Одним из наиболее дешевых видов топлива из тех, что используются для работы отопительных котлов, является отработанное масло. Оно может быть любым: синтетическим или натуральным. Подойдет масло, слитое с кулинарных агрегатов, автомобилей или тепловозов.
В любом случае при сгорании оно даст большое количество тепла. Поэтому собрать котел на отработанном масле своими руками очень выгодно. Особенно, если нужно обогреть подсобное помещение или гараж.
Мы расскажем, как устроен и работает отопительный прибор, каковы конструктивные нюансы самодельного агрегата, а также опишем пошаговый процесс сборки котла и особенности его эксплуатации.
Котел на отработке может быть пиролизным. Его основная особенность – возможность длительной работы на одной закладке топлива. Конструктивно такая модель будет отличаться наличием камеры дожига.
Здесь проходит окончательное сгорание всех химических элементов, входящих в состав отработанного масла. За счет наличия камеры дожига время работы на одной порции масла значительно увеличивается.
Для изготовления отопительного прибора нам понадобятся следующие материалы и инструменты. Готовим сталь листовую толщиной минимум 4 мм, арматуру сечением 10 или 8 мм, трубу для воздуховода, тройники, сгоны и полудюймовые углы для горелки, переходники из стали, компрессор, расширительный бачок и насос.
Кроме того, понадобится сварочное оборудование, термостойкий герметик, асбестовое полотно и болгарка.
Одна из самых простых конструкций котла на отработке. Такое устройство очень просто изготовить самостоятельно, при этом оно будет эффективно работать
Рассмотрим процесс изготовления самого простого самодельного котла на отработке. Собственно устройство может иметь разные формы. В связи с этим для облегчения работы можно взять не листовую сталь, а отрезок трубы большого сечения с толстыми стенками.
Например, работоспособный прибор, легко обогревающий стандартный по размерам гараж, получается из двух фрагментов трубы. Один сечением 0,5 м, второй – 0,2 м.
Кроме них понадобятся еще две металлических пластины толщиной минимум 3 мм, вырезанные в форме круга. Если нужен более мощный отопительный прибор, то подбирают или изготавливают из листовой стали детали нужных размеров.
Теперь можно переходить к сборке. Начинаем с подготовки корпуса. Он будет выполнен из трубы большего сечения. Обрезаем ее болгаркой так, чтобы получился фрагмент высотой порядка метра.
Трубу меньшего сечения тоже обрезаем. Так, чтобы получился фрагмент высотой 20 см. Теперь готовим пластины, которые будут функционировать как дно и крышка корпуса.
В одной из них выполняем отверстие, соответствующее по размерам дымоходу. Это будет крышка корпуса. В другой вырезаем отверстие под соединение с фрагментом малой трубы. Это будет дно конструкции.
Привариваем к нему цилиндр, вырезанный из трубы меньшего диаметра. Его дно закрываем еще одной круглой пластиной. Собираем корпус, накрывая его пластинами с двух сторон. Соединяем детали, обвариваем их по кругу.
К дну корпуса крепим ножки, сделанные из арматурных прутков. Сверлим в трубе вентиляционные отверстия. Мы получили котел цилиндрической формы, в нижней части корпуса которого располагается небольшой резервуар.
Теперь нужно обустроить дверцу. Вырезаем ее в нижней части цилиндра с помощью болгарки. На верхнюю часть корпуса ставим и закрепляем дымоход. Простейший вариант котла готов.
Чтобы его разжечь, нужно будет налить немного отработки в нижнюю емкость и поджечь ее фитильком из горящей бумаги. Это самый простой из всех известных вариантов. Можно собрать более сложную, а значит и более эффективную конструкцию.
Собственно принципиальная схема любого топливного прибора на отработке представляет собой два короба из прочного металла, соединенных между собой воздуховодом в виде перфорированной трубы.
Нижний короб оборудуется отверстием, через которое масло заливается в испарительную камеру, напротив него обычно располагается заслонка. Верхний короб оборудуется отверстием, в которое вставляется дымоотводная труба.
Такую схему очень просто дополнить самыми разными узлами: подающим масло насосом, капельной подачей отработки, воздушным компрессором или подключить к котлу расходный резервуар с топливом.
Можно так же подключить водяной контур. Но в этом случае потребуется обустройство эффективной горелки, которая сможет осуществить максимально равномерный подогрев теплоносителя.
Вариант горелки для котла на отработке, которая работает от калильной свечи дизельного двигателя. Такая горелка может использоваться для приборов, обогревающих водяной контур
Рассмотрим процесс изготовления такой горелки. Собственно ее форма может быть произвольной, однако нужно помнить, что зона смешивания всегда должна находиться только выше зоны горения.
Только в этом случае неиспользованная отработка сможет возвращаться в резервуар. Для изготовления корпуса горелки берем полудюймовые уголки и соединяем их при помощи тройников и сгонов.
Для маслопровода, подающего отработку, дополнительно понадобятся переходники для штуцера. Все резьбовые соединения перед закручиванием хорошо промазываем термостойким герметиком. Для крышки горелки используем листовую сталь. Толщина листа минимум 3 мм.
