Глобальные проблемы современности и их опасность для человечества. Глобальные проблемы современности Глобальные проблемы связаны с преобразовательной деятельностью человека

29.06.2020 Отопление

Часть А

1. Глобальные проблемы современности 1) связаны только с развитыми странами; 2) могут решаться автономно друг от друга; 3) затрагивают все человечество; 4) возникли одновременно с появлением человека и общества

2. Что из перечисленного иллюстрирует деятельность общества по снятию остроты глобальных экологических проблем? 1) закрытие убыточных предприятий; 2) введение пропорциональной шкалы налогообложения; 3) установка нового поколения очистных сооружений на электростанциях; 4) развитие сферы телекоммуникаций, рынка мобильной телефонии

3. Что из перечисленного иллюстрирует глобальные социально-экономические проблемы современного мира? 1) гуманизация и гуманитаризация системы образования; 2) рост продолжительности жизни населения; 3) угроза применения оружия массового поражения; 4) голод и нищета большинства населения развивающихся стран

4. Что относится к проявлениям глобальных проблем современного общества? 1) достижения науки в разработке современных лекарств; 2) интеграция системы образования; 3) сокращение разнообразия растений и животных; 4) увеличение скорости передачи информации по компьютерным сетям

5. К глобальным демографическим проблемам относится 1) угроза нехватки продовольствия в ряде стран Африки; 2) опасность применения оружия массового поражения; 3) рост потребления энергии в ведущих странах мира; 4) перенаселённость ряда развивающихся стран

6. К экологическим проблемам относится 1) предотвращение распространения СПИДа; 2) возрождение культурных ценностей; 3) тенденция глобального потепления; 4) стабилизация демографической ситуации

7. К экологическим проблемам относится 1) распространение наркомании; 2) постепенное истощение природных ресурсов; 3) предотвращение угрозы новой мировой войны; 4) утрата нравственных ценностей

А3. Задания на обращение к социальным реалиям

8. По заключению специалистов, в некоторых районах Земли 80% всех болезней вызваны недоброкачественной водой, которую вынуждены потреблять люди. В этом проявляется, в первую очередь, проблема 1) снижения производительности труда; 2) истощения природных ресурсов; 3) загрязнения окружающей среды; 4) глобального потепления

9. В настоящее время происходит разрушение озонового слоя, появление озоновых дыр. Иллюстрацией каких глобальных проблем является данный факт? 1) экологических; 2) экономических; 3) демографических; 4) политических

10. В результате хозяйственной деятельности человека увеличилось поступление в атмосферу вредных веществ. Всё это негативно влияет на состояние природы и здоровье людей. Иллюстрацией каких глобальных проблем является данный факт? 1) экологических; 2) демографических; 3) экономических; 4) военных



А4. Задание на анализ двух суждений

11. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах? А. Загрязнение природы продуктами деятельности человечества относится к экологическим проблемам. Б. Глобальные проблемы связаны с преобразовательной деятельностью человека 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

12. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах? А. Глобальные проблемы угрожают существованию человечества. Б. Для преодоления глобальных проблем необходимо объединение усилий всех стран мира. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

13. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества? А. Загрязнение обществом природной среды относится к экологическим проблемам. Б. Перенаселённость современного мира усиливает остроту экологических проблем. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

14. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах? А. Глобальными называют проблемы, актуальные для всех регионов планеты. Б. Глобальные проблемы ставят под угрозу выживание человечества. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

15. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах? А. Глобальные проблемы являются последствием хозяйственной деятельности человечества. Б. Для решения глобальных проблем необходимы совместные усилия всего человечества. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

39. Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории. К ним прежде всего следуетотнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности. Но после второй мировой войны, благодаря невиданным масштабам преобразовательной деятельности человека, все эти проблемы превратились в глобальные, выражающие противоречия целостного современного мира и обозначающие с небывалой силой необходимость сотрудничества и единения всех людей Земли. В наше время глобальные проблемы: с одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств; а с другой - выявляют глубокую противоречивость этого единства. Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно сопровождалось не только установлением гармонической связи с природой, но и разрушительным воздействием на нее. По-видимому, заметный ущерб природе наносили уже синантропы около 400 тысяч лет назад, которые стали использовать огонь. В результате возникших в этой связи пожаров уничтожались значительные площади растительного покрова. Ученые считают, что интенсивная охота древних людей на мамонтов была одной из важнейших причин исчезновения этого вида животных. Начавшийся около 12 тысяч лет назад переход от присваивающего характера хозяйствования к производящему, связанный, прежде всего с развитием земледелия, также приводил к весьма существенным негативным воздействиям на окружающую природу. Технология земледелия в те времена заключалась в следующем: на определенном участке выжигался лес, затем проводилась элементарная обработка почвы и посев семян растений. Такое поле могло давать урожай всего 2-3 года, после чего почва истощалась и надо было переходить на новый участок. Помимо этого, экологические проблемы в древности нередко порождала добыча полезных ископаемых. веках до н.э. интенсивная разработка в Древней Греции серебряно - свинцовых рудников, которая требовала больших объемов крепкого леса, привела фактически к уничтожению лесов на Антическом полуострове. Существенные изменения в природных ландшафтах вызвало строительство городов, которое начало осуществляться на Ближнем Востоке около 5 тысяч лет назад, и конечно, значительной нагрузкой на природу сопровождалось развитие промышленности. Но хотя эти воздействия человека на окружающую среду приобретали все большие масштабы, тем не менее, вплоть до второй половины века они имели локальный характер.

Понятие культура. Духовная культура личности и общества и ее значение в общественной жизни.

