Какие инструменты нужны для реставрации старой мебели. Реставрация мебели в домашних условиях: обновление, обивка, декор, малярные работы. Окрашивание мебельных поверхностей

29.10.2019 Отопление

Старая мебель со временем утрачивает свою привлекательность и работоспособность, в результате чего просто выбрасывается. Но не спешите отправлять ее на свалку. Дать изношенным шкафчикам, стульям и тумбам «вторую жизнь» можно даже не будучи специалистом. Для этого нужно лишь иметь желание заниматься реставрацией и соблюдать определенную технологию. Таким образом получится не только сэкономить семейный бюджет, но и украсить интерьер помещения.

Удаление старого покрытия – как обеспечить пригодную к реставрации поверхность

Обновление мебели начинается с удаления старого лака. Красить или наносить лак поверх ЛКМ даже не пытайтесь – только зря потратите время, силы и материалы. Но, прежде чем приступить к очистке поверхности, вначале демонтируйте всю имеющуюся фурнитуру – ручки, замочки, ножки и пр.

Что касается старого лакокрасочного покрытия, удалить его можно несколькими способами:

  • механическим;
  • химическим;
  • термическим.

Для удаления лака механическим способом понадобится наждачная бумага со средним абразивом. Слишком грубую использовать не стоит, так как она оставит на поверхности изделия глубокие царапины. Недостаток этого метода заключается в том, что он требует много времени и сил. Поэтому наждачку имеет смысл применять лишь для дочистки поверхности или обработки труднодоступных участков.

Ускорить работу можно при помощи шлифмашинки с абразивной насадкой. Но ею удобно обрабатывать большие и ровные участки. Если необходимо реставрировать стул, работать шлифмашинкой не очень удобно. В таком случае лучше воспользоваться химической смывкой. Это специальное пастообразное средство, которое предназначено для удаления любых лакокрасочных покрытий.


Смывку следует наносить при помощи кисти, желательно с мягким ворсом. После ее нанесения необходимо накрыть обработанную поверхность полиэтиленовой пленкой и подождать, пока состав размягчит покрытие. Время, которое требуется для реакции пасты с лаком, зависит от производителя и толщины лакокрасочного слоя. Подробнее об этом сообщается в инструкции на упаковке. После размягчения покрытия нужно удалить пасту вместе со старым лаком, используя шпатель или скребок.


Работать с пастой необходимо осторожно, так как она содержит в составе кислоту и очень токсична. Наносить ее следует в проветриваемом помещении, предварительно надев перчатки.

Если с первого раза не удалось полностью очистить поверхность, нанесите пасту повторно. По завершении этой процедуры слегка «пройдитесь» по поверхности изделия наждачкой со средним абразивом, чтобы избавиться от остатков химии.


Существует еще один способ удаления старой краски или лака – при помощи строительного фена. Это устройство позволяет разогревать покрытие, в результате чего оно размягчается и легко удаляется шпателем. Главное – не перегреть поверхность, чтобы она не воспламенилась. Учтите, что этот способ тоже достаточно токсичный – при разогреве краска выделяет ядовитые вещества, поэтому работать необходимо в проветриваемом помещении. После очистки поверхности воспользуйтесь наждачкой, чтобы избавиться от остатков лака в порах дерева.

Реставрация поверхности – шпаклюем, клеим и шлифуем

Чтобы действительно обновить старую полированную мебель, а не просто перекрасить, необходимо избавиться от всех ее дефектов, таких как сколы, трещины и щели . Для этого понадобятся следующие материалы:

  • Шпаклевка (стартовая и финишная).
  • Столярный клей (можно использовать эпоксидный, который обеспечивает более надежное соединение).
  • Обезжириватель.

Начните работу с подклейки деталей, которые в этом нуждаются. Склеиваемые поверхности обязательно надо зачистить с помощью наждачной бумаги и обезжирить. После склейки детали следует зафиксировать струбцинами и оставить на период застывания клея.


Затем можно приступить к шпатлеванию. Эта процедура осуществляется в несколько шагов:

  1. 1. Все узкие щели и трещины необходимо расширить, чтобы появилась возможность заполнить их шпатлевкой.
  2. 2. На глубокие дефекты, такие как сколы и трещины, нанесите стартовую шпаклевку и дождитесь, пока она застынет.
  3. 3. Затем необходимо зачистить застывшее покрытие, чтобы удалить серьезные неровности, и нанести тонкий ровный слой финишной шпаклевки.
  4. 4. При помощи последней также устраните царапины и другие мелкие дефекты на поверхности мебели.
  5. 5. После застывания шпаклевки ее необходимо отшлифовать наждачной бумагой с мелким абразивом.

После устранения дефектов на поверхности мебели ее необходимо отшлифовать своими руками наждачкой или шлифмашинкой, чтобы избавиться от небольших царапинок и шероховатостей. Поэтому зерно абразива должно быть минимальным.

Если вы планируете использовать прозрачное покрытие, подберите финишную шпаклевку под цвет дерева. На поверхности шпаклевки можно нарисовать древесные волокна коричневой краской.

Наносим прозрачный лак – как добиться эффекта стекла

Отделка – это самый творческий этап работы, от которого зависит дизайн вашей мебели. Конечно, при выборе типа покрытия необходимо ориентироваться на интерьер помещения, в котором будет использоваться мебель. Но поле для творчества все равно остается широким. В качестве примера рассмотрим несколько самых популярных и эффектных вариантов декоративной отделки.


Если ваша мебель выполнена из ценных пород дерева, например махагони или дуба – думать над выбором отделочного материала даже не придется. Эти породы сами по себе красиво выглядят. Поэтому все, что от вас требуется, это покрыть изделие прозрачным ЛКМ. Воспользуйтесь для этого специальным мебельным нитроцеллюлозным лаком, который обладает повышенной твердостью и гладкостью. Также можно применить полиуретановый, алкидный или акриловый лак. Последний хорош тем, что быстро высыхает и не имеет запаха.

После нанесения первого слоя лака на водной основе поверхность необходимо отшлифовать мелкой шкуркой. Это делается для того, чтобы избавиться от шероховатости, которая появляется в результате набухания древесных волокон.

Наносить лак можно при помощи обычной кисточки или тампона. Поверхность следует покрывать им в несколько слоев, обязательно с межслойной сушкой. Чем больше вы нанесете слоев лака, тем «глубже» получится покрытие, то есть появится «эффект стекла» .

Тонирование поверхности – превращаем сосну в красное дерево

Чаще всего встречается деревянная мебель из сосны и ели. Текстура у этих пород очень красивая, а вот цвет выдает некоторую бюджетность. Решить проблему можно путем тонировки. Для этого надо подобрать морилку подходящего цвета и обработать ею поверхность. Она, в отличие от лака, не просто наносится, а втирается в дерево. Поэтому при работе с ней следует совершать кистью многократные круговые или возвратно-поступательные движения по одному и тому же участку.


После нанесения морилки изделие следует покрыть лаком, который наносится по описанной выше схеме. При желании вместо морилки и лака можно использовать лазурь. Это лакокрасочное покрытие представляет собой что-то среднее между пропиткой, лаком и краской. Оно придает дереву определенный оттенок, но не скрывает текстуру и обеспечивает глянцем.

Как имитировать дерево – отделываем фанеру или ДСП

Такие материалы, как ДСП сами по себе имеют малопривлекательный внешний вид. Чтобы без особых затрат достоверно имитировать дерево, мебель из таких материалов можно декорировать обоями с соответствующим рисунком. Этим способом хорошо отделывать комоды, столы, шкафы, тумбы и прочие крупные изделия. Процесс отделки достаточно простой:

  1. 1. Прогрунтуйте изделие акриловым лаком в два слоя.
  2. 2. Раскроите обои по размерам мебели.
  3. 3. Наклейте обои клеем ПВА.

После этого поверхность необходимо покрыть лаком по стандартной схеме. Но предварительно обязательно нужно дать обоям высохнуть. Отметим, что шпалеры для отделки мебели можно использовать не только под дерево, но и с любым другим рисунком. Выбор зависит исключительно от ваших пожеланий.

Покраска мебели – отделываем просто и практично

Наиболее простым решением в плане отделки является покраска. Для этих целей можно использовать алкидную, алкидно-уретановую или акриловую водно-дисперсионную краску. Чтобы дизайн мебели не казался слишком скучным, часто комбинируют краски двух-трех цветов. Для обеспечения ровных переходов, просто наклеивайте малярный скотч. Можно даже сделать трафареты для нанесения рисунков.

