Организация разных видов игр в летний период в доу. Игры для лета в детском саду. Лучшие и познавательные

30.09.2019 Теплый пол

Игры для лета в детском саду необычайно популярны, ведь они позволяют обеспечить деткам веселое времяпрепровождение, кроме того, они способствуют совершенствованию запаса знаний и умений каждого дошкольника.

Игры для лета в детском саду

Варианты для детей 3-4 лет

Для также есть множество интересных развлечений. С их помощью крохи будут быстрее развиваться, совершенствовать свои навыки.

«Где домик?»

На площадке следует растянуть навес, который будет выполнять роль крыши домика. В домик ставятся стулья, на них усаживаются дети. Воспитатель говорит «Идите гулять» и детки ходят по площадке (прыгают, бегают, танцуют). Затем воспитатель говорит «Дождь пошел» и чем-нибудь стучит по стене веранды. Детки сразу же после сигнала бегут в домик и усаживаются на стулья.

«Поезд»

Каждый игрок будет выполнять роль вагончика поезда, педагог же будет паровозом. По гудку воспитателя детки выстраиваются за ним в шеренгу. Первым делом поезд движется довольно медленно, со временем он набирает ход - все участники бегут, при этом детки не держатся друг за друга. Затем педагог говорит «Приближается станция!» и поезд замедляет ход, в итоге шеренга останавливается. После гудка ведущего движение вновь возобновляется. После нескольких раз место паровозика занимает один из дошкольников.

Такая забава будет развивать у деток реакцию, смекалку и память, вот только для каждого участника следует заранее определить свое место и каждый раз, когда поезд должен соединяться, то каждый ребенок должен занимать определенное место вагончика. Чтобы задача получилась более сложной, ведущий может предложить вагончикам разойтись и «пособирать грибы», «нарвать цветы» или «половить» бабочек. После условного сигнала нужно будет вновь собраться в шеренгу.

Игры для Нового года в детском саду

Играть в веселые игры можно круглый год, особенно нравятся ребятишкам , ведь в конце веселых забав они непременно получат подарки из объемного мешка. Все эти игры можно адаптировать к условиям группы, ведь и осенью, и зимой, и весной необходимо развивать в ребятишках ловкость, выносливость, фантазию и чувство юмора.

Найди щетку!

Водящий стоит в середине круга, а остальные участники игры стоят, тесно прижавшись друг к другу.

В руке одного из детей щетка. По команде дети начинают передавать щетку друг другу, держа руки за спиной. Время от времени играющие дразнят того, кто водит: незаметно прикасаются щеткой к его спине.

Водящий должен указать, у кого в руках находится щетка. Для этого требуется особая наблюдательность, потому что участники то и дело пытаются обмануть его, притворяясь, что передают щетку друг другу, тогда как она находится вовсе с другой стороны круга. Вот водящий указал на кого-то, но именно в этот миг другой играющий проводит ею ему по спине. Водящий мгновенно оборачивается, но щетка уже у кого-то другого.

Как только он угадает, ему на смену приходит тот, у кого нашли щетку

Если кто-то уронил ее, водящий меняется.

Нарисуйте хвостик

Для этой игры потребуется мольберт и кусок мела (можно маркер).

Сначала воспитатель рисует на листе или доске какое-нибудь животное. Рисует все детали, кроме хвоста.

Одному из играющих завязывают глаза, подводят к доске, и он должен попытаться вслепую дорисовать недостающий хвостик. Младшие дети могут прикреплять готовый хвостик с помощью липучки.

Воспитатель может нарисовать хвост, чтобы дети представили, где он находится. После этого хвост стирается.

Рисующему можно немного подсказывать, где рисовать хвост.

Нарисуйте животное

Игра проводится аналогично игре «Нарисуй хвостик», но дети разбиваются на две подгруппы. Каждая подгруппа рисует одно и то же животное. Детям по очереди завязывают глаза. Каждый из них рисует только одну часть тела животного. Готовые рисунки сравниваются, выделяются смешные особенности.

Не надо брать сложных для изображения животных.

Детям можно помогать словесными подсказками.

Звонарь (Поймай колокольчик)

Дети берутся за руки, образуя не слишком маленький круг. Двум- трем участникам игры завязывают глаза и одному из них дают в руки колокольчик. Он время от времени позванивает им. Остальные водящие пытаются поймать «звонаря», ориентируясь только по звуку. «Звонарь» же всячески увертывается от тех, кто его ловит, — тоже вслепую.

Кто поймал «звонаря», тому и достается колокольчик.

Жмурочки

Участники игры образуют круг. Водящий-«жмурочка» сидит в центре круга. Он становится на колени перед сидящим воспитателем и утыкается лицом ему в колени так, чтобы не было видно, что творится у него за спиной. Руки при этом «жмурочка» закладывает за спину.

Остальные играющие по очереди несильно хлопают водящего по одной из рук. Он должен угадать по характеру прикосновения, кто именно из ребят только что к нему прикоснулся.

Кроме того, «жмурочке» разрешается сразу после касания вскочить на ноги, обернуться к детям и по их лицам попытаться догадаться, кто дотронулся до его руки.

Если последуют сразу два касания руки, водящий может угадать одного. Если догадка «жмурочки» правильная, водящим становится угаданный.

Водящий может и стоять с завязанными глазами или закрывать глаза руками. Дети же могут выставлять вперед большой палец, поддразнивая «жмурочку», говоря хором: «Это — я, это — я, это вся моя семья».

Жмурки

Вариант 1. Водящему закрывают глаза. Кто-нибудь из группы играющих крутит его на месте, чтобы затруднить ориентацию. При этом можно произносить скороговорку типа:

— На чем стоишь?

— На мосту.

— Что ешь?

— Колбасу.

— Что пьешь?

— Ищи мышей, а не нас.

После этого дети разбегаются. «Жмурка» должен ходить по участку и ловить их. Участники игры бегают, дразнят «жмурку», трогают его, чтобы отвлечь и т.п. «Жмурка» должен поймать кого-нибудь из детей и на ощупь отгадать, кто это.

Вариант 2. Жмурки с колокольчиками

Правила игры, в основном, остаются такими же. В руках у детей колокольчики. «Жмурка» должен ловить, ориентируясь на звук колокольчиков.

Пойманного ребенка ведущий должен узнать по голосу. Голос можно изменять.

Дети могут тихо переходить с места на место, при этом имитируя различные звуки (кричат петухом, кукушкой, звать водящего по имени и т.д.).

Полонез стульев

Для игры потребуются две крышки от кастрюли или бубен и стулья меньше на один, чем количество детей.

Стулья ставятся по одной линии так, чтобы сиденья смотрели в разные стороны.

Дети становятся вокруг стульев, держа руки за спиной. По команде воспитателя дети начинают ходить вокруг них с заложенными за спину руками, напевая знакомую песенку или маршируя. Расстояние между детьми и стульями небольшое, но задевать их они не должны.

Неожиданно воспитатель ударяет в бубен. По этому сигналу все дети стараются занять свободный стул. Если последний стоит сиденьем от играющего, он должен обежать вокруг всего ряда стульев, чтобы на него сесть.

Если на стул уселись два играющих одновременно, воспитатель сам решает, кто из них должен уступить другому.

Каждый раз один из играющих выбывает и уносит один стул в сторону. Так продолжается до тех пор, пока не останется всего один ребенок, который и считается победителем.

Если воспитатель использует выносной музыкальный инструмент, сигналом для детей будет служить обрыв мелодии.

Усложнением игры также является введение разных заданий по ходу продвижения детей по кругу.

Мигалки

Участников игры должно быть нечетное число. Стулья ставят в круг. Количество их соответствует количеству детей, стоящих за ними. Внутри круга дети сидят на всех стульях, кроме одного. У детей, стоящих за стульями, руки заложены за спину.

