Мясопустная суббота. Мясопустная родительская суббота, особое поминовение усопших перед великим постом

26.09.2019 Котлы

Первая, в году, Вселенская родительская суббота приходится на Мясопустную седмицу. В этот день Церковь вспоминает усопших и поминает всех умерших от времен Адама. Служба в эту субботу так и называется:

«Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Всецерковное поминовение во вселенскую родительскую субботу (и в другие поминальные дни) напоминает нам о необходимости спасения всех людей — живые молятся за умерших братий и сестер. Мы своей заботой о них служим во спасение их душ, этим же поминовением мы помогаем и самим себе. Ведь мы все – братья и сестры, живем в одном мире, в одной Церкви, у нас один Отец.

Почившие люди, за которых мы молимся – мертвы, но мертвы только их тела, а не души. Души живые, а значит, время для покаяния у них еще есть.
И у всех нас, живых и мертвых, есть еще время до Страшного Суда, но правда никто не знает, хватит ли его для покаяния. Своими усердными молитвами мы можем помочь усопшим разбудить себя и успеть покаяться. Чудеса случаются и с нами, ведь молитвы потихоньку действуют на нас, мы сами незаметно очищаемся от зла и начинаем любить людей.

На поминальной трапезе существует одно обязательное блюдо – кутия.
Кутия или коливо — это сваренная пшеница, смешанная с мёдом. Это блюдо символизирует Воскресение умершего.
Для того, чтобы зерно дало колос, оно сначала должно истлеть. Также и тело человека сначала истлевает, чтобы потом восстать для Будущей жизни. (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд означает сладость благ в будущей жизни.

Приготовление кутии: необходимо замочить зерно пшеницы (можно рис или не дробленую перловую крупу), а потом сварить из него кашу, чтобы каждое зернышко было по отдельности. В кашу следует добавить наполнитель, обычно это мед и изюм. Также можно добавлять сухофрукты, но сначала их надо распарить и измельчить, а еще орехи, семечки, мак, фрукты, все зависит от вашего вкуса. Вместо меда можно добавить сахарный сироп. Все ингредиенты надо перемешать, положить в миску и отнести в Церковь на панихиду и там кутию освятить.

НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ

Неделя – это старинное название воскресения. Произошло оно от соединения слов “не” и “делать”, в этот день люди отдыхали и ничего не делали.
Последний день мясопустной седмицы – мясопустная неделя (воскресенье). В этот день перед , еще можно по Уставу употреблять в пищу мясные продукты. Мы последний раз едим мясо и «отпускаем» его. Отсюда и название — «мясопустная».
Но на следующий день строгий пост еще не начинается, всю следующую седмицу в пищу можно употреблять сыры и молочные продукты — начинается Сыропустная седмица, Масленица.

Таким образом, осуществляется постепенная подготовка человека к самому строгому Великому посту, даже в мясопустную седмицу, по средам и пятницам мясо есть уже нельзя, поэтому эту седмицу в народе раньше называли «пестрой».
По приметам, в «пеструю» седмицу нельзя было играть свадьбы, в это время начинают готовиться к Масленице, делают уборки в домах, приглашают гостей.

НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ

В мясопустную неделю (воскресенье) вспоминается Страшный суд (Мф. 25:31-46). Церковь напоминает людям об их грехах, о том, что для спасения наших душ нельзя быть беспечными, нельзя забывать, что в деле спасения нужно уповать на милость Божию. Неотвратимость наступления Страшного Суда подтвердил и Сам Спаситель:

«Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения» (Ин 5:28-29).

Все умершие люди оживут, каждый предстанет перед Господом, и обязательно ответит за свои дела, которые он совершал в течение своей земной жизни.
Если добрых дел будет больше – душу этого человека ждет слава и жизнь блаженная, а если злые – вечное осуждение.

Первое пришествие Господа на Землю прошло очень скромно. Он Своим примером показал нам то, какими должны быть люди – смиренными, кроткими и добрыми. Именно поэтому, Спаситель позволил Себя распять, чтобы никто во время Второго Пришествия, на Страшном Суде, не смог упрекнуть Господа в несправедливости и предвзятом к нему отношении.
Для каждого из людей этот день и на самом деле страшный, нет людей без грехов. Все тайные, невидимые поступки и желания станут явными, и нам не на кого будет надеяться, все получат по делам своим.

Во время Страшного Суда никто не спросит о том, как мы молились, как постились, какие книги духовные читали, как часто и искренне исповедовались и т.д. Все это будет совершенно неважно, по сравнению с тем, какими мы были людьми по отношению к окружающим нас людям.

