Польша в российской империи. Польша в составе российской империи

Польша в составе Российской империи образовывала Царство (Королевство) Польское, поначалу имевшее автономию, а затем существовавшее в статусе генерал-губернаторства. Перейдя в состав Российской империи в 1815 году, польские земли фактически находилась там до 1915 года, пока не были полностью оккупированы армиями центральных держав, а формально - вплоть до распада империи в 1917 году.

Королевство Польское в 1815-1830 годах

В мае 1815 года, в ходе Венского конгресса, российским императором Александром I были одобрены «Основы конституции» Царства Польского, в разработке которых принимал активное участие соратник монарха Адам Ежи Чарторыйский. Согласно конституции, Королевство Польское связывалось личной унией с Российской империей. Утверждая конституцию, Александр I внёс в первоначальный текст некоторые поправки: он отказался предоставлять сейму законодательную инициативу, оставил за собой права изменять предлагаемый сеймом бюджет и откладывать созыв сейма на неопределённый срок.

Сохранив более ранние приобретения за счёт земель Речи Посполитой, Россия приросла большей частью территории герцогства Варшавского, которая и образовывала «арство Польское. В административно-территориальном отношении Царство делилось на восемь воеводств: Августовское, Калишское, Краковское, Люблинское, Мазовецкое, Плоцкое, Радомское и Сандомирское. Исполнительная власть принадлежала российскому императору, который одновременно был польским королём, законодательная - распределялась между королём и сеймом (фактически последнее слово оставалось за монархом). Высшим правительственным органом становился Государственный совет, а управление Царством осуществлял назначенный королём наместник. Административное и судебное делопроизводство предполагалось осуществлять на польском языке, формировалось собственное польское войско, жителям гарантировались неприкосновенность личности, свободы слова и печати. Значительная часть польской общественности позитивно отреагировала на предоставленную конституцию: поляки получали больше прав, чем подданные Российской империи; польская конституция 1815 года была одной из самых либеральных конституций того времени.

Королевским наместником стал немолодой генерал Юзеф Зайончек, бывший польский якобинец и участник Восстания 1794 года. Главнокомандующим польской армией был назначен брат Александра I великий князь Константин Павлович, а комиссаром в Административном совете Королевства Польского - Н. Н. Новосильцев. Они взяли под свой контроль положение в Царстве Польском: именно Константин, а не Зайончек, был реальным наместником императора, а функции императорского комиссара вообще не предусматривались конституцией. Поначалу это не вызывало серьёзных протестов со стороны поляков, поскольку польское общество симпатизировало Александру I.

В марте 1818 года собрался первый сейм Царства Польского. Его открывал сам Александр I. Выступая перед присутствующими, император намекнул, что территория Царства может быть расширена за счёт литовских и белорусских земель. В целом сейм показал себя лояльно, тогда как в обществе, тем временем, наметился рост оппозиционных настроений: возникали тайные антиправительственные организации, периодические издания публиковали статьи соответствующего содержания. В 1819 году была введена предварительная цензура на все печатные издания. На втором сейме, созванном в 1820 году, ярко проявила себя либеральная оппозиция, во главе которой стояли братья Винцентий и Бонавентура Немоёвские. Поскольку они были депутатами от Калишского воеводства, либералов-оппозиционеров в сейме стали называть «калишской партией» («калишанами»). Они настаивали на соблюдении конституционных гарантий, протестуя, в частности, против предварительной цензуры. Под влиянием калишан сейм отклонил большую часть проектов правительственных постановлений. Алекандр I распорядился не созывать сейм - его заседания возобновились лишь в 1825 году. Во время его подготовки появилась «дополнительная статья» об отмене гласности сеймовых заседаний. Лидеры оппозиции к заседаниям не допускались.

Подавление и преследование открытой, хотя и умеренной, оппозиции в сейме повлекло за собой рост влияния нелегальной оппозиции: создавались новые тайные революционные организации, особенно среди студенческой молодёжи и военнослужащих, в том числе офицеров. Эти организации не были многочисленными и влиятельными и к тому же не взаимодействовали между собой. Большинство их было разгромлено в ходе арестов 1822-1823 годов. Самой известной студенческой организацией было Общество филоматов в Вильно, в котором состоял Адам Мицкевич. Одну из тайных организаций в армии, «Национальное масонство», возглавлял майор Валериан Лукасиньский. В 1822 году он был арестован и приговорён к девяти годам заключения. Как Лукасиньский, так и подвергшиеся преследованиям филоматы приобрели ореол польских национальных героев и мучеников.

Один из главных вопросов, волновавших польские общественно-политические круги, касался расширения территории Царства Польского на восток: как сеймовая, так и нелегальная оппозиция стремились к восстановлению прежних польских границ за счёт литовских, белорусских и украинских земель. Никаких подвижек в этом направлении со стороны российских властей не наблюдалось, и это усугубляло разочарование даже в консервативной среде. А. Чарторыйский, на тот момент лидер одной из влиятельных польских консервативных группировок, в знак протеста подал в отставку с поста куратора Виленского учебного округа. Другой причиной недовольства консерваторов были решения сеймового суда по делу деятелей антиправительственного «Патриотического общества». В 1828 году польские судьи не признали подсудимых виновными в государственной измене и приговорили их к краткосрочному заключению, но Николай I, сочтя это вызовом в свой адрес, приказал сослать главного фигуранта дела Северина Кшижановского в Сибирь. Противостояние между поляками и императорской властью достигло своего предела. Последняя явно стремилась избежать конфликта: в 1829 году Николай I короновался в Варшаве как польский король.

Система образования уже в первые годы существования Королевства Польского стала развиваться, в том числе и в сельской местности, но вскоре её коснулись ограничения: средние школы и созданный в 1816 году Варшавский университет попали под жёсткий политический контроль. Многое изменилось к лучшему и в сфере экономики, особенно после того, как в 1821 году во главе министерства финансов встал К. Друцкий-Любецкий, убеждённый сторонник союза Польши с Россией. Королевство Польское привлекало ремесленников выгодными условиями поселения и освобождением от налогов. При Друцком-Любецком бюджет Королевства Польского был сбалансирован, Лодзь стала крупным текстильным центром. Для Королевства Польского Россия была необходимым, огромным рынком сбыта.

«Ноябрьское» восстание

Начало восстания, в польской историографии известного как «Ноябрьское», ускорило известие о том, что Николай I собирается направить польские войска для подавления французской революции. 29 ноября вооружённые повстанцы во главе с деятелями Патриотического общества Л. Набеляком и С. Гощиньским напали на Бельведер, резиденцию наместника великого князя Константина. Одновременно группа участников тайного общества в школе подхорунжих под главенством П. Высоцкого попыталась захватить расположенные неподалёку казармы русской армии. План действий заговорщиков был плохо продуман, силы их были немногочисленны, а перспективы - неясны. Атака на Бельведер успеха не принесла: Константин сумел бежать, а польские генералы отказались поддержать и возглавить восставших. Несмотря на это, повстанцы, заручившись поддержкой многих жителей Варшавы, к 30 ноября овладели городом. 4 декабря было создано временное правительство Королевства Польского, а на следующий день диктаторскую власть в Королевстве получил популярный генерал Ю. Хлопицкий. В успех восстания он не верил и рассчитывал, что Николай I помилует поляков. На переговоры с императором отправился Друцкий-Любецкий. Николай I отказался от каких-либо уступок полякам, требуя повстанцев сдаться. 17 января Хлопицкий сложил диктаторские полномочия, и ему на смену пришло консервативное правительство во главе с А. Чарторыйским. 25 января сейм низложил Николая I с польского престола. Вскоре начались военные действия. В начале февраля 1831 года русские войска двинулись на подавление восстания. В конце того же месяца повстанцы сумели остановить противника под Гроховом и тем самым сорвали его план по захвату Варшавы, хотя сами были вынуждены отступить. Некоторых успехов восставшие достигли в Литве и на Волыни. С конца мая ситуация начала меняться: повстанцы терпели одно поражение за другим и после битвы под Остроленкой откатились к Варшаве. Город был готов к обороне, но в лагере повстанцев стали возникать соглашательские тенденции. Глава повстанческого правительства Я. Круковецкий вопреки желанию сейма был готов вступить в переговоры с командующим российскими войсками Ф. И. Паскевичем и за это был отстранён от своего поста. 8 сентября 1831 года силы Паскевича взяли Варшаву. В «наказание» Царство Польское было лишено автономии, а Конституция 1815 года - отменена. Вместо этого в 1832 году Царству был дарован «Органический статут», ликвидировавший сейм и резко ограничивший его самостоятельность. В Царстве было введено чрезвычайное положение, польская армия - упразднена, теперь поляки служили в российской армии. Тысячи представителей шляхты с восточных земель бывшей Речи Посполитой подверглись переселению в другие губернии Российской империи, производилась конфискация помещичьих имений, ликвидировались польские научные и культурно-просветительские организации. В административно-территориальном отношении воеводства были заменены губерниями. Несколько тысяч представителей польской интеллектуальной и политической элиты оказались в эмиграции, прежде всего во Франции. Политически неоднородная, эмиграция, впоследствии получившая название «Великой», была сплочена идеей борьбы за освобождение Польши и вынашивала планы о новом восстании. Лидером одного из самых влиятельных эмигрантских центров стал бывший соратник Александра I А. Чарторыйский.

