Виды социальных исследований. Социологические исследования

24.09.2019 Теплый пол

Социологическое исследование: понятие, виды, этапы


Введение

Заключение

Введение


В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т.д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование.

Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.

Социологическое исследование служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности.

В данный момент в качестве примера использования социологического исследования можно привести опрос общественного мнения по распределению предпочтений граждан к кандидатам в местные Советы депутатов Республики Беларусь двадцать седьмого созыва. В принципе и сам процесс голосования является большим государственным социологическим исследованием.

Так же немало важную роль в выборе этой темы сыграло то, что я учусь в Белорусском государственном университете культуры и искусств, работаю педагогом в детской школе искусств. В первом случае знания, полученные в процессе написания данной контрольной работы, мне помогут в дальнейшем правильно оформлять экспериментально-практическую часть курсовых (дипломного) исследований. А во втором случае - социологическое исследование поможет мне выявить те или иные причины какой-либо проблемы, возникающей в процессе взаимодействия с группой учащихся.

социологическое исследование этап вид

§ 1. Понятие социологического исследования


На рубеже XX и XXI веков резко возрос интерес к социологии не только в среде профессионалов - экономистов, философов, правоведов, психологов, но и среди людей других специальностей, интересующихся развитием современного общества, зримые лики которого меняются порой с калейдоскопической быстротой. Нередко к услугам социологов, особенно тех, кто занимается прикладными социологическими разработками, изучением электоральных предпочтений населения или изменениями конъюнктуры рынка, обращаются представители властных структур, предпринимательских кругов, политических движений и партий, отдельные лица, стремящиеся заполучить депутатский мандат.

Все это усиливает социальный статус отдельных социологических служб, но захватывает только видимую часть обширного айсберга, который называется социологией. Социология в своей сущности является наукой об особенностях, формах и тенденциях поведения людей в определенных социальных, экономических, политических, социокультурных обстоятельствах их жизнедеятельности, а потому к ней следует относится как к науке, следовательно, изучать ее .

По мнению Бабосова Е.М.: "социология - это наука об особенностях, функциях и закономерностях становления, развития и взаимосвязи различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определенных социальных отношений и в определенных исторических условиях". 1

Термин социология состоит из сочленения двух слов: латинского soci (etas) - общество и греческого logos - наука, знания, означая буквально "наука об обществе". Именно в таком значении ввел этот термин в научный оборот основатель социологии французский философ - позитивист Огюст Конт . Огюст Конт обосновал необходимость проверки социологической теории об обществе как целом совокупностью эмпирических данных, получаемых с помощью общенаучных методов: наблюдение; эксперимент; сравнение; исторический подход .

Подготовка социологического исследования - процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Надо обеспечить надежную теоретическую основу исследования, продумать его общую логику, разработать инструментарии сбора информации, сформировать исследовательскую группу. Цель любого социологического исследования - анализ таких проблем, которые имеют ключевое значение для жизни общества .

Выступая в качестве самостоятельной науки, социология имеет свой, только ей свойственный объект и предмет исследования. Что же такое объект исследования социологии?

Объектом социологии, как это вытекает из самого ее названия, является общество, т.е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные и иные группы. В отличие от явлений и процессов физического мира, которые бывают абсолютно объективными, процессы и действия, изучаемые социологией, носят объективно-субъективный характер, в них объект и субъект действия связаны неразрывными узами. Более того, если общество в целом не зависит от воли и сознания одного человека, то человек в своем сознании, в своем развитии, в своих действиях зависит от общества. Именно этими отличительными чертами и определяется своеобразие объекта социологии, в качестве которого выступает развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях людей - индивидов и их групп .

Предмет внимания социологов должен отличаться ярко выраженной актуальностью, т.е. быть востребован жизнью; социолог призван помогать решать самые важные задачи и, кроме того, создавать научный задел, базу для удовлетворения потребностей не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня .

И если объект исследования, в том числе и социологии, находится вне сознания человека, его изучающего, то с предметом исследования дело обстоит иначе. Он возникает в качестве предмета исследования не вне человеческого сознания, а в нем, когда человек, изучающий какой-либо объект, стремится выделить из него для исследования какие-то существенные, важные для него в данный момент и в данном отношении стороны, части или особенности. Выделение предмета исследования путем вычленения определенных, интересующих исследователя свойств и особенностей объекта, и абстрагирования от других его свойств представляет собой важный и необходимый этап научного познания окружающего мир. Иногда такое выделение занимает очень длительный период времени .

Социологическое исследование , по мнению большинства серьезных специалистов-социологов, - это система логически, последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. Первенство в любом социологическом исследовании отдается методологии .

В научной литературе понятие "методологии" имеет довольно много определений. Одно из наиболее авторитетных научных изданий "Энциклопедический социологический словарь" определяет методологию социологического исследования как составную часть и особую область социологического познания, имеющую своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, систему норм и регулятивов проведения социологических исследований 2.

Начинающие социологи часто путают объект и предмет исследования, хотя это далеко не одно и то же. Выбор объекта и предмета исследования в определенной мере уже заложен в самой социальной проблеме. Предмет исследований - это те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, например, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению. Другие свойства, черты объекта остаются вне поля зрения социолога .