Наносят краску кисточкой или валиком. Но наилучшего эффекта позволяет добиться распылитель. Если же нет возможности использовать распылитель, воспользуйтесь красками в баллончиках.


Чтобы мебель смотрелась «фирменно», сверху обязательно нанесите несколько слоев лака. Единственное, желательно, чтобы он имел такую же основу, как и краска. Исключением является водно-дисперсионный лак, который хорошо ложится на любые виды красок.

Эффект кракелюр – сначала обновляем, а затем состариваем

Если интерьер выполнен под старину, отличным решением будет декорирование мебели кракелюром. Это растрескавшаяся краска, под которой виден слой другой краски, отличающейся по цвету. Для создания такого эффекта понадобится специальный кракелюрный прозрачный лак и акриловая грунтовка.


Работа осуществляется в несколько шагов:

  1. 1. Покройте поверхность дерева несколькими слоями акриловой грунтовки с межслойной просушкой.
  2. 2. Нанесите любую краску. Это будет базовый слой, то есть тот, который виден через трещины. Надо сказать, что особенно красиво смотрятся бронзовые оттенки и другие «металлики».
  3. 3. После высыхания краски нанесите кракелюрный лак.
  4. 4. Подождите, пока лак начнет подсыхать (он не должен быть липким), и нанесите вторым слоем краску, отличающуюся от первой по цвету. Практически сразу она начнет растрескиваться. Если слой толстый, трещины будут большими. Если тонкий, трещины получатся более тонкими и короткими.

По завершении работы поверхность можно покрыть лаком. Единственное, лак желательно использовать матовый, потому что глянец со стариной в данном случае несовместим.

Краски с эффектом «металлик» нельзя наносить вторым слоем, так как они не растрескиваются.

Несколько слов о полировке – как добиться «зеркала»

Не всегда удается нанести лак ровно и гладко, особенно новичкам. Однако все изъяны легко устранить при помощи шлифовки и полировки. Для выполнения этой операции понадобится шлифмашинка и два полировальных круга – твердый и мягкий. Кроме того, потребуется полироль с абразивом и без него, плюс наждачка «нулевка».


Работа начинается с затирки поверхности «нулевкой». После устранения изъянов и придания покрытию матовости можно приступать к полировке. Вначале применяется твердый круг и абразивная паста. После получения блеска следует перейти к пасте без абразива и мягкому кругу. В результате должен получиться хороший глянец. Учтите, что в процессе полировки крайне важно не перегревать поверхность, так как можно испортить лак.

Вот и все, что мы хотели рассказать о реставрации мебели. Теперь осталось лишь установить новую фурнитуру, которая должна соответствовать дизайну изделия, и можно приступать к эксплуатации. Как вы видите, работа несложная, но очень интересная, причем справиться с ней под силу каждому.

Как и любой другой материал, древесина имеет определенный срок службы. Но стоит ли сразу избавляться от старой, потерявшей привлекательный внешний вид или пришедшей в негодность мебели? Ведь если подойти к делу с умом, в большинстве случаев ее можно восстановить, дав «вторую жизнь».Что такое реставрация старой деревянной мебели? В основном, если просмотреть статьи данной тематики, в которых акцент делается на «своими руками», все сводится к упрощенному пониманию смысла проводимых мероприятий. Получается, что ею целесообразно заниматься, если речь идет о старинных и дорогих (антикварных) изделиях. А «реанимировать» различные «поделки» из ДСП и тому подобное вроде как и не стоит – пустая трата времени.

Насколько это справедливо, на ваше усмотрение, читатель. Но автор не сомневается, что в любом доме есть что-то «дешевенькое» (например, простенький детский стульчик), с чем расставаться ну никак не хочется, особенно если это сделано своими руками – память ведь. Далее приведены основные (несложные) виды работ по реставрации предметов меблировки и реализуемые технологии, а что именно подойдет в том или ином случае, решить несложно. Последовав этим простым рекомендациям, вы получите прекрасно выглядящую мебель.

Чтобы грамотно выбрать оптимальную методику для восстановления мебели и нужные материалы, стоит разобраться, что можно реставрировать.

  • Каркас (основу).
  • Экстерьерную часть мебели (то есть отделку внешних поверхностей).
  • Позолоту.
  • Резьбу.
  • Фурнитуру.
  • Мягкие «участки» (например, сиденья стульев, обшивку диванов).
  • Различные покрытия (лак, шпон, краску).

Возможно, на отдельных этапах придется прибегнуть к услугам профессионала (хотя бы в плане консультации), но все-таки «львиную» часть работы, при умелом подходе, можно выполнить своими руками.

Реставрация – комплекс мероприятий, состоящий из отдельных этапов . В зависимости от вида мебели, степени ее изношенности, характера повреждений какие-то из пунктов можно и пропустить, но перечислить те, с которых следует начать, просто необходимо.
  • Фотосъемка. Такое практикуют в основном профессионалы, но и в быту, если речь идет о сложной конструкции, желательно зафиксировать ее первоначальный вид.
  • Демонтаж. Любая реставрация должна совмещаться с ремонтом. Именно об этом многие и не задумываются, полагая, что достаточно лишь обновить «фасад» мебели, и работа выполнена. Но какой смысл заниматься, к примеру, ламинированием, если вся конструкция «ходуном ходит». К тому же разборка позволяет выявить скрытые дефекты мебели. Ей не подлежат лишь те составные части, которые надежно скреплены.

Основные виды реставрационных работ – мастер-класс

Роспись красками

Наиболее простая методика, и применяется к недорогой деревянной мебели для сокрытия дефектов и придания ей оригинального вида.

Порядок работы:

  • Удаление грязи и инородных фракций. Для этого предмет меблировки моется содовым раствором небольшой концентрации.
  • Просушка.
  • Выравнивание основы. Перед дальнейшей обработкой дерева его необходимо зачистить шкуркой, отшлифовать.
  • Обезжиривание. Это необходимо для того, чтобы наносимые составы прочнее «сцеплялись» с материалом.
  • Грунтования древесины. Этим решаются две задачи – укрепляется поверхностный слой и снижается впитывание краски, следовательно, и ее расход. В зависимости от конструктивных особенностей мебели грунт укладывается тампоном, валиком, на труднодоступные участки – распылителем.
  • Нанесение первичного слоя краски.
  • Просушка мебели.
  • Как только краска отвердеет, можно наносить рисунки.

Для окрашивания дерева лучше выбирать акриловые составы.

Декупаж

Проще говоря – оклеивание деревянной мебели различными аппликациями (картинками, фигурками, узорами). Данную технологию целесообразно применять, когда дефект лишь на отдельном участке, и его требуется оригинально, без дополнительных затрат, замаскировать. Но если мебель порядком изношена, оклеить можно и всю.

Порядок работы:

  • Подготовка древесины (указано выше) в зависимости от степени повреждения.
  • Наклеивание аппликаций.
  • Покрытие лаком.

В продаже есть специальные наборы. Если планируется оклеить значительную площадь, то можно не вырезать большое количество узоров (фигурок), а приобрести готовый комплект.

Шпонирование

Смысл – в фиксации на поверхности мебели тончайшего слоя древесины. В продаже шпон есть, а вырезать своими руками из листа нужный фрагмент не составит никакого труда. Такая техника позволяет придать самой дешевой, изношенной мебели изысканный (новомодный) или старинный вид. В зависимости от цели ее реставрации и выбирается соответствующий шпон. По сути, это имитация более новых или дорогих образцов.

Методик шпонирования несколько. Но в быту, своими руками, проще всего реализовать следующую технику реставрации мебели.

Порядок работы:

  • Подготовка дерева и фрагментов шпона.
  • На скрепляемые поверхности тонким слоем наносится клей (оптимально – ПВА).
  • Спустя несколько минут, необходимых для его небольшого «схватывания» (зависит от толщины слоя и температуры в помещении) шпон накладывается на мебель.
  • Сверху – белая бумага.
  • После этого шпон проглаживается горячим утюгом. Этим обеспечивается равномерное распределение клея по основе и более качественная ее «сцепка» со шпоном.

Если поверхность габаритная, целесообразно дополнительно «пройтись» по ней (после качественного прогрева) деревянной рейкой, которая максимально вдавливается. Такая тщательная обработка позволит избежать появления складок или пузырей.

