Здоровое питание – отличное настроение (урок-игра)
Носкова Наталья ЮрьевнаХод урока
Звучит музыка. Дети проходят и рассаживаются.Материалы и принадлежности: загадки, цветные карточки из картона (красный, желтый, зеленый) Формата А4, конфеты-фишки, Грамоты для награждения;
Оборудование: стулья для игроков, столы для ведущих. Проектор, ноутбук, микрофон;
Ведущие: крупье, помощники (Вкусняшка и Обжорка, Банк);
Команды: по 6 человек в команде (количество команд неограниченно)
Ход занятия:
1.Орг. момент.
Ведущий: Добрый день, дорогие ученики и ученицы!
Мы приветствуем вас на нашей игре.
2.Эмоциональный настрой.
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь
Ведущий: А теперь начинаем нашу игру, Наш сбор в зале — это то самое место, где каждый, кто честен, смел и безызвестен, может заработать деньги не как-нибудь, а своим собственным умом. Только, чур, — деньги у нас особенные! Это «вкусняшки» - т.е. конфеты.
Помните? Как говорится: один ум хорош, а два лучше... дорогие ребята, сегодня будет ровно по шесть игроков в каждой команде. Займите свои места (шесть стульев в полукруг).
3.Объяснения правил игры.
Приложение №1
4. Проведение игры.
Приложение № 2 - две фишки;Приложение№3 - три фишки;Третий тур - Приложение№4 - пять фишек;
5.Подведение итогов игры.
Банк, Обжорка, Вкусняшка подводят итоги, подсчитывают конфеты., которые заработали команды.
6. Рефлексия:
Ребята, поднимите зеленые прямоугольники, если игра Вам понравилась.
Поднимите красные прямоугольники, если что-то не понравилось.
7.Награждение.
Вручаются грамоты и сертификаты.
Приложение№1
Пояснение к игре.
В игре принимают участие несколько команд - в команде 6 человек.
Каждой команде раздаются цветные карточки для ответов (желтая, красная, зеленая). Крупье (ведущий) используя презентацию, задает вопросы с вариантами ответов (два, три варианта). При этом называет цвет ответов. У крупье есть помощники - Вкусняшка и Обжорка. Один из них выдает фишки-конфеты за правильный ответ - это Вкусняшка, другой - Обжорка берет у команд фишки-конфеты (т.е. команды делают ставки по две-три-пять фишки-конфеты).
После заданного вопроса и вариантов ответов участники игры поднимают цветную карточку с вариантом ответа. Если ответ правильный, то команды получают у Вкусняшки фишки-конфеты (две-три-пять штук), если ответ не верен, то фишки-конфеты не получает команда. А ставки продолжают делать, чтобы принимать дальше участие в игре. Когда фишки в команде заканчиваются по причине проигрыша, но игра еще не закончилась, тогда можно занять фишки в Банке (до пяти штук), но их необходимо в дальнейшем вернуть обратно в банк. После завершения игры победившая команда получает в подарок конфеты и грамоту, остальные команды награждаются сертификатами участника и конфетами которые они заработали сами в течение игры.
Приложение №2
Жёлто-розовый бочок,
А размером — с кулачок!
Он на веточке висел,
И под южным солнцем зрел.
И весной, и летом рос
Очень вкусный...
Ответ: персик, абрикос
В огороде
Из земли
Стрелы
К солнцу проросли!
Ответ: лук,
огурцы
Он хорошо для кислых щей
Помимо прочих овощей.
Ответ: щавель,
капуста
Вот на грядке новая загадка:
Сто листов, а вовсе не тетрадка.
Ответ: капуста,
лук
Белым цветёт,
Зелёным висит,
Красным падает.
Ответ: яблоко,
ягода
На зелёном шнуре
Среди летней жары
В золотой кожуре
Подрастают шары.
Ответ: дыня,
помидоры
Горит на грядке светофор,
И люди ждать согласны,
Пока зелёный...
Не сделается красным.
Ответ: помидор,
ягода
Как на стёжке на дорожке
Вижу алые серёжки.
За одною наклонилась,
А на десять набрела!
Я клонилась, не ленилась,
Кружку с верхом набрала.
Ответ: земляника,
малина
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь — очень гладкая,
На вкус — как сахар сладкая!
Ответ: морковь,
редиска
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно.
Ответ: апельсин,
помидор
В белом мешочке
Жёлтый камушек.
Ответ: дыня,
яйцо,
И не красива, и не вкусна,
А без неё не проживёшь.
Ответ: соль,
вода
Не живая, а поднимается.
Ответ: тесто,
молоко
Что это за голова,
Где лишь зубы да борода?
Ответ: чеснок,
кукуруза
С виду — красная,
Раскусишь — белая.
Ответ: редиска,
яблоко
Сидит на ложке
Свесив ножки
Ответ: лапша, капуста,
Если болит живот, не надо пить компот,
Пей продукт из молока
Только сквашенный слегка
Ответ: кефир, простокваша,
Утка в море, а хвост на горе.
Ковш , ложка,
Сама не ем, а людей кормлю
ложка, тарелка,
От меня ребятам сладко.
