Конспект по развитию речи в подготовительной группе: "Рассказывание по картине "Скоро в школу". Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему «Составление описательного рассказа по картине Зима

Конспект по развитию речи в подготовительной группе: «Рассказывание по картине « Скоро в школу».

Тема: Рассказывание по картине «Скоро в школу».

Задачи:

Закрепить представление о том, что дети подготовительной группы - будущие школьники.

Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя структуру построения сюжета: завязка, кульминация, развязка.

Активизировать слова, относящиеся к теме: «Школа», «Школьные принадлежности».

Учить сравнивать и обобщать, подбирать точные слова для обозначения явлений;

Помочь детям правильно строить высказывания;

Материал. Презентация, портфель, школьные принадлежности: букварь, карандаш, тетрадь, ручка, линейка, ластик.

Ход занятия:

Вы самые старшие в детском саду, - начинает беседу педагог. – Как называется наша группа? Подготовительная к школе.

Как вы думаете, что нужно уметь, чтобы было легче учиться в школе? Отвечая на вопросы, обратите внимание на свою речь, отвечайте полным ответом. Педагог напоминает, что желательно употреблять в речи такие формы обращений, как: «Я думаю, что… », «Мне кажется, что… ».

Итак, что, на ваш взгляд, необходимо уметь будущему школьнику? (ответы детей)

Читать и писать вас обязательно научат в школе, - продолжает педагог. - А сейчас вам нужно уметь слушать и слышать воспитателя, работать не отвлекаясь; понятно рассказывать; быть самостоятельными в своих суждениях и поступках.

Воспитатель помещает на стенд картину «В школу». Дети рассматривают ее.

Вопросы:

Как можно назвать эту картину? Придумайте ей название. Как вы считаете, чье название правильнее, интереснее? Почему?

Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?

Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (Ученики,

школьники, первоклассники.)

Что несут в руках дети? (Портфели. ) Воспитатель достает портфель.

А что находится в портфелях вы узнаете отгадав загадки:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?.

(Карандаш)

Первая книга, что знанья дает,

Ее первоклассник в портфеле несет.

Всегда и повсюду, сегодня и встарь

Школьнику очень нужен.

(Букварь)

Посмотрите на меня -

Сбоку у меня поля,

Для задачек будут, детки,

На моих страницах клетки,

А для разных упражнений,

Я - в линейку, без сомнений.

Это - лёгкая загадка:

Каждый знает, я -. .

(Тетрадка)

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш.

(Ластик)

Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Школьные принадлежности)

Физкультминутка:

В школу скоро я пойду, (Дети шагают.)

Там друзей себе найду, (Вытянув руки вперед, сжимают пальцы в кулаки и разжимают.)

Я таким ученым буду! (Поворачивают голову вправо-влево.)

И свой садик не забуду. (Обнимают себя руками, разводят руки в стороны и

опять обнимают) .

В какое время года дети начинают учиться? (Осенью)

Воспитатель предлагает образец рассказа:

«Наступило долгожданное сентябрьское утро. За окном ясное безоблачное небо. Девочки и мальчики были готовы идти в школу. Еще с вечера они приготовили портфели, учебники и поставили праздничные букеты в вазы. Наташа боялась опоздать, и поэтому встала пораньше. На улице она встретилась со своими друзьями, и они вместе пошли знакомой дорогой в школу… »

Дети придумывают рассказ по картине.

Обращает внимание детей на картину и просит подумать, как ребята готовились, как собирались в школу.

Рассказы могут быть индивидуальными и коллективными (группа из нескольких человек).

Воспитатель следит, чтобы рассказ получился законченным. Затем дети обсуждают, чей рассказ получился интереснее, лучше.

Дидактическое упражнение:

Скажите предложение - Я пойду в школу так, чтобы было слышно, хорошо понятно, что вы рады этому, вам хочется идти в школу. А сейчас скажите это предложение так, чтобы было понятно, что вы спрашиваете. Дети отвечают.

В заключении послушаем стихотворение про школу (рассказывает ребенок) :

Что такое школа?

Школа – это светлый дом,

Мы учиться будем в нём.

Там научимся писать,

Складывать и умножать.

В школе многое узнаем:

О своём любимом крае,

О горах и океанах,

О материках и странах;

И куда впадают реки,

И какими были греки,

И какие есть моря,

И как вертится Земля.

