Наука. Научные доказательства жизни после смерти. Жизнь после смерти. Факты и доказательства

19.10.2019 Отопление

Это интервью с известными эксперты в областях исследования загробной жизни и практической духовности. Они приводят доказательства жизни после смерти.

Вместе они отвечают на важные и заставляющие задуматься вопросы:

  • Кто я?
  • Зачем я здесь?
  • Существует ли Бог?
  • Как насчет рая и ада?

Вместе они ответят на важные и заставляющие нас задуматься вопросы, и на самый главный вопрос в моменте «здесь и сейчас»: «Если мы действительно являемся бессмертными душами, то как это влияет на нашу жизнь и отношения с другими людьми?».

Бонус новым читателям:

Берни Сигель, хирург-онколог. Истории, которые убедили его в существовании духовного мира и жизни после смерти.

Когда мне было четыре года, я чуть было не задохнулся, поперхнувшись куском игрушки. Я пытался имитировать то, что делали мужчины-плотники, за работой которых я наблюдал.

Я положил часть игрушки себе в рот, вдохнул и… покинул свое тело.

В тот момент, когда я, покинув свое тело, увидел себя со стороны задыхающимся и в предсмертном состоянии, я подумал: «Как хорошо!».

Для четырехлетнего ребенка находиться вне тела было гораздо интересней, чем в теле.

Безусловно, у меня не было сожаления о том, что я умираю. Мне было жаль, как и многим детям, которые проходят через подобный опыт, что родители найдут меня мертвым.

Я думал: «Ну и ладно! Я предпочитаю смерть, чем жить в том теле ».

Действительно, как ты уже говорил, иногда мы встречаем детей, рожденных слепыми. Когда они проходят через подобный опыт и выходят из тела, они начинают все «видеть».

В такие моменты часто останавливаешься и задаешь себе вопрос: «В чем же заключается жизнь? Что здесь вообще происходит? ».

Эти дети часто недовольны, что им надо возвращаться обратно в свое тело и быть опять слепыми.

Иногда я общаюсь с родителями, у которых умерли дети. Они рассказывают мне,

Был случай, когда женщина ехала на своей машине по скоростной трассе. Внезапно перед ней появился ее сын и сказал: «Мама, сбавь скорость! ».

Она его послушалась. Кстати, ее сын уже пять лет как был мертв. Она доехала до поворота и увидела десять сильно побитых машин — была большая авария. Благодаря тому, что сын вовремя предупредил ее, она не попала в аварию.

Кен Ринг. Слепые люди и их возможность «видеть» во время предсмертного переживания или внетелесного опыта.

Мы опросили около тридцати слепых людей, многие из которых были слепыми с рождения. Мы интересовались, был ли у них предсмертный опыт, а также, могли ли они «видеть» во время этих переживаний.

Мы узнали, что слепые люди, которых мы опрашивали, имели классический предсмертный опыт, свойственный обычным людям.

Около 80 процентов слепых людей, с которыми я говорил, имели разные визуальные образы во время своих предсмертных переживаний или .

В нескольких случаях нам удалось получить независимые подтверждения того, что они «увидели» то, что не могли знать и что действительно присутствовало в их физическом окружении.

Наверняка это был недостаток кислорода в их мозгу, да? Ха-ха.

Да уж, так просто! Я думаю, что ученым, с точки зрения обычной нейронауки, будет нелегко объяснить, как слепые люди, которые по определению не могут видеть, получают эти визуальные образы и достаточно достоверно их сообщают.

Часто слепые говорят, что когда впервые поняли, что могут «видеть» физический окружающий мир , то они были шокированы, испуганы и потрясены всем увиденным.

Но когда у них начались трансцендентные переживания, в которых они отправлялись в мир света и видели своих родных или другие подобные вещи, что свойственны для таких переживаний, это «видение» казалось им вполне естественным.

«Это было так, как должно быть », — говорили они.

Брайан Вейс. Случаи из практики, которые доказывают, что мы жили раньше и будем жить вновь.

Достоверные, убедительные по своей глубине истории, не обязательно являющиеся таковыми в научном смысле, которые показывают нам, что жизнь — это гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Интереснейший случай в моей практике…

Эта женщина была современным хирургом и работала с «верхушкой» правительства Китая. Это был ее первый приезд в США, она не знала ни одного слова по-английски.

Она прибыла вместе со своим переводчиком в Майами, где я тогда работал. Я регрессировал ее в прошлую жизнь.

Она оказалась в Северной Калифорнии. Это было очень яркое воспоминание, происходившее приблизительно 120 лет назад.

Моя клиентка оказалась женщиной, которая отчитывала своего мужа. Она вдруг начала свободно говорить на полном эпитетами и прилагательными английском, что неудивительно, ведь она ругалась с мужем…

Ее переводчик-профессионал повернулся ко мне и стал переводить ее слова на китайский — он еще не понимал, что происходит. Я сказал ему: «Все в порядке, я понимаю английский язык ».

Он был ошарашен — у него открылся рот от удивления, он только что осознал, что она говорила на английском, хотя до этого не знала даже слова «привет». Это пример .

Ксеноглоссия — это возможность говорить или понимать иностранные языки, с которыми вы абсолютно не знакомы и которые никогда не изучали.

Это один из самых убедительных моментов работы с прошлыми жизнями, когда мы слышим, как клиент говорит на древнем языке или на языке, с которым он не знаком.

Никак по-другому это и не объяснить…

Да, и у меня много таких историй. Был один случай в Нью-Йорке: два трехлетних мальчика-близнеца общались друг с другом на языке, совсем не похожем на выдуманный детьми язык, когда, например, они придумывают слова, обозначающие телефон или телевизор.

Их отец, который был врачом, решил показать их ученым-языковедам (лингвистам) из Нью-Йоркского Колумбийского Университета. Там выяснилось, что мальчики разговаривали друг с другом на древнеарамейском языке.

Эта история была задокументирована специалистами. Мы должны понять, как же такое могло произойти. Я думаю, что это . Как еще можно объяснить знание арамейского языка трехлетними детьми?

Ведь их родители не знали этого языка, и дети не могли услышать арамейский язык поздно вечером по телевидению или от своих соседей. Это лишь несколько убедительных случаев из моей практики, доказывающих, что мы жили раньше и будем жить снова.

Вейн Дайер. Почему в жизни «нет случайностей», и почему все, с чем мы сталкиваемся в жизни, соответствует божественному плану.

— Как насчет понятия, что в жизни «нет случайностей»? В твоих книгах и выступлениях ты говоришь, что в жизни не бывает случайностей, и на все есть идеальный божественный план.

Я могу в целом в это поверить, но как тогда быть в случае трагедии с детьми или когда пассажирский самолет падает… как поверить в то, что это не случайно?

— Это кажется трагедией, если верить что смерть — это трагедия. Ты должен понимать,что каждый приходит в этот мир, когда он должен, и уходит, когда его время вышло.

Этому, кстати, есть подтверждения. Нет ничего, что мы не выбираем заранее, в том числе момент нашего появления в этом мире и момент ухода из него.

Наше личное эго, а также наши идеологии диктуют нам, что дети не должны умирать, и что каждый должен прожить до возраста 106 лет и сладко умереть во сне. Вселенная работает совсем по-другому — мы проводим здесь ровно столько времени, сколько запланировано.

…Для начала мы должны посмотреть на все с такой стороны. Во-вторых, мы все являемся частью очень мудрой системы. Представь на секунду кое-что…

Представь огромную свалку, и в этой свалке десять миллионов разных вещей: туалетные крышки, стекло, провода, разные трубы, шурупы, болты, гайки — в общем, десятки миллионов деталей.

И откуда ни возьмись появляется ветер — сильный циклон, который сметает все в одну кучу. Затем ты смотришь на место, где только что находилась свалка, а там стоит новый Боинг-747, готовый лететь из США в Лондон. Каковы шансы, что это когда-нибудь случится?

Ничтожные.

Вот именно! Настолько же ничтожно сознание, в котором отсутствует понимание того, что мы являемся частями этой мудрой системы.

Это просто не может быть огромной случайностью. Мы говорим не о десяти миллионах частей, как на Боинге-747, а о зиллионах, связанных между собой частей, как на этой планете, так и на миллиардах других галактик.

Предполагать, что все это случайно и за всем этим не стоит некая движущая сила, было бы настолько глупо и надменно, как и верить в то, что ветер может создать самолет Боинг-747 из десятков миллионов частей.

За каждым событием в жизни стоит Высшая Духовная Мудрость, потому в ней не может быть случайностей.

Майкл Ньютон, автор книги “Путешествие души”. Слова утешения для родителей, которые потеряли детей

— Какие слова утешения и успокоения у вас есть для тех, кто потерял своих близких, особенно маленьких детей?

