Можно церковь во время менструации. Почему нельзя с месячными ходить в церковь? Вероятные причины неубедительны

19.10.2019 Теплый пол

Можно ли с месячными ходить в церковь, целовать иконы?

Многие спрашивают у священников: во время «женских дней» можно ли посещать храм, ставить свечи, молиться, приступать к церковным Таинствам? Узнайте в нашей статье

Можно ли с месячными зайти в храм?

Сегодня многие священники говорят, что им часто задают вопрос: во время «женских дней» можно ли посещать храм, ставить свечи, молиться, приступать к церковным Таинствам.



Что говорит Библия о месячных как «женской нечистоте»

Указания о том, как и что делать с месячными, есть еще в Ветхом Завете. Вообще, эта часть Библии, написанная праотцами и пророками, имеет сегодня более историческое значение. С приходом на Землю Христа Он открыл новое понимание Церкви и дал Новый Завет человека с Богом, заключенный в Евангелии.


Поэтому мы можем узнать ради исторического интереса, что в храм Божий нельзя было приходить после смерти родных, тяжелой болезни и рождения детей, не очистившись. Священник должен был совершить особое чинопоследование с омовением над человеком. (Относительно рожениц это сохраняется и сегодня частично - над женщиной через 40 дней после рождения ребенка читают особую молитву в храме, но в храм она входить все равно может).


Во время«нечистоты» женщин запрещалось даже выходить из дому. Это было связано с отсутствием гигиенических средств. Нечистыми были (по сути, так и есть) менструальные выделения, которые могли в прямом смысле загрязнить пол храма.


Подобных строгостей, связанных с внешними моментами жизни, которые считались греховными, в Ветхом Завете немало. Однако Сам Господь опроверг многие из них в Евангелии, сказав, например, что значение дня покоя - субботы - слишком преувеличено, и «не человек для субботы, но суббота для человека». Также в одном из Посланий апостол Павел писал, что все, созданное Богом, прекрасно. Святитель Георгий Двоеслов, автор одного из чинопоследований Божественной литургии, писал, что такова природа женщины, поэтому она может входить в церковь в любом состоянии тела.


Итак, во время месячных женщина может посещать храм.


Если месячные идут - можно ли приступать к Таинствам, целовать иконы? Ответ священников

Этот вопрос часто задают православные девушки и женщины. Да, можно.
По одной из строгих традиций, прикладываться к иконам в это время нельзя. Но современная Церковь смягчает требования к людям.


Во время месячных ставят свечи, прикладываются к иконам и даже приступают ко всем Таинствам: Крещения, Венчания, Миропомазания, Исповеди, - кроме Причастия. Но и в этом случае священник может дать Причастие находящейся в опасности, тяжелобольной женщине.


Также отметим, что разные священники по-разному относятся к Таинствам, которые принимают женщины во время женских дней. Поэтому стоит прежде, чем подходить к Таинствам, предупредить священника. В любом случае, можно попросить благословение у священника в любом состоянии.


Православная Церковь имеет семь Таинств. Все они установлены Господом и имеют своим основанием Его слова, сохраненные в Евангелии. Таинством Церкви называется священнодействие, где с помощью внешних знаков, обрядов незримо, то есть таинственно, откуда и название, людям подается благодать Святаго Духа. Спасительная сила Божия истинна, в отличие от «энергетики» и магии духов тьмы, которые только обещают помощь, на самом же деле губят души.


Кроме того, Предание Церкви говорит, что в Таинствах, в отличие от домашних молитв, молебнов или панихид, благодать обещана Самим Богом и просвещение подается человеку, подготовившемуся к Таинствам верно, приходящего с искренней верой и покаянием, пониманием своей греховности перед Безгрешным Спасителем нашим.


  • Господь благословил апостолов совершать семь Таинств, которые обычно именуются в порядке от рождения до смерти человека: Крещение, Миропомазание, Покаяние (исповедь), Причащение, Венчание (брак), Священство, Елеосвящение (Соборование).