Начинает игру стоящий за пустым стулом «сторож». Он незаметно подмигивает кому-то из сидящих, призывая его ловко вскочить, добежать и сесть на пустой стул.

«Сторож» из-за стула пытается удержать ловкача. Для этого достаточно осалить его. «Сторож», оставшийся без пары, начинает подмигивать.

«Сторожа», стоящие позади стульев, имеют право вынуть руки из- за спины, только чтобы осалить сидящих. «Сторожа» должны быть очень внимательными, чтобы не упустить своего напарника.

Если кто-то из ребят не умеет подмигивать, можно использовать другой знак, заранее договорившись.

Лирум, ларум, ложка!

Участники игры должны передавать по кругу ложку. При этом каждый говорит какое-нибудь «заклинание». Например, немецкие дети используют традиционное заклинание: «Лирум, ларум, ложка — не ошибись немножко!»

Задача каждого играющего состоит в том, чтобы передать ложку следующему точно таким же манером, как он сам только что ее получил.

Обычно новички или невнимательные дети упускают какие-то детали: например, получил ли играющий ложку из правой или левой руки; надо ли ее перевернуть в процессе передачи; какой стороной она будет кверху — черенком или черпалом и т.п.

Если ложка передана с ошибкой, все, кто это заметил, кричат: «Неправильно, неправильно!» — и ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры.

С детьми заранее можно придумать разные способы передачи ложки.

Носильщик

Стулья ставятся в круг. На них рассаживаются все дети, кроме одного — «носильщика». Он ходит внутри круга, на спине у него мягкий сверток или котомка на палке.

Стоит «носильщику» повернуться к кому-нибудь спиной, как дети пытаются незаметно поменяться друг с другом местами.

«Носильщик» внимательно следит за всеми сидящими и чуть что — бросает на освободившееся место свой груз.

Если котомка или сверток попали на стул, «носильщик» имеет право его занять. Оставшийся без места, становится «носильщиком».

Если котомка пролетела мимо цели или упала со стула, «носильщик» продолжает водить.

Скорый поезд

Стулья (по количеству играющих) ставятся без промежутков в круг. Один из играющих водит в центре круга. Остальные садятся на стулья.

По команде дети начинают как можно быстрее пересаживаться на поочередно освобождающийся стул.

Водящий пытается сесть на только что освободившийся стул, прежде чем его займет ближайший из играющих. Движение по кругу возможно в любую сторону.

Если водящему удалось на ходу «вскочить в скорый поезд», то им становится играющий, который должен был занять это место, но не успел.

Стульчики

Стулья, на которых сидят дети, поставлены в ряд сиденьями поочередно в разные стороны.

Водящий берет длинную палку (швабру, щетку) и начинает обходить сидящих детей. Если около кого-то водящий стукнет палкой оземь, этот ребенок должен встать со стула и пойти за ним следом. Так водящий бродит вокруг стульев, стучит то тут, то там оземь. За ним выстраивается целая свита.

Водящий начинает удаляться от стульев. Совершает по участку любые передвижения. Свита повторяет все за ним.

Вдруг, в неожиданный для всех момент, водящий дважды стучит оземь: подает сигнал, что всем надо немедленно занять свои места, а поскольку стулья смотрят в разные стороны, сделать это не так-то просто.

Сам водящий старается занять стул одним из первых. В следующем круге водит тот, кому не досталось места.

Пожарная команда

Стулья стоят в два ряда, спинками друг к другу. Дети-«пожарные» ходят вокруг стульев, напевая какую-нибудь песенку под бубен или другой выносной инструмент.

Как только мелодия обрывается, ребята должны положить на ближайший к ним стул один из заранее приготовленных фантов (предметов одежды).

Когда каждый снял с себя две-три вещи, ведущий, вновь оборвав мелодию, подает команду «Пожар!». Дети должны как можно скорее найти свои вещи и надеть их на себя.

Побеждает тот, кому удается сделать это быстрее всех.

Чудо-рисунок

Детям раздаются цветные мелки. Можно разделить детей на две команды и устроить веселое соревнование. Команда создает общий рисунок на асфальте. Чей-нибудь портрет они рисуют из разных цветов, овощей, фруктов, птичек, бабочек и т.п.

Выигрывает команда, создавшая похожий портрет и работавшая дружно.

Есть или нет?

Играющие встают в круг и берутся за руки. Ведущий — в центре.

Он объясняет задание: если дети согласны с утверждением, поднимают руки вверх и кричат: «Да!», если не согласны, опускают руки и кричат: «Нет!»

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

Покажи цифру

Дети вместе с воспитателем показывают движением без использования прижатых к телу рук и ног цифры по порядку от 1 до 10. При этом можно смеяться, наблюдая, как это делают другие.

Дракон

Играющие становятся в колонну (шеренгу), держась за плечи. Первый участник — «голова», последний — «хвост» дракона.

«Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом».

Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в обеих ролях.

Сборщики

Много всевозможных мелких игрушек разбросано по участку. Участники игры разбиваются на группы по двое-трое и берутся за руки.

По сигналу ведущего двумя свободными руками каждая тройка должна собрать как можно больше предметов. В конце их количество подсчитывается.

В задачу подгрупп входит не только сбор предметов, но и сохранение при этом веселого настроения.

Ладонь в ладонь

Дети делятся на пары, прижимают ладони друг к другу. Таким образом они двигаются по участку, преодолевая различные препятствия, которые должны вызывать у детей смех. Они должны попадать в курьезные ситуации.

Капризная ноша

Для этого веселого аттракциона потребуются две стойки и картонный колпак, как у Незнайки. Нижняя часть колпака может быть сделана из плоского малого обруча.

Колпак надевают на одну из стоек, установленных на расстоянии друг от друга.

Играющий, взяв в каждую руку по палочке, должен с их помощью снять колпак со стойки, донести его, не уронив, до второй стойки и надеть на нее (скрещивать палки нельзя).

Неловкие и неуклюжие действия играющего вызывают у зрителей смех.

Вдвоем одну ношу

Каждая пара играющих получает по две гимнастические палочки и дощечку длиной 70—75 см с укрепленным на ней флажком.

Стоя рядом, играющие держат свои палочки двумя руками, направленными вперед. На концы палочек кладутся дощечки. В таком виде совместными усилиями они должны донести свою ношу до условного места и вернуться обратно.

Если дощечка падает, игроки останавливаются, поднимают ее и продолжают свой путь.

Фанты

Дети приносят с собой любые некрупные предметы — фанты и складывают их в какую-нибудь посудину или шляпу, закрывают платком.

Воспитатель, вынимая один из предметов, спрашивает: «Что делать этому фанту?»

Водящий стоит спиной к фантам и не видит, какой из них вынул воспитатель. Задача водящего — назначить «штраф», задание, которое требуется выполнить, чтобы выкупить фант.

Задания могут быть самые разные:

— попрыгать на одной ноге по кругу;

— рассказать о каком-то реальном происшествии;

— с завязанными глазами найти на полу какой-то предмет;

— поклониться каждому из присутствующих;

— сесть на мяч, не касаясь пола руками;

— трижды обернуться вокруг себя на одной ноге;

— сесть на пол и снова встать без помощи рук;

— обойти круг, делая три шага вперед и два назад;

— с завязанными глазами провести рукой по лицу одного из ребят и угадать, кто это;

— три раза подряд сказать замысловатую поговорку;

— в одном углу рассмеяться, в другом — заплакать, в третьем — зевнуть, а в четвертом — начать танцевать;

— просидеть 2 минуты с серьезным выражением лица, пока остальные смешат.

Вариант 1. «Четыреуголка»

Ребенок, на чей фант указал водящий, уходит с площадки. Остальные дети сговариваются, к какому углу площадки каждый будет «приписан».