Т.е., по Бабосову Е.М. - предметом социологии является, прежде всего, изучение людей, каждый из которых представляет совершенно уникальное социальное существо и вследствие этого становится неповторимой, своеобразной личностью, обладающей только ей при сущими социальными качествами - сознанием, волей, навыками, умениями, профессией и т.п. .

Объектом исследования может быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию. . Социальная общность выступает основным связующим звеном между двумя полюсами предметной области социологии - личностью и обществом .


§ 2. Виды социологического исследования


Существуют различные виды социологических исследований, которые значительным образом отличаются по целям, задачам, сложности и масштабу, методам сбора и анализа информации .

Эмпирическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике.

Специалисты считают, что единой схемы социологического исследования, годящегося на разные случаи жизни, не существует. Выбор вида исследования диктуется характером поставленной цели и выдвинутых задач. Иными словами, глубиной требуемого анализа социальной проблемы, масштабом охвата событий. В зависимости от того, какой критерий берется за основание классификации, выделяют несколько видов эмпирического исследования .

По глубине анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование - самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек .

Этот вид исследования может использоваться либо как предварительный этап глубоких и масштабных исследований, либо для сбора "прикидочных" сведений об объекте изучения. Такая потребность возникает особенно тогда, когда предмет социологического исследования относится к разряду малоизученных или вообще неизученных. В частности, разведывательное исследование успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и коррекции гипотез и задач, методического инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широко масштабном описательном или аналитическом исследованиях, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в ходе их проведения .

Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно проводится в том случае, когда объект анализа - относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками, например, трудовой коллектив крупного предприятия, где работают люди разных профессий, пола, возраста, стажа работы и т.д. Выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп (например, по уровню образования, возрасту, профессии) дает возможность оценить, сравнить интересующие характеристики, выявить наличие или отсутствие связей между ними. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации .

Самый серьезный вид социологического анализа - аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следственных связей - главное назначение такого исследования. Если в описательном исследовании устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления, то в аналитическом выясняется, носит ли эта связь причинный характер и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление. Обычно их классифицируют как основные и неосновные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые и т.д. .

Если в ходе описательного исследования устанавливается наличие (отсутствие) связи между теми или иными параметрами изучаемого социального явления, то в ходе аналитического выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер .

Аналитическое исследование невозможно без детально разработанной программы и отшлифованного инструментария. Оно обычно завершает разведывательное и описательное исследования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса. Аналитическое исследование чаще всего носит комплексный характер. По используемым методам оно богаче, разнообразнее не только разведывательного, но и описательного исследования .

Самостоятельным видом социологического исследования является социальный эксперимент, когда создаются особые (экспериментальные) ситуации, условия функционирования изучаемого объекта. Оттого, как составлена и реализована программа социологического исследования, в значительной степени зависит его успех или неудача .

Так же социологическое исследование различают по:

üприменяемому методу сбора данных различают опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.

üПо цели исследования - изучается статика или динамика явления - выделяют еще два вида социологического исследования: точечное и повторное.

üПо объему охвата объекта исследования типы исследования делятся на сплошные и выборочные.

По месту проведения в социологии и антропологии выделяют полевые (естественные), а в социальной психологии как полевые, так и лабораторные исследования .

Существуют и специальные виды социологических исследований, в том числе монографическое, нацеленное на глубокое, интенсивное, всеобъемлющее изучение избранного социального явления (процесса) на одном из объектов, взятом в качестве представителя целого класса аналогичных объектов. С конца ХХ - начала ХХI в. проводятся кросскультурные исследования, основанные на сравнении явлений (процессов) в разных странах мира .


§ 3. Этапы социологического исследования


Прежде чем приступать к социологическому исследованию, необходимо подготовить его и основательно продумать логику исследования, разработать теоретическую основу, выбрать методику, определить организационно-техническую сторону, материальное обеспечение исследования. Обычно социологи выделяют два этапа в социологическом исследовании - подготовительный и исследовательский. .

Социологическое исследование - это процесс познания, в котором проявляются два уровня социологического знания: теоретико-методологический и эмпирический. В нем сочетаются дедуктивный и индуктивный методы анализа. Социологическое исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков проведения, способов обработки информации и т.п. Это первый его этап .

Это этап разработки теоретической концепции и программы данного исследования как составной части перспективной программы (если таковая имеется) или же составление перспективной программы с детальной проработкой первой фазы ее осуществления.

В программе данного отдельного исследования, предусматривается и отработка всех полевых инструментов, включая пробу методик и генеральный пилотаж всех процедур. На реализацию этой стадии разумно затратить до 1/3 всего времени, отведенного на исследование .

Второй этап - сбор первичной социологической информации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения - записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и т.п. . По мнению Ядова В.А. на полевой период, т.е. времени на сбор первичных данных, их подготовку для ввода в компьютер необходимо затратить примерно 20% отведенного времени .

Третий этап - подготовка собранной в ходе социологического исследования (анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т.д.) информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ. На период обработки и анализа данных, включая промежуточные научные отчеты по итогам предварительного анализа, затрачивается около 40% времени на все исследование .

И наконец, заключительный, четвертый этап - анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления . На это затрачивается, по Ядову В.А., примерно 10% времени .

