Где колонна. Колонна нельсона, лондон, великобритания. Основные составные части

01.10.2020 Отопление

Колонны мы встречаем ежедневно и воспринимаем их как часть архитектурного ансамбля. Но колонны - это не всегда прикладной элемент архитектуры. Их воздвигали как памятники и даже как ритуальные сооружения.

Первые колонны

Первыми колонны стали строить египтяне. Самыми древними из них считаются колонны, сооруженные при строительстве пирамиды Джосера (2650 год до нашей эры). 40 десятиметровых колонн. Архитектор Имхотеп соединил каждую из них со стеной с одной стороны.

Самыми крупными из сохранившихся колонн можно считать колонны из храмового комплекса в Баальбеке (Ливан). Высота колонн храма Юпитера составляет 22 метра, вокруг храма также была колоннада из 54 огромных колонн. Сегодня их осталось только шесть.

Зачем нужны колонны?

Представление о том, что колонна - это исключительно архитектурный элемент неверно. Существует несколько видов колонн, не имеющих никакого отношения к прикладной опорной функции колонн как части здания. К таковым относятся вотивные колонны, триумфальные, ростральные и изобразительные.

Вотивные колонны называются так от латинского слова "votum" - обет. То есть это не что иное как "обетные колонны". На них изображались так называемые вотивные, посвященные божествам предметы. Изображались они, как можно понять, с целью призвания божественной благодати, ради исцеления или исполнения какой либо просьбы. Вотивные колонны ставились у античных храмов на священном участке.

Триумфальные колонны воздвигались в честь какого-нибудь значительного события (Александровская колонна в Санкт-Петербурге воздвигнута в честь победы в Отечественной войне 1812 года), либо в честь какой-либо исторической личности (колонна Траяна в Риме, колонна Наполеона в Париже).

Ростральная колонна называется так из-за того, что её ствол украшен носами кораблей или их скульптурными изображениями. По-латински "columna rostrata" переводится как "украшенный частями трофейных кораблей". Такие колонны устанавливались в честь морских побед, либо как символ могущества страны (ростральные колонны в Санкт-Петербурге). Первые ростральные колонны были воздвигнуты в Древнем Риме в честь победы Рима над Карфагеном.

Какими бывают колонны?

В архитектуре встречается множество видов колонн. Друг от друга они отличаются как по своему предназначению, так и по типу ордеров, к которым они относятся. Слово "ордер" произошло от латинского "ordo", что переводится как строй, порядок. Всего выделяют пять классических типов ордеров. Греческие: дорический, ионический, коринфский. Римские: тосканский и композитный.

Дорические колонны часто не имеют базы, украшаются двадцатью каннелюрами (желобками), других декоративных элементов не имеет. Ионические колонны всегда имеют базу. Основное отличие ионической от дорической колонны заключается в капители. У капители ионической колонны есть волюты (спиралевидные завитки с глазком в центре), с боковой стороны они соединяются между собой балюстрами. Также ионическая колонна более стройная, чем дорическая.

Коринфские колонны

Отличие коринфской колонны от ионической - в оформлении капители. У коринфских колонн она колоколообразная, украшена рядами стилизованных листьев аканта, образующих двойную корону, встречаются в оформлении и другие растительные узоры.

Первый из римских типов колонн - тосканский - похож на упрощенный дорический, но отличается от него отсутствием каннелюр. Композитные колонны - самые сложные из классических типов колонн, совмещают в себе черты ионических и коринфских капителей, по классификации Джакомо да Виньола (итальянский теоретик и архитектор позднего Ренессанса) к композитным колоннам относятся все колонны с капителями, не попадающими под общую классификацию.

В отдельную категорию можно выделить так называемые "изобразительные" колонны Древнего Египта. Они "копировали" природу Египта. В эпоху Нового Царства были распространены папирусовидные колонны с открытым и закрытым бутоном. В эллинистический период также стали популярны лотусо - и пальмообразные колонны со сложной капителью.

