Урок организация и значение больших полушарий. Урок на тему «Большие полушария головного мозга. Тема: Нервная и эндокринная системы

Тема урока: Полушария большого мозга.

Ход урока.

  1. Повторение.
  1. Фронтальная беседа.

Где расположен головной мозг? (в полости черепа)

Из каких отделов состоит головной мозг? (из ствола, мозжечка, полушарий большого мозга).

Какие части входят в состав ствола головного мозга? (продолговатый мозг, мост, средний мозг, промежуточный мозг).

В чем сходство и различие в функциях ствола мозга и спинного мозга?

(Сходство: выполняют рефлекторную и проводящую функции.

Различие: в отличие от ствола мозга, большая часть рефлексов, осуществляемых при участии спинного мозга, находится под контролем головного мозга).

Каковы функции продолговатого мозга? (его ядра регулируют дыхание, деятельность сердца и сосудов, пищеварительных желез. С этим отделом головного мозга связан акт глотания; через продолговатый мозг проходят рефлекторные дуги рефлексов кашля, чихания, слезоотделения и т.д.).

Как устроен мозжечок? (состоит из двух полушарий, соединенных особой конструкцией – червем. Сверху имеет кору.)

Какие функции выполняет мозжечок? (принимает участие в координации движений и удерживает равновесие тела.)

Каковы функции моста? (через мост проходят проводящие пути в кору головного мозга, в мозжечок, в продолговатый и спинной мозг).

Назовите функции среднего мозга? (в среднем мозге располагаются ядра, которые постоянно посылают нервные импульсы к скелетным мышцам и поддерживают их в напряжении – тонусе. Через средний мозг проходят рефлекторные дуги ориентировочных рефлексов на зрительные и звуковые раздражители.)

Какие функции выполняет промежуточный мозг? (проводит импульсы к коре больших полушарий головного мозга от рецепторов кожи и органов чувств. В промежуточном мозге расположены центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды, обеспечивающие работу желез внутренней секреции и вегетативной нервной системы.)

II. Изучение нового материала.

  1. Самостоятельное изучение материала о полушариях большого мозга на с.70-72.
  2. Беседа по прочитанному.

Как устроены полушария большого мозга у человека? (полушария большого мозга – самый крупный и молодой в эволюционном отношении отдел головного мозга; у человека он развит лучше, чем у других представителей позвоночных животных. Два полушария большого мозга соединены мозолистым телом и состоят из серого и белого вещества. Серое вещество образует кору больших полушарий, расположенную сверху, и подкорковые ядра в толще белого вещества. Белое вещество находится под корой.)

Какое строение имеет кора?

(толщина – 3-4мм; площадь – 220000мм 2 ; состоит из 12-18 млрд. нервных клеток, на поверхности коры видны борозды (углубления) и извилины (складки).)

  1. Сделать рисунки

Доли полушарий большого мозга (см. рис. с. 71, слева);

Функции основных зон полушарий головного мозга (см. рис. с.71 справа).

4) Заполнение таблицы.

  1. Закрепление знаний.
  1. Какие утверждения верны

1. Полушария большого мозга впервые появляются у:

а) земноводных

б) пресмыкающихся;

в) млекопитающих

2. Кора полушарий большого мозга образована:

а) белым веществом

б) серым веществом

в) белым и серым веществом.

3. Увеличение поверхности головного мозга достигается

а) общим увеличение объема мозга;

б) наличием борозд и извилин.

Ответы: 1-а; 2-б; 3-б.

IV. Домашнее задание с. 70-75, вопросы 1-8.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Полушария большого мозга.

Цель: рассмотреть особенности строения полушарий большого мозга; функции долей и зон коры полушарий. Формировать умение сравнивать строение и функции больших полушарий мозга человека и животных.

Ход урока.

  1. Повторение.
  1. Фронтальная беседа.

Где расположен головной мозг? (в полости черепа)

Из каких отделов состоит головной мозг? (из ствола, мозжечка, полушарий большого мозга).

Какие части входят в состав ствола головного мозга? (продолговатый мозг, мост, средний мозг, промежуточный мозг).

В чем сходство и различие в функциях ствола мозга и спинного мозга?

(Сходство: выполняют рефлекторную и проводящую функции.

Различие: в отличие от ствола мозга, большая часть рефлексов, осуществляемых при участии спинного мозга, находится под контролем головного мозга).

Каковы функции продолговатого мозга? (его ядра регулируют дыхание, деятельность сердца и сосудов, пищеварительных желез. С этим отделом головного мозга связан акт глотания; через продолговатый мозг проходят рефлекторные дуги рефлексов кашля, чихания, слезоотделения и т.д.).

Как устроен мозжечок? (состоит из двух полушарий, соединенных особой конструкцией – червем. Сверху имеет кору.)

Какие функции выполняет мозжечок? (принимает участие в координации движений и удерживает равновесие тела.)

Каковы функции моста? (через мост проходят проводящие пути в кору головного мозга, в мозжечок, в продолговатый и спинной мозг).

Назовите функции среднего мозга? (в среднем мозге располагаются ядра, которые постоянно посылают нервные импульсы к скелетным мышцам и поддерживают их в напряжении – тонусе. Через средний мозг проходят рефлекторные дуги ориентировочных рефлексов на зрительные и звуковые раздражители.)

Какие функции выполняет промежуточный мозг? (проводит импульсы к коре больших полушарий головного мозга от рецепторов кожи и органов чувств. В промежуточном мозге расположены центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды, обеспечивающие работу желез внутренней секреции и вегетативной нервной системы.)

II. Изучение нового материала.

  1. Самостоятельное изучение материала о полушариях большого мозга на с.70-72.
  2. Беседа по прочитанному.

Как устроены полушария большого мозга у человека? (полушария большого мозга – самый крупный и молодой в эволюционном отношении отдел головного мозга; у человека он развит лучше, чем у других представителей позвоночных животных. Два полушария большого мозга соединены мозолистым телом и состоят из серого и белого вещества. Серое вещество образует кору больших полушарий, расположенную сверху, и подкорковые ядра в толще белого вещества. Белое вещество находится под корой.)