  • Крещение и Миропомазание сегодня совершаются подряд, одно за другим. То есть пришедшего креститься человека или принесенного ребенка помажут Святым Миром - особой смесью масел, которая создается в большом количестве раз в году, в присутствии Патриарха.

  • Причастие следует только после Исповеди. Нужно покаяться хотя бы в тех грехах, которые вы пока видите у себя сами - на исповеди священник, если будет возможность, спросит вас и о других грехах, поможет вам исповедаться.

  • Священник перед рукоположением в священный сан должен вступить в брак или принять монашество (интересно, что постриг Таинством не является, человек сам дает обеты Богу и потом просит Его помочь в их исполнении). В Таинстве Венчания Бог подает Свою благодать, соединяя людей в одно целое. Только потом человек как бы в целости своей натуры может принять Таинство Священства.

  • Таинство Соборования нельзя путать с елеопомазанием, которое совершается за Всенощным бдением (вечерней службой, совершающейся каждую субботу и перед церковными праздниками) и является символическим благословением Церкви. Соборуют всех желающих, даже здоровых телом, обычно в Великий пост, а тяжелобольных весь год - по необходимости даже дома. Это Таинство исцеления души и тела. Оно имеет целью очищение от неисповеданных грехов (особенно это важно сделать перед смертью) и исцеление болезни.


Кому молиться во время тяжелых месячных

Многие женщины страдают от болезненных месячных. В это время почти каждая женщина пребывает в угнетенном состоянии духа, имеет перепады настроения, помимо болей женских органах, может снизиться иммунитет, появиться и другие неприятные симптомы.


Однако для наших святых покровителей, для Матери Божией нет неважных молитв и ситуаций. Вы можете молиться любой святой женщине, своей небесной покровительнице и, конечно, Самой Пресвятой Богородице о помощи.



Царица моя Преблагая, надежда моя - Богородице! Принимающая сирот, странников Предстательница, скорбящих Радость, несправедливо обижаемых Покровительница! Видишь мою беду, видишь и мою скорбь - помоги мне как немощному, накорми меня, как странника. Обиду мою знаешь, избави меня от нее, как захочешь. Я не имею ни другой помощи, кроме Тебя, ни другой Предстательницы перед Богом, ни благой Утешительницы, кроме Тебя, о Богоматерь! Сохрани же меня и покрой во веки веков. Аминь.


Молитвами всех святых и Пресвятой Богородицы да хранит вас Господь!


Накануне большого религиозного праздника Святой Пасхи с новой силой возникают разговоры на тему: можно ли во время ходить в церковь. Ни в одном источнике невозможно найти единого четкого ответа. Не написано в книгах, нет подтверждений, записи или другой памятки, указывающий на существования такого запрета, однако негласно он существует практически везде. Даже служители церкви не могут дать точной информации. По этому поводу существует много толкований с разными мнениями.

Не зная сути первопричины появления поверья, женщине трудно осознанно решить насколько важно его соблюдать.

Считается, что Божий храм могут осквернить три вещи:

  • мертвое тело;
  • смертельная болезнь;
  • истечения.

Читайте в этой статье

Так почему нельзя ходить в церковь во время месячных?

Откуда возник спор

В Ветхом Завете высказывается однозначное отношение, которое перекликается с традициями язычества – женщина во время месячных нечиста и ей нельзя быть в храме. Объяснялось это тремя причинами, самая обыденная из которых – нормы гигиены.

А вот две остальных — чисто духовные, философские. Согласно Ветхому Завету, Адам и Ева совершили грехопадение и потеряли бессмертие, уготованное им Богом. С тех времен человеческая природа стала поврежденной, женская менструация является подтверждением и напоминанием этого факта. Священники, строго придерживаясь нормы о том, что в Божьем храме ничего не должно свидетельствовать о смертности, греховности человека, запретили женщинам с месячными ходить в церковь.

Тема смерти отражена и в третьей причине, согласно которой мертвое тело не может осквернять церковь. А менструацию у женщины расценивают как отторжение мертвой яйцеклетки, выкидыш несостоявшегося зародыша человека.