В школе мастерские есть…

Интересных дел не счесть!

И звонок весёлый.

Вот что значит "школа"!

Источники:

1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-112с.

2. Иванова О. Н. Развитие речи у детей 5-7 лет в детском саду. Учебно-тематические планы, конспекты занятий, критерии оценки результатов. /О. Н. Иванова, Г. Н. Короткова. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 192с. :ил. - (Программа предшкольного образования) .

3. Голицына Н. С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Подготовительная к школе группа. Интегрированный подход. – М: Издательство «Скриптоний 2003», 2014.-56

Составление описательного рассказа на тему «Зима» в подготовительной группе детского сада


Зинаида Аркадьевна Старцева, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 40» п. Майский Пермский край
Описание: конспект НОД предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Данная разработка будет интересна педагогам ДОУ для проведения бесед на зимнюю тематику. Конспект можно использовать для работы полностью, или фрагментарно.
НОД речь и речевое общение
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Тема: Составление описательного рассказа на тему «Зима».
Цель: развитие навыков творческого рассказывания.
Задачи:
1. Развивать умение детей при составлении описательного рассказа использовать образные слова и выражения, опираясь на полученные ранее знания и представления.
2. Содействовать совершенствованию навыков монологической речи детей.
3. Создать условия для развития умений детей подбирать определения к заданным словам.
4. Совершенствовать умение составлять предложение в игре «Живые слова».
5. Воспитывать любовь к родной природе.
Предварительная работа:
рассматривание картин и иллюстраций на тему «Зима»,
просмотр слайдов по теме занятия,
рисование, аппликация на тему «Зима»
наблюдения за зимними явлениями во время прогулок,
беседы о корме для птиц, изготовление кормушек, угощение пернатых друзей, наблюдение за птицами;
экскурсия в зимний лес,
экспериментирование с водой, снегом и льдом,
чтение рассказов о зиме,
повторение загадок, пословиц, народных примет о зиме.


Материалы и оборудование:
выставка репродукций картин И. И. Шишкин "Зима", «Зима в лесу» («Иней»), В. Г. Цыплаков «Мороз и солнце»;
выставка иллюстраций на тему «Зимняя природа»;
схемы составления рассказа (несколько вариантов);
магнитофон, аудиозапись Классика малышам А. Вивальди «Времена года. Зима. Февраль»;
маленькая пушистая снежинка, игрушки заяц и белка;
блокнот и ручка для записей рассказов.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, предлагаю вам несколько минут послушать музыку, затем каждый из вас выскажет своё мнение: о чём рассказывает вам музыка, что услышали вы в звуках музыки.
Ответы детей: зима, ветер, метель, снег кружится..
Воспитатель: верно, это произведение так и называется «Времена года - Зима – Февраль», написал зимнюю музыку композитор Антонио Вивальди.
О зиме написано много волшебной музыки, красивых картин и стихотворений. Предлагаю вам одно из стихотворений русского поэта Ивана Сурикова прочитать и обыграть.
Белый снег, пушистый - «фонарики» - вращение кистями рук
В воздухе кружится
И на землю тихо - «фонарики»- медленно вращая кистями рук, опускаем вниз
Падает, ложится.
И под утро снегом - руки вперёд ладонями вниз, «разглаживаем» перед собой поле
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой - руки поднять вверх, сложить над головой «треугольником»
Принакрылся чудной
И заснул под нею - ладошки под щёку, глаза закрыть
Крепко, непробудно...

Стали дни короче - руки перед собой, ладони слегка разводим
Солнце светит мало - пальцы раскрыты веером (солнце), руки поднимаем верх, и быстро опускаем
Вот пришли морозы - энергично шагаем на месте
И зима настала - "добро пожаловать": руки вытягиваем вперёд открытыми ладонями вверх
(на каждую строчку дети изображают руками то, о чём говорится в стихотворении, можно импровизировать)
Воспитатель: Сегодня мы будем придумывать красивые рассказы о зиме. Давайте уточним, чем отличается зима от других времён года?
Ответы детей: зимой холодно, снежные сугробы, деревья стоят голые, дни короткие хмурые, часто идёт снег...
Воспитатель: Что происходит в морозы с водой в реках, озёрах и прудах?
Ответы детей: вода превращается в толстый прозрачный лёд, замерзают реки, укрыты снегом и льдом...
Воспитатель: Какими словами можно сказать о погоде зимой?
Ответы детей: холодная, морозная, снежная, вьюжная, метельная, ветреная, солнечная, пасмурная...
Воспитатель: Как живётся деревьям зимой?
Ответы детей: деревья грустные, прячутся от мороза в снежные шубы и шапки, спят под снегом, укрывшись снегом, отдыхают...