Я — конфетка
, шоколадка,
Приложение №3 (по три фишки)
Она в коричневом мундире,
Сытнее овоща нет в мире.
На грядке куст её цветёт,
Под ним в земле она растёт.
Ответ: картошка,
свекла,
репка
Спрыгнул он со сковородки,
Подрумяненный в середке.
Знать, готов еще один
С пылу с жару тонкий...
(Блин) пирог,
вареник
Он бывает с толокном,
Рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят! -
По кусочку все съедят.
(Пирог)
хлеб,
вареник
То, о чем загадка здесь,
Хорошо с чайком поесть,
С виду - маленький батон
И с начинкой сладкой он.
(Рулет),
торт,
батон
Наступает час обеда:
Мой-ка руки, непоседа!
Из мяса, овощей и круп
Сварила мама вкусный…
(Суп),
каша,
компот
Сладок, нежен и воздушен.
Он порою всем вам нужен.
Ни одно ведь торжество
Не проходит без него.
(Торт),
мороженное,
пирог
Лук, капуста и картошка,
Разных овощей немножко.
Ты в кастрюле их ищи.
Это суп с названьем...
борщ,
(Щи),
харчо
Что на сковороду наливают
Да вчетверо сгибают?
Лаваш,
(Блины)
бисквит
Хлеба мягкого кусок,
Сверху колбаса, чеснок.
Сам он просится к нам в рот,
Аппетитный...
пирожок
, (Бутерброд),
сосиска в тесте
Не окрошка и не супчик.
Свекла в нем, морковь, огурчик.
Подают нам на обед
С постным маслом...
салат,
(Винегрет),
свекольник
Оно трясется на столе,
А называется … .
Кисель,
пудинг,
(Желе)
Маленькое, сдобное,
Колесо съедобное.
Я один тебя не съем,
Разделю ребятам всем.
Яблоко,
(Калач),
Бублик
Неказиста, шишковатая,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчатая, вкусна!»
Каша, (Картошка ), Булка
Из крупы ее сварили,
Посолили, подсластили.
Эй, ну где же ложка наша?!
Так вкусна на завтрак...
Запеканка,
(Каша),
Творог
В день веселых именин
Выпекают хлеб один,
И поют все: «Выбирай,
Кого любишь, …!»
(Каравай),
калач,
булочка
Дяденька смеется,
На нем шубенька трясется.
(Кисель),
сырое яйцо
, желе
Нашел я шар, разбил его, Увидел серебро и золото.
Яйцо, апельсин, подсолнух
В воде родится, Воды боится.
Соль , сахар, сода
Белый камень в воде тает.
Сахар, соль, мел
Бел, как снег, В чести у всех. В рот попал — Там и пропал.
Сахар, мед, варенье
Я пузырюсь и пыхчу. Жить в квашне я не хочу, Надоела мне квашня. Посадите в печь меня.
Тесто, дрожжи, мука
Черная гора, А всем мила.
Ржаной хлеб, картофель в мундире, гречневая каша
Белая водица Всем нам пригодится. Из водицы белой Все, что хочешь, делай: Сливки, Простоквашу, Масло в кашу нашу, Творожок на пирожок. Кушай, Ванюшка-дружок! Ешь да пей, Гостям налей И коту не пожалей!
Молоко, сметана, сливки
Фруктовый он и сливочный,
На свете всех вкусней!
Он в пластиковых баночках
Для взрослых и детей.
Ответ: йогурт,
мороженное,
коктейль
Напекли хозяюшки к празднику в печи,
Пышные, румяные чудо-
Ответ:
калачи,
растягаи,
куличи
Распустил усы и рад!
Боб ему и друг, и брат,
И по-своему неплох.
Но вкуснее брат — ...
Ответ: фасоль,
чечевица
, горох
Кислый-кислый! Но — полезный!
И, наверно, всем известный.
Он — на даче, и в лесу.
Я нарву и принесу
Гладких, будто зёрна риса,
Красных ягод...
Ответ: смородина,
барбариска,
черника
Приложение №4
Блиц-игра:
Это зелёный домишко.
Откроешь зелёную дверь —
Увидишь бурый домишко.
Откроешь бурую дверь —
Увидишь жёлтый домишко.
Откроешь жёлтую дверь —
Увидишь белый домишко.
Откроешь белую дверь —
А там сердечко, проверь!
Ответ: орех,
Берега зелёные,
Вода красная,
Рыбки чёрные.
Ответ: арбуз,
Висит он на ветке и с яблоком схож,
Но красен, как рак, и, как бык, толстокож,
И доверху полон рубиновых бус —
Прозрачных, и сочных, и сладких на вкус.
Ответ: гранат
Награждение команд.
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь
Жёлто-розовый бочок, А размером - с кулачок! Он на веточке висел, И под южным солнцем зрел. И весной, и летом рос Очень вкусный...
Абрикос
Персик
В огороде из земли стрелы К солнцу проросли!
огурцы
Он хорошо для кислых щей Помимо прочих овощей.
щавель
капуста
Вот на грядке новая загадка: Сто листов, а вовсе не тетрадка.
капуста
Белым цветёт, Зелёным висит, Красным падает.