Во времена Нового Завета меняется понимание божественной принадлежности человека. Иисус Христос, приняв на себя смерть за все грехи человеческие и вновь воскреснув, отрицает важность физического тела в стремлении человека к единению с Богом. В религиозном восприятии остаются только понятия души, духовности, Святого Духа. Поэтому естественное физическое состояние женщины, как говорится «такой ее создал Господь», не может являться препятствием для молитвы или посещения церкви. Подтверждают это словами из учения апостола Павла, утверждающего, что в человеке, созданном Господом ничего нет нечистого и «всякое творение Божие хорошо». Но отсутствие конкретного разъяснения на тему именно менструирующей женщины, не позволяет поставить окончательную точку в раскрытии этой темы в Новом Завете.

Так, на стыке двух направлений религиозных взглядов, и возник этот спор.

Все «за» и «против»

Считается, что поверье, по которому во время месячных нельзя ходить в церковь, сохранилось по инерции с прошлых староверских времен. Мол, по научению старшего поколения, молодые женщины тоже предпочитали придерживаться этой традиции.

Но ведь споры о том, можно ли посещать храм женщине в критические дни ведутся на протяжении всего времени существования христианства, привязывая его к термину «нечистоты». Кстати, это понятие применяют и в других случаях. Считается, что мать должна очиститься после родов. Если родился мальчик, то этот срок в 40 дней, а если девочка – в 60. Кроме того, «нечистым» считают и мужчину во время семяизвержения.

В Святых книгах можно встретить высказывания, поддерживающие этот запрет. Например, Святой Дионисий Александрийский во втором правиле говорит, что женщинам во время очищения нельзя входить в святой храм, и причащаться.

А Святой Георгий Двоеслов утверждал, что нужно разрешать женщинам посещать церковь во время месячных, поскольку они так созданы природой и не виноваты в этом.

Серьезные споры ведутся вокруг истории о женщине с кровотечением, описанной в Новом Завете. Рассказывается, что она притронулась к одеждам Иисуса, когда он на улице лечил других, и от этого исцелилась. Кроме того, сам Спаситель, не отверг ее, заметив это прикосновение, а, наоборот, подбодрил ее словами «Смелее, дочь!».Это можно привести в качестве доказательства, что женщина и в «критические» дни может обращаться к Господу за помощью и благословением. Но этому мнению противопоставляют рассуждение о том, что она касалась только лишь одежды Иисуса, но не его тела. А значит, «нечистой» женщине дозволено далеко не все то, что обычно.

Некоторая ясность была внесена совсем недавно на Архиерейском Совещании, которое состоялось 2-3 февраля этого года. На нем, опираясь на ряд церковных канонов, была закреплена общепринятая практика, которая предписывает воздерживаться от причащения «в состоянии женской нечистоты».

И это уже не суеверие, не древняя традиция, а четко выписанное правило, принятое собранием архиереев Православной Руси, которого должна придерживаться любая благочестивая женщина. Стоит отметить, что возбраняется совершать только самые сокровенные обряды, но не указывается, что нельзя посещать церковь.

Сейчас практически все согласны, что нужно разрешать женщинам посещать храм в критические дни, но если она из благоговения сама постарается избегать таких ситуаций, то ее можно за это ее личное решение.

Что же позволяется женщине в «критические» дни

Получив некоторую ясность в вопросе, можно ли с месячными ходить в церковь, остается открытая дискуссия: что можно делать в святом храме в такой ситуации.

Многие склоняются к мнению, что практически ничего. Запрещается прикасаться к иконам, святым книгам, ставить свечки. Считается, что храм, где совершается только Бескровная Жертва Спасителя нельзя осквернять истечением крови.

Современные средства гигиены практически исключают возможность попадание крови женщины наружу. Таким образом, некоторые священнослужители признают возможность вести себя в церкви во время месячных, как обычно. В любом случае, всегда лучше будет испросить благословения у своего наставника и последовать его совету.

Часто спрашивают: «Можно ли читать молитвы во время месячных?». Здесь никаких запретов нет, наоборот. Церковники утверждают, что если женщина в «критические» дни не молится, то тем самым помимо воли допускает к себе нечистый дух. Значит молитве ничего не может воспрепятствовать.

