Кариатида в архитектуре. Кариатида – это архитектурный элемент, который популярен в любом стиле. Кариатиды в Сербии

— один из значимых памятников Древнегреческой архитектуры. Он входит в ансамбль афинских храмов и расположен в Акрополе. Построен был примерно в 400 г. до н.э. Это величественное сооружение архитекторы Древней Греции посвятили не только богине Афине, но и Посейдону, а также царю Эрехтею.

Примечательны в этом строении кариатиды. Это выполненные из камня жрицы храма. Фигурки этих женщин не имеют аналогов в Древнегреческой культуре, равно, как не встречаются ни в одной стране мира. Но похожие изваяния можно наблюдать в других культурах. Позже такой стиль в архитектуре получил широкое распространение по всей Европе.

Дословно - «происходящие из Кария» (местечко в Древней Греции в районе Лаконики). Своеобразные балки-опоры представляют собой задрапированные женские изваяния в классическом греческом стиле. Кариатиды прислонены к стенам и немного из них выступают.

Кариатиды очень похожи на колонны или вертикальные опоры. Изобретение кариатид приписывают исключительно греческим архитекторам. Легенда гласит: в городе Кария местные девушки в честь праздника Артемиды устраивали необычные танцы. Для этого они на свои головы водружали корзинки с фруктами. Похожий вид - девушки с корзинами на головах, имеют и изваяния храма Эрехтейона.

Этот грандиозный монумент Акрополя считается вторым по величине. В Древнегреческой культуре его называли главным храмом, посвящнным Афине. Как известно, ее культ чтили в Греции повсеместно. Наиболее публичным был храм Парфенон . Эрехтейон же почитался как храм жрецов богини. Именно в нем регулярно совершали важные религиозные обряды, которые основывались на исключительном поклонении Афине.

В одном из святилищ Эрехтейона находилась старинная скульптура Афины. В храме было огромное количество помещений и комнат, в которых проводили молебны или хранили реликвии, связанные с верховной жрицей.

Кто создал храм Эрехтейон до сих пор не известно. Но многие исследователи говорят о Мнесикле. Ученые проводят аналогии в планировке Эрехтейона с известным храмом Пропилеем - детищем Мнесикла. Но достоверность этой информации не подтверждена. Большинство исследователей склонны считать, что храм создали Древнегреческие архитекторы Архилох и Филокл.

Есть легенда, которая говорит о том, что возведение храма было начато неспроста. Именно на месте, где он стоит, поспорили когда-то Посейдон с Афиной. Они делили превосходство. В одной из комнат храма есть след, якобы сделанный трезубцем Посейдона. Именно так он выразил свою ярость в споре с Афиной. Некогда этот след находился в открытом доступе, но позже, когда был выстроен храм, он оказался в одном из помещений.

Неподалеку от Эрехтейона находится вход в пещеру. По легенде, в ней жила змея Афины. Животное считалось священным. Она охраняла городок и царя Эрехтея. Кстати, храм назван в честь него. Но так его стали именовать не сразу. Изначально греки называли его храмом Афины, поскольку именно она покровительствовала жителям. Называли его и «храмом, в котором хранится старинная статуя богини». Эрехтейоном его назвали в римском периоде. Одна легенда говорит об Эрехтейоне, как о сыне царя Эрехтея, другая гласит о том, что так именовали самого владыку и в честь него назвали храм. Согласно Древнегреческой мифологии, Эрихтоний - потомок бога огня. Его воспитала Афина. Она передала младенца в закрытом ларчике Герсе и Аглавре - дочерям правящего тогда короля. Богиня строго запретила девушкам смотреть на младенца, но девы не послушались ее, любопытство пересилило и, взглянув на малыша, они потеряли рассудок. В ужасе принцессы бросились с самой высокой горы и разбились насмерть. А Эрихтоний стал царствовать, как только вырос и возмужал.