Кракелюр

Суть методики – в искусственном «состаривании» мебели из дерева. Такая технология является самой простейшей изо всех применяемых (придание древесине рельефности, многослойная покраска, обжиг и ряд других). Своими руками кракелюр сделать несложно.

Порядок работы:

  • Первый способ – нанесение специального (кракелюрного) лака на окрашенную, не до конца просохшую древесину. Как результат – образование паутинки трещин. Их размеры и глубина зависят от количества лака и консистенции краски (степени отвердевания).
  • Способ второй – применение разных по цвету составов. То есть после некоторого «подсыхания» основной краски на дерево наносится другая, контрастирующая с первой.

Данная методика по своему результату непредсказуема. Прежде чем применять ее для мебели, стоит потренироваться на деревянных заготовках. Небольшая практика поможет понять, насколько должен «схватиться» первичный слой и в каком количестве, на какие участки наносить состав для кракелюра.

Ламинирование

Для этого используются пленки из винила, которые продаются в любом мебельном магазине. Они имитируют различные породы дерева (по цвету, структуре), и подобрать хороший вариант несложно.

Но у такого способа реставрации есть ограничение – он реализуется лишь на ровных участках мебели. Там, где наблюдаются перепады высот, различные изгибы, произвести своими руками ламинирование достаточно сложно. Потребуется внимательность, аккуратность и время.

Как производить наклеивание пленки, указывается в прилагаемой инструкции.

Обработка лаком

Для деревянной мебели – одна из самых распространенных техник. По сути – классика реставрации.

Порядок работы:

  • Удаление старого покрытия.
  • Осмотр поверхности и определение степени ее повреждения. Если имеются дефекты, то для их устранения существует несколько методик – отбеливание (при поражении грибком или гнилью), браширование, шпаклевание и так далее.
  • Выравнивание основы и шлифовка.
  • Чтобы удалить остатки пыли, дерево протирается влажной тряпочкой. Иногда инородные фракции, если речь идет о больших площадях (например, створки шкафа), смываются водой.
  • Просушка древесины.
  • Нанесение морилки. Целесообразность этого и порядок действий (сколько слоев, состав бесцветный или с оттенком) определяется индивидуально.
  • Покрытие мебели лаком.

В продаже есть лаки тонирующие. С ними работать получится намного проще, и что немаловажно, быстрее.

Существует и множество других техник, применяемых при реставрации мебели. Тому, кто всерьез решил освоить это дело, стоит изучить все имеющиеся в интернете статьи. Например, о брашировании. Это довольно объемная тема, и лишь поверхностный рассказ о сути технологии мало чем будет полезен читателю. Но в большинстве случаев для реставрации деревянной мебели, тем более лишь своими руками, достаточно и тех методик, которые рассмотрены выше.

Что учесть

  • Занимаясь реставрацией мебели своими руками, целесообразно сочетать несколько методик. К примеру, нанести рисунок лишь на определенном участке, а все остальные поверхности обработать лаком. Комбинации могут быть самые разные; главное, чтобы используемые препараты «сочетались» друг с другом.
  • Художественная роспись мебели – дело довольно не простое. Не каждый из нас «дружит» с кисточкой. Поэтому, если выбрана такая методика реставрации, лучше приобрести (или изготовить своими руками) соответствующие трафареты. Стоят они недорого, но очень помогут в художественном оформлении предмета меблировки. Достаточно лишь на определенном сегменте наложить шаблон и нанести краску из баллончика (продаются в любом магазине авто/товаров в большом ассортименте).

Пятна, оставленные на дереве (к примеру, на столешнице) горячим предметом, хорошо удаляются мастикой, которая используется при полировке автомобилей. Мягким тампоном, смоченным этим составом, достаточно протереть дефектное место, и старое лаковое покрытие будет снято. После этого данный участок можно обработать препаратом на основе воска. Сверху, при необходимости, нанести новый лак.

Вздутия на мебели, отделанной шпоном, удаляются без реставрации. Следует проткнуть образовавшийся «пузырь» и выдавить скопившийся воздух. После этого ввести под слой шпона (с помощью шприца) небольшую «дозу» клея ПВА и придавить грузом. Сохнет он довольно быстро, и такая технология много времени не займет.

При выборе бесцветного лака для дерева нужно учесть, что полиуретановые составы постепенно желтеют. Подбирая средство для реставрации мебели, желательно ориентироваться на препараты на основе целлюлозы или акрила.

Нередко на древесине появляются царапины. Естественно, о какой-либо реставрации мебели в полном смысле в подобных ситуациях речь не идет. Такие дефекты устраняются сравнительно легко.

  • Мелкие царапины. Здесь достаточно лишь ретуширования. Это можно сделать маркером соответствующего цвета.
  • Царапины глубокие. Такие дефекты устраняются с помощью мебельного воска или мастики. Они разогреваются и загружаются в трещину. Иногда достаточно только тщательно втереть препарат в древесину. В зависимости от степени ее повреждения соответствующую методику выбрать несложно.

Различные сколы, места отслоения волокон хорошо маскируются коричневым маркером или йодом. Последний даже предпочтительнее, так как при его разбавлении водой можно подобрать оттенок более точно. Сверху – лак бесцветный.

Если повреждение древесины значительные, то реставрировать участок своими руками проще с помощью шпаклевки. В продаже встречаются составы для дерева разных оттенков. Но не факт, что по памяти получится выбрать именно самый подходящий. Поэтому целесообразнее приобрести препарат светлый, а дома, добавляя в него краску, опытным путем добиться желаемого результата. После отвердевания останется лишь отшлифовать и нанести мебельный лак.

Хотите создать неповторимый интерьер без лишних затрат?

В этом вам поможет старая мебель, фото переделки которой вы можете найти у нас. Существует масса способов преобразить старые, привычные для вас предметы.

Выбор метода зависит от цели применения мебели и типа покрытия, а также ее состояния на момент ремонта.

Пошаговый фото-мастер-класс изготовления мебели своими руками из старых предметов интерьера вы можете найти на нашем сайте. Процесс обновления мебели включает в себя два основных этапа:

  • ремонт;
  • декорирование.

Рассмотрим более подробно, на чем стоит заострить свое внимание.

Ремонт столов

Столы различают по функциональности на письменные, обеденные, кухонные и журнальные. В зависимости от их назначения также различается их строение, а следовательно, и процесс реставрации. Как правило, обеденные столы состоят из 4-х ножек, банта и столешницы. Они могут быть цельными или раскладными. При переделке такой мебели стоит уделить особое внимание состоянию всех элементов, а также их креплению. Ножки должны быть одинаковыми, без повреждений. При необходимости их можно заменить.

Столешница, в свою очередь, является основной частью стола. Ее поверхность должна быть гладкой, без выемок, щелей и коррозии. При необходимости, чтобы достичь желаемого эффекта, можно использовать шпаклевку по дереву. С ее помощью можно легко и быстро устранить все недостатки поверхности. При необходимости ее можно применять и при ремонте ножек. Такая же схема используется при ремонте журнальных столиков.

Кухонные столы имеют свои особенности. Прежде чем приступить к ремонту, необходимо провести полный осмотр данного предмета интерьера. Важную роль играет прочность столешницы. Она должна выдерживать большие нагрузки и физическое воздействие. В связи с этим основание, на которое она установлена, тоже должно быть прочным.

Пример использования шпаклевки по дереву, которая поможет исправить все неровности старой столешницы

Обратите внимание! Кухонные столы являются не только местом для работы, но также используются для хранения кухонной утвари. Для этого в них встроены ящички, полочки и дверцы. Им стоит уделять особое внимание.

Если стол оборудован полками, то стоит обратить внимание на их крепежи. При необходимости в мебельном магазине можно приобрести специальные чепики из дерева или пластика, также в качестве крепления для полок может использоваться тонкий прочный металлический уголок. Обратите внимание на состояние навесов, при помощи которых крепится дверь. Лучше всего их заменить новыми, так как при частом использовании эта часть поддается самому большому износу.

Свежесть натуральной древесине придают специальные полирующие средства, которые можно найти в любом строительном или мебельном магазине

Если стол оборудован ящичками, то проверьте, насколько прочно соединены их стенки и днище. Для облегчения их использования можно заменить фурнитуру, при помощи которой выдвигаются ящики. Приобрести ее можно в мебельном магазине. Там же можно приобрести различного типа удобные ручки.