Какое строение имеет кора?

(толщина – 3-4мм; площадь – 220000мм 2 ; состоит из 12-18 млрд. нервных клеток, на поверхности коры видны борозды (углубления) и извилины (складки).)

  1. Сделать рисунки

Доли полушарий большого мозга (см. рис. с. 71, слева);

Функции основных зон полушарий головного мозга (см. рис. с.71 справа).

4) Заполнение таблицы.

  1. Закрепление знаний.
  1. Какие утверждения верны

1. Полушария большого мозга впервые появляются у:

а) земноводных

б) пресмыкающихся;

в) млекопитающих

2. Кора полушарий большого мозга образована:

а) белым веществом

б) серым веществом

в) белым и серым веществом.

3. Увеличение поверхности головного мозга достигается

а) общим увеличение объема мозга;

б) наличием борозд и извилин.

Ответы: 1-а; 2-б; 3-б.

IV. Домашнее задание с. 70-75, вопросы 1-8.


По теме:

«Значение коры больших полушарий головного мозга»

Если бы не было разума, нас заездила бы чувственность.

На то и ум, чтобы обуздать ее нелепости.

У. Шекспир.

Человек рождается, растет, учится, взрослеет; смеется и плачет, любит и ненавидит, решает сложные математические задачи и сочиняет музыку, стихи, живет в реальной жизни, не переставая мечтать. И это все настолько естественно, что мы не задумываемся, где начало начал всех этих процессов. Но наступает пора, когда задаешься вопросом: в чем заключается тайна моего «Я»? В классификации живых существ человеку присвоено почетное наименование Homo sapiens sapiens (человек разумный разумный). Естественно предположить, что наш разум обусловлен особым устройством головного мозга. Ученые полагали, что у человека самая большая поверхность коры головного мозга, в ней больше извилин, она содержит больше нервных клеток, нервные клетки расположены в ней плотнее.

На сегодняшнем уроке мы проникнемся в тайну головного мозга человека, постараемся понять связь функций головного мозга с восприятием окружающего мира.

А пока проверим знания о строении головного мозга.

Почему ранение в область продолговатого мозга смертельно ?

Ответ: В области продолговатого мозга находятся жизненно важные центры: дыхания, кровообращения, пищеварения. Кроме того, проходят дуги защитных рефлексов: мигательного, кашлевого и т. д.

Представьте такую ситуацию: человек хочет взять стакан, но промахивается, после нескольких попыток берет его, но роняет. При попытке писать делает лишние движения. Определите местонахождение опухоли в головном мозге и объясните состояние больного?

Ответ: Опухоль в области мозжечка, т. к. он контролирует координацию движений и соединяет отдельные движения воедино. У больного явные нарушения координации движений.

эволюции головного мозга хордовых.

Какой из отделов головного мозга претерпел наибольшее изменение в процессе эволюции?

(модели головного мозга птицы, рыбы, млекопитающего и пресмыкающегося на столе учителя.)

(Передний мозг).

Что же он из себя теперь представляет у млекопитающих?

(Полушария большого мозга).

А что нового появилось у животных в процессе эволюции? (кора)

Верно это кора, которая впервые появляется у пресмыкающихся (старая), и новая возникает у млекопитающих, увеличиваясь в своих размерах, она приобретает складчатую структуру.

: Кора состоит из серого вещества.

Что это? (Нейрон).

В чем особенность нейронов коры?

(Клетки имеют очень много отростков. Кора состоит из 6 слоев клеток, образуя толщину от 1,3 до 5 мм. Кора отвечает за восприятие всей информации, поступающей в мозг (зрительной, температурной, вкусовой и т. д.) и за управление сложными движениями. С функцией коры связана мыслительная, речевая деятельность, память. Участки коры выполняют различные функции, поэтому они подразделяются на зоны.

Почему же клетки имеют много отростков? Это необходимо для формирования многосторонних связей. А как же это осуществляется?

На этот вопрос мы и постараемся ответить. Итак,

тема нашего урока «»

Вопрос классу:

Каковы особенности головного мозга человека?

(Мозг человека имеет большие размеры и большой вес ).

Но есть животные, у которых мозг больше и тяжелее (У человека велик относительный вес мозга.) Но и в этом отношении мы уступаем некоторым животным, по относительному весу мозга лидируют китообразные. Очень долго ученые полагали, что у человека самая большая поверхность коры мозга, в ней больше извилин, она содержит больше нервных клеток, нервные клетки расположены в ней плотнее. Но выяснилось, что дельфины обогнали нас и по этим показателям. Но, если не размеры и вес, то что же является отличительной особенностью мозга «человека разумного»? Сегодня можно указать на одну уникальную особенность головного мозга животных и человека - он симметричен. Его правая и левая половины построены однотипно как по составу и количеству нейронов, так и по общей структуре. У животных правая и левая половины мозга выполняют и одинаковую работу. У человека же правое и левое полушария мозга выполняют разные функции, они управляют разными видами деятельности , т. е. они функционально асимметричны.

Добавлю, что мозг не чувствует ни боли, ни наслаждения, а является лишь оценщиком – это приятно, а это нет, это хорошо, а то - плохо.

Питается мозг только чистой энергией глюкозы и кислорода (поэтому, когда мы занимаемся умственной работой, тянет к шоколадке): обладая массой всего примерно 2% от веса тела, мозг потребляет 20% кислорода от общего количества, необходимого организму. Его основная задача – потребление и переработка информации. Он принимает 1010 бит, т. е. двоичных единиц, в 1 сек. только зрительной информации. Если лишить его общения и информации, он начнет деградировать, а его масса уменьшится. Вот почему, когда информация неинтересна, люди засыпают. Мозг отключается и когда информация не является новой.

Учебный эксперимент № 1.

Ученикам предлагается вооружиться бумагой и ручкой и выполнить четыре задания теста «Ведущее полушарие». Ответы записать буквой П (правый тип реакции) или Л (левый тип реакции).

Задание 1. Поместите руки перед собой и переплетите пальцы.

Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху – правый палец, то это правый тип реакции, отметьте это в своем листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый.

