Профилактика наркомании среди подростков. Профилактика и лечение наркомании. Методы профилактики

26.09.2019 Отопление

Свищёва Елена Викторовна

Изучение методов профилактики наркомании среди молодёжи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Больше-Ломовисская школа

Пичаевского района Тамбовской области

Исследовательская работа

«Профилактика наркомании среди молодёжи»

Свищёва Елена Викторовна

учащаяся 10 класса

Перова Елена Тимофеевна

учитель биологии

2 0 1 2 год

1. Введение………………………………………………………………………………стр. 3

2. Проблемы наркомании………………………………………..……………………стр. 4

2.1. История наркомании………………………………….…………………………..стр. 4

2.2. Причины, вызывающие у молодёжи интерес к употреблению наркотиков

В России…………………………………………………………………………….стр. 5

3. Профилактика наркомании………………………………………………………..стр. 6

3.1. Общественность в профилактике наркомании………………………………..стр. 6

3.2. Уровень осведомлённости учащихся школы о вреде наркомании ……...…стр. 7

4. Заключение………………………………………………………………………..…стр. 11

5. Используемые ресурсы.……………………………………………………...……..стр. 12

6. Приложения……………………………………………………………………...…..стр. 12

1. Введение

С помощью наркотиков вы можете пережить всё,

но ничего не поймёте.

Эрик Берн

Актуальность исследования. Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времён, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Даже при сужении, с точки зрения наркологов, границ наркомании до юридически приемлемых во многих странах наркомания признаны социальным бедствием. Наркотические мафии управляют государствами (Латинская Америка), имеют свои армии (Юго-Восточная Азия). Доходы подпольных корпораций по торговле наркотиками превышают известные доходы от торговли нефтью и приближаются к мировым доходам от торговли оружием. Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде - поражается и настоящее, и будущее общества. Полная, с точки зрения наркологов, картина распространения злоупотребления, включающая формы токсикоманий, еще более трагична. Вещества и препараты, не включенные в список наркотиков, как правило, еще более злокачественны, приводят к ещё большему ущербу для индивидуума.

В международном антинаркотическом центре в Нью-Йорке существует документ, указывающий на число наркоманов на земном шаре - 1 000 000 000 человек.

Наркомания, как подчёркивают эксперты Всемирной организации здравоохранения, является большой угрозой для здравоохранения в мировом масштабе.

Каждое государство предпринимает меры по предупреждению злоупотребления среди населения, исключением не является и Россия.

Проблема исследования. Для профилактики наркомании необходимо знакомить молодёжь с последствиями употребления наркотиков.

Тема исследования:

Объект исследования: Профилактика наркомании среди молодёжи.

Цель исследования: Изучение методов профилактики наркомании.

Задачи:

  1. изучить литературу по данной проблеме;
  2. исследовать причины, вызывающие у молодёжи интерес к употреблению наркотиков;
  3. выявить уровень осведомлённости учащихся школы о вреде наркомании;
  4. познакомиться с мерами профилактики наркомании среди молодёжи;
  5. формировать отрицательное отношение к наркотикам у учащихся школы;
  6. разработать рекомендации «Как уберечься от наркодилеров»;
  7. разработать памятку «Куда обратиться за помощью?».

Гипотеза. Качественная и достоверная информация о вреде наркомании способствует профилактике этого заболевания.

Методы исследования: сбор и анализ информации по теме с использованием различных источников, сбор и анализ статистических данных, анкетирование, прогнозирование.

2. Проблемы наркомании

2.1.История наркомании

Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений.

Уже в дописьменный период мы имеем свидетельства того, что люди знали и использовали психоактивные химические вещества: алкоголь и растения, потребление которых влияет на сознание. Археологические исследования показали, что уже в 6400 г. до н.э. люди знали пиво и некоторые другие алкогольные напитки.

Очевидно, процессы брожения были открыты случайно (виноградное вино, между прочим, появилось только в 4-3 вв. до н.э.). Первое письменное свидетельство использования интоксикантов - рассказ о пьянстве Ноя из Книги Бытия. Использовались и различные растения, вызывающие физиологические и психические изменения, обычно в религиозных обрядах или при проведении медицинских процедур. Пример - использование на Ближнем Востоке в 5 тыс. до н.э. «злака радости» (по всей видимости, опиумного мака).

До начала 20 века практически не существовало ограничений на производство и потребление наркотиков. Иногда делались попытки сократить или вообще запретить использование определенных веществ, но они были непродолжительными и, как правило, неудачными. Например, табак, кофе и чай были поначалу встречены Европой в штыки. Первый европеец, закуривший табак - спутник Колумба Родриго де Херес – по прибытии в Испанию был заключен в тюрьму, так как власти решили, что в него вселился дьявол. Было несколько попыток объявить вне закона кофе и чай.

Известны и случаи, когда государство не запрещало наркотики, а наоборот содействовало процветанию торговли ими. Лучший пример - вооруженные конфликты между Великобританией и Китаем в середине 19 века. Они называются опиумными войнами, потому что английские торговцы ввозили в Китай опиум. К середине 19 века несколько миллионов китайцев пристрастились к опиуму. В это время Китай, безусловно, вышел на первое место в мире по потреблению опиума, большая часть которого выращивалась в Индии и переправлялась в страну англичанами. Китайское правительство приняло множество законов о контроле над импортом опиума, но ни один из них (включая полное запрещение) не возымел желаемого действия.

Америка страдала от волны наркотиков. Наркомания захватила черный рынок еще в 20 годах этого века. Это колесо смерти прокатилось и по Европе в 50-е годы и уткнулось в железный занавес товарища Сталина. Он спас Россию от наркотиков, но ненадолго. И в 90-е годы - перестройки, новая забава вместе со всем западным пришла в ряды молодежи, распространяясь по подвалам и темным улицам города! Но в один момент этого накопилось столько, что наше правительство не было в состоянии сдержать поток завоза наркотиков, и смерть с огромным напором вылилась на подростков. Ведь основная часть наркоманов - подростки, которые намного слабее психологически взрослых, и не в состоянии отказаться попробовать.

2.2. Причины, вызывающие у молодёжи интерес к употреблению

наркотиков в России

Ежегодно доходы от незаконного оборота наркотиков в мире в последние годы превышают 400 млрд. долларов США. Общее число граждан России употребляющих наркотики превышает 2 млн. человек. В Тамбовской области проживает 10-11 тысяч наркоманов и потребителей наркотиков, то есть по одному наркоману на каждые 100 человек, включая стариков и младенцев. Наркоторговцы в интересах прибыли «охотятся» прежде всего на детей из обеспеченных семей. Средняя продолжительность жизни наркомана 21 год. 50% наркоманов погибают спустя полгода после начала регулярного приёма наркотиков. Наркотики поражают прежде всего внутренние органы, разрушают психику, вызывают импотенцию, генетические нарушения у потомства. 90% наркоманов заражены ВИЧ-инфекцией и вирусными гепатитами. Только 13% наркоманов доживают до 30 лет и только 1% - до 40. Сегодня в России не осталось ни одного региона, где бы не были зафиксированы случаи употребления наркотиков или их распространения.

Наркомания продолжает «молодеть». По последним данным более 60% наркоманов – люди в возрасте от 18 до 30 лет. А почти 20% - школьники. Информация Минздрава РФ показывает, что средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15-17 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 11-13 лет. Наркомания становится причиной роста ВИЧ – инфекций. Она крайне негативно влияет на развитие криминогенной обстановки в стране.

За последние 10 лет число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей – в 42 раза.

1. Наркомания приводит к деградации личности.

2. Возникает психическая и физическая зависимость от наркотических веществ;

3. Наркомания толкает на совершение различных преступлений, таких, как воровство, вымогательство, хулиганство и даже убийство.

4. Наконец, наркомания приводит к летальному исходу.

Причины, вызывающие у молодёжи интерес к употреблению наркотиков

Все это привело к тому, что молодежь, а именно она - самая легко раскачиваемая часть общества, начинает употреблять наркотики. Проблема детской и подростковой наркомании в России достигла катастрофических размеров: на сегодняшний день уже каждый второй школьник пробовал наркотики.

3. Профилактика наркомании

3.1 Общественность в профилактике наркомании

Лучшая методика борьбы с наркоманией - профилактика. Ведь как показывает мировая практика, излечить от наркомании удается не более 2-3 процентов заболевших.