яблоко
ягода
На зелёном шнуре Среди летней жары В золотой кожуре Подрастают шары.
помидоры
дыня
Горит на грядке светофор, И люди ждать согласны, Пока зелёный... Не сделается красным.
помидор
ягода
Как на стёжке на дорожке Вижу алые серёжки. За одною наклонилась, А на десять набрела! Я клонилась, не ленилась, Кружку с верхом набрала.
земляника
малина
За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь - очень гладкая, На вкус - как сахар сладкая!
морковь
редиска
С оранжевой кожей, На мячик похожий, Но в центре не пусто, А сочно и вкусно.
помидор
апельсин
В белом мешочке Жёлтый камушек.
дыня
яйцо
И не красива, и не вкусна, А без неё не проживёшь.
соль
вода
Не живая, а поднимается.
тесто
молоко
Что это за голова, Где лишь зубы да борода?
чеснок
кукуруза
С виду - красная, Раскусишь - белая.
редиска
яблоко
Сидит на ложке Свесив ножки.
лапша
капуста
Если болит живот, не надо пить компот, Пей продукт из молока Только сквашенный слегка.
кефир
простокваша
Утка в море, а хвост на горе.
ковш
ложка
Сама не ем, а людей кормлю.
ложка
тарелка
От меня ребятам сладко.
конфетка
шоколадка
Она в коричневом мундире, Сытнее овоща нет в мире. На грядке куст её цветёт, Под ним в земле она растёт.
репка
картошка
свекла
Спрыгнул он со сковородки, Подрумяненный в середке. Знать, готов еще один С пылу с жару тонкий...
блин
вареник
пирог
Он бывает с толокном, Рисом, мясом и пшеном, С вишней сладкою бывает. В печь сперва его сажают. А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят! - По кусочку все съедят.
вареник
пирог
хлеб
То, о чем загадка здесь, Хорошо с чайком поесть, С виду – маленький батон И с начинкой сладкой он.
торт
батон
рулет
Наступает час обеда: Мой-ка руки, непоседа! Из мяса, овощей и круп Сварила мама вкусный…
компот
каша
Сладок, нежен и воздушен. Он порою всем вам нужен. Ни одно ведь торжество Не проходит без него.
торт
мороженое
пирог
Лук, капуста и картошка, Разных овощей немножко. Ты в кастрюле их ищи. Это суп с названьем...
борщ
харчо
Что на сковороду наливают Да вчетверо сгибают?
лаваш
блины
бисквит
Хлеба мягкого кусок, Сверху колбаса, чеснок. Сам он просится к нам в рот, Аппетитный...
пирожок
сосиска в тесте
бутерброд
Не окрошка и не супчик. Свекла в нем, морковь, огурчик. Подают нам на обед С постным маслом...
салат
свекольник
винегрет
Оно трясется на столе, А называется … .
желе
кисель
пудинг
Маленькое, сдобное, Колесо съедобное. Я один тебя не съем, Разделю ребятам всем.
яблоко
бублик
калач
Неказиста, шишковатая, А придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчатая, вкусна!»
картошка
булка
каша
Из крупы ее сварили, Посолили, подсластили. Эй, ну где же ложка наша?! Так вкусна на завтрак...
каша
творог
запеканка
В день веселых именин Выпекают хлеб один, И поют все: «Выбирай, Кого любишь, …!»
булочка
каравай
калач
Дяденька смеется, На нем шубонька трясется.
кисель
Сырое яйцо
желе
Нашел я шар, разбил его, Увидел серебро и золото.
апельсин
подсолнух
яйцо
В воде родится, Воды боится.
сода
сахар
соль
Белый камень в воде тает.
сахар
соль
Бел, как снег, В чести у всех. В рот попал - Там и пропал.
сахар
варенье
Я пузырюсь и пыхчу. Жить в квашне я не хочу, Надоела мне квашня. Посадите в печь меня.
мука
тесто
дрожжи
Черная гора, А всем мила.
Ржаной хлеб
Гречневая каша
Картофель в мундире
Белая водица Всем нам пригодится. Из водицы белой Все, что хочешь, делай: Сливки, Простоквашу, Масло в кашу нашу, Творожок на пирожок. Кушай, Ванюшка-дружок! Ешь да пей, Гостям налей И коту не пожалей!
сливки
молоко
сметана
Фруктовый он и сливочный, На свете всех вкусней! Он в пластиковых баночках Для взрослых и детей.
йогурт
мороженое
коктейль
Напекли хозяюшки к празднику в печи, Пышные, румяные чудо-
растягаи
куличи
калачи
Распустил усы и рад! Боб ему и друг, и брат, И по-своему неплох. Но вкуснее брат - ...
чечевица
фасоль
горох
Кислый-кислый! Но - полезный! И, наверно, всем известный. Он - на даче, и в лесу. Я нарву и принесу Гладких, будто зёрна риса, Красных ягод...
барбариска
смородина
черника
Это зелёный домишко. Откроешь зелёную дверь - Увидишь бурый домишко. Откроешь бурую дверь - Увидишь жёлтый домишко. Откроешь жёлтую дверь - Увидишь белый домишко. Откроешь белую дверь - А там сердечко, проверь!