Евангелие от Матфея, гл. 25, 31-46

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.


Суббота мясопу́стная. Вселенская родительская суббота.

Мц. Ага́фии. Иконы Божией Матери, именуемой «Взыска́ние поги́бших». Свт. Феодо́сия, архиеп. Черни́говского (службу зри 9 сентября).

Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших. Служба по Октоиху и Триоди. Служба попразднства Сретения Господня отменяется: «А́ще ли бу́дет попра́зднство Сре́тения в суббо́ту мясопу́стную, тогда́ слу́жба попра́зднства оставля́ется, и пое́м слу́жбу суббо́ты уме́рших» (Типикон, 2 февраля, 9-я Маркова глава, 4-е «зри»).

Примечание. Аналогичная служба совершается и в Троицкую родительскую субботу (перед праздником Пятидесятницы). Если же на дни этих Вселенских родительских суббот придется храмовый праздник, то поется служба храма, а субботняя заупокойная служба совершается только в особых храмах – «гробницах» (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу мясопу́стную…», 1-е «зри») или переносится на предшествующие субботу или четверг (ср.: Типикон, 26-я и 54-я Храмовая глава, 3-я Маркова глава под 2 февраля).

Календарные заметки:

Служба по Октоиху и Триоди.
Служба попразднства Сретения Господня отменяется (Типикон, 2 февраля, 9-я Маркова глава, 4-е «зри»).
На вечерне вместо прокимна – «Аллилуиа» с заупокойными стихами. По «Ныне отпущаеши» – тропарь «Глубиною мудрости…» с Богородичном.
На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуиа». 17-я кафизма стихословится на две статии с заупокойными припевами. Канон храма и Триоди (со 2-й песнью). Катавасия Триоди.
На литургии поется «Достойно есть…».

Порядок чтений, согласно календарю:

На вседневной вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха мученичны, глас 1-й – 3 (2-й: «Моли́твами, Го́споди, всех святы́х…», 3-й: «Е́же на суди́щи...», и 4-й: «О, до́брыя ва́шея ку́пли…»; см. на «Господи, воззвах»), и Триоди, глас 8-й – 3. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Пла́чу и рыда́ю…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».

Входа нет. Вместо прокимна – «Аллилуия», на 8-й глас, с заупокойными стихами – стих 1-й: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси́, Го́споди, и па́мять их в род и род»; стих 2-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

«Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й (с заупокойными припевами, см. Триодь). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Нача́ток ми и соста́в…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́…».

Примечание. «На стихо́вне му́ченичен гла́са, и два ме́ртвена Иоа́нна Дамаскина́» (Типикон, гл. 49-я, «В субботу мясопу́стную...»). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды. В субботней службе Октоиха 1-го, 2-го, 3-го и 8-го гласа на стиховне вечерни – один мученичен и два мертвена, а в службе 7-го гласа – два мученична и два мертвена.

По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну, и приста́нище…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…», и отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». (Отпуст «Иже во объя́тиих...» не произносится.)

Примечание. В Триоди Постной (л. 16 об.) сказано: «По отпуще́нии же вече́рни твори́м в притво́ре панихи́ду за усо́пших и пое́м кано́н рядова́го гла́са ме́ртвым». Канон мертвен, или покоин, за усопших, заимствуется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа (2-й канон). Устав панихиды – тот же, что и в период пения Октоиха (см.: Типикон, гл. 14).

На повечерии может петься служба мц. Ага́фии (с этого дня) и служба прп. Вуко́ла, еп. Сми́рнского (с 6 февраля) , а также канон мертвен Октоиха (без ирмосов) . По «Достойно» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упоко́й…».

Примечание. Сначала поются каноны рядовых святых, а потом канон из Октоиха – это особенность субботы, когда молитвословия святого предшествуют молитвословиям дня . Такой последовательности канонов придерживается В. Розанов в книге «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 636 и далее). Этим пособием в вопросе распределения канонов на повечериях периода Постной Триоди руководствуются «Богослужебные указания». Однако существуют доводы и в пользу пения заупокойного канона первым (см.: Типикон, 9-я Маркова глава под 24 февраля; Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 65 об.).

Примечание. Если по отпусте вечерни служилась панихида, то канон усопшим рядового гласа на повечерии не поется, ввиду того, что он уже пропет на панихиде, а совершаются службы рядовых святых .

