Содержание портфолио: I . Сведения о себе. II . Курсы повышения квалификации и другие формы повышения квалификации. III. Участие в профессиональных конкурсах. IV . Результаты образовательной деятельности. V . Личный вклад в повышение качества образования / награды, поощрения/ . VI . Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса. VII . Методическая деятельность. VIII . Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности. IX. Общественная деятельность как личный вклад в повышение качества образования. X . Продуктивное использование новых образовательных технологий. XI. Применение других образовательных технологий.
I. Сведения о себе: Образование- высшее педагогическое, Диплом БВС № 0563604, регистрационный номер 2091, Иркутский государственный педагогический университет, 23.04.1999 г., специальность «Олигофренопедагогика», квалификация « Олигофренопедагог ». Стаж педагогической работы - 13 лет. В должности учителя-логопеда - 8 лет, В МБДОУ «ДСКВ № 49» г.Братска - 6 лет. Категория – высшая квалификационная категория.
II. Курсы повышения квалификации: Свидетельство о повышении квалификации, регистрационный номер 04, 16.01.2012 г. - 04.02.2012 г., ОГАОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования», «Современные подходы к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста», 108 часов; Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, регистрационный номер 2176 , 06.02.2012 г. - 14.02. 2012 г., ОГБОУ СПО «Братский педагогический колледж», «ИКТ и педагогические технологии в профессиональной деятельности», 72 часа; Удостоверение 542404115687, регистрационный номер 2402, 01.06.2016г., г. Новосибирск, ЧУДПО Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, «Подготовка к обучению в школе детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО»,72 часа.
II. Другие формы повышения квалификации: Сертификат участника вебинара № 137199 , 30.10.2014 г., «Логопедический проект « Мерсибо », «Развитие творческих способностей и воображения у детей с ОВЗ», г. Москва, 2 часа; Сертификат участника вебинара № 140165 , 06.11.2014 г., «Логопедический проект « Мерсибо », «Игровые приемы в развитии фонематического слуха у детей как профилактика дислексии », г. Москва, 2 часа; Сертификат участника вебинара № 141847 , 20.11.2014 г., «Логопедический проект « Мерсибо », «Развитие разных видов памяти у детей с ОВЗ. Использование интерактивных игр в активизации мнемических процессов», г. Москва, 2 часа; Сертификат участника вебинара № 143898 , 27.11.2014 г., «Логопедический проект « Мерсибо », «Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников и младших школьников. Новые игровые приемы и методы с учетом ФГОС», г. Москва, 2 часа; Сертификат участника вебинара № 154167 , 15.01.2015 г., «Логопедический проект « Мерсибо », «Формирование фонематических представлений у дошкольников с помощью оригинальных игровых методов», г. Москва, 2 часа;
Сертификат участника вебинара № 159425 , 29.01.2015 г., «Логопедический проект « Мерсибо », «Создание и использование интерактивной игровой среды в условиях внедрения ФГОС», г. Москва, 2 часа; Сертификат участника вебинара № 162044 , 12.02.2015 г., «Логопедический проект « Мерсибо », «Использование интерактивных игр в обучении чтению детей с ОВЗ», г. Москва, 2 часа; Сертификат участника вебинара № 165630 , 19.02.2015 г., «Логопедический проект « Мерсибо », «Интерактивные методы постановки и автоматизации звуков речи у детей с ОНР с помощью Программно-дидактического материала комплекса « Логомер »», г. Москва, 2 часа; Сертификат участника вебинара № 168700 , 26.02.2015 г., «Логопедический проект « Мерсибо », «Использование возможностей интерактивной доски с применением мультимедийных дидактических игр с учетом ФГОС», г. Москва, 2 часа; II. Другие формы повышения квалификации:
Сертификат участника вебинара № 174994 , 04.03.2015 г., «Логопедический проект « Мерсибо », «Формирование положительной мотивации к обучению детей с ОВЗ с использованием современных интерактивных игр», г. Москва, 2 часа; Сертификат участника вебинара № 176843 ,11.03.2015 г., «Логопедический проект « Мерсибо », «Применение ИКТ в ежедневной практике детского специалиста», г. Москва, 2 часа; Сертификат участника вебинара № 181970 , 25.03.2015 г., «Логопедический проект « Мерсибо », «Принципы взаимодействия логопеда и воспитателя для созданий развивающей игровой среды с учетом ФГОС», г. Москва, 2 часа; Сертификат участника вебинара № 200203 , 13.05.2015 г., «Логопедический проект « Мерсибо », «Игровые коррекционные приемы в формировании фонематического восприятия у детей с ОВЗ», г. Москва, 2 часа; Сертификат участника вебинара № С440-61/2016-ВУ, 13.05.2016 г., Издательство «Учитель»», « Здоровьесбережение в деятельности дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО, г. Волгоград, 2 часа. II . Другие формы повышения квалификации:
Сертификат участника вебинара № 351632 , 30.08.2016 г., «Логопедический проект « Мерсибо », « Игротерапия как способ мягкого вхождения в педагогический процесс детей с ОНР. Виды ознакомительных занятий в первую неделю сентября», г. Москва, 2 часа; Сертификат участника вебинара 19.09.2016 г., Методика «Развитие и коррекция развития речи детей 4-8 лет(Акименко В.М.)», г.Санкт -Петербург, 2 часа. II. Другие формы повышения квалификации:
III. Участие в профессиональных конкурсах. Всероссиский с международным участием: Победитель - Диплом III степени № АА5488 Всероссийского конкурса с международным участием, номинация « Здоровьесберегающие технологии в практике педагога», конкурсная работа - « Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике», Центр современных образовательных технологий,05.11.2014 г.; Победитель - Диплом I степени № АБ2349 Всероссийского конкурса с международным участием, номинация «Лучший педагогический опыт», конкурсная работа - «Дифференциация дислалии и стертой дизартрии», Центр современных образовательных технологий, 21.09.2015 г.; Победитель - Диплом II степени № АБ2314 Всероссийского конкурса с международным участием, номинация «Лучшая методическая разработка», конкурсная работа - «Развитие фонематического восприятия у дошкольников в игровой форме», Центр современных образовательных технологий, 21.09.2015 г.;
Победитель - Диплом I степени №АБ8398 Всероссийского конкурса с международным участием, номинация «Мастерская педагогического опыта современного педагога», конкурсная работа - «Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи», Центр современных образовательных технологий, 21.05.2016 г.; Победитель - Диплом I степени №АБ8697 Всероссийского конкурса с международным участием, номинация «Лучший творческий урок», конкурсная работа - Конспект логопедического занятия для детей с ОНР «Мы со звуком «Ш» играем, слова четко называем», Центр современных образовательных технологий, 01.06.2016 г. III. Участие в профессиональных конкурсах.
