Симон кананит от чего оберегает. Апостол симон зилот. Весть о воскрешении Христа доходит до черноморского побережья

Развитие христианства в Абхазии связано с одним из учеников Иисуса Христа, его прозвали Зилот или Кананит. Принято считать, что именно Симон Кананит первым провел крещение абхазов. На том месте, где святой был захоронен, построили храм.

Изначально церквушка была деревянной, но после ее разрушения на этом же месте в IX-X вв. возвели новую, теперь уже каменную церковь. Позднее храм неоднократно претерпевал изменения, а ее внешний вид сильно отличается от первоначального. Она считается одним из старейших поныне действующих храмов.

Располагается он в городе Новый Афон на одном из берегов реки Псырцхи. Это небольшое строение периода расцвета Абхазского царства, вытесанное из белого камня. Храм является ярчайшим примером церковного зодчества, попавшего под влияние культуры Византии.

Доказательством тому служат высеченные на греческом языке надписи, присутствуют некоторые фрагменты резьбы, сохранились элементы средневековых фресок, которыми были покрыты стены.

Теперь же все находятся под слоем штукатурки. Одна надпись расположена над вратами храма, текст ее следующий: «Матерь Божия! Спаси Георгия пречистого, митрополита». Он является крестово-купольным храмом, отличается строгостью и аскетичностью.

Об этом свидетельствуют простые четкие линии композиции, строгая система ячеек и пространств. Но эти черты слегка смягчаются и приобретают возвышенный и праздничный вид за счет белого цвета камня.



История храма

В середине VIII века Абхазская епархия находилась под влиянием Константинопольского патриархата. После приобретения статуса автокефальной в Абхазской православной церкви появляется епископ. С этого времени православие и церковное зодчество в Абхазии расцветает.

Храм Симона Кананита в Новом Афоне становится Епископской кафедрой. Позднее он становится местом погребения духовных лиц Сухумской епархии. Несколько раз за всю историю своего существования храм Симона Кананита на Новом Афоне был разрушен, но вновь восстанавливался. Не единожды церковь перестраивалась и видоизменялась.

В ходе русско-турецкой войны 1877—1878 гг. турки разрушили часть храма Симона Кананита. С окончанием военного конфликта император Александр III издал указ, согласно которому развалины храма на Новом Афоне передаются Новоафонскому Симоно-Кананитскому монастырю.

Начинается восстановление разрушенной церкви. В результате ее возобновления произошли некоторые модификации: забелка стен, изменение их высоты, трансформация формы купола на луковичную, надстройка колокольни в западной части церкви.

Реставрация завершилась уже к 1882 году, чуть позже произошло освещение храма. С конца XIX века неподалеку от церкви располагалось монастырское кладбище. Здесь были похоронены епископ Сухумский Геннадий (1889 год) и настоятель Новоафонского мужского монастыря архимандрит Иерон (в 1912 году).

В советский период кладбище разрушили, а храм закрыли. Спустя какое-то время здесь организовали библиотеку. Лишь с 1996 года работа храма возобновляется, начинают вестись постоянные богослужения.

Сегодня храм Симона Кананита на новом Афоне действующий. Здесь, как и во многих церквях, проводятся службы, венчания, крещения. Во время этих обрядов посторонним вход в храм запрещен. Сейчас храм привлекает многих туристов и паломников не только красотой монастыря, но и великолепием окрестных пейзажей.



Легенды, интересные факты

Многовековая история храма Симона Кананита обуславливает появление множества легенд, связанных с ним.

Так, одно из преданий гласит, что святой Симон вместе с Андреем Первозванным начали свои проповеди в Абхазии с 50-х гг. I в. н. э. Позже апостол Андрей отправился в более северные места, а Симон Кананит обосновался здесь около реки Псырцха. Совсем скоро римские префекты узнали о проповеднической деятельности апостола, и он был предан мученической смерти. Те местные жители, которые уже обратились в христианство, похоронили тело Симона Кананита. А спустя некоторое время на месте погребения апостола построили храм.

Другая легенда рассказывает о том, что проповеди Кананита способствовали уничтожению жестокого языческого обычая жертвоприношения и людоедства. Некоторые притчи утверждают также, что святой Симон обладал способностью лечить болезни прикосновением к нуждающимся.

В свое время при храме активно работали несколько заводов — конский, маслобойный, кирпичный, свечной. Большой вклад вносили швейная, живописная, часовая, литейная мастерские. Кроме того, монахи вели хозяйственную жизнь — засеивали поля вокруг храма кукурузой, картофелем, разводили виноградники, лимонные и апельсиновые сады. Также при храме имелись пасеки и ботанический сад.