На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» на глас 8-й, с заупокойными стихами – стих 1-й: «Блаже́ни, я́же избра́л и прия́л еси, Го́споди»; стих 2-й: «Па́мять их в ро́д и ро́д»; стих 3-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

Тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе́ и сте́ну…».

Кафизма 16-я. Малая ектения (обычная, не заупокойная). Седальны Октоиха , глас 1-й (три мученична – 2-й: «Яко до́брии во́ини…», 3-й: «Ра́нами святы́х…»; затем стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным...» [или стих: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х…»], и 4-й мученичен: «Му́ченики Христо́вы…»; потом другой стих: «Блаже́ни, я́же избра́л…», и седален поко́ин гласа: «Сме́ртную держа́ву…»). «Слава, и ныне» – Богородичен по 2-м стихословии: «Еди́на кре́пкая…», или Богородичен гласа, по 1-м стихословии: «Гаврии́лу веща́вшу...».

Кафизма 17-я, разделяемая на две статии́, поется, по Уставу, на 5-й глас, без «захода» («Господи, помилуй» (3), «Слава, и ныне»); к каждому стиху 1-й статии́ поется припев: «Благослове́н еси, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м», к стихам 2-й статии́ припев: «Спа́се, спаси́ мя».

Примечание. Согласно распространенной практике, стихи 17-й кафизмы читаются священнослужителями. С началом пения кафизмы священник с диаконом выходят через северные и южные врата на середину храма к тетрапо́ду (панихидному столу), иерей (со свечой в руке) читает псаломские стихи, а певцы тихо поют припев: на 1-й статии – «Благословен еси, Господи...», на 2-й статии – «Спасе, спаси мя». Диакон в это время непрерывно кадит тетрапод.

Примечание. В приходских храмах существует практика выхода на чтение 17-й кафизмы и на малую заупокойную ектению по 6-й песни канона через царские врата.

Первая статия́ начинается пением: «Блаже́ни непоро́чнии…».

После 91-го стиха певцы поют (с припевом) 92-й и 93-й стихи: «Я́ко а́ще бы не зако́н Твой поуче́ние мое́ был, тогда́ у́бо поги́бл бых во смире́нии мое́м»; «Во век не забу́ду оправда́ний Твои́х, я́ко в них оживи́л мя еси́» (каждый стих по трижды) .

Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом ; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды .

Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом): «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще́ молимся о упокое́нии душ усо́пших рабо́в Бо́жиих пра́отец, оте́ц, и бра́тий наших, зде лежа́щих, и повсю́ду правосла́вных христиа́н, и о е́же прости́тися им вся́кому прегреше́нию во́льному же и нево́льному», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учини́т ду́ши их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся», певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в и вся́кия пло́ти…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь».

По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение…» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны).

Последние стихи: 175-й и 176-й – «Жива́ будет душа́ моя и восхва́лит Тя, и судьбы́ Твоя помо́гут мне»; «Заблуди́х, яко овча́ поги́бшее: взыщи́ раба́ Твоего́, я́ко за́поведей Твоих не забы́х» – поются (с припевом) по трижды, и тотчас – тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святы́х лик обре́те…», во время которых священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма.

Затем произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом; см. по 1-й статии). По возгласе поется седален, глас 5-й: «Поко́й, Спа́се наш…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Де́вы возсия́вый…» . Псалом 50-й.

Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Триоди на 8.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия Триоди: «Песнь возсле́м…».

Примечание. Катавасия Сретения Господня: «Су́шу глубороди́тельную…», не поется.

Поется 2-я песнь канона, на 8 (ирмос дважды, тропари на 6, припев к тропарям: «Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х», к последним тропарям – «Слава» и «И ныне»). В конце этой песни катавасия – тот же ирмос.

По 3-й песни – малая ектения (обычная, не заупокойная). Седален Триоди, глас 5-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

По 6-й песни – малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии 17-й кафизмы). Кондак, глас 8-й: «Со святы́ми упоко́й…», и икос, глас тот же.

Примечание. По традиции, во время пения катавасии 6-й песни, через северные и южные (или через царские) врата священник с диаконом выходят к тетраподу. У тетрапода произносится малая заупокойная ектения (по обычаю, с кадилом). Во время пения кондака «Со святыми упокой…» иерей с диаконом (или диакон) совершают малое каждение (окрест тетрапода, иконостас и предстоящих). После пения кондака и икоса священник с диаконом возвращаются в алтарь.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» обычно не поется . Малая ектения (обычная, не заупокойная). Светилен Триоди. «Слава» – ин светилен Триоди, «И ныне» – Богородичен Триоди.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы .

