Классный час на тему: Поклонимся великим тем годам! Цель: формировать уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины. Задачи: познакомить учащихся с подвигами народа в годы вов; расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне. Сценарий

17 февраля 2016 года в Центральном академическом театре Российской Армии наградили лауреатов премии «Горячее сердце» . 113 ребят стали героями, из них трое - посмертно. Они не похожи на лоснящихся супергероев из голливудских фильмов. Они не проходили закалки в зонах катастроф. Многие из них пока даже не закончили школу. Они — обычные дети, перед которыми вдруг был поставлен выбор: спрятаться и закрыть глаза или…

Александра Коляда

Родилась в 1998 году. Село Бурлаки, Кемеровская область

20 июня 2015 года 17-летняя Александра Коляда возвращалась вечером домой, в село Бурлаки. Машина ехала по трассе Октябрьский — Майский, за рулем сидел друг девушки, который был на 4 года старше ее.

Около 11 часов вечера молодые люди стали свидетелями автокатастрофы: прямо перед ними фургон-рефрижератор задел бортом легковой автомобиль. Тот слетел с дорожного полотна, скатился в кювет и перевернулся. Саша попросила друга притормозить и рванулась к машине. Из лежащей вверх колесами легковушки никто не появлялся. Что делалось в салоне, кто там находился — в потемках было не разглядеть. Как Александра действовала, она не помнит. В голове была только одна мысль: поскорее высвободить водителя из ремней безопасности и оттащить его на безопасное расстояние, пока не взорвался бензобак. Мужчина был без сознания и весь в крови.

«Думала, что это всё не со мной происходит, — вспоминала Саша позже. — Как мотор выключила, не понимаю, ведь водительских прав у меня нет. Разглядывать водителя было некогда. Изо всех сил я тянула его из машины. А он был такой высокий и тяжелый!»

Виновник происшествия только тогда подошел к девушке и предложил свою помощь, когда она уже оттащила пострадавшего от вспыхнувшего автомобиля. Водитель большегруза вызвал по телефону сотрудников ГИБДД и скорую помощь. Молодой спутник Александры из машины так и не вышел.


Только когда спасенный девушкой мужчина оказался в больнице, выяснилось, что она вытаскивала из потерпевшего аварию автомобиля собственного дядю, родного брата отца. В тот страшный момент Саша даже не узнала его. Да и о происшествии никто бы не узнал, поскольку она не считает свой поступок чем-то выдающимся. Подробности случившегося раскрылись на встрече с молодежью инспектора по делам несовершеннолетних. Тогда и выяснилось, что спасительницей водителя была третьекурсница Киселёвского педагогического колледжа Александра Коляда.

При каждой встрече дядя благодарит Александру за спасение. А с тем молодым человеком, который был в машине за рулем, девушка больше не общается…

Арсений Бегунов

Родился в 2008 году. Село Островное, Чукотский автономный округ

Арсений Бегунов живет в селе Островное, в Чукотском автономном округе. Ему семь лет, но уже сейчас его с полной ответственностью можно назвать очень мужественным человеком. Почему?
В весенний день 24 мая 2015 года дети села Островное, пользуясь первыми солнечными днями, с удовольствием бегали и играли на улице. Вот и возле дома, где жил Арсений, гуляли брат и сестра — Дима и Инга Ходьяло. Дети совсем еще маленькие: Диме не исполнилось и пяти лет, а Инге было чуть больше трех. Они так увлеклись игрой, что не заметили, как оказались рядом со старым фундаментом, где из-за сильных дождей образовались ямы, наполненные водой. Заигравшись, Дима нечаянно толкнул сестру. Она не смогла удержаться на ногах и упала в воду. Увидев это, брат сильно испугался и, отчаянно крича, убежал. К счастью, крики Димы услышал семилетний Арсений Бегунов, находившийся неподалеку. Несмотря на свой юный возраст, он понял, что надо срочно спасать Ингу. Мальчик не растерялся. Он осторожно спустился вниз, встал на лежащую поперек ямы доску, схватил малышку за капюшон куртки и, собрав все свои силы, вытянул ее из воды. Потом отвел испуганных детей домой, здесь их успокоили и оказали Инге необходимую помощь.

Михаил Гудков

Родился в 1997 году. Город Улан-Удэ, Республика Бурятия

Весной 2015 года Михаил Гудков, 17-летний житель города Улан-Удэ, находился дома. Переделав все дела, он уже собирался лечь спать. Но заснуть не смог: рядом в квартире громко и надрывно плакал ребенок. Миша решил зайти к соседям, постучал в дверь, но никто не открывал. Между тем детский плач не прекращался. Он толкнул дверь, и она вдруг открылась. От того, что увидел, Миша испытал настоящий шок: в холодной неприбранной квартире находился грудной ребенок, никого из взрослых рядом не было. Он подошел к малютке, дотронулся и понял, что тот очень сильно замерз и, наверное, очень голоден.

Молодому человеку сразу стало понятно, что младенца надо срочно спасать. Он укутал ребенка в одеяло и вызвал «скорую помощь». Пока дожидался приезда врачей, Михаил, чтобы хоть как-то успокоить малыша, налил в бутылочку теплую воду и напоил его.

Осмотрев ребенка, врачи «скорой помощи» приняли решение: младенцу необходима госпитализация. Но у малыша не было ни свидетельства о рождении, ни вообще каких-либо документов.

Быстро собрав вещи, Михаил принял решение ехать в больницу с грудничком. Их разместили в одной палате, и Миша ухаживал за маленьким человечком, кормил и укачивал его, пока тот не успокоился.

Пробыв с ребенком в больнице сутки, Михаил узнал, что тому всего полтора месяца, а проблемы со здоровьем у него, скорее всего, из-за проблем у матери, которая во время беременности и грудного вскармливания могла курить и злоупотреблять алкоголем. В больнице малышу помогли. Только на другой день, убедившись, что после проведенных медицинских процедур здоровью малыша уже ничего не угрожает, юноша вернулся домой.

Данил Галичин

Родился в 2001 году. Погиб в 2015 году. Город Шумиха, Курганская область

21 февраля 2015 года, в день похорон юного кадета, вместе с его родителями плакал весь город…
Данил трагически погиб, когда вместе с друзьями возвращался домой после подготовки к районной игре «Зарница». За миг до смерти он спас двух девушек, оттолкнув их в сторону от дороги, по которой мчался автомобиль-убийца. Но сам отскочить не успел.

«Мы шли немного впереди, по обочине дороги, — рассказывали девушки, которые в тот трагический вечер были вместе с Данилом. — Мы говорили о том, как будем завтра выступать… Предупредить нас о том, что сзади едет машина, он не успел. Может быть, поздно ее увидел. Он вдруг просто шагнул к нам и оттолкнул в сторону… Он был нашим другом, классным парнем, веселым таким…»

«Когда о трагедии узнали в классе, весь первый урок просто вой стоял, плакали очень сильно… Ребята и сейчас плачут», — вспоминает его классный руководитель.

Татьяна Петухова

Родилась в 1999 году. Погибла в 2015 году. Город Балей, Забайкальский край

Город Балей стоит на неглубокой и обычно спокойной реке Унде. Но после затяжных дождей уровень воды здесь сильно поднимается. В половодье река наполняет находящиеся рядом водоемы-озёра, и тогда вместо стоячей воды здесь возникает весьма ощутимое турбулентное (неоднородное) течение с завихрением.