Стоит ли совершать таинства и обряды

Церковь имеет более строгое отношение к совершению таких обрядов:

  • Чем нежелательно заниматься во время менструации: спортом, сексом, сдавать анализы, диета, лекарства, спиртное, плавание, сауна, баня. ... Можно ли при менструации париться в бане.


  • У каждого поколения есть собственное мнение насчет разных вещей и событий. Например, в древности менструация и церковь считались несовместимыми понятиями.

    С приходом критических дней женщины ограждались от окружающего мира, поскольку являлись нечистыми по мнению священнослужителей. Сегодня ситуация изменилась, и современные занимаются разнообразными делами.

    Но вот спорным остается вопрос, можно или нет посещать храм, когда идут месячные. Рассмотрим эту тему с разных сторон.

    Информация из Ветхого Завета

    Ветхий Завет – это первая часть Библии, составленная до зарождения христианства. С течением времени она стала истоком для противоборствующих религий, которые знакомы современным людям. Это иудаизм и христианство. Святое Писание закрывало доступ в храм нечистым гражданам.

    • Прокаженные.
    • Женщины с месячными и патологическими кровотечениями.
    • Мужчины с больной простатой.
    • Люди, которые прикасались к трупам или имели признаки гнойно-воспалительных заболеваний.

    Также в церковь не было принято ходить после грешных дел, а под это определение попадали многие состояния. Роженицы, подарившие миру мальчиков, могли посещать храм не раньше сорокового дня. Для матерей новорожденных девочек этот срок увеличивался до 80 дней.

    На вопрос, почему женщине нельзя в церковь с месячными, встречается ответ, связанный с гигиеной. Древние женщины не имели прокладок и тампонов и не носили трусов. Получается, что в любой момент кровь могла пролиться на пол. В церкви кровотечение недопустимо. Уборщики священных помещений тоже не хотели вымывать чужую кровь, поскольку контакт с этой жидкостью приравнивался к грешному делу. Одноразовых перчаток тогда не было.

    Благодаря прогрессу у женщин появилось удобное нижнее белье, прокладки, тампоны и менструальные чаши. Теперь уборщикам не приходится дезинфицировать полы после таких посетительниц и никто, кроме самих дам, не соприкасается с нечистотами. Таким образом, церковь и месячные у женщин совместимы в современном мире.

    В период Ветхого Завета многие явления рассматривались с физической точки зрения. Испачканное тело человека считалось нечистым. Женщинам возбранялось ходить с месячными в церковь и общественные места. Несколько дней она должна была находиться в одиночестве.

    Менструация и церковь: какие существуют запреты сегодня

    С появлением Иисуса Христа и Нового Завета в церковных канонах произошли перемены. Сын Девы Марии акцентировал внимание народа на духовном, а физическое отодвигал на второй план. Если человек был чистым внешне, но его душа оставалась черной, Иисус делал все для того, чтобы тот избавился от греха.


    Храмы продолжали существовать, но святость уже переносилась с земли в человеческие души. Христос уравнял мужчин и женщин и повелел их душам стать храмами божьими.

    Рассматривая тему, можно ли с месячными ходить в церковь, приведем один интересный факт, который изменил мнение староверов. Однажды больная женщина с сильным кровотечением пробралась сквозь толпу и коснулась рукой одежд Иисуса. Он почувствовал отток энергии, однако не рассердился и произнес: «Вера твоя спасла тебя, женщина!» И с того дня сознание населения стало меняться.

    Приверженцы Ветхого Завета продолжали настаивать, что женщины при месячных не должны ходить в церковь. Последователи Иисуса отказались от этого правила и начали жить по Новому Завету. Таким образом, пролившаяся прилюдно женская кровь дала начало новой жизни.

    В католической церкви менструация давно не воспринимается как скверное явление. Естественный процесс сегодня можно скрыть от посторонних глаз благодаря качественным средствам гигиены. Если возникает потребность посетить храм, женщина может сделать это в любой день.

