Имя Лилия: значение, происхождение и тайна. Цветы и растения

Белая чудная лилия - этот символ невинности и чистоты - имеет также в мифологии свою интересную легенду. Греки приписывали ей божественное происхождение; по их словам, она выросла из молока матери богов - Юноны.

Рассказывают, что фиванская царица красавица Алкмена, мать Геркулеса, боясь мести ревнивой Юноны, чтобы укрыть рожденного ею от Юпитера Геркулеса, положила его под густой кустарник; но Минерва, знавшая божественное происхождение малютки, нарочно повела Юнону к этому месту и показала ей бедного, покинутого своей матерью ребенка. Здоровый, прелестный мальчуган очень понравился Юноне, и как защитница и покровительница всех новорожденных она согласилась дать томившемуся от жажды малютке пососать своего молока. Но мальчик, почувствовав в ней инстинктивно своего врага, так сильно укусил ее, что она, вскрикнув от боли, грубо оттолкнула его. Молоко брызнуло и, разлившись по небу, образовало Млечный путь, а несколько капель его, упав на землю, превратилось в лилии. По этой-то причине цветы эти у греков носили также название и роз Юноны.




И у древних иудеев цветок этот пользовался большой любовью и славой непорочности. По еврейским сказаниям, он рос в раю как раз во время искушения Евы диаволом и мог оскверниться им; но и среди искушения остался он так же чист, как был, и ничья грязная рука не осмелилась коснуться его. Вследствие этого евреи украшали им не только священные алтари свои, но нередко и чело своих венценосцев, как, например, царя Соломона. А великий тирский архитектор, строивший храм Соломона, придал изящную форму лилии чудным капителям громадных колонн этого храма и украсил изображениями лилии его стены и потолок, разделяя с евреями мнение, что цветок этот красой своей будет способствовать усилению молитвенного настроения среди молящихся в храме. По этой же причине, вероятно, Моисей приказал изображением лилии украшать седьмисвечник и придавать ее форму купели, где умывался первосвященник.

Существует также предание, что под лилией находилась колыбель Моисея, но, конечно, не под белой, а под желтой, которая обыкновенно растет среди тростников и камышей.




Лилия встречается и у египтян, у которых ее изображение то и дело попадается в иероглифах и обозначает то кратковременность жизни, то свободу и надежду. Кроме того, белыми лилиями, по-видимому, украшали тела умерших молодых египетских девушек; подобная лилия была найдена на груди мумии молодой египтянки, хранящейся теперь в Луврском музее в Париже. Из этого же цветка египтяне готовили знаменитое в древности благовонное масло - сузинон, о котором подробно говорится у Гиппократа в его трактате «О природе женщины».

Немалую роль играла лилия и у римлян, особенно в их цветочных празднествах, посвященных богине весны - Флоре.

Празднества эти происходили ежегодно в последних числах апреля и представляли собой игрища, где женщины при звуках труб и литавров состязались в борьбе и беге. Победительницы получали в награду венки из цветов, их засыпали, как это и ныне часто делается при чествовании победителей на играх, целым дождем цветов. При поднесении венков появлялась статуя самой богини, украшенная цветами и гирляндами и покрытая розовым покрывалом, которое она придерживала правой рукой; в левой же у нее находились горох и бобы, которые эдилы во время этих игр бросали горстями, как лакомства, римской черни. Празднества эти были основаны возлюбленной Помпея, Аккой Лауренцией, которую за необычайную красоту другой ее поклонник, Цицелий Метелл, причислил даже к сонму богинь, поставив ее изображение в храме Кастора и Поллукса.




Лилия встречалась также и в древнегерманской мифологии, и бог грома Тор всегда изображался держащим молнию в правой руке, а скипетр, увенчанный лилией, в левой. Ею же украшалось чело древних обитателей Померании во время празднеств в честь богини весны, а благоухающий ее венчик служил в германском сказочном мире волшебным жезлом для Оберона и жилищем маленьких сказочных созданий - эльфов.