Совет! При замене навесов выбирайте те, которые предназначены для мебели. Они обеспечат более удобное и надежное функционирование дверей.

При ремонте письменного стола стоит обратить внимание на все вышеперечисленное. Посмотрев подробный мастер-класс по переделке старой мебели своими руками, вы сможете повторить это самостоятельно.

Ремонт шкафов и тумбочек

В каждом доме есть мебель, которая предназначена для хранения. Как правило, это разного типа и размера шкафы и тумбы. Они могут быть разными по высоте, глубине, вместительности. При этом каждый из них может стать настоящим украшением вашей квартиры. Для этого посмотрите, как реставрировать старую мебель своими руками далее.

Достаточно экстравагантный и неординарный элемент интерьера – тумбочка из старого чемодана

В первую очередь стоит осмотреть все крепления полок и при необходимости заменить их новыми. Также можно заменить крепления ящиков на более функциональные и современные.

В зависимости от размера могут различаться методы крепления дверей. У тумбы и небольших шкафов используются навесы. Они быстро изнашиваются, поэтому проводя ремонт, их лучше всего заменить новыми.

Если вы переделываете большой шкаф-купе и у него предусмотрены подвижные двери, то со временем и его фурнитура может подвергнуться износу. В мебельном магазине вы можете найти специальные ролики-крепежи для раздвижных дверей шкафа.

Насколько эффектно в таком случае выглядит реставрированная старая мебель, смотрите далее на фото.

Ремонт стульев

Без стульев тяжело себе представить любое жилище. Сегодня это настолько обыденный предмет, что мало кто обращает на него внимание. Это может произойти в двух случаях – либо при грамотном оформлении стула как предмета интерьера, либо при его поломке. Мы рассмотрим, как от второго варианта прийти к первому.

Вариант реставрации старых кресел чехлами в винтажном стиле

Стул состоит из трех основных элементов:

  • ножки;
  • сиденья;
  • спинки.

Все они рано или поздно могут выйти из строя. Если причиной поломки стали ножки, то их необходимо прочно закрепить, так как в ином случае использование стула становится опасным. Если поломалось сиденье, то его можно заменить, вырезав из фанеры или ДВП соответствующий кусочек. То же самое можно сделать и со спинкой. Также при желании стул можно сделать мягким. Для этого на сиденье и спинку необходимо прикрепить мягкую обивку на основе поролона.

Совет! Если вы решили установить или заменить обивку на стуле, то лучше всего использовать ткань, пристроченную к поролону. Найти такую вы сможете в текстильном магазине, а крепить ее стоит при помощи строительного степлера.

Старая мебель: фото вариантов оформления при помощи покраски

Как известно, любой предмет интерьера должен быть не только функциональным, а и привлекательным. Поэтому, когда обновляется старая мебель, фото которой вы можете рассмотреть ниже, необходимо разбивать работу на несколько этапов. Первый этап – это подготовка поверхности.

Необходимо зачистить мебель от следов старой краски, лака, а также от загрязнений. После этого необходимо зашпаклевать щели, если такие имеются, а затем нанести грунтовку. Далее можно наносить основу. Для этого необходимо выбрать краску соответствующего цвета.

Новая жизнь каркаса старой кровати из натурального дерева – покраска в нежный бирюзовый

Совет! Лучше всего использовать акриловую краску на водной основе. Она не содержит токсичных веществ, не издает резкого запаха и быстро высыхает. При этом поверхность обретает глянцевый привлекательный вид. Но если вы хорошо владеете аэрозольным баллончиком, то и он подойдет.

Декорирование

Реставрация старой мебели, фото которой представлены далее, включает в себя декор. Вы можете использовать различные техники и совмещать их. Наиболее распространенной является декупаж. Для этого вам понадобится следующее:

  • необходимое изображение, нанесенное на бумагу;
  • клей ПВА;
  • кисточка для клея;
  • лак, желательно акриловый на основе воды;
  • кисточка для нанесения лака.

Декупаж – увлекательное занятие, а выполненная в этой технике мебель выглядит очень нежно и необычно

Совет! Лучше всего в качестве изображения использовать большие цветные салфетки с соответствующими мотивами.

Смажьте поверхность клеем, аккуратно приложите и разгладьте картинку. Дайте всему немного подсохнуть, после чего вскройте лаком. Стоит отметить, что в эффективности использования такого метода во время реставрации старой мебели своими руками сомневаться не приходиться.

Еще один не менее интересный метод декорирования – это нанесение узоров при помощи кружев. Для этого вам понадобятся:

  • кружево;
  • краска соответствующего цвета;
  • скотч.

Возьмите кусочек кружева и приложите его к тому месту, которое планируете задекорировать. Закрепите концы скотчем. Остальную площадь желательно закрыть бумагой или пленкой. Нанесите краску при помощи кисточки либо используйте аэрозольные баллончики. Дайте изделию высохнуть. Снимите скотч, бумагу и кружево.

Совет! Если вы хотите задекорировать большую площадь, то лучше всего использовать кусочек гипюра соответствующего размера.

Оба вышеперечисленных метода являются довольно эффективными. Вместо кружев и гипюра можно использовать бумажные шаблоны. Как правило, часто при декупаже и реставрации старой мебели используются обои, оставшиеся после ремонта.

Перетяжка мягкой мебели

Со временем обивка диванов и кресел не только теряет свой привлекательный вид, но и может сильно просесть, стать не такой мягкой, как раньше. Но если вы не хотите выбрасывать любимый предмет интерьера или не имеете средств на покупку нового, можно провести перетяжку в домашних условиях.

Отреставрированная столовая в стиле шебби-шик

Подробный мастер-класс, как переделать мебель своими руками, и фотопримеры представлены на нашем сайте. Вам необходимо приобрести соответствующую ткань, из которой будет изготовлена новая обивка. Это может быть:

  • баракан;
  • велюр;
  • кожзаменитель;
  • креп;
  • алькантара;
  • кожа и др.

Выбор материала для обивки зависит от ваших финансовых возможностей. Приобрести его вы можете как в текстильном, так и в специализированном мебельном магазине. Также вам понадобится строительный степлер и скобы к нему.

От старой обивки лучше всего избавиться. Она может быть закреплена клеем. В таком случае вам понадобится строительный нож либо (если прикреплены скобки степлера) придется воспользоваться плоской отверткой. Убрав старую обтяжку, принимайтесь устанавливать новую.

Небольшой мастер-класс по замене обивки старого пуфа

Отрежьте необходимый кусочек обивки, приложите его так, чтобы края заходили на место, где заканчивается старая, и прикрепите при помощи степлера. Вы можете провести такие манипуляции как с мягкой частью, так со спинкой и быльцами.

Если мягкая мебель потеряла свои объем и мягкость, их можно вернуть при помощи замены поролона. Закреплять его необходимо при помощи специальных маленьких гвоздиков. Если вы боитесь, что такие манипуляции вам не под силу, то можно наклеить поролон поверх старой обивки и обтянуть новой. Но при этом стоит учитывать, что мебель не должна потерять свою функциональность.

Придаем новым объем сиденью старого стула

Вы можете придать любой объем своему изделию. Для этого необходимо выбирать поролон соответствующей толщины. Если присутствует раскладной механизм, то после перетяжки он должен функционировать как раньше.

Совет! Если вам необходимо заменить обивку и возобновить ее объем, целесообразно использовать ткань, пристроченную к поролону. Вы можете приобрести ее в специализированном магазине либо прострочить оба материала самостоятельно.

Декорирование перетяжки мягкой мебели

Если вы меняете оба слоя обивки, то можете применить разного типа варианты декорирования, которые придадут вашей мебели более эстетичный вид. Существует масса способов сделать это. Мы рассмотрим два самых распространенных:

  1. Ткань, которая используется для обтяжки, можно пристрочить при помощи узорных швов. Это создаст особый декоративный эффект.
  2. Приобретите пуговицы или текстильные клипсы и с их помощью проведите затяжку ткани и поролона, соединив их вместе.

Обновление мягкой мебели при помощи чехла

Более экономным и простым способом скрыть пятна является пошивка чехлов. Для этого можно подобрать любую понравившуюся вам ткань. Важно, чтобы она отличалась прочностью. Наиболее часто с этой целью используется:

  • баракан;
  • велюр;
  • бархат;
  • джинса;
  • бязь;
  • и другие.