Каждую из сторон Эрехтейон обрамляет неповторимое каменное кружево. Древние греки поистине были настоящими мастерами. Совершенство, убранное в камень. Каждая деталь отточенная и утонченная. На одной из сторон здания можно различить картины по сюжетам из Древнегреческой мифологии. Они касались исключительно Эрехтея. Фигуры крепились к зданию уже после того, как скульпторы изваяли их. Большинство из них сделано из светлого мрамора. Некоторые детали покрывали позолотой.

Не только время, но и люди разрушали этот храм. Его периодически реставрировали и перестаивали. Так, в византийский период здесь была церковь христиан. Но когда турки захватили эти земли, в Эрехтейоне находился гарем. Серьезной реставрации Греки подвергли его только в середине 19 века, а в начале 20 в. был восстановлен портик кариатид и вся западная часть Эрехтейона.
Статуи, поддерживающие потолок

Основание здания Эрехтейона - прямоугольное. Длинна его составляет чуть больше 23 метров, ширина - почти 12. Каждая из сторон храма неповторима. Любой из фасадов выглядит по-иному. В западной части строения, там, где находится могила первого правителя Аттики, размещаются всемирно известные кариатиды. Почти трехметровый цоколь удерживает 6 статуй девушек. Они равномерно расставлены по периметру и своими фигурами поддерживают перекрытие. Рост этих девушек довольно высокий - более 2 метров. Статуя, которая стоит в левой части портика, является зеркальным отражением девушки, стоящей в правой его части.

Мастерство скульптора поражает культурологов всего мира. Выглядят девушки довольно естественно и жизнеутверждающе. Рослые дамы весьма величественны. Их головы гордо подняты. Их прекрасные лица украшают богатые шевелюры.

Кариатиды очень спокойны и созерцательны. Стоят прекрасные девы в обыкновенной для тех времен позе - на одной ноге, немного согнув вторую. Но в каком виде находились руки кариатид, до некоторого времени было не известно. В результате многочисленных разрушений храма, даже письменные свидетельства о том, как выглядели руки дев изначально, исчезли.

В середине 19 века на одной из итальянских вилл, точнее на ее развалинах, были обнаружены каменные копии древнейших кариатид. Только благодаря этой уникальной находке, археологи поняли, что одной рукой дамы придерживают свои одежды, а в другой находится кувшин, который используется в ритуале жертвоприношения.

Ученые-культурологи высказывают мысль о том, что девушки-кариатиды - представительницы самых знатных и высокочтимых афинских семей. Аррефоры - так называли служительниц культа Афины, избирались по особому принципу. Их делом было создание священного одеяния Афины, статую которой (она хранилась в Эрехтейоне) каждый год наряжали по-новому.

В середине 19 века кариатиды подверглись чудовищному вандализму. Одну из фигур захотел иметь у себя англичанин, лорд Эльджин. Он выломал каменную деву и увез безвозвратно. Сейчас на ее месте находится точная копия, которую греки создали с огромным трудом. Девы стоят на своих постаментах без рук, да и сами фигуры довольно сильно повредило время. Несмотря на это, кариатиды считаются наивысшим пилотажем мастерства Древнегреческих скульпторов. Спустя многие века они так и не растеряли своего обаяния и сохранили свою неповторимую красоту.

    Греция во Второй мировой войне

    Греческие гостиницы

    Эги-древняя столица Македонии

    На юге македонской долины, на холмах Пиерии, в середине области, которую Геродот называл » македонской землёй», колыбелью македонцев, располагался древнейший город Македонии, Эги. Местоположение города было выбрано далеко не случайно.

    Греческий мёд. Мёд в Греции

    Впервые пчелы появились на греческих украшениях около 4000 лет до н. э., а изображения ульев – около 3000 лет назад. Еще великий завоеватель Александр Македонский распорядился перевозить мясо, предназначенное для пропитания войска, в бочках с медом. Таким образом, оно долго сохранялось, благодаря своим антисептическим свойствам. Учитель Александра Македонского Аристотель считал мед эликсиром долголетия.