Задание 2. Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза). Закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом глазе, то тип вашей реакции – правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза – тип реакции – левый.

Итак, мы убедились, что по итогам заданий у всех получились разные варианты ответов, что и следовало ожидать. Это самое простое и прямое доказательство функциональной асимметрии полушарий головного мозга. При этом правое полушарие, ответственное за творчество, управляет левой стороной тела, а левое полушарие, ответственное за логику, причинные связи и речи, управляет правой стороной тела. Именно поэтому среди гениев столь большое количество левшей, как, например, Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо, Микеланджело и Рафаэль, Александр Македонский и Наполеон Бонапарт, Жанна д, Арк и Бенджамин Франклин, Моцарт и Бетховен, Альберт Эйнштейн и Карел Бах, Чарли Чаплин и Грета Гарбо, Сильвестер Сталлоне и Джулия Робертс, Том Круз и Пол Маккартни и т. д.

Специализация зон коры мозга выражается в том, что каждый участок этих зон можно связать с определенной частью тела. Другими словами, большая часть тела может быть представлена на коре в виде схемы; результатом этого будут два искаженных гомункулуса. Искажения связаны с тем, что отведенная под данную часть тела площадь коры пропорциональна не величине этой части, а необходимой точности управления. У человека очень велики площади моторной и соматосенсорной зон, соответствующие лицу и рукам. Здесь показаны только половины каждой из таких корковых зон: левая соматосенсорная зона (которая получает сигналы преимущественно от правой половины тела) и правая моторная зона (которая осуществляет управление движениями левой половины тела).

Учебный эксперимент

1. определите какие зоны коры будут воспринимать слово ключ. Установите в каком полушарии эта надпись будет опознана (воспринимать слово будут зрительные зоны, опознана надпись в полушариях)

2. определите какие зоны будут воспринимать реальный ключ. У становите в каком полушарии этот предмет будет опознан.

Оба полушария не зависимы друг от друга. Между ними складываются сложные и противоречивые взаимоотношения . С одной стороны, они дружески участвуют в работе головного мозга, дополняя способности каждого, с другой стороны, соперничают, как бы мешая друг другу заниматься своим делом.

Полушария выполняют функцию сотрудничества . Поэт, используя глубокие чувства, образы и метафору, полагается на правое полушарие, а на левое – в поисках слов, чтобы выразить то, что создает правое полушарие.

Картина Аргимбольдо «Садовник».

Посмотрите на нос, губы, щеки? Заметили ли вы что при отыскивании очередного плода изображение портрета пропадает и лицо превращается в натюрморт. Это происходит потому что речевых сигналов которые опознаются левым полушарием перестраивает работу правого: осуществляя поиск предметов и деталей на рисунке.

Специализация зон коры мозга выражается в том, что каждый участок этих зон можно связать с определенной частью тела. Другими словами, большая часть тела может быть представлена на коре в виде схемы; результатом этого будут два искаженных гомункулуса. Искажения связаны с тем, что отведенная под данную часть тела площадь коры пропорциональна не величине этой части, а необходимой точности управления. У человека очень велики площади моторной и соматосенсорной зон, соответствующие лицу и рукам. Здесь показаны только половины каждой из таких корковых зон: левая соматосенсорная зона (которая получает сигналы преимущественно от правой половины тела) и правая моторная зона (которая осуществляет управление движениями левой половины тела). Еще во второй половине XIX в. возникло представление о том, что две половины головного мозга человека различным образом получают, хранят и перерабатывают информацию, поступающую от органов чувств.

(Звучит «Болеро» Равеля).

Автор этого музыкального произведения Морис Равель – известный французский композитор. В возрасте 57 лет он попал в аварию и получил серьезную травму левого полушария мозга. После травмы композитор по-прежнему мог слушать музыку, посещать концерты, критиковать или наслаждаться услышанной музыкой. Но больше так никогда и не смог записывать то, что звучало в его голове. Равель страдал афазией Вернике, был не в состоянии играть на фортепиано, правильно петь, записывать музыку или читать нотную запись. Зона Вернике проходит между зрительным и слуховым центрами мозга. Этот тип афазии описал в 1874 г. немецкий исследователь К. Вернике (С. Wernike), отсюда и получил свое название. Он связан с повреждением другой области коры, находящейся также в левом полушарии, но не в лобной, а в височной доле.. Позднее было установлено, что зона Вернике и зона Брока соединяются группой нервных волокон-дутообразным пучком.

При афазии Вернике речь фонетически и даже грамматически нормальна, но ее значение нарушено. Слова обычно связываются без особого труда и имеют правильные окончания, так что высказывания носят характер правильно построенных предложений. Однако слова нередко оказываются неподходящими, и среди них встречаются бессмысленные слоги и сочетания слогов. Примечательно, что даже в тех случаях, когда отдельные слова правильны, высказывание в целом выражает смысл каким-то обходным путем. Так, больной, которого попросили описать картину, изображающую двух мальчиков, ворующих печенье за спиной у женщины, сообщил: «Матери нет здесь, она делает свою работу, чтобы получить ее лучше, но когда она смотрит, два мальчика смотрят в другое место. Она работает в другой раз».

В 1861 г. знаменитый французский патологоанатом Поль Брока обнаружил, что повреждение заднелобной доли левого полушария головного мозга у человека сопровождается расстройством речи. Он заявил, что мы говорим левым мозгом. Этот участок коры, прилегающий к двигательной зоне и управляющий мышцами лица, языка, челюстей и глотки, получил название зоны Брока.

Зона Брока граничит с лицевой областью моторной коры, управляющей мышцами лица, языка, челюстей и глотки. Когда при инсульте повреждается зона Брока, почти во всех случаях наблюдается также серьезное повреждение лицевой зоны левого полушария, и поэтому можно подумать, что расстройство речи вызвано частичным параличом мышц. При афазии Брока мышцы, которые не выполняют своей речевой функции, в остальном действуют нормально. И далее, самое простое: больной с афазией Брока, которому очень трудно говорить, нередко прекрасно и легко поет.

