Построение крестного хода на пасху. Во сколько начинается и заканчивается пасхальная служба в храма

В течение долгого Великого поста, сорок дней плюс еще Страстная седмица, люди готовили себя духовно, ослабляя тела, к празднику Воскресение Христово. Вот уже наступила Великая суббота - это последний день поста, но очень важный и особенный. Важно знать, во сколько сегодня начинается и заканчивается пасхальная служба, чтобы стать частью ежегодного Воскресения и принести радость, благую весть домой о наступлении праздника уже из храма в ночь с субботы на воскресенье.

В течение года пасхальная служба является очень важным событием, в 2018 году она пройдет 7 апреля. Так получилось, что в календаре из-за совпадения дат, читайте в нашем отдельном материалы.

Читайте интересные материалы по теме:

Если вы собираетесь на службу в храм, то ориентируйтесь где-то на полночь с субботы на воскресенье. В это время начинается праздничная полуношница. Начинается богослужение с того, что иерей с диаконом направляются к плащанице, которую возложили в центр храма в Страстную пятницу и тут она пролежит до самого Воскресения Христова.

Плащаница представляет собой символ того савана, которым завернули тело Христа, снявши его с креста в пятницу. На ней в полный рост изображен Спаситель, распятый на кресте. Она как бы символизирует время нахождения Господа в пещере, где его погребли и находится плащаница в центре храма до момента, когда Христос Воскреснет, то есть уже через три часа после начала пасхальной службы ее унесут снова в алтарь на целый год.

Тихие песнопения о воскресении Христа начинают петь около полуночи. Обратите внимание, что в это время внутри храма еще будут закрыты Царские врата алтаря и священники будут выходить из боковых врат. Затем поют стихиру и царские врата открывают, голос священника и хора становится громче и увереннее.

Крестный ход на Пасху

Продолжается пасхальная служба шествием вокруг церкви священников и всей паствы. Это действо называется крестный ход и проводится под трезвон колоколов. В начале процессии несут фонарь, потом запрестольный крест и образ Божией Матери, далее идут дьяконы, которые в руках держат свечи и кадилу. Завершают процессию священник, который несет в руках Евангелие, а второй рядом - икону Воскресения.

Крестный ход трижды обходит вокруг храма, за священниками со всей необходимой атрибутикой идет паства. Все останавливаются каждый раз перед закрытыми вратами с западной стороны входа в храм. Последний раз трезвон колоколов затихает и в этой тишине каждый верующий человек может услышать самые главные слова, которые она так долго ждал: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробах живот (то есть жизнь) даровал».

Сколько длится служба

Итак, пасхальная ночная служба начинается около полуночи в длится в среднем несколько часов, заканчивая около трех утра. Брать ли детей в храм решайте самостоятельно, все таки там будет много людей и отстоять такое время, совершить крестный ход довольно сложно.

На это праздничная служба закончилась и сразу начинается Божественная литургия. Многие уже на нее не остаются - они торопятся домой, чтобы сообщить своей семье и родным радостную весть о том, что Христос Воскрес, что пост и скорбь окончены и наконец-то наступил долгожданный праздник, который продлится не только в воскресенье, но в течение всей праздничной недели (она в народе называется Фомина неделя).

О поведении в храме на пасхальной службе и не только:

  • При входе в церковь в любое время нужно трижды перекреститься и поклониться возле дверей. Православные крестятся тремя пальцами правой руки.
  • Снять перчатки, для мужчин обязательно снять головной убор, а для женщины - надеть платок.
  • При личном обращении к священнику нужно начать со слов «Батюшка, благословите». Ладони при этом человек должен сложить крестообразно и поцеловать руку священнослужителя, которой он благословлял. Далее уже можно задавать свои вопросы.
  • В пасхальную ночь храм является местом, где совершается особое и очень важное таинство. Из-за большого количества народа это может быть сложно, но все таки старайтесь не стоять спиной к алтарю.
  • Если решили взять с собой в храм детей, нужно заранее объяснить им как там себя вести: не шуметь, не бегать и не капризничать, в храме не разрешается громко разговаривать.
    Конечно, нужно будет отключить телефон, лучше всего совсем как минимум - поставить на беззвучный режим.