Колонна на водке

Александровская колонна в Санкт-Петербурге - одно из самых монументальных сооружений такого рода в в мире. Её вес - 700 тонн, причем колонна свободностоящая, то есть остается на месте только благодаря своему весу. Этот величественный памятник русской победе над Наполеоном был воздвигнут архитектором Огюстом Монферраном, который до этого был автором Исаакиевского собора. После сооружения Александровской колонны, которая была посвящена как Александру I, так и Александру Невскому, российский император Николай I сказал зодчему: "Монферран, вы обессмертили себя!".

Работы по установке колонны проводились зимой. Чтобы соединение монумента с фундаментом было более надежным Монферран специально приготовил "хитрый" раствор - смешал цемент с водкой и прибавил к раствору одну десятую часть мыла. Благодаря этому монумент удалось надежно центровать.

Когда 25-метровый столп был поставлен на место, ещё долго жители Петербурга боялись того, что эта громада рухнет. Чтобы избавить народ от плохих предчувствий, Огюст Монферран ежедневно устраивал показательный моцион у колонны, выгуливая собаку.

В 1920-е годы у большевиков была идея водрузить на Александрийскую колонну статую Ленина, но нарком просвещения Луначарский велел "оставить ангела в покое".

Александровская колонна - один из известнейших памятников Петербурга

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа…

А.С.Пушкин

Если я правильно запомнил со школьной скамьи, то стихотворение звучит именно так) После этого, с лёгкой руки Александра Сергеевича, Александровскую колонну начали называть столпом, причём Александрийским=) Как же он появился и чем же он так примечателен?

Александровская колонна воздвигнута в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.

Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба, которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года. Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Однако предложенную идею установки ещё одной конной статуи Петру I он отверг.

Открытый конкурс был официально объявлен от имени императора Николая I в 1829 году с формулировкой в память о “незабвенном брате””. Огюст Монферран откликнулся на этот вызов проектом воздвижения грандиозного гранитного обелиска, но этот вариант был отклонён императором. Эскиз того проекта сохранился и находится в настоящее время в библиотеке Института инженеров путей сообщения. Монферран предлагал установить громадный гранитный обелиск высотой 25,6 метра на гранитном цоколе 8,22 метра. Лицевую грань обелиска предполагалось украсить барельефами, изображающими собой события войны 1812 года в снимках со знаменитых медальонов работы графа Ф. П. Толстого. На пьедестале планировалось выполнить надпись “Благословенному - благодарная Россия”. На пьедестале архитектор видел всадника на коне, попирающем ногами змею; впереди всадника летит двуглавый орёл, за всадником следует богиня победы, венчающая его лаврами; коня ведут две символические женские фигуры. На эскизе проекта указано, что обелиск должен был превзойти все известные в мире монолиты своей высотой. Художественная часть проекта превосходно выполнена акварельной техникой и свидетельствует о высоком мастерстве Монферрана в различных направлениях изобразительного искусства. Пытаясь отстоять свой проект, архитектор действовал в пределах субординации, посвятив Николаю I своё сочинение “Plans et details du monument consacr ? ? la m?moire de l’Empereur Alexandre”, но идея всё же была отвергнута и Монферрану было недвусмысленно указано на колонну как на желаемую форму памятника.

Второй проект, который впоследствии и был реализован, заключался в установке колонны, высотой превышающей Вандомскую (воздвигнутую в честь побед Наполеона). Ниже на фото - фрагмент колонны с Вандомской площади (автор - PAUL)

В качестве источника вдохновения Огюсту Монферрану была предложена Колонна Траяна в Риме

Узкие рамки проекта не позволили архитектору уйти от влияния всемирно известных образцов, и его новое произведение стало лишь лёгким видоизменением идей предшественников. Художник выразил свою индивидуальность, отказавшись от использования дополнительных украшений, подобных барельефам, спирально обвивающим стержень античной колонны Траяна. Монферран показал красоту гигантского полированого монолита розового гранита высотой 25,6 метров. Кроме того, Монферран сделал свой монумент выше всех существующих. В этом новом виде 24 сентября 1829 года проект без скульптурного завершения был утверждён государем. Строительство велось с 1829 года по 1834 год.

Для гранитного монолита - основной части колонны была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830-1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась между Выборгом и Фридрихсгамом. Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев. После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника. После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили более 400 тонн. Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции. Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник Гласин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя “Святой Николай”, грузоподъёмностью до 1100 тонн. Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна. Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга. Прибытие центральной части Александровской колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года.

