Кто и зачем построил Великую Китайскую стену? Великая Китайская стена. История и легенды

09.04.2019 Отопление

Первые участки стены были построены в 7 веке до н. э., в то время, когда Китай по-прежнему был разделен на множество мелких государств. Различные князья и феодальные правители обозначали границы своих владений этими стенами.

Объединенная Великая стена

В эпоху правления династии Цинь (221 г. до н. э. – 206 г. до н. э.), после объединения различных китайских территорий в одно целое первый император Поднебесной Цинь Шихуан соединил стены трех северных государств – Цинь, Чжао и Янь. Об императоре Цинь Шихуан вы, вероятно, слышали, если знаете что-нибудь о Терракотовой армии. Эти объединенные участки образовали первую Вань Ли Чан Чэн - Стену длиной в 10 тысяч ли . Ли является древней китайской мерой длины равной половине километра.

История Великой китайской стены

С тех пор на протяжении более чем 2 тысяч лет, в периоды правления разных императорских династий, Великая китайская стена разрушалась, заново строилась и удлинялась много раз. Для выполнения этих задач, требующих титанических усилий и колоссальных затрат различных ресурсов, к северным границам Поднебесной отправлялись миллионы китайцев. Главной задачей создания стены всегда являлись попытки защитить китайскую империю от монгольских и других завоевателей. Большинство участков Великой китайской стены, которые мы видим сегодня, были построены в эпоху правления династии Мин (1368 г. - 1644 г.). В некоторых районах можно также наблюдать интересную картину: две разные стены, построенные в периоды правления разных династий, примыкают друг к другу.

Функции Великой китайской стены

Военная функция : Великая китайская стена – это не просто стена. В ее районе строились различные оборонительные сооружения, такие как крепости, перевалы и сторожевые башни. В созданных военных городках размещались войска, хранилось продовольствие, боеприпасы и амуниция. Участки стены также использовались как важные пункты сбора и передачи военной информации.

Инфраструктура и развитие : Столкновения между Китаем и его северными соседями можно рассматривать и как противостояние двух экономических систем: сельскохозяйственной и кочевой. Великая китайская стена обеспечивала защиту экономических достижений Поднебесной и способствовала ее экономическому развитию и культурному прогрессу. Великая стена защищала торговые пути, такие как Великий шелковый путь, служила средством сбора и передачи информации и являлась важным транспортным пунктом.

Туризм и строительный материал: Сегодня мир совершенно изменился. Некоторые из участков Великой китайской стены стали одними из самых значительных туристских достопримечательностей в мире. Великая китайская стена уже не служит тем целям, которые были важными в прежние времена. Но означает ли это, что теперь местным жителям можно использовать каменные плиты Великой стены для строительства собственного дома? В свое время это происходило со стеной Адриана в Великобритании. В наши дни это все еще происходит с Великой китайской стеной. Одной из важных задач для Китая является донесение до жителей страны информации о значимости и ценности Великой китайской стены.Смотрите раздел

Сегодня считается, что китайцы начали строить свою Великую китайскую стену будто бы еще в III веке до н. э. Строили для защиты от северных кочевников. Современное состояние Стены показано на рис. 37 и 38. По этому поводу Н.А. Морозов писал:

«Одна мысль о том, что знаменитая Китайская стена, вышиною от 6 до 7 метров, и толщиною до трех, тянущаяся на ТРИ ТЫСЯЧИ КИЛОМЕТРОВ, начата была постройкой еще в 246 году до начала нашей эры императором Ши-Хоангти (он же Ши Хуан Ди - Начальный Досточтимый Император - Авт. ) и БЫЛА ОКОНЧЕНА ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ 1866 ЛЕТ, К 1620 ГОДУ НАШЕЙ ЭРЫ, до того нелепа, что может доставить лишь досаду серьезному историку-мыслителю. Ведь всякая большая постройка имеет заранее намеченную практическую цель… Кому пришла бы в голову мысль начинать огромную постройку, которая может быть окончена только через 2000 лет, а до тех пор будет лишь бесполезным бременем для населения… Да и сохраниться так хорошо как теперь, Китайская стена могла лишь в том случае, если ей не более нескольких сот лет» , т. 6, с. 121–122.

Рис. 37. Великая Китайская Стена. Взято из , т. 6, с. 121.

Нам скажут, - китайцы берегли и постоянно чинили свою Стену две тысячи лет подряд. Сомнительно. Чинить имеет смысл лишь не очень давнюю постройку, иначе она безнадежно устареет и просто развалится. Что мы и наблюдаем, кстати, в Европе. Старые оборонительные стены разбирали и на их месте строили новые, более мощные. Например, многие военные укрепления на Руси были перестроены в XVI веке.




Рис. 38. Великая Китайская Стена в современном виде. Взято из , т. 21.

Но в Китае все было якобы совсем по-другому. Нам говорят, что Китайская Стена как была построена, так и стояла ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ. Не говорят же историки, что «современная стена построена недавно на месте древней». Нет, они утверждают что сегодня мы видим именно ту стену, которую возвели добросовестные китайские рабочие две тысячи лет тому назад. По нашему мнению, это чрезвычайно странно, если не сказать большего.

Когда же и против кого построили Стену? Несложно дать приблизительный ответ. Как мы уже говорили, «китайская» история вплоть до XV века н. э. разворачивалась на самом деле В ЕВРОПЕ. Поэтому и Китайскую Стену могли создать лишь НЕ РАНЕЕ XV ВЕКА Н.Э. То есть, когда китайская история «поселилась» уже в современном Китае. И строили Стену, конечно, не против стрел и копий с медными или даже каменными наконечниками III века ДО НАШЕЙ ЭРЫ. Против которых каменная стена толщиной три метра просто не нужна. Такие стены, как Китайская, возводились уже против стенобитных и огнестрельных орудий. И строить их начали не ранее XV века, когда на полях сражений появились ПУШКИ, в том числе и ОСАДНЫЕ ОРУДИЯ. На рис. 39 мы приводим еще одно изображение Китайской Стены. Очень интересно, что старинные авторы называли ее также СТЕНОЙ ГОГА И МАГОГА , т. 1, с. 294. Так утверждал, например, Абулфеда.