Всё случилось воскресным днем 14 июня 2015 года. Когда после серых дождливых дней наконец-то появилось солнце, жители микрорайона Отмахово (часть города Балей, на левом берегу Унды) поспешили на бывший городской пляж, расположенный на берегу двух соединенных между собой озер. Вот и Таня с подругами отправилась сюда купаться.
Ничто не предвещало трагедии. Все — и семьи с детьми, и молодежь — просто отдыхали. В воде с удовольствием резвились дети и плавали взрос-лые. Татьяна плавала хорошо, потому и заплыла подальше, чтобы никому не мешать.

В какой-то момент, когда было уже довольно далеко от берега, она услышала крики о помощи. Маленькая девочка попала в водяную воронку и стала тонуть. Не раздумывая, девушка бросилась на помощь и тоже оказалась в этой воронке. Из последних сил Татьяне удалось ухватить девочку и выплыть на поверхность воды. Но добраться вместе с ней до берега она уже не смогла — силы были на исходе. Наконец на берегу поняли, что происходит, и поспешили на помощь. Как только Таня передала бесчувственное тело ребенка кому-то на руки, силы окончательно покинули ее…

Даниил Голубев

Родился в 2000 году. Станица Кавказская, Краснодарский край

Сентябрь 2015 года был погожим, и станичные мальчишки не упустили возможности поиграть в футбол. Когда Даниил Голубев, десятиклассник школы № 12 станицы Кавказская, с мячом в руках подошел к товарищам, он увидел жутковатую картину. Ребята стояли в оцепенении вокруг трансформаторной будки (она была рядом с футбольным полем). Внутри ее ограды в судорогах бился Дима Дмитриев, девятиклассник той же школы.

Не колеблясь ни минуты, Даниил выломал в ограде трансформаторной будки калитку и оттащил Диму на безопасное расстояние. А тот уже не дышал. Сами собой в голове Даниила всплыли знания, полученные на уроках ОБЖ. Он попытался нащупать пульс и, хотя его не было, начал делать Диме искусственное дыхание и непрямой массаж сердца, одновременно давая указания своим друзьям, что еще надо сделать.

Как выяснилось, в ожидании футбольного матча Дима пролез под оградой трансформаторной буд-ки и, несмотря на предостережения, забрался на нее. То ли по неосторожности, то ли из-за беспечности он схватился рукой за один из проводов. Посыпались искры, и подросток свалился на землю.
К тому времени как приехала скорая помощь, вызванная одним из мальчишек по указанию Даниила, Дима уже начал дышать. Пока врач делал спасительную инъекцию, Даниил под ритмичный счет медработника продолжал делать другу искусственное дыхание. Когда подоспели родители Димы, скорая уже увозила его в районную больницу.

Как потом пояснили врачи, без своевременно оказанной Даниилом первой медицинской помощи спасти Диму им бы не удалось: от сильного удара током он пережил клиническую смерть…

Магомед Алабаев и Алихан Докалов

Родились в 2002 и 2001 году. Село Горагорское, Чеченская Республика

Новый микрорайон Красноярска на берегу реки Енисей. Красивые дома с подземными парковками, уютные детские площадки, на которых предусмотрено всё, чтобы дети чувствовали себя в безопас-ности. В одном из таких домов живет Вероника.

В начале августа она только что вернулась из поездки по Хакасии. Полная новых впечатлений и счастливая оттого, что ей впервые доверили гулять самостоятельно, — ведь через две недели ей исполнится 9 лет! — Вероника вышла во двор. Здесь под присмотром мам и бабушек играли в песочнице маленькие дети, в том числе пятилетняя соседка Таня. Обычно она гуляла с бабушкой, но сейчас той рядом не было. Вероника со своей подружкой стала качаться на качелях. Все были заняты своими делами, и никто не заметил, как Таня перелезла через перила, ограждающие высокую отвесную стену, под которой был въезд в подземные гаражи…

Вероника рассказывает, как увидела уже за оградой испуганные Танины глаза и побелевшие пальчики, вцепившиеся в прутья перил. В голове Вероники мелькнуло: упадет, разобьется! Не раздумывая ни секунды, она рванулась вниз по ступенькам лестницы, ведущей к гаражам. Только бы успеть! Девочка подбежала к стене, остановилась прямо под Таней и вытянула руки вверх, чтобы ее поймать. И тут пальцы малышки не выдержали, и она камнем рухнула вниз. Весь удар Вероника приняла на себя.

От обрушившейся на нее тяжести и боли девочка закричала. Подбежавшие на крик дети пытались поднять её на ноги, но безуспешно. Потом они позвали папу одного из мальчиков, и он на руках отнес Веронику домой. А Танюша вернулась с прогулки без единой царапинки. Объяснить толком, что случилось, она так и не смогла.

Свой девятый день рождения Вероника отмечала в больнице. Из-за сложного перелома ноги она пролежала там почти месяц и еще полтора месяца провела дома в гипсе. Учебный год для нее начался только со второй четверти…

Даниил Ларин и Илья Курбатов

Даниил родился в 2003 году. Погиб в 2014 году. Илья родился в Родился в 2003 году. Село Игрищи, Ивановская область


Даниил Ларин

На берегу пруда в Игрищах прогуливались две девчушки — второклассница Настя и пятиклассница Наташа. Неподалеку оказались пятиклассник Даниил и шестиклассник Илья. Стоял холодный ноябрьский день, детвора догуливала последние деньки осенних каникул, а взрослые спешили по своим делам…

Худенькая восьмилетняя Настя долго пробовала ножкой лед, потом осмелела и, несмотря на предупреждения проходивших мимо взрослых, ступила на ледяную корку и тихонько пошла к центру пруда. Но неокрепший покров вдруг треснул у нее под ногами, и девочка провалилась в холодную воду. От испуга Настя не могла кричать, она беспомощно барахталась, ломая кромку льда, и лишь раскрытые в ужасе глаза звали на помощь. Это и увидел Даниил.


Илья Курбатов

Пятиклассник, ни секунды не раздумывая, метнулся в полынью, схватил девочку и какое-то время помогал ей удерживаться на поверхности. Но тяжелая одежда тянула ко дну, лед обламывался под пальцами, полынья расширялась. Илья Курбатов, увидев, что другу никак не удается выбраться, бросился на помощь. Ему удалось схватить Настю за капюшон куртки, но Даниила он уже не видел. Наконец, Наташа, придя в себя от ступора, побежала в село за помощью. Сколько прошло минут, прежде чем взрослые прибежали к пруду и смогли подобраться к полынье, неизвестно. Для детей, сражавшихся с холодной водой, эти минуты были вечностью, и всё это время Илья изо всех сил поддерживал Настю на плаву. Ее, почти потерявшую сознание, и Илью вытащили из воды подоспевшие на помощь взрослые, но Даниила нигде не было. Потом старший брат Даниила, Александр, долго нырял в поисках младшего брата. Спасти Даниила, которому лишь месяц назад исполнилось 11 лет, не удалось.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Маленькие герои большой войны. «Не щадя себя в огне войны, Не жалея сил во имя Родины, Дети героической страны Были настоящими героями.» Р. Рождественский.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

А разве не герои – дети, выжившие в ленинградской блокаде? Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей - от младенцев до школьников. Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цехи предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. По карточкам детям выдавали 125 грамм хлеба, изготовленного из целлюлозы, опилок, и только 5% - муки. Тысячи детей умирали от голода.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями: Ордена Ленина были удостоены: Толя Шумов, Витя Коробков; Володя Казначеев; Ордена Красного Знамени: Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук; Единственный в СССР полный кавалер ордена Славы: Коля Власов Ордена Отечественной войны 1-й степени: Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалёв; Ордена Красной звезды - Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович. Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 - медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы». Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Марат Казей...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске... Марат был разведчиком штаба партизанской бригады имени Рокоссовского. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Валя Котик Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеров-ского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой. 16 февраля 1944 года был смертельно ранен, и Родина в 1958 году посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.