На хвалитех стихиры Триоди, глас 8-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Яко цвет увяда́ет…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ра́дуйся, Мари́е Богоро́дице…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха (покойны) рядового гласа (в данном случае 1-го) с заупокойными стихами. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Боле́знь Ада́му бысть…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ты еси Бог наш…».

По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну…».

Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже...». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Читается 1-й час, и бывает отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». (Отпуст «Иже во объя́тиих...» не произносится.)

На часах – тропарь: «Глубино́ю му́дрости…». Кондак: «Со святыми упокой…».

Примечание. Поскольку в этот день служба попразднства Сретения Господня отменяется, на 1-м часе после молитвы «Христе́, Све́те И́стинный...», по традиции, поется кондак «Взбра́нной Воево́де...».

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны Триоди, песнь 3-я (со ирмосом) и 6-я – 8.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропарь, глас 8-й: «Глубино́ю му́дрости…». «Слава» – кондак, глас тот же: «Со святыми упокой…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну…».

Прокимен заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся», со стихом: «К Тебе, Господи, воздвиго́х ду́шу мою…».

Апостол – дня и за упокой.

Аллилуиарий, глас 6-й: «Блаже́ни, яже избра́л…», со стихом.

Евангелие – дня и за упокой.

По «Изрядно…» поется «Достойно есть».

Примечание. Задостойник праздника Сретения Господня не поется.

Причастен: «Блаже́ни, яже избра́л…».

Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». (Отпуст «Иже во объя́тиих...» не произносится.)

См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 631–636. О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

Канон мертвен, или покоин, за усопших, заимствуется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа (2-й канон).

Однако в отношении литургийных чтений периода пения Триоди порядок иной – от Недели мытаря и фарисея (ср.: примечание 23 января) и до Недели всех святых по субботам Апостол и Евангелие читаются так: сначала чтение дня, затем святого (см. Типикон, гл. 49, 5-е «зри»).

Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование параста́са, сиречь великия панихиды и всено́щнаго бдения, певаемых по усопшим. Петроград, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование панихиды.

Священнослужители уходят в алтарь.

Пение «Достойно есть» допустимо, так как в аналогичной службе Троицкой родительской субботы «Достойно есть» указано в Цветной Триоди.

В аналогичной службе в Троицкую родительскую субботу Триодь указывает петь «Всякое дыхание...» перед хвалитными псалмами.

Типикон указывает на стиховне утрени в мясопустную субботу пение стихир Октоиха 6-го гласа. Однако данное указание, вполне подходящее для Троицкой родительской субботы (в которую всегда поются песнопения Октоиха 6-го гласа, приводящиеся на ряду в Цветной Триоди), не может всецело применяться к службе мясопустной субботы, поскольку служба Постной Триоди в этот день соединяется со службой рядового гласа Октоиха (см. соответствующее указание Постной Триоди на утрене субботы мясопустной).

18 февраля 2017 года Вселенская родительская суббота , которая названа Мясопустной так как проходит перед началом мясопустной (масленой или сырной) седмицы.

Любовь к умершим родственникам возлагает на живущих святую обязанность – молиться о спасении их душ. Ведь молитва о них – единственное благо, которое по силам нам им дать. Дни особого общего поминовения усопших, установленные церковью, называются родительскими субботами. В эти дни поминаются все от века умершие христиане. Православные подают «записки» за упокой для поминания на церковнослужении. Не забывайте, что писать надо только умерших, то есть имена, данные им в крещении.

Свечи «за упокой» ставятся в специальном месте – для этого устроен большой канунный стол с подсвечниками, над которыми возвышается Распятие. Обычно канун располагается в углу у солеи (возвышение перед алтарем), однако расположение зависит от внутреннего устройства храма, обязательного места канонически не установлено.

Если нет возможности посетить храм, дома можно прочесть молитву об усопших: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей … и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

Во время поминовения на Божественной литургии в храме вынутые из просфор за живых и умерших частицы погружаются в Чашу со словами, которые по-русски звучат так: «Омой, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Своею честною, молитвами святых своих» .

Основанием для установления этого дня поминовения послужило то, что в последующий воскресный день Святая Церковь совершает воспоминание Второго пришествия Христова и Страшный суд Его.

