Какие бывают малые социальные группы. Малые социальные группы и их социальное значение

Малыми социальными группами называются сравнительно небольшие по количественному составу объединения людей, существующие в обществе. Малая социальная группа включает в себя от 2-3 до 20-30 человек, объединенных друг с другом какой-либо общей целью, совместной деятельностью, направленной на достижение этой цели, имеющих друг с другом определенные личные и деловые взаимоотношения. Все без исключения люди являются членами каких-либо малых социальных групп, причем не одной, а сразу нескольких. Примерами малых социальных групп являются семья, учебные группы, спортивные и воинские команды, небольшие трудовые коллективы, группы друзей, приятелей и т. д. Большую часть жизни человек проводит в составе различных малых социальных групп, и на это приходится примерно 80-90% времени его бодрствования. Почти все воздействия общества на личность и личности на общество осуществляются через малые социальные группы. Среди множества малых социальных групп, из которых состоит общество, выделяются следующие основные разновидности групп: референтные и индифферентные, формальные (официальные) и неформальные (неофициаль­ные), случайные (непостоянные или нестабильные по составу) и стационарные (постоянные, более или менее стабильные по составу), естественные и искусственные, группы низкого и высокого уровня развития. Рассмотрим в отдельности каждую из названных разновидностей малых социальных групп.

Референтными называют такие малые социальные группы, члены которых выступают для данного человека образцом для подражания, а также такие группы, личным участием в жизни которых человек особенно дорожит. Референтность группы психологически означает ее особую значимость и наиболее сильное психологическое влияние на человека. Люди осваивают психологию референтных для них малых социальных групп и становятся похожими на участников таких групп.

Однако есть малые социальные группы, которые никакого или почти никакого влияния на конкретного человека не оказывают. Такие группы в отличие от референтных, значимых малых групп называют индифферентными, безразличными группами. Индифферентными для человека, прежде всего, являются чужие для него малые социальные группы, участники которых имеют взгляды и убеждения, отличные от собственных взглядов и убеждений данного человека. Как правило, это такие группы, к которым человек не принадлежит и стать членом которых не стремится, хотя имеет для этого возможности.

Формальными или официальными называют малые социальные группы, которые возникают и существуют в обществе как официально зарегистрированные, признанные, являясь, например, структурными подразделениями тех или иных организаций. Таких групп в обществе много; к ним, например, относятся: семья, учебные группы, трудовые коллективы. Статус (положение в обществе), функции и состав таких групп обычно определяются какими-либо правовыми, нормативными актами. В отличие от формальных групп неформальными или неофициальными называют малые социальные группы, которые, хотя и существуют, не имеют официального статуса в обществе. К ним, например, относятся случайно образовавшиеся в том или ином месте небольшие группы людей, группы друзей и приятелей, вообще - любые группы, состоящие из людей, которые между собой договорились о чем-либо, что представляет лично для них интерес.

Случайными или временными называют такие малые социальные группы, которые создаются на короткое время, ради решения какой-либо частной задачи, а затем распадаются. Такой группой является, например, небольшая очередь, группа людей в автобусе, группа людей, случайно собравшихся вместе только для того, чтобы понаблюдать какое-либо интересное для них зрелище, и т.п.

Стационарная, или постоянная, - это такая малая социальная группа, которая создана и существует давно, на более или менее постоянной основе, и которая не распадается даже после того, как поставленная перед ней задача решена (предполагается, что есть определенная совокупность задач, которые в течение длительного времени решает группа, причем задачи могут меняться, а группа как таковая остается).

Естественными называют малые социальные группы, которые возникают и существуют в обществе как его элемент и необходимы для того, чтобы решать в данном обществе определенные задачи. Такие группы не придумываются вместе с их функциями, а появляются сами по себе, по мере развития общества. Такой группой, например, является семья.

Искусственная - это группа, которая образована специально, ради решения какой-либо частной задачи, и после решения этой задачи такая группа, как правило, перестает существовать. Это означает, что никакой другой роли данная группа в обществе не играет. Искусственными, например, являются лабораторные группы, которые иногда создаются для проведения разовых научных исследований. Искусственными также являются группы людей, которые подбираются на случайной основе и изучаются для того, чтобы полученные при их изучении результаты можно было распространить на другие группы людей.