Между двумя восстаниями

Ещё в 1820-х годах, на фоне аграрных преобразований в Пруссии, в Царстве Польском оживились дискуссии по аграрному вопросу. Настроенные на улучшение методов хозяйствования, польские помещики нуждались в деньгах. Одним из источников средств мог стать перевод крестьян с барщины на чинш, то есть на денежную ренту. После восстания 1830-1831 годов начался процесс очиншевания. Сначала он охватил государственные имения и донации (земли, дарованные высокопоставленным деятелям), где продолжался около 20 лет. В частных хозяйствах очиншевание проходило труднее: денежный выкуп был столь высок, что многие не очень богатые крестьяне, выплачивая его, превращались в «загродников», безземельных крестьян. В 1846 году только около 36% крестьянских хозяйств в частных имениях перешли на чинш. Положение крестьян было трудным: землевладельцы прибегали к сгону крестьян с земли, повышали налоги. Это вызывало среди крестьян протесты: одни жаловались властям, другие шли на радикальные меры, поджигая помещичьи усадьбы. Это принесло определённые плоды: в 1833 году власти запретили принудительный найм, в 1840 году - запретили налагать барщинные повинности на безземельных крестьян. В 1846 году император Николай I наложил запрет на сгон крестьян, чьи хозяйства превышали три морга (1 морг = 0,56 га).

Постепенно рынок Царства Польского развивался, в обществе назревала идея аграрной реформы. Большинство сторонников реформы высказывались за очиншевание, некоторые выступали за освобождение крестьян. В 1858 году приверженцы преобразований объединились в Земледельческое общество, во главе которого встал А. Замойский. В 1861 году общество приняло свой вариант плана освобождения крестьян и направило его властям. Тогда же в России было отменено крепостное право. На Царство Польское это изменение не распространялось, но оно обострило дискуссии по аграрному вопросу. В апреле 1861 года Земледельческое общество было распущено. Перехватив инициативу польской общественности, российское правительство издало два указа: в октябре 1861 года - об отмене барщины при условии выплаты высокого выкупа, а в июне 1862 года - о вводе обязательного очиншевания.

В целом реформы Александра II дали толчок оживлению польского освободительного движения. Такие меры, как отмена военного положения, амнистия узникам и ссыльным и разрешение создать Земледельческое общество, поляки сочли недостаточными. В 1860-1861 годах по стране прокатился ряд общественных выступлений, остановить которые удалось лишь посредством возобновления военного положения. Тогда же произошёл раскол в польском обществе: умеренное крыло во главе с руководителем Земледельческого общества А. Замойским рассчитывало мирным путём добиться восстановления автономии Царства Польского. После переговоров с представителями власти умеренным кругам удалось добиться отмены военного положения. Радикалы, в свою очередь, не исключали возможности восстания. С 1862 года гражданской администрацией Царства Польского руководил маркиз А. Велёпольский, в прошлом министр просвещения, а затем внутренних дел. Его силами в школы и государственные учреждения был возвращён польский язык, а в Варшаве появилась Главная школа (будущий университет), были унифицированы налоги. Велёпольский высказывался за союз Польши с Россией, но считал, что автономия Царства должна быть расширена. Позицию Велёпольского осуждали как умеренные («белые»), так и радикалы («красные»). Среди последних было немало республиканцев. В конце 1861 - начале 1862 года «красные» оформились в политическую организацию во главе с Центральным национальным комитетом (ЦНК). Под его руководством стартовала подготовка к новому восстанию.

«Январское» восстание

Второе польское восстание, также известное как «Январское», началось после проведения рекрутского набора по заранее составленным спискам «политически неблагонадёжных» лиц. 22 января 1863 года ЦНК провозгласил себя Временным национальным правительством и обнародовал манифест, объявивший о независимости Польши и уравнении всех граждан в правах. В ночь на 23 января самопровозглашённое правительство опубликовало декрет, ликвидировавший повинности крестьян-землепользователей без выкупа и предписывавший наделять землёй (до 1,6 га) безземельных крестьян. Шляхте гарантировались компенсации.

В феврале 1863 года восстание было поддержано лагерем «белых», где прежде негативно относились к такому варианту развития событий. Политическая эмиграция пыталась добиться поддержки восстания от Великобритании и Франции, но те ограничились дипломатическими нотами с пожеланием, чтобы Россия предоставила Царству Польскому автономию. Александр II, считавший польские события внутренним делом России, претензии западных держав отверг.

Восстание происходило по большей части в пределах Царства Польского, но охватило также часть украинских, белорусских и литовских земель. Неутешительное положение повстанцев усугублялось внутренними противоречиями в их руководстве: в октябре 1863 года Национальное правительство передало всю полноту власти бывшему российскому офицеру Р. Траугутту, сделав его диктатором восстания. В этом качестве Траугутт сумел добиться значительных успехов: ввёл единую организацию повстанческих вооружённых сил, настаивал на реализации декрета о наделении крестьян землёй. Последнее, впрочем, не помогло привлечь к восстанию крестьян: крестьянство занимало в основном выжидательную позицию, и основу повстанческих сил, как и в 1830-1831 годах, была шляхта. Свою роль сыграло и то, что в марте 1864 года российские власти отменили в Царстве Польском крепостное право. В апреле 1864 года Траугутта арестовали, к осени того же года были разбиты последние отряды повстанцев. Сотни участников восстания были казнены, тысячи - сосланы в Сибирь или в российские губернии. Несмотря на поражение, восстание 1863-1864 годов оказало решающее влияние на национальную консолидацию и рост самосознания поляков.

Царство Польское в 1863-1915 годах

В период с 1863 по 1915 год в Царстве Польском де-факто сохранялось военное положение. Административная автономия Царства постепенно сводилась к минимуму: были упразднены Государственный и Административный советы, ведомственные комиссии, отдельный бюджет. Все органы местной власти перешли в подчинение соответствующих ведомств в Санкт-Петербурге. После смерти графа Ф. Берга в 1874 году был ликвидирован пост наместника. В официальной документации термин «Царство Польское» заменялся на «Привислинский край». Власти России взяли курс на постепенное слияние польских земель империи с метрополией. Особенно жёсткая русификация проводилась в российской Польше в годы царствования Александра III, когда генерал-губернатором Царства Польского был И. В. Гурко. Были русифицированы Варшавский университет, а затем средняя и начальная школа, польский преподавался в качестве факультативного предмета. Католическая церковь подчинялась Католической коллегии в Петербурге, а греко-католическая, униатская, церковь - фактически перестала существовать.