Против кого же возвели стену? Точно ответить мы пока не можем. Для этого нужно дополнительное исследование.

Однако выскажем следующую мысль, которая одновременно обозначит и предполагаемую нами датировку Стены.

По-видимому, Великая Китайская Стена строилась прежде всего как сооружение, обозначающее ГРАНИЦУ между Китаем и Россией. И лишь частично она задумывалась как военно-оборонительное сооружение - причем, вряд ли хоть раз использовалась в этом качестве. Оборонять 4000- километровую стену , с. 44, от нападения противника БЕССМЫСЛЕННО. Даже если она тянется «лишь» на одну или две тысячи километров. Стена в ее нынешнем виде лишь немного не достигает 4 тысяч километров.

Л.Н. Гумилев писал: «Стена протянулась на 4 тыс. км. Высота ее достигала 10 метров, и через каждые 60-100 метров высились сторожевые башни. Но, когда работы были закончены, оказалось, что всех вооруженных сил Китая не хватит, чтобы организовать эффективную оборону на стене (как будто ДО НАЧАЛА строительства этого нельзя было сообразить - Авт.). В самом деле, если на каждую башню поставить небольшой отряд, то неприятель уничтожит его раньше, чем соседи успеют собраться и подать помощь.




Рис. 39. Великая Китайская Стена. Оказывается, ее называли также «Стеной Гога и Магога» , т. 1, с. 293–294. Взято из , т. 1, с. 293.

Если же расставить пореже большие отряды, то образуются промежутки, через которые враг легко и незаметно проникнет вглубь страны. КРЕПОСТЬ БЕЗ ЗАЩИТНИКОВ НЕ КРЕПОСТЬ» , с 44.

В чем отличие нашей точки зрения от традиционной? Нам говорят, что Стена отделяла Китай от кочевников с целью обезопасить страну от их набегов. Но, как правильно подметил А.Н. Гумилев, такое объяснение не выдерживает критики. Если бы кочевники захотели перейти Стену, они с легкостью сделали бы это. И не один раз. И в любом месте.

Мы же предлагаем совсем иное объяснение. Мы считаем, что Стена была построена прежде всего для ОБОЗНАЧЕНИЯ ГРАНИЦЫ МЕЖДУ ДВУМЯ ГОСУДАРСТВАМИ. И построена она была тогда, когда была достигнута договоренность об этой границе. Видимо для того, чтобы исключить пограничные споры в будущем. А такие споры, вероятно, были. Сегодня договорившиеся стороны проводят границу НА КАРТЕ (то есть на бумаге). И считают, что этого достаточно. А в случае России и Китая, китайская сторона, по-видимому, придавала договору такое большое значение, что решила увековечить его не только на бумаге, но и на самой местности, проведя Стену по договоренной границе. Это было надежнее и, как, вероятно, думали китайцы, должно было надолго исключить пограничные споры.

В пользу такого предположения говорит и сама длина Стены. Четыре тысячи километров вполне может быть ДЛИНОЙ ГРАНИЦЫ между двумя государствами. Но для чисто военного сооружения подобная протяженность бессмысленна.

Но ведь северная граница Китая за его якобы более чем двухтысячелетнюю историю, прошедшую после постройки Стены, многократно менялась. О чем нам повествуют сами историки. Китай то объединялся, то делился на отдельные государства, терял и приобретал какие-то земли и т. д.

Но тогда нам предоставляется замечательная возможность не только проверить нашу мысль о том, что Стена являлась с самого начала ГРАНИЦЕЙ Китая, но и предположительно ДАТИРОВАТЬ постройку Стены. Поскольку если нам удастся найти НАДЕЖНО ДАТИРОВАННУЮ старинную карту, на которой ГРАНИЦА КИТАЯ ПРОХОДИТ В ТОЧНОСТИ ВДОЛЬ ВЕЛИКОЙ КИТАЙСКОЙ СТЕНЫ, то это будет означать, что, скорее всего, ИМЕННО В ЭТО ВРЕМЯ СТЕНУ И ПОСТРОИЛИ.

Сегодня Китайская Стена находится ВНУТРИ Китая. Было ли такое время, когда она проходила В ТОЧНОСТИ ПО ГРАНИЦЕ? И когда это было? Ответив на эти вопросы мы получим приблизительную датировку Стены.

Попробуем найти ГЕОГРАФИЧЕСКУЮ КАРТУ, на которой Китайская Стена проходит ТОЧНО ПО СЕВЕРНОЙ ГРАНИЦЕ КИТАЯ. Оказывается, ТАКИЕ КАРТЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЕСТЬ. Причем, их много. Это карты XVII–XVIII веков НАШЕЙ ЭРЫ.

Берем, например, карту Азии XVIII века, изготовленную Королевской Академией в Амстердаме. Карта входит в состав редкого атласа XVIII века . Надпись на карте гласит: L"Asie, Dresse sur les observations de l"Academie Royale des Sciences et quelques autres et Sur les memoires les plus recens. Par G. de l"Isle Geographe a Amsterdam. Ches R. & J. Ottens, Geographes dans le Kalverstraat au Carte du Monde. См. рис 40.

На этой карте мы видим два больших государства в Азии: Тартария (Tartarie) и Китай (Chine). См. рис 41 и нашу прорисовку карты на рис 42. Северная граница Китая идет примерно вдоль 40-й параллели. ОЧЕНЬ БЛИЗКО К ЭТОЙ ГРАНИЦЕ ИДЕТ КИТАЙСКАЯ СТЕНА. Более того, на карте Стена ОБОЗНАЧЕНА как жирная линия с надписью Muraille de la Chine, то есть «высокая стена Китая» в переводе с французского.

Ту же Китайскую Стену, с такой же надписью на ней, мы видим и на другой карте 1754 года - Carte de l"Asie, взятой нами из редкого атласа XVIII века . См. рис 43. Здесь Китайская Стена идет В ТОЧНОСТИ по границе между Китаем и Великой Татарией. См. рис 44 и прорисовку на рис 45.