Вырезаем из нее деталь, соответствующую размерам гнезда на котле. После того, как мы собрали горелку осталось правильно ее установить. Для этого подготовим две стальных пластины, одна должна быть немного меньше другой, гайки, болты и асбестовое полотно. Полудюймовые трубочки и внутреннюю поверхность переходника нужно закрыть асбестом. Полотно обязательно закрепляем.
Наклеиваем его силикатным герметиком в два слоя, на трубках фиксируем асбест стальной проволокой. Теперь берем горелку и вставляем ее в корпус, при необходимости подгоняем к установочном у гнезду.
После того, как горелка «встала» на место, меньшую по размеру пластину устанавливаем в гнездо и накрываем несколькими слоями асбестового полотна. Оптимально, если их будет четыре или пять.
Большую пластину используем как закрепляющую накладку. Сверлим в ней несколько отверстий под крепежи, после чего укладываем поверх асбеста и скручиваем болтами обе пластины.
Надо понимать, что получившееся соединение должно быть максимально плотным, если это не так, элементы горелки могут сдвинуться с места в процессе эксплуатации. Для поджига такой горелки используется стандартная свеча накаливания, которая применяется в дизельных двигателях.
В упрощенном варианте котел на отработке представляет собой печку, к которой подключается теплообменник или бак для нагрева теплоносителя. С процессом изготовления самодельной печки ознакомит следующая подборка фото:
Галерея изображений
Для того чтобы собрать основу котла - печку на отработке, заготавливаем детали. Их раскрой лучше выполнить на гидрорезном станке, для чего стоит обратиться в слесарную мастерскую
Перед сваркой деталей подгоняем их друг к дружке, используя струбцину. Стремимся придать обечайке максимально округлую форму. При необходимости выравниваем полосу металла с помощью молотка
После подгонки свариваем обечайку и верхнюю плоскость крышки. Сначала привариваем точками через 2-3- см, затем сплошным непрерывным швом
Подгоняем обечайку нижней части нижнего бака аналогичным образом. Свариваем детали, проверяем на герметичность, налив в полученную емкость воды
Собираем крышку нижнего бака точно так же: подгоняем по форме донышка и округляем обечайку
Соединяем подогнанные детали сваркой. Первым делом варим точками через небольшие промежутки, потом сплошным швом
Внутри верхнего бака монтируем отбойник, который будет направлять дымовые газы в дымоотвод
В вырезанное станком в верхней панели бака отверстие устанавливаем трубу и привариваем ее
Шаг 1: Подготовка деталей для сборки
Шаг 2: Подгонка составляющих нижнего бака
Шаг 3: Сборка верхней крышки нижнего бака
Шаг 4: Фиксация днища нижнего бака
Шаг 5: Соединение крышки нижнего бака
Шаг 6: Крепление деталей крышки сваркой
Шаг 7: Установка внутреннего отбойника
Шаг 8: Приваривание дымоотводной трубы
Верхняя часть нашей самодельной печки готова. Теперь надо собрать нижнюю часть и соединить составляющие:
Галерея изображений
Устанавливаем инжекторную трубу, в которой заранее просверлено 56 отверстий. Заводим ее в нижнюю часть верхнего бака. Размечаем ее расположение, привариваем
Собираем верхний бак из двух частей, к верхней из которых приварена дымоотводная труба, к нижней - инжекторная
Верхнюю часть нижнего бака привариваем к инжекторной трубе. Все работы по присоединению баков к трубам производим, контролируя сборку строительным уровнем
Подгоняем обечайки баков так, чтобы добиться максимально плотного прилегания, фактически без зазоров
Свариваем подогнанные друг к дружке части нижнего бака. Сначала варим точками, потом сплошным швом
Чтобы не доливать постоянно переработанное в печке масло, сооружаем дополнительный бак. Крепиться он будет к нижнему баку печки
Ставим снизу печки переливную трубку, которая будет обеспечивать дозированную подачу масла в нижний бак. Для того чтобы обеспечить трубке пространство, а печке устойчивость с днищу привариваем два отрезка уголка
К собранной конструкции привариваем ножки. Для устойчивости их лучше сделать три. Если будет наблюдаться некоторый крен, то нужно будет подкорректировать низ опоры напильником
Печи на жидком топливе стали широко использоваться в начале прошлого века. Сначала они появились в промышленности, но в 60-х годах их начали применять в быту. Яркий представитель такого оборудования - котел на отработанном масле с водяным контуром.
Стремительный рост его популярности в те годы объясняется доступностью нефтепродуктов. Люди могли покупать их очень дешево или же получать бесплатно.
Котел на отработанном масле – хороший и дешевый способ отопления гаража
Отработкой называются отслужившие свой срок моторные масла. Они являются источником загрязнения окружающей среды и плохо горят. Объясняется это неспособностью кислорода окислить весь набор химических элементов, входящих в состав. Но если удается расщепить отработку на простые составляющие, то она превращается в энергоэффективное топливо.
Метод разделения отработанного масла в науке используется давно - это пиролиз . С помощью этого процесса можно выделить горючие вещества из любого типа топлива: древесины, угля и нефти. Этот процесс прост и не требует дополнительных финансовых затрат.