40. Под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением человека, проявлением его субъективности. Культура является предметом изучения культурологии. Культура - это совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности. Перефразируя Гегеля, писавшего об искусстве, можно сказать, что культура нередко служит единственным ключом к пониманию мудрости народов. И это справедливо, потому что она не только наиболее возвышенная сфера деятельности личности, но и реальная сила, направленная на утверждение истинно человеческого в человеке. Она - вторая Вселенная, создаваемая человечеством. Её величественное здание возвышалось веками. Её развитие связано с поступательным движением цивилизации. Слово культура Н.К. Рерих расшифровал как почитание света культ - почитание, ур - свет. В традиционном понимании слово культура от лат. Culture первоначально означало возделывание, обработку почвы. В последствии этот термин был перенесён римлянами на человека и стал означать его воспитание, образование, т.е. возделывание человека. Уже у Цицерона появляется термин культура в понимании умственной деятельности. Культуре в этом смысле стали противополагаться понятия некультурности, варварства, дикости. Слово культура употребляется по самым различным причинам и поводам. Восхищённые талантом артиста, мы говорим о высокой культуре исполнения; картофель называем плодородной сельскохозяйственной культурой, а молодого человека, уступившего место в общественном транспорте, признаём образцом культуры поведения. Многим культура представляется некой системой правил, начиная от приличного разговорного языка до манеры поведения за столом, т.е. отождествляется с этикетом. Часто его сводят к искусству или художественной культуре, отождествляют с музеями и библиотеками и таким образом фундаментальное целое расчленяют и низводят до отдельных частей. В общем и целом культура - настоящий букет характеристик, сложенная дефиниция, слагающаяся из ряда черт, к которым можно подойти от самых различных точек отсчёта. Культура - это и развивающаяся система духовных ценностей, и процесс человеческого творчества. Это и выражение отношений между конкретными людьми, и регулятор идейного и нравственного климата всего общества. Такие характеристики можно давать бесконечно. Культуру можно представить себе как огромную лабораторию, в которой создаётся масштабная система ценностей, собираются воедино величайшие достижения человечества в областях науки, литературы и искусства, философии и этики, религии и политики с глубокой древности и до наших времён. Ошибается тот, кто ограничивает культуру приятным вечером, проведённом на концерте или у телевизора, посещением в выходной день картинной галереи или музея. Это неизбежно порождает культурную ограниченность, примитивизацию личности. Культура - синоним полноценной самоутверждающейся жизни человека. Она выступает чутким сейсмографом жизненных событий. От её состояния, развития зависит интеллектуальный потенциал не только отдельной личности, но и всего народа, даже всего человечества. Она раскрывает двери в душу человека, льёт свет, озаряющий его дорогу. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной духовной деятельности. Всякая культура есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа под природными стихиями. Сегодня взгляд на культуру - широкий, пространственный.
41. Многообразие культур, и их особенности, взаимодействие и взаимосвязь
Человеку, наверное, проще было бы взаимодействовать с другими людьми, строить свои отношения, если бы в мире утвердилась одна культура. Столько разногласий, конфликтов, казалось, нам удалось бы преодолеть, как просто и легко нам было бы общаться, вживаться в новую среду и т.д. Но почему-то не хочется жить в таком скучном, унылом и однообразном мире. Ведь взаимодействуя с людьми другой культуры, ты волей-неволей выявляешь нечто новое для себя, примеряешься, приглядываешься к тем удобствам, преимуществам, которые обнаруживаешь в нормах, традициях, способах деятельности, принятых у представителей другой культуры. Такое сравнение будит мысль, подвигает к изменениям, улучшениям. Точнее поэтому сказать, что жить в однообразном в культурном отношении мире не только скучно, но и нежелательно, даже опасно. Отсутствие внутреннего многообразия, дифференциации - это для социолога важное основание для предупреждения: есть свидетельство неспособности данной системы к развитию, налицо признаки застоя.
Чем богаче многообразие культур, тем выше вероятность, что человеку удастся подобрать нужный вариант ответа на вызовы истории. Богаче арсенал идей, представлений, норм, способов деятельности, культурных предложений, которые могут быть использованы. В этом отношении внутреннее многообразие всегда признак развитой адаптационной способности, способности к развитию той или иной системы. Безразлично, идет ли речь о человечестве в целом или об отдельном обществе. Вместе с тем, нельзя и абсолютизировать принцип дифференциации, внутреннего многообразия. Оно не должно зайти настолько далеко, чтобы ставить под угрозу сохранения целостности системы.
Философский анализ культуры не может обойти такой аспект взаимосвязи культуры и общества - вопрос о многообразии мировой культуры, присутствии в ней разнообразных локальных, региональных, национальных, этнических различий. Следуя диалектико-материалистической методологии, источник этих различий надо искать в исторических условиях формирования тех или иных культур. В докапиталистических обществах многообразие культур складывалось в условиях относительной обособленности различных регионов планеты. Такое их сосуществование продолжалось и в период генезиса капитализма, формирования современных наций. Но в процессе развития общества усиливалось взаимодействие культур. И хотя диалог культур происходил уже в глубокой древности, по мере того как история становилась всемирной, возможности взаимовлияния культур неизмеримо возрастали.
Выработанное в ходе историко-культурного развития разнообразие форм деятельности, мышления, видения мира все в большей степени включалось в общий процесс развития мировой культуры.
Вместе с тем имеют глубокие корни и различия культур, отражающие особенности бытия той или иной социально-исторической или этнической общности в их целостности и внутренней взаимосвязи с природной и социальной средой. Сложившись, культура каждой общности сама становится активно действующей исторической силой. Поэтому особенности культуры сказываются на конкретной истории народа, его социальном развитии.
Культурные различия - один из источников многообразия исторического процесса, придающий ему многокрасочность, многомерность. Каждая культура как некая целостность неповторима, уникальна. И эта неповторимость, незаменимость каждой культуры означает, что в определенном отношении разные культуры равны между собой. Конечно, нельзя отрицать развития в сфере культуры, а следовательно, и того факта, что есть более развитые, более мощные и менее развитые, менее распространенные и сильные культуры. Но именно неповторимость национальных, региональных особенностей той или иной культуры ставит ее на соизмеримый с другими уровень.
Будучи важнейшим фактором развития мировой культуры, межкультурное взаимодействие обладает некоторой самостоятельностью, но все-таки оно является частицей общественно-исторического процесса и зависит от общественных отношений. Так, в период своей колониальной экспансии капитализм либо консервирует, либо подавляет, а иногда и просто уничтожает культуру порабощаемых им народностей, насильственно насаждая свою культуру. Перенося на социальную и культурную почву колониальных и зависимых стран машинную технику и товарное производство и разлагая тем самым традиционные социальные структуры, связанную с ними культуру, он осуществлял миссию, которую К.Маркс назвал цивилизующей функцией капитала. Но вместе с тем капитализм тормозил, а иногда и необратимо разрушал само
Наука в современном мире. Значимость труда ученого.