III. Участие в профессиональных конкурсах. Всероссийский уровень: Победитель – Диплом I степени № 150012941 Всероссийского конкурса для педагогов «Лучшая авторская публикация», номинация «Конспекты занятий, НОД/ занятия логопеда, конкурсная работа - Конспект логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий « Смешарики в гостях у крепышей», 13.09.2016 г.; Победитель – Диплом (II место) №10409 Всероссийского конкурса «Изумрудный город», номинация «Организация работы с родителями: формы и методы эффективного взаимодействия», конкурсная работа - «Презентация-игра «Развиваем мелкую моторику-развиваем речь у детей дошкольного возраста», 29.10.2016 г.;
III. Участие в профессиональных конкурсах. Победитель - Диплом II степени серия ПТ № 015764 Всероссийского конкурса для педагогов «Педагогический триумф», номинация «Лучший конспект занятия», конкурсная работа - Конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для детей с ОНР «Снеговик в гостях у малышей», 03.11.2016 г.
IV. Результаты образовательной деятельности за 2013-2016 учебный год
2013-2014 г. 2014-2015 г. 2015-2016 г. Звукопроизношение Грамматические категории Связная речь Звукопроизношение Грамматические категории Связная речь Звукопроизношение Грамматические категории Связная речь I год обучения Старшая группа Начало года Конец года 38% 65% 32% 58% 35% 61% II год обучения Подготовительная группа Начало года Конец года 65% 97% 62% 89% 65% 92% I год обучения Старшая группа Начало года Конец года 35% 72% 32% 63% 37% 62%
V. Личный вклад в повышение качества образования. Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста, совершенствование воспитательного процесса в свете современных достижений медицины, культуры и искусства, большой личный вклад в формирование нравственных основ детей, Приказ № 698/ к-н от 8 августа 2016 г.; Диплом администрации ДОУ за активное и плодотворное участие в методической работе дошкольного учреждения в 2014-2015 учебном году; Участник городского образовательного форума «Образование – 2015» в номинации видеоролик «Гордость Братска», Сертификат Департамента образования города Братска, приказ Департамента образования г. Братска № 882 от 23.12.2015 г.; Почетная грамота администрации ДОУ за участие в конкурсе фотографий и видеороликов в рамках городского форума «Образование Братска-2015».
VI. Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса. Член рабочей группы по разработке ООП ДО МБДОУ «ДСКВ № 49», выписка из приказа № 3 от 06.06.2014 г. заведующего МБДОУ «ДСКВ № 49». Разработчик адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушениями речи, выписка из приказа № 05 от 27.07. 2016 г. заведующего МБДОУ «ДСКВ № 49». Разработчик рабочей программы учителя-логопеда в группе детей компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, выписка из протокола педагогического совета № 2 от 11.11.20 14 г., выписка из приказа № 04 от 12.11.2014 г. заведующего МБДОУ «ДСКВ № 49» . Автор методической разработки по коррекции речевых нарушений у детей с аллергодерматозами, выписка из приказа № 03 от 15.04. 2016 г. заведующего МБДОУ «ДСКВ № 49».
VII . Методическая деятельность. Участие в работе Школы современного педагога, направление «Логопедия» МАУ «ЦРО» г. Братска, выполнила программу, участвовала в создании и представлении методического продукта. 2013-2014 г., Тема: «Активные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей, имеющими речевые нарушения», доклад из опыта работы, презентация практического материала; Сертификат, приказ МАУ «ЦРО» № 99 от 05.05.2014г.; Мастер-класс по теме «Логопедический массаж в коррекции артикуляционных расстройств», Сертификат МАУ «ЦРО», 2014г.; 2014-2015 г., Тема: «Дифференциальная диагностика дислалии и стертой дизартрии», доклад из опыта работы, презентация практического материала, Сертификат, приказ МАУ «ЦРО» № 139 от.28.05.2015г.; 2015-2016 г., Тема: «Обследование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с нарушениями речи» », доклад из опыта работы, презентация практического материала, Сертификат, приказ МАУ «ЦРО»№ 151 от 14.06. 2016г.
