Как сделать простую ленточную пилораму своими руками – инструкция, чертежи и материалы. Как делается пилорама своими руками в домашних условиях Профиль пильных шкивов ленточной пилорамы

15.06.2019 Отопление

Популярность древесины в частном строительстве остаётся высокой даже с появлением самых новых строительных материалов. Во многом этому способствует её приемлемая стоимость, доступность и простота обработки. Несмотря на то что сегодня можно без проблем купить подходящую доску, брус или рейку, вопрос самостоятельного распила брёвен интересует каждого экономного хозяина. И это закономерно, ведь затраты на приобретение делового леса не идут ни в какое сравнение со стоимостью обрезного пиломатериала. Конечно, держать собственную лесопилку ради того, чтобы подправить забор или отремонтировать крышу, нецелесообразно. Если же речь идёт о начале строительства на пустом участке, то собственная пилорама будет очень кстати. А сэкономить на её покупке можно, если соорудить агрегат своими руками.

Устройство и принцип действия ленточного лесопильного агрегата

Современная ленточная пилорама представляет собой настоящий автоматизированный комплекс

Ленточной пилорамой называют универсальный станок, которым выполняют продольную распиловку брёвен с целью получения стандартных пиломатериалов - досок, бруса, шпал, лафета. Конструктивно агрегат состоит из четырёх основных узлов: ленточной пилы и её привода, механизма передвижения пильной рамы, устройства для регулировки высоты рабочего полотна и зажимного приспособления для крепления кругляка. Лесопилка приводится в действие электромотором или двигателем внутреннего сгорания. Независимо от используемого силового агрегата, его мощность должна обеспечивать длительную работу оборудования без перегрузок. Для непрофессионального станка будет вполне достаточно асинхронной электрической машины мощностью 5 кВт или бензиновой (дизельной) установки 6 – 8 л. с. Во время работы станка вращающий момент передаётся на рабочие колёса (шкивы) с установленной «бесконечной» пильной лентой шириной до 60 мм. Поскольку во время работы полотно пилы нагревается и провисает, используется натяжной механизм гидравлического или пружинного типа.

Устройство пильной рамы

Продольное перемещение рамы с установленным механизмом привода осуществляется по рельсам, установленным на прочном бетонном основании. Для этого в нижней части корпуса агрегата смонтированы стальные закалённые ролики, лёгкость вращения которых обеспечивают шарикоподшипники закрытого типа. От протяжённости рельсовых направляющих зависит максимальная длина обрабатываемого леса.

Толщина срезаемого с бревна древесного пласта определяется высотой пильного полотна над уровнем пола и регулируется специальным узлом, который включает парную резьбовую передачу и механизм её привода. Благодаря одновременному вращению двух винтов, расположенных по краям каретки, обеспечивается её перемещение по вертикальным направляющим и исключается перекашивание пилы.

С помощью лесопилки ленточного типа можно получить материал любой толщины при минимальных потерях на опилки

Смещение бревна во время работы агрегата предотвращает зажимное устройство, которое собирается из направляющей в виде круглой трубы и установленных на ней с большим зазором втулок с зацепами. Перекос подвижного узла с установленными «когтями» приводит к заклиниванию устройства, благодаря чему обеспечивается неподвижность кругляка в процессе обработки. Чтобы лучше представить работу этого приспособления, внимательно осмотрите представленную иллюстрацию.

Работа зажимного приспособления

Принцип действия лесопильного агрегата предельно прост. Бревно, предназначенное для распиливания, укладывают в ложе между рельсовыми направляющими. Затем его фиксируют зацепами, которые расклинивают несколькими ударами молотка в края подвижных узлов. Каретка с ленточной пилой подводится к торцу кругляка, после чего выставляется высота рабочего полотна. После включения станка оператор плавно передвигает пильную раму вдоль рельс, благодаря чему происходит постепенное срезание доски нужной толщины. После достижения другого края бревна срезанный пиломатериал откладывается в сторону, пила приподнимается и агрегат возвращается в исходное положение.

В некоторых источниках предлагаются к повторению конструкции агрегатов, в которых пильная каретка установлена неподвижно, а распил осуществляется передвижением бревна, уложенного на подвижную платформу. Может, подобная схема и имеет право на существование, однако надо учитывать, что для её реализации потребуются рельсы удвоенной длины.

Описанный выше станок представляет собой простейшую пилораму. Если же говорить о современном оборудовании, то оно практически полностью исключает ручной труд. Все операции, включая перемещение пильной рамы и регулировку высоты ленточного полотна, выполняются автоматически, по команде с пульта управления.

Видео: Особенности работы ленточной пилорамы

Что понадобится для строительства лесопильной установки

Тем, кто считает постройку собственной пилорамы делом несложным, сразу скажем, что создать качественный, работоспособный агрегат непросто. И дело даже не в том, что здесь не обойтись без определённых финансовых затрат - как правило, бюджет самодельной лесопилки легко укладывается в сумму 30 – 40 тыс. рублей. Сборка агрегата, способного выдавать качественный пиломатериал, потребует решения задач, связанных со стабильностью работы, обеспечением прочности узлов и деталей, настройкой и регулировкой механизмов, изготовлением приспособлений для заточки ленточной пилы и разводки её зубьев и т. д. Не боитесь трудностей? Тогда ознакомьтесь с тем, какие материалы и инструменты потребуются для работы.

В качестве рельсовых направляющих можно использовать стальные уголки с шириной полки не менее 50 мм, швеллер или двутавровую балку. Основным требованием к рельсам является их прямолинейная геометрия. Надо иметь в виду, что любой недостаток нашей миниатюрной «железной дороги» скажется на качестве пропила, поскольку ленточное полотно скопирует каждую неровность, перенеся её на поверхность доски. Именно поэтому лучшим вариантом будет Т, Н или П-образный металлопрокат. К сожалению, уголки больше всего подвергаются искривлению при изготовлении и транспортировке. Самым же идеальным случаем будет использование заводских рельс, например, от узкоколейного транспорта, которые при определённом везении можно найти в пунктах приёма металлолома.