Значение больших полушарий головного мозга

1.осуществляется целесообразная связь с внешней средой

2.кора контролирует все функции организма

3. с корой связаны, у человека речь и мышление. Человек руководствуется в своем поведении сознанием

4. приобретение жизненного опыта

Поурочный план Дата

Класс ____ 8 - ые

Урок 16 биологии_

Учитель Волкова Т.В.

Тема урока: Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры.

Тип урока: комбинированный

Вид урока стандартный

Цель : изучить строение и функции больших полушарий головного мозга.

Задачи:

образовательная: обеспечить в ходе урока усвоение учащимися понятий «кора», «извилины», «доли мозга: чувствительные и моторные зоны», «временные связи». Изучить особенности строения больших полушарий головного мозга человека, функциональных различий долей больших полушарий. Составить сравнительную характеристику функциональных особенностей правого и левого полушарий.

развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, работать в группах, вести диалог по обсуждаемым вопросам.

воспитательная: формирование ценностного отношения учащихся к своему здоровью, неприятия вредных привычек.

Методы обучения: словесные: объяснение учителя, эвристическая беседа, обсуждение.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: учебник, модель головного мозга, мультимедийное сопровождение к уроку, раздаточный материал .

Ход урока

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функцио--нальной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I . Орг. момент

II . Вступит

слово учителя

III .

Проверка

д/з:

I II.

IV. Изучение н/м:

IV .

Закрепление

V . Подведение итогов урока

VI . Домашнее задание.

Приветствие, проверка рабочего места, проверка отсутствующих.

«…Перед задачей полного выяснения работы человеческого мозга даже

воображение останавливается в нерешительности».

Дж.Экклс.

Головному мозгу в нервной системе отводится роль легендарного Рима, в который, как говорит пословица, ведут все пути. От этого органа зависит, что именно человек почувствует и в каком месте, о чем подумает, что вспомнит и сделает в ближайший момент. Армянский врач Григорис, живший на рубеже 13-14 веков, утверждал, что головной мозг – «царь всего организма».

Реформатор античной медицины Гиппократ считал мозг источником гнева и печали, радости и веселья, боли и скорби, слез и удовольствия.

Исследователей давно интересует вопрос, что такое мозг, но этот важнейший орган не торопится открывать свои тайны.

Подобная «скрытность» заставляет специалистов говорить о белых пятнах в его познании.

Нейрология – наука о мозге.

По мнению американского невролога Уиндла, о нейрологии можно сказать то же, что Ио погоде: ее все обсуждают, но никто о ней ничего не знает.

Определение, которое служит краеугольным камнем нейрологии, лаконично: «Мозг – материальный субстрат высшей нервной деятельности».

Строго говоря, это все, что на сегодняшний день ученые знают о наиважнейшем органе человеческого тела.

А). Что же природа доверила головному мозгу? Беседа о функциях ЦНС.

Каков круг его обязанностей?

    Наши ощущения – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание;

    Движения – произвольные и непроизвольные;

    Работа внутренних органов;

    Приспособление (адаптация) к новым условиям существования.

Б). Работа в группах.

О строении и функциях отделов головного мозга.

1 группа – продолговатый мозг;

2 группа – средний мозг;

3 группа – мозжечок;

4 группа – промежуточный мозг.

Задание 1.

Задание 2. «Экспертиза».

Слайд «отделы головного мозга», укажите на слайде номер «своего» отдела мозга.

Занимательная страничка. (1 группа).

«Знаете ли вы…» …что головной мозг новорожденного содержит 10 млрд. нервных клеток. А наибольшим их запасом – 14 млрд. нейронов – обладает мозг девятиклассника. Если все эти клеточки расположить в ряд, живая цепочка растянется на тысячу километров.

подсчитано, что в 20 лет человек теряет 10 тыс. нервных клеток в сутки, мозг

40-летнего за те же 24 часа утрачивает 50 тыс. нейронов. К 90 годам эта цифра удваивается. Всего в течение жизни нервная система становится беднее примерно на 4 млрд. нейронов.

что в 1860г средний вес мозга мужчины составлял 1372г, в наши дни – 1424г. Мозг женщин также увеличивается в весе – с 1242г до 1265г. и в последние годы растет почти так же быстро, как у мужчин.

Задание 1. Безусловные рефлексы головного мозга.

Продемонстрируйте опыт, доказывающий рефлекторную функцию отделов головного мозга.

Занимательная страничка. (2 группа).

«Знаете ли вы…» …что мозг «кровожаден» - за минуту через него протекает от 750 мл до 1,35л крови. Кровоснабжение увеличивается во время умственной деятельности.

что гипотеза о том, что память и ум определяются только весом мозга, не подтвердилась. Масса мозга выдающихся людей резко уклоняется от среднего. У И.С.Тургенева он составлял 2012г., И.П.Павлова – 1653г., Д.И.Менделеева – 1571г., А.И.Бородина – 1325г. По этим цифрам нельзя утверждать, что Бородин менее одарен, чем Тургенев. Известно также и то, что у некоторых умственно отсталых людей может быть очень тяжелый мозг. У одного слабоумного мальчика он достигал 2400г.

Задание 2. «Экспертиза».

Сейчас вам предстоит выступить в роли экспертов. У каждой группы на столе текст, проведите экспертизу и установите ошибки.

1 группа. Продолговатый мозг – это непосредственное продолжение спинного мозга. Он состоит из белого вещества, располагающегося внутри и серого вещества, образующего кору. В продолговатом мозге находятся центры безусловных рефлексов: глотание, чихание, кашель, коленный рефлекс. В сером веществе залегают жизненно важные центры, регулирующие работу почек, сердечную деятельность, дыхание.

2 группа. Средний мозг соединяет передний мозг с задним, он представлен двухолмием и ножками мозга. В среднем мозге находятся центры ориентировочного, «старт-рефлекса» и рефлекса позы. В буграх двухолмия располагаются чувствительные и двигательные центры речи и письма.

3 группа. Мозжечок расположен в затылочной части головного мозга, он представлен одним полушарием и средней частью – червем. Поверхность его состоит из белого вещества, образующего кору, под корой находится серое вещество. Основная функция мозжечка регуляция работы внутренних органов и координация движений.

