Иконы России: Николай Чудотворец (Зарайский). Чудотворный источник святителя николая в зарайске Николай чудотворец зарайский

27.01.2024 Радиаторы

Чудотворный Зарайский образ Николая Чудотворца хранится в Предтеченском соборе Зарайского кремля. С этой древней иконой связана история появления города. Одиннадцатого августа по уходящей в глубину веков местной традиции совершается торжественный крестный ход, посвященный святителю Николаю. В древних летописях говорится, что икона была принесена из Крыма греческим священником Евстафием в 1225 году. В XVI веке Никола Зарайский прославился чудесами в Коломне, куда его вывезли на время, спасая от нашествия крымских татар. В XX веке святыня была отправлена в Москву для хранения в музее, но в 2013 году возвратилась на свое исконное место.

На древней зарайской иконе Николай Чудотворец изображен в полный рост, облаченный в крестчатую ризу и с лентой епископского омофора на плечах. В левой руке святитель держит Евангелие, а правая рука поднята в жесте благословения. Сверху изображены небольшие фигуры Иисуса Христа и Богородицы, держащей в руках покров. Вокруг центральной части иконы на полях помещены семнадцать миниатюр со сценами из жития святого. По этим миниатюрам можно проследить основные события жизни святого, его прижизненные и посмертные чудеса.

С левой стороны, рядом с фигурой Христа, на клейме изображен Николай, склонивший голову перед служителем с таким же белым облачением. Это сцена посвящения угодника Николая в архиепископы города Миры - центра Ликийской области в Малой Азии. Вернувшись из своего морского путешествия из Палестины, о котором напоминает миниатюра на правой стороне иконы, Николай хотел удалиться в монастырь, но в чудесном видении он услышал голос свыше: «Здесь не та нива, на которой ты вознамерился принести ожидаемый Мною плод».

Святой Николай отправился в город Миры, где в то время умер архиепископ. Священнослужители долго спорили о том, кого выбрать достойным приемником скончавшегося, но не могли прийти к единому мнению. Наконец, старейшему священнику города явился ангел, который повелел ему идти ночью к дверям церкви и наблюдать за тем, кто первый придет к утренней службе. Этот человек, по словам ангела, и должен был стать преемником скончавшегося архиепископа. Старец послушался повеления и стал дожидаться первого богомольца у входа в храм. Им оказался святой Николай, и, по единодушному согласию духовенства города, человека, «которого суд Божий поставил», посвятили в высший сан архиепископа Мирликийского.

На правом поле иконы изображен святитель Николай, плывущий на корабле. В житии святого есть несколько чудес, случившихся во время морских путешествий. Еще до своего назначения архиепископом, Николай отправился из родного города Патары в Палестину, чтобы поклониться святым местам, связанным с жизнью Иисуса Христа. В пути Николай почувствовал, что «диавол проник на корабль и хочет потопить его». Как только он поделился ощущением со своими спутниками, началась страшная буря. По молитве святого море успокоилось. В этом же плавании Николай воскресил упавшего с высокой мачты матроса. На обратном пути в Ликию Николай стал заложником недобросовестных корабельщиков, которые обещав доставить его в родной город, поплыли совсем в другом направлении. Тем не менее, по молитве святого Николая на корабль стал дуть сильный ветер, который вопреки желанию капитана судна, прибил его к берегам Ликии.

Под миниатюрой с кораблем изображен сербский царь-мученик Стефан Урош, который жил почти тысячу лет спустя после Николая Чудотворца. На протяжении всей своей жизни он ощущал покровительство древнего святого. По навету мачехи Стефан был ослеплен и заточен в монастырь. Ослепленному явился Николай Чудотворец, убеждая его крепиться и не унывать. Спустя несколько лет пребывания Стефана в монастыре, изгнанник удостоился второго видения Николая, после которого ему чудесным образом вернулось зрение. На миниатюре зарайской иконы, скорее всего, изображено третье по счету явление святого Николая царю Стефану, когда тот «воздремал на своей постели», а угодник велел ему приготовиться к мученической смерти.

Еще одна интересная миниатюра находится слева под изображением посвящения Николая в сан архиепископа. На ней мы видим святого, дерево с каменным колодцем и человека с топором в руке. На этом клейме можно разглядеть маленькую черную фигурку беса, выходящего из источника. В этой миниатюре объединены сразу два ранних чуда, которые совершил святитель Николай в Ликии. Первое чудо о дереве, «в котором жил бес кумира нечистого», святой совершил по просьбе жителей Плакомидского селения. Кипарисное дерево, стоявшее на пути, некогда было посвящено одному из языческих божеств, и с тех пор приносило беды всем людям и животным, которые проходили мимо. Это дерево пытались было срубить, но человек, взявший топор, упал замертво. Только по молитве Николая бес вышел из кипариса, и дерево удалось уничтожить. Похожий случай произошел в Андраоундрейском селе, где бес поселился в колодце. Одну местную женщину, пришедшую за водой, нечистый дух завлек в колодец, а временами вода в источнике становилась отравленной. И вновь по молитве Николая жителям этого села удалось избавиться от проклятия и найти новый источник воды.

В 1608 году царь Василий Шуйский подарил зарайской святыне богатую золотую ризу «с каменьями и жемчугом». К сожалению, эта риза не сохранилась. На самой ризе, как мы узнаем из старых описаний, было отчеканены изображения девяти святых, часть которых была связана с важными историческими деятелями Смутного времени. По мнению Козьмы Ивановича Аверина, написавшего «известие» о жизни зарайского протоиерея Дмитрия Леонтьева, святой Василий Великий был изображен на ризе «во имя» самого царя Василия Шуйского, мученик Дмитрий Солунский «во имя» зарайского воеводы и будущего героя князя Дмитрия Пожарского, Архангел Михаил в честь полководца Михаила Скопина-Шуйского, а преподобный Дмитрий Прилуцкий в честь протопопа Дмитрия Леонтьева. Последний был не только настоятелем Никольского собора местного кремля и хранителем древней иконы, но и верным сподвижником князя Пожарского при осаде поляками Зарайска. Интересно, что на пропавшей ризе был изображен убиенный царевич Дмитрий Углицкий. Прославление его в лике святых совершилось в царствование Василия Шуйского.