Рис. 40. Карта Азии из атласа XVIII века. Изготовлена в Амстердаме. L"Asie, dresse sur les observations de l"Academie Royale des Sciences et quelques autres, et sur les memoires les plus recens. Par G. de l"lsle Geographe. a Amsterdam. Chez R. & J.Ottens, Geographes dans le Kalverstraat au Carte du Monde. Взято из .

Буквально то же самое мы видим и на другой карте Азии XVII века, помещенной в известном атласе мира Блау 1655 года . См. рис 46. Китайская Стена идет в точности по границе Китая, и только небольшой ее западный участок оказывается уже внутри Китая.

Немаловажно уже и то обстоятельство, что картографы XVIII века ВООБЩЕ ПОСЧИТАЛИ НУЖНЫМ ПОМЕСТИТЬ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ КАРТУ МИРА КИТАЙСКУЮ СТЕНУ Что косвенно говорит о том, что Стена ИМЕЛА СМЫСЛ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГРАНИЦЫ. Ведь не изобразили же они и другие чудеса света. Например, египетские пирамиды на этой карте отсутствуют. А Китайскую стену нарисовали.



Рис. 41. Фрагмент карты Азии из атласа XVIII века . Ясно видно, что Китайская Стена идет в точности по границе Китая. Стена не только изображена на карте, но и прямо названа «Китайской Стеной»: Muraille de la Chine. Взято из

Великая китайская стена изображена на цветной карте Цинской Империи второй половины XVII–XVIII веков из академической 10-томной Всемирной Истории , с. 300–301. На этой карте Великая Стена изображена подробно, со всеми ее мелкими изгибами на местности. Почти на всем своем протяжении она идет ТОЧНО ПО ГРАНИЦЕ КИТАЙСКОЙ ИМПЕРИИ, за исключением небольшого самого западного участка длиной не более 200 километров.



Рис. 42. Наша прорисовка фрагмента карты Азии XVIII века с изображением Великой Китайской Стены. Карта взята из .



Рис. 43. Восточная часть карты Азии из атласа XVIII бека. Взято из .



Рис. 44. Фрагмент карты Азии из атласа XVIII века. Великая китайская стена идет в точности по границе Китая. Она не только изображена на карте, но и прямо названа «Китайской стеной»: Muraille de la Chine. Взято из .



Рис. 45. Наша прорисовка фрагмента карты 1754 года. «Carte de I"Asie. 1754». Ясно видно, что Великая китайская стена идет в точности по северной границе Китая. Карта взята из .



Рис. 46. Фрагмент карты Азии из атласа Блау 1655 года. Китайская Стена идет точно по границе Китая, и лишь небольшой ее западный участок расположен внутри Китая. Взято из .



Рис. 47. Великая Китайская Стена на карте якобы 1617 года, идущая в точности по границе между «Чиной» (Китаем) и Тартарией. Взято из , с. 190–191.



Рис. 48. Увеличенное изображение Китайской Стены, играющей роль границы между «Чиной» и Тартарией. С карты якобы 1617 года. Взято из , с. 190–191.

На карте якобы 1617 года из Атласа Блау мы также видим Китайскую стену, идущую В ТОЧНОСТИ ПО ГРАНИЦЕ между «Чиной» - то есть Китаем, - и Тартарией (TARTARIA), рис 47 и 48.

Точно такую же картину наблюдаем и на карте якобы 1635 года из Атласа Блау , с. 198–199. Здесь, в точности по границе между Китаем-Чиной (CHINAE) и Тартарией, проходит Великая Китайская Стена, рис. 49 и 50.



Рис. 49. Китайская Стена идет в точности по границе между Чиной и Тартарией на карте якобы 1635 года. Взято из Атласа Блау , с. 198–199.




Рис. 50. Увеличенный фрагмент с изображением Китайской Стены как границы между государствами. Взято из , с. 199

По нашему мнению, все это означает следующее. КИТАЙСКАЯ ВЕЛИКАЯ СТЕНА БЫЛА ПОСТРОЕНА, ВЕРОЯТНО, ЛИШЬ В XVII ВЕКЕ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ МЕЖДУ КИТАЕМ И РОССИЕЙ.

И если после всех этих карт кто-то все еще будет твердить, что китайцы, дескать, все равно построили свою Стену в III веке ДО НАШЕЙ ЭРЫ, то мы ответим так. Может быть, вы и правы. Не будем спорить. Однако в таком случае придется допустить, что «древние» китайцы обладали настолько поразительным даром предвидения, что точно предугадали, как именно будет проходить государственная граница на севере Китая в XVII–XVIII веках НОВОЙ ЭРЫ. То есть - есть через две тысячи лет после них.

Нам могут возразить: не стену построили по границе, а, наоборот, границу между Россией и Китаем в XVII веке провели по древней Стене. Однако в таком случае Стена должна была бы быть упомянута в письменном русско-китайском договоре. Но таких упоминаний, насколько мы знаем, нет.

Но если Великая Китайская Стена - это действительно граница между Россией и Китаем, то КОГДА ИМЕННО она была построена? Судя по всему, - в XVII веке. Недаром считается, что ее строительство «завершилось» лишь в 1620 году , т. 6, с. 121. А может быть, даже и позже. Мы еще вернемся к этому вопросу в следующей главе.

И сразу же вспоминается, что ИМЕННО в XVII веке между Россией и Китаем происходили ПОГРАНИЧНЫЕ ВОЙНЫ. См. С.М. Соловьев, «История России с древнейших времен», т. 12, глава 5, . Вероятно, лишь в конце XVII века договорились о границе. И тогда же построили Стену, чтобы ЗАФИКСИРОВАТЬ ДОГОВОР.

Существовала ли Стена в каком-то виде ранее XVII века? По-видимому, нет. Как мы теперь понимаем, в XIV–XVI веках РУСЬ И КИТАЙ ЕЩЕ СОСТАВЛЯЛИ ОДНУ ИМПЕРИЮ. Считается, что Китай был завоеван «монголами», после чего вошел в состав Великой = «Монгольской» Империи. А потому не было никакой нужды возводить Стену на границе. Скорее всего, такая потребность возникла лишь после Великой Смуты начала XVII века и захвата власти на Руси прозападной династией Романовых. Тогда от Империи отделилась Турция и с ней начались тяжелые войны. Отделился и Китай. Манжурской династии потребовалось возвести стену, чтобы закрепить границу созданного ими государства. Что и было сделано.