Заключение


Хорошо известно, что для того, чтобы получить вразумительный ответ, нужно четко и правильно поставить вопрос. Любое исследование начинается с формулировки проблемы, предваряемой описанием ситуации, эту проблему породившей .

Конкретные социологические исследования являются важной составной частью процесса социологического познания. Конкретные социологические исследования - это система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и социальных проблем. Подготовка социологического исследования - сложный процесс. Начинать исследование надо с теоретической подготовки. Для этого необходимо знать сущность понятий и терминов, которые употребляются в процессе социологического исследования .

Основываясь на изученном научно-философском учебно-методическом материале, можно сделать вывод, что эффективность социологического исследования, значимость его теоретических и практических результатов в значительной степени зависят от его теоретико-методологического обоснования, научного уровня разработки его программы, удачного выбора системы эмпирических показателей и рабочих гипотез. В противном случае социологическое исследование не может привести к ожидаемым теоретическим выводам, эффективным практическим рекомендациям и часто не оправдывает значительных материальных затрат .

В заключение можно сделать вывод, что социологическое исследование является инструментом для получения достоверных данных об изучаемом явлении для последующего их использования в практике социального управления. Таким образом, роль социологического исследования в процессе изучения общества трудно переоценить и поэтому именно она и рассматривалась в данной контрольной работе.

Список использованной литературы


1.Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Минск.: ТетраСистемс, 2004. - 640 с.

2.Горшков, М.К., Шереги, Ф.Э. Прикладная социология. Методология и методы / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М., 2012. - 404 с.

.Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Методы социологического исследования / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: Инфра-М, 2004. - 768 с.

.Ковалевская, Е.В. Социология: учеб. пособие для вузов / Е.В. Ковалевская. - М.: МЭСИ, 2004. - 164 с.

.Общая социология. Хрестоматия / сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин. - М.: Высшая школа, 2006. - 783 с.

.Социология. Основы общей теории / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - М.: Норма, 2003. - 912 с.

.Социология: учебник для вузов / В.Н. Лавриненко [и др.]; под общ. ред. проф.В.Н. Лавриненко. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.

8.Тезаурус социологии. Методология и методы социологических исследований / под ред.Ж.Т. Тощенко. - М., 2013. - Кн.2. - 415 с.

.Токарева, Е.М. Социология: конспект лекций. - М.: МИЭМИ, 2005. - 70 с.

.Чеснокова, В.Ф. Язык социологии. Курс лекций / В.Ф. Чеснокова. - М.: ОГИ, 2010. - 544 с.

.Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования / В.А. Ядов. - М.: Академкнига, Добросвет, 5 - 596 с.

Сноски


1 Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Минск.: ТетраСистемс, 2004. - С. 13

2 Энциклопедический социологический словарь /Под общ. ред. акад. РАН Г.В. Осипом. - М., 1995. - С. 392.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