Икона Николы Зарайского на протяжении веков была неразрывно связана с историей города. Из летописи мы узнаем, что в 1225 году образ Николая Чудотворца принял из рук греческого священника местный князь Федор Юрьевич - сын Рязанского князя Юрия Игоревича. В 1237 году этот князь отправился в посольство к хану Батыю, стаявшего на реке Воронеж, где был убит за отказ отдать монгольскому властителю свою жену. Узнав о кончине супруга и о приближении ордынцев, жена князя Евпраксия бросилась с высокого терема с княжичем Иоанном в руках и разбилась. Могилы княжеской семьи, погибшей в годы Батыева нашествия, и сегодня можно увидеть у алтарей Иоанно-Предтеченского собора Зарайска под каменной сенью.

По преданию, чудотворная икона Святителя Николая была принесена в город Красный (ныне Зарайск) в 1225 г. История появления в наших краях святого образа полна чудес и знаков неизреченной милости Божией; она передается в древней летописи – «Повести о Николе Заразском».

С давних пор икона находилась в Херсонесе (Корсуни Таврическом), и образ назывался Николой Корсунским. Стояла икона в храме апостола Иакова, в котором когда-то принял Святое Крещение Великий князь Владимир. Священнику этого храма пресвитеру Евстафию трижды во сне являлся Святитель Николай с настойчивой просьбой: «Возьми мой образ чудотворный Корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Евстафия и гряди в землю Рязанскую. Тамо хощу быти и чудеса творити, и место то прославити». Но священник медлил, не решаясь оставить родные места и пуститься в неведомый край. За свое непослушание Евстафий был наказан внезапною слепотой. И когда осознал свой грех, взмолился Чудотворцу Николю и получил прощение. Исцелившись от недуга,вместе с семьей он отправился в далекое путешествие.

Много трудностей и скорбей пришлось пережить путникам во время странствования, но они стали и свидетелями преславных чудес от чудотворного образа. Лишь через год они достигли пределов Рязанской земли.

В это время Святитель Николай явился во сне удельному князю Феодору Юрьевичу, княжившему в Красном, и возвестил о прибытии своей чудотворной иконы: «Княже, гряди во сретение чудотворного образа моего Корсунского. Ибо хощу здесь быти и чудеса творити, и место сие прославити. И умолю Человеколюбивого Владыку Христа, Сына Божия – да дарует тебе, жене твоей и сыну твоему венцы Царствия Небесного». И хотя недоумевал князь, поскольку семьи еще не имел, но повиновался воле Святителя,вышел из города со всем священным собором навстречу чудотворному образу. Еще издалека увидел он святыню, от которой исходило сияние. С великим благоговением и радостью принял Феодор от Евстафия икону. Это произошло 29 июля(11 августа по н.ст.) 1225 года.

Для принесенной иконы в городе Красном сложили деревянный Никольский храм. Чрез некоторое время князь Феодор сочетался законным браком с Евпраксией, и у них родился сын Иоанн - этим исполнением одного из предсказаний Святителя Николая завершается первая часть древних летописей о Николе Заразском.

Вторая часть старинных Повестей описывает судьбу благоверных зарайских князей во время нашествия полчищ татаро-монголов на Русь в 1237 году. Хан Батый требовал от русских десятой доли во всем: «в князьях, во всяких людях и в остальном». Удельный князь Феодор отправился в ставку Батыя с великими дарами, чтобы «уговорить хана не ходить войной на Рязанскую землю». Хан принял дары и лживо обещал «не воевать Рязанской земли» и стал «у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе просить». Услышав от одного и изменника, рязанского вельможи, что у князя молодая и красивая жена, Батый обратился к нему со словами: «Позволь мне, князь, насладиться красотою жены твоей». Феодор ответил надменному завоевателю с презрительным смехом: «Не годится нам, христианам,водить к тебе, нечестивому и безбожному царю жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и нами, и женами нашими владеть будешь».

Рассвирепел Батый от такого ответа благоверного князя и тотчас велел убить его, а тело бросить зверям и птицам на растерзание. Один из проводников князя Апоница тайно скрыл тело своего господина и поспеши в Красный, чтобы поведать княгине о смерти ее мужа. Благоверная княгиня стояла в то время «в превысоком тереме и держала любимое чадо свое – князя Ивана Федоровича» и «как услышала она смертоносные слова, исполненные горести, бросилась на землю и заразилась(убилась) до смерти». Тело убиенного князя привезли в родной удел и похоронили рядом с храмом Николая Чудотворца, в одной могиле с женой и сыном, и поставили над ними три каменных креста.

От этого события икона Николы Корсунского стала именоваться Заразской, потому что блаженная княгиня Евпраксия с сыном князем Иоанном сама себя «заразила». Со временем и место,где произошла трагедия, стало называться Зараз, Заразск, а потом и Зарайск – такова одна из версий возникновения названия нашего города.

Слава о чудесах от иконы быстро перешагнула границы Рязанского княжества и обошла всю Православную Русь. На протяжении многих веков день принесения иконы в Зарайск почитался как общегородской праздник. Накануне, 28 июля (ст.ст.) служился молебен Николаю Чудотворцу,затем лития по усопшим князьям у памятника-надгробия с тремя крестами; на всенощном бдении читались «Повести о Николе Заразском». В самый день праздника, 29 июля, в Никольском храме всем зарайским духовенством совершалась Божественная Литургия,после которой жители города и его гости крестным ходом вместе с чудотворной иконой направлялись к Белому Колодцу. Так называется источник, возникший,по преданию, на месте встречи иконы князем Феодором. Здесь служился водосвятный молебен и освящалась вода родника,затем крестный ход возвращался в кремль.