Ролики, обеспечивающие продольное перемещение лесопилки, можно выточить на токарном станке и закалить. В отдельных случаях допускается использование обычных шарикоподшипников.

Отличные ролики получаются из линейных направляющих на базе шарикоподшипников, которые можно найти в продаже. Это решение нельзя назвать самым дешёвым, однако в надёжности и долговечности такого узла можно не сомневаться

Собственно, рама, пильная каретка и ложе для укладки брёвен изготавливается из квадратных и прямоугольных профильных труб. Лучше всего использовать металлопрокат с максимальной толщиной стенки. Это обеспечит оборудованию необходимую прочность, поскольку работа станка связана с переменными динамическими нагрузками.

Для механизма регулировки высоты каретки (траверсы) понадобятся направляющие из стальных труб с ползунами и два длинных винта с гайками. В этих целях можно использовать детали от списанных токарно-винторезных станков (маловероятно, но чем чёрт не шутит), механических прессов, или прутки с нарезанной резьбой из строймага (самый доступный, но наименее предпочтительный вариант). Также можно заказать изготовление деталей у токаря - всё равно без обращения к специалисту обойтись вряд ли получится. Кроме того, потребуется цепная передача, которую нередко заимствуют из механизма газораспределения автомобильных двигателей. Как вариант, можно использовать велосипедную цепь и звёздочки.

В качестве рабочих колёс под ленточное полотно лучше всего подходят шкивы от старых отечественных комбайнов марки «Колос», «Нива» и другой сельхозтехники. Кстати, оттуда же можно взять валы и корпуса подшипников качения. Учтите, что диаметр направляющих должен быть не менее 30 см (оптимально 50 см), иначе излишние механические напряжения приведут к трещинам у основания зубьев пилы.

В конструкции привода ленточной пилы можно использовать шкивы от списанной отечественной сельхозтехники

Существуют конструкции самодельных установок с направляющими шкивами в виде колёс от легковых автомобилей. Для скептиков отметим, что такое кустарное решение имеет массу преимуществ начиная от возможности применения ступиц в сборе и заканчивая тем, что тонкую регулировку натяжения полотна в процессе работы можно осуществлять подкачкой шин.

Ленточную пилу можно купить новую или б/у. Лучше всего иметь в запасе несколько полотен, которые по мере затупления можно будет менять на острые.

Что касается инструмента, который понадобится в процессе работы, то он должен быть у каждого уважающего себя хозяина. В частности, потребуются:

  • сварочный аппарат;
  • «болгарка», или, профессиональным языком, угловая шлифмашина;
  • сверлильный станок или электрическая дрель;
  • набор свёрл по бетону и металлу;
  • комплект слесарных струбцин;
  • набор гаечных ключей;
  • молоток;
  • пассатижи;
  • крепёж (болты, гайки, шайбы различных размеров);
  • мерительный инструмент (линейка, штангенциркуль, рулетка);
  • уровень (лучше всего лазерного типа).

Не забудьте и о том, что понадобится подготовить прочное, ровное основание, поэтому будьте готовы к бетонным работам - сделайте запас песка, щебня и цемента, подготовьте бетономешалку, трамбовки, опалубку и длинное правило.

Подготовительные мероприятия

На этапе подготовки выбирают оптимальную конструкцию, делают необходимые расчёты и разрабатывают чертежи. После этого подготавливают материалы и инструмент и обустраивают место под монтаж лесопильного агрегата.

Проектировочные работы, чертежи

Строительство пилорамы начинают с выбора производственной площадки. Опытным путём установлено, что для этого понадобится участок размером не менее 3х6 м. В любом случае, планируя протяжённость рабочей зоны, надо обязательно учитывать максимальный размер обрабатываемого леса. Лучше всего, если агрегат будет установлен внутри помещения или под большим навесом. В таком случае можно будет работать в любую погоду.

Затем определяют количество уголков (швеллеров, двутавровых балок) и профильных труб, необходимых для изготовления рельсовых направляющих, ложе и пильной рамы. Расстояние между рельсами рассчитывают, прибавляя к максимальному диаметру бревна зазоры не менее 0.3 – 0.4 м с каждой стороны. Кроме того, необходимо учитывать поперечные усилители, которые устанавливают между рельсами через каждые 0.8 – 1 м. Опорные элементы под лесоматериал можно смонтировать на этих же усилителях, поднимая ложе на высоту не менее 0.2 м над уровнем направляющих.

Схема пилорамы Чертёж пильной каретки Чертёж рельсовых направляющих

В зависимости от конструкции составляют чертежи узлов, которые надо будет выточить на токарном станке - роликов, винтов, валов, корпусов подшипников, шкивов и т. д. Конструкцию самодельной пилорамы принимают исходя из финансовых возможностей, наличия материалов и отдельных узлов, поэтому точный проект агрегата каждый выполняет самостоятельно. Тем не менее мы предоставляем схемы и чертежи лесопилки и её отдельных узлов в качестве примера. Их можно будет использовать в собственных разработках.

Чертёж механизма натяжения Чертёж ролика Рабочее колесо в сборе

Подготовка основания

Правильно сделанный фундамент обеспечит оборудованию стабильность линейных характеристик в процессе эксплуатации

Поскольку постройка собственной пилорамы - дело серьёзное, то и подойти к нему нужно ответственно. Возможно, в дальнейшем оборудование станет не только хорошим подспорьем в хозяйстве, но и источником дополнительного заработка. Такие важные факторы, как долговечность и надёжность работы лесопилки, удобство работы и качество получаемых пиломатериалов во многом зависят от того, насколько прочное и ровное основание у неё имеется.