42.Наука и техника придали беспрецедентный динамизм, предоставили во власть человека огромную силу, которая позволила резко увеличить масштабы преобразовательной деятельности людей. Радикально изменив естественную среду своего обитания, освоив всю поверхность Земли, всю биосферу, человек создал вторую природу - искусственную, которая для его жизни стала значимой не менее первой. В. Вернадский считал, что наука и техника превратили деятельность человека в особую геологическую силу, которая преобразовала всю поверхность Земли и существенно повлияла на биосферу. Вторая природа встала в резко конкурентные отношения с естественной природой планеты. Для сегодняшней эпохи характерна любознательность человека в познании природы, которая часто противоречит нравственности. Все достижения материальной и духовной культуры вместе с людьми - ее носителями - составляют человеческую цивилизацию. Современный уровень развития цивилизации достигнут в результате развития науки.

Ученые же по большей части разобщены, одни из них работают в секретных и недоступных лабораториях, другие занимаются сложными вычислениями и доказательствами, все они пользуются языком, понятным только их коллегам. Вместе с тем на смену представления о том, что открытие, так или иначе, было бы совершено, независимо от личностного вклада конкретного ученого, приходит ясное понимание того, что за теорией стоит личность определенного ученого, философа или мыслителя.

Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

43.Свобода- способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать зависимости от природных и социальных сил, сохранять возможности для самоопределения, выбора своих действий. Вопрос о свободе является одним из важнейших в определении человеком своих позиций, ориентиров своей жизни и деятельности. Понятие свободы связано с понятиями необходимости, зависимости, отчуждения, ответственности. Взаимоопределения этих понятий и соответствующие схемы людского поведения изменяются от эпохи к эпохе, они специфичны для различных культурных систем. Для человека родоплеменного общества быть свободным означает принадлежать роду, племени, быть своим. Стать изгоем означало верную смерть; свободы от рода не мыслилось. Для человека индустриального общества, напротив, свобода носит, прежде всего, экономический и юридический смысл как свобода распоряжаться своими деятельностными силами, своей личностью, владеть средствами производства и обладать возможностью их создания. В ХХ веке в связи с тем, что люди вынуждены взаимодействовать в условиях многомерного социального бытия, свобода становится способностью человека к поведению, соразмеряющему самостоятельность индивида с действием разнообразных социальных, культурных, технологических форм, с умением осваивать и контролировать их воспроизводство. Настоящий ученый ведет бескомпромиссную борьбу с невежеством, защищает ростки нового, прогрессивного против попыток законсервировать устаревшие взгляды и представления. История науки бережно хранит имена ученых, которые, не жалея жизни, боролись с отсталым мировоззрением, тормозившим прогресс цивилизации. В эксплуататорском обществе у науки и ученых был и остается еще один противник - стремление власть имущих использовать труд ученых в целях своего обогащения и в целях войны. Цель работы - изучение ответственности ученых за судьбы мира. В ходе работы решались следующие задачи: определить ответственность ученых перед обществом за развитие оружия массового поражения; изучить степень ответственности ученых за разработки в области генной инженерии и клонирования.

Одним из критериев глобальности может служить пространственное измерение. Из этого следует, что глобальной будет считаться любая проблема, допускающая картографирование во всемирном масштабе. Данный критерий необходим, но не достаточен. Требуются другие более важные критерии глобальности, которые бы позволили из множества проблем общественной жизни, вычленить более узкий круг собственно глобальных проблем. Согласно термину "глобальный", это должны быть крупные, масштабные по своему качественному, а не только количественному значению проблемы, актуальные для всего мирного сообщества. То есть, глобальность тех или иных проблем, встающих перед человечеством определяется не только их пространственным измерением, сколько признаками содержательного плана. Последние же обусловлены единством человеческого рода, общностью его происхождения и обитания - единством земной цивилизации, неразделимостью судеб человечества и еще одним очень важным обстоятельством - неотделимостью судьбы человечества от судьбы планеты. Наконец, признак всеобщности глобальных проблем реализуется в синтетическом взаимодействии ранее указанных признаков, но главное в таком новом критерии как смешанная социоприродная сущность глобальных проблем, объединяющих в единый комплекс как общественные так и естественные по своему происхождению процессы. Смешанная социоприродная сущность глобальных проблем служит решающим критерием глобальности. Именно этот признак позволяет отделить глобальные проблемы от многих социальных, экономических или политических кардинальных проблем, которые хотя и имеют пространственное планетарное выражение, соответствующую остроту и другие признаки проблемности, но не могут претендовать на статус глобальных проблем современности.