Вот какое описание составил писатель Василий Селиванов в 1892 году о зарайской святыне: «В Зарайском Николаевском соборе находится чудотворный образ Святителя Николая, принесенный в Зарайск в 1225 году из греческого города Корсуни пресвитером Евстафием. В средине сего образа написано красками изображение Святителя полное, в священнических кресчатых ризах. Правая рука простерта на благословение, а левою держит на пелене Евангелие. На правой стороне на облаках изображен Спаситель, правою рукою благословляющий Святителя, а левою подающий ему Евангелие; на левой стороне Богоматерь,держащая в руках распростертый омофор. Образ сей с семнадцатью изображениями жития и чудес Святителя имеет в длину двадцать пять с половиною вершков, в ширину двадцать с четвертью вершков. Живопись на образе древняя, византийская, высокого стиля, что особенно видно из выражения духовности,сообщенной чертам лика святительского. Риза на образе из чистого золота с самоцветными каменьями и жемчугом, устроена царем Василием Шуйским в 1608 году… На ризу и украшение образа Святителя Николая употреблено одного золота более семи фунтов, серебра около шести фунтов, камней самоцветных сто тридцать три, бурмицких зерен три и более тысячи шестисот крупных и средних жемчужин… Образ Святителя помещен в старинном киоте… Киот снаружи с трех сторон обит листовым чеканным и вызолоченным серебром и украшен каменьями,жемчугом и иконописными изображениями Божией Матери наверху и святых угодников по бокам, а внутри обит малиновым бархатом».

В советское время храмы кремля закрыли и разграбили. Чудотворный образ Николы Зарайского сначала оказался в местном краеведческом музее, а позднее, в 1966 году, был вывезен для реставрации в Москву, в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

С возобновлением церковной жизни кремлевских соборов начались и хлопоты верующих о возвращении святыни. Однако долгое время на ходатайства и письменные обращения зарайцев руководство Музея отвечало отказом, мотивируя его отсутствием в храмах Зарайского кремля необходимых условий для сохранности древнего образа. Полтора десятка лет усилиями прихожан проводились работы по ремонту и реставрации Иоанно-Предтеченского собора. В 1997 году был написан список (точная копия) с иконы Николы Зарайского, который был помещен в резную сень и установлен слева от центрального алтаря. Ныне верующими почитается еще один список с чудотворной иконы – образ Николы Корсунского-Зарайского. С этой иконой зарайские священники совершали паломничества по святым местам России, Украины, Беларуси; новый образ был также освящен на великих святынях Греции, Святой Горы Афон, на мощах Николая Чудотворца в Бари. В последнее время именно с иконой Николы Корсунского-Зарайского совершаются ежегодные крестные шествия по городу Зарайску (22 мая) и на святой источник Белый Колодец (11 августа).

Несколько лет назад завершены работы по реставрации Иоанно-Предтеченского собора зарайского кремля. А после визита врио Губернатора Московской области А.Ю.Воробьева в Зарайск 5 июня 2013 г., когда он обещал сделать всё для возвращения зарайской святыни, началась активная деятельность по решению всех проблем по передаче иконы из Музея им. Андрея Рублева. В чрезвычайно короткий срок (и это - еще одно чудо Святителя Николая!) были решены все юридические, технические, финансовые вопросы по передаче и дальнейшему пребыванию иконы в Иоанно-Предтеченском соборе зарайского кремля.

На самом краю Московской области, в 170 километрах к югу от столицы, расположился небольшой городок Зарайск. Неудобное с практической точки зрения расположение вдали от железной дороги и ближайших Рязанского и Каширского трактов позволило городу сохранить уездный дух: преобладают одно- и двухэтажные дома, многие из которых построены купцами еще в конце XIX века, а высотными ориентирами города, как в старину, являются колокольни и кресты церквей. Сегодняшний Зарайск мало отличается от того города, который видел Достоевский. Есть здесь и памятники и более древних времен. Город свидетель трех разных историй: нашествия Батыя, Смутного времени и детства писателя Ф.М. Достоевского. Для того чтобы познакомится с этими тремя историями Зарайска, вполне хватит и одного дня, если выехать рано утром из Москвы.

Традиционно в Зарайск из Москвы ездили по Рязанскому тракту. Так, например, ездила семья Достоевских в свое имение. Но сегодня удобнее на своей машине ехать по трассе «Дон», где меньше пробок и дорога лучше. От Москвы почти до самой Каширы нужно ехать все время по трассе. Затем свернуть в районе Сайгатово с трассы и, переехав по мосту Оку, через Каширу ехать на Аладьино. После железнодорожного переезда в Топканово нужно двигаться прямо до поворота на Журавну, где стоит одна из старейших церквей района — церковь Спасо-Преображения. За Журавной вскоре будет поворот на Моногарово и Даровое - лучше сначала посетить их, а уже потом ехать в Зарайск.

Добраться до Зарайска из Москвы можно и на автобусе, он ходит от станции метро Котельники до самого центра города. Оттуда до усадьбы Достоевских в Даровом можно доехать на такси или на автобусе (примерно 15 км от города).

Детство Достоевского

В 1831 году отец будущего писателя штабс-лекарь Михаил Андреевич Достоевский покупает небольшую деревню Даровое в Тульской губернии Каширского уезда в 160 верстах к югу от Москвы. Причин для такой покупки у не очень богатого служащего было две. Во-первых, летом, конечно, нужно было вывозить детей из душной Москвы. Надо было чтобы дети, а тогда их уже было шестеро, отдохнули от обстановки больницы для бедных, в помещениях при которой жила семья врача. Вторая причина была важнее. Если бы Михаил Андреевич умер или потерял место, его домочадцы оказалась бы на улице, потому что жили они в служебной квартире.