Группами низкого уровня развития обычно называют такие малые социальные группы, внутри которых нет стабильных и благоприятных отношений между их членами, нет организованности и порядка, группы, где низка эффективность совместной групповой деятельности, где каждый член группы как бы сам по себе и отсутствует внутригрупповое единство.

Группами высокого уровня развития называют малые социальные группы, которые, напротив, отличаются высокой организованностью и эффективностью, где хорошо налажены как личные, так и деловые отношения, то есть такие группы, которые существуют и действуют как единый, хорошо отлаженный механизм.

Наиболее высоко развитые малые социальные группы принято называть коллективами. Малая группа, ставшая коллективом, отличается следующими особенностями: ответственностью, коллективизмом, сплоченностью, организованностью, открытостью, информированностью. Ответственность означает серьезное отношение всех членов группы к своей работе и к поставленным перед группой задачам. Коллективизм - это стремление все вопросы решать сообща, коллективно, всей группой. Сплоченность - это психологическое и поведенческое единство группы, то есть единство мнений, суждений, оценок, отношений и поступков членов группы в наиболее важных для нее жизненных ситуациях. Под организованностью малой социальной группы понимают стремление и умение членов группы действовать сообща, четко распределять между собой обязанности и умело взаимодействовать друг с другом. Открытость - это доверие членов группы друг другу и их готовность к сотрудничеству с другими социальными группами. Наконец, информированность - это наличие у всех участников группы достаточно полных сведений о том, что происходит в группе и за ее пределами и касается членов данной группы.

Малые социальные группы привлекли внимание социологов в 20-е г.г. XX века благодаря, главным образом, развитию прикладных исследований, что не исключало теоретического уровня их изучения. Большую популярность тема малых социальных групп получила во второй половине XX века. Это объясняется особой актуальностью темы.

Во-первых, индивид является членом общества не сам по себе, вне связи с другими индивидами, а только как член одной или нескольких малых социальных групп (семья, студенческая группа, трудовой коллектив, общественная организация, спортивная команда и т.д.). Люди всегда объединялись в коллективы. К этому их побуждала та или иная необходимость. Для социологии наибольший интерес представляют коллективы, члены которых формально свободны относительно пребывания в данной общности. Необходимость образования малых групп остаётся, но принимает иной вид. Чаще всего людей гонит в коллективы необходимость добывания средств к существованию. За этим увлекательным занятием проходит лучшая часть жизни. Казалось бы, когда отпадёт материальная нужда, люди покинут коллективы. Однако не хочется работнику менять место работы, где он всех знает и все знают его на другую работу с более высокой зарплатой, не хочется ветерану уходить на заслуженный отдых, так как нет отдыха вне работы. В коллективе человек не просто работает, в нём он живёт. Личная позиция человека по многим вопросам формируется в малой группе, так как в ней происходит его социализация. Поэтому вполне логична связь “индивид - малая социальная группа - большая социальная группа - общество”.

Во-вторых, малые социальные группы образуются не только стихийно, но и сознательно организуются. Проектированию подлежат не только строения, машины, дороги, каналы и т.д., проектируются и человеческие коллективы. При проектировании учитываются личные качества индивидов. В количественном плане проектирование представляется не менее сложным делом, чем в плане качественном. Сколько человек должно быть в данной малой группе? - вот главный вопрос целенаправленного создания группы. Теоретически не найти на него ответ, ответ может быть обоснован только эмпирически. Дело в том, что малая численность группы (диада, триада) не позволяет членам группы создать эффект коллективности. Суждение о том, что оптимальная численность группы составляет 5-7 человек, необоснованно, так как не связывается с конкретными обстоятельствами её существования. Одно дело компания друзей и совсем иное бригада строителей или воинский коллектив, для которых данная численность может оказаться недостаточной. С другой стороны, чрезмерная численность группы приводит к снижению коллективного эффекта деятельности, а сама группа разбивается на подгруппы. Разделение на подгруппы, если оно не выражает дробления функций, очень важный рубеж в жизни группы. Это сигнал о скором развале группы. Всё живое размножается делением. А перед исследователем стоят все те же вопросы: сколько учеников должно быть в классе, солдат - в отделении, крестьян - в артели и т.д.