4 группа. Промежуточный мозг занимает в стволе самое высокое положение. Он состоит из двух зрительных бугров – гипоталамуса и подбугровой области – таламуса.

Зрительные бугры – главные подкорковые двигательные центры: сюда по восходящим путям поступают импульсы от всех рецепторов тела. Нервные центры таламуса регулируют обмен веществ, гомеостаз, терморегуляцию.

Занимательная страничка. (3 группа).

«Знаете ли вы…» …что на разрезе мозжечка видно своеобразное расположение серого и белого вещества, известное под названием «дерева жизни». Корковый слой глубоко входит в белый в виде жилок зубчатого листа вечнозеленой туи, которую древние ботаники назвали деревом жизни.

что в медицинском обзоре, составленном в 1869г. О.Мильчевским, приводятся любопытные сведения: у славян в мозжечке – 172 «листочка», у немцев – 167, у венгров – 160 «листочков». По мнению автора обзора, это свидетельствует о том, что «славяне оказываются более всего людьми действия, а менее всего людьми мысли, а немцы наоборот».

А). Постановка задач урока.

Об этом отделе головного мозга специалисты говорят только в превосходной степени:

    он самый молодой (т.е. сформировавшийся в ходе эволюции у высокоорганизованных животных и достигший вершины развития у человека);

    самый обширный;

    самый важный;

    самый ранимый.

О каком отделе мозга идет речь?

Б). Слайд – большие полушария головного мозга . Учебник стр. 66-67 рис. 36-38.

Передний мозг состоит из сильно развитых полушарий, связанных между собой мозолистым телом, его образуют около 175 млн. нервных волокон, соединяющих оба полушария. Поверхность полушарий образована серым веществом или корой, состоящей из тел нейронов, под корой залегает белое вещество – проводящие пути. Проводящие пути соединяют отдельные центры в пределах одного полушария, либо головного и спинного мозга. В белом веществе находятся также скопления нервных клеток, образующие подкорковые ядра серого вещества. Общая поверхность коры полушарий составляет 2000-2500см 2 , толщина - 2,5-3 мм. Кора включает более 14 млрд. нервных клеток, расположенных шестью слоями.

Анатомы сравнивают кору со смятым плащом или мантией, на которых видны крупные складки. У трехмесячного зародыша поверхность полушарий гладкая, но кора растет быстрее, чем мозговая коробка, поэтому образуются складки – извилины, ограниченные бороздами; в них заключено около 70% поверхности коры.

По бороздам проводят условные границы, разделяющие кору на доли: лобную, теменную, височную, затылочную, по четыре с каждой стороны. Слайд. (рис 37).

Самые глубокие борозды – центральные, отделяющие лобные доли от теменных, и боковые, которые отграничивают височные доли от остальных. Кпереди от центральной борозды в лобной доле находится передняя центральная извилина, позади нее – задняя центральная извилина.

Сведения о значении разных частей мозга встречаются еще в древних медицинских трактатах. На передние отделы возлагали ответственность за воображение, в средние помещали мысли, а в задние – ум. Не исключено, что именно с этими представлениями связано народное выражение « задним умом крепок».

В). Каковы современные представления о функциях различных долей больших полушарий?

1 группа – височная доля;

2 группа – затылочная доля;

3 группа – теменная доля;

4 группа – лобная доля.

Задание. Рассмотрите рис.38 стр.67 учебника. Определите, какие зоны располагаются в указанных долях , их функции. Запишите в рабочей тетради (работа у доски).

Слайд. « Зоны коры больших полушарий».

1. Височная доля – слуховая зона, восприятие и распознавание звуков.

2. Затылочная доля – зрительная зона, восприятие зрительных сигналов и формирование зрительных образов.

3. Теменная доля – кожно-мышечная зона, воспринимает информацию от кожи, костей, суставов и мышц.

4. Лобная доля – двигательная зона, обеспечивают произвольные движения человека.

Г). Подумайте, в какие две группы можно объединить все зоны?

Зоны коры больших полушарий

    Чувствительные – это области коры, куда поступают чувствительные импульсы от всех рецепторов, это центральные отделы анализаторов.

    • Зрительная зона;

      Слуховая зона;

      Кожно-мышечная;

      Вкусовая и обонятельная.

      Двигательные – обеспечивают произвольные движения человека.

Двигательная зона ответственна за будущие действия, их цели, планы осуществления, составление программы поведения и управления трудовой деятельностью.

Напомню, что на уровне продолговатого мозга происходит перекрест нервных путей. Поэтому правое полушарие управляет органами левой части тела и наоборот.

Д). Каковы функциональные различия правого и левого полушарий?

Занимательная страничка.

Вопрос: зачем нам два мозга – «левый» и «правый» - долгие годы волновал исследователей.

Уже в 19 веке, когда методы исследования мозга были еще не разработаны, люди обратили внимание на зависимость снов от положения головы на подушке. Оказалось, например, что если на подушке лежит правая сторона головы, то чаще снятся страшные сны, беспорядочные по содержанию, которые при пробуждении трудно вспомнить. Если же человек засыпает на левом боку, то обычно снятся всякие беседы, разговоры, какое-то общение с людьми.

Слайд.



Левое полушарие

Правое полушарие

У правшей находятся чувствительные и двигательные центры речи. Восприятие и формирование устной и письменной речи. Математические операции. Абстрактное мышление.

Занимательная страничка. Слайд «Великие левши мира».

«У левшей отмечают лучшую зрительную память по сравнению с правшами. Хорошо известно, что Александр Македонский, обладавший феноменальной зрительной памятью, был левша. Он, как утверждают историки, знал в лицо каждого своего воина, хотя войско его насчитывало десятки тысяч солдат.

Левшами были и такие всемирно известные художники, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Пикассо. Они так же, как и А.Македонский, обладали выдающимися умственными способностями и превосходной зрительной памятью.

Для левшей характерна не только хорошая зрительная память и тяга к занятиям музыкой, рисованием и математикой, им свойственны так же и сильные волевые качества.

Благодаря своей твердой воле, уверенности в действиях многие левши стали знаменитыми полководцами. Это Юлий Цезарь, Наполеон.