История человечества представляет собой сопряженное развитие двух типов отношений определяющих всю жизнедеятельность людей. Первый из них - отношения человека и окружающей его среды (система "человек - природа"): вторая отношения между людьми в обществе, то есть социальные отношения. "Историю можно рассматривать с двух сторон - писали в работе "Немецкая идеология" К. Маркс и Ф. Энгельс - ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны, до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обуславливают друг друга". Обе эти линии развития органически связаны, и разделить их можно лишь в абстракции. Тем не менее, в научном исследовании их необходимо разделить, ибо без этого не возможно понять предпосылок и причин возникновения глобальных проблем. Именно в рамках системы "человек - природа" осуществляется процесс производства. Развивая производство, то есть, осваивая природу, добиваясь своего господства над ней человек постепенно все больше нарушал естественное развитие компонентов. Сам человек, оставаясь частью природы, стал одновременно явлением принципиально нового типа - воплощением совокупности общественных отношений, которые сложились в ходе человеческого общения на базе производственной деятельности, то есть на основе принципиально новых отношений, сложившихся между человеком и остальной природой. Гармония между человеком и природой на ранних этапах развития человечества оставалась незыблемой. Это было с одной стороны результатом неразвитости самого человека, его средств труда, с другой - следствием достигнутого к тому времени невысокого уровня развития общественных отношений. В условия собирательного способа производства не могло существовать сколько-нибудь острых конфликтов человека с окружающей его природой. Социальная однородность тогдашнего общества не порождала условий для нерационального использования природных богатств в ущерб самой природе и обитающему в ее среде человеку. Таким образом, на первом этапе взаимодействия общества с природой, когда его экономика была еще присваивающей, когда с социальной точки зрения оно было однородным, сохранялись как согласованность в самих общественных отношениях, так и гармония в отношениях человека и природной среды. И речь здесь идет не о случайном совпадении этих двух компонентов, а об их закономерном сочетании. В результате развития самого человека общество получило возможность добывать основные средства жизни за счет преобразовательной деятельности, материального производства. Произошел переход от "предпроизводства" (собирательство и охота) к производству в собственном смысле слова и переработке посредством труда предметов природы для нужд потребления. Материальное производство стало основным источником жизнеобеспечения людей. Уровень развития производственных сил в конечном итоге определяет характер производственных отношений, а последние в свою очередь оказывают направляющее воздействие на тип отношений общества к окружающей его природной среде. Возникшая, таким образом, взаимосвязь отношений между человеком и природой, обществом и природой и отношениями внутри общества полностью подтвердилась на всех последующих этапах общественного развития. Переход человечества от собирательного способа производства к земледельческому, а затем и к промышленному, привел к значительному усложнению производительных сил, к их коренному изменению по существу и по форме.

Место естественных производительных сил заняли общественные производительные силы, которые по мере развития принимали все более антагонистическую форму. Рабовладельческой, феодальной и капиталистической общественно- экономическим формациям соответствовали адекватные их сущности формы социально-экономических и политических отношений между людьми и, естественно, формы и типы отношений между обществом и природой, человеком и природой. С завершением антропосоциогенеза человеческая история определяется в первую очередь общественными законами, существом и характером социальных отношений, хотя взаимосвязь природных и социальных процессов, взаимная обусловленность истории природы и истории людей сохраняет свое значение в жизни человечества. Поднимаясь с одной ступени общественного развития на другую человечество, с одной стороны двигалось вперед под воздействием потребностей растущих производственных сил, а с другой - тем самым стимулировало их дальнейший прогресс. Однако этот процесс имеет и обратную негативную сторону. Подчиняя себе природу человек вступал с ней в многочисленные конфликты, вызывал к жизни противоречия грозящие весьма неприятными, трудно предвидимыми последствиями. Эти противоречия в конечном счете и вызывали к жизни глобальные проблемы.

Другим таким источником является система социальных отношений. Иными словами, отношения человека с природой тесно связаны с отношением людей друг с другом. Одни как бы перерастают в другие. Возникнув в процессе взаимодействия человека с природой, общественные отношения навсегда остаются в рамках этого взаимодействия. При этом, если характер процесса производства в конечном счете определяет и характер отношений между людьми, то социальные отношения не могут не оказывать значительного влияния на взаимодействия человека и природы. Иными словами, возможности совершенствования взаимосвязей человека с природой зависят не только от развития материальной базы и условий производства, но в огромной степени определяются характером общественных отношений между людьми. Каждая ступень развития антагонистических отношений означала новый качественный этап во взаимоотношениях человека, общества и природы. Вывод, что развитие человеческой цивилизации и материальной ее культуры объективно порождает конфликты общества с остальной природой в целом правомерен. Однако никакой фатальности в развитии этого конфликта не существует. Он может быть успешно разрешен в том случае, когда человек, овладев закономерностями развития природы, приводит свою деятельность в соответствии с этими закономерностями, учитывает их, предвидит последствия своих действий. Однако сама история человечества говорит о том, что одних только научно-технических предпосылок для решения конфликтных ситуаций в отношениях человека и природы еще недостаточно. Для этого нужны и определенные социальные условия, которые делают возможным оптимальное использование данных предпосылок.

Таких условий господство классических частнособственнических отношений не создало. Утверждение частнособственнических общественных отношений означало, прежде всего ликвидацию социального единства общества, его раскол на антагонистические классы. Главной социальной целью эксплуататорского способа стало присвоение прибавочного продукта. Социальной предпосылкой обострения глобальных проблем современности, как показывают исследования истории системы капиталистического хозяйства, являются отношения частной собственности на средства производства. Они и определили практику капиталистического отношения к природе и человеку. Частнособственническая экономика руководствуется главным стимулом - стремлением к получению максимальной прибыли. В свое время этот стимул сыграл немаловажную роль в прогрессивном развитии цивилизации, способствовал динамичному развитию всех форм человеческой деятельности. Однако, превратившись в самоцель, стремление к прибыли оказалось оторванным от более значимых с точки зрения социального прогресса устремлений.