Поэтому, приближаясь к подвигу несения Великого поста верующим следует «войти в союз любви со всеми членами Царства Христова – и святыми, и живущими, и умершими, от Адама и до нынешних дней усопших во благочестии и правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех, кого вода покрыла, война истребила, землетрясение поглотило, от руки убийцы погибшие, в огне сгоревшие, бывшие съеденными зверями, птицами и гадами, погибшие от молнии и умершие на морозе; которых убил меч, конь унёс, кого придавил камень или землей засыпало, кого погубили напитки, отравы, костью подавились, – внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения , – предстательствует, умоляя Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния».

В это время года еще не просто посетить могилу родственника, поэтому лучше постараться прийти в храм.

Ранние христиане после поминовения совершали общие поминальные трапезы и поэтому приносили с собой пищу. Сейчас такой традиции уже нет, но обычай принесения продуктов «на канун» остался. Эти приношения используются для трапезы священнослужителей и работников храма. Кроме этого, церковь помогает нуждающимся, устраивает трапезы для неимущих. Таким образом, приносящими «на канун» творится милостыня.

В православном календаре есть особые дни для всецерковного поминовения усопших. Эти дни называются родительскими субботами.

В году несколько родительских суббот: субботы перед мясопустной неделей и перед праздником Троицы (Пятидесятницы) — их называют Вселенскими родительскими субботами.

Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью.

«Святые отцы узаконили совершать поминовение о всех умерших по следующей причине. Многие весьма нередко умирают неестественной смертью, например: во время странствования по морям, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, на пожарах, на войне, замерзают. И кто перечтет (перечислит) все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопения и заупокойных молитв. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, — когда бы, где бы и как бы ни окончил земную жизнь, — не лишился молитв Церкви».

Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем.

Троицкая родительская суббота - 3 июня 2017 года

В Троицкую родительскую субботу в православном мире принято поминать усопших. Эта традиция ведёт своё начало с апостольских времен. Троицкая суббота является вселенской и представляет собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей своей полноте Церкви Христовой в День Пятидесятницы.

Покровская родительская суббота - 7 октября 2017 года

В Покровскую родительскую субботу, накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, в православном мире принято поминать усопших. Покровская родительская суббота — это не повсеместная традиция, она совершается только в нескольких регионах России, поскольку связана с поминовением «погибших воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью» при завоевании Иваном IV Грозным Казани в 1552 году.

Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота - 28 октября 2017 года

8 ноября (по новому стилю) православная церковь чтит память великомученика Дмитрия Солунского. А в ближайшую субботу перед днем памяти Дмитрия Солунского совершается поминовение всех усопших — Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота.

Родительские субботы святой Четыредесятницы

Святой Четыредесятницей называют дни Великого поста, который продолжается ровно семь недель (седмиц). Начинается он обычно в феврале или марте и заканчивается в апреле-мае. В это время церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми людьми, но и с умершими, совершая о них молитвенные поминовения в назначенные дни. Поминальные дни во время Великого поста назначаются на субботы седмиц, поскольку во все остальные дни поминовения усопших (заупокойные ектении, литии, панихиды, третий, девятый и сороковой день по смерти, сорокоусты) в это время не совершаются - по той причине, что ежедневно не бывает полной литургии, с проведением которой связан этот ритуал. Как раз для того, чтобы не лишить умерших молитвы в дни святой Четыредесятницы, и установлены указанные субботы. Они называются Вселенскими родительскими субботами, а сами панихиды, совершаемые в эти дни, - вселенскими панихидами.

  • Родительская суббота второй седмицы святой Четыредесятницы Православные праздники - 11 марта 2017

  • Родительская суббота третьей седмицы святой Четыредесятницы Православные праздники - 18 марта 2017

  • Родительская суббота четвертой седмицы святой Четыредесятницы Православные праздники - 25 марта 2017

Также в эти субботы, помимо поминовения каждого умершего в отдельности, церковь творит поминовение всех «от века преставившихся отцов и братьев по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, будучи застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами церкви». В круге богослужебного года такими днями общего поминовения считаются субботы мясопустная и Троицкая, а также и субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста. Во все родительские субботы служба совершается по особому уставу.



Служители святынь в особые дни, такие как Вселенская родительская суббота проводят поминовение всех усопших. Все их манипуляции с панихидами, что описываются в уставах, называют вселенскими. А вселенские родительские или мясопустные субботы – это те самые дни поминовения.

