Русский язык трудные случаи пунктуации. Правила пунктуации в сложном предложении Трудные случаи пунктуации примеры

16.08.2020 Радиаторы

Слайд 2

Мы с вами знаем основное правило пунктуации в сложном союзном предложении: все части сложного предложения отделяются друг от друга; если в сложноподчиненном предложении придаточное разрывает главное, оно выделяется запятыми. Однако существует некоторое количество синтаксических ситуаций, в которых это основное правило уточняется или даже отменяется. Например, в сложносочиненном предложении в одном случае части друг от друга не отделяются запятой. Какой это случай?

Слайд 3

Если у частей сложносочиненного предложения есть общий второстепенный член предложения, то запятая между частями сложносочиненного предложения не ставится. Например: Тогда растаяли повара и развалился театр с занавесом.

Слайд 4

Обычно запятая в сложноподчиненном предложении ставится перед подчинительным союзом независимо от того, является ли этот союз простым (что, чтобы, когда, пока…) или сложным (несмотря на то что, с тем чтобы, в то время как, с тех пор как, потому что, оттого что…) но бывает, что часть сложного подчинительного союза произносится с особой интонацией и отходит к главному предложению иными словами происходит расчленение сложного союза, тогда запятая ставится перед второй частью союза, а перед первой уже не ставится. Расчленение союза происходит – Если перед ним стоит отрицательная частица не, другие частицы или вводное слово; Например: Я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда.

Слайд 5

Если в предложении следуют два союза: сочинительный и подчинительный, то между ними ставится запятая в том случае, если далее не следует вторая часть союза то Например: Вцепившись в портфель влажными, холодными руками, финдиректор чувствовал, что, если еще немного продлится этот шорох в скважине, он не выдержит и пронзительно закричит. Воланд был встречен домработницей Груней, которая объяснила, что сама она только что пришла, что она приходящая, что Берлиоза дома нет, а что если визитер желает видеть Степана Богдановича, то пусть идет к нему в спальню сам.

Слайд 6

Бывают сложные предложения, части которых можно считать однородными, поскольку они соединены сочинительными союзами. На такие предложения распространяются правила пунктуации при однородных членах предложения. Например: Маргарита не помнит, кто сшил ей из лепестков бледной розы туфли и как эти туфли сами собой застегнулись золотыми пряжками Потом она, уже переставая что-либо соображать, видела темные подвалы, где горели какие-то светильники, где девушки подавали шипящее на раскаленных углях мясо, где пили из больших кружек за её здоровье.

Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку

Трудные случаи пунктуации

Предложения с однородными членами

Река сверкает ТО голубым, ТО зеленым блеском. В голосе Якова была неподдельная страсть, И молодость, И сила, И какая-то грустная скорбь. Территорию сада украшают КАК лекарственные, ТАК И ценные декоративные растения. В низкой, заметно осевшей избе тепло (однородны одиночное согласованное определение и следующий за ним причастный оборот).

Не являются однородными : сказуемые, выраженные глаголами в одинаковой форме, образующими единое смысловое целое; слова во фразеологических оборотах.

Возьми почитай свежие журналы. Выйди посмотри на лунное сияние. Ни рыба ни мясо. Ни дать ни взять. И днем и ночью шла работа.

Неоднородные определения . В низком солнце кудрявилась молодая осиновая роща (сочетание качественного и относительного прилагательного). Светлые длинные волосы украшали ее лицо (определение характеризует предмет с разных сторон).

Ряды однородных членов . Под ним и перед ним дышало и ревело не видимое в темноте холодное море (однородные обстоятельствава и однородные сказуемые – союз И не является повторяющимся).

Запятая ставится перед одиночным союзом И , если ему предшествует обособленный оборот или придаточное предложение. Он закрыл глаза , привалившись спиной к креслу , И задремал. Вдруг он заметил, что к берегу подплыла лодка , И притаился в кустах.

Стечение знаков препинания : И березовая роща, и могучий дуб, закрывший своим шатром поляну, - все по-своему было прекрасно.

Предложения с обособленными членами

Не выделяется определительный оборот, стоящий перед определяемым существительным : Вдоль заросшего кустами сирени забора мы вышли к калитке.

Выделяется определительный оборот , имеющий значение причины или уступки: Связанный с великим поэтом сердечной дружбой, Жуковский тяжело переживал его гибель (переживал, потому что был связан дружбой – значение причины).

Не разделяются запятой однородные причастные и деепричастные обороты , связанные одиночным соединительным или разделительным союзом: Поражает бескорыстие Плетнева, трудившегося во имя величия русской литературы и понимавшего неповторимость явления Пушкина. Они шли, настороженно посматривая по сторонам и не говоря ни слова.

