Неточка незванова главные герои. Достоевский «Неточка Незванова» – история создания. История одной женщины

Талант Достоевского признавали современники писателя, как признают его и нынешние читатели. В одной из повестей он передал поразительно тонко внешний и внутренний мир сироты Неточки Незвановой. В этой статье будутпредставлены особенности произведения и его краткое содержание. «Неточка Незванова» задумывалась автором как роман и, по прогнозам самого Достоевского, должна была вызвать фурор в литературных кругах. Но этого, к сожалению, не произошло. Произведение было сокращено до формата повести.

Особенности

Современники Достоевского по-разному воспринимали его творчество. Некоторые ценили писателя за редкое умение передать картину жизни персонажей. Другие видели в его произведениях излишнюю манерность и вычурность. Его исключительный талант тем не менее ценили все.

Теме страдающего ребенка писатель посвятил несколько книг. Среди них - роман «Униженные и оскорбленные». Для многих современных читателей произведения Достоевского сложны в восприятии. А потому, стремясь получить хотя бы минимальную информацию о сюжете, они предпочитают читать краткое содержание.

«Неточка Незванова» - произведение, которое повествует о страдании девочки-подростка. В нем нет неожиданных сюжетных линий, как, например, в «Братьях Карамазовых». В этой повести отсутствует интрига и напряженность повествования - то, что можно видеть в «Преступлении и наказании». А потому, быть может, не таким уж неверным шагом станет чтение О чем же повесть, которой посвящена эта статья?

История одной женщины

Девочка-подросток становится сиротой, в результате чего ее готов обидеть каждый. Впрочем, встречаются на ее жизненном пути и добрые люди. Приблизительно так выглядело бы очень краткое содержание. «Неточка Незванова» - повесть, которую современники Достоевского назвали «историей одной женщины», несмотря на то что в конце произведения героине всего шестнадцать лет. В этой истории немало трагических моментов, представлен ряд сложных психологических образов. Ниже представлены характеристика героев и основные события, которые происходит в повести.

Первая глава: краткое содержание

Неточка Незванова не помнила своего отца. Он умер, когда ей было всего два года. Мать впоследствии вышла замуж за человека по фамилии Епифанов, чем обрекла себя на несчастье и нужду.

"Неточка Незванова", краткое содержание которой можно изложить как небольшую историю из жизни одного персонажа, представляет собой повесть со множеством героев. Судьба каждого описана Достоевским детально. В первой главе, например, речь идет исключительно о Епифанове. Этот человек был когда-то кларнетистом. Талантом Епифанов не блистал. Он играл в оркестре помещика, человека доброго и влюбленного в музыку.

Однажды отчим Неточки свел знакомство с пьющим и опустившимся капельмейстером итальянского происхождения. Между ними завязалась странная дружба. Но вскоре итальянец скончался, завещав Епифанову свой фрак и скрипку. Инструмент оказался дорогим, но расстаться с ним кларнетист наотрез отказался. А позже вдруг оказалось, что Епифанов отменный скрипач.

Узнав об удивительных способностях своего кларнетиста, помещик дал совет ему: много трудиться, никогда не зазнаваться, а главное - никогда не пить алкоголь. А напоследок добрый человек вручил Епифанову небольшую денежную сумму. Беда в том, что молодой скрипач не последовал совету своего благодетеля. Он лишь пил, да хвастался своим музыкальными способностями, от которых вскоре ничего не осталась. Такова история отчима Епифанова. События из раннего периода жизни скрипача от его бывшего приятеля услышала Неточка Незванова. Краткое содержание по главам, изложенное ниже, предоставит сжатое описание событий из биографии главной героини.

Родители

С удивительной точностью умел передать внутренний мир ребенка Достоевский. "Неточка Незванова", краткое содержание которой представлено в той статье, - это, прежде всего, переживания девочки-подростка, переданные от первого лица.

Семья жила на средства, заработанные матерью. Епифанов, которого Неточка воспринимала как родного отца, имел обыкновение обвинять жену в своих неудачах. Всякому встречному и малознакомому он рассказывал о своей горькой судьбе. Епифанов якобы не стал потому что был женат на женщине, погубившей его талант.

Жена музыканта

Мать Неточки была натурой мечтательной, а потому, когда встретилась с Епифановым, решила стать ему опорой: она видела в этом человеке будущего знаменитого скрипача. Стоит сказать, что супруга Епифанова была женщиной образованной, некогда работала гувернанткой. Но смерть первого мужа, пьянство второго и постоянная нужда превратили ее в сварливую и угрюмую личность. Как ни странно, Неточка любила отчима. К матери испытывала лишь страх. И только годы спустя она стала осознавать, сколь несправедлива была к этой женщине.

Безумие

Трагедию ребенка, которого предал самый близкий человек, изобразил в этой повести Ф. Достоевский. «Неточка Незванова», краткое содержание которой, пожалуй, не создаст полного впечатления о переживаниях подростка, - произведение чрезвычайно глубокое. Впрочем, как и прочие романы и повести Достоевского.

Епифанов был человеком психически больным. Единственное, что спасало его от полного сумасшествия на протяжении восьми лет, - ложное и жестокое убеждение в том, что мать Неточки является преградой для блистательной карьеры скрипача. Восемь лет он не брал в руки инструмента. При этом он убеждал себя в том, что после смерти жены он станет непременно гениальным скрипачом.

Страшная катастрофа

Однажды в Петербург приехал великий музыкант. Епифанов посетил его концерт, после чего осознал свою никчемность. В этот же вечер скончалась мать Неточки. Полусумасшедший скрипач взял в руки инструмент и заиграл. Звуки, которые услышала девочка, наблюдая эту картину, лишь отдаленно напоминала музыку. За годы безделья и пьянства Епифанов утратил все навыки.

Осознание своей бездарности привело его в полное безумие, после чего он бросился бежать в неопределенном направлении. Он покинул свою приемную дочь, оставил тело жены, словно это была ненужная ему теперь вещь. Вскоре его обнаружили за городом: он находился в полном беспамятстве. А спустя три дня Епифанов умер.

В доме князя

Далее перипетии сиротской судьбы изобразил Ф. М. Достоевский. «Неточка Незванова», краткое содержание которой в последующих главах можно изложить в нескольких абзацах, является произведением с множеством персонажей - как отрицательных, так и положительных.