Большая нагрузка на исполнительные органы власти каждого региона ложится в связи с острой необходимостью пропаганды здорового образа жизни. Для этого следует задействовать все средства массовой информации, максимально расширить социальную базу здравоохранения, привлекая к работе с медиками на основе партнерских отношений объединения граждан, клубы, благотворительные фонды больных и их родственников, религиозные организации.

В последнее время особенно обострилась проблема борьбы с наркоманией, уже превратившейся в социальное бедствие. И здесь сотрудничество власти с общественными организациями и медиками способно внести решающий вклад в локализацию очагов наркотической эпидемии. Огромную роль могут сыграть и средства массовой информации, которые в значительной степени формируют общественное мнение. Очевидно, что та мощь и изобретательность, которую демонстрирует пресса в продвижении товаров крупных зарубежных компаний, может быть использована и в борьбе с наркоманией. К сожалению, социальная реклама у нас - в отличие от западных стран - до сих пор в диковинку. Только в последнее время в России власть и средства массовой информации стали использовать новые формы и способы антинаркотической пропаганды.

Основные наркотики, которые бытуют в России, растительного происхождения, их выращивают крестьяне в Средней Азии, на Дальнем Востоке, в Сибири и других регионах. И в России под наркотиками сегодня около 1млн. гектаров. И это не вина этих людей - это их беда, потому, что это в основном люди престарелого возраста, инвалиды, пенсионеры, у них нет другого способа прокормить свои семьи. Государство должно проявить патронаж над этой отраслью и ввести это в свои аграрные программы. Тогда, можно будет надеяться на то, что будут перекрыты пути поступления наркотиков из самой России, и тогда останутся только привозные наркотики, с которыми легче бороться путем перекрывания каналов доставки.

3.2 Уровень осведомлённости учащихся школы о вреде наркомании

Как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить. Эффективность профилактической работы с учащимися зависит от форм организации занятий, компетентности лиц, осуществляющих профилактические мероприятия, умения донести качественную и достоверную информацию до детей. Мы провели анализ субъективной оценки учащимися нашей школы качества проводимой профилактической работы и уровня своих знаний, изучить формы и методы профилактической работы, степень вовлеченности в нее различных специалистов, провести объективную оценку уровня знаний учащихся. Для этого провели анкетирование (Приложение 4) . В анкетировании приняли участие 32 учащихся 8-11 классов Больше-Ломовисской школы Пичаевского района Тамбовской области.

На вопрос «Проводились ли за время Вашей учёбы в школе мероприятия, направленные на профилактику наркомании?» 78% учащихся ответили «да», причём 81% отметили, что мероприятия проводились учителями, 37,5 % - старшеклассниками, 12,5% - сотрудниками милиции и по 9% - наркологами и врачами других специальностей. 45% сочли эти мероприятия скучными, но кое-что новое они узнали, 31% с признали мероприятия интересными и познавательными, 12 % уверены, что информации можно доверять. 62,5 % уверена, что полученная информация поможет им оказаться от пробы наркотика, если им будет это предложено. 69% опрошенных считают наркоманию болезнью, зависимостью от веществ, изменяющих сознание, 28% считают наркоманию отстоем, уделом недалёких и малограмотных людей», 25% считают наркоманию вредной привычкой. Среди типичных последствий употребления наркотиков (можно было выбрать несколько вариантов ответа) 87,5% назвали смерть, 59% назвали психологическую зависимость, 44% назвали изменения сознания и преступления против личности, 41% - физическую зависимость, 28% - преступления против собственности. На вопрос о физической зависимости – 56% определили как «физические страдания при невозможности употребить определённое вещество», 34% - «неконтролируемое желание употреблять определённое вещество», 28% - «удовольствие от употребления веществ, вызывающих зависимость». 56% опрошенных правильно проранжировали наркотики по силе действия и по скорости формирования зависимости. 67% считают, что избавиться можно от наркотиков усилием воли, 55% - уверены, что лечиться придётся долго и не один раз, очень часто – без результатов, 18% «за большие деньги в хороших наркологических клиниках», 3% - считают, что избавиться можно легко и быстро. 44% не знают, могут ли они стать зависимым человеком, 41% уверены, что это может случиться с кем угодно, только не с ними, 12,5% считают, что могут стать зависимыми. 59% опрошенных считают употребление наркотиков уголовно наказуемым преступлением, 22% уверены что «это моё личное дело, пока не совершу преступления под «кайфом», 19% считают употребление наркотиков административным проступком. 87,5% точно знают, что распространение наркотиков – это уголовно наказуемое преступление, остальные уверены, что это административный проступок, не наказуемо или зависит от размера партии. 44% опрошенных считают, что лечение наркомании в России зависит от наличия средств у человека и его семьи, 28% считают, что для лечения созданы все возможности, а другие 28 % уверены, что возможностей для лечения наркомании очень мало. Как приемлемые методы борьбы с наркоманией (можно было выбрать несколько вариантов ответа) 75% предлагают сажать распространителей в тюрьму, 56% предлагают наркоманов лечить принудительно, 52% рекомендуют медицинское тестирование молодёжи, 45,5% за эффективное информирование молодёжи, 28% предлагают легализовать наркотики, 19% считают, что с наркоманией бороться невозможно.

Выводы:

  1. О том, что за время учебы в школах проводились мероприятия, направленные на профилактику наркомании, сообщили 78% опрошенных учащихся.
  2. В условиях немногочисленности специалистов, умеющих и желающих проводить антинаркотическую работу с детьми, руководители учебных заведений вынуждены использовать профессиональный ресурс педагогов-предметников. 81% учащихся указали на то, что профилактические мероприятия в их школах проводились учителем.
  3. Масштабы проведения профилактической работы недостаточны для того, чтобы предоставить учащимся необходимый для формирования или изменения отношения к проблеме и поведения объем информации.
  4. Не уверены в полезности получаемых знаний в ситуации выбора, связанного с потреблением наркотиков, 45% школьников. Считают, что можно доверять полученной информации 13% опрошенных.
  5. Учащиеся показывают низкую степень информированности о последствиях потребления наркотиков. Возможно, что отношение 25% учащихся к наркомании как вредной привычке (сродни курению) или безобидному увлечению, связано не с тем, что такую информацию им предоставляют специалисты, а с тем, что им не предоставляется достоверная информация о различии в последствиях потребления «легких» и «тяжелых» наркотиков.
  6. Специалисты при проведении профилактической работы привычно эксплуатируют чувство страха у учащихся, пытаются строить профилактику на запугивании (неизбежная смерть наркозависимого, уголовная ответственность потребителя наркотиков, отношение к наркозависимому как к человеку, всегда готовому совершить преступление против личности и т.д.), не предоставляя школьникам достоверную информацию.
  7. Несомненное профилактическое значение имеет предоставление молодежи объективной информации о возможностях лечения наркомании. Представление о том, что наркомания лечится легко и быстро, или о том, что для этого достаточно силы воли или денег, может привести к тому, что молодые люди, придерживающиеся такой позиции, могут стать легкой добычей наркодельцов
  8. Проводимая профилактическая работа формирует у молодежи поверхностные знания, нездоровый оптимизм и уверенность в том, что проблема наркомании «лично» человека не коснется, что наркоманом может стать кто угодно, но не опрашиваемый («эффект третьего лица»). Считают, что полученные знания помогут им отказаться от пробы наркотика, если он будет им предложен, что наркозависимым может стать кто угодно, но не они сами.
  9. Высокую самооценку учащихся можно было бы приветствовать, если бы она опиралась на достаточный уровень информированности об опасностях, связанных с употреблением наркотиков. Но этого, как было видно из приведенных выше данных, в ходе исследования не отмечено.
  10. Знание антинаркотического законодательства может быть действенной мерой профилактики наркомании, удерживать молодежь от необдуманных и наказуемых поступков. Исследование показало, что учащиеся имеют крайне низкий уровень знаний в области действующего законодательства. 22% учащихся продемонстрировали правовой негилизм и полное незнание действующего законодательства, утверждая, что употребление наркотиков остается их личным делом до тех пор, пока они не совершат преступления «под кайфом».
  11. 28% опрошенных учащихся находятся в состоянии неоправданного оптимизма и считают, будто в России созданы все возможности для успешного лечения наркомании. 44% считают, что предоставление и наличие возможностей для лечения зависит от наличия средств у больного или его родителей. Данные последних исследований, проведенных в России, показывают, что наличие больших финансовых возможностей (чаще всего у родителей) не гарантирует обретения трезвости больным человеком. Уверенность в обратном поддерживается недобросовестными или некомпетентными специалистами и учеными, может служить причиной неоправданных надежд в том, что если проба наркотиков и приведет к каким-то проблемам, то их можно будет решить с помощью денег.
  12. Результаты исследования показывают, что специалисты, занимающиеся профилактической работой, чаще всего пользуются своими личными убеждениями, на которые несомненное влияние оказывает их профессиональный статус и вид деятельности. Поэтому информация, предлагаемая учащимся разными специалистами, часто не является доказательной и обоснованной научными данными, а иногда – весьма противоречивой. Это не может не сказываться на уровне информированности учащихся. Вероятно, основываясь на личных впечатлениях, эффективное информирование молодежи по проблемам наркомании считают приоритетным направлением антинаркотической работы всего 45,5% учащихся. И если к числу таких направлений антинаркотической политики учащиеся вполне справедливо считают меры репрессивного характера по отношению к распространителям наркотиков (75%), то мнение 56% опрошенных о том, что наркоманов следует лечить принудительно, является следствием дезинформации и противоречит здравому смыслу хотя бы потому, что малоэффективным является даже добровольное лечение наркозависимых. Это, в свою очередь, зависит от несоответствия российских стандартов лечения наркомании международным стандартам качества лечения больных наркоманией.
  13. Недобросовестная информация о возможностях лечения наркомании сопровождается внушением учащимся мысли о том, что результат лечения зависит от силы воли больного или от количества денег и формирует у части школьников скрытый комплекс сверхчеловека.