Берега зелёные, Вода красная, Рыбки чёрные.
Висит он на ветке и с яблоком схож, Но красен, как рак, и, как бык, толстокож, И доверху полон рубиновых бус - Прозрачных, и сочных, и сладких на вкус.
развивать познавательные процессы внимания, памяти и мыслительные операции классификации, обобщения; упражнять в установлении причинно-следственной связи событий; уточнять знание детьми правил пользования ножом и тренировать в пользовании режущим предметом; воспитывать аккуратность в процессе приготовления блюда и вызывать чувство эстетического наслаждения при его украшении.
Материал: передники и шапочки поварят; чайные блюдца; предметные картинки «Продукты питания»; ножи, чайные ложечки, разделочные доски; баллончик взбитых сливок; картонное «блюдо» с порционным делением по символам, булочки по количеству детей, кусочки продуктов разной свежести.
Цель: в совместной с воспитателем игре учить детей действовать с предметами и игрушками; поощрять полные речевые высказывания детей; формировать у детей простейшие формы ролевого поведения: побуждать действовать в соответствии с определенной ролью; поощрять взаимодействия детей в игре.
Материал: муляжи овощей и фруктов или их картинки, колпачок для продавца, сумочки для покупателей и фантики для денег, весы.
Ход игры
В. Ребята, давайте поиграем в магазин! Кто у нас будет продавцом, мы посчитаем на овощной считалочке.
Становись, продавец, за столик: здесь у тебя и овощи, и фрукты, и весы. Ты будешь спрашивать у покупателей, что им нужно, взвешивать на весах овощи или фрукты, отдавать покупателям и брать у них деньги. Остальные дети будут покупателями.
Вот посмотрите, как я буду покупателем.
Педагог-покупатель. Здравствуйте!
Продавец. Здравствуйте! Добро пожаловать в наш магазин!
Покупатель. Какие у вас красивые овощи и фрукты! Взвесьте мне, пожалуйста, один килограмм яблок. Какая их цена?
Продавец. Хорошо. Яблоки стоят 5 рублей.
Покупатель протягивает деньги, а продавец высыпает яблоки в корзину покупателя.
Покупатель. Большое спасибо!
Продавец. Приходите еще!
Затем дети меняются местами: покупатель становится продавцом, а продавец идет в очередь к покупателям.
В процессе игры педагог обращает внимание детей на то, как необходимо вежливо обращаться к продавцу.
Здесь же можно уточнить, что свежую капусту или ананас покупают поштучно, но все равно их надо взвешивать; что овощи и фрукты могут быть и консервированные, и сушёные, и маринованные.
Цель: развивать зрительную память и практическое усвоение формы родительного падежа и согласования существительного с числительными «один» и «два».
Оборудование: парные картинки фруктов и овощей и других продуктов.
Ход игры
Воспитатель переворачивает все парные картинки и перемешивает их на столе. Дети становятся вокруг стола. Играют по очереди, но для успешной игры необходимо внимательно следить за другими игроками.
Первый ход: каждый играющий берёт себе по одной картинке и называет её:
Второй ход: каждый должен найти пару к своей картинке. Игрок открывает любую картинку на столе, показывает и называет её: это кабачок!
Если эта картинка не является его парой, он кладет её на то же место и передаёт ход следующему игроку. Второй игрок может взять любую другую картинку, показать и назвать её и т.д.
Если у кого-то из играющих уже имеется одна картинка кабачка, только во время своего хода он может по памяти найти её на столе, открыть и сказать: «У меня два кабачка!» Затем берёт новую картинку для новой пары и в тот же ход пробует найти вторую, так же открыв любую на столе, показав и назвав ее, кладёт на то же место. Выигрывает тот, кто набрал больше всего пар.
Взрослый должен следить не только за правилами игры, а и за высказываниями детей:
один помидор - два помидора, одна рыба - две рыбы.
Цель: активизировать предметный словарь и словарь предлогов «за», «перед», «между»; тренировать практическое усвоение форм родительного и творительного падежа единственного числа существительного.
Материал: предметные картинки фруктов, овощей и других продуктов, доска или фланелеграф, наборное полотно и т.п.
Ход игры
Играет вся группа. Педагог расставляет предметные картинки в ряд, а дети их называют (до 10).
Закрепить предлоги:
Также - «между».
В. Закройте глаза и опустите голову на руки!
Дети не должны подсматривать, что педагог убирает одну картинку из ряда, не оставляя свободного места!
В. Смотрите, чего не стало? (Лука.)
Ребенок, запомнивший ряд и давший правильный ответ, должен назвать место картинки в ряду: «Лук стоял за капустой и перед кабачком» или «Лук стоял между капустой и кабачком!»:
Ладутько Л., Шкляр С.
Малоподвижная игра «Хлопай - топай»
Цели: развивать быстроту реакции, память, двигательную активность; воспитывать честность при соблюдении правил игры.
Педагог говорит детям, что хочет проверить, насколько они внимательны и как хорошо знают продукты питания.
П еда г о г. Если я назову продукт, который не надо готовить, вы поднимите руки вверх и хлопните в ладоши, а если я назову продукт, нуждающийся в приготовлении, вы присядете. Будьте внимательны! Тот, кто ошибется, заплатит фант, который потом будет отыгрывать. Педагог использует пробный ход, закрепляя правила. Затем начинает игру.