Воспитатель: Как живут зимой птицы и звери?
Ответы детей: птицам и животным в большой мороз холодно, животные добывают себе корм, много двигаются... Птиц надо подкармливать обязательно.
Воспитатель: Вы правы, в народе говорят: «Не так страшен птицам холод, как голод».
Снег плотным покрывалом укрывает траву и кустарники, которые «угощали» птиц своими семенами, поэтому многие птицы в поисках корма перебираются ближе к жилью человека. Вы молодцы, не забываете приносить для птичек семечки и крупу.

Воспитатель: достаёт снежинку, которую предварительно спрятала так, чтобы дети не сразу её заметили. Ой, смотрите-ка, снежинка, наверное, она хочет, чтобы мы шепнули ей словечко. Предлагаю шепнуть снежинке словечко о том, какой бывает снег. Позволите мне начать? Моё слово: искристый. Передаю снежинку вам, а вы друг другу.
Дети шепчут снежинке слова : холодный, блестящий, пушистый, мокрый, липкий, мягкий, твёрдый, рыхлый, разный, хрустящий, белый, разноцветный под лучами солнца...
Воспитатель: Ах, какие умницы, сколько снежных слов назвали, пусть снежинка остаётся с нами. А вам предлагаю встать и «погулять по снегу». Представьте: снег только что выпал глубокий, мягкий пушистый, шагаем по сугробам. Легко идти? Весело или грустно? (ответы детей)
Воспитатель: Погода поменялась, небо ясное, выглянуло солнце, ударил морозец, шагаем по расчищенным дорожкам, представили? Что слышите, когда шагаете по снегу в ясную морозную погоду?
Ответы детей: снег хрустит, скрипит, «поёт» песенку...


Воспитатель: Какими словами вам хочется сказать о зиме, какая она?
Ответы детей: снежная, морозная, холодная, вьюжная, красивая, сверкающая, блестящая, печальная, грустная, весёлая, длинная, скучная...
Воспитатель: Много назвали разных красивых слов о зиме, о зимней погоде. Попробуем придумать интересные рассказы. Кому нужна помощь, возьмите подсказку (схему).

Кто хочет сам, составляет рассказ без подсказки, всем желаю успеха. Обязательное условие: в рассказе описать какая погода, какое солнце, какой ветер, какой снег. Используйте в своих рассказах те слова, которые мы с вами подобрали, говоря о снеге, о погоде, о зиме.
Посмотрите, что это у меня?
Ответы детей: блокнот, ручка.
В красивый блокнот красивой ручкой я буду записывать ваши красивые рассказы. Самые лучшие рассказы напечатаем, нарисуем к ним рисунки и оформим в книжечку для родителей, чтобы мамы и папы увидели, как много вы умеете, какие вы талантливые.
Дети составляют рассказы: один ребёнок рассказывает, остальные слушают, если требуется, помогают, подсказывают красивые слова. Если рассказы длинные, выслушать 2-3 детей.

Воспитатель: дети, кто не успел рассказать о зиме, не огорчайтесь, я обязательно вас выслушаю и запишу все рассказы. Предлагаю немного отдохнуть.
Динамическая пауза «Зима»
На улице зима – разводим руки в стороны
Ух, стало холоднее – поглаживаем себя, «дрожим»
Одежда нам нужна значительно теплее - грозим указательным пальцем
Чьи варежки? - руки вперёд, поглаживаем
Мои! – руки к себе
Чья шапочка? – руки к голове
Моя! – руки к себе
Чей шарфик? - руки к шее
Мой! - руки к себе
Пойдём гулять скорей с тобой - находим пару и шагаем, "гуляем" по группе
Хорошо зимой гулять