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран. Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 5,2 м был обнаружен подходящий песчаный материк. В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Этот способ был предложен генерал-лейтенантом А. А. Бетанкуром - архитектором и инженером, организатором строительства и транспорта в Российской империи. Ранее с применением этой же технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора. Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. В октябре 1830 года работы были закончены.

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала. Конечно же, по тем временам, установить 400-тонную каменюку было, мягко говоря, непросто) Но я не думаю, что в этой статье стоит описывать этот процесс, просто отмечу, что было им тяжко… К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи - установки колонны на пьедестал. Этой частью работ также занимался генерал-лейтенант А. А. Бетанкур. Им в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 47 метров высотой, 60 кабестанов и система блоков, и он воспользовался всем этим следующим образом: по наклонной плоскости колонну подкатили на особую платформу, находившуюся у подножия лесов и обмотали множеством колец из канатов, к которым были прикреплены блоки; другая система блоков находилась на вершине лесов; большое число канатов, опоясывающих камень, огибало верхние и нижние блоки и свободными концами были намотаны на кабестаны, расставленные на площади. По окончании всех приготовлений был назначен день торжественного подъёма. 30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья. Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади инженеру А. А. Бетанкуру потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит. Каменная глыба наклонно приподнялась, неспешно поползла, затем оторвалась от земли и её завели на позицию над пьедесталом. По команде канаты были отданы, колонна плавно опустилась и стала на своё место. Народ громко закричал “ура!”. А Николай I после этого заявил Монферрану, что он себя обессмертил.

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны. Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом. Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращенной к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского. В итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, - “Сим победиши!”. Эти слова связаны с историей обретения животворящего креста. Отделка и полировка памятника длилась два года.

Открытие памятника состоялось 30 августа 1834 года и ознаменовало окончание работ по оформлению Дворцовой площади. На церемонии присутствовали государь, царское семейство, дипломатический корпус, стотысячное русское войско и представители русской армии. Оно осуществлялось в подчёркнуто православном антураже и сопровождалось торжественным богослужением у подножия колонны, в котором принимали участие коленопреклонённые войска и сам император. Это богослужение под открытым небом проводило параллель с историческим молебном русских войск в Париже в день Православной Пасхи 29 марта 1814 года. В честь открытия памятника был выпущен памятный рубль тиражом 15000 монет.

Александровская колонна напоминает образцы триумфальных сооружений античности, монумент обладает удивительной чёткостью пропорций, лаконизмом формы, красотой силуэта. На табличке памятника выгравировано “Александру I благодарная Россия”. Это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита и третий по высоте после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и Трафальгарской в Лондоне (колонна Нельсона). Она выше аналогичных монументов мира: Вандомской колонны в Париже, колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии.

Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского. В левой руке ангел держит четырёхконечный латинский крест, а правую возносит к небу. Голова ангела наклонена, его взгляд устремлён на землю. По первоначальному проекту Огюста Монферрана, фигура на вершине колонны опиралась на стальной прут, который позже был удалён, и при реставрации 2002-2003 годов выяснилось, что ангел держится за счёт своей собственной бронзовой массы. Мало того, что сама колонна выше Вандомской, фигура ангела превосходит по высоте фигуру Наполеона I на Вандомской колонне. Чертам лица ангела скульптор придал сходство с лицом Александра I. Кроме того, ангел крестом попирает змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над наполеоновскими войсками. Лёгкая фигура ангела, спадающие складки одежды, чётко выраженная вертикаль креста, продолжая вертикаль монумента, подчеркивают стройность колонны.