14 слайд

Описание слайда:

Зинаи́да Марты́новна Портнова Родилась 20 февраля 1926 года в городе Ленинграде После вторжения гитлеровцев на территорию СССР Зина Портнова оказалась на оккупированной территории. С 1942 года член Обольской подпольной организации С августа 1943 года разведчик партизанского отряда им. К. Е. Ворошилова.

15 слайд

Описание слайда:

Зина Портнова Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

16 слайд

Описание слайда:

Леонид Голиков Родился 17 июня 1926 года в деревне Лукино Псковской области Участвовал в 27 боевых операциях Всего им уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. 24 января 1943 года в неравном бою в селе Острая Лука Леонид Голиков погиб.

17 слайд

Описание слайда:

Леня Голиков Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады... 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

18 слайд

Описание слайда:

Памятник партизану пионеру-герою Лене Голикову перед зданием администрации Новгородской области. Великий Новгород.

19 слайд

Описание слайда:

Аркадий Каманин Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, лётчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А ещё всегда рядом друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти. Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!

20 слайд

Описание слайда:

Надя Богданова Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили. В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты. Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...

МБОУ «Старо- Матакская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевского муниципального района РТ

Маленькие герои большой войны

Астафьева Н.В.

педагог-организатор

детского коллектива

МБОУ «Старо- Матакская СОШ»

Алькеевского муниципального района

Республики Татарстан.

« Маленькие герои большой войны»

(Литературная композиция для учащихся 6-7 классов)

Цели: расширение знаний школьников об участии их ровесников в военных действиях в годы Великой Отечественной войны, воспитание чувства гордости за свою Родину и ее героическое прошлое.

Оформление: Плакат «Маленькие герои большой войны»

Портреты юных героев.

Книжная выставка «Твой бессмертный ровесник».

Эпиграфы:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем…

А. Т. Твардовский «Дом у дороги».

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Р. Рождественский.

Рисуют мальчики войну,

Рисуют танки и катюши,

Висят во всю листа длину

Снаряды желтые, как груши,

Рисуют мальчики бои,

Что им, по счастью, незнакомы,

И берегут они свои

Огнем кричащие альбомы.

Июнь. Клонился к вечеру закат,

И теплой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны

А кончится она лишь в 45-ом, в мае.

Ведущий. Ребята, в 2017 г. наша страна отметила 72 -летие Победы в Великой Отечественной войне. Вы родились, и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками, но Великая Отечественная война 1941- 1945гг., навязанная германским фашизмом, стала для нашей страны небывалым по своей жестокости испытанием.

Война! Что это такое? Какое страшное и непонятное слово! Лето 1941 года началось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились цветы на лугах. Но все изменила война. Она длилась 4 страшных года,1418 дней и ночей. Война принесла нашей стране много горя, бед, несчастий. Она разорила десятки тысяч городов и сел. Война лишила сотни тысяч ребят отцов и матерей, дедов, старших братьев. Унесла более 27 млн. человеческих жизней. Это убитые в бою и умершие от ран, пропавшие без вести…. Воевали не только взрослые, но и дети. 20.000 ребят получили медали «За оборону Москвы», 15.249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда». В те годы быстро взрослели, уже в 10-14 лет они осознавали себя частицей большого народа и старались ни в чем не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и в действующей армии. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них - Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портнова - были удостоены звания Героя Советского Союза.

Один из них Лёня Голиков. Рос он в деревне Лукино, что на берегу реки Поло, которая впадает в легендарное Ильмень – озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады… Был в его жизни бой, который Леня вел один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Лёня – за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Немало было ещё боёв в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Лёня погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года…2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лёне Голикову звания Героя Советского Союза.

Жил мальчик на хуторе Мшинском,

За дальним кордоном лесным,

Когда появились фашисты,

Он стал партизанским связным.

Ходил он, как нищий, по сёлам

С холщовой сумой на плече,

В отцовских ботинках тяжёлых

И мамином рваном плаще.

То в окна стучался немые,

То брёл к старикам на покос.

И танк подрывался на мине,

И поезд летел под откос…

Забылось негромкое имя,

Осталась лишь кличка – Связной.

Он пережил осень и зиму.

Его расстреляли весной…

М. Вайцман.

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Обили была создана подпольная комсомольско – молодёжная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом её комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку, даже находясь далеко за пределами своего родного города, она боролась против врага, приближая тем самым долгожданную победу. Родина посмертно отметила подвиг Зины высшим своим званием – званием Героя Советского Союза.

Кто там улицей крадется,

Кто в глухую ночь не спит?

На ветру листовка вьется,

Биржа черная горит.

Это было в Краснодоне.

В грозном зареве войны

Комсомольское подполье

Поднялось за честь страны.

Не найдут враги покоя,

Не опомнятся никак.

Над управой городскою

Кто-то поднял красный флаг.

И сквозь дали вековые

Эту славу пронесет

Благодарная Россия

И великий наш народ.

Валя Котик родился и вырос в маленьком украинском селе Хмелёвка. Война застала мальчика в городе Шепетовка. В 12 лет он стал членом подпольной организации. Вместе с другими ребятами он собирал на месте боев патроны и оружие, узнавал расположение немецких войск, складов оружия и продовольствия. Вместе со своими товарищами Валя Котик брал в плен «языков», минировал железные дороги, взрывал мосты. 11 февраля 1944 года ему исполнилось 14 лет, и именно в этот день Советская Армия освободила его город Шепетовку. Можно было возвращаться домой, но мальчик решил остаться в отряде.

17 февраля партизаны ворвались в город Изяслав, преследуя отступающих фашистов. Захватили оружейный склад. Валек и ещё несколько партизан получили приказ охранять склад. Валек стоял на посту. Вдруг совсем рядом прожужжала пуля. Ноги мальчика подкосились, он прислонился к стене. На белом маскировочном халате выступила кровь.

Вал Котик посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени, и ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Два года как война идёт

Тринадцать лет герою.

И Валя стал ходить в поход

И летом и зимою.

Уже не дома ночевал,

А спал в землянке мшистой.

У партизан он воевал.

Как папа, бил фашистов.

Заданий легких не просил,

А шел, куда опасно.

Ушанку теплую носил

Он с ленточкою красной.

Совсем как партизан – солдат…

Взглянули бы ребята!

В руках у Вали автомат,

А на боку граната.

