Фонетический процесс, происходящий в слове, во многом объясняет его правописание и произношение. Это следует учитывать и при выполнении на уроках русского языка. Особое внимание уделяется здесь положению того или иного звука. Так называемые позиционные фонетические процессы характерны для большинства языков. Интересно, что многие изменения в звуковом оформлении слова зависят от местности проживания носителей. Кто-то округляет гласные, кто-то смягчает согласные. Различия между московским було[ш]ная и петербургским було[чн]ая стали уже хрестоматийными.
Что же такое фонетический процесс? Это особые изменения в звуковой выраженности букв под воздействием всевозможных факторов. От этих факторов и зависит тип данного процесса. Если они не продиктованы самой лексической составляющей языка, общим произношением слова (например, ударением) - такое явление будет называться позиционным. Сюда относятся всевозможные редуцированные согласные и гласные, а также оглушение в конце слова.
Другое дело - те фонетические процессы в языке, которые дают стечения различных звуков в словах. Они будут называться комбинаторными (т. е. зависят от определенной комбинации звуков). Прежде всего сюда относят ассимиляцию, озвончение и смягчение. Причем оказывать влияние может как последующий звук (регрессивный процесс), так и предыдущий (прогрессивный).
Для начала разберем явление редукции. Стоит сказать, что она характерна как для гласных, так и для согласных. Что касается первых, то этот фонетический процесс полностью подчиняется ударению в слове.
Для начала следует сказать, что все гласные в словах разделяются в зависимости от отношения к ударному слогу. Влево от него идут предударные, вправо - заударные. К примеру, слово "телевизор". Ударный слог -ви-. Соответственно, первый предударный -ле-, второй предударный -те-. А заударный -зор-.
Вообще редукция гласных подразделяется на два типа: количественную и качественную. Первая определяется не изменением звукового оформления, а лишь интенсивностью и длительностью. Этот фонетический процесс касается лишь одного гласного, [у]. Для примера достаточно четко произнести слово "будуар". Ударение здесь падает на последний слог, и если в первом предударном "у" слышится четко и более-менее громко, то во втором предударном она слышится гораздо слабее.
Соврем другое дело - качественная редукция. Она предполагает не только изменение по силе и слабости звучания, но и по различной тембровой окраске. Таким образом, меняется артикуляционное оформление звуков.
К примеру, [о] и [а] в сильной позиции (т. е. под ударением) всегда слышатся отчетливо, перепутать их невозможно. Разберем для примера слово "самовар". В первом предударном слоге (-мо-) буква "о" слышится достаточно отчетливо, но до конца не оформившись. Для нее в транскрипции есть свое обозначение [^]. Во втором предударном слоге -са- гласный оформлен еще более нечетко, сильно редуцирован. Для него также есть свое обозначение [ъ]. Таким образом, транскрипция будет выглядеть так: [съм^вар].
Гласные, перед которыми стоят мягкие согласные, также весьма интересны. Опять же, в сильной позиции они слышатся отчетливо. Что же происходит в безударных слогах? Разберем слово "веретено". Ударный слог - последний. В первом предударном гласный редуцирован слабо, его в транскрипции обозначают как [и э ] - и с призвуком э. Второй же и третий предударные полностью редуцировались. Такие звуки обозначают [ь]. Таким образом, транскрипция следующая: [в’ьрьти э но].
Хорошо известна схема лингвиста Потебни. Он вывел, что первый предударный слог - самый четкий из всех безударных. Все остальные по силе уступают ему. Если гласный в сильной позиции принимать за 3, а самую слабую редукцию за 2, получится следующая схема: 12311 (слово "грамматический").
Нередки явления (часто в разговорной речи), когда редукция нулевая, т. е. гласный вообще не произносится. Встречается подобный фонетический процесс как в середине, так и в конце слова. К примеру, в слове "проволока" мы редко произносим гласный во втором заударном слоге: [провълкъ], а в слове "чтобы" до нуля редуцирован гласный в заударном слоге [штоб]
Также в современном языке существует фонетический процесс, называемый редукцией согласных. Он заключается в том, в конце слова практически исчезает (нередко встречается нулевая редукция).