    Метеоры. Монастыри в Греции

    Когда-то в этих местах не было храмов и обителей, Метеоры в Греции сама по себе явление необычное. Она известна на весь мир красотой завораживающих творений природы. Каменные скалы невероятной высоты устремлены в небо. Вершины их пологие, что дало возможность облюбовать это прекрасное место. Монахи-отшельники пришли сюда в 10 веке.

Одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру .

Если такая статуя изображает женщину с корзиной плодов или цветов на голове, то она называется также канефорой. Название, присвоенное этому архитектурному мотиву, произошло, как полагают, от девушек г. Кария, в Аркадии, которые, на праздниках в честь богини Артемиды , совершали религиозные танцы с корзинами на головах.

Самые замечательные из античных кариатид украшают собой часовню нимфы Пандросы , в афинском акрополе. Наиболее известные кариатиды античного времени - в портике Эрехтейона (афинский Акрополь) и в сокровищнице сифносцев в Дельфах. Витрувий передает легенду, согласно которой карийцы выступили на стороне персов против греков, и когда последние одержали победу, то истребили всех мужчин в Карии, а женщин угнали в рабство; с тех пор архитекторы изображают кариянок под ношей вечного искупления.В средние века кариатиды почти совсем не употреблялись, и снова стали нередко являться в архитектуре, начиная с эпохи Возрождения . В новейшем искусстве кариатидами называются не только женские фигуры, одетые, или полуобнажённые, поддерживающие балки, или какие бы то ни было выступы здания, но и подобные же мужские фигуры, хотя более правильное название последних - атланты .

См.также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кариатиды" в других словарях:

    кариатиды - мн., ж. cariatides pl., f. <гр. karyatides карийские девы, жрицы храма Артемиды в Карии (в области Лакония) . БАС 1. Вертикальная опора в виде женской фигуры. поддерживающая балочное перекрытие. СИС 1985. Кариатиды, женския статуи без рук, в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Женские фигуры, статуи, поддерживающие карнизы зданий вместо колонн или столбов. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. КАРИАТИДЫ статуи, играющие роль колонн или подпорок, поддерживающих части… … Словарь иностранных слов русского языка

    Кариатиды - арх. эл т, введенный др. греч. зодчеством: опора балочного перекрытия в виде жен. фигуры (обычно задрапированной). К. могут использоваться в функции колонн, декорировать кронштейны или вообще не иметь конструктивной функции. В рус. архитектуре К … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Изображение людей (собств. женских фигур), поставленных для украшения и поддержки балконов, выступов и т. п. вместо колонн (мужские фигуры назывались теламонами) Ср. ...Солнце золотит Равно своим лучом красу их карьятид И твой фасад с его… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Кариатиды - 1. Жрицы храма Артемиды в Карии (область Лаконика). 2. Колонны в виде женских задрапированных фигур, поддерживающие крышу или поперечные балки. Были распространены в античной архитектуре и европейском зодчестве 17 19 вв. Наиболее известные… … Античный мир. Словарь-справочник.

    КАРИАТИДЫ Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    КАРИАТИДЫ - 1. Жрицы храма Артемиды в Карий (область Лаконика). 2. Колонны в виде женских задрапированных фигур, поддерживающие крышу или поперечные балки. Были распространены в античной архитектуре и европейском зодчестве 17 19 вв. Наиболее известные… … Список древнегреческих имен

    Каріатиды изображеніе людей (собств. женскихъ фигуръ), поставленныхъ для украшенія и поддержки балконовъ, выступовъ и т. п. вмѣсто колоннъ (мужскія фигуры назывались теламонами). Ср. ...Солнце золотитъ Равно своимъ лучемъ красу ихъ карьятидъ И… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Кариатиды - колонны в виде женских фигур, поддерживающие выступающую часть здания (балкон, галерею и подобное): ஐ ...с довольно интересными ножками они напоминали кариатид... Высокий замок … Мир Лема - словарь и путеводитель

    Атланты и кариатиды Жанр … Википедия

Книги

  • Кариатиды. Роман , Александр Романовский. Персонажи романа Кариатиды живут и действуют в период кризиса бывшего СССР, результатом которого явился его полный развал. В борьбе за собственное благополучие ивыживание эти люди используют…

Кариатида — (от греч. karyаtides, буквально – жрицы храма Артемиды в Кариях в области Лаконика в Древней Греции), скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в архитектурном сооружении (или образно выражает эту функцию, декорируя конструктивную опору).