Казей Марат Иванович. Родился 29 декабря 1929 года в деревне Станьково Дзержинского района Минской области Белоруссии. В годы ВОВ вступил в партизанский отряд. В первом же бою 9 января 1943 года Марат Казей проявил мужество и отвагу. Будучи раненным в руку, он несколько раз ходил в атаку. Позднее десятки раз проникал во вражеские гарнизоны и достовлял командованию ценные разведывательные данные. Неоднократно участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах. 11 мая 1944 года при выполнении очередного задания около деревни Хоромицкие Лошанского сельского совета юный партизан был обнаружен фашистами, которые взяли его «в кольцо». 14-летний патриот отстреливался до последнего патрона и, не желая сдаваться в плен, гранатой подорвал себя и окруживших его врагов. Похоронен в родной деревне. За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Казею Марату Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Сражались на море, как Саша Ковалев.

Саша Ковалев служил на флоте юнгой. Однажды немецкий корабль окрыл огонь по русскому военному катеру. Снаряд попал в моторное отделение. Образовалась пробоина. Вода хлынула в машинное отделение. Саша своим телом прикрыл пробоину. Машины заработали. Катер ушел от врага. Саша Ковалев погиб, но спас всю команду и военный катер. За мужество и отвагу, проявленную в этом бою, юнга Александр Ковалев был награжден Орденом Красной Звезды.

Ведущий. В небе, как Аркаша Каманин.

Аркаша Каманин мечтал о небе, когда был еще совсем маленьким. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, был прославленным летчиком, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза.

Мальчику тоже очень хотелось летать, но в воздух его не пускали: Подрасти сначала». Когда началась война, Аркаша пришел работать на аэродром.

Он пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Однажды во время воздушного боя вражеский пулей было разбито стекло кабины. Летчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление самолетом, и мальчик сумел довести и посадить самолет на свой аэродром.

После этого Аркадию разрешили всерьез учиться летному делу. Вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился, перенес летчика в свой самолет, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной звезды. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой мечтал о небе и небо покорил!

Миша Куприн- юный герой из села Касилова, что на Брянщине.Он повторил подвиг Ивана Сусанина. Миша был разведчиком у партизан. Однажды его схватили немцы, допрашивали, били, требовали провести в партизанский отряд. Миша молчал. Тогда его посадили в одной рубашонке в сырой погреб. Так продолжалось четверо суток. И Миша нашел выход. Послушаем отрывок из « Баллады о Мише Куприне»

1-й чтец. Четвертые сутки, а выхода нет.

И сил не хватает держаться,

И жалко мальчишке в 14 лет

Вот так вот со всем расставаться.

Воды бы глоточек!

Один бы лишь взгляд

На небо, на рощицы дальние!

Идемте! Я знаю тропинку в отряд,-

Решает разведчик израненный…

Писатель Александр Твардовский находился в гуще фронтовой жизни, собирал материал прямо в окопах, на передовой, так как работал военным корреспондентом.

Стихотворение «Рассказ танкиста»

Был трудный бой.

Все нынче как спросонку.

А как зовут забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду ведрами- не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…

Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен.

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит не выглянуть из башен,-

И кто его поймет, откуда бьет.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился,-столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там в саду…

Да где же, где?... – А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждет.- Влезай сюда, дружище!-

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка- мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырем.

Подъехали.- Вот здесь. –И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даем.

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шел большой пожар.

И, помню, я сказал:- Спасибо хлопец!-

И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Все нынче как спросонку.

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

«2-й ведущий. Мы рассказали лишь о некоторых из тех, кто беззаветно любил Родину и мужественно сражался с фашистами, И ни на миг не дрогнули юные сердца. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что придумай их даже очень талантливый писатель, в это было бы трудно поверить. Но это было! Было в судьбах ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок. Итак, маленькие герои большой войны были повсюду: воевали в небе, на море, в партизанских отрядах, на передовой линии фронта и в тылу.

Сегодня мы учимся у них беззаветной преданности и любви к своей Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости.

Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свои жизни миллионы сынов и дочерей нашей Родины. И среди них те, кому было столько же лет, сколько и вам, ребята, сегодня.

1-й чтец. Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,

Вечную славу поет вам народ!

Смерть сокрушившие, доблестно павшие-

Память о вас никогда не умрет!

2-й чтец. Вечная слав и вечная память

Павшим в жестоком бою!

Бились отважно и стойко с врагами

Вы за отчизну свою!

Вместе. Вечная слава героям!

Слава! Слава! Слава!

Список использованной литературы:

    Казаков А.П., Шорыгина Т.А. Великая Отечественная война // Детям о Великой Победе: Беседы о Второй мировой войне.- М.: Гном и Д., 2005.

2 .Рождественский Р.И. Стихотворения. Поэмы.- Школьная библиотека. Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1981г-112с.

3 Морелева В.А. «Маленькие герои большой войны» Сценарий документальной поэтической композиции. Журнал « Классный руководитель» № 1,2009 г.

4.Кулинич Г.Г. Школьный клуб: Сценарии мероприятий и праздников: 4-5 классы.-М.: ВАКО,2008.-228с.

5.Твардовский А.Т. Поэмы: Избранная лирика.-Фрунзе; Кыргызстан,1985.

Фамилия,имя, отчество Астафьева Нина Васильевна

Телефон сотовый 8 9372870168

Место работы Старо- Матакская сош Алькеевского района РТ.

ул. Пролетарская,11

Домашний адрес : Татарстан,Алькеевский район, село Старые- Матаки, ул. Центральная, д. 18

Должность: педагог-организатор детского коллектива Старо- Матакской СОШ.

Тема мероприятия : классный час « Маленькие герои большой войны»

Паспорт 92- 08 583533

Выдан Территориальным пунктом УФМС России по Республике Татарстан в Алькеевском районе 26.11.2008г.

Номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования

№048-219 336-61.

ИНН 160600176092 серия 16 № 000852474

Е-mail -astafevanina _@mail .ru

Юревич Светлана Викторовна
Должность: воспитатель студенческого общежития
Учебное заведение: ГБПОУ ИО ЧТПрИС г. Черемхово
Населённый пункт: г. Черемхово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Детство, опалённое войной!"
Дата публикации: 03.05.2016
Раздел: среднее профессиональное