Кстати, многие «древнекитайские» летописи говорят о Великой Стене. Так в каком же году были они написаны? Ясно, что после постройки Стены, то есть не ранее XVII века н. э.

И еще один интересный вопрос. Сохранились ли в Китае еще какие-либо мощные крепостные каменные сооружения, воздвигнутые ранее XVII века то есть, до манжурского владычества над Китаем? А также каменные дворцы и храмы? Или Великая стена до прихода манжуров в XVII веке стояла в Китае в гордом одиночестве как ЕДИНСТВЕННОЕ во всей стране мощное каменное крепостное сооружение? Если так, то - очень странно. Неужели за две тысячи лет, якобы прошедших со времени постройки Стены, китайцам не пришло в голову построить множество других сооружений, хотя б отдаленно сравнимых со Стеной? Ведь нам говорят, будто долгая история Китая была наполнена междоусобными войнами. Почему же тогда китайцы не отгораживались стенами друг от друга? По логике историков за две тысячи лет весь Китай должен был бы быть перегорожен самыми разнообразными Великими - и не очень великими - стенами. Но ничего подобного нет.

В Европе и на Руси, например, каменных крепостных сооружений сохранилось очень много. Если китайцы две тысячи лет назад построили гигантское каменное сооружение, в общем-то бесполезное с военной точки зрения, то почему же они не направили свои замечательные таланты на постройку действительно нужных каменных кремлей в своих городах?

Если же Стена была построена, как мы предполагаем, лишь в XVII веке и была ОДНОЙ ИЗ ПЕРВЫХ грандиозных каменных построек в Китае, то все становится на свои места. С XVII века в Китае крупных междоусобных войн уже не было. До 1911 года там правила одна и та же манжурская династия. А после нее, в XX веке каменных крепостей для военных целей уже никто, не строил. Они стали уже не нужны.

По-видимому, можно даже более точно указать время постройки Великой Китайской Стены.

Как мы уже говорили, Стена была, по-видимому, возведена как граница между Китаем и Россией во время пограничных споров XVII века. ВООРУЖЕННЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ между двумя странами разгорелись с середины XVII века. Войны шли с переменным успехом , с. 572–575. Описания войн сохранились в записках Хабарова.

Договор, ЗАКРЕПИВШИЙ СЕВЕРНУЮ ГРАНИЦУ КИТАЯ С РОССИЕЙ, был заключен в 1689 году в Нерчинске. Может быть, были и более ранние попытки заключить русско-китайский договор. Поэтому следует ожидать, что Великая китайская стена-граница была построена где-то между 1650 и 1689 годами. Это ожидание оправдывается. Известно, что китайский император (богдыхан) Канси «начал осуществление своего плана ВЫТЕСНЕНИЯ РУССКИХ С АМУРА. Построив В МАНЖУРИИ ЦЕПЬ УКРЕПЛЕНИЙ (! - Авт.), богдыхан в 1684 году направил на Амур манжурскую армию» , т. 5, с. 312. Портрет богдыхана Канси по рисунку XVIII века мы приводим на рис 51.



Рис. 51. Китайский богдыхан. (император) Канси (1662–1722), при котором, вероятно, и началось строительство Великой китайской стены. С рисунка XVIII века. Взято из , т. 5, с. 312.

Какую такую ЦЕПЬ УКРЕПЛЕНИЙ построил богдыхан Канси к 1684 году? По нашему мнению, здесь говорится о постройке Великой Китайской Стены. ЦЕПЬ УКРЕПЛЕННЫХ БАШЕН, СОЕДИНЕННЫХ СТЕНОЙ.

На рис 52 показана гравюра начала XVIII века, на которой изображено русское посольство, проходящее через Великую китайскую стену. Стоит отметить, что изображенная здесь Стена мало напоминает настоящее военное укрепление. Например, оба прохода в башнях, сквозь которые проложена дорога из России в Китай, ПОЛНОСТЬЮ ЛИШЕНЫ КАКИХ-ЛИБО ВОРОТ ИЛИ ЗАГРАДИТЕЛЬНЫХ РЕШЕТОК, рис 53. Оба сквозных прохода сквозь Стену довольно высокие и просторные. Они ничем не защищены! Толщина стены, судя по рисунку, совсем небольшая. Так что, с военно-оборонительной точки зрения Стена, изображенная на рис 54, довольно бессмысленна.




Рис. 52. Старинное изображение под названием: «Русское посольство проходит через ворота Великой китайской стены. Гравюра из книги И. Идеса. Начало XVIII в.» Эта Стена не похожа ту Китайскую Стену, которую нам показывают сегодня. Она намного уже современной и по ее верху нет широкого прохода. А сегодня в Китае уже выстроена куда более толстая «древняя» Стена с широкой дорогой по верху. Взято из , с. 143.




Рис. 53. Увеличенный фрагмент старинной гравюры XVIII века с изображением проездных башен Китайской стены. Проезд сквозь них широкий и высокий. Никаких ворот и решеток в башнях не видно. Подобная стена никак не способна служить серьезным военно-оборонительным сооружением, но вполне может отмечать границу между двумя государствами. Взято из , с. 143.

Великая стена, которую китайцы показывают гостям сегодня, устроена существенно по-иному. Она стала значительно толще и по ее верху теперь идет широкая дорога, рис. 55. Спрашивается, когда ее построили в таком виде? Не в XX ли веке? Кстати, дорога, ведущая по верху современной Китайской стены выглядит так, как будто сделана для прогулок туристов, а не для перебежек воинов под градом стрел. Это широкая дорога, с которой открываются красивые виды на окрестности. На рис 56 приведена фотография Китайской Стены, как считается, сделанная в 1907 году. Но, возможно, фотография эта была сделана гораздо позже или же сильно подретуширована. Не исключено, что значительный вклад в строительство «древнейшей» Китайской Стены был сделан в XX веке, уже при Мао Цзе Дуне, когда потребовалось создать выдающийся символ величия «древнейшего» Китая. Стену достроили, расширили, кое-где воздвигли заново на пустом месте… И сказали, что, дескать, так всегда и было.