По пути к деревне находится село Моногарово. Недавно к нему была сделала хорошая асфальтовая дорога, по которой, свернув у плотины, вы подъедете прямо к церкви Сошествия Святого Духа. К приходу этой церкви относилась деревня Достоевских Даровое, и летом мать писателя Мария Федоровна водила его сюда к литургии.

«Помню еще около дома огромные деревья, липы кажется, потом иногда сильный свет солнца в отворенных окнах, палисадник с цветами, дорожку, а вас, мама, помню ясно только в одном мгновении, когда меня в тамошней церкви раз причащали и вы приподняли меня принять дары и поцеловать чашу; это летом было, и голубь пролетел насквозь через купол, из окна в окно…» В этих словах героя романа «Подросток» заключены воспоминания Достоевского о моногаровской церкви, расположенной неподалеку от их дома, окруженного огромными липами и сегодня. К сожалению, сегодня храм XVIII века, куда ходил маленький Федор, находится в плачевном состоянии и требует основательного ремонта. В советские годы церковь и кладбище при ней были разорены и заброшены. В настоящее время идет медленный процесс восстановления. На прихрамовой территории можно увидеть остатки дома священника, дореволюционные надгробия с могил соседних помещиков и памятный крест на могиле отца писателя Михаила Андреевича.

Михаил Андреевич Достоевский не был дворянином по происхождению, он выслужился. Был он бедным помещиком, помимо Дарового ему принадлежала только еще одна соседняя деревня Черемошня. Управление хозяйством не было счастливым. В год покупки Дарового вся деревня выгорела от пожара, а затем начались судебные тяжбы с соседним помещиком Хотяинцевым. Спустя несколько лет умирает от чахотки супруга Михаила Андреевича. Смерть жены особенно ожесточила характер отца писателя. Появились свидетельства, что он стал суров по отношению к крестьянам, и после очередной перепалки с ними был найден мертвым по дороге в Черемошню. Загадочная кончина отца Достоевского до сих пор остается предметом споров — был ли это несчастный случай или убийство? Его гениальный сын остро переживал эту семейную трагедию. Спустя многие годы, во время работы над замыслом романа «Братья Карамазовы», Достоевский побывал в родовом гнезде, был и на могиле отца. Писатель воплотил тему убийства помещика собственным лакеем в этом своем последнем романе, а злополучная деревня «Чермашня» также появляется в романе как некий пароль в сговоре Смердякова и Ивана.

Могилу матери писателя в Моногарово вы не найдете. Ее останки в советские годы хранились в запасниках музея антропологии, теперь ее гроб стоит в зарайском соборе Иоанна Предтечи, но в ближайшее время будет перезахоронен на моногаровском погосте возле могилы супруга.

Вернувшись от церкви к дороге и проехав мимо «Маменькиного пруда», созданного по просьбе матери писателя, вы попадете в Даровое. В самом конце поселка, среди домов дачников, не сразу можно различить скромный дом зеленого цвета. Именно этот дом строит Михаил Андреевич для своей семьи в 1832 году.

Дом хорошо сохранился. После смерти отца там жила сестра Достоевского, а в послереволюционные годы - его племянница. У входа на территорию усадьбы вас встретит памятник Достоевскому и старинные липы. Этим липам более 200 лет, они живые свидетели детских игр писателя, а сама эта аллея называется «Фединой рощей». На территории усадьбы все скромно и по-домашнему. Как правило, никого вокруг нет, никаких музейных сотрудников тоже не бывает. Можно самому зайти на участок, посидеть за столиком у крыльца.

Правда, внутрь дома зайти можно лишь с экскурсионной группой, оформив билет в Зарайске. Однако стоит отметить, что ценные предметы обстановки в свое время были вывезены в музей Достоевского в Москве, так что много вы не потеряете, если не попадете внутрь флигеля.

Теперь же стоит отправиться в Зарайск, город, который Достоевский в своих письмах ставил выше швейцарского Вевея! Из Зарайска родом, согласно роману, были красильщики в «Преступлении и наказании». Один из них, Миколка, неожиданно сознался в убийстве старухи-процентщицы, чем сбил с толку следователя Порфирия, да и настоящего убийцу Раскольникова.

Смутное время и князь Пожарский

Еще на подъезде к Зарайску со стороны Дарового и Моногарова открывается красивый вид на город, стоящий на реке Осетр. И уже издалека видны кирпичные башни с деревянными шатрами — знаменитый Зарайский кремль.

Зарайский кремль — это одна из главных достопримечательностей города. Он построен в XVI веке для обороны от набегов крымских татар и был важным южным защитным рубежом наряду с Тулой и ее кремлем. Зарайская крепость является единственной в Подмосковье, которая сохранилась полностью. Кроме того, это самый маленький в России кремль. В крепости всего семь башен-стрельниц. Крымские татары около двадцати раз осаждали эти стены, но ни разу не взяли.

В начале XVII века у Зарайского кремля появляются новые враги, страну охватывает смута. Всюду разгуливают шайки разбойников, литовские и польские гарнизоны, самозванцы. Лжедмитрию Второму, известному как «Тушинский вор», присягают многие южные города и царские воеводы. Мятежники входят в соседнюю Каширу и Коломну. Жители Зарайска также готовы целовать крест новому самозванцу, однако воеводой здесь в это время служит будущий герой Дмитрий Михайлович Пожарский. Здесь в 1609 году он впервые проявляет себя как противник смуты. Вместе с гарнизоном князь запирается в зарайском кремле и заявляет горожанам и сторонникам Лжедмитрия, что останется верен законному царю Василию Шуйскому. Кремль оказывается неприступным для смутьянов, и Пожарский побеждает. Горожане не присягают вору, а остаются верными царю. В память о воеводстве в Зарайске Пожарского на Никольской башне кремля вывешена мемориальная доска, а на площади Пожарского установлен бюст герою.