Это связано с физиологией произношения слов: мы их произносим на выдохе, и воздушного потока порой недостаточно, чтобы хорошо проартикулировать последний звук. Зависит это и от субъективных факторов: темпа речи, а также особенностей произношения (например, диалектных).
Это явление можно встретить, например, в словах "болезнь", "жизнь" (некоторые диалекты не произносят последние согласные). Также иногда редуцируется j: слово "мои" мы произносим без него, хотя, по правилам, он быть должен, т. к. "и" стоит перед гласной.
Отдельным процессом редукции является оглушение, когда звонкие согласные меняются под воздействием глухих или в абсолютном конце слова.
Для примера возьмем слово "варежка". Здесь звонкий [ж] под воздействием глухого [к], стоящего позади, оглушается. В итоге слышится сочетание [шк].
Другой пример - абсолютный конец слова "дуб". Здесь звонкий [б] оглушается до [п].
Всегда звонкие согласные (или сонорные) также подвержены этому процессу, хоть и очень слабо. Если сравнить произношение слова "елка", где [л] стоит после гласного, и "вол", где этот же звук в конце, легко заметить разницу. Во втором случае сонорный звучит короче и слабее.
Совершенно обратный процесс - озвончение. Он относится уже к комбинаторным, т. е. зависящим от определенных звуков, стоящих рядом. Как правило, это касается глухих согласных, которые расположены перед звонкими.
К примеру, такие слова, как "сдвиг", "сделать" - здесь озвончение произошло на стыке приставки и корня. Наблюдается это явление и в середине слова: ко[з‘]ба, про[з‘]ба. Также процесс может проходить на границе слова и предлога: к бабушке, "с деревни".
Еще один закон фонетики заключается в том, что твердые звуки смягчаются, если после них идут мягкие согласные.
Существует несколько закономерностей:
Эти два правила касаются всех носителей академического языка, однако есть диалекты, где смягчение также происходит. К примеру, может произноситься [д‘]верь или [с’]ъем.
Определить фонетический процесс ассимиляции можно как уподобление. Другими словами, звуки, сложно произносимые, как бы уподобляются рядом стоящим. Это касается таких сочетаний, как "сч", "зч", также "шч", "здч" и "стч". Вместо них произносится [щ]. Счастье - [щ]астье; мужчина - му[щ]ина.
Также ассимилируются глагольные сочетания -тся и -ться, вместо них слышится [ц]: венча[ц]а, боя[ц]а, слыши[ц]а.
Сюда же относится и упрощение. Когда группа согласных теряет один из них: со[н]це, извес[н]як.
Говорящий как бы экономит на этих гласных свои произносительные усилия, редуцирует (уменьшает) мускульные затраты, необходимые для их производства. При этом одни гласные звуки произносятся короче, чем когда они стоят в ударном слоге (это явление называется количественной редукцией гласных звуков), а другие - не только короче, но и с изменением качества своего звучания (это явление называется качественной редукцией).
В заударной части слова (кроме позиции в конечном открытом слоге) гласные звуки претерпевают наибольшие изменения, как количественные, так и качественные, так что на слух они воспринимаются как очень короткие гласные неопределенного качества. Исключение составляет лабиализованный гласный верхнего подъема [у], который во всех позициях сохраняет свое качество. Такие же изменения происходят с гласными в предударной части слова в непервом предударном слоге и не в абсолютном начале. Поскольку они претерпевают наибольшие изменения (как количественные, так и качественные), говорят, что они подвергаются качественной редукции гласных 2-ой степени. В этих позициях гласные звуки становятся очень короткими и по своей артикуляции приближаются к гласным звукам среднего ряда и среднего подъема.
Два типа транскрипции.
Транскрипция – специальное фонетическое письмо для фиксации речи.
Фонематическая транскрипция отражает фонемный состав слова или последовательности слов. Фиксирует речь с точностью до фонемы.
Фонетическая отражает некоторые особенности реализации фонем в разных условиях. Фиксирует речь с точностью до аллофона.
Орфоэпия как лингвистическая дисциплина. Орфофония. Способы установления орфоэпической нормы.