Исследование малых групп необходимо предполагает их соотнесение с большими социальными группами. По содержанию деятельности малые группы похожи на большие, что создаёт впечатление идентичности их структур, например, первичная партийная организация и партия в целом, религиозная община и конфессия, культурное общество и нация, молодёжная группа и поколение и т.д. Но структуры малых и больших групп неидентичны, поскольку различны способы их существования. Как село не является маленьким городом даже при наличии одинаковых бытовых и культурных условий, так и малая группа не является уменьшенной копией большой группы. Вряд ли, прав американский социолог Т.Миллз, называя малые группы “микрокосмом больших обществ”. Большие социальные группы и общество было бы очень просто познавать, если бы их структуры и свойства были бы идентичны структурам и свойствам малых социальных групп. Точно так же нельзя распространять на всё общество свойства территориальных общин, которые также являются малыми социальными группами. Понимание большого общества, как совокупности территориальных общин, чревато тяжёлыми ошибками во внутренней политике государства. Целое - нечто иное, чем сумма его частей.

Существуют и др. различия, однако и приведенные достаточно ясно показывают оба типа групп как разные фрагменты социальной реальности. Малые социальные группы - это сообщества людей, все члены которых систематически непосредственно общаются между собой.

Виды малых социальных групп:

1) Первичная малая социальная группа - такая группа, члены которой связаны не только общими интересами, но и духовным единством. Для неё характерны любовь, дружба или, по меньшей мере, уважение. Члены группы ориентируются на постоянство отношений, пытаются добиться более высокого качества жизни. Так, например, на простой вопрос: “Почему Вы создаёте семью?” обычно дают глупый ответ о необходимости продолжения рода. Некоторые индивиды наловчились продолжать род и вне семьи; семья же создаётся ради более высокого качества жизни. Жизни одинокой многие лица предпочитают жизнь вдвоем, втроем и т.д. По этой же причине заводят в доме животных. Более высокое качество жизни побуждает людей завязывать родственные и дружеские связи вне семьи. Каждый член группы видит в другом человеке личность, индивидуальность и относится к нему как к самому себе. Первичная группа не делится на подгруппы, в ней отсутствует принуждение к вступлению в группу.

Именно в таких группах человек может испытывать наибольшую удовлетворённость жизнью, поскольку в них начисто отсутствует отчуждение между членами группы. Таковы семья, круг близких родственников вне семьи, компания друзей, религиозная секта, клуб поклонников какого-либо кумира и др. Девизом первичной малой социальной группы могли бы стать слова из песни: “Команда молодости нашей, команда, без которой мне не жить!”.

2) Вторичная малая социальная группа - такая группа, члены которой связаны общими интересами и ориентированы на достижение частных и временных целей. Духовное единство обычно отсутствует. Один человек видит в другом не цель, а средство или попутчика. Имеет место некоторое отчуждение или определённое дистанцирование членов группы друг от друга. Этот факт не обязательно оценивается отрицательно, так как все люди в той или иной мере прагматики и порой предпочитают сотне друзей сотню рублей.

Во вторичной группе проявляется тенденция к реализации статусов и ролей. Вторичные группы часто делятся на подгруппы. Девизом вторичной группы могли бы стать слова одного из британских лордов: “У Британии нет постоянных друзей и врагов, у неё есть постоянные интересы”. Если вообразить “Британией” отдельного человека, всё остальное будет верно характеризовать члена вторичной группы. Положа руку на сердце, проанализируйте Ваше отношение к членам своей группы и убедитесь в верности девиза.

3) Референтная группа. Если деление на первичные и вторичные малые социальные группы производится по характеру взаимоотношений между членами группы, то деление на референтные и нереферентные производится по ценностной ориентации индивида.

Референтная группа - это группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы и ценности которой он ориентируется в самооценке и поведении.

Референтной может быть как первичная, так и вторичная группа. Например, жена довольна другими членами семьи и считает её, по меньшей мере, “нормальной”. Её “коллега” из другой семьи сетует на недостатки мужа или сына (студента) и мысленно равняется на образцовую семью: “Живут же люди...”.

Вторичная группа (студенческая) является референтной, когда студент доволен ею: староста не отмечает пропуски его занятий, сосед не даёт скучать на лекции, украшая парту живописью и поэзией, он вместе с другими студентами посещает дискотеку, делится шпаргалками на экзамене, вместе с товарищами выступает против “враждебного класса” преподавателей и т.д. Чего еще желать от такой группы? Она само совершенство. Иное дело, когда у группы отсутствуют указанные “достоинства”. В этом случае группа “плохая” и “недружная”.

