики «вербы», ну и, пожалуй, еще корзинки, сплетенные из ивовых прутьев. Однако у многих народов ива считалась «чародейским» деревом и действительно имела недобрую славу. Ее связывали с горем и потерей любви, с бесплодием и импотенцией. Плакучие формы ивы были символами печали. Сжигание ивовой древесины, по преданию, приносило несчастье. Древесина ивы была в сказках тем материалом, из которого делали волшебные палочки.
У древних греков ива была посвящена богине колдовства Гекате. В Египте ветви ивы сжигали на погребальных кострах. А вот у римлян ива считалась целительным растением, способным отгонять беду и несчастье - для этого надо было найти дерево с полым стволом, встать внутри него и произносить соответствующие заклинания. Однако ученые древности обращали внимание и на более реальные лечебные свойства дерева. Диоскорид и Авиценна писали о лекарственных свойствах коры и сока этого растения. Позже Парацельс, Иероним Бок, Лоницерус и Маттиоли рекомендовали в качестве лекарственного средства собранную весной кору молодых ветвей ивы. Ее использовали наружно как средство от мозолей и бородавок, для ращения волос, а внутрь - от лихорадки при малярии. Кора ивы даже была названа «европейской хинной коры» за противолихорадочное, жаропонижающее действие. Позже из коры ивы были выделены соединения, получившие название салицилатов, от латинского имени растения - Salix . Одно из этих «чародейских» веществ сейчас знакомо всем - это ацетилсалициловая кислота, аспирин.
В народной медицине отвар ивовой коры использовался также для полоскания рта и горла при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей. Порошок и отвар коры ивы применялись как кровоостанавливающее, вяжущее и глистогонное средства. Молодые побеги ивы считались хорошим средством при цинге.
Высоко ценили иву кельты. В кельтском гороскопе иве корзиночной (Salix viminali ) посвящен период с 1 по 10 марта и с 3 по 12 декабря.
Распустившиеся ранней весной пушистые шарики ивы козьей (S.caprea ) стали на Руси символом одного из важнейших праздников христианского календаря - Пальмового, а у нас - Вербного воскресения, предшествующего Пасхе. Освященные в церкви ветки вербы принято было хранить целый год - считалось, что они охраняют дом и его хозяев от бед, болезней и несчастных случаев.


И еще одно свойство ивы могло послужить причиной частого упоминания ее как волшебного растения - исключительная способность к вегетативному размножению. В народном фольклоре об иве говорится: «Ее выкосили, а она снова выросла», «Ива из тычка растет». И действительно, срезанный ивовый прутик, воткнутый во влажную землю, почти со стопроцентной вероятностью укоренится. Известны случаи, когда начинали расти плетни, сплетенные из ивовых прутьев.

Еще одно растение, которому уделяется много внимания в книге Дж.Роулинг, - пожалуй, самое известное из волшебных, или самое «волшебное» из известных, - мандрагора .



Ученики Хогвардса на уроке травничества занимались пересадкой мандрагоры. Чтобы успешно выполнить эту операцию, они должны были плотно закрыть уши наушниками, а лишь потом приступать к пересадке: даже совсем маленькая мандрагора, вынутая из земли, издавала душераздирающий вопль, способный надолго лишить человека чувств. Крик же «взрослого» растения просто смертелен...


Мандрагора считалась чудодейственным, магическим растением практически у всех знакомых с ней народов. В первую очередь это связано с необычным видом корневой системы, которая напоминает фигурку человека. Мандрагору называли «прыгающим корнем», «корнем-человеком», «висельным человечком» и использовали в лекарственных и оккультных целях.
Предания и легенды тщательно охраняли мандрагору от посягательств «непосвященных». Считалось, что человек не должен прикасаться к корню голыми руками. Нарушившему запрет грозило проклятье и скорая смерть. Поэтому вытаскивать корень из земли должна была собака, привязанная к растению за хвост. Мандрагора в это время будто бы испускала те самые ужасные вопли. Ризотомист (охотник за корнем мандрагоры) должен был, подбадривая собаку, трубить в рог. Извлеченный из земли корень нужно было облачить в бархатную рубашку и хранить в драгоценном ларце.



Мандрагора приносила счастливому обладателю богатство и славу, избавляла от болезней, помогала женщинам при родах, а также защищала скот от сглаза колдунов. Слава ее была так широка, что существовали даже многочисленные искусные подделки и фальсификации, когда за мандрагору выдавали корни совсем других растений.
Древние немцы и арабы верили в мандрагор - маленьких духов, представленных в облике безбородых человечков, живущих в этих растениях... Во Франции мандрагору считали растением эльфов. У многих народов различали «мужские» и «женские» растения - их изображения можно найти в старинных травниках.
В Аравии было распространено поверье, что ночью мандрагора светится, за что ее называли «свечой дьявола» и считали растением колдунов и ведьм.
Древние римляне и египтяне приписывали корням и плодам мандрагоры свойство афродизиака. Кусочки корня мандрагоры были обнаружены в древнеегипетских пирамидах, а упоминание о ней, наряду с 700 другими лекарственными растениями, присутствует в знаменитом папирусе Эберса, который датируется 1700-1600 гг. до н.э. Упоминается мандрагора и в Библии.