По этим сказаниям, каждая лилия имеет своего эльфа, который вместе с нею родится и вместе с нею умирает. Венчики этих цветов служат этим крошечным созданиям колокольчиками, и, качая их, они созывают на молитву своих благочестивых собратьев. Молитвенные эти собрания происходят обыкновенно в поздний вечерний час, когда в садах все успокоилось и погрузилось в глубокий сон. Тогда один из эльфов бежит к гибкому стеблю лилии и начинает его качать. Колокольчики лилий звонят и будят своим серебристым звоном сладко спящих эльфов. Крошечные существа просыпаются, вылезают из своих мягких постелек и молча с важностью отправляются в венчики лилий, которые служат им в то же время как бы молельнями. Здесь они преклоняют свои колена, складывают набожно ручки и благодарят в горячей молитве Создателя за ниспосланные им блага. Помолившись, они так же молча спешат назад в свои цветочные люлечки и вскоре опять засыпают глубоким, беспечным сном...




Но нигде лилия не имела такого исторического значения, как во Франции, где с ней связаны имена основателя французской монархии Хлодвига, королей Людовика VII, Филиппа III, Франциска I и целая легенда о появлении ее на знамени французских королей. Об этом появлении знаменитых трех золотых лилий старинные предания сообщают следующее.

Хлодвиг, будучи еще язычником, видя в сражении при Толбиаке, что аллеманы4, с которыми он вел войну, берут верх над его воинами, воскликнул: «Христианский Бог, Бог, которому поклоняется моя жена Клотильда (дочь короля Хильпериха, христианка), помоги мне одержать победу, я верю в Тебя!» И тогда внезапно явился ему ангел Божий с ветвью лилий и сказал, чтобы отныне он сделал этот цветок своим оружием и завещал его своим потомкам. В ту же минуту солдат Хлодвига охватило необычайное мужество, с обновленными силами они устремились на врага и обратили его в бегство. В благодарность за это Хлодвиг в 496 году н.э. отправился в Реймс и со всеми своими франками, их женами и детьми принял святое крещение. И вот с этих-то пор лилия становится во Франции эмблемой королевской власти под сенью церкви.

Но полученная от ангела Хлодвигом лилия, по мнению многих ученых, была не белая, а огненно-красная. Это был, по их мнению, тот самый цветок, который рос в Восточной Фландрии, в речке Ли (Lys), вливающейся в Шельду, где произошла битва Хлодвига, после которой победоносные воины его, нарвав лилий, возвратились на родину с венками из этих цветов на голове. От названия этой же речки, вероятно, произошло и французское название цветка - (Ли, лис).




Избирает лилию своей эмблемой и Людовик VII, когда, отправляясь во второй крестовый поход как начальник отдельного отряда, по обычаю того времени, должен был избрать себе какой-нибудь девиз для помещения на знамени.

Он избирает ее, с одной стороны, потому, что название ее, произносившееся тогда Loys (Лои), имеет некоторое сходство с его именем - Louis (Луи), а с другой, в воспоминание о том, что король Хлодвиг с ее помощью одолел врагов христианства; он же идет тоже на борьбу с неверными. Кроме того, эти лилии должны были напоминать его воинам еще и геройский подвиг государя, который изгнал из их отечества римлян и был снователем французской монархии.




В Германии с лилией связано также немало сказаний о загробной жизни.

Она, как и надгробная роза, служит у немцев свидетельством то преданности, то посмертной мести покойника. По народному поверию, ее никогда не сажают на могилу, а она сама вырастает здесь под влиянием какой-то невидимой силы, и вырастает преимущественно на могилах самоубийц и людей, погибших насильственной и вообще страшной смертью. Если она вырастает на могиле убитого, то служит знаком грозящей мести, а если на могиле грешника - то прощения и искупления им грехов.




Такое поверье даже рассказано в известной средневековой балладе «Слуга убийцы».

Баллада эта рассказывает , как одна благородная дама по желанию своего возлюбленного уговорила преданного ей слугу убить своего мужа, напав на него врасплох среди поля. Слуга выполняет поручение, прекрасная дама хвалит его и щедро награждает; но когда она проезжает на своем сером коне по полю, где совершено убийство, то вдруг растущие тут белые лилии начинают грозно кивать ей головками. Страх и угрызение совести овладевают ею, ни днем, ни ночью она не находит более покоя и идет в монастырь.

На лилиях же, выражающих искупление грехов, появляются всегда какие-нибудь написанные золотыми буквами слова. О таких словах говорится в средневековых песнях о рыцарях-разбойниках Шютензаме и Линденшмите, пойманных и казненных нюрнбергцами, а также в песне о графе Фридрихе, убившем нечаянно выпавшим у него из ножен мечом свою невесту. В отчаянии ее отец убивает его, и песня кончается словами: «Прошло три дня, и на его могиле выросли 3 лилии, на которых было написано, что Господь принял его к себе, в свои святые обители».