В зимнем лесу тишина и покой
А нам пора возвращаться домой.
Воспитатель: возвращаемся на свои места, нас ждёт следующая игра «Подскажи словечко» .
Вы назвали много разных слов о зиме, и о снеге. Послушайте и постарайтесь догадаться о чём я буду говорить: снежная, холодная, морозная, вьюжная…
Ответы детей: зима, погода.
Воспитатель: искристый, хрустящий, холодный…
Ответы детей: снег, иней.
Воспитатель: северный, ледяной, сильный…
Ответ детей: ветер.
Воспитатель: огромные, пушистые, мягкие …
Ответ детей: сугробы.
Воспитатель: толстый, прозрачный, холодный …
Ответ детей: лёд.
Воспитатель: отлично справились с заданиями. Для вас ещё одна знакомая игра «Живые слова». Кто может рассказать правила этой игры?
Ответы детей: детям даются слова, дети-слова встают по порядку, держа друг друга за руки.
Воспитатель: Кто хочет быть словом? Кто первым поднял руку, тот выбирает себе ещё двух товарищей для игры.


Воспитатель «раздаёт» детям слова: « деревья» «покрыты» «снегом»
и предлагает построить предложение. Далее воспитатель предлагает малоактивному ребёнку проверить, правильно ли построились живые слова. Игра проводится два раза. Если живые слова допускают ошибку, дети с мест их исправляют.
Воспитатель поднимает белую салфетку, под ней игрушки заяц и белка
Посмотрите-ка, лесные зверюшки здесь прячутся. Кто из вас знает скороговорку про этих животных?
Если дети затрудняются, воспитатель читает сама скороговорку: «Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел, а вот белка не бела, белой даже не была».

Далее воспитатель вызывает нескольких детей (из числа тех, что были малоактивны на занятии) и предлагает произнести скороговорку медленно, в умеренном темпе, быстро.
Воспитатель: Лесные гости и снежинка останутся с нами, вы сможете поиграть с ними в свободное время. Впереди у нас оформление книги рассказов. Дети, вы доставили мне сегодня радость своими красивыми рассказами. Мне приятно было играть с вами в речевые игры.
Что было самым интересным сегодня для вас? Какое задание было самым трудным? (ответы детей)
Воспитатель: Кто считает, что сегодня справился со всеми заданиями, тот гладит себя по голове и говорит, мальчики: «Я молодец!», девочки: «Я умница-разумница!» Спасибо всем за работу на занятии.

Список литературы:
1. «Занятия по развитию речи в детском саду», под редакцией О. С. Ушаковой, . М., «Совершенство» 1998
2. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи», М., «Просвещение» 1988

Ребята, к нам пришло письмо. Интересно, от кого оно? В письме загадка.
Кто трясется под кусточком,
Маленьким дрожит хвосточком?
Ты трусливого, узнай-ка
То, наверно, серый (зайка)
Сейчас прочитаем письмо. « Ребята, я хотел прийти к вам в гости, но на пути мне встретилась лиса. Поэтому мне пришлось изменить свой путь, а вам я посылаю задания, выполнив которое вы сможете прочитать слово и получить сладкие подарки.»Для того, чтобы выполнить задания зайки, нам нужно отправиться в сказочную страну. Ну что, ребята, готовы отправиться в путешествие в сказочную страну?
Вот мы и прибыли в волшебную страну сказок.
1.А вы любите сказки? Ребята, а кто пишет сказки? (народ, писатели)
А о чем говорится в сказках? Чем сказки отличаются от рассказов? Как обычно заканчиваются сказки? Какие сказки вы любите?
2.А вот и задание зайца. Отгадайте загадки.
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нес?
Кто садился на пенек и хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? (медведь)
Дед и баба вместе жили
Дочку из снежка слепили
Но костра горячий жар
Превратил девчонку в пар.
Дед и бабушка в печали
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)
У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы
Высоко они летят
Далеко они глядят (гуси-лебеди)
Летела стрела и попала в болото
И в этом болоте поймал ее кто-то
Кто распростившись с кожей зеленой
Сделался милой, красивой, пригожей? (царевна – лягушка)
3. Следующее задание «Угадай сказку по иллюстрации»
4. Задание «Угадай, из какой сказки герой»
Жаба, жуки, полевая мышь, ласточка, крот (дюймовочка)
Царь, три сына, стрела, болото, лягушка (царевна-лягушка)
Гуси, яблоня, речка, печка (гуси-лебеди)
Щука, ведра, печь, царевна (по щучьему велению)
Дед, заяц, медведь, лиса, песенка (колобок)
Солдат, старуха, топор (каша из топора)
5. Игра «Наоборот»
Скажу я слово высоко – а ты ответишь. ..низко
Скажу я слово далеко – а ты ответишь… близко
Скажу я слово потолок – а ты ответишь… пол
Скажу я слово потерял – а я скажу… нашел
Скажу тебе я слово трус – ответишь ты.. ..храбрец.
Теперь начало я скажу – ну, отвечай, ….конец.
6. Физминутка «Буратино»
7.Измени конец сказки «Колобок», «Теремок», «Снегурочка»
8.Я вам покажу сказочного героя, а вы должны охарактеризовать его, то есть сказать, какой он.
9.Составь предложение.
Замок, на, стоит, горе, высокий.
Дверь, замок, крепкий, висит, на.
Школе,в, урок, тишина, на, нужна.
10. Показать театр
Драмматизация сказки «Красная шапочка»