Не выделяются одиночные деепричастия , стоящие после сказуемого, если они являются обстоятельствами образа действия, а также близкие по функции к наречиям: Он шел прихрамывая. Читать лежа вредно.

Не выделяются выражения со словами НАЧИНАЯ С, ИСХОДЯ ИЗ (их можно опустить без ущерба для смысла): К работе приступаем НАЧИНАЯ С будущей недели . Не выделяются фразеологизмы , в состав которых входят деепричастные обороты: Они слушали его рассказ ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ.

Пунктуация в сложном предложении

Запятая не ставится

Общий второстепенный член в ССП : НА НЕБЕ были звезды и светился молодой месяц. ИЗРЕДКА по дороге проедет скрипучая телега или проскочит мальчишка на лошади с почтальонной сумкой.

Общая придаточная часть в ССП: КОГДА МЫ ВЫШЛИ ИЗ АВТОБУСА, шел неприятный косой дождь и было холодно (выделяется только придаточная часть). ПОКА Я ОПУСКАЛСЯ С ГОРЫ, тучи неожиданно расползлись и выглянул худосочный месяц.

Однородные придаточные в СПП связаны одиночными соединительными или разделительными союзами : Как только снег растает и земля подсохнет, мы двинемся в путь. Полное ощущение, что самой воды нет и рыба плавает в воздухе.

Придаточное предложение состоит только из одного союзного слова: Он хотел что-то спросить, но забыл ЧТО. Это очень важно, и вы сами понимаете ПОЧЕМУ.

В сложных предложениях рядом могут оказаться подчинительный и сочинительный или два подчинительных союза . Между этими союзами запятая ставится, если «изъятие» придаточной части не нарушает структуры предложения и после придаточной части нет второй части двойного союза ТО, ТАК или союза НО:

Трудна борьба с общим мнением, но в этой борьбе меня воодушевляет мысль, ЧТО, ЕСЛИ я достигну цели, мои труды потом оценят. Сравним: Трудна борьба с общим мнением, но в этой борьбе меня воодушевляет мысль, ЧТО ЕСЛИ я достигну цели, ТО мои труды потом оценят.

Глаза у нее были молодые, блестящие, И, КОГДА она во время работы надевала очки, они становились озорными, как у подростка. Сравним: Глаза у нее были молодые, блестящие, И КОГДА она во время работы надевала очки, ТО они становились озорными, как у подростка.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы». А: «П».

«А знаете ли вы какого-нибудь вашего приятеля, которому бы понадобились беглые души?» - спросил Плюшкин, складывая письмо. «П?» - а.

«Мне, однако же, сказывали, - скромно заметил Чичиков, - что у вас больше тысячи душ». «П, - а, - п».

«Прощайте, сударыня, - сказал он, подходя к ручке Маниловой. – Прощайте, почтеннейший друг! Не забудьте просьбы!». «П, - а. – П».


Ставить или не ставить запятую? - вот одна из сложных и неизменно актуальных проблем русской пунктуации. Этой проблеме посвящен данный словарь-справочник, который охватывает свыше полутора тысяч словоупотреблений, сопряженных с трудностями пунктуационного оформления. Это первый в отечественной лексикографии опыт справочника по пунктуации, построенного по алфавитному принципу. Заголовочными в нем являются слова и сочетания, использование которых в письменной речи сопряжено с пунктуационными трудностями. Словарь адресован самому широкому кругу читателей, всем, кто пишет на русском языке, - учащимся школ и лицеев, абитуриентам, студентам, преподавателям русского языка, редакторам и корректорам, специалистам-филологам, переводчикам.

А.
АВОСЬ, частица
Не требует постановки знаков препинания.
Авось на память поневоле // Придет вам тот, кто вас певал... А. Пушкин, Ел. Н. Ушаковой. Да ведь авось и там-то, в Европе-то, тоже давили немало - монголы-то всякие. И. Бунин, Деревня. Старшина предложил переждать часа два, авось опять разойдется. В. Быков, Дожить до рассвета.

А ЕЩЁ, союз (в восклицательном предложении)
Употребляется с оттенком укоризны, иронии, осуждения для присоединения предложения или части сложного предложения, которые содержат указание на то, чему не соответствует информация, сообщаемая в предыдущей части. После слов «а ещё» знак препинания не требуется.
Ты ведь трус, а ещё капитан! Ф. Достоевский, Бесы. До чего же вы пугливы... А ещё девушек беретесь провожать! Е. Мальцев, От всего сердца.