один из основных способов развития социологического знания. Эмпирическое изучение социальных явлений началось с середины XVII в. Однако характер институциализированной деятельности оно приобрело только в 20-30-е гг. XX в. Сейчас это высоко профессионализированный специфический вид научной деятельности. Выделяют два типа социологических исследований: теоретикоприкладные, направленные на разработку новых подходов и более углубленное изучение определенных социальных проблем, и прикладные, ориентированные на практическое решение конкретных проблем. Социологическое исследование включает в себя четыре основных этапа. Разработка теоретической концепции и программы исследования. Полевой период (сбор первичных данных и их подготовка для обработки). Обработка и анализ данных. Итоговые отчеты и публикации. Разработка программы - очень важный этап, в значительной мере определяющий успех всего исследования, В программе формулируется проблема исследования, его цели и задачи, определяется объект (социальная группа - носитель исследуемой социальной проблемы) и предмет (те характеристики, в которых выражается проблема) исследования. Например, исследуя проблему профориентации молодежи, социологи в качестве объекта исследования выделяют молодежь, в качестве предмета - те ее качества, которые влияют на выбор профессии. Формулируется гипотеза исследования, т. е. предположительное Объяснение исследуемой проблемы, которое нужно подтвердить либо опровергнуть в ходе исследования. Общность, которая изучается в данном исследовании, называется генеральной совокупностью (вся молодежь, или сельская молодежь, или городская молодежь и т. п.). Однако вся генеральная совокупность обычно не исследуется. Та часть генеральной совокупности, которая непосредственно охватывается данным исследованием, называется выборкой. По полученным на выборке данным выводы распространяются на всю генеральную совокупность. Поэтому выборка должна быть репрезентативной, т. е. состав выборки по выделенным параметрам должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности. Мера подобия (или степень отклонения) называется ошибкой выборки. Надежной считается выборка с ошибкой в 3-5 %. Существуют специальные коэффициенты для расчета объема выборки в зависимости от допустимого уровня ошибки. Теперь необходимо перейти от теоретической модели объекта исследования к модели эмпирической, т. е. «разложить» теоретические понятия на эмпирические индикаторы - такие характеристики, которые могут быть измерены. Здесь очень важно найти точки соприкосновения теоретических понятий с реальными социальными процессами и явлениями. Поиск эмпирических значений теоретических понятий - сложная процедура, в ходе которой можно «потерять» важные характеристики объекта. Следующий шаг - превращение эмпирической системы в числовую, т. е. поиск способов количественного (числового) выражения и измерения качественных признаков и их взаимосвязей. Для решения этой задачи конструируются специальные единицы измерения, строятся шкалы и т. д. Когда проведены эти операции и разработан инструментарий исследования, проводят его проверку на небольшом количестве респондентов (опрашиваемых) - так называемое пилотажное исследование. Только после этого наступает второй - полевой этап социологического исследования, т. е. работа на основном массиве. Используются следующие основные методы сбора данных: наблюдение (включенное и невключенное); анализ документов (один из основных методов - контент-анализ, т. е. анализ смысловой нагруженности текстов); опросы (анкеты и интервью); тесты. В обработке данных, полученных в результате социологического исследования, используются многочисленные методики - от простейших методов первичной обработки (таких как группировки и эмпирическая типологизация) до сложнейших математических методов обработки, позволяющих построить модели многомерной зависимости различных характеристик исследуемого объекта. Существуют специальные компьютерные программы, которые делают эти методы достаточно доступными (SPSS, Statistica и др.). Двум основным методологическим пбдходам, существующим в социологии, соответствуют два основных типа социологических исследований, условно обозначаемых как «количественные» и «качественные». В русле социологии социоцентрической ориентации проводятся традиционные «количественные» исследования, ориентированные на изучение массовых, социально-статистических явлений и процессов. В них все индивидуальное отсеивается как случайное. Такие исследования надежны в стабильных обществах, где социальные тенденции устойчивы и долговременны. Не случайно расцвет «количественной» социологии приходится именно на такие периоды. В переломные, нестабильные периоды общественного развития требуются более гибкие подходы, которые способны уловить только формирующиеся социальные тенденции, только возникающие социальные явления. В таких ситуациях более эффективным оказывается «качественное» исследование, которое, в соответствии с установками гуманистической человекоцентрическои методологии, ориентировано именно на индивида, его субъективное восприятие меняющейся реальности и выработку новой жизненной стратегии. Это другая методология социологического исследования. Она существенно отличается от стратегий и процедур «количественной» социологии, так как базируется на иной логике на всех стадиях научного поиска: от теоретической установки исследователя, фокуса его интереса до процедуры сбора и интерпретации данных. Главное отличие общей стратегии «качественного» исследования состоит в открытом, поисковом, неструктурированном подходе к проблемной ситуации; в многомерном исследовании объекта на основе отсутствия предварительной схемы, оставляющей «за скобками» исследования многие, особенно новые, аспекты исследуемой проблемы: здесь теоретическая концепция формулируется не в начале исследования, а «на выходе»; в изучении объекта в естественных для него условиях с использованием гибкого, не формализованного инструментария (нарративные - повествовательные - интервью, фокус-групповое исследование и т. п.). Современная социология все более широко использует «качественные» методы и виды исследования, такие как исследования отдельных общностей (кейсстади), труднодоступных для анализа другими методами, таких как преступные группировки, социальные элиты, религиозные секты и т. п.; этнографические исследования различных уникальных культурных групп, таких как казачество, крестьянство и т. п.; исторические исследования - семьи, истории жизни человека и т. д. Однако в крупных социологических исследованиях методы «количественной» и «качественной» социологии обычно используются совместно в различных комбинациях или параллельно.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Социология, в отличие от других наук об обществе, активно использует эмпирические методы: анкетные опросы, интервью, наблюдение, эксперимент, анализ статистических данных и документов. Социологическое исследование – это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование – это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др.

Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики – от 20 до 100 человек.

Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы и их формулировка.

Описательное исследование – это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа – большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия.

В описательном исследовании может быть применен один или несколько способов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.

Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

В социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:

1) разработка программы и приемов исследования;

2) проведение эмпирического исследования;

3) обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчета.

Все указанные этапы чрезвычайно важны и требуют особого внимания. Первый этап будет подробно рассмотрен в следующей лекции. Второй этап зависит от выбранного типа социологического исследования и методик. Поэтому остановимся подробнее на рассмотрении этапа составления отчета о социологическом исследовании.

Итоги анализа полученной в ходе эмпирического исследования информации отражаются, как правило, в отчете, который содержит в себе данные, интересующие заказчика. Структура отчета по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но социолог, готовя этот документ, идет путем дедукции, постепенно сводя социологические данные в показатели. Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования. Первоначально дается отчет по главной гипотезе.

Как правило, первый раздел отчета содержит краткое обоснование актуальности изучаемой социальной проблемы, характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора информации, количество участников, сроки проведения и т. д.). Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, социальное положение и др.). Последующие разделы включают в себя поиск ответов на выдвинутые в программе гипотезы.

Разделы отчета при необходимости могут быть разбиты на параграфы. Каждый параграф целесообразно завершать выводами. Заключение отчета лучше представить в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах. Отчет может быть изложен на 30–40 или 200–300 страницах. Это зависит от объема материала, целей и задач исследования.

Понятия «социальное исследование» и «социологическое исследование» широко употребляются в научной и практической сфеpax. Однако четкого представления о природе, содержании и сущности этих видов научного исследования до сих пор не сложилось. Часто они используются как синонимы, но иногда противопоставляются друг другу.