    Однако священники запрещают находиться в церкви с месячными при совершении трех обрядов:

    1. Исповедь.
    2. Крещение.
    3. Венчание.

    Табу имеет физическое объяснение. При крещении девушка не может погружаться в воду из гигиенических соображений, т. к. жидкость испачкается, а в половые пути проникнут болезнетворные микробы. Процесс венчания длится долго, прерывать его нельзя. Если кровотечение сильное, у невесты не будет возможности сменить прокладку или тампон. Ритуал могут испортить обмороки новобрачной, поскольку критические дни у некоторых девушек сопровождаются слабостью, тошнотой и головокружениями.

    Таинство исповеди затрагивает психоэмоциональную часть женского естества. В дни менструации девушка ранима и уязвима. В процессе беседы она может наговорить лишнего священнику и сожалеть об этом впоследствии. Как сказал один батюшка, «женщина невменяема при месячных».

    Почему женщины с месячными считались в старину «нечистыми», объясняет преподобный Никодим Святогорец. Такое определение представительницам прекрасного пола Бог дал для того, чтобы в критические дни мужчины избегали совокупления.

    Что говорят священники

    Спросите у разных священников, можно ли заходить в церковь при месячных, и вы услышите противоречивые ответы. В одни храмы женщины приходят на богослужения в критические дни, в другие – нет. Перечитывая Священное Писание, находим, что Богу важна духовность человека, тело и его процессы второстепенны. Если девушка соблюдает заповеди Всевышнего, она не согрешит своим приходом в церковь с месячными.

    При беременности и после родов храм посещать тоже можно.


    Некоторые мамы желают окрестить деток сразу после выписки из роддома или приглашают священников непосредственно в роддом. Если младенец очень слабенький, крещение поможет ему окрепнуть. Батюшка без страха прикасается к родильнице и не считает себя оскверненным по причине контакта с «нечистой».

    Набожным женщинам перед тем, как посетить церковь в дни месячных желательно выяснить заранее, каких взглядов придерживается местный священник, и соответствовать установленным правилам. Истинно верующие в критические дни и первые месяцы после родов могут участвовать в религиозных ритуалах, если допущены батюшкой. Но прикасаться к святыням они не должны.

    Если женщина посещает храм только по той причине, что так принято в определенные праздники, задумываться о месячных ей не стоит. Культовое заведение открыто для всех, но задача прихожан – стремиться к единению с Богом, а не просто стоять в толпе со свечами.

    Григорий Двоеслов говорил о месячных так: если в церкви пришли месячные, это не повод чувствовать себя грешной. Естественный процесс предназначен для очистки организма. Женщину создал Бог, и повлиять на Его волю она не может. Если менструация началась в определенный день, став помехой выполнить запланированные дела, значит, такова воля Божья.

    Священник Константин Пархоменко допускает участие женщины с месячными в обряде Причастия. Но если она уважает Святое Писание и отказывается от обряда, своим поступком заслуживает награды Всевышнего.

    P.S. Стоит ли идти в церковь с месячными, решайте сами. Если душа тянется к Богу или хочется поставить свечку за здравие близких людей или усопших, почему бы это не сделать в критические дни. Человек с чистыми помыслами приятен Богу. Телесные выделения не должны препятствовать единению простого смертного с Высшими Силами.

    О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: «Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…»

    На многих Интернет-форумах опубликованы недоуменные вопросы женщин к священнослужителям, на каком богословском основании в ответственные периоды жизни их отлучают от причастия, а часто даже и просто от хождения в Церковь. Споров по этому вопросу ведется не мало. Меняются времена, меняются и взгляды.

    Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни…

    Как решить этот вопрос? Исчерпывающего ответа нет. Происхождение запретов о «нечистоте» после истечений лежит в Ветхозаветной эпохе, в Православии же этих запретов никто не вводил - они просто не были отменены. Более того, в канонах православной Церкви они нашли свое подтверждение, хотя богословского объяснения и обоснования никто не давал.