Основное преимущество пиролиза заключается в том, что при горении топлива он сам себя поддерживает и даже регулирует . Человеку даже не нужно вмешиваться в этот процесс.
Чтобы запустить разложение энергоносителя на простые составляющие, его всего лишь нужно нагреть до температуры в 400°C. Необходимые температурные показатели достигаются 2 способами. Первый способ подразумевает поджигания горючего в специальной емкости.
В процессе горения топливо начинает испаряться. Образующаяся кориолисова сила позволяет создать легковоспламеняющуюся газовоздушную смесь. Но это возможно только в том случае, если все параметры печи будут тщательно рассчитаны.
Особое внимание следует уделить характеристикам камеры сгорания . Она должна иметь определенный диаметр и высоту. В ее стенках делают многочисленные отверстия. Через них происходит насыщение поднимающихся паров топлива кислородом. В верхней части камеры стоит ловушка, замедляющая скорость перемещения газа и отделяющая зону дожигания, в которой сложные химические соединения распадаются на безвредные компоненты.
Этот метод очень прост и надежен, но безопасным его назвать невозможно. Для обеспечения безопасности приходится значительно усложнять конструкцию печи.
При втором способе зона пиролиза и дожига формируется непосредственно в пламени горелки.
Последняя должна иметь определенную конфигурацию и обеспечивать ступенчатое образование горючей смеси.
Такое устройство более сложное, так как для его функционирования требуется компрессор. Он обеспечивает топливу начальное движение.
А пары образуются за счет работы горелки. Такой же процесс можно увидеть в паяльной лампе.
Самодельные котлы на отработке с водяным контуром имеют похожий принцип действия, но функционируют несколько иначе. В них как таковой горелки нет. Ее роль выполняет разогретая до высоких температур емкость. Капли масла, попадая на нее, моментально испаряются, а пары воспламеняются. Это не чистый пиролиз, так как во время микровзрывов при столкновении топлива с раскаленной поверхностью дополнительно выделяется энергия от распада молекул.
Простейшая печь на отработке работает следующим образом:
Для розжига топлива в нижней камере используется бензин. После начала горения масло интенсивно испаряется. Пары поднимаются вверх по трубе, обогащаются и сгорают в верхней камере. При этом температура внизу редко превышает 350° C, а вверху 900° C. Если масло в нижнюю чашу будет добавляться вручную, то в ее крышке делают отверстие, позволяющую заливать горючее. Для автоматической подачи подключают патрубок, ведущий к топливному баку.
Печь на отработке имеет следующие преимущества:
У такой системы всего 2 недостатка.
Первый заключается в быстром загрязнении дымохода. Его придется регулярно чистить. Второй недостаток выражается в шуме. При горении воздушно-масляной смести слышен гул.
Котлы на отработке используются в самых разных областях. Учитывая это можно выделить бытовые печи, водонагревательные и отопительные. Они отличаются не только конструкцией, но и размерами.
Бытовые котлы обычно устанавливают в помещениях, которые невозможно обогревать с помощью водяного отопления . У этих агрегатов минимальный расход горючего. Их конструкция такова, что масло в них сгорает до конца.
Бытовые устройства практически не дымят . Но несмотря на это их комплектуют дополнительными фильтрами, что позволяет повысить уровень безопасности.
Такие агрегаты любят прежде всего за их превосходную мобильность. Взрослый мужчина без труда перенесет небольшую печь в нужное место. При этом она не будет занимать много места в помещении.
Бытовые печи на отработке легко модифицируются. При необходимости к ней можно подключить небольшой водяной контур, и она сможет лучше отапливать помещение или обеспечит жилище горячей водой. Если установить на нее специальную металлическую площадку, то можно будет готовить пищу.
Водонагревательные котлы в верхней части имеют платформу для фиксации металлической емкости с водой. Последняя обычно имеет тороидальную форму, что обеспечивает более равномерный прогрев теплоносителя. Чтобы такое устройство эффективно работало, к бойлеру подключается водяная помпа.
Высокая температура сгорания воздушно-масляной смеси в верхней камере обеспечивает более высокую скорость нагрева, чем в котлах заводского производства. Водяной котел на отработанном масле нагревает воду до 60°C в 2 раза быстрее. А стоимость нагрева уменьшается в 20 раз по сравнению с электрическими бойлерами.
Отопительные котлы изначально создаются для включения в систему водяного обогрева. Здесь особое внимание уделяется системам безопасности. Печи оборудуются дополнительными устройствами дожига и фильтрации.
Несмотря на высокий уровень безопасности, отопительные котлы на масле следует размещать в специально оборудованных помещениях.
Нагрев теплоносителя обеспечивает теплообменник, установленный в верхней камере сгорания. Он может иметь вид трубчатого контура или стальной рубашки, охватывающей зону горения. Движение жидкости в системе обеспечивает электрический насос.
Температуру нагрева можно регулировать с помощью уменьшения пламени в камере сгорания. Достигается такая регулировка установкой небольшой турбины, нагнетающей воздух в топку.