Извлечение корня мандрагоры из земли (иллюстрация из травника XVI в.)

Не обошли своим вниманием удивительное растение и авторы целого ряда литературных произведений разных времен. О мандрагоре говорится в «Одиссее» Гомера, в «Фаусте» Гете и в «Ромео и Джульетте» Шекспира. Знаменитый итальянский писатель и государственный деятель Макиавелли написал комедию «Мандрагора», в которой корень растения играет драматическую роль в жизни народа.


Однако помимо «волшебных», мифических качеств, мандрагора - растение семейства пасленовых - имеет и вполне реальные лекарственные свойства. Недаром научное название одного из видов растения - Mandragora officinarum - «лекарственная». Все части растения содержат алкалоиды гиосциамин и скополамин, обладающие болеутоляющим и спазмолитическим действием. Еще с древних времен мандрагору использовали для этих целей, а также как снотворное, о чем писали Гиппократ и Теофраст. В народной медицине настойка из корня мандрагоры применялась при коликах и язве желудка, астме, сенной лихорадке и коклюше.

А вот плоды мандрагоры - шаровидные желтые или оранжевые «яблоки», в отличие от корня, снискали себе дурную славу как нечто крайне ядовитое. Интересно, что по аналогии с мандрагорой долгое время ядовитыми считались и плоды другого пасленового растения - баклажана. Их называли «бешеными», или «безумными яблоками». Потребовалось несколько сотен лет, чтобы этот вкуснейший овощ получил широкое распространение.
Всего известно 5-6 видов мандрагоры, произрастающих в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, в Гималаях. На территории бывшего СССР, в Туркмении, у подножия Копетдага, произрастает мандрагора туркменская (M. turcomanica ).

Волшебным растением, частое упоминаемым во всевозможных легендах и сказках, считается и самая обыкновенная крапива . Она ассоциировалась с болезненными уколами любви, а также была символом жизни, полной отчаяния и страданий. Полагали, что только юная невинная девушка может спокойно срывать ее голыми руками и не обжигаться. Греки считали крапиву афродизиаком, она являлась компонентом любовных напитков. У славян крапива считалась средством против ведьм и русалок. В народном календаре был даже праздник - русальное заговенье, в который было принято хлестать друг друга крапивой для защиты от русалок.


Как лекарственное растение крапива известна с глубокой древности. Ее использовали для лечения подагры, мигрени, заболеваний почек и печени, при сахарном диабете, дизентерии, малярии, бронхите и неврозах, для укрепления волос и в косметических целях. Свежий сок крапивы, смешанный с медом, употребляли при болезнях сердца, коклюше, простуде. Благодаря раздражающему действию на кожу крапиву считали хорошим средством от ревматизма.


В современной официальной медицине препараты крапивы используются при нарушениях обмена веществ, ревматизме, астме, малокровии, атеросклерозе, как противолихорадочное и тонизирующее средство. При употреблении крапивы укрепляются стенки сосудов и повышается свертываемость крови.


Пожалуй, самая знаменитая сказка, где упоминается крапива, - «Дикие лебеди» Андерсена. Эльза, чтобы спасти своих братьев-принцев, заколдованных злой мачехой, должна была сплести им рубашки из стеблей крапивы.

Действительно, несколько веков назад, до широкого распространения хлопчатника, крапива была обычным прядильным растением. В X в. из нее делали холсты, канаты, шили паруса. Из корней крапивы получали желтую краску, а из листьев - зеленый пищевой краситель.

Необычными, таинственными, представлялись нашим предкам - жителям умеренного пояса и все вечнозеленые растения. А уж если такое растение росло высоко над землей, на дереве, то оно явно обладало загадочными свойствами. Омела , имеющая столь необычный облик, издревле привлекала внимание людей - с ней также связано множество мифов и легенд* .
В Европе омела была объектом суеверного поклонения с незапамятных времен. Веточки омелы, наравне с четырехлистным клевером и подковой, считались универсальными талисманами и оберегами, приносящими счастье и отгоняющими злых духов. Колдуны и знахари Средневековья приписывали омеле способность защищать от колдовских чар, а также считали ее универсальной отмычкой. В Англии было принято давать корове после отела веточку омелы, чтобы защитить ее от ведьм, которые, по поверьям, портят молоко. Народы Западной Европы и поныне на Рождество подвешивают под потолком сорванные ветви омелы, чтобы год был удачным.