Пасхальное богослужение начинается в полночь перехода дня из Страстной субботы, то есть 7 апреля в 2018 году на день Воскресения Христова. Служба начинается в 00.00 и продолжается около трех часов. После совершения крестного хода начинается утренняя Божественная литургия.

В православных церквях, а также в католических, но исполняющих в своей религиозной жизни восточные литургические обряды, вошло в традицию устраивать торжественные шествия с хоругвями и иконами, впереди которых обычно несут большой крест. От него подобные процессии получили название крестных ходов. Это могут быть шествия, устраиваемые в Пасхальную неделю, в Крещение или по случаю каких-либо знаменательных церковных событий.

Рождение традиции

Крестные ходы ─ это традиция, пришедшая к нам из первых веков христианства. Однако во времена гонений на последователей евангельского учения они были сопряжены с немалым риском, а поэтому совершались втайне, и сведений о них почти не сохранилось. Известны лишь отдельные рисунки на стенах катакомб.

Наиболее раннее упоминание о совершении подобного обряда относится к IV веку, когда первый император-христианин Константин I Великий перед решающей битвой увидел в небе знамение креста и надпись: «Сим победиши». Приказав изготовить знамёна и щиты с изображением креста, ставшие прообразом будущих хоругвей, он двинул колонну своих войск на врага.

Далее летописи сообщают, что столетие спустя епископ Газский Порфирий, прежде чем возводить на месте разорённого языческого капища очередной христианский храм, совершил к нему крестный ход чтобы освятить землю, поруганную идолопоклонниками.

Император во власянице

Известно также, что последний император единой Римской империи Феодосий I Великий имел обыкновение каждый раз, отправляясь в поход, совершать со своими воинами крестные ходы. Эти процессии, впереди которых шёл император, облачённый во власяницу, всегда завершались возле гробниц христианских мучеников, где честное воинство повергалось ниц, испрашивая их ходатайства перед Небесными Силами.

В VI веке крестные ходы в церквях были окончательно узаконены и вошли в традицию. Им предавалось столь большое значение, что византийский император Юстиниан I (482-565 гг.) издал особый указ, согласно которому запрещалось совершать их мирянам без участия духовных лиц, поскольку благочестивый правитель усматривал в этом профанацию священного обряда.

Наиболее распространённые виды крестных ходов

Став со временем неотъемлемой частью церковной жизни, крестные ходы сегодня имеют самые разнообразные формы и совершаются в целом ряде случаев. Среди них наиболее известны:

  1. Пасхальный крестный ход, а также все прочие шествия, связанные с этим главным праздником годового православного круга. Сюда относится крестный ход в Вербное воскресенье ─ «хождение на осляти». В Страстную субботу прообразом крестного хода является вынос плащаницы. Совершается он на Пасхальной заутрени (подробнее об этом будет рассказано ниже), а также ежедневно в течение Светлой седмицы и каждое воскресенье до дня отдания Пасхи.
  2. Крестные ходы во дни больших православных праздников, а также престольных, отмечаемых общиной какого-либо конкретного прихода. Подобные процессии часто организуют в честь освящения храмов или торжеств, посвящённых особо почитаемым иконам. В этих случаях маршрут крестного хода пролегает из села в село, или из храма в храм.
  3. Для освящения воды различных источников, а также рек, озёр и т. д. Совершаются они в день Крещения Господня (или в предшествующий ему сочельник), в пятницу Светлой седмицы ─ праздник Живоносный источник, и 14 августа в день Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня.
  4. Погребальные крестные ходы, сопровождающие покойных на кладбище.
  5. Связанные с какими-либо, как правило, неблагоприятными жизненными обстоятельствами, например, засухой, наводнениями, эпидемиями и т. д. В подобных случаях, крестный ход ─ это часть молебна о заступничестве Небесных Сил и ниспослании избавления от постигших бедствий, к числу которых относятся также техногенные катастрофы и военные действия.
  6. Внутри храма, совершаемые в ряде праздников. Разновидностью крестного хода считается также и лития.
  7. Совершаемые по случаю каких-либо государственных праздников или крупных мероприятий. Например, за последние годы вошло в традицию отмечать крестными ходами День народного единства.
  8. Миссионерские крестные ходы, проводимые с целью привлечения в свои ряды неверующих или последователей иных религиозных учений.