Этот процесс может быть автоматизирован - для этого лишь нужно установить термостат.
Под жидкое горючее можно переделать любую твердотопливную или газовую печь. Но для самостоятельного изготовления лучше выбрать чертеж котла на отработке с водяным контуром с пламенной чашей.
Самодельный котел имеет небольшие размеры, но при этом обеспечивает 15 кВт тепловой мощности. В час он расходует не более 1,5 л отработки в час. Воздух в камеру сгорания нагнетается с помощью небольшой турбины, поэтому нужно будет озаботиться подведением электричества к агрегату. Горючее поступает в зону сгорания порциями из отдельного бака, оснащенного вентилем. Последний может служить регулятором нагрева.
Для улучшения дожига в центральной трубе имеется большое количество отверстий и горизонтальных прорезей. Дым от сгорания топлива уходит через дымоход, закрепленный на выходе из камеры сгорания.
Нужно заранее приготовить емкость, из которой будет изготовлен корпус. Лучше всего для этого подходит газовый баллон. Нужно выбирать экземпляр объемом от 50 л.
Также понадобятся следующие материалы:
После сборки устройства его нужно будет защитить от коррозии. Для этого дополнительно следует приобрести необходимую химию и эмаль.
Что касается инструментов, то в первую очередь понадобится аппарат для сварки. Лучше всего использовать инвертор, так как он позволяет делать качественные сварные швы. Также пригодятся: дрель, УШМ с набором дисков, сверла, плашки для резьбы, ключи, электрический наждак.
Работать с металлом придется много. Для ускорения работы нужно приготовить емкость с водой для быстрого охлаждения инструментов.
Прежде чем приступать к работе с баллоном, его нужно полностью освободить от остатков газа. Делается это простым сворачиванием вентиля и переворачиванием емкости для удаления конденсата. После промывки баллона можно приступать к сборке котла:
После завершения сборочных работ нужно проверить работоспособность агрегата. Делать это лучше до постановки в отопительную систему. Для проверки через шаровой кран в нижнюю топку заливается отработанное масло. Сверху добавляется немного керосина и поджигается. Если все нормально, то можно врезать котел в систему отопления.
Отработанное машинное масло редко отправляется в утиль – его используют в качестве печного топлива, получая большое количество тепла для обогрева помещений. При наличии доступа к этому дешёвому виду горючего ничто не мешает отапливать им свой дом. Магазинные котлы отличаются высокой стоимостью, поэтому в данном обзоре вы узнаете, как сделать котёл на отработанном масле с водяным контуром своими руками. Процедура сложная, для сборки потребуются навыки работы с металлом и инструменты.
Более-менее приличные котлы на отработке, созданные именитыми производителями, стоят довольно дорого – от 30-40 тысяч рублей, не считая ёмкости для топлива (она приобретается отдельно). На рынке представлено множество моделей, отличающихся тепловой мощностью и функционалом. Если же денег на покупку заводского масляного котла для частного дома нет, люди отдают предпочтение самоделкам.
Давайте посмотрим, чем так хорош котёл на отработке с водяным контуром, изготовленный своими руками:
Есть и недостатки:
Недостатки имеются, но они есть и у фабричных образцов.
Самодельный котёл на отработанном масле может работать по одной из двух схем:
Если поджечь отработанное масло в какой-либо ёмкости, оно будет гореть жёлтым, слегка коптящим пламенем. Даже если отобрать получаемое тепло в отопительную систему, его будет недостаточно для обогрева помещений. К тому же в продуктах сгорания мы найдём кучу недогоревших и токсичных компонентов. Поэтому главная задача отопительного котла на жидком топливе заключается в обеспечении оптимальных условий сгорания отработанного масла. Полученное тепло отправляется в водяной контур.
Первая схема используется в самых простых печах, наподобие вот этой:
Горение при такой схеме осуществляется с забором воздуха через регулировочную заслонку.
Здесь мы видим бак с топливом и регулировочной заслонкой, дожигатель и вторичную камеру. В дожигатель, через ряды боковых отверстий, подаётся вторичный воздух. Отработанное масло заливается в бак, поверх него наливается немного керосина, после чего производится розжиг.
Пламя в дожигателе будет сначала жёлтым, так как печь холодная. По мере прогрева оно приобретёт бело-розовый оттенок, появится гудение, характерное для мощного потока пламени. Это значит, что агрегат вышел на рабочий режим. Увеличив размер верхней камеры и дополнив её трубчатым теплообменником, мы получим простую печь на отработке с водяным контуром.
Для рассмотрения второй схемы водогрейного котла на отработанном масле мы возьмём следующую схему:
Схема и принцип действия водогрейного котла на отработанном масле
Это не совсем то, что нам нужно, но принцип тот же. Представленный на рисунке агрегат включает в себя несколько важных узлов. Первый узел – это топливный бак, который обеспечивает подачу отработанного масла в котёл. Подача должна быть капельной. Отработка поступает в чашу, в которой разжигается пламя. По мере прогрева конструкции масло начинает поступать в чашу уже горячим, температура его горения возрастает.