Волшебным цветком считали наши предки и нарцисс . Не будем пересказывать здесь известную легенду про греческого юношу, влюбившегося в собственное отражение... В Исламе нарцисс служит эмблемой несгибаемой верности. В Персии нарцисс считался цветком юности, на Востоке этот цветок - символ нового года, радости, удачи и счастливого брака.
Нарцисс являлся также символом обещаний - влюбленный юноша преподносил своей избраннице букет белых нарциссов, источавших божественный аромат и навевающих романтические фантазии. В то же время нарцисс служил символическим изображением девушки, устраняющей соперниц. Это вызвано, по-видимому, тем, что цветки нарцисса, поставленные в одну вазу с другими цветами, убивают их. Чтобы избежать этого, нарциссы, перед тем, как использовать их в букетах с другими растениями, следует выдержать в отдельном сосуде с водой не менее суток - пока они не выделят слизь.

Говоря о сказочных растениях, нельзя не остановиться на белладонне . Она имеет много разных названий - красавка, «сонная одурь», «бешеная ягода», «песьи вишни», «вишня сумасшедших» и - среди прочих - романтическое и зловещее «мать королева ядов». Беладонна - родственник мандрагоры, а также картофеля и томатов... То есть принадлежит все к тому же «роковому» семейству пасленовых, давшему человечеству и «второй хлеб», и сильнейшие яды, и пищу для самых безудержных фантазий. Научное название белладонны - Atropa belladonna - происходит от имени Атропы, одной из трех мойр - греческих богинь судьбы. А «belladonna» по-итальянски - «прекрасная женщина». В свое время женщины Италии и Испании закапывали сок белладонны в глаза, что приводило к расширению зрачка - глаза становились более выразительными. Кроме того, соком ягод натирали щеки для придания им румянца. Так возникла слава растения, придающего женщинам красоту. Отсюда и русское «красавка».


Белладонна содержит значительное количество алкалоидов и очень ядовита. Именно красавка была одним из первых растений, из которого были выделены алкалоиды (в частности, атропин) в 1838 г. В настоящее время красавка культивируется для промышленного получения лекарственного сырья. Препараты на основе ее алкалоидов используются как спазмолитические, болеутоляющие, отхаркивающие, успокоительные средства.
Однако в древности широкого распространения в медицине растение не получило - из-за сильной ядовитости. Иное дело, если нужно было приготовить отраву... Кроме того, благодаря сильному воздействию на нервную систему, белладонна в Средние века считалась волшебной травой и входила в состав колдовских мазей и напитков. Воины в Древней Германии перед сражениями выпивали настой красавки для придания себе боевого духа.

Алкалоиды красавки вызывают сильнейшие галлюцинации и, в частности, иллюзию полета, из-за чего это растение было составной частью знаменитой «мази ведьм», действие которой описал в «Мастере и Маргарите» Михаил Булгаков. Конечно, намазав тело даже самой лучшей из волшебных мазей, вряд ли удастся реально оторваться от земли, но вот испытать подобное ощущение... Кроме ягод красавки в состав снадобья входили и другие ядовитые растения, особым способом приготовленный экстракт которых мог вызвать сильное нервное возбуждение и иллюзию парения в воздухе - например, болиголов (Conium maculatum ). Помимо колдовских мазей это очень ядовитое растение семейства зонтичных служило составной частью любовных «отворотных» зелий или просто использовалось в качестве отравы.

Традиционным элементом приворотных зелий была трава вербены (Verbena , сем. Губоцветные). Друиды считали, что вербена способна исцелить от всех болезней, ее почитали священной древние греки и римляне. Кельты использовали ее для заклинаний и заговоров. Христиане называли вербену «крестной травой», считая, что она была полита кровью распятого Спасителя. Существовало поверье, что сок вербены способен помочь в исполнении любых желаний, наделить даром ясновидения, сделать неуязвимым против холодного оружия, а также является противоядием против укусов змей.

Кроме травянистых, магические свойства приписывали и древесным растениям. Из их древесины изготавливали волшебные палочки и посохи, амулеты; толченую кору и измельченные листья добавляли в снадобья; использовался для прорицания и защиты от злых духов и дым от сжигаемых дров. Об иве мы уже рассказали. Из древесины ясеня - «дерева мира» - изготавливали защитные амулеты. Из ясеня было изготовлено, по легенде, копье бога света - Одина.

Священным деревом Перуна, символом жизненной силы, считался дуб . Он придавал силы и даровал мудрость. Магические посохи, жезлы для защиты от магии изготавливали также и из древесины орешника (лещины). Лещина считалась деревом, в которое «не бьет гром», крестики из него считались защитой от удара молнии и оберегали от злых духов.