Вместе с тем, в Царстве Польском развивалась крупная промышленность: в 1864-1879 годах по темпам роста она в 2,5 раза превосходила российскую индустрию. Главной промышленной отраслью российской Польши был текстиль. Основными текстильными центрами были Белосток, Варшава и, в первую очередь, Лодзь. Важной отраслью была металлургия, сосредоточенная в основном в Домбровском бассейне. Рос уровень урбанизации: с 1870 по 1910 год население Варшавы увеличилось втрое, а Лодзи - в восемь раз.

После поражения восстания 1863-1864 годов польская общественно-политическая жизнь на долгое время утихла. Оживление в этой сфере произошло лишь в начале 1890-х годов, когда во всех трёх частях Польши были созданы социалистические партии. В российской Польше это были Польская социалистическая партия (ППС) и Социал-демократия Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ). В 1897 году в Царстве Польском появилась Национально-демократическая партия, её основателями стали члены организации «Лига Народова» («Национальная Лига»), образовавшейся в эмиграции. Национальные демократы (эндеки), в отличие от социалистов, считали, что независимость Польши должна наступить в результате революции национального, а не социального характера.

Накануне революционных событий 1905-1907 годов в России градус протестных настроений в Царстве Польском увеличился. Сказывались последствия мирового экономического кризиса 1901-1903 годов: в условиях безработицы и снижения заработной платы на предприятиях бастовали рабочие. Осенью 1904 года поляки активно протестовали против мобилизации в армию. В январе 1905 года промышленность и инфраструктуру российской Польши охватила всеобщая забастовка. К выступлениям рабочих присоединились учащиеся средних и высших учебных заведений, требовавшие обучения на польском языке. Особенно напряжённой была обстановка в Лодзи: в июне 1905 года демонстранты несколько дней вели баррикадные бои против полиции и войск. Ситуация достигла своего пика в октябре-ноябре того же года, но потом пошла на убыль, и в 1906-1907 годах политические лозунги вновь сменились экономическими. Революция выявила политические разногласия в обществе: осенью 1906 года в ППС произошёл раскол. Левое крыло партии добилось исключения из партии Ю. Пилсудского и его единомышленников, решивших сосредоточиться на террористических методах деятельности. ППС-левица стала постепенно сближаться с СДКПиЛ и декларировать приоритет борьбы за социализм, тогда как революционная фракция ППС ставила во главу угла независимость Польши. Пилсудский направил усилия на подготовку военных кадров для будущей борьбы за восстановление польской государственности. Эндеки во главе с Р. Дмовским, тем временем, активно участвовали в выборах в Государственную Думу и возглавляли в ней национальную фракцию - «Польское коло». Они стремились добиться от властей уступок в польском вопросе, прежде всего, предоставления Царству Польскому автономии.

В начале Первой мировой войны Николай II пообещал после победы объединить Царство Польское с польскими территориями, отнятыми у Германии и Австро-Венгрии, и даровать Польше автономию в составе Российской империи. Эту позицию поддержали эндеки во главе с Дмовским; ППС же, напротив, ратовала за поражение России: Ю. Пилсудский возглавил один из польских легионов в составе армии Австро-Венгрии. Летом 1915 года вся территория Царства Польского оказалась под оккупацией армий центральных держав. 5 ноября 1916 года на этих землях было провозглашено марионеточное Королевство Польское. После Февральской революции 1917 года новые российские власти объявили, что будут содействовать созданию польского государства на всех преимущественно польских землях.

  • Предмет и метод истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Метод истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
  • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
    • Образование Древнерусского государства
      • Исторические факторы образования Древнерусского государства
    • Общественный строй Древнерусского государства
      • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
    • Государственный строй Древнерусского государства
    • Система права в Древнерусском государстве
      • Право собственности в Древнерусском государстве
      • Обязательственное право в Древнерусском государстве
      • Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве
      • Уголовное право и судебный процесс в Древнерусском государстве
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
    • Феодальная раздробленность на Руси
    • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
    • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
    • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
    • Государство и право Золотой Орды
  • Образование Русского централизованного государства
    • Предпосылки образования Русского централизованного государства
    • Общественный строй в Русском централизованном государстве
    • Государственный строй в Русском централизованном государстве
    • Развитие права в Русском централизованном государстве
  • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
    • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
      • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
    • Развитие права в период сословно-представительной монархии
      • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Уголовное право в Уложении 1649 г.
      • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
  • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
    • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
    • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
    • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
      • Полиция в абсолютистской России
      • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
      • Реформы эпохи дворцовых переворотов
      • Реформы в годы правления Екатерины II
    • Развитие права при Петре I
      • Уголовное право при Петре I
      • Гражданское право при Петре I
      • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
      • Появление природоохранного законодательства
  • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
    • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
    • Государственный строй России в девятнадцатом веке
      • Государственная реформа органов власти
      • Собственная Его Императорского Величества канцелярия
      • Система полицейских органов в первой половине XIX в.
      • Тюремная система России в девятнадцатом веке
    • Развитие формы государственного единства
      • Статус Финляндии в составе Российской империи
      • Включение Польши в состав Российской империи
    • Систематизация законодательства Российской империи
  • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Местное управление во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
    • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформы системы образования и цензуры
    • Церковь в системе государственного управления царской России
    • Контрреформы 1880-1890-х гг.
    • Развитие права России во второй половине XIX в.
      • Гражданское право России во второй половине XIX в.
      • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
  • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
    • Предпосылки и ход первой русской революции
    • Изменения в общественном строе России
      • Аграрная реформа П.А. Столыпина
      • Формирование политических партий в России в начале XX в.
    • Изменения в государственном строе России
      • Реформирование государственных органов
      • Учреждение Государственной думы
      • Карательные меры П.А. Столыпина
      • Борьба с преступностью в начале XX в.
    • Изменения в праве в России в начале XX в.
  • Государство и право России в период Первой мировой войны
    • Изменения в государственном аппарате
    • Изменения в области права в период Первой мировой войны
  • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г.
    • Двоевластие в России
      • Решение вопроса о государственном единстве страны
      • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
      • Изменения в госаппарате
    • Деятельность Советов
    • Правовая деятельность Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов и его декреты
    • Коренные изменения в общественном строе
    • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
      • Полномочия и деятельность Советов
      • Военно-революционные комитеты
      • Советские вооруженные силы
      • Рабочая милиция
      • Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
    • Национально-государственное строительство
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Создание основ советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
    • Гражданская война и интервенция
    • Советский государственный аппарат
    • Вооруженные силы и правоохранительные органы
      • Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
      • Деятельность ВЧК во время гражданской войны
      • Судебная система во время гражданской войны
    • Военный союз советских республик
    • Развитие права в условиях Гражданской войны
  • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
    • Национально-государственное строительство. Образование СССР
      • Декларация и Договор об образовании СССР
    • Развитие государственного аппарата РСФСР
      • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
      • Судебные органы в период НЭПа
      • Создание советской прокуратуры
      • Милиция СССР в период НЭПа
      • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
      • Кодификация права в период НЭПа
  • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
    • Государственное управление экономикой
      • Колхозное строительство
      • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
    • Государственное управление социально-культурными процессами
    • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
    • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Развитие СССР как союзного государства
    • Развитие права в 1930-1941 гг.
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
    • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
    • Изменения в организации государственного единства
    • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
  • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
    • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
    • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
      • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
    • Развитие советского права в послевоенные годы
  • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
    • Развитие внешних функций Советского государства
    • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
    • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
    • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
  • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
    • Развитие внешних функций государства
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
      • Развитие государственного аппарата
      • Правоохранительные органы в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
      • Органы юстиции СССР в 1980-х гг.
    • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
  • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
    • Политика «перестройки» и ее основное содержание
    • Основные направления развития политического режима и государственного строя
    • Распад СССР
    • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
    • Становление государственного аппарата новой России
    • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
    • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

Включение Польши в состав Российской империи

Польское государство перестало существовать в 1795 г., когда было разделено между Австрией, Пруссией и Россией. К России отошла Литва, Западная Белоруссия, Западная Волынь и герцогство Курляндское, бывшее в вассальной зависимости от Польши.