Интересен тот факт, что неподалеку от храма Симона Кананита находится грот. Здесь Зилот молился. На пути к гроту есть камень, на котором виден след. Он похож на отпечаток стопы, некоторые утверждают, что это отпечаток самого святого. Внутри пещера украшена иконами, выложенными мозаикой.



Как добраться до храма

Храм Святого апостола Симона Кананита расположен примерно в 25 км от города Сухуми, на территории г. Новый Афон. Добраться до храма от границы между Россией и Абхазией можно рейсовым автобусом или воспользоваться услугами такси.

Кроме того, хорошим вариантом станет экскурсия по Новому Афону, которая поможет не только добраться до места назначения, но и узнать много всего интересного. Добираясь на собственном автомобиле, необходимо ориентироваться на пересечение Водопадного переулка и улицы Эшба.

Расположение на карте

Справочная информация

Адрес: республика Абхазия, Гудаутский район, Новый Афон, ул. Эшба

Режим работы: с 09:00 до 18:00

Стоимость: вход свободный

11:48 2012

Святой Апостол Симон Зилот (Кананит)


Святой апостол Симон Зилот — Кананит, память которого празднуется Православной Церковью дважды в году: 10 мая и 30 июня, был сродником и учеником Христовым из числа 12 апостолов. Происходит он из Каны Галилейской, отчего и называется в истории Кананитом или Зилотом (с греческого «ревнитель закона»), ибо отличался особой религиозной ревностью. Чтение первого Святого Евангелия от Матфея на Божественной литургии в день памяти этого святого апостола благовествует нам о братьях Господа по плоти. Среди них назван и Симон. Вот что благовествует нам Святое Евангелие: «И пришед (Иисус) во отечество Свое (Назарет), учаше их (жителей назаретских) на сонмищи их, яко дивитися им и глаголати: откуду Сему премудрость сия и силы? Не Сей ли есть тектонов сын, не Мати ли Его нарицается Мариам; и братия Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не вся ли в нас суть; откуду убо Сему сия вся».


Родитель святого апостола Симона и иных братий и сестер Христовых по плоти святой праведный Иосиф, обручник Пресвятой Девы Марии, происходил из царского рода Давидова, был потомком святого царя псалмопевца и премудрого сына его святого царя и пророка Соломона. По занятиям своим отец апостола Симона Иосиф был плотником и снискивал ежедневно пропитание трудами рук своих, жил в чистоте и святости, как честный и добродетельный труженик, и имел женою Саломию, четыре сына и две дочери.


По кончине супруги своей Саломии Иосиф жил много лет вдовцом. Святой Епифаний епископ Кипрский писал: «Умерла жена его; после многих лет, будучи вдовым, он принимает Марию». Затем тот же святой Епифаний так называет детей Иосифа и Саломии: «Иаков, Иосия, Симон, Иуда – сыновья; Мария и Саломия – дочери. Итак по Евангелию от Матфея и по мнению других учителей Церкви, святой апостол Симон Кананит — третий мнимый брат Господа.


Поначалу Симон, как и два других брата его Иосия и Иуда, оказали Господу и брату своему небратолюбие. Когда Иосиф стал делить свою землю между детьми, рожденными от умершей жены, то пожелал дать часть и Иисусу, рожденному Мариею. Но три сына, в том числе и Симон, не хотели этого, и только четвертый сын Иаков принял Иисуса в часть свою.



Хусепе де Рибера (1591-1652). Апостол Симон. ~ 1630. Прадо


По Евангелию от Иоанна в Кане Галилейской Симон Кананит или Симон Зилот – тот самый человек, на свадьбе которого из-за бедности не было даже вина, где Иисус сотворил первое Свое чудо, претворив воду в вино. Узрев чудо, совершенное Господом на его свадьбе, Симон так уверовал во Христа, что последовал за Ним, несмотря на то, что только что вступил в брак, как сказано, «уневестив душу свою Жениху бессмертному».


Приняв Святаго Духа, апостол Симон проповедовал в Иудее, а также в Эдессе и Сванетии, в пределах осетин, и в Абхазии – в городе Севасте, нынешнем Сухуми.


В Иверию апостол Симон пришел вместе с апостолом Андреем Первозванным. Потом отсюда апостол Симон Кананит странствовал со словом спасения в Египет, Киринею, Мавританию и Ливию.


Из жития святого апостола Андрея Первозванного видно, что он, отправляясь из Иерусалима в третий раз на проповедь Евангельскую с несколькими спутниками, направился в Эдесс; там у князя той страны по имени Авгарь остался апостол из числа 70 Фаддей. Князю Авгарю вернул он возложением рук здравие душевное и телесное. С остальными же спутниками святой апостол Андрей отправился в города и села, и везде он и апостол Симон поучали народ и творили чудеса именем Христа.