А ИМЕННО, союз
А. Вводит в предложение пояснительные члены - слова или словосочетания, которые конкретизируют то, о чем говорится до союза. Пояснительные члены предложения, присоединяемые союзом «а именно», обособляются.
В двадцать пятую годовщину первых расстрелов, а именно 29 сентября 1966 года, в Бабии Яр потянулись люди со всего Киева. А. Кузнецов, Бабий Яр. Последний был членом Кабинета министров, а именно товарищем министра информации. В. Аксенов, Остров Крым.
Б. Открывает исчерпывающее перечисление. Перед союзом ставится запятая, а после него - двоеточие.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Структура словарной статьи
Словарь
Приложение 1. Пунктуация при оборотах с непервообразными предлогами
Приложение 2. Пунктуация при вводных словах и сочетаниях
Приложение 3. Пунктуация в конструкциях с составными подчинительными союзами
Алфавитный указатель слов и сочетаний
Список использованной литературы.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Трудные случаи русской пунктуации, Словарь-справочник, Пахомов В.М., Свинцов В.В., Филатова И.В., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Конспект

урока русского языка в 11 «А» классе.

Тема урока «Трудные случаи пунктуации

(Подготовка к ЕНТ)»

Учитель русского языка и литературы – Тюменева В.И.

Цели урока:

    повторение и обобщение знаний по разделу: «Синтаксис простого и сложного предложения»

    закрепление и отработка умений и навыков постановки знаков препинания перед союзом И в простых и сложных предложениях

    закрепление и отработка умений и навыков постановки знаков препинания в БСП.

    закрепление и отработка умений и навыков, связанных с различными видами анализа текста как речевого произведения

    отработка навыков выполнения тестовых контрольных заданий, связанных с анализом языковых явлений, представленных в тексте

    закрепление навыков самостоятельного исследования поэтического текста в рамках обозначенной темы.

Задачи урока:

    активизировать работу учащихся с тестовыми заданиями, заданиями творческого характера на материале предложенных текстов.

    объяснить пунктограммы в простом предложении, ССП, БСП.

    различать ССП и БСП как средство выразительности в тексте.

Оборудование:

    компьютер

    проектный экран

    портреты С. Есенина, А.С.Пушкина

    презентация

    раздаточный материал

Ход урока

I. Озвучивание целей урока: слайд 2. Учитель: « Тексты и стихотворения познакомят вас с особенностями поэтического стиля Есенина, Пушкина. Исследование поэтического и прозаического текстов позволят определить новые возможности ССП и БСП».

2. Звучит фрагмент песни в исполнении Безрукова «Не жалею, не зову, не плачу». На экране пейзажная зарисовка и портрет С.А.Есенина. Слайд 3

3. Работа с текстом. Слайд 4.

Уч ащиеся читают фрагмент статьи известной исследовательницы творчества Есенина А. Марченко.

Вопросы к тексту. Слайды 5-7

1. Выберите наиболее подходящее название для этого текста.

А) Природа в поэзии Есенина

Б) Певец Весны

В) Мир есенинских красок

Г) Последний поэт деревни Ответ: В

2. На какой вопрос нельзя найти в тексте ответ?

А) Чем покорил своих читателей Есенин?

Б) Каковы характерные черты есенинского стиля?

В) С какой целью Есенин использовал цветовые эпитеты в своих лирических произведениях?

Г) Почему Есенин никогда не изображал зимние пейзажи? Ответ: Г

3. В каком предложении используется сравнение?

А) 2 Б) 4 В) 9 Г)8

Ответ: Г

4. В предложении №10 автор использует метафорическое выражение

«эстетический камертон». Какое толкование наиболее точно выражает

смысл этого выражения?

А) Особый «душевный прибор», позволяющий нарисовать такие образы,

которые наиболее полно передают мысли и чувства поэта.

Б) Образное обозначение читательской молвы, мнением которой всегда

руководствовался поэт, работая над своими произведениями.

природе.

насущные социальные проблемы. Ответ: А

5. Среди предложений 8-11 найдите предложение с вводным словом.

Укажите его номер. Ответ: № 9

6. Определите основную функцию союза И в предложениях №1 – 5.

Ответ: связ.однородн.чл.предложения

7. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Читая стихи Есенина,

А) открываешь для себя чарующую прелесть мира, который прежде не замечал.

Б) у нас в душе рождается чувство горячей любви к родной земле.

В) к тебе в сердце приходит какое-то волнующее, трепетное чувство.

Г) перед нами предстают яркие картины родной природы.

Ответ: А

Итог: В чем помогли разобраться тестовые задания к тексту?

4. Работа в группах. Задание: мини-исследование «Трудные случаи пунктуации» (постановка запятой в простом предложении и ССП перед союзом и, составление схем). Выступление представителей групп. Слайды 8-12.

Варианты предложений из стихотворений С.Есенина:

А)В простом предложении между однородными членами с одиночным союзом.

    Люблю я ропот буйных вод(?)

И на волне звезды сиянье.

