Очарованный странник полное содержание по главам. Читать онлайн книгу «Очарованный странник

27.09.2019 Теплый пол

Николай Семёнович Лесков

«Очарованный странник»

По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду «типический богатырь», рассказывает, что, имея «Божий дар» к приручиванию лошадей, он, по родительскому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. По просьбе путников бывший конэсер («Я конэсер-с, <…> я в лошадях знаток и при ремонтёрах состоял для их руководствования», — говорит о себе сам герой) Иван Северьяныч, господин Флягин, рассказывает свою жизнь.

Происходя родом из дворовых людей графа К. из Орловской губернии, Иван Северьяныч с детства пристращается к лошадям и однажды «смеха ради» забивает до смерти монаха на возу. Монах является ему ночью и корит за лишение жизни без покаяния. Он же рассказывает Ивану Северьянычу, что тот — «обещанный» Богу сын, и даёт «знамение», что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, до того как придёт настоящая «погибель» и Иван Северьяныч пойдёт в чернецы. Вскоре Иван Северьяныч по прозвищу Голован спасает своих хозяев от неминуемой гибели в страшной пропасти и впадает в милость. Но отрубает хвост хозяйской кошке, которая таскает у него голубей, и в наказание его жестоко порют, а потом отсылают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Последнее наказание Ивана Северьяныча «домучило», и он решается покончить с жизнью. Уготовленную для смерти верёвку обрезает цыган, с которым Иван Северьяныч уходит от графа, прихватив с собой лошадей. С цыганом Иван Северьяныч расстаётся, и, продав чиновнику серебряный крест, он получает отпускной вид и нанимается «нянькой» к маленькой дочери одного барина. За этой работой Иван Северьяныч сильно скучает, водит девочку и козу на берег реки и спит над лиманом. Здесь он встречает барыню, мать девочки, которая умоляет Ивана Северьяныча отдать ей ребёнка, но он неумолим и даже дерётся с нынешним мужем барыни офицером-уланом. Но когда видит разгневанного приближающегося хозяина, отдаёт ребёнка матери и бежит вместе с ними. Офицер отсылает беспаспортного Ивана Северьяныча прочь, и он идёт в степь, куда татары пригоняют конские косяки.

Хан Джанкар продаёт своих лошадей, а татары назначают цены и за коней борются: садятся друг напротив друга и друг друга плетьми стегут. Когда на продажу выставляют нового красавца коня, Иван Северьяныч не сдерживается и, выступая за одного из ремонтёров, запарывает татарина до смерти. По «христианскому обычаю», его отводят за убийство в полицию, но он убегает от жандармов в самые «Рынь-пески». Татары «подщетинивают» ноги Ивана Северьяныча, чтобы не убежал. Иван Северьяныч передвигается лишь ползком, служит у татар лекарем, тоскует и мечтает о возвращении на родину. У него несколько жён «Наташ» и детей «Колек», которых он жалеет, но слушателям признается, что полюбить их не смог, потому как они «некрещёные». Иван Северьяныч совсем отчаивается попасть домой, но в степь приходят русские миссионеры «свою веру уставлять». Они проповедуют, но отказываются платить за Ивана Северьяныча выкуп, утверждая, что перед Богом «все равны и все равно». Спустя некоторое время одного из них убивают, Иван Северьяныч хоронит его по православному обычаю. Слушателям он объясняет, что «азията в веру надо приводить со страхом», потому как они «смирного бога без угрозы ни за что не уважат». Татары пригоняют из Хивы двух человек, которые приходят коней закупать, чтобы «войну делать». В надежде запугать татар они демонстрируют могущество своего огненного бога Талафы, но Иван Северьяныч обнаруживает ящик с фейерверком, сам представляется Талафой, обращает татар в христианскую веру и, найдя в ящиках «едкую землю», вылечивает ноги.

В степи Иван Северьяныч встречает чувашина, но отказывается с ним идти, потому как тот одновременно почитает и мордовского Керемети, и русского Николая Чудотворца. На пути попадаются русские, они крестятся и пьют водку, но прогоняют «беспаспортного» Ивана Северьяныча. В Астрахани странник попадает в острог, откуда его доставляют в родной город. Отец Илья отлучает его на три года от причастия, но сделавшийся богомольным граф отпускает «на оброк», и Иван Северьяныч устраивается по конской части. После того как он помогает мужикам выбрать хорошую лошадь, о нем идёт слава как о чародее, и каждый требует рассказать «секрет». В том числе и один князь, берущий Ивана Северьяныча к себе на должность конэсера. Иван Северьяныч покупает для князя лошадей, но периодически у него случаются пьяные «выходы», перед которыми он отдаёт князю на сохранность все деньги для покупок. Когда князь продаёт прекрасную лошадь Дидону, Иван Северьяныч сильно печалится, «делает выход», но на этот раз оставляет деньги при себе. Он молится в церкви и отправляется в трактир, где встречает «препус-тейши-пустого» человека, утверждающего, что пьёт, потому как «добровольно на себя слабость взял», чтобы другим легче было, и бросить пить ему христианские чувства не позволяют. Новый знакомый накладывает на Ивана Северьяныча магнетизм для освобождения от «усердного пьянства», а с тем чрезвычайно его поит. Ночью Иван Северьяныч попадает в другой трактир, где тратит все деньги на прекрасную певунью цыганку Грушеньку. Повинившись князю, он узнает, что хозяин и сам за Грушеньку полсотни тысяч отдал, выкупил её из табора и поселил в своём доме. Но князь — человек переменчивый, ему надоедает «любовное слово», от «изумрудов яхонтовых» в сон клонит, к тому же кончаются все деньги.

Отправившись в город, Иван Северьяныч подслушивает разговор князя с бывшей любовницей Евгенией Семеновной и узнает, что его хозяин собирается жениться, а несчастную и искренне полюбившую его Грушеньку хочет выдать замуж за Ивана Северьяныча. Вернувшись домой, он не застаёт цыганку, которую князь тайно отвозит в лес на пчельню. Но Груша сбегает от своих охранниц и, грозя, что станет «стыдною женщиной», просит Ивана Северьяныча её утопить. Иван Северьяныч просьбу исполняет, а сам в поисках скорой смерти выдаёт себя за крестьянского сына и, отдав все деньги монастырю как «вклад за Грушину душу», идёт на войну. Он мечтает погибнуть, но «ни земля, ни вода принимать не хочет», а отличившись в деле, рассказывает полковнику об убийстве цыганки. Но слова эти не подтверждаются направленным запросом, его производят в офицеры и отправляют в отставку с орденом святого Георгия. Воспользовавшись рекомендательным письмом полковника, Иван Северьяныч устраивается «справщиком» в адресный стол, но попадает на ничтожную букву «фиту», служба не ладится, и он уходит в артисты. Но репетиции проходят на страстной неделе, Ивану Северьянычу достаётся изображать «трудную роль» демона, да к тому же, заступись за бедную «дворяночку», он «треплет за вихры» одного из артистов и уходит из театра в монастырь.