Референтные группы часто находятся за пределами той группы, к которой принадлежит индивид. Хороша или плоха группа, а молодому человеку нравится поп-ансамбль.

Факторы сплочения индивидов в малые социальные группы.

Фактор есть то или иное обстоятельство жизни или личное свойство человека, которое непосредственно предопределило членство индивида в данной группе. Факторы бывают сходными или различными для членов группы.

1) Интерес, то есть, направленность активности личности на удовлетворение своих потребностей или желаний. Это наиболее типичный фактор, на его основе формируются цели членов группы, которые часто совпадают. Например, Ваше пребывание в студенческой группе есть выражение сходства Вашего интереса с интересами других студентов.

2) Сходные или близкие статусы и роли. Люди “своего круга” обычно оценивают других людей как равных себе и на этой основе завязывают систематические отношения. Это, например, жильцы многоквартирного дома, дачники, “элиты” местного пошиба и др.

3) Сходные или близкие условия деятельности. Члены разных “кругов” могут составлять малую группу в силу обстоятельств, в которых они очутились. Так, например, и рядовой, и генерал вместе создают партизанский отряд, иностранные учёные и папуасы вместе изучают Новую Гвинею, священник и вор сидят в одной тюремной камере и т.д.

4) Психологическая совместимость. Даже при стихийном образовании малой группы люди часто сближаются по сходству темпераментов, по идеалам, по ценностям, по призванию или склонностям. Этот фактор учитывается при целенаправленном создании коллективов: экипаж подводной лодки или космического корабля, спортивная команда и др. Выражение бывших фронтовиков “С тобой я бы пошёл в разведку” означает психологическую совместимость, если понимать её не слишком строго с точки зрения психологической науки.

5) Чужая воля. Этот фактор обычно редко упоминается в работах социологов, чем создаётся впечатление, будто, сплочение людей в группы происходит добровольно. Но не по своей воле отбывает срок преступник в колонии, солдат служит не там и не с теми людьми, где и с кем ему хотелось бы служить. Излишне говорить о вторичности такой малой группы. Однако объективно это тоже малая группа и ей присущи некоторые из общих свойств малых групп.

Свойства малых социальных групп.

1) Лидерство. Малая группа не может существовать без лидера. Лидерство основывается на превосходстве одного из членов группы по ценимым в группе качествам (силе, уме, ловкости и др.). Лидер более или менее тактично подавляет членов группы и подчиняет своей воле.

2) В малой группе существуют обязательства каждого члена выполнять общие требования и оберегать общие ценности, даже если они противоречат нравственности и праву. Наиболее значимыми являются такие ценности, как солидарность и взаимопомощь. Например, в преступных группах существует своего рода “профсоюз”, оказывающий материальную помощь членам семей осуждённых сообщников.

3) Чем многочисленнее малая группа, тем более она “рыхлая” и непрочная. И, напротив, чем малочисленнее группа, тем интенсивнее в ней взаимодействия между членами группы. Отсеиваются случайные люди, остаются самые-самые...

4) “Мы” преобладает над “Я”. Эгоизм переходит с индивидуального уровня на уровень группы. Я член этой группы и потому, что бы ни сделала эта группа, она всегда права. Преобладание “Мы” над “Я” имеет и позитивное значение: в коллективе каждый отдельно взятый человек становится сильнее в сравнении с его индивидуальным существованием.

5) Идентификация индивида с группой объективно необходима. Это “моя” группа, а другая группа “чужая”. Идентификация происходит по принципу “свой-чужой”. В природе человека заложено стремление к такой идентификации. Данным свойством пользуются в тех случаях, когда надо создать образ врага. Раз некто не “наш”, он “чужой”, следовательно, враг. Кто не с нами, тот против нас.

Но не только индивид идентифицирует себя с группой, группа также может принять его в свой состав или не принять. Критическими для новичка являются первые дни или даже часы пребывания в новом коллективе: его пробуют, испытывают и решают, “свой” он или же “белая ворона”, “паршивая овца” и т.п.

Малая группа - это группа людей, объединенных совместной деятельностью, общими интересами и целями, находящимися в непосредственных взаимоотношениях друг с другом. Наличие непосредственных контактов между всеми членами является группообразующим признаком, поэтому малую группу называют также контактной.