Дидактическая математическая задача:
Решила старушка ватрушки испечь -
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь –
А сколько их надо совсем позабыла:
2 штучки – для внучки, 2 штучки – для деда,
2 штучки – для Тани, дочурки соседа.
Считала, считала, да сбилась.
А печь – то совсем протопилась!
Помогите старушке, сосчитать ватрушки!
Дидактическое упражнение «Исправь ошибки Незнайки»
Цели: развивать внимание, мышление (анализ), логику; формировать желание помочь товарищу, если он ошибся.
Педагог в роли Незнайки читает грамматически неправильно построенное предложение. дети исправляют ошибки и объясняют правильный вариант.
Лена купила клубника сок. (Клубничный сок.)
Баня съел шоколад мороженое. (Шоколадное мороженое.)
Маша приготовила картошка пюре. (Картофельное пюре.)
Папа принес кабачок икру. (Кабачковую икру.)
Бабушка испекла яблоко пирог. (Яблочный пирог.)
Лида сварила вермишель суп. (Вермишелевый суп.)
В магазине продают мясо фарш. (Мясной фарш.)
Дидактическое упражнение «Отгадай и назови»
Цели: развивать внимание, воображение, речь; формировать умение соблюдать очередность, не перебивать сверстников.
Педагог читает по своему выбору определения к понятиям. дети угадывают, что это.
Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе, - это... (варенье).
Ломтик хлеба с маслом, колбасой, сыром - это... (бутерброд).
Лошадиное молоко - это... (кумыс).
Крупа, сваренная на молоке, - это... (молочная каша) и т.п.
Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел?»
Цели: развивать память, логическое мышление, диалогическую речь; воспитывать уважение к труду хлеборобов и пекарей. Источник: .
Педагог задает вопросы, на которые дети должны по очереди быстро ответить, а потом найти картинку, подтверждающую ответ и изображающую этап производства хлеба. Если ребенок не отвечает, то он платит фант, а спрашивают следующего. Когда все картинки будут выложены, педагог вместе с детьми проверяет правильность выстроенной последовательности производства хлеба. При этом педагог может пугать детей, высказывать сомнения, побуждать их объяснять свои ответы и делать умозаключения.
Откуда хлеб пришел? (Из магазина.)
А в магазин как попал? (Из пекарни.)
Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.)
Из чего пекут хлеб? (Из муки.)
Из чего делают муку? (Из зерна.)
Откуда берут зерно? (Из колоса пшеницы или ржи.)
Откуда берут пшеницу? (Выросла в поле.)
Игра-тренинг «Поварята»
Цели: развивать коммуникабельность; формировать чувство общности со сверстниками, интерес к совместным играм.
Дети встают в круг - изображают кастрюлю. Педагог говорит, что дети будут готовить суп (или любое другое блюдо: компот, салат, винегрет и т.п.). Каждый ребенок придумывает, чем он будет картофель, капуста, морковь, лук, петрушка, соль и т.п.). Педагог выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавши. себя прыгает в круг и берет за руки предьщущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое «блюдо».
Дидактическая игра «Совершенно верно»
(если дети согласны, они произносят «Правильно, правильно, совершенно верно», если не согласны – топают ногами)
Ешь по - больше апельсинов, пей морковный вкусный сок.
И тогда ты точно будешь очень строен и высок!
Если хочешь толстым быть надо сладкое любить,
Ешь конфеты, жуй ирис – толстым стань, как кипарис!
Чтобы правильно питаться вы запомните совет: ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу, мед и винегрет!
Не забудь перед обедом пирожком перекусить, кушай много, чтоб по больше свой желудок загрузить!
Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, но в дверь не может проползти!
Нет полезнее продуктов – вкусных овощей и фруктов – и Сереже, и Ирине, всем полезны витамины!
Если хочешь быть здоровым, правильно питайся, ешь по - больше овощей, с болезнями незнайся!
кафе, дает задания приготовить по 3 блюда из предложенного продукта питания.
Ребенок в роли повара должен подобрать к картинке с изображением продукта картинки, изображающие разные блюда из этого продукта, и рассказать о том, из чего оно состоит, какое на вкус и как готовится. дополнительные баллы получают дети, рассказавшие о большем количестве блюд.
Усложнить игру можно тем, что дети получают картинки не с изображением блюд, а с изображением частей, составляющих блюдо. Для игры брать простые, доступные для детей блюда.
Дидактическая игра «В продуктовом магазине»
Цели: развивать память, внимание, умение классифицировать, сравнивать; формировать интерес и уважение к профессии продавца продуктового магазина.
Вариант 1. Педагог в роли директора магазина дает детям- продавцам задание оборудовать свой отдел к открытию магазина: выбрать необходимые продукты (картинки, муляжи, коробочки, баночки из-под продуктов) для молочного, мясного, рыбного, хлебного, овощного, кондитерского, бакалейного отделов, оформить витрину, рассказать о продаваемых продуктах, их назначении и пользе. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее оформит свой отдел и расскажет о продуктах питания, правильно назовет продукты, подобрав обобщающие слова.