VIII. Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности. С 2014 года тема работы по самообразованию « Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с нарушениями речи». Муниципальный уровень: В рамках работы Школы современного педагога ДОУ открытый показ интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Пришла зима веселая», Сертификат МАУ «ЦРО» 2014/2015г.; В рамках работы Фестиваля сетевых педагогических сообществ города Братска открытый показ интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Встречаем весну», сертификат МАУ «ЦРО» 2015 г., приказ № 91от 07.04.2015г; В рамках работы Фестиваля сетевых педагогических сообществ города Братска показ открытого интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Ежик потерялся», приказ МАУ «ЦРО» № 79 от 30.03.2016 г.
VIII. Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности. Федеральный уровень: Опубликовала: Конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Пришла зима веселая», журнал «Созвучие» № 34, 2015 г.; Конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста «Навстречу весне», журнал «Созвучие» № 35, 2016 г.; Конспект логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для детей с ОНР «В поисках Нюши», журнал «Созвучие» № 37, 2016 г. Сертификат НАНООЦТР «Созвучие», серия СА№ 2016.02, подтверждается факт авторских публикаций в журнале «Созвучие »;
VIII. Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности. Авторская интерактивная презентация «Автоматизация звука «С» в скороговорках» - «В гостях у Свистелочки », Свидетельство о публикации в СМИ от 01.05.2016 г. - http://сайт/node/2263790 ; Картотека дидактических игр по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования, Свидетельство о публикации в СМИ от 01.05.2016 г. - http://сайт/node/2263755 ; Проект «Коррекция речевых нарушений у детей с аллергодерматозами », Свидетельство о публикации в СМИ от 01.05.2016 г..
Международный уровень: Диплом Департамента образования администрации города Братска за участие в XIV Международной Ярмарке социально-педагогических инноваций и личный вклад в развитие Российской системы образования, 25.04.2016 г.- 28.04.2016 г. - проект «Буду здоров!» - обобщение опыта работы по теме самообразования « Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с нарушениями речи». VIII. Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.
IX . Общественная деятельность как личный вклад в повышение качества образования. Руководитель творческой группы ДОУ по направлению «Речевое развитие», выписка из приказа № 3 от 12.08.2015 г. заведующего МБДОУ «ДСКВ № 49». Главный редактор газеты детского сада «Дошколенок», выписка из приказа ДОУ № 3/7 от 27.07.2016 г. заведующего МБДОУ «ДСКВ № 49 ». Участник детско-родительского клуба «Здоровая семья», справка заведующего МБДОУ «ДСКВ №49» по реализации работы детско-родительского клуба «Здоровая семья».
IX . Общественная деятельность как личный вклад в повышение качества образования. Социально-образовательное партнёрство: 2014 г.На базе МБДОУ «ДСКВ № 72» для детей с нарушениями зрения в рамках педагогического сотрудничества провела семинар-практикум
Министерство образования Чувашской Республики
Управление образования и молодежной политики
администрации г. Новочебоксарска
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14
с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла»
Портфолио
Степановой Раисы Камильевны
(за период с 2006 по 2009 учебные годы)
г. Новочебоксарск
Раздел 2 . «Научно-методическая деятельность»
Раздел 3.»Внеурочная деятельность»
· Работа по формированию первых классов.
· Обследование будущих первоклассников в детских садах.
Раздел 4. «Результаты педагогической деятельности »
· Все дети, посещавшие логопедический пункт, получили соответствующую помощь.
Раздел 5. «Учебно-материальная база»
Раздел 1. «Общие сведения об учителе»
font-size:14.0pt">
Учитель - логопед
1960 г рождения
Образование высшее (окончила Московский институт стали и сплавов физико-химический факультет по специальности «Металловедение, оборудование и технология термической обработки металлов », инженер – металлург в 1985 году).
Трудовой стаж – 29лет
Педагогический стаж – 16 лет
Стаж работы в МОУ «СОШ №14» г. Новочебоксарска 16 лет.
Повышение квалификации
№ п/п | Дата | Форма повышения квалификации | Тема | Кол-во часов | Документ, свидетельствующий о повышении квалификации |
10.11.2003 по 06.12.2003 | Курсы повышения квалификации Чувашский Республиканский институт образования | «Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений» | 144 часа | Свидетельство о повышении квалификации рег. № 000 |
|
06.08.2007 По 24.08.2007 | Краткосрочное повышение квалификации Чувашский Республиканский институт образования на базе межшкольного методического центра МОУ « СОШ №20» | «Обучение организации эффективной работы по использованию ИКТ» | 72 часа | Свидетельство о дополнительной профессиональной подготовке « Intel обучение для будущего» ЧЕ№07-1947 от 24 августа . Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации Рег.7492. |
|
17.08.09 по 27.08.09 |
Почетные грамоты и дипломы
№ | Наименование награды | Кем награждена | Номер приказа |
Почетная грамота | Администрация МОУ «СОШ № 14» | ||
Почетная грамота | Управление образования администрации г. Новочебоксарска | Приказ № 000 от 01.01.2001 |
|
Аттестация
№ п/п | Дата аттестации | Срок действия квалификационной категории | Дата и номер приказа |
|
17.01.2005 | Соответствует первой квалификационной категории. | С 01.01.2005 Сроком на пять лет | № 5 от 01.01.2001 |
|
Методическая литература на логопункте
1. Поваляева логопеда. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002г.