Приложенные файлы

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Книга посвящена вопросам развития речи детей дошкольного возраста старшей и подготовительной к школе групп. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности. Рассмотрены возрастные особенности развития речи детей 5-7 лет. Вводная часть знакомит с теоретическими основами программы и методики.
В пособии дастся материал для занятий, направленных на развитие всех сторон речи ребенка - фонетики, грамматики, лексики. а также на овладение основами связной монологической речи. Приложение содержит литературный материал для занятий по пересказу и методики выявления уровня речевого развития и методики мониторинга речевого развития детей.
Во второе издание книги внесены дополнения в соответствии с федеральными требованиями к основной программе дошкольного образования, ссылки на новый демонстрационный материал.
Книга предназначена работникам ДОУ, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи детей.

Развитие связной речи.
При пересказе литературных произведений (сказки, рассказы) ребенок учится связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослого, использовать интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей.
Умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины предполагает отображение места и времени действия, придумывание предшествовавших и последующих событий.
Составление рассказа по сериям сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующее его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.
В старшей группе дети придумывают рассказы и сказки об игрушках, дают их описание и характеристику, соблюдая требования к композиции и выразительности речи.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
СТАРШАЯ ГРУППА.
Основные задачи работы но развитию речи детей старшей группы.