Подняться на галереи кремля можно лишь с экскурсоводом, вход платный. Среди семи башен главной считалась Никольская с двумя шатрами. Есть у Зарайского кремля и своя Спасская башня, ее венчает двуглавый орел. Также увенчана орлом Егорьевская западная башня. Тайнинская башня зарайского кремля названа так по тайному ходу, находившемся в ней. Одноименные башни есть и в московском и в тульском кремлях, где тоже был когда-то тайный ход.

Другой памятник событиям Смутного времени - «курган Лисовского» у церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благовещенский храм находится по адресу улица Комсомольская 28. Чтобы добраться от кремля до церкви и кургана, нужно выехать от кремля к улице Советской и ехать по ней прямо до кругового движения, а потом свернуть вправо.

Незадолго до воеводства в городе Пожарского поляк Лисовский единственный раз в истории берет с боем зарайский кремль. Триста защитников города арзамасцев и зарайцев были убиты интервентами, а их тела были погребены в одной большой могиле. Над поверженными Лисовский насыпал курган в знак своей славы и победы. После же его изгнания из Зарайска курган сохранили, но уже как памятник павшим героям-защитникам, установив над ним крест. Рядом построили деревянную церковь Благовещения. Нынешнее здание церкви, с голубым куполом, построено в конце XVIII века.

Интересна церковь и тем, что среди семи сохранившихся храмов Зарайска она была единственной действующей в городе в советские годы и сохранила свое внутреннее убранство. В церкви Благовещения бережно хранят хоругвь, подаренную более ста лет назад арзамасцами зарайцам в память о сражении с интервентами.

Образ Николы Зарайского и нашествие Батыя

Старинный Зарайск позволяет перенестись еще дальше в прошлое, в XII и XIII века. От этой древнейшей истории города также сохранились памятники.

Сам город, согласно летописи, был основан еще до нашествия Батыя. Его основание связано с чудесным событием, описанным в древней летописи. Из далекой Корсуни в пределы Рязанские на реку Осетр приходит греческий священник с иконой святителя Николая в руках. Местному князю, который встретил его, он рассказывает, что видел во сне самого святого Николая, который повелел ему идти с иконой сотни верст в чужую страну и отдать в земле Рязанской образ князю. В честь этой необычной встречи князь повелевает строить деревянную церковь святителя Николая, куда помещает и греческий образ, принесенный из Корсуни.

Нынешнее здание Никольской церкви в Кремле построено в конце XVII века на том самом месте, где стояла первая деревянная. А та самая древняя икона Николая Чудотворца ныне хранится здесь же в Кремле в соседнем Иоанновском соборе у правого придела. Из-за своей древности в советские годы она была вывезена из Зарайска в Москву, в музей иконы им. Андрея Рублева. Там она пребывала до 2012 года, и совсем недавно святыня вернулась в Зарайск. Древняя икона находится в киоте со специальным микроклиматом, так что ей не угрожает разрушение. В соборе у левого придела есть и современный список той же иконы. Он почитался в Зарайске до того, как изначальный образ вернули на свое историческое место.

На месте, где встретились рязанский князь и священник из Корсуни по преданию забил целебный источник. Этот источник бьет в Зарайске до сих пор. Сейчас источник хорошо оборудован. Сделана лестница, спускающаяся к целебному ключу, построена новая хорошая купальня. Ключ ручейком стекает в реку Осетр, которая протекает внизу неподалеку.

Чтобы попасть к источнику, который местные называют «Белый колодец», нужно ехать от кремля на север все время прямо, мимо парка Кирова, и затем свернуть налево по указателю к бензоколонке. Проехав заправку дальше ехать все время прямо до тупика, где будет парковка и небольшой церковный магазин.

К тем же древним временам относится и другая, на этот раз трагическая история. В самом центре кремля, у алтарей Иоанновской церкви, вы увидите сень, под которой установлены три креста. Это место древнего погребения XIII века. Здесь покоятся местночтимые благоверные князья Феодор, его супруга Евпраксия и их сын Иоанн.

Феодор был первым в истории зарайским князем. Во время первого нашествия монголов был убит на реке Воронеже, оставив свою супругу и сына в Зарайске. Спустя время батыевы орды входят в землю Рязанскую и осаждают тогда еще деревянную крепость на Осетре. Батый хотел взять жену поверженного князя себе в гарем, но благоверная Евпраксия выбрала иную судьбу — она вместе с сыном выбросилась из окна княжеского терема и «заразилась», то есть разбилась на смерть о землю. Кстати, некоторые краеведы связывают происхождение названия города именно с этим словом. Вскоре на месте погребения князей в Зарайске была поставлена деревянная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Взамен деревянной впоследствии была устроена каменная. Было это во времена Иоанна Грозного, не раз посещавшего Зарайск и считавшего Иоанна Крестителя своим небесным покровителем. Нынешнее здание церкви было построено незадолго до революции и несколько в стороне от старого. Таким образом, могилы князей оказались не под алтарем, а на улице.

Полезная информация

Зарайский краеведческий музей располагается прямо в кремле, в зданиях присутственных мест, где можно заказать экскурсии по кремлю, по музею и в усадьбу Достоевского Даровое.

Припарковать автомобиль можно с северной стороны кремля.

Хорошие туалеты есть в кафе или на автобусной станции, что находится у торговых рядов, с восточной стороны кремля.

Перекусить в Зарайске можно в кафе «Любава», расположенном недалеко от кремля у Никольских ворот.

На территории кремля устроена хорошая детская площадка, где могут поиграть дети. В Зарайске есть городской пляж на реке Осетр.

В городе также есть музей-квартира известного скульптора Анны Голубкиной, недалеко от городской администрации (ул. Дзержинского 38).

Зарайская икона

Недалеко от Москвы расположился древний российский город Зарайск. По преданию, зарайская земля вот уже девять веков хранима чудотворным образом Николая, святителя Мир Ликийских, или, как говорят в народе, Николой Зарайским. История чудотворного образа такова.