“Александрийский столп” был окружён декоративной бронзовой оградой, выполненной по проекту Огюста Монферрана. Высота ограды около 1,5 метров. Ограду украшали 136 двуглавых орлов и 12 трофейных пушек, которые венчали трёхглавые орлы. Между ними были размещены чередующиеся копья и древки знамён, увенчанные гвардейскими двуглавыми орлами. На воротах ограды в соответствии с замыслом автора висели замки. Кроме того, проект предусматривал установку канделябр с медными фонарями и газовым освещением. Ограда в своем оригинальном виде была установлена в 1834 году, полностью все элементы были установлены в 1836-1837 годах. В северо-восточном углу ограды была караульная будка, в которой находился одетый в парадную гвардейскую форму инвалид, днём и ночью охранявший памятник и следивший за порядком на площади. Всё пространство Дворцовой площади было замощено торцами.

Императорский виссон
И моторов колесницы, -
В чёрном омуте столицы
Столпник-ангел вознесён…

Осип Мандельштам

Статьи в этом месте:



На Дворцовой площади Санкт-Петербурга высится уникальный монумент – колонна, увенчанная скульптурным изображением ангела с крестом, а в основании обрамленная рельефными аллегориями победы в Отечественной войне 1812-го года.

Посвященный полководческому гению Александра I, памятник носит название Александровской колонны, а с легкой руки Пушкина зовется «Александрийским столпом».

Возведение монумента пришлось на конец 20-х – начало 30-х годов ХIХ века. Процесс документировался, и потому каких-либо тайн в появлении Александровской колонны быть не должно. Но если тайн нет, очень хочется их придумать, не так ли?

Из чего сделана Александровская колонна

В сети полно уверений об обнаруженной слоистости в материале, из которого изготовлена Александровская колонна. Дескать, мастера прошлого, не умея механически обработать твердый , научились синтезировать гранитоподобный бетон – из которого и отлили монумент.

Альтернативное мнение еще радикальней. Александровская колонна вообще не монолитна! Она составлена из отдельных блоков, водруженных друг на друга подобно детским кубикам, а снаружи облицована штукатуркой с большим количеством гранитной крошки.

Есть и вовсе фантастические версии, способные посоперничать с заметками из палаты №6. Однако на деле ситуация не так сложна, а главное – весь процесс изготовления, транспортировки и установки Александровской колонны задокументирован. История возникновения главного монумента Дворцовой площади расписана чуть ли не по минутам.

Выбор камня для Александровской колонны

Огюст Монферран или, как он сам именовал себя на русский манер, Август Монферанд до получения заказа на монумент в честь победы в Отечественной войне 1812-го года строил Исаакиевский собор. Во время заготовительных работ в гранитном карьере на территории современной Финляндии Монферран обнаружил монолит размером 35 х 7 метров.

Монолиты такого рода – большая редкость и еще большая ценность. Так что нет ничего удивительного в бережливости архитектора, приметившего, но не пустившего в дело огромной гранитной плиты.

Вскоре у императора возникла идея памятника Александру I, и Монферран нарисовал эскиз колонны, памятуя о наличия пригодного материала. Проект был одобрен. Добычу и доставку камня для Александровской колонны поручили тому же подрядчику, который обеспечивал материалом строительство Исаакия.

Искусная добыча гранита в карьере

Для изготовления и водружения на уготованное место колонны требовалось два монолита – один для стержня сооружения, другой – для постамента. Камень для колонны высекали первым.

Первым делом рабочие очистили гранитный монолит от мягкой почвы и всякого минерального мусора, а Монферран тщательно осмотрел поверхность камня на предмет наличия трещин и дефектов. Изъянов не нашлось.

Используя молоты и кованые зубила, работники грубо выровняли верхушку массива и сделали прорезные углубления для крепления такелажа, после чего пришла пора отделения фрагмента от природного монолита.

По нижней кромке заготовки под колонну высекли горизонтальный уступ на всю длину камня. На верхней плоскости, отступив от края достаточное расстояние, вдоль заготовки прорубили борозду в фут глубиной и полфута шириной. В этой же борозде вручную, при помощи кованых шлямбуров и тяжелых молотов пробурили скважины на расстоянии фута одна от другой.

В готовые скважины поместили стальные клинья. Чтобы клинья работали синхронно и дали ровную трещину в гранитном монолите, была использована специальная распорка – железный брус, уложенный в борозду и выравнивающий клинья в ровный частокол.

По команде старшего молотобойцы, расставленные по одному человеку на два-три клина, принялись за дело. Трещина прошла точно по линии скважин!

