Четки из 18 бусин для чего. Виды деревянных буддийских четок и их значение в практике медитации. Четки из других материалов

02.07.2020 Радиаторы

На протяжении нескольких тысячелетий четки являются одним из обязательных атрибутов в буддизме и ряде иных индокитайских религий. Их можно сравнить с христианским крестом. Беря свое начало в Северной Индии, четки попали на Ближний Восток, а после того, как о них стало известно в Европе, они получили дальнейшее распространение по всему миру. Однако только буддизм вкладывает в четки особенный смысл. Для буддиста это не только предмет религиозной атрибутики – настоящие буддийские четки 108 бусин названы так по числу бусинок, соответствующих количеству мантр, которые буддист произносит во время медитации.

Какое предназначение имеют четки 108 бусин для мантр

Четки существуют на протяжении тысячелетий, являются религиозным атрибутом различных практикующих йогов. Их нельзя отнести к какой-то конкретной духовной традиции. Для европейцев и иных людей Запада четки являются своеобразными бусами, нанизанными на прочную нить. В принципе это действительно так. Джапа-мала – это 108 бусин, надетых на нить, оба конца которой соединены еще одной – 109 бусиной. Буддисты считают, что четки хранят энергию, приходящую через практики медитации и пение мантр. Нить символизирует внутренний стержень, бусины – видимую составляющую мира.

С самого рождения в мозг человека поступает извне огромное количество информации. Причем большая ее часть не несет никакой полезности. Средства массовой информации редко выдают хорошие и добрые новости, общение с другими людьми тоже не всегда идет нам на пользу. Засоренному ненужными данными сознанию человека требуется очищение. И с этой задачей как нельзя лучше может справиться медитация с использованием буддийских четок 108 бусин.

Более глубокое погружение в состояние медитативного транса позволяет извлечь из тайников подсознания большее количество ненужной информации. Но эта работа требует максимального терпения и усердия, именно поэтому во время медитации так важно отсчитывать произносимые мантры. При помощи четок 108 бусин практик легче может настроиться на нужную волну, не отвлекаться на посторонние явления, осознаннее подходить к молитве. Однако, помощь в отсчитывании мантр – хоть и основное, но вовсе не единственное предназначение четок:

    Концентрация и внимание. Во время медитации необходимо полностью погрузиться в собственное подсознание, не отвлекаясь на происходящее вовне. А перебирание 108 бусин четок позволяет намного проще сконцентрировать внимание на пении мантр.

    Контроль над телом и сознанием. Человек, только начинающий свой путь в буддийскую религию, медитируя, непроизвольно хочет трогать окружающие его предметы. При помощи четок легко избежать этого соблазна, поскольку пальцы изначально заняты бусинами.

    Осязание. Кончики наших пальцев содержат огромное количество нервных окончаний, которые практически напрямую связаны с мозгом. Размеренно и монотонно перебирая бусины, можно снимать стресс, успокаиваться, расслабляться и восстанавливать баланс нервной системы.

    Накопление энергии. Всякий раз, перебирая 108 бусин буддийских четок во время медитации, практик передает им свою позитивную энергию. Природные материалы, из которых сделаны джапа-малы, накапливают полученную энергию и при последующих медитациях возвращают ее своему обладателю.

    Лечебные функции. Являясь своеобразными аккумуляторами энергии, четки способны делиться ею в тяжелые моменты жизни их владельца – во время телесных или душевных недугов, при упадке сил или полосе неудач.

    Отсчитывание ритма. Для пропевания некоторых мантр необходим особый ритм, отсчитывать который проще при помощи бусин.

Истинные приверженцы буддийского Учения чтут четки как настоящую реликвию. Недаром малы великих Учителей замуровывали в фундаменты храмов или размещали на алтарях – ведь они являются хранителями огромного потока позитивной энергии, света и благости. Перебирание 108 бусин четок приближает практиков к священной цели – нахождению своего предназначения, очищению души и разума от ненужных вещей, восхождению на следующую ступень саморазвития, приближению к просветлению.

Что означают 108 бусин в буддийских четках? В действительности вопрос о количестве бусин в буддийских четках неоднозначен и напрямую зависит от религиозного ответвления, которому следует практик. Традиционные буддийский четки состоят либо из 108 бусин, либо из кратного им числа бусин – 54, 36, 27, 9. Для буддистов 108 является сакральным числом, состоящим из умноженных между собой 12 и 9. Легенда гласит, что это число свидетельствует о многомерности мира, и сам Будда назвал его священным.

Существуют различные объяснения того, что буддийские четки состоят из 108 бусин (в действительности есть еще одна – 109-я бусина, однако она считается бусиной Бога или «нулевой» и скрепляет четки). Основная версия гласит, что число 108 образуется путем перемножения 9 (планет) на 12 (домов). На Западе 12 домам соответствуют 12 знаков зодиака. По другим версиям буддийской религии:

    у Бога есть 108 главных Имен;

    буддисты насчитывают 108 греховных желаний – танха – отягощающих карму;

    108 раз ударяют в колокола на буддийских храмах, так же как и в японском храме Зэн в канун Нового года;

    сборник высказываний Будды состоит из 108 томов;

    108 цилиндров окружают ступу Бодхнатх в Катманду;

    количество наиболее чтимых индийских храмов – 108;

    в хатха-йоге насчитывается 108 ключевых лечебных асан;

    сердечная чакра формируются 108 энергетическими каналами.