Горение осуществляется во внутреннем объёме печи, ограниченном металлическим цилиндром. Это наша камера сгорания – сверху в неё поступает воздух, в верхней боковой части располагается отвод под дымоход. На представленном чертеже изображён агрегат с поддувом, что делает его работу более эффективной. Водяной рубашки здесь нет, но есть вентилятор обдува, который обдувает воздухом внутренний цилиндр с камерой сгорания. Горячий воздух можно отправить через воздуховоды в обогреваемые помещения.
При использовании воздуховодов их необходимо тщательно утеплить, чтобы снизить потери тепла.
Организовать отопление на отработанном масле своими руками поможет водяной контур. Для этого убираем из чертежа вентилятор обдува и сопло отдачи горячего воздуха, никаких отверстий на их месте не будет. Вместо этого привариваем к цилиндру с камерой сгорания змеевик, играющий роль теплообменника. Его можно сделать из трубы подходящего диаметры. Концы трубы выводятся наружу – к ним подключается контур отопления.
Таким образом, мы сделали отличную печь на отработанном масле с водяным контуром. Осталось поработать над увеличением эффективности. Для этого мы можем обернуть дымоходную трубу дополнительным теплообменником и соединить его с основным. Теперь оборачиваем наш водогрейный отопительный котёл в теплоизоляцию, после чего облачаем его в дополнительный корпус – это поможет снизить тепловые потери.
Котлы на отработке отличаются простотой конструкции, но найти нормальные чертежи проблематично. В связи с этим придётся полагаться исключительно на свои силы и инженерную смекалку. В качестве основы для котла на отработанном масле можно взять данную схему (будем называть её основным чертежом):
Представленный на схеме агрегат нередко называют плазменным. А всё потому, что при горении он даёт белое, отдающее синевой, высокотемпературное пламя. Отработанное масло сгорает полностью, на выходе мы получаем лишь лёгкий дымок.
Наша задача – дооборудовать печку водяным контуром и превратить её в котёл на отработанном масле. Для этого нам нужно сделать водяную рубашку (или встроить змеевик) согласно нижеследующей схеме:
Схема водяной рубашки нашего котла на отработанном масле.
В нашем случае мы можем изготовить большой змеевидный теплообменник, который будет располагаться вокруг горелки. Вокруг змеевика привариваем лист железа, оборачиваем тепло теплоизоляцией, после чего сооружаем декоративный металлический корпус.
Как и многие котлы на отработке, разрабатываемый нами агрегат будет работать на жидком топливе, подогреваемом прямо в подающей трубе. Подача атмосферного воздуха осуществляется сверху. Вентилятор принудительного наддува здесь не нужен, но многие советуют им не пренебрегать.
Топливо стекает по тонкой трубе диаметром 10 мм в чашу, где испаряется и превращается в газообразное горючее. Через несколько прорезей диаметром 1,6 мм оно поступает в камеру горелки, после чего через четыре ряда отверстия различного диаметра поступает в камеру сгорания – под действием тяги из дымохода.
Если тяга слабая, спасёт вентилятор наддува, который буквально заставит выходить парообразное отработанное масло в камеру сгорания.
Как только котёл прогреется, паровоздушная смесь начнёт сгорать с образованием белого с синевой пламени. Большая часть тепла оправится в водяной контур, ещё часть уйдёт в атмосферу вместе с продуктами сгорания. Главным достоинством агрегата является то, что отработанное масло в нём сгорает почти полностью – никаких токсичных выбросов в атмосферу.
Итого, процесс сборки отопительного котла на отработанном масле протекает в несколько этапов:
Готовый котёл на отработанном масле монтируется на прочном основании (бетон, кафель). К нему подключается бак с отработкой, топливо подаётся дозировано, по капелькам, через регулирующий вентиль. К агрегату подключается отопительный контур, производится розжиг агрегата через смотровой люк. После выхода на рабочий режим останется контролировать температуру теплоносителя.
Не забудьте дополнить систему отопления расширительным бачком.
Для работы совместно с котлом на отработанном масле рекомендуется использовать системы отопления с чугунными радиаторами. Они подключаются к металлическим трубам сравнительно большого диаметра. Эти же трубы подключаются к теплообменнику нашего котла. Пластиковые трубы с современными радиаторами малой ёмкости использовать не рекомендуется – автоматики в котле нет, есть опасность перегрева теплоносителя.
Циркуляция в системе отопления – принудительная. Отработанное масло в самодельном котле сгорает при высокой температуре. Поэтому в системе всегда присутствует риск перегрева теплоносителя. Принудительная циркуляция поможет предотвратить перегрев, заодно ускоряя прогрев помещений.
Открытая или закрытая система отопления – этот вопрос решается на усмотрение конечного пользователя.
Отопление в гараже печкой на отработке с водяным контуром – вполне оправданное решение. Особенно когда речь ведётся о гаражной мастерской. Работающим здесь ребятам решить проблемы с отоплением не составляет особого труда – при замене масла в автомобилях отработка почти всегда остаётся в гараже, забирают её очень редко. При большой проходимости гаражной мастерской можно набрать за лето несколько бочек отработанного масла.