При помощи рычагов и кабестанов (лебедок с вертикальным расположением вала) камень опрокинули на наклонно выложенную постель из бревен и елового лапника.


Таким же способом был добыт и гранитный монолит для пьедестала колонны. Но если заготовка для колонны изначально весила примерно 1000 тонн, камень для пьедестала откололи в два с половиной раза меньшим – «всего» 400 тонн весом.

Длились карьерные работы два года.

Транспортировка заготовок для Александровской колонны

«Легкий» камень для пьедестала доставляли в Петербург первым, в компании нескольких гранитных валунов. Общая масса груза составила 670 т. Нагруженную деревянную баржу поместили меж двух пароходов и благополучно отбуксировали в столицу. Прибытие судов пришлось на первые дни ноября 1831-го года.

Выгрузка производилась с использованием синхронной работы десяти волокущих лебедок и заняла всего два часа.

Транспортировку большей заготовки отложили на лето следующего года. Бригада каменотесов тем временем скалывала с нее лишний гранит, придавая заготовке округлую форму колонны.

Для перевозки колонны построили судно грузоподъемностью до 1100 тонн. Заготовку в несколько слоев обшили тесом. На берегу для удобства погрузки соорудили пристань из бревенчатых срубов, забалластированных диким камнем. Площадь настила пристани составляла 864 квадратных метра.

В море перед пристанью выстроили бревенчато-каменный мол. Дорогу к пристани расширили, очистили от растительности и выходов камня. Особо прочные останцы пришлось взрывать. Из множества бревен устроили подобие мостовой для беспрепятственного перекатывания заготовки.

Передвижение подготовленного камня к пристани заняло две недели и потребовало усилий более чем 400-т рабочих.

Погрузка заготовки на судно не обошлась без неприятностей. Бревна, выложенные в ряд одним концом на пристань, другим – на борт судна, не выдержали нагрузки и переломились. Камень, однако, не ушел на дно: утонуть ему не дало судно, распертое между причалом и молом.


У подрядчика было достаточно людей и подъемной техники, чтобы выправить ситуацию. Однако начальство для верности вызвало солдат из близлежащей воинской части. Помощь нескольких сотен рук оказалась кстати: за два дня монолит подняли на борт, укрепили и отправили в Петербург.

Во время происшествия никто не пострадал.

Подготовительные работы

Чтобы избежать случайностей при выгрузке колонны, Монферран перестроил петербуржский причал так, чтобы борт судна прилегал к нему без зазоров по всей своей высоте. Мера оказалась успешной: переваливание груза с баржи на берег прошло безукоризненно.

Дальнейшее перемещение колонны велось по наклонным настилам с конечной целью в виде высокой деревянной платформы со специальной тележкой наверху. Тележка, передвигаемая на подкладных роликах, предназначалась для продольного движения заготовки.

Камень, вырубленный для пьедестала монумента, был еще осенью доставлен к месту установки колонны, накрыт навесом и отдан в распоряжение сорока каменотесов. Обтесав монолит сверху и со всех четырех боков, рабочие перевернули камень на песочную кучу – дабы исключить раскалывание глыбы.


После обработки всех шести плоскостей пьедестала гранитный блок водрузили на фундаментную основу. Фундамент для пьедестала опирался на 1250 свай, вбитых в дно котлована на одиннадцатиметровую глубину, опиленных по уровню и вмурованных в каменную кладку. Поверх четырехметровой кладки, заполнившей котлован, выложили цементный раствор с мылом и спиртом. Податливость растворной подушки позволила выставить монолит пьедестала с высокой точностью.

За несколько месяцев каменная кладка и цементная подушка пьедестала схватились и набрали требуемую прочность. К моменту доставки на Дворцовую площадь колонны пьедестал был готов.

Установка колонны

Установка колонны массой в 757 тонн – непростая инженерная задача даже сегодня. Однако инженеры двухсотлетней давности справились с решением проблемы «на отлично».

Расчетная прочность такелажа и вспомогательных конструкций была троекратной. Рабочие и солдаты, привлеченные к поднятию колонны, действовали с большим воодушевлением – отмечает Монферран. Грамотная расстановка людей, безупречная организация управления и остроумная конструкция лесов позволили поднять, выровнять и установить колонну менее чем за час. Еще два дня ушло на выправление вертикальности монумента.