Сняв мерки по размеру дивана, вы можете пошить чехол, который будет покрывать спинку, сиденье и при необходимости быльца вашего дивана.

Небольшой мастер-класс по пошиву сменного чехла для пуфа

Изготавливая чехол, вы можете использовать различные методики декора. Можно в определенном месте поместить вышивку. При желании можно нашить аппликацию. Для этого из кусочков ткани вырезаются фрагменты рисунка и пришиваются к основе, образуя единую картину.

Также вы можете применить популярный на сегодняшний день пэчворк – искусство изготовления изделий из лоскутов. В таком случае для изготовления чехла вы можете использовать кусочки старых ненужных вещей.

Обновляем быльца при помощи фанеры

Потертости, пятна и даже прорванную обивку на быльцах можно скрыть при помощи специальной накладки. Для ее изготовления вам понадобятся:

  • фанера;
  • маленькие металлические уголки;
  • самые маленькие мебельные саморезы.

Вы можете распилить фанеру самостоятельно или обратиться за помощью к специалистам там, где будете ее приобретать. Вам понадобится 5 кусков по размерам вашего быльца. Накладка должна закрывать его наружную, внутреннюю, заднюю, переднюю и верхнюю части. Сделав замеры, просто изготовьте 5 соответствующих прямоугольников и скрепите их изнутри конструкции при помощи уголков и саморезов.

Далее достаточно просто надеть конструкцию на быльце. Она может не только выполнять роль декора, но и быть вполне функциональной. Вы можете использовать накладку как мини-столик. При необходимости нанесите краску или задекорируйте ее любым удобным вам способом.

Совет! После изготовления фанерной накладки зашлифуйте ее с обеих сторон наждачной бумагой.

Кто-нибудь из вас пробовал заниматься реставрацией старой мебели своими руками?

После покупки квартиры/дома, мебель, наверное, одно из самых важных и дорогостоящих приобретений. Но, может, существует возможность сэкономить? Может, у вас где-то на даче/в чулане/на чердаке/в сарае/в кладовке /др. вариант затесался старый, с облезшим лаковым покрытием и покосившимися дверями шкаф, давным-давно лишившийся сидения стул или стол с многочисленными отметинами чашек, тарелок, сигаретных окурков на своей покореженной столешнице?

Чаще всего такая мебель служила еще нашим мамам-папам, если не бабушкам-дедушкам, поэтому нередко она выполнена из качественных материалов. Их основа крепка, но вот внешний вид подкачал.. крепления ослабли.. обивка прохудилась.

Как правило, от профессиональных реставраторов можно услышать, что восстановление старой мебели обычному человеку не под силу, что большинство методов требует специального оборудования и специальных материалов.
Да, нельзя не согласиться, но ведь всегда есть какая-то лазейка. Возможно, с громоздким диваном середины 19-го века своими руками справиться и не под силу, но а как насчет обычного стула или стола, табуретки, комода?

Давайте поделимся своим опытом в этом деле, полученном из книг/из рассказов знакомых/интернета. Может кому-нибудь собранные в этой теме приемы пригодятся и окажутся полезными.))

О чем следует помнить?

Инструменты

Помнить стоит о том, что инструменты, с которыми вы собираетесь работать, не должны оставлять следов на мебели. Чем следует запастись?

Ну если честно, то сколько-нибудь определенно сказать довольно сложно - все зависит от того, что именно вы будете реставрировать и какая сложность работ вас ждет. Я, например. со своим старым стулом обошелся лишь комплектом наждачной бумаги, набором отверток (хотя хватило бы и обычного ножа), молотком и рашпилем. В качестве материалов - гвозди, уайт-спирит, протравка, ткани, нитки иголки. Но может быть вы займетесь чем-то более серьезным?

Основной набор можно увидеть на следующих картинках:

1 - Стамеска полукруглая. Ее еще называют «резец краснодеревщика».

2 - Стамеска V-образная. Используется для работы с мелкими деталями.

3 - Стамеска обычная. Как правило в наборе имеются обычные стамески различного размера от 1/8 до 2 дюймов в ширину.

4 - Прямая стамеска. Для работы с мелкими деталями и для создания рельефа.

5 - Отвертка краснодеревщика. Позволяет легко озвлекать шурупы с плоской головкой.

6 - Ломаный резец. Особая искривленная форма удобная для работы в ограниченном пространетве и для подрезки плоких выемок.

7 - Нож для резьбы. Удобен для разметки, для обрезки анеры или шпона. Лезвия взаимозаменяющиеся.

8,9 - ножевки.

1, 2 - Сверла для коловрата (для дрели)

3 - Рашпили,

4 - Коловрат. Сегодня можно заменить и дрелью))

5,6 - деревянный и резиновый молотки (киянки)

7 - Пробойник. Имеет лезвие с фигурной кромкой, что позволяет вырезать поврежденный участок, например у фанеры, заменяя его точно таким же новым.

8 - Фуганок.

9 -Фальцгебель. В принципе, тот же фуганок, но удобен для работы в ограниченном пространстве.

1 - Мелковочный угольник. Позволяет с высокой точностью переносить углы изделия.

2 - Штангенциркуль. Думаю, и так всем ясно.

3 - Контурная линейка. Удобная вещь. С ее помощью можно копировать и переносить оригинальные и необычные изгибы и формы. Маленькие штифты упираются в поверхность копируемого предмета принимают его форму.

4 - Отсрогубцы. Удобно для извлечения мелких гвоздей.

5 - Винтовая выкрутка. Позволяет извлекать винты с изношенными головками.

6 - Бутылочка для клея с длинным носиком. Позволяет наносить клей в труднодоступных местах. Вполне можно заменить шприцом.

7 - Фиксирующий (скрепляющий) ремень. Позволяет выполнять зажим сразу в нескольких направлениях, например, зажать сразу четыре ножки стула.

8 - Электрогрелка для клея.

Что-то из этого фотосписка вам может никогда и не пригодится, что-то действительно нужно приобрести, например набор стамесок, ножовки, молотки, фальцгебель, измерительные инструменты. Но в дополнение к этому хочется добавить еще кое-что, что надо иметь од рукой в обязательном порядке

1. Шпатели. Лучше, если их будет два - металлический и пластмассовый. Шпатель, которым вы будете зачищать поверхность от краски, должен иметь закругленные углы (это можно сделать с помощью напильника или грубой наждачки).
2. Непосредственно наждачка. Зернистость от 80-120 до 400, не поленитесь взять и стальную губку (наждачка №0000).
3. Отвертки. Лучше, если рядом будет полный набор отверток.
4. Угловые кисточки
5. Зубочистки
6. Зубные щетки (поверьте, пригодятся)
7. Рулетка
8. Перчатки и респиратор (в качестве защиты).

Кроме того необходимо помнить кое что о работе с молотком. Работать с ним стоит очень осторожно. И не потому что свои пальцы дороги, а потому что удар молотком может существенно повредить структуру дерева, поэтому если есть возможность, для рассоединения стыков при разборке или, наоборот, для того, чтобы плотно состыковать пазы деталей, лучше использовать деревянную (еще лучше резиновую) киянку. Если вы все-таки используете молоток, то при работе его можно оборачивать мягкой тканью или/и подкладывать при ударе деревянную доску, ткань и т.п.

С чего начать и о чем следует помнить?

Вот перед вами старый предмет мебели, который вы хотели бы отреставрировать. С чего начать? Возможно, этот вопрос и не возникнет. Но раз уж мы взялись разбирать в этой теме все пошагово, то не стоит отставлять в сторону и этот пункт. Не все же родились с молотком в руках. Возможно, кому-то пришлось взять в руки инструмент первый (ну хорошо, не первый - второй) раз в жизни)).

Итак, предварительная подготовка - моем и разбираем.

1. Моем. Чаще всего старая мебель покоиться в довольно пыльных местах, поэтому дабы иметь полное представление о внешности реставрируемого предмета его следует тщательно очистить от пыли и грязи. Делаем это с помощью хорошо отжатой тряпки, смоченной в мыльной воде. Если присутствует обивка, которую вы собираетесь оставлять, то предварительно необходимо ее тщательно выбить и пропылесосить. Не стоит использовать никаких агрессивных моющих растворов - достаточно обычных воды и мыла.