Наконец, они, пройдя через Каппадокию и приморский город Трапезунд, достигли земли Иверской и прошли часть области Триалетской, до реки, называемой Чорохи, беспрепятственно проповедуя Христа Спасителя. Апостолы, в числе которых был и Симон Кананит, посетили здесь гористую Сванетию в княжение некой жены, которая приняла их проповедь и крестилась. Здесь остался святой Матфей, а апостолы Андрей и Симон Кананит проникли глубже в горы, в пределы осетин, и достигли города, называемого Фостофор, где знамениями их многие из язычников обратились ко Христу.


Из Осетии апостолы спустились в Абхазию и остановились в Севасте, ныне Сухуми, жители которого с радостью приняли слово Божие. Блаженный Андрей оставил в этом городе апостола Симона Кананита, а сам отправился вдоль поморья в землю джигетов, родственных абхазцам горцев (к нынешнему Новороссийску).


Так первыми просветителями страны Иверской были святые апостолы Андрей Первозванный и брат Господень по плоти Симон Кананит. Он и остался в Абхазии, как агнец Божий посреди волков.


Было это в 55 году по Рождестве Христовом, т. е. через 20 с небольшим лет после Вознесение Христова. Известно, что апостол Симон обосновался в пещере в ущелье реки Псыртсхи, в окрестностях современного города Новый Афон.


Как и долго ли проповедовал в Абхазии Симон Кананит, летописи не сообщают, но известно, что святой апостол Симон прославился многими чудесными знамениями, и Божественное учение, проповеданное им, начало приносить обильный плод веры в народе.


За то ополчился на него враг рода человеческого, и апостол Симон подвергался бесчисленным огорчениям и гонениям. А во время жестокого преследования христиан, воздвигнутого во времена грузинского царя-язычника Адеркия (Аркадия), увенчан был апостол Симон Зилот мученическим венцом и погребен неподалеку от своей пещеры, на берегу реки Псыртсхи, что в 20 верстах от Сухуми.


Мощи святого апостола Симона Кананита и теперь сокрыты в Абхазии в храме его имени. Оставшиеся после жестоких гонений христиане скрывались в горах, лесах, где собирались вместе на молитвы и поминали всех замученных язычниками и иудеями христиан как первомучеников. Вскоре и могила самого апостола Симона сделалась предметом их глубокого поклонения и почитания.


Затем летописи говорят, что в IV веке по Рождестве Христовом на месте погребения апостола Симона была построена во имя его церковь, а в VI веке свет Христова последующие поколения христиан перенимали и распространяли далее. Вскоре и Антиохийские, и Константинопольские Патриархи стали назначать сюда самостоятельных епископов.



Главным же городом пребывания вновь утвержденной церковной иерархии в Абхазии стал город Пицунда, близ того же города Сухуми. В XI веке, в царствование святого абхазо-имеретинского царя Давида Возобновителя (1098-1130) весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, а прилежащие горы укреплены замками и церквами. Вера христианская сделалась господствующей на этой благословенной земле, и Святая Церковь прославляет апостола Симона Кананита как учителя премудрости Божией. Проповедь апостола Симона Кананита принесла для Абхазии, Осетии и всей Иверии самые благотворные плоды. Но по завоевании турками абхазцы изменили христианству, приняли ислам и многие христианские храмы, в том числе и храм святого апостола Симона Кананита, разрушили. Из светлого прошлого сохранилось множество развалин монастырей, храмов без куполов и других живых свидетельств древнего христианства.



Келья Симона Кананита


Храм был восстановлен новоафонскими монахами в 1882 году. А место погребения св. апостола Симона Кананита более точно было указано необычным образом великим подвижником святой горы Афон и духовником Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря иеросхимонахом Иеронимом (Соломенцовым), явившимся 1890-х годах во сне иконописцу этой обители о. Савину после своей кончины. Вот как последний пишет об этом: «…будто я вошел в церковь Симона Кананита и вижу: из алтаря вышел покойный отец Иероним, зовет меня в алтарь; я вхожу, отец игумен Иерон (в то время был настоятелем обители) стоит по правую сторону престола, оба в епитрахилях. Отец Иероним, указывает под престол: «Вот здесь похоронен апостол Симон Кананит, по левую сторону престола». Тем самым было подтверждено из вечности старинное предание о месте погребения этого великого ученика и друга Христова. Чтобы особо прославить и благоукрасить место почивания мощей св. апостола Симона, темже иеросхимонахом Иеронимом было поручено на скале рядом с храмом, выполнить изображение истории крещения св. апостолами Андреем и Симоном древних абхазов, которое существует и теперь. Это трудное поручение было исполнено о. Савином — искусным художником монастыря.