Сооружение опорной плиты ничем не отличается от обустройства мелкозаглубленного плавающего или простого ленточного фундамента. О нём немало написано, поэтому нет необходимости останавливаться на процессе сооружения подробно. Напомним только, что потребуется подушка из песка и гравия, толщину основания делают не менее 10 – 15 см, а его прочность обеспечивают армопоясом из стального прутка диаметром не менее 10 мм. В этом случае значимые переменные нагрузки не приведут к трещинам или проседанию бетонной плиты.

Инструкция по изготовлению пилорамы своими руками

В качестве рабочего проекта возьмём известную своей простотой и низкой стоимостью конструкцию с колёсами от легкового автомобиля. Поскольку от каждого элемента зависит правильность и надёжность работы пильного агрегата, рассмотрим в деталях процесс изготовления каждого узла, нюансы сборки и настройки оборудования.

Рельсовые направляющие

Укладка рельсовых направляющих

При использовании в качестве рельс уголков размером 50х50 мм, их укладывают не на одну из полок, а ориентируя углом ребра вверх. Это позволит уменьшить износ деталей и обеспечит повышенную жёсткость конструкции. Если же для направляющих будет взят металлопрокат с полкой 100 мм, то такой уголок можно устанавливать в любом положении. Надо сказать, что наиболее удачным вариантом являются рельсы из двутавра или швеллера, поскольку они обладают повышенной жёсткостью даже не будучи «расшитыми» при помощи поперечных элементов. К слову, в качестве «шпал» используют квадратный профиль шириной не менее 25 мм. Детали рельсового полотна соединяют между собой при помощи электросварки. Устанавливая распорные детали, приваривают трубу диаметром полдюйма с установленными на неё приспособлениями для фиксации брёвен («когтями»).

Выполняя сварочные работы, надо следить за тем, чтобы заготовки не «повело», что нередко случается при перегреве деталей. Чаще всего подобные неприятности происходят с уголками и другим тонким металлопрокатом, поэтому в таком случае лучше воспользоваться сварочным полуавтоматом, работающим в среде углекислого газа.

Если не удаётся обеспечить прямолинейность рельс при сваривании, то монтаж поперечных элементов выполняют резьбовым соединением. К бетонному основанию направляющие крепят при помощи анкерных болтов.

Одновременно с монтажом рельс обустраивают ложе для укладки лесоматериала. Для этого к «шпалам» крепят вертикальные Н-образные стойки с минимальной высотой штанг 10 см и выступами для предотвращения скатывания кругляка размером не менее 5 см.

Ложе для укладки пиломатериалов может иметь любую конфигурацию

Ближние 3 - 4 поперечины устанавливают на более коротком расстоянии - не более 0.5 м. Благодаря такому решению в дальнейшем можно будет работать не только с длинномером, но и с короткими заготовками.

В качестве роликов можно использовать как детали, выточенные на токарном станке, так и обычные шарикоподшипники. В первом случае обязательно обеспечивают отверстие под установку узла вращения, а сами колёса подвергают закалке. Второй вариант подразумевает установку на ось одного увеличенного и двух-трёх одинаковых подшипников. Разумеется, детали подбирают с одинаковым внутренним размером, а вал вытачивают с упорным буртиком с одной стороны и резьбой для крепления роликов с другой.

Широкие ролики хороши тем, что в качестве рельс можно использовать любой металлопрокат, включая швеллеры и двутавровые балки

Пильная рама

Изготовление пильной рамы начинают с вертикальных направляющих, которых потребуется две штуки. Лучше всего стойки и ползуны сделать из стальных труб, подобранных с минимальным зазором. После этого изготавливают прямоугольную раму каретки, к боковым сторонам которой приваривают верхние и нижние ползуны. Поскольку на нижней поперечине будут смонтированы рабочие колёса, то её обязательно следует сделать из жёсткой квадратной трубы или швеллера.

Примерка направляющих и ползунов

Корпус пилорамы не является чем-то сложным, поскольку представляет собой парные вертикальные и горизонтальные элементы, соединённые под прямым углом. Прочная станина получается из квадратного стального профиля шириной не менее 50 мм. В качестве распорок можно использовать прямоугольный металлопрокат меньшего размера.

Сварка станины

Применение профильных труб обеспечит конструкции жёсткость. Если же в качестве конструкционных материалов используются уголки, то места их соединений дополнительно укрепляют стальными раскосами толщиной не менее 2 мм.

В нижней части рамы устанавливают ролики, предварительно определив расстояние между их упорными стенками. Оно должно соответствовать ширине рельсовых направляющих.

Пильная рама в сборе с направляющими и кареткой

Механизм подъёма каретки. Фотогалерея

Вертикальное перемещение каретки обеспечивает парный винтовой механизм с ручным приводом и цепной передачей. Гайки приваривают к нижним втулкам (ползунам), а упорную часть винта монтируют к верхней перекладине пильной рамы. Винты будут легко вращаться, если в качестве опор взять подходящие подшипники.

Привод механизма подъема пильной каретки в сборе с приводом и натяжителем Верхний узел подъёмного механизма Гайка подъемного механизма приваривается к втулке каретки На верхней поперечине винт устанавливается в подшипник

Чтобы подъёмный механизм работал без перекосов, на валы устанавливают звёздочки одинакового размера. После монтажа цепи её натягивают при помощи ролика или фторопластового сухаря. Привод гибкой передачи обеспечивают разноразмерные шестерни, одна из которой жёстко соединяется с одним из винтов, а другая крепится на отдельном валу. Применение ведущей звёздочки увеличенного размера позволит быстро перемещать каретку по направляющим. Механизм фиксации можно сделать из подпружиненного штифта, который после регулировки устанавливают между роликами цепи и неподвижно закреплёнными кронштейнами. После сборки привод снабжают удобной ручкой.