Девочка после смерти матери и побега отца оказалась в доме князя. Человек этот вел уединенный образ жизни. Даже жена могла не видеть князя несколько недель кряду. Но был он добрым и искренне сострадал Неточке. Княгиня, напротив, представляла собой особу холодную и надменную. В ее обществе Неточка чувствовала себя ужасно, а потому постоянно стремилась к уединению.

В доме также проживала довольно странная старуха, приходившаяся князю теткой. Эта дама невзлюбила сироту. Старуха мучала Неточку своими придирками. И хотя она делала это на расстоянии, доводила сироту до полного отчаяния.

Однажды в дом князя был приглашен тот самый скрипач, после концерта которого Неточка потеряла своих родителей. Воспоминания нахлынули на нее с новой силой. Девочка заболела и несколько дней находилась на грани смерти. Однако ж, когда здоровье ее пошло на поправку, из Москвы вернулась дочка князя. С Катей Неточка подружилась. Но девочкам пришлось расстаться: семья князя уезжала в Москву, и девочку-сироту отправили в дом замужней дочери.

Александра Михайловна

Сестра Кати отнеслась к сироте тепло. Но в новом доме, как оказалось, были свои скелеты в шкафу. Неточка, пребывая в постоянной тоске, нашла утешение в книгах. Она тайно пробиралась в библиотеку и читала. Однажды в одной из книг девочка обнаружила письмо, адресованное Александре Михайловне. Это послание было написано ее возлюбленным. Некогда она была влюблена, за что заслужила неодобрение общества. Муж - Петр Александрович - простил ее, однако на протяжении нескольких лет упрекал в измене. Прежде чем появиться перед женой, этот человек всякий раз менял выражение своего лица. Из смеющегося он превращался в понурого, из веселого - в угрюмого.

Александра Михайловна же подозревала мужа в любви к Неточке. Беспричинная придирчивость, полагала она, является для него лишь способом скрыть чувства. Конфликт привел к тому, что воспитанница собралась покинуть дом. Однако помощник Петра Александровича неожиданно остановил ее.

Таково краткое содержание рассказа «Неточка Незванова». Ознакомившись с ним, однако, следует помнить, что произведения классической литературы стоит читать полностью.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Ф.Достоевский. Неточка Незванова

    ✪ Ф М Достоевский "Неточка Незванова"

    ✪ Ф.М. Достоевский - Белые ночи. Дядюшкин сон. Неточка Незванова.

    ✪ Достоевский Фёдор Михайлович - История одного музыканта

    Субтитры

История создания

В начале 1847 года Достоевский собирался поехать в Италию, где он планировал начать писать новый роман для журнала «Современник». В письме к брату Михаилу от 7 октября 1846 года писатель сообщает, что первую часть задуманного произведения планирует написать в Италии и прислать из-за границы в журнал. Вторую часть романа Достоевский рассчитывал написать там же и предоставить лично сразу же по возвращении. К осени автор надеялся успеть написать ещё одну или две части и завершить роман. «И сюжет (и пролог) и мысль у меня в голове», - рассказывал Достоевский брату. В конце октября писатель снова сообщает о задуманном романе, который рассчитывает писать весь следующий год, чтобы позже издать вместе с романом «Бедные люди » и повестью «Двойник ». Вместе с замыслом нового произведения осенью 1846 года Достоевский «свежо, легко и успешно» работал над повестью «Хозяйка », несмотря на то, что идея нового романа всё больше увлекала писателя .

В письме от 26 ноября Достоевский писал брату о разрыве с журналом «Современник» и сближении с «Отечественными записками» из-за ссоры с Некрасовым: «Я имел неприятность окончательно поссориться с „Современником“ в лице Некрасова <…> Между тем Краевский, обрадовавшись случаю, дал мне денег и обещал, сверх того, уплатить за меня все долги к 15 декабря. За это я работаю ему до весны» . В это время работа над «Хозяйкой», «работа для святого искусства, работа святая, чистая, в простоте сердца, которое ещё никогда так не дрожало и не двигалось» у Достоевского, и которую писатель планировал закончить к январю 1847 года, была окончательно прервана замыслом романа «Неточка Незванова», название которого впервые появилось 17 декабря 1846 года . Из-за финансовых проблем Достоевский не смог выехать за границу, как планировал ранее .

Из того же письма от 17 декабря 1846 года следует, что Достоевский планировал закончить работу над первой частью уже к 5 января 1847 года, так как «обязался поставить Краевскому». К этому времени писатель планировал роман из трёх частей и рассчитывал на успех у читателей: «Мне всё кажется, что я завел процесс со всею нашею литературою, журналами и критиками и тремя частями романа моего в „Отечественных записках“ устанавливаю и за этот год мое первенство назло недоброжелателям моим» . Письма первой половины 1847 года рассказывают об активной работе Достоевского над произведением и его надеждах закончить роман к осени: «Он (роман) завершит год, пойдет во время подписки и, главное, будет, если пе ошибаюсь теперь, капитальною вещью году» . Тем не менее, работа над другими произведениями отвлекала писателя от романа . В частности, в это время параллельно продолжалась работа над «Хозяйкой», о скором окончании которой Достоевский сообщал в письме от 9 сентября 1847 года . В 1847 году «Неточка Незванова» так и не была закончена .

В 1848 году Достоевский читал фрагменты из «Неточки Незвановой» на собраниях кружка Петрашевского , который посещал до ноября 1848 года. На основе мемуаров Петра Семёнова-Тян-Шанского исследователи творчества писателя полагают, что к середине года уже была написана значительная часть произведения. Кроме того, первые слушатели отмечали, что рассказанная версия была «гораздо полнее, чем была она напечатана» позже . В черновых версиях романа повествование ведётся от лица автора, но уже в журнальной версии рассказчиком становится Неточка, а роман обретает подзаголовок «История одной женщины». Кроме того, изменился сюжет и размер задуманного произведения. Три опубликованные части получили названия: «Детство», «Новая жизнь», «Тайна»; стали более независимыми друг от друга, сохранив принадлежность к роману. Всего же планировалось более шести частей .