К тому же масло меняется круглогодично, поэтому с топливом в гараже проблем не возникнет. А водяной контур поможет обогреть не только гаражное помещение, но и прилегающие мастерские. Электрическое и газовое отопление здесь не используется – дорого и невыгодно, учитывая наличие постоянного источника отработанного масла для работы самодельного отопительного котла.
Самодельные котлы на отработанном масле, оснащённые водяным контуром, могут использоваться для обогрева жилых помещений. Главная задача потребителя – найти доступ к недорогому или вовсе бесплатному горючему. Оно нередко продаётся в бочках, поэтому с покупкой проблем не возникает. Стоит отработанное масло на 30-50% дешевле, чем солярка – экономия налицо.
Мы несправедливо обошли внимание ещё одну схему постройки котла, работающего на отработанном масле, – на основе горелки. Здесь мы можем использовать простую горелку Бабингтона, характеризующуюся высокой эффективностью и простой конструкцией. В ней используется металлический шар, по которому стекает отработка. В самом шарике имеется отверстие, через которое подаётся воздух. Он подхватывает мельчайшие частицы отработанного масла, распыляя его. Готовая воздушно-капельная смесь поджигается и образует устойчиво горящее высокотемпературное пламя.
Готовая горелка подключается к универсальному заводскому котлу, умеющему работать с горелками любого типа. Также она монтируется в обычные твёрдотопливные металлические и кирпичные печи. Достоинства получившейся сборки:
Выбирая для постройки самодельного котла горелку Бабингтона, потребители получают в своё распоряжение устройство, способное работать даже на загрязнённом отработанном масле. Главная задача – обеспечить подачу воздуха под большим давлением. Обычно для этого применяются компрессоры от холодильников.
В качестве основы для самоделки выбираем чертёж любого отопительного котла с традиционной схемой сжигания дров. Понять суть поможет небольшая иллюстрация:
Работа протекает в несколько этапов. Первый – собрать горелку Бабингтона по данной схеме (или любой другой):
Второй этап – сборка подходящей твёрдотопливной печи, которая впоследствии будет работать на отработанном масле. Выбирая чертёж и следуя ему, ни в коем случае не уменьшайте размеры камеры сгорания, куда вырывается пламя горелки – если завтра вам не хватит отработки, придётся мёрзнуть. А в большую камеру сгорания вы всегда можете накидать порцию дров и продолжить наслаждаться теплом.
Третий этап – подключение отдельных элементов. Горелка подключается к топливному баку, после чего вставляется в собранный своими руками котёл. Запускаем подогрев масла в баке, открываем вентиль, включаем компрессор, поджигаем топливно-воздушную смесь, контролируем работу водяного контура.
При необходимости, вы можете перейти с отработанного масла на сжиженный газ. Для этого приобретается газовая горелка (никаких самоделок с газом!) и устанавливается вместо жидкостной горелки. К ней подключается газовый баллон. В результате вы получите полноценное водяное отопление, хоть и несколько прожорливое.
Подключить к самодельному котлу горелку на природном газе, скорее всего, не разрешат – решайте этот вопрос самостоятельно, так как шутки и эксперименты с газом плохи.
Отработанное масло - нефтепродукт, который образуется в результате двигателя автомобиля . Это еще и самый выгодный вид топлива для системы отопления частного дома.
Под него переделывают конструкцию, чтобы сэкономить на газе, электроэнергии и т. д.
Отработанное масло для обогрева изначально применяли вместе с соляркой. Такой способ доказал свою эффективность и экономичность. Тогда решили удешевить средство еще больше и убрали солярку из состава. Отработанное масло по своим характеристикам напоминает дизельное топливо, но стоит на порядок дешевле.
Фото 1. Так выглядит отработанное масло, которое используется для отопления. Жидкость тёмно-коричневого цвета.
Отработку в качестве топлива используют в специальном котле или в печи. Только это гарантирует полное сгорание продукта без образования чадного дома. Переоборудование системы отопления или установка нового контура окупается в первый год использования средства.
Сжигание одного литра такого топлива дает 10—11 кВт тепла в 60 минут. Продукт, подвергшийся предварительной обработке, обладает большей мощностью. Его сжигание дает на 25% больше тепла.
Разновидности отработанных масел:
Плюсы топлива:
Минусы топлива:
Отработку получают при сжигании любого вида масла, но для отопления помещения обычно используют средства нефтепереработки из двигателей внутреннего сгорания .
Также из индустриальных механизмов, компрессоров и энергетического оборудования.
Перечень продуктов, не относящихся к отработке:
Выбор устройства для системы отопления зависит от площади и формы помещения.
Устройство функционирует по принципу подачи продукта каплями на раскаленную чашу или тарелку камеры сгорания. Так продукт воспламеняется и совершается передача тепла стенкам топки, а от них уже идёт обогрев воздуха.
Печь, работающая на отработке, редко выходит из строя. Устройство легко делается своими руками. Агрегат имеет небольшой размер, поэтому не занимает много места в помещении и легко транспортируется. Печь пригодна для подогревания еды сверху устройства.