Именно эта цель господствующих в антагонистическом обществе классов обусловила, во-первых, угнетение трудящихся слоев населения, постоянное насилие над ними в интересах стабилизации существующего строя. Во-вторых, она породила угнетение одних народов другими, захват чужих территорий и экономическую экспансию. В-третьих, цель наживы порождала и порождает безудержную эксплуатацию природных богатств. Таким образом, именно на почве государства частнособственнических цивилизаций и под их влиянием сложилась система современных глобальных проблем. Возникновение и углубление глобальных проблем происходило с одной стороны, в результате развития человека и его деятельности, его отношений с остальной частью природы, то есть в результате совершенствования способа производства материальной жизни. С другой же стороны возникновение и углубление этих проблем стало результатом социального прогресса, перехода человечества с одной ступени общественного развития на другую на базе частнособственнических отношений. То есть, собственно в философском плане само возникновение глобальных проблем является результатом опережающего научно-технического прогресса с прогрессом социальным и нравственным. Глобальные проблемы, которые зародились в начальный период социального развития человечества, приобрели опасный характер для будущего существования человеческого рода на вполне определенном историческом этапе развития человечества. Одним из факторов усугубления противоречий глобального масштаба было противоборство двух общественных систем. Глобальные проблемы современности не признают государственных границ, проявляются в государствах всех общественных систем. В силу своего содержания и взаимосвязанности процесса развития человечества, разрешение глобальных проблем возможно лишь в общемировом масштабе.

В литературе существует несколько подходов к типологии глобальных проблем современного этапа общественного развития. Однако более приемлемым является подразделение их на три группы. Первая группа глобальных проблем вырастает из отношений между основными социальными общностями современного человечества (общественно-экономическими системами и составляющими их государствами, классами, нациями), то есть система "общество-общество". Вторая группа - из отношений "человек - природа", и третья - "человек - общество". В основе такого подхода к типологии лежит материалистическая методология параллельного изучения двух линий отношений, определяющих всю жизнедеятельность людей. Каждая из них слагается из определенного количества типов глобальных проблем, которые в свою очередь включают конкретные разновидности однотипных глобальных проблем. Первая группа глобальных проблем связана с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества. И можно выделить под названием "общемировые глобальные проблемы" или "интерсоциальные проблемы". Эта группа включает в себя четыре типа глобальных проблем.

Проблема предотвращения мировой войны, угрожающей гибелью цивилизации и самому существованию жизни на планете. Она предполагает спектр дочерних проблем: обуздание гонки вооружений; запрещение новых систем оружия; разоружение, установление безъядерных зон, мер доверия и т.п.

Проблема установления нового экономического международного порядка на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества для устранения отставания слаборазвитых стран. Здесь также имеется несколько частных проблем: проблема преодоления технологической зависимости развивающихся стран от развитых государств Запада, проблема перестройки международных экономических отношений и др.

Проблема борьбы за прогрессивные формы экономической интеграции и интернационализации для углубления международного разделения труда и выравнивания уровней социально-экономического развития стран земного шара. Из составляющих ее частных проблем можно выделить вопрос о ликвидации существующих диспропорций в мировой торговле и каких-либо ограничений несправедливого характера в международном экономическом обмене.

Проблема управления развитием НТР ее гуманистической направленностью на глобальном уровне.

Вторую группу глобальных проблем современности составляют проблемы оптимизации, гармонизации и гуманизации отношения общества к природе для сохранения и приумножения ресурсного потенциала человечества. Их можно определить, например, как "общепланетарные глобальные проблемы", и выделить 8 типов.

Проблема предотвращения стихийных бедствий антропогенного или смешанного происхождения (эрозия почвы, опустынивание и т.п.).

Проблема рационального и экономического использования природно-сырьевых ресурсов.

Демографическая проблема.

Продовольственная проблема.

Проблема оптимального хозяйственного основания необжитых территорий.

Проблема предупреждения энергетического кризиса.

Проблема защиты окружающей природной среды и механизмов ее самовоспроизводства.

Освоение богатств Мирового океана, освоение использование космоса в мирных целях прогресса.

Третья группа глобальных проблем отражает процессы гуманизации отношений общества и личности, вопросов ее освобождения и разностороннего развития, гарантий ее лучшего будущего. Эти проблемы, в частности, можно именовать "общечеловеческими" глобальными проблемами.

Проблема ликвидации антигуманных тенденций в использовании науки и техники. Устранение преград на пути всестороннего и планомерного развертывания научно-технического прогресса в интересах человека.

Проблема искоренения эпидемических заболеваний, болезней цивилизации.

Проблема преодоления негативных тенденций урбанизации.

Проблема ликвидации неграмотности и развития образования, т.е. проблема динамичного умножения интеллектуального потенциала человеческой деятельности.

Проблема гарантий прав человека, прежде всего, права на жизнь, на существование в здоровой среде. Итак, имеют место три группы глобальных проблем современности: общемировые глобальные проблемы; общепланетарные глобальные проблемы, общечеловеческие глобальные проблемы. Важно подчеркнуть, что предложенная формулировка трех групп глобальных проблем имеет явно выраженную гуманистическую направленность, поэтому было неправильно относить эту характеристику только к третьему классу глобальных проблем.