    Запрокинулась (?) и отяжелела

Б) В сложном предложении между частями ССП , которые имеют общий второстепенный член предложения

    Там синь и полымя воздушней(?) и легкодымней пелена.

(С. Есенин)

между простыми предложениями , связанными одиночным союзом И, так как есть общее придаточное условия

И на ноге внучонка я качала. (С. Есенин)

В) Если союз И соединяет два назывных предложения

    Мелколесье. Степь(?) и дали. (С. Есенин)

Г) Простое предложение, осложнено однородными сказуемыми, связанными союзной связью, однородными обстоятельствами и дополнениями, связанными союзной связью, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

    Потом ты идёшь до погоста (?)и, в камень уставясь в упор,

(С. Есенин)

Д) ССП (, -)

    Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня(?)

И

    Крикну я (?) и мне с горы ответит

Вывод: Анализ поэтических текстов Есенина помогает закрепить правила пунктуации, осознанно их применять.

5. На экране слайды 13-17 с изображением любимых мест, пейзажных зарисовок по мотивам поэтических произведений А.С.Пушкина. Чтение учащимися фрагментов из стихотворений «Осень», «Зимнее утро». Учитель: « В этих стихотворениях Пушкин часто использует БСП и ССП с соединительным союзом и. Это не случайно. БСП и ССП используются как средство выразительности наряду с другими средствами. Цель следующего этапа урока: закрепить знания по пунктуации ССП и БСП, показать их использование как средств выразительности».

6. Слайды 18-19 «Картина И.Е.Репина «Выступление Пушкина на экзамене в Лицее»

Задание классу: Конструирование ССП с соединительным союзом и . Ответы учащихся. Чтение исходного текста и измененного. Что в тексте изменилось?


За столом – многочисленные члены экзаменационной комиссии. (и) Среди них Гавриил Романович Державин. Привстав со своего места и приложив руку к уху, Державин внимательно слушает чтение юного Пушкина.
Пушкин стоит посредине зала в двух шагах от уважаемого всеми поэта. (и) Ему радостно и страшно. В парадном мундире, белых панталонах, высоких сапожках, вытянув вперед правую руку, юный поэт читает с необыкновенным оживлением. (и) Светлое, радостное чувство наполняет всех присутствующих в зале.


Вывод: Сложносочиненные предложения вместе с другими средствами языка помогают художнику слова более точно, полно, эмоционально выразить его чувства..

7. Коллективное исследование поэтических текстов А.С.Пушкина (учащиеся рас

ставляют знаки препинания в предложенных отрывках) Слайды 20-22.

    Он пел любовь - но был печален глас(?)

Увы! он знал любви одну лишь муку…

В. Жуковский

    Я помню чудное мгновенье(?)

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.(К А.П.Керн)

    Потупит их с улыбкой Леля(?)

В них скромных граций торжество;

Поднимет (?) ангел Рафаэля

Так созерцает божество. («Её глаза» 1828)

8.Работа в группах: мини-исследования «Роль БСП в стилистическом своеобразии А.С.Пушкина» Слайды 23-26.

    «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (Аудиозапись)

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.

Печаль моя полна тобою.

Вариант ответа:
1 – е БСП простой и ясной структуры в самом начале стихотворения точно передает общие приметы, как бы опознавательные знаки пейзажа. Это даже не описание природы в полном смысле слова, а именно предельно обобщенное обозначение мест, которые наблюдает поэт, а также указание на время суток: холмы Грузии, Арагва, ночная мгла. Присутствие самого Пушкина кратко обозначено словами: шумит Арагва предо мною.

2 – е БСП состоит из 3 – х частей: две первые части почти не распространены, потому что в них грамматические основы передают настроение поэта, уточняют характер его состояния, а второстепенные члены лишь указывают на того, кто испытывает это состояние.

БСП позволяют кратко и очень четко и выразительно передать возникновение и развитие чувств автора.

Точки с запятой в начале стихотворения подчеркивают отдельность, фрагментарность впечатлений и настроений поэта. Каждая часть БСП здесь произносится на одном дыхании, благодаря этому создаются интонация и ритм, которые будто передают дыхание самого автора.

    Фрагменты из романа «Евгений Онегин» Слайды 27-30

Варианты ответов:

1.На примере романа «Евгений Онегин» можно рассмотреть причинно- следственное значение бессоюзных предложений. Так в XXIX строфе Пушкин говорит о причине любви к балам:

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

И для вручения письма.

Продолжая рассказывать о балах, поэт говорит о двух женских ножках, «которые тревожат сердце», они не оставляют следов на снегу, так как любят «ковров роскошное прикосновенье»:

Взлелеяны в восточной неге,

На северном печальном снеге

Вы не оставили следов:

Любили мягких вы ковров

Роскошное прикосновенье.