Орфоэпия и орфофония.
Орфоэпия – наука, которая изучает варьирование произносительных норм литературного языка и вырабатывает произносительные рекомендации. Большое значение в развитии литературного произношения имел театр, сохранявший нормы орфоэпии в наиболее чистом виде.
Орфофония – это правила произношения вариантов фонем. Орфофонические различия часто не осознаются носителями языка.
Орфоэпия – выявление нормативного фонемного облика слова
Орфофония – выявление нормативной реализации фонем - аллофонов
Норма – ограничение дальнейших возможностей системы
Мартине составил словарь по 17 из 100
200 самых частотных слогов + спонтанная речь, русский родной, среднее образование, житель столицы, из 150 -15 потомственные петербуржцы
Кодифицированная предписывающая
Вариативность нормы – сосуществование двух способов выражения одной языковой сущности
39 основных отличий
Спорные вопросы в системе русских фонем.
1. /ы/ - гласный смешанного ряда. МФШ считает, что ы – аллофон И, так как Ы стоит только после твёрдых согласных, а И – после мягких.
2. /g’/ /k’/ /х’/ - мягкие заднеязычные, в МФШ они аллофоны твердых фонем, так как заимствованных слов и имен собственных МФШ не признает, а «ткёт» - исключение
Трудности фонемной трактовки. Дифтонгоидность русских гласных.
1. Долгие звуки Долгих фонем в русском языке нет, а есть бифонемные сочетания согласных. В некоторых языках внутри долгого гласного не всегда проходит разница двух соседних морфем, и поэтому долгие гласные в таких языках – отдельные цельные фонемы, а не сочетания двух кратких.
Критерий слоговой границы. Критерий морфемной границы
Гласные (пообедать)
Согласные (бесспорный, банный)
2. Дифтонги – сочетания гласного с полугласным. Бывают восходящие и нисходящие. В русском – только фонетические, фонематических нет (мой – моя).
3. Дифтогоид – гласный с призвуками. [ы i ] Влияние мягких согласных – и-образная артикуляция. Неоднородный характер О – трифтонгоид даже в изолированном произнесении. [ u o]
4. [ž:’] «ж» долгое мягкое в Москве (вожжи, визжит, дождь)
5. [š:’] /šč / или /š:’/. Одна фонема или бифонемное сочетание?
Написание | Произношение | Примеры | Примечания |
СТН | /sn/ | мéСТНый , лéСТНица | |
ЗДН | /zn/ | звёЗДНый , прáЗДНик | Возможное исключение - бéЗДНа |
ЛНЦ | /nc/ | сóЛНЦе | Только в этом слове |
СТCК | /ssk/ | туриСТСКий | |
НТСК | /nsk/ | комендáНТСКий | |
НДСК | /nsk/ | голлáНДСКий | |
НГСК | /nsk/ | гонкóНГСКий | |
РГСК | /rsk/ | петербýРГСКий | |
ВСТВ | /stv/ | здрáВСТВуйте , чýВСТВовать | Только в этих двух корнях |
НКТП | /ntp/ | СаНКТ-Петербýрг | Только в этом слове и произв. от него |
СТЛ | /sl’/ | счаСТЛивый | Кроме корней: -ХВАСТ- (хваСТЛивый ), -КОСТ- (коСТЛявый ),-СТЛ- (поСТЛáтъ ), -ТЛ- (исТЛéть ) |
НТСТВ | /nstv/ | агéНТСТВо | |
ЙСТ(В) | /st/ | пожáлуЙСТа , деЙСТвительно | Только в этих словах |
ЛВСТВ | /lstv/ | безмóЛВСТВовать | Только в этом слове |
Ассимиляция согласных по глухости
Ассимиляция согласных по звонкости. Исключение:перед согласными /v/, /v’/ ассимиляция по звонкости в русском языке не происходит.Исключение из исключения:в случае, если после /v/, /v’/ стоит звонкий согласный, ассимиляция по звонкости происходит (русские/v/, /v’/ обладают способностью как бы пропускать через себя звонкость правого согласного): от воды /at-vadы/ - от вдовы /ad-vdavы/
Ассимиляция согласных по месту и способу образования.