Воздушные крестные хода

Любопытно отметить, что в наш век научно-технического прогресса появилась абсолютно новая неканоническая форма проведения крестного хода с использованием технических средств. Под этим термином обычно подразумевается перелёт, совершаемый группой священников с иконой на самолёте, совершение ими молебнов в определённых местах.

Начало ей было положено в 1941 году, когда таким образом был обнесён вокруг Москвы чудотворный список Тихвинской иконы Божьей Матери. Эту традицию продолжили уже в перестроечные годы совершив облёт границ России, приуроченный к 2000-летию Рождества Христова. Считается, что, сколько длится крестный ход, совершаемый на самолёте, столько времени благодать Божья ниспосылается на землю.

Особенности совершения крестного хода

Согласно православной и восточнокатолической традиции, Пасхальный крестный ход, как и любой другой, совершаемый вокруг храма, шествует в направлении, противоположном движению солнца, то есть против часовой стрелки ─ «противосолонь». Православные же старообрядцы совершают свои крестные ходы, двигаясь в направлении солнца ─ «посолонь».

Весь участвующий в нём церковный клир идёт попарно в облачении, соответствующем данному случаю. При этом ими поётся молитвенный канон. Обязательным атрибутом крестного хода является крест, а также возжжённые кадильницы и светильники. Кроме того, во время шествия несут хоругви, древним прототипом которых являются военные знамёна, ставшие когда-то частью священных обрядов, поскольку в них принимали участие императоры. Также из глубины веков пришла традиция нести иконы и Евангелие.

Когда бывает начало крестного хода на Пасху?

Среди множества вопросов, интересующих всех, кто только начинает свой «путь к храму», в преддверии Светлого Христова Воскресения этот задаётся наиболее часто. «Во сколько крестный ход на Пасху?» ─ спрашивают в основном те, кто посещает церковь не регулярно, а лишь во дни главных православных праздников. Ответить на него, назвав точное время, нельзя, поскольку происходит это около полуночи, и некоторые отклонения как в одну, так и в другую сторону вполне допустимы.

Полунощница

Праздничная церковная служба, во время которой совершается крестный ход, начинается вечером в Страстную субботу в 20:00. Первая её часть называется Полунощницей. Она сопровождается печальными песнопениями, посвящёнными крестным страданиям и смерти Спасителя. Священник и дьякон совершают каждение (окуривают кадилом) вокруг Плащаницы ─ матерчатого плата с изображением, положенного во гроб, Христа. Затем с пением молитв, они уносят её в алтарь, и кладут на Престол, где Плащаница будет находиться 40 дней вплоть до праздника Вознесения Господня.

Главная часть праздника

Незадолго до полуночи наступает время Пасхальной заутрени. Все священники, стоя у Престола, совершают молебен, в конце которого слышен звон колоколов, возвещающих приближение светлого праздника Воскрешения Христова и начало крестного хода. По традиции, торжественная процессия трижды обходит храм, каждый раз при этом останавливаясь у его дверей. Независимо от того, сколько длится крестный ход, они остаются закрытыми, символизируя тем самым камень, преграждавший вход во Гроб Господень. Лишь на третий раз двери открываются (камень отброшен), и процессия устремляется внутрь храма, где совершается Светлая Заутреня.

Праздничное пение колоколов

Важной составляющей торжественного шествия вокруг храма является колокольный звон ─ во сколько крестный ход на Пасху выходит из дверей храма, во столько же начинают раздаваться его радостные звуки, именуемые «трезвоном». Сложность этого вида колокольного звона заключается в том, что он включает в себя три самостоятельные части, постоянно чередующиеся и разделённые лишь небольшой паузой. Испокон века считалось, что именно во время крестного хода звонарям выпадает наиболее благоприятный случай блеснуть своим мастерством.