Кариатида - статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.

Впервые упоминается Витрувием в его трактате посвященном Октавиану Августу.

“Так, например если кто-нибудь в своей постройке поставит вместо колонн мраморные статуи женщин в длинных одеждах, называемые кариатидами, и поместит на них мутулы и карнизы, то любопытствующим он даст такое объяснение: пелопонесский город Карий заключил против Греции союз с неприятелями - персами; впоследствии греки, со славою завоевав себе свободу победоносным окончанием войны, с общего согласия объявили войну карийцам.

И вот, взяв их город, перебив мужчин и опустошив их государство, они увели их жен в рабство, при этом не позволив им снять ни их длинных одежд, ни прочих уборов замужних женщин не только для того, чтобы провести их один раз в триумфальном шествии, но чтобы они, служа тяжким примером рабства, покрытые вечным позором, явно платились за преступление своих сограждан. Ради этого тогдашние архитекторы применили для общественных зданий изваяния этих женщин, поместив их для несения тяжести, чтобы и потомство помнило о наказании карийцев.”

Витрувий “10 книг об архитектуре” кн.1, гл.1., 5

Если такая статуя изображает женщину с корзиной плодов или цветов на голове, то она называется также канефорой. Название, присвоенное этому архитектурному мотиву, произошло, как полагают, от девушек г. Кария, в Аркадии, которые, на праздниках в честь богини Артемиды, совершали религиозные танцы с корзинами на головах.

Самые замечательные из античных кариатид украшают собой часовню нимфы Пандросы, в афинском акрополе. Наиболее известные кариатиды античного времени - в портике Эрехтейона (афинский Акрополь) и в сокровищнице сифносцев в Дельфах.

Ордер кариатид

Коринфский ордер представляет собой ионийский и отличается от него лишь капителью с листвой. Ордер же кариатид – не что иное, как сочетание ионийского или дорийского антаблемента со стволом в виде человеческой фигуры. Как пример, мы приведем южный портик Эрехфейона , пользующийся наибольшей и заслуженной известностью.

Кариатиды.
Существует довольно большое количество архитектурных элементов, которые впервые использовались много веков назад, но и в современном архитектурном мире не перестают быть популярны в виду своей особенности. Не миновала чаша сия и судьбу кариатида. Рожденные в Греции, и имея богатое прошлое, этот архитектурный элемент по прежнему способен внести ощущение классики в любой, даже Богом забытый уголок... Кариатиды – одни из немногих скульптур, которые проникли практически в каждый стиль и направление, покорили сердце не одного создателя мировых архитектурных шедевров различных эпох. И что интересно, даже в современном мире, где царит хай тек, экономия и большинство зданий возводится исходя из понятий практичности и функциональности, кариатиды сохраняют свою востребованность. В чем секрет «успеха» кариатид и каков их длинный путь? Стоит поговорить обо всем по порядку.

Что такое кариатида и каково ее происхождение?

Древнегреческие зодчие первыми ввели в использование, поддерживающие здание элементы, которые представляли собой скульптуры одетых в тунику женщин и мужчин. Так, или почти так, на смену колоннам и пилястрам пришли кариатиды.