— Я могу представить боль тех, кто теряет своих детей. У меня есть дети, и мне повезло, что они здоровы.

Эти люди настолько поглощены скорбью, они не могут поверить, что потеряли любимого человека, и не поймут, как Бог мог позволить этому произойти.

Возможно, оно даже более фундаментально…

Нил Дуглас-Клотц. Настоящие значения слов «рай» и «ад», а также что происходит с нами и куда мы отправляемся после смерти.

«Рай» не является физическим местом в арамейско-иудейском понимании этого слова.

«Рай» — это восприятие жизни. Когда Иисус или кто-либо из еврейских пророков использовал слово «рай», они имели в виду, в нашем понимании,«вибрационную реальность». Корень «шим» — в слове vibration [вайбрэйшин] означает «звук», «вибрацию» или «имя».

Shimaya[шимая] или Shemaiah[шемаи] на иврите означает «безграничная и беспредельная вибрационная реальность».

Поэтому, когда в Книге Бытие Ветхого Завета говорится, что Господь создал нашу реальность, подразумевается что он создал ее двумя способами: он (она/оно) создал вибрационную реальность, в который мы все едины и индивидуальную (фрагментарную) реальность, в которой есть имена, лица и назначения.

Это совсем не означает, что «рай» находится где-то в другом месте или «рай» — это то, что надо заслужить. «Рай» и «Земля» сосуществуют одновременно, если смотреть с такой точки зрения.

Понятие о «рае» как о «награде», или о чем-то, что находится выше нас, или куда мы отправляемся после смерти — все это было незнакомо Иисусу или его ученикам.

Вы не найдете подобного в иудаизме. Эти понятия появились позднее в европейской интерпретации христианства.

Существует популярная в настоящий момент метафизическая концепция о том, что «рай» и «ад» являются состоянием сознания человека, уровнем осознания себя в единстве или отдалении от Бога и понимания настоящей природы своей души и единства со Вселенной. Это так или нет?

Это близко к правде. Противоположностью «раю» является не , а «Земля», таким образом, «рай» и «Земля» являются противопоставляемыми реальностями.

Не существует так называемого «ада» в христианском понимании этого слова. Такого понятия нет ни в арамейском языке, ни на иврите.

Помогли ли эти доказательства жизни после смерти растопить лед недоверия?

Надеемся, что теперь у вас гораздо больше информации, которая поможет по новому взглянуть на концепцию реинкарнации, и, возможно, даже избавит вас от самого сильного страха — страха смерти.

Перевод выполнен Светланой Дурандиной,

P.S. Была ли полезна для Вас статья? Напишите в комментариях.

Хотите научиться вспомнить прошлые жизни самостоятельно?

Начало ХХI столетия — было опубликовано исследование, которое провел Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парин из Центральной клиники Саутгемптона. Исследователи получили неопровержимые доказательства того, что человеческое сознание не зависит от деятельности мозга и не перестает жить, когда все процессы в мозге уже остановились.

В рамках эксперимента, учеными были изучены истории болезни и лично опрошены 63 кардиологических больных, которые пережили клиническую смерть. Выяснилось, что 56 возвратившихся с того света не помнили ничего. Они лишились сознания и пришли в себя в больничной палате. Но семеро пациентов сохранили четкие воспоминания о пережитом . Четверо утверждали, что их охватило чувство спокойствия и радости, ускорилось течение времени, ощущение своего тела не исчезало, настроение улучшилось, даже стало возвышенным. Потом появился яркий свет, как свидетельство перехода в иной мир. Немного позднее появились мифические существа, которые были похожи на ангелов или святых. Пациенты находились в течении некоторого времени в ином мире, а после возвратились в нашу реальность.

Отметим, что эти люди вовсе не были набожны. К примеру, трое сказали, что вообще не посещают церковь. Следовательно, объяснить такого рода сообщения религиозным фанатизмом не выйдет.

Но сенсационным в исследовании ученых было вовсе другое. Тщательно изучив медицинскую документацию пациентов, врачи вынесли вердикт – сложившееся мнение о прекращении работы головного мозга из-за дефицита кислорода ошибочно. Ни у кого из побывших в состоянии клинической смерти не зафиксировали существенного понижения содержания живительного газа в тканях центральной нервной системы.

Ошибочной была и еще одна гипотеза: будто видение может вызвать нерациональная комбинация медикаментов, применяемых во время реанимации. Все было сделано строго по стандарту.

Сэм Парина уверяет, что приступал к эксперименту, как скептик, но сейчас уверен на все сто — «тут что-то есть». «Опрошенные переживали свои невероятные состояния в то время, когда мозг уже не функционировал и потому был не способен воспроизводить какие-то воспоминания».

По мнению британского ученого, человеческое сознание не является функцией мозга. А раз это так, поясняет Питер Фенвик, «сознание вполне способно продолжать свое существование и после смерти физического тела».

«Когда мы проводим исследования мозга, — писал Сэм Парина, — то ясно видно: клетки мозга по своему строению в принципе не имеют отличий от остальных клеток организма. Они так же вырабатывают белок и другие химические вещества, но они не способны создать субъективные мысли и образы, которые мы определяем как сознание человека. В конце концов, наш мозг необходим нам только как приемник-преобразователь. Он работает как некий «живой телевизор»: вначале воспринимает волны, попадающие в него, а после преобразует их в изображение и звук, из которых складываются целостные картины».

Позднее, в декабре 2001 г., трое ученых из госпиталя Рийенстэйт (Голландия) под началом Пима Ван Ломмеля провели самое масштабное на сегодня исследование людей, которые пережили клиническую смерть. Результаты опубликовали в статье «Около-смертельный опыт выживших» после остановки сердца: целенаправленное изучение специально сформированной группы в Нидерландах в британском медицинском журнале «Ланцет». Голландские исследователи пришли к аналогичным выводам, что и их британские коллеги из Саутгемптона.

Основываясь на статистических данных, полученных за десятилетие, исследователями было установлено: видения посещают далеко не всех, переживших клиническую смерть. Лишь 62 пациента (18 %) из 344, перенесших 509 реанимаций, сохранили четкие воспоминания о пережитом околосмертном опыте».

  • Во время клинической смерти больше половины пациентов испытывали положительные эмоции.
  • Осознание факта собственной смерти было отмечено в 50 % случаев.
  • В 32 % происходили встречи с умершими людьми.
  • О прохождении сквозь тоннель рассказывали 33 % умиравших.
  • Картины инопланетного ландшафта видели почти столько же реанимированных.
  • Феномен выхода из тела (когда человек смотрит на себя со стороны) испытали 24 % опрошенных.
  • Ослепительную вспышку света зафиксировали такое же число возвращенных к жизни.
  • В 13 % случаев реанимированные наблюдали проносящиеся чередой картины прожитой жизни.
  • Рассказывали о видении границы между миром живых и мертвых, меньше 10 % опрошенных.
  • Ни кто из переживших клиническую смерть не сообщил об устрашающих или неприятных ощущениях.
  • Особо впечатляет тот факт, что о визуальных впечатлениях говорили слепые от рождения люди, они буквально дословно повторяли повествования зрячих.

Небезынтересным будет заметить, что несколько ранее доктор Ринг из Америки делал попытки выяснить содержание предсмертных видений слепых от рождения. Он вместе с коллегой Шэрон Купер записал свидетельства 18 человек, слепых, которые по каким-то причинам оказались в состоянии “временной смерти”.

По свидетельствам опрошенных, предсмертные видения были для них единственной возможностью понять, что значить «видеть».

Одна из реанимированных Вики Юмипег пережила « » в госпитале. Вики откуда-то сверху смотрела на свое тело лежавшее на операционном столе, и на бригаду врачей, проводивших реанимационные мероприятия. Так она впервые увидала и поняла, что такое свет.

Слепой от рождения Мартин Марш, испытавший похожие предсмертные видения, запомнил больше всего разнообразие красок окружающего мира. Мартин уверен, что посмертный опыт помог ему понять, каким видят мир зрячие люди.

Но возвратимся к исследованиям ученых из Голландии. Ими была поставлена цель точно определить, когда людей посещают видения: во время клинической смерти или в период работы мозга. Ван Ламмель с коллегами заявляют, что это им удалось сделать. Заключение исследователей — видения наблюдаются именно во время «отключения» центральной нервной системы. В результате чего, было показано, что сознание существует в независимости от работы головного мозга.