Когда ушедшего ребенка позовут обратно, его спрашивают: «Что ты сделаешь с этим уголком?» Он может ответить, к примеру, так: «С этим уголком я хочу танцевать, а остальные споют нам песню». После этого все ребята разбегаются по своим уголкам и исполняют пожелание водящего.

Вариант 2. «Три вопроса за дверью»

Водящий уходит с площадки, а оставшиеся дети договариваются, какие вопросы и в какой последовательности они будут задавать, когда он вернется. Вопросы должны иметь отношение к отсутствующему. Например, можно спросить: «Ты уже умеешь сам одеваться? Ты отдашь мне сегодня компот за обедом?» и т.п.

Водящего зовут вернуться и трижды спрашивают: «Да или нет?» После того как водящий ответит «да» или «нет», ему задают вопросы.

Собери по одному

Трое-четверо играющих становятся у стартовой черты. У ног каждого очерчен круг (можно вырыть ямки). Против каждого игрока кладут по 8—10 камней. Первый на расстоянии метра от черты, все остальные — через метр.

По сигналу играющие бегут, берут первый камень, возвращаются и кладут его в круг или в ямку. Потом бегут за вторым и последующими.

Побеждает тот, кто соберет камни первым.

Игра с песком

В соревновании могут принять участие две-три пары играющих.

Перед ними на деревянных щитах высыпают по кучке песка. В 10—15 шагах от щитов ставят по три-четыре стеклянные или пластиковые прозрачные банки.

В каждой паре один из играющих держит мешочек, а второй наполняет его песком. После того как мешочек будет наполнен, первый участник бежит к банкам и наполняет их песком. Затем дети меняются местами.

Так продолжается до тех пор, пока банки не будут наполнены до краев.

Попади в кольцо

К турнику подвешивается кольцо (обруч). Необходимо изготовить 10—15 деревянных палочек-«дротиков».

Играющие становятся на некотором расстоянии от кольца и по очереди бросают дротики, стараясь, чтобы они прошли сквозь кольцо.

Кольца можно брать разного диаметра, увеличивать расстояние.

Набрасывание колец

На прочном фанерном или деревянном щите рисуется ромб. По углам этой фигуры забиваются большие гвозди или костыли, проставляется по 10 очков, внутри фигуры — по 15 очков.

Играющие отходят от щита на 6—8 шагов. Каждый из играющих получает по 5—6 колец. По очереди они бросают кольца одно за другим, чтобы они повисли на гвоздях.

Подсчитывается общее количество очков.

Рыболовы

На земле устанавливают несколько гимнастических булав, чем-то укрепленных, или пластиковых бутылок с песком. По числу булав изготавливают удилища длиной 1—1,5 м и на тонких веревочках подвязывают к ним проволочные кольца.

Задача каждого играющего — держа в одной руке удилище, надеть кольцо возможно большее число раз на головку булавы или горлышко бутылки.

Пронеси, не разлей

Доска толщиной в 4—6 см ставится на ребро и прочно закрепляется. Вместо доски можно положить на землю шнур и натянуть его.

Играющие, один за другим, беря в каждую руку по пластиковой кружке с водой, должны пройти по доске, не расплескав воду. Тот, кто потерял равновесие, оступился или разлил воду, выбывает.

Между поленьями

На землю ставятся в шахматном порядке 7—8 кеглей или пластиковых бутылок с песком.

Играющий должен запомнить расположение кеглей. Затем ему завязывают глаза, и он должен пройти между ними, не задев и не свалив их.

Кто пройдет?

На земле чертится прямоугольник 2x8 м, который делят на 16 квадратов (1x1 м).

Играющий становится у края прямоугольника. Ему завязывают глаза и предлагают пройти по всем квадратам, ни разу не наступив на линии, разделяющие их.

Детям надо предоставить пробный ход с открытыми глазами.

Ямки

В игре принимают участие пятеро-шестеро детей.

На площадке проводится черта, а в 5—6 шагах от нее выкапывается ямка, за ней выкапываются еще две ямки на расстоянии 1—2 м одна от другой.

Играющие становятся у черты и по очереди бросают в ямки камешки или шишки. Если начинающий с первого раза попадет в первую ямку, то бросает во вторую и т.д. После каждого промаха в игру вступает следующий играющий.

Тот, кто без промаха попадет подряд в первую, вторую и третью ямки, называется «учеником». Чтобы стать «подмастерьем», надо вслед за этим попасть без промаха во все ямки в обратной последовательности. И наконец звание «мастера» получает тот, кто вслед за этим сумеет попасть сначала во вторую, потом в первую и затем в третью ямку.

Ямки можно поменять на корзины. Перед игрой нужно потренироваться бросать камешки.

Попади в ямку

На площадке надо вырыть одну ямку побольше, вокруг нее в радиусе 50—70 см еще 3—4 ямки поменьше.

Играть могут пятеро-шестеро детей. Каждый из играющих получает по 10 камешков. По два из них каждый кладет в центральную ямку, по одному камешку в остальные.

Затем, встав у черты в 3—4 шагах от самой близкой ямки, играющие по очереди бросают свои камешки, стараясь попасть в одну из ямок.

В случае попадания играющий забирает себе все камешки, которые там находились. Если он попадет в ямку, откуда уже вынуты камешки, его камешек остается там.

Тот, кто промахнется, подбирает свой камешек.

Игра заканчивается, когда в ямках не окажется ни одного камешка.

Побеждает тот, кто к концу игры соберет больше камешков.

Игра в камешки

Дети играют, сидя за столом или на земле, площадке. У каждого играющего должно быть по пять камешков.

Сначала определяют, кому начинать. Каждый играющий берет в руку свои камешки, подбрасывает их невысоко вверх и, быстро повернув руку ладонью вниз, ловит их тыльной стороной руки. При этом часть камешков падает на землю. У кого на руке окажется больше камешков (горсти песка), тот и начинает игру. Далее каждый играющий проделывает то же в порядке очереди по кругу.

Примерные упражнения

1. Взять в руку пять камешков, один подбросить вверх, остальные быстро положить и успеть поймать подброшенный камешек той же рукой.

2. Подбросить вверх перед собой находящиеся в руке три камешка и поймать их, взяв предварительно со стола оставшиеся два камешка.

3. Подбросить вверх пять камешков и поймать их.

4. Держа в руке пять камешков, один придерживать большим пальцем, остальные подбросить вверх и поймать, предварительно положив пятый камешек на стол.

5. Вновь подбросить четыре камешка вверх и поймать, предварительно взяв со стола один.

Другие варианты придумайте вместе с детьми.

Чапан-куль

(узбекская игра)

Все участники, скрестив ноги, садятся на корточки в круг. Водящий остается вне круга и начинает бегать. Сидящие в кругу передают друг другу мяч, то вправо, то влево, как можно быстрее. Водящий старается поймать играющего с мячом прежде, чем тот успеет передать его соседу.

Пойманный становится водящим. Если же он долго не может поймать мяч, ему назначается веселое наказание.

Карлики и великаны

Играющие становятся в круг. Воспитатель договаривается с ними, что если скажет: «Великаны!», все должны встать на носки и поднять руки вверх; если же скажет: «Карлики!», все должны присесть на корточки и вытянуть руки вперед.

Сначала воспитатель проводит репетицию, при этом может не делать движений. Потом, проводя игру, воспитатель может время от времени показывать движения невпопад. Кто ошибется, получает штрафное очко.

Запрещенное движение

Играющие образуют круг. Воспитатель заранее условливается с ними, какое движение делать нельзя, например, приседать. Затем показывает детям различные движения (можно под музыку), которые играющие должны в точности за ним повторять. Чем более разнообразны и забавны эти движения, тем интереснее игра.

Неожиданно воспитатель показывает запрещенное движение. Тот из играющих, кто по невнимательности повторит его, должен будет потом сплясать, спеть, прочесть стихи.