Существует несколько предположений о происхождении названия кариатиды. Одни считают вдохновительницами создания архитектурных элементов девушек из г. Кария, которые совершали религиозные танцы с корзинами на головах и воспевали древнегреческую богиню Артемиду. Другие предполагают, что статуи женщин, поддерживающих здания, это не что иное, как проститутки, которые превращены в камень за развратное поведение. Наказанные богами, они держат всю тяжесть здания, мучаясь и являя собой назидательный образ всем тем, кто продолжает жить на Земле и помышляет о распутном поведении.

На самом деле трактовок появления этого элемента существует не мало. Но какой бы не была истинная история возникновения, кариатиды долгое время «живут» во многих шедеврах мировой архитектуры.

История применения кариатид в архитектуре.

Как все новое, долгое время кариатиды пользовались популярностью при возведении зданий в эпоху Древней Греции. Однако, их применение, фактически, сошло на «нет» в Средние Века. И только в эпоху Возрождения кариатиды вновь приобрели популярность и уже не теряли ее.

Исчезновение интереса к использованию кариатид в период Средних Веков некоторые историки связывают с теми социальными, религиозными, политическими и экономическими изменениями, которые переживало общество Европы. Становление архитектурного стиля того времени не отвечало первоначальному помпезному и, порой, вычурному внешнему виду женских скульптур на фасадах зданий. Но с приходом эпохи Возрождения, с возвращением внимания к человеку « как мерилу всего» - возродилось и античное дыхание в архитектуре. Люди вновь стали более открыты к пониманию и принятию человеческого, торжественного, величественного и «громкого». И с того времени популярность и актуальность кариатид удивительным образом сохраняется и мерным историческим шагом проходит сквозь века.

В разные периоды времени интерес к этим элементам был различным, менялась также и сама форма кариатид. Желая стилистически разнообразить строения, архитекторы стали применять мужские фигуры атлантов, которые все также носили функцию не только декоративную, но и поддерживали антаблемент. Это стало некой производной от «оригинальных» кариатид.

Архитектурные стили, в которые применялись кариатиды.

Кариатиды - это тот элемент, который получил жизнь практически в каждом стиле и направлении. Для наглядности стоит вспомнить некоторые из них, с яркими примерами в исполнении.

Барокко. В барокко статуи вместо колонн подчеркивали парадный внешний вид и всю витиеватость постройки. Если привести пример, то заметным представителем строения в стиле барокко с использованием атлантом, можно назвать Екатерининский дворец проекта Ф. Б. Растрелли. Этот итальянский архитектор является одним из ярчайших представителей своей эпохи, использовавший кариатиды в своих проектах. Можно сказать, что кариатида «звучит в унисон» с мыслью создателя Растрелли. Зная историю возведения Екатерининского дворца, его сложно было бы представить без украшения фасада кариатидами. Они предстают на центральной части фасада, предавая дворцу поистине величественный вид. Именно такое впечатление и должен был производить царский дворец по задумке архитектора.

Классицизм. Если продолжать вести речь об использовании кариатид в архитектуре Санкт-Петербурга, то, безусловно, нельзя не вспомнить знаменитый Михайловский замок архитектора Баженова. Наверное, каждый, кто бывал в Петербурге, видел могучих атлантов, которые подпирают балюстраду. Хотя стоит отметить, что атланты - это не сами кариатиды, но вполне заслуживает называться идейной производной от женских скульптур.

Ампир. Такой архитектурный стиль как ампир, не мог не впитать в себя замену колонн на скульптуры. Стилистическая структура позволила, например, архитектору А. Д.Захарову при возведении Главного Адмиралтейства, использовать скульптуры женщин-нимф, несущих небесную сферу. Симметричное расположение кариатид наблюдается на въездной арке центральной башни Адмиралтейства. Захаров здесь дал волю своему воображению и позволил себе отойти от классического понимания древнегреческого элемента, изобразив нимф, ниспосланных с особенным предназначением.