2. Разбираем предмет до крепкого основания. Если это шкаф, то снимаем дверцы, отвинчиваем крепления, снимаем резные планки, украшения, внутренние зеркала. Если это стул.. ну, со стулом легче. Иногда можно обойтись и без разборки. Если у вас вызывают сомнения прочность стыков (возможно они расшатались или материал треснул), то имеет смысл разобрать предмет вплоть до отдельных деталей. Правда последний вариант очень не рекомендуется. Разбирать на отдельные детали стоит только в том случае если это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕОБХОДИМО. Помимо нарушения прочности соединений причиной для этого могут стать: конструктивная утрата деталей, сильные повреждения поверхностей (которые требуют индивидуальной работы с каждой деталью), сильное коробление поверхности, частичная или полная утрата поверхностной фанеровки, необходимость произвести глубокую дезинфекцию древесины (в случае поражения гнилью или точильщиками).


Как производить разборку?

Как уже говорилось, разбираем ее в тех участках, где уровень повреждения этого действительно требует. Расшатавшийся стык рассоединить довольно легко - достаточно просто слегка подтолкнуть стык киянкой или молотком (осторожно). Сложнее, если приходится рассоединять неповрежденное соединение. Но что делать - раскачиваем, раскачиваем и еще раз раскачиваем - до тех пор, пока старый клей в месте соединения не раскрошится, не перестанет держать, а само соединение не разболтается.

Если крепление выполнено с помощью шкантов-нагелей, раскачивание идет вдоль их оси.
Если же это шиповое соединение (вязка на шипах), то раскачивание производим с плоскости длинной стороны шипа.

На всякий случай уточняю, что есть соединение на нагелях, а что на шипах

нагели

шипы.

Ну и насколько сложные реставрационные работы можно выполнить своими руками?

Правильно говорят.. Ведь для настоящей работы необходимы современные инструменты. Бывает, что и части деталей и целые детали утрачиваются, мастера-реставраторы способны вытянуть вещь буквально из ничего. Вот например реставратор-профессионал и его работа по реставрации стула. Посмотрите что было, и что он из этого сделал.





















Фотоурок по восстановлению поврежденной ножки старого шкафа.

Все было сделано силами обычного инструмента - набор стамесок, пилки, наждачки, рашпили.

Сначала место отлома выровняли, чтобы приклеиваемый кусок плотно прилегал, без всяких зазоров.

Потом приклеили на горячий столярный клей деревяшку-протез)), зажали струбцинами.

Когда высохло - отсекли плоской стамеской лишнее по максимуму, чтобы легче было работать, одновременно закругляя деталь по форме ножки.

Затем выравниваем нижнюю границу ножки. Автор просто использовал для этого ровный кусок наждачки, обернул ее вокруг ножки и отметил линию края. по ней же и отрезал лишнее выравнивания "днище" ножки под общий стиль оставшегося участка.

Для этого пилой сначала грубо срезается боковые части. Затем обводится центральный круг самого выступающего основания.



Затем полукруглой стамеской формируется нижний выступ и созданная форма зашкуривается наждачкой и/или рашпилем.



Теперь осталось дело за самой неприятной и муторной частью работы - за художественными выпуклостями (будь они неладны). Сначала они аккуратно вымеряются и намечаются карандашом.

Затем аккуратно и осторожно очень острой стамеской вырезаются выемки.

Затем наждачками различной зернистости наводится конечный лоск.

Это конечно не ахти что, но для домашнего ремонта вполне сойдет.

Белые пятна на мебели появляются, по разным причинам, следствием которых является разрушение лаковой плёнки или её отслоение от поверхности дерева. Убрать белые пятна намного сложнее, чем предотвратить их появление.

В настоящее время существует большое количество современных прочных лаков для покрытия деревянных поверхностей. Специальные лаки для покрытия древесины в условиях повышенной влажности, перепадов температуры. Специальные жаропрочные и удароустойчивые лаки защищают современную мебель. Всё в этих лаках замечательно, одно плохо - они не красивые. Современные лаки, как бы хорошо их ни положили на антикварную мебель, портят её, придают поверхности пластиковый вид. Только политуры и лаки на масляной основе пригодны для покрытия старинной мебели.

Все спиртовые и нитро политуры, которыми покрывали мебель до 60-х годов XX века, разрушаются под воздействием влаги и высоких температур. Капли воды, попадая на лакированную поверхность, разрушают лак и превращают его в белые пятна. Иногда влажный воздух проникает в трещинки на лаке и так же образует белые пятна, но уже другой формы и не на поверхности мебели, а под лаком. Белые пятна на мебели оставляют и чашки с горячими напитками. Очень некрасивые белые пятна на мебели в виде полумесяцев или кругов остаются от горячих банок, стаканов, бутылок.

Белые пятна на мебели - это разрушенный лак. Убрать белые пятна можно только методом полного удаления старого покрытия с последующей полировкой новым лаком.

Полировка мебели политурой длительный и трудоёмкий процесс, требующий терпения и навыка. Существовала отдельная профессия - полировщик. Так как полировка шеллачной политурой непрочная, каждый год в богатые дома с дорогой обстановкой приходил полировщик и полировал всю мебель. С каждым годом слой шеллака увеличивался. Шеллак имеет золотисто коричневый цвет и с увеличением толщины слоя лака, увеличивалась и интенсивность цвета слоя лака. Так старинная мебель с годами становилась темнее.

Политура происходит от латинского слова «politura», означающего выглаживание и отделка. В русском языке шеллачной политурой называют жидкий лак, раствор смол в спирте или каком либо другом летучем органическом растворителе или смеси нескольких растворителей. Применяется политура для окончательной отделки лакированной деревянной поверхности и придания ей ровного блеска.

Для приготовления спиртовой шеллачной политуры применяют этиловый или метиловый спирт и чистый

Сухой остаток в политурах 8-15 %. Для приготовления 100 граммов 8% политуры необходимо взять 92 грамма спирта и 8 граммов шеллака. Для приготовления 15 % шеллачной политуры берём 85 грамм спирта и 15 грамм шеллака.

На практике реставраторы приготавливают политуру следующим образом: пол литровую бутылку наполняют этиловым спиртом и добавляют 50 грамм шеллака. Таким образом, получаем примерно 10 % раствор шеллака в спирте. Спирт необходимо брать только чистый, даже незначительное присутствие воды в спирте полностью испортит политуру. Раствор шеллака в спирте побелеет и не будет пригоден для использования. Затем бутылку ставят в тёплое место или на водяную баню. После полного растворения шеллака политура готова к использованию. Для получения особенно блестящей поверхности используют отстоявшуюся политуру. Для этого политура отстаивается в течение 10-15 дней. На дне ёмкости образуется белый осадок, так называемый шеллачный воск. Сливаем верхнюю часть раствора в отдельную ёмкость и применяем для особо тонкой отделки деревянной поверхности.

Шеллачные политуры часто приготавливают непосредственно на месте использования. В художественных салонах можно приобрести политуры светло-коричневого, тёмно-коричневого, красно-малинового цвета, черно-синего цвета. Эти политуры применяются для полирования изделий непосредственно по древесине или для полирования шеллачных, нитроцеллюлозных и масляных плёнок.

В середине XX века широко применялась идитольная спиртовая политура, представляющая собой раствор в спирте-сырце синтетической идитольной смолы, а также берестяная политура - на основе берестяной смолы. Идитольная политура образует не светостойкие покрытия, краснеющие под действием солнечных лучей. Берестяная политура по качеству приближается к шеллачной.

Нитрополитуры образуют более стойкие покрытия, чем спиртовые. Их применяют для полирования нитролаковых покрытий после разравнивания или шлифования.

Нитрополитуры бывают нитрошеллачные и нитроцеллюлозные. Применяются для окончательного полирования нитролаковых плёнок.

По материалам М.А. Григорьев «Материаловедение для столяров и плотников» Москва «Высшая школа», 1981

Восстановление лакового покрытия антикварной мебели - одна из самых востребованных услуг, которые оказывает наша мастерская.

Слои лака с течением времени подвергаются старению, которое выражается главным образом в изменении цвета, пожелтении и помутнении. Множество мелких трещин зрительно воспринимаются как помутнение лакового слоя или белые пятна. Естественное старение лака неизбежно, но наиболее разрушительное влияние на лаковое покрытие оказывает влага и повышенная температура. Сочетание двух этих факторов наиболее ярко проявляются в белых кругах на поверхности столешниц, которые оставляют ёмкости с горячей водой.