дидактическую игру можно перевести в сюжетно-ролевую.
Вариант 2. Педагог в роли директора просит «продавцов» быть внимательными к привозу новых продуктов на специализированных машинах. По картинке, на которой изображена машина для перевозки определенных продуктов (молоковоз, муковоз, рыбовоз, хлебная машина, машина-фургон для перевозки овощей и фруктов, машина для перевозки мороженого), определить, какие продукты может привезти данная машина, в каких условиях они перевозятся. «Принять» продукты в отдел, отобрав необходимые картинки.
Дидактическая игра «Что получится из продуктов»
Цели: развивать внимание, память, речь; формировать интерес к приготовлению пищи, воспитывать желание помогать маме.
Вариант 1. Педагог в роли мамы говорит о том, что надо подготовиться к приему гостей - приготовить праздничный обед. Но готовить его будет только тот, кто правильно назовет блюдо, которое можно приготовить из предложенных продуктов и расскажет о нем: откуда продукт попал в магазин, в каком отделе его купили, как ранили, какое блюдо на вкус. Проигравший ребенок теряет право ловить самостоятельно и становится помощником «мамы».
Вариант 2. Ребенок должен назвать как можно больше блюд, которые готовят из одного продукта разными способами (варить, тушить, жарить, парить, печь, томить и т.д.).
Вариант 3. Ребенок должен назвать как можно больше способов хранения продукта для его использования в течение длительного времени (сушить, солить, мариновать, морозить, вялить, коптить, консервировать) и возможностей использования заготовок.
Дидактическая игра «Поварята»
Цели: развивать память, воображение, монологическую речь; формировать интерес к работе повара, уважение к результатам его труда.
Каждому играющему педагог в роли директора столовой или
кафе дает задание приготовить по три блюда из предложенного продукта. Усложнить игру можно тем, что дети получают картинки не с изображением блюд, а с изображением частей, составляющих блюдо. Для игры брать простые, доступные для детей блюда.
Дидактическая игра «Что где хранится»
Цели: развивать умение классифицировать продукты питания по способу хранения, обобщать, сравнивать признаки; формировать бережное отношение к продуктам питания как результату труда человека.
Педагог предлагает детям побывать в роли бережливых хозяев городской квартиры и деревенского дома. дети должны разложить предложенные картинки с изображением продуктов питания по местам хранения (шкаф, холодильник, морозильник, кладовая, подпол), рассказать, где должны храниться данные продукты, почему, в каком виде, сколько времени. Выигравшие дети получают медаль самого бережливого хозяина.
Дидактическая игра «Покупаем масло»
Цели: развивать внимание, логическое мышление, словарь, ловкость, точность движений при бросании и ловле мяча; воспитывать внимательное отношение к совместной с педагогом деятельности и ответам сверстников.
Педагог предлагает детям закончить начатое им предложение. дети стоят в кругу, педагог с мячом в центре круга. Отвечает тот, кому педагог бросает мяч. Неправильно ответивший пропускает кон.
· Оливковое масло сделано из... (оливок).
· Подсолнечное масло сделано из... (семечек подсолнечника).
· Рапсовое масло сделано из... (рапса).
· Пальмовое масло сделано из... (плодов пальмы).
· Розовое масло сделано из... (лепестков роз).
· Облепиховое масло сделано из... (зерен ягод облепихи).
· Льняное масло сделано из... (льна).
· Пихтовое масло сделано из... (хвои пихты).
· Кедровое масло сделано из... (орехов кедра).
Дидактическое упражнение «Продолжи предложение»
Цели: развивать логическое мышление, фразовую речь, умение строить сложное предложение; формировать внимательное отношение к деятельности, связанной с мышлением.
Педагог читает предложения по своему выбору, дети заканчивают их.
Если кашу не посолить, то она... (будет несоленой, невкусной).
Если в чай не положить сахара, то... (он будет несла дким, невкусным).
Если картофель не доварить, то он... (будет сырым, недоваренным, невкусным).
Если картошку пережарить, то... (она будет сухая, обгорелая).
Если горох долго варить, то... (он разварится, получится гороховая каша, пюре).
Если в стеклянный стакан налить крутой кипяток, то... (он может лопнуть).
Если к обеду не раздать ложки, то... (нечем будет есть суп). Если варить яйцо долго, то... (оно сварится вкрутую).
Если яйцо варить, досчитав до 10, то оно... (сварится всмятку).
Если в кашу не положить масло, то... (она будет невкусной, :ухой).
Если есть одни сладости, то... (заболят зубы).
Если питаться только мучными продуктами, то... (станешь толстым, заболит желудок).
Если есть очень мало, то... (будешь слабым, больным).
Если есть много овощей и фруктов, то... (будешь здоровым). Если не мыть руки перед едой, то... (можно заболеть).
Если во время еды разговаривать, то... (можно поперхнуться).
Если есть неаккуратно, то... (весь стол будет грязным, другим Гудет неприятно есть за таким столом).
Если хлеб не убрать в хлебницу, то... (он может зачерстветь).
Если молочные продукты хранить не в холодильнике, то... (они могут прокиснуть).