    Месячные есть очищение матки от омертвевшей ткани, очищения матки для нового витка ожидания, надежды на новую жизнь, на зачатие. Всякое пролитие крови есть призрак смерти, ибо в крови жизнь (в Ветхом Завете даже более - «душа человека в крови его»). Но менструальная кровь, это вдвойне смерть, ибо она не только кровь, но и умершие ткани матки. Освобождаясь от них женщина очищается. Таково происхождение понятия нечистоты женских месячных. Понятно, что это не личный грех женщин, но грех лежащий на всем человечестве.

    Обратимся к Ветхому Завету.

    В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота – это, прежде всего, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин (есть и другие «нечистые» для иудея вещи: кое-какая пища, животные и проч., но главная нечистота – это именно то, что я обозначил).

    Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

    Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни – все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.

    Человек в моменты проявления, обнаружения этой своей смертности, греховности – должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!

    Так относился к «нечистоте» подобного рода Ветхий Завет.

    Христианство в связи со своим учением о победе над смертью и отказом от ветхозаветного человека, отвергает и ветхозаветное учение о нечистоте. Христос объявляет все эти предписания человеческими. Прошлое – миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет – оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть – Сама воплощенная Жизнь (Ин. 14:6).

    Спаситель прикасается к мертвым – вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф. 9:22).

    Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, – говорит ап. Павел, – что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою » (1Тим. 4:4).

    Здесь апостол говорит о пищевой нечистоте . Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом – свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив, знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.

    Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:

    «Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.

    Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

    Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая – ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

    …Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя ».

    В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов (именно ему принадлежит авторство Литургии Преждеосвященных Даров, которая служится в будние дни Великого поста). Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время – и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:

    «Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..

    Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

    Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать» .

    То есть на Западе , а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.

    На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.

    Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.

    Св. Дионисий Александрийский , в это же время, в середине III века, пишет другое:

    «Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых . Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом ».

    Через сто лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский . Он говорит, что все творение Божие «добро и чисто». «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян. 17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший ».

    По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам «ухищрениями диавольскими», чтобы отвлечь нас от духовной жизни.

    А еще через тридцать лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится ».

    Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны – женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.

    Если мы от памятников канонических и святоотеческих обратимся к памятникам более современным (XVI-XVIII вв.), то увидим, что они более благоприятствуют ветхозаветному взгляду на родовую жизнь, чем новозаветному. Например, в Великом Требнике мы найдем целый ряд молитв об избавлении от скверны, связанной с родовыми явлениями.

    Но все же – почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца . На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым , преподобный отвечает, что на это есть три причины:

    1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.

    2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.

    3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.

    Так отвечает на этот вопрос известный богослов.

    Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»?

    Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься ».

    Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя.

    Но, следует заметить, что в Православной Церкви нет определения на счет женского вопроса гигиены, принятого на Соборе. Есть лишь весьма авторитетные мнения святых отцов (мы их упоминали (это свв. Дионисий, Афанасий и Тимофей Александрийские), включенные в Книгу Правил Православной Церкви . Мнения отдельных отцов, пусть даже очень авторитетных, – это не каноны Церкви.

    Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников всё же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.

    Другие священники говорят, что все это лишь исторические недоразумения и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание – оскверняет человека лишь грех.

    На основе статьи священника Константина Пархоменко «О так называемой женской «нечистоте»

    _______________________________________________________

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)? (Патриарх Сербский Павел (Стойчевич))

    «Еще в III веке подобный вопрос был задан святому Дионисию, епископу Александрийскому (†265 г.), и он ответил, что не думает, что женщины в таком состоянии, «аще суть верныя и благочестивыя, дерзнули или приступити къ Святой трапезе, или коснутися тела и крови Христовы», ибо, принимая Святыню, нужно быть чистым душею и телом . При этом он приводит пример кровоточивой жены, которая не дерзнула коснуться тела Христова, но только края Его одежды (Мф 9:20-22). В дальнейшем разъяснении святой Дионисий говорит, что молиться, в каком бы то ни было состоянии, всегда дозволено . Сто лет спустя на вопрос: может ли женщина, у которой «приключилось обычное женам» причаститься, отвечает Тимофей, также епископ Александрийский (†385), и говорит, что не может, до тех пор, пока этот период не пройдет и она не очистится. Той же точки зрения придерживался и святой Иоанн Постник (VI век), определяя и епитимью на случай, если бы женщина в таком состоянии все же «приняла Св. Тайны».