Допускается совмещение печи на обратке с водяным отоплением. Для такого контура на источнике размещается металлический бак. Внизу бака отводится обратка, а вверху подключается подача от конструкции.
Вместо отработки, запрещается использовать любой вид легковоспламеняющихся веществ. Такие элементы также нельзя держать рядом с источником тепла во время его эксплуатации.
Внимание! Не допускается контакт масла с водой, иначе произойдет вспыхивание. Если случилось возгорание, то для тушения не используют воду. Пламя сбивают только огнетушителем , который устанавливается недалеко от печи.
Во время эксплуатации источника нельзя закрывать вентиляционную систему. Это вызовет отравление угарным газом.
Вам также будет интересно:
Фото 2. Разновидность котла, работающего на отработке. Устройство представлено в жёлтом и красном цвете, производитель Thermobile.
Насос передает подачу топлива в форсунку . Одновременно с этим происходит нагнетание кислорода. Благодаря этому случается воспламенение и распределение тепла от источника к радиаторам.
Для оптимального розжига не обойтись без предварительного разогрева топлива до температуры 71 °C. Для этого используется горелка. Вместо нее применяют и двух- или трехходовой теплообменник с трубами больших габаритов. Любое из этих устройств оптимизирует работу оборудования.
Этот способ отопления используют для обогрева загородной недвижимости и гаражей.
Такое отопление имеет схожий принцип работы с водяным контуром, но есть и свои нюансы. Котел, нагревающий теплоноситель, работает от дизельного топлива.
Жидкость разносится по системе и возвращается обратно с помощью циркуляционного насоса . После нагрева теплоносителя источник прекращает свою работу, а после остывания возобновляет.
Плюсы дизельного отопления:
Недостатки:
Для изготовления агрегата потребуется:
Алгоритм работы:
Фото 3. Схема котла, работающего на отработанном масле. Подобное устройство легко сделать своими руками.
Из листовой стали, толщиной 3 мм , сделайте крышку горелки, чтобы ее размер соответствовал габаритам гнезду в котле. С помощью сгонов и тройников из углов сделайте корпус горелки, используя сварочный аппарат. К такой конструкции потребуются переходники на половину штуцера с двух дюймов, чтобы к ним подсоединить подачу отработки. Перед прикручиванием резьбы обработайте ее герметиком.
Возьмите 2 пластины из стали — одну большую, другую — маленькую, болты, гайки и асбест. Трубки и внутреннюю поверхность переходника закройте полотном асбеста. Зафиксируйте материал на переходнике в два слоя с помощью герметика , а на трубках — проволокой. Горелку зафиксируйте в гнезде.
Маленькую пластину из стали вставьте в гнездо корпуса и положите асбестовое полотно, свернутое в 5 слоев . В другой пластине просверлите отверстия для креплений. Положите ее на полотно и обе пластины присоедините друг к другу, используя для этого болты.
Отопительный котел, использующий в качестве топлива отработанное масло, представляет собой одну из наиболее эффективных конструкций и является довольно доступным прибором. Он может применяться для поддержания определенной температуры в помещениях совершенно разной функциональности.
Стоит отметить, что отработанное масло, которое используется в таком котле, обладает довольно высоким уровнем производительности, к тому же его стоимость невысока, поэтому такой котел будет вполне экономичным.
Котлы, работающие на отработанном масле, обладают большим количеством самых разных положительных характеристик:
Отопительный котел, работающий на отработанном масле, функционирует, исходя из целого ряда моментов. Установленный масляный нанос забирает требуемое количество горючего из расходной емкости и переводит его в специальную испарительную камеру.
По сути, она представляет собой стандартную металлическую трубу. Стоит отметить, что для этой цели лучше всего брать трубу с довольно толстыми стенками, чтобы она могла выдержать максимально высокую температуру.
Чтобы отработанное масло стало пригодным для использования в системе отопления, его доводят до температуры 40 градусов. При попадании горючего на дно камеры оно постепенно начинает испаряться, становясь масляным паром, который в дальнейшем поднимается в камеру сгорания.
Обязательно учитывают при сборке подобного котла, что любая система, которая функционирует за счет отработанного масла, в обязательном порядке должна быть оснащена системой подогрева. Если пренебречь подобным моментом, то отработанное масло не будет становиться требуемой температуры.
Это приведет в дальнейшем к плохому воспламенению горючего, оно не сможет сгореть в полном объеме. Этот же факт станет причиной образования большого количества сажи, от которой котел придется постоянно очищать, чтобы он не вышел из строя.
Чтобы камера сгорания нормально работала, в ее конструкцию добавляют так называемый перфорированный воздуховод, через который за счет особого вентилятора наддува приходит дополнительный воздух. Далее масляные пары будут перемешиваться с воздухом и образовывать определенную смесь, способную полностью сгореть. В результате системы отопления будет прогреваться в полной мере, а продукты сгорания уйдут в .
Обязательно учитывают при сборке подобного котла, что любая система, которая функционирует за счет отработанного масла, в обязательном порядке должна быть оснащена системой подогрева
Чтобы самостоятельно собрать отопительный котел, который будет использовать в качестве горючего отработанное машинное масло, придется использовать следующие элементы конструкции:
При сборке конструкции учитывают, что в обязательном порядке придется сделать дымоход, через который все продукты горения будут уходить за пределы строения. Потолок придется предварительно предохранить от сильного нагрева, поэтому дымоход помещается в специальный кожух.
