Однофазные двигали используются для различной бытовой техники. Они есть в насосах, стиральных машинах. Своими руками при необходимости можно отремонтировать и подключить такой агрегат, проверить его обмотку. Для подключения однофазного электродвигателя необходимо выбрать схему, после чего в точности следовать процессу.
Что представляет собой однофазный двигатель? В данном случае ток создает при работе магнитное пульсирующее поле с разной амплитудой. Именно это при запуске мотора делает результирующий момент равным нулю, без специального приспособления он просто не начнет вращаться. Если же ротор приводится в движение в ту или иную сторону (то есть наблюдается его вращение), то один момент начинает преобладать над другим, вал мотора продолжает двигаться.
Запуск мотора осуществляется за счет возникновения магнитного вращающегося поля. Количество обмоток — две, ротор используется короткозамкнутый. В основном двигатели однофазные применяются для маломощных устройств, например, для бытовой техники, для вентиляторов, насосов, для буровых под водяные скважины.
Например, требуется подключение однофазного электродвигателя АИРЕ 80 С2. Пусть он будет иметь такие технические характеристики:
Используется такой однофазный двигатель обычно для малогабаритных станков, которые можно применять в быту. Требуется подключение к сети в 220 В. Установочные параметры указывают в паспорте двигателя, на них требуется обратить внимание, так как именно они задают условия использования.
Подключение однофазного электродвигателя осуществляется таким образом:
Для однофазного мотора используются короткозамкнутые роторы. Далее следует обратить внимание на клеммник, который имеет 6 выводов. Для выполнения прямого подключения применяется подача переменного напряжения на 220 В, подается оно на клеммы V1 и W2. Перемычки ставятся между клеммами V1-U2, U1-W2.
Если требуется обратное подключение, то необходимо подать переменное напряжение на 220 В на такие же клеммы, которые использовались ранее, но перемычки ставятся таким образом: U1-V1, W2-U2.
Вернуться к оглавлению
Перед тем как начинать сборку, необходимо выполнить проверку работоспособности двигателя. Для этого мотор сначала включается, эксплуатируется в течение 15 минут. Если корпус мотора сильно нагрелся, то причиной этого могут быть:
В этом случае мотор требуется отключить, уменьшить емкость конденсатора или выполнить работы по чистке, ремонту двигателя, т.е. устранить неисправности.
Перед включением однофазного двигателя важно проверить его обмотку.
Перед этим необходимо определить, какая именно обмотка используется. Обычно применяются двухфазные обмотки, которые состоят из 2-х частей:
Такая система необходима для того, чтобы обеспечить запуск вращения ротора, именно по этому значению все однофазные двигатели можно разделить на такие категории:
Схема включения однофазных конденсаторных двигателей: а — с рабочей емкостью Ср, б — с рабочей емкостью Ср и пусковой емкостью Сп.
Например, агрегат имеет 3 вывода, замеры показывают такие значения: 10 Ом, 25 и 15 Ом. После того как измерения проведены, необходимо определить сетевые провода, для которых показания будут составлять 10 и 15 Ом. При этом провод на 10 Ом будет сетевым, а провод на 15 Ом — пусковым, подключаемым через сетевой.
Разновидность обмоток однофазного двигателя может давать и такие показания: 10, 10 и 20 Ом. Обычно подобный электродвигатель используется для бытовых стиральных машин и другого оборудования, предназначенного для дома. Пусковые и рабочие обмотки имеют одинаковое значение, они выполняются так, как для трехфазных агрегатов.
Электродвигатели однофазные 220В широко используются в разнообразном промышленном и бытовом оборудовании: насосах, стиральных машинах, холодильниках, дрелях и обрабатывающих станках.
Существуют две наиболее востребованных разновидности этих устройств:
Последние по своей конструкции более просты, однако обладают рядом недостатков, среди которых можно отметить трудности с изменением частоты и направления вращения ротора.