Из всех глобальных проблем проблема войны и мира до недавнего времени представлялась самой жгучей проблемой современности. По некоторым подсчётам за последние 55 веков произошло 15 тыс. войн, в которых погибло 3,6 млрд. человек. За 50 с лишним послевоенных лет в мире произошло 250 войн, в них участвовало 90 государств, чьи общие потери превысили 35 млн. человек. Это свидетельствует о том, что мировое сообщество ещё не созрело для полного предотвращения войн, хотя объективные условия настоятельно требуют такой зрелости. Но усилия народов и государств должны быть направлены на преодоление, прежде всего причин, порождающих войны. Для этого требуется ограничить, а затем и прекратить гонку вооружений - своеобразную раковую опухоль человечества. Милитаризация стала невыносимым бременем для всех государств, т.к. лишает их ресурсов, необходимых для преодоления отсталости и нищеты.

Экологическая проблема в её современном виде возникла в 60-е годы текущего столетия. С этого времени стали проявляться и усиливаться симптомы экологического кризиса, который в наши дни характерен практически для всех континентов Земли, всех государств.

Экологический кризис - это резкое ухудшение состояния естественной среды обитания человека (биосферы) в результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы (одно из проявлений системного кризиса современной цивилизации).

Составные элементы экологического кризиса:

Нарушение естественного баланса газового состава атмосферы.

Наблюдается устойчивая тенденция повышения удельного веса углекислого газа СО2 в атмосфере планеты. С 1860 г., т.е. за 130 лет, доля СО2 в атмосфере выросла на 30%, причём особенно быстрыми темпами она растёт в последние десятилетия. Последствия нарушения газовой оболочки Земли могут быть катастрофическими в связи с т.н. "парниковым эффектом" и обусловленным им потеплением климата на Земле. Считается, что примерно через 50 лет средняя температура на планете может повыситься на 1,5-4,50 0 С, что приведёт к таянию ледников, айсбергов, горных шапок, к нарушению геологических структур вечной мерзлоты.

Уровень Мирового океана (70% земной поверхности) может подняться на 1,5 м, произойдёт затопление огромных территорий, в т.ч. крупных многомиллионных городов:

Разрушение озонового слоя атмосферы.

Плотный слой атмосферного озона О3 предохраняет всё живое на планете от губительного УФ излучения солнца. Разрушение этого слоя равносильно гибели человечества, животного и растительного мира. Считается, что сокращение плотности слоя озона на 20% и более можно сравнить только с прогнозируемыми последствиями ядерной войны. К 2000 г. (по прогнозам) уничтожено почти 16% озонового покрова Земли.

Состояние живой и неживой природы.

В настоящее время ежегодно выводится из строя и превращается в бесплодную пустыню 6 млн. га плодородных земель, погибает от пожаров и кислотных дождей более 11 млн. га леса. Под угрозой исчезновения находится до 10% растений и 30% животных. Биомасса суши уменьшилась на 7%, а её продуктивность на 20%. Интенсивность жизни в Мировом океане упала на 30%.

В различных регионах планеты возникли зоны бедствия, где загрязнение окружающей среды превысило все мыслимые нормы (а не только установленные). Самыми загрязнёнными являются Европейский континент, в США - "Кремниевая долина", в Англии - "Северная долина", в России - бассейны рек Волги и Урала и т.д.

О возможных последствиях загрязнения окружающей среды можно судить и на примере хранения радиоактивных отходов: для распада плутония до состояния не опасного для живых организмов требуется 250 тыс. лет; изготовленные из современных металлических сплавов оболочки контейнеров для радиоактивных веществ начинают разрушаться под действием влаги через 20-30 лет.

Преодоление отсталости и нищеты в развивающихся странах.

В развивающихся странах проживает подавляющее большинство населения планеты.

Проблема человека.

Во многих регионах планеты человек не защищён от бедности, манипуляции его сознанием, приниженности, лишён уважения. Люди чувствуют себя чужими, ненужными собственному государству, помехой на пути "цивилизации "нового мирового порядка". Против этого протестует и наука, и культура, и гуманистическое общественное сознание.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЮЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

I. Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.

Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения , подавления и господства. Новому пониманию отношения природы и человека соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным учёным Н.И. Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапланированном диалоге…

Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно – партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами , с другим человеком , с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.

С5 (1). Назовите 3 основные глобальные проблемы современности.

С 6. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами третьего мира с проблемой предотвращения новой мировой войны.

С6 (1). Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем современности .

С7 (1). Сегодня в связи с существованием глобальных проблем современности довольно громко звучат призывы к отказу от научно – технического прогресса, прекращению исследований в области новейших технологий. Разделяете ли вы данную точку зрения? Соответствуют ли эти призывы концепции устойчивого развития? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

С7 (2). Выступая на научной конференции, учёный – эколог заявил: «Пора осознать, что человечество идёт к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены». Согласны ли вы с этим мнением? Приведите три аргумента в обоснование своей позиции.

С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответы к заданиям темы « Глобальные проблемы современности»

Часть 1


1 - 1
3 – 3
5 – 2
7 – 4
9 – 1
Часть 3

  1. С1 – С4
С1.

1) реалии современного общества:

- «человечество вплотную подошло к экологической катастрофе»;

- «предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами»;

2) сущность нового понимания гуманистического идеала:

«идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге».


  1. «Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится…как установление равноправно – партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»;

  2. «свобода понимается как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня»;

  3. «свободное принятие, основанное на понимании в результате коммуникации».
С3 . Гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм по следующим причинам:

  1. установка господства человека над природой привела к необратимым изменениям внешней среды;

  2. необратимые изменения внешней среды негативно воздействуют на здоровье человека, функционирование общества;

  3. существенно сократилось количество ресурсов, которые может использовать для своего развития стремительно растущее в численном отношении человечество;

  4. установка господства распространилась и на отношения человека к себе подобным, общественным интересам.
С4 . Отношения людей «с тем, что находится вне человека»:

  1. «отношения с природными процессами»: использование человеком природосберегающих и ресурсосберегающих технологий, ограничение потребления;

  2. «отношения с другим человеком»: признание безусловной ценности личности другого человека, уважение его свободы;

  3. «отношения с ценностями иной культуры»: толерантное отношение к ценностям иной культуры и носителям этих ценностей;

  4. «отношения с социальными процессами»: отказ от установки личного и группового эгоизма, потребительства, стремление к социальному миру;

  5. «отношения с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»: внимательное отношение к собственному психологическому состоянию, щадящая его корректировка в необходимых случаях, максимальное использование в деятельности собственных психических возможностей и состояний.