С давних времен икона святителя Николая Корсунская (позже названная Зарайской) находилась в городе Корсуни, на берегу Черного моря, в храме во имя апостола Иакова, где был крещен великий князь Киевский равноапостольный Владимир. На иконе изображен святой Николай Чудотворец в рост в парадном облачении епископа, крестчатой фелони и белом омофоре, с широко разведенными руками. Десницей он благословляет, на левой руке, покрытой платом, держит Евангелие. Чудотворный образ многим приносил помощь и исцеления от недугов. В 1224 году пресвитеру корсунского храма греку Евстафию явился во сне великий чудотворец Николай, чей образ находился в храме, и повелел: «Возьми чудотворный образ мой и гряди в землю Рязанскую. Аз бо тамо хощу образом моим быти и чудеса творити и место прославити…» Пресвитер не спешил исполнять волю святителя. Трижды являлся чудотворец нерешительному священнику, и только когда за ослушание Евстафий был наказан слепотой и в раскаянии получил исцеление, священник с семьей отправился в путь… Из-за набегов монголо-татар им пришлось передвигаться не по половецкой земле, а окружным путем, через Европу. Но и выбранный путешественниками путь был полон препятствий и опасностей. И каждый раз чудотворный образ святителя Николая спасал путешественников от неминуемой гибели.

Приблизительно в это же время в 1223 году княжич Феодор Юрьевич, сын рязанского князя Юрия Ингваревича, получил от отца в удел Зарайское княжество. Когда происходили чудеса на корсунской земле с Евстафием, святой Николай Угодник возвестил во сне князя Феодора о прибытии своего образа в город Зарайск. Как рассказывает летопись, «явился великий чудотворец Никола благоверному князю Феодору Юрьевичу Рязанскому», и сказал: «Князь, иди встречать чудотворный образ мой Корсунский. Ибо хочу здесь пребывать и чудеса творить. И умолю о тебе Всемилостивого и Человеколюбивого Владыку Христа, Сына Божия – да дарует тебе венец царствия небесного, и жене твоей, и сыну твоему». Благоверный князь Феодор Юрьевич, проснувшись, задумался и стал вопрошать Угодника: «О великий чудотворец Никола! Как же ты умолишь обо мне Милостивого Бога, чтобы сподобил меня венца царствия небесного и жену мою, и сына моего: я ведь и в браке не состою, и плода чрева не имею»… Но тотчас же направился встречать чудотворный образ, как ему чудотворец повелел, – продолжается повествование в Летописи. – И пришел в то место, о котором говорилось во сне, и увидел издалека как бы неизреченный свет, блистающий от чудотворного образа. И припал к чудотворному образу Николы любовно с сокрушенным сердцем, испуская слезы из глаз, как струю. И принял князь Феодор чудотворный образ, и принес его во область свою. И шли от чудотворного образа великие и преславные чудеса. И создан был храм на земле Зарайской во имя святого великого чудотворца Николы Корсунского».

С незапамятных времен в память принесения чудотворной иконы святителя (этот день совпадает с днем рождения Николая Чудотворца) установлено церковное празднество. Начинается оно накануне, в 4 часа дня молебным пением с водосвятием. С 6 часов вечера начинается всенощное бдение с акафистом святителю, а на следующий день служатся Божественная литургия и торжественный молебен.

До революции 1917 года в этот день зарайское духовенство посещало дома своих прихожан, которые радушно их встречали хлебом-солью. Дети ходили группками по домам и славили свт. Николая пением особых народных стихов – «славы».

Так чудотворный образ святителя Николая пришел на землю Зарайскую. На месте сретения (встречи) иконы забил святой источник, получивший название Белый колодец, который сохранился до наших дней.

Из книги Земля Богородицы автора Прудникова Елена Анатольевна

Что такое икона? По-гречески «икона» значит «образ».По преданию, первые иконы были написаны евангелистом Лукой. И с тех самых пор о них спорят.Иконоборцы кричали: «Доскам молитесь!» Святой Епифаний Кипрский (IV век) однажды, будучи в Палестине, увидел в церкви завесу с

Из книги Школьное богословие автора Кураев Андрей Вячеславович

Так что же такое – икона? Галина Колпакова, искусствовед. «Мне кажется, лучше всего об этом сказал поэт, композитор и богослов VIII века св. Иоанн Дамаскин: “Я узрел человеческое лицо Бога, и душа моя была спасена”. Икона нужна для того, чтобы человек видел Того, с Кем он хочет

Из книги 1000 вопросов и ответов о вере, церкви и христианстве автора Гурьянова Лилия

ИКОНА РОЖДЕСТВА Важнейшая задача иконы - показать незримый внутренний мир христианина; через видимые краски передать духовный смысл происходящего с человеком при его встрече с Богом. Соответственно, о многих иконографических сюжетах можно сказать, что они "искажают"

Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

ИКОНА Нужно хорошо понимать, что икона – не предмет поклонения. Это образ Бога, Его Матери или святого, данный нам для того, чтобы мы могли сосредоточенно воззвать к ним. Еще одно свойство иконы – уже не душевное, а духовное. Икона – это дверь в иной мир, в иную

автора Гиппиус Анна

Икона – Алло! У вас Божья Матерь намоленная? – Где у вас икона с сундучком? Великомученик Пантелеимон изображается на иконах юным, каким был до своей кончины, в руках у него коробочка с лекарственными травами и ложечка («лжица» по-церковнославянски).Как и любой другой

Из книги Матрона Московская обязательно поможет каждому! автора Чуднова Анна

Из книги 100 молитв на быструю помощь. Главные молитвы на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Чудотворная икона Подлинными чудесами сопровождалось появление на свет иконы Богоматери «Взыскание погибших», написанной по просьбе и благословению Матронушки.Началось второе десятилетие XX века, но никто еще и не догадывался, какие страшные беды уже на пороге. И только