Заключение

Употребление наркотиков - одна из наиболее серьезных молодежных проблем в нашей стране. Количество наркоманов постоянно растет, а средний возраст их уменьшается. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД.

Лечение и освобождение от наркотической зависимости - это целый комплекс медицинских и социальных мероприятий. Их реализация сопряжена с большими материальными и моральными затратами, а положительный исход возможен далеко не всегда, так как на сегодня адекватной системы помощи наркозависимым в России не существует.

Исходя из этого, нельзя рассматривать лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании. Такой подход не дает и не может дать положительного результата. Безусловно, от наркотиков всех спасти и уберечь невозможно, но возможно вооружить наших подростков важной информацией; научить их, как отказаться от первой пробы; развить в каждом из них адекватную самооценку; выработать чувство уверенности в себе. Основной акцент должен ставиться на профилактические, превентивные меры (Приложения 1, 2, 3, 5, 6).

Используемые ресурсы:

  1. http://www.penza.aids.ru/downloads/mnepu-report.htm анкетирование
  2. http://him.1september.ru/2008/06/22.htm историические сведения
  3. http://www.eduklgd.ru/org/mou01/mou0143/foto/konkyrs/narkodillerii.htm как уберечься от наркодилеров
  4. http://myschkola-10.ucoz.ru/narkotiki-put_v_nikuda.doc статистическая информация
  5. http://сайт/ap/drugoe/library/sotsialnyi-proekt-narkomaniya проект «Наркомания»
  6. http://68.fskn.gov.ru/ телефоны доверия

Приложения:

  1. Если к тебе обратились в стенах учебного заведения: Резко прервать говорящего и уйти.
  2. Если тебя пытаются удержать, скажи, что об этом разговоре ты расскажешь директору учебного заведения, учителю, своим родителям и родителям говорящего. Не слушать, а сразу прервать и угрожать разоблачением!
  3. Если к тебе обратился сосед, прерви разговор и пообещай сообщить в милицию, его родственникам.
  4. Если к тебе обратился незнакомый человек, ты имеешь право быть невежливым и невоспитанным – резко на полуслове оборвать говорящего и уйти. Не слушать! Не позволять втягивать себя в разговор!

Приложение 2:

Ответственность за незаконный оборот и немедицинское

Потребление наркотиков.

  1. Уголовный кодекс РФ:

Статья 228. «Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка, производство, сбыт, пересылка, нарушение оборота наркотических средств или их аналогов». Наказание - до 20 лет лишения свободы.

Статья 229. «Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ». Наказание – до 15 лет лишения свободы.

Статья 230 . «склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ». Наказание – до 12 лет лишения свободы.

Статья 231. «Незаконное культивирование запрещённых к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества». Наказание – до 8 лет лишения свободы.

Статья 232. «Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ». Наказание – до 7 лет лишения свободы.

  1. Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 6.8. «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов». Наказание – штраф от 5 до 10 МРОТ либо административный арест на срок до 15 суток.

Статья 6.9. «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача». Наказание – штраф от 5 до 10 МРОТ либо административный арест на срок до 15 суток.

Статья 6.13. «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров». Наказание – штраф от 20 до 25 МРОТ, на должностных лиц – от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ.

Статья 10.5. «Непринятие мер по уничтожению дикорастущих наркосодержащих растений». Наказание – штраф от 5 до 20 МРОТ, на должностных лиц – от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц – от 300 до 400 МРОТ.

Статья 20.30. «Потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах». Наказание – штраф от 10 до 15 МРОТ.

Приложение 3:

Памятка «Куда обратиться за помощью?»

Телефоны доверия правоохранительных и медицинских органов:

8-475-2-57-56-15 – Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Тамбовской области

8-475-2-57-51-87 – Управление внутренних дел по Тамбовской области

8-475-2-71-06-41 – отделение наркологии областной психиатрической больницы г. Тамбова

8-475-2-53-82-27 – кабинет медико-социальной помощи подросткам г. Тамбова

Приложение 4:

Анкета

  1. Проводились ли за время Вашей учёбы в 9-11 классах мероприятия, направленные на профилактику наркомании?

а) Да б) Нет в) Не помню

  1. Кто проводил эти мероприятия?

а) нарколог

б) врач другой специальности

в) учитель

г) сотрудник милиции

д) студенты

ж) старшеклассники

  1. Как Вы оцениваете эти мероприятия?

а) интересно и познавательно

б) скучно, но кое-что новое узнал

в) скучно, ничего нового

г) информации можно доверять

д) не доверял рассказанному

ж) отнёсся как к неизбежной формальности

  1. Вы уверены, что полученная информация поможет Вам отказаться от пробы наркотика, если это будет Вам предложено?

а) Да б) Нет в) Не знаю г) А какая между этим связь?

  1. Наркомания – это:

а) болезнь, зависимость от веществ, изменяющих сознание

б) вредная привычка

в) временное увлечение, обычное для молодёжи

г) отстой, удел недалёких и малограмотных людей

  1. Назовите, пожалуйста, наиболее типичные последствия потребления наркотиков:

а) изменения сознания

б) психологическая зависимость

в) физическая зависимость

г) преступления против личности

д) преступления против собственности

ж) смерть

  1. Физическая зависимость – это:

а) физические страдания при невозможности употребить определённое вещество

б) неконтролируемое желание употребить определённое вещество

в) удовольствие от употребления веществ, вызывающих зависимость

  1. Проранжируйте по силе действия (запишите в столбик в порядке убывания) вещества, вызывающие зависимость: кофе; алкоголь; героин; клубные наркотики; препараты конопли.
  2. Проранжируйте по скорости формирования зависимости (запишите в столбик в порядке убывания) следующие наркотические вещества: кофе; алкоголь; героин; клубные наркотики; препараты конопли.
  3. Избавиться от зависимости можно:

а) легко и быстро

б) приходится лечиться долго и не один раз, очень часто – без результатов

в) усилием воли

г) за большие деньги в хороших наркологических клиниках

  1. Можете ли Вы стать зависимым человеком?

а) да

б) нет, это может случиться с кем угодно, только не со мной

в) не знаю

  1. Употребление наркотиков – это:

а) моё личное дело, до тех пор, пока не совершу преступление под «кайфом»

  1. Распространение наркотиков:

а) не наказуемо

б) административный проступок

в) уголовно наказуемое преступление

г) зависит от размера партии

  1. Для лечения наркомании в России:

а) созданы все возможности

б) очень мало возможностей

в) всё зависит от наличия средств у человека и его семьи

  1. Подчеркните наиболее приемлемые на ваш взгляд методы борьбы с наркоманией:

а) эффективное информирование молодёжи

б) медицинское тестирование молодёжи

в) наркоманов лечить принудительно

г) сажать распространителей наркотиков

д) легализовать наркотики

ж) с наркоманией бороться невозможно

Приложение 5:

Простые правила для родителей подростков

1. Разговаривайте друг с другом: если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга.