Если мясные продукты не убрать в холодильник, то... (они протухнут).
Контрольные вопросы и задания:
· Что такое продукты? (То, что можно есть, съестные припасы.)
· для чего они созданы?
· Какие продукты питания вы знаете?
· На какие группы можно разделить все продукты питания?
· Где продаются продукты питания?
· В каком виде они продаются?
· для чего в магазинах используют упаковку, тару?
· Какие вы знаете молочные продукты? Мясные? Рыбные? Кондитерские изделия? Хлебобулочные изделия? Бакалейные товары?
· Расскажите, какие отделы есть в продуктовом магазине?
· Почему разные продукты должны продаваться в разных отделах?
· Как хранятся в магазине и дома разные продукты?
· Как можно узнать, что продукт свежий?
· Почему многие продукты можно хранить только в холодильнике? Морозильной камере?
· Почему человек должен питаться разнообразными продуктами?
· Почему нельзя есть много сладостей?
· Почему нельзя переедать жирного, мучного, сладкого?
· Почему нужно соблюдать режим питания?
· Почему нельзя есть много на ночь?
· Какие продукты должны есть дети, чтобы быстро расти и быть здоровыми?
· Какие продукты готовы к употреблению, а какие надо готовить?
«Кто больше назовет блюд»
Цель: развивать быстроту реакции на вопрос, внимание; воспитывать выдержку, терпеливость.
Ход игры. Педагог называет овощ или фрукт и просит вспомнить блюдо, которое из него можно приготовить. Тот, кому брошен мяч, должен назвать блюдо, не повторяясь. Ошибившийся или ничего не сказавший ребенок пропускает кон. Педагог может задать какое- то блюдо, а дети должны вспомнить его составляющие и договориться, какой составляющей будет каждый из них. Ведущий выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю, а узнавший себя впрыгивает в круг. Следующий впрыгивает и берет за руку предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. Можно использовать шапочки-маски, медальоны с изображением овощей и фруктов.
«Что едят в сыром виде, а что в вареном? »
Цель: развивать фразовую речь, произвольное внимание; формировать умение выслушивать своих товарищей, терпеливо ждать своей очереди.
Ход игры. Педагог показывает детям поочередно овощи и спрашивает, что можно есть в сыром виде, а что нельзя. Дает образец ответа: «Огурец можно есть в сыром виде», «Картофель надо варить». Затем педагог предлагает хлопать в ладоши, если овощ можно есть в сыром виде, и сидеть тихо, если нельзя.
«Столик, накройся!».
Цель: Закрепить навыки сервировки детского стола.
Ход игры: участники вытягивают листочки с изображением блюд на разные этапы питания (завтрак, обед, полдник, ужин) и при помощи плоскостных фигур накрывают столы.
«Накроем стол для кукол».
Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры:
Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).
Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы-ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.
«Чашки – ложки»
Цель: познакомить детей с предметами сервировки (ложка, чашка, тарелка)
«Научим Чебурашку накрывать на стол»
Цель: Учить детей правильно сервировать стол, узнавать и называть предметы сервировки.
« Напоим Катю чаем»
Цель: Продолжать знакомить детей с предметами сервировки, правильно сидеть за столом.
«Маша обедает»
Цель: Закрепить у детей знания о предметах сервировки.
«Будем кашу варить, будем Сашу кормить»
Цель: Обучать детей правильно пользоваться ложкой.
«Кормление кукол»
Цель: Развивать устойчивое внимание, умение манипулировать предметами (ложкой, чашкой, тарелкой)
«Красивые салфеточки для трех поросят»
Цель: Продолжать обучать детей навыкам пользования салфеткой.
Игры с предметными картинками «Дети обедают»
Цель: Закрепить знания детей о поведении за столом, знания о столовой посуде.
Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, способствующие успешному освоению навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.
Формирование умения самостоятельно пользоваться ножом
«Покормим зверей салатом»
Цель:
Закреплять навык правильной еды - держать правильно ложку (тремя пальцами - указательным, средним, большим);
Нарезать пластилиновые овощи пластмассовым ножом;
Перемешивать большой ложкой салат в миске; кормить кукол салатом.
Словарь: огурец, помидор, лук; салатница, ложка; держу, отрезаю, перемешиваю, кормлю.
Оснащение: игрушечные звери; пластилиновые овощи, пластмассовый нож, вилка.
Ход игры: принесите красиво украшенную коробку и предложите ребенку посмотреть, что в ней (игрушечные звери). Скажите: «Звери пришли к тебе в гости из леса.
В лесу сейчас холодно и голодно. Надо бы их чем-нибудь угостить». Предложите ребенку сделать овощной салат и угостить зверей.
Рифмовка: Я сегодня не скучаю,
Всех салатом угощаю.
Звери на пеньке сидят
И салатик мой едят.
Ребенок должен приготовить "салат":
· нарезать пластилиновые овощи;
· сложить их в салатницу;
· круговыми движениями большой ложкой перемешать салат в салатнице;
· положить салат большой ложкой каждому гостю на тарелочку;
· угостить зверей салатом.