Шкивы

Изготовление узла регулировки ступиц

Для шкивов берут колёса и полуоси от заднеприводного легкового автомобиля. Чтобы закрепить их на нижней поперечине каретки, понадобятся подшипниковые узлы. Лучше всего заказать эти детали у токаря - в таком случае можно будет сделать их регулируемыми, что позволит смещать оси рабочих колёс в стороны. Дело в том, что при работе ленточная пила нагревается и удлиняется. Если вовремя её не подтянуть, то она может слететь с наших «шкивов». Если же развести их на пару градусов в сторону от продольной оси, то можно исключить эту опасность.

Монтаж ступиц на пильную каретку

Регулировочные узлы представляют собой отрезки труб, одна из которой установлена в другую с зазором до 5 мм. Внутренняя муфта является ещё и корпусом для подшипников полуоси, а её центровка обеспечивается винтами, установленными на внешней цанге.

Монтаж силового агрегата и элементов главного привода

Одно колесо устанавливают на каретку неподвижно, снабжая хвостовик его полуоси шкивом. Другое монтируют на подвижный узел, которым будет выполняться предварительное натяжение пильного полотна. Установку шкивов выполняют не горизонтально, а со смещением 2 – 4 мм в вертикальной плоскости. Выравнивание ленточной пилы по уровню происходит благодаря смещению узла поддержки режущего полотна. Этот элемент конструкции можно сделать из трёх шарикоподшипников, подобно роликам пильной рамы.

Монтаж узла поддержки ленточной пилы. Хорошо видно устройство механизма его регулировки

После сборки и установки всех узлов на агрегат монтируют силовую установку. Вращение от двигателя к ведущему колесу передают посредством клиноременной передачи. В зависимости от используемого мотора натяжение ремня делают при помощи подпружиненного ролика, если используется ДВС, или смещением рамы с установленным электродвигателем. Кроме того, изготавливают защитный кожух, который не позволяет опилкам разлетаться во все стороны. На последнем этапе устанавливают ёмкость со смазывающе-омывающей жидкостью (СОЖ), трубку от которой подводят к одному из режущих узлов.


В механизме натяжения пильного полотна можно использовать небольшой гидравлический домкрат

После сборки агрегата и проверки затяжки всех болтовых соединений на рабочие колёса устанавливают ленточную пилу, после натяжения которой производят пробный запуск лесопилки. Если тестовое включение проходит успешно, то двигатель отключают и после полной остановки пилы на ложе укладывают и фиксируют бревно. Механизмом подъёма пилы регулируют толщину первой доски, после чего производят пробный спил. Установку выключают и осматривают, делают заключение о работоспособности пилорамы.


Видео: Ленточная пилорама, сделанная в домашних условиях

Благодаря разносторонним увлечениям пишу на разные темы, но самые любимые - техника, технологии и строительство. Возможно потому, что знаю множество нюансов в этих областях не только теоретически, вследствие учебы в техническом университете и аспирантуре, но и с практической стороны, так как стараюсь все делать своими руками.

Хотя распространенность древесины создает обширное предложение пиломатериалов, не всегда оно доступно. Особенно «кусается» стоимость при больших объемах. Покупка станка для распиловки не окупит себя при небольшом производстве или бытовой необходимости. Потому широкое распространение получают самодельные мини-пилорамы. Самым простым и применяемым их видом стали ленточные станции для распиловки.

Принцип работы

Конструкция представлена двумя вращающимися элементами, между которых натянута пила. По мере вращения катушек создаются возвратно-поступательные движения режущего элемента. Благодаря этому и происходит распил. Работает пилорама в горизонтальной плоскости.

Режущий элемент закреплен на мобильной тележке. Перемещаясь по рельсам, она проходит расстояние, равное длине обрабатываемого элемента. Бревно закрепляется на каркасе неподвижно. Для этого нужно сделать струбцины, крепящиеся к каркасу.

Предельная длина обработки зависит от протяженности рельс, по которым движется тележка. Максимальная ширина зависит от расстояния между элементами натяжения пилы. Все расстояния проставляются на чертеже.

Для качественной работы:

  • бревно должно быть зафиксировано;
  • настроена градация, точность и ровность реза;
  • пильная лента должна иметь необходимое натяжение;
  • пила должна быть заточенной и с разведенными зубьями.

Процесс распиловки проходит в три этапа.

  1. Предварительно лес сортируется по габаритам длины и диаметра. Происходит ручная подгонка габаритов под параметры пилорамы.
  2. Процесс распилки. Перед тем как сделать первый рез оператор производит проверку оборудования, настраивает параметры реза.
  3. Последующая ручная доработка. Самодельный инструмент не дает точности и ровности. Потому необходимые параметры нужно сделать болгаркой или рубанком.

Материалы и инструмент для монтажа

Создается ленточная пилорама своими руками из новых или б/у материалов:

  • шкивы примерно Ø 30 см. Отлично подойдут запчасти с комбайна «Нива»;
  • труба в полдюйма и вторая, большая по диаметру. Второе изделие нужно выбирать так, чтоб оно надевалось на первое с небольшим люфтом;
  • стальной 50-тый уголок. Располагать его лучше ребром вертикально. При установке вверх полкой нужна повышенная точность регулировки роликов. В противном случае износ колесиков очень высок;
  • шпалы формируются из профильной металлической трубы. Достаточно сечения 25*25 мм;
  • на рельсы крепится движимый механизм в виде куска дюймовой трубы и закрепленной на ней арматуры. Он предназначен для фиксации заготовки.

Для сборки нужны следующие инструменты:

  • дрель;
  • сварочная установка;
  • токарный станок;
  • болгарка с кругами по металлу, зачистной щеткой и кругом по дереву;
  • молоток;
  • строительный уровень;
  • рулетка;
  • крепежные принадлежности и гаечные ключи.

Чертеж и основные узлы пилорамы

Перед изготовлением нужно произвести расчет в потребности материалов. Для этого набрасывается чертеж пилорамы своими руками. Он может быть сделан от руки, но лучше использовать чертежные комплексы. Такие графические программы, как Компас и SolidWorks помогут составить 2D и 3D, рассчитать статические и динамические нагрузки.