В художественном отношении лаковое покрытие призвано выявить глубину и насыщенность цвета и текстуры древесины. Второе важное назначение восстановленного лакового покрытия сохранение мебели. Его защитная плёнка предохраняет древесину от непосредственного соприкосновения с воздухом, с находящимися в нём водяными парами и различными газами, пылью и копотью.

Восстановление лакового покрытия сводится в основном к полной или частичной замене разрушенного, побелевшего или потемневшего лака.

В реставрации практикуются четыре процесса восстановления лакового покрытия: регенерация, утоньшение с дальнейшим наращиванием, выравнивание и полное удаление с последующим восстановлением.

Первый способ восстановления лакового покрытия - регенерацию, предложил в 1863 году профессор Петтенкофер. Суть этого способа заключается в том, что пары спирта, проникая в мельчайшие трещины старого лака, размягчают его и преобразуют в единую плёнку, восстанавливая её прозрачность.

Этот метод восстановления лакового покрытия изначально разработан для реставрации живописи. В настоящее время метод Петтенкофера нашел широкое применение в реставрации мебели.

Восстановление лакового покрытия с предварительным его полным удалением крайне нежелательно. Поверхность мебели теряет своё подлинное отделочное покрытие, но иногда это неизбежно. Необходимость замены старого лака вызывается рядом причин: полное разрушение авторского слоя лака, глубокие царапины и его сильные потёртости, ветхое состояние всей фанеровки с многочисленными трещинами, утратами, неудачными вставками предшествующей реставрации.

Иногда восстановление лакового покрытия достигается регенерацией с дополнительной полировкой шеллачной политурой. Таким образом, удаётся избежать замены старого лака.

Любой выбранный способ восстановления лакового покрытия на антикварной и исторической мебели требует высокой квалификации и мастерства реставратора.

Восстановление покрытия мебели производится именно тем материалом, которым был покрыт предмет изначально. Покрытия мебели отличаются разнообразием своего состава. Лаки, олифы, мастики, краски - являются сложными растворами активных веществ. Спиртовые лаки, восковые мастики, масляные краски, всевозможные политуры - всё применялось для отделки мебели. Некоторые покрытия дружат, то есть хорошо ложатся один на другой, не скатываются как вода на жирной поверхности и не отслаиваются при высыхании. Другие наоборот, отторгают друг друга. При восстановлении покрытия мебели имеет значение и порядок нанесения слоёв лака различного состава.

Один из самых характерных примеров - порядок нанесения двух лаков пентафталевого и нитроцеллюлозного. Если первый слой выполнить из быстро сохнущего нитроцеллюлозного лака, а после его высыхания нанести долго сохнущий пентафталевый лак, оба слоя хорошо высохнут и образуют прочную защитную плёнку.

При нарушении порядка нанесения слоёв, лаки вступят в химическую реакцию. Вместо прочной красивой плёнки мы получим никогда не затвердевающую липкую сгрибленную массу. Подобное восстановление покрытия мебели приведёт к еще большим утратам и потребует большей реставрации.

Для качественного восстановления покрытия мебели реставратору необходимо разобраться со старыми многочисленными лаковыми покрытиями. Определить состав и свойства лаковых плёнок.

В современных изделиях восстановление покрытия мебели не менее сложно. Нынешние лаки прочны и не вступают в реакцию с вновь наносимыми слоями. Степень блеска современных лаков регулируется в процессе изготовления самого лака специальными добавками. При восстановлении покрытия мебели необходимо взять лак именно той степени матовости, что и восстанавливаемый. Иначе на матовой поверхности появится блестящее пятно или, наоборот, на блестящей матовое.

Допустим и марку лака мы подобрали правильно, и степень блеска определили точно, осталось только нанести его на поверхность. И снова трудности. Если лак наносить кистью на участок ровной гладкой поверхности, например, столешницу стола, обязательно останется заметная граница. Если же нанести лак на небольшой участок столешницы методом распыления, появиться мутный ареол по границам нанесённого лака. Для локального восстановления покрытия мебели существует специальный лак, не дающий ареола. Разновидностей таких лаков мало и большая вероятность неправильно выбрать степень блеска.

Восстановление покрытия мебели получится, если предвидеть все вышеперечисленные условия.

В случае больших утрат и высокой стоимости реставрируемой мебели, приглашаем Вас в нашу мастерскую, где реставратор профессионально произведёт восстановление покрытия мебели.

Восстановление полировки на антикварной мебели наиважнейшая задача реставрации. Ни один современный лак не может передать красоту и глубину натурального дерева лучше политуры. С особой ответственностью необходимо подходить к восстановлению полировки светлых пород дерева. К светлым ценным породам дерева относятся карельская берёза (ссылка), тополь, груша, клён. Более того, слой современного лака, положенный поверх старого может способствовать не только ухудшению внешних качеств предмета столярно-мебельного искусства, но и привести к дополнительным загрязнениям и утратам.

Восстановление полировки антикварной мебели имеет свои особенности, которые в корне отличают её от восстановления полировки на современной мебели. Секрет кроется в отличии составов современных лаков и старинных.

Лаками называют раствор плёнкообразующих веществ в органических растворителях или в воде, образующих после высыхания твёрдую прозрачную однородную плёнку. Лаки, применявшиеся для отделки старинной мебели, как правило, были спиртовые. В качестве плёнкообразующего вещества применялся шеллак.

Восстановление полировки также необходимо производить спиртовыми лаками. Это обусловлено тем, что спиртовые лаки представляют собой растворы смол (как правило, шеллака) в летучих растворителях, спиртах. Плёнки спиртовых лаков образуются при испарении растворителя и могут быть снова растворены в нём.

Восстановление полировки осуществляется за счет устранения мелких повреждений плёнки старого лакана полированной поверхности. Устранение сети мелких царапин, разрушений и потёртостей лака, происходит следующим образом: ватный или шерстяной тампон оборачивают мягкой хлопчатобумажной тканью, смачивают в жидком (с большим количеством растворителя) лаке, отжимают и круговыми движениями жидкий лак наносится на реставрируемую поверхность.

Свежий спиртовой лак попадает на поверхность старого лака, частично растворяет его, а тампон, смешивает частично растворенный старый лак с новым лаком из тампона, и равномерно распределяет эту смесь по поверхности предмета. Мелкие царапины и потёртости выравниваются новым слоем практически свежего лака. Слои лака между собой спаиваются и восстановленная полировка приобретает первоначальный вид. Она однородная, прозрачная, и красивая. Имеет естественный тонкий шелковистый блеск.

Восстановление полировки современными лаками, затвердевание которых вызывается процессом полимеризации, недопустимо. Современный лак не выравнивает мелкие дефекты старого лака, не спаивается с ним, а ложиться сверху чужеродным слоем, только создавая временную иллюзию восстановления полировки.

Так как новый полимерный лак не спаивается со старым родным, спиртовым лаком, через некоторое время, возможно через год или позже произойдёт расслоение. Следующая реставрация начнётся уже с удаления современного лака и только потом реставратор приступит к восстановлению полировки.

Слои лака разных составов менее прозрачны, поверхность предмета приобретает неряшливый вид.

Восстановление полировки один из важнейших процессов реставрации. От качества отделки поверхности, во многом зависит внешний вид всего предмета.

Полировка мебели

Полированная мебель выглядит красиво, стильно, аристократично. Полировке подлежат изделия, изготовленные из дерева, имеющего красивую природную текстуру. Это мелкопористая древесина березы, тополя, красного дерева, яблони, груши, ореха, палисандра и клена.

Как производится полировка мебели, стола?

Если старая полировка на мебели обветшала, необходимо ее обновить. При полировке мебели в домашних условиях, помните о том, что необходимо соблюдать предосторожность при работе с современными химическими средствами для полировки, так как почти все из них одержат токсические добавки, негативно влияющие на органы дыхания и кожу человека. При работе с ними необходимо одевать специальный костюм с длинными рукавами, прорезиненные перчатки, респиратор и очки. Кроме того, средства для полировки легко воспламеняются, их нельзя использовать вблизи открытого огня.

1. Снятие лака с поверхности изделия.

Это можно сделать несколькими способами: при помощи скипидара, раствора аммиака, денатурированного спирта или другого растворителя. Средство тщательно распределяется по поверхности при помощи широкой кисти, затем снимается поролоном.