Рис. 54. Современное состояние Великой Китайской Стены. Она уже сделана весьма толстой и по ее верху идет широкая дорога. Вероятно - новодел для туристов. Взято из , с. 362.




Рис. 55. Фотография Великой Китайской Стены, сделанная, как утверждается, в 1907 году (что, впрочем, сомнительно). Взято из , с. 122.


| | Бадалин - наиболее посещаемый туристами отрезок Великой Китайской стены

«Длинная стена в 10 000 ли» – так называют это чудо античной инженерной мысли сами китайцы. Для огромной страны с почти полуторамиллиардным населением она стала предметом национальной гордости, визитной карточкой, которая привлекает путешественников со всех уголков планеты. На сегодняшний день Великая Китайская стена является одной из самых популярных достопримечательностей – ежегодно ее посещает примерно 40 миллионов человек. В 1987 году уникальный объект был включён ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.

Местные жители еще любят повторять, что тот, кто не поднялся на стену – ненастоящий китаец. Эта фраза, произнесенная еще Мао Цзэдуном, воспринимается как настоящий призыв к действию. Несмотря на то, что высота сооружения составляет примерно 10 метров при ширине на разных участках в пределах 5-8 м (не говоря уже о не совсем удобных ступеньках), иностранцев, желающих хотя бы на мгновение почувствовать себя истинными китайцами, меньше не становится. К тому же, с высоты открывается великолепная панорама окрестностей, любоваться которой можно бесконечно.

Невольно удивляешься, насколько гармонично это творение рук человеческих вписывается в природный ландшафт, составляя с ним единое целое. Разгадка феномена проста: Великая Китайская стена прокладывалась не по пустынной местности, а рядом с холмами и горами, отрогами и глубокими ущельями, плавно огибая их. Но зачем древним китайцам понадобилось возводить такое большое и протяженное укрепление? Как шло строительство и долго ли оно продолжалось? Этими вопросами задается каждый, кому посчастливилось побывать здесь хотя бы однажды. Ответы на них давно получены исследователями, и на богатом историческом прошлом Великой Китайской стены мы еще остановимся. Сама же она оставляет у туристов неоднозначное впечатление, поскольку одни участки находятся в отличном состоянии, а другие совершенно заброшены. Только это обстоятельство ни в коей мере не умаляет интерес к этому объекту – скорее, наоборот.


История строительства Великой Китайской стены


В III веке до нашей эры одним из правителей Поднебесной был император Цин Шихуанди. Его эпоха пришлась на период Воюющих царств. То было сложное и противоречивое время. Государству со всех сторон угрожали враги, особенно агрессивные кочевники хунну, и оно нуждалось в защите от их вероломных набегов. Так родилось решение построить неприступную стену – высокую и протяженную, чтобы никто не мог нарушить покой империи Цинь. Одновременно это сооружение должно было, выражаясь современным языком, демаркировать границы древнекитайского царства и способствовать дальнейшей его централизации. Стена призвана была решить и вопрос «чистоты нации»: отгородившись от варваров, китайцы лишались бы возможности вступать с ними в брачные отношения и заводить совместных детей.

Идея возведения такого грандиозного пограничного укрепления родилась отнюдь не на ровном месте. Прецеденты уже имелись. Многие царства – например, Вэй, Янь, Чжао и уже упомянутое Цинь – пытались построить у себя нечто подобное. Государство Вэй возвело свою стену около 353 года до н. э.: глинобитная конструкция разделила его с царством Цинь. Позднее это и другие пограничные укрепления соединили между собой, и они образовали единый архитектурный ансамбль.


Строительство Великой Китайской стены стартовало вдоль Иншаня – горной системы во Внутренней Монголии, это на севере Китая. Координировать его ход император назначил полководца Мэн Тяня. Фронт работ предстоял большой. Ранее построенные стены нужно было укрепить, соединить новыми участками и удлинить. Что касается так называемых «внутренних» стен, служивших границами между отдельными царствами, то их попросту сносили.

Возведение первых участков этого грандиозного объекта заняло в общей сложности целое десятилетие, а строительство всей Великой Китайской стены растянулось на два тысячелетия (по некоторым свидетельствам, даже на целых 2700 лет). На разных его этапах количество одновременно задействованных на работах людей достигало трехсот тысяч. В целом власти привлекли (точнее, принудили) к ним около двух миллионов человек. Это были представители многих социальных слоев: и рабы, и крестьяне, и военнослужащие. Рабочие трудились в нечеловеческих условиях. Одни погибали от непосильного труда как такового, другие становились жертвами тяжелых и неизлечимых инфекций.

К комфорту, хотя бы относительному, не располагала и сама местность. Сооружение пролегало вдоль горных массивов, огибая все отходящие от них отроги. Строители двигались вперед, преодолевая не только высокие подъемы, но и множество ущелий. Их жертвы оказались не напрасны – по крайней мере, с позиции сегодняшнего дня: именно такой ландшафт местности и обусловил уникальный облик чудо-сооружения. Не говоря уже о его размерах: в среднем высота стены достигает 7,5 метров, и это без учета прямоугольных зубцов (с ними получаются все 9 м). Ее ширина тоже неодинакова – внизу 6,5 м, наверху 5,5 м.

Китайцы в обиходе называют свою стену «земляным драконом». И отнюдь не случайно: в самом начале при ее возведении использовались любые материалы, прежде всего, утрамбованная земля. Делалось это так: сначала из тростника или прутьев сплетали щиты, а между ними послойно прессовали глину, мелкие камушки и другие подручные материалы. Когда же за дело взялся император Цинь Шихуанди, стали использовать более надежные каменные плиты, которые укладывали впритык друг к другу.


Сохранившиеся секции Великой Китайской стены

Однако не только многообразие материалов обусловило неоднородный облик Великой Китайской стены. Узнаваемой ее делают и башни. Часть из них была построена еще до того, как появилась сама стена, и была встроена в нее. Другие возвышения появились одновременно с каменной «границей». Определить, какие были до, а какие возвели после, несложно: первые имеют меньшую ширину и располагаются на неодинаковом расстоянии, в то время как вторые органично вписываются в постройку и удалены друг от друга ровно на 200 метров. Их обычно возводили прямоугольными, в два этажа, оборудуя верхними площадками с бойницами. Наблюдение за маневрами врагов, особенно когда они наступали, велось с сигнальных вышек, размещавшихся здесь же, на стене.