Для начала можно сделать простое устройство с ручной подачей. Разобравшись в принципе работы можно нарастить мощности, добавить электронику и датчики.

В основе сборки пилорамы лежит рамный принцип. При значительных нагрузках каркас стоит делать с раскосами. К основным узлам изделия относятся:

  • непосредственно рама;
  • направляющие для движения пильного узла;
  • винтовой узел для перемещения ленты;
  • пружинный механизм натяжения пилы;
  • два шкива – подвижный и стационарный;
  • защитный кожух;
  • передаточный узел;
  • двигатель (электрический или бензиновый);
  • бак с жидкостью для охлаждения;
  • фиксаторы заготовки;
  • стопоры.

В качестве режущего элемента нередко используется электрическая или бензопила. Это целесообразно при небольших объемах работ. Такая конструкция сэкономит время сборки пилорамы. Чертежи для ее изготовления гораздо проще.



Изготовление своими руками

В первую очередь собираются рельсы. Длину их лучше сразу делать 8 м. Для исключения деформаций основания под нагрузкой нужно сделать стяжки из трубы ¾. В качестве крепления используются болты длиной от 29 до 34 см. Это необходимо указать на чертежах. Стойки собираются на болтах М12.

Массивность конструкции требует стационарной установки. Потому на месте сборки предусматривается бетонный фундамент или под стойки подкладываются бруски.

Подвижная тележка представлена монолитной стальной плитой 46 мм. Габариты плиты по длине 60 см, по ширине на 80 мм шире рельсового пути. Это необходимо указать на чертеже.

На движимую каретку монтируются шкивы. Один крепится подвижно, второй нет.

Располагать шкивы лучше не параллельно, как на многих производственных чертежах, а под углом 4° друг относительно друга по вертикали. В таком случае лента не будет слетать в процессе резки.

Для удобства работы можно сделать штурвал. Движение от штурвала передается посредством металлической цепи. В некоторых моделях делается блок управления.

После монтируются прижимы для бревна. В конце, во избежание повреждений, устанавливается электродвигатель и пила.

Пила может быть заводского производства или сделана из холоднокатаной стали 65Г или У8, 10. Толщина распила выбирается исходя из породы древесины.

Порода дерева Торцевая плотность, кг/см2 Толщина стали, мм
мягкие (сосна, ель, липа, кедр, пихта) до 385 0,2-0,4
Твердые (лиственница, дуб, яблоня, ясень, береза, вяз, бук)

Потребность в обработанной древесине сегодня, несмотря на множество самых разных материалов, не уменьшается и вряд ли уменьшится в ближайшие годы. Поэтому наличие пилорамы для больших и малых мастерских в настоящее время играет очень важную роль.

Ленточная пилорама является незаменимым инструментом при обработке дерева и строительстве из этого материала.

Но не все и не всегда могут купить подобный станок, произведенный на заводе. И что же делать, если необходимо иметь под рукой достаточное количество доски или бруса? На самом деле выход есть. Это ленточная пилорама своими руками.

Такой вариант вполне реален, так как изготовление указанного оборудования, хотя и требует определенного навыка и опыта, не является слишком уж сложным. Главное в данном случае — получить определенные знания.

Таким образом, необходимо сейчас выяснить, чем и как создается один из самых простых видов режущих станков — пилорама ленточная.

Материалы, инструменты и оборудование, необходимое для сборки пилорамы

Изготовление самодельного режущего приспособления потребует наличия таких комплектующих, как:

  • шкивы (диаметр — не менее 30 см);
  • полдюймовые трубы;
  • металлический уголок (размер 50 мм);
  • профильная труба (размер 25х25 мм);
  • швеллер.

Высококачественная ленточная пилорама может быть изготовлена с помощью таких инструментов и оборудования, как:

  • сварочный аппарат;
  • фрезерный станок;
  • электрическая дрель;
  • «болгарка» с набором режущих дисков;
  • молоток;
  • плоскогубцы;
  • струбцина;
  • ножовка по металлу;
  • набор отверток;
  • набор гаечных ключей;
  • контрольно-измерительные приспособления (линейка, угольник, измерительная рулетка);
  • крепежные элементы (болты, гайки, винты, шайбы).

Вернуться к оглавлению

Принцип работы пилорамы

Для того чтобы по всем правилам выполнить сборку рассматриваемого нами приспособления и в итоге получить качественный деревообрабатывающий станок, полезно узнать основной технологический принцип, на основе которого функционируют практически все ленточные пилорамы.

Его можно описать очень кратко. Бревно (или какой-либо древесный полуфабрикат), которое подлежит распиловке, укладывается на рабочую платформу и фиксируется. Как и само основание, деревянная заготовка остается неподвижной на протяжении всего цикла распиливания на доски или бруски. По рельсам и специальным направляющим вдоль бревна в обе стороны передвигается мобильная конструкция с установленным на ней режущим узлом, который и разделывает заготовку на заданные мерные пиломатериалы.

Непосредственная резка производится с помощью пильной ленты, которая под натяжением циркулирует между двумя шкивами, смонтированными на передвижной раме.

Конфигурацию и размеры досок или брусков изначально задает оператор пилорамы. Ровная прямая линия резания обеспечивается за счет достаточно большой силы натяжения пильной ленты между ведущим и ведомым шкивами.

Полный цикл распиловки необработанных заготовок включает 3 цикла:

  1. Предварительная обработка заготовок под резку. Подготовленные для этого бревна сортируют по размерам. Для подгонки параметров их обрезают бензопилой или ножовкой по дереву.
  2. Непосредственная распиловка древесного материала. Оператором пилорамы производится настройка оборудования. После этого производится распиливание по заданной схеме.
  3. Финишная обработка полученных пиломатериалов. После работы пилорамы на досках или брусках могут оставаться мелкие погрешности. В этом случае станок не применяется, мелкие дефекты оператором устраняются вручную.