Каждый христианин должен знать, что на первую субботу приходится Мясопустная неделя. Это событие совершается перед масленицей. Оно как бы подготавливает христиан к . Но почему это событие нужно отмечать за 7 дней до масленицы? Этим вопросом интересуются многие верующие. Воскресный день перед масляничной неделей во всех святынях посвящают воспоминаниям Страшного суда. Масленица не такое уж радостное событие.

Уйдем вглубь истории

По преданию апостолов устанавливается мясопустная родительская суббота. Установление этого события зафиксировано уставом церкви еще в 5 веке. Сделал это Савва преподобный. Еще с прошлого века сохранились бумаги, где было указано, что в особые дни нужно ходить на кладбище для поминовения умерших.

Что касается святых, то в воскресенье по церковным обычаям необходимо вспоминать второе появление Христа. Это день накануне страшного суда над Христом. По духовным подвигам верующих мы должны войти в тесную любовную связь со всем царствованием божьим. То есть должен произойти союз между живыми и мертвыми.




Вообще, родительских суббот в церковном календаре отмечается несколько. В эти дни христиане поминают своих умерших близких. А в церквях проходят события, связанные с поминовением всех умерших христиан. В большинстве случаев у людей в первую очередь умирают старшие поколения (бабушки и дедушки), потом (мамы и папы). Может, именно поэтому эти дни называются «родительскими». Если рассуждать философски, то раньше покойников называли «родителями», то есть люди, отошедшие к отцам. Это две самые развитые версии.

Если купить , то там можно заметить, что всего выделяют 7 родительских суббот в году. Есть именно вселенские дни. В этот период во всех храмах поминают абсолютно всех христиан, покинувших этот мир. Вселенские субботы всего две: Мясопустная (проходит за 7 дней до Великого поста) и Троицкая (перед праздником пятидесятницы).

Перечислим все родительские субботы 2017 года

Всего таких дней, когда поминают усопших – семь. Все они отмечены на церковном календаре. Но 9 мая там не отмечается, так один праздник нахлестывает на другой. В этот день проходит поминовение покинувших этот мир воинов. Дальше отмечаются:

1. Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 18 февраля;
2. суббота второй седмицы Великого поста – 11 марта;
3. суббота третьей седмицы – 18 марта;
4. суббота четвертой седмицы – 25 марта;
5. радоница -25 апреля;
6. поминовение усопших воинов (9 мая);
7. Троицкая суббота – 3 июня;
8. Димитриевская суббота – 28 октября.




В мясопустную субботу, которая приходит за 7 дней до начала поста, поминают всех родных, покинувших этот мир. Свое название она получила, потому что приходится на неделю перед Масленицей. В этот день можно поминать не только своих родных, но и всех людей с христианской верой. В церквях священники устраиваю панихиды.

После мясопустной недели идет Троицкая суббота. В этот день также поминают всех людей, ушедших в мир иной. Он приходится на субботний день, перед самой Троицей. В этот день каждый верующий может прийти на особую панихиду.

Вторая, третья и четвертая седмицы попадают на период поста. В храмах установились особые даты и дни, когда можно приходить и молиться. Этот период приходиться на субботние дни. Редко, но все же проводятся Литургии. Многие верующие желают попасть на это событие. Можно подать записку об упокоении, чтобы в церкви поминали в течение 40 дней. Разрешается просить у кого-то, чтобы они помолились за своих родных. Вы можете также лично принять участие в молитве.

Радоница – это, конечно, особый день, когда поминают усопших. Он выпадает на вторник, после второй недели после Пасхи. В этот день все верующие вспоминают момент, когда Христос воскрес и победил смерть. Радоница предупреждает нас всех, что смерть можно побороть.




Простые люди (христиане) ходят на могилы и там поминают своих родных. Радоница произошла от слова «радость». Радостное событие заключается в том, что Христос Воскрес!

Поминовение усопших воинов совпадает с еще одной немалозначимой для нас датой – 9 мая. Это событие мы именуем как День победы в Великой Отечественной Войне. После основной Литургии в церквях устраивают панихиды о воинах, которые не дожили до дня победы.

– это день перед событием, связанным с днем мученика Димитрия Солунского. Если этот день выпадает на субботу, то родительская считается предыдущей. Это святое событие стало особенным днем для верующего народа. В 14 веке произошла Куликовская битва. В этой борьбе погибло много русских воинов, а поминают их именно в этот день. Так было раньше, но к сегодняшнему дню все поменялось. Димитриевская суббота – это период, когда поминают всех умерших.