Пожалуй, наиболее удивительным Ван Ламмель считает случай, зафиксированный одной из его коллег. Пациента, доставили в реанимацию. Реанимационные мероприятия были безуспешны. Мозг погиб, энцефалограмма выдавала прямую линию. Было решено применить интубацию (ввести в гортань и трахею трубку для искусственной вентиляции и восстановления проходимости дыхательного пути). Во рту пациента стоял зубной протез. Врач достал его и положила в ящик стола. Через полтора часа у больного возобновилось сердцебиение и пришло в норму кровяное давление. А спустя неделю, когда та же врач зашла в палату, реанимированный заявил ей «Вы знаете, где мой протез! Вы вытащили мои зубы и положили их в выдвижной ящик столика на колесах!». При тщательном опросе выяснилось, что прооперированный наблюдал себя сверху лежащим на операционном столе. Он в подробностях описал палату и действия медиков во время своей смерти. Человек очень боялся, что врачи прекратят его оживлять, и всячески пытался дать понять им, что он жив…

Свою уверенность в том, что сознание способно существовать отдельно от мозга, голландские ученые подтверждают чистотой экспериментов. Для исключения возможность появления так называемых ложных воспоминаний (случаи, когда человек, услыхав от других рассказы о видениях при клинической смерти, вдруг «вспоминает» то, чего сам не переживал), религиозного фанатизма и других подобных случаев, ученые тщательно изучили все факторы, которые способны оказать влияние на отчеты пострадавших.

Все опрашиваемые были психически здоровы. Это были мужчины и женщины в возрасте от 26 до 92 лет, имеющие различный уровень образования, верующие и не верящие в Бога. Одни ранее слыхали о «посмертном опыте», другие — нет.

Общие выводы исследователей из Голландии таковы:

  • Посмертные видения у человека появляются во время приостановки работы головного мозга.
  • Их невозможно объяснить недостатком кислорода в клетках центральной нервной системы.
  • На глубину «околосмертных переживаний» большое влияние оказывают пол и возраст человека. Женщины как правило испытывают более сильные ощущения, чем мужчины.
  • Большинство реанимированных, которые имели более глубокий «посмертный опыт», погибали в течение месяца после реанимационных мероприятий.
  • Опыт умирания слепых от рождения не отличаются от впечатлений зрячих.

Все вышесказанное дает основания утверждать, что в настоящий момент ученые вплотную подошли к научному обоснованию бессмертия души.

Нам же остается сделать самую малость осознать, что смерть – это только пересадочная станция на границе между двух Миров, и побороть страх перед ее неизбежностью.

Возникает вопрос: куда же попадает душа после смерти человека?

«Если вы умерли, прожив неправедную жизнь, то в ад не попадете, а вечно будете находиться на земном плане в наихудшие периоды человечества. Если же ваша жизнь была безупречна, то и в этом случае окажетесь на Земле, но в век, где нет места насилию и жестокости».

Это мнение французского психотерапевта Мишеля Лерье, автора книги «Вечность в прошлой жизни». В этом он убедился благодаря многочисленным интервью и гипнотическим сеансам с людьми, побывавшими состоянии клинической смерти.

Самое же страшное, что благодаря материализму, в котором нас воспитывали, мы большей частью убеждены, что со смертью наше существование прекращается категорически и навсегда. Мы не сможем больше встречать рассвет и любоваться закатом, не поцелуем любимого, не возьмем на руки своего малыша. Мы прекратим видеть и слышать, чувствовать и мыслить – что может быть страшнее? В такой ситуации невольно задаешь себе вопрос: Есть ли жизнь после смерти?

Страшный суд или реинкарнация

Помимо атеизма и материализма, в мире существует множество представлений о жизни загробной. Большинство религий говорят о Страшном суде и переселении души после смерти физического тела в ад или в рай. Верующим поэтому несколько легче умирать: по крайней мере, они убеждены в том, что это не конец, что продолжение следует. Хотя, конечно же, перспектива попасть в ад (а многие ли из нас могут рассчитывать на райское блаженство?) совершенно не обнадеживает и не радует. И не снимает страха смерти.

Пожалуй, единственной теорией, снимающей страх смерти, является учение о реинкарнации, то есть переселении душ. Особенно распространены две вариации этого учения.

  1. Все мы пребываем в круге постоянных рождений и смертей, воплощаясь вновь через непродолжительное время после своей смерти.
  2. Предполагает продолжительное пребывание в других мирах, при котором душа подготавливает себя к новому рождению.

Это означает, что высокодуховные души могут воплощаться через большие промежутки времени, достигающие тысяч лет.

На сегодняшний день собрано не так уж много проверенных наукой доказательств конкретных перевоплощений. Зато очень многие, в том числе и научные материалы свидетельствуют о том, что душа прекрасно себя чувствует без физического тела, в том числе после его смерти.

Где же в таком случае живут бестелесные души? Куда мы попадаем после смерти? Все это вопросы, на которые в данный момент нет четких и обоснованных ответов, зато существует много теорий и догадок. Чтобы хоть как то вникнуть и приблизится к пониманию естественного природного процесса как смерть, мы, сперва, должны четко осознать, что такое душа и тело.

Cтроение тонкого тела человека

Представление о человеке как о физическом теле и бестелесной душе слишком упрощенно. Согласно эзотерическим и оккультным учениям, человек состоит из нескольких тел: физического тела и тонких тел, основные среди которых –

  • Эфирное
  • Астральное
  • Ментальное

Каждое тонкое тело имеет свое энергетическое поле. Объединенное энергетическое поле тонких тел составляет нашу ауру, или биополе.

Физическое тело Это привычное нам всем тело, которое можно и увидеть, и потрогать.

Если верить материалистам, то ничего иного, чем это тело, у нас просто нет. Согласно иным точкам зрения, мы гораздо богаче на разнообразные тела, да к тому же еще имеем душу.

Нижние чакры человека

Эфирное тело «Двойник» физического, только невидимый. Оно повторяет формы физического тела и имеет общее с ним энергетическое поле.

Согласно тантрическому учению, у человека семь чакр, то есть семь энергетических центров, накапливающих и распространяющих по нашему организму различные виды энергий. Непосредственное отношение к эфирному телу имеют три нижние чакры, отвечающие за наиболее грубые энергии.

  1. Нижняя чакра – Муладхара, - соответствующая стихии Земли, имеет красный цвет и отвечает за физическую энергию. Благодаря работе этой чакры и накапливаемой ею энергии мы можем выполнять грубую физическую работу, однообразную и монотонную, не требующую никаких интеллектуальных усилий. Муладхара располагается в области копчика.
  2. Немного выше Муладхары, в нижней части живота на уровне половых желез, располагается чакра Свадхистана. Свадхистана-чакра ответственна за половую энергию, ее стихия – Вода, а цвет – оранжевый. Свадхистана – своебразный центр энергетической подпитки общей энергии нашего организма, сексуальности и эмоций.
  3. Чуть выше пупка располагается чакра Манипура , ответственная за энергии, управляющие непроизвольными функциями организма. Эта чакра соответствует стихии Огня и имеет желтый цвет. Манипура соединяет своим полем эфирное и астральное тела, преобразует низшие энергии в более тонкие. Как и две предыдущие чакры, Манипура работает в плоскости материального мира.

Как правило, эфирное тело полностью разрушается в течение первых трех дней со смерти человека. Именно с этим связаны все погребальные традиции, по которым тело предают земле или кремируют не ранее чем на третий день.

Высшие чакры человека

Астральное тело Иначе называют «телом эмоций». В зависимости от состояния и переживаний человека оно может изменять свое излучение.

Именно астральное тело ответственно за наши вне телесные путешествия в пространстве и времени. Астральное тело иногда непроизвольно отделяется во сне, и тогда мы поутру вспоминаем особенно яркие и запомнившиеся сновидения, которые являются на самом деле ничем иным, как путешествиями нашей души, в то время как тело мирно покоится на кровати.



С этой способностью астрального тела связаны случаи необъяснимой с точки зрения современной медицины смерти во сне совершенно здоровых людей. Астральному телу соответствуют три чакры: Анахата, Вишудха и Аджна.

    Анахата расположена на уровне сердца и нередко называется сердечной чакрой. Ей соответствуют энергия Воздуха и зеленый цвет, излюбленный цвет известных мировых религий. Если Манипура дает энергетическую подпитку высшим чакрам, то Анахата – центр невидимой связи двух плоскостей, точка пересечения материального и астрального миров.

    Если угодно, с Анахаты начинается четвертое измерение, непостижимое в нашем трехмерном мире. Анахата ответственна за нашу творческую энергию, за то, что мы привыкли называть потенциалом личности. Вдохновение – дар энергии сердечной чакры.

    Энергии Анахаты позволяют нам черпать идеи и образы в высшем мире, на какое-то время, под влиянием вдохновения совершенно забыв о существовании мира материального. Анахата помогает нам облагораживать наш физический материальный мир, преображать его через любовь. Постижение сути вещей, понимание единства формы и содержания – за все это отвечает чакра Анахата.