Пещера Ап. Симона Кананита


Место погребения святого апостола Симона Кананита всегда было у местных обитателей в особенном почитании. Его могила и разрушенный Симоно-Кананитский храм хранит и теперь нетленное тело святого апостола Симона. А в 1875 году древний храм во имя святого апостола Симона был не только возобновлен, но и при нем основали Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, ставший центром православного просвещения Кавказа и всего юга России.



Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь.


Сравнительно молодой, он был основан монахами из Пантелеимоновской обители, что на горе Афон, в 1875 году. А до того, в 1874 году, монахи обратились к великому князю Михаилу Романовичу с просьбой выделить им участок земли для постройки монастыря. Согласие вскоре было получено, в 1876 году началось строительство нижней части монастыря. А через восемь лет насельники приступили к практически непосильной задаче – постройки нагорной части обители. Для этого требовалось срезать часть горы, вывезти десятки тысяч тонн породы, и это при отсутствии нормальных дорог!


Однако уже через 12 лет, в 1896 году, монастырь засиял во всей своей красе. Кстати, сам император Александр III внёс свой посильный вклад в украшение и благоустройство обители – им были подарены музыкальные куранты, установленные на самой высокой башне, а также паровоз и электростанция.



Именно здесь некогда и поселился Симон Кананит в пещере, куда попасть он мог только через узкий лаз в своде пещеры. Симон Кананит стал первым обращать абхазов в христианство. Именно благодаря его усилиям и проповедям были искорены такие языческие обряды, как приношение в жертву младенцев и людоедство. Но в те годы христианство подвергалось гонениям, и однажды на берегу реки, недалеко от пещеры-кельи, Симона Кананита схватили римские солдаты. По одной из версий, ему отрубили голову, по другой, его заживо разрезали пилой. Тело святого было найдено христианами и погребено на берегу реки. На месте мученической кончины святого ныне установлен крест. А на его мощах через четыре века вырос храм, который был разрушен во время многочисленных нападений завоевателей. Но в X веке на месте погребения святого вновь был построен прекрасный храм, который дошёл до наших дней. К сожалению, уникальная фресковая живопись была забелена в советские времена, и сейчас удалось отмыть лишь небольшую их часть.


Центральным храмом монастыря является собор во имя св. Пантелеимона, выстроенный в 1888-1900-х гг. в ново-византийском стиле. Его пять куполов сияют позолотой и видны отовсюду, ведь высота центрального купола – 40 метров. Стены собора расписаны в 191-1914 гг. мастерами из Палеха и Москвы, под руководством Н.В. Молова и А.В. Серебрякова. Преобладающими в гамме являются голубые, коричневые и золотистые тона. Интересны и некоторые отступления от канонических изображений Марии Магдалины и сцены Страшного Суда.




Помимо главного собора в обители освящены: надвратный храм – Вознесения Господня, храм Св. апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница».


Под колокольней с курантами расположена бывшая братская трапезная, расписанная братьями Оловянниковыми – известными волжскими мастерами.


Уникальна по своему размаху и значению хозяйственная деятельность монастыря. На склонах монастырской горы были высажены цитрусовые, оливковые, ореховые сады, виноградники, картофельные и кукурузные поля. Именно благодаря инокам монастыря ныне Абхазия так славится своими мандаринами! Кроме того, были пасеки, ботанический сад, множество небольших заводиков и мастерских. А в начале XX века рядом с храмом Симона Кананита была построена гидроэлектростанция, хотя и существующая до сих пор, но недействующая.



И в 1917 году практически всё рухнуло в одночасье… По преданию, на корабле иноков вывезли в середину Новоафонской бухты и утопили, привязав тяжелые камни на шеи. Рассказывают, что в наши дни водолазы видели стоящие на дне морском нетленные тела мучеников. Колышутся тихим течением монашеские рясы, бороды… А в 1924 году монастырь был вовсе закрыт. В нём в разное время располагались склады, туристическая база, краеведческий музей… А во время войны 1992-1993 гг. в монастыре располагался госпиталь. Для кого-то это чудо, для кого-то просто совпадение, но тем не менее остаётся удивительным тот факт, что за всё время войны, несмотря на ожесточённые бои в самом городе, монастырь остался невредимым.


А в 1994 году началось возрождение монастыря. И сейчас в его стенах вновь звучит молитва…


К святому приходят попросить счастья в супружестве, любви и благополучия.

Молитва святому славному и всехвальному апостолу Христову Симону Зилоту, иже и Кананит именуется:


Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленнаго, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворити души наша из грехолюбивых в боголюбивыя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных, и испроси нам свыше помощь во время уныния и безпомощия нашего: да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем, и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на страшнем суде Христове, да, избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь. (Из Акафиста)

К началу 1V века в Питиунте (современная Пицунда) было построено несколько церквей, остатки которых исследовались советскими археологами. Сейчас раскопки законсервированы, ждут своего часа...