2. , Герман дошкольников правильной речи. – Чебоксары: «Чувашиздат»,1980г.
3. , Самсонова детей с нарушенным слухом в семье. – Москва: «Просвещение», 1991г.
4. , и др. Логопедия. В 2-х книгах.- Москва: «Просвещение», 1995г.
5. Гербова по развитию речи. – Москва: «Просвещение»,1987г.
6. Каше недостатков речи у дошкольников. - Москва: «Просвещение»,1971г.
7. Грендин Темпл. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма.- Москва: Центр лечебной педагогики,1999г.
8. , Либлинг ребенок, Пути помощи. - Москва: Теревинф, 2000г.
9. Косинова Е. Уроки логопеда. Игровые тесты.- Москва: «Эксмо», 2005г.
10. Ефименкова звуков речи у детей.- Москва: «Просвещение»,1987г.
11. Выгодская заикания у дошкольников в игровых ситуациях.- Москва: «Просвещение», 1993г.
Недостатком программ является то, что авторы не приводят тематическое планирование уроков для работы с учениками 4 классов с речевыми нарушениями, когда как у этих детей наблюдаются проблемы в запоминании терминологии.
Программа для 1 класса
(для учащихся с общим недоразвитием речи)
Данная программа построена на основе огромного опыта многих специалистов в области дефектологии . Учитывая трудности в развитии всех психических процессов, учитель-логопед помогает таким детям справиться с имеющимися у них нарушениями. Важнейшей особенностью программы является связь с программой начальной школы, но не тождественность ей.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей с программой 1 классов.
Ведущими идеями предлагаемой программы являются:
Занятия по ориентировке в пространстве и времени.
Осознание понятия « слово».
Осознание понятия « предложение».
Осознание понятия «звук» и «буква».
Осознание понятия «слог».
Обучение слогоразделу.
Обучение выделению ударного слога.
Обучение чтению с использованием понятий «гласные первого и второго ряда» и «твердые и мягкие согласные».
Введение обозначения мягкости согласного с помощью мягкого знака в середине и на конце.
Обучение письму.
Независимо от интеллектуального развития ребенка (бывали случаи присутствия в школе детей – олигофренов), все дети обучались письму и чтению. Конечно, качество письма и чтения у детей с задержкой психического развития желает лучшего, но на данном этапе ребенок в силу своих особенностей бывает часто на пределе своих возможностей.
Все работы письменные проводим в тетрадях для логопедических занятий. Контрольные работы проводим в тетрадях для контрольных работ , в которых дети работают и во втором классе. По ним можно увидеть градацию.
Данная программа обеспечена комплектом методической и дидактической литературы, позволяющей легко разрабатывать интересные уроки. Мною используется следующая литература:
1. , «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»: Пособие для логопеда.- М.:Просвещение,1991г.
2. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»: Пособие для логопеда - М. Просвещение, 1991г.
3. «Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи»: Пособие для логопедов и учителей.- М. Просвещение,1992г.
4. «Основы логопедии»: Учебное пособие для пединститутов.- М. Просвещение,1989г.
5. «Игры и игровые упражнения для развития речи»: Пособие для логопеда - М. Просвещение.1988.
6. «Коррекция звуков речи у детей»: Пособие для логопеда - М. Просвещение,1987г.
Программа для 2 класса (для учащихся с ОНР)
Программа затрагивает развитие ребенка по всем направлениям: идет работа не только над грамматикой, но и над развитием словаря, лексико-грамматической и синтаксической сторонами речи. Учебный материал излагается с учетом того, что первоначальные сведения о звуках и буквах, о словах и предложениях, полученные в 1 классе, помогут углубить знания детей. Так они узнают о простых и распространенных предложениях, о главных и второстепенных членах, о родственных словах. Будут учиться составлять рассказы по серии картинок, будут обогащать свой активный и пассивный словарь знанием новых слов и явлений и других понятий, неизвестных детям с ЗПР. Для дальнейшего уточнения пространственных представлений вводим понятие «предлоги», обогащая словарь такими понятиями как «времена года», « месяцы», «время суток».
Учебный материал помогает ребенку усваивать, например, по теме «Определение количества букв и звуков» еще и слова с «ь» на конце, единственное и множественное число , родственные слова.
Целесообразность такого подхода обусловлена самой концепцией концентрического обучения. Учащиеся получают первичную информацию об основных положениях построения предложения, учатся овладевать лексикой и грамматикой без употребления терминологии, что является очень трудным для таких детей не только на этом этапе, но и на протяжении всего времени обучения в школе.
В предлагаемой программе имеются занятия по следующим грамматическим темам:
Ø безударные гласные, проверяемые ударением.
Ø выделение твердости и мягкости согласных.
Ø обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Ø звонкие и глухие согласные.
Ø дифференциация согласных, смешиваемых по акустическому признаку.
Ø правила оформления предложений, порядок слов в них.
Ø деление слов на слоги, перенос.
Ø правописание сомнительных согласных на конце слова.
Ø подбор проверочных слов.
Ø мягкий знак на конце шипящих – правописание ча, ща, чу, щу, жи, ши.
Для развития языкового чутья дети пытаются отвечать на следующие вопросы, включенные по темам, перечисленным выше:
v «Кто где живет?»
v «У кого кто?»
v «Без кого кто?»
v «Кто на чем ездит?» (образование сложных слов)
v «Кто кем работает?»
v «Выдели кого? Что?»