    Энергии Анахаты – это энергия любви и энергия вдохновения. На энергиях этой чакры работают все великие реформаторы, стремящиеся к установлению благоденствия на всей Земле и ставящие общее благо выше личного, Весь мировой процесс можно изобразить как нисхождение астрала в мир материальный и постепенное высвобождение его оттуда. Между миром физическим и миром астальным, духовным, происходит постоянный обмен энергиями.

    На уровне щитовидной железы находиться чакра Вишудха. Она относится к стихии всепроникающего эфира и имеет голубой цвет. Сфера действия Вишудха-чакры – мир наших эмоций. В ней генерируются энергии эмоций и чувств, которые «окрашиваются» и поляризуются нами, превращаясь в любовь или ненависть, радость или зависть, гнев или смирение, страх или приятие. Неудивительно поэтому, некоторые исследователи особо связывают карму человека с его чакрой Вишудхой как носителем кармической энергии.

    Особое значение имеет и чакра Аджна, которая находится над переносицей на уровне так называемого «третьего глаза». Аджна имеет синий цвет и является точкой пересечения астрального и ментального тел. Эта чакра отвечает за образное мышление, а также за экстрасенсорные способности человека, за концентрацию на предмете и бесстрастную отрешенность от чувств. Аджна – чакра интуиции, благодаря которой мы способны «видеть» внутренним зрением прошлое, настоящее и будущее связывая их воедино нитью неподвластных логике рассуждений.

Главная чакра

Ментальное тело Это тело отвечающее за мысли человека.

К ментальному телу относится расположенная на самом верхнем крае макушки и имеющая фиолетовый цвет чакра Сахасрара .

Сахасрара отвечает за абстрактное мышление самого высокого уровня, при котором исследователь ясно различает содержание сквозь форму и способен моментально оценить суть вещи. Это чакра философов и мыслителей.

Именно через Сахасрару мы постоянно контактируем с космосом, через нее «подключаемся» к информационным полям высшего плана, получая ответы на свои вопросы методом прозрения и озарения. Через Сахасрару наша душа выходит из физического тела, отделяясь от него в момент смерти и устремляясь к высшим мирам.

Биополе, то есть общее энергетическое поле тонких тел человека, выходит за пределы физического тела. В норме у обычного человека биополе достигает 1 м. Биополе менее 80 см говорит о проблемах со здоровьем у своего хозяина. Экстрасенсы могут видеть биополе и цвет ауры человека. Можно определить размер поля и с помощью рамки, то есть метода биолокации.

Развитие тонких тел способствует нашему приближению к совершенству. Хорошо развитое эфирное тело дает человеку несокрушимое здоровье, выносливость и работоспособность. В свою очередь сильно развитое эфирное тело излучает энергию, питая тонкие тела высших уровней.

Развитое астральное тело вселяет в нас бодрость и жизнерадостность. В энергии астрального тела черпаем мы силы для активных действий, вдохновение и способность сострадать.

Ментальное тело питает энергией наш разум, укрепляет и усиливает творческое начало. Развитое ментальное тело направляет своего хозяина на путь учения и постижения, заставляет его стремиться к знаниям. Здоровой и полноценной энергии ментального тела мы обязаны хорошей памятью, способностью к концентрации на предмете размышлений и прочному усвоению знаний.



Благодаря развитому ментальному телу мы можем переносить высокие умственные нагрузки, а также «отключать» эмоции в процессе размышлений. Сильнее всего ментальное тело развито у философов и мыслителей.

Физическое, эфирное, астральное и другие невидимые тела человека – как матрешки. Только в этом случае видимой является самая маленькая из комплекта и, не в обиду будет сказано, самая незначительная по содержанию. Стоит ее разрушить, как все внешние матрешки-невидимки освобождаются.

Астральное, или единое энергоинформационное, поле соединяет все миры друг с другом и нас со всеми мирами. По преданию, Гермес учил, что с самых отдаленных высот неба нисходит беспрерывно всемирный дух, неиссякаемый источник света и огня, который, пройдя все сферы небесные и оказавшись постепенно конденсированным, постоянно притекает к земле. Это и есть астральный свет или астральное дыхание планеты.

Природа действует вовсе не от простого к более сложному. Наоборот. И чем более тонка и неосязаема материя, тем она значимее. Мы познаем глубинную сущность жизни и личности, проникая в эти высшие неосязаемые миры. Мир духа – самый реальный мир. Физическое же тело необходимо лишь временно. Для перехода в высшие, тонкие миры мы должны освободиться от физического тела. Именно это дает ответ: Есть ли жизнь после смерти?

Переход в мир тонких энергий

Переход в мир более тонких энергий может происходить только скачком. Душа проходит через смерть и рождается заново в высшем мире, недоступном физическим телам. Смерти предшествуют страдания и скорбь. В момент смерти и во время жизни в тонком мире у нас есть возможность произвести переоценку, частично освободиться от кармы и уменьшить количество перевоплощений. Чистые праведные души выходят из круга перевоплощений, поднимаясь все выше и выше в духовные миры.

Мысль материальна. В тонких мирах мы можем создавать все из ничего, полностью повторяя все то привычное, земное, без чего нам трудно жить в новом мире.

Время в высших мирах течет гораздо быстрее, чем в привычном нам мире физических тел и физических явлений. Жизнь физического тела измеряется скоростью работы логического ума, способного воспринимать и познавать явления только последовательно, одно за другим, а не одновременно.

Именно поэтому многие явления высших миров остаются незамеченными, творясь прямо у нас на глазах. Мы не видим инфракрасные лучи и не слышим ультразвук, что не мешает существовать и тому и другому. Для того чтобы видеть первое и слышать второе нам нужны специальные приборы.

Хотим мы того или нет, нам приходится признать сам факт существования смерти. С телом все ясно – оно постепенно разлагается и исчезает совсем. Но как понять странные явления, в огромном количестве описанные в литературных произведениях, а теперь и в научных книгах, которые говорят о вероятном бессмертии отдельных личностей и о продолжении жизни после смерти?

Кто-то слышал о приведениях и духах, а кто-то и встречался с ними. Как это объяснить? Проблема в том, что мы привыкли опираться во всем на науку и на документально подтвержденные факты, а на деле интуитивное познание может опережать науку с ее доказательствами на сотни лет. Когда-то смеялись над людьми, мечтающими о крыльях, о полетах в космос. На них в лучшем случае смотрели как на забавных чудаков, а в худшем случае считали умалишенными и запирали в психиатрические лечебницы. Но именно благодаря им мы теперь можем летать на самолетах.

В нашем материалистическом мире довольно часто только реально произошедшие с нами необычные события заставляют нас всерьез задуматься о тайнах бытия. Это не обязательно необычные события, но обязательно – выбивающие нас из привычной колеи жизни, заставляющие неожиданно оказаться «в ином измерении» с другими точками отсчета и другими ценностями.

В роли таких событий, являющихся «спусковым курком», может быть что угодно: перегрузки, конфликты, потрясения и разочарования, тяжелые заболевания, серьезные физические и психические травмы. Для разных людей являются «спусковым курком» разные события – в зависимости от особенностей высшей нервной системы человека, его ранимости и эмоциональной устойчивости, его физического и психического состояния в момент шока или стресса.

У каждого человека свой болевой порог, свой «предел травматизации». Те события, которые в жизни одного человека не оставят следа, могут временно ввести другого в измененное состояние сознания, в котором он оказывается способен воспринимать информацию других миров, доступен контакту с ними.

Прошлые воплощения

То, чем был человек в момент смерти, неизбежно влияет на то, чем он станет после нового рождения. Методом холотропного дыхания некоторые люди выходят на опыт своих прошлых воплощений, о которых и не подозревали. Интересен тот факт, что с кесаревым сечением чаще всего оказываются связаны проблемы матери как минимум в одном из ее прошлых воплощений.

Находясь в состоянии измененного сознания, люди сообщают массу деталей, о которых не могли бы знать, даже если бы посвятили много лет своей жизни изучению истории какой-либо страны. Нередки случаи, когда человек во время сеанса холотропной терапии начинает говорить на том языке или диалекте, из которого в неизмененном состоянии сознания не знает ни слова.

Те, кто живет в странах, измеряющих длину в метрах и сантиметра, а вес – в рамах и килограммах, с легкостью переходят на дюймы и фунты. Более того, известны случаи, когда люди выполняли те действия, которые не могли выполнять и никогда не выполняли в обычном состоянии сознания.



Переживания событий, происходивших в иные исторические периоды в других странах, обычно сопровождаются мощными эмоциями и физическими ощущениями, но самое главное – убедительным ощущением личного участия, того, что это не сон и не галлюцинация, но именно воспоминание о том, что с тобой происходило.