В первой половине V1 века абхазы приняли христианство как государственную религию, и с этого времени началось строительство многочисленных храмов. В современной Абхазии имеются чудом сохранившиеся церкви V1-X11 веков, которые пережили многочисленные войны, природные катаклизмы, столетия религиозных гонений.. Один из храмов находится в пос. Цандрыпш. Я хочу потом рассказать об этом поселке подробнее..

Еще одно христианское место связано с именем Симона Кананита.
Кто же такой - Симон Кананит?
Апостол Симон был из числа 12-ти Апостолов. Он третий мнимый брат Господа по плоти согласно евангелию от Матфея.
Есть предание, что на браке у Симона Кананита Иисус Христос сотворил первое чудо, претворив воду в вино. Узрев чудо, Симон так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, не смотря на то, что только что вступил в брак.

Имя Кананит, которое иногда ошибочно понимали как «из города Каны», на самом деле имеет в древнееврейском то же значение, что и греческое слово Зилот - «ревнитель». Либо это было собственным прозванием апостола, либо могло означать его принадлежность к политико-религиозному движению зилотов (зелотов) - непримиримых борцов с римским владычеством.

Святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Британии. В Абхазии принял мученическую кончину.По преданию, апостол был заживо распилен пилой. По другим данным - распят на кресте. Погребен в городе Никопсии (теперь Новый Афон). Впоследствии (в XIX в.) на месте подвигов святого Апостола, близ Иверской горы, был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита. Сохранилась пещера, в которой он жил.

Сначала,при подходе к пещере,- Храм святого Апостола Симона Кананита,построенный на мощах апостола в IX-X в.в. Какое-то время храм был усыпальницей высшего духовенства и центром Сухумской епархии. Он неоднократно реставрировался (последний раз в 1882 г.), но снаружи сохранил свой первоначальный облик. Внутри, под слоем поздней штукатурки, имеются небольшие фрагменты древней настенной росписи.

Пещера - то место, которое меня особо впечатлило…

Во-первых, путь к пещере Симона Кананита - очень красивый. Ущелье, река Псырцха, «тропа грешников»…

Это - железнодорожный вокзал Нового Афона, не работает сейчас, он находится на пути к пещере.

С одной стороны тропы - камень с отпечатком стопы Симона Кананита. Это чудо он показал римлянам, ведущим его на казнь..По некоторым данным, казнили его не римляне, а предки абхазцев, не желающих принять христианство.

Место гибели Симона Кананита

Симон творил чудеса. Вместе с апостолом Иисуса Христа Андреем Первозванным (по одной из версий, скрываясь от римских легионеров) он отправился на Кавказ, избрав это место для проповедей. Андрей Первозванный не задержался в наших краях и отправился дальше, в Скифию, прародину России.

А Симон Кананит поселился в уединенном местечке Псырцха, в пещере. Предание говорит, что попадал он в свою пещеру-келью через узкое отверстие в своде.

Было это в 55 году нашей эры. Предания гласят, что благодаря проповедям Симона Кананита в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство.

В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило.

Я была потрясена тем, что мой фотоаппарат, отказывавшийся достойно фотографировать красоты Новоафонской пещеры, вдруг решил в полнейшей темноте (!), так как пещера не освещена ничем, кроме пары свечек перед иконами, фотографировать четко, ясно! Это при том, что я не переходила на режим фотографирования в темноте… Просто чудо!

Святой Апостол Си́мон Кананит - один из 12-ти Апостолов - был одним из четырёх сыновей Иосифа Обручника от первого брака, т.е. сводным братом Иисуса Христа. Кананит в переводе с арамейского означает ревнитель. Апостол Лука дает греческую версию его прозвища: Зилот, что значит то же самое, что и Кананит.

Одна из интерпретаций имени апостола связана с Канами Галилейскими, в которой на браке у апостола Си́мона Господь наш Иисус Христос сотворил первое Свое чудо, претворив воду в вино. Об этом сказано в Святом Евангелии от Иоанна Богослова. Именно этот отрывок читают во время совершения таинства венчания, что, по-видимому, и послужило причиной почитания апостола Си́мона Кананита как покровителя христианского супружества.

Узрев чудо, совершенное Господом на свадьбе в Кане, Симон воспламенился ревностью ко Господу и так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, несмотря на то, что только что вступил в брак. Так, презрев все мирское, Симон пошел за Христом, как сказано, «уневестив душу свою Жениху бессмертному».