Известный американский социолог и социальный психолог Чарльз Кули (1864-1929) ввел термин «первичная группа» для обозначения групп, в которых преобладают личные связи между людьми, в отличие от безличных связей, характерных для вторичных групп.

Отличительными признаками малой социальной группы явля­ются:

Небольшое число членов;

Непосредственность общения между ее членами;

Общие интересы, цели и совместная деятельность;

Определенная локализация в пространстве и устойчивость во времени;

Разделение труда, координация и дополнительность деятель­ности;

Внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;

Общие нормы, установки, ценностные ориентации и способы поведения;

Определенная структура организации и управления;

Групповая идентичность с точки зрения посторонних.

В зависимости от целей и способов объединения малые соци­альные группы делятся на временные и постоянные, естественные (семья, соседи) и искусственные (рабочая бригада, экипаж), первичные и вторичные, свободные (членство в которых основано на добровольном выборе) и обязательные (основанные на принудительном членстве, например, группа заключенных), открытые и закрытые (например, религиозная секта), формальные, неформальные и референтные.

Формальная группа ~ группа, образованная по заранее заданным параметрам (экипаж самолета, производственная бригада, студенческая группа и т. д.). В такой группе предполагается наличие официальных должностей, конкретных функций и ролей. Формальные отношения между людьми обусловлены должностным положением, а не личными качествами входящих в нее членов. Главным интегрирующим (объединяющим) фактором формальной группы является совместная деятельность для достижения определенной цели (целей), например производство строительных материалов, ремонт машин, передача информации и т. д.

Неформальная группа - группа, которая формируется спонтанно в ходе общения людей (компания друзей, дворовая спортивная команда, любители животных и т. д.). В такой группе отсутствуют фиксированные цели и должности, нет ясно регулируемых правил членства, структура отношений определяется не предписанными функциями и ролями, а личными качествами членов группы. Главным интегрирующим фактором неформальной группы является совместный интерес, например игра в футбол, коллекционирование марок и т. д.

В реальной жизни возможны случаи превращения формальной группы в неформальную и наоборот. Например, бывшие члены расформированной бригады продолжают дружить; группа приятелей создает свою фирму. Возможны также варианты, когда группа одновременно является и формальной, и неформальной, например экипаж самолета во время работы является формальной группой, а вне работы - группой приятелей.

В любой формальной группе (организации), как правило, воз­никают неформальные отношения. Они складываются в результате неформального общения членов группы на основе взаимных интересов, склонностей и симпатий. Следовательно, индивид в организации одновременно является субъектом формальных и неформальных отношений.

Референтная группа - реальная или воображаемая группа, которую индивид считает эталоном (образцом) для подражания.

Это группа, на которую ориентируется индивид в своих действиях; которая служит мерой для сравнения и оценки личного поведения; группа, в которую индивид стремится вступить.

Референтные группы оказывают существенное влияние на вос­питание и социализацию личности. Среди подростков (и не только) немало поклонников (фанатов) тех или иных спортивных команд, рок- и поп-групп и др. Поклонники охотно подражают своим кумирам, перенимают свойственные им социальные нормы, ценностные ориентации и образцы поведения. Для отдельных индивидов референтной может также быть группа с негативными характеристиками, например экстремистская, криминальная, националистическая и др.

Малая группа, в соответствии со своим названием, предполагает ограниченное число входящих в нее индивидов. Но в этом вопросе среди исследователей проблемы нет единодушия. Одни считают, что число членов в малой группе варьируется от двух до 15 человек, другие полагают, что число членов не должно превышать 10 человек, третьи «расширяют» состав группы до 20 и более членов.

В социометрии имеется так называемое магическое число - 7+2.

Это число было открыто при исследованиях объема оперативной памяти и означает количество предметов, одновременно удер­живаемых в памяти. Суть проблемы заключается в том, что коммуникационные возможности человека имеют свои пределы. Находясь в группе, индивид в ограниченный период времени должен иметь возможность высказать свое мнение по возникающим проблемам и услышать (воспринять, усвоить) мнение других членов. Если же группа слишком велика, то индивид лишается таких возможностей. «Не услышанный», «непонятый» и «не поняв других», он будет искать другую, более подходящую ему группу. Кроме того, чем многочисленнее группа, тем больше разных (порой несовместимых) интересов может возникнуть в ее среде. И тогда группа либо расколется на относительно самостоятельные подгруппы, либо распадется на отдельные самодостаточные группы.