9 месяцев продолжается беременность – от зачатия до рождения. Число 12 состоит из 5 и 7, где семерке соответствуют 7 цветов радуги, 7 основных нот, 7 дней недели, 7 звезд в созвездии Большой Медведицы, а пятерка – число основных первоэлементов в ведической школе – огонь, вода, воздух, земля и эфир.

Согласно еще одной версии, человеку свойственны 108 чувств, по 36 из которых отнесены к прошлому, настоящему и будущему. В санскритском алфавите насчитывается 54 буквы в двух интерпретациях – Шива и Шакти (мужской и женской). Толковать значение числа 108 можно бесконечно долго, поскольку природа способна привести огромное множество примеров, олицетворяющих значимость этой цифры и ее составных частей.

В других течениях четки содержат иное количество бусин, здесь все зависит от того, какие числовые значения характерны этим школам.

Четки 108 бусин из дерева и других материалов

Для изготовления буддийских четок подойдут практически любые природные материалы – камень, кость, металл, дерево. Бусинами могут служить крупные семена лотоса или рудракши. Тибетская традиция Ваджраяны считает наиболее значимыми четки, сделанные из лобных костей 108 человеческих черепов. Для изготовления мал годятся только те черепа, которые принадлежали умершим естественной смертью людям, погребенным по тибетской традиции, – отданные на растерзание грифам.

Четки можно делать только из тех природных материалов, которые обладают способностью накапливать энергию. Будучи аккумуляторами жизненной силы, бусины могут быть изготовлены из огромного количества веществ:

    Лучшим материалом, способствующим достижению просветления и очищению сознания, считается кварц (горный хрусталь).

    Для того чтобы переосмыслить жизненный путь и научиться наслаждаться настоящим, следует использовать бусины из натуральной кости.

    Нефритовые четки помогут достичь умиротворения и поселят любовь в душе.

    Для очищения чакр отлично подойдут четки из жемчуга – им отдают предпочтение женщины, так как в этом материале содержится запас женской энергетики.

    Достичь гармонии баланса во всех жизненных сферах помогут четки, изготовленные из агата. В зависимости от его цвета можно добиваться различных целей. Так, для привлечения успеха лучше всего использовать черный агат, для саморазвития – белый, для исцеления от недугов – красный, для долголетия – синий, для достижения спокойствия – зеленый.

    Бусины из красного сандала позволят стать более активным, обрести душевную теплоту, помогут направить энергетические потоки в нужное русло.

    Белый сандал является олицетворением спокойствия и непредвзятости мышления.

    Пробудить «второе дыхание», увеличить заряд бодрости, повысить уровень энергии способны четки, сделанные из плодов рудракши.

    Для борьбы со злыми духами используют можжевеловые бусины.

    Исцелить больного помогут четки, изготовленные из дерева «ним».

    Бусины, сделанные из семян бодхи, напомнят о важном этапе на пути становления Будды.

    Подчинить чужую волю с благими намерениями помогут малы из тутового дерева.

    Слоновья бивни привлекают любовь и заботу.

    Для повышения энергии, приумножения успеха в различных сферах жизни используют четки желтого цвета, например, из золота или абрикосовых косточек. Железными четками в основном пользовались монахи-воины.

    Дубовые малы помогают защититься от негативного воздействия и притянуть в свою жизнь положительные вибрации.

    Для укрепления веры и более глубокого погружения в религию отлично подойдут четки из тулси (священного базилика).

И хотя изготовить четки можно практически из любого материала, подаренного природой, стоит учесть, что не все природные материалы одинаково способны накапливать энергию. Бусины из дерева способны дарить тепло и спокойствие, однако являются не очень хорошими проводниками энергии. Наиболее подходящими для изготовления четок являются камни или минералы. Лучше всего сохраняет положительные энергетические вибрации, помогает исцелиться и достигнуть умиротворения горный хрусталь, поэтому он является оптимальным материалом для изготовления четок.

Как сделать четки 108 бусин: пошаговая инструкция

Самое главное в изготовление четок даже не материал, из которого вы собираетесь их делать, а настроение, с которым приступаете к их созданию.

Итак, для того, чтобы сделать четки потребуются:

  • гуру-бусина;

    шелковая нить;

    кисточка, одна или две;

    бусина разделитель с тремя отверстиями;

После того как вы приготовили необходимые материалы, можно начать создавать ритуальный атрибут.

    Сначала 107 бусин одинакового размера необходимо нанизать на нить. В идеале нить должна быть шелковой, однако если таковой под рукой не оказалось, можно взять любую другую. Критерий один – она должна быть плотной и предварительно обработанной мылом или воском.

    Через отверстия бусины-разделителя продеваются оба конца нити, на которую нанизаны основные бусины.

    Затем концы шнура вставляют в гуру-бусину.

    Конструкция скрепляется обычными узлами. Между 107 бусинами оставляется интервал, чтобы их можно было спокойно перебирать.

    Кисточка также закрепляется при помощи простого узла.