  1. С1 – С4
С1 . Автором выделены следующие проблемы:

Ограниченность ресурсов;

Проблема «Север – Юг»;

Демографическая;

Последствия НТР.

С2 . Предположения:

Наличие у человечества научных знаний и технических средств для глобальной преобразовательной деятельности (и средств уничтожения жизни на планете);

Формирование общества потребления, в котором скорость и комфорт являются одними из господствующих ценностей.

С3 . Примеры, подтверждающие утверждение автора:

Коммунистические идеологии;

Идеология Просвещения;

Иллюзия всемогущества науки и возможность её победы над голодом и болезнями.

С4 . Преодоление контрастов между «богатыми» и «бедными» странами в ближайшее время вряд ли возможно , так как этому препятствует следующее:

Ситуация неконтролируемой рождаемости в условиях ограниченности ресурсов и неблагоприятных условий жизни;

Малая доля участия в мировом разделении труда;

Рост военных и иных расходов развитых стран, препятствующий перераспределению средств в пользу «бедных» стран.

С5 (1). Основные глобальные проблемы современности:

Экологическая;

Демографическая;

Проблема «Север – Юг».

С6 (1). Примеры взаимосвязи глобальных проблем современности:

Угроза экологического кризиса заставляет развитые в экономическом отношении страны переводить вредные, экологически опасные производства в страны третьего мира, что обостряет проблему «Север – Юг»;

Угроза международного терроризма в современных условиях тесно связана с проблемой предотвращения ядерной войны, сохранения мира (террористы пытаются получить доступ к технологиям производства оружия массового поражения);

Демографическая проблема в современном мире выступает прежде всего как проблема бурного демографического роста стран третьего мира, который увеличивает отставание от развитых в экономическом отношении стран.

С6 (2). Примеры, раскрывающие глобальный характер экологических проблем современного мира:

Потепление климата приводит к таянию полярных льдов и к повышению уровня мирового океана, который в перспективе может изменить контуры континентов, поглотить острова и архипелаги, т.е. ставится под угрозу среда существования человечества;

От загрязнения почв, атмосферы и Мирового океана производственными и бытовыми отходами страдает население всех стран континентов;

Исчезновение отдельных видов животных влияет не только на локальные экосистемы, но в своих отдаленных последствиях нарушает баланс глобальной экосистемы.

В современном мире в
результате природных
причин и активной
преобразовательной
деятельности
человека сложился
значительный
комплекс проблем
безопасности:
взаимосвязанных
угроз безопасности
личности,
общества,
государства и
мирового сообщества.
Человечество в конце XX в.
вступило в новую эпоху своего
развития.
Это время характеризуется
бурным ростом
информационных связей,
экономической интеграцией,
глобализацией социальных
процессов,
взаимопроникновением
национальных культур,
Падением духовного уровня
людей и норм поведения, а
также
рядом других признаков, но
прежде всего появлением
глобальных угроз, созданных
самим человеком и его
деятельностью.

В.И. Вернадский и его учение о ноосфере

Неизбежность наступления
принципиально новой эпохи
развития человечества была
предсказана В.И. Вернадским в
его учении о ноосфере, созданном
ещё в первой половине XX в.
В.И. Вернадский предвидел
возникновение проблем между
деятельностью человека и
состоянием среды его обитания.
Развитие последующих событий в
жизни Земли с середины ХХ в.
показало, что главные положения
учения В.И. Вернадского
оказались справедливыми.
Наблюдая за развитием
прогресса, его преобразующим
воздействием на окружающую
среду,
Вернадский предположил, что от
локальных (местных)
преобразующих воздействий на
условия обитания человечество
постепенно перейдёт к такой
жизнедеятельности, которая
начнёт влиять на эволюционные
процессы биосферы в глобальных
геологических масштабах.

Биосфера исторически развивается и
прошла следующие этапы эволюции.
I этап. Возникновение биосферы с ее
биотическим круговоротом.
II этап.
Усложнение циклической
структуры жизни в результате появления
многоклеточных организмов.
III этап. Возникновение человека и
общества.
IV этап. Превращение биосферы в сферу
разума - ноосферу.
На I и II этапах осуществляется
биогенез,
на III и IV совершается переход от биогенеза,
управляемого стихийными биологическими
факторами,
к
эволюции,
управляемой
человеческим сознанием, т.е. ноогенезу.

НООСФЕРА
- это новое состояние биосферы, при котором разумная
деятельность человека становится определяющим фактором ее развития.
Понятие "ноосфера" введено Э.Леруа и П.Тейяром де Шарденом в
1927 г. После знакомства с В.И.Вернадским, который в 1922-23 гг. читал свои
лекции в Сорбоне и высказывал мысль о качественно новом состоянии
биосферы, связанное с разумной деятельностью человека.
Представления Владимира Ивановича об этом феномене и послужили,
после некоторого переосмысления, основой для создания французскими
учеными понятия "ноосфера".
Сам В.И.Вернадский стал использовать этот термин лишь к концу жизни,
однако вся его научная деятельность была направлена на изучение данного
феномена.
Понятие "ноосфера" употребляется В.И.Вернадским как:
а) состояние планеты,
когда
человек становится преобразующей
геологической силой;
б) область активного проявления научной мысли и
в) главный фактор качественной перестройки биосферы.