Некоторые кавказские лилии могут под влиянием дождя желтеть и краснеть, и потому кавказские девушки пользуются ими для гадания.

Избрав бутон лилии, они раскрывают его после дождя, и если он окажется внутри желтым, то суженый их неверен, если же красным - то по-прежнему любит.
















Лилия

ЛИЛИЯ (Lilium). Некоторые исследователи выводят слово лилия от древнегреческого κρίνον, или от древнегалльского «ли –ли», что в обоих случаях означает - «белый – белый».

Практически у всех народов цветок лилии является символом чистоты, непорочности, невинности. Не случайно лилии - цветы невест.

По преданию эти цветы возникли из слез Евы, изгнанной вместе с Адамом из райского сада. Горько плакала она, и там, куда падали ее слезы, распускались белоснежные лилии.

Сортов и расцветок лилий множество. О красной лилии говорят, что она изменила цвет в ночь перед крестным страданием Христа. Когда он проходил по Гефсиманскому саду, то в знак сострадания и печали перед ним склонили головы все цветы кроме лилии, которая хотела, чтобы он насладился её красотой. Но когда взгляд Христа упал на неё, то румянец стыда за свою гордость в сравнении с его смирением разлился по её лепесткам и остался навсегда.

На Украине лилию, как символ невинности и непорочности, издревле вышивали на свадебных рушниках невесты. Желая счастливой жизни девушке, говорили: пусть твой путь будет усыпан розами и лилиями.

Молва приписывает ей волшебные свойства. Ее наделяли способностью охранять людей, она могла дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, наделить талантом, но могла и погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами. Считалось, что отправляясь в далекое путешествие, необходимо зашить в ладанку кусок корневища кувшинки и повесить себе на шею. Отправляясь в дальний путь, осторожные люди ограждали себя заклинанием: «Еду я во чистом поле, а во чистом поле растет одолень-трава. Одолень-трава! Не я тебя поливал, не я тебя породил; породила тебя мать сыра земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы-самокрутки (женщины, вышедшие замуж тайком, против воли родителей). Одолень-трава! одолей ты злых людей: лихого бы на нас не думали, скверного не мыслили, отгони ты чародея, ябедника, одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды!.. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца во всем пути, и во всей дороженьке».

Символом ее был двенадцатилучевой крест или двойной коловрат. В народе считали, что одолень трава способна прогонять злых Трясовиц, насылающих все болезни, очищая душу и тело, и звать сестер Берегинь, сохраняющих и оберегающих все живое.

Имя Богини Берегини лежит в основе слова «оберег». Некоторые ученые считают, что название «берегиня» сходно с именем громовержца Перуна и с древнеславянским словом «прегыня» - «холм, поросший лесом». В свою очередь, это слово родственно слову «брег», «берег». Ритуалы по вызову, заклинанию берегинь свершались обычно на возвышенных, холмистых берегах.

Интересно отметить, что название «одолень трава» носит не только белая кувшинка. В разных регионах России и Украины так называют еще не менее шести растений (по крайней мере, больше мне не удалось отыскать). Правда, в отличие от кувшинки белой народное сознание акцент здесь делает не на их магической силе, а на целебных свойствах. Это зверобой, молочай болотный, синюха голубая, валериана лекарственная, крапивник (крапива двудомная), корешки тимофеевки.

Все они обладают довольно широким спектром лечебных свойств, исстари использовались в народной медицине, не забыты и поныне, отнесены официальной медициной к лекарственным травам.

tagPlaceholder Tags: цветы

Белые лилии многие народы с незапамятных времен связывали с непорочностью, невинностью и чистотой. А древние египтяне считали, что эти цветы выражают кратковременность жизни, свободу и надежду. В Луврском музее в Париже хранится мумия молодой египтянки с белой лилией на груди. Из этого же цветка египтяне готовили знаменитое в древности благовонное масло, о котором говорит Гиппократ в своем трактате "О природе женщины". Лилия получила свое название от древнегалльского слова "ли-ли", что в буквальном смысле означает "белый-белый".

Первые изображения ее встречаются на критских вазах и фресках, начиная с 1750 года до нашей эры, а затем - у древних ассирийцев, египтян, греков и римлян.

В Персии во времена царствования Кира лилия была основным украшением газонов, внутренних двориков и водоемов. Столица Древней Персии Суза называлась городком лилий, и на гербе ее было изображено несколько цветов этого величественного растения.