    На концы нити надевают от одной до трех бусин того же размера, что и в четках.

    Бусинки скрепляются узлами, которые можно для прочности смазать клеем.

Таким образом, сам по себе процесс изготовления четок 108 бусин достаточно прост. Как сами бусинки, так и другие материалы для создания четок, можно купить в специализированном магазине, а можно сделать самостоятельно.

Выбирая четки в магазине, прислушивайтесь к своим собственным ощущениям. Понять, что это ваши малы, можно потому, что они буквально притягивают ваш взгляд, а руки тянуться дотронуться и ощутить материал бусинок. Такие четки усилят эффективность медитаций, помогут в усвоении мантр, облегчат погружение в себя и будут способствовать процессу очищения души.

На выбор четок также влияет характер практик. Важно, чтобы материал, примененный для изготовления бусин, должным образом воспринимал акустические вибрации произносимой молитвы и подходил восхваляемому Божеству. Выбрать подходящие малы новичку поможет его духовный наставник, а опытным практикам не составит большого труда определить «свое» во всем многообразии вариантов.

Как использовать четки 108 бусин

Однако мало просто купить или самому сделать четки. Для того чтобы концентрироваться и погружаться в себя во время медитации, их надо правильно использовать. Простое перебирание бусинок не годится. Практик по большей части начинает перебирать малы с центральной бусины, ведя их на себя по часовой стрелке. Затем четки переворачиваются и снова бусины перебираются на себя, но уже в обратном направлении. Во время медитации нельзя пропускать 109 бусину, в противном случае повторение мантр не повлечет за собой должного результата, поскольку круг сансары должен быть символически разорван.

Также, используя четки в своих практиках, нельзя забывать про следующие запреты:

    нельзя перебирать малы левой (нечистой) рукой;

    нельзя прикасаться четками к левой руке;

    нельзя использовать правую руку, если она осквернена (рука должна быть чистой);

    нельзя трогать четки указательным пальцем;

    нельзя прикасаться четками к полу и другим нечистым местам,

    нельзя, читая мантру, махать мешочком;

Считается, что если во время пения мантр вы перебираете четки большим и средним пальцами, то звук имени божества лучше проникает в ваше сердце и душу.

    для того чтобы отомстить, нужно использовать большой и указательный пальцы (гуна невежества);

    используя большой и безымянный пальцы, можно избавиться от неприятностей;

    для исполнения желаний пользуются большим пальцем и мизинцем;

Средний палец связан с сердцем, поэтому мантры следует повторять с его использованием.

Наставник или опытный практик может с одного взгляда определить эмоции человека, перебирающего четки. Оттягивание мал на себя во время медитации свидетельствует о недостаточном очищении внутреннего мира от демонических начал, в то время как перебирание четок «от себя» заявляет о силе альтруизма и света. Поэтому, приступая к медитативным практикам, важно изначально учиться перебирать четки правильно, отделяя бусины друг от друга.

Так как четки являются накопителями энергии, нельзя передавать их другим людям. Исключение составляют более развитые в энергетическом плане опытные практики, которые способны сберечь и преумножить энергию мал.

Купить четки из проверенных натуральных материалов можно в нашем интернет-магазин «Ведьмино счастье», который по праву считается одним из лучших магазинов эзотерики в России.

Если вам кажется, что настоящая магия живет только в ритуалах и старинных артефактах, а в обычной жизни ей нет места, рады сообщить, что вы ошибаетесь! Источником силы, защиты, удачи и успеха могут быть и привычные вещи. Например, украшения!

Выберите свое магическое украшение на сайте "Ведьмино Счастье" или в одном из наших розничных бутиков. Есть вопросы?. А еще мы всегда на связи в Facebook, Telegram, VK и WhatsApp.

"Ведьмино Счастье" - магия начинается здесь.



«Четки используются последователями практически всех религиозных систем для отсчитывания количества прочитанных молитв и мантр, выполненных ритуалов и поклонов. Однако в буддизме четки играют еще и роль предмета, в котором кодифицирована информация, связанная с основными философскими и практическими аспектами Учения Будды.»

Буддийские чётки, мала — культовая принадлежность, инструмент для счёта мантр выполненных ритуалов и поклонов. Однако в буддизме чётки играют ещё и роль предмета, в котором кодифицирована информация, связанная с основными философскими и практическими аспектами Учения
Будды.

Количество бусин
Довольно часто встречаются четки с 54 и 27 зернами (1/2 и 1/4 от 108, т.е. укороченный вариант). Четки с 18 зернами в честь 18 архатов — учеников Будды, 21 зерно — в честь 21 формы богини Тары, 32 зерна — для отсчета 32 достоинств или признаков Будды. Четки с 108 зернами имеют разделители, располагающиеся на нити после 18, 21, 27 и 54 зерна, — обычно это бусина более крупного размера, чем остальные.

Символика
Классическое количество бусин в буддийских четках равно 108. Однако, встречаются чётки и с другим количеством бусин. В любом случае — число бусин кодифицирует определенные положения Учения. Так, например, 108 бусин классических четок символизирует 108 родов желаний (санскр.: танха), омрачающих дух человека:
. желания, связанные с шестью органами чувств: зрением, осязанием, обонянием, вкусом, слухом и умом (6);
. по отношению к предметам прошлого, настоящего и будущего (3);
. к объектам внутренним и объектам внешним (2);
. три способа проявления: в мыслях, в словах и в поступках (3).
Отсюда — канонические числа буддизма: 6х3 = 18; 18x2 = 36; 36х3 = 108.