По словам Ивана Северьяныча, монастырская жизнь его не тяготит, он и там остаётся при лошадях, но принимать старший постриг не считает для себя достойным и живёт в послушании. На вопрос одного из путников он рассказывает, что вначале ему являлся бес в «соблазнительном женском образе», но после усердных молитв остались только маленькие бесы, «дети». Однажды Иван Северьяныч зарубает беса топором, но он оказывается коровой. А за другое избавление от бесов его на целое лето сажают в пустой погреб, где Иван Северьяныч открывает в себе дар пророчества. На корабле Иван Северьяныч оказывается потому, что монахи отпускают его на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию. Странник признается, что ожидает близкой смерти, потому как дух внушает ополчаться и идти на войну, а ему «за народ умереть хочется». Закончив рассказ, Иван Северьяныч впадает в тихую сосредоточенность, вновь ощущая в себе наитие таинственного вещательного духа, открывающегося лишь младенцам.

Несколько путников следуют по дороге в Валаам и ведут беседу. Среди них есть один человек в монашеской рясе по физическому виду не очень напоминающий монаха. Его зовут Иван Северьяныч. По дороге он рассказывает свою жизненную историю, как всю жизнь ему предречено умирать, но не погибнуть.

Однажды в детстве он, принадлежащий к дворовым людям графа К, ради смеха забил до смерти ехавшего на возу монаха. Ночью во сне убиенный напророчил Ивану, что тот будет много раз погибать и не погибнет. А в конце станет монахом. Как не странно, но пророчества начали сбываться. Сначала он спас своих хозяев и был ими поощрен. Но после того, как он отрубил хозяйской кошке хвост, его сильно выпороли и отправили тяжело работать. Иван хотел повеситься, но не получилось, его спас цыган, и они вместе убежали.

Вскоре Иван Северьяныч опять попадает в немилость, отдав дочь барина, которую нянчил, ее матери. Он убегает в степь и устраивается на службу к татарам, так как очень любит лошадей. Через некоторое время его берет тоска по родине, и Иван ищет возможность вернуться домой. По дороге он встречает много путников, но никто не хочет иметь дело вместе с беспаспортным Иваном. Придя домой Ивана, отец Илья отлучает от причастия на три года, но впоследствии покаяния Северьяныч получает разрешение от графа устроиться на службу по конской части.

Во время службы у графа Иван часто пьянствует и, чтобы собрать хоть какие-то деньги, отдает каждый раз их хозяину на сбережение. Последней каплей терпения становится продажа князем любимого коня Ивана Дидоны. Он идет в трактир, где беспробудно пьет с новым знакомым, а после тратит все деньги на цыганку Грушеньку. Вернувшись домой, Иван рассказывает графу о цыганке и узнает, что хозяин тоже не раз к ней заглядывал, потом выкупил и поселил в их доме.

В городе Иван подслушивает, как князь разговаривает с бывшей любовницей о женитьбе Ивана и Груши. Груша же, услышав все это, просит Ивана ее утопить. Не в силах ей отказать, он берет сей грех на душу, а потом уходит от князя в поисках своей смерти. Но, как назло, ни земля, ни вода его не принимают, и тогда Иван отправляется на войну. Там он также не только не умирает, но еще и отличается в военном деле. После отставки Иван работает в справочном бюро и артистом, но нигде не находит себе места и отправляется в монастырь. Там он занимается любимым делом и работает при лошадях и ждет прихода смерти.

Сочинения

Загадочная русская душа" в повести Н. Лескова "Очарованный странник Анализ эпизода из повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём очарование Ивана Флягина? (поповести Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»? Женские образы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник») Иван Флягин - правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова "Очарованный странник") Иван Флягин в повести Лескова "Очарованный странник" Иван Флягин — главный герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характера Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник? Мир образов Лескова Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Образ Флягина Очарованный странник - самый значительный герой Н. С. Лескова Почему повесть Н. С. Лескова названа «Очарованный странник»? Праведен или грешен Иван Флягин Россия в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский национальный характер — цель изображения повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский характер в рассказах Н. С. Лескова Свобода и необходимость в "Войне и мире" Л. Н. Толстого и "Очарованном страннике" Н. С. Лескова Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Смысл названия повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник») Странник Лескова Творчество Н.С. Лескова (Рассказ "Очарованный странник") Тема странничества в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Анализ текста повести «Очарованный странник» Какие черты русского национального характера воплощены в Иване Северьяновиче Флягине Жанр, сюжет, композиция, образ главного героя Характеристика Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник» Житие русского грешника в повести «Очарованный странник» Смысл слова «Странник» в одноименной повети Лескова Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере«Очарованный странник») Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник” Жизненные перипетии главного героя повести «Очарованный странник» Традиции древнерусской литературы в повести «Очарованный странник» Иван Северьяныч Флягин человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы Загадки лесковского сказа на примере повести «Очарованный странник» Законы художественного мира Лескова Флягин - характеристика литературного героя
  1. Иван Северьянович Флягин . На момент повествования ему 52 года. Добрый, честный и ответственный человек. Прожил интересную и насыщенную жизнь. Мать вымолила его у Бога и ему пророчествовали, что к нему сам он и придет.

Другие герои

  1. граф ;
  2. барин-поляк ;
  3. хан ;

Начало путешествия и истории Ивана Северьяновича

Путешественники посетили поселок Корела во время своего путешествия по Ладожскому озеру. Когда поездка продолжилась, путешественники начали дискутировать об этом довольно бедном городке
Один из собеседников, предрасположенный к философии, предложил, что неудобных государству людей требуется отправлять не в Сибирь, а именно в Корелу. Это выгодней для страны, чем отправлять за Урал.

Иной заявил, что проживавший тут в изгнании дьякон недолго выдержал царящую в поселке атмосферу апатии и скуки - взял и повесился. За самоубийцу вступился одинокий пассажир, безмолвный, громоздкий, седой человек лет 50 в одеянии послушника.