    Все эти три ответа показывают, в сущности, одно и то же, т.е. что женщины в этом состоянии не могут причащаться. Слова святого Дионисия, что они тогда не могут «приступать к Святой трапезе» в действительности означают — причаститься, потому что к Святой трапезе приступали только с этой целью…»

    Ответы диакона Андрея Кураева и о.Дмитрия Смирнова.

    Ответ о. Димитрия (Смирнова):

    Ответ диакона Андрея Кураева:

    Из поколения в поколение передается строгий запрет на посещение женщинами храма в дни менструации. Одни люди верят в это и строго следят за соблюдением правила. Другие негодуют и возмущаются запретом, думают, почему же нельзя. Третьи, не обращая внимания на критические дни, приходят в церковь по велению души. Так разрешается ли во время месячных ходить в церковь? Кто, когда и почему запретил женщинам посещать ее в эти особые для женского организма дни?

    Создание мужчины и женщины

    Ознакомиться с моментами создания Господом Вселенной можно в Библии в Ветхом Завете. Первых людей Бог создал на шестой день по образу и подобию своему и назвал мужчину Адамом, а женщину – Евой. Из этого следует, что изначально женщина была чистой, у нее не было месячных. Зачатие ребенка и его рождение не должны были быть мучительны. В их мире, наполненном совершенством, не было ничего нечистого. В чистоте было тело, мысли, действия и душа. Но совершенство было недолгим.

    Дьявол воплотился в образ змия и стал искушать Еву, чтобы она вкусила плод с Дерева познания добра и зла. Он обещал ей могущество и знание. Женщина вкусила плод сама и угостила им мужа. Так произошло грехопадение на все человечество. Адама и Еву изгнали из Рая. Бог обрек женщину на страдания. Он сказал, что отныне она будет зачинать и рожать в муках. Именно с этого момента женщина считается нечистой.

    Запреты Ветхого Завета

    Правила и законы были важны для людей того периода времени. Все они были прописаны в Ветхом Завете. Храмы создавались для общения с Богом и для приношения ему жертв. Женщина же не являлась полноправным членом общества, а была дополнением мужчины . О грехе Евы, после которого у нее начались месячные, помнили все. Менструация была напоминанием о том, что женщина натворила .

    Ветхий Завет четко давал ответ на вопрос о том, кому можно, а кому и почему запрещено было посещать Святой Храм. Не посещали его:

    • с проказой;
    • с семяистечением;
    • те, кто прикасался к трупам;
    • с гнойными выделениями;
    • женщины во время менструации;
    • женщины, родившие мальчика – 40 дней, родившие девочку – 80 дней.

    Во времена Ветхого Завета на все смотрели с физической точки зрения. Грязное тело считалось признаком нечистого человека. Женщине во время критических дней запрещалось посещать Храм , а также места с большим количеством людей. Она была далека от собраний народа. Кровь нельзя было проливать в святых местах. Так длилось до пришествия Иисуса Христа и принесения им Нового Завета.

    Нечистота отменяется Новым Заветом

    Иисус Христос акцентировал внимание на духовном, пытался достучаться до человеческой души. Он пришел, чтобы искупить все человеческие , в том числе грех Евы. Если у человека не было веры, все его дела считались бездуховными. Черные мысли человека превращали его в нечистого, даже при чистоте его тела. Святой Храм стал не конкретным местом на Земле, а перенесся в души человеческие. Христос говорил, что душа и есть Храм Бога и Его Церковь . Мужчины и женщины стали равны в правах .