2.В главе третьей Татьяна ночью разговаривает со своей няней. В ее ответах мы слышим причину плохого самочувствия:

Не спится, няня: здесь так душно!..

Я не больна:

Я знаешь, НЯНЯ, влюблена.

Оставь меня: я влюблена.

Она темнеющих очей

Не подымает: пышет бурно

Она приветствий двух друзей

Не слышит, слезы из очей

Хотят уже капать; уж готова

Бедняжка в обморок упасть...

Вывод: БСП придают ритмо–мелодические признаки, большую психологическую окрашенность, некоторый налет своеобразной интимности, специальную сжатость, предполагающую со стороны читающего способность схватывать мысли быстрее. Отсутствие союзной связи придает характер живости, естественной разговорности и эмоциональности речи.

9. Подведение итогов. Слайд 31.

    Знаки препинания в простом предложении и ССП перед союзом и;

    Знаки препинания в БСП;

    ССП и БСП как средство выразительности в поэзии С.А.Есенина и А.С.Пушкина.

10 Рефлексия: выступление командиров групп

11. Домашнее задание: анализ стихотворений С.А.Есенина или А.С.Пушкина (1-2), выписать сложные предложения, объяснить пунктограммы, роль ССП и БСП в передаче содержания. Слайд 32.

12. Проверка знаний по пунктуации: индивидуальное выполнение тестов (компьютер)

Приложение

Раздаточный материал

Текст 1

(1) Большой художник, Есенин зажег публику свежестью и яркоцветностью своего творчества. (2) Первых своих читателей поэт пленил тем, что повел по забытой ими прекрасной земле, заставляя ощутить шелк трав, запомнить шепот и тишину природы, всем существом впитать ее запахи.

(3) Есенин залил голубизной рязанские пейзажи, наполнив и поля, и чащобы то нежной, то почти черной синью, по которой мы отчетливо узнаем его руку. (4) Стремясь придать пейзажу звучность, поэт насыщал его малиновым и кумачовым цветами, но пользовался ими редко. (5) Сбереженные рябиновые и алые краски делали стихотворные образы четкими и ощутимыми.

6) Своя судьба виделась поэту в «золототканом цветенье». (7) В желто-золоченом цвете видел Есенин рожок над крышей, долину, освещенную солнцем, и даже зелень деревьев.

(8) Часто пейзаж у поэта был решен в два цвета: синяя полоса близкой реки и желтое пятно дальней рощи, алые, словно зажженные светом огня, одежды Руси и шаль с зеленой каймой, красно-шерстяная верблюдица и желтый горб зари.

(9) Красный, желтый, зеленый и, конечно, синий цвета составили основной колорит пейзажной лирики Есенина. (10) Врожденная точность художественного зрения поэта служила ему эстетическим камертоном.(11) Среди этого буйного многоцветья яснее и легче становилась словесная походка Есенина. (А. Марченко)

Текст 2

За столом – многочисленные члены экзаменационной комиссии. Среди них Гавриил Романович Державин. Привстав со своего места и приложив руку к уху, Державин внимательно слушает чтение юного Пушкина.
Пушкин стоит посредине зала в двух шагах от уважаемого всеми поэта. Ему радостно и страшно. В парадном мундире, белых панталонах, высоких сапожках, вытянув вперед правую руку, юный поэт читает с необыкновенным оживлением. Светлое, радостное чувство наполняет всех присутствующих в зале.

Тексты «Трудные случаи пунктуации»

1. Люблю я ропот буйных вод(?)

И на волне звезды сиянье.

2. Запрокинулась (?) и отяжелела

Золотая моя голова. (С. Есенин)

3. Там синь и полымя воздушней(?) и легкодымней пелена.

(С. Есенин)

4. Но если б дома был ты изначала,

То у меня была б теперь сноха(?)

И на ноге внучонка я качала. (С. Есенин)

5. Мелколесье. Степь(?) и дали. (С. Есенин)

6. Потом ты идёшь до погоста (?)и, в камень уставясь в упор,

Вздыхаешь так нежно(?) и просто за братьев моих (?)и сестёр.

(С. Есенин)

7. Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня(?)

И над пашнею счастливо созревают зеленя.

8 Крикну я (?) и мне с горы ответит

Тексты «Роль БСП в стилистическом своеобразии А.С.Пушкина»

1. На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою.

2. Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма.

3. Взлелеяны в восточной неге,

На северном печальном снеге

Вы не оставили следов:

Любили мягких вы ковров

Роскошное прикосновенье.

4. Не спится, няня: здесь так душно!..

Я не больна:

Я знаешь, НЯНЯ, влюблена.

Оставь меня: я влюблена.