Имеются и другие расшифровки числа 108, однако, эта — наиболее распространенная. Чётки делятся дополнительной большей бусиной (109-ой), которую увенчивает конусообразная или цилиндрическая бусина. Большая бусина символизирует Мудрость-праджню, а конус — Метод-упайя. Чаще всего 36-я и 72-я бусины также делаются несколько большего размера или другой формы.

Материал
Так, например, последователями тибетской ветви буддизма считается, что чётки из можжевельника обладают свойством отпугивать злых духов и устранять вредоносные влияния; такими же свойствами обладают чётки из красного коралла и темно-синего лазурита.

Чётки из сандалового дерева, горного хрусталя и жемчуга служат для успокоения, устранения препятствий и болезней.

Золотые, серебряные, медные, янтарные, сделанные из семян лотоса или дерева бодхи — увеличивают продолжительность жизни, способствуют развитию мудрости и увеличению духовных заслуг. Чётки из хрусталя, сандала, лотосовых семян или семян бодхи рекомендуются также при проведении практики подношения-пуджи всем благостным (мирным) йидамам (аспектам Просветления) и Гуру-йоге.

Для мистических практик, особенно связанных с гневными йидамами, используют чётки из можжевельника, черного или красного дерева, кости, черного хрусталя, агата, черного коралла.

Монахи-воины нередко носят железные чётки, используя их, в случае необходимости, в качестве подручного оружия.

Встречаются также чётки, выполненные из завязанных особым образом узелков. При этом каждый узелок завязывается с чтением определенных мантр, молитв и выполнением особых созерцаний.

Особо ценятся последователями буддийской традиции Ваджраяны («Алмазной» или Тайной Колесницы) чётки, изготовленные из кости лобной части человеческого черепа. На изготовление таких чёток идет 108 черепов, что возможно лишь в условиях Тибета, где традиционно трупы умерших не закапывают в землю (ввиду отсутствия таковой в горах) и не сжигают (ввиду отсутствия дерева), а оставляют в специальных местах, где трупы быстро расклевываются горными грифами, после которых от трупа остаются лишь череп и кости. Поскольку такие чётки — большая редкость, то чаще встречаются просто костяные чётки (из кости человека или животных), каждая бусина которых выполнена в форме миниатюрного черепа.

«Хвост»
Из цилиндрической бусины выходит «хвост» из нитей, цвет которых часто связан с принятыми обетами в традиции той или иной буддийской Школы. Так, например, черный цвет может означать принятие мирских обетов (санскр.: упасака, тиб.: генен), красный цвет — начальные монашеские обеты, послушник (санскр.: шраманера, тиб.: гецул), жёлтый — полные обеты монашества (санскр.: бхикшу, тиб.: гелонг). «Хвост» может быть двойной — в этом случае одна из его частей символизирует Практику Заслуг, а вторая — Практику Мудрости; либо же они могут символизировать, соответственно, состояние Ясности — шаматхи и Прозрения — випашьяны. То, что обе части выходят из одной бусины — символизирует их единство-недвойственность.

Основание четок (в районе «хвоста» или вместо него) часто украшается одним из тантрических символов из железа, бронзы, серебра или золота. По этому символу можно примерно определить тип тантр, которые практикует владелец четок. Наиболее часто в качестве такого символа встречается ваджра, как общий символ Ваджраяны или дхармачакра — как символ Учения Будды вообще. Гридуг чаще носят ламы (как символ отсечения всякого омрачения) и посвященные в практики гневных йидамов; металлическое зеркало — практики системы Дзогчен; пурбу — посвященные в практики йидама Ваджракилайи и т. д.

После изготовления чётки освящаются Учителем-ламой или самим адептом путем проведения особого обряда. Такие чётки обретают особые магические и энергетические свойства, защищающие их хозяина и способствующие его тантрическим практикам. Эти чётки запрещается передавать посторонним, относиться к ним небрежно или непочтительно. Если чётки приходят в негодность (стираются бусины или шнур), то их заново освящают при ремонте или же — сжигают с чтением мантр. Часто паломники оставляют свои чётки, на которых они начитали 108 тысяч или более мантр в святых местах. Считается, что в этом случае плоды от выполненных практик возрастают, что вполне объяснимо, учитывая ту связь, которая устанавливается между четками и их владельцем в результате систематических практик.

Четки великих Учителей-лам, прославившихся своей святостью и духовными силами, замуровывают в ступы или фундаменты храмов во время их сооружения, вкладывают в статуи Будды и йидамов, помещают на алтарях в качестве реликвий. Часто четки передаются от учителя к ученику из поколения в поколение как знак духовной преемственности.