Есть немало зафиксированных случаев, когда люди, не будучи в состоянии измененного сознания вспоминали свои прошлые жизни и даже не одну. С каждым годом количество таких людей только увеличивается. Они в подробностях рассказывают о местах, где они жили, о далеком прошлом, о городах которых сейчас не существует.

Самое главное и поразительное в этих рассказах это точность описания, что не дает игнорировать эти случаи и приравнивать таких людей к помешанным. Данные, которые сообщали эти люди, неоднократно проверялись, и не было найдено не одной ошибки или неточности, которая могла бы поставить под сомнение правдивость таких историй.

Возможно, смерь это не конец, а только начало новой жизни. Ну а верить в это или нет решать каждому из вас, и найти ответь на вопрос: Есть ли жизнь после смерти? ; должен каждый самостоятельно.

Каждый человек хотя бы раз в жизни задается вопросом «Есть ли жизнь после смерти?». Раньше наши предки верили в бессмертие души и способность ее к новому воплощению. Сегодня после долгого периода неверия и атеизма смириться с тем, что со смертью наступает абсолютный конец, достаточно трудно. Восточные религии имеют долгую историю рассмотрения этого вопроса. В них жизнь после смерти воспринимается как нечто естественное и не подлежащее доказательству.

В последнее время, большинство людей достаточно неоднозначно относятся как к старости, так и к умиранию. Наверное, поэтому все больше людей из европейской культуры интересуются такими верованиями, стремясь облегчить и побороть собственный страх перед смертью. Что же такое смерть и есть ли жизнь после смерти? Давайте рассмотрим эти вопросы подробнее.

Под смертью, согласно разным словарям, сегодня мы понимаем прекращение своего физического существования. С точки зрения медицины смерть – это остановка сердца и полное отсутствие дыхания. На сегодняшний день развитие технологий позволяет поддерживать жизнь человека в состоянии комы. Это когда тело фактически мертво, но кровь по сосудам бежит за счет работы оборудования.

В Азии в монастырях можно увидеть мумии монахов, на которых до сих пор происходит рост волос и ногтей. И это после факта физической смерти и прошествии многих лет. В Индии встречаются случаи, когда тела людей с высоким уровнем духовного развития во время погребального костра не горели. Поскольку они уже существовали по другим законам физики. Если с медицинской точки зрения после смерти уже ничего нет, то с точки зрения физики все происходит согласно природным законам.

И все же прекращение функционирования физического тела является отправной точкой для понятия «смерть». И именно это явление вызывает появление у человека страха смерти. Рассмотрение вопроса «существует ли жизнь после смерти?» с точки зрения разнообразных религий является одним из способов побороть эту боязнь.

Жизнь после смерти в разных культурах

Европейская культура преклоняется перед материальными ценностями, мы верим в то, что можем пощупать и увидеть. Однако подобное мировоззрение создает определенную привязку, которая и становится основанием для боязни смерти. Ведь мы не боимся того, что будет с нами потом. Мы переживаем за то, что потеряем все, что было для нас дорого и важно здесь. На ту сторону бытия мы не сможем забрать с собой деньги, драгоценности, недвижимость, близких людей или свой статус.

Все это останется в этом мире после нашей смерти. А там нас будут оценивать по нашим деяниям, что будет иметь значительное влияние на нашу душу и ее дальнейший путь. Поэтому еще одним способом противостояния страху смерти является принятие ее факта и готовность оборвать существующие связи этого мира. Например, в восточной философии существуют специальные практики, основывающиеся на лицезрении смерти. Это прогулка по кладбищам, нахождение долгое время рядом с мертвым телом и прочее. Они помогают человеку понять и принять смерть и увидеть в ней естественный закон жизни, в котором нет ничего пугающего. Также после этого человек начинает лучше ценить каждое мгновение жизни, радуясь ему.

Конечно, взгляды на послесмертие у разных религий различаются, однако все они сходятся на том, что смерть – это часть жизненного цикла. К ней не нужно стремиться, но ее и не нужно бояться.


В одной из великих книг – Библии – тема жизни после наступления смерти была одной из самых важных. А вот в Пятикнижии ведущая роль отводилась обсуждению насущных проблем евреев. И все же в этих текстах присутствует упоминание тех мест, куда уходит человеческая душа после физической смерти.

В иудаизме рассказывается о том, что первые люди изначально жили в раю, упоминается Страшный суд. В Кохэлете, который известен христианам под названием Книга Экклезиаста, рассказывается о том, что после наступления смерти человек перемещается в свой «вечный дом». Его душа воссоединяется с Богом, а прах возвращается в землю. Также в этих текстах указывается на быстротечность жизни, которую необходимо ценить.

В Египте к смерти люди готовились практически от рождения. Культ смерти был одним из самых почитаемых. Так, для фараона гробницу (пирамиду) начинали строить еще при жизни. Земная жизнь здесь считалась лишь кратким мигом, в то время как истинное существование возможно было лишь после смерти. Об этом рассказано в сборнике религиозных гимнов, который называется «Книга мертвых». Ее читали во время ритуала, чтобы дать указания, полезные для загробной жизни.

После смерти душа попадала на суд к Осирису, который с помощью других богов определял, куда ей следует отправиться. Необремененная грехами душа, словно перышко, отлетала в рай, тогда как грешники отправлялись в пасть страшного чудовища (лев с головой крокодила).


Многие индийские религии придерживаются теории реинкарнации (переселения души). Согласно ей после смерти тела, душа человека может снова вселиться в новое тело. И хотя данный процесс регулируется высшими силами, человек может повлиять на то, каким будет его следующее воплощение. Обремененная грехами карма может привести к тому, что в следующей жизни душа возродиться в животном или даже растении.

А вот праведные люди, стремящиеся к духовному развитию, в следующей жизни могут стать царями или даже богами (дэвами). Такое перерождение может происходить большое количество раз. Поэтому одним из главных стремлений в индуистских религиях является желание выйти из круга перерождения. Есть цель достижения состояния нирваны и завершения своего пути воссоединением с высшей сущностью.

Особенностью буддизма является описание не столько переселения душ, сколько путешествия сознания по множеству миров. Смерть здесь трактуется как переход из одного мира в другой, на который влияет карма (деятельность при этой и прошлых жизнях). В джайнизме существует главный принцип – не наносить вред любому живому существу. И если человек при жизни соблюдает данный принцип, то в следующем рождении может стать божеством.

Христианство и ислам

Эти две религии являются самыми многочисленными на нашей планете. Представления о загробной жизни у них очень похожи. Христианство еще в самом начале полностью отвергло идею о переселении душ, что было даже закреплено официально на одном из Соборов. Согласно толкованию христианства главная и единственная загробная жизнь начинается после наступления смерти.

Уже на третий день после погребения душа способна переместиться в другой мир, где будет готовиться к Страшному суду. Ни один грешник не сможет скрыться от божьей кары и обязательно попадет в ад. Правда у него есть возможность пройти через чистилище, где он сможет очиститься и уже оттуда попасть в рай. Праведники же все сразу попадают в рай.

Ислам также говорит о том, что земная жизнь – это способ подготовиться к жизни загробной. На нее большое влияние имеют все действия, совершенные человеком при жизни. Способ жизни сильно влияет на смерть: грешники мучаются, а праведники покидают этот мир безболезненно. У мусульман два посмертных суда. Первый проводят два ангела, наказывая провинившихся. После этого душа существует в ожидании главного суда под предводительством Аллаха, который согласно этой религии произойдет после конца света.

Философия и эзотерика

Интерес к проблеме жизни после смерти привел к тому, что стало проводиться большое количество исследований на эту тему. Предметом изучения стал опыт людей, которые находились между жизнью и смертью. Парапсихологи не оставляют попыток найти доказательства того, что загробная жизнь существует. Некоторые из них предпочитают беседовать с пациентами, которые в прошлом пережили клиническую смерть. Другие пытаются помочь людям вспомнить их прошлые воплощения.

Философия так же не утратила интереса к вопросу «есть ли жизнь после смерти». Так, Ван Инванген особо настаивает на том, что в природе не может существовать целостный организм. Так как по сути, он состоит из большого количества составляющих.

Самыми элементарными являются частицы, способные существовать во времени и пространстве здесь и сейчас. Поэтому, даже заново родившаяся душа не может быть идентичной той, которая умерла ранее. Рассмотрение смерти с точки зрения времени привело современную философию к мысли, что человек смертен для стороннего наблюдателя, а не для себя. Это отразилось в одном из философских принципов – релятивизме.