2. Умейте выслушать – внимательно, с пониманием, не перебивая и не настаивая на своем.

4. Будьте рядом: важно, чтобы дети понимали, что дверь к вам открыта, и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами.

5. Будьте тверды и последовательны: не выставляйте условия, которые не можете выполнить. Ребенок должен знать, чего от вас ожидать.

6. Старайтесь все делать вместе, планировать общие интересные дела: нужно как можно активнее развивать интересы ребенка, чтобы дать ему альтернативу, если ему вдруг предстоит делать выбор, где одним из предложенных вариантов будет наркотик.

7. Общайтесь с его друзьями, подросток часто ведет себя тем или иным образом, находясь под влиянием окружения.

8. Помните, что ребенок нуждается в вашей поддержке: помогите ему поверить и в свои силы.

9. Показывайте пример: алкоголь, табак, медикаменты – их употребление привычно, хотя может вызывать проблемы (например, алкоголизм). Все эти вещества легальны, но то, как вы их употребляете, какое место они занимают в вашей жизни – пример для ваших детей. Не запугивайте, они могут перестать вам верить.

Приложение 6:

Программа действий по профилактике наркомании в нашей школе:

1. Выявление педагогически запущенных детей. Составление списков детей, состоящих на внутришкольном учете.

2. Информационно-правовая помощь учащимся и их родителям.

3. Организация досуга подростков «группы риска» в течение учебного года и в каникулярное время.

4. Организация летнего отдыха и занятости учащихся.

5. Организация бесед с медработниками, с органами милиции.

6. Санитарно-гигиеническое просвещение учащихся.

7. Пропаганда здорового образа жизни.

8. Привлечение детей к общеполезному труду.

9. Запрещение курения и употребления спиртных напитков для учащихся, педагогов, посетителей в учреждении и на прилегающей территории.

Наркомания давно стала эпидемией, которая беспощадно «косит» тысячи людей ежегодно. На борьбу с ней выделяются огромные средства, но и это не дает желаемого результата. Люди продолжают искать спасение и острые ощущения в наркотиках, и, сами того не замечая, становятся их заложниками, рабами. Смысл жизни наркомана состоит в том, чтобы принять вовремя дозу, а окружающий мир – семья, друзья, работа – не имеет никакого значения. Для всего этого просто не остается места в жизни, напрочь поглощенной наркотическим дурманом.

Наркотическая зависимость – это состояние человека, при котором все его мысли сосредоточены лишь на том, где и как достать очередную дозу наркотика. Невыносимая боль будет пронизывать тело и душу наркомана, если он вовремя не обеспечит себя жизненно необходимым допингом. Под страхом прочувствовать все «прелести» состояния во время ломки наркозависимый готов на все, даже на противозаконные действия. Ни о какой морали и речи быть не может. Для наркомана важнее всего своя личная выгода и удовлетворение главной и единственной цели – потребление наркотика.

Желание снова в полной мере ощутить состояние эйфории заставляет наркомана начать новую жизнь, правда, намного мрачнее, примитивнее и короче, чем предыдущая. Общество в своем большинстве не принимает и даже призирает такие личности, но, тем не менее, стремится направить их на путь истинный и вернуть к нормальной жизни любого, кто устал зависеть от «кайфа» и не может справиться с этим самостоятельно.

Наиболее доступным и широко практикующим методом профилактики наркомании, изобретенных обществом для сокращения количества наркозависимых, является пропаганда здорового образа жизни в школах и знакомство юных умов с жестокими реалиями наркоманской жизни. Выбор этой возрастной категории не случаен, потому что именно подростки более остальных способны поддаваться пагубному влиянию в силу своей наивности, любознательности и своего протеста против общественных устоев.

При правильном подходе есть шанс оградить юношей и девушек от неправильного, а может и рокового, выбора в своей жизни путем преподнесения реальной информации о свойствах наркотических веществ и последствиях их употребления.

Профилактические приемы

Профилактические меры по борьбе с наркоманией – это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития такого общественного явления, как наркомания, а также сокращение числа вовлекаемых в процесс употребления наркотических веществ людей.

Профилактические приемы наиболее эффективны среди юношей и молодежи, поскольку именно эти категории общества составляют условную группу риска. Кроме того, когда, как ни в подростковом возрасте, проводить информационную работу по опасности употребления наркотиков? В связи с этим, к разработке профилактических приемов привлечены и педагоги, и психологи, и социальные работники, задачей которых является снабжение школьников и студентов правильно преподнесенной информацией по вопросам наркомании и сопутствующих ей рисках. Повышению эффективности такой методики способствует активная реклама, печатные публикации и СМИ, освещающие весь спектр обсуждаемых проблем.

Создание профилактических мер довольно трудоемкий и тщательно продуманный процесс, результаты которого напрямую зависят от качества подобранной информации и правильности способа ее изложения. Одна неверная формулировка и безразличность ответственного за ее проведение лица способна свести на нет массу усилий огромного числа людей, разрабатывавших ту или иную методику.

Информация, предложенная для знакомства подростков с губительными свойствами наркотиков, должна отвечать нескольким основным принципам:

Для быстрого и надежного избавления от алкоголизма наши читатели советуют Препарат "Алкобарьер" . Это натуральное средство, которое блокирует тягу к спиртному, вызывая стойкое отвращение к алкоголю. Кроме того, Алкобарьер запускает восстановительные процессы в органах, которые начал разрушать спирт. Средство не имеет противопоказаний, эффективность и безопасность препарата доказана клиническими исследованиями в НИИ Наркологии.

  • иметь положительный посыл без налета мрачности и безысходности;
  • предлагать логичный и понятный вывод из всего изложенного;
  • содержать факты трагических последствий употребления наркотических веществ;
  • быть ориентированной на отдельно взятую целевую аудиторию и излагаться в понятной именно для данной аудитории форме;
  • подбор доводимых до сведения фактов должен производиться исключительно специалистами в этой области (наркологами, психологами, социальными работниками, представителями правоохранительных органов и т.д.);
  • выбранная для работы информация должна проходить пристальный анализ специальной экспертной комиссии.

Не последнюю роль в формировании нужного результата выполняемой с подростками работы играют СМИ, которые, в свою очередь, обязаны воздерживаться от демонстрирования сцен потребления наркотиков и алкоголя, а также заниматься пропагандой здорового образа жизни.

Наряду с пропагандистской работой существует и служба анонимной помощи наркозависимым, включающая «горячие линии» и «телефоны доверия». Создание подобных служб – вполне логичный и даже необходимый шаг, поскольку наркозависимые в силу своего страха быть осужденными обществом за свое пагубное пристрастие, боятся обращаться за квалифицированной помощью в случае возникновения у них различного рода проблем. Кроме того, несмотря на наличие «дурных» привычек, любой человек имеет право получить необходимую помощь и поддержку. Это основные принципы жизни гуманного общества.

На сегодняшний день алкоголизм и наркомания перестали быть личным делом каждого, поскольку последствия данных явлений имеют пагубное влияние на все общество: рост преступности, распространение серьезных заболеваний, в том числе венерических, пренебрежение моральными устоями, падение нравственности, распущенность и т.п. Сюда же можно причислить снижение уровня образованности населения, поскольку молодежь, увлеченная употреблением наркотиков, в последнюю очередь будет думать и своем образовании, личностном росте и самореализации.

Прекрасным подспорьем в борьбе с наркоманией и алкоголизмом была бы соответствующая законодательная база, которая предусматривала строгое наказание всем без исключения за распространение, сбыт и пропаганду употребления наркотических веществ.

Субъекты и объекты профилактики

Из общих понятий известно, что субъектами чего-либо являются те, кто осуществляет те или иные меры и манипуляции, а объектами – те, в отношении которых эти манипуляции предпринимаются. Другими словами, объектами профилактики наркомании являются лица, потенциально подверженные вовлечению в употребление наркотиков, а также лица, страдающие наркотической зависимостью или находящиеся на реабилитации.

Количество субъектов в данном вопросе куда более разнообразное, поскольку профилактика проводится большим количеством государственных и негосударственных структур, среди которых значатся:

  • ведомственные антинаркотические комиссии;
  • служба по контролю за оборотом наркотиков;
  • органы внутренних дел;
  • органы системы образования;
  • органы системы здравоохранения;
  • органы по проведению молодежной политики;
  • органы по проведению социальной политики;
  • кризисные службы (в т.ч. негосударственные);
  • специализированные общественные организации.