После Вознесения Христа, в день Пятидесятницы он получил дар Святого Духа, сошедшего на учеников Спасителя в виде огненных языков. Симон проповедовал веру Христову сначала в Иудее, потом - в Эдессе (Сирии), Армении, Египте, Киринее (Ливии), Мавритании, Испании и даже Британии, о чем свидетельствуют местные предания некоторых христианских народов.

Известно, что Си́мон Зилот вместе с апостолами Андреем Первозванным и Матфием благовествовал в земле Иверской. Далее Симон и Андрей пошли в горы Сванетии (Осетии), после - в Абхазию и остановились в городе Севасте, нынешнем Сухуми. Затем апостол Андрей отправился проповедовать вдоль Черноморского побережья Кавказа, а Симон поселился в небольшой труднодоступной пещере, расположенной в ущелье реки Псыртсхи (окрестности современного Нового Афона). В эту пещеру он спускался по веревке через небольшой естественный вход. Это было примерно в 55 году н. э., через двадцать с лишним лет после Воскресения Христа.

Келья-грот апостола Симона Кананита

Пещера Симона Кананита

Долго ли пребывал апостол в Абхазии, летописи не сообщают. Он творил здесь множество знамений и чудес, а его проповедь многих людей обратила ко Христу. Предания гласят, что благодаря проповедям Симона Кананита, в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство. В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило. Симон Кананит первым начал крещение местных жителей - предков современных абхазов.

Из-за этого апостол неоднократно подвергался нападкам со стороны язычников. А во время жестокого гонения на христиан, которое начал грузинский царь-язычник Адеркий (Аркадий), Симон принял мученическую кончину. По одной из версий он был усечен мечем, по другой - заживо распилен пилой. Существует также предание, что он был распят на кресте.

Ученики погребли тело святого недалеко от его пещеры. К его могиле стали приходить верующие, прося помощи в нуждах и исцеления от болезней.

В IX веке на мощах Симона Кананита был выстроен храм, из белого тесаного известняка. А спустя всего два столетия христианская вера прочно утвердилась во всей Абхазии. В XI-XII столетиях Абхазия была процветающим христианским государством. Весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, а прилежащие горы укреплены замками и церквами. Но позже, по неисповедимым судьбам Божиим, она была завоевана турками, абхазцы изменили христианству и перешли в мусульманство. Многие храмы подверглись разрушению, в том числе и Симоно-Кананитский.

Самый древний из монастырских храмов - храм апостола Симона Кананита

В 19-м веке древний храм был восстановлен насельниками Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, который был основан рядом в 1875 году монахами со Старого Афона (Греция) из обители св. Пантелеимона. На это последовало высочайшее распоряжение его императорского величества Александра III об отводе в Абхазии "327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха".

Монастырь Святого Симона Кананита на Новом Афоне

Монастырь стал центром православного просвещения Кавказа и всего юга России, а его центральный Пантелеймоновский собор - крупнейшим культовым сооружением Абхазии. В нем могли одновременно поместиться более трех тысяч человек. Стенные росписи собора представляли собой один из последних памятников русской церковной иконописной школы. Музыкальные куранты самой высокой башни-колокольни являлись подарком Александра III. Кроме курантов, царь преподнес монастырю паровоз и электростанцию.

При монастыре работали несколько заводов - свечной, кирпичный, маслобойный, конский, имелись живописная, переплетная, швейная, часовая, сапожная, литейная мастерские. Огромные пространства на склонах гор вокруг монастыря были засажены мандариновыми, лимонными, оливковыми, ореховыми, сливовыми садами, виноградниками, кукурузными, картофельными полями. Также действовали две пасеки и ботанический сад с экзотическими растениями. Следы былого могущества монастыря видны и сейчас - до сих пор вокруг обители цветут сады и приносят богатый урожай виноградники, посаженные братией. Ведь до прихода русских монахов на этих горных склонах никаких культур не возделывалось и не росло.

К древней пещере Симона Кананита монахи прорубили удобный для посещения вход, пристроили каменную лестницу, выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита на стенах пещеры. В таком виде она сохранилась до наших дней. И сегодня по пути к ней можно встретить источник со святой водой, и небольшой гранитный валун с отпечатком стопы апостола, и горные пороги, под которыми Симон Кананит принял мученическую смерть. На камнях, лежащих близ грота, до сих пор видны красные пятна - «капли апостольской крови».

В настоящее время мощи апостола находятся под спудом Симоно-Кананитского храма.

Часть мощей апостола пребывает в базилике апостола Андрея Первозванного в Кёльне (Германия).

Существуют еще две версии мученической кончины апостола Симона. По одной, он был распят местными язычниками во время апостольской проповеди в Британии, по другой, широко распространенной на Ближнем и Среднем Востоке, - казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Вавилоне. Однако Православная Церковь не разделяет ни ту, ни другую.