Каждый человек, который столкнулся со смертью близкого, задается вопросом существует ли жизнь после кончины? Сейчас данный вопрос приобретает особую актуальность. Если несколько веков назад ответ на данный вопрос был всем очевиден, то в настоящее время, после периода атеизма, решение его больше сложно. Мы не можем достаточно легко верить сотням поколений наших предков, которые на личном опыте, столетие за столетием, убеждались в наличии у человека бессмертной души. Мы хотим иметь факты. Причем, факты научные.

Нас со школьной скамьи пытались убедить что нет Бога, нет бессмертной души. При этом нам говорили, что так говорит наука. И мы верили… Заметим, что именно верили в то, что нет бессмертной души, верили в то, что это якобы доказала наука, верили в то, что Бога нет. Никто из нас и не пытался разобраться в том, что же говорит беспристрастная наука о душе. Мы легко доверяли неким авторитетам, особо не вдаваясь в подробности их мировоззрения, объективности, и интерпретаций ими научных фактов.

Мы чувствуем, что душа у умершего вечна, что она жива, но с иной стороны старые и внушенные нам стереотипы о том, что никакой души нет, тянут нас в пропасть отчаяния. Данная борьба внутри нас весьма тяжела и очень изматывает. Мы хотим правды!

Так давайте посмотрим на вопрос существования души через настоящую, не идеологизированную, объективную науку. Услышим мнение настоящих исследователей по этому вопросу, лично оценим логические выкладки. Не наша вера в существование либо не существование души, а только знание может погасить данный внутренний конфликт, сохранить наши силы, придать уверенности, посмотреть на трагедию с иной, реальной точки зрения.

В первую очередь о том, что вообще такое Сознание. Над этим вопросом люди думали всю историю человечества, но до сих пор не могут придти к окончательному решению. Нам известны лишь некоторые свойства, возможности сознания. Сознание - это осознавание себя, своей личности, это великий анализатор всех наших чувств, эмоций, желаний, планов. Сознание - то, что нас выделяет, то, что обязывает нас ощущать себя не предметами, а личностями. Другими словами, Сознание чудесным образом обнаруживает наше принципиальное существование. Сознание - это осознание нами своего «Я», но в тоже время Сознание есть великая тайна. У сознания нет измерений, формы, нет цвета и запаха, вкуса, его нельзя потрогать, повертеть в руках. Не взирая на то, что мы сильно мало знаем о сознании, мы абсолютно достоверно знаем, что мы его имеем.

Одним из главных вопросов человечества является вопрос о природе этого самого Сознания (души, «Я», эго). Диаметрально противоположные взгляды по этому вопросу имеют материализм и идеализм. На взгляд материализма человеческое Сознание есть субстрат головного мозга, продукт материи, порождение биохимических процессов, особого слияния нервных клеток. На взгляд идеализма Сознание это - эго, «Я», дух, душа - нематериальная, невидимая одухотворяющая тело вечно существующая, не умирающая энергия. В актах сознания всегда принимает участие субъект, который собственно все и осознаёт.

Если интересоваться чисто религиозными представлениями о душе, то никаких доказательств существования души религия не даст. Учение о душе является догматом и не подлежит научному доказательству.

Нет совершенно никаких объяснений, а тем больше доказательств и у материалистов, считающих, что они беспристрастные исследователи (впрочем это далеко не так).

А как же большая часть людей, которые равно далеки от религии, от философии, да и от науки тоже, представляет себе это Сознание, душу, «Я»? Давайте зададимся вопросом, что такое «Я»?

Первое, что большинству приходит в голову: «Я - человек», «Я - женщина (мужчина)», «Я - бизнесмен (токарь, пекарь)», «Я - Таня (Катя, Алексей)», «Я - жена (муж, дочь)» и.тому подобное Это, конечно, забавные ответы. Свое индивидуальное, неповторимое «Я» нельзя определить общими понятиями. На свете несметное количество людей с такими же особенностями, но они же не ваше «Я». Половина из них женщин (мужчин), но они тоже не «Я», люди с такими же профессиями вроде имеют свое, а не Ваше «Я», тоже самое можно сказать и про жен (мужей), людей различных профессий, социального положения, национальностей, вероисповедания и.так далее Никакая принадлежность к какой или группе не объяснит Вам что представляет Ваше индивидуальное «Я», потому что Сознание всегда лично. Я - не качества (качества только принадлежат нашему «Я»), ведь качества одного и того же человека могут изменяться, но его «Я» при этом останется неизменным.

Психические и физиологические особенности

Некоторые говорят о том, что их «Я» - это их рефлексы, их поведение, их индивидуальные представления и пристрастия, их психологические особенности и.тому подобное

Вообще-то это не возможно ядром личности, которое называют «Я» По какой причине? Потому что на протяжении жизни меняется и поведение и представления и пристрастия, и уж тем больше психологические особенности. Нельзя же сказать, что если ранее эти особенности были другими, то это было не мое «Я». Понимая это, некоторые приводят следующий аргумент: «Я - это мое индивидуальное тело». Это уже интереснее. Разберем и это предположение.

Всем также из школьного курса анатомии известно, что клетки нашего организма постепенно в течение жизни обновляются. Старые умирают, а новые рождаются. Некоторые клетки совершенно обновляются почти каждые сутки, но есть клетки, которые проходят свой жизненный цикл намного дольше. В среднем же каждые 5 лет обновляется все клетки организма. Если считать «Я» обыкновенный совокупностью клеток человека, то получится абсурд. Получится, что если человек живет, к примеру, 70 лет. За это время минимум 10 раз у человека поменяются все клетки в его теле (то есть 10 поколений). Может ли это значить, что свою 70-летнюю жизнь прожил не один человек, а 10 различных людей? Не правда ли, это довольно глупо? Делаем вывод, что «Я» не может являться телом, потому что тело не непрерывно, а «Я» непрерывно.

Значит, что «Я» не может являться ни качествами клеток, ни их совокупностью.

Материализм привык раскладывать на механические составляющие весь многоаспектный мир, «гармонию проверять алгеброй» (А.С. Пушкин). Самым наивным заблуждением воинствующего материализма в отношении личности является представление, что личность есть совокупность биологических качеств. Впрочем совмещение безличных предметов, будь они хотя бы атомами, хотя бы нейронами, не может породить личность и ее ядро - «Я».

Как возможно этим сложнейшим «Я», чувствующим, способным на переживания, любовь, сумма специфических клеток организма наряду с протекающими биохимическим и биоэлектрическими процессами? Каким образом эти процессы могут формировать «Я»???

При условии, если бы нервные клетки составляли бы наше «Я», то мы бы ежедневно теряли часть своего «Я». С каждой умершей клеткой, с каждым нейроном, «Я» становилось бы меньше и меньше. С восстановлением клеток, оно бы возрастало в размерах.

Научные исследования, проведенные в различных странах мира доказывают, что, что нервные клетки, как и все остальные клетки человеческого организма, способны к регенерации. Вот что пишет серьезнейший биологический международный журнал Nature: «Сотрудники калифорнийского Института биологических исследований им. Солка нашли, что в мозгу взрослых млекопитающих рождаются совершенно работоспособные молодые клетки, которые функционируют наравне с уже существующими нейронами. Профессор Фредерик Гэйдж и его коллеги ещё пришли к выводу, что ткани мозга быстрее всего обновляются у физически активных животных»

Это подтверждает публикация в также одном авторитетнейшем, реферируемом биологическом журнале - Science: «В течение двух последних лет ученые установили, что нервные и мозговые клетки обновляются, как и остальные в человеческом организме. Организм способен сам восстанавливать нарушения, относящиеся к нервному тракту», - говорит ученая Хелен М. Блон».

Таким образом, даже при полной смене всех (включая нервные) клеток организма, «Я» человека остаётся прежним, следовательно, оно не принадлежит непрерывно меняющемуся материальному телу.

По какой-то причине сейчас настолько трудно доказывать то, что было очевидно и понятно ещё древним. Живший ещё в III веке римский философ-неоплатоник Плотин писал: «Нелепо предполагать, что, раз ни одно из частей жизнью не обладает, то жизнь можно создать их совокупностью,.. к тому же абсолютно невозможно, чтобы жизнь производило нагромождение частей, и чтобы ум порождало то, что ума лишено. Если кто-или возразит, что это не так, а вообще-то душу образуют сошедшиеся совместно атомы, т.е. неделимые на части тельца, то он будет опровергнут тем, что атомы сами по себе только лежат один подле другого, не образуя живого целого, ибо не может получиться единства и совместного чувствования из нечувствительных и не способных к объединению тел; а душа-то - чувствует сама себя»1.

«Я» - это неизменное ядро личности, которое включает в себя многие переменные, но само не является переменным.

Скептик может выдвинуть последний отчаянный аргумент: «А возможно «Я» - это мозг?»