Взаимозаменимость двух терминов наглядно ощущалась в первоначальном наименовании Института социологии: в момент своего создания в 1968 г. он назывался Институтом конкретных социальных исследований (ИКСИ). Тогда предполагалось, что сочетание «конкретные социальные» равносильно термину «социологические». Для их уравнивания было несколько причин. Первая, теоретико-методологическая, заключалась в интерпретации понятия «социальное». Его использовали в двух значениях - широком и узком. В широком смысле социальное равносильно общественному, поскольку в переводе с латинского «социальное» означает именно «общественное». Но в советской традиции, идущей, видимо, от исторического материализма, все общество было принято делить на четыре сферы: экономическую, политическую, социальную и духовную. А поскольку сфера это часть общества, возникал парадокс: в одном случае социальное равно целому (социальное = общественному), в другом - только части (социальное = социальная сфера).

Противоречивыми оказались как предмет социологии, так и ее статус. С одной стороны, социология призвана изучать общество в целом, а не только одну его сферу, обобщая достижения всех специальных дисциплин (таковыми считались психология, юриспруденция, экономика, педагогика, политология, культурология). Но если социология - общая наука, то ее надо называть обществознанием. Но так именовать ее было нельзя: обществознание - это сумма всех специальных наук, перечисленных выше. Иначе говоря, обществознание в советское, а также и в постсоветское время, было собирательным названием для самых разных наук, изучающих общество. Обществознания как самостоятельной науки никогда не существовало. Не существует его и сейчас. В советское время оно называлось обществоведением, а представителей наук, родственных социологии (будь то юристы или философы) называли обществоведами. По старинке их именуют так и сегодня, хотя в средней школе, которая стремится быть всегда в авангарде, от прежнего термина отказались, заменив его новым - обществознанием. Считается, что изменение названия отражает изменение идеологических ориентиров преподавания, прежде всего отказ от устаревших догм марксизма.

В этом самом марксизме и происходила нешуточная полемика вокруг понимания категории социальное, в зависимости от решения которого по-разному понимался статус социологии - быть ей интегральной или специальной наукой.

Когда в 1838 г. О. Конт придумал слово «социология», - он понимал его как «науку об обществе», причем единственно существующую. Никаких других общественных наук - права, психологии, политологии или экономики - на горизонте научного знания в те годы не появлялось. Соперниками социологии были математика, физика, химия, астрономия, биология - науки древние (кроме биологии) и достаточно авторитетные. Выбивая социологии место среди других наук, Конт сразу же поставил ее выше всех других - на самую вершину научных знаний, полагая, что там ей будет не только спокойней, но и хлопотней: именно у социологии самый сложный на свете объект изучения - все общество и каждый его элемент в отдельности. Конт, по понятным причинам, не мог ответить на вопрос - частной или общей дисциплиной является социология. Она была, по всей видимости, и той, и другой.

По мере развития научных знаний, возникновения экономики, этнографии, антропологии, психологии, политических наук, развернулась борьба за общий пирог - общество. Кто именно и что будет изучать? Как решился вопрос в конечном счете, мы знанием: достаточно в любом словаре прочитать, что выступает предметом, скажем, психологии или антропологии.

Но, чем больше появляется социальных наук, тем более заброшенной остается категория и область социального: ее вроде бы изучают все понемножку и никто конкретно. Разобраться в ситуации, а заодно навести порядок в научном хозяйстве взялись большевики - пусть даже в отдельно взятой стране. Советские философы, численно преобладавшие в советском обществознании, занимавшие властные посты в академии наук, в вузовских и партийных структурах, заявили, что та часть марксистской философии, которая повернута в сторону общества (другая ее часть, диалектический материализм, был развернут в сторону природы, а потому не давал житья своими советами физикам, химикам, биологам и прочей естественно-научной братии), а именно исторический материализм, будет выполнять роль дирижера, а все прочие социальные науки - роль солистов в оркестре. Именно истмат призван был сочинять партитуру, а затем, в лице своих Дирижеров (директоров исследовательских институтов, бюро, заведующих кафедр, секретарей по науке и идеологии) руководить ее претворением в жизнь.

Одним из таких дирижеров был в свое время директор ИСИ АН СССР М. Н. Руткевич. Он определял, кто останется на командных высотах социологической науки, чем должен заниматься полковник или лейтенант, на решение каких задач нацеливать батальоны, роты, взводы. Если правильно задать ориентир, то в итоге получишь нужный результат. Генеральный штаб, а именно ведущие профессора, член-корреспонденты и академики, отвечающие перед ЦК КПСС за состояние общественных наук в стране, в том числе социологии, продумывали ключевые категории, определяли иерархию и структуру научного знания, главные маршруты, по которым должны двинуться войска исследователей. Над социологическими штабами возвышалось еще множество инстанций и более важных штабов, прежде всего идеологических, которые пресекали любое стремление социологов к суверенитету и самостоятельности.