5. Она темнеющих очей

Не подымает: пышет бурно

В ней страстный жар; ей душно, душно;

Она приветствий двух друзей

Не слышит, слезы из очей

Хотят уже капать; уж готова

Бедняжка в обморок упасть...

Тесты « Трудные случаи пунктуации»

Вариант 1

1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

За околицей запели () и мелодия старинной русской песни неожиданной болью отозвалась в душе Владимира.

1) Предложение сложносочиненное, перед союзом И запятая ставится.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Предложение сложносочиненное, перед союзом И запятая не ставится.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

Страна наша богата истинными талантами () и многие виды народного искусства широко известны и высоко ценимы не только у нас, но и за рубежом.

1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.

2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет однородные члены предложения.

3) Запятая на месте скобок не нужна, потому что части сложного предложения, соединяемые союзом И, имеют общий второстепенный член.

4) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И присоединяет повторяющиеся однородные члены предложения.

Старые, загорелые, широкоплечие, дюженогие запорожцы, с проседью в усах и черноусые, засучив шаровары, стояли по колено в воде () и стягивали челны с берега крепким канатом.

1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соединяет однородные члены предложения.

2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения.

3) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет однородные члены предложения.

4) Запятая на месте скобок не нужна, потому что союз И соединяет части сложного предложения, которые имеют общий второстепенный член.

4. Выберите правильное объяснение пунктограммы в данном предложении.

Идешь по весеннему лесу () и удивляешься буйной силе земли, дающей жизнь всему на ней.

1) Предложение сложное, поэтому нужна запятая.

2) Предложение простое, но есть однородные члены, поэтому нужна запятая.

5. БСП, в котором ставится точка с запятой.

6. БСП, в котором двоеточие.

7. БСП, в котором тире.

8. БСП со значением сравнения:

1) Дунул ветер все дрогнуло ожило засмеялось. (М.Г.)

2) Молвит слово соловей поет. (Л.)

3) Пришел июнь на рыбалку плюнь.

4) Назвался груздем полезай в кузов.

9. В каком случае перед союзом И нужна запятая?

1)) Ему хотелось сказать, что в Париж он уже не попадёт и что родины он не увидит.

2) На дворе трубит рог и

3) Окна в сад подняты и

4) Тишина и безлюдье.

10. В каком случае перед союзом И не нужна запятая?

1) Солнце зашло и начало быстро темнеть.

2) Морозило и

и хлеб на полях не поспел!

4) Из окна дует холодом и сыплет снег.

Вариант 2

1. Выберите правильное объяснение пунктограммы в данном предложении.

В тайге жарким летом душно, жарко () и всякий путник вскоре нестерпимо хочет пить.

1) Предложение сложносочиненное, поэтому нужна запятая перед союзом И.

2) Предложение простое, но есть однородные члены, поэтому нужна запятая перед союзом И.

3) Части сложного предложения связаны союзом И, поэтому запятая не ставится.

4) Простое предложение с однородными членами, связанными союзом И, поэтому запятая не нужна.

2. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

С горы открывался чудесный вид на большое озеро в обрамлении остроконечных елей () и каждому захотелось сфотографировать эту картину.

3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Уже в 20-е годы XIX века поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади вдвое и втрое () и стали лучшим средством передвижения.

1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

В доме накрывали стол () и оживленно суетились женщины, разбирая привезенные покупки.

1) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна, так как части сложного предложения имеют общий второстепенный член.

3) Части сложного предложения связаны союзом И, поэтому запятая ставится.

4) Простое предложение с однородными членами, связанными союзом И, поэтому запятая нужна.

5. В каком случае союз И соединяет части ССП?

1) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и светлыми.

2) Мела пурга-метелица и леденила кровь.

3) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.

4) Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.

6. В каком случае перед союзом И нужна запятая?
1) Ему хотелось сказать, что в Париж он уже не попадёт и что родины он не увидит.

2) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.

3) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.

4) Тишина и безлюдье.

7.В каком случае перед союзом И не нужна запятая?

1) Солнце зашло и начало быстро темнеть.

2) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.

3) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.

4) Из окна дует холодом и сыплет снег.

8. БСП, в котором ставится точка с запятой.

1) Лошади тронулись колокольчики загремели кибитка полетела. (П.)

2) Я ждал схватив рогатый сук минуты битвы сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови.

3) Обычай мой такой подписано так с плеч долой. (Гр.)

4) Чин следовал ему он службу вдруг оставил. (Гр.)

9. БСП, в котором двоеточие.

1)Не нагнать тебе бешеной тройки они сыты и крепки и бойки. (Н.)

2) Сыр выпал с ним была плутовка такова. (К.)

3) Товарищ верь взойдет она звезда пленительного счастья Россия вспрянет ото сна… (А.С.Пушкин)

4) Была бы спина найдется и вина.