Воздух, вода, земля, ветер

Играющие становятся в круг. Водящий стоит в центре круга.

Подойдя к кому-нибудь из играющих, водящий говорит одно из четырех слов: «воздух», «вода», «земля», «ветер» — и считает до пяти.

Играющий за это время в зависимости от заданного слова должен назвать птицу, рыбу, зверя или же покружиться на месте (ветер). Кто не успел ответить, выходит из круга.

Неожиданно вместо четырех указанных слов водящий говорит кому-нибудь: «Огонь». При этом слове все играющие должны поменяться местами, и водящий становится на чье-нибудь место в кругу. Последний, не успевший встать в круг, становится водящим.

Можно усложнить игру тем, что отвечающий ребенок не только называет птицу, рыбу и зверя, но и показывает его.

Белки, орехи, шишки

Играющие рассчитываются по трое. Первые номера — «белки», вторые — «орехи», третьи — «шишки». Каждая тройка берется за руки, образуя кружок. Водящий стоит в середине площадки.

Воспитатель кричит: «Белки!» — и все играющие, названные белками, должны поменяться местами. Водящий в это время старается занять любое освободившееся место. Если он сумеет это сделать, становится «белкой», а оставшийся без места — водящим. То же самое с шишками и орехами.

В разгар игры можно подать команду «Белки, орехи, шишки!». Тогда все игроки должны поменяться местами.

Светофор

Две команды по 12—15 детей выстраиваются полукругом, одна слева, другая справа от воспитателя. В руках у последнего светофор — два картонных кружка, одна сторона которого желтая, вторая — разная(красная и зеленая).

Воспитатель напоминает детям о значении соблюдения правил дорожного движения. Читает стихи С. Михалкова. Недостающие слова дети подсказывают хором.

Если свет зажжется красный,

Значит, двигаться... (опасно).

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь... (открыт)».

Желтый свет — предупрежденье —

Жди сигнала для... (движенья).

Затем воспитатель объясняет правила игры: когда он покажет зеленый сигнал светофора, все маршируют на месте, начиная с левой ноги, когда желтый — хлопают в ладоши, а когда красный — стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, делает шаг назад.

Сигналы должны меняться неожиданно, через равные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.

Бери под руку

Дети становятся парами в круг. Двое водящих — в стороне. Один из них убегает, а другой догоняет. Пары под музыку или песню двигаются по кругу. Убегающий, спасаясь от догоняющего, подбегает к кому-нибудь из идущих в паре и берет его под руку Тогда стоявший в этой паре с другой стороны должен убегать.

Если догоняющему удастся запятнать убегающего раньше, чем он успеет взять кого-нибудь под руку, они меняются ролями. Если нет, догоняющий остается тот же.

Волейбол с воздушными шарами

Между двумя стойками натягивается веревка. Мячом служат два воздушных шарика, связанных вместе. В каждый из них наливают по нескольку капель воды. Это делает их чуть тяжелее, и, главное, благодаря перемещающемуся центру тяжести их полет становится очень забавным.

По обеим сторонам веревки располагаются команды, в каждой по три-четыре ребенка. Играющие отбивают мяч, как при обычной игре в волейбол, стараясь перегнать его на сторону противника и не давая упасть на пол на своей стороне. За это присуждается штрафное очко.

Побеждает команда, получившая к концу игры (через 5—7 мин) меньше штрафных очков.

Сядь первым

К спинке стула привязываются две ленты (или два отрезка шнура) длиной 4—5 м. Одна лента оттягивается вправо, а другая влево от стула. Двое играющих прикрепляют концы лент к поясу. По сигналу они начинают кружиться, стараясь как можно быстрее обвить ленту вокруг себя, чтобы первыми приблизиться и занять место на стуле.

Лента все время должна быть натянутой, ее можно слегка придерживать рукой, чтобы она находилась на уровне пояса. Чтобы стул не сдвигался, кто-нибудь должен сзади придерживать его за спинку.

Нельзя садиться, пока лента не обмотается полностью.

Где нос, где ухо

Играющие становятся в круг. Водящий идет по кругу и останавливается перед кем-либо из детей. Он должен дотронуться до какой-ни- будь части тела и назвать при этом другую, например, дотронуться до своего уха и сказать: «Это мой нос». Играющий должен немедленно показать на свой нос и сказать: «Это мое ухо». Если он ответит неправильно, сменяет водящего.

Лови!

Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет правила игры. Они должны кидать друг другу разные предметы, сразу называя их. Тот, кому кидают, должен ловить определенным способом в зависимости от того, как предмет назван: ведь котенка надо ловить иначе, чем змею. С детьми заранее можно обсудить круг предметов, которые можно кинуть.

Если тот, кому кидают, поймает предмет неправильно, он пропускает кон.

Дорога

Дети берут по кубу (стулу) и отправляются «в дорогу». Воспитатель заранее определяет маршрут по участку.

Он ставит условия:

— кубы — это большие, тяжелые ящики. Решите, куда вы их понесете;

— кубы — это дорогие музейные экспонаты. Вы их переносите из одного зала музея в другой;

— кубы — хрупкие стеклянные вазы для цветов;

— кубы — кастрюля с горячим супом. Ее надо поставить на стол.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети выполняли условия передвижения, комментирует их действия.

Простые ходули

Из двух жестяных банок из-под консервов или краски, веревок и палочек мастерятся ходули. Для этого две веревки высотой от стопы ребенка до опущенной руки крепят к боковым сторонам банки параллельно друг другу. Там, где ребенок будет держать веревку, приделывают для удобства палочку (можно прикрутить скотчем).

На таких ходулях можно организовать соревнование между командами. На поверхности, находящейся на уровне, доступном ребенку, стоящему на ходулях, кладут мелкие игрушки (любые мелкие предметы). Каждый ребенок из команды доходит до этой поверхности, берет один предмет и возвращается с ним назад. Побеждает команда, которая выполнит задание быстрее и правильнее.

Птицы

Воспитатель читает стихотворение, в котором вперемежку перечислены птицы и разные предметы. Если воспитатель называет птицу, дети должны хлопнуть в ладоши, а если что-то другое — топнуть ногой.

Если птицу назову,

В ладоши надо хлопнуть.

А если что-то другое —

Ногой надо топнуть!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи,

Лисы, вороны,

Галки, макароны.

Воробьи и чайки,

Грачи и балалайки.

Чибисы, моржи,

Соколы, чижи.

Снегири, кукушки,

Гуси и ватрушки.

Лебеди и совы,

Дятлы и коровы.

Прилетели под конец

Утка, щука и скворец.

А-рам-шим-шим

Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами и вытянутой вперед рукой. Играющие бегут по кругу со словами:

А-рам-шим-шим,

А-рам-шим-шим,

Арамия-гусия,

Покажи-ка на меня.

На последних словах круг останавливается. Играющие смотрят, на кого указывает рука водящего. Тот, на кого он показал, входит в круг и встает спина к спине с водящим. Дети хором произносят: «И раз, и два, и три». На счет «три» стоящие в центре одновременно поворачивают головы. Если они повернули головы в одну сторону, выполняют задание — поют, танцуют, читают стихи, обнимаются и т.п. Если они повернули головы в разные стороны, то первый водящий уходит, а второй начинает игру сначала.

Гиппопотам

Дети берутся за руки и встают в круг. В кругу стоит ведущий. Все вместе они идут по кругу по часовой стрелке и говорят слова:

От страха я на веточку залез. (Два хлопка.)

И вот я здесь, а нога моя там. (После каждого сдвоенного хлопка руки перемещаются с плеч, груди, колен.)

Меня укусил гиппопотам. (Два хлопка.)

Я говорю: «Отдай ногу!» (Два хлопка.)

И вот я здесь, а нога моя там.

Меня укусил гиппопотам (2 раза). (Два хлопка.)