Мощность данного двигателя зависит от конструктивных особенностей и может варьироваться от 5 до 10 кВт. Его ротор представляет короткозамкнутую обмотку - алюминиевые или медные стержни, которые замкнуты с торцов.
Как правило, электродвигатель асинхронный однофазный оборудован двумя смещенными на 90° относительно друг друга обмотками. При этом главная (рабочая) занимает существенную часть пазов, а вспомогательная (пусковая) - оставшуюся. Свое название электродвигатель асинхронный однофазный получил лишь потому, что он имеет только одну рабочую обмотку.
Протекающий по главной обмотке создает магнитное периодически меняющееся поле. Оно состоит из двух кругов одинаковой амплитуды, вращение которых происходит навстречу друг другу.
2. Пускатели, к примеру, делятся на величину от 1 до 7, и чем больше данный показатель, тем больший ток выдерживает контактная система этих устройств.
3. После того как была определена величина пускателя, необходимо обратить внимание на катушку управления. Она может быть на 36B, 380B и 220B. Желательно остановиться на последнем варианте.
5. Подключаются кнопки «Стоп - Пуск». Их питание осуществляется от ввода силовых контактов пускателя. К примеру, фаза соединяется с кнопкой «Стоп» замкнутого контакта, затем с нее переходит на пусковую кнопку разомкнутого контакта, а с контакта кнопки «Пуск» - на один из контактов катушки магнитного пускателя.
6. На второй вывод пускателя подключается «ноль». Чтобы зафиксировать включенное положение магнитного пускателя, необходимо шунтировать пусковую кнопку замкнутого контакта к блоку контактов пускателя, подающего питание с кнопки «Стоп» на катушку.
Однофазный двигатель работает за счет переменного электрического тока и подключается к сетям с одной фазой. Сеть должна иметь напряжение 220 Вольт и частоту, равную 50 Герц.
Электромоторы этого типа находят применение в основном в маломощных устройствах:
Выпускаются модели с мощностью от 5 Вт до 10 кВт.
Значения КПД, мощности и пускового момента, у однофазных моторов существенно ниже, чем у трехфазных устройств тех же размеров. Перегрузочная способность также выше у двигателей с 3 фазами. Так, мощность однофазного механизма не превышает 70% мощности трехфазного того же размера.
Устройство:
К сильным сторонам двигателя данного типа можно отнести простоту конструкции, представляющую собой ротор с короткозамкнутой обмоткой. К недостаткам – низкие значения пускового момента и КПД.
Главный минус однофазного тока – невозможность генерирования им магнитного поля, выполняющего вращение. Поэтому однофазный электромотор не запустится сам по себе при подключении к сети.
В теории электрических машин, действует правило: чтобы возникло магнитное поле, вращающее ротор, на статоре должно быть по крайней мере 2 обмотки (фазы). Требуется также смещение одной обмотки на некоторый угол относительно другой.
Во время работы, происходит обтекание обмоток переменными электрическими полями:
Неверно, называть однофазными такие электродвигатели, которые по своему строению являются 2- и 3-фазными, но подключаются к однофазному источнику питания посредством схем согласования (конденсаторные электромоторы). Обе фазы таких устройств являются рабочими и включены все время.
Принцип работы:
Схема запуска:
Для работы устройства требуется 1 фаза с напряжением 220 Вольт. Это означает, что подключить его можно в бытовую розетку. Именно в этом причина популярности двигателя среди населения. На всех бытовых приборах, от соковыжималки до шлифовальной машины, установлены механизмы этого типа.
Существует 2 типа электромоторов: с пусковой обмоткой и с рабочим конденсатором:
Электродвигатель может быть взят от одного прибора и подключен к другому. Например, исправный однофазный мотор от стиральной машины или пылесоса может использоваться для работы газонокосилки, обрабатывающего станка и т.п.
Существует 3 схемы включения однофазного двигателя:
Подключение электромотора с пусковым сопротивлением:
Подключение мотора с конденсаторным пуском:
Как проверить работоспособность двигателя путем визуального осмотра?