Из книги Дальний приход (сборник) автора Коняев Николай Михайлович

Из книги Феномен иконы автора Бычков Виктор Васильевич

Русская икона В русском религиозном сознании икона занимает особое место. Конечно, это не означает, что все иконописцы обладали знанием богословия иконы в той степени, в какой оно разработано более современными русскими богословами и мыслителями. Однако можно

Из книги 105 чудотворных икон и молитвы к ним. Исцеление, защита, помощь и утешение. Чудо творящие святыни автора Мудрова Анна Юрьевна

Выкупленная икона Когда ни зайдешь в храм, у этой иконы всегда горят свечи…И так размещен образ, что кажется, будто пламя свечей, отражающееся в стекле киота, и рассеивает сгустившиеся на иконе сумерки, и пространство, где находится Богородица, смыкается с пространством

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Икона Все рассмотренные выше аспекты понимания религиозного изобразительного искусства византийцами фактически так или иначе фокусировались на главном сакрально–художественном феномене византийской культуры, в ней возникшем, сформировавшемся и достигшем своего

Из книги 50 главных молитв на деньги и материальное благополучие автора Берестова Наталия

Икона «Троица» Россия, г. Москва, Церковь Никона в Столпах, что за Третьяковской галереейЧудотворная икона Святой Живоначальной Троицы, написанная в XV веке Андреем Рублевым. Это самая почитаемая святыня Троице-Сергиевой Лавры. Также она является одной из самых

Из книги Главный дар вашему ребенку автора Гиппиус Анна

Икона и Крест 71. Если же вы, император, отвергаете чествование иконы, а крест считаете достойным почитания, то я, во-первых, не могу понять этого, потому что почитание той и другого неразрывно соединены вместе (ибо вместе икона и вместе крест, поскольку явление Господа

Из книги автора

Тропарь святителю Николаю Чудотворцу перед его иконой, именуемой «Зарайская», глас 4 Пресветлый храме Святаго Духа, Богомудре отче Николае, благодатию небес освяти души наша, заступи и покрый всечестным твоим омофором, его же приял еси от рук Пречистыя Девы, и просвети

Из книги автора

Икона святого покровителя вообще и мерная икона в частности Очень хорошо повесить в красном углу или над детской кроваткой икону его святого покровителя. И часто обращаться к ней с молитвой к этому угоднику Божию. Просто, своими словами, мимоходом, по поводу и без

На Руси известно неисчислимое множество икон святителя Николая, архиепископа Мирликийского - первые его изображения, видимо, появились еще до Крещения Руси. Это были поясные изображения святителя с Евангелием (обычно закрытым) - типичные для Византии, Балкан и стран всего христианского мира. На Руси в домонгольское время эти иконы нередки; типичный пример - Новгородская икона свт. Николая конца XII в., хранящаяся в Третьяковской галерее.

К домонгольскому времени относится и появление поясных икон святителя с житийными клеймами; в качестве примера можно назвать икону святителя Николая с восемнадцатью клеймами второй половины XIV в. псковского письма, происходящую из Иоанно-Богословского храма города Коломны (также в Третьяковской галерее). Несколько позднее, с XIII в., на Руси широкое распространение получил другой иконографический тип свт. Николая - стоящего в рост, с распростертыми руками (правой - благословляющей, а левой - держащей Евангелие).

В Византии эта иконография была распространена меньше. На Руси этот иконографический тип получил наименование Николы Зарайского. Изображений святителя в этой иконографии было много, это и Новгород, и Центральная Русь, и окраины. Известны не только иконы, но и резные изображения (в собрании Сергиево-Посадского музея).

Происхождение одной из древнейших икон святителя, впервые получившей название Зарайской, описано в замечательном памятнике древнерусской литературы XIII в. - "Повести о перенесении иконы Николы Заразского из Корсуня".

Иконографический тип Николы Зарайского, известный по древнейшей Зарайской иконе, представляет собой святителя, изображенного в рост в фелони с омофором, держащего Евангелие в левой руке и благословляющего правой (именословным благословением). Житийные клейма воспроизводят эпизоды жития святителя Николая в изложении преподобного Симеона Метафраста - самого подробного жизнеописания святителя на то время. Вероятно, и древняя Зарайская икона, и множество списков восходят к несохранившемуся древнейшему образу, принесенному некогда из Корсуни.

Никола Зарайский - один из наиболее распространенных иконографических изводов с житийными клеймами; число клейм колеблется и достигает нескольких десятков. В собраниях центральных музеев, а также в провинциальных музейных собраниях можно найти десятки древних икон Николы Зарайского. Ряд из них был представлен на проходившей в Государственной картинной галерее в 1988 г. выставке, посвященной 1000-летию Крещения Руси.

В зависимости от числа клейма могут располагаться по хронологии событий рядами, но иногда порядок их иной: например, на иконе начала XIV в. из ГТГ (происходящей из Успенской церкви на Остоженке в Москве) клейма опоясывают средник по часовой стрелке.