Воспитатель спрашивает у детей, что такое эхо, где его можно услышать, как оно отвечает на вопросы. Предлагает детям стать эхом. Используется пробный ход для понимания детьми, как играть. Воспитатель просит отвечать дружно и хлопать в ладоши.

Собирайся, детвора! (Ра-ра!)

Начинается игра! (Ра-ра!)

Да ладошек не жалей! (Лей-лей!)

Бей в ладоши веселей! (Лей-лей!)

Сколько времени сейчас? (Час-час!)

Сколько будет через час? (Час-час!)

И неправда: будет два! (Два-два!)

Думай, думай, голова! (Ва-ва!)

Как поет в селе петух? (Ух-ух!)

Да не филин, а петух! (Ух-ух!)

Вы уверены, что так? (Так-так!)

А на самом деле как? (Как-как?)

Если дети здесь закукарекали, им ставится штрафное очко, а игра продолжается.

Сколько будет два и два? (Два-два.)

Ходит кругом голова! (Ва-ва!)

Это ухо или нос? (Нос-нос!)

Ведущий держится за ухо.

Или, может, сена воз? (Воз-воз!)

Это локоть или глаз? (Глаз-глаз!)

Ведущий показывает на локоть.

А вот это что у нас? (Нас-нас!)

Ведущий показывает на нос. Кто ошибся, тому штрафное очко.

Вы хорошие всегда? (Да-да!)

Или только иногда? (Да-да!)

Не устали отвечать? (Чать-чатъ!)

При ответе «нет» — штрафное очко.

Разрешаю помолчать!

Чехарда

Играет подгруппа до пяти детей. Один ребенок стоит на четвереньках. Следующий разбегается и пытается через него перепрыгнуть, касаясь руками спины. Если застрял на спине, так там и остается. Следующий играющий разбегается и прыгает на образовавшуюся кучу и так далее до последнего участника.

Гуляем по парку

Участники игры делятся на «скульпторов» и «глину». «Глина» мягкая, податливая, послушная. «Скульптор» делает из «глины» свою статую: животное, цветок, игрушку и т.п. Скульптура замирает, и все «скульпторы» дают ей название. Затем «скульпторы» гуляют по парку, рассматривая творение рук своих друзей, хвалят «скульптуры», отгадывают их название. Затем участники меняются ролями. Проигрывает «скульптура», которая заговорила, зашевелилась или засмеялась.

Живая скульптура

Участники игры свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять.

Следующего участника просят присоединиться к первому какой- нибудь позой в том месте, где много свободного пространства. Затем к ним присоединяется третий.

Затем осторожно выходит из скульптуры первый ребенок и смотрит на общую композицию, оценивая ее и как-то называя.

Четвертый ребенок занимает любое пустое место в общей скульптуре и т.д. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий.

Взрослый выступает в роли скульптора в течение всей игры, поддерживает положительный эмоциональный настрой, шутит, дает шутливые названия композициям.

Тетушка из Таллина

(эстонская игра)

Играющие садятся в круг. Воспитатель призывает детей быть внимательными и запомнить все движения.

Начинающий игру обращается к соседу справа и говорит:

— Тетушка приехала из Таллина.

Сосед спрашивает:

Ему отвечает начавший игру:

— С веером, — помахивая рукой перед лицом, как веером.

Все играющие повторяют это движение. Затем к своему соседу обращается следующий играющий. Между ними происходит такой же разговор, но каждый раз тетушка приезжает из другого города (используются названия знакомых детям городов) и привозит то ступу с пестиком (играющие топают ногой), то сбивалку (потряхивают рукой), то нож, то молоток (взмахивают рукой), то скрипку и др.

В заключение игры все движения повторяются, но в другой последовательности. Воспитатель обращается то к одному, то к другому играющему с вопросом: «Откуда приехала тетушка, что привезла?» Играющие отвечают и повторяют соответствующие движения.

Пантомима

Вызываются двое играющих, между которыми стоит ширма.

Играющие одновременно движениями и мимикой изображают то, что предлагает воспитатель. Зрители оценивают, кто сумел это сделать лучше. Можно, например, предложить изобразить:

— человека, ожидающего зимой на улице автобус в сильный мороз;

— болельщика на футбольном матче;

— человека, у которого болит зуб;

-— человека, встретившего своего друга, и т.п.

Необычный оркестр

Воспитатель говорит, что она дирижер, который собирает свой оркестр. Одних детей назначает музыкальными инструментами — роялем, скрипкой, барабаном, тарелками, гармонью, контрабасом, виолончелью и т.п. Других — музыкантами: пианистом, скрипачом, контрабасистом, барабанщиком, ударником. Выбирается и солистка — певица.

Воспитатель объявляет номер, а дети его исполняют. Это может быть вальс, детская песенка, народная музыка и т.д. «Музыканты» должны играть на своих «инструментах», а те должны издавать соответствующие звуки. «Певица» должна петь так, как если бы у нее был уникальный голос. Она это может делать совсем без звука.

Воспитатель следит за тем, чтобы мелодия получалась красивая.

Игрушки

Воспитатель говорит детям, что они попали в магазин игрушек. Предлагает стать ими. Дети по очереди превращаются в разные игрушки и изображают их, учитывая, из какого материала они сделаны.

Варианты игрушек: громадная кукла, которая умеет закрывать глаза и пищать «ма-ма»; плюшевый медведь; заводная мартышка, которая умеет взбираться по дереву, если ее завести; тигренок из байки; надувной заяц, закрытый пробкой; металлическая заводная игрушка; деревянный Буратино; аист, который пьет воду и т.п.

В роли игрушек дети могут издавать звуки.

В этой игре детям можно дать парные задания: например, потанцевать. Причем надувной заяц может танцевать с тигренком. У них разные конструкции, материал, разные повадки. Аист и Буратино могут разыскивать в земле червячков. Медведь и мартышка могут залезать на дерево. Лягушка и мартышка могут прыгать наперегонки.

Другое задание касается ситуации, когда игрушки испортились.

У куклы, которая умеет закрывать глаза и говорить «ма-ма», — глаза неисправны. То оба закроются и не открываются, а то один только откроется. Голос противно скрипит.

У плюшевого медведя правая нога держится на одной ниточке. Бок продырявлен, зашит. Нитка тоненькая, ненадежная, того и гляди, опилки посыплются.

У заводной мартышки что-то творится с механизмом, поэтому координации движений нет — руки и ноги иногда ведут себя не так, как хочется, а сами по себе.

У байкового тигренка отваливаются пуговки-глаза, они пока держатся, но при резком движении непременно оторвутся.

У надувного зайца все бы ничего, но измазали его чернилами, а он — чистюля. Как отмыться, оттереться? да и за пробкой все время надо следить, она что-то непрочно держится.

У заводной лягушки отломана лапка, поэтому ее все время заносит в сторону.

У Буратино нос раскололся на две части вдоль: какой-то раздвоенный хобот получился, торчит перед глазами, мешает смотреть на мир.

У пьющего аиста — трещина на стеклянной спине, если она увеличится — аист лопнет.

В следующем задании испорченным игрушкам даются парные задания: кукла и тигренок разучивают по нотам песенку на два голоса; мартышка с плюшевым мишкой и лягушка с аистом танцуют вальс; заяц и Буратино стреляют из пневматической винтовки (из лука) по мишеням.

Игры в летний период в детьми старшего дошкольного возраста

Игра «Солнышко»

Раньше солнышка встаём.

На зарядку мы идём.

(Идём на месте.)

Встали, потянулись,

(Поднимаем руки и тянемся вверх.)

А потом нагнулись.

(Наклоняемся вперёд.)

Будем мы приседать,

(Приседаем.)

Прыгать вместе будем,

(Прыгаем на месте.)

Чтоб до солнышка достать.

Солнышко разбудим.

Здравствуй, солнышко, вставай!

Нам тепло своё давай!