Ниже перечислены дефекты, которые сигнализируют о возможных проблемах с двигателем, их причиной могла стать неправильная эксплуатация или перегрузка:
Чтобы проверить работоспособность двигателя, следует включить его сначала на 1 минуту, а затем дать поработать около 15 минут.
Если после этого двигатель окажется горячим, то:
Отключите конденсатор, и запустите мотор вручную: если он перестанет нагреваться – необходимо уменьшить конденсаторную емкость.
Одними из наиболее популярных являются электродвигатели серии АИР. Существуют модели, исполненные на лапах 1081, и модели комбинированного исполнения – лапы + фланец 2081.
Электродвигатели в исполнении лапы+фланец обойдутся примерно на 5% дороже, чем аналогичные на лапах.
Как правило, производители предоставляют гарантию от 12 месяцев.
Для электродвигателей, имеющих высоту вращения 56-80 мм, исполнение станины алюминиевое. Двигатели с высотой вращения более 90 мм представлены в чугунном исполнении.
Модели различаются между собой по мощности, частоте вращения, высоте оси вращения, КПД.
Чем мощнее двигатель, тем выше его стоимость:
Что касается частоты вращения, то наиболее распространены модели с частотами 1500 и 3000 оборотов/минуту, хотя существуют двигатели и с другими значениями частот. При равных мощностях, стоимость двигателя с частотой вращения 1500 об/мин немного выше, чем имеющего частоту 3000 об/мин.
Высота оси вращения для моторов с 1 фазой варьируется от 56 мм до 90 мм и напрямую зависит от мощности: чем мощнее двигатель, тем больше высота оси вращения, а значит и цена.
Различные модели имеют разный КПД, обычно от 67% до 75%. Больший КПД соответствует большей стоимости модели.
Следует обратить внимание также на двигатели, выпускаемые итальянской компанией ААСО, основанной в 1982 году:
Купить моторы производства компании ААСО можно по цене от 4600 рублей.
Подразделы материала "Асинхронный трехфазный двигатель 90L-2 · 2.2кВт · 2805 об.мин. · фланцевое крепление (B5)":
Цена, руб. |
7244 руб.
|
Дополнительно |
возможна установка на электродвигатели |
|
Дополнительно: |
Полное название | двигатель электрический асинхронный трехфазный |
Маркировка | 90L-2 |
Кол-во полюсов | 2 |
Мощность электродвигателя, кВт | 2.2 |
Мощность электродвигателя, л.с. | 3 |
Количество оборотов в минуту | 2805 |
Тип крепления | фланцевое крепление (B5) |
Класс изоляции | класс изоляции F (класс изоляции H на заказ) |
Защищенность | степень защиты IP55 |
Типовой режим работы | режим работы S1 |
Параметр | Значение | Пояснения |
Номинальный крутящий момент (C n), н*м | 7.49 | Номинальный крутящий момент электродвигателя зависит от мощности и скорости. Вычисляется как произведения усилия на радиус вала. |
Отношение стартового крутящего момента (C s) к номинальному | 2.9 | Стартовый крутящий момент - это момент, который должен развить двигатель, чтобы сдвинуться с мертвой точки и развить установленную мощность |
Отношение максимального крутящего момента (C max) к номинальному крутящему моменту двигателя | 3 | Максимальный момент, развиваемый двигателем определенной номинальной мощности при определенной скорости. Максимальный крутящий момент представляет также величину момента сопротивления, при котором двигатель останавливается. |
Номинальный ток I n , А | 4.75 | Ток, потребляемый двигателем при приложении номинального напряжения для достижения номинальной мощности. Для другого приложенного напряжения потребляемый ток вычисляется пропорционально этому напряжению. |
Отношение стартового тока двигателя I s к номинальному | 5.2 | |
Шум, дБ | 72 | |
Масса электродвигателя, кг | 14 |
G | 20 | |
D | 24 | |
F | 8 | |
DH | M8X19 | |
E | 50 |
AC | 195 | |
AD | 145 | |
H | 90 | |
KK | M20 | |
L | 330 | |
Q | 5 | M | 165 |
N | 130 | |
P | 200 | |
R | 0 | |
S | 12 | |
T | 3.5 |
На асинхронном электродвигателе 90L-2 на зкакза устанавливается электромагнитный тормоз, срабатывающий при отключении питания. Тормоз является встроенным в электродвигатель.