Вернуться к оглавлению

Ленточная пилорама: узлы и детали

Рассматриваемое в данном случае оборудование функционирует по блочной схеме. Указанный принцип позволяет наращивать конструкцию дополнительными или усовершенствованными узлами и приспособлениями.

Состоит конструкция пилорамы из таких основных элементов, как:

  • рама с направляющими (2 шт.) для перемещения распилочной ленты;
  • рельсовая пара для перемещения пильной тележки;
  • винтовой подъемный механизм, перемещающий ленту;
  • пружинный (гидравлический) узел ленточного натяжения;
  • 2 шкива, ведущий и ведомый;
  • кожух для ограждения шкивов;
  • фиксатор ленты;
  • передача клиноременная;
  • электрический двигатель;
  • система эксцентриковых зажимов для обрабатываемого бревна;
  • упоры;
  • бачок для смазочно-охлаждающей жидкости.

Вернуться к оглавлению

Пилорама ленточная своими руками: порядок изготовления

Изготовление станка начинается с создания станины пилорамы. Ее делают из двух швеллеров длиной 8 м и высотой более 14 см. Если нет швеллеров, можно под станину взять два рельса (при этом подошвы должны быть сверху) или металлические уголки размером 50х100 мм.

По длине швеллеров сверлятся отверстия на расстоянии 1-1,5 м друг от друга. После этого швеллеры стягиваются между собой отрезками трубы ¾ длиной по 25 см. Скрепление труб со швеллерами производится с помощью резьбовых шпилек или болтов соответствующих размеров.

Собранная таким образом направляющая конструкция устанавливается на стойки. Сами стойки также изготавливаются посредством сварки или резьбовой сборки из швеллеров (при их отсутствии — из уголков или труб). Количество указанных конструкционных элементов зависит от длины собранной станины. Например, для 8-метровой станины потребуются примерно 4 стойки. При их монтаже необходимо проследить, чтобы крайние из них оказались на удалении 80-100 см от оконечностей направляющих. Кроме того, конструкцию станины следует сделать достаточно жесткой, для чего она оснащается раскосами.

После этого приступают к сборке мобильной тележки. Обычно материалом для ее изготовления служит стальная плита толщиной 46 мм. Размеры металлической заготовки для тележки надо подбирать с таким расчетом, чтобы в итоге получился подвижный узел длиной примерно 60 см. Ширина же передвижной конструкции зависит от ширины станины и должна быть такой, чтобы края тележки выступали за швеллеры приблизительно на 8 см с каждой стороны.

Затем следует подумать о способе передвижения вдоль станины мобильной тележки с закрепленным на ней электродвигателем и дисковой пилой. Направление и скорость перемещения задаются специальным штурвалом, который устанавливается с боку корпуса пилорамы. Штурвал соединен с втулкой одной из звездочек, размещенных по бокам направляющих.

Для перемещения всей конструкции применяется металлическая цепь. Чтобы избежать возникновения у штурвала свободного хода, цепь необходимо обязательно натягивать в соответствии с техническими требованиями.

С целью обеспечения высокого качества получаемого пиломатериала, а также для создания удобных для оператора условий распиловки древесины ленточная пилорама должна быть снабжена специальным приспособлением для фиксации бревна в неподвижном состоянии. Для такого устройства хорошо подходят металлические трубы, имеющие внутренний диаметр примерно в 35-40 мм.

Внутрь указанных труб вставляются подвижные штанги, а поверх труб устанавливают специальные прижимы, изготовленные из металлического уголка размером 40х40 мм, и зажимные кулачковые механизмы. Следует иметь в виду, что для надежной фиксации обрабатываемых бревен длина прижимных элементов не может быть меньше 15 мм.

Наконец, настала очередь выбора главных компонентов любой пилорамы — пилы и электродвигателя. Между тем опытные работники советуют делать это в самом начале процесса изготовления режущего станка. Дело в том, что от технических параметров данных компонентов в целом зависят и габариты всей пильной системы.

Поскольку силовой агрегат и пилу можно приобрести только уже готовыми и с определенными техническими характеристиками, то при покупке в магазине стоит обращать внимание на электродвигатели мощностью 10 кВт и пилы, диаметр которых составляет 1 м. Такие параметры способны обеспечить максимальную эффективность работы будущего станка. Если же мотор и пилу с данными характеристиками найти не удалось, то станину необходимо сделать несколько меньших размеров.

Масштабные работы с использованием деревянного бруса или доски, например, работа плотника или самостоятельное строительство дома, связаны с необходимость регулярного распила необработанных бревен. Разумеется, можно закупать готовые пиломатериалы или приобрести пилораму промышленного изготовления, но это дорого. Данная статья рассказывает (на основе реального опыта), как была изготовлена ленточная пилорама своими руками при относительно небольших расходах.

Это вполне реально сделать и вы получите надежную конструкцию, позволяющую распиливать ствол дерева на отдельные доски трехметровой и более длины. Вам понадобятся некоторые материалы (сортовой прокат и детали старых машин), а также провести слесарные, сварочные и токарные работы. Все было спланированы так, чтобы свести к минимуму необходимость в токарных работах.

Для сборки станка были взяты старые шкивы, примерно 30 см диаметром, демонтированные с комбайна «Нива». Направляющие пилорамы были изготовлены из труб двух видов: диаметром полдюйма и второй, чуть большего диаметра, такого, чтобы легко надевались на полудюймовую трубу с миллиметровым зазором.

На первом этапе нужно изготовить «рельсы». Для этого использовался стальной уголок на 5 см. Установлен он стороной вверх, что требует очень высокой точности регулировки колесиков (плохо установленные колеса быстро износятся об уголок). Иногда, для решения этой проблемы, уголок укладывают ребром вверх.