10. БСП, в котором тире.

1. Вдруг я чувствую кто-то берет меня за плечо и толкает. (Т.)

2.Мне грустно потому что я люблю и знаю молодость цветущую твою не пощадит молвы коварное гоненье. (М.Ю. Лермонтов)

3.Болтун подобен маятнику того и другого надо остановить. (К.Прутков)

4) Упадет луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. (М.Г.)

Разделы: Русский язык

Цели урока:

  • закрепить навыки постановки знаков препинания в сложном союзном предложении;
  • разобрать задания части А (25-26) и В (В4 - В6, В8);
  • помочь детям преодолеть психологический барьер перед ЕГЭ.

Оборудование: тетради, учебники, карточки для самостоятельной работы, текст для анализа.

Ход урока

Но как в грядущем ни темно
И как ни мглисты все дороги,
Мне на таинственном пороге
Одно предвестие дано:
Лишь только сердце бьется верно,
А все земные бури – дым,
Все будет так, как мы хотим,
Лишь стоит захотеть безмерно. Ф.Сологуб

1. По рекомендации психолога, тестировавшего учащихся на психологическую готовность предлагаю вниманию ребят метафору на формирование чувства уверенности. Например, “Всё в твоих руках” и рассказываю им известную притчу.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, - живая или мертвая?” И тогда мудрец, который действительно был умным человеком, сказал: “Все в твоих руках…”

2. Постановка цели.

3. Орфоэпическая разминка (устная)

В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

  • Донизу, включена, лгала
  • Свекла, поручни, взято
  • Деспот, портфель, эксперт
  • Поняли, звонит, отняла.

В каком ряду ударение падает на первый слог?

  • Живность, овен, дзюдо
  • Лечо, дефис, дралась
  • Древко, созыв, оптовый
  • Сливовый, бездарь, статуя
  • Прибрала алфавит, аноним
  • Апостроф, одолжит, ожила
  • Прислала, ломота, израильский
  • Повторит, диалог, диспансер

В каком ряду ударение падает на второй слог?

  • Наврала, ассиметрия, позвала
  • Защемит, приручит, прогнала
  • Замерла, пломбированный, доплыла
  • Партер, доцент, столяр
  • Библиотека, ветеринария, плесневеть
  • Хозяева, избрала, подбодрить
  • Призывник, отключится, ненадолго
  • Подождала, разорвалась, приобретение

В каком ряду ударение падает на третий слог?

  • Надорвалась, изобретенный, определит
  • Недолила, отобрала, разобралась
  • Изорвалась, отозвала, рассредоточение
  • Заперта, псевдоним, мозаичный.

4. Орфографический диктант.

Агрессия, аллегория, аналогия, аристократия, ассоциация, бескорыстный, бесчестный, вбок, вволю, вдобавок, в забытьи, в заключение, видимо-невидимо, вкратце, в меру, в общем, вовек, вовсю, воедино, воистину, вообще, в одиночку, во-первых, в открытую, во что бы то ни стало, впоследствии, восприятие, вправе, впустую, вразрез, вряд ли, вскоре, вследствие.

5. Работа над лексикой.

Сегодня я предлагаю вам познакомиться с лексическим значением слова, употребленным в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” с которым мы работаем сейчас на уроках литературы.

Апокалипсис (буквально “откровение”) – часть Библии, книга Нового Завета, содержащая пророчества о конце света, о страшном суде.

А теперь посмотрим, какие новые слова предложите вы нам (несколько учеников предлагают слова с их лексическим значением).

6. Слово учителя.

Мы с вами знаем основное правило пунктуации в сложном союзном предложении: все части сложного предложения отделяются друг от друга; если в сложноподчиненном предложении придаточное разрывает главное, оно выделяется запятыми. Однако существует некоторое количество синтаксических ситуаций, в которых это основное правило уточняется или даже отменяется. Например, в сложносочиненном предложении в одном случае части друг от друга не отделяются запятой. Какой это случай?

Если у частей сложносочиненного предложения есть общий второстепенный член предложения, то запятая между частями сложносочиненного предложения не ставится.

Например: Тогда растаяли повара и развалился театр с занавесом.

7.

Обычно запятая в сложноподчиненном предложении ставится перед подчинительным союзом независимо от того, является ли этот союз простым (что, чтобы, когда, пока…) или сложным (несмотря на то что, с тем чтобы, в то время как, с тех пор как, потому что, оттого что…) но бывает, что часть сложного подчинительного союза произносится с особой интонацией и отходит к главному предложению иными словами происходит расчленение сложного союза, тогда запятая ставится перед второй частью союза, а перед первой уже не ставится. Расчленение союза происходит

– Если перед ним стоит отрицательная частица не, другие частицы или вводное слово;

Например: Я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда.