Час общения

Тема: Детство, опаленное войной…

Памяти детей, чья жизнь была прервана
Звезда упала и прервалась чья-то жизнь. Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребенка! Совсем недавно он смеялся звонко – Теперь же в небесах лишь след его парит.
Цели и задачи:
Способствовать пониманию событий, происходящих в стране и мире, адекватно оценивать их; развивать потребность в сопереживании, понимании событий, происходящих в государстве и обществе, умении защищать свое достоинство; воспитывать чувство интернационализма и патриотизма, гражданственности, уважительного отношения к народам, населяющим нашу страну, нетерпимости к проявлениям геноцида и экстремизма.
Оборудование:
стенд, фотографии детей
Оформление доски:
На синей ткани нанесены звезды. Над звездами надпись: Звезда упала и прервалась чья-то жизнь. Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребенка! Совсем недавно он смеялся звонко – Теперь же в небесах лишь след его парит. Внизу текста надпись: «Люди должны запретить войну!». На ткани между звездами, фотографии детей, ставших жертвами войн и терактов.
Подготовительная работа:
- учащиеся получают задание и готовят сообщение на заданную тему; - подбираются стихотворения по теме урока; - подбираются фотографии, рисунки по теме; - готовится компьютерная презентация по теме; - подбирается музыкальный материал, видео, телематериал. - составить синквейн на тему «Война».
Ход урока
Учитель: Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребенка. Ребенок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города. Что может быть страшнее смерти ребенка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.
Дети, фотографии которых мы с вами сегодня видим, не допели и не доиграли, их улыбки были стерты взрослой бесчеловечностью и жестокостью в самом начале их жизни. Их родители, дедушки и бабушки уже никогда в своей жизни не были и не будут в полной мере счастливы. Светлой памяти всех детей на планете Земля, погибших в годы войн и в мирное время, от атомных взрывов и от рук террористов и убийц с человеческими лицами и именами мы посвящаем наш урок.
Учащийся:
22 июня 1941 года фашистские захватчики вероломно напали на советское государство. Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родителями, вместо воскресного отдыха, в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на целых 5 долгих лет. Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных и униженных за годы Великой Отечественной войны! А фашистская хроника вновь и вновь демонстрировала в своих киножурналах воскресное утро 1941 года. Первым и главным кадром, восхищавшим фашистских головорезов, был кадр хроники, на котором была изображена убитая девочка с куклой, лежавшая на одной из улиц белорусского города Бреста, первым встретившего войну. Ее лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу, которую недавно подарили родители.
Учащийся:
В южном красивом городе Ростове-на-Дону жил мальчик. Звали его Витя Черевичкин. Самой главной его страстью были голуби. О голубях он знал все. Когда пришли фашисты, мальчик решил тоже бороться с ними. Но не оружием. Его помощниками в борьбе с врагом стали птицы. Голуби, обученные мальчиками, стали бойцами-разведчиками. Они несли бойцам сведения из города, однажды они принесли в расположение советских войск сведения о местонахождении фашистского штаба, который был разгромлен. Фашисты узнали о том, кто помог разгромить их штаб. Мальчика схватили и жестоко убили. Его убили, но память о нем живет и поныне. И многих сегодняшних ростовских мальчишек и мальчишек других городов нашей страны любимое увлечение – голуби. Так хочется, чтобы голуби всегда были птицами – посланниками мира на земле. Учитель: Навечно застыли в строю героев дети, чей взрослый подвиг в годы войны не имеет цены. Их имена и в 21 веке сияют звездами на мирном небе нашей Родины. 20000 ребят получили медали «За оборону Москвы», 15249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда». Мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. О них пойдет разговор.

1-й рассказчик
: Боря Кулешин. Весна 1942 года. На севастопольском причале, у трапа боевого корабля «Ташкент» – мальчишка. Он хочет со всеми вместе бить врага, гнать его с родной земли. Боре было всего 12 лет, но он хорошо знает, что такое война: это родной город в руинах и пожарищах, это гибель на фронте отца, это разлука с мамой, угнанной в Германию. Мальчик уговаривает командира взять его в море, на корабль. Море, бомбы, взрывы. Самолеты бомбят. На борту корабля Боря подает зенитчикам тяжелые снаряды, не зная усталости, не ведая страха. Более 2-х героических лет провел Боря на море, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины.
2-ой рассказчик:
Саша Ковалев. Служил на флоте юнгой. Однажды немецкий корабль открыл огонь по русскому катеру. Снаряд попал в машинное отделение. Образовалась пробоина. Вода хлынула в отделение. Саша своим телом прикрыл пробоину. Машины заработали. Катер ушел от врага. Саша погиб, но спас всю команду.
3-ий рассказчик:
Зина Портнова. Зину война застала в деревне Зуя Витебской области. Ребята создали организацию «Юные мстители». Они помогали партизанам, вели разведку. Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Немцы схватили Зину, пытали, мучили – но она молчала. Во время одного из допросов, Зина ухитрилась схватить пистолет и в упор застрелила фашиста. Ее зверски замучили. Родина посмертно отметила ее подвиг высшей наградой. Ей присвоено Звание героя Советского Союза.
4-ый рассказчик:
Саша Колесников. Саша учился в 3 классе московской школы. Осенью 1943 года он сбежал из дома на фронт. Там он сказал, что у него все погибли, и его приняли воспитанником в танковый корпус. Необходимо было взорвать мост через реку, по которой к немцам шло боевое пополнение, боевая техника. Мост усиленно охранялся, к нему не могли подойти. Но Саша забрался в ящик под вагон и, проезжая по мосту, поджег бикфордов шнур, а сам выпрыгнул в реку. Немцы выловили его из реки, пытали, но ничего не добились и распяли на деревянном кресте. Ему забили гвозди прямо в руки и ноги, молотком били по пальцам. Но партизаны все-таки отбили его у немцев. Саша долго лежал в госпитале. После войны жил в Москве. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
5-ый рассказчик:
Миша Куприн – юный герой из села Касилова, что на Брянщине. Он повторил подвиг Ивана Сусанина. Миша был разведчиком у партизан. Однажды его схватили немцы, допрашивали, били, требовали провести в партизанский отряд. Миша молчал. Тогда его посадили в погреб и продержали четверо суток. И Миша нашел выход: он повел немцев в лес. Поняв, что их обманули, немцы зверски убили мальчика. А было ему 14 лет.