В 1807 г. после победы Франции над Пруссией на принадлежавшей ей части польской территории Наполеон образовал новое государство - Княжество Варшавское, к которому в 1809 г. присоединена часть польских земель, входивших в состав Австрии. Княжество Варшавское было конституционной монархией. Князем Варшавским на основании унии с Королевством Саксонии являлся саксонский король, зависимый от Франции. Княжество Варшавское участвовало в войне 1812-1814 гг. на стороне наполеоновской Франции.

На Венском конгрессе 1815 г. Александр I, считавший, что Россия как страна победительница должна получить новые земли и обезопасить свои западные границы, добился включения большей части территории Княжества Варшавского в состав Российской империи. Австрия. Пруссия, Россия пришли к соглашению, что Княжество Варшавское будет преобразовано в Царство Польское, получит новую конституцию, в соответствии с которой царем Польским, главой исполнительной власти польского государства станет российский император. Тем самым новое польское государство входило в состав Российской империи на основании унии.

Согласно Конституции Царства Польского российский император назначил в него своего наместника. Учреждалась должность статс-секретаря по делам Царства Польского. Законодательным органом был сейм, избираемый прямыми выборами всеми сословиями на основании имущественного ценза.

Все участники войны с Россией на стороне Наполеона получили амнистию и имели право поступать на службу в государственный аппарат и в армию Царства Польского. Командующего польской армии назначал российский император как царь Польский. Многие подданные российского императора были недовольны тем, что участвовавшие в войне на стороне Наполеона и побежденные поляки получили больше прав, чем победители.

Войдя в состав Российской империи, сохранив действие своих законов, администрацию, имея законодательный орган власти, Польша одновременно получила выход на российский, а через Россию и на азиатский рынок для своих товаров. Для того, чтобы уменьшить антироссийские настроения среди польского дворянства и буржуазии, были установлены таможенные льготы для польских товаров. Многие изделия польской промышленности облагались таможенным сбором в 3%, тогда как российские в 15%, несмотря на то, что «российские фабриканты вопили против такого порядка» 1 Корнилов А.А. Курс русской истории XIX века. М., 1993. С. 171. .

Экономическое развитие Польши, рост влияния национальной буржуазии усилили стремление к полной политической независимости и восстановлению Польского суверенного государства в границах, существовавших до его первого раздела в 1772 г. В 1830 г. началось восстание в Польше, главной силой которого была армия Царства Польского. Польский сейм объявил о лишении российского императора польской короны, разорвав тем самым унию между Польшей и Российской империей.

После подавления восстания российскими войсками император Николай I в 1832 г. издал «Органический статус», отменявший Конституцию царства Польского 1815 г. и ликвидировавший сейм, польскую армию. Царство Польское - эта «внутренняя заграница», как его называли в Российской империи, было ликвидировано. Вместо него образуется Варшавское генерал-губернаторство. Наместником в новое генерал-губернаторство демонстративно назначается командовавший российскими войсками, подавившими польское восстание фельдмаршал И.Ф. Паскевич, получивший титул князя Варшавского.

Из государственных учреждений, предусмотренных Конституцией Царства Польского 1815 г., продолжал действовать только польский Государственный совет, ставший своеобразным информационно-консультативным учреждением при Государственном Совете Российской империи. Но в 1841 г. при подготовке нового «Положения о Государственном Совете Российской Империи» он был упразднен. С 1857 г. Варшавское наместничество стало делиться в административном отношении не на воеводства, как прежде, а на губернии. Сохранились определенные привилегии для местного дворянства и налоговые льготы для промышленности, что способствовало дальнейшему социально-экономическому развитию бывшего Царства Польского, инкорпорированного в состав Российской империи.

Итак, в первой половине XIX в. территория Российской империи увеличилась почти на 20%. Это было обусловлено не столько экономическими целями, как. например, в случае с Британской империей, а военно-политическими задачами, желанием обеспечить безопасность своих границ. Политика российской администрации на присоединенных территориях исходила из их военно-стратегической значимости и была направлена на их социально- экономическое развитие, а не на использование ресурсов новых территорий, для развития центральных губерний России 2 См.: Ананьин Б., Правилова Е. Имперский фактор в экономике России // Российская Империя в сравнительной перспективе. М., 2004. С. 236-237. .

В условиях разрушения Османской и Персидской империй некоторые завоеванные ими народы добровольно входили в состав Российской империи.

Управление присоединенными, завоеванными народами, их правовое положение в империи строилось с учетом их социально- экономических, правовых, религиозных и других особенностей и было разнообразным, хотя и имело тенденцию к унификации, распространению на них принципов административного управления и законов Российской империи.

Как и Финляндия, Царство Польское в составе Российской империи находилось фактически до конца ее существования как автономное образование, имеющее собственную конституцию. В 1915 году после оккупации польской территории австро-венгерскими войсками было образовано непризнанное Королевство Польское, а после окончания Первой мировой войны независимость Польши была гарантирована на

Речь Посполитая

По Люблинской унии 1569 года Польша и Великое княжество Литовское объединились в одно государство, названное Речью Посполитой (дословный перевод на польский язык латинского respublica). Это было нетипичное государственное образование: короля избирали сеймом и постепенно он терял рычаги управления страной. Значительной силой обладала шляхта, то есть дворянство. Однако работа сейма тоже была парализована, поскольку любое решение могло быть принято лишь единогласно. На протяжении XVII-XVIII вв. Речь Посполитая постепенно превращалась в объект европейской политики, а на ее территории претендовали значительно окрепшие соседи: Швеция и Московское царство. Несмотря на осознание польским обществом многочисленных проблем и безрадостных перспектив, никаких решительных шагов по исправлению ситуации сделано не было. Король стал номинальной фигурой, а шляхта не желала расставаться со своими привилегиями даже перед угрозой потери государством независимости.

К концу XVIII века больше всего в польских территориях были заинтересованы Пруссия, Австрия и Россия. Однако императрица Екатерина II стремилась сохранить независимую Польшу, поскольку это позволяло ей единолично контролировать это государство через своих ставленников. С такой позицией не были согласны австрийцы и пруссаки. Они оказывали давление на русское правительство, и Екатерина, понимая, что из-за польских земель может вспыхнуть новая война, согласилась на раздел.

В 1772 году Речи Посполитой был навязан договор, по которому она теряла треть своей территории. Россия получила восточные области Белоруссии и польскую часть Ливонии. В 1793 году произошел второй раздел. Россия стала обладательницей центральных областей Белоруссии и Правобережной Украины. Независимость сохранила лишь четверть Речи Посполитой. После неудачного в 1795 году Пруссия, Австрия и Россия разделили между собой остатки страны.

В ходе разделов был завершен процесс возвращения земель, утраченных На историческую польскую территорию Россия не претендовала, что позволило Екатерине отказаться от титула королевы польской.

Образование Царства Польского

Одной из причин создания автономного Царства Польского в составе Российской империи была необходимость добиться лояльности местного населения и тем самым обезопасить западные границы. Другая причина проистекала из деклараций Венского конгресса, проходившего после разгрома наполеоновской Франции. Три государства, участвовавшие в разделах, гарантировали автономию польским землям, но реализовано это было лишь русской стороной.

Важную роль в процессе создания автономии играл либерально настроенный русский император Александр I. Он искренне полагал, что это позволит организовать сотрудничество и взаимовыгодное существование между двумя славянскими народами.

Правовые аспекты

Включение в Царства Польского проходило согласно положениям Венских договоров, ратифицированных 3 мая 1815 года. Из них следовало, что польские земли закрепляются за Россией навсегда.

За время наполеоновских войн произошло перераспределение разделенных между тремя государствами земель. Так, помимо прежних территорий было присоединено к России Такое значительное территориальное приращение, безусловно, отвечало стремлению Александра создать для России плацдарм в Европе, но одновременно оно приносило и новые проблемы. Разрешить их предполагалось дарованием конституции Царству Польскому при Александре I. План императора вызвал резкое противодействие Англии и Австрии. В частности, представители этих государств, ссылаясь на шляхетскую анархию в последние годы существования Речи Посполитой, утверждали, будто бы поляки не достигли необходимого уровня развития, чтобы получить конституцию. Они предлагали ограничиться лишь введением местного самоуправления, но Александр решительно отверг такое предложение.