8 января 1849 года было получено разрешение Петербургского цензурного комитета на печать первой части романа. Впервые была опубликована в первом номере «Отечественных записок» за 1849 год . 1 февраля 1849 года Достоевский обещал Краевскому, что к июлю 1849 года в журнале будут напечатаны «первые шесть частей» романа. При доработке автор сократил роман на полтора печатных листа . 10 февраля одобрили печать второй части, вышедшей во втором номере «Отечественных записок» . Уже к 15 февраля Достоевский обещал предоставить третью часть, рассчитывая получить за неё 100 рублей . Но даже к концу марта писатель успел закончить только первую из двух глав. В надежде успеть напечатать третью часть полностью в апрельском номере журнала Достоевский стал посылать её в редакцию кусками, но не успел. В письме к Краевскому от 31 марта 1849 года писатель обещал к 10 апреля предоставить уже четвёртую часть, а к 15 апреля - пятую. Но в итоге ничего не прислал, а 23 апреля был арестован . 30 апреля 1849 года было получено разрешение на печать третьей части незаконченного романа, но без подписи Достоевского . Третья часть была опубликована в майском номере «Отечественных записок» за 1849 год .

Сюжет

Жизнь Неточки Незвановой прослеживается от 8 до 17 лет. Вначале девочка живёт с матерью и отчимом Ефимовым в каморке на чердаке большого петербургского дома. Одарённый скрипач, но высокомерный, грубый и бесцеремонный человек, отчим живёт за счёт «злодейки» жены, якобы загубившей его талант. Не понимая их истинных взаимоотношений, Н. Н. страстно привязывается к «отцу» и мечтает после смерти больной матери уйти с ним в новую, счастливую жизнь - в «дом с красными занавесами», богатый особняк, который виден из их окна. Пользуясь слепой любовью Н. Н., Ефимов заставляет её обмануть мать и отдать ему последние деньги для билета на концерт известного скрипача С-ца. Потрясенная мать в тот же вечер умирает. Отчим в припадке безумия уходит с Н. Н. навстречу её детской мечте. Дальнейшая жизнь Н. Н. протекает в «доме с красными занавесами», куда её взяли из сострадания, а потом у Александры Михайловны, которая рада заменить «сиротке» мать и много сил отдает её воспитанию. Повзрослевшая Н. Н. проникает в домашнюю библиотеку, знакомится с романами, «волшебные картины» которых далеко уносят её от «унылого однообразия» вокруг. Имея «чудный» голос, в 16 лет начинает учиться пению в консерватории. Случай помогает ей проникнуть в тайну дома: в одной из книг она находит давнее забытое письмо некоего С. О. к Александре Михайловне. Их «безгрешная» любовь стала предметом «злобы и смеха» в обществе. Муж «защитил» жену, но с тех пор морально тиранит подавленную его «великодушием» женщину. Н. Н. испытывает к нему открытую неприязнь, тот же пытается оклеветать её в глазах жены, обвинив в переписке с любовником. Во время бурной сцены он не щадит чувств жены, в ответ на что Н. Н. прямо обличает его в притворстве и собирается навсегда покинуть их дом.

Персонажи

Одним из действующих лиц романа является Овров - помощник в делах Петра Александровича. На основании небольшого сохранившегося фрагмента рукописи исследователи творчества Достоевского пришли к выводу, что первоначально данный персонаж задумывался как очередной «мечтатель», роль которого должна была быть достаточно весома. В ранних замыслах автора именно этот герой, вместо Неточки, находил письмо неизвестного с близкой и понятной для его характера идеей о «братском союзе двух сердец». Н. Н. Соломина предположила, что Достоевский задумывал сложные отношения между Овровым и Неточкой. В окончательном варианте, однако, его образ не раскрывается. Произведение завершается после первой встречи Оврова и Неточки .

Критика

Тема страдающего ребёнка постоянна в творчестве Достоевского. Неточка Незванова во многом предваряет «эмансипированных» женских персонажей, таких, как Наташа Ихменева («Униженные и оскорбленные »), Дуня Раскольникова («Преступление и наказание »), Аглая Епанчина («

«Неточка Незванова»: краткое содержание повести Достоевского

Неточка Незванова — молодая женщина, которой хватило сил для плавания по бурному житейскому морю. Она вспоминает свое детство, свою чердачную комнату в бедном квартале, с которым связаны ее первые воспоминания о тяжелой жизни. Это своего рода автобиография.

Жизнь на чердаке уныла и беспросветна, время от времени ее разнообразят только шумные скандалы между отчаявшейся от нищеты матерью Неточки и ее отчимом — скрипачом, который нигде не работает. Уже в восьмилетием возрасте восприимчивая Неточка считает, что ее дом — это череда вечных и невыносимых страданий. Эта беспросветная жизнь, эта тяжелая и затхлая атмосфера загоняют ее в угол, и совершенно бессознательно девочка ищет спасение в мечтаниях.

Каждый вечер она мечтает о «богатом доме с красными занавесами», который виден из ее окна. В этом доме тепло, светло и шумно, там всегда весело и празднично. Неточка теряет грань между сном и явью, она мечтает о том, что когда-нибудь она поселится в этом доме с красными гардинами. Все больше и больше она живет своими грезами.

Неточка испытывает какую-то странную любовь по отношению к своему отчиму Егору Ефимову. Хотя тот и является причиной несчастной жизни Неточки и ее матери, ей становится жаль этого человека, ей нестерпимо хочется утешить его. В душе девочки просыпается потребность любить, но у нее нет друзей и подруг, и эта потребность реализуется в любви к отчиму. Ей приходит в голову такая фантазия, что мать является помехой ее счастью, и она даже начинает желать ее смерти. Когда матери не было дома, она совершенно серьезно уверяет отчима, что «когда умрет матушка, то мы уже не будем жить на чердаке, что он куда-то поведет меня, что мы оба будем богаты и счастливы». Ее душевное состояние внушает опасения.

Потом мать и отчим один за другим умирают, саму Неточку поражает тяжкий недуг, но добрый князь Х-ий и его семья спасают Неточку, она потихоньку выздоравливает и через какое-то время избавляется от своих болезненных фантазий.

«Неточка Незванова»: анализ произведения

Подробное описание болезни Неточки и ее выздоровления показывает, что, еще будучи молодым, Достоевский глубоко проник в самые глубины детского сердца. Пребывая на затхлом чердаке, впечатлительная девочка не по возрасту рано постигает трагедию человеческой жизни, и Достоевский смог вообразить, какими фантазиями пленялось сердце девочки.

В произведениях Федора Михайловича часто появляются несчастные дети. И хотя для их возраста веселая игра является самым естественным занятием, с малых лет их постигают несчастия. Их беззащитное тельце брошено в этот безжалостный мир, они испытывают совершенно недетские страдания, они безмолвно погибают под ударами судьбы. Уже в дебютном произведении «Бедные люди» встречается эпизод, когда сынишка бедняка Горшкова тихо умирает от слабости. В «Ёлке и свадьбе» появляется мальчик, которого заставляют думать, что лучше бы он умер.