Сказку про то, что наше Сознание является деятельностью мозга, многие слышали ещё в школе. Необычайно широко распространено представление, что мозг - и есть по сути человек с его «Я». Большая часть думает, что именно мозг воспринимает информацию из окружающего мира, перерабатывает её и решает, как действовать в каждом конкретном случае, думают, что именно мозг делает нас живыми, дает нам личностность. А тело - не больше чем скафандр, обеспечивающий деятельность центральной нервной системы.

Но данная сказка не имеет отношения к науке. Мозг сейчас глубоко изучен. Давно и прекрасно изучены химический состав, отделы мозга, связи этих отделов с функциями человека. Изучены мозговая организация восприятия, внимания, памяти, речи. Изучены функциональные блоки мозга. Несметное количество клиник и научных центров изучают человеческий мозг более сотни лет, для чего разработана дорогостоящая эффективная аппаратура. Но, открыв любой учебники, монографии, научные журналы по нейрофизиологии либо нейропсихологии, Вы не встретите научных данных о связи мозга с Сознанием.

Для людей далеких от данной области знания это кажется удивительным. Вообще-то ничего удивительного в этом нет. Легко никто и никогда не обнаружил связи мозга и самого центра нашей личности, нашего «Я». Конечно, исследователи-материалисты этого всегда хотели. Проводились тысячи исследований и миллионы опытов, на это были затрачены многие миллиарды долларов. Усилия исследователей не прошли на халяву. Благодаря этим исследованиям были открыты и изучены сами отделы мозга, установлена их связь с физиологическими процессами, весьма многое удалось сделать для понимания нейрофизиологических процессов и феноменов, но самого главного сделать не удалось. Не удалось найти в мозге то место, которое и является нашим «Я». Не удалось даже, не взирая на крайне активную работу в этом направлении, сделать серьезного предположения, о том, как мозг возможно связан с нашим Сознанием.

Откуда же пошло предположение о том, что Сознание располагается в мозге? Одним из первых, такое предположение выдвинул в середине 18 века знаменитый электрофизиолог Дюбуа-Реймон (1818-1896). По своему мировоззрению Дюбуа-Реймон был одним из ярких представителей механистического направления. В одном из писем своему другу он писал, что «в организме действуют исключительно физико-химические законы; если с их помощью не все можно объяснить, то необходимо, применяя физико-математические методы, или найти способ их действия, или принять, что существуют новые силы материи, равные по ценности физико-химическим силам».

Но с ним не соглашался живший в одно время с Реймоном иной выдающейся физиолог Карл Фридрих Вильгельм Людвиг, возглавлявший в 1869-1895 годах новый Физиологический институт в Лейпциге, который стал крупнейшим мировым центром в районе экспериментальной физиологии. Основатель научной школы, Людвиг писал, что ни одна из существующих теорий нервной деятельности, включая и электрическую теорию нервных токов Дюбуа-Реймона, не может ничего сказать о том, как вследствие деятельности нервов становятся возможны акты ощущения. Заметим, что здесь речь идет даже не о сложнейших актах сознания, а о намного больше простых ощущениях. Если нет сознания, то ничего чувствовать и ощущать мы не можем.

Очередной крупнейший физиолог XIX века - выдающийся английский нейрофизиолог сэр Чарльз Скотт Шеррингтон, лауреат Нобелевской премии, говорил, что если не понятно, как психика появляется из деятельности мозга, то, естественно, столь же мало понятно, как она может оказывать какое-нибудь воздействие на поведение живого существа, управление которым производится посредством нервной системы.

В результате и сам Дюбуа-Реймон пришел к такому выводу: «Как мы сознаем - мы не знаем и никогда не узнаем. И как бы мы ни углублялись в дебри внутримозговой нейродинамики, моста в царство сознания мы не перебросим». Реймон пришел к неутешительному для детерминизма выводу о невозможности объяснить Сознание материальными причинами. Он признал, «что тут человеческий ум наталкивается на «мировую загадку», позволить которую он никогда не сможет».

Профессор Московского университета, философ А.И. Введенский в 1914 г сформулировал закон «отсутствия объективных признаков одушевленности». Смысл этого закона в том, что роль психики в системе материальных процессов регуляции поведения совершенно неуловима и не существует никакого мыслимого моста между деятельностью мозга и областью психических либо душевных явлений, включая Сознание.

Крупнейшие специалисты по нейрофизиологии, лауреаты Нобелевской премии Дэвид Хьюбел и Торстен Визел признавали, что для того чтобы можно было утверждать связь мозга и Сознания, надо понять, что считывает и декодирует информацию, которая приходит от органов чувств. Исследователи признали, что это сделать невозможно.

Существует интересное и убедительное доказательство отсутствия связи между Сознанием и работой мозга, понятное даже людям, далеким от науки. Вот оно:

Предположим, что «Я» является результатом работы мозга. Как наверняка известно нейрофизиологам, человек может жить даже с одним полушарием мозга. При этом он будет иметь Сознание. У человека, который живет только с правым полушарием мозга, несомненно присутствует «Я» (Сознание). Соответственно можно сделать вывод, что «Я» не располагается в левом, отсутствующем, полушарии. У человека с единственным функционирующим левым полушарием тоже есть «Я», следовательно «Я» не располагается в правом полушарии, отсутствующем у данного человека. Сознание остаётся вне зависимости от того, какое полушарие удаляется. Это значит, у человека нет области мозга, отвечающей за Сознание, ни в левом, ни в правом полушарии головного мозга. Приходится делать вывод, что присутствие сознания у человека не связано с определенными областями мозга.

Профессор, д.м.н. Войно-Ясенецкий описывает: «У молодого раненого я вскрыл огромный абсцесс (около 50 кубич. см, гноя), который, безусловно, разрушил всю левую лобную долю, и решительно никаких дефектов психики после данной операции я не наблюдал. То же самое я могу сказать о другом больном, оперированном по поводу огромной кисты мозговых оболочек. При широком вскрытии черепа я с удивлением увидел, что почти вся правая половина его пуста, а все левое полушарие мозга сдавлено, почти до невозможности его различить».

В 1940 году доктор Августин Итуррича сделал сенсационное заявление в Антропологическом обществе в Сукре (Боливия). Он и доктор Ортиз долго изучали историю заболевания 14-летнего мальчика, пациента из клиники доктора Ортиза. Подросток находился там с диагнозом «опухоль мозга». Юноша сохранял Сознание до самой смерти, жаловался только на головную боль. Когда после его кончины произвели патологоанатомическое вскрытие, то доктора были изумлены: вся мозговая масса оказалась совершенно отделена от внутренней полости черепной коробки. Большой нарыв захватил мозжечок и часть головного мозга. Осталось абсолютно непонятно, каким образом сохранялось мышление у больного мальчика.

Факт, что сознание существует независимо от мозга, подтверждают и исследования, проведенные относительно недавно голландскими физиологами под руководством Пима ван Ломмеля. Результаты широкомасштабного эксперимента были опубликованы в авторитетнейшем биологическом английском журнале «The Lancet». «Сознание существует даже после того, что мозг перестал функционировать. Иными словами, Сознание «живет» само по себе, совершенно самому. Что же касается головного мозга, то это вовсе не мыслящая материя, а орган, как и любой иной, выполняющий строго определенные функции. Сильно возможно, мыслящей материи, даже в принципе, не существует, заявил руководитель исследования известный ученый Пим ван Ломмель».

Очередной аргумент, доступный для понимания неспециалистов приводит профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий: «В войнах муравьев, не имеющих головного мозга, явно обнаруживается преднамеренность, а следовательно и разумность, ничем не отличающаяся от человеческой»4. Это и правда, удивительный факт. Муравьи решают довольно сложные задачи по выживанию, строительству жилья, обеспечению себя питанием, то есть обладают определенной разумностью, но не имеют мозга вообще. Обязывает задуматься, не правда ли?

Нейрофизиология не стоит на месте, а является одной из самых динамично развивающихся наук. Об успехах изучения мозга говорят методы и масштаб исследований Изучаются функции, участки мозга, все подробнее и подробнее выясняется его состав. Не смотря на титаническую работу по изучению мозга, мировая наука в наше время также далека от понимания того, что из себя представляют творчество, мышление, память и какова их связь с самим мозгом. Придя к пониманию того, что Сознания нет внутри тела, наука делает естественные выводы о нематериальной природе сознания.

Академик П.К. Анохин: «Ни одну из «мыслительных» операций, которые мы приписываем «разуму», до сих пор не удалось прямо связать с какой-то частью мозга. Если мы в принципе не можем понять, как именно психическое появляется вследствие деятельности мозга, то не логичнее ли думать, что психика вообще не есть по своей сущности функция мозга, а представляет проявление каких-то иных - нематериальных духовных сил?»