Финишная обработка поверхности, а также монтаж архитектурных деталей капители и скульптуры ангелы заняли еще два года.

Стоит отметить, что никаких скрепляющих элементов между подошвой колонны и пьедесталом нет. Монумент покоится исключительно за счет свих исполинских размеров и отсутствия в Петербурге сколько-нибудь заметных землетрясений.

Ссылки на дополнительную информацию

Чертежи и другие документы о строительстве Александровской колонны в Петербурге:

Колоннада … Русское словесное ударение

- (фр. colonne столб). 1) столб, поддерживающий или украшающий какую нибудь часть здания. 2) памятник в виде столба. 3) известный строй войска. 4) корабли, построенные в несколько линий. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

- (франц. colonne, от лат. columna столб), архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора, стержневой элемент здания, несущей конструкции здания и ордеров архитектурных. Возникла как простейший элемент стоечно… … Художественная энциклопедия

КОЛОННА, колонны, жен. (итал. colonna) (архит.). 1. Архитектурное сооружение, имеющее вид высокого цилиндра и чаще всего служащее опорой фронтонов или внутренних частей зданий. Портик с колоннами. «Я… дом построил, с колоннами, огромный…»… … Толковый словарь Ушакова

Колонна - – вертикальная опора здания, сооружения, воспринимающая вертикальные нагрузки от других элементов (балок, ферм, арок, сводов и т. п.) [Новый политехнический словарь, Москва, Научное издательство, 2000 г.] Колонна – (фр. colonne от лат … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

КОЛОННА, жен., лат. столб, столп, стояк; подставка, подпорка; одинокая колонна, в виде памятника, стойло. Украшение столпов или колонн определяются в зодчестве орденами, условным порядком, к которому они относятся. | Конная, пешая колонна,… … Толковый словарь Даля

Вертикальная линейная конструкция, высота которой значительно превышает ее поперечное сечение. Колонна предназначенная для восприятия вертикальных (в меньшей степени горизонтальных) нагрузок. Источник: Словарь архитектурно строительных терминов 1 … Строительный словарь

См … Словарь синонимов

В военном деле строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) одно за другим. До сер. 19 в. (в ВВС в 20 в.) колонна одна из форм боевого порядка войск (авиации) … Большой Энциклопедический словарь

КОЛОННА, ы, жен. 1. Сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в здании или воздвигаемое в качестве монумента. Зал с колоннами. Триумфальная к. 2. О людях, предметах, расположенных или движущихся друг за другом вытянутой линией. К.… … Толковый словарь Ожегова

- (Column of ships) построение флота в несколько линий, каждая из которых называется К. К. может быть наветренной, подветренной, правой, левой, средней. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза… … Морской словарь

Книги

  • Словарь кофе , Колонна Дэшвуд Максвелл. Незаменимая книга для тех, кто изучил поверхность "кофейной" темы вдоль и поперек и теперь хочет нырнуть в нее с головой! В небольших, но емких словарных статьях вы узнаете все о том, как…
  • Последний Колонна , В. Кюхельбекер. Ленинград, 1937 год. Издательство "Художественная литература" . Издательский переплет. Сохранность хорошая. В издании представлен неоконченный роман В. К. Кюхельбекера" Последний Колонна",…

Люди, которые делают первые шаги по изучению искусства, наверное, уже интересовались, что такое колонна и какие их виды бывают. Ведь именно с помощью таких монументальных украшений симпатичнее смотрятся как большие царские залы, так и фасады зданий и дворцов. Сегодня мы осветим тему колонн, расскажем, какие они бывают, где используются и как рисуются.

Определение

Что такое колонна? Это вертикальный элемент несущей конструкции здания. Раньше колонна являлась основой каркаса, так как поддерживала балки, фермы и перекрытия. Сегодня строительство сделало несколько шагов вперед, и возвести крышу здания вполне возможно без дополнительных опорных сооружений. Нагрузка будет разделена равномерно между всеми стенами строения. Колонны в современном строительстве играют только декоративную роль.