З/С + Ш =/šš/ из шкóлы, сшить;
З/С + Ж = /žž/ изжáрить, сжать;
Т/Д + Ч = /čč/ или /č/ лётчик, перевóдчик;
Т(Ь)Д + С/Ц = / cc/ или /с/ отцá, мóется, блюдце,
С/З/Ш/Ж/СТ/ЗД + Ч = /š:’/ счáстье, извóзчик, веснýшчатый, мужчина, жёстче, звёздчатый;
С/З + Щ = /š:’/ расщепить, из щéли.
Ассимиляция по мягкости.
С/З + /t’/ = /s’t’/ стенá, растéние, из темноты;
С/З + /d’/ = /z’d’/ сдéлать, здесь, вездé, раздéться;
С + /n’/ = /s’n’/ снять, пéсня, коснись, ресница;
З + /n’/ = /z’n’/ жизнь, болéзнь, изнéженный, рáзница;
Н + /s’/ = /n’s’/ пéнсия, консилиум;
Н + /z’/ = /n’z’/ бензин, вонзить, претéнзия;
Н + Ч = /n’č/ блинчик, кóнчить, рáнчо, саранчá;
Н + Щ = /n’š:’/ бáнщик, кáменщик, жéнщина;
Н + /t’/ = /n’t’/ бáнтик, континéнт, сантимéтр;
Н + /d’/ = /n’d’/ кандидáт, бандит, Голлáндия;
Т + /n’/ = /t’n’/26отнять, отнести, пятнистый;
Д + /n’/ = /d’n’/ одни, днём, поднять, вóдник;
Г + К = / x’k’/ лёгкий, мягкий.
Инвентарь фонем
Дифференциальные признаки
Дистрибуция – распределение в речи
Как они сочетаются
Какие значения
Язык – система потенциальных средств
Речь – форма существования системы
Функции языка
Коммуникативная (общение и информация)
Мыслеоформительная
Эмотивная
Форманты есть у гласных и сонантов, а у согласных – шумовые частот. Главные резонансные форманты – 2. 3я форманта развита у гласных переднего ряда.
Система звуковых единиц.
Ударные гласные в потоке речи.
Богатство выразительных возможностей русского литературного языка.
Модификации звуков в консонансах (СС). Сочетания ГГ, ГС и СГ в потоке речи. Модификации гласных и согласных в этих сочетаниях.
Коартикуляция в потоке речи.
Системные особенности сонантов.
Корреляция русских согласных по звонкости-глухости. Артикуляторный механизм звонкости.
Орфоэпические трудности современного русского литературного языка.
Безударные гласные в потоке речи.
Главная > Лекции1. Фонетические процессы. В речевом потоке звуки взаимодействуют друг с другом и, поэтому, изменяются. Данное изменение звуков называется фонетическими процессами , которые делятся на 2 типа:
II предударная позиция (слог) | I предударная позиция (слог) | Ударная позиция (сильная) | II заударная позиция (слог) | II заударная позиция (слог) |
|
После твёрдых согласных | |||||
<о> | |||||
После мягких согласных | <э> | ||||
Приспособление гласных переднего ряда [и], [э]
Изменение гласных непереднего ряда [а], [о], [у]
Лоно → | [ло нъ] → | [о] → | |
Водяной → | [въд , и э но . й] → | [о . ] → | |
Лён → | [л , . о н] → | [ . о] → | < о > |
Лёня → | [л , . о . н , ъ] → | [ . о . ] → | |
Вода → | [в ^ да ] → | [ ^ ] → |
фонетика | фонология |
|
изучают звуки речи |
||
различия |
||
изучает физиологический и аккустический аспект образования звуков. | изучает лингвистический аспект, т.е. то, как звук участвует в практическом общении. |
Московская школа | Ленинградская школа |
|
Представители |
||
Реформатский, Аванесов, Кузнецов | Щерба, Матусевич, Кодухов | |
Состав гласных фонем |
||
Считают, что существует 5-ти фонемный состав гласных, фонема < ы > рассматривается как вариант < и > | Фонему < ы > выделяли как самостоятельную, т.е. считали, что существует 6-ти фонемный состав гласных | |
Обоснование теории |
||