Когда к власти пришла династия Хань, правившая с 206 года до нашей эры до 220 года нашей эры, Великую Китайскую стену расширили в западном направлении – до Дуньхуана. В этот период объект оснастили целой линией сторожевых башен, которые уходили вглубь пустыни. Их предназначение – защита караванов с товарами, нередко страдавших от набегов кочевников. До наших дней, в основном, дошли участки стены, возведенные в эпоху династии Мин, правившей с 1368 по 1644 год. Они возводились преимущественно из более надежных и прочных материалов – каменных блоков и кирпича. За три столетия царствования названной династии Великая Китайская стена значительно «выросла», протянувшись от побережья Бохайского залива (застава Шаньхайгуань) до приграничья современных Синьцзян-Уйгурского автономного округа и провинции Ганьсу (застава Юймэньгуань).

Где начинается и заканчивается стена

Рукотворная граница Древнего Китая берет свое начало на севере страны, в расположенном на берегу Бохайского залива Желтого моря городе Шанхай-гуань, имевшем некогда стратегическое значение на рубежах Маньчжурии и Монголии. Это самая восточная точка «Длинной стены в 10 000 ли». Здесь же находится и башня Лаолунтоу, её еще называют «головой дракона». Башня примечательна и тем, что является единственным местом в стране, где Великая Китайская стена омывается морем, а сама она на целых 23 метра углубляется в залив.


Самая западная точка монументального сооружения находится в окрестностях города Цзяюгуань, что в центральной части Поднебесной. Здесь Великая Китайская стена сохранилась наилучшим образом. Этот участок строили ещё в XIV веке, поэтому тоже мог бы не выдержать испытания временем. Но он сохранился благодаря тому, что его постоянно укрепляли и ремонтировали. Самая западная застава империи была построена возле горы Цзяюёшань. Форпост оснастили рвом и стенами – внутренней и полукруглой внешней. Также имеются основные ворота, находящиеся на западной и восточной стороне заставы. Тут гордо высится и башня Юньтай, рассматриваемая многими чуть ли не как отдельная достопримечательность. Внутри на стенах выбиты буддийские тексты и барельефы древнекитайских царей, которые вызывают неизменный интерес исследователей.



Мифы, легенды, интересные факты


Долгое время считалось, что Великую Китайскую стену можно видеть из космоса. Причем родился этот миф задолго до полетов на околоземную орбиту, в 1893 году. С таким даже не предположением, а утверждением выступил журнал The Century (США). Потом к этой мысли вернулись в 1932 году. Известный в то время шоумен Роберт Рипли утверждал, что сооружение можно увидеть и с Луны. С наступлением эры космических полетов эти утверждения были в целом опровергнуты. Как утверждают специалисты NASA, объект едва различим с орбиты, от которой до поверхности Земли примерно 160 км. Стену, и то с помощью сильного бинокля, смог разглядеть американский астронавт Уильям Поуг.

Другой миф возвращает нас непосредственно ко временам строительства Великой Китайской стены. Древнее предание гласит, что в качестве цементирующего раствора, скреплявшего камни между собой, якобы использовался приготовленный из человеческих костей порошок. За «сырьем» для него ходить далеко не нужно было, учитывая, что здесь погибало много рабочих. К счастью, это всего лишь легенда, хотя и жуткая. Древние мастера сцепляющий раствор действительно готовили из порошка, только основу субстанции составляла обычная рисовая мука.


Сохранилось предание о том, что будто путь рабочим прокладывал большой огненный Дракон. Он же указывал, на каких участках нужно возводить стену, и строители неуклонно шли по его следам. Другая легенда повествует о жене фермера, которую звали Мен Джинг Ню. Узнав о гибели мужа на строительстве, она пришла туда и начала безутешно плакать. В результате один из участков разрушился, и вдова увидела под ним останки своего любимого, которые она смогла взять и похоронить.

Известно, что тачку изобрели китайцы. Но мало кто знает, что к этому их подтолкнуло начавшееся строительство грандиозного объекта: рабочие нуждались в удобном приспособлении, с помощью которого можно было бы перевозить стройматериалы. Некоторые участки Великой Китайской стены, имевшие исключительно важное стратегическое значение, окружили защитными рвами, заполненными водой или оставленными в виде канав.

Великая Китайская стена зимой

Участки Великой Китайской стены

Для посещения туристами открыто несколько участков Великой Китайской стены. Расскажем о некоторых из них.

Ближайшей к Пекину, современной столице КНР, заставой является Бадалин (она же одна из самых популярных). Находится севернее прохода Цзюйюнгуань и от города до нее всего 60 км. Строилась она в эпоху девятого китайского императора – Хунчжи, правившего с 1487 по 1505 год. Вдоль этого участка стены расположены сигнальные площадки и дозорные башни, на которые открывается великолепный вид, если подняться на ее самую высокую точку. В этом месте высота объекта достигает в среднем 7,8 метра. Ширина достаточна для того, чтобы могли пройти 10 пешеходов или проехать 5 коней.

Еще одна достаточно близкая к столице застава называется Мутяньюй и находится от нее в 75 км, в Хуайжоу – районе городского подчинения Пекина. Данный участок был построен в правление императоров Лунцин (Чжу Цзайхоу) и Ваньли (Чжу Ицзюнь), принадлежавших к династии Мин. В этом месте стена берет крутой поворот в направлении северо-восточных регионов страны. Местный ландшафт гористый, тут много крутых склонов и обрывов. Застава примечательна тем, что на ее юго-восточной оконечности сходятся воедино три ответвления «великой каменной границы», причем на 600-метровой высоте.

Одним из немногих участков, где Великая Китайская стена сохранилась практически в первозданном виде, является Сыматай. Он находится в деревне Губэйкоу, что в 100 км северо-восточнее уезда Миюнь, относящегося к муниципалитету Пекина. Этот участок протянулся на 19 км. В его юго-восточной части, впечатляющей своим неприступным видом и сегодня, располагаются частично сохранившиеся наблюдательные вышки (всего их 14).