Как ни удивительно, но при таком количестве субъектов профилактики наркомании, численность ее объектов, к большому сожалению, не снижается, а, наоборот, с каждым годом только растет.

Тем не менее, проводимая профилактическая работа все-таки имеет место быть и работать, хотя и не настолько эффективно, как того хотелось бы. Без существования субъектов, занимающихся поиском новых методом и способов борьбы с наркоманией, статистика могла бы быть куда более устрашающей. Поэтому отрицать их необходимость не имеет никакого смысла.

Посмотрев лишь на перечень структур и организаций, чьи действия направлены на искоренение проблемы зависимости, можно уже сделать вывод о том, насколько серьезен вопрос борьбы с наркоманией и каковы масштабы данной эпидемии на сегодняшний день.

Подростки – это категория населения в возрасте от двенадцати до семнадцати лет, в основной своей массе вовлеченная в образовательный процесс, проводимый в школах и ВУЗах. В обществе принято считать подростковый возраст самым опасным и сложным в плане своей непредсказуемости, спровоцированной происходящими процессами становления личности, которые, в свою очередь, сопровождаются физическими, физиологическими и умственными изменениями. Поэтому вполне закономерно, что профилактика наркомании в большей мере направлена именно на юношескую часть населения той или иной страны.

В далекие времена Советского Союза, особенно в 30-е годы ХХ века, наркомания как явление напрочь отсутствовала в обществе, при этом никакие специальные мероприятия не проводились. Объясняется это определенной изолированностью от других стран так называемым «железным занавесом». Встретить наркомана на улице было практически невозможно, потому что все «сомнительные» личности попадали под репрессии. Таким образом, их влияние на здоровые умы ограничивалось до минимума и жестоко осуждалось обществом в целом. Тотальный контроль над людьми давал свои результаты в сфере искоренения распутного образа жизни.

Наиболее распространенным видом наркотика был морфий (зависимых от него людей называли морфинистами). Зачастую морфинистами становились поневоле, поскольку данный препарат широко использовался в медицинских целях как угнетающее нервную систему и притупляющее боль средство. Особенно большое количество наркозависимых было среди пациентов психиатрических лечебниц, получающих морфий по рецепту врачей.

Нередкими были случаи «заражения» наркоманией членами семей больного, имеющего доступ к препарату, вызывающему сильную зависимость.

Единственным достаточно сомнительным профилактическим приемом того времени можно считать предупреждение о побочных свойствах морфия. Но, как известно, это не останавливало страдающего человека от его употребления.

Ситуация с наркоманией была настолько не угрожающая, что в Уголовном Кодексе Советского Союза даже не была предусмотрена статья и соответствующее наказание за распространение и производство наркотиков. Но, тем временем, в южных регионах страны благополучно «цвели» маковые поля, продукты переработки которых настолько широко использовались в качестве лекарственных средств, что в 70-е годы контролировать рост числа наркозависимых не представлялось уже возможным.

Традиционная политика замалчивания того времени сыграла злую шутку и уже 80-е годы стали расцветом наркоманской культуры. Кроме классического морфия, в обиход начали поступать такие препараты, как опий и эфидрин, употребляемые внутривенно. Среди молодежи той эпохи даже стало «круто» иметь следы от инъекций и судорожно почесывать и сжимать руки. Это повлекло за собой большой спрос на наркотические вещества и, следовательно, стремительное увеличение предложения на рынке. Причем стоимость наркотиков была копеечная.

Когда на дворе замаячили 90-е годы, то наркомания достигла своего апогея, в особенности, среди подростков. Смертность от передозировок в то время была на пределе. Со временем, показатели снизились, но наркозависимость уже успела получить статус эпидемии.

В наше время статистика утверждает об уменьшении количества наркоманов по сравнению с ситуацией 20-25-летней давности, но это не потому что интерес к наркотикам упал, а потому что количество летальных исходов сделало это число меньшим. Несмотря на это, цифры устрашающие: только в Украине зарегистрировано около 300 тыс. наркоманов, стоящих на учете в наркодиспансерах, но это всего лишь часть. Реальное число зависимых в десятки раз больше и точно неизвестно никому.

Такой исторический экскурс заставляет задуматься, насколько глобальной на данный момент является проблема наркомании среди подростков. Профилактика становится не то что нужной или рекомендательной, а просто неотъемлемой частью школьного воспитания и образования в целом. Лекционные занятия с демонстрацией документальных видеоматериалов и художественных фильмов, а также ведение психологических бесед «на равных», бесспорно, может стать тем самым сдерживающим фактором, способным снизить рост числа наркоманов среди подростков и помочь избежать неверного выбора.

Суть профилактики, ее виды

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) вплотную занимается проблемой наркомании, в связи с чем выделила несколько видов ее профилактики:

  • первичная (отвечает за предупреждение употребления наркотиков);
  • вторичная (работа с лицами, употребляющими наркотические вещества: их выявление, лечение, наблюдение, контроль над возникновением рецидивов);
  • третичная (направлена на социально-трудовую терапию и медицинскую реабилитацию наркозависимых).

Непосредственно профилактика наркомании, как она понимается и трактуется обществом, заключена, согласно классификации ВОЗ, в ее первичном виде. Данная форма включает в себя такие формы воздействия, как:

  • воспитательная работа среди молодежи;
  • санитарно-гигиеническое воспитание общества;
  • общественная борьба с потреблением и распространением наркотиков;
  • административно-законодательные меры.

Важным аспектом проведения профилактической работы среди подростков является возможность определения потенциально склонных к наркомании личностей. Как правило, в такую группу входят ребята и девушки с нестабильной психикой, сложным бунтарским и истеричным характером, эмоционально неустойчивые, с чувством пренебрежения к социальным нормам и моральным устоям, склонные к депрессивным состояниям. Неприятие и непонимание обществом таких личностей ведет к их отстраненности и, как следствие, поиском успокоения в наркотиках.

Зачастую, подростки, как и все люди в целом, организуются в группы «по интересам» со схожим мировоззрением, устоями, пониманием происходящего, принципами и поведением. Таким образом, выявить наркозависимого возможно по кругу его общения.

Что касается санитарно-гигиенического аспекта предупреждения наркомании, то здесь не существует единого мнения: одни специалисты считают, что нужно проводить медицинскую пропаганду в учебных учреждениях на протяжении всего учебного года, другие голосуют за введение в учебную программу отдельно курса профилактики наркомании.

Профилактика также подразумевает обучение преподавательского состава выявлению различных видов наркотического опьянения и формированию у учащихся резко негативного восприятия зависимости. Проведение просветительской работы с реальными медицинскими и социальными примерами последствий наркомании (летальные исходы, болезни, деградация личности и т.п.).

Несмотря на большой объем проводимых работ и наличие огромной теоретической базы, профилактические меры по-прежнему не дают значительных результатов. На данный момент так и не определены биохимические механизмы формирования наркотической зависимости, поэтому психология, наркология и социология до сих пор не изобрели едино правильный и эффективный метод профилактики различного рода зависимостей. Дальнейшее изучение проблемы поможет дать ответ на вопрос, как искоренить наркоманию среди подростков и спасти общество от бессмысленного вымирания и самоуничтожения.

Наркотики – это настоящая беда современных людей, ставшая расплатой за стремительное развитие информационных технологий. Ежегодно наркотики уносят миллионы жизней, не выбирая людей по уровню дохода и социальному статусу. Поэтому бороться с болезнью «наркомания» нужно сообща. Наиболее действенным методом борьбы станет проведение профилактики наркомании.

Наркомания – общее описание

Наркомания – это серьезное заболевание психики, вызываемое рядом психологических и физиологических факторов. Оно характеризуется патологическим пристрастием к психоактивным веществам растительного или синтетического происхождения.

Какие причины способствуют развитию наркомании

Пристрастие к наркотическим веществам не формируется самостоятельно. Обрести зависимость можно, начав их принимать. Но добровольно человек может начать их принимать только под действием провоцирующих факторов. Основным направлением профилактики наркомании является освещение этих факторов. Ведь знание – это сила.

Причины наркомании делятся на три основные группы:

  • психологические;
  • физиологические;
  • социальные.