Для развития синтаксической стороны речи используются рассказы лучших писателей (Ушинского «Рыжик», Тургенева «Воробей» и т. п.). Данная программа обеспечена комплектом методической и дидактической литературы, представленной выше.
Программа для 3 класса (для учащихся с ОНР)
Программа для 3 класса рассчитана на знания, полученные в 1-х и 2-х классах. Большое внимание в ней уделяется словообразованию , согласованию, управлению. Появляются такие понятия, как «суффикс», «приставки», «падеж». Поэтому предлагаемые для занятий темы:
состав слова
однокоренные слова
окончание
приставка, образование слов при помощи приставок
суффикс, образование слов при помощи суффиксов
дифференциация предлогов и приставок
согласование глаголов с существительными в роде и числе
согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе
падежи (каждый в отдельности).
Продолжается работа по обогащению синтаксической стороны речи. Рассматриваются повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения. Дети составляют сложные предложения из простых, составляют тексты из отдельных предложений. Данная программа обеспечена комплектом методической и дидактической литературы, представленной выше.
Программа для 4 класса (для учащихся с ОНР)
Программа была разработана логопедами школ совместно с работниками психологической службы г. Новочебоксарска. Темы подобраны согласно с программой начальной школы по русскому языку (4класс).
Цель программы: развитие у детей любознательности, стремления узнать новое, повышение их творческого потенциала для усиления мотивации к обучению в среднем звене.
В рамках этой программы рассматриваются следующие темы:
Методический и дидактический материал взят из собственного опыта и из литературы, представленной выше.
Специфика работы логопеда
Существует необходимость в занятиях по исправлению звукопроизношения, для чего я использую следующий план:
Подготовительный этап , целью которого является подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука, включает следующие работы:
1. Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата.
2. Развитие мелкой моторики рук.
4. Отработка опорных звуков.
Постановка звука, целью которого является добиться правильного звучания изолированного звука, включает следующие работы:
1. Объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука.
3.Отработка произношения изолированного звука.
Автоматизация звука, целью которой является добиться правильного произношения звука во фразовой речи, включает следующую работу:
Постепенное последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, поговорки, стихи).
Для работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, предлагается следующий план:
1. Работа по исправлению недостатков звукопроизношения:
а) подготовка к постановке звука;
б) постановка звука;
в) автоматизация звука;
г) дифференциация звука со смешиваемым звуком.
2. Развитие фонематического восприятия:
а) развитие способности узнавать и различать неречевые звуки;
б) развивать слуховое внимание и слуховую память;
в) учить различать одинаковые слова, звуки, ориентируясь на различную высоту, силу, тембр голоса;
г) учить различать слова, близкие по звуковому составу;
д) учить различать фонемы русского языка (гласные и согласные).
3.Фронтальные занятия:
1. Звуки русского языка.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 «Теремок» станицы Отрадной Краснодарского края
ПОРТФОЛИО
учителя-логопеда
Кузнецовой Елены
Александровны
ОБРАЗОВАНИЕ:
БЕРДЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ,1988 ГОД, С ОТЛИЧИЕМ.СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: «ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ», УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
МЕЖОТРАСЛЕВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПРИ КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПО ПРОГРАММЕ: «ДЕФЕКТОЛОГИЯ (ЛОГОПЕДИЯ)», ПРИСВОЕНО ПРАВО НА ВЕДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ДЕФЕКТОЛОГИИ (ЛОГОПЕДИИ), 2001 ГОД.
ЗАНИМАЕМАЯ ДОЛЖНОСТЬ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
СТАЖ РАБОТЫ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ: 27 ЛЕТ
В ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ: 22 ГОДА
В ДАННОМ УЧРЕЖДЕНИИ: 22 ГОДА
Мое профессиональное кредо:
Много воды утекло со времен первого логопеда - легендарного греческого оратора Демосфена, но миссия педагога такого профиля до сих пор является исключительной. У настоящего логопеда - разум педагога, душа психолога, голос, жесты и мимика актера, руки целителя и сердце гуманиста.
Приоритетные направления моей деятельности:
Использование современных образовательных (коррекционных) технологий, соответствующих ФГОС ДО
Применение ЦОР
http://pedstrana.ru/
http://konkurs-rf.ru/
http://logopedy.ru/portal/
http://logopediya.com/
http://mersibo.ru/front4_5
на сайте МБДОУ № 5 http://ds-5-o.ucoz.ru/
на собственном сайте http://сайт/ otradnaya .
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета
соответствует следующим характеристикам:
1. Комфортность и безопасность.
2. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.
3. Обеспечение индивидуальной детской деятельности.
4. Обеспечение возможности для исследования и обучения.
5. Функциональность предметной среды.
Программное обеспечение коррекционного процесса
Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО
Нетрадиционные формы работы с родителями:
-Общение учителя-логопеда с родителями по электронной почте
-Сайт МБДОУ № 5 http://ds-5-o.ucoz.ru/
-«Сетевой город» http://81.177.100.45/asp/Announce/ViewAnnouncements.asp
Участие в профессиональных конкурсах:
АКТЁРСКОЕ МАСТЕРСТВО МОГУ БЫТЬ И ЗАЙЧИКОМ И КОЛОБКОМ, КЛОУНОМ, МИШКОЙ И ДАЖЕ ГРИБКОМ, И ДЕДОМ МОРОЗОМ И БАБОЙ ЯГОЙ, НЕ ОБОЙТИСЬ БЕЗ АРТИСТКИ ТАКОЙ!