В «Мальчике у Христа на ёлке» («Дневник писателя», январь 1876 г.), появляется шестилетний мальчик. Он, несмотря на зимнюю стужу, одет в самую скверную одежонку. Он выбирается из своей темной подвальной комнаты и идет по трескучему морозу. В этой комнате вроде бы спит его мать, но на самом деле она уже умерла. Мальчик видит, как за окнами богатой усадьбы играют его сверстники. Он подходит ближе и, не помня себя, входит в дом через ярко освещенный подъезд. Его немедленно выгоняют. Мальчик продолжает бродить по холодным улицам. Никто из взрослых не окликает его. На следующее утро во дворе какой-то усадьбы обнаружили его замерзшее тело.

Дети, которые, подобно Неточке, вынужденной в своей малости нести бремя несчастной судьбы из-за отчима и рано сталкиваться с трагедией человеческой жизни, появляются и в «Униженных и оскорбленных» (Нелли), и в «Вечном муже» (Лиза), и в «Братьях Карамазовых» (Илюша). Неточке повезло и она спаслась, но несчастные у Достоевского обычно так и умирают несчастными.

Федора Михайловича называют специалистом по несчастьям и страданиям. Их выразителем в крайней форме являются беспомощные дети — они страдают, не в силах сопротивляться или воззвать о помощи. В «Братьях Карамазовых» есть глава «Бунт», где Иван Карамазов настолько переживает из-за страданий невинных детей, что проклинает этот созданный всемогущим Богом мир. Протест Ивана против такого «абсурда» является выражением гуманистического мировоззрения Достоевского, что вызывало сочувственный отклик у многих его читателей.

Достоевский последовательно изображал страдания детей. Он вообще обладал обостренным восприятием по отношению к страданиям и не мог удовлетвориться изображением несчастий и страданий одних лишь взрослых. Ведь взрослые не могут страдать с такой детской непосредственностью. Дети же ужасно страдают даже от таких обид, которые впоследствии кажутся просто царапинами. Достоевского привлекала чистота детских страданий, он умел слышать вопли этих безропотных созданий.

При чтении «Неточки Незвановой» обращаешь внимание на еще одну сторону детской жизни. Это отношение ребенка к смерти родителей. То, что Неточка в детском возрасте бессознательно желала смерти своей матери, оставило в ее душе глубокую рану. В журнальном варианте «Неточки Незвановой» появляется мальчик Ларенька. Он думает, что является причиной внезапной смерти своих родителей, жестоко мучается от угрызений совести, хиреет. Таким образом, в начальном варианте «Неточки Незвановой» тема детской ответственности за смерть родителей появляется дважды.

Когда Достоевскому было семнадцать лет и он учился в Военно-инженерном училище, в своей деревне внезапно скончался его отец. Считается, что его убил крепостной человек. Достоевский отца не любил. Тот был человеком со сложным характером: постоянно жаловался своей жене Марии, что он неудачник, мучил ее подозрениями в том, что она беременна не от него.

Зигмунд Фрейд допускал, что Достоевский желал отцу смерти. Можно сказать, что младший сын Иван из «Братьев Карамазовых», который тайно желал смерти своему отцу Федору, — это автопортрет писателя. Догадка Фрейда, может быть, и верна. В любом случае, Достоевского с молодых лет волновала тема ответственности ребенка за смерть родителей.

В произведениях Федора Михайловича появляется один пугающий образ. Я называю его «хохочущим стариком». Есть он и в «Неточке Незвановой». Когда добрый князь Х-ий спас Неточку, и она находилась на излечении в его доме, однажды ночью она вспоминает о своем отчиме и чуть не сходит с ума. В этот момент ей является «хохочущий старик». Такие же горящие глаза «хохочущего старика» появляются и в «Хозяйке», и в «Униженных и оскорбленных», и в «Преступлении и наказании». Кажется, что этот старик владеет тайной того, кто смотрит на него, кажется, что он — его злейший враг. Все те, кто повстречался с этим взглядом, испытывают непреодолимый ужас — они словно цепенеют или же теряют сознание. Это нечто такое страшное, на что невозможно смотреть хоть сколько-то долго. Молодой писатель Иван Петрович из «Униженных и оскорбленных», который, несомненно, является двойником самого Достоевского, подвергается нападению «хохочущего старика». Писатель испытывает «мистический ужас», который напоминает ему ужас человека, который боится покойников.

Среди персонажей Достоевского множество таких, кто мучается от страха перед смертью — начиная от Вареньки Доброселовой из «Бедных людей» и кончая Федором Карамазовым из «Братьев Карамазовых. Свидригайлову из «Преступления и наказания» и Ипполиту из «Идиота» «хохочущий старик» не является, но о близости смерти им возвещают видения пауков и скорпионов.

Каждый раз, когда у Достоевского случался эпилептический припадок, он неизменно ощущал приближение смерти. Федор Михайлович хорошо знал, что такое свет и что такое тьма, и этот «хохочущий старик» был еще одним ярким олицетворением смерти, ощущение которой всегда было живо в его сердце.

Как в Неточке образ смерти связывался со смертью от безумия ее отчима Ефимова, так и в Достоевском страх смерти связывался с насильственной смертью его отца. Его жена Анна Григорьевна свидетельствует, что писатель страшно боялся увидеть во сне своего отца. В письме к ней Достоевский писал: «...я сегодня ночью видел во сне отца, но в таком ужасном виде, в каком он два раза только являлся мне в жизни, предрекая грозную беду, и два раза сновидение сбылось» (28 апреля 1871).

В «Неточке Незвановой» есть еще одна тема, которая заинтересует читателя. Это страстное желание соединиться, которое возникает между девочками.

Дочь князя Х-го, Катя, прелестная девочка того же возраста, что и Неточка, становится ее подругой. Возможно, писатель хочет сказать, что у обеих девочек до сих пор не было подруг по играм, но все равно эта близость выглядит несколько странной. Девочки лежат, обнявшись, в кровати Кати, осыпают друг друга поцелуями, признаются в любви, плачут и смеются, словно безумные.

Девочки, каждая из которых была до этого погружена в мир фантазий, наконец-то обнаружили того, кто понимает ее истинные желания, и, восполняя прежнюю пустоту, они с жадностью притягивают друг друга к себе, отдают себя, в каком-то безумном порыве мечтают о том, чтобы стать одним целым.