От Цзиньчуаньского ущелья берет свое начало степной участок стены – это восточнее уездного города Шаньдань, что в округе Чжанъе провинции Ганьсу. В этом месте сооружение протянулось на 30 км, а его высота варьируется в пределах 4-5 метров. В древности Великая Китайская стена тут подпиралась с обеих сторон парапетом, сохранившимся до наших дней. Отдельного внимания заслуживает и само ущелье. На 5-метровой высоте, если считать от его дна, прямо на скалистом обрыве можно рассмотреть несколько вырезанных иероглифов. Надпись переводится как «Цзиньчуаньская цитадель».



В той же провинции Ганьсу, севернее заставы Цзяюйгуань, на расстоянии всего 8 км расположился обрывистый участок Великой Китайской стены. Его построили в период империи Мин. Такой вид он получил из-за специфики местного ландшафта. Изгибы горного рельефа, которые вынуждены были учесть строители, «приводят» стену к крутому спуску прямо в расщелину, где она идет ровно. В 1988 году китайские власти отреставрировали этот участок и спустя год открыли его для туристов. С дозорной вышки великолепно обозревается панорама окрестностей по обе стороны стены.


Обрывистый участок Великой Китайской стены

Руины заставы Янгуань находятся в 75 км юго-западнее города Дуньхуан, в древности служившем воротами в Поднебесную на Великом шёлковом пути. В старину протяженность этого участка стены составляла примерно 70 км. Здесь можно увидеть внушительные нагромождения камней и земляные валы. Всё это не оставляет сомнений: дозорных и сигнальных вышек тут было не меньше дюжины. Однако до нашего времени они не сохранились, если не считать сигнальную вышку севернее заставы, на горе Дуньдунь.




Участок, известный как Вэйская стена, берет свое начало в местечке Чаоюаньдунь (провинция Шэньси), расположенном на западном побережье реки Чанцзянь. Недалеко отсюда находится северный отрог одной из пяти священных гор даосизма – Хуашань, относящейся к хребту Циньлин. Отсюда Великая Китайская стена движется в направлении северных районов, свидетельством чему являются её фрагменты в деревнях Чэннань и Хунъянь, из которых лучше всего сохранился первый.

Мероприятия по сохранению стены

Время не щадило этот уникальный архитектурный объект, который многие называют восьмым чудом света. Правители китайских царств делали всё от них зависящее, чтобы противодействовать разрушению. Однако с 1644 по 1911 год – период маньчжурской династии Цин – Великая стена была практически заброшена и подверглась еще большему разрушению. В порядке поддерживался лишь участок Бадалин, и то потому, что он находился около Пекина и считался «парадными воротами» в столицу. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но если бы не предательство полководца У Саньгуя, открывшего маньчжурам ворота Шаньхайгуаньской заставы и пропустившего врага, династия Мин не пала бы, и отношение к стене сохранилось бы прежнее – бережное.



Дэн Сяопин, основоположник экономических реформ в КНР, большое внимание уделял и сохранению исторического наследия страны. Именно он выступил инициатором реставрации Великой Китайской стены, программа которой стартовала в 1984 году. Она финансировалась из самых разных источников, в том числе из средств иностранных бизнес-структур и пожертвований частных лиц. Для сбора денег в конце 80-х в столице Поднебесной даже прошел аукцион искусства, ход которого широко освещался не только в самой стране, но и ведущими телекомпаниями Парижа, Лондона и Нью-Йорка. На вырученные средства была проведена большая работа, но отдаленные от туристических центров участки стены по-прежнему находятся в плачевном состоянии.

6 сентября 1994 года в Бадалине был торжественно открыт тематический Музей Великой Китайской стены. Позади здания, напоминающего стену своим внешним видом, находится и она сама. Учреждение призвано популяризировать большое историческое и культурное наследие этого без преувеличения уникального архитектурного объекта.

Под него стилизован даже коридор в музее – он отличается извилистостью, по всей его длине находятся «проходы», «сигнальные вышки», «крепости» и т. д. Экскурсия позволяет почувствовать себя так, будто путешествуешь по настоящей Великой Китайской стене: настолько здесь все продумано и реалистично.

Туристам на заметку


На участке Мутяньюй, самом протяженном из полностью отреставрированных фрагментов стены, расположенном в 90 км севернее столицы КНР, имеются два фуникулера. Первый оснащен закрытыми кабинками и рассчитан на 4-6 человек, второй представляет собой открытый подъемник, по аналогии с горнолыжными. Страдающим акрофобией (боязнью высоты) лучше не рисковать и отдать предпочтение пешей экскурсии, которая, однако, тоже сопряжена с трудностями.

Подниматься на Великую Китайскую стену достаточно легко, а вот спуск может превратиться в настоящую пытку. Дело в том, что высота ступеней не является одинаковой и варьируется в пределах 5-30 сантиметров. Спускаться по ним следует с предельной внимательностью и желательно не останавливаться, потому что после паузы возобновить спуск намного тяжелее. Один турист даже подсчитал: подъем на стену на самом низком ее участке сопряжен с преодолением 4 тысяч (!) ступеней.

Время для посещений, как добраться до Великой Китайской стены

Экскурсии на участок Мутяньюй с 16 марта по 15 ноября проводятся с 7:00 до 18:00, в остальные месяцы – с 7:30 до 17:00.

Участок Бадалин доступен для посещений с 6:00 до 19:00 в летний период и с 7:00 до 18:00 в зимнее время.

Знакомиться с участком Сыматай в ноябре-марте можно с 8:00 до 17:00, в апреле-ноябре – с 8:00 до 19:00.


Посещение Великой Китайской стены предусмотрено как в составе экскурсионных групп, так и в индивидуальном порядке. В первом случае туристов доставляют специальными автобусами, которые обычно отправляются с пекинской площади Тяньаньмэнь, улиц Ябаолу и Цяньмэнь, во втором к услугам любознательных путешественников общественный транспорт или нанятая на весь день частная машина с водителем.


Первый вариант подойдет тем, кто оказался в Поднебесной впервые и не знает языка. Или, наоборот, знающим страну и владеющим китайским, но при этом желающим сэкономить: групповые экскурсии стоят сравнительно недорого. Но тут есть и свои издержки, а именно значительная продолжительность таких туров и необходимость ориентироваться на других участников группы.