6-ой рассказчик:
Аркадий Каманин – мечтал о небе. Отец его был прославленным летчиком. Мальчику тоже хотелось летать, но в воздух его не пускали. Когда началась война он пришел работать на аэродром. Пилоты доверяли ему вести самолет. Однажды в воздухе во время воздушного боя, летчик был ранен и передал Аркадию управление самолетом. Мальчик сумел довести и посадить самолет. Вскоре он стал летать самостоятельно. Однажды с высоты он увидел наш самолет подбитый фашистами. Под огнем Аркадий перенес раненого летчика в свой самолет и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной звезды. До самой победы сражался Аркадий с фашистами. Юный герой мечтал о небе и небо покорилось ему! Учитель: И не на миг не дрогнули юные сердца. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что придумай их даже очень талантливый писатель, в это было бы трудно поверить. Но это было! Было в судьбах ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок:
Леонид Голиков –
14 лет, Герой Советского Союза, погиб смертью храбрых в бою.
Зинаида Портнова –
15 лет, Герой Советского Союза, юная партизанка, зверски замученная фашистами.
Валентин Котик –
14 лет, Герой Советского Союза, погиб в неравном бою с фашистами.
Лара Михеенко –
12 лет, расстреляна фашистами.
Марат Казей –
15 лет, Герой Советского Союза, окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.
Нина Сагайдак –
14 лет, выполняя задание, попала в руки врагов. Расстреляна фашистами.
Володя Дубинин –
15 лет, выполняя задание в тылу врага, подорвался на мине.
Василий Коробко –
16 лет, погибший от очереди фашистского пулемета.
Александр Ковалев –
13 лет, юнга-североморец, грудью закрывший пробоину в корабле. Этим он спас и корабль, и команду. Если бы они были живы, сколько доброго и светлого они могли совершить за свою жизнь! Их нет, а память людская о них живет. Они пример для сегодняшних детей, всех мальчишек и девчонок нашей страны. Они – пример того, что любовь к Родине, земле, стране не зависит от возраста и количества лет. Она зависит от чувства ответственности и собственного достоинства. На оккупированной гитлеровцами территории создавалась система массового уничтожения населения. Попадали туда и дети. Нацисты творили чудовищные невиданные злодеяния: уничтожали газами, расстреливали, сжигали. Убийство было поставлено на поток.
Учащийся:
5 августа 1942 года. Варшава, столица Польши. Из дома сирот выходит 100 детей. Впереди их учитель – Януш Корчак. По приказу
фашистского командования они идут по улицам Варшавы на вокзал, где их ждет поезд, который направится в фашистский лагерь смерти – Треблинку. Дети идут, не боясь, потому что с ними идет умный и мудрый взрослый, которого они ласково называют «Старый доктор». Поезд набирает скорость. Дети садятся вокруг Старого доктора и прося: «Расскажи нам сказку, доктор!». Он рассказывал им сказки даже тогда, когда всех их поглотила газовая камера лагеря смерти. Они ничего не успели в своей жизни и как чистые ангелы вознеслись на небо, напоминая людям о том, что кошмары и ужасы пережитого ими не должны повториться. Сколько детей прошло через ужасы, ад, и пекло фашистских лагерей смерти. Этот ужас пережили не только дети Варшавы. Бухенвальд, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожженных детских тел и душ. Этого нельзя забыть. Учитель: Внимательно всмотритесь в эти кадры. (отрывки из к-ф «Освенцим») Учащиеся читают стихи: 1. Эта рыжая пыль под ногами ребенка Из костей – не осколки ль, покрытые ржой? Это, может быть, резвые ноги ребенка, Что за белою бабочкой мчался межой; Или ручки, – дитя ими тянется к маме, Обнимая за шею, ласкается к ней… Или был этот щебень большими руками, Что с любовью к груди прижимали детей. Этот пепел, который разносится с ветром, Был глазами, смеялся и плакал порой, Был губами, улыбкою, музыкой, светом, Поцелуями был этот пепел седой. 2. Был сердцами, тревогой, радостью, мукой, Был мозгами, сплетеньем извилин живых, – Слово «Жить» до конца, словно буква за буквой, Точно белым по черному вписано в них. Эти волосы – локоны, косы и пряди, Что навалены мертвой, косматой горой, Кто-нибудь расплетал и взволнованно гладил. И сухими губами касался порой. Чистый трепет сердец, вдохновенные речи, Золотые надежды, сияние глаз… Крематориев страшных горящие печи. Пепел…пепел…Лишь пепел остался от вас…
Учитель: Пережив даже такую страшную войну, мир продолжал страдать от варварства взрослых. 6 и 9 августа 1945 года наступила новая эра вандализма и агрессии. Американские самолеты сбросили свои атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. Взрыв был похож на огромный гриб. Светлая жизнь людей в одно мгновение стала черной. Атом превратил Хиросиму в мертвый город. Но не только город, атом в злых руках стал проклятием человечества. Именно он принес заболевание, которое получило название «лучевая болезнь». Первыми стали болеть дети…
Учащийся:
Меня зовут Сасаки Садако. Вы меня не знаете. Я жила в красивом городе, мои родители меня очень любили. У меня было много друзей. Я любила петь, играть с друзьями.
Но иногда я очень уставала, поэтому родители отвели меня к врачу.
Там я узнала, что больна лучевой болезнью. Однажды мне приснился сон. Мне приснилось, что я обязательно справлюсь с болезнью, если сделаю тысячу бумажных журавликов. Но делать их мне было трудно. У меня не было сил. На помощь девочке пришли все дети Хиросимы, а затем и дети Японии. Силы девочки таяли с каждым днем. И тогда дети других стран, в том числе и России, решили помочь девочке. Японские почтальоны доставляли Сасаки письма и посылки ее незнакомых друзей из разных стран. Но смерть неумолима. Девочка умерла. Зло, посеянное атомной бомбой, прорастает и поныне. Я хочу, чтоб в целом мире Затрубили журавли. И напомнить всем могли О погибших в Хиросиме. И о девочке умершей, Не хотевшей умирать. И журавликов умевшей Из бумаги вырезать. Пусть журавлик мой поможет Тем, кому сегодня плохо. Пусть звучит набатным звоном Маленькой Сасаки слово. Пусть бумажный мой журавлик Вам исполнит все желанья, Пусть исполнится легенда Из японского преданья. Выходят чтецы:
Чтец 1: Двадцатый век… Он пахнет Освенцимом. О, вечные, где вы Добро и зло? Чуть горьковатым погребальным дымом Сияющую даль заволокло. Чтец 2: Двадцатый век.. Горят глаза тупые. Орущий рот И вымокшая прядь. Он отравился. В поездах слепые Его не скоро Кончат проклинать. Чтец 3. Двадцатый век… К чему века учебы? Он мимо вас прошел, Двадцатый век… Музейных залов древние чащобы, Дремучие леса библиотек. Чтец 4. Двадцатый век… Протянутые горсти Сирот, Глотавших горькую слюну. Вон – рвы, тут рвы. Тма – черепа и кости На двадцать километров В глубину. Чтец 5. Двадцатый век… Бродивший по дорогам, Среди пожаров, К мысли привело: Легко быть зверем И легко быть богом. Быть человеком – Это тяжело. Учитель: Наша страна живет мирно более 60 лет. Выросло поколение, не знающее, что такое война.
Но XXI век принес Земле новые беды, символом которых стало слово «терроризм». 1 сентября 2004 года. Дети города Беслана идут в школу. Яркое солнце, музыка, цветы, родители, педагоги. Так и хочется крикнуть: не спешите, не идите! Выстрелы. Крики. Ругательства террористов. Все вместе: учителя, родители, дети. Прижавшись, друг к другу. Молясь и проклиная, страдая и негодуя, все вместе и по разную сторону: заложники и захватчики. Спустя несколько дней после захвата средней школы № 1 в городе Беслане, Россия хоронила 186 детей, погибших от рук нелюдей в обличье человека. (Обращая внимание на фотографии) 186 маленьких звездочек вспыхнули на небосклоне и тут же погасли. Они погасли, чтобы напомнить живущим о том, что никто не имеет права лишать жизни рожденного жить.
В память о детях Беслана, в память о всех детях, погибших в XX и

XXI веке, ставших орудием в руках варваров в годы войны и в мирное

время мы объявляем минуту молчания.

ДОКУМЕНТАЛЬНО – ПОЭТИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ»

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

Р.Рождественский

1 ведущий: Девятого мая наш народ отмечает великий праздник. Великая Отечественная война стала тяжелейшим трагическим испытанием для нашей Родины, для всего советского народа. За 1418 дней и ночей война разорила тысячи городов и сел, лишила сотни тысяч ребят отцов и матерей, дедов, старших братьев. Унесла более 20 млн. человеческих жизней. Почти в каждой семье война оставила свой неизгладимый след. В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженность тружеников тыла.

Воевали не только взрослые, но и дети. 20000 ребят получили медали «За оборону Москвы», 15249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда»

2 ведущий: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли во дворе, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их знали только родные, одноклассники и друзья. Но пришел час – они показали, каким огромным может стать детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Мальчишки и девчонки военной поры. На хрупкие ваши плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военного лихолетья. И они не согнулись под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, за четыре военных года они повзрослели на десяток лет.

3 ведущий: Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами и братьями. Сражались на море, как Боря Кулешин и Саша Ковалев.

Весной 1942 года. На севастопольском причале у трапа боевого корабля «Ташкент» - мальчишка. Он хочет со всеми бить врага, гнать его с родной земли. Боре Кулешову всего 12 лет, но он хорошо знает, что такое война: это родной город в руинах и пожарищах, это гибель на фронте его отца, это разлука с мамой, угнанной в Германию.