Приведем один из самых полных наборов житийных клейм. Его можно видеть на вологодской иконе "Св. Николай Чудотворец в житии (Никола Зарайский)" конца XVI - начала XVII вв., происходящей из Рождественской церкви в Тотьме (ныне она в местном краеведческом музее). Клейма расположены рядами: два ряда по двенадцать клейм выше средника, затем по шесть рядов из шести клейм (по три справа и слева от средника) и два ряда по двенадцать клейм ниже средника. Вот их сюжеты:
1. Рождество Николы.
2. Крещение Николы.
3. Исцеление сухорукой жены.
4. Приведение во учение.
5. Поставление в диаконы.
6. Поставление в иереи.
7. Поставление в епископы.
8. Стодневное моление Николы в церкви.
9,10. Изведение Николой беса по пути в Рим.
11. Исцеление княжеского сына.
12. Чудо о трех девицах.
13. Возвращение Николы из Иерусалима.
14. Заточение Николы в темницу.
15. Разрушение храма Артемиды.
16. Первый Вселенский собор.
17. Явление Николы итальянскому купцу.
18. Заточение трех мужей в темницу.
19. Явление Николы царю Константину.
20. Явление Николы епарху Евлавию.
21. Три воеводы на корабле.
22. Приведение Агрикова сына Василия.
23, 24, 25. Чудо о трех мужах.
26, 27. Чудо о сербском царе Стефане.
28-32. Чудо о иконе, написанной иконописцем Аггеем.
33-36. Избавление Николой из плена воина Петра и пострижение его в монахи римским папой.
37, 38. Спасение Димитрия со дна моря.
39. Моление крестьянина перед иконой Николы.
40. Спасение Николой трех купцов от потопления.
41, 42. Изгнание беса из колодца.
43. Изгнание беса из юноши.
44-46. Чудо о киевском отрочати.
47-54. Чудо о половчанине в Киеве.
55, 56. Спасение Симеона от потопления.
57. Исцеление больной жены.
58. Изгнание беса из девы.
59. Посечение древа.
60. Избавление от казни попа Христофора.
61, 62. Чудо о царе Стефане (?).
63. Спасение утопающего мужа.
64-70. Чудо о спрятанных деньгах.
71,72. Спасение корабельников от бури.
73-76. Исцеление расслабленного юноши.
77, 78. Чудо о ковре.
79-81. Чудо о бедном монастыре.
82. Преставление Николы.
83. Перенесение мощей.
84. Погребение Николы.

Как видим, основа - житие, составленное Симеоном Метафрастом, - дополнена эпизодами чудесной помощи святителя, происходившими уже на Руси.

Но более типичными являются иконы с 12-16 клеймами.

Типичный состав сюжетов здесь обычно такой:
Рождество Николы. Чудо в купели (младенец Никола стоит в купели).
Обучение Николы грамоте.
Поставление во епископы.
Избавление трех мужей от меча.
Святитель Николай является царю Константину.
Чудо о трех девицах, на брак скверный нищеты ради уготованных.
Чудо о корабельщиках (утишение бури).
Изгнание беса из кладезя.
Избавление от сарацинского плена и возвращение Агрикова сына Василия родителям.
Спасение Димитрия со дна моря.
Чудо с ковром (святитель покупает у старца ковер и возвращает его жене старца).
Преставление святителя Николая.
Перенесение мощей святителя из Мир Ликийских в Бар-град.

Изредка встречаются в клеймах сюжеты "Младенец Никола не приемлет материнского молока по средам и пятницам", "Исцеление слепого и хромого", "Изгнание беса из дерева" ("Посечение древа"), "Явление Николы епарху Евлавию во сне", "Никола кормит братию". Такой хорошо известный по житию сюжет, как заушение Ария, в клеймах тоже достаточно редок. Обычно эпизоды жития, касающиеся Первого Вселенского Собора и связанные с возвращением св. Николаю епископского достоинства, выносятся в медальоны на среднике иконы.

На проходившей в Музее имени Андрея Рублева лет десять назад выставке "Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV - начала XX вв." была представлена икона Николы Зарайского начала XVI в., происходящая, вероятно, из Великого Устюга, с весьма редким набором клейм. В частности, там были представлены следующие сюжеты:
1. Разбойники выбрасывают в море трех купцов.
2. Спасение двух купцов на камне, плавающем в море.
3. Кит изрыгает проглоченного им третьего купца.

Из числа редко встречающихся сюжетов следует назвать такие, как "Научение Николы грамоте" - чаще это "Приведение Николы во учение", "Поставление в чернецы" (обычно это "Поставление во диаконы") и "Явление Богоматери Николе во сне".

11 августа 2013 г. чудотворная икона святителя Николая Зарайского вернулась на свое историческое место в Иоанно-Предтеченском храме Зарайского кремля. Многие годы икона находилась в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и была там, без сомнения, одним из шедевров иконописи Древней Руси, привлекавших внимание многих посетителей музея. Однако в собрании Рублёвского музея есть и еще ряд икон Николы Зарайского, превосходных по технике и весьма сохранных.

Вот несколько примеров: икона Николы Зарайского 1526 г. с 18 клеймами из Твери; вологодская икона XVI века с 16 клеймами; новгородская икона 1551-1552 гг. с 20 клеймами из Дмитрова.

Обратим внимание и на "Николу Зарайского с житием" XVI в. из Новгородского музея; "Николу Зарайского с 14 клеймами" - икону XVI в. из Нижегородского музея. В Ярославском художественном музее есть изящная икона Николы Зарайского, написанная Семеном Спиридоновым, а в собрании Государственного Русского музея - одна из древнейших икон этого извода, Никола Зарайский XIV в. с предстоящими Космой и Дамианом. Несколько икон святителя Николая Зарайского есть и в собрании ГТГ - они упоминались выше.


Важно учесть, что в народном почитании святителя Николая Зарайского художественные достоинства иконы не являлись определяющими: перед иконой молились, просили у святителя помощи, и по молитвенному предстательству Угодника Божия Господь подавал чудеса. Несомненно, одним из таких чудес стало и возращение на Зарайскую землю древнего намоленного образа Николы Зарайского.

Епископ Балашихинский Николай

Источники и литература:
1 Антонова В. И. Московская икона начала
2 XIV века из Киева и "Повесть о Николе Зарайском". ТОДРЛ. Т. 13. М.-Л., 1957.
3 Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1-2. М., 1963.
4 Древнерусское искусство Х - начала XV века. Каталог собрания ГТГ. Том. 1. М., 1995.
5 Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV-XVI веков. М., 1970.
6 Комарович В.Л. К литературной истории повести о Николе Зарайском. Труды Отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). Т. 5. М.-Л., 1947.
7 Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.
8 Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.
9 Розанова Н. В. Ростово-Суздальская живопись XII - XVI веков. М., 1970.
10 Рыбаков А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII веков. М. 1995.
11 Сарабьянов В.Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М., 2007.
12 Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII - начало XV века. Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1976.
13 "1000-летие Русской художественной культуры". Каталог выставки. М., 1988.