По внешнему виду он напоминал богатыря Илью Муромца. Герой поведал о священнике из столичного духовенства, который молился за самоубийц и тем самым «исправляет их положение» в аду. По причине пьянства Филарет желал расстричь попа, но за такого заступился сам преподобный Сергий, два раза появившийся перед патриархом во сне.

Вслед за тем пассажиры начали расспрашивать богатыря в черной рясе о его жизни, и узнали, что работал он в армии конэсером - подбирал и укрощал армейских лошадей, к коим имел определенный подход. По всему было видать, что монах прожил длинную и интересную жизнь. Пассажиры упросили его поведать о себе.

Начало жизни и пророчество

Иван Северьяныч Флягин был рожден крепостным в Орловской губернии в имении. Граф разводил лошадей, а Иван работал при нём кучером. У мамы Ивана длительное время не было детей, и она буквально вымолила ребёнка у бога, а сама погибла при рождении первенца. Мальчишка появился с большой головой, в следствие этого прислуга прикрепила к нему прозвище Голован.

Раннее детство герой провёл на конюшне, где и полюбил лошадей. В 11 лет его посадили форейтором на шестёрку, которой управлял его отец. Иван обязан был шуметь, прогоняя с дороги людей. Задремавшихся требовалось стегать кнутом.

Как-то Иван вместе с отцом везли графа мимо подворья монастыря. Мальчишка стегнул кнутом заснувшего монаха. Тот ужаснулся, свалился с тележки, лошади понесли, и монаха затоптали. Ночью Ивану явился убитый монах, заявил, собственно Иванова матушка не только вымолила его, но и сулила богу, и велел направляться в монастырь.

Монах пообещал, что будет Флягин большое количество раз гибнуть и ни разу не погибнет, пока же придёт его истинная смерть, и он за это время вспомнит материно обязательство за сына и сходит в черное духовенство.
Иван не придал смысла речам мёртвого монаха, но в скором времени произошла его «первая погибель». По проезжей части в Воронеж упряжка графа совместно с экипажем чуть не обрушилась в основательную бездну.

Иван смог приструнить лошадей, а сам свалился, но чудом остался живЗа спасение собственной жизни граф принял решение вознаградить Ивана. Мальчишка захотел обыкновенную гармошку, с которой обращаться так и не научился.

В скором времени Иван завёл для себя пару голубей, от их пошли птенцы, коих повадилась трепать кошка. Иван кошку застал, высек и убил. Кошка принадлежала приближенной горничной графини. Женщина прибежала к Ивану браниться, что ударил её «метлою по талии», за собственно, что был выпорот на конюшне и отправлен на тяжелую работу.

Иван дробил гранит, длительное время, собственно, что у него «на коленках наросты пошли». Надоело ему терпеть издевки - мол, осудили его за кошкину смерть - и принял решение повеситься в ближнем осиновом леске. Лишь только навис он в петле, как невесть откуда взявшийся цыган перерезал верёвку, и предложил Ивану податься с ним в грабители. Флягин согласился.

Поступление в няньки

Дабы Иван не скрылся теперь от него и оказался у него на крючке -цыган принудил его похитить лошадей из графской конюшни. Жеребцов реализовали задорого, но Иван получил лишь только рубль серебром, поругался с цыганом и принял решение идти сдаваться властям. Но попал к ушлому писарю.

За рубль и нательный крест из серебра тот сделал Ивану пропуск и порекомендовал направляться в Николаев, где было в достатке работы.В Николаеве Иван попал к барствующему поляку. Его жена убежала с военным, бросив свою маленькую еще грудную дочь, которую Иван обязан был нянчить, в том числе кормить козьим молоком.

За год Иван привязался к девочке. Однажды он обнаружил, что ножки у девчонки «колесом идут». Лекарь заявил, что это последствия «аглицкой болезни» и порекомендовал закапывать ребёнка в тёплый песок.Иван начал носить девочку на берег залива. Там ему вновь показался монах, манил его куда-то, демонстрировал большущий белоснежный монастырь, степи, «диких людей».

Очнувшись, Иван заметил, как незнакомая женщина целует его воспитанницу. Женщина оказалась ее матерью. Забрать ребёнка Иван не позволил, но дал добро встречаться им на этом месте, в тайне от поляка.Женщина поведала, что мачеха против воли выдала её замуж за барина.

Когда женщине пришло время уезжать, она предложила Ивану за девочку огромные средства, но Иван Северьянович категорически отказался, потому что был человеком «должностным и верным».За это время явился сожитель женщины, улан. Иван предпочел с ним подраться и плюнул на все деньги, которые ему предлагали. «Ничего, не считая телесного огорчения», для себя улан не получил, но деньги подымать не стал, и этим жестом приглянулся Ивану.

Попробовал улан дитя схватить, Иван сначала не дал, а затем заметил, как мать к нему тянется, и сжалился. В это же время был замечен барин-поляк с оружием, и Иван успел уехать с дамой и уланом, оставив у поляка свой паспорт.

В Пензе улан заявил, собственно что он, человек военный, содержать у себя беглого крепостного не имеет возможность, отдал Ивану деньги и отпустил. Иван принял решение в полицию пойти, но в начале зашёл в трактир, напился чаю с кренделями. Там хан Джангар, «первый степной коневод» продавал хороших лошадей. Два татарина принялись бороться за породистую кобылицу.

Плен у татар

В битву за надлежащего жеребца встрял улан. Иван вступил взамен него в битву с татарином и до смерти застегал его плетью. Татары, дабы не загремел герой в тюрьму забрали его собой

Прожил Иван в степи 10 лет, был у кочевников за лекаря. Соскучившись по родине, желал уволиться, но татары его поймали и «подщитинили»: сделали надрез на коже ступней, затолкали туда конского волоса, так и зашили. Когда всё зажило, Ивану очень больно было ходить: кололась щетина внутри, нарывала и гноилась.

Несколько лет Иван прожил в орде с татарами. У него была своя кибитка, даже две жены и дети. Затем другой хан попросил полечить супругу и оставил лекаря у себя. Но за 10 лет жизни с кочевниками к степи он так и не привык, и тосковал по дому.
В ночное время он неслышно уходил в степь и молился.

Однажды в орде появились двое православных священников - приехали обращать татар в христианство. Попросил Иван попов высвободить его, но те в дела кочевников ввязываться категорически отказались. Вскоре Иван нашел одного из нх мертвым, похоронил по-христиански.