«Аттестационный портфолио учителя-логопеда»
Методические рекомендации «Аттестационный портфолио учителя-логопеда», разработанны творческой группой учителей-логопедов (Протокол заседания творческой группы № 10 от 17января 2013г.) на основе районного Положения о портфолио педагога (методические рекомендации МОУ ДПО ИМЦ № 74 от 19 мая 2009г.), в котором описаны цель, задачи и функции портфолио педагога с учетом рекомендуемой АО ИППК РО методики оценки продуктивности деятельности учителей-логопедов.
Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений. Портфолио, являясь современной формой оценивания, позволяет в процессе проведения аттестации фиксировать и осуществлять экспертизу индивидуальных достижений школьников, педагогов и образовательного учреждения в целом.
Накопление и систематизация документов портфолио ведется в течение всей профессиональной деятельности педагога в образовательном учреждении. Ведение портфолио предполагает предоставление отчета педагога, видение «картины» значимых профессиональных результатов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального профессионального роста, демонстрацию результативности его работы.
Учитывая специфику профессиональной деятельности учителя-логопеда, рекомендуется первую часть портфолио «Анализ деятельности» представить следующими разделами:
Раздел 1. Общие сведения об аттестуемом (Приложение 2)
Фамилия, имя, отчество
Дата рождения
Образование
Общий трудовой стаж, педагогический стаж, стаж работы в данной должности
Повышение квалификации
Награждения (муниципального уровня, регионального уровня, отраслевые награды, почётные звания).
Раздел 2. Описание системы работы учителя-логопеда (объём до 5 страниц)
Описание системы работы учителя-логопеда: задачи деятельности и обобщенный опыт работы, отражающий теоретический, методический и прикладной аспекты практической деятельности педагога по всем основным направлениям деятельности (аналитико-диагностическая, профилактическая, коррекционно-развивающая, методическая, консультативная работа).
Раздел 3. Характеристика условий труда учителя-логопеда
Программы, по которым работает педагог; учебно-методический комплекс, включая цифровые образовательные ресурсы.
Материально-техническое обеспечение, создание условий для развития каждого обучающегося, воспитанника.
Раздел 4. Характеристика использования современных образовательных технологий и методик, эффективность применения их в практической профессиональной деятельности (Приложение №3).
Раздел5. Результаты педагогической деятельности (за межаттестационный период)
5.1. Результаты обучающихся (воспитанников)
Результаты освоения обучающимися (воспитанниками) учебного материала по программе (в динамике) (Приложение №4);
Динамика результатов коррекционно-развивающей работы с обучающимися (воспитанниками)(Приложение №5);
Организация индивидуальной работы с обучающимися (воспитанниками) (в динамике) (Приложение №6);
Индивидуальные и коллективные достижения обучающихся (воспитанников) в конкурсах, проектах, смотрах, выставках, концертах, фестивалях, соревнованиях и т. д. (Приложение № 7).
5.2.Участие в методической работе
Самообразование (Приложение №8);
Руководство методическими объединениями, методическими и цикловыми комиссиями, кафедрами, ресурсными центрами (Приложение №9);
Руководство (участие) в проблемной, творческой группе и др. (Приложение №10).
5.3. Представление педагогического опыта
Проведение открытых мероприятий (уроков, занятий, консультаций, мастер-классов, семинаров и т. д.) с участниками образовательного процесса (Приложение №11);
Выступления на педагогическом, методическом совете, семинаре, районном методическом объединении, методическом объединении образовательного учреждения, педагогических чтениях, научно-практических конференциях и т. д. (Приложение №12);
Участие педагогического работника в конкурсах профессионального мастерства (очных, заочных) (Приложение №13):
Участие педагогического работника в проектах, концертных программах, фестивалях, спортивных соревнованиях, выставках, социально-образовательных инициативах, исполнение сольных концертных программ (роли/партии) и т. д. (Приложение №14);
Наличие авторских программ, учебно-методических материалов, дидактических пособий, наглядного материала, презентаций, творческих работ, публично представленных; произведений изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного искусства, (имеющих рецензии/отзывы/ для высшей категории - внешние) (Приложение №15);
Наличие публикаций (авторских, в соавторстве): программ, методических, научно-методических разработок, статьи, учебника, учебного пособия; творческой работы, публично представленной, опубликованной, имеющейся в виде аудио- и видеозаписи, и т. д. (Приложение №16).
5.4. Инновационная деятельность
Участие в проектной, исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности, в т. ч. по грантам, научным программам и т. д. (Приложение №17).
5.5. Экспертная деятельность и профессиональная активность учителя-логопеда
Участие в качестве члена жюри конкурсов, олимпиад, судьи спортивных соревнований, эксперта ЕГЭ, аккредитации ОУ, регионального банка экспертов, члена региональной аттестационной комиссии, подкомиссии, ПМПК, КДН (Приложение №18);
Руководство практикой студентов, наставничество (Приложение №19);
Руководство музеем, научным обществом, объединением учащихся (студентов), педагогическим, родительским клубом, волонтерским движением воспитанников, лекторской группой учащихся, агитбригадой, КВН и т. д. (Приложение №20).
Раздел 6. Отзывы участников образовательного процесса о работе учителя-логопеда в межаттестационный период
В данном разделе можно представить результаты анкетирования участников образовательного процесса.