На электродвигателе 90L-2 по заказу может быть устанавлен электромагнитный тормоз, срабатывающий при отключении питания. Этот тормоз является встроенным в электродвигатель 90L-2.
По заказу на электродвигатель 90L-2 возможна установка энкодера.
Энкодер - это устройство, предназначенное для преобразования угла поворота вала электродвигателя в электрические сигналы, позволяющие определить угол его поворота.
Очень часто бывает, что механика в стиральной машине, пылесосе, электродрели полностью выходит из строя, и выгодней будет купить новую бытовую технику, чем починить безнадёжно устаревшие домашние электроприборы.
Из кучи оставшихся от данных устройств запчастей, как правило, самым ценным элементом будет электродвигатель, которому можно найти достойное применение, подключив в сеть 220В.
В подобных электроприборах изредка встречается полноценный трёхфазный двигатель, и скорее всего там окажется однофазный коллекторный или асинхронный электродвигатель, у которого может оказаться изрядный запас прочности и ресурса подшипников для применения в качестве привода насоса, компрессора, вентилятора, точила, мини-станка, овощерезки, газонокосилки и т.д.
В данной статье будет рассказано о том, как подключить однофазный электродвигатель в сеть 220 В, в зависимости от его типа.
В коллекторном электродвигателе, встречающемся в стиральных машинах и электродрелях, имеются обмотки на статоре и роторе.
Роторные обмотки намотаны в виде рамок и помещаются в специальных пазах, а их переключение происходит при помощи коллекторных выводов и контактов в виде графитовых щёток.
ротор коллекторного двигателяУстройство ротора выполнено таким образом, чтобы в любой момент времени под напряжением находилась только одна рамка, магнитное поле которой перпендикулярно полю обмотки статора.
Электромагнитное взаимодействие полярных магнитных полюсов стремится повернуть ротор так, чтобы направленность его магнитного поля совпала с полем статора, подобно стрелке компаса.
Но, как только ротор поворачивается на определённый угол, контакты рамки выходят из соприкосновения со щётками, и включаются следующая обмотка, и процесс повторяется, создавая непрерывный момент вращения.
Схема коллекторного электродвигателя устроена таким образом, что направления токов в обмотке статора ротора и рамке ротора всегда совпадают, независимо от фазы переменного напряжения. Из-за совпадения направления токов, возникающие магнитные поля будут всегда перпендикулярными, что и будет вызывать момент вращения вала.
Поэтому очень важно установить перемычку на выводах двигателя, для последовательного соединения статорной и роторной обмоток. Поменяв местами выводы обмоток статора или ротора можно изменить направление вращения вала двигателя.
Для полноты картины нужно проследить путь тока – один из выводов от щётки коллектора подключается в сеть 220 В (допустим фаза, но это не имеет значения). Вывод другой щётки нужно подсоединить к одному выводу статора при помощи перемычки. Оставшийся вывод от статора подключается в сеть 220 В (ноль), замыкая цепь.
В отличие от коллекторного двигателя, в однофазном асинхронном электродвигателе с короткозамкнутым находящимся в состоянии покоя ротором,
в котором индуцируются токи, создающие магнитное поле, взаимодействующее с электромагнитным полем катушки, векторы возникающих сил (М, -М) уравновешивают друг друга. Это означает, что при включении в сеть вал мотора вращаться не будет, и для его запуска нужен начальный вращательный момент S.
Можно рукой раскрутить вал и подать напряжение сети, тогда двигатель наберёт обороты. Многие так и делают, запуская точило, но такой способ совершенно неприемлем, если нужно раскрутить вращающиеся ножи овощерезки или газонокосилки.