«Чай для кукол»
Цель:
Закреплять навыки пользования чашкой - держать чашку за ручку;
Обогащать игровые действия - научить кукол пить чай из чашки;
Закреплять знание «чайной церемонии»: вскипятить воду, заварить чай, налить в чашку кипяток и заварку.
Словарь: чай, кипяток, заварка, чашка, чайник; наливаю, завариваю, угощаю; горячий, крепкий, вкусный.
Оснащение: игрушечный чайный сервиз, кукла.
Ход игры: расставьте перед ребенком чайный сервиз.
Рассмотрите вместе предметы посуды. Попросите ребенка назвать каждый предмет.
Покажите куклу, скажите, что кукла пришла к ребенку в гости, а гостей принято угощать.
Рифмовка: Таню в гости приглашаю,
Чаем с плюшкой угощаю.
Пей, Танюша, чай!
Пей и не скучай!
Предложите ребенку приготовить чай (положите перед ним мнемокарту с рисунками, изображающими последовательность действий при приготовлении чая). Когда чай будет готов, предложите ребенку напоить кукол и взрослых, играющих с ним.
Игры и упражнения, направленные на формирование навыка приема пищи
Д/и «Кормление куклы»
Цель:
Научить простейшим действиям с сюжетными игрушками (кормление), прививать гигиенические навыки;
Вызывать речевую активность; воспитывать добрые чувства к кукле.
Сюжетно - отобразительная игра «Встреча подружек куклы, угощение их чаем»
Цель:
Знакомить детей с предметами посуды: учить называть их, узнавать по слову, использовать по назначению;
Учить сервировать стол к чаепитию;
Воспитывать желание заботиться о кукле.
Д/и «Накормим куклу кашей»
Цель: рассматривание тарелки, столовой ложки, салфеток. Обучение культурно -гигиеническим навыкам.
«Мы готовимся к обеду»
Цель:
Знакомство с названиями предметов столовой посуды, приборов, их формой, цветом;
Учить правильно и красиво накрывать на стол;
Учить кукол культуре поведения за столом.
«Угостим Катю обедом»
Цель:
Сервировка стола для обеда куклы Кати;
Сравнение глубокой и мелкой тарелок; знакомство с названиями приборов и их
назначением: ложка столовая и чайная, вилка, нож.
«У куклы Кати день рождения». (Накрываем стол для обеда и кормим кукол.)
Цель: обобщение знаний о предметах столовой посуды и продуктах питания, активизация словаря, связной речи.
Д/и «Обед для трех медведей». («Три медведя готовят обед»)
Цель: уточнение понятий «маленький» - «большой» - «очень большой» применительно к предметам кухонной посуды.
«Четвертый лишний» (классификация посуды по назначению, использованию.)
Д/и «Катин огород»
«Подарок зайке»
«Что выросло на огороде».
Цель:
Рассматривание овощей; познакомить с названиями некоторых овощей;
Учить узнавать их по названию и самостоятельно называть;
Активизировать словарь, развивать связную речь (умение выражать мысль в форме 3 - 4-словного предложения).
Игры на различение предметов посуды
Д/и «Магазин». (Покупка продуктов для приготовления обеда. Покупка посуды)
«Навестим больную куклу. Приготовим ей угощения» (лепка предметов округлой формы - конфетки, вишенки.)
«Печем пироги для куклы» (игры с песком)
Цель: учить действовать совком - набирать влажный песок, наполнять им формочки, утрамбовывать песок в формочки тыльной стороной совка, переворачивать формочку на стол, придерживать песок рукою4 стучать по дну формочки, снимать ее; угощать куклу.
Действия с предметами - орудиями . «Оладьи для Кати».
Цель:-развивать глазомер, координацию движений правой руки;
Упражнять в умении подхватывать круглый диск концом лопатки;
Воспитывать ловкость, сноровку, желание довести дело до конца.
Д/и «Научим куклу мыть посуду»
Цель: -воспитывать навыки пользоваться посудой, содержать ее в чистоте;
Приучать использовать посуду по назначению, бережно к
ней относиться;
Называть предметы посуды во время кормления куклы;
Называть действия (вытирать, ставить).
Дидактическая игра "Что чем едят"
Карточки с изображением различных продуктов и блюд,
Дети должны правильно подобрать карточку - что едят руками
Что едят ложкой
Что едят вилкой
Что едят вилкой и ножом
Спасибо всем, чьи фотографии я использовала для создания данной игры!
Правила поведения за столом
Аккуратно кушай хлеб -
Это кухня, а не хлев.
Не вертись юлой на стуле,
Головой не лезь в кастрюлю.
Будешь печь ты пироги -
Нос, смотри, не обожги.
Супчик кушай аккуратно, Не выплевывай обратно.
Хлебных крошек не кроши, Таракашек не ищи.
Пей чаек, не проливая. Что за лужица большая?
Что за грохот? Что упало? Маша за столом мечтала.
Не корми котлетой кошку, А сама поешь немножко.
Вытирай салфеткой рот И, не капай на живот.
Ложкой ешь кисель и кашу, Суп, пюре и простоквашу.
Вилкой можно брать картошку, Мясо, рис (не надо ложкой).
Ручкой можно брать пирог, Глазированный сырок. И скажи спасибо всем, У кого ты пищу ел.