В пятничный день перед субботой в святынях проходит особая панихида. А уже на следующий день утром служат Литургию, после которой продолжается панихида. Накануне этого дня христиане могут подавать списки с именами своих близких, покинувших этот мир. Есть еще одна старая традиция, но она, к сожалению, не до всех нас дошла. В этот день люди должны приносить еду. Что может сюда входить? Самыми основными продуктами считаются постные блюда и красное вино (кагор). Эта еда необходима для Литургии.




Прихожане собирали большой стол, где они все вместе поминали своих близких. Так было раньше. Но шли года, и со временем многое поменялось. Люди еще носят еду, но она идет на нужды прихода и на помощь малоимущим семьям. Это отличный способ помочь бедным. Они будут есть вашу еду и поминать ваших родных.

В церкви можно попросить специальную молитву, где вы выучите слова, а потом просто будете подставлять имена своих родных, покинувших этот мир. Прочитывать молитву можно и во время богослужения.

Что делать в родительскую субботу?

Возможно, многие слышали об этом волнующем дне, но мало кто знает, что вообще делать в эту субботу. Вы не думайте, что лучше съездить на кладбище и устроить скорбь по умершим, чем простоять всю службу. Настоятели церкви советуют воспользоваться вторым вариантом. Когда будете стоять на службе, вдумывайтесь в каждое слово. Не нужно приходить, чтобы просто отметиться. Вы должны всей душой обращаться к своему Господу.

Раньше народные традиции отличались от церковных обычаев. Люди просто посещали могилы своих погибших родственников перед большими святыми праздниками. Обычно это происходило перед , Троицей, накануне Покровов и перед днем смерти мученика Димитрия.

У каждого человека отношение к смерти свое. Кто-то относится к ней спокойно, а кто-то с желанием. Одни относятся к смерти с надеждой, другие с тоской.




Что означает мясопустная суббота?

В мясопустную неделю как уже вошло в привычку поминают всех усопших. В этот день в святынях напоминают народу то, в каких муках умирал Христос. То есть в церквях поминают, людей, произошедших от Адама, а это значит, весь народ.

Нужно обязательно разобраться со значениями понятий. Например, что означает «мясопустная», «родительская» или «вселенная»? Ведь христиане должны знать святые праздники и стараться придерживаться всех традиций события. Понятие мясопустная можно расшифровать самостоятельно, здесь ничего запутанного нет. Понимайте так, как оно есть. То есть в этот день нельзя есть мясо.

С понятием «родительская» дело обстоит чуть сложнее. Тут объяснения расходятся. Одни считают, что такое название произошло, потому что каждый человек обязан поминать своих родителей и молиться за их души. Мы должны быть благодарны своим родителям, ведь они дали нам главное – жизнь. При необходимости можно вымаливать грехи за маму или папу.

Но, как расшифровать понятие «вселенская»? Все очень просто. В этот день необходимо поминать всех верующих людей на Земле, которые каждый в свое время покинули наш мир. И неважно умерли они своей или неестественной смертью. В этот день очень важно помолиться за каждого человека, ведь поколений было много, возможно, кто-то остается забытым. Но не в этот день. Вот почему мясопустную субботу (родительскую) называют Вселенной.




Очень важно в заупокойной службе произнести главные каноны (правила). В этот день принято, что именно церковь берет на себя ответственность о молитве о душах умерших людей. Мы рассказали о том, как событие отмечается в церквях. Но, что делать простому народу в этот день?

Верующие люди могут заказать обедню. Это можно сделать очень просто. Достаточно прийти в церковь и заполнить бланк. Просто подходите и просите листок «об упокоении» и внесите нужную плату. Как подавать списки можно узнать также в храме. Служащие вам все разъяснят.

Вы также должны будете отстоять всю службу до самого конца. Это обязательное условие. Нужно, чтобы все шло по правилам. Также стоит помнить вот о чем, что эта служба будет проходить перед литургией, поэтому необходимо прийти в храм пораньше.

Если ваш близкий или просто знакомый человек покончил жизнь самоубийством или он вообще не верующий, то, чтобы о нем помолились, нужно раздать милостыню бедным прихожанам или людям, стоящим возле церкви. Таким образом, можно поминать самоубийц, женщин, умерших от абортов, некрещеных людей, атеистов и еретиков. Для многих это очень важно, так как самоубийц не отпевают, а это шанс успокоить их души.




Что кушают в мясопустную субботу?