Магическое число используется и при формировании системы управления в формальных группах. Например, если трудовой коллектив организации (подразделения) состоит из 20 и более человек, то для эффективного управления внутренняя структура этого коллектива должна быть организована так, чтобы на одного непосредственного руководителя приходилось не более семи-восьми подчиненных.

Неформальные групповые нормы. Функционирование и развитие неформальной группы невозможно без единых норм и правил внутригруппового общения. Групповые нормы складываются спонтанно в процессе внутригруппового взаимодействия и представляют собой систему социальной регуляции поведения индивидов в группе. Они формируются естественным образом на базе общности взглядов, интересов, целей, ценностей всех членов группы и той социальной среды, в которой происходит образование группы. Сам процесс формирования ценностно-нормативной системы в группе является достаточно сложным и противоречивым. При этом происходит своего рода «естественный отбор» людей, разделяющих групповые нормы, и «отсев» тех, кто эти нормы не признает. Сформировавшаяся группа, как правило, имеет достаточно четкую систему своих групповых норм, соблюдение которых является обязательным для всех членов группы.

Чем более сплоченной является группа, тем строже она контро­лирует исполнение групповых норм и требований, и тем более острым может быть конфликт в случае нарушения этих норм. Но не бывает правил без исключений. Как и в обществе, в группе люди занимают разные статусно-ролевые, структурно­-функциональные и иные позиции. Поэтому одни члены группы имеют больше возможностей уходить от ответственности за нарушение норм, другие же могут стать «козлом отпущения» и отвечать как за свои, так и за чужие «грехи». Вместе с тем чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он считается с ее нормами и требованиями.

Групповые нормы выполняют следующие жизненно важные для группы функции:

Обеспечивают единообразие поведения и способствуют коор­динации деятельности;

Направляют, регулируют, контролируют и оценивают поведе­ние членов группы;

Обеспечивают интеграцию, упорядоченность и стабильность в группе;

Обеспечивают предсказуемость поведения членов группы;

Создают индивидуальное лицо каждой группы. Групповые нормы - не единственный регулятор внутригруппо­вого общения. В процессе функционирования группа вырабатывает также свои традиции, свою систему и иерархию ценностей, свой язык внутригруппового общения. Все это представляет собой определенную субкультуру, характерную только для той или иной конкретной группы.

Лидер в неформальной группе также не назначается и не выби­рается. Он выделяется и выдвигается благодаря своим личностным качествам. Но при этом его роль очень велика. Лидер является главным выразителем групповых интересов, групповой воли, основным хранителем групповых норм, арбитром в конфликтах.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое социальная общность?

2. Назовите основные виды социальных общностей.

3. Что такое этническая общность?

4. Что такое малая социальная группа, каковы ее отличительные признаки?

5. Назовите основные виды малых социальных групп.

6. Как возникают неформальные групповые нормы? Какова их роль в функционировании группы?

В социальной психологии - основной предмет изучения. Учеными был собран богатый теоретический и экспериментальный материал, который позволил сделать научные обобщения и создать методическую базу дисциплины. Рассмотрим основные положения.

Малая представляет собой объединение личностей, которые имеют непосредственный личный контакт и связаны какой-то деятельностью, родственной или эмоциональной близостью. Ее члены осознают принадлежность к ней и признаны другими.

В такую общность обычно входит небольшое количество индивидов, а состав определяется социальными признаками (возраст, пол, образование, национальность и проч.) и численностью.

Малая социальная группа имеет разную структуру, которая может определяться:

  • во-первых, обязанностями ее членов в совместной деятельности;
  • во-вторых, ролями (ожидаемыми действиями) человека, за которым закреплены конкретные обязанности;
  • в-третьих, нормами (предписаниями, требованиями, пожеланиями социально-одобряемого поведения).

Малая социальная группа может классифицироваться по нескольким параметрам.

Во-первых, по способу формирования выделяются:

  • формальные, которые возникают для исполнения конкретных функций в какой-либо организации, а в группе имеется от трех до пятнадцати человек;
  • неформальные, формирующиеся на основе взаимных симпатий и интересов, в которых может быть от трех до десяти человек.