ропарь, глас 3
Апостоле святый Симоне, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 2
Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго вохвалении ублажим, яко богоглаголиваго вси Симона: Престолу бо славы ныне предстоит и со безплотными веселится, моляся непрестанно о всех нас.

Весьма интересной фигурой в христианстве и в православной традиции в частности является Симон Кананит – апостол, который проповедовал учение на территории нынешней Абхазии, а также, вполне возможно, в России и Иране. История этого человека весьма интересна, и об этом следует рассказать подробнее.

Первое чудо Христа

С наступлением тридцатилетия Христос начинает свою проповедь. Он странствует по территории Ближнего Востока, в частности по пространству, которое сейчас занимает Израиль, и творит разнообразные чудеса, передает собственное учение.

В Евангелии описано и первое чудо, сотворенное Спасителем публично.

Дева Мария была приглашена на бракосочетание в Кану Галилейскую, был там и Христос, который как раз достиг возраста проповеди.

Познавательно! Сильная еременности и рождении здорового ребенка

В середине празднования вино кончилось, и Богородица попросила Христа как-то помочь новобрачным, в связи с чем Он сказал принести сосуды с водой, которые благословил. После этого распорядитель пира попробовал из этих сосудов и отметил высокое качество вина.

Таковым было первое чудо Христа – превращение воды в вино, а женихом на той церемонии выступал именно святой апостол Симон Кананит, который восхитился сотворенным чудом и уверовал во Христа. Он стал Его учеником и отправился с Ним странствовать.

Был ли Симон из Каны?

Как правило, Симону Кананиту предписывают и второе имя – Зилот, которое является в большей степени нарицательным, наподобие того как Иисуса могли, к примеру, называть Плотник или Павла называли Фарисеем, так как он относился к этому сословию.

На самом деле даже само слово кананит (на арамейском) также является синонимом слова зилот (на греческом).

Эти слова означают нечто наподобие фанатика или особо преданного ревнителя какой-либо веры, религии.

Обратите внимание! Некоторые исторические свидетельства (в частности, труды Иосифа Флавия) указывают на появление зилотов после Воскресения Христа, и в этом тоже есть своя логика, так как новое учение вполне могло стать духовной опорой освободительного движения.

Поэтому до сих пор даже Википедия может включать в себя различные мнения о том, был ли святой апостол родом из Каны или получил свое имя, исходя из принадлежности к определенному классу людей.

Так или иначе, нужно кратко сказать о зилотах (также допустимая форма написания – зелотах), которые представляли собой нечто наподобие полутайного союза в Израиле времен Христа. Они:

  • стремились освободить землю от римской оккупации;
  • верили в приход нового времени и нового царства, когда уйдут правители-захватчики и Израиль станет свободным;
  • могли различаться по своему поведению: некоторые превращались в религиозных террористов, другие более акцентировались на духовном аспекте и работали, как бы сейчас сказали, в сфере пропаганды.

Как говорят некоторые исследователи, зилотом также был Иуда Искариот, а помимо этого, могли быть и другие апостолы. Этот факт не является удивительным, ведь такие люди были духовными искателями и также радеющими за освобождение своего народа. Понятное дело, этих людей непременно бы заинтересовал Христос хотя бы как проповедник.

Обратите внимание! Канонических описаний облика Симона Кананита практически не существует, поэтому иконографический образ чаще является символическим и основанным только на самых значимых деталях.

Помимо этого, некоторые исследователи, которые изучали житие Иосифа Обручника (номинальный супруг Богородицы), говорят о возможном его отцовстве Симона и Иуды Фаддея, который тоже стал апостолом.

Речь идет о первом браке Иосифа, от которого у него было (согласно наиболее распространенной версии) шестеро детей. Таким образом, между апостолом Симоном Кананитом и Христом даже может прослеживаться некоторая родственная связь.

Проповедь святого апостола

Многие сведения о том, где проповедовали апостолы, собраны церковными историками спустя многие годы после самого служения апостолов. Поэтому некоторые данные могут различаться. Касательно того, где нес Благую Весть святой апостол Симон Кананит, чаще всего указывают:

  • Грузию,
  • Мавританию (или, возможно, Британию),
  • Иудею,
  • Египет,
  • Персию,
  • Ливию.

Эти сведения могут подвергаться сомнению, но известно о прибытии Симона и Андрея Первозванного в город Сухум. Они приехали туда после путешествия по странам Малой Азии. Симон начал свою проповедь в Себастополисе (современный Сухум), но там вызвал недовольство и уехал в Анакопию – город, который теперь называется Новым Афоном.

В храме апостола Симона Кананита

Таким образом, Зилот проповедовал в Абхазии предкам нынешних абхазцев – абазгам. Эти люди принимали христианское учение и не противились проповедям святого, хотя сами принадлежали к языческой вере.