Вторая и третья части портфолио учителя-логопеда «Достижения педагога» и «Достижения учащихся» должны содержать сертифицированные (документированные) достижения учителя-логопеда и учащихся (воспитанников) в различных областях. Сюда прилагаются ксерокопии дипломов, сертификатов, конспектов мероприятий, статей, проектов, договоров, детских наград и работ и т.д.
Оформление портфолио
Целесообразно включить в структуру портфолио часть «Оглавление» с перечнем материалов, включенных в соответствующие разделы портфолио. Портфолио должно иметь сквозную постраничную нумерацию, номера страниц указываются в оглавлении.
Документы и материалы предоставляются в копиях, заверенных руководителем образовательного учреждения, и вкладываются в отдельные файлы папки
Приложение 1
Титульный лист
Название образовательного учреждения (по Уставу)
Портфолио
Ф.И.О. педагога, специальность
Название населённого пункта, год
Приложение 2
Раздел 1. Общие сведения о педагоге
1.Ф.И.О.______________________________________________________________________
2. Дата рождения_____________________________________________________________
3. Образование______________________________________________________________
(название учебного заведения, год окончания, специальность, квалификация)
4. Общий трудовой стаж с____________________(число, месяц, год)
5. Стаж педагогической работы с____________________(число, месяц, год)
6. Стаж работы в данной должности с____________________(число, месяц, год)
7. Повышение квалификации (название учреждения, тема, год, количество часов)
_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9. Награждения
Название награды | Год присвоения |
Приложение 3
Использование современных образовательных технологий и методик
Приложение 4
Результаты освоения обучающимися (воспитанниками)
учебного материала по программе (в динамике)
Приложение 5
Динамика результатов коррекционно-развивающей работы с обучающимися (воспитанниками)
Экран наполняемости логопедического пункта ДОУ
Учебный год | Учебный год | Учебный год | |||||
Количество детей, зачисленных на начало учебного года | Количество детей, прошедших коррекцию в течение года | Количество детей, зачисленных на начало учебного года | Количество детей, прошедших коррекцию в течение года |
||||
Дети с ФНР | |||||||
Дети с ФФНР | |||||||
Дети с ОНР (3 ур.) | |||||||
Дети с ЗПР | |||||||
Всего |
Экран наполняемости школьного логопедического пункта
Классификация нарушений | Учебный год | Учебный год | Учебный год | |||||
Количество детей, зачисленных на начало учебного года | Количество детей, прошедших коррекцию в течение года | Количество детей, зачисленных на начало учебного года | Количество детей, прошедших коррекцию в течение года | Количество детей, зачисленных на начало учебного года | Количество детей, прошедших коррекцию в течение года | |||
Фонетические нарушения | ||||||||
Фонетико-фонематические нарушения | ||||||||
у ребёнка с ЗПР | ||||||||
ОНР | без фонетических нарушений | |||||||
с фонетическими нарушениями | ||||||||
Нарушения письма, обусловленные | Элементами ОНР | |||||||
Фонематическими нарушениями | ||||||||
Всего |
Динамика речевого развития детей с ФНР, ФФНР (%)
Состояние речи | Качество речи в _____ уч.году | Качество речи в _____ уч.году | Качество речи в _____ уч.году | |||||||
ФНР | ФНР | ФНР | ФФНР | ФНР | ФФНР | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
|||||
Звукопроизношение | ||||||||||
Фонематические процессы |
Динамика речевого развития детей с ОНР (%)
Состояние речи | Качество речи в _____ уч.году | Качество речи в _____ уч.году | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
||
Звукопроизношение | |||||||
Фонематические процессы | |||||||
Словарный запас | |||||||
Грамматический строй | |||||||
Речевое развитие в целом |
Динамика речевого развития детей логопедического пункта ДОУ (%)
Состояние речи | Качество речи в _____ уч.году | Качество речи в _____ уч.году | Качество речи в _____ уч.году | ||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
||
Звукопроизношение | |||||||
Фонематические процессы | |||||||
Словарный запас | |||||||
Грамматический строй | |||||||
Речевое развитие в целом |
Динамика речевого развития детей с нарушениями устной и письменной речи на школьном логопункте (%)
Качество коррекции Уч.год | Качество коррекции Уч.год | Качество коррекции Уч.год | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |||
Фонетические нарушения | ||||||||
Фонетико-фонематические нарушения | ||||||||
Несформированность языковых средств у ребёнка с ЗПР | ||||||||
ОНР | без фонетических нарушений | |||||||
с фонетическими нарушениями | ||||||||
Нарушения письма, обусловленные | Элементами ОНР | |||||||
Фонематическими нарушениями |
Приложение 6
Организация внеурочной деятельности (индивидуально, дополнительной работы)
С обучающимися (воспитанниками)
Приложение 7
Индивидуальные и коллективные достижения обучающихся
Название |
НЕМНОГО О СЕБЕ Мне 36 лет, из них 15 лет я работаю логопедом в ГУЗ «Киселёвский дом ребёнка». Мои воспитанники – это дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию, дети – инвалиды. Страшно подумать, что все эти слова имеют отношение к малышам в возрасте от рождения до лет. Цель моей профессиональной деятельности – педагогическая абилитация. Но как же трудно достигать этой цели, работая с таким контингентом детей, которые не знают материнской ласки и простых человеческих радостей. Поэтому скажу просто – я стараюсь вернуть им украденное ДЕТСТВО! Пусть дети подольше остаются детьми. Ведь ДЕТСТВО бывает в жизни только раз!