Подготовка польской конституции

После окончательного присоединения к России Царства Польского специального органа, занимающегося разработкой конституции, создано не было. Первый проект документа был подготовлен ближайшими советниками императора, в том числе князем Адамом Чарторижским - поляком по происхождению. Но Александра документ не удовлетворил. Во-первых, он был чрезмерно велик, а во-вторых, был проникнут олигархическим духом. Чарторижский согласился с замечаниями императора и приступил к разработке нового проекта.

К работе были привлечены многие видные польские общественные деятели. Их усилиями был составлен новый, состоящий из 162-х статей, конституционный проект. Император лично ознакомился с ним и внес поправки, касающиеся расширения его полномочий. Только после этого текст конституции на французском языке был подписан. 20 июня 1815 года он был обнародован, а со следующего года вступал в законную силу. Таким образом, на разработку конституции вошедшего в состав Российской империи Царства Польского ушло немногим больше двух недель.

Документ состоял из семи разделов, посвященных основным проблемам государственного устройства новообразованной автономии. Кратко их можно свести к следующему:

  • основные принципы государственного устройства Царства Польского в составе Российской империи;
  • закрепленные права и обязанности поляков;
  • организация и функционирование исполнительной ветви власти;
  • принципы формирования законодательных органов;
  • отправление правосудия и организация польских судебных учреждений;
  • формирование местных вооруженных сил.

Такая организация статей, их удельный вес от общего корпуса текста конституции (наиболее детально разработаны статьи, касающиеся исполнительной власти) полностью соответствует принятой годом ранее Конституционной Хартии во Франции.

Законодательная власть

Согласно конституции Царства Польского 1815 г. высшим законодательным органом становился двухпалатный сейм, в состав которого входил также польский царь (то есть, российский император). Сейм собирали раз в два года, в случае же необходимости внеочередной сессии, царь издавал специальный указ. Членов Сената, верхней палаты, назначал царь пожизненно из числа принцев, епископов, воевод и кастелянов. Для того чтобы стать сенатором, необходимо было преодолеть возрастной и имущественный цензы.

Нижнюю палату формировали из представителей губерний Царства Польского, и поэтому именовалась она Палатой послов. 77 человек принадлежали к числу дворян, а всего в палате заседало 128 депутатов. Численность Сената не должна была превышать половины от этого числа. Выборы в Палату послов были двухступенчатыми, а для избирателей действовал умеренный имущественный ценз.

Между двумя палатами было установлено равноправие: царь мог отправить законопроект в любую из них. Исключение делали лишь для законов, связанных с финансовой сферой. Их в обязательном порядке направляли сначала в Палату послов. Законодательной инициативой сейм не обладал. Голосование по законопроекту было открытым, никаких изменений текста не допускали, это было прерогативой Государственного совета. Царь при этом обладал правом абсолютного вето.

Исполнительная власть

Главой этой ветви являлся царь. Его полномочия были чрезвычайно широки. Так, лишь монарх имел право на объявление войны и заключение мира, а также управление вооруженными силами. Лишь он мог назначать сенаторов, епископов и судей. В ведении монарха находился также бюджет. Кроме того, царь обладал правом помилования и роспуска Палаты послов с назначением новых выборов.

Таким образом, царь был центральной фигурой в управлении Царством Польским. При этом все же был неограниченным монархом, поскольку был обязан принести присягу на верность конституции. Поскольку все время находиться в Польше он не мог, была введена должность наместника, которого назначал царь. Его полномочия совпадали с царскими за исключением права назначения высших должностных лиц.

При царе или наместнике учреждался совещательный орган - Государственный совет. Он мог составлять законопроекты, утверждать министерские отчеты, а также заявлять о нарушениях конституции.

Для решения текущих вопросов создали правительство, состоявшее из пяти министерств. Область их компетенции была следующей:

  • вероисповедание и система образования;
  • юстиция;
  • распределение финансов;
  • организация правоохранительных органов;
  • военные дела.

Предпосылки польского восстания 1830 года

При Александре I Царство Польское в составе Российской империи было одной из наиболее динамично развивающихся областей. Экономический рост наблюдался во всех областях народного хозяйства, благодаря чему был преодолен дефицит бюджета. О повышении уровня жизни свидетельствует и рост населения: всего к 1825 году на территории автономии проживало 4,5 млн человек.

Однако накапливались и кризисные моменты. Прежде всего, польская национальная элита рассчитывала на включение в состав Царства Польского земель, приобретенных Россией в ходе трех разделов. Рассчитывать на это позволяла позиция императора Александра, но, столкнувшись с серьезным противодействием, император отказался от этой идеи.

Другим источником недовольства поляков была фигура наместника - брата императора, Константина. Хотя тот всячески пытался понравиться свои подопечным, его откровенно деспотические методы управления встречали глухое сопротивление. Среди офицеров участились случаи самоубийств, а интеллигенция объединялась в подпольные кружки, запрещенные после выступления декабристов.

Не вызвало радости и воцарение Николая I, в отличие от старшего брата не симпатизировавшего либеральным течениям и неприязненно относившегося к конституции. Несмотря на личное отношение, он все же принес присягу и намеревался сохранять сложившиеся с момента включения в состав Российской империи Царства Польского методы управления. Но поляки решили добиваться независимости. В 1828 году оформился "Военный союз", внутри которого разрабатывали планы вооруженного восстания.

Восстание и его последствия

Революция июля 1830 г. во Франции подтолкнула поляков к действию. Выдвинув лозунг восстановления Речи Посполитой в границах до первого раздела, польская армия выступила против русских частей. Наместник был свергнут и едва избежал расправы. Показательно, что Константину Павловичу доносили о брожении в армейских частях, но тот не спешил применять крутых мер, опасаясь польских националистов меньше, чем императора. Сам же Николай по решению повстанцев был низложен в качестве польского царя.

Несмотря на ожесточенное сопротивление, польская армия была наголову разбита 26 мая 1831 года. Вскоре под контролем повстанцев осталась только Варшава, державшаяся до 7 сентября. Решительными действиями императору Николаю удалось удержать Царство Польское в составе Российской империи. Но последствия восстания для поляков были трагичными. Николай получил возможность отменить конституцию и привести систему управления в соответствие с общеимперской. Были упразднены сейм и Госсовет, министерства заменили ведомственными комиссиями. Армия Царства Польского была расформирована, а возможность местного правительства распоряжаться финансами - значительно урезана.

После восстания

Привилегии Царства Польского при Николае I стремительно сокращались. На смену конституции пришел Органический статут 1832 года, в котором была заложена идея постепенного слияния Польши с Российской империей. Руководящие должности заместили русскими чиновниками, а ряд польских ведомств (например, путей сообщения или Варшавский учебный округ) вошел в прямое подчинение центральным органам управления.

Установившийся авторитарный режим вызвал массовую эмиграцию польской интеллигенции. Из-за границы они пытались путем распространения прокламаций и воззваний поднять на восстание польский народ, в особенности крестьянство. Однако сохранившиеся еще со времен Речи Посполитой противоречия между шляхтой и крестьянством были столь сильны, что ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. Кроме того, николаевская администрация в противовес национализму выдвинула консерватизм и клерикализм. Влияние католической церкви сводило к нулю все попытки эмиграции убедить народ в необходимости борьбы за независимость.

В 1863 году поляки все же предприняли новое восстание, которое русской армии вновь удалось подавить. Очередная попытка освободиться от русского владычества показала, что интеграционный курс Николая I успехом не увенчался. Между двумя народами установились взаимное недоверие и неприязнь. Не облегчала ситуацию и насильственная русификация: в образовательных учреждениях преподавали историю России, да и само обучение вели на русском языке.