8.

Если в предложении следуют два союза: сочинительный и подчинительный, то между ними ставится запятая в том случае, если далее не следует вторая часть союза то

Например: Вцепившись в портфель влажными, холодными руками, финдиректор чувствовал, что, если еще немного продлится этот шорох в скважине, он не выдержит и пронзительно закричит.

Воланд был встречен домработницей Груней, которая объяснила, что сама она только что пришла, что она приходящая, что Берлиоза дома нет, а что если визитер желает видеть Степана Богдановича, то пусть идет к нему в спальню сам.

9.

Бывают сложные предложения, части которых можно считать однородными, поскольку они соединены сочинительными союзами. На такие предложения распространяются правила пунктуации при однородных членах предложения.

Например: Маргарита не помнит, кто сшил ей из лепестков бледной розы туфли и как эти туфли сами собой застегнулись золотыми пряжками

Потом она, уже переставая что-либо соображать, видела темные подвалы, где горели какие-то светильники, где девушки подавали шипящее на раскаленных углях мясо, где пили из больших кружек за её здоровье.

10. Анализ текста.

(1)Боги, боги мои! (2) Как грустна вечерняя земля! (3)Как таинственны туманы над болотами. (4) Кто блуждал в этих туманах кто много страдал перед смертью кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз тот это знает. (5)Это знает уставший. (6) И он без сожаления покидает туманы земли ее болотца и реки он отдается с легким сердцем в руки смерти зная что только она одна успокоит его

(7)Волшебные черные кони и те утомились и несли своих всадников медленно и неизбежная ночь стала их догонять. (8)Чуя ее за своею спиной притих даже неугомонный Бегемот и вцепившись в седло когтями летел молчаливый и серьезный распушив свой хвост. (9)Ночь начала закрывать черным платком леса и луга ночь зажигала печальные огонечки где-то далеко внизу теперь уже неинтересные и ненужные ни Маргарите ни мастеру чужие огоньки. (10) Ночь обгоняла кавалькаду сеялась на нее сверху и выбрасывала то там то тут в загрустившем небе белые пятнышки звезд.

(11) Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. (12) И когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели. (13) Когда же навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли, свалилась в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда.

1. Расставьте знаки препинания в предложениях 4-10.

2. Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в предложениях 1- 9:

1) метафора

2) риторическое восклицание

3) перифраз

4) эпитеты

5) олицетворения.

3. Определите, какой частью речи является подчеркнутое слово.

4. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

____________________________________

5. Среди предложений 9-13 найдите предложение с обособленным распространенным обстоятельством. Напишите его номер

11. Проверка домашнего задания.

Приведите аналогичные примеры из романа “Мастер и Маргарита”, которые

вы нашли дома, читая роман

12. Самостоятельная работа.

Карточка 1.

Я слышу в этой гробовой тишине(1) как скрипят его лакированные туфли(2) и (3) как звенит бокал(4) который он поставил на стол(5) последний раз выпив шампанского. 1, 2, 3, 4, 5. 2. 1, 4,5. 3. 1, 3, 5. 4. 1, 3, 4, 5.

Так (1) что (2) если бы бал продолжался ещё(3) я охотно бы предоставила мое колено для того(4) чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц.

1. 1, 2, 3, 4. 2.1, 3, 4, 3. 2, 3, 4. 4. 1, 3, 4.

Маргарита в больничном плаще(1) мастер в больничном халате вышли в коридор ювелиршиной квартиры(2) в котором горела свеча (3) и (4) где их дожидалась свита Воланда.

1.1, 2, 3, 4. 2.1,3,4. 3. 2, 3, 4. 4. 1, 2.

Карточка 2.

На неё накатила вдруг ужасная мысль(1) что все это колдовство(2) что сейчас тетради исчезнут из глаз(3) что она окажется в своей спальне в особняке (4) и (5)что(6) проснувшись(7) ей придется идти топиться.

1. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. 2. 1, 2, 3, 6, 7. 3.1, 2, 3, 4, 6, 7. 4. 1, 3, 5, 7.

Тут только прокуратор увидел(1) что солнца уже нет(2) и (3) что пришли сумерки.

1. 1, 3 2. 2, 3. 3. 1. 4. 1, 2. 3.

Маргарита поднялась с кресла(1) потянулась(2) и только теперь ощутила(3) как изломано её тело (4) и (5) как хочет она спать.

1. 1, 2, 3, 4, 5. 2. 1, 3, 4. 3. 2, 3, 4, 5. 4. 1, 3.

13. Домашнее задание.

Приготовить аналогичную карточку, выписав предложения из романа “Мастер и Маргарита”.