Словарная работа.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие связной речи.
Методические указания.
Конспекты занятий.
Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и рак».
Занятие 2. Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами».
Занятие 3. Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки».
Занятие 4. Составление рассказа по скороговорке.
Занятие 5. Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?».
Занятие 6. Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим дом».
Занятие 7. Составление рассказов на темы стихотворений.
Занятие 8. Составление рассказа на заданную тему.
Занятие 9. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята».
Занятие 10. Составление рассказа по картине «Ежи».
Занятие 11. Составление рассказа на тему «Домашнее животное».
Занятие 12. Составление описательного рассказа о предметах посуды.
Занятие 13. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».
Занятие 14. Составление рассказа по картине «Река замерзла».
Занятие 15. Составление рассказа на тему «Игры зимой».
Занятие 16. Составление рассказа на темы скороговорок.
Занятие 17. Пересказ сказки «Петух да собака».
Занятие 18. Составление рассказа по картине «Северные олени» .
Занятие 19. Составление описательного рассказа на тему «Зима».
Занятие 20. Ознакомление с предложением.
Занятие 21. Пересказ сказки «Лиса и кувшин».
Занятие 22. Составление рассказа но картине «Лошадь с жеребенком».
Занятие 23. Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился».
Занятие 24. Составление рассказа на заданную тему.
Занятие 25. Пересказ рассказал. Толстого «Пожарные собаки».
Занятие 26. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.
Занятие 27. Сочинение на тему «Приключения зайца».
Занятие 28. Составление рассказа на предложенную тему.
Занятие 29. Пересказ рассказа Я. Тайиа «Послушный дождик».
Занятие 30. Составление рассказа по картине «Зайцы».
Занятие 31. Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка».
Занятие 32. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА.
Основные задачи работы по развитию речи детей подготовительной к школе группы.
Воспитание звуковой культуры речи.
Словарная работа.
Формирование грамматическою строя речи.
Развитие связной речи.
Методические указания.
Приемы исправления грамматических ошибок.
Конспекты занятий.
Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и козел».
Занятие 2. Составление рассказа по картине «В школу».
Занятие 3. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
Занятие 4. Составление текста-рассуждения.
Занятие 5. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».
Занятие 6. Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные».
Занятие 7. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Занятие 8. Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду».
Занятие 9. Составление текста-поздравления.
Занятие 10. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца».
Занятие 11. Сочинение сказки на тему «День рождения зайца».
Занятие 12. Составление рассказа с использованием антонимов.
Занятие 13. Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами».
Занятие 14. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка».
Занятие 15. Составление рассказа по картине «Не боимся мороза».
Занятие 16. Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка».
Занятие 17. Пересказ сказки «У страха глаза велики».
Занятие 18. Составление рассказа на тему «Четвероногий друг».
Занятие 19. Сочинение сказки на предложенный сюжет.
Замятие 20. Составление рассказа на тему «Как мы играем знмой на участке».
Занятие 21. Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин.
Занятие 22. Составление рассказа «Как Ежок попал в беду» по серии сюжетных картин.
Занятие 23. Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин.
Занятие 24. Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин.
Занятие 25. Составление рассказа о животных по сюжетным картинам.
Занятие 26. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта.
Занятие 27. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк».
Занятие 28. Сочинение сказки на заданную тему.
Занятие 29. Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется».
Занятие 30. Описание пейзажной картины.
Занятие 31. Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками».
Занятие 32. Пересказ рассказам. Пришвина «Золотой луг».
Занятие 33. Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белки».
Занятие 34. Составление рассказа на тему «Веселое настроение».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Литературный материал для занятий по пересказу.
Лиса и Рак (русская народная сказка).
Разве так играют?.
Лисята.
Про снежный колобок.
Петух да собака (русская народная сказка).
Лиса и кувшин (русская народная сказка).
Пожарные собаки.
Новоселье гномов.
Послушный дождик.
Кораблик.
Про пана Трулялинского.
Лиса н козел (русская народная сказка).
Четыре желания.
Купание медвежат.
Первая рыбка.
У страха глаза велики (русская народная сказка) Еж.
Белка и волк.
Как аукнется, так и откликнется (русская народная сказка).
Золотой луг.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Методики выявления уровня речевого развития детей.
Ассоциативный метод выявления уровня речевого развития дошкольника.
Работа над словом (по исследованию Л. Колуновой) Методика выявления особенностей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (по исследованиям Н. Смольниковой и Е. Смирновой).
Выявление уровня связной речи в рассказывании по серии сюжетных картин.
Выявление влияния восприятия произведений живописи на развитое речи старших дошкольников (по материалам исследования Е. Савушкиной) Методика обследования речи и коммуникативных умении детей старшего дошкольного возраста.
Список использованной и рекомендуемой литературы.

Учитель-логопед Постол Татьяна Викторовна, высшая квалификационная категория; Челябинская область, г.Снежинск, муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 21»

Задачи:

  1. Закрепить умение целенаправленного восприятия наглядного содержания картин, анализа изображенной ситуации.
  2. Продолжать обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин, последовательность которых служит планом рассказывания.
  3. Развивать умение воспроизводить на основе изображенного действия предшествующие и последующие события.
  4. Учить эмоционально передавать переживания действующего лица.
  5. Формировать навык планирования связного развернутого высказывания.
  6. Учить детей логичности, связности, последовательности высказывания, развивать творческие способности дошкольников.
  7. Совершенствовать и закреплять лексические и грамматические средства языка.
  8. Учить детей высказывать собственное мнение по сюжету.
  9. Активизировать словарь по теме «Фрукты» .
  10. Развивать зрительное, целостное восприятие.
  11. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи.
  12. Воспитывать умение слушать и оценивать рассказ товарища.

Оборудование: мяч, серия картин Гербовой «Нашёл выход» .

Ход занятия

1. Оргмомент

Игра «Угадай фрукт по первому слогу» :

Гру… (груша) , ли… (лимон) , ман… (мандарин) , пер… (персик) , яб… (яблоко) , ви… (виноград) , ба… (банан) .

2. Введение в тему.

Учитель-логопед: Кто из вас какие фрукты, ягоды любит?