Через год были замечены в орде двое в чалмах и ярких одеждах. Приехали они из Хивы жеребцов закупать и настраивать татар против русских. Дабы татары не ограбили их и не уничтожили, они начали страшить людей пламенным богом Талафой, который отдал им личное пламя.

Однажды

ночью незнакомцы сделали пламенное светопредставление. Жеребцы испугались и разбежались, а татары кинулись их ловить. В стане остались только дряхлые старики, дети да женщины. Иван вылез из своего жилища и понял, что пугали кочевников обычными фейерверками. Флягин нашел их большой запас, запустил, тем самым напугал татар и те дали согласие креститься в православную веру.

Иван нашел и «едкую землю»: приложил он ее к коже и прикинулся, что вставать не может с кровати. За несколько дней ступни разъело, и зашитая щетина вышла с гноем. Когда ноги зажили, Ивану удалось сбежать от татар. Долгими путями, но Иван Флягин оказался у своего барина. Тот его выпорол дважды и отпустил, вручив паспорт на все четыре стороны.

Обустройство у князя

Ушёл Иван из родного усадьбы и попал на ярмарку, где заметил, как цыган пробует продать мужчине больную лошадь Будучи на цыган в обиде, Иван несомненно помог крестьянину. Так и начал он бродить по ярмаркам, мешая цыганам и барышникам наживаться на простом люде. Один граф все выпытывал у Флягина, как он распознает лошадей – но тот секрета барину не открыл. Пришлось князю звать его к себе работать конэсером.
Три года Иван исполнял свою работу, берег и деньги графа от излишних трат (тот давал ему их на сохранение, когда пьянствовал). Но однажды в трактире Флягина обворожила цыганка Груша, тот и кинул к ее ногам все казенные деньги.

Цыганка Груша

Протрезвев, Иван сознался князю:растратил казну на цыганку.
Позже Флягину стало известно — его князь заложил свои богатства для покупки из табора той самой цыганки.

Груша полюбила князя, а он со временем стал тяготиться ее любовью. Иван жалел цыганку и постепенно сдружился с ней.

Когда цыганка забеременела, князя начала раздражать его беднота. Его предприятия не увенчивались успехом, шли одни убытки. Груша заподозрила, что у князя есть возлюбленная.
Иван отправился к бывшей любовнице князя, «секретарской дочке» Евгении Семёновне, от которой у него был ребёнок, и стал невольным очевидцем их беседы. Князь желал взять в долг у Евгении Семёновны средств, арестовать в аренду суконную фабрику, прослыть фабрикантом и повенчаться на богатой наследнице. Грушу же он намеревался выдать замуж за Ивана.

Всё еще любившая князя дама заложила подаренный им же дом, и в скором времени князь посватался к завидной невесте. Возвратившись с ярмарки, где закупал «у азиатов» ткани и брал заказы, Иван понял, что дом убран к свадьбе, а былой возлюбленной цыганки нет. Князь убил Грушу? Флягин стал искать, и у рек нашел ее живую. Предложил жить вместе, но она отказалась. Сама Груша опасалась, что может сгубить новую жену князя берет клятву с героя – убить ее. Иван скинул влюбленную женщину с обрыва в реку.

Служба в армии

Иван сбежал и длительное время скитался, пока же Груша, явившаяся в облике крылатой фигуры не показала ему дорогу. В пути ему встретился дом, из которого у двух стариков забирал в армию единственного сына. С согласия Ивана родители сделали нужные бумаги: он стал теперь Петром Сердюковым. И отправился служить вместо него

Попав на службу, Иван попросился на Кавказ – шансы погибнуть там были высоки, чего герою хотелось больше всего. Но прослужил он там больше 15 лет. Но его берегли высшие силы. Был эпизод, когда его оберегала Груша. После этого эпизода Иван рассказал историю своей жизни полковнику.

Выяснилось, что по документам убийства цыганки не было. Иван Флягин погиб в крестьянском доме Сердюковых.
После прояснения этих обстоятельств полковник подумал, что от службы у героя помутился рассудок. Произвел его в офицерское звание и отправил к важной персоне в Петербург. Там ему поспособствовали, сделали справщиком, но карьера его в этой должности не пошла. Дохода от этой службы практически не было.

В кучера офицера Ивана офицера, не брали, и он пошёл в уличный балаган. Там Иван заступился за молодую актрису, и его выгнали.

Исполнение пророчества

После всех этих скитаний пошел Иван Флягин в монастырь. Стал отцом Измаилом, заботился о лошадях и был доволен монашеским укладом жизни. Старцы научили изгонять бесов из своей души – молиться, стоя на коленях. Под конец жизни ему стало казаться, что есть у него дар пророчества. Он предрекал скорую войну. Он так в нее уверовал, что вновь намеревался пойти в армию служить.

Н.Лесков пишет о себе, что он знает глубину характера русского человека. Но повесть выстроена таким образом, что непонятно отношение писателя к герою. Иван Флягин – странник не только по внешним житейским обстоятельствам, но и по внутреннему миру. С каждым шагом он все дальше продвигается в глубь себя, открывая Бога внутри своей души. «Очарованный» — находится под действием чар жизни, поддается под их влияние и тем самым находит свое предназначение.

Тест по повести Очарованный странник

«Очарованный странник» – повесть Николая Семеновича Лескова, состоящая из двадцати глав и созданная им в 1872-1873 годах. Написанная простым народным языком, она отображает гамму чувств русского человека, который не останавливается перед трудностями, но, преодолевая их, идет к намеченной цели.

Меню статьи:

Глава первая: Знакомство с Иваном Северьяновичем

В первой главе рассказывается, как по Ладожскому озеру плывет судно, среди пассажиров которого яркой личностью является монах, «богатырь-черноризец», знающий толк в лошадях. На вопрос, почему он стал монахом, мужчина отвечает так: воспротивился тому, что раньше все делал по родительскому обещанию.

Глава вторая: Предсказание убитого монаха

Голован – такую кличку дали Флягину Ивану Северьяновичу, потому что родился он с большой головой. Отец героя был кучером по имени Северьян, а матери он не помнит. История жизни, которую Иван рассказывает, вызывает смешанные чувства, ведь зло, совершенное Флягиным еще в детстве, повлекло за собой тяжелые последствия. Иван увидел безмятежно спящего монаха, и хлыстнул его кнутом, а тот с перепугу запутался в вожжах и попал под колесо. Так и умер бедный человек, а потом явился Головану во сне, пророчествуя «много раз будешь погибать и не погибнешь, пока не придет настоящая погибель, и тогда пойдешь в чернецы».