(Поднимаем руки вверх.)

Днём мы будем загорать,

Веселиться и играть.

Сразу солнышко проснулось

И на небо потянулось.

(Руки вверху опускаем их через стороны.)

С неба шлёт свои лучи,

Они стали горячи.

Загадки «Явления природы»

Слушаем загадки и стараемся их отгадать

С неба пришёл,

В землю ушёл. (Дождь.)

Сверкает, мигает,

Огневые стрелы пускает. (Гроза.)

Ждали, звали,

А показался -

Все прочь побежали. (Дождь.)

Через поля, через луга

Разноцветная дуга. (Радуга.)

По синему морю

Белые гуси плывут. (Облака.)

По горной поляне

Невидимый пастушок

Белых барашков гоняет. (Ветер и облака.)

Рассыпался горох

На семьдесят дорог.

Никто его не подберёт. (Град.)

Вечером на землю слетает,

Ночь на земле пребывает,

Утром опять улетает. (Роса.)

Игра «Кругом вода»

Дети по очереди произносят слова, связанные с водой. Например: дождь, лужа, капля, роса, море, океан, ручей, речка, пруд, озеро и т. д. Победит тот, кто назовёт слово последним.

Игра «Что такое лето?»

Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание лета (кто назовёт больше примет).

Послушайте стихотворение «Лето». Перечислите приметы лета. Нравится ли вам лето? Если нравится, то чем, почему? Объясните.

Что такое - наше лето?

Что за время года это?

Солнце, радуга, дождинки.

И зелёные тропинки.

Море тёплое, песок.

И арбузный сладкий сок.

Земляничные полянки,

Кепки, шляпки и панамки.

Жёлто-белые ромашки,

Разноцветные букашки.

Салки, прыгалки и прятки.

И в траве босые пятки.

Пенье птичек до рассвета.

Вот какое наше лето!

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель сообщает детям, что будет произносить каждый раз по четыре названия, причём это задание на слова - шутливое, потому что составлено по сходству звучания слов. Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему. Можно обратить внимание детей на пункт 4 (слова являются не только названиями предметов, но и именами людей).

1. Одуванчик, колокольчик, гвоздика, гвоздик. (Гвоздик. Это не цветок.)

2. Ландыш, кувшин, кувшинка, ромашка. (Кувшин. Это не цветок.)

3. Незабудка, будка, фиалка, астра. (Будка. Это не цветок.)

4. Роза, лилия, василёк, валёк. (Валёк. Это не цветок.)

5. Георгин, пион, чемпион, тюльпан. (Чемпион. Это не цветок.)

Игра «На все цвета»

Воспитатель предлагает цвет. Дети должны вспомнить и назвать цветок (цветы) этого цвета. Можно попросить детей давать описание цветка (какая серединка, какие лепестки - форма, цвет). Варианты игры: называть фрукты, ягоды.

Игра «Пчёлки»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Много на лугу цветочков,

Разноцветных лепесточков.

(Выставляем руки перед собой и разводим их в стороны.)

Видим мы ещё знакомых -

Много разных насекомых.

(Изображаем: машем руками, потом приседаем и прыгаем, руки на коленочках.)

Пчёлки к лугу подлетают.

(Машем руками.)

Их цветочки привлекают.

Пчёлки кружатся, летят

(Кружимся на месте.)

И нектар собрать хотят.

Сядут пчёлки на цветок

И попьют там сладкий сок.

(Приседаем.)

Пчёлки в улей улетают

(Машем руками.)

И нектар в нём оставляют.

Пчёлки будут делать мёд.

Угостят, кто к ним придёт.

(Выставляем руки вперёд и трясём кистями.)

Пальчиковая игра «Каша»

Слушаем стихи и показываем то, о чём говорится.

Утром кашу мы варили.

Мы сперва крупу помыли.

Вот так, вот так

Хорошо крупу помыли.

(Делаем руками круговые движения.)

Мы водичку наливали,

А потом её солили.

Вот так, вот так

Мы водичку посолили.

(Показываем, как солим.)

Долго кашу мы мешали,

Молочка в неё налили.

Вот так, вот так

Много молочка налили.

(Показываем, как наливаем.)

Масла положили в кашу.

(Показываем, как кладём масло.)

Вы поешьте кашу нашу!

Игра «Из чего сделано?»

Воспитатель называет разные зерновые культуры и получаемые из них крупы. (Целесообразно при этом показывать фотографии, слайды.) Дети должны называть каши, которые готовят из этих круп. Например: пшеница - манная крупа, манка - манная каша; гречиха - гречневая крупа, гречка - гречневая каша, гречка; ячмень - перловая крупа, перловка - перловая каша; овёс - овсяная крупа, овсянка - овсяная каша, овсянка; просо - пшённая крупа, пшено - пшённая каша, пшёнка.

Игра «Горох»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

За деревней поезд ехал

И колёсами стучал.

(Стучим кулачком о кулачок.)

«Кукареку! Вот потеха!» -

Громко петушок кричал.

Две вороны полетели,

Обогнали паровоз.

(Машем руками, как крыльями.)

Ведь узнать они хотели,

Что по рельсам он повёз.

В поезд врезались с разгона,

Начался переполох.

Из последнего вагона

Вдруг посыпался горох.

(Стучим кулачком одной руки по ладошке другой.)

«Кукареку! Не беда!

Будет всем теперь еда!» -

Петушок кричал с забора

До горохового сбора.

Где росли деревья и чертополох,

Собралась деревня, чтоб поесть горох.

(Идём на месте.)

Пришли куры - поклевали, и цыплята тоже.

Пришли гуси - поклевали, и гусята тоже.

(Показываем.)

Прибежали поросята,

А за ними жеребята.

Всем горох достался

И ещё остался.

Пальчиковая игра «Огород»

Слушаем стихи и загибаем пальчики.

В огороде там и тут

Овощи у нас растут.

Что растёт на грядке?

Огурцы-ребятки,

Помидоры красные,

Кабачки прекрасные.

Есть капуста и моркошка,

Репа, редька и картошка.

Есть редиска и горох.

Урожай у нас не плох!

Игра «Отгадай овощи»

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какого-либо овоща. Игрок ловит мяч, произносит всё название овоща и бросает мяч воспитателю. Например:

Ре... (Редис.)

Ка... (Капуста.)

Свё... (Свёкла.)

По... (Помидор.)

Мор... (Морковь.)

Игра «Собираем ягоды»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Чтобы вишенки сорвать,

Нужно на носочки встать.

(Поднимаем руки вверх.)

К вишенкам мы тянемся,

Без них не останемся.

(Тянемся вверх на носочках.)

Чтоб крыжовник нам сорвать,

Нужно наклониться.

(Наклоняемся вперёд.)

Собираем ягоды,

Не хотим лениться.

(Делаем наклоны вперёд.)

Чтоб клубнику нам сорвать,

Мы присядем низко.

(Приседаем.)

Нужно листья отгибать.

Ягодки тут близко.

(Показываем, как срываем ягоды.)

Игра «Отгадай ягоды»

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какой-либо ягоды. Игрок ловит мяч, произносит всё название ягоды и бросает мяч воспитателю. Например:

Ви... (Вишня.)

Ма... (Малина.)

Клу... (Клубника.)

Кры... (Крыжовник.)

Смо... (Смородина.)

Игра «Рыбки»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Волны синие бегут.

(Делаем руками перед собой волнообразные движения.)

Рыбки быстрые плывут.

(Трясём кистями рук перед собой.)

И играют, и резвятся,

И ныряют, веселятся.

То подпрыгнут рыбки вверх,

(Прыгаем на месте.)

То опустятся ко дну.

(Приседаем.)

Волны скроют рыбок всех,

(Прикрываем голову ладошками.)

Не заметим ни одну.