    Однажды произошла ситуация, которая возмутила всех священнослужителей. Во время нахождения Христа в Храме одна женщина, страдающая много лет от кровотечения, прошла сквозь толпу к нему и прикоснулась к его одеждам. Христос, почувствовавший ее, обернулся и сказал, что ее вера спасла ее. С этого времени в сознании человечества произошел раскол. Одни остались верны чистоте физической и Старому Завету. Они придерживались мнения, что женщине ни в коем случае нельзя ходить в церковь во время месячных. А те, кто послушался учения Иисуса Христа и последовал вере в Новый Завет и духовную чистоту, перестали придерживаться этого правила. После его смерти вошел в силу Новый Завет. Пролитая кровь стала признаком начала новой жизни.

    Ответы священников на вопрос о запрете

    Так можно ли ходить в церковь во время месячных?

    Католические священники давно решили для себя вопрос о посещении женщиной церкви в критические дни. Они считают месячные естественным явлением и не видят в них ничего плохого. Кровь давно перестала проливаться на полы церкви, благодаря современным гигиеническим средствам.

    А вот православные священники не могут прийти к единому мнению. Одни говорят, что женщине нельзя заходить в церковь во время месячных. Другие говорят, что приходить можно, если этого требует душа. Третьи разрешают женщинам во время менструации приходить в церковь, но ставят запрет на некоторые священные таинства:

    1. венчание;
    2. исповедание.

    Запреты по большей части связаны с физическими моментами . По гигиеническим соображениям во время менструации нельзя опускаться в воду. Не очень приятно смотреть на кровь, перемешивающуюся с водой. Венчание происходит долго и ослабленный организм женщины во время месячных может его не выдержать. Часто происходят обмороки, женщина испытывает слабость и головокружение. Во время исповеди затрагивается психоэмоциональное состояние женщины. А в период месячных она пребывает немного в неадекватном состоянии. Поэтому, если женщина решит исповедаться, она может сказать то, о чем будет долго жалеть. Вот почему нельзя исповедоваться во время месячных.

    Можно ли ходить в церковь во время месячных или нет

    Современность смешала в себе грешное с праведным. Никто не знает истоков этого запрета. Священники перестали быть теми духовными служителями, которыми они считались во времена Ветхого и Нового Заветов. Каждый воспринимает информацию так, как ему удобней. Церковь – это помещение, такое же, как и было и при Ветхом Завете. Отсюда следует, что все должны придерживаться правил, установленных в те времена. При месячных нельзя ходить в церковь.

    Но современный демократический мир внес свою поправку. Если учесть, что грешным считалось пролитие крови в храме, то в настоящий период времени эта проблема полностью решена. Средства гигиены, такие как тампоны и прокладки, хорошо впитывают кровь и не дают ей протечь на пол священного места. Женщина не является нечистой. Но тут тоже есть обратная сторона. Во время менструации женский организм самоочищается. А это значит, что женщина все-таки является нечистой, и ей нельзя посещать церковь во время критических дней.

    Но ей на помощь приходит Новый Завет и его чистота души. А это значит, что если душа испытывает потребность прикоснуться к святыне, почувствовать Божественную поддержку, то прийти в храм можно . Даже нужно! Ведь Иисус помогает именно тем, кто искренне верит ему . А чистота тела не играет в этом большой роли. Тем, кто придерживается правил Нового Завета, ходить в церковь во время месячных не возбраняется.

    Но и тут есть поправки. Раз Церковь и Святой Храм находятся в душе человека, то ему совсем необязательно приходить в определенное помещение за помощью. Женщина может помолиться Богу в любом месте. И если мольба идет от чистого сердца, то ее услышат намного быстрее, чем при посещении храма.

    Итог

    Никто не может сказать точно, можно ли ходить в церковь во время месячных. У каждого есть свое мнение по этому поводу. Ответ на этот вопрос женщина должна дать сама, решить, почему она хочет пойти в церковь.

    Запрет как есть, так и его нет. Нужно смотреть на то, с какими намерениями женщина хочет пойти в церковь .

    Если целью посещения является просьба о прощении, покаяние в грехах, то можно идти в любое время и при месячных тоже. Чистота души — это главное.

    Во время критических дней лучше всего размышлять о своих поступках. Иногда во время месячных вообще не хочется никуда выходить из дома. А во время менструации ходить в храм можно, но только если этого требует душа!