Прошло совсем немного времени, и Флягин оказался в ситуации, похожей на ту, в которой был убитый им монах: повис над пропастью на конце дышла, а потом сорвался вниз. Жив остался чудом, лишь потому, что упал на глиняную глыбу, по которой скатился, как на санках. Хозяев же при этом спас от неминуемой смерти, чем заслужил их расположение.


Глава третья: Жестокое наказание

На новых лошадях Иван возвратился домой к своим господам. И захотелось юноше завести на конюшне голубка и голубку. Радовался он птичкам, а когда они начали выводить голубят, стала охотиться за ними кошка. Рассердился Ваня и побил вредное животное, отрубив хвост. Жестоко поступил мальчик, и за это поплатился: его нещадно выпороли и выгнали из конюшни, а кроме того, заставили молотком бить камешки для дорожки сада. До того досадно стало Ване, что решил он повеситься. Хорошо, что попытка была неудачной – откуда ни возьмись, появился цыган с ножом и перерезал веревку. Предложил незнакомец Головану жить с ними, хотя и признался, что они воры и мошенники. Так судьба юноши неожиданно приобрела другое направление.


Глава четвертая: В роли няньки

Сразу же цыган заставил Ивана украсть из барской конюшни двух лошадей. Не хотелось мальчику воровать, но делать нечего – пришлось подчиниться, и умчались они на конях далеко.

Но недолго продолжалась дружба Ивана и цыгана, рассорились они из-за денег, и Флягин пошел своим путем. Оказавшись у заседателя, он рассказал свою историю и воспользовался его дельным советом: за плату приобрести себе отпускной. Так беглый юноша получил право пойти в город Николаев и наняться кому-то в работники.

Служить Ивану пришлось у одного барина – нянькой, хотя к такой должности мальчик был совершенно не готов. К удивлению, у Ивана хорошо получилось ухаживать за ребенком (который, кстати, был отнят у матери). Но однажды появилась сама мама и слезно просила отдать маленькое дитя. Голован не согласился, однако, позволил ей каждый день видеться с малышом. Так продолжалось, пока не появился нынешний муж женщины – офицер. Мама ребенка снова стала умолять Ивана сжалиться, чтобы малыш был с ней.

Глава пятая: Голован отдает ребенка

Однако Флягин был непреклонен, даже драться стал с офицером. А когда на дороге появился барин с пистолетом, Голован вдруг изменил свое решение. «Нате вам этого пострела! Только уже теперь и меня, – говорю, – увозите, а то он меня правосудию сдаст» – произнес он. И уехал с новыми господами. Только офицер побоялся держать у себя «беспаспортного» и дав ему 200 рублей, отправил восвояси.

Снова мальчику пришлось искать себе место под солнцем. Зашел он в трактир, выпил, а потом ушел в степь, где увидел известного коневода хана Джангар, который продавал лучших своих лошадей. За белую кобылицу двое татар даже начали дуэль – стегая друг друга плетьми.

Глава шестая: Дуэль

Последним продавать вывели каракового жеребенка, стоившего очень больших денег. И Иван предложил драться за него в дуэли с татарином по имени Савакирей, а когда тот согласился, применив хитрость, запорол его до смерти.

Избежав наказания за убийство, Флягин пошел с азиатами в степь, где в течение десяти лет лечил как людей, так и животных. Татары, чтобы Иван ни в коем случае не сбежал, придумали хитрый способ удержать его: подрезали кожу на пятках и, засыпав конских волос, зашили. После такой операции парень долго не мог нормально ходить, но, спустя время, приловчился.

Глава седьмая: Пленник у татар

Хотя и не хотел Иван жить пленником среди татар, а все же пришлось – у хана Агашимолы. Было у него две жены – татарки, Наташи, и от обоих родились дети, к которым герой не питал отцовских чувств. Его беспокоила сильная ностальгия по России.


Глава восьмая: Просьбы о помощи

Попутчики очень заинтересованно слушали монаха, и особенно их волновал вопрос, как же ему удалось уйти из плена. Иван ответил, что поначалу это казалось совершенно невозможным, но, спустя время, в душе стала теплиться надежда, особенно когда увидел русских миссионеров. Только не желали они внять его просьбам о помощи вызволить из неволи. Одного из них через время Флягин увидел мертвым и похоронил по христианскому обычаю.

Глава девятая: Освобождение из плена

Однажды к татарам прибыли люди из Хивы, которые желали приобрести лошадей. С целью запугать местных жителей они стали показывать, как могуч их огненный бог Талавфа и, поджегши степь, скрылись. Однако, уходя поспешно, забыли забрать ящик, где Иван обнаружил обыкновенные фейерверки. В его голове созрел план по освобождению: он начал запугивать татар пламенем и заставлял принять христианство. Кроме того, Голован отыскал едкую землю, чем и сумел вытравить у себя на ногах конский волос. После этого герою удалось сбежать. Через несколько дней он вышел к русским, но они тоже не желали принимать человека без паспорта. Герой пошел в Астрахань, но там пропил заработанные деньги, после чего попал в острог, а после его отправили на родину – в губернию. Дома граф, который уже овдовел, два раза высек скитальца и отдал ему паспорт. Наконец-то Иван почувствовал себя свободным человеком.

Глава десятая: Перемены к лучшему

Началась у Ивана более легкая жизнь: он ходил по ярмаркам, предлагая крестьянам свою помощь в выборе хорошей лошади. За это его благодарили деньгами и угощали. Узнав об особенном даре Ивана, его на три года нанял к себе князь, конэсером. Неплохо жилось в то время Флягину, только, жаль, иногда он сильно пил, хотя и очень хотел оставить этот порок.

Глава одиннадцатая: В трактире

Нередко Ивана тянуло выпить. Однажды с деньгами князя зашел он в трактир, где пристал к нему один человек, который просил водки.

К вечеру они оба были уже изрядно пьяными, несмотря на уверения нового собутыльника, что он обладает магнетизмом и может избавить от тяги к спиртному. Но, в конце концов, обоих любителей повеселиться выгнали из трактира.


Глава двенадцатая: «Аагнитезер»

В то время Голован даже не мог подозревать, что подстроено это специально, чтобы выманить у него деньги. «Магнетизер» тем временем пытался как можно искуснее ввести героя в состояние гипноза, даже давал так называемый «магнитный сахар» в рот. И добился своего.