Русский язык богат на одинаковые слова с двойным смыслом. Поэтому, чтобы не путаться, расскажем и об обсадной колонне. Это приспособление для подачи энергии на долото, для создания на него нагрузки. Используется такая колонна для управления траекторией бурения скважины.

Что такое колонный зал

Издревле люди любили все красивое. Поэтому пытались преобразить интерьер помещения. Колонны являлись неотъемлемой частью несущей конструкции здания, и, так как от них не получалось избавиться, с помощью них стали обыгрывать дизайн залов. Такие опорные столбы могли находиться по периметру комнаты или же делить ее на несколько частей. Со временем стали образовываться колонные залы. Это такой вид помещения, в котором деление пространства происходит с помощью столбов. Колонны являются главным украшением помещения. Они или выкрашивались в белый цвет или же покрывались позолотой. В колонных залах проводились балы, торжественные приемы послов, концерты и спектакли.

Основные составные части

Мы выяснили, что такое колонна, а теперь рассмотрим, из каких деталей она собрана.

База - это нижняя часть, задача которой распределять нагрузку.

Но не во всех видах колонн этот элемент присутствует.

Ствол - это основная часть.

Так называемое тело колонны. Чаще всего она украшена резьбой, лепниной или каннелюрами.

Капитель - верхняя часть колонны.

Ее задача распределять нагрузку между всеми составными частями. Именно по капители несущие конструкции относили к тому или иному ордеру. Такая принадлежность сформировалась еще в Древней Греции.

Ордера

Существует 5 видов колонн.

Тосканский ордер.

Такая колонна имеет небольшую базу. Ствол гладкий без каннелюр. Колонна утончается кверху, капитель ее круглая, гладкая, без декора.

Дорический ордер.

Такой стиль был популярен в Сицилии и Греции. Капители были мощные и не имели никакого декора. А вот ствол украшался каннелюрами. Их могло быть от 16 до 20 штук. Колонна утолщалась снизу и кверху становилась тоньше. У таких опорных конструкций не было базы. Соотношение сечение колонны внизу к ее высоте чаще всего было 6:1.

Ионический ордер.

Такие колонны изящные и, скорее, декоративные. Их украшала лепнина и роспись. Колонна устанавливалась на основание - базу, состоящую из двух дисков. Ствол декорировался каннелюрами, которых было до 24 штук. Они были довольно глубокие и разделялись плоскими промежутками. Капитель декорировалась волютами, завитки которых красиво заворачивались к центру.

Коринфский ордер .

Такая капитель имеет сложной базы. Ствол украшают 24 каннелюра, которые вверху и внизу закругляются. Очень часто такие колонны были не круглые, а квадратные и даже могли быть выполнены в форме конуса. Капитель коринфского ордера похожа на ионическую.

Композитный ордер - это смесь коринфского и ионического.

Ствол такой колонны украшали 24 каннелюра, которые могли быть закруглены в верхней и нижней части. Капитель декорировалась четырьмя валютами с вертикальным цилиндрическим ядром.

Самые известные памятники архитектуры с колоннами

Если говорить о мировых достопримечательностях, то, конечно, в голову первым приходит Колизей. Ведь что такое колонна, детям объясняют именно по картинке этого монументального сооружения. Почему? Можете спросить вы. Да потому, что в Колизее использовались колонны сразу трех ордеров: дорического, ионического и коринфского. Они располагались по периметру амфитеатра и украшали все три его яруса. Помимо колонн, Колизей украшали скульптуры лучших римских мастеров.

На втором месте по популярности стоит Пантеон. Его украшают 16 колонн, выполненных в коринфском ордере. Они поддерживают портик и весят по 60 тонн. Колонны имеют интересную историю. Прибыли в Рим они из Египта. Довезены были по реке. Удивительно, как махины в 11,8 м можно было аккуратно переправить на такое далекое расстояние в 126 г. до н. э.