Во-вторых, по степени формирования межличностных отношений выделяются:

  • дифференциальная малая социальная группа, в которую вступают по собственному желанию;
  • коллектив, формирующийся по необходимости.

В-третьих, следующие группы классифицируются по значимости каждого индивида в них:

  • должны присутствовать обязательно все члены (это, как правило, формальные объединения);
  • референтная малая социальная группа - это условная или реальная общность, с которой каждый индивид будет соотносить себя как с образцом, а на оценки, ценности, мнения и нормы которой будет ориентироваться в поведении.

Такие социальные общности имеют определенные функции:

  • Нормативная и сравнительная. Она подразумевает то, что в ней формируется эталон и нормы поведения, также оценки окружающих и конкретного индивида.
  • Инструментальная связана с тем, что необходима организация совместной деятельности.
  • Поддерживающая и экспрессивная функция связана с обеспечением эмоциональных потребностей каждого индивида.

Внутри малых социальных групп происходят разнообразные процессы, вследствие которых группа меняет свою форму и развивается.

Основным из них является Под ней подразумеваются процессы разобщения или сплочения группы, появление формального и неформального лидерства, формирование норм и правил, развитие неформального объединения внутри формального, а также антипатий и симпатий.

Помимо этого, не менее важным является процесс становления норм существующей группы, то есть складывающихся правил поведения каждого индивида в отдельности. Такие стандарты способствуют эффективному групповому взаимодействию, а малая социальная группа будет более сплоченной. Благодаря имеющимся правилам будет усиливаться давление на каждого индивида. Поэтому группа с их помощью может заставлять каждого следовать нормам, поддерживая интеграцию членов в группе.

Третьим процессом является то, что в малой возникает определенная иерархия. Выделяется лидер, который может быть как формальным, который был назначен официально, так и неформальным, которого выбрала сама группа. Остальные же члены общности должны четко знать свои функции и обязанности.

Разными школами и исследователями выделяется множество частных классификаций групп, в основном дихотомического толка. Так, выделяют группы лабораторные и естественные, формальные официальные и неформальные неофициальные (по способу возникновения), организованные и неорганизованные (по степени регламентации отношений и жизнедеятельности), референтные группы и группы членства (с точки зрения их ценностной значимости для участника), первичные и вторичные (с точки зрения непосредственности - опосредованности контактов), большие и малые.

На последней дихотомии остановимся особо.

На первый взгляд, за этой незамысловатой типологией стоит число участников группы. Небольшое число участников - малая группа, много участников - большая группа. Однако в отечественной традиции разделение этих двух типов групп имеет более весомые основания. Большая и малая социальные группы не просто различаются по количеству членов, - это принципиально разные типы групп.

К малым относят разнообразные социальные объединения людей с небольшим и конечным числом участников, которые в той или иной форме включены в существующую систему общественного производства и контроля (к формальному определению малой группы мы обратимся чуть ниже).

Малые группы - это рабочие коллективы, научные лаборатории, учебные объединения, спортивные команды и т.д. Малые группы существуют реально: они доступны непосредственному восприятию, обозримы по своему размеру и времени существования. Их изучение может проводиться через специфические приемы работы со всеми членами группы (наблюдение за взаимодействием в группе, опросы, тесты на особенности групповой динамики, эксперимент). И что очень важно: можно вычленить конкретную цель существования таких групп (шаблон деятельности), так как они организованы по поводу какой-то деятельности, материальной или духовной.

К большим группам относят значительные по числу участников и изменяющиеся человеческие сообщества, члены которых не находятся в прямом контакте и вообще могут не знать о существовании друг друга. Членов большой группы объединяют те или иные признаки непсихологического свойства: проживание на одной территории, принадлежность к определенному социальному слою (экономическое положение), нахождение в определенном месте в определенный час и другое. Большие группы в свою очередь разделяются на два подтипа.

К первому относятся этносы, классы, профессиональные группы. Их отличает длительность существования, закономерность возникновения и развития с точки зрения социальной истории.

Ко второму относятся публика, толпа, аудитория - общности, возникшие случайно и существующие кратковременно. Однако в них люди некоторое время включены в общее эмоциональное пространство. Этнос трудно представить в виде большой группы людей, расположившихся на какой-то гигантской площадке, так же как всех цирковых артистов или весь средний класс пусть даже только определенного государства.