Необходимо отметить, что в образованных кругах едва ли не всех западных государств разделы Речи Посполитой считались исторической несправедливостью. Особенно ярко это проявилось, когда поляки оказались разделенными между двумя противоборствующими лагерями в годы Первой мировой войны и вынуждены были сражаться друг с другом. Осознавали это и многие русские общественные деятели, но высказывать подобные мысли вслух было опасно. Однако упорное стремление поляков к независимости сделало свое дело. На завершающем этапе Первой мировой войны американский президент в своих 14 пунктах по мирному урегулированию отдельно вынес польский вопрос. По его мнению, восстановление Польши в исторических границах являлось принципиальным вопросом. Однако расплывчатость термина "исторические границы" вызвала ожесточенные дебаты: считать ли таковыми те, что сложились к 1772 году или же границы средневекового Польского королевства? Неудовлетворенность решениями конференций в Версале и Вашингтоне привела к войне между РСФСР и Польшей, завершившейся победой последней. Но международные противоречия этим не исчерпывались. На ряд польских областей претендовали Чехословакия и Германия. Это, а также другие спорные решения мирных конференций после Первой мировой, привели к новой большой войне в Европе, первой жертвой которой стала независимая Польша.

Польша находилась в составе Российской империи с 1815 по 1917 годы. Это был бурный и сложный период для польского народа – время новых возможностей и больших разочарований.

Взаимоотношения России и Польши всегда были непростыми. В первую очередь это следствие соседства двух государств, которое на протяжении многих столетий порождало территориальные споры. Вполне естественно, что во время крупных войн Россия всегда оказывалась втянута в пересмотр польско-российских границ. Это коренным образом влияло на социальные, культурные и экономические условия в прилегающих областях, а также на жизненный уклад поляков.

«Тюрьма народов»

«Национальный вопрос» Российской империи вызывал различные, порой полярные мнения. Так, советская историческая наука назвала империю не иначе как «тюрьмой народов», а западные историки считали ее колониальной державой.

А вот у русского публициста Ивана Солоневича мы находим противоположное высказывание: «Ни один народ в России не подвергался такому обращению, какому подвергалась Ирландия времен Кромвеля и времен Гладстона. За очень немногими исключениями все национальности страны были совершенно равны перед законом».

Россия всегда была полиэтническим государством: его расширение постепенно приводило к тому, что и так неоднородный состав русского общества стал разбавляться представителями разных народов. Это касалось и имперской элиты, которая заметно пополнилась выходцами из европейских стран, приезжавших в Россию «на ловлю счастья и чинов».

Для примера, анализ списков «Разряда» конца XVII века показывает, что в боярском корпусе лиц польского и литовского происхождения было 24,3%. Впрочем, «русские иностранцы» в подавляющем большинстве теряли свою национальную идентичность, растворяясь в российском обществе.

«Царство Польское»

Присоединившись по итогам Отечественной войны 1812 года к России «Царство Польское» (с 1887 года – «Привислинский край») имело двоякое положение. С одной стороны, после раздела Речи Посполитой это хоть и было совершенно новое геополитическое образование, но все еще сохраняющее связь в этнокультурном и религиозном планах со своей предшественницей.

А с другой – здесь росло национальное самосознание и пробивались ростки государственности, что не могло не повлиять на взаимоотношения поляков и центральной власти.
После присоединения к Российской империи в «Царстве Польском», несомненно, ожидали перемен. Перемены были, но воспринимались не всегда однозначно. За время вхождения Польши в состав России сменилось пять императоров, и у каждого был свой взгляд на самую западную российскую губернию.

Если Александр I слыл «полонофилом», то Николай I в отношении Польши выстраивал политику куда более трезвую и жесткую. Впрочем, ему не откажешь в стремлении, по выражению самого императора, «быть столь же хорошим поляком, как и хорошим русским».

Российская историография в целом позитивно оценивает итоги столетнего вхождения Польши в состав империи. Возможно, именно взвешенная политика России по отношению к западному соседу помогла создать уникальную ситуацию, при которой Польша, не являясь самостоятельной территорией, на протяжении ста лет сохраняла государственную и национальную идентичность.

Надежды и разочарования

Одной из первых мер, введенных российским правительством, была отмена «кодекса Наполеона» и замена его польским кодексом, который в числе прочих мер наделял крестьян землей и предполагал улучшение финансового положения малоимущих. Польский сейм новый законопроект принял, однако отказался запрещать предоставляющий свободы гражданский брак.

В этом отчетливо обозначились ориентиры поляков на западные ценности. Пример брать было с кого. Так в Великом княжестве Финляндском уже к моменту вхождения Польского царства в состав России было отменено крепостное право. Просвещенная и либеральная Европа была Польше ближе, чем «крестьянская» Россия.

После «александровских свобод» пришло время «николаевской реакции». В Польской губернии почти все делопроизводство переводится на русский язык, или на французский для тех, кто не владел русским. Конфискованные имения жалуются лицам русского происхождения, также русскими замещаются все высшие должностные посты.

Николай I в 1835 году посетивший с визитом Варшаву чувствует назревающий в польском обществе протест, а поэтому запрещает депутации выразить верноподданнические чувства, «дабы предохранить их ото лжи».
Тон выступления императора ударяет своей бескомпромиссностью: «Мне нужны деяния, а не слова. Если вы будете упорствовать в своих мечтаниях о национальной обособленности, о независимости Польши и тому подобных фантазиях, вы навлечёте на себя величайшее несчастие... Говорю вам, что при малейшем волнении я прикажу стрелять в город, обращу Варшаву в развалины и, конечно, не отстрою ее».

Польский бунт

Рано или поздно на смену империям приходят государства национального типа. Эта проблема затронула и Польскую губернию, в которой на волне роста национального сознание обретают силу и политические движения, не имеющие себе равных среди других губерний России.

Идея национальной обособленности, вплоть до восстановления Речи Посполитой в ее прежних пределах охватывала все более широкие слои масс. Разгонной силой протеста выступало студенчество, которое поддержали рабочие, солдаты, а также разночинные слои польского общества. Позднее к освободительному движению примкнула часть помещиков и дворян.

Основные пункты требований, предъявляемых повстанцами, это аграрные реформы, демократизация общества и в конечном итоге независимость Польши.
Но для российского государства это был опасный вызов. На польские восстания 1830-1831 и 1863-1864 годов российское правительство отвечает резко и жестко. Подавление бунтов оказалось кровопролитным, однако чрезмерной жесткости, о которой писали советские историки, не было. Бунтовщиков предпочитали отсылать в отдаленные российские губернии.

Восстания вынудили правительство принять ряд контрмер. В 1832 году был ликвидирован польский сейм и расформирована польская армия. В 1864 году были введены ограничения на использование польского языка и передвижение мужского населения. В меньшей степени итоги восстаний коснулись местной бюрократии, хотя среди революционеров были дети крупных чиновников. Период после 1864 года отмечен усилением в польском обществе «русофобии».

От недовольства к выгодам

Польша, несмотря на ограничения и ущемления свобод, получала определенные выгоды от принадлежности к империи. Так, при правлении Александра II и Александра III поляки стали чаще назначаться на руководящие должности. В некоторых уездах их число достигало 80%. Поляки имели возможность продвижения по государственной службе отнюдь не меньше чем русские.

Еще больше привилегий давалось польским аристократам, которые автоматически получали высокие чины. Многие из них курировали банковскую сферу. Для польской знати были доступны доходные места в Петербурге и Москве, также они имели возможность открыть свое дело.
Нужно отметить, что в целом Польская губерния имела больше привилегий, чем другие регионы империи. Так, в 1907 году на заседании Государственной Думы 3-го созыва было озвучено, что в различных российских губерниях налогообложение доходит до 1,26%, а в крупнейших промышленных центрах Польши – Варшаве и Лодзи оно не превышает 1,04%.

Интересно, что Привислинский край на каждый отдаваемый в государственную казну рубль получал обратно в виде дотаций 1 рубль 14 копеек. Для сравнения Среднечерноземный край получал всего 74 копейки.
Немало правительство тратило в Польской губернии на образование – от 51 до 57 копеек на человека, а, к примеру, в Центральной России эта сумма не превышала 10 копеек. Благодаря такой политике, с 1861 по 1897 год количество грамотных в Польше увеличилось в 4 раза, достигнув отметки 35%, хотя в остальной России эта цифра колебалась в районе 19%.