Глава тринадцатая: Цыганка Груша

Усилиями нового знакомого темной ночью оказался Иван возле цыганского дома. Голован смотрит, что открыты двери, и взыграло в нем любопытство. Жалел потом, что вошел, да поздно было: обобрала его цыганка по имени Груша до нитки. Обольстился её чарами и красивыми песнями Иван, отдал добровольно все деньги князя.

Глава четырнадцатая: Разговор с князем

Магнетизер сдержал свое обещание: отвернуло Ивана от выпивки навсегда. Но в тот день он не помнил, как вернулся домой. На удивление, князь не сильно ругал Голована за утерянные деньги, ведь и сам проигрался. Признался Флягин, что пять тысяч все ушли цыганке, и услышал: «Я такой же, как ты, беспутный». Оказывается, когда-то князь за эту же самую цыганку Грушу отдал не пять, а пятьдесят тысяч.

Глава пятнадцатая: История князя

Князь, по словам Ивана Северьяныча, был человек добрый, но очень переменчивый. Он рьяно старался что-либо получить, а потом не ценил того, что обрел. За большой выкуп согласились цыгане отдать Грушу князю. Она жила в доме и пела песни им с Иваном. Но чувства князя быстро остыли к цыганке, в отличие от этой девушки, которая тосковала по нему. Скрывали от цыганки, что есть у князя любовь на стороне – Евгения Семеновна, которая была известна во всем городе и прекрасно играла на фортепиано. От этой любви родилась у князя дочка.

Однажды Иван был в городе и решил заехать к Евгении Семеновне. Туда же неожиданно прибыл и князь. Женщине пришлось спрятать Голована в гардеробной, и он стал невольным слушателем их разговора.

Глава шестнадцатая: Иван разыскивает Грушу

Речь шла о том, чтобы Евгения согласилась заложить дом, потому что князю, который решил купить суконную фабрику и торговать всевозможными яркими тканями, необходимы были для этого деньги. Но умная барыня поняла истинную причину просьбы князя: он хотел дать задаток, чтобы расположить к себе предводителя фабрики и затем взять в жены его дочь. Князь признал, что она права.

За первым возник второй вопрос: куда князь собирается деть цыганку, на что было высказано предположение: он поженит девушку с Иваном и построит им дом. Однако, так и не исполнил своего обещания, а наоборот, куда-то спрятал Грушу, так что Ивану, уже влюбленному в цыганку, пришлось долго разыскивать её. Но вдруг неожиданно счастье улыбнулось Головану: после того, как в отчаянии вышел он к речке и стал звать Грушу, она ни с того ни с сего отозвалась. Иван не подозревал, какие горькие последствия принесет эта встреча.

Глава семнадцатая: Отчаяние цыганки

Дальнейший разговор с Грушей не принес облегчения Ивану. Оказалось, что она не в себе, и пришла к речке, чтобы умереть, ведь не может снести предательства князя, который берет в жены другую. Расстроенная цыганка грозилась убить соперницу.

Глава восемнадцатая: Страшная просьба Груши

Груша поведала Ивану, что князь заставил девок-однодворок стеречь её, но под предлогом игры в прятки удалось сбежать от них. Так цыганка и оказалась у реки, где встретила Голована, а после недолгого разговора вдруг…попросила убить её, иначе станет самой позорной женщиной. Не помогли ни уговоры, ни яростное сопротивление. В конце концов, не выдержал Голован такого натиска и столкнул цыганку с обрыва в реку.

Глава девятнадцатая: на войне

Чувство вины за содеянное давило на Ивана, и когда подвернулся случай помочь двум старичкам, сына которых забирали в рекруты, Голован вызвался пойти вместо него. И пятнадцать лет пробыл на войне. Даже получил офицерский чин за подвиг: Иван сумел проложить мост через реку в то время как попытки других солдат сделать то же самое закончились гибелью. Но это не принесло ему желаемой радости. Через некоторое время Голован принял решение уйти в монастырь.

Глава двадцатая: Монах

Итак, мытарства странника подошли к своему завершению. Предсказание погибшего монаха в отношении него исполнилось. В монастыре Иван Северьяныч читал духовные книги и пророчествовал о скорой войне. Игумен отправил его в Соловки на Богомоление к Зосиме и Савватию. По дороге туда Голован и встретился с теми, кто на протяжении своего пути слушал его удивительный рассказ.

“Очарованный странник” – краткое содержание повести Н. С. Лескова

3.7 (73.33%) 3 votes

Лесков Hиколай Семенович

Очарованный странник

Н.С. ЛЕСКОВ

ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Мы плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму* и на пути зашли по корабельной надобности в пристань к Кореле. Здесь многие из нас полюбопытствовали сойти на берег и съездили на бодрых чухонских лошадках в пустынный городок. Затем капитан изготовился продолжать путь, и мы снова отплыли.

После посещения Корелы весьма естественно, что речь зашла об этом бедном, хотя и чрезвычайно старом русском поселке, грустнее которого трудно что-нибудь выдумать. На судне все разделяли это мнение, и один из пассажиров, человек, склонный к философским обобщениям и политической шутливости, заметил, что он никак не может понять: для чего это неудобных в Петербурге людей принято отправлять куда-нибудь в более или менее отдаленные места, отчего, конечно, происходит убыток казне на их провоз, тогда как тут же, вблизи столицы, есть на Ладожском берегу такое превосходное место, как Корела, где любое вольномыслие и свободомыслие не могут устоять перед апатиею населения и ужасною скукою гнетущей, скупой природы.

Я уверен, - сказал этот путник, - что в настоящем случае непременно виновата рутина или в крайнем случае, может быть, недостаток подлежащих сведений.

Кто-то часто здесь путешествующий ответил на это, что будто и здесь разновременно живали какие-то изгнанники, но только все они недолго будто выдерживали.

Один молодец из семинаристов сюда за грубость в дьячки был прислан (этого рода ссылки я уже и понять не мог). Так, приехавши сюда, он долго храбрился и все надеялся какое-то судбище поднять; а потом как запил, так до того пил, что совсем с ума сошел и послал такую просьбу, чтобы его лучше как можно скорее велели "расстрелять или в солдаты отдать, а за неспособностью повесить".

Какая же на это последовала резолюция?

М... н... не знаю, право; только он все равно этой резолюции не дождался: самовольно повесился.

И прекрасно сделал, - откликнулся философ.

Прекрасно? - переспросил рассказчик, очевидно купец, и притом человек солидный и религиозный.