Ж). Какие же ученые занимались изучением работы головного мозга и нервной системы в целом?

Гениальный нейрофизиолог Чарльз Шеррингтон еще а начале 20 века заявил, что нервную систему и мозг знают только двое – Бог и Бехтерев.


Сеченов Иван Михайлович. Павлов Иван Петрович.

Для нормального существования организма необходимо сохранение целостности всех отделов нервной системы.

З. Каковы причины нарушения деятельности нервной системы?

Беседа с опорой на жизненный опыт.

    Наследственные нарушения. (Недостаточный синтез в организме некоторых веществ, например ферментов).

    Нарушения, вызванные факторами внешней среды.

    1. Травмы головного мозга. (Приведите примеры).

      Бактериальные инфекции. Менингит – воспаление оболочек мозга.

      Вирусные инфекции. Грипп, полиомиелит.

      Стрессовые ситуации.

      Алкоголь, наркотики. Народ издавна подметил «Выпьешь много вина, так убавиться ума», «Вино уму не товарищ».

    «Не пейте спиртных напитков.

Пьющим яд,

окружающим пытка».

В.Маяковский.

    Соли тяжелых металлов (свинца, ртути).

    Укусы ядовитых животных.

    Заболевания, связанные с нарушением снабжения мозга кровью.

И). Гигиена нервной системы.

    Наиболее благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы и головного мозга создаются при правильном чередовании труда, активного отдыха и сна.

    Ваше здоровье в ваших руках.

У человека сложны и тонки воздействия коры головного мозга на свой собственный организм. Каждый должен помнить, что его здоровье находится под контролем нервной системы, а ее состояние определяет общее настроение человека. Разные причины могут его изменить, и с плохим настроением надо бороться. Оно неприятно самому и окружающим, ухудшает работоспособность, мешает жить и вредит здоровью. Умейте владеть собой, регулируйте свое поведение. Радостное, приподнятое состояние духа укрепляет тело.

Говорят «Человек помолодел от радости», «Радость окрыляет и удесятеряет силы». Веселые люди, шутники и оптимисты легко выздоравливают и легче переносят лишения.

И.П.Павлов говорил, что есть люди с такой сильной нервной системой, что никакая болезнь их не одолеет, которые все превозмогают.

Известно, что великий артист М.С.Щепкин не раз выходил на сцену больным. По этому поводу С.Т.Аксаков говорил, что сцена сделалась для Щепкина даже лечебным средством.

Выберите и выполните одно из предложенных заданий:

Задание 1. «4 балла» Разделите на две группы.

Абстрактное мышление, чувствительные и двигательные центры речи, образное мышление, левое полушарие, правое полушарие, музыкальное и художественное творчество, математические операции, узнавание человеческих лиц.

Задание 2. «5 баллов». Распределите по долям больших полушарий перечисленные зоны коры и функции.

А. Лобная доля.

Б. Затылочная доля.

В. Височная доля.

Г. Теменная доля.

1.Зрительная зона; 2. Слуховая зона; 3. Кожно-мышечная; 4. Двигательная;

5. Двигательный центр речи.

а) восприятие и распознавание звуков; б) восприятие зрительных сигналов и формирование зрительных образов; в) обеспечивают произвольные движения человека; г) воспринимает информацию от кожи, костей, суставов и мышц.

Задание3. «5 баллов». Вставьте в текст пропущенные слова.

Передний мозг состоит из сильно развитых _____________, Поверхность полушарий образована _________веществом или корой, состоящей из _________нейронов, под корой залегает___________ вещество –____________пути. По ___________проводят условные границы, разделяющие кору на _________лобную, __________,височную, __________, по четыре с каждой стороны. Кора больших полушарий обеспечивает высший _____________и синтез всех раздражителей, целостное ________________мира, Участвует в осуществлении ___________________реакций, речевой функции.

Назовите основные функции коры больших полушарий.

Высший анализ и синтез всех раздражителей.

Именно кора обеспечивает целостное восприятие мира.

Высшая регуляция всех вегетативных функций.

    Обеспечение поведенческих реакций, речевая функция.

    Психические процессы.

Домашнее задание & 16, Подготовить сообщение о работах Бехтерева В.М. или диагностика и лечение болезней головного мозга.

ЧП

ИП

ЧП

ПП

ПП

ИП

ИП

ИП

ЧП

Фронтал

Коллектив

Индивид

Работа в группах.

Коллектив

Коллектив

Работа в группах

Коллектив

Коллектив

Работа в парах

Фронтал

Коллектив

Индивид

Коллектив

Индивид

+

+

+

+

Тема урока: «Асимметрия полушарий большого мозга».

Цель: сформировать представление об асимметрии полушарий головного мозга и связанных с этим функций речи, зрения, слуха.

Задачи:

    образовательная: дать представление об асимметрии мозга и связанных с этим функций речи, зрения, слуха;

    развивающая: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы;

    воспитательная: показать взаимосвязь асимметрии полушарий с конкретным восприятием окружающего мира.

Тип урока: комбинированный, проблемный.

Методы: исследовательский, частично-поисковый.

Оборудование: интерактивная доска.

Ход урока.

    Организационный момент (приветствие, фиксация отсутствующих в журнале).

    Актуализация знаний.

Учитель: На прошлом уроке мы с вами изучили строение полушарий большого мозга. Давайте восстановим в памяти пройденный материал для более продуктивной работы на уроке.

    Каково строение полушарий большого мозга? (Кора, белое вещество, подкорковые ядра, борозды, извилины).

    Какие доли выделяют в каждом полушарии? Что лежит в основе их выделения? (Лобная, височная, теменная, затылочная. Их границы определяются по бороздам коры).

    Какие зоны выделяют в каждом полушарии? Можно ли их увидеть на поверхности коры? (Двигательные, слуховые, осязательные, зрительные, вкусовые и обонятельные. Это функциональные участки коры, их нельзя увидеть).

    Как же ученые узнали о существовании зон мозга? (Изучали больных с поврежденными участками мозга, определяли утраченные функции).

    Подготовка к активному, осознанному восприятию темы. Вызов.