В конце XIX столетия Россия вступила на путь индустриализации, подкрепленной солидными западными инвестициями. Дивиденды от этого имели и польские чиновники, участвуя в железнодорожных перевозках между Россией и Германией. Как следствие – появление огромного количества банков в крупных польских городах.

Трагичный для России 1917 год завершил историю «русской Польши», дав полякам возможность становления собственной государственности. То, что обещал Николай II – свершилось. Польша обрела свободу, однако столь желаемой императором унии с Россией так и не получилось.

Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? Вот вопрос.

А.С. Пушкин,
(русский поэт)

Некогда одно из самых больших государств Европы, Речь Посполитая, в котором главенствовала Польша, весь XVIII век непрерывно шла к своему упадку, чем и воспользовались ее более сильные соседи- Россия, Пруссия и Австрийская монархия. Судьба Речи Посполитой была решена в правлении Екатерины II, когда большая часть украинских, белорусских и польско-литовских земель по частям вошли в состав России во второй половине XVIII в., после трех разделов Речи Посполитой.

Царство Польское при либеральном Александре I

Окончательно польский вопрос был решен в 1815 г. на Венском конгрессе, который постановил передать земли княжества Варшавского России. Отошедшие к Российской империи польские земли с населением в 3,2 миллиона человек составили так называемое Царство Польское (Западные окраины Российской империи). 27 июня 1815 г., находясь в Варшаве, Александр I подписал особую конституцию, по которой Царство Польское провозглашалось автономным государством со своим парламентом, армией(где служили 10 лет, вместо 25,- как в России), но связанным с Россией династическими узами, поскольку русский император одновременно провозглашался польским королем, и ему принадлежала вся полнота исполнительной власти в этом государстве.

Польский король (русский царь) имел право изменять бюджет страны, откладывать на неопределенное время созыв польского сейма (парламента). Законодательная власть осуществлялась совместно королем и двухпалатным сеймом. Двухпалатный сейм имел законодательную власть, назначался королем созывался раз в два года и обязан был утверждать бюджет. Правда, король (он же русский царь), в свою очередь, мог бюджет менять по своему усмотрению (Федосова Э.П.). На время своего отсутствия в Польше король (царь) назначал наместника – этнического поляка.

Высшим правительственным органом был Государственный Совет, который разрабатывал законопроекты, утверждаемые сеймом. Он состоял из Административного совета и Общего собрания. В компетенцию Государственного Совета входило рассмотрение ежегодных отчетов министерств, осуществление контроля над любыми нарушениями конституции. Председателем Административного совета являлся наместник, а его членами – 5 министров и назначаемые королем высшие чиновники.

Все делопроизводство велось на польском языке, все должности, как гражданские, так и военные, представлялись лишь полякам. В отличие от России, министры в Польше подчинялись сеймовым судам и привлекались к ответственности за нарушение конституции, законов. Независимость и несменяемость судей гарантировались польской конституцией. Ничего подобного в России не было, а русские либералы лишь могли лишь мечтать о финских и польских свободах.

Польская конституция 1815 г. считалась одной из самых либеральных в тогдашней Европе. Конституция провозглашала свободу печати и вероисповеданий, неприкосновенность личности. Официальным государственным языком признавался исключительно польский язык. Пассивным избирательным правом обладали лица с 30-летнего возраста, платившие 100 злотых налога в год, а активным – шляхтичи-землевладельцы (с 21 года), священники, учителя, ремесленники, купцы, арендаторы и др. (Федосова Э.П.).

То, что самодержавный царь Александр клялся выполнять обязанности по отношению к своим польским подданным и быть гарантом конституции, было невиданным явлением в истории России. Это событие неоднозначно было воспринято в самой России.

Включение Польши в состав России, как и в случае с Финляндией, благоприятно сказалось на хозяйственном развитии края. Польша сохранила свою финансовую самостоятельность от империи и свою денежную единицу – злотый, и при этом получила фактическое упразднение таможенных барьеров с Россией и допуск на ее гигантский рынок. Прогресс отмечался во всех сферах, как в хозяйственных, так и культурно-просветительских областях. Сразу же был учрежден Варшавский университет- ставший рассадником польского вольнодумства, а также появились и другие польские высшие школы и гимназии. Стремительно росло и население царства Польского: к 1830 г. достигнув до 4, 5 млн человек.

А. Каппелер так объясняет столь щедрые мотивы снисходительности самодержавия: во-первых, недостаточной легитимностью распространения господства России на польскую территорию и необходимость считаться как с европейскими державами, так и с польской шляхтой, во-вторых, намерением Александра использовать Царство Польское в качестве демократической модели для планируемого реформирования России. «Организация, которая в Вашей стране уже существовала, позволила мне без промедления обеспечить Вам организацию, которая претворит в жизнь принципы этих либеральных институций…и чье целительное влияние я надеюсь с Божьей помощью распространить на все регионы, вверенные мне Провидением» (из речи Александра I перед первым сеймом в 1818 г.).

Таким образом, и в польском примере мы наблюдаем характерную черту российского самодержавия: использовать западные окраины в качестве опытного образца по внедрению западных институтов и норм на всю территорию страны для ее успешной модернизации. Однако чужеродность Польши в составе России слишком бросалось в глаза, и вызывала у русских дворян и чиновничества вопросы почему «им можно все, а нам нет»? Да и явная польская идентичность, помноженная на католицизм, и плюс полонизированные элиты Польши, Литвы, Западной Белоруссии и Западной Украины являлись слишком большим препятствием для унификации и русификации бывших территорий Речи Посполитой для имперских властей.

Особенно многочисленной корпорацией являлось польское дворянство, которое в разных польских областях составляло от 5, до 10 % населения, что намного превышало российские показатели (Западные окраины Российской империи). Тем не менее самодержавие с польской окраиной решило работать по уже хорошо апробированной схеме. Как и в случае с остзейцами, в обмен на лояльность династии самодержавие оставило в неприкосновенности все земельные и сословные права польских дворян над крестьянами, в том числе и из числа не поляков (литовцев, украинцев, белорусов), а также свободно включало их в состав общеимперского российского дворянства.

Надо сказать, поляки по достоинству оценили царскую щедрость. По мнению польской исследовательницы Анны Ковальчиковой, поляки воспевали Александра: заботливый монарх, добрый «воскреситель Польши». В знаменитой песне, опубликованной в 1816 г. известным поэтом Алоизием Фелиньским, Александр был представлен как благодетель польского народа и «Ангел мира», а в припеве, обращенном к Богу, повторялись слова: «К престолу Твоему возносим моление // Короля нашего сохрани нам, Господи».

Такое восхваление российского самодержца было неслучайным. На Александра I польская знать возлагала еще большие надежды, а именно: расширение территории Царства Польского за счет включения в его состав литовских и части белорусских и украинских земель.

Другими словами, речь шла о возрождении Речи Посполитой в границах 1772 г., но уже в составе Царства Польского и под российской короной. Надо сказать, что эти планы не были беспочвенны. Александр неоднократно в беседах с польскими сановниками высказывался о возможности присоединения к Царству Польскому территорий, аннексированных Россией у Речи Посполитой в ходе трех разделов. Эти планы, как свидетельствует историк А. Миллер, сохранялись у Александра до осени 1819 г.

Помешала реализации этих планов беседа в октябре 1819 г. Н. Карамзина с царем, после которой Карамзин, развивая свои мысли, представил Александру I записку под названием «Мнение русского гражданина». В ней Карамзин, признавая несправедливость произведенных в XVIII в. разделов Речи Посполитой с участием России, в то же время жестко предостерег царя, что попытка присоединить к Царству Польскому литовские, украинские и белорусские земли будет крайне нежелательно встречена в массе российского дворянства, и так недовольного польской конституцией.

Карамзин в частности ссылался на то что «по старым крепостям Белоруссия, Волынь, Подолия, вместе с Галицией, были некогда коренным достоянием России». Кроме этого он писал о наивности надежд на верность поляков и уверял его, что, получив обещанное, завтра они «потребуют и Киева, и Чернигова, и Смоленска» (Западные окраины Российской империи).