А что же? по крайней мере, умер, и концы в воду.

Как же концы в воду-с? А на том свете что ему будет? Самоубийцы, ведь они целый век будут мучиться. За них даже и молиться никто не может.

Философ ядовито улыбнулся, но ничего не ответил, но зато и против него и против купца выступил новый оппонент, неожиданно вступившийся за дьячка, совершившего над собою смертную казнь без разрешения начальства.

Это был новый пассажир, который ни для кого из нас не заметно присел с Коневца. Од до сих пор молчал, и на него никто не обращал никакого внимания, но теперь все на него оглянулись, и, вероятно, все подивились, как он мог до сих пор оставаться незамеченным. Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. Послушник он был иди постриженный монах* - этого отгадать было невозможно, потому что монахи ладожских островов не только в путешествиях, но и на самых островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте ограничиваются колпачками. Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого*. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на "чубаром" да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как "смолой и земляникой пахнет темный бор".

Но, при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется, "бывалого". Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности, и заговорил приятным басом с повадкою.

Это все ничего не значит, - начал он, лениво и мягко выпуская слово за словом из-под густых, вверх, по-гусарски, закрученных седых усов. Я, что вы насчет того света для самоубийцев говорите, что они будто никогда не простятся, не приемлю. И что за них будто некому молиться - это тоже пустяки, потому что есть такой человек, который все их положение самым легким манером очень просто может поправить.

Его спросили: кто же это такой человек, который ведает и исправляет дела самоубийц, после их смерти?

А вот кто-с, - отвечал богатырь-черноризец, - есть в московской епархии* в одном селе попик - прегорчающий пьяница, которого чуть было не расстригли, - так он ими орудует.

Как же вам это известно?

А помилуйте-с, это не я один знаю, а все в московском округе про то знают, потому что это дело шло через самого высокопреосвященного митрополита Филарета.

Вышла маленькая пауза, и кто-то сказал, что все это довольно сомнительно.

Черноризец нимало не обиделся этим замечанием и отвечал:

Да-с, оно по первому взгляду так-с, сомнительно-с. И что тут удивительного, что оно нам сомнительным кажется, когда даже сами его высокопреосвященство долго этому не верили, а потом, получив верные тому доказательства, увидали, что нельзя этому не верить, и поверили?

Пассажиры пристали к иноку с просьбою рассказать эту дивную историю, и он от этого не отказался и начал следующее:

Повествуют так, что пишет будто бы раз один благочинный высокопреосвященному владыке, что будто бы, говорит, так и так, этот попик ужасная пьяница, - пьет вино и в приходе не годится. И оно, это донесение, по одной сущности было справедливо. Владыко и велели прислать к ним этого попика в Москву. Посмотрели на него и видят, что действительно этот попик запивашка, и решили, что быть ему без места. Попик огорчился и даже перестал пить, и все убивается и оплакивает: "До чего, думает, я себя довел, и что мне теперь больше делать, как не руки на себя наложить? Это одно, говорит, мне только и осталося: тогда, по крайней мере, владыка сжалятся над моею несчастною семьею и дочери жениха дадут, чтобы он на мое место заступил семью мою питал". Вот и хорошо: так он порешил настоятельно себя кончить и день к тому определил, но только как был он человек доброй души, то подумал: "Хорошо же; умереть-то я, положим, умру, а ведь я не скотина: я не без души, - куда потом моя душа пойдет?" И стал он от этого часу еще больше скорбеть. Ну, хорошо: скорбит он и скорбит, а владыко решили, что быть ему за его пьянство без места, и легли однажды после трапезы на диванчик с книжкой отдохнуть и заснули. Ну, хорошо: заснули они или этак только воздремали, как вдруг видят, будто к ним в келию двери отворяются. Они и окликнули: "Кто там?" - потому что думали, будто служка им про кого-нибудь доложить пришел; ан, вместо служки, смотрят - входит старец, добрый-предобрый, и владыко его сейчас узнали, что это преподобный Сергий*.

В этой статье мы рассмотрим повесть, которую создал Лесков, проведем ее анализ, опишем краткое содержание. "Очарованный странник" - сложное в жанровом отношении произведение. В ней используются мотивы жизнеописания святых, а также былин. Повесть эта переосмысливает сюжетное построение так называемых романов-приключений, распространенных в литературе в 18 веке.

"Очарованный странник" начинается следующими событиями. На Ладожском озере, по дороге к Валааму, на корабле встречаются несколько путешественников. Один из них, по виду типичный богатырь, одетый в подрясник послушника, рассказывает, что он обладает даром приручать лошадей. Этот человек всю свою жизнь погибал, но так и не смог погибнуть. Бывший конэсер по просьбе путников рассказывает о своей жизни.

Знакомство с главным героем повести

Зовут его Флягин Иван Северьяныч. Родом он происходит из дворовых людей, принадлежащих графу К., жившему в Орловской губернии. С детства Иван Северьяныч любил лошадей и "смеха ради" забил однажды на возу монаха. Ночью тот является к нему и корит за то, что Флягин убил его без покаяния, рассказывает, что тот - "обещанный сын" Богу, а также дает пророчество, что Иван Северьяныч много раз будет погибать, но не погибнет до тех пор, пока "истинная погибель" не придет, и Флягин пойдет в чернецы. Иван Северьяныч спасает хозяина от смерти в пропасти и получает его милость. Но затем он отрубает хозяйской кошке, таскавшей у него голубей, хвост, и в наказание Флягина порют, а потом отсылают бить камни молотком в английский сад. Это домучило его, и тот хочет совершить самоубийство. Веревку, заготовленную для смерти, обрезает цыган, с которым Флягин, прихватив лошадей, уходит от графа. Он расстается со своим спутником и получает отпускной вид, продав серебряный крест чиновнику.

Работа нянькой у барина

Продолжаем рассказывать вам о повести, описывать ее краткое содержание. "Очарованный странник" Лескова повествует о следующих дальнейших событиях. Иван Северьяныч нанимается нянькой к дочери одного барина. Здесь он очень скучает, водит козу и девочку на берег реки, а сам спит над лиманом, где однажды встречает мать ребенка, барыню, которая умоляет его отдать девочку. Но Флягин неумолим. Он дерется даже с офицером-уланом, нынешним мужем этой женщины. Но когда Иван Северьяныч видит приближение разгневанного хозяина, он отдает матери ребенка и решает бежать вместе с ними. Ивана Северьяныча, беспаспортного, офицер отсылает прочь, и он отправляется в степь, куда пригоняют коней татары.