(Дети перечисляют.)

Учитель-логопед: Сколько вы сможете съесть за один раз?

(Выслушиваются ответы.)

Учитель-логопед: А вот один очаровательный мальчик с весёлыми веснушками оказался однажды один на один с большущей миской спелых вишен…

3. Демонстрация трёх картинок, выкладывание их в нужной последовательности.

Учитель-логопед: Вот этот мальчик. Давайте придумаем ему имя. (Дети придумывают имя мальчику.) Рассмотрите картинки, подумайте, что было вначале, что было потом, чем всё закончилось.

4. Рассматривание каждой картины по отдельности, беседа по содержанию.

1 картина.

Где находится Витя?

Как Витя оказался в саду? (Выслушиваются варианты ответов.)

Откуда взялась миска с вишнями?

Какое настроение у Вити? Почему?

О чём думает мальчик?

Давайте придумаем начало нашего рассказа.

(«Однажды в субботу мама с Витей поехали в сад к бабушке. Бабушка очень обрадовалась Вите. Она собрала для него огромную миску спелых вишен, поставила её на стол перед Витей и сказала: «Угощайся, Витенька» )

Как ел Витя вишню?

Какая была вишня?

Что появлялось на столе? Какие появились косточки?

Давайте продолжим наш рассказ.

(«Витя попробовал вишню и удивился: «О-О-о, какая вкусная, сладкая, сочная вишня! Мальчику очень понравилась вишня. Он стал с удовольствием её есть. На столе стала появляться горка вишнёвых косточек» .)

Вишни в миске становилось всё … (меньше) , а косточек на столе становилось всё … (больше) .

Как сидит Витя?

Почему он развалился на скамейке?

Какое у него лицо?

О чём он думает?

(«Витя всё ел и ел ягоды. Вишни в миске становилось всё меньше, а косточек на столе – всё больше. Витя и не заметил, как съел почти всю вишню. Он объелся, развалился на скамейке и сказал: «Всё, я больше не могу есть вишни!» )

4-ая картинка перевёрнута.

Завершите этот рассказ. Нарисуйте свою картинку на пустом листе.

(Выслушиваются варианты концовки рассказа. Поощряется фантазия детей. После высказываний 4-ая картинка переворачивается.)

Художник завершил этот рассказ по-своему.

(Рассматривается последняя картинка.)

Что сделал Витя?

Зачем он завязал шарфом себе рот?

Посмотрите на маму.

Какое у неё лицо?

Почему мама испугалась?

Что она сказала сыну?

(«Витя не мог удержаться. Рука тянулась и тянулась за ягодами. Витя завязал себе рот шарфом, чтобы больше не есть вишню. Тут пришла мама, увидела пустую миску и вскрикнула: «Витя, ты зачем съел сразу всю вишню? Тебе будет плохо, заболит живот! Не надо жадничать, нужно есть понемногу!» )

Физминутка

Игра «Сбор урожая» - на название фруктов дети поднимаются на носочки, руки вверх, на название овощей – приседают.

5. Придумывание названия рассказа.

Этот рассказ можно назвать по-разному. У кого какие предложения?

Варианты:

Вкусная вишня

Нашёл выход

Случай в саду

Как Витя ел вишню

6. Рассказы детей.

Образец:

Однажды в субботу мама с Витей поехали в сад к бабушке. Бабушка очень обрадовалась Вите. Она собрала для него огромную миску спелых вишен, поставила её на стол перед Витей и сказала: «Угощайся, Витенька» . Витя очень обрадовался и сказал: «Спасибо, бабушка! Это самые мои любимые ягоды!»

Витя попробовал вишню и удивился: «О-О-о, какая вкусная, сладкая, сочная вишня! Мальчику очень понравилась вишня. Он стал с удовольствием её кушать. На столе стала появляться горка вишнёвых косточек.

Витя не мог удержаться. Рука тянулась и тянулась за ягодами. Витя завязал себе рот шарфом, чтобы больше не есть вишню. Тут пришла мама, увидела пустую миску и вскрикнула: «Витя, ты зачем съел сразу всю вишню? Тебе будет плохо, заболит живот! Не надо жадничать, нужно есть понемногу!»

Оценивается работа детей на занятии, качество рассказов.

Серия картин «Нашёл выход»