Древние греки приписывали лилиям божественное происхождение. Согласно преданию, белые лилии возникли из капель молока Геры - супруги владыки богов Зевса. Фиванская царица Алкмена тайно родила от Зевса мальчика Геракла, но, боясь наказания жены Зевса, Геры, спрятала новорожденного в кустах. Однако Гера случайно обнаружила малыша и решила покормить его грудью. Но маленький Геракл почувствовал в Гере врага и грубо оттолкнул богиню. Молоко брызнуло на небо, отчего образовался Млечный Путь, а те несколько капель, что упали на землю, проросли и превратились в лилии .

От IV века до нашей эры дошли сведения о том, что великолепный сад афинской красавицы Фрины утопал в белых лилиях.

Молодые римлянки в честь цветка соревновались в беге на празднике Флоры (флоралии), где победительницу непременно украшали венком белых лилий, и каждая девушка тешила себя надеждой заполучить подобный венок. У древних римлян лилии служили признаком изысканного вкуса, богатые патриции украшали ими свою одежду и колесницы.

Еще за несколько тысячелетий до нашей эры лилии культивировали не только как декоративные, но и как лекарственные, косметические и пищевые растения.

С распространением христианства белая лилия продолжала олицетворять собой чистоту и стала "цветком девы Марии". По преданию, архангел Гавриил явился к святой деве Марии с белой лилией в руке (правда, по другой версии, он пришел с оливковой ветвью). По христианской легенде, белая лилия выросла из слез Евы, изгнанной из рая.

Оранжево-красные лилии , также известные со времен античности, символизировали кровь Христа.

В средневековой Германии о лилии ходило немало легенд как о цветке загробной жизни и искупления грехов. По преданиям других народов, лилия появляется на могилах невинно осужденных людей.

Немцы верили, что каждая лилия имеет своего эльфа, который вместе с нею родится и с нею умирает. Днем эльфы спят глубоко внутри цветка. А поздно вечером один из эльфов начинает раскачивать стебелек с цветком. Раскачиваясь, цветок звенит. Все эльфы просыпаются и отправляются в венчики лилий для молитвы. Помолившись, они спешат назад в свои цветочные люлечки и вскоре засыпают в них беспечным сном, свернувшись калачиком.

Когда наступило мрачное средневековье с его зловещей "святой" инквизицией, та же самая лилия стала вдруг цветком позора. Лилию католическая церковь начинает использовать в ритуале сожжения "грешниц" на Кострах. Красивейший цветок был превращен в символ мракобесия, надругательства над людьми. Знаком лилии клеймили преступников. Именно с тех пор лилию в Европе не принято дарить в честь какого-либо светлого события, в том числе и на свадьбах (на Востоке же лилия до сих пор "светлый" цветок, и, наоборот, у них не принято дарить ее на похоронах).

На Руси белая лилия считалась символом непорочности и чистоты, потому их часто дарили невестам. Чтилась лилия на Руси и как символ мира.

Красота и изящество белой лилии находили отражение в народных песнях, легендах, былинах, во многих художественных произведениях.

Темной ночью белых лилий
Сон неясный тих.
Ветерок ночной прохладой
Обвевает их.
Ночь их чашечки закрыла,
Ночь хранит цветы
В одеянии невинном
Чистой красоты.

Особую роль лилия сыграла в истории Франции. Основатель Франкского государства король Хлодвиг I в V веке одержал победу над германцами на берегах реки Ли, где росли лилии . Победители возвращались с поля битвы, украшенные лилиями, и с тех пор на знаменах и на гербе Франции красуются три лилии , олицетворяя три добродетели - сострадание, правосудие и милосердие.

Более 300 лет назад были отчеканены монеты - "золотые и серебряные лилии ". Изображение этого цветка встречается и на королевской печати, оно служит украшением стен и мебели во дворцах.

Цветы лилий заполняли монастырские сады, и Францию называли королевством лилий.

У парижского Лувра, известного музея хранителя сокровищ искусств, воздвигнут отливающий золотом памятник Жанне д"Арк. Народная героиня в рыцарских доспехах сидит на коне и держит в руках копье со знаменем. За подвиги во имя родины ее после смерти стали называть "де ли" ("лилейная"). В гербе Жанны д"Арк на синем фоне изображен меч с двумя лилиями по сторонам и венком из лилий сверху.

Лилии - первоклассные декоративные растения, и начало их культуры восходит к далекому прошлому. Древнейшая из культивируемых растений лилия белоснежная в диком виде встречается в Ливане, Палестине и Сирии.