В центре Дворцовой площади в 1834 г. была воздвигнута махина, изготовленная из цельной глыбы красного гранита. Александрийская колонна стала дополнением ансамбля Главного штаба. На сегодняшний день этот памятник, поставленный в честь победы над Наполеоном, является самым высоким в мире. Колонну украшает фигура ангела, сделанного из розового гранита. Ангел невероятно похож на Александра I. Его правая рука устремлена в небеса, а левая держит крест. Украшением колонны считается барельефы, изображающие мудрость, изобилие, справедливость и т. д.

Большой Кремлевский дворец прекрасен и снаружи, и внутри. В нем насчитывается 700 помещений. Самые известные из них, это, конечно, пять парадных орденских залов. Мы расскажем про два из них:

  • Владимирский зал очень необычен. Он представляет собой в плане квадрат, но, благодаря нишам, взгляду посетителя он представляется восьмиугольником. Свод поддерживают декоративные арки и колонны.
  • Андреевский зал - самый роскошный из всех помещений дворца. Его украшают десять пилонов, декорированные золотом и превосходные резные двери. Три тронных места, расположенных в конце зала, не могут не поразить зрителя своей красотой.

Колонный зал Союзов - еще один чудесный пример, как можно декорировать помещение несущими конструкциями. 28 белоснежных колонн коринфского ордера придают помещению торжественный вид. Огромная хрустальная люстра и зеркала зрительно расширяют итак немаленькое пространство колонного зала. На сегодняшний день это - лучшая площадка для проведения концертов в Москве, благодаря потрясающей акустике и самому современному оборудованию.

Где колонны применяются сегодня

Колонный зал дома - это уже редкость и роскошь. В наше время архитекторы могут спроектировать дом, без несущих конструкций посередине. Крыша или свод будет держаться исключительно на стенах. Да, некоторые люди, которые всю жизнь мечтали жить во дворце, могут себе спроектировать дом с колоннами. Но, так как сегодня господствует минимализм и примитивизм, а также большинство зданий строятся по готовым типовым решениям, несущие конструкции из декора убираются.

А вот ростральные колонны пользуются популярность. Даже в маленьких городах их устанавливают в честь знаменательных событий или местных праздников. Конечно, это не монументальные произведения искусств, выполненные из монолитного блока, но все равно выглядят они довольно симпатично.

Как нарисовать капитель колонны

Размещаем лист вертикально. Теперь нужно наметить ось, основание и капитель колонны. Учитывая перспективу, намечаем основные части базы и ствола. Теперь нужно сделать чертеж колонны.

Когда подготовительная часть готова, переходим к самому сложному - изображению капители. Рисуем эллипс эхина, примыкающий к нижней части абаки. Изображаем валюты и придаем им объем. Когда линейно конструктивный рисунок готов, начинаем вводить тон. Кладем тень на правую часть колонны, а также с помощью светотеневой игры передаем объем на капители. Прорисовываем все каннелюры. Последним этапом обобщаем рисунок за счет изображения заднего плана.

Как сделать колонну дома

Иногда возникает потребность скрыть какую-нибудь трубу или несущую конструкцию, которая образовалась после перепланировки квартиры. Проще всего декорировать большие вертикальные объекты с помощью создания колонн. Своими руками их проще всего сделать из гипсокартона. Для этого потребуется изготовить железный каркас, закрепить его на полу и потолке. Лист гипсокартона по всей длине нужно надрезать на 2/3. А потом заготовкой оборачиваем каркас и крепим его с помощью саморезов. Отделывать такую колонну можно любым материалом. Можно покрыть ее гипсом, штукатуркой, а также поклеить обоями или обложить плиткой.

  • Длина колонн Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге равна 9,5 м, и сделаны они из цельного куска малахита. Весят такие махины 114 тонн. Некоторые люди уверенны, что без инопланетного вмешательства такие колонны поставить на место невозможно.
  • Многие удивятся, но Александрийская колонна весом в 700 тонн держится в вертикальном положении, благодаря собственному весу. А вот центровали ее на постаменте с помощью интересного раствора, который содержал цемент, водку и мыло.
  • А теперь еще один факт об обсадной колонне, да той самой которой бурят скважины. Их теперь планируют изготавливать из пластика. Кажется удивительным, что сталь, самый твердый сплав в мире, может заменить легкий кусок пластика, но ведь технологии не стоят на месте.