Итак. Не смотря на стремительно развивающиеся архитектурные направления, актуальность замены колонн и пилястр на скульптуры не исчезала. Их применение прослеживается в неоренессансе, эклектике, модерне, неоклассицизме и даже в сталинском ампире. Возможность импровизации, свобода выражения художественного вкуса вне стесненных рамках стиля - это неоспоримое преимущество кариатид. Именно это позволяет оставаться в каждом направлении и не терять своей популярности и актуальности, не смотря на развитие цивилизации и культуры людей всех народов мира.

Материалы, из которых создаются кариатиды

Согласно своему течению времени, строительные материалы, которые служили средством создания скульптурного элемента, меняли свои составы и характеристики. Если говорить о более ранних временах, то это был камень, позднее мрамор, бетон, в том числе и белый. К моменту всеобщего мирового научно-технического развития изменились не только материалы для создания кариатид, но и область их применения. Например, при декорировании современных домов и даже квартир, скульптуры изготавливаются из гипса или дерева. Часто используется – шамот, натуральный камень, бетон, стеклофибробетон, стеклокомпозит, мрамор…

С течением времени понятие архитектурного элемента, который является главным героем сегодняшнего повествования, приобретает все новые трактовки. Некоторые архитекторы современного времени склонны назвать кариатидами фигурные выступы, исполняющие роль подпорок или колонн. Таким образом, для части строительных художников это не обязательно человеческие фигуры. Бесспорно, здание, которое в себя включает колонны, пилястры - мгновенно приобретает величественный, а иногда помпезный характер. Их присутствие на центральном фасаде способно придать строению официальный или торжественный характер. Можно сказать, что в тот момент, когда создатель строения использует кариатиды - появляется простор для вдохновения. И уже в зависимости от того, насколько сложной является задумка автора, здание принимает на себя особенное настроение.

Заключение.

Когда произведение искусства остается «жить» на века в сердцах, умах людей и при этом приносит материальную пользу, неизменно возникает вопрос: в чем секрет «успеха»? В случае с востребованностью кариатид в архитектуре прошлых веков и в современности, нельзя дать однозначного ответа. Наверное, каждый может понять это по-своему. Но все же, быть может, этот элемент архитектуры имеет столь долгую историю, и скорее всего, столь же длинное будущее, не случайно… Ведь имеет право на существование версия, что в далекой Древней Греции статуи женщин, которые подпирали крышу здания, были творением не человеческой мысли, а небесных сил. А быть может, сами по себе кариатиды благоволят свободе художественной мысли, не ставят создателя в тесные рамки, и, тем самым, любимы архитекторами всех времен. Пускай каждый выберет, в какую версию ему верить. Одно можно сказать точно: кариатиды ждет будущее.

В эллинистической культуре «кариатида» - это дева Карии, знаменитого храма Пелопоннеса. Карий был посвящен богине Артемиде. Как Кариатиды, она радовалась, танцуя среди ореховых деревьев в городе Карии. В это время девы в восторженном хороводе несли на головах корзины со свежесрезанными камышами. Они изображали танец растений.

Римский архитектор Витрувий предпологал, что кариатида - это рабыня. Витрувий видел, как они используются в виде столбцов в ионической архитектуре. Но сама кариатида - это эволюционировавшая персидская колонна. У персов, правда, использовались для поддержки зданий животные.

Эрехтейон

Шесть самых известных кариатид поддерживают крышу ложного южного крыльца Эрехтейон на Это здание было построено Периклом предположительно между 421-406 годами до н. э. для размещения древней деревянной культовой скульптуры Афины. Он также служил центром почитания Эрехтея (мифического царя Афин) и его братьев, в том числе и Посейдона.