Среди психологических причин наиболее частыми являются:

  • проблемы в семье (проблемы отцов и детей, вызванные непониманием, недостаточностью внимания, тиранией);
  • любопытство (характерно для подростков, считающих, что в жизни нужно попробовать все);
  • поиск вдохновения (характерно для художников, писателей и других творческих личностей);
  • желание выделиться из толпы;
  • полная безответственность, слабохарактерность;
  • психическая неуравновешенность;
  • повышенное чувство тревожности;
  • неправильное окружение.

К физиологическим причинам относится недостаточная выработка особых белковых соединений – нейромедиаторов. Они несут ответственность за формирование эмоций, настроения и получение чувства удовлетворения. Постоянная неудовлетворенность подталкивает людей на употребление наркотиков.

К социальным причинам относится неорганизованность подросткового досуга, чрезмерное влияние западных и европейских стран на неокрепшую психику юношей и девушек. Немаловажным фактором является и отсутствие адекватной профилактики наркомании, освещающей последствия этой болезни.

Участники профилактических мероприятий

Проведение любых мероприятий предусматривает участие двух групп лиц:

  • тех, кто их проводит;
  • тех, для кого их проводят.

В случае с профилактикой наркомании ко второй группе относятся люди, употребляющие наркотики или проходящие реабилитацию. Сюда же включаются граждане, входящие в состав окружения наркоманов (родственники), и наиболее подверженные влиянию наркотиков (подростки).

Проведение мероприятий, направленных на профилактику наркомании, ложится на плечи не отдельных лиц, а целых структур как государственных, так и негосударственные. К ним относятся:

  • Государственный антинаркотический комитет;
  • Федеральные службы, контролирующие оборот наркотиков;
  • Органы внутренних дел;
  • представители Министерства образования;
  • представители Министерства здравоохранения;
  • службы по работе с молодежью;
  • социальные службы;
  • кризисные службы, оказывающие психологическую поддержку детям и подросткам;
  • различные общественные организации.

Казалось бы, в проведении профилактических мероприятий задействовано множество различных служб. Но их количество не способствует уменьшению численности наркоманов. Напротив, их число ежегодно только увеличивается.

Считать, что перечисленные выше службы бездействуют, в корне неверно. Они добросовестно выполняют свою работу, разрабатывая новые профилактические приемы, направленные на борьбу с наркоманией. Проблема заключается в том, что в обороте наркотиков задействованы огромные финансовые средства. Поэтому наркоторговцы отыскивают новые пути сбыта психотропных веществ.

Виды профилактики наркомании

Выделяют следующие виды профилактики наркомании:

  • общая;
  • выборочная;
  • симптоматическая.

Общая профилактика подразумевает проведение массовой работы с применением двух методов.

Информационный . Этот вид работ проводится с привлечением СМИ и других информационных каналов. С их помощью население информируется о способах борьбы с наркозависимостью, распространением психотропных веществ и о достижениях в этой области. До людей доводят информацию о последствиях употребления этих веществ, о работе специальных служб, куда могут обратиться подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

В процессе проведения данного вида работ подросткам прививаются навыки, которые научат их преодолевать сложные ситуации, не попадая в капкан к наркотикам.

Выборочная профилактика направлена на работу с детьми и подростками, относящимися к категории «трудных». Распознать их можно по особенностям поведения и общения. Таким людям уже неоднократно приходилось преодолевать сложные ситуации. А целью профилактических приемов является их ограждение от пагубного влияния наркотиков.

При симптоматической профилактике оказывается воздействие на граждан, уже имевших опыт употребления психотропных препаратов, но еще не оказавшихся клиентами врача-нарколога. Распознать таких людей можно по сужению круга общения, тяжелым отношениям с близкими людьми. Они уже бывали замечены в столкновениях с участием наркотиков.

Профилактика наркомании среди людей подросткового возраста

К категории подростков принято относить молодых людей в возрасте 12–17 лет. В этот период дети заняты обучением в средних и высших учебных заведениях. Поэтому проведение профилактики наркомании ложится на плечи преподавательского состава. А ее качество напрямую зависит от способа преподнесения информации.

Подростковый возраст считается самым опасным. Подростки, как никто другой, подвержены пагубному влиянию. А способствуют этому происходящие в их организмах изменения. Молодые люди стремятся доказать свою значимость, восставая против родителей и общества в целом.

В начале прошлого столетия наркомании, как заболевания, в России не существовало. Да и людей, употребляющих психотропные вещества, можно было пересчитать по пальцам. Одной из причин этого явления была изолированность от пагубного влияния Запада. А другой – презрительное отношение окружающих. Сейчас наркоманов принято называть больными, а в те времена – изгоями.

Единственным наркотиком, который можно было достать, был морфин. Применение морфина гидрохлорида было возможно только в медицинских целях. А потому зависимость от него обретали люди, употреблявшие препараты на его основе, и их близкое окружение.

К концу прошлого столетия в обиходе начали появляться успокаивающие препараты на основе опиатов и эфедрина. Но и тогда слово «наркоман» считалось постыдным. Именно нежелание освещать данную проблему привело к стремительному росту числа наркоманов.

С приходом XXI века количество летальных исходов от наркотиков существенно снизилось. И заслуга в этом целиком и полностью принадлежит проводимой профилактике наркомании среди подростков.

Классификация профилактических мероприятий

Все мероприятия, направленные на предотвращение развития наркомании, классифицируются следующим образом:

  • первичная профилактика направлена на предупреждение применения психоактивных веществ;
  • вторичная профилактика направлена на выявление лиц, уже употребляющих наркотики;
  • третичная профилактика проводится с людьми, которым требуется реабилитационная помощь.

Особое значение имеет именно вторичная профилактическая работа. Она проводится с людьми, которые сумели победить тягу к наркотикам. А смысл проводимых мероприятий заключается в предотвращении рецидивов и психологического давления со стороны общества.

Профессиональное лечение – гарантированный шаг к выздоровлению

Наркомания – это хроническое заболевание, которое очень тяжело вылечить. Успех терапии напрямую связан с желанием наркомана справиться с зависимостью. Для лечения наркозависимости применяются различные группы лекарственных препаратов, которые назначаются наркологом, психиатром, психологом и рядом других специалистов.

Но нежелание наркозависимого выносить свою проблему за порог дома приводит к трагическим последствиям. В попытках самостоятельно справиться с ломкой наркозависимые начинают принимать препараты, обладающие обезболивающим и седативным действием, заменяя один наркотик на другой.

Следует помнить, что качественное лечение может быть проведено только в условиях стационара. Снятие проявлений абстинентного синдрома должно проводиться в отделении интенсивной терапии. А обращение в частный медицинский центр позволит сохранить полную анонимность.

У подростковой наркомании особый статус. В отличие от наркотической зависимости у взрослых, это заболевание у подростков развивается по «упрощенной схеме» и приводит к гораздо более губительным последствиям. Так, даже 1-2 приема наркотиков могут вызвать тяжелую степень зависимости, а личностная деградация и необратимые изменения в организме ребенка могут навсегда вычеркнуть его, пусть не из жизни вообще, но из жизни общества - с очень высокой вероятностью.

Особенности и отличительные черты подростковой наркомании

Разъяснение последствий наркомании

Беседы с родителями и педагогами на тему вреда наркомании не должны проводиться по какому-либо графику. Этот вопрос должен подниматься каждый раз, когда для этого есть основания. Так, сюжет из теленовостей, история звезды шоу-бизнеса, пример человека, которого знает ребенок, должны становиться основой для разговора о том, к чему может привести зависимость. Такая наглядность примеров, когда негативную роль исполняет знакомый человек, гораздо важнее сухих фактов, которые не пробуждают в ребенке эмоций.

Установка на здоровый образ жизни

Негативные примеры наркомании должны быть «уравновешены» другими, позитивными примерами здорового образа жизни . В ребенке следует формировать отношение к ЗОЖ, как к единственно правильной модели (смотрите статью: "Формирование здорового образа жизни "). Для этого крайне важно, чтобы сами родители и педагоги соответствовали принципам, которые они прививают ребенку. Курящая мать или выпивающий отец сводят к нулю ценность любых «здоровых» установок, которые они опровергают собственным примером.