В конце XX века создатель квантовой механики, лауреат Нобелевской премии Э. Шредингер писал, что природа связи некоторых физических процессов с субъективными событиями (к которым относится Сознание) лежит «в стороне от науки и за пределами человеческого понимания».

Крупнейший современный нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии по медицине Дж. Экклз развил мысль о том, что на основе анализа деятельности мозга невозможно выяснить происхождение психических явлений, и данный факт просто возможно истолкован в том смысле, что психика вообще не является функцией мозга. По мнению Экклза, ни физиология, ни теория эволюции не могут пролить свет на происхождение и природу сознания, которое совершенно чуждо всем материальным процессам во Вселенной. Духовный мир человека и мир физических реальностей, включая деятельность мозга, - это абсолютно самостоятельные независимые миры, которые лишь взаимодействуют и в какой-то мере влияют друг на друга. Ему вторят такие массивные специалисты, как Карл Лешли (американский ученый, директор лаборатории биологии приматов в Ориндж-Парке (шт. Флорида), изучавший механизмы работы мозга) и доктор Гарвардского университета Эдвард Толмен.

Со своим коллегой, основоположником современной нейрохирургии Уайлдером Пенфилдом, выполнившим свыше 10 000 операций на мозге, Экклз написал книгу «Тайна человека». В ней авторы прямо заявляют, что «нет никаких сомнений в том, что человеком управляет НЕЧТО, находящееся за пределами его тела». «Я могу экспериментально подтвердить, - пишет Экклз, - что работа сознания не возможно объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него извне».

По глубокому убеждению Экклза, сознание не возможно предметом научного исследования. По его мнению, возникновение сознания, также как и появление жизни, является высшей религиозной тайной. В своем докладе нобелевский лауреат опирался на выводы книги «Личность и мозг», написанной вместе с американским философом-социологом Карлом Поппером.

Уилдер Пенфилд в итоге многолетнего изучения деятельности мозга тоже пришел к выводу, что «энергия разума имеет отличия от энергии мозговых нейронных импульсов»6.

Академик Академии медицинских наук РФ, директор Научно исследовательского института Мозга (РАМН РФ), нейрофизиолог с мировым именем, профессор, д.м.н. Наталья Петровна Бехтерева: «Гипотезу о том, что мозг человека лишь воспринимает мысли откуда-то извне, я первый раз услышала из уст нобелевского лауреата, профессора Джона Экклза. Конечно, тогда это показалось мне абсурдным. Но затем исследования, проводимые в нашем Санкт-Петербургском НИИ мозга, подтвердили: мы не можем объяснить механику творческого процесса. Мозг может генерировать лишь самые простые мысли типа, как перевернуть страницы читаемой книги либо помешать сахар в стакане. А творческий процесс - это проявление новейшего качества. Как верующий человек, я допускаю участие Всевышнего в управлении мыслительным процессом».

Наука постепенно приходит к выводу, что мозг является не источником мысли и сознания, а самое большее - их ретранслятором.

Профессор С. Гроф так говорит об этом: «представьте, что у вас сломался телевизор и вы вызвали телемастера, который, покрутив различные ручки, его настроил. Вам же не приходит в голову, что все эти станции сидят в этом ящике».

Так же в 1956 г. выдающейся крупнейший ученый-хирург, доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий считал, что наш мозг не только не связан с Сознанием, но и даже мыслить не способен самому, поскольку психический процесс вынесен за его пределы. В своей книге Валентин Феликсович утверждает, что «мозг не орган мысли, чувств», и что «Дух выступает за пределы мозга, определяя его деятельность, и все наше бытие, когда мозг работает как передатчик, принимая сигналы и передавая их к органам тела»7.

К таким же выводам пришли английские ученые Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона. Они обследовали пациентов, возвратившихся к жизни после остановок сердца, и установили, что некоторые из них наверняка пересказывали содержание разговоров, которые вел медицинский персонал, пока те пребывали в состоянии клинической кончины. Прочие давали точное описание произошедших в данный временной отрезок событий. Сэм Парния утверждает, что мозг, как любой иной орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Впрочем он может трудиться как устройство, обнаруживающее мысли, то есть как антенна, при помощи которой становится возможен прием сигнала извне. Исследователи предположили, что во время клинической кончины действующее независимо от головного мозга Сознание использует его как экран. Как телеприемник, который вначале принимает попадающие в него волны, а после чего преобразует их в звук и изображение.

Если мы выключаем радио, то это не это означает, что радиостанция прекращает свое вещание. Т.е. после кончины физического тела Сознание продолжает жить.

Факт продолжения жизни Сознания после кончины тела подтверждает и академик РАМН, директор НИИ Мозга человека, профессор Н.П. Бехтерева в своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни». Помимо дискуссии сугубо научной проблематики, в этой книге автор приводит так же и свой личный опыт столкновения с посмертными феноменами.

Наталья Бехтерева, рассказывая о встрече с болгарской ясновидящей Вангой Димитровой, весьма точно высказывается по этому поводу в одном из своих интервью: «Пример Ванги абсолютным образом убедил меня в том, что существует явление контакта с умершими», и также цитата из её книги: «Я не могу не верить тому, что слышала и видела сама. Ученый не имеет права отвергать факты только потому, что они не вписываются в догму, мировоззрение».

Первое последовательное описание посмертной жизни, основанное на научных наблюдениях, было дано шведским ученым и естествоиспытателем Эммануэлем Сведенборгом. После этого эту проблему серьезно изучали известнейшая врач-психиатр Элизабет Кюблер Росс, не менее знаменитый психиатр Раймонд Моуди, добросовестные исследователи академики Оливер Лодж, Уильям Крукс, Альфред Уоллес, Александр Бутлеров, профессор Фридрих Майерс, американский врач-педиатр Мелвин Морз. Среди серьезных и систематических ученых вопроса умирания следует указать профессора медицины при университете Эмори и штатного врача в госпитале для ветеранов в городе Атланта д-ра Майкла Сабома, весьма ценно ещё систематическое изучение психиатра Кэннета Ринга, занимался изучением данной проблемы доктор медицины врач - реаниматолог Мориц Роолингз, наш современник, танатопсихолог А.А. Налчаджян. Много работал над пониманием данной проблемы на взгляд физики знаменитый советский ученый, крупнейший специалист в районе термодинамических процессов, академик Академии Наук Республики Беларусь Альберт Вейник. Значительный вклад в исследование околосмертного опыта внес известный во всем мире американский психолог чешского происхождения, основатель трансперсональной школы психологии д-р Станислав Гроф.

Многообразие накопленных наукой фактов неоспоримо доказывает, что после физической кончины всякий из ныне живущих наследует иную реальность, сохраняя свое Сознание.

Не взирая на ограниченность нашей возможности в познании данной реальности с помощью материальных средств, в наши дни существует ряд её характеристик, полученных с помощью экспериментов и наблюдений исследователей, исследующих эту проблему.

Эти характеристики были перечислены А.В. Михеевым, научным сотрудником Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета в его докладе на международном симпозиуме «Жизнь после кончины: от веры к знанию» который проходил 8-9 апреля 2005 года в Санкт-Петербурге:

1. Существует так называемое «тонкое тело», являющееся носителем самосознания, памяти, эмоций и «внутренней жизни» человека. Это тело существует… после физической кончины, являясь на время существования физического тела его «параллельной компонентой», обеспечивающей вышеуказанные процессы. Физическое тело - лишь посредник для их проявления на физическом (земном) уровне.

2. Жизнь индивидуума не заканчивается текущей земной смертью. Выживание после кончины - естественный закон для человека.

3. Следующая реальность разделена на большое количество уровней, различающихся по частотным характеристикам их составляющих.

4. Местоназначение человека при посмертном переходе определяется его настройкой на определенный уровень, являющейся суммарным результатом его мыслей, чувств и поступков при жизни на Земле. Аналогично тому, как спектр электромагнитного излучения, испускаемого химическим веществом, зависит от его состава, определенно ещё посмертное местоназначение человека определяется «составной характеристикой» его внутренней жизни.

5. Понятия «Рай и Ад» отражают две полярности, возможные посмертных состояний.

6. Помимо аналогичных полярных состояний, имеет место ряд промежуточных. Подбор адекватного состояния автоматически определяется мыслительно-эмоциональным «паттерном», сформированным человеком при земной жизни. Именно поэтому плохие эмоции, насилие, стремление к разрушению и фанатизм, чем бы они не оправдывались внешне, в этом отношении крайне губительны для дальнейшей судьбы человека. Это является твердым обоснованием для персональной ответственности и следования этическим принципам.

Все вышеприведенные аргументы удивительно точно совпадают с религиозными знаниями всех традиционных религий. Это повод отбросить сомнения и определится. Не правда ли?