Не первый раз заходит речь об этом, чтобы ответить разом всем, решил я написать в ЖЖ про чётки. Всё, что смогу:
Эти материалы собраны мной, в основном, на семинаре д-ра Нида Ченегцанг’а в июне 2000 года и на собственном опыте. «Так как при работе с мантрами мы произносим мантры на трёх уровнях – тела, речи и ума, есть и три способа работы с мантрам на этих уровнях. На уровне речи – это произнесение вслух или шёпотом, на уровне ума – визуализация, на уровне тела – перебираем чётки. Чётки отвечают за правильное функционирование энергии мантры на уровне тела, поэтому они очень важны. (Прим. кошк. – Чогъял Намхай Норбу Ринпоче (далее - ЧННР) говорил, что на уровне ума чётки не особо важны, так как важна реализация, а не число мантр. Поэтому, по Его словам, чётки – «только счётный инструмент». ) Так как сила мантр сохраняется в чётках, для разных мантр используются разные чётки. Обычно буддийские чётки называются «МАЛА» и насчитывают 108 бусин (12 месяцев, помноженные на 9 менге). Но существуют и другие варианты. Например, для лечения используются 108 бусин, для обретения мудрости – 108, для могущества – 54 (половина от 108), а для гневных практик – 21. Для особо сильных мантр, которые нельзя повторять много – 7 бусин. В мала есть очень важная часть – «голова чёток», т.е. две головные бусины (иногда бывают три – прим. кошк.). Эта двойная бусина подобна главному божеству в мандале (если три бусины – то проявлениям тела, речи и ума Будды, символизируемыми слогами Ом, А, Хум – прим. кошк.). Две бусины символизируют божество в союзе (яб-юм) , то есть недвойственноть сострадания и пустоты. 108 бусин – символизируют 108 божеств, это полный аспект будда-активности, то есть все возможные действия будды. Так же в танатрах говорится, что существует один главный звук и все остальные (108 звуков) – происходят от него. Дин круг мала задействует все звуки и все виды будда-активности. Если бусин меньше – то сила мантр концентрируется.
Для лечения используются белые или жёлтые мала. Так же полезня хрустальные и стеклянные, (прим. кошк. – такие мала так же могут быть использованы при гадании Мо ). В них видна чистота и ясность. Для гневных практик и контроля энергий годятся красные и чёрные чётки. Часто на мала в 108 бусин отмечают счётные 21-е бусины, выделяя их размером и формой или рельефом. Это могут быть орешки рудракши (на гневных) или большие агатовые бусины «с глазом». Такие агатовые бусины называются «глаз будды» и символизируют мудрость и ясность. Если на чётках есть «глаз будды», то такие чётки имеют так же особую функцию – связь со «взаимозависимым происхождением». Такой вид чёток с «глазами» универсален и может быть использован для любой практики, то есть «для 4-х видов деятельности». Сначала они беловатые и годятся для мирных практик очищения, потом – желтеют и годятся для практик умножения и здоровья, потом – краснеют и годятся для подчиняющих действий, потом – чернеют (становятся тёмно-красными) и годятся для гневных деяний. Индийские йогины используют мала из рудракши. Это хорошие чётки, но обычно их используют нагпа (маги), для исцеления и для обретения могущества. Такие мала подобны дикой лошади, их энергия неукротимая и резкая. Для того, чтобы пользоваться ими, надо обладать способностью укрощать диких лошадей. Если такой склонности нет – то такие чётки не очень хороши (порвёт – прим. кошк.). Чётки, данные тебе учителем, НЕ используются для начитывания мантр. Их надо бережно хранить и хорошо носить на теле.
Очень важна так же нить чёток – её цвет желательно должен совпадать с цветом бусин (бывает, что цвет нити делается тёмно-красный, символизирующий огонь или плетётся пятицветная нить, символизирующая пять перво-элементов – прим. кошк. ). В мирных чётках предпочтительная белая шерстяная нить – она несёт ощущения покоя и мягкости. Отверстия в бусинах должны быть одинаковыми и гладкими, бусины не должны застревать при скольжении по нити, так как это символизирует движение энергии. Есть выражение про нить мала «чин-ва» (?), которое означает «ряд, линия». Это значит, что нить символизирует связь с Учителем, с божествами и буддами, движение энергии в теле. Если бусины застревают при движении, то всё это блокируется. Так же очень важна длина нити. Чётки должно быть удобно перебирать. Если нить слишком длинная, то это приводит к тому, что действие чёток становится медленным. Если нить короткая – блокирует энергию в теле практика. Если слишком широкое отверстие, то бусины болтаются на нити и это создаёт много препятствий. Расстояние между бусинами должно быть индивидуальным - примерно в палец шириной. Нехорошо смешивать разные материалы в одних мала – чётки тогда становятся бусами. Мала нельзя носить напоказ, как украшение, лучше держать их на теле, вдали от посторонних глаз. Если перетёрлась нить – то это довольно плохой знак, такие чётки лучше не использовать, а сжечь или раздать по бусине знакомым. Если бусина сломалась, это очень вредно, её надо сразу заменить на новую. Мала со сломанной бусиной нельзя пользоваться.