На генеральской карте социологии, одобренной идеологическим генштабом, значилось, что небольшие сопки должны занимать специальные науки, а главную высоту - марксистская философия. Так, М.Н. Руткевич пишет: «Экономическая, историческая, юридическая, психологическая и другие частнотеоретические дисциплины, хотя причисляются к категории «социальных» наук, изучают не всю совокупность различных сфер общественной жизни в их целостности, а лишь одну из них, т.е. закономерности функционирования и развития отдельной области жизни... Экономика исследует поведение и взаимодействие людей в сфере хозяйственных отношений. Предметом же марксистской социологии является изучение общих закономерностей функционирования и развития общества... социология имеет своим предметом общие закономерности функционирования и развития общества, чем она собственно и отличается как от частных общественных наук, так и от исторической науки».

Обосновывая выделенный статус социологии, ее отличия от рядового состава социальных наук и приближенность к генералитету, автор ссылается на главный авторитет - сочинения К. Маркса, у которого понятие социальное дается как в общем, так и в частном аспектах. В Предисловии «К критике политической экономии» (1859 г.) он рассматривает социальные процессы в обществе как нечто отличное от экономических, политических и духовных процессов. Если это так, то социология, изучая социальные процессы, возвышается над экономикой или политологией, так как ее социальное не равно их социальному. У них социальное - это особенное, ограниченное рамками своей сферы, а у социологии социальное - это общественное, охватывающее все сферы.

Однако заявить так в те годы, означало навлечь на себя гнев вышестоящих инстанций и лишиться всех должностей. Дело в том, что социальным как общественным ведал исторический материализм, от которого кормились многие тысячи завкафедрами, секретарей, консультантов и пр. Они, а не социологи, управляли идеологическими институтами страны. Социология не пользовалась особым авторитетом в высших кругах страны, чаще всего ее отождествляли с опросной наукой. Так что замахиваться на интегральный статус, звание науки об обществе, было равносильно смерти, поэтому социологические генералы стали искать компромиссные и обходные пути. Один из них - двойственное понимание категории социальное и двойственный статус социологии. Она вроде бы равна другим социальным наукам, но является первой среди равных - с одной стороны она совсем приблизилась к историческому материализму, а с другой стороны - не посягает на его полномочия.

Настаивать на двойственном статусе социологии, на признании ее первой среди равных было и сложно и нужно. Экономика, например, имела не меньше прав быть первой среди равных, чем социология. Во-первых, она изучала производственные отношения и производительные силы, которые, согласно Марксу, составляли базис общества, а социологи всего лишь исследовали общественное мнение. Во-вторых, экономисты занимались реальным делом, распределяли и перераспределяли реальные денежные потоки в громадном народном хозяйстве страны. Не меньшее, если не большее, чем социология, значение имела тогда политология, которую заменял научный коммунизм. Он отвечал за идеологическую целостность страны, следил за идейной лояльностью широких масс населения, определял международную стратегию государства - т.е. в руках представителей этой науки была сосредоточена такая сила, которая и не снилась социологии.

По существу, никакой социальной базы у советской социологии не было. На западе ее опорой служил средний класс, ряды которого постоянно расширялись. В советском обществе демиургом считались два класса - рабочие и крестьяне, которым социология была не нужна. Для этих классов социальное представляло собой классовую борьбу, а не классовый мир, как в западном обществе. Субъектом социологии и носителем категории социальности выступала хлипкая (по масштабам, роли и влиянию) прослойка интеллигенции.

Статус, предмет и место социологии в обществе не могли не быть двойственными. Анализируя «вопросы социальной политики партии и государства, социальные проблемы в развитии общества», социология, по мнению М. Руткевича, обращается к социальному в узком значении. Говоря попросту, когда проходишь перед трибуной, бери под козырек. Перед генералом и полковник - рядовой. В узком смысле социология - наука о социальных явлениях и процессах, а их, помимо процессов экономических, духовных и политических, очень много. При их описании социолог превращается в обычного труженика, постоянно гоняемого по полям, заводам, командировкам. Таким образом социология приравнивается к другим социальным наукам.

Но, с другой стороны, социология, напоминает М. Руткевич, это еще и наука об общих закономерностях функционирования и развития общества. Этим не занимаются ни экономисты, ни политологи, ни психологи. Разве что только философы-марксисты. Социологи могут чувствовать себя приближенными к трону. Теперь они уже стоят на той самой трибуне, проходя мимо которой представители всех других, частных наук, должны отдавать честь. Хитрый статус социологии - быть своей среди чужих и чужой среди своих - позволяет ее представителям и позволял раньше вторгаться в любую область, обязательно находя там социальные аспекты и превращая их в предмет своего изучения. Действительно, социальные стороны есть у воспитательно-педагогических, экономических, идеологических, политических и т.д. явлений и процессов. Социальное есть везде, везде должен существовать и жизненный интерес социологии, ее жизненное пространство. Получается, что она для всех своя.

Вместе с тем, претензии на всеобщность и частность в одном лице таили в себе немалые опасности. Если социальное, как воздух, существует везде, то и заниматься его изучением может каждый. Поэтому юристы, кадровики, психологи, политологи, экономисты, партийные работники успешно проводили исследования, касающиеся мнений, взглядов, поведения и отношений между людьми, совершенно справедливо называя их социальными. Поскольку социологической грамоте они обучены не были (тем более что в стране вообще никакого социологического образования не существовало) исследования они проводили как умели и как хотели. Хотя академические социологи брезгливо отворачивались от них как от доморощенного ширпотреба или сфальсифицированного товара, изготовленного чуть ли не в подпольных цехах, сами производители имели все права считать свое исследование социологическим. При этом они кивали на самих социологов, которые никогда не имели четких критериев разграничения социального и социологического, десятилетиями спорили об их сущности, постоянно путались в элементарных вещах и даже назвали главный форпост своей науки Институтом конкретных социальных исследований.