2. Обработка поверхности при полировке мебели

Поверхность обрабатывается наждачной бумагой сначала крупнозернистой, затем мелкой до устранения мельчайших дефектов, неровностей и шероховатостей. Поры дерева заполняют специальным порозаполнителем, который можно изготовить самому из обожженного гипса. Порозаполнитель втирают в деревянную поверхность круговыми движениями до полного заполнения пор.

3. Пропитка поверхности при полировке дерева

Этап третий. Поверхность дерева пропитывают морилкой, при этом меняется только цвет дерева, текстура его остается неизмененной. Морилки бывают водорастворимыми и масляными, обрабатывать ими поверхность можно несколько раз. Каждый слой должен тщательно высохнуть перед покрытием следующим.

4. Последний этап - полировка дерева.

В качестве полировочного материала используют лак, воск и масло, а также шеллак (используется для более дорогой мебели: полировка столов, стульев, комодов из красного дерева).

  • Самое часто используемое средство для полировки - натуральная олифа, смешанная со скипидаром, втирание смеси производится до прекращения впитывания деревом раствора, после чего составу дают высохнуть.
  • При полировке воском готовят пасту, состоящую из расплавленного воска со скипидаром.
  • При полировке стола лаком его просто наносят на поверхность, после чего зачищают мелкой наждачной бумагой.
  • Полировка шеллаком самая трудоемкая, однако, полированное им покрытие дает ни с чем несравнимый, красивый и ровный блеск поверхности.

Отделка воском или вощение

Отделка воском деревянной поверхности в настоящее время применяется в сочетании с другими видами прозрачной отделки, а также, для быстрого придания предмету ухоженного вида.

Воск пластичен, водонепроницаем, размягчается при невысокой температуре. Простой воск в виде мастики применяется в реставрации мебели как полировка над другими прозрачными отделками; он выполняет функцию буфера, обеспечивая защиту от загрязнения и износа. Воск вещество пластичное и липкое, к нему прилипают пылинки, капельки жира, мельчайшие волокна. К тому же, воск со временем желтеет, его необходимо снимать и заново обновлять не реже 2-3 раз в год.

Базовая масса для вощения приготавливается следующим образом.

  • 100 грамм очищенного пчелиного воска,
  • 25 грамм порошка канифоли (для придания блеска отделке),

распускается на водяной бане. В расплавленную массу добавляют

  • 50 грамм тёплого скипидара.

Всё тщательно перемешивают и сливают в стеклянную ёмкость с притёртой крышкой.

В массу для вощения можно добавить всевозможные отдушки с запахом мёда, небольшое количество красителя, и другие наполнители, но основа из воска и скипидара остаётся неизменной.

Реставраторы мебели обычно пользуются простой мастикой, изготовленной собственноручно.

Для полировки мебели наносят небольшое количество состава на обрабатываемую поверхность, равномерно распределяя по всей площади.

В течении 20-30 минут оставляют для высыхания. Затем куском шерстяной ткани или тонкого войлока полируют дерево до красивого мягкого блеска.

Как мастичный, так и пчелиный воск, растопленный, а затем расслабленный скипидаром, можно использовать без других отделок на твёрдой древесине, например на клёне или дубе. Мягкой сухой древесине также можно придать прозрачную восковую отделку. Для этого необходимо снять с неё старую отделку, которая закрывает структуру этой древесины, расчистить поверхность от въевшихся загрязнений и заново отделать воском, а затем на протяжении всей жизни проделывать эти процедуры 2-3 раза в год.

Если воск наносится на сырую неотделанную мягкую древесину, он делает невозможной последующую отделку, поскольку его невозможно удалить из пор и все новые слои политуры, лак или краски не соединяться с древесиной, произойдёт отслоение. После такой отделки реставрация мебели затрудняется.

В настоящее время вощение дерева в чистом виде применяется достаточно редко, из-за последующей сложности содержания вощеной мебели. Воск широко применяется, как составляющая в средствах по уходу за лакированной мебелью. Обработанная содержащими воск мастиками мебель приобретает красивый ухоженный вид. Мягкие растворители, снимают загрязнения, отдушки придают приятный запах, а воск, проникая в мелкие трещины и царапины, маскирует их. Иногда бывает достаточно протереть старый буфет или комод простой мастикой для паркета и любимая вещь снова станет красивой.

Реставрационные материалы для мебели очень широко представлены на современном рынке отделочных материалов. Это и всевозможные восковые наполнители для трещин и царапин, специальные лаки в баллончиках, экзотические клеи, политуры всевозможных расцветок и способов нанесения. Некоторые фирмы предлагают целые наборы в специальных, красивых чемоданчиках с восками, маркерами, шпаклёвками, тонировками, кисточками, шпателями и другими полезными вещами. Эти товары добротны, дороги и хороши. Как правило, такие реставрационные материалы годятся лишь для устранения незначительных дефектов на поверхности в основном современной мебели или паркета.

Для профессиональной же реставрации антикварной мебели используются совсем простые, но высококачественные реставрационные материалы. Основными условиями их применения является их надёжность и обратимость (ссылка принципы реставрации)

Требования современных коллекционеров к реставрации антикварной мебели . Реставрированная мебель не должна потерять своей исторической достоверности и в то же время соответствовать своему функциональному назначению. Иными словами, реставрированной антикварной мебелью, хотя и очень бережно должно быть возможным пользоваться в быту. В реставрационные мастерские мебель попадает в плачевном состоянии. предполагает глубокое вмешательство в предмет: расчистка, разборка, переклейка, восполнение резьбы и лакового покрытия. Что бы, антикварная мебель не потеряла своей исторической достоверности, все эти операции должен производить только профессиональный реставратор, применяя, аутентичные (родные) реставрационные материалы. Это означает - использовать только те материалы, которые применяли для изготовления старинной мебели в то время, когда её создавали.

Серьёзная реставрация требует серьёзной подготовки. Применяемые нами реставрационные материалы должны соответствовать высоким требованиям. Склейка, как и сто и двести лет назад - натуральным столярным клеем. Тонировка производится водными морилками и . В реставрации мягкой мебели так же применяются только натуральные морская трава и конский волос, хлопковая вата. Если необходимо восполнить участок резьбы, берётся именно та порода дерева, из которой была изначально выполнена подлинная резьба. В магазинах необходимые реставрационные материалы не продаются. Приходится искать на промышленных складах, покупать оптом и впрок, что бы всегда под рукой было всё необходимое для выполнения реставрационных работ любой сложности и надлежащего качества.

С уважением, Елена Жилина.


Реставрация старой мебели – это возможность дать ей послужить новому поколению, к которому она перешла от прежних хозяев. Срок безупречной службы мебели, как и у любого изделия, ограничен. Для того чтобы он был максимально долгим приходится учитывать массу нюансов, но остановить неумолимый процесс разрушения и обветшания, увы не в силах даже самый аккуратный хозяин. При этом стоит отметить что старые шкафы, комоды и кресла сейчас даже более живучи чем их современные аналоги. Более внушительный ресурс и продуманная конструкция делают их удобными и актуальными по сей день.

Обратить внимание на выгоду от реставрации старой мебели стоит в случаях, когда:

  • 1) В Вашем распоряжении находится уникальная и антикварная мебель. Отдельные модели являются «живыми» свидетелями дореволюционных времен. Реставрация старой мебели – не только прерогатива музеев и частных коллекций. Она не лишняя и в быту, если владелец неравнодушен к предметам старины;
  • 2) Планируется продажа ценной старинной мебели. Реставрация старой деревянной мебели – важный этап подготовке к продаже на аукционе. Ваши шансы на выгодную сделку намного выше, если мебель, выставленная на торги, выглядит презентабельно и полностью работоспособна;
  • 3) Мебель перешла к Вам по наследству или Вы пытаетесь сохранить её как память о близком человеке. Логично воспользоваться услугами по реставрации старой мебели, чтобы ветхое кресло или столовый гарнитур выглядели безупречно и достойно увековечивали память покойного.

Старинная мебель сама ценна только, когда выглядит ухоженно и солидно, соответственно своему почтенному возрасту. С ней как с любым предметом старины – она может символизировать упадок и забвение или наоборот - олицетворять величие и талант мастеров прошлого. Реставрация старой мебели становится тем невидимым мостом между прошлым и настоящим, через который можно физически ощутить связь с бытом ушедших эпох и проникнуться им.