Завершается праздничное Пасхальное богослужение обычно не позднее 4 часов утра, после чего православные разговляются, вкушая крашеные яйца, пасхи, куличи и прочую снедь. В продолжение всей Светлой седмицы, оглашаемой радостным звоном колоколов, было принято веселиться, ходить в гости и принимать у себя родных и близких. Одними из главных требований к каждому хозяину дома были щедрость и хлебосольство, столь распространённые на православной Руси.

Крестный ход в изображении Василия Перова

На фото: картина «Крестный ход на Пасхе»

В 1861 году известный русский художник Василий Перов написал картину «Сельский крестный ход на Пасхе». На холсте запечатлена типичная сцена главного православного праздника в деревне, знакомая большинству зрителей того времени. Группа крестьян, мужчин и женщин, в согласии с установленным порядком крестного хода движется по сельской улице с иконами, хоругвями и крестами. На некоторых лицах видны признаки религиозного воодушевления. Но сразу же бросается в глаза общая черта их состояния – участники крестного хода пьяны. Сильно нетрезв до степени невменяемости и священник, стоящий на крыльце дома с крестом в опущенной руке, и вся группа персонажей, окружающих его. Двое из них уже лежат, третьего с трудом удерживает от падения молодая крестьянка. В центре картины стоит крестьянка с иконой в руках и небрежно одетая (один чулок спущен). На ее лице смешанное выражение экстаза и пьяного оцепенения. Идущий рядом пожилой человек с иконой низко опустил голову, одурманенную хмелем. Слева видны темные фигуры участников процессии, один из которых читает какую-то книгу. Все они бедно одеты, и никто не выражает радости по поводу Пасхи. Заметно отчуждение этих людей друг от друга - они смотрят в разные стороны. Над избой стоит голое дерево без листьев, а небо затянуто тучами, сквозь которые еле виден солнечный свет, что усиливает общее настроение унылости, исходящее от крестного хода.

Художник выразил в своей картине резко отрицательное отношение к традиции крестного хода и, пожалуй, к религии вообще, подчеркивая низкий культурный уровень верующих. В середине и во второй половине 19 века творчество Василия Перова было популярно в России, и во многом благодаря атеистической и реалистической тенденциям в описании общественных нравов. Картина «Сельский крестный ход на Пасхе» хранится в Государственной Третьяковской галерее, напоминая нашим современникам о темных страницах истории страны. Об этом необходимо говорить в условиях искусственного возвращения в общественную жизнь церковных порядков и обычаев в последние годы, санкционированного чиновниками и принимающего явно нецивилизованные формы. Необдуманная идеализация религии в средствах массовой информации и образовании может привести нас в духовный тупик.

Трапеза в монастыре» Василия Перова - образ православного духовенства России


На фото: картина В.Перова «Трапеза в монастыре»

Картина Василия Перова «Трапеза в монастыре» продолжает линию реалистического изображения русского духовенства в творчестве художника, начатую картиной «Сельский крестный ход на пасхе». Сюжет этого монументального полотна представляет многофигурную композицию участников застолья в монастыре. Как и в предыдущей работе, духовные лица пируют с обильными алкогольными возлияниями. В этом состоянии они откровенно проявляют свое истинное отношение к людям. Монастырское начальство помыкает прислугой и лицами низкого звания, демонстрирует чванство и высокомерие. Никаких признаков «христианского смирения» у них нет и в помине. На переднем плане изображен толстый поп, он уже пьян. Напротив него другой заметно нетрезвый священник недоуменно рассматривает свою тарелку. Возле стола согнулась в низком поклоне фигура такого же пьяного монаха. В правой части картины изображена пара знатных гостей – важная дама и ее престарелый муж или покровитель, перед ними угодничает священник. Они не обращают внимания на бедную женщину с детьми, протягивающую руку за подаянием. На дальнем плане сосредоточена группа просителей и певчих. И совершенно неуместно в этой пьяной оргии выглядит изображение распятого Христа между столами.