К середине 1960-х гг. в стране сложилась ситуация, которая получила освещение в научной литературе того времени. У каждой обществоведческой дисциплины (права, экономики, философии, истории и т.д.) помимо теории существовали два типа эмпирических исследований: первый тип - собственно дисциплинарный (юристы изучают конкретные правовые проблемы, историки - исторические и т.д.); второй тип - социальные проблемы, с которыми сталкивается данная дисциплина (юристы изучают социальные проблемы преступности, историки - социальные проблемы исторической реальности и т.д.). Второй тип и был назван конкретными социальными исследованиями. Итак, у каждой обществоведческой дисциплины на нижнем этаже расположены «свои» конкретные социальные исследования.

Собственные, т.е. внутридисциплинарные исследования считались, конечно же, более престижными. Юрист должен заниматься в первую очередь юридическими вопросами. Это его основное занятие, профессиональный кодекс, показатель уровня квалификации. А вот на досуге можно побаловаться смежными проблемами, которые не требуют глубоких познаний, так как социальные вопросы доступны и понятны всем, с ними сталкиваются все и каждый. А можно оставить пограничные проблемы профессионально менее подкованным юристам или экономистам - все равно в своей профессии от них толку мало. Поэтому социально-правовая тематика во многом формировалась как маргинальная. Они притягивала самую разношерстную публику: диссидентов, романтиков, бессребреников, искателей легкой карьеры или желающих самоутвердиться, не нашедших себя в основной специальности или через несколько лет разочаровавшихся в ней.

Несмотря на европейскую историю возникновения социологии как царицы наук (О. Конт), в советской истории собственно социологическое исследование формировалось зачастую как резидумное. Социологи при помощи эмпирических методов изучали то, что не исследовали юристы, экономисты или философы, что выпало у них в «осадок». А что не могут изучить юристы или экономисты? Прежде всего социальную структуру, социальные институты и другие темы, которые составляют теоретическое ядро социологии и постигаются через социологическое исследование, будь то теоретическое или эмпирическое.

Отсюда можно сделать следующий методологический вывод: социологическим в чистом виде надо считать только внутридисциплинарное (а не при- или пограничное) исследование, создание, организация и проведение которого управляются средствами социологической теории, которое посвящено социологической теме, позволяет продвинуть вперед социологическое, а не какое-либо соседнее знание.

В этом смысле маркетинговое исследование не является социологическим, даже если оно проводится подготовленным социологом. Кратко различия между двумя типами исследования можно сформулировать так:
♦ Понятие «социальное исследование» более широкое, чем понятие «социологическое исследование».
♦ Понятие «социальное исследование» не отражает стоящую за ним конкретную науку, а «социологическое исследование» - отражает. Это социология.
♦ Социологическое исследование нормировано идеалом научного метода, а социальное - нет.
♦ Социологическое исследование определено предметом и тематикой социологии, а также методом, социальное исследование - нет.
♦ У социологического исследования есть специфический метод, а у социального нет.
♦ Социологическое исследование - внутридисциплинарный метод познания, а социальное - междисциплинарный.
♦ Социальное исследование охватывает любые социальные проблемы общества, даже те, которые необязательно принадлежат к социологии, а социологическое - узкий круг проблем, заданных предметом социологии.
♦ Социальное исследование всеядно и неразборчиво, социологическое - избирательно.
♦ Социальные исследования (опросы) проводят юристы, врачи, экономисты, журналисты, кадровики. Это общественные социологи. Социологическое исследование проводят только профессионалы. Его отличительная черта - спаянность теории и метода. Этого не понимают первые.
♦ Источник социологического исследования - научная литература и профессиональная подготовка, социального - популярная литература и обыденный опыт (собственный жизненный опыт или опыт данного ведомства).
♦ Социальное исследование отражает широкий взгляд на общество, социологическое - узкий, специализированный.

Вопрос о том, чем различаются социологическое и социальное исследование, в науке еще окончательно не решен. Ученые спорят по ряду принципиальных и второстепенных моментов. Этот запутанный вопрос можно разрешить, только если ввести четкие критерии. Из всего сказанного выше можно вывести определение. Социологическим называется такое исследование, где одни социальные явления объясняются при помощи других социальных явлений. Точно так же психологическим называется такое исследование, где одни психические явления объясняются при помощи других психических явлений.

Принцип объяснения явлений при помощи «своих» же явлений применяется во всех фундаментальных науках. В экономике одни экономические явления описываются не через юридические или социальные, а через другие экономические явления. В культурологии то же самое: культура объясняется через культуру. Подобную процедуру можно назвать принципом методологической самодостаточности фундаментальной науки.