У этих кариатид одежда имеет мокрый вид и прилипает к телам. Положения ног и бедер смелы и динамичны. Три из них стоят, опираясь телом на правую ногу, а другие - на левую. Прически также важны. Они, тяжелые и громоздкие, призваны укрепить самое ненадежное место - шею фигур, на которую падает большая нагрузка. Руки скульптур, к сожалению, были утрачены. По сохранившимся римским копиям можно увидеть, что правая рука держала мелкие сосуды для возлияний, а левая поддерживала и слегка приподнимала их одежду. Предполагается, что они вырезаны разными скульпторами в мастерской Алкамена, ученика Фидия. Интересно, что это крыльцо стоит над мифической могилой царя Кекропа. Возведение кариатид, возможно, были данью его памяти. Сейчас на крыльце стоят их копии. Пять оригиналов кариатид находятся в музеях Акрополя, где их можно осмотреть со всех сторон, а шестая - в Британском музее в Лондоне. Подводя итог экскурсу в историю, можно сказать, что кариатида - это в архитектуре декоративный элемент колонны, который может иметь также несущую функцию.

Ренессанс и после него

В это время их стали применять в интерьерах при строительстве каминов. В период барокко они появляются в Шотландии как резное украшение над камином в большом зале замка Мичеллс.

В позднем немецком барокко кариатиды находятся в замке Сан-Суси Фридриха Великого в Шлоссе. Статуя одетой женщины также стала использоваться в качестве ножек для столов, полочек и подсвечников.

Стиль ампир не обошел вниманием этот декоративный элемент. Воображение художника продолжала занимать мысль о прекрасной женщине, которая несет свод неба.

В 1881 году Огюст Роден изваял из камня упавшую под тяжестью фигурку кариатиды. Он единственный увидел, как тяжела для девушки ноша, которая все-таки пытается встать.

Мужской двойник кариатиды

У него два наименования: теламон и атлант. Первое название, точнее имя, означало «опору» или «поддержку». Это был мифический сын Эака и Энеиды. Он был царем Саламин. Этот силач сидел на веслах, когда аргонавты шли за руном, он участвовал в Калидонской охоте на дикого вепря, не дававшего покоя всей округе, которого победил Тезей.

Атлант же - это могучий титан, который держит на плечах небесный свод. Посильна ли такая ноша ему? Как бы она ни была тяжела, мужество и терпение позволяют ему ее удержать. В греческой мифологии его обратили в камень или скалу.

Парные скульптуры

Атланты и кариатиды украшают фасады зданий, поддерживают балконы, выполняя эстетическую функцию. Особенно хороши атланты, поддерживающие портик Нового Эрмитажа в Петербурге. Первоначально, по замыслу архитектора Л. Кленце, его должны были поддерживать кариатиды. Но этот проект был отвергнут, и через восемь лет, в 1848 году, А. И. Теребенев создал десять скульптур атлантов из темного гранита, добытого в месторождении на Ладожском озере.

Они стоят на постаменте из карельского крупнозернистого гранита. Работа над скульптурами шла в течение двух лет. У скульптора первичной обработкой камня занималось примерно сто пятьдесят каменотесов. Законченная работа вызвала всеобщее восхищение. Атланты и кариатиды характерны для стиля классицизм. Частым отличием является то, что атланты поддерживают антаблемент руками, а кариатиды несут его на голове. Уточним понятие "антаблемент".

Архитектура: элементы зданий

Французское слово «антаблемент» означает перекрытие, сделанное из балок. Оно состоит из архитрава, фриза и карниза. В архитектуре архитрав имеет два значения:

  • перекладина, которая укладывается между колоннами или проемами окон, она находится сверху;
  • та же перекладина, которая уложена на украшенные различными ордерами, то есть каноническими рисунками.

Современное использование кариатид

Эллины вдохновлялись при создании кариатид девушками из Кария. Одетые в одежды, их скульптурные изображения поддерживали здания. Эта традиция продолжается.

Но зачастую в стоящей на уровне своего века архитектуре вместо мрамора или камня используется бетон, стеклокомпозит. Во внутренних помещениях применяется дерево или гипс.

На нынешний день и атланты, и кариатиды востребованы в современной архитектуре. Эклектика, модерн, неоренессанс - они возможны везде. Рамки стиля их не стесняют. Мысль художника, который их использует, не замыкается, а черпает вдохновение в традиции, идущей через тысячелетия.