Реалистичность примеров

Принято считать, что детская психика слишком ранима для того, чтобы ее обременять реалиями наркотической зависимости. Но это не так: в большинстве случаев вовлечение в наркоманию происходит только потому, что ребенок не осознает последствий зависимости, и для него это - не больше, чем страшная сказка, которой пугают малышей. Покажите подростку истинное лицо наркомании. Это может быть приглашение в школу нарколога, который выступит перед всем классом и продемонстрирует фото- и видеоматериалы, демонстрирующие уродующее действие наркотиков на физическое и психическое состояние человека. Также можно показать учебные или документальные фильмы, описывающие действие наркотических веществ на головной мозг, сердце, репродуктивные органы. Для подростков, которые уже состоят в романтических отношениях с кем-либо, будет полезно узнать о том, каким горем оборачивается зависимость отца или матери для их детей (врожденные пороки и уродства, тяжелые заболевания, умственная отсталость и пр.).

Исключение сомнительных контактов

Поведение подростка во много подчиняется законам, принятым в коллективе. Поэтому его общение с асоциальными элементами и сомнительными приятелями - серьезный фактор риска. Но при устранении таких контактов следует учитывать сложный возраст, в котором находится ребенок, и присущий ему дух противоречия. Идти на конфликт и оперировать запретами на общение с друзьями - это значит расширить их сферу влияния на подростка. Будет лучше найти ребенку занятие, которое увлечет его сильнее, чем времяпровождение с приятелями. Это может быть какой-либо вид спорта, туризм, творчество и все, к чему тяготеет ребенок. При участии родителей и их вовлеченности в занятие сына или дочери хобби может очень быстро заменить и вытеснить общение в нездоровом коллективе.

Доверительные отношения с родителями

Чем сложнее отношения ребенка с родителями, тем выше вероятность того, что при возникновении каких-либо проблем он обратится за помощью к приятелям. И что именно они ему предложат в качестве «успокоительного» - глоток пива или таблетку экстази - спрогнозировать невозможно.

Задача родителей - сформировать максимально доверительные отношения с ребенком. Это позволит ему при необходимости обратиться за помощью к отцу и матери - людям, для которых его здоровье и благополучие по-настоящему важно.

Но самое главное - помните: профилактика подростковой наркомании должна начинаться задолго до вступления ребенка в этот сложный возрастной период. Потому что наркотическая зависимость способна создать почву для своего появления намного раньше, чем вы будете готовы.


Диагностика и лечение наркомании у подростков

Наркотическая зависимость определяется на основании беседы с подростком и его близкими, а также после проведения ряда токсикологических тестов.

Осмотр предусматривает изучение кожи ребенка на локтевых сгибах и внутренней поверхности бедер (наиболее частые участки инъекций), и слизистой оболочки полости носа (которая часто страдает при вдыхании наркотиков).

Учитывая то, что внешние признаки, подтверждающие наркоманию, могут отсутствовать при непродолжительном употреблении наркотиков, наибольшую диагностическую ценность имеют анализы крови на присутствие токсических веществ и антитела к ним, а также исследование волос, которое позволяет создать «временную шкалу» приема наркотиков.

Терапевтическая тактика определяется индивидуально, с учетом особенностей вещества, вызвавшего зависимость, длительности его употребления, стадии наркомании, развившихся физических и психических нарушений и пр.

Ребенка, диагностированного III-IV стадией наркомании, следует лечить длительное время в условиях стационара или специализированного реабилитационного центра. В этих учреждениях подросток проходит курс индивидуальной и групповой психотерапии, в ходе которой формируется негативное отношение к наркотикам, и нездоровым привычкам в целом.

Для получения устойчивых результатов лечения крайне важно прекратить контакты ребенка с друзьями и приятелями, которые также вовлечены в наркоманию или каким-либо образом имеют к ней отношение.

Эффективность лечения и дальнейшие прогнозы зависят от совокупности обстоятельств, среди которых продолжительность течения наркомании у ребенка, насколько зависимость отразилась на его психическом и физическом здоровье, станут ли члены семьи поддержкой подростку на пути выздоровления и других факторов.

Наркомания – негативное социальное явление, постоянно набирающее распространение, а также несущее угрозу для психического и физического здоровья общества. Наркозависимость может настигнуть не только людей с асоциальным поведением, но даже абсолютно нормальных членов общества, имеющих психологические предпосылки к зависимости. Бороться с ее развитием и распространением помогает профилактика наркомании. Для ее эффективности все принимаемые меры должны быть последовательными, согласованными, а также максимально продуманными.

База для деятельности

Программа профилактики наркомании имеет главную цель – предотвратить появление проблемы, выявить ее на ранних стадиях, остановить развитие и нейтрализовать последствия. По ходу мер, проводимых в ее рамках, должны определяться факторы, являющиеся провокационными для возникновения пагубного пристрастия, причины возникновения проблемы. Профилактика алкоголизма и наркомании базируется на определении пусковых механизмов этих привычек. Научные исследования биохимических процессов, становящихся причиной зависимости, не дают полной картины для разработки профилактических мер.

Чтобы профилактическая деятельность была результативной, важно работать с каждой частью ее целевой группы. Методы воздействия могут быть самыми разнообразными, но они обязательно должны иметь адресную направленность, а мероприятия должны проводиться с учетом интересов определенной группы целевой аудитории.

Целевая группа состоит из:

  • Подростков. Из-за психологической неустойчивости они наиболее склонны к негативному воздействию со стороны.
  • Лиц, которые однажды пробовали наркотики. Ими также часто бывают подростки.
  • Лиц, занимающихся приемом психоактивных медикаментов без рецепта врача. Они быстро переходят от употребления лекарств к наркотическим веществам.
  • Людей, которые уже имеют опыт наркотической зависимости. Работа с ними снижает риск рецидивов и распространения пристрастия.
  • Социального окружения наркомана.
  • Лиц, занимающихся проституцией.

Профилактика эффективна в группах целевой аудитории

Практика профилактики наркомании должна распространяться на все слои населения и состоять из разнообразных методов и действий для достижения наилучших результатов. Профилактическая работа педагогов, медиков, психологов, волонтеров, социальных работников должна подкрепляться соответствующей законодательно-правовой базой, а значит – поддерживаться работниками правоохранительных органов для достижения максимальной результативности. Правовые основы ответственности за наркотизм, последствия правонарушений могут освещаться проектом для борьбы с наркоманией, когда проводится профилактика наркомании в образовательной среде.

Основные направления

Объектом профилактической деятельности является целевая аудитория, состоящая из лиц, перечисленных выше. Субъектом такой деятельности считаются все инстанции и структуры, осуществляющие информационные, воспитательные, образовательные мероприятия. Их деятельность помогает достичь стабильного общественного результата, снижения тенденции к распространению и развитию наркотической зависимости, а также нейтрализации ее последствий.

Основы профилактики наркомании лежат в базовых направлениях ее осуществления. Это может быть общая профилактика. Ее направляют на все слои населения, а осуществляют с помощью пропаганды отвращения к наркотикам и соблюдения принципов здорового образа жизни. Средствами проведения мероприятий могут выступать семинарные и лекционные встречи в образовательных и общественных заведениях, рекламные мероприятия с использованием СМИ. Второй частью этого направления является формирование навыков нормальной жизни, привитие желания соблюдать моральные и социальные устои, выработка ценностей, правил поведения. Ярким примером является неделя профилактики наркомании, проводимая большей частью общеобразовательных школ.

Очень важно проводить профилактику в школе среди детей и подростков

Выборочная профилактика является основой предупреждения развития наркотической зависимости у лиц, имеющих к этому склонность. Это работа педагогов с трудновоспитуемыми подростками, ведущими асоциальный образ жизни лицами, участниками потенциально опасных группирований, находящихся в зоне риска распространения наркомании. Профилактика наркомании в образовательной среде имеет наивысшую важность среди всех ее направлений.

Симптоматическая профилактика является эффективным методом работы с теми людьми, которые на себе опробовали действие наркотиков, после чего имеют риск обрести зависимость от них. Это направление базируется на проведении исследовательских мероприятий по выявлению потенциальных наркозависимых и активной работе с ними, чтобы ее не допустить. Методы используются в основном образовательно-просветительские, формирующиеся на базе предупреждений о вреде отдельных видов наркотических веществ. Криминологическая статистика говорит, что зависимый человек за время своей жизни втягивает в нарко-рабство 15-20 здоровых людей, а потому это направление профилактики можно считать просто необходимым.