«Шпалами» этой конструкции стала профильная труба размером 25х25 мм.

Между этими профильными трубками, приварена полудюймовая труба, а не ней уже закреплены когти - крепеж для бревна. Данные когти свободно наклоняются и перемещаются, а когда нужно зафиксировать бревно, то по зажимам производится несколько ударов молотком, в результате этого происходит самозаклинивание фиксирующего механизма.

Когда делалась ленточная пилорама своими руками, то трубки профильные («шпалы») были изготовлены так, что выступают за рельсы. На выступающих частях стоят болты (M14 x 100 мм) для регулировки. Кроме этого, на профильных трубах сделаны «мостики» - перемычки, на которые кладут бревно перед обработкой. На случай заготовок маленькой длины, последние две перемычки установлены на расстоянии полуметра друг за другом.

Шкивы были подточены так, что надетый ремень на несколько сантиметров выступал. Для корпусов шкивов использовались ступицы от автомобиля «Москвич», приваренные к трубками.

Все это вместе перемещается по направляющим - расположенным горизонтально полудюймовым трубам, а при необходимости, с помощью болтов, данный узел фиксируется.

При выставлении шкивов, вы можете столкнуться с неожиданными проблемами, из-за которых их придется отрезать и снова приварить. Это связанно с тем, что на практике, установка шкивов «по науке», параллельно, приводит к слету ленты в процессе работы. Так что, лучше их установить с легким наклоном, до 4 градусов, тогда лента в движении будет «сама натягиваться» на ролики.

Ведомым шкивом является правый, он натягивается, автоматически, пружиной. В данном случае была использована пружина, демонтированная с мотоцикла «КаСика». А ведущий, левый шкив фиксируется жестко, но его можно сместить, если поменяется размер ленточной пилы.

В пилораме надо использовать каленые ролики. В описываемом в статье варианте был использован роликовый узел, который проще сделать своими силами и быть уверенным в его надежности.

Этот узел состоит из трех подшипников на одной оси: двух - марки 202 и третьего, стоящего сзади, на 2-4 миллиметров больше. Вал с роликами выточен с учетом того, чтобы при изменении ширины пилы, установить шайбы между подшипниками.

Вал входит в две трубки: полудюймовая и вторая, в которую полудюймовка вставлена. В полудюймовой трубе вал находится со смещением оси, фактически, приварен к нижней стенке. Весь данный узел из вала и трубок прикреплен к направляющим таким образом, чтобы роликовый узел можно было регулировать по высоте, смещать в сторону, при различном диаметре бревен, и надежно фиксировать после регулировки. Со стороны ведомого шкива на ролик установлена капельница, подающая смазывающе-охлаждающую жидкость (СОЖ).

Сама рама, высотой полтора метра, сделана из швеллера номер 100, а для дополнительной жесткости, конструкция укреплена косынками. Блок для резки может двигаться по швеллерам посредством шпилек-винтов. А жесткую фиксацию режущего узла в пилораме обеспечивают болты с контргайкой.

Итак, как видите, такое оборудование, как ленточная пилорама своими руками может быть изготовлена даже в условиях небольшой домашней мастерской или гаража. Таким образом, плотник или дачник получит возможность прямо у себя на участке распускать на доски большие заготовки для своих нужд или даже немного зарабатывать - брать заказы на распил бревен.

Еще несколько вариантов рабочих узлов ленточной пилорамы:

Ленточная пилорама своими руками видео

Далеко не каждому по карману приобретение готовой пилорамы, тем более что окупиться она только при постоянном использовании(читай коммерческом). Можно ли изготовить пилораму своими руками? С какими сложностями продеться столкнуться самодельщику, решившемуся на самостоятельную распиловки необработанных бревен на деловую древесину?

Самодельная ленточная пилорама

Оговоримся сразу – сделать ленточную пилораму самому очень сложно. Дело не столько в комплектующих, обширных токарных и сварочных работах, необходимости заточки и разводки пилы специальным способом, а в отлаженной работоспособности всего комплекса.

Необходимо обеспечить погрузку и остойчивость движения до 300 кг одного бревна, регулировку толщины нарезания, и самое главное – технику безопасности. Но если наличие дармовой древесины победило – делаем ленточную пилораму своими руками.

Принцип ленточной резки поясним на примере: взять две катушки с ниток, между ними натянуть продетую тонкую ленту. Принудительно вращая ленту — режем бревно, расстояние между лентами – максимальный размер бруса. Ленточными пилами удобно нарезать доски.

Начинаем с выбора производственной площади или помещения – не менее 3х6 м, проверено. Второе по важности – металлические колеса тележки и ленточной пилы, это надо найти или купить. Раму ленточного механизма с колесами заказать, а лучше купить готовую. Самостоятельное изготовление требует навыков и много высокоточной инструментальной обработки.

Вид 1 : 1 — стойка; 2 — ролик; 3 — пластина; 4 — винт; 5 — цепь; 6 — направляющий утолок; 7 — подвижная гребёнка; 8 — винт; 9 — неподвижная гребёнка; 10 — пульт.
Вид 2 : 1 — шкив для запуска двигателя (если трехфазный двигатель подключается к однофазной сети); 2 — двигатель; 3 — шкив; 4 — вал; 5 — корпус с подшипником; 6 — основание; 7 — маховик; 8 — палец; 9 — шатун; 10 — пила; 11 — винт М14х2; 12 — ролик; 13 — направляющий уголок; 14 — стойка; 15 — штурвал; 16 — втулка; 17 — звёздочка; 18 — гайка М14х2; 19 — контргайка; 20 — звёздочка.

Устанавливаем направляющие – любой прочный ровный металл: двутавр, швеллер, уголок, под них через 0,5 м опоры или анкера для устойчивости. Расстояние между направляющими – диаметр самого большого бревна с запасом – около 0,7 м. Выдерживая геометрию свариваем все вместе. На тележку крепим колеса, раму ленточного механизма, электродвигатель через шкив.