1. не стоит в абсолютном начале слова; 2. возможна только после твёрдого согласного, т.е. в определенной позиции, заменяет в этой позиции фонему < и > ; 3. употребляется в окончаниях существительных наряду с < и >, т.е. различаются по твердым и мягким вариантам;4. < ы > < и > в одной позиции невозможны. | 1. подставление другого гласного разрушает связь звучания и значения, т.е. если вместо ил подставим ал, ол , то каждый из этих гласных выполняет опознавательную функцию; 2. < ы > легко произносится в изолированном виде;3. может употребляться в начале слова. |
Вопросы практических занятий
Тема 1: Теоретическая и прикладная, общая и частная фонетика.Список использованных источников
1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: Уч. пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. 2. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. - М: «Русский язык», 1997. 3. Зиндлер Л.Р. Общая фонетика. - М., 2001. 4. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский язык. Фонетика, графика, орфография, орфоэпия. – М.: Академический проспект, 2005. 5. Коздасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. - М., 2001. 6. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1996. 7. Вещикова И.А. Орфоэпия. Основы теории и прикладные аспекты. /books/element.php?pl1_cid=143&pl1_id=1431 Объектом лингвистики явл-ся естественный язык человека. Закономерности устройства, развития и ф-ционирования языка составляют предмет науки о языке. Эти закономерности м.Сборник программ для основного общего образования
Документ
Общее языкознание: предмет и задачи курса
Закон
Редукция гласных.
Литературное произношение безударных гласных основано на фонетическом законе современного русского литературного языка - редукции гласных. В силу редукции безударные гласные сокращаются по длительности (по количеству) и утрачивают отчетливое звучание (качество). Редукции подвергаются все безударные гласные, но степень редукции их неодинакова. Так, гласные [у], [и], [ы] в безударном положении сохраняют свое основное звучание, а гласные [а], [о], [е] качественно изменяются. Степень редукции гласных [а], [о], [е] в основном зависит от места гласного в слове по отношению к ударению, а также и от характера предшествующего согласного. Кроме того, на редукцию гласных влияет темп речи: чем быстрее темп речи, тем редукция значительнее.
В первом предударном слоге гласные [а], [о], [е] редуцируются в наименьшей степени и произношение их подчинено следующим нормам.
После твердых согласных на месте букв а, о произносится звук [Λ] при несколько менее широком растворе рта, чем при звуке [а] ударяемом: сады, валы, лоза, коса, жара, шары, жокей, шофер, цари - [сΛды], [вΛлы], [лΛза], [кΛса], [жΛра], [шΛры], [жΛк"е], [шΛф"ор], [цΛр"и]. На месте буквы е после шипящих [ж], [ш] и после [ц] произносится [ы], склонное к [э] - [ыэ]: желток, жесток, шесток, шестой, цена, цепной - [жыэлток], [жыэсток], [шыэсток], [шыэсто ], [цыэна], [цыэпно ].
После мягких согласных на месте букв а, я, е произносится звук, средний между [и] и [е] - [ие]: часы, часок, щадить, щавель, сняла, взяла, песок, лесок - [ч"иесы], [ч"иесок], ["иед"ûт"], ["иев"êл"], , [в"з"иела], [п"иесок], [л"иесок]. Произношение в данном случае отчетливого [и] воспринимается как просторечное: [ч"иво].
Произношение гласных во всех предударных слогах, кроме первого.
Во втором и третьем предударных слогах гласные подвергаются более значительной редукции, чем в первом слоге. Степень редукции гласных в этих слогах практически не различается. Звуки, произносимые на месте букв а, я, о, е в указанных слогах, различаются по качеству, которое зависит от качества предшествующего согласного.