Поскольку в трёхфазном электродвигателе момент вращения задан конструктивно при помощи расположения обмоток и смещения фаз трёхфазной сети, то в однофазном моторе для запуска применяют дополнительную пусковую обмотку, благодаря которой создаётся вращательный момент смещения ротора.
Смещения фазы тока дополнительной обмотки относительно синусоиды напряжения 220 В создаётся при помощи конденсатора.
Подключение в сеть асинхронного однофазного электродвигателя.
На корпусе однофазного асинхронного электродвигателя должна быть схема подключения, где указываются выводы основной и дополнительной обмотки, а также емкость конденсатора.
Но, если схема где-то затерялась, то нужно определить рабочую и пусковую обмотку, измерив и сравнив сопротивления – у основной оно должно быть меньшим. Для этого нужно взять мультиметр, выставить диапазон для измерения в Омах, и поочерёдно измерить сопротивление между выводами.
Поскольку часто данные обмотки имеют общий вывод, то его определяют опытным путём – сумма сопротивлений, измеренных от данного провода обмоток должна соответствовать суммарному сопротивлению подключённых последовательно обмоток.Если конструкция двигателя позволяет, то определить принадлежность выводов можно визуально – у проводов рабочей обмотки поперечное сечение (толщина) больше.
Рабочая обмотка подключается к напряжению 220 В напрямую, а пусковая – последовательно с конденсатором. Если обмотки соединены внутри мотора, то такая схема не позволит изменять направление вращения. Если из мотора выходят четыре провода от двух обмоток, то направление вращения будет зависеть выбора выводов для их соединения в общий отвод.
Существуют электродвигатели с идентичными обмотками – их называют двухфазными.
Поскольку однофазные и двухфазные двигатели для запуска требуют применения конденсатора, то такие электродвигатели называют конденсаторными. Существует несколько режимов работы конденсаторного двигателя:
Применяется в случаях с тяжёлым запуском двигателя. Емкость рабочего конденсатора в два-три раза меньше номинала пускового (70 мкФ/1 кВт).
Из-за сложности формул расчёта принято выбирать емкости, исходя из приведённых выше пропорций. В реальности, подключив электродвигатель, нужно проследить за его работой и нагревом. Если двигатель будет заметно нагреваться в режиме с рабочим конденсатором, то его емкость необходимо уменьшить. Подбирать конденсаторы нужно с рабочим напряжением не меньше 450 В.
Запуск двигателя с пусковым конденсатором осуществляется вручную с помощью кнопки управления,
или схемы с двумя контакторами, один из которых (пусковой) не имеет самоподхвата и удерживается током замкнутого кнопочного контакта или реле времени. Некоторые конденсаторные электродвигатели имеют центробежный контакт, используемый при запуске, размыкающийся при наборе оборотов.
Подобным способом с применением конденсатора подключается трёхфазный двигатель по схеме «звезда» или «треугольник».
Расчёт емкости производится исходя из рабочего напряжения и тока,
или паспортной мощности мотора.
По аналогии с однофазным электродвигателем, в случае тяжёлого запуска трёхфазного двигателя, применяется пусковой конденсатор, емкость которого в два-три раза выше номинала рабочего.
Подключая трехфазный электродвигатель в сеть 220 В при помощи пускового конденсатора, нужно помнить, что при такой схеме подключения мотор не будет работать с полной отдачей и не разовьет максимальную мощность.
Для полноценной работы такого двигателя нужны три фазы, получить которые можно проведя сеть 380 В, или использовать сложную электронную схему, рассчитанную под конкретную мощность, генерирующую смещение фаз при помощи мощных силовых полупроводниковых ключей.
Имея много различных конденсаторов, но не находя нужного значения емкости, можно соединять их параллельно или последовательно.
Комбинируя данные способы подключения, можно приблизиться к требуемому номиналу емкости.