Желательно заводить новые чётки, не старые и, конечно, не чужие. Мало ли что читали на них? Мало ли, какие вредные энергии вы получите вместе с ними?
Так же – на мала бывают счётные металлические части. Если они есть то эти «счётчики» должны быть из белого металла, желательно – с изображением ваджра и колокольчика.
Мала нельзя класть на землю, касаться ими собак и кошек, так как они могут потерять силу. Новые мала благословляют специальной мантрой, произнося её 21 раз и представляя, что божество мандалы со свитой растворяется в бусинах.
При начитывании мантр используют правую руку, но в практиках с визуализацией – только левую. (Почти всегда – прим. кошк. ).
При начитывании мантр важно правильное положение пальцев. Большинство мантр начитывают левой рукой, держа мала между большим и указательным пальцем, перебирая бусины «внутрь ладони». Большой палец собирает бусины внутрь, а другое направление – рассеивает энергию. Дойдя до «головы мала», направление меняют, чтобы не рассеивать энергию. (Так же потому, что «прыгать» через «голову мала» - невежливо – прим. кошк. )
1). Мирные мантры читают на уровне сердца.
2). Мантры умножения силы, ума и богатства – чётки перебирают на уровне пупка через средний палец. Это мантры Манжушри, Дзамбалы, Амитаюса и др.
3). Гневные мантры подчиняющей активности – через безымянный палец на уровне полового центра. Это мантры – Гаруды, Хаягривы, Гуру Драгпо и др.
4). Устрашающие мантры – через мизинец на уровне левого колена. Это мантры Ваджракилаи, Ваджракумары, Львиноголовой Дакини. Тут же – можно перебирать правой рукой через безымянный палец на уровне правого колена.
Часто при лечении мантрами используется несколько мантр. После начитывания нужного кол-ва мантр мала надо сложить между ладонями, потереть и «подуть в них мантрой». Тогда сила мантры остаётся в чётках. (прим. кошк. - так же часто «дуют мантрой» на воду, благовония или лекарства. ) После этого свёрнутой мала прикасаются к голове, кланяясь божеству чёток и получая его благословление. (Часто мала просто кладут на голову и оставляют некоторое время там лежать, сидя в медитации – прим. кошк. )
В отношении мала, используемых дл практики божеств, есть свои особенные самайя, обеты:
1). Носить их на себе, так, чтобы мала касались кожи или хранить в специальном мешочке.
2). Нельзя использовать их для гадания (для гадания вообще используют отдельные мала – прим. кошк. )
3). Их нельзя давать чужим людям, чтобы сила не перемешивалась. (Это может быть вредно не только для практика, но и для «чужого дяди» - прим. кошк. )
4). Мала лучше вообще беречь от чужих взглядов, часто перебирают прямо в мешочке. (Мы часто видим, как это делают кришнаиты: они дают всем пример, достойный подражания – прим. кошк. )
По направлению от себя читают мантры при «дог-па». Этим не стоит увлекаться, так как энергия исходит от сердца и рассеивается.
Костяные мала используют редко и для специальных практик, часто – для лечения. Роговые – не надо, это плохо, так как рог очень агрессивен. В любом случае лучше использовать натуральные материалы.
Теперь про размер бусин:
1). Мирные и для лечения – с вишнёвую косточку (с ноготь мизинца)
2). Гневные – с ноготь большого пальца ноги.
На одних чётках можно начитывать разные мантры, особенно на «глазчатых» или с «треугольником», но часто для разных мантр заводят разные мала. Таким образом, мпрактик может иметь минимум две мала – для гневных и мирных, а часто – и целую кучу мала для каждой мантры отдельно, в отдельном мешочке.
При практике мантры на мала есть свои обеты для сохранения энергии:
1). Нельзя пустословить, лгать и ругаться. Нельзя создавать проблемы речью. Иначе энергия речи повреждается.
2). Не есть - лук, чеснок, редис, имбирь, вино, мясо, пересоленную пищу; нельзя курить.
3). Если случится съесть пересоленное – 21 раз читать соответствующую строчку санскр. алфавита (али-кали) – Ка-КхА-Га-ГхА-НгА
- от лука и чеснока – Ца-ЦхА-Дза-ДзхА-Ня
- от редиски – Та-ТхА-Да-ДхА- На
- а от мяса и вина – весть али-кали 21 раз.
(конечно, не них надо иметь передачу, а то мантры али-кали не будут иметь силы - прим. кошк. )
4). В месте для мантр не должно быть собак и кошек.
5). Читая мантру нельзя прерываться на разговоры.
6). Если в круге мантр случиться икнуть-чихнуть-пукнуть-высморкаться-зевн уть-закашлять – то это круг не считать, энергия улетела.
7). Нельзя есть языки животных.
8). Голос при начитывании мирных мантр не должен быть громким. Для умножающих – чуть громче. Для подчиняющих – ещё громче, а для гневных – кричать. (Прим. кошк. – ЧННР рекомендует читать мирные чуть слышно, а гневные – мысленно, чтобы не создавать себе препятствий ).
9). Скорость – умеренная, чётко произносить все слоги.
10). Прямая спина!
11). Мантры для лечения – лицом на восток; увеличения – на юг; подчиняющие на запад; гневные – на север. Но: мантры Падмасамбхавы – на ЮЗ, а мантры З.Тары – на север.»
Записано в День Дакини месяца водяной птицы года деревянного петуха мной, кошкопёсом. Да будет благоприятно!