Ежедневно общаясь с разными людьми, мы замечаем, что одни склонны к точным математическим расчетам, обладают железной логикой, другие – артистичны и музыкальны, хорошо рисуют и пишут стихи. Как это можно объяснить? (Разной активностью правого и левого полушарий большого мозга).

Тема нашего урока: «Асимметрия полушарий большого мозга».

Сегодня мы попробуем прикоснуться к одной из величайших загадок нашего мозга – его асимметрии. Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку:

«Вселенная есть асимметричный ансамбль.

Я полагаю, что жизнь в том виде, в каком

мы ее знаем, должна быть функцией

асимметрии мира или следствий из нее

вытекающих».

Луи Пастер.

Иначе говоря, наша жизнь зависит от асимметрии мира, в котором мы живем.

    Изучение нового материала.

    Проект «Развитие представлений об асимметрии мозга. Работы Дакса, Брока и Вернике».

Учитель: Как развивались представления об асимметрии больших полушарий?

В 1836 г. Марк Дакс, никому не известный французский врач, прочел на заседании медицинского общества в Монпелье короткий доклад, в котором описывал 40 человек из числа своих больных, страдавших нарушениями речи. У всех обнаруживались признаки повреждения левого полушария мозга.

В 1865 г. Поль Брока, знаменитый французский антрополог и патологоанатом, представил Анатомическому обществу в Париже описание клинической истории больного, который утратил способность говорить, но, тем не менее, мог нормально читать и писать, а также понимал все то, что ему говорили. Брока считал, что причиной нарушения, было поражение в лобной доле левого полушария. Этот участок коры, прилегающий к двигательной зоне и управляющий мышцами лица, челюстей, языка и глотки, получил название зоны Брока.

Специфические затруднения, которые испытывают больные при произнесении звуков речи, хотя сама способность к использованию языка остается у них нормальной, называют афазией (или нарушением речи) Брока. После нескольких лет раздумий и наблюдений Брока заявил научному миру: «Мы говорим левым полушарием».

В 1874 г. Карл Вернике, французский врач, установил, что при кровоизлияниях в височную область левого полушария больной перестает понимать речь, хотя может говорить: речь превращается для него в бессмысленный шум. Афазия Вернике возникает при повреждении зоны Вернике.

Вывод: Мы говорим левым полушарием!

Учитель: Но всегда ли так?

    Асимметрия мозга в детстве. Правши и левши.

Учитель: Ребята, сколько у нас в классе левшей? Вы задумывались когда-нибудь: почему одни люди левши, а другие – правши?

Проект «Причины разделения человечества на правшей и левшей».

Почему человечество разделилось на правшей и левшей, вопрос до сих пор спорный. Некоторые учёные считают, что всё решилось ещё в те дремучие времена, когда обезьяны с земли перебрались на деревья. Тогда наши предки – гоминиды – правой рукой цеплялись за ветки, а левой подносили пищу ко рту. Прошло около 10 миллионов лет, изменился климат, и предки спустились на землю. Правую руку стали использовать для более точных движений – выдолбить каменный топор, хорошо прицелиться дубинкой, охотясь на мамонта. Так как этим занимались преимущественно мужчины, то левшей среди них стало меньше, чем среди женщин.

Существовала и «материнская» версия разделения на правшей и левшей: у женщин более развита правая рука, так как они левой прижимали младенца к сердцу, чтобы тот слышал его стук и был спокойным.

А вот по теории «щита и меча» в древние времена соотношение левшей и правшей было примерно одинаковым. Но в бесконечных войнах гибли, как правило, леворукие. Они держали меч в левой руке, а щит – в правой. Их сердце не было защищено, они чаще получали смертельные раны, чем праворукие, державшие меч в правой руке, а щитом в левой руке закрывавшие сердце. Поэтому со временем, праворуких, передававших свои гены из поколения в поколение, на земле стало больше.

Но все эти предположения остались в прошлом. Настоящая причина разделения на правшей и левшей учёным не известна до сих пор. По одной из версий, эта причина кроется в устройстве нашего головного мозга.

Движения правой рукой регулируются левым полушарием мозга, а движения левой – правым. У левшей, в отличие от большинства людей, доминирует правое полушарие мозга.

Статистика показывает:

Речевая асимметрия

Правши

Левши

95% говорят левым полушарием, 5% - правым

65% говорят правым полушарием, 35% - левым

Вывод: правши говорят левым полушарием, а левши – правым!

Правши и левши отличаются друг от друга психологически:

Психологическая асимметрия

Правши

Левши

Тяготеют к конкретным видам деятельности, умеют считать, логически мыслить, убеждать, способны тонко чувствовать и переживать

Отличаются яркой индивидуальностью, артистическими способностями, тягой к искусству, способны к ясновидению, больше развита интуиция (предметно-образное восприятие действительности)

От доминирования полушария зависит личность человека. Левши мыслят образами, вникают в проблему мгновенно, а не изучают её последовательно, по частям, как правши, поиск решения ведут интуитивно, вкладывают в работу массу эмоций. В итоге левша затрачивает на одно и то же дело больше энергии, чем правша. Левша вынужден перестраивать свой внутренний мир для решения слегка чуждых его психике задач. Среди них нередко встречаются люди, которых упорно тянет писать справа налево, читать слова с конца к началу.

Но, оказывается, быть левшой не только признак особых способностей. Медики считают, что это ещё и признак нарушения иммунитета. Левши чаще других страдают ревматоидным артритом (тяжелым заболеванием с поражением органов и суставов), а также астмой, аутизмом, диабетом, мигренью.

Леворукость возникает по разным причинам: передаётся по наследству, появляется вследствие различных нарушений беременности или родовых травм. При определенных отклонениях в развитии левого полушария правое частично берёт на себя некоторые функции, мозг «перестраивается», и левая рука становится ведущей. Следует отметить, что левшей на земле не так уж и мало: каждый десятый из живущих на планете людей – левша!

Учитель: Асимметрия мозга появляется у человека к 4-5 годам, в 12-14 лет она властно заявляет о себе и окончательно формируется к 17 годам. Давайте посмотрим, как влияет асимметрия мозга на зрительные функции.