В церковно-монастырской среде, очевидно, господствуют те же нравы, что и во всем российском обществе. Людей связывают феодальные отношения господства и подчинения. Значимость каждого человека определяется его положением в социальной иерархии. Эта мысль и составляет содержание картины Перова.

Близится Пасха, а с ней и священная спасительная ночь Светлого Воскресения Христова.

В эту ночь еще с древних апостольских времен христиане бодрствуют и участвуют в крестном ходе.

Что такое крестный ход?

Крестный ход — это торжественное шествие священнослужителей и верующих с иконами, хоругвями (церковными знаменами) и другими святынями. Такая служба освящает большие территории.

Крестные ходы совершаются несколько раз в году: на Пасху, Крещение, в праздник второго Спаса для водоосвящения, а также в честь святынь и великих церковных или государственных событий.

Бывают также и чрезвычайные крестные ходы, устанавливаемые церковью по особо важным случаям: при вражеских нашествиях, голоде, засухе или иных бедствиях.

По времени крестные ходы могут быть краткими (например, пасхальный) и долгими — до нескольких месяцев. Бывают они и на суше, и на море…

Когда к лику святых был причислен великий флотоводец адмирал Ушаков, в его честь был совершен морской крестный ход на Черном море с остановками в местах побед адмирала Ушакова.

А в XX веке появился еще один вид крестных ходов — воздушный: на самолете облетают город с иконами, хоругвями и с воздуха окропляют его святой водой.

Но крестный ход может пройти даже под водой! Так, несколько лет назад Архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий (до принятия монашества он был морской офицер) на борту подводной лодки в Северном Ледовитом океане совершил божественную литургию и крещение членов экипажа.

Свое же начало крестные ходы получили из Ветхого Завета. Тогда древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием.

А сейчас вместо труб звучат колокола: совершается церковный колокольный звон — благовест. Он освящает и пространство вокруг, и людей…

Пасхальный крестный ход

Незадолго до полуночи во всех храмах начинается служба. Все священнослужители в полном облачении становятся у Престола и вместе с молящимися зажигают свечи.

В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон.

И под этот непрекращающийся трезвон колоколов вокруг храма начинается крестный ход. Как говорят священнослужители, это шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Церковь, как духовная невеста, идет «веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху».

Впереди крестного хода несут фонарь, за ним — запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери.

В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева — икону Воскресения.

Завершает шествие предстоятель храма с трисвечником и крестом в левой руке.

Кстати, если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут обычные жители.

Обойдя храм, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня.

Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Колокола в эту минуту умолкают.

Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Эту песнь подхватывают и троекратно поют другие священники и хор.

Затем священник произносит стихи древнего пророчества святого Царя Давида, поют стихи о воскрешении Христа.

Открываются церковные двери, и крестный ход с этой радостной вестью шествует в храм, как когда-то и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.

Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос Воскресе!», и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину Воскресе!»

Не нужно будет даже узнавать, Крестный ход на Пасху 2018: во сколько, если вы отправитесь на вечернюю службу. Служба начинается вечером в субботу и продолжается до полуночи, а затем после нее. Что касается Крестного хода, который является частью праздничной службы, то он проходит за некоторое время до наступления полуночи.

Об особенностях шествия

Если дать краткое описание Крестного хода на Пасху или в другой христианский праздник, то можно сказать, что это торжественное шествие. Сначала идут священнослужители с иконами и другой атрибутикой, церковным знаменами. За ними идут верующие, которые пришли на службу. В ходе Крестного хода освящается большая территория церкви.

Шествие проходит несколько раз в течение церковного года. Кроме Пасхи это также происходит на Крещение, на второй Спас для водоосвящения. Также церковные ходы часто организовываются в честь какие-то великих церковных или государственных событий. Иногда Крестный ход проводится церковью по чрезвычайным случаям, к примеру, при природных катаклизмах, бедствиях или войне.

Что еще важно знать