Игра «Щука и карасики»

С помощью считалки выбирают щуку. Остальные дети - карасики. Пока щука спит, они весело плавают. По команде щука начинает ловить карасиков. Тот, кого она поймала, выбывает из игры.

Игра «Муравьи»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Меж травинок по дорожке

Целый день мелькают ножки.

(Бежим на месте.)

Меж травинок по тропинке

Кто-то носит груз на спинке.

(Показываем, как несём.)

То лесные жители,

Муравьи-строители.

Для себя они построят

Вот такой высокий дом.

(Поднимаем руки вверх.)

Праздник там потом устроят,

Веселиться будут в нём.

(Весело прыгаем на месте.)

Муравьи плясать устанут

И тихонько лягут спать.

(Приседаем.)

Утром рано они встанут,

Снова груз начнут таскать.

Игра «Отгадай насекомое»

Водящий (в этой роли могут выступать поочерёдно сами дети) изображает какое-то насекомое - как двигается, что делает, какие звуки издаёт (пчела, бабочка, стрекоза, муравей, муха и др.). Остальные должны отгадать. В случае затруднения можно задать тому, кто изображает насекомое, один или два наводящих вопроса.

Игра «Кто лишний?»

Воспитатель называет животных. Дети говорят, кто лишний и почему.

1. Медведь, ёж, кукушка, кабан. (Кукушка. Это птица, а остальные - звери.)

2. Коза, корова, волк, собака. (Волк. Он живёт в лесу, а остальные - домашние животные.)

Игра «Фотоохотник»

Выбирают водящего и фотоохотника (он отходит в сторону). Участники игры выбирают для себя животное, живущее в лесу, и называют водящему. Появляется фотоохотник, и водящий его спрашивает:

Чего тебе?

Фотоохотник отвечает:

У меня охота,

Буду делать фото.

Тогда водящий спрашивает:

Кого тебе?

Фотоохотник называет лесного жителя, например:

Ты кто такой?

Я житель лесной.

Бегу за тобой!

Заяц должен быстро добежать до конца комнаты и вернуться на своё место. Фотоохотник бежит за ним. Если во время бега ему удалось сфотографировать зайца (то есть дотронуться до него рукой), тогда он остаётся фотоохотником, а если нет, то выбирают другого фотоохотника. Игра продолжается.

Игра «Кто больше?»

Дети по очереди называют ягоды, которые им известны. Например: земляника, клубника, малина, черника, брусника, крыжовник, смородина, клюква, рябина и др. Победителем станет тот, кто назовёт ягоду последним.

Лесные загадки

Слушаем и стараемся их отгадать.

С большими ушами,

В серой пушистой шубке.

Такой трусливый,

Что всех боится. (Заяц.)

Зимой беленький,

А летом серенький. (Заяц.)

Серовато, зубовато -

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк.)

Иголки лежали, лежали

И под куст убежали (Ёж)

Он зубами щёлк да щёлк.

Всех в лесу пугает... (волк).

Днём спит,

А ночью летает

И всех пугает. (Сова.)

Игра «Щенок»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Солнце в небе было ярким.

(Руки вверх, растопыриваем пальцы.)

День стал тёплым, даже жарким.

Во дворе Щенок скучал,

(Приседаем.)

Никого не замечал.

(Качаем головой вправо-влево.)

Захотел Щенок попить.

Как же жажду утолить?

Подбежал Щенок к кадушке

И попил водички.

(Показываем, как пьём.)

В травке прыгали лягушки,

Дружные сестрички.

(Прыгаем на месте.)

Им сказал Щенок: «Давайте

Будем весело играть.

Вы скачите, убегайте.

Вас я буду догонять».

(Бежим на месте.)

Игра «Назови животное»

Дети по очереди произносят названия домашних животных. Например: корова, коза, лошадь, овца, баран, петух, курица, гусь, индюк, утка, кошка, собака и др. Победителем станет тот, кто назовёт животное последним.

Игра «Море волнуется»

Воспитатель размахивает руками, изображая волны, и произносит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Фигура акулы, замри!» Дети замирают, изображая акулу. Воспитатель выбирает лучшего. В следующий раз он просит изобразить другую морскую фигуру - чайку или русалку, дельфина, морскую звезду и т. д.

Морские загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Кругом вода,

А с питьём беда. (Море.)

Плавает в море

Всем на горе.

Зубастая, большая

И очень-очень злая. (Акула.)

У маленькой скотинки

Монетки на спинке.

В глубине морской гуляет,

Своим хвостиком виляет. (Рыба.)

У него есть восемь ног.

Он зовётся... (осьминог).

Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице.

Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.

Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов. Таким видом деятельности является игра.

Игровые часы

Во время игрового часа дети знакомятся с различными играми (народными и современными). Как показывает практика, современные малыши часто не знают народных игр. У старших дошкольников интерес вызывают лото, шашки, шахматы и т. д. Разучивание этих игр с детьми и дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащают детский досуг.

Игры-путешествия.

Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер (они направляются к царю Берендею, к сладкому дереву:). На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания. Педагоги разделяют между собой функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие находятся на своих точках и организуют для них задания.

Детские спортивные состязания относятся к разряду подвижных соревнований. Они значительно различаются в зависимости от возраста ребенка. Ведь для таких забав очень важна ловкость, которая, собственно, и развивается в процессе подобных соревнований. Ловкость определяется способностью овладевать новыми двигательными реакциями и быстро перестраивать свои движения при необходимости в зависимости от меняющейся обстановки.

Ловкость, столь необходимая в спортивных соревнованиях, развивается достаточно медленно. Говорить о спортивных соревнованиях для детей младшего возраста нет смысла, для их спортивного развития на первых порах достаточно применять простые забавы, детские качели и велосипеды.

Детские спортивные соревнования развивают ловкость, умение координировать движения, действие в ограниченном времени и пространстве (детской площадки). Командные соревнования развивают здоровый дух соперничества, а на координацию движений и вестибулярный аппарат благотворно влияют подвесные качели.

Игры с мячом. Несмотря на простоту, игры с мячом очень полезны для детей, так как развивают практически все виды мышц. И не важно, кидает малыш мячик или ловит, он тренирует координацию движений и зрение. Можно придумать самые разнообразные игры для летних мальчиков с мячом, который можно как покидать, так и попинать ногой.

Особое место среди детских спортивных игр занимают занятия с мячом. Например, такое увлекательное соревнование, как «Детский волейбол». Размечается площадка. Посередине натягивается веревка на высоте двух метров. Поделившиеся на две команды дети (количество не важно, лишь бы равное), становятся по разные стороны от веревки. Два первых участника выходят на линию старта, отмеченную в двух метрах от веревки. Они берут по мячу и одновременно бросают свой мяч через веревку. Задачей остальных участников команды является ловля мяча с тем, чтобы не дать ему упасть на пол. Далее подачу осуществляют вторые соревнующиеся и так далее. Выигрыш остается за той командой, на чью площадку реже падал мяч соперников. В процессе соревнования развиваются ловкость, меткость, быстрота реакции.

Еще одной, не менее любимой детьми игрой в мяч, являются «Вышибалы» . Здесь участники одной из команд становятся на противоположные линии очерченной площадки. А участники другой команды перемещаются в поле между этими линиями, увертываясь от мяча, брошенного соперниками с намерением попасть в соревнующихся команды, находящейся в поле. При попадании мяча в цель, ребенок, в которого попали, покидает площадку. Но если участник в площадке поймает мяч, то он имеет право вернуть выбывшего неудачника или засчитать это очко на будущее. После того, как все участники команды в поле будут выбиты, команды меняются местами. В этой спортивной баталии также тренируются быстрота, ловкость, меткость и согласованность движений.