В начале «Слабого сердца», написанного за год до «Неточки Незвановой», подробно описано, как два молодых друга резвятся, словно щенки; один даже носит на руках другого, что является непосредственным выражением их дружеской приязни. Ордынов и Катерина из «Хозяйки», исступленно и страстно желают через любовь стать одним, причем сцена лишена налета чистой сексуальности. Мечтатель из «Белых ночей», не имевший прежде друга, перед которым можно было бы выговориться, встречает Настеньку, и теперь их свидания проходят на таком подъеме, что читателю остается только удивляться слиянности их сердец.

В Достоевском присутствует не только страх перед смертью и отчаянное одиночество, в нем есть и завораживающая тяга к единению. Это не привычная любовь между мужчиной и женщиной, скорее, это всепоглощающая жажда к полному единению тела и духа. Сбросить все покровы, обнажиться, отринуть себя, по неведомой причине загореться предчувствием великой радости, слиться воедино, стать чистым «одним» — вот что такое эта жажда. Невольно вспоминаешь «Грозовой перевал» Эмилии Бронте, где между Хитклифом и Кэтрин возникает такая же любовь, требующая такого же единения, недоступного в этом мире. Нам, современным читателям, разговоры между Ордыновым и Катериной напоминают бред, но их страстные речи имеют истоком именно такую жажду единения. У молодого Достоевского были близкие друзья-мужчины, но никакого опыта любви к женщине он не знал. Не было у него и желания обзавестись женщиной для того, чтобы жить с ней. Только в тридцать три года он впервые страстно полюбил Марию, у которой был ребенок. Тогда он воображал в ней «младшую сестру», обладающую безграничной, по-детски доброй душой. В письме к А.Е. Врангелю (от 23 марта 1856) он признавался, что если он потеряет этого «ангела», то или сойдет с ума, или бросится в Иртыш. Это не обычная любовь, а страстная, всепоглощающая жажда слиться с «прекрасным человеком», нарисованная его воображением.

Алёша и Наташа из «Униженных и оскорбленных», Мышкин и Настасья Филипповна из «Идиота» свидетельствуют о том же. Достоевский изображал и отношения, похожие на те, которые бывают у обычных людей, но и здесь это не просто любовь между мужчиной и женщиной, суть этой любви состоит в желании отказаться от себя и стать одним. Это желание чересчур сильно, и женщины сходят с ума. Герои Достоевского не способны наслаждаться спокойной любовью, они не стремятся к тому, чтобы любовь вызрела до состояния уютного семейного гнездышка.

Признания в любви Неточки и Кати — это не лесбийская любовь, их отношения — того же сорта, что и диалоги между Мечтателем и Настенькой, они суть выражение тяги Достоевского к единению сердец.

Достоевский считал, что его роман «Неточка Незванова» сможет произвести фурор в литературном мире. Но этого так и не случилось. Прежде чем роман был окончен, писателя арестовали. Было принято решение превратить роман в повесть. В литературных журналах эту историю назвали «историей одной женщины».

Все начинается с того, что маленькая Неточка, которой всего восемь лет, проживает на чердаке вместе с матерью и отчимом. Мать девочки занимается шитьём, тем самым пытаясь заработать деньги для семьи. Отчим же, Егор Ефимов, по своим словам, гениальный скрипач. Но он никоим образом не работает. И музыкой он заниматься не может, так как его талант загубила «злая» жена. И только смерть его жены даст волю его талантам.

Юность «гениального» скрипача прошла в богатом доме у помещика. У которого он состоял в оркестре кларнетистом. Дальше судьба связала его с несколько дурным человеком – итальянским скрипачом, который только и умел, что пить. Но в глубине души всё же надеялся, что вернётся к музыке и станет известным. Скрипач умирает и оставляет Егор в наследство старый фрак и скрипку. До своей смерти он успел обучить своего друга игре на ней.

Овладев скрипкой, Егор почувствовал себя великолепным, просто гениальным скрипачом. У него было много добродетелей, которые давали ему деньги. Ефим не спешил никого из них благодарить, а только смело пропивал их деньги в трактире. Спустя семь лет он уехал в Петербург. В столице он познакомился с менее гениальным, но более трудолюбивым скрипачом Б. В то время, как Ефимов продолжал пьянствовать и надеяться, что сама Судьба признаёт его гением и дарует ему славу, Б упорно занимался музыкой и впоследствии стал знаменит.

Не желая работать, Егор женился. Его избранницей стала молодая мать Неточки, которая видела в музыканте прирождённого гения и готова была идти ради него на любые жертвы. Старый друг, Б, помог Егору устроиться в театральный оркестр. Но деньги Ефимов не отдавал жене и только и делал, что пропивал их. Его скверный характер так надоел руководителю театра, что его уволили.

Маленькая Неточка, не понимая отношений между отчимом и матерью, вдохновлялась речами Ефимова и мечтала, что, когда матери не станет, она вместе с отчимом уйдёт в новую жизнь – в богатый особняк, который был виден из их окон.

В Петербург приехал знаменитый скрипач С-ц. Ефимов хотел полюбоваться на того, кого он, по его мнению, мог бы легко превзойти, но денег на билет у него не было. И он подговорил девочку отдать последние деньги, которые ей дала мать на продукты. Когда мать Неточки узнала всё это, она впала в отчаяние и умерла. В это время Егор как раз вернулся с концерта. Неточка хватает отчима и они вместе убегают с чердака в новую жизнь. Но Егор бросает «дочь», вскоре оказывается в больнице и умирает.

Мечта Неточки исполняется. Она попадает в тот самый богатый «дом с красными занавесками» под опеку доброго и сострадательного князя Х-м. У девочки начинается новая жизнь, она уже не знает нужды, и её сердцем овладевает новое чувство любви к дочери князя, Кате. Неточка очень быстро всему учится, её все любят и жалеют. Гордая же Катя не так любит бедную сиротку. Она обижается, что всё внимание уделяется не ей, а Неточке. И быстрая обучаемость девочки очень нервирует дочку князя.

Решив однажды пошутить, Катя запускает в комнату тётки князя бульдога Фальстафа. Неточка настолько любит Катю, что берёт всю вину на себя. Её наказывают, но Катя, видя всю эту несправедливость, поднимает в доме скандал. И Неточку прощают. После этого девочки открываются друг перед другом. Они вместе и смеются, и плачут, доверяя друг другу абсолютно всё. Но взрослым не нравится близость девочек – родители забирают Катю и уезжают в Москву на долгое время.