Буддийские четки (на санскрите - "мала") используются при выполнении различных религиозных ритуалов, в том числе для подсчета мантр, а также для других аналогичных целей (с помощью четок удобно считать количество сделанных поклонов, прочтенных мантр и т.д.). Дословный перевод слова "мала" - гирлянда. Первое документальное свидетельство о появлении четок в буддизме относится к третьему веку нашей эры.

Камни для буддийских четок (также их называют бусинами) изготавливаются из различных материалов (дерево, семена растений, металлы, драгоценные и полудрагоценные камни и т.п.). Камни нанизываются на специальную нить (шнур), концы которой соединены между собой, образуя замкнутый круг, что является одним из негласных религиозных символов: старое переходит в новое, а потом опять уходит в прошлое, давая жизнь новому.

Очень часто в буддизме учителя передают свои четки ученикам, что символизирует преемственность поколений. Такие четки оберегают от посторонних людей, считается, что прикосновение к ним постороннего человека может их осквернить.

Количество бусин в буддийских четках

Самые распространенные четки в буддизме - это четки, состоящие из 108 камней (бусин). Как правило, такие четки разделяются камнем большего (или меньшего) размера через каждые 36 камней (камни-разделители могут быть из самого разного материала). Реже встречаются четки из 54, 36 или 18 камней. В некоторых направлениях буддизма используются четки, состоящие из 32, 27 или 21 камня.

Материалы для буддистских четок

Очень большое значение в буддистских четках уделяется материалу, из которого они сделаны. Так четки, сделанные из можжевельника, способны защитить своего хозяина от самых темных сил и оградить человека от встречи со злыми духами и другими проявлениями темной стороны. Аналогичный защитный эффект приписывают и четкам, сделанным из красного коралла. Вообще материал, из которого изготовлены четки, в буддизме крайне важен. У многих верующих есть по несколько четок, каждые из которых предназначены для определенной жизненной ситуации или религиозного ритуала. Перечислим самые распространенные материалы, которые используются при изготовлении буддийских четок.

Красный коралл . Как я уже отмечал выше, четки из красного коралла являются мощнейшим оберегом от всего темного и нечистого. Обладая такими четками вы можете не беспокоиться о воздействии нечистой силы, для нее вы будете просто неприступны. Кроме этого красный коралл защитит вас от любого эмоционального негативного воздействия со стороны окружающих людей.

Лазурит . Особо ценится лазурит темно-синего цвета. Четки, сделанные из этого камня, также как и четки из красного коралла, станут оберегом для своего владельца. Темно-синий лазурит способен скрыть человека от злых духов.

Можжевельник . Четки из можжевельника отводят все нехорошее. Важный момент - владелец таких четок должен хотя бы один раз в сутки держать их в руках, в противном случае их защитное действие пропадает.

Горный хрусталь . Четки из горного хрусталя, по мнению буддистов, помогают справиться с любыми болезнями и способствуют достижению внутренней гармонизации человека.

Жемчуг . Жемчужные четки помогают преодолевать любые препятствия на пути к вашей цели. Обладатель жемчужных четок всегда добивается своего.

Сандаловое дерево . Четки из сандалового дерева рекомендованы тем людям, которые не могут отрешиться от каких-то мирских проблем. Сандал помогает избавиться от мирских мыслей на время чтения мантр.

Золото . Четки, изготовленные из золота, способствуют долгожительству, обладатели таких четок редко живут меньше 90 лет, как правило, они не болеют никакими хроническими заболеваниями.

Медь . Четки из меди помогают человеку проникнуть в суть вещей и понять истинное мироустройство.

Серебро . Серебряные четки делают человека более мудрым и помогают принять правильное решение даже в самых сложных ситуациях.

Семена лотоса . Четки из семян лотоса используются в различных духовных практиках, направленных на внутреннее очищение. Именно четки из семян лотоса помогают быстро войти в транс.

Семена бодхи . Четки из семян бодхи широко используются в Гуру-йоге.

Черный коралл . Четки, изготовленные из черного коралла, используются в различных мистических практиках у буддистов.

Железо . Четки из железа в буддизме, как правило, являлись одним из атрибутов воинов-монахов. При необходимости монахи использовали такие четки как достаточно опасное оружие, которым можно было нанести вполне серьезный ущерб противнику (вплоть до летального исхода).

Человеческие кости . В некоторых течениях буддизма очень популярны четки из человеческих костей. Например, в тантрическом направлении Ваджраяны особо ценятся четки, которые делаются из человеческих черепов. Для изготовления четок используются лобные кости, причем для четок из 108 камней необходимо использовать 108 бусин, изготовленных из 108 разных человеческих черепов. В наше время такие четки стали редкостью, их вытеснили четки, изготовленные из человеческих костей (бусины в таких четках обтачиваются в форме человеческого черепа).

Кисть в буддийских четках

Чаще всего в буддийских четках имеется кисть (так называемый хвост). Кисть может быть сделана из нитей какого-то определенного цвета. Кроме этого кисть может быть собрана из тех же бусин, из которых собраны сами четки. Цвет кисти (когда кисть изготавливается из нитей) очень важен и несет определенный смысл. Например, черная кисть говорит о том, что обладатель четок отрекся от всего мирского и начал служить высшим силам. Четки с красными кистями может носить как монах, так и человек, только начавший свой путь в буддизме. Четки с желтой кистью свидетельствуют о просветленности их владельца и символизируют уровень его отрешения от мира людей.