Объектом отдельного направления профилактических мероприятий являются инъекционные наркоманы. Работа с ними необходима, поскольку они ведут аморальный образ жизни, имея большие шансы заразиться СПИДом, гепатитом, сифилисом, другими инфекционными заболеваниям, распространителями которых станут в будущем времени.

Огромное значение для общей профилактики имеет поддержка бывших наркоманов, которым удалось избавиться от этой привычки. Криминология говорит, что такие счастливцы составляют всего 10% от общего количества наркозависимых. Эти люди могут стать позитивным вдохновляющим примером для действующих наркоманов, а также способом воздействия на категории населения, находящиеся в зоне риска. Активная медицинская поддержка, психологическая помощь, поддержка относительно социализации жизненно необходима бывшим наркозависимым людям. Направление профилактики называется реабилитационным.

Медицинская и психологическая помощь необходима всем наркозависимым

Отдельным профилактическим направлением является мониторинг. Он позволяет не только выявить общую численность наркоманов, людей в зоне риска, но и оценить результативность проводимых профилактических мероприятий для объектов такой деятельности. Объективно установить причины, скорость, тенденции развития наркомании также удается благодаря этому направлению.

Отдельным решением проблем наркомании, а также методом осуществления профилактики можно назвать телефонное консультирование. «Горячая линия» предоставляет консультации по реабилитационным и наркологическим центрам, «Телефон поддержки» дает консультации опытных экспертов, медиков, наркологов, например по вопросам интоксикации, безопасности, диагностики. «Телефон доверия» – линия, на которой работают опытные психологи, помогающие справиться здоровым людям с тягой к наркотикам или действующим наркоманам с психологическими проблемами.

Работа семьи

Психологи, а также большинство соцработников утверждают, что максимальную эффективность имеет профилактика наркомании в семье. Именно родители знают все точки воздействия на своего ребенка, чтобы развить у него непринятие наркомании как явления и отвращение к этому явлению навсегда. В процессе жизнедеятельности семьи родители имеют возможность вести профилактические беседы с ребенком, добавляя использование фото и видео как дополнительных аргументов. Также они могут устанавливать определенные правила, прививать моральные устои, формировать в ребенке нормальные ценности, воспитывать отвращение к аморальному образу жизни. Профилактика наркомании у подростков с помощью родителей наиболее результативна.

Основа успеха семейной профилактики лежит на построении с ребенком доверительных отношений, так как только в этом случае информация, предоставляемая родителями, будет восприниматься правильно, принося ожидаемые результаты. Профилактическая работа родителей проводится с учетом типа семьи.

Так, в здоровом типе семьи, где мнение родителей является авторитетным, а отношения формируются на базе взаимного доверия, особых проблем с профилактической работой нет. Родители легко контактируют с детьми, а те, в свою очередь, объективно и быстро оценивают, воспринимают, а после усваивают педагогическую работу с ними.

Конфликтный семейный тип отличается частотой возникновения споров, дискуссий. Дети из такой семьи еще не относятся к зоне риска попадания в наркотическую зависимость, но уже являются объектом профилактической общественной работы, поскольку проведение ее родителями не приносит ожидаемых результатов. Вырастая в такой атмосфере, человек не может построить здоровый тип собственной семьи, перенося на нее конфликтную модель поведения. Таким семьям рекомендована помощь психологов.

В дисфункциональном типе семейных отношений дети становятся объектами для профилактики наркомании наряду с родителями, поскольку обязанности в таких семьях смещены в сторону детей, как и принятие важных решений. Такая ситуация возникает, когда отсутствует или болеет один из родителей, при несостоятельности второго справиться со взвалившимся на него ворохом функций. Основная воспитательная работа с такими детьми проводится педагогами и социальными работниками.

Асоциальный семейный тип является прямым объектом профилактической работы, поскольку родители уже являются наркологическими или алкогольными зависимыми, а дети потенциально зависимы. Профилактика табакокурения в таких семьях также достаточно актуальна. Воспитательные профилактические работы проводятся педагогами или социальными работниками, поэтому построение доверительных отношений с представителями образовательных и социальных структур особо важно.

Если родители зависимы от алкоголя или наркотиков, ребенок потенциально зависим

Привлечение образовательных учреждений

Профилактика наркомании среди подростков возлагается именно на учреждения образовательного типа, которые имеют возможность профессионального воздействия на детей с целью предотвращения возникновения проблемы. Для педагогов важно излагать информацию в доступном виде, интересно для аудитории слушателей, а также с учетом ее возрастной принадлежности. Кроме того, рекомендации по профилактике наркомании обязывают преподавателей знать основные симптомы возникновения зависимости, а также признаки наркотического опьянения. Эти знания необходимы для своевременного выявления лиц, уже опробовавших наркотики на себе, чтобы предотвратить их попадание в зависимое состояние.

Профилактика наркомании в подростковой среде осуществляется следующими методами:

  1. Проведение лекций.
  2. Проведение тематических мероприятий.
  3. Диагностирующие опросы.
  4. Беседы с отдельными подростками.
  5. Образовательные дискуссии.
  6. Ролевые игры.

При проведении данных мероприятий необходимо учитывать интересы объекта профилактики, а также обеспечить теоретическую доступность и правильность излагаемой информации. Она должна быть максимально содержательной, доводить до сведения слушателей пагубные последствия пристрастия к наркотическим веществам. Желательно приводить печальные примеры наркомании среди несовершеннолетних, сведения о летальных исходах или инвалидизации. Необходимо отражение негативного действия наркотиков и употребления ПАВ на интеллектуальные способности, социальное становление, психологическое состояние зависимых.

Употребление наркотиков негативно отражается на здоровье и социальной жизни

Занятия могут проходить в форме игры на уроках ОБЖ, где сценарии зависимости будут проигрываться самими учащимися. Важно также предоставление сообщений о юридической и административной ответственности за употребление и распространение наркотиков. Для правильного предоставления информации по профилактике наркомании лучше воспользоваться памяткой:

  • Предоставляемые сведения не должны носить окрас безысходности.
  • В негативном свете отображаются последствия проблемы.
  • Фото и видео не должны содержать демонстрации процесса употребления.
  • За основу лучше брать материалы, подготовленные специалистами из области наркологии (проект, программа, пособие).
  • Предоставляемый учащимся курс должен быть одобрен специалистами.

Сущность и содержание профилактики наркомании лежит не только в пропаганде негативного отношения к наркотикам, но также в пропаганде здорового образа жизни, развития личности, социального ее становления, приобретения полезных навыков и способов самореализации.

Подразделение профилактической деятельности

Работа по профилактике наркомании в учебных заведениях имеет три стадии: первичная, вторичная, третичная. Ими обусловлены способы воздействия на объект, а также выбор стратегии субъектом деятельности.

Важно вовремя выявить употребление наркотиков подростками

Первичная профилактика наркомании направлена на предупреждение употребления наркотиков несовершеннолетними. Сюда входят воспитательные методы, санитарно-гигиеническое образование населения, борьба с распространением наркотических средств, а также привлечение распространителей и употребляющих к административно-правовой ответственности. Меры профилактики наркомании первичного типа проводятся в день борьбы с наркотиками или в день морального воспитания учеников, а также по ходу прохождения курса учебной программы. Методами выступают лекции и семинары.

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление употребления наркотиков. Ее цель – не дать сформироваться зависимости. Тут важна комплексность подхода педагогов, психологов, социальных работников. Используют анонимные анкетирования или опросы, тематические дискуссии, а также ролевые постановки, в ходе которых легко выявить подростков, уже познакомившихся с наркотиками. Таким образом, эксперты понимают, кому требуется уделить повышенное количество внимания, а также будут приглядываться к изменениям поведения этого человека.

Третичная профилактика направлена на социальную, психологическую, а также трудовую реабилитацию зависимых людей, в том числе и подростков. Профилактика наркомании несовершеннолетних должна способствовать социальному становлению подростков, которые уже прошли испытания зависимостью, помешать возникновению рецидивов, свести на нет момент соблазна вернуться на пагубную дорожку.

Итак, предупреждение наркомании является очень важной частью социальной работы, которая позволяет предотвратить распространение и развитие наркотической пандемии. Комплексная работа и объединение усилий различных служб, образовательных учреждений, а также родителей даст возможность помешать подрастающему поколению впервые попробовать наркотические вещества, что ведет к последующей зависимости в половине случаев. Начало профилактической работы выпадает еще на детский возраст, потому усилия родителей и педагогов особо ценны и актуальны.