Мальчик уговаривает командира взять его на корабль. Море, бомбы, взрывы. Самолеты бомбят. На борту корабля Боря подает зенитчикам тяжелые обоймы со снарядами – одну за другой, не зная усталости, не ведая страха, а в промежутках между атаками помогает раненым. Более двух героических лет провел Боря на море, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины.

4 ведущий: Саша Ковалев служил на флоте юнгой. Однажды немецкий корабль открыл огонь по русскому военному катеру. Снаряд попал в моторное отделение. Образовалась пробоина, хлынула вода. Саша своим телом прикрыл пробоину. Машина заработала, катер ушел от врага. Юнга погиб, но спас всю команду.

5 ведущий: Аркадий Каманин мечтал о небе, когда был еще совсем маленький. Отец Аркадия, Николай Петрович, был прославленным летчиком, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. Мальчику тоже очень хотелось летать, но в воздух его не пускали, говорили: «Подрасти сначала». Когда началась война, Аркаша пришел работать на аэродром. Он пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, случалось, пусть на несколько минут всего. Доверяли ему штурвал самолета. Однажды во время воздушного боя ранило пилота, теряя сознание, он доверил Аркадию управление машиной. Мальчик сумел довести и посадить самолет на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьез учиться летному делу. Вскоре он начал летать самостоятельно.

Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился, перетащил раненого летчика в свою кабину, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засеял орден Красной звезды. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой мечтал о небе и небо покорил!

6 ведущий: Зину Портнову война застала в деревне Зуя, в Витебской области. Ребята создали организацию «Юные мстители». Они помогали партизанам, вели разведку во вражеском тылу. Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Немцы схватили Зину, пытали, мучили, но она молчала. Не выдала ни места расположения партизанского отряда, ни его численности, ни боеспособности.

Вовремя допроса, улучив момент, когда немецкий офицер отвернулся к окну, девочка схватила его пристолет и в упор застрелила фашиста. Вбежавший на выстрел солдат был также убит наповал. Юная партизанка пыталась бежать, но была свачена и зверски замучена фашистами. Родина посмертно отметила ее подвиг высшей наградой. Зине портновой присвоено звание Героя Советского Союза.

7 ведущий: Саша Колесников учился в 5 классе московской школы. Осенью 1943 года он сбежал из дома на фронт. Там он сказал. Что у него все погибли. И его приняли воспитанником в танковый корпус.

Необходимо было взорвать мост через реку, по которому к немцам шло боевое подкрепление. Мост усиленно охранялся, подойти близко к нему не было возможности. Но Саша забрался в ящик под вагон. Проезжая по мосту, поджег бикфордов шнур, а сам выпрыгнул в реку. Немцы выловили из реки юного мстителя, пытали, издевались, но ничего не добились и распяли мальчика на деревянном кресте. Ему забили гвозди прямо в ладони и ступни ног. Партизаны все-таки отбили Сашу у немцев. Юный партизан долго лежал в госпитале. За заслуги перед Родиной Саше Ковалеву присвоено звание Героя Советского Союза.

8 ведущий:

К дядьке Остапу тропинкой лесной

Едет тринадцатилетний связной.

Едет, лозой погоняет коня,

В памяти важную тайну храня.

Надо, чтоб утром дядька Остап

Знал, где находится вражеский штаб.

Бледная плавает в небе луна,

Вот, наконец, и опушка видна.

Враг поднимает внезапный огонь,

Бьется под всадником раненный конь.

Схватка короткая, взят мальчуган,

Вырван из рук мальчугана наган,

Кровь из разбитой сочится губы,

Тут уж не скажешь: «Ходил по грибы».

Вот и село, где он жил, где он рос,

Юного Ваньку ведут на допрос.

Грузный сидит за столом офицер.

«Ты есть пионир?» -

«Да, пионер!»

«Кто есть командир? Где есть партизан?»

«Вытяну душу, - сказал полицай,

Значит приступим, Ванька Грицай?!

Только не путай, смотри, не дури,

Сколько в отряде людей, говори!»

«Сосны считайте в чаще лесной,

Три партизана за каждой сосной!»

« Ты не виляя, ответь на вопрос:

Кто эшелоны пускал под откос?

Кто генерала Фольксмарке убил,

Может быть вспомнишь?...»

« Не помню, забыл…»

«Память отшибла? Слышишь, ответь?!»

В тело мальчишки впивается плеть.

«Где партизанские семьи живут?»

Стены качаются, окна плывут,

Дверь покосилась, упал потолок,

Кованный ходит по ребрам сапог.

Мальчику кажется, будто в ночи

Мать ему шепчет: «Сыночек, молчи»

Губы плотнее прижал он к плечу.

«Мама, не выдам. Мама, молчу…»

А чтобы легче было молчать

Сердце в груди перестало стучать.

Так и погиб, не сказав ничего…

Да будет прославлено имя его!

9 ведущий: Миша Куприн – юный герой из села Касилова, что на Брянщине. Он повторил подвиг Ивана Сусанина. Миша был разведчиком у партизан. Во время выполнения одного из заданий его схватили немцы. Допрашивали, били, требовали, чтобы мальчик провел к партизанам. Миша молчал. Тогда его раздетого посадили в сырой холодный погреб. Так продолжалось четверо суток. Мальчик нашел выход. Послушаем отрывок из «Баллады о Мише Куприне».

Четвертые сутки, а выхода нет.

И сил не хватает держаться,

И жалко мальчишке в 14 лет

Вот так вот со всем расстаться

Воды бы глоточек!

Один бы лишь взгляд

На небо, на рощицы дальние!

Идемте! Я знаю тропинку в отряд,

Решает разведчик израненный.

2 чтец:

Куда ты ведешь их, Миша Куприн?

Ведет сквозь орешник и ельник.

Знакомое место, сюда

За клюквой ходили когда-то.

Ходили за клюквой… Ну вот и пора!

Прощайте! Держитесь, ребята!

3 чтец:

С врагами мальчишка один на один.

Ну что ты задумал, Миша Куприн?

А Мишка стоял – поворот головы,

В глазах промелькнула усмешка:

Просили в отряд провести!

Вот кусты! Бегите! Громите! Не мешкайте!

4 чтец:

Ликуют фашисты: мол наша взяла

И рвутся сквозь частый кустарник.

Но что это? Поле, а там у села

Виднеются их же казармы.

В глазах у мальчишки лазоревый свет…

А было мальчишке 14 лет.

1 чтец:

Но партизаны отомстили за Мишу Куприна.

Шумел сурово брянский лес,

Спускались темные туманы.

И сосны слышали окрест,

Как шли тропою партизаны.

Тропою тайной меж берез

Спешили дебрями густыми,

И каждый за плечами нес

Винтовку с пулями литыми.

В лесах врагам спасенья нет,

Летят российские гранаты,

И командир кричит им вслед:

«Громи захватчиков, ребята!»

Шумел сурово брянский лес,

Спускались темные туманы.

И сосны слышали окрест,

Как шли с победой партизаны!