Продумайте механизм изменения горизонтального перемещения пилы относительно бревна. Перемещая тележку относительно закрепленного бревна, срезаем горизонтальный слой древесины – делаем доски.

Наибольшее кустарное применение получили дисковые пилорамы благодаря своей универсальности и простоте изготовления. Будем делать дисковую пилораму своими руками. Самое главное — нам понадобится дисковая пила – диск более 500 мм (чем больше — тем лучше). Движителем обычно служит электродвигатель, через повышающий обороты шкив.

1 — шпала основная (стальная труба 80x80x3, 5 шт); 2 — подкладка (стальной лист, 40x10x1.22 шт.); 3 — полотно-направляющая (стальной швеллер № 8, L1750, 4 шт.); 4 — тележка (каретка тельфера); 5 — кронштейн нижний (стальной швеллер № 18, 2 шт); 6 — плита — основание (стильной лист s5); 7 — болт М20) (4 шт.); 8 — шайба Гровера (4 шт.); 9 — гайка М20 (4 шт.); 10 — электродвигатель асинхронный трехфазный (220 В, 5 кВт, 930 об/мин); 11 — кронштейн верхний (стальной уголок 45×45); 12 — полотно дисковой пилы; 13 — кожух защитный (стальной лист s2); 14 — штифт стальной (8 шт.); 15 — ступица дисковой пилы (Ст5); 16 — рукоять упорная (водогазопроводная труба 3/4″); 17 — горбыль отрезной; 18 — косынка упорная (стальной лист s5); 19 — гребенка (стальной уголок 45×45, L400); 20 — бревно; 21 — болт М30; 22- шайба разрезная; 23 — шайба-фиксатор (стальной лист sЗ); 24 — перекладина упорная (стальной уголок 45×45); 25 — шпала укороченная (стальная труба 80x40x3, 6 шт.); 26 — накладка для удлинения полотна (стальной лист 250x180x10, 2 шт.).

Готовится сварная рама, на раму ставится металлическая (реже деревянная) плита с прорезью под диск. Зазоры между диском и плитой – минимальные. К плите снизу крепится вал пилы на подшипниках и шкивом. Шкив электродвигателя и пилы соединяются ремнями (перестраховка при заклинивании пилы) – самодельная дисковая пилорама может работать!

один из вариантов самодельной дисковой пилорамы

Для натяжения ремня используйте вес двигателя с добавлением утяжелителей. Опорную площадку электродвигателя сделайте подвижной соосно валу пилы, с отклонением под тяжестью в противоположную сторону. В качестве движителя часто применяют колесо работающего трактора с приводом на шкив пилы без ремней.

Принципы резания те же, что и в ленточном резе – подаем бревно к режущему диску. После дискового реза поверхность пиломатериала более высокого качества за счет скорости обработки. Дисковые пилорамы бывают вертикальные и горизонтальные – их проще применять в мобильных установках.


Шинная пилорама

Начать необходимо с понимания, что и сколько будем резать. Если необходимо нарезать 100 – 200 стропил для строящегося дома из дармовых бревен, потом 400 досок – лучше воспользоваться ручной профессиональной бензопилой. Сделаем самодельную пилораму из бензопилы, способ недорогой, простой и эффективный.

чертеж простейшей пилорамы из бензопилы (скачать полный чертеж)

Понадобится любой ровный металлический профиль, сварка и болгарка. Начинаем с максимального длинна бревна – практические около 4 м. На такую длину нужно найти швеллер или двутавр, можно сварить из кусков с усилением – главное чтобы получившийся профиль был ровным. Начинаем делать нашу автономную шинную пилораму на основе бензопилы.

Конструкция представляет собой мощный профиль на рабочей высоте – выше пояса, по которому перемещается в тележке закрепленная бензопила.

Высота обусловлена эргономикой, длительная коленно-локтевая поза не полезна. Параллельно основному профилю кладется бревно на опорную раму, работающая бензопила перемещается вдоль бревна производит необходимую обрезку.

Несколько подробней об особенностях. Главный элемент – основной профиль, обеспечивающий геометрически правильные размеры пиломатериалов, должен быть достаточно прочным и жестким, если швеллер – не менее 200. Профиль опирается на 3 и более опор, связанных с опорной рамой, на которую ложится бревно.

Если вы решились делать цепную пилораму своими руками — обязательно посмотрите на пилорамы LOGOSOL. Чертежи и документацию можно скачать на сайте и взять за основу своей самоделки.

Основные погрешности при распиловке образуются при колебаниях тележки с бензопилой, поэтому продвижение тележки по профилю — не менее четырех жестко прижатых металлических колес, необходимо предусмотреть ручной привод. Самый простой – вороток колодца с приводным колесиком по основному профилю.

Для установки тяжелого бревна обычно ставят наклоны, по которым удобно толкать бревно последовательно по сторонам на опорную раму, расклинивая его на раме.


Самое сложное – регулировочный механизм толщины изделия. Простейший способ – установка по краям подвижной в вертикальной плоскости опорной рамы винтовых или любых домкратов жесткой фиксации. Регулируем домкраты – регулируем толщину изделия. Пример постройки мобильной шинной пилорамы на основе бензопилы можно посмотреть на фото.

Порезку древесины можно выполнять одному человеку: держась за ручку бензопилы и регулируя газ, второй рукой осуществляем подачу.

Заключение

Несколько мыслей о целесообразности изготовления пилорамы. Проверено временем и практикой – самостоятельное изготовление имеет смысл при бесплатных материалах. Если посчитать трудозатраты и материалы, и возможную выгоду, тот поймете сами. Самое страшное, при самостоятельном изготовлении – мало кто обращает внимание на технику безопасности. Этот момент нужно продумать обязательно! Безаварийной работы и качественной древесины.