Неточку отправляют жить к Александре Михайловне, старшей замужней сестре Кати. Это прекрасная любящая женщина готова заменить девочке мать и отдать много сил на её воспитание. Всё было бы хорошо, но у маленькой Неточки появилась антипатия к мужу Александры Михайловны, Петру Александровичу. Она чувствует что-то неестественное в их отношениях, какую-то тайну. Из-за чего у Александры ухудшается здоровье, и с каждым днём она становится все бледнее и бледнее. Параллельно с этим, обучаясь, Неточка открывает для себя романы. И её миром завладевают фантазии, она буквально живёт в них. Между ней и Александрой Михайловной больше нет доверия.

В шестнадцать лет семья открывает у девушки талант к пению, и её отправляют в консерваторию. Жизнь продолжается, но однажды в одной из книг Неточка находит письмо. Оно довольно старое и адресовано Александре Михайловне. Пишет ей некий мелкий чиновник С. О. Из письма девушка узнаёт, что, когда Александра уже была замужем, она полюбила этого неравного себе человека. Общество стало её осуждать. Но муж её защитил, при этом заставив С. О. уехать и забыть о возлюбленной навсегда.

Удивлённая Неточка видит ситуацию между Петром и Александрой – то, как он издевается над ней, как показывает своей жене, что эта история до сих пор ранит его. При этом, оставляя жену, он смеётся над всей этой ситуацией.

Однажды Пётр Александрович выслеживает Неточку в библиотеке и видит то самое письмо. Оправдываясь, он обвиняет бедную девушку в переписке с любовниками. Во время этой сцены Пётр Александрович угрожает выгнать Неточку из дома. Девушка не хочет раскрывать правду, чтобы не ранить близкую себе Александру Михайловну. Но когда во время ссоры Пётр напоминает жене о прошлом, доводя её этим до обморока, Неточка не сдерживается и раскрывает всю правду о его коварстве. Она уже готова покинуть дом, но её останавливает помощник Петра, Овров. И перед тем как покинуть дом, ей надо переговорить с ним.

Характеристика персонажей

Неточка

Наивная девочка, живущая сначала в своих мечтах, а затем – в фантазиях. Она легко поддаётся чужому влиянию. Сначала её жизнью руководили мечты, которые были построены на речах Егора Ефимова. Дальше она руководствовалась только чувством любви, не видя при этом реальности. Познакомившись с романами, она ушла в новый мир – фантазий. Весь роман она растёт, развивается, открывает для себя что-то новое. Но остаётся той же невинной доверчивой девочкой.

Мать Неточки

Изначально – жертва, готовая отдать всё во имя своих иллюзий и несостоявшихся желаний. Не видит реальной ситуации за своими чувствами. Она восхищается «гением» Егора и забывает про себя. Готова принести любую жертву во имя ненастоящего идеала. И только когда проблема уже оказывается перед ней, и ничего уже нельзя исправить, она понимает всю ситуацию. Но от своего же бессилия и уже отданных сил на обоготворение «гения» Егора умирает.

Егор Ефимов

Вольный кларнетист. Грубый и самовлюблённый. Он сам себя нарёк гением. И даже когда его задатки в качестве скрипача признали, был настолько ослеплён своими самовлюблённостью и высокомерием, что ждал, когда талант сам поднимет его без какого-либо труда. С самого начала он эгоист. Он легко принимает всё, что ему дают, но ничего не даёт в ответ. По его мнению, так и должно быть. Поскольку он является тем самым непризнанным гением. Ему должна жизнь, а не он жизни.

Катя

Прелестная гордая девочка, воспитанная в высших кругах. Она умеет с достоинством преподносить себя, много учится, но при этом всём она ужасно самовлюблённая. Катя ревностно относится ко всему, что может привлечь больше внимания, чем она. И готова ранить каждого, чьи способности окажутся выше её. Но она не может спокойно смотреть на несправедливость. Не признаёт её в себе, но в окружающем мире выступает только за справедливость. И когда их отношения с Неточкой налаживаются, она открывается как человек, который готов быть настоящим и искренне любить.

Александра Михайловна

Женщина с самым открытым сердцем. Готова позаботиться о каждом. Она принимает сиротку как родная мать. Готова любить её так же сильно и потратить не меньше сил на её воспитание, чем потратила бы на воспитание родной дочери. Достоевский говорит о ней просто: тихая, нежная, любящая. Она весьма впечатлительна: всё, что происходит в её жизни, отражается на ней. У Александры непонятные отношения с мужем, и они приводят её к душевным мукам и ухудшению здоровья. Она чувствует свою вину и не отрицает этого. Но как бы ей тяжело ни было, она не оставит Неточку одну. Готова дальше приносить себя в жертву безропотно, покорно и совершенно напрасно.

Пётр Александрович

Человек из высшего света, для которого на первом месте стоит его репутация. Если в избе есть сор, он не готов его выносить. Защитил свою жену, когда раскрылся её тайный роман. Это можно было расценить, как поступок благородного человека, если бы в дальнейшем он не продолжал насмехаться над женой, ежедневно напоминая о её вине перед ним. Он любит, когда приносят себя в жертву. Какая бы ни была ситуация, Пётр сделает виноватым любого, но не себя. И больше всего он опасается, что его истинная натура выплывет на поверхность.

Роман представлен как роман-воспитание. Его делят на три части – детство, новая жизнь, тайна. Во всём романе идёт наблюдение за жизнью одного человека, её развитием, воспитанием, появлением новых чувств. Делается много отсылок относительно других персонажей, но тем самым больше всего раскрывая особенность Неточки.

Чтобы более глубоко проникнуть в особенности ситуации и характера людей, Достоевский делает отсылки к прошлому, тем самым углубляясь в историю. Делая в дальнейшем переход от прошлого к настоящему. Каждая история нового человека влияет на Неточку, вызывая и воспитывая в ней новые чувства и ощущения.

Всё начинается с детства, как обозначен первый раздел. Неточка воспитывается на речах Ефимова, ими она вдохновляется, ими питаются её чувства. Он для неё – пример, идеал, самый близкий человек. Именно его она ставит над всем. Он даёт ей мечты, в которых она видит свою счастливую жизнь в богатом доме, и обязательно рядом с ней при этом должен быть Егор. Она слепо верит каждому его слову, её мечты закрыли ей глаза. И она полностью доверяется своему отчиму.