Конечно, такое принятие связано и с особенностями самой проповеди, ведь по большей части апостол занимается служением и молитвами. До сих пор сохранилась пещера Симона, в которой он совершал свое молитвенное служение. Теперь туда есть возможность отправиться с паломничеством, грот располагается поблизости от Нового Афона.

Многого сумел достичь Симон Кананит за годы своего служения, благодаря его усилиям на территории современной Абхазии люди:

  • получали проповедь и лечение не только души, но и тела, он исцелял многих молитвой;
  • перестали совершать жестокие религиозные ритуалы, которые включали в себя в том числе и казни людей;
  • примкнули к христианскому учению и стали основой для современной православной церкви на этой территории.

По сути, Симон Кананит был горным отшельником, к которому приходили люди из ближайшего поселка, для того чтобы помолиться или получить лечение. Они снабжали его скромным провиантом и постепенно примыкали к христианству, отказываясь от языческих учений.

Интересным фактом является наличие сохранившихся преданий об апостоле, который обитал в пещере, в абхазских легендах. Народная память хранила многие века образ подвижника, который читал молитвы на другом языке и мог лечить людей произнесением особых слов и брызгами воды.

Тем не менее, не всем угоден был этот проповедник. Его искали, и в итоге римские легионеры узнали, где несет свое служение этот ученик Христа. Симона казнили там, где сейчас стоит Новый Афон у реки Псырцха.

Сведения о погребении тела святого передавали друг другу ученики апостола, и только к 9 веку эти сведения были обнародованы и в Абазгии (современная Абхазия) поставили храм Симона там, где были захоронены мощи. До сих пор здание стоит, как и город, они сохранялись удивительным образом на протяжении многих лет.

Согласно одной из версий (считается канонической в православии) Зилота казнили усекновением головы, а по другой – распиливанием пилой, поэтому на изображениях его часто пишут с пилой.

Паломничество к храму

Для того чтобы лучше узнать этого святого, лучше всего посетить храм Симона на территории Абхазии. Как говорят верующие, в пещере Зилота до сих пор сохраняется удивительная и воодушевляющая атмосфера.

Туда и сейчас приходят молиться, у многих в руках небольшая икона – такова традиция, приносить в пещеру святой образ Симона Кананита и оставлять там.

Многие паломники купаются в реке Псырцха, некоторые получают исцеление от своих недугов. Вода считается животворящей. Когда-то сам апостол считали молитвы и именно этой водой кропил предков современных абхазцев, и позволял людям исцеляться божьей милостью.

Если вы хотите приехать туда, то вполне интересным днем может быть 23 мая – день памяти. Совершается крестный ход, особые службы. В другие дни практически всегда есть возможность побывать в гроте, набрать воды в святом источнике.

Обратите внимание! Есть разные версии о кончине апостола Симона Кананита, но в православной церкви канонической считается именно распиливание у реки Псырцха, а не распятие в Британии или Вавилоне.

Молитвы апостолу

Для веры не существует какой-либо пространственной привязки. Поэтому молитва святому может быть услышана, где бы вы ни были, главным требованием тут является искренность и устремленность души. Святой помогает:

  • отыскать «вторую половинку», согласно преданию он — покровитель супружеских отношений, которые укрепляет, создает и развивает;
  • обрести здоровье;
  • укрепиться в вере;
  • сохранить верность;
  • вразумить заблуждающихся.

Помимо этого его пример является вдохновляющим для многих подвижников, которые выбирают для себя монашеский путь или просто строгое соблюдение религиозных предписаний.

Молитва апостолу Симону Зилоту

Зилот на протяжении существенного времени совершал духовные подвиги в собственной пещере и при этом совершал миссионерское служение. Безусловно, такое возможно только при наличии крепкой веры и значительных личных усилий.

Русский проповедник

Многие считают особым проповедником для Руси Андрея Первозванного, который нес учение Христа на территории современного Крыма и был там, где сейчас стоит Киев.

Тем не менее, некоторые исследователи также называют первым «русским» апостолом именно Симона Зилота.

Есть даже сведения о его погребении ни в Абхазии, а на территории современного Краснодарского края.

Если эти сведения сохранились до нынешних дней и передавались между поколениями, вероятно, для этого есть основания. Вполне возможно, многие просто помнили путешествующего проповедника, который бывал на южных просторах Руси.

Полезное видео

Подведем итоги

Таким образом, почитание этого апостола для православных христиан из России становится особенно ценным. Ведь он в определенной степени повлиял на распространение этого учения и, соответственно, на возможность обретения Спасения людьми на русской земле.

Поэтому небольшой образ на домашнем алтаре или периодические молитвы к святому будут вполне полезными для православных верующих.

Вконтакте