    Зрение и асимметрия.

Опыт с яблоком (на слайде).

Учитель: Ребята, опишите яблоко различными прилагательными.

Обратите внимание, какие прилагательные чаще употребляют «левополушарные», а какие – «правополушарные» люди.

Левополушарные

Правополушарные

Круглое

Объёмное

Большое

Яркое

Красное

Аппетитное

вкусное

Вывод: наши полушария по-разному воспринимают изображения. Для левого главное – восприятие целиком (форма, объем). Для правого – восприятие деталей (цвет, мельчайшие подробности, ассоциации).

    Слух и асимметрия.

Учитель: Прослушаем фрагмент песни Николая Баскова (Слайд 11). Кто больше обращал внимание на слова, чем на музыку? Кто больше слушал музыку, чем слова? А кто одинаково наслаждался и музыкой, и словами песни? Запомните: люди с поврежденным правым полушарием мозга не способны узнавать мелодию, а левым – слова.

Вывод: асимметрия мозга проявляется в восприятии песен. Музыку узнает правое полушарие, а слова – левое.

    Асимметрия полушарий.

Асимметрия – каждое полушарие ответственно за определенные функции.

Самостоятельная работа учащихся с учебником в парах: читаем текст на с. 67 и заполняем таблицу (пустая таблица).

Проверка правильности заполнения таблицы (заполненная таблица).

Полушарие мозга

Функции полушария

левое

1) устная и письменная речь;

2) анализ информации;

3) обобщение, принятие решений

правое

1) образное мышление;

2) музыкальное и художественное творчество;

3) восприятие музыки

    Проведение теста на выяснение правополушарности и левополушарности учащихся .

    Ведущая рука: если сверху большой палец левой руки – вы человек эмоциональный, правой – у вас аналитический ум.

    Ведущий глаз: правый – у вас настойчивый, агрессивный характер; левый – характер мягкий, уступчивый.

    Поза Наполеона: если наверху левая рука – вы склонны к кокетству; правая – к простоте и простодушию.

    Аплодирование: правой рукой – решительный характер; левой – вы колеблетесь, принимая решения, обдумываете, как лучше поступить, чтобы не обидеть окружающих.

Результат: К какому типу восприятия вы себя относите – вы право- или левополушарные? Или вы «эксперты»?

    1. Заключение.

Учитель: К 17 годам у человека формируется асимметрия больших полушарий мозга: каждое из них отвечает за определённые функции. Однако полную картину мира нам могут дать только оба полушария в неразрывной связи друг с другом. Сперанский писал: «Сцепление понятий в уме бывает иногда столь тонко, столь нежно, что малейшее покушение обнаружить сию связь словами разрывает её и уничтожает».

    1. Рефлексия.

1) Как можно объяснить склонность одних людей к точным математическим расчетам, а других – к образному мышлению? (Разной активностью правого и левого полушарий большого мозга).

2) Как ученые узнали о существовании зон мозга? (Изучали больных с поврежденными участками мозга, определяли утраченные функции).

3) К какому типу восприятия вы себя относите – вы право- или левополушарные? Или вы «эксперты»?

3) Составьте синквейн по теме урока.

Урок окончен. Спасибо за урок!

Домашнее задание: с. 67-69 (читать и пересказывать). Ответить на вопросы с. 70-71. Сообщения «Мозг и способности», «Жизнь и деятельность Сеченова».

В ходе этого урока мы ознакомимся со строением и функционированием головного мозга. А также с некоторыми заболеваниями головного мозга.

Тема: Нервная и эндокринная системы

Урок: Головной мозг: строение и функции

Общие сведения о головном мозге.

Мозг человека полностью до сих пор не изучен. Головной мозг расположен в черепной коробке человека и занимает примерно 80% ее объема.

Рис. 1.

Он, как и спинной мозг, защищен 3 оболочками, между которыми находится жидкость. Внутри головного мозга есть несколько полостей - желудочков. От него отходит 12 пар черепно-мозговых нервов, иннервирующих разные отделы нашего тела.

Рис. 2.

Масса мозга мужчины несколько больше массы мозга женщины. Это связано с тем, что вес мужчины больше, чем вес женщины, а масса головного мозга составляет 2% от всей массы тела. Но при этом 25% всей энергии нашего организма потребляется именно мозгом.

Зависимости между размером мозга и умственным развитием нет.

Рис. 3.

Ныне самый легкий мозг в мире, у абсолютно здорового человека, весит 1,1 кг, а самый тяжелый - 2,85 кг, у человека больного идиотией.

Умственное развитие зависит от того, какое количество связей создает головной мозг.

Головной мозг состоит из 5 отделов.

Продолговатый мозг - это продолжение спинного мозга и у них много общего в строении и функциях. Но серое вещество сосредоточено в виде ядер, так что характерная для спинного мозга структура в виде бабочки здесь нарушается. Он выполняет проводниковую функцию и отвечает за большое количество рефлексов (чихание, кашель). В продолговатом мозге расположены центры пищеварения, дыхания. Глотание является рефлексом, который осуществляется при попадании предмета на корень языка. Поэтому маленьким детям нельзя давать мелкие предметы, так как они могут их проглотить.

Мост . В первую очередь, обеспечивает проводниковую функцию.

Средний мозг . Там выделяют скопление ядер - бугры четверохолмия. Они отвечают за первичную обработку зрительной и слуховой информации. Средний мозг отвечает за, так называемое, скрытое зрение, когда человек видит предмет, но не обращает на него внимания. Также там расположены центры ориентировочного рефлекса (человек поворачивается к источнику резко возникшего шума).

Промежуточный мозг состоит из таламуса и гипоталамуса. Под гипоталамусом находится железа внутренней секреции - гипофиз. В гипоталамусе формируется пищевое, питьевое поведение. Он регулирует сон и бодрствование и поддерживает постоянство внутренней среды организма.

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа - с. 230, задания и вопрос 1,2,4,5. с 234, задания и вопрос 1,2,3.

2. Какие функции лобной доли КБП?

3. Опишете строение и функции мозжечка.

4. Подготовьте небольшое сообщение об одном из заболеваний мозга на Ваш выбор.