И только когда он бросает её, ситуация становится безвыходной. Для неё начинается новая жизнь. Это жизнь ознаменовывается приходом Неточки в дом князя. Наконец-то она не только что-то отдаёт, но и получает за это заботу, понимание и сострадание, надежду на лучшее будущее. И в это же время в её жизни появляется Катя, она сразу же захватывает сердце девочки. Именно тогда наступает новая трансформация для Неточки: её чувства углубляются, становятся более взрослыми. Это уже не те мечты, что были раньше – это её настоящее. То, что происходит с ней сейчас.

Долгожданное счастье

Она познаёт себя как настоящую девушку, с полным набором чувств и эмоций. В её жизни появляется человек, который не просто забирает всё, что она готова ему отдать, но и который отдаёт взамен не меньше. Это делает Неточку более взрослой и открывает её для других людей.

На счастливой ноте искренней любви и заканчивается вторая глава. Наступает время третьей главы: тайна. Её можно поделить на два периода. Первый период – когда Неточка оказывается окружена любовью Александры Михайловны. Она получает то, что не получала до этого – настоящую любовь матери. Её мать слишком восхищалась Ефимовым, и поэтому сама Неточка недополучала любви и заботы. В этот же период Неточка открывает романы, которые позволяют ей уйти в новый для неё мир – мир фантазии. Из-за этого она становится замкнутой. В семье появляется недоверие, но остаётся такая же сильная любовь.

В повести происходит извечная борьба старого с новым, символизируя русское общество, которому старые устои не дают двигаться вперед и развиваться.

Следующая статья посвящена повести , в которой изображены внутренние переживания девушки, которой предстоит выбор между любовью и обеспеченным будущим.

Переломным моментом и вторым периодом можно назвать момент нахождения письма для Александры Михайловны от любовника. Героиня видит слабость Александры, и в её душе идёт перелом из той робкой, немного кроткой девушки она превращается в страстную и решительную девушку, готовую защитить своего друга от всего. Неточка уже самостоятельна и готова принимать решения, нести за них ответственность. Теперь её жизнь опирается только на её силы и мужество. Это не та девочка, что была вначале. Это уже взрослая девушка, которая сама отвечает за свою жизнь и готова бороться за справедливость, за себя или за близкого человека.

Фёдор Михайлович Достоевский

«Неточка Незванова»

Восьмилетняя Неточка живёт в каморке на чердаке большого петербургского дома. Ее мать шитьём и стряпаньем зарабатывает на пропитание всей семье. Отчим, Егор Ефимов, человек странный. Он талантливый скрипач, но забросил музыку, потому что «злодейка» жена якобы загубила его дарование. Только её смерть «развяжет» его.

Грубый и бесцеремонный, он беззастенчиво живёт за счёт опороченной им женщины, которая, несмотря ни на что, продолжает его любить. Она уже давно и опасно больна.

В юности Ефимов был вольным кларнетистом у богатого и доброго помещика, из чьего оркестра ушёл после внезапной смерти своего друга, итальянского скрипача. Тот был «дурным человеком», но с чертами сверхъестественного. «Дьявол ко мне навязался», — вспоминал о нем впоследствии Ефимов. Итальянец завещал ему свою скрипку и выучил на ней играть. С тех пор Ефимовым овладело гордое сознание своей гениальности, исключительности, вседозволенности. Не испытывая никакой благодарности к помогавшим ему людям (помещику и графу), он пропивал деньги, даваемые ему для поездки в Петербург, где бы он мог развить свой талант. Лишь через семь лет беспорядочных скитаний по провинции он наконец оказался в столице.

Здесь уже 30-летний скрипач сошёлся с юным коллегой, русским немцем Б., с которым делил кров и пищу. В утратившем технические навыки друге Б. поражало «глубокое, <…> инстинктивное понимание искусства», но удручали самоуверенность и «беспрерывная мечта о собственном гении». Б. упорно трудился и, несмотря на сравнительно скромное дарование, в конце концов достиг успеха и стал известным музыкантом. Талантливый же Ефимов, не обладая «ни терпением, ни мужеством», постепенно спивался и вёл себя все более непорядочно. Друзья расстались, но Б. навсегда сохранил симпатию и сострадание к товарищу юности. Вскоре Ефимов женился на матери двухлетней тогда Неточки, мечтательнице, поверившей в его талант и готовой пожертвовать всем ради мужа. Как-то Б. помог старому другу устроиться в театральный оркестр. Тот не отдавал ни копейки жалованья жене и «дочери», пьянствуя сам и поя приятелей. Вскоре он был уволен из-за скверного, высокомерного характера.

Не понимая истинных взаимоотношений матери и отчима, Неточка страстно привязывается к «отцу». Он так же «гоним» строгой матерью, как она сама. Девочку вдохновляют мечты, навеянные речами Ефимова: после смерти матери они вместе с «отцом» покинут убогий чердак и уйдут в новую, счастливую жизнь — в «дом с красными занавесами», богатый особняк, видный из их окна.

Когда на гастроли в Петербург приезжает знаменитый скрипач С-ц, для Ефимова делом жизни становится попасть на его концерт. Он должен доказать себе, что и С-ц — ничто перед его не признанным из-за «злых» людей, но великим гением. Где взять деньги на билет? Пользуясь слепой любовью к себе Неточки, отчим заставляет её обмануть больную мать, пославшую дочь за покупками с последними рублями. Отдав деньги «отцу», девочка должна сказать, что потеряла их. Разгадав план мужа, мать впадает в отчаяние. Вдруг от Б. приносят билет на концерт С-ца. Ефимов уходит. Потрясённая женщина в этот же вечер умирает. Ночью нищий музыкант возвращается, убитый сознанием своего ничтожества перед искусством С-ца, Неточка в волнении бросается к обезумевшему «отцу» и увлекает его прочь из дому, навстречу своей детской мечте, хотя сердце её и болит по оставленной мёртвой матери. На улице Ефимов убегает от «дочери», которая с криками пытается догнать безумца, но падает без чувств. Сам он вскоре попадает в больницу, где умирает.