Обязательно принимают во внимание, что конструкция должна быть собрана таким образом, чтобы в ней образовывалась довольно сильная тяга. Нужно будет сделать и заслонку, которая позволит перекрыть тягу в один момент. Если же покупать специальную заслонку для подобного котла нет возможности или желания, то продумывают систему защиты попадания воздуха снаружи, потому что оно в данном случае будет бесконтрольным.
Кроме того, использование заслонки не дает помещению слишком сильно охладиться, если оборудование будет определенное время находиться в простое, поэтому такой элемент все-таки желательно установить.
Самодельная конструкция оснащена горелкой открытой конструкции, в результате чего происходит сгорание кислорода в помещении. Его недостаток может вызвать отравление угарным газом, поэтому необходимо продумать, каким способом будет происходить проветривание помещения.
Проще всего собранный своими руками отопительный котел установить на камне, либо на жаропрочной плитке. Обшивать его панелями, выполненными из пластикам или древесины, запрещается, так как это может стать причиной пожара. Можно его выкрасить жаростойкими материалами. Если соблюсти все особенности технологии, то на выходе получится надежное устройство, которое будет стабильно работать, не создавая угрозы жизни, здоровья и имуществу людей.
Работы по самостоятельному производству котла, работающего на отработанном масле, начинают с непосредственной подготовки строительных материалов:
В результате получается конструкция цилиндрической формы, в нижней части которой имеется небольшой резервуар. Снизу прорезают дверку, а сверху соединяют систему с дымоходом. Чтобы котел включить, открывают дверку, в резервуар наливают отработанное масло и поджигают его. Это наиболее элементарная конструкция печи, тем более, что зачастую можно встретить изделия, которые устроены значительно сложнее.
Стандартный котел, работающий на отработанном масле, обычно выглядит в качестве двух коробов, изготовленных из довольно прочной стали. Они находятся друг над другом и соединены с помощью перфорированной трубы. В нижнем корпусе прорезано отверстие для заливки масла, а второй металлический короб соединен с дымоходом.
Подобную конструкцию сделать более совершенной очень легко: подключают расходную емкость с отработанным маслом, насос для его подачи, водяной контур, компрессор и так далее.
Стандартный котел, работающий на отработанном масле, обычно выглядит в качестве двух коробов, изготовленных из довольно прочной стали
Данный вопрос является одним из наиболее сложных при сборке отопительного котла, работающего на отработанном масле. Дело в том, что на работе горелки твердые примеси, содержащиеся в масле, никак не сказываются, однако капельный механизм из-за них может выйти из строя.
Для того, чтобы избавиться от подобной проблемы, можно на конец заборного шланга поставить масляный фильтр от старого автомобиля. С его помощью удается добиться полной фильтрации масла. Однако следует помнить, что при установке такой детали фильтрующий элемент придется менять в среднем один раз в месяц.
Водяной контур подразумевает установку трубопровода и радиаторов. Наиболее эффективной является установка стальной трубы, диаметр которой должен составлять 43 мм, через которую осуществляется подключение . Их пропускают либо под чистовым полом, либо вдоль стен.
Сборка водяного котла на отработанном масле подразумевает установку расширительного бачка. В его качестве подойдет небольшая емкость с довольно толстыми стенками. Ее крепят к верхней части котла и соединяют с ней при помощи сварки или болтовых соединений.
В верхней части вырезают небольшое отверстие, через которое горячая вода будет уходить в систему отопления. В нижней части тоже вваривают трубу, по которой остывшая вода будет возвращаться в котел для дальнейшего нагревания.
При использовании отопительного котла, работающего на отработанном масле, необходимо соблюдать определенные правила. В противном случае, может возникнуть загазованность помещения или даже возгорание.
Основные правила при пользовании котлом следующие:
У работающего котла отверстие горелки должно быть всегда открыто
Главный минус подобного устройства состоит в том, что его реакция на перекрытие подачи воздуха в топку не будет моментальной. Следовательно, процесс горения будет прекращаться не сразу, а спустя некоторый промежуток времени, за которое нагрев теплоносителя продолжится. Когда пламя окончательно погаснет, его нужно будет разжигать повторно. Это делают в ручном режиме, если конструкция не предусматривает какого-либо иного подхода.
Еще одним недочетом котла на отработке является его загрязненность по сравнению с другими отопительными приборами. Это, прежде всего, связано с используемым горючим. Если конструкция собрана правильно, то от нее не будет исходить неприятный запах. При нарушении технологии в помещение подобный запах будет в той или иной мере проникать.
Другим, не менее существенным, минусом таких котлов по сравнению с другими конструкциями является необходимость очищения горючего от различных твердых примесей , в числе которых могут попадаться кусочки металла либо металлическая стружка. Если не наладить систему фильтрации, то аппарат через определенное время выйдет из строя, а вернуть ему рабочее состояние будет весьма проблематично.