В этот день едят блюдо, которое всем хорошо известно. Кутью мы готовим на . Но в родительскую субботу потребуется вновь приготовить это блюдо. Кутью раздают в церкви или кушают всей семьей дома в дни поминовения усопших. Это обязательное кушанье к поминальной трапезе.

Наши бабушки называют это блюдо «коливо». Готовить его можно по-разному. Кто-то любит делать кутью из риса, меда и изюма, а другие предпочитают использовать пшеницу и мед. Приготовьте это блюдо по старым обычаям. Возьмите пшеницу и залейте водой. Нужно, чтобы этот состав постоял несколько часов.

По окончанию времени лишнюю жидкость слейте. А из пшена сварите кашу. Следите за тем, чтобы зерна не слипались, а отделялись друг от друга. Совсем кашу делать не нужно. Изюм следует заранее хорошенько промыть. Затем выложить в кашу и заправить жидким медом. Все хорошенько перемешайте. Готовое блюдо обязательно отнесите в церковь на панихиду для освещения и поминовения всех умерших людей.




Это трогательное событие поминать родных хранится в душе каждого верующего человека. Многие из нас все же верят, что человек бессмертен и душа его когда-нибудь родится, будет жить вечно. Верующие люди уверены, что смерти нет. Это всего лишь переход в иной мир. Главное только верить, ведь с верой в Бога легче жить. А наши умершие родственники очень нуждаются в наших молитвах.

Как правильно проводить церковное поминовение?

Сейчас мы расскажем, как правильно совершать поминовение в родительскую субботу. Первым делом вам необходимо прийти в церковь накануне вечером. В этот день в святынях совершают панихиды. Все стихи и песни посвящены молитве за умерших христиан. А уже утром служители церкви проведут Литургию, после которой продолжится панихида. Очень важно, чтобы вы присутствовали и там, и там. Запомните, умершие все видят. Будет мало пользы, если вы просто закажите панихиду и купите свечи. Вам следует обязательно помолиться за умершего.

Но в наше время мало кто остается на службу. В основном все прихожане готовят записки с именами усопших. Внутри вы пишите имена только в родительном падеже (например, кого? Василия, Веронику и т.д). Но эти люди должны были быть при жизни крещенными. Некрещеных можно поминать в домашней обстановке или сидя на могиле.

Также следует помнить, что свечи ставятся не к иконам, как обычно, а на специальный столик. В тот момент, когда вы ставите свечу, просите у Господа упокоения мертвых душ. При этом обязательно называйте про себя имена умерших родственников. Также в этот день нельзя отказывать, просящим милостыню на улице.




Сейчас в нашем мире появилось множество мошенников и невозможно узнать, кому действительно нужна помощь. Тогда можно поступить следующим образом, вы можете помочь больным соседям. Главное, чтобы ваша подача была от чистого сердца, а не потому что, так надо.

Также каждый из нас может принести в церковь своего рода пожертвования в виде еды. Можно приносить хлеб, сладости, фрукты и овощи, муку и даже вино. Приносите, что душе угодно, но, единственное, нельзя класть на общий стол мясо.

Если у вас совсем нет времени посещать храм или могилу в этот день, то вы можете помолиться об упокоении души дома. Помолитесь об усопших, главное, чтобы это шло от души. Вы должны верить в Бога, ведь от него ничего не скрыть. Если вы не верите, пользы не будет, ведь Господь все знает. Не обязательно приходить в церковь в эти дни, можно выбрать любое число, хоть каждый день ходить в церковь. Это просто общепринятые даты. Только молитвой мы можем помочь своим умершим родственникам. Мы сами предоставляем погибшим красивые гробы и памятники, а им все это не важно. Лучше каждый день молиться о них. Без молитвы душе в том мире будет плохо.

Традиция поминать своих родных идет еще с древности. Нет ни одного народа, которые не следовал бы этим обычаям. Молиться нужно учить и своих детей, ведь когда вас не станет, кто-то же должен будет помолиться и о вас. Если вы крещеный и верующий человек, старайтесь соблюдать некоторые церковные правила. Купите себе церковный календарь. Он должен быть в доме каждого христианина. Там обозначены все Великие и Святые праздники. Также вы увидите, какую пищу можно кушать каждый день.




Если вы не настолько придерживаетесь священных правил, то поминовение усопших нужно осуществлять обязательно. Эта традиция идет из поколения в поколение. Мы должны помогать умершим людям. Живые считают это своим долгом. Но церковное поминовение имеет большую силу. Ведь за усопших будет молиться весь храм.