После твердых согласных на месте букв а, о, е произносится звук [ъ], средний между [ы] и [а]. Если произносить [ы], но при этом раскрыть рот несколько шире, а спинку языка несколько опустить, то получится звук [ъ]. Если же произносить [а], но при этом сделать раствор рта более узким, а спинку языка несколько поднять, то получится тот же звук [ъ]. Например: Караганда, колокола, жернова, шерстяной, цеховой - [къръгΛнда], [кълъкΛла], [жърнΛва], [шърс"т"иено ], [цъхΛво ].
После мягких согласных на месте букв а, я, е произносится звук [ь], средний между [и] и [е], но более редуцированный, чем [ие], Например: частокол, черенок, щекотать, пятачок, деревенька - [ч"ъстΛкол], [ч"ьр"иенок], ["ькΛтат"], [п"ьтΛч"ок], [д"ьр"иев"êн"къ].
Произношение гласных в заударных слогах.
Произношение гласных в заударных слогах в основном аналогично произношению гласных во всех предударных слогах, кроме первого. Редуцированные звуки, произносимые в заударных слогах, по качеству не отличаются от соответствующих гласных предударных слогов и в фонетической транскрипции имеют те же обозначения [ъ], [ь]. Однако произношение заударных гласных отличается рядом частных особенностей, касающихся произношения гласных в составе различных морфем.
После твердых согласных на месте букв а, о, е произносится звук [ъ], средний между [ы] и [а]. Например: выдал, выпала, слово, олово, кошек, ложек, пальцем - [выдъл], [выпълъ], [словъ], [олъвъ], [кошък], [ложък], [пал"цъм].
После мягких согласных различаются следующие случаи:
На месте букв а, я произносится редуцированный звук в двух разновидностях [ь] и [ъ], в зависимости от того, в какой морфеме оказывается произносимый звук.
http://robotlibrary.com/book/288-sovremennyj-russkij-..
Название: Современный русский язык - Валгина Н.С.
http://morfema.ru/publ/15-1-0-16
1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., 1972.
2. Аванесов Р. И. Руская литературная и диалектная фонетика. М., 1974.
3. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка
Подготовила Гладкова Анастасия.
Характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим - ударным элементам. В языкознании наибольшее внимание исследователей обычно приковано к описанию процесса редукции гласных, так как именно гласные являются основным слогообразующим элементом, хотя и не единственным. Редукция согласных - оглушение (лингвистика) - также очень распространена в ряде языков мира (русский , немецкий).
Различают количественную и качественную редукцию гласных. Количественная редукция - сокращение количества гласных (то есть редукция сильная, вплоть до полного устранения звука). Качественная редукция - изменение звучания, «преображение» фонемы.
Количественная редукция - сокращение времени артикуляции звука, то есть различие по долготе в зависимости от близости к ударному слогу , также отличие по длительности звучания предударных от всех заударных, например, в слове [карав`аны]. При этом качество звука всё ещё можно расслышать.
Количественная редукция зачастую приводит к качественной, то есть звук утрачивает чёткость и переходит в нейтральный скользящий гласный шва из-за невыполнения говорящим полной артикуляторной программы безударного гласного в силу ряда причин (просторечие , быстрая речь и т. д.). В ряде языков качественная редукция звуков превращается в языковой закон , то есть принимает закономерный фонетический характер. Типичный пример - португальский язык , где безударные гласные народной латыни имеют чёткую систему перехода: [а] > [ə], [э] > [ы], [о] > [у].
Wikimedia Foundation . 2010 .
У этого термина существуют и другие значения, см. Конвергенция. Конвергенция (от лат. convergo приближаюсь, схожусь) сближение или совпадение двух и более лингвистических сущностей. Понятие конвергенции имеет два аспекта: глоттогонический и… … Википедия
- (нем. Ablaut) (именуемый также апофония) чередования гласных в составе одной морфемы, гласные часто выступают в виде внутренней флексии. Пример: собирать соберу сбор соб рать. Термин «аблаут» был введён немецким… … Википедия
Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/21 июля 2012. Пока процесс обсуждения не завершён … Википедия
Беглое произношение (также невнятное произношение или пропуски звуков, слогов или слов) это явление смешения и пропуска в речи некоторых слогов, практически всегда присутствующее в речи носителей естественных языков (и недопустимое в некоторых… … Википедия