Кроме цвета имеет значение и количество кистей. Кисть может быть одинарная, либо двойная.

Использование четок

Ежедневно обычный верующий, исповедующий буддизм, перебирает четки от пяти до двадцати раз. Религиозные наставники делают это значительно чаще (до нескольких сотен раз в день).

PS. В нашем магазине вы всегда можете купить буддийские четки , сделанные из натуральных камней, которые были обработаны в "Мастерской Морозова ".

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы будем с вами исследовать очень интересную тему — виды деревянных буддийских четок. Мы узнаем, почему они играют такую важную роль в буддизме, каким образом и из каких материалов их изготавливают и какое значение они несут.

История возникновения

Четки впервые появились в Индии во втором тысячелетии до нашей эры. В ту пору их использовали монахи во время чтения мантр для собственной концентрации внимания. Перебирание бусин способствовало активизации ума и препятствовало засыпанию во время совершения длительных обрядов.

Впоследствии четки распространились по всему миру, и появились также мусульманские, христианские и католические четки. Выглядят они немного иначе и имеют свои индивидуальные особенности.

В буддизме четки нужны для того, чтобы отсчитывать количество прочитанных мантр и молитв, а также число ритуалов и поклонов, которые были сделаны.

Итак, давайте для начала подробнее узнаем про их строение.

Конструкция и количество бусин

Классические четки представляют собой бусины надетые на шнур, один конец которого соединен с другим концом, образуя круг.

Состоят они из 108 бусин. 109-я бусина скрепляет концы четок, ее называют бусиной Бога. К этой бусине могут приделывать «хвост» из нитей.

Нити могут быть разного цвета, в зависимости от разных традиций буддиских школ. 36-я и 72-я бусины называются разделителями, и они бывают отличного от остальных бусин размера — большего или меньшего.

Почему же именно 108 бусин? Существует множество версий, но основной считается следующая: 108 — это количество мирских страстей и желаний человека, которые мешают ему выбраться из бесконечного числа перерождений и достичь духовного просветления.

Также четки могут состоять из чисел кратных 108: 54, 27, 21, 18. Бывают они и в виде браслетов на руку — количество бусин в них может быть меньше (если они сделаны в один оборот), или такое же.


Материалы

Четки являются амулетом, охраняющим своего хозяина от злых духов и отрицательной энергии, поэтому для их изготовления используются совершенно разные материалы, в зависимости от цели, которую хочет достичь практикующий.

Они могут быть выполнены из дерева (сандал, можжевельник, самшит, ниим), драгоценных или полудрагоценных камней, золота, серебра, и даже костей человека и животных. Материал зависит от традиций и особенностей разных школ индуизма и буддизма.

Например, шиваисты используют рудракшу для четок, вайшнавы — туласи и ниим, шакты — кристаллы, металл, буддисты — можжевельник, сандаловое дерево, семена лотоса и семена дерева Бодхи, а буддисты Тибета — кости, драгоценные или полудрагоценные камни.


Виды деревянных четок и их значение

Существуют поверье, что четки из разных материалов несут в себе различные целебные свойства, оказывающие влияние на организм человека. Узнав их, можно подобрать малы специально для себя. Давайте же рассмотрим самые известные виды деревянных четок и их качества.


Четки из других материалов

Четки из следующих материалов менее распространены, по-видимому, в силу меньшей доступности самих материалов.

Например, таковыми являются четки из человеческих костей. Они довольно популярны в тантрической форме буддизма. Изготовление их возможно благодаря правилу, существующему в Тибете - умерших там не закапывают в землю, а относят на специальные кладбища.

Традиция таких четок берет свое начало в древней добуддийской религии Тибета - бон. Тогда они принадлежали самым могущественным шаманам.

Считается, что медитация с ними - особенная, способная наделить человека очень большой силой.


Если такие малы сделаны из лобной кости черепа, то они обладают особой ценностью, т.к. именно в этой области находится «третий глаз». Чтобы изготовить их из 108 бусин, нужны 108 различных черепов. Очень часто вместо бусин делают изображения маленьких черепов.
Также четки изготавливают и из костей яков — животных, обитающих в горах Тибета.

Монахи-воины делали четки из железа, и при необходимости использовали их в качестве оружия.

Четки из золота способствую продлению долголетия, а серебряные даруют своему хозяину мудрость и умение действовать в непростых ситуациях.

Четки, сделанные из черного коралла, используются в мистических обрядах буддистов.

Малы из жемчуга очень подойдут женщинам, т.к. жемчуг — камень, обладающий женской энергетикой, он помогает раскрыть творческий потенциал носительницы, успокаивает и дарит радость.


Четки из кварца очищают ум, душу и тело, а из нефрита помогают устранить негативное влияние.

Заключение

Сегодня мы с вами познакомились с разными видами буддийских четок и подробно рассмотрели целебные качества мал, сделанных из различных пород дерева.
В современном европейском мире четки могут быть не только религиозным или духовным атрибутом, но и прекрасным этническим украшением, которое добавит изюминки вашему внешнему виду.