Ноосфера представляет
собой область взаимодействия
человека и природы, в пределах
которой разумная человеческая
деятельность становится основным
определяющим фактором
развития.
Это высшая стадия развития
биосферы, связанная с коренным
преобразованием как природы, так и
самого человека, т.е. ноосфера
представляет собой не выделенный
над биосферой "мыслящий пласт", а
качественно новое состояние самой
биосферы, ее очередную
трансформацию в ходе эволюции.
Ноосфера как высокоорганизованное состояние биосферы может возникнуть и
существовать только тогда, когда, во-первых, преобразующая деятельность
человека будет основываться на строго научном и разумном понимании всех
происходящих процессов и обязательно сочетаться с "интересами" природы и,
во-вторых, решится задача овладения методами управления развитием
биосферы и создания необходимых для этого средств.

Структура ноосферы включает:
1. человечество,
2. социальные системы,
3. науку, технику и технологии в
единстве с биосферой.
Учение о ноосфере открывает для нас перспективы
для дальнейшего совершенства и развития науки
по пути достижения более развитого гармоничного
мира.

Вернадский предполагал и верил, что
переход человечества в ноосферу
будет вестись предусмотрительно, без
ущерба людям и природе.
«Вопрос о плановой, единообразной
деятельности для овладения
природой и правильного
распределения богатств, связанный с
сознанием единства и равенства всех
людей, единства ноосферы, стал на
очередь дня», - писал он.
Биосфера неизбежно должна будет
превратиться в ноосферу, т.е. сферу
господства Разума человека (ноо -
разум, лат.). Разум и
жизнедеятельность людей будут
«направлять» дальнейший ход
эволюции всего живого на Земле.
В эпохе ноосферы люди должны
принять на себя ответственность за
результаты своей деятельности, за её
безопасность для человека, за судьбу
всей биосферы.
Таким образом, эпоха ноосферы, по
Вернадскому, будет характеризоваться
двумя главными особенностями:
1. технологиями планетарных
масштабов и
2.подчинением деятельности
человечества его обобщённому разуму.
Разумность действий человеческого
общества чрезвычайно важна. Ведь
применение новых мощных технологий,
как и необдуманное применение
привычных технологий, может привести к
непоправимой ошибке и необратимой
катастрофе.
События последних лет показывают, что
человечество находится на грани
экологической катастрофы. Поэтому
главной особенностью новой,
постиндустриальной эпохи должен быть
приоритет безопасности
жизнедеятельности человека.

Безопасность всего общества
людей может быть обеспечена
только новым мировоззрением
- глубоким пониманием каждым из нас
своей роли и ответственности в этой жизни,
соответствующим образом жизни и
рациональной безопасной направленностью
деятельности людей.
Созданная человеком и существующая
техносфера -рукотворная комфортная среда
обитания человека -повлекла за собой ряд
серьёзнейших проблем, связанных с
безопасностью человека.
Становятся реальными опасности
исчерпания природных ресурсов, служащих
основой современных технологий.
Возрастает вероятность экологических
чрезвычайных ситуаций от загрязнения
окружающей среды отходами
жизнедеятельности и т.п.
Одна из самых главных проблем, которую
уже осознало общество -глобальная
демографическая проблема.
Ускорение прогресса повлекло за собой рост
численности населения земного шара.
Возникло противоречие между
ростом населения и
ограниченностью ресурсов
планеты: пресной питьевой воды,
плодородием почв и
следовательно обеспеченностью
пищевых ресурсов.
На возможность появления
демографической проблемы
обратил внимание на рубеже
XVIII-XIX вв. английский
учёный Т. Мальтус. Согласно его
теоретическим построениям
количество людей на Земле растёт
по закону геометрической
прогрессии, а производство
продуктов питания - по закону
арифметической прогрессии.
Балансом численности населения
и продуктов питания, по его
мнению, служат голод и войны.

В настоящее время вопрос о «демографическом
взрыве», о пределах роста численности населения
планеты, находится в центре обсуждений многих
учёных.
Прогнозы свидетельствуют о том, что численность
жителей Земли может удваиваться
через каждые 35- 40 лет.
ООН приняла решение считать семимиллиардным
человеком на Земле Даницу Мэй Камачо, родившуюся
на Филиппинах 31 октября 2011 г.
Возникает вопрос: «За счёт чего должен прекратиться
рост общего количества людей на Земле?» Это
произойдет за счёт голода, войн, эпидемий или
человечество найдёт другой выход из создавшейся
ситуации?
Или природа сама решит этот вопрос?

экзопланеты

Первые экзопланеты были
обнаружены в конце 1980-х
годов.
Сейчас такие планеты стали
открывать благодаря
усовершенствованным
научным методам, зачастую
на пределе их возможностей.
На 23 ноября 2015 года
достоверно подтверждено
существование 1995
экзопланет в
1264 планетных системах, из
которых в 495 имеется более
одной планеты.
экзопланеты
Следует отметить, что количество надёжных кандидатов в экзопланеты
значительно больше. Так, по проекту «Кеплер» на январь 2015 года числилось
ещё 4175 надёжных кандидатов, однако для получения ими статуса
подтверждённых планет требуется их повторная регистрация с помощью
наземных телескопов.

ВОПРОСЫ

При подготовке к ответам используйте дополнительные
источники информации, а также знания,
полученные при изучении других дисциплин.
1. Перечислить современные глобальные проблемы
человечества.
1. Что такое биосфера? Каковы её планетарные
функции?
2. Что такое техносфера? Когда она появилась, и
как она влияет на жизнь людей и живые организмы Земли?
3. Что такое ноосфера? Условия становления развитой
ноосферы.
4. Сделайте собственный прогноз, ответив на вопрос:
«Если на Земле сформируется ноосфера, как будет проходить
эволюция всего живого на Земле?»