«Боулинг». Всеми детьми любима забава, являющаяся детским вариантом боулинга. Для проведения этого соревнования нужны кегли и мяч. Удар по выставленным в ряд кеглям в количестве десяти осуществляется с расстояния в десять метров. У каждого участника имеется право на пять попыток. За каждую сбитую кеглю участнику записывается очко. Побеждает тот, кто сбил наибольшее количество. Здесь развивается меткость и согласованность движений, умение сообщить мячу необходимое ускорение.

И никак нельзя оставить без внимания такую детскую спортивное соревнование как «Пионербол» . Для соревнования пионербол используют волейбольную площадку. Забава командная. В состав каждой команды входит 7-9 ребят, располагающихся по обе стороны от сетки в три ряда. У тех участников, которые стоят во втором ряду, находится по мячу. По свистку судьи начинается игра, и мяч отправляется через сетку на площадку другой команды. Мячи, перелетающие сетку, ловят или подбирают и, как можно быстрее, отправляют через сетку на противоположную сторону. Если в какой-то момент на одной стороне площадки оказывается два мяча, соревнование останавливается и команда, на стороне которой нет ни одного мяча, получает очко. Очко можно заработать и в том случае, если противник проведет мяч под сеткой или отправит мяч за границы площадки.

Продолжительность спортивной баталии может быть или до 15 очков, или же по пять минут на каждый из двух периодов. Третий период проводят в случае равного счета в двух первых. Если мяч задевает сетку или попадет в нее при подаче, то подача повторяется, а очки не присуждаются никому. При выигрыше очка ряды участников на площадке меняются. В этой игре, помимо ловкости и быстроты реакции, воспитывается командный дух, слаженность взаимодействий между соревнующимися командами.

Также актуальны в летнее время народные подвижные игры с разными предметами (с мячом- «Свечки» (русская народная игра), «Повелитель лунки» (кабардинская народная игра), «В узелок» (татарская народная игра) и т.д.); игры с прыжками, на удержание равновесия, меткость и силовые игры («Отгадай» (игра народов Дагестана), «Бой петухов» (марийская народная игра), «Хромая лиса» (татарская народная игра), игры с бегом («Змейка» (русская народная игра), «Липкие пеньки» (башкирская народная игра), «Вестовые» (якутская народная игра), «Колышки» (марийская народная игра) и т.д.).

На природе одной из самый простых, доступных и занимательных игр для детей 6-7 лет является бадминтон. Очень увлекательна игра с пластмассовой тарелочкой (фрисби). В неё может играть любое количество человек. Например, десять игроков встают по кругу на расстоянии 4 шагов друг от друга. Дети перебрасывают тарелку друг другу в любом направлении, но не стоящему рядом.

При помощи пластмассовой тарелки также можно поиграть и в игру Снайпер : на расстоянии 8 метров от стартовой линии на землю кладут разные предметы - кубик, кеглю, коробочку и др. Дети стараются сбить их тарелкой. Каждый игрок по очереди подходит к стартовой линии и бросает 3 раза тарелку, стараясь попасть в цель. Побеждает самый меткий участник игры, выбивший три предмета за три попытки.

Можно поиграть и в такие игры, которые развивают мыслительную деятельность ребёнка, тренируют концентрацию внимания.Например, игра «Наоборот» . Дети становятся в круг. Водящий бросает кому-либо мяч и говорит: «Светло», поймавший должен сказать слово наоборот, т.е. противоположное по смыслу. Игрок отвечает: «Темно» и возвращает мяч ведущему, тот продолжает игру (широкий-узкий, горячий-холодный и т.д.). Можно произносить разные части речи: и существительные, и глаголы, и прилагательные. Игрок, не ответивший или замешкавшийся более, чем на 10 секунд, выходит из игры.

Игра «Успей занять своё место» . Дети образуют круг, а водящий рассчитывает их по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Ведущий громко называет два каких-нибудь номера. Названные номера должны поменяться местами. Задача водящего - опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места, идёт на место водящего. Номера, которые были присвоены игрокам в начале игры, не должны меняться, даже когда тот или иной из них становится временно водящим.

Рисование мелками.

Намного интереснее рисовать с детьми на улице. Возьмите с собой набор цветных мелков, и смело разрисовываете асфальт. Причем рисовать можно не только человечков, картинки, но и изучать буквы, цифры и т. д. С детьми постарше можно поиграть в классики и другие аналогичные игры.

Игры с обручем и скакалкой.

Улучшить физическую подготовку ребенка можно также при помощи обруча и скакалки. Так как малыши не могут использовать эти снаряды по прямому назначению, то вначале можно предложить, например, небольшой обруч в качестве руля, либо поставить обручи ребром, чтобы ребенок прополз по тоннелю.

Надувание мыльных пузырей.

Такая игра будет, не только полезна, но и доставит массу удовольствия! Главное набраться терпения и научить ребенка надувать мыльные пузырьки. Летние игры для детей с помощью мыльных пузырей станут не только радужными, но и веселым развлеченьем в виде догонялок за пузырями. Надувая пузыри, малыши тренируют легкие. Кроме того, дуть в одну сторону не такое уж легкое задание! Дуть мыльные пузыри можно не только через палочку, но и через соломинку, и чем больше отверстие, тем больше получатся пузыри.

Самые популярные игры летом в детском саду связаны с водой и в воде.

Но и с минимальным количеством воды можно организовать эстафету водоносов. Для этой игры потребуются две табуретки, на одной из которых ставиться емкость с водой, а на другой пустой аналогичный сосуд. Задача детей перенести воду из одного сосуда в другой посредством других предметов. Воду можно носить формочками, половниками, тарелками. Побеждает та команда, которая расплещет наименьшее количество воды. Усложнить игру, развивающую точность и координацию движений, можно посредством установления конкретного способа переноски воды: в одной руке, на плоском блюдце.

Водолазы

Ведущий опускает на дно несколько хорошо видимых предметов под водою. Игроки по очереди ныряют, доставая предметы со дна. Выигрывает тот ребенок, который достанет больше всех предметов за один раз.

Карлики – Великаны

Дети стоят по пояс в воде. Ведущий дает сигнал, выкрикивая слово: «Карлики!». Все садятся в воду. За сигналом: «Великаны!» — все игроки подпрыгивают вверх. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался.

Пятнашки

Игроки стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук от водящего, который расположился в центре. Водящий по сигналу взрослого начинает салить тех, кто не успел нырнуть в воду. Вынырнувших салить нельзя.

Попади в круг

Ведущий кидает в воду надувной круг. Дети стоят на берегу. В руках у них маленькие мячики. Игроки по очереди кидают их в центр круга, продолжая стоять на берегу. Каждый игрок имеет 2 – 3 попытки. Выигрывает тот, кто больше всех попадет в цель.

Игра с камешками

Детки очень любят собирать камни. Наберите камней разного цвета и размера в ведро, высыпьте их в миску с водичкой и помойте. Когда вы помыли камешки, можно начинать с ними играть. Можно класть камни в ведро и переносить их в какое-то место, можно делать это с помощью лопатки или чашечки. Можно обложить камешками цветочную клумбу, или дерево. Можно нарисовать на земле палочкой какую-то фигуру, и по контуру выкладывать ее камнями.

Подвижная игра с дидактической направленностью.

Подвижная игра с дидактической направленностью, в отличие от строго регламентированных движений, всегда связана с инициативным моментом решения двигательных и дидактических задач и протекает на эмоциональном фоне, стимулирующем двигательную активность и умственную работоспособность, отодвигая возникновение утомления. В подвижной игре с дидактической направленностью гармонично сочетаются два начала: учебно-познавательное и игровое двигательное.

В подвижной игре с дидактической направленностью дети учатся объединять движение и полученные на занятиях и в повседневной жизни разрозненные знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.

На самом деле вариантов летних игр с детьми очень много, просто подключите свою фантазию, и каждый день лета будет праздником для вас и ваших детей.

Такой отдых летом укрепит иммунитет и позволит набраться сил.