Напротив, в междисциплинарных областях знания один тип явления объясняется через другой. В антропологии костные останки человека кладутся в один объяснительный ряд с культурными артефактами или семейными структурами. И неудивительно, что некоторые зарубежные специалисты считают антропологию частью социологии. То же касается и ряда других наук. В социальной географии смешиваются в одно целое географические и социальные события, в экономической географии - географические и экономические факторы.

Как только социолог пытается объяснить социальные факты, обращаясь к экономическим, физическим, психологическим и иным причинам, он покидает границы социологии как строгой науки. Нельзя объяснять девиантность (социальный факт) при помощи психического характера или расово-антропологического признака. Это не будет социологическим объяснением. По этой же причине многочисленные теории социального дарвинизма, географического детерминизма, психологические школы в социологии не относятся к разряду социологических теорий - это социальные теории.

Видимо, под социальным исследованием следует понимать такое исследование, в котором социальные факты объясняются через несоциальные. Таким образом, социальное исследование не принадлежит только области социологии. Это междисциплинарное исследование. Сформировавшиеся на стыке социологии и родственной обществоведческой дисциплины, например экономики, социальные исследования принадлежат сразу двух наукам, в данном случае - социологии и экономике. На пересечении психологии и социологии сформировались социально-психологические исследования. Социальная антропология также проводит междисциплинарные по своей сущности исследования.

В одних случаях новое направление исследований никак не называется, в других оно получает самостоятельное название, статус и предмет. Например, социальные исследования, проводимые с привлечением социологии и педагогики, не получили статуса самостоятельной дисциплины. Напротив, социально-экономические исследования, сформировавшиеся на стыке социологии и экономики, превратились сегодня в мощную научную дисциплину - экономическую социологию. О ее статусе, предмете и методах ученые еще ведут дискуссии: экономисты утверждают, что экономическая социология - часть экономики, а социологи полагают, что она - подотрасль социологии. Но несомненно одно: экономическая социология привлекает сотни и тысячи исследователей, преподавателей, студентов, которые изучают социологические аспекты рынка, предпринимательства, маркетинга и т.д.

Сформировавшийся ныне на границах социологии широкий пласт прикладных (отраслевых) направлений занят как раз такими междисциплинарными, или социальными исследованиями. Это экономическая социология, социология права (другое ее наименование - социология преступности) социальная инженерия, заводская социология, социальная экология, социальная психология и т.п. В других академических науках, как и в социологии, образовался такой же пласт прикладных направлений, окружающих эти науки своеобразным поясом. Проводимые в их рамках исследования нельзя считать строго психологическими, юридическими или экономическими - это междисциплинарные исследования. Например, экономическая психология, психотехника, психология медицины и т.п.

В США выделяют следующие виды прикладной работы: клиническая практика, анализ политики, бизнес-консультирование, социальные исследования. Среди них социальные исследования - самый распространенный и успешный вид социологической практики. Кто только ими не занимается. Ряды прикладников США постоянно пополняются министрами и экс-министрами, радикалами и экс-радикалами, консерваторами и экс-консерваторами. Социология прельстила их, видимо, своими возможностями влиять на социальные реформы. К тому же они обладали уникальным опытом и знаниями в этой области.

Прикладное социальное исследование призвано изучать и оценивать последствия происходящих в обществе и природе реальных процессов, например, воздействие наводнений на поведение людей и жилой фонд городов. Его цель - выяснить, какую федеральную помощь следует оказать пострадавшим. В противоположность ему базисное исследование нацелено на обнаружение нормативно-правовой основы для вынесения судом решения, касающегося выплаты компенсаций пострадавшим домовладельцам. Первый тип исследования снабжает информацией местные власти для принятия ими компетентного решения в сфере социальной политики, второе идет дальше текущих вопросов, поскольку выплата компенсаций включает вопрос о перераспределении доходов, который не правомочны решать только местные власти.

Итак, социологические исследования - это тип внутридисциплинарных исследований. Социальные исследования - это тип междисциплинарных исследований.

Социологическое исследование - процесс, складывающийся из последовательных методических, методологических и организационно-технических действий, которые связывает единая цель - получение точных данных об изучаемом явлении, которые можно применять в дальнейшем в практических целях.

Социологическое исследование складывается из трех этапов. Это разработка программы и выбор приемов исследования; проведение эмпирического исследования; обработка данных, анализ, формирование выводов, написание отчета.

В таком исследовании применяют множество способов сбора информации, что существенно повышает их достоверность и полноту, позволяя делать более глубокие выводы.

Аналитическое - социологическое исследование самого высокого и серьезного уровня. Оно не просто описывает изучаемые явления, но и выясняет причины, которые лежат в их основе. В ходе такого исследования изучается совокупность факторов, которые обосновывают определенное В большинстве случаев исследования такого характера завершают разведывательные и описательные этапы.

Выделяют в отдельную группу еще и такой как повторно-сравнительное. Его проводят с целью определения динамики, свойственной протеканию общественных процессов.

Особый вид исследования - мониторинговое. Оно должно быть комплексным, планомерным и периодичным. Так собирается и систематизируется информация.

Итоги, полученные после проведения исследования, отражаются в специальном отчете. Структура этого отчета соответствует логике основных этапов исследования. Количество разделов отчета обычно равно количеству гипотез, которые указывались в программе исследования. В первую очередь отчет дается по главной гипотезе.