Теперь Неточка живёт в том самом «доме с красными занавесами», принадлежащем князю X-му, умному, доброму и сострадательному «чудаку». Она долго болела после пережитого, но затем новое чувство овладело её сердцем. Это любовь к прелестной и гордой ровеснице Кате, дочери князя. Резвая Катя вначале невзлюбила грустную и болезненную «сиротку», ревнуя к ней своего отца. Однако та внушила к себе уважение, с достоинством отразив насмешки княжны над её родителями. Способности Неточки к учению также уязвляют самолюбивую шалунью, чья холодность глубоко ранит девочку. Однажды Катя решает подшутить над злой и вздорной тёткой князя: она впускает в её комнаты бульдога Фальстафа, внушающего старой княжне ужас. Неточка берет на себя Катину вину и отбывает наказание, запертая в тёмной комнате до четырёх часов утра, потому что о ней забыли. Взволнованная несправедливостью Катя поднимает шум, и девочку освобождают. Теперь между ними — открытая взаимная любовь: они плачут и смеются, целуют друг друга, секретничают до утра. Оказывается, Катя тоже давно любит подругу, но хотела «помучить» её ожиданием. Заметив неестественное возбуждение княжны, взрослые разлучают девочек. Вскоре Катя с родителями надолго уезжает в Москву.

Неточка переселяется в дом 22-летней Александры Михайловны, замужней сестры Кати. «Тихая, нежная, любящая» женщина рада заменить «сиротке» мать и много сил отдаёт её воспитанию. Счастье девочки омрачается лишь безотчётной антипатией к Петру Александровичу, мужу Александры Михайловны. Она чувствует в их неестественных отношениях какую-то тайну: муж всегда угрюм и «двусмысленно сострадателен», а жена робка, страстно-впечатлительна и как будто в чем-то виновата. Она худа и бледна, её здоровье постепенно ухудшается из-за постоянной душевной боли.

Неточке уже тринадцать. Она способна многое отгадать, но от действительности её отвлекает проснувшаяся страсть к чтению. Случайно девочка находит доступ в домашнюю библиотеку, где хранятся запретные для неё романы. Теперь она живёт «фантазиями», «волшебными картинами», далеко уносящими её от «унылого однообразия» жизни. В течение трёх лет она таится даже от старшей подруги. Между ними давно нет доверия, хотя взаимная любовь так же сильна. Когда Неточке исполняется шестнадцать, Александра Михайловна замечает у неё «чудный голос»: с этих пор девушка учится пению в консерватории.

Как-то раз в библиотеке Неточка находит забытое в книге старое письмо. Некий С. О. пишет Александре Михайловне. Девушка узнает мучившую её восемь лет тайну: уже замужем Александра Михайловна полюбила «неровню», мелкого чиновника. После недолгого и вполне «безгрешного» счастья начались «пересуды», «злоба и смех» — общество отвернулось от «преступницы». Муж, однако, защитил её, но велел С. О. срочно уехать. Малодушный возлюбленный навсегда простился с «забывшейся» «грустной красавицей».

Потрясённая Неточка открывает смысл «долгого, безвыходного страдания» Александры Михайловны, её «жертвы, приносимой покорно, безропотно и напрасно». Ведь Петр Александрович «презирает её и смеётся над ней»: прежде чем войти в кабинет жены, он обычно перед зеркалом «переделывает» своё лицо. Из напевающего и смеющегося человека превращается в понурого, сгорбленного, убитого горем. Увидевшая это Неточка язвительно хохочет в лицо «преступнику, который прощает грехи праведнику».

Вскоре Петр Александрович, которого жена подозревает в скрытой за беспричинной придирчивостью любви к Неточке, выслеживает девушку в библиотеке и видит заветное письмо. Желая оправдаться сам, он обвиняет Неточку в безнравственной переписке с любовниками. Во время бурной сцены в кабинете Александры Михайловны муж грозит выгнать воспитанницу из дому. Неточка не опровергает клеветы, боять «убить» подругу правдой. Та защищает девушку. Притворщик в злобе напоминает жене о прошлом «грехе», чем доводит её до обморока. Неточка обличает его моральное тиранство над женой ради того, «чтоб доказать», что он «безгрешнее её»! Перед тем как навсегда покинуть их дом, она должна ещё поговорить с помощником Петра Александровича Овровым, который неожиданно её останавливает.

Неточка Незванова, девочка восьми лет, вместе с мамой и отчимом живет на чердаке петербургского дома. Мать зарабатывает на хлеб шитьем и стряпаньем, отчим, спившийся скрипач Ефимов, целыми днями бездельничает и живет за счет жены. В молодости отчим был кларнетистом, водил дружбу с итальянским скрипачом, который завещал ему свою скрипку и обучил на ней играть. Умение играть на скрипке привило Ефимову гордость от осознания своей гениальности и исключительности. Неуемная гордыня и леность привели скрипача на самое социальное дно, он спился и разошелся со своими друзьями. Вскоре он женится на матери Неточки, которая свято верила в его талант и жертвовала всем ради мужа.

Неточка страстно привязывается к отчиму, ее занимают речи Ефимова о счастливой жизни в доме с красными занавесками, куда они вместе уйдут после смерти третирующей их матери. Когда отчим узнает, что в Петербург приезжает знаменитый скрипач С-ц, он подговаривает Неточку хитростью забрать деньги, необходимые на лекарство смертельно больной матери, и купить билет на концерт. Ефимов хочет убедиться, что С-ц – переоцененная посредственность по сравнению с ним, непризнанным гением. Мать, узнав, на что ушли деньги, впадает в отчаяние и в тот же вечер умирает. Отчим понимает, что он бездарь по сравнению с С-ц, и сходит с ума. Позже он попадет в больницу, где и умрет.

Осиротевшую девочку принимают жить в дом доброго дворянина. Неточка тяжело переживает потерю родителей, однако позже она испытывает новое чувство – любовь к гордой Кате, дочери князя. Сначала Катя холодно относится к сиротке, ревнуя ее к отцу, но позже девочки сближаются и становятся лучшими подругами. Взрослые разлучают девочек, заметив вспыхнувшие чувства между ними. Катя надолго уезжает в Москву, а Неточка переселяется в дом старшей сестры Кати.

Сестра Кати, Александра Михайловна, привязывается к сиротке и много сил отдает ее воспитанию. Неточка не может разгадать тайну этой семьи – муж Александры всегда угрюм и сострадателен, а сама Александра робка и будто в чем-то виновата. Девочка сбегает из странной семейной атмосферы в мир романов и повестей, которые она берет в большой домашней библиотеке. Именно в библиотеке она находит разгадку семейной тайны – в одной из книг Неточка замечает любовное письмо к Александре от мелкого чиновника. Эта связь опозорила Александру, но муж защитил ее и теперь постоянно морально тиранит несчастную женщину. Муж Александры пытается оклеветать Неточку, обвиняя ее в переписке с любовником, в ответ на что, девочка обличает его в двуличности и покидает дом.