Общественным транспортом, чтобы добраться до Великой Китайской стены, пользуются обычно те, кто хорошо знает Пекин и хотя бы немного говорит и читает на китайском языке. Поездка обычным автобусом или электричкой обойдется дешевле даже самого привлекательного по цене группового тура. Налицо и экономия времени: самостоятельная экскурсия позволит не отвлекаться, например, на посещение многочисленных сувенирных лавок, куда так любят водить туристов гиды в надежде заработать свои комиссионные от продаж.

Аренда водителя с автомобилем на весь день – самый комфортный и гибкий способ добраться до того участка Великой Китайской стены, который вы выберете сами. Удовольствие не из дешевых, но оно стоит того. Состоятельные туристы часто заказывают машину через отель. Поймать ее можно и просто на улице, как обычное такси: так зарабатывают многие столичные жители, с готовностью предлагая иностранцам свои услуги. Только не забудьте взять у водителя номер телефона или сфотографировать сам автомобиль, чтобы потом долго не искать его, если человек до вашего возвращения с экскурсии куда-нибудь отойдет или отъедет.

Великую Китайскую стену еще называют "Длинной стеной". Длина ее составляет 10 тысяч ли, или более 20 тысяч километров, а чтобы достичь ее высоты, десяток человек должны встать друг другу на плечи… Ее сравнивают с извивающимся драконом, протянувшимся от самого Желтого моря до Тибетских гор. На земле нет больше ни одного подобного сооружения.

Начало строительства Великой Китайской стены

По официальной версии, строительство началось в период Воюющих царств (475-221 годы до нашей эры), при императоре Цинь Ши-Хуанди с целью защиты государства от набегов кочевников хунну, и продолжалось десять лет. Строило стену около двух миллионов человек, что тогда составляло пятую часть всего населения Китая. Среди них были люди самых разных сословий — рабы, крестьяне, солдаты… Руководил постройкой полководец Мэн Тянь.

Легенда гласит, что сам император проехал верхом на волшебной белой лошади, прокладывая маршрут будущего сооружения. И там, где его лошадь оступалась, потом возводили сторожевую башню… Но это всего лишь легенда. А вот история о споре между Мастером и чиновником выглядит куда более правдоподобно.

Дело в том, что для возведения такой громады требовались талантливые умельцы-строители. Их среди китайцев водилось предостаточно. Но один особенно отличался умом и смекалкой. Он был настолько искусен в своем деле, что мог точно вычислить, сколько необходимо для такой стройки кирпичей…

Императорский чиновник, однако, усомнился в способности Мастера и поставил условие. Если, мол, Мастер ошибется только на один кирпич, он сам установит этот кирпич на башне в честь умельца. А если ошибка выйдет на два кирпича, тут уж пусть пеняет на свою самонадеянность — последует суровое наказание…

Много камней и кирпича пошло на сооружение. Ведь, кроме стены, поднялись еще и сторожевые, воротные башни. На всем протяжении маршрута их насчитывалось около 25 тысяч. Так вот, на одной из этих башен, что находится близ знаменитого древнего Шелкового пути, можно увидеть кирпич, который, в отличие от других, заметно выдается из кладки. Говорят, это тот самый, что обещал положить Чиновник в честь искусного Мастера. Следовательно, тот избежал обещанного наказания.

Великая Китайская стена - самое длинное кладбище в мире

Но и без всяких наказаний при работах по возведению Стены погибло столько людей, что место это стали называть еще и "самым длинным кладбищем в мире". Весь маршрут строительства был устлан костьми погибших. Всего, говорят эксперты, их насчитывается около полумиллиона. Причиной были плохие условия труда.

По преданию, одного из этих несчастных пыталась спасти любящая жена. Она поспешила к нему с теплой одеждой на зиму. Узнав на месте о смерти мужа, Мэн — так звали женщину — горько заплакала, и от обильных слез ее часть стены обвалилась. И тут вмешался сам император. То ли он опасался, что от женских слез поползет вся Стена, то ли приглянулась ему прекрасная в своей печали вдова, — словом, он распорядился взять ее к себе во дворец.

И та вроде поначалу и согласилась, но оказалось, только для того, чтобы иметь возможность достойно похоронить мужа. А затем верная Мэн покончила с собой, бросившись в бурный поток… И сколько таких смертей еще случилось? Впрочем, разве ведется учет жертвам, когда вершатся великие государственные дела…

А в том, что такая "ограда" была объектом большой государственной важности, сомневаться не приходилось. По мнению историков, стена не столько охраняла великую "Поднебесную срединную империю" от кочевников, сколько стерегла самих китайцев, чтобы они не бежали из своего милого отечества… Говорят, самому великому китайскому путешественнику Сюань-цзан пришлось перелезать через стену, крадучись, среди ночи, под градом стрел пограничной охраны…

Великую Китайскую стену возводили вовсе не китайцы, а жители севера

Многих удивляет, что целый ряд бойниц в стене обращен на юг, внутрь страны. Неужели против самих же жителей Поднебесной? Правда, существует версия, что Великую Китайскую стену возводили вовсе не китайцы, а жители севера, чтобы обороняться от южного воинственного соседа…

Если основная часть стены возводилась между 445 и 222 годами до нашей эры, как считают многие исследователи, то стоит вспомнить, что тогда ни о каких монголо-татарских кочевниках еще и слыхом не слыхивали, получается, и обороняться было не от кого… Более того, тогда еще не существовало Китая как единой страны. На карте значились восемь небольших государств, каждому из которых было не под силу возвести столь грандиозное сооружение.

А династия Цинь, к которой принадлежал Ши-Хуанди, ведет свое начало с 221 года до нашей эры, то есть получается, что к тому времени уже была завершена основная часть стены. К тому же, Великая Китайская Стена очень уж напоминает европейские оборонительные сооружения, строившиеся уже после Средневековья, для защиты от пушек и осадных орудий.

Так что, вероятно, та часть стены, которую привыкли видеть туристы — с башнями, бойницами и широкой дорогой поверху — строилась гораздо позже, чем это принято считать…