Есть, конечно, любопытные примеры. Скажем, на Кубе в период расцвета правления Фиделя Кастро один раз в год проводился невероятных размеров митинг, на который стекалось все взрослое население острова (это сотни тысяч человек!). Трудно сказать, что в этот момент представляла собой эта совокупность людей - толпу или большую группу под названием "народ Республики Куба".

Принципиальное различие больших групп первого и второго подтипа - в механизмах, регулирующих внутригрупповые процессы.

Так называемые организованные большие группы управляются специфическими социальными механизмами: традициями, обычаями, нравами. Можно вычленить и описать типичный для представителя таких групп образ жизни, особенности характера, самосознания.

Неорганизованные большие группы управляются социально-психологическими механизмами эмоциональной природы: подражанием, внушением, заражением. Для них характерна общность чувств и настроений в определенный момент времени, которая, однако, не свидетельствует о более глубокой психологической общности участников такого рода социальных образований.

Почти 100 лет малая группа остается предметом живого интереса различных социально-психологических школ и направлений, огромного числа теоретиков, исследователей и практиков в Америке, Евразии, Австралии. Множество подходов, определений, постановок проблемы, еще больше - критики в адрес оппонентов. Трудно представить себе определение, которое устроило бы всех без исключения и при этом имело хоть какое-то конкретное содержание.

Мы обратимся к подходу, предложенному московской социально-психологической школой. Вслед за Г.М. Андреевой определим малую группу как немногочисленную по составу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений.

Итак, в соответствии с этим определением два признака создают основу для возникновения малой группы как психологического феномена: совместная деятельность в ее психологическом аспекте (ценности, цели, задачи и способы взаимодействия) и непосредственный контакт, то есть возможность организации межличностного общения. На этой основе возникает и развивается собственно малая группа как социально-психологическое явление.

Исследователи изучают ее разнообразные свойства и признаки. Так, А.И. Донцов, развивая данное определение, выделяет восемь признаков, характеризующих поведение людей в малой группе.

  • 1. Регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, без посредников.
  • 2. Обладают общей целью, реализация которой позволяет удовлетворить их значимые потребности и интересы.
  • 3. Участвуют в общей системе распределения функций и ролей во внутригрупповом взаимодействии.
  • 4. Разделяют общие нормы и правила взаимодействия внутри группы и в межгрупповых ситуациях.
  • 5. Удовлетворены членством в группе и поэтому испытывают чувства солидарности друг с другом и благодарности группе.
  • 6. Обладают ясным и дифференцированным представлением друг о друге.
  • 7. Связаны стабильными эмоциональными отношениями.
  • 8. Представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.

Таким образом, малая социальная группа - целостный самостоятельный субъект функционирования и развития, обладающий следующими свойствами.

  • · Состоит из ограниченного, небольшого числа людей.
  • · Возникает в условиях объединения участников общей целью и межличностным общением.
  • · Наделяет входящих в него людей некоторым когнитивным и эмоциональным содержанием.
  • · Определяет особенности их поведения во внутри- и межгрупповых ситуациях.

"Немногочисленная по составу", "небольшое число людей"... Сколько же человек составляют малую группу? Можно ли назвать конкретное число или хотя бы формулу для его определения?

Интерес к этим вопросам возник чуть позже, чем начались интенсивные исследования в области малых групп. В результате можно констатировать следующее: большая часть исследований малых групп проведена в диадах, то есть парах, однако при этом есть все основания считать, что "настоящая малая группа" начинается с триады.

Диада представляет собой весьма специфическую малую группу, многие структуры и процессы разворачиваются и протекают в ней не в полном объеме, приобретают "усеченную" форму. Получается, что "де юре" малая группа начинается с трех человек, а "де факто" - с двух. Попытки установить для малой группы однозначный "верхний предел" также можно считать неудовлетворительными. Понятно, что он находится не выше уровня двух-трех десятков, но где конкретно? Для учебной группы - один предел, для тренинговой - другой, для спортивной команды - третий...

Наиболее удачным можно признать функциональный подход к определению верхней границы малой группы. Его суть в следующем: в группе может быть столько человек, сколько можно эффективно объединить для достижения данной конкретной цели. Психологическое содержание совместной деятельности задает возможное число участников данной группы.