К 1820 г. и на самом императорском верху было покончено с либеральным заигрыванием самой власти. Так или иначе, но на вопросах территориального расширения Польши в составе Российской империи был поставлен крест. Вскоре высветились и другие трещины в модели отношений: привилегированная западная окраина – имперский центр. В Польше усилила свою работу царская цензура. Начались гонения на свободомыслящих преподавателей и студентов. Но самое большое недовольство копилось в польской армии. Польская армия была численно ограничена (до 30 тыс. человек), что не позволяло многочисленному шляхетству реализовать себя на военной службе.

До середины 20-х годов обстановка в Польше оставалась спокойной, для российских властей. Недовольство у свободолюбивых поляков вызывал лишь наместник- Константин Павлович, брат царя. Он же был и главнокомандующим польской армией. Константин, несмотря на то, что хотел полякам понравиться, отличался деспотизмом и редкой грубостью по отношению к своим иностранным подчиненным. В результате только за первые четыре года существования польской армии 49 офицеров покончили жизнь самоубийством. Неслучайно поэтому именно в армейской офицерской среде возникли первые антиправительственные подпольные кружки. Первоначально российские власти к ним относились добродушно, но после подавления восстания декабристов в Петербурге в декабре 1825 г., и в Польше заговорщиков стали жестко преследовать.

Польское восстание и Николай I

Новый российский монарх Николай I, хотя и с крайним раздражением относился ко всем конституциям, первоначально признал особый статус Польши и даже торжественно короновался польской короной. Но польскую знать это не успокоило, скорее, наоборот, на волне увлечения общеевропейским романтическим национализмом в польской молодежной элитной среде ширилось убеждение в необходимости создания польского независимого национального государства.

Петербургские власти, сами того не желая, щедро награждая польскую провинцию конституционным статусом, подталкивали ее к национальному освобождению и созданию самостоятельного государства. Польская шляхта, являясь основным носителем национального самосознания, вскоре стала и главным двигателем польского национального движения. Уже к 1828 г. в Польше сформировался «Военный союз» состоявший в основном из шляхты, занявшийся непосредственней подготовкой к восстанию. Июльская революция 1830 года во Франции стала пусковым толчком для польских националистов.

Взрыв польского национализма стал первым в цепи национальных движений и национализмов в Российской империи. Конфликт между польской шляхетской элитой, выдвигавшей более завышенные требования к имперским властям, чем они могли быть удовлетворены в империи Романовых, и российским самодержавием оказался неизбежным.

Во многом успех восстания был спровоцирован бездействием Константина Павловича, который хотя и был груб с польскими офицерами, в тоже время знал о заговорщических организациях в Польше. Но не спешил принять надлежащие меры. Он опасался не столько польских заговорщиков, сколько своего еще более крутого брата- царя Николая I, не скрывавшего своей нелюбви к полякам. Опасался его- непредсказуемых действий. И это чуть ли не стоило ему жизни. В первый же день восстания, 29 ноября 1830 г., заговорщики ворвались в его резиденцию с криками «Смерть тирану!». (Юрий Борисенок). Великому князю удалось бежать, а восставшие вскоре захватили весь город.

Характерно, что польское восстание 1830–1831 гг. проходило под лозунгом восстановления независимой «исторической Речи Посполитой» в границах 1772 года, то есть когда в его состав входили украинские, белорусские и литовские земли.Сейм низложил Николая I как короля польского и создал вначале режим военной диктатуры, которая вскоре была заменена национальным правительством во главе с магнатом Адамом Чарторыским. Любопытно также, что восставшие поляки рассчитывали на солидарные действия и помощь со стороны российских революционеров. Так в ходе польского восстания родился знаменитый лозунг: «За вашу и нашу свободу!» Показательно также, что русское гражданское население в Польше не подвергалось нападениям поляков.

Наспех собранная 80 тысячная польская армия вступила в противоборство с николаевской империей, которое на тот момент было самым сильным государством мира. Тем не менее поляки храбро сражались против русской армии. Но уже 26 мая 1831 г. российская армия фельдмаршала И. Дибича разбила армию польских повстанцев в битве под Остроленкой, открыв путь на Варшаву. Но только 7 сентября 1831 г. после ожесточенного штурма русскими войсками была взята Варшава.

Восстание было жестоко подавлено всей силой николаевской Российской империи. Многочисленная часть польской политической, военной и духовной элиты уехала на европейскую чужбину и там, в эмиграции, продолжала вести борьбу с романовской Россией, создавая в Европе негативный антироссийский общественный фон.

«Неблагодарность поляков» дала возможность Николаю освободить себя от обязанности соблюдать «богопротивную» конституцию, которая как военный трофей была привезена в Москву вместе со знаменами побежденной польской армии. Упразднялся Сейм и прежний Государственный Совет, министерства были заменены комиссиями, польские воеводства были переименованы в губернии. Урезывалась польская финансовая автономия. Был закрыт «рассадник польского вольнодумства» – Варшавский университет. Ликвидирована была и национальная польская армия, а несколько десятков тысяч солдат и офицеров сослали в Сибирь и на Кавказ. Отныне польские солдаты и офицеры были обязаны служить только в российской армии.

Польша после восстания

В 1831 гг. был образован Комитет по делам Царства Польского. В его состав вошли крупнейшие сановники николаевской России: А.Н. Голицын, И.В. Васильчиков, Д.Н. Блудов, М.А. Корф, К.В. Нессельроде, А.И. Чернышов, Е.В. Канкрин и другие. Целью работы этого комитета было стремление властей ликвидировать последствия восстания, а также подготовить новую форму управления Польшей. Наиболее важным документом, подготовленным комитетом, явилась специальная Грамоты под названием «Органический статут» (1832 г.) (Национальная политика России: история и современность).

Главной задачей выдвигается постепенное, но неуклонное слияние мятежной и обособленной Польши с Российской империей. Большую личную роль в этом играл новый царский наместник И.Ф. Паскевич-Эриванский, занимавший этот пост вплоть до 1856 г. Был взят курс на унификацию управления Польшей с империей и замещение должностей в администрации русскими чиновниками.

В 1839 г. создается Варшавский учебный округ, подчиняющийся Министерству народного просвещения; ведомство путей сообщения Польши (в 1846 г.) переподчиняется центральной власти. В 1841 г. в Царстве Польском вводятся российские деньги, в 1848 г. – русские стандарты и вес, а в 1850 г. ликвидируются таможенные границы и устанавливается таможенный тариф (Национальные окраины Российской империи…).

В Петербурге знали, что революционные польские националисты, эмигрировавшие во Францию, не успокоились, и ждут своего часа, чтобы начать новый виток борьбы за независимость. Более того, силами эмигрантов и местных радикалов готовилось новое общепольское восстание за объединение всех польских территорий, поделенных между Россией, Пруссией и Австрией в независимое единое государство в 1844 году. Однако все попытки поднять польских крестьян на борьбу с чужеземцами и сделать восстание по настоящему «народным», сначала в 1844 году, затем в 1846 году - провалились. Слишком сильны, оказались сословные перегородки внутри польского общества.

Стремясь уменьшить польский национализм и разбавить его религиозным традиционализмом, российские власти стремились свернуть светское начало и потворствовали консерватизму и клерикализму. Гражданский брак был отменен и заменен церковным. Большое внимание уделялось и политике русификации. Во всех школах в качестве обязательного предмета введена история России. А преподавание истории, географии и статистики должно было вестись на русском языке (Западные окраины Российской империи).

Однако николаевская русификация в целом носила весьма поверхностный характер, и полной интеграции Царства Польского в состав России в этот период не произошло. Обособленность и чужеземность Польши в составе России ощущалась всеми русскими путешественниками или чиновниками, находящимися там по долгу службы. Но главное – неприкрытая вражда к России польской интеллигенции и шляхты, помноженная на неистребимое желание создания независимого национального государства, явилось непреодолимым препятствием на пути ассимиляции и интеграции Польши.