МОЙ КАБИНЕТ Уголок познавательно – исследовательской деятельности Цели: Развитие сенсорного восприятия форм, размера, цвета. Развитие речи, тонкой моторики. Формирование мыслительных операций (сравнения, анализа, синтеза). Уголок для проведения индивидуальных занятий Уголок для проведения подгрупповых занятий Комплекс воды и песка Цели: Знакомить детей со свойствами воды и песка. Развивать мелкую моторику рук, формировать орудийные действия. Обогащать сенсорный опыт детей.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЁНКА Поступление ребёнка в учреждение Комплексное всестороннее изучение ребёнка Составление индивидуального плана развивающей работы Формулирование объективного заключения Реализация задач, заложенных в плане Анализ динамики развития ребёнка.
Ежегодно принимаю участие во Всероссийских и Региональных научно- практических конференциях, представляю свои работы в виде стендовых докладов и публикаций. За высокий профессионализм награждена Почётной грамотой Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области.
ПЕРСПЕКТИВЫ Разработка и внедрение в практику программы «Мы вместе». Целью которой является создание ситуации сотрудничества между специалистами дома ребёнка и приёмными родителями (усыновителями) на этапе подбора ребёнка и принятия окончательного решения.
В 2012 году на сайте Логопед – волшебник был объявлен конкурс на звание «Лучшего логопеда 2012 года». По условиям конкурса нужно было написать эссе на тему «Почему именно я лучший логопед». Представляю вашему вниманию свою работу, занявшую первое место!
Семнадцать лет назад, стоя на пороге взрослой жизни, я не могла с уверенностью сказать, кем же хочу стать. Выбор профессии скорее был продиктован заказом общества - новая, перспективная, востребованная. Но иногда судьба подкидывает нам счастливые билеты, с которыми мы идём по дорогам жизни. Именно таким подарком судьбы для меня и стала профессия логопеда. Четыре года студенческой жизни пролетели незаметно и легко. И вот опять настало время принимать решение – куда пойти работать? И снова судьба подкидывает билетик, с которым я иду по жизни вот уже 13 лет – это государственное учреждение здравоохранения « Киселёвский дом ребёнка ». Мои воспитанники – это дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию, дети – инвалиды. Страшно подумать, что все эти слова имеют отношение к малышам в возрасте от рождения до трёх лет. Цель моей профессиональной деятельности – педагогическая абилитация. Но как же трудно достигать этой цели, работая с таким контингентом детей, которые не знают материнской ласки и простых детских радостей. Поэтому скажу просто – я стараюсь вернуть им украденное детство! Соответствовать критерию « лучший » в любой области очень сложно. Что значит « лучший логопед » с позиции родителя? Это специалист, желательно с высшей категорией, с опытом работы не менее 3 лет, который имеет хорошие рекомендации, умеет найти ключик к каждому ребёнку, и, желательно, быстро исправит все недостатки речи. Но … Как бы нам этого не хотелось, одними усилиями логопеда добиться быстрых и качественных результатов очень сложно. Поэтому хороший логопед, должен быть хорошим дипломатом и психологом, чтобы суметь призвать любого родителя к себе в помощники. Что значит « лучший логопед » с позиции руководителя? Это специалист с активной жизненной позицией, творчески относящийся к делу, имеющий высокие результаты коррекционно – развивающей работы и положительную динамику в развитии детей, качественно выполняющий свои функциональные обязанности. Но … На сегодняшний день качество труда специалиста нередко определяется по наличию или отсутствию планов, отчётов, заключений, то есть огромного количества бумаг. Причём требования к оформлению и содержанию этих бумаг очень часто меняются. Данный вид работы напрочь убивает творчество и отнимает время от занятий, проведенных с детьми. Что значит « лучший логопед » с позиции других логопедов? Здесь важно суметь завоевать авторитет или внести « изюминку » в свою работу. В данном вопросе большое значение имеют личностные качества логопеда, его амбиции в отношении профессиональной деятельности. Ну, и самая главная оценка « лучшего логопеда » с позиции детей! Это логопед – волшебник, логопед – затейник, тот, с которым всегда интересно и весело. Лучший логопед умеет превращать тяжкий труд в удовольствие и радость. И если лица детей светятся неподдельным интересом, и они бросают игру, когда заходит логопед – значит он лучший в их глазах! Почему я претендую на звание лучшего логопеда? Наверное, потому что люблю детей, а моя профессия изо дня в день даёт мне возможность открывать и наслаждаться удивительным миром детей. Она не позволяет мне утонуть в рутине, а каждый день приносит радость открытия. Работа в доме ребёнка расширяет функции логопеда до необъятных широт материнской заботы. Именно я вижу первую улыбку, слышу гуление и лепет своих « пациентов », знаю, когда они сделали свои первые шаги и когда научились говорить « мама ». Все они разные, но для каждого я - лучшая, как и все мамы для своих детей! Желаю каждому логопеду стать лучшим в глазах многих, но в первую очередь в глазах своих учеников!
ЧУДЕСА ТАМ, ГДЕ В НИХ ВЕРЯТ, И ЧЕМ БОЛЬШЕ ВЕРЯТ, ТЕМ ЧАЩЕ ОНИ СБЫВАЮТСЯ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Вы можете написать мне – - c удовольствием отвечу на Ваши вопросы, поделюсь опытом.