10 ведущий: И ни на миг не дрогнули юные сердца. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что придумай их даже очень талантливый писатель, в это было бы трудно поверить. Но это было! Было в судьбах ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

11 ведущий: Писатель Валентин Катаев, будучи военным корреспондентом,

встретил на войне, на передовой линии фронта, мальчика, судьбу которого он описал в книге «Сын полка». У простого деревенского мальчишки война отняла все: родных и близких, дом и само детство. Разведчики нашли Ваню ночью в лесу, спящим на земле. Взяли его с собой, накормили, напоили, обогрели у себя в блиндаже и по распоряжению капитана Енакиева отправили в тыл. Но Ваня хочет воевать, быть полезным своей Родине. И он добивается своего. Посмотрим сценку из повести В. Катаева «Сын полка».

Входит капитан Енакиев, за ним бежит Ваня Солнцев.

Ваня Солнцев: Дяденька! Разрешите обратиться?

Капитан Енакиев: Ну, что ж, обратись.

Ваня Солнцев: Дяденька, вы начальник?

Капитан Енакиев: Да. Командир. А что?

Ваня Солнцев: А вы над кем командир?

Капитан Енакиев: Над батареей своей командир, над солдатами своими командир, над пушками своими.

Ваня Солнцев: А над офицерами вы тоже командир?

Капитан Енакиев: Над своими офицерами я тоже командир.

Ваня Солнцев: А над капитанами тоже командир?

Капитан Енакиев: Над капитанами я не командир. А что?

Ваня Солнцев: Если над капитанами не командир, то и толковать нечего. Мне надо, дяденька, такого командира, чтобы он мог капитанам приказывать.

Капитан Енакиев: Кому же именно?

Ваня Солнцев: Капитану Енакиеву.

Капитан Енакиев: Кому? Кому?

Ваня Солнцев: Енакиеву. Он, дяденька, над разведчиками командир. Он у них самый старший. Что он прикажет, то они и делают. Ух и сердитый же их капитан. Прямо беда.

Капитан Енакиев: А ты видел когда-нибудь этого сердитого капитана?

Ваня Солнцев: То-то беда, что не видел.

Капитан Енакиев: А он тебя видел?

Ваня Солнцев: И он меня не видел. Он только приказал меня в тыл отправить и коменданту сдать.

Капитан Енакиев: Постой- постой, звать – то тебя как?

Ваня Солнцев: Меня – то? Ваня.

Капитан Енакиев: Просто Ваня?

Ваня Солнцев: Ваня Солнцев.

Капитан Енакиев: Пастушок?

Ваня Солнцев: Верно. Меня разведчики пастушком прозвали. А вы почем знаете?

Капитан Енакиев: Я, брат, все знаю, что у капитана Енакиева в батарее делается. А скажи-ка мне, друг любезный, почему ты здесь, а не в тылу?

Ваня Солнцев: А я сбежал от Биденко.

Капитан Енакиев: От Биденко сбежал? Что – то мне не верится, чтобы ты да от Биденко сбежал! По-моему, ты, голубь, что-то сочиняешь.

Ваня Солнцев: Никак нет. Истинная правда.

Капитан Енакиев: Рассказывай.

Ваня Солнцев: Первый раз я сбежал. Он меня выследил и поймал. Но я хитрый. Когда он меня опять в грузовик посадил и к своей ноге привязал морским узлом, я ночью притворился, что сплю, а когда Биденко уснул, я сумел развязать морской узел и привязал веревку к женщине- хирургу и сбежал.

Капитан Енакиев: (смеется) А от Енакиева ты что хочешь?

Ваня Солнцев: Я хочу быть сыном полка у разведчиков. Я и разведчиком могу быть.

Капитан Енакиев: Ну, что ж, поехали, брат.

Ваня Солнцев: Куда?

Капитан Енакиев: К разведчикам!

1 ведущий: Так Ваня Солнцев стал сыном полка.

2 ведущий: Дважды Герой советского Союза маршал Иван Христофорович Баграмян в своих мемуарах писал: «Думая о пережитом, о суровых годах Великой отечественной войны, я часто вспоминаю мальчишек и девчонок военной поры. Голодных и промерзших, их приводили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами убеждали вернуться домой. Чаще всего они упрямо молчали. Их все-таки отправляли, но через неделю- другую они снова появлялись в соседнем подразделении. Мы любили этих мальчишек и девчонок. Порой думали, что перехитрим их: оденем в наскоро перешитую солдатскую форму и будем тешить их самолюбие игрой в войну. Но они часто проявляли изумительную хитрость. А потом, освоившись, были отличными связистами, разведчиками, стрелками, проводниками, часто неожиданно оказывались в самом пекле боя. Их вело в бой непреодолимое желание быть похожими на настоящих солдат».

3 ведущий: Тысячи и тысячи ребят в разных уголках нашей страны благородными делами помогали старшим в суровой борьбе. Не исключением стала и наша Ставропольская земля.

4 ведущий: Ваня Бережной. В 14 лет мальчик попал в разведподразделение партизанского отряда «Южная группа», действовавшее на Северном Кавказе. В задачу разведчиков входило: пересечь линию фронта, запоминать расположение немецких штабов, складов с боеприпасами и горючим, боевой техники и живой силы противника. В 1942 году на станции Терек в составе разведгруппы из трех человек Ваня участвовал в уничтожении 9 цистерн с горючим для фашистских танков. В станице Курской этой же группой было уничтожено 19 охранников, освобождено 120 советских граждан, приговоренных к расстрелу. Закончил войну Иван Бережной в Чехословакии, был дважды ранен. Награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалями «Партизан Отечественной войны», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

5 ведущий: В тревожный сорок первый Тамара Колоколова окончила ускоренные курсы сандружиниц. Сразу же была направлена в городскую санитарную дружину, которая принимала раненных бойцов, прибывших с фронта на Кавказские Минеральные Воды. В неполные 16 лет Тамара увидела человеческое горе и смерть. Она плакала, не стесняясь, когда молодые бойцы от смертельных ран безвременно уходили из жизни. Работала добросовестно, с милосердием. В 1943 г. Тамара Колоколова в звании младшего сержанта медицинской службы была направлена в 123 –й пограничный полк. Принимала участие в боевых действиях на Северном Кавказе, Курской битве, в Молдавии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, а долгожданную победу встретила в Австрии. Юная сестра милосердия награждена орденом Отечественной войны 2-ой степени, многими медалями. После войны, окончив пединститут, много лет работала преподавателем, а затем завкафедрой иностранных языков в военных училищах г. Ставрополя.

6 ведущий: Итак, маленькие герои большой войны были повсюду: воевали в небе, на море, в партизанских отрядах, на передовой линии фронта и в тылу. Сегодня мы учимся у них беззаветной преданности и любви к своей Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свои жизни миллионы сынов и дочерей нашей Родины. И среди них были те, кому было столько же лет, сколько и нам сегодня.

1 чтец:

И опять гремели канонады,

И мальчишки шли под пули строем,

Не прося пощады и награды,

Уходили в землю как герои.

2чтец:

Светлую, как детскую улыбку,

Жизнь беречь я обещал им чистой,

Чтобы мир наш трепетный и зыбкий

Бойней не взорвали вновь фашисты.

Потому – то я в строю бессменно

И пою о том, что не допели

Юноши, ушедшие в бессмертье,

В грудь принявшие свинцовые капели.

Лев Цирюльников

3 чтец:

Вечная слава и вечная память

Павшим в жестоком бою!

Бились отважно и стойко с врагами

Вы за Отчизну свою!

Вместе:

Вечная слава героям!

Слава! Слава! Слава!