У татар

Повесть "Очарованный странник" продолжается. Своих лошадей продает хан Джанкар, а татары борются за них и назначают цены. Они плетьми стегут друг друга, чтобы заполучить лошадей. Такое было соревнование. Когда одного красавца-коня выставляют на продажу, не сдерживается Иван Северьяныч и до смерти запарывает татарина, выступая за ремонтера. Его отводят в полицию за убийство, но тот убегает. Чтобы главный герой никуда не сбежал от татар, ноги Ивана Северьяныча "подщетинивают". Теперь он может передвигаться только ползком, служит лекарем у них, мечтая о возвращении на свою родину. У него есть несколько жен и детей, которых тот жалеет, но признается, что не смог их полюбить, так как они некрещеные.

Русские миссионеры

Действия повести развиваются дальше, а мы описываем их краткое содержание. "Очарованный странник" продолжают следующие события. Флягин отчаивается уже вернуться домой, но тут русские миссионеры приходят в степь. Они проповедуют, но платить выкуп за Ивана Северьяныча отказываются, утверждая, что все равны перед Богом, в том числе и очарованный странник.

Герои эти в своем миссионерском деле понесли потери. Через некоторое время убивают одного из проповедников, и Флягин по православному обычаю хоронит его. Из Хивы пригоняют татары двух человек, которые хотят закупить коней для войны. Они демонстрируют, в надежде запугать продавцов, могущество Талафы, своего огненного бога, но Флягин обнаруживает у этих людей ящик с фейерверком, представляется им Талафой, обращает в христианство татар и вылечивает ноги, найдя "едкую землю" в ящиках.

Возвращение в родной город

Иван Северьяныч в степи встречает чувашина, но тот не соглашается идти с ним, так как одновременно чтит и Николая Чудотворца, и мордовского Керемети. Встречаются на пути русские, они пьют водку и крестятся, но прогоняют Ивана Северьяныча, беспаспортного. Странник в Астрахани попадает в острог, из которого его доставляют, наконец, в родной город. В нем отец Илья отлучает главного героя от причастия на три года, но граф, сделавшийся богомольным, отпускает "на оброк".

Флягин устраивается служить по конской части. О нем в народе идет слава чародея, и каждый хочет узнать секрет Ивана Северьяныча. В числе любопытных и один князь, который взял его на должность конэсера к себе. Флягин покупает для него лошадей, но иногда у него происходят "пьяные выходы". Перед тем как это случается, он отдает на сохранность князю все деньги. Когда тот продает Дидону (прекрасную лошадь), сильно печалится Иван Северьяныч, делает "выход", но оставляет при себе деньги на этот раз. В церкви он молится и идет в трактир, где встречает человека, утверждающего, что пить он стал добровольно, чтобы легче было другим. Этот человек накладывает заклятие на Ивана Северьяныча для освобождения того от пьянства и вместе с тем спаивает его.

Встреча с Грушенькой

Повесть "Очарованный странник" по главам продолжается следующими событиями. Ночью Флягин попадает в другой трактир, в котором он все свои деньги тратит на Грушеньку, певунью-цыганку. Главный герой, повинившись князю, узнает, что и тот отдал полсотни тысяч за эту девушку и привез ее в дом, но вскоре Груша ему надоела, к тому же деньги закончились.

Иван Северьяныч в городе подслушивает разговор, произошедший между князем и Евгенией Семеновной, его бывшей любовницей, из которого узнает, что хозяин намерен жениться, а Грушеньку, искренне полюбившую князя, хочет выдать за Флягина. Вернувшись домой, он не находит девушку, которую тайно отвозит в лес князь. Но Груша убегает от охранниц и просит Флягина утопить ее. Исполняет просьбу Иван Северьяныч, а сам выдает себя за сына крестьянина в поисках скорой смерти.

Дальнейшие приключения

Отдав все свои сбережения монастырю, он отправляется на войну, желая погибнуть. Но это ему не удается, он лишь отличается на службе, становится офицером, и с орденом святого Георгия Флягина отправляют в отставку. После этого Иван Северьяныч устраивается в адресный стол "справщиком", но служба не ладится, и тот решает стать артистом. Здесь он заступается за дворяночку, бьет артиста и уходит в монастырь.

Монастырская жизнь

Монастырская жизнь, по словам Флягина, не тяготит его. И здесь он при лошадях. Иван Северьяныч не считает себя достойным того, чтобы принять старший постриг, потому живет в послушании. Он усердно борется с бесами. Однажды Флягин зарубает одного из них топором, но бес оказывается коровой. На целое лето его однажды сажают за очередную "битву" в погреб, где тот открывает дар пророчества. Как же завершает повесть Лесков? "Очарованный странник" заканчивается следующим образом. Путешественник признается, что ждет скорой смерти, так как дух внушает ему идти на войну, и ему хочется умереть за народ.

Краткий анализ

Лесков "Очарованный странник" написал в 1873 году. В начале жизни герой предстает как "естественный человек", который изнемогает под бременем жизненной энергии. Природная сила роднит Флягина с героями былин Василием Буслаевым и Ильей Муромцем. Характер этот имеет глубокие корни в русской истории и жизни. Долгое время сила богатырская Ивана Северьяныча дремлет в нем. Он живет вне понятий добра и зла, проявляет беспечность, дерзостность, чреватую драматическими последствиями, которые переживает в дальнейшем очарованный странник.

Анализ развития его характера показывает, что он претерпевает значительные трансформации. Прирожденный артистизм, свойственный этому человеку, постепенно выводит его на более высокий уровень жизни. Свойственное Флягину чувство прекрасного обогащается чувством привязанности. Герою, увлеченному прежде лишь красотой коней, открывается другая красота - женщины, человеческой души, таланта. Ее смысл очарованный странник переживает всем своим существом. Эта новая красота раскрывает полностью его душу. Гибель Груши делает его по существу другим человеком, все действия которого подчинены нравственному побуждению. Все чаще слышит голос совести очарованный странник, анализ которого приводит его к мысли о необходимости искупить свои грехи, служить стране и людям.

В конце главный герой одержим идеей самопожертвования во имя Отчизны. Образ этого "богатыря" - обобщенный, осмысляющий настоящее и будущее русского народа. Такова у этого произведения главная тема. Очарованный странник представляет собой младенца-богатыря, собирательный образ народа, который только еще выходит на историческую сцену, но имеет уже неисчерпаемый запас внутренних сил, необходимых для развития.