Люди давно научились выращивать в садах белые, желтые, красные и красные в крапинку лилии , которые называются тигровыми.

В России белые лилии начали культивировать при Петре I. И если белая лилия является символом невинности и чистоты, то красная олицетворяет застенчивость, ибо по ее лепесткам как бы разлилась краска стыда.

Нельзя не вспомнить красную саранку (по-сибирски "сарана") - лилию узколистную. Она растет в Сибири, и из всех лилий красная саранка - самая нарядная. И на нее распространяется правило тайного числа три - характерного для всех лилейных растений. В цветке три наружных лепестка и три внутренних. Тычинок - тоже три и три. Даже центр цветка - завязь пестика - из трех долек! Если белая лилия по виду холодна, строга, равнодушна, то саранка явная ее противоположность. Лепестки ее цветов точно вывернуты наизнанку. Кажется, саранка вот-вот готова пуститься в пляс.

Сибирская легенда повествует о том, что лилия саранка выросла из сердца казачьего атамана Ермака, погибшего в 1585 году при завоевании Сибири, и с тех пор цветок придает мужество и стойкость воинам.

Легенда о саранке ожила во время Великой Отечественной войны, воодушевляя на подвиги воинов-сибиряков. Сибирские старожилы уверяют: "Кто хоть раз прикоснется к саране, тот на всю жизнь будет сильным и смелым".

В Беларуси саранка и кудреватая лилия растут в тенистых лесах, на опушках. Они занесены в Красную книгу.

В настоящее время насчитывается свыше 3000 сортов лилии , и число это постоянно растет за счет получения новых гибридных декоративных форм. А каким запахом обладают лилии ! Чуть не половина всех сортов имеет тонкий, нежный аромат.

Но самой прекрасной из всех считается лауенбургская лилия. Когда она впервые расцвела, то выглядела столь нарядно, что дикие цветы склонили перед ней венчики, деревья затрепетали листьями, а воздух был напоен чудесным запахом. С влагой в венчике она была похожа на жемчужину.

"Камень паросский своей белизною, а нард ароматом лилию не превзойдут. Я полагаю, что следом за золотом роз подобает лилий идти серебру; ведь своим ароматом и видом лилия, как полагают, и роз красоте не уступит:" - так величественно и вдохновенно отзывается о цветке французский врач Одо из Мена. Самой редкой, и, следовательно, самой ценной из лилий считается лилия королевская, родиной которой является Западный Сычуань в Китае, узкая долина, затерянная среди гор. В 1903 году сюда впервые добрался английский ботаник Э.Вильсон, которому и принадлежит приоритет в открытии этого растения с белоснежными цветами. Луковицы лилий были доставлены в Англию, а из Англии ее лилейное высочество отправилось в триумфальное шествие по садам и паркам мира.

Легенды о лилии - об этих прекрасных цветах было сложено множество историй, мифов и легенд. Издавна люди поклонялись лилии как одному из самых прекрасных созданий на земле. Даже пожелание благополучия звучало так: "Пусть твой путь будет усыпан розами и лилиями". Символ надежды в Древней Греции, мира и непорочности на Руси, а во Франции эти цветы обозначали - милосердие, сострадание и правосудие.

Хотя лилии бывают разных оттенков, но именно белым цветам придается особый символический смысл. Белая лилия - символизирует невинность и с давних времен олицетворяет чистоту и непорочность. Не случайно лилии - цветы невест. Да и само название цветка в переводе с древнегреческого означает "белый-белый".

Греки приписывают ей божественное происхождение. Они считали, что белая лилия - символ невинности и чистоты выросла из молока матери богов - Геры (Юноны), которая нашла спрятанного от ее ревнивого взора младенца фиванской царицы Геркулеса и, зная божественное происхождение малютки, хотела дать ему молока. Но мальчик, почуяв в ней своего врага, укусил и оттолкнул ее, а молоко разлилось по небу, образовав Млечный путь. Несколько капель упали на землю и превратились в лилии.

Но гораздо ранее, чем грекам, лилия была известна древним персам, у которых даже столица называлась Суза, что означает "город лилий". Немалую роль играла лилия у римлян, особенно в их цветочных празднествах, посвященных богине весны - Флоре. У испанцев и итальянцев, а также на других католических землях лилия считается цветком Пресвятой Девы, и изображение Божьей Матери окружено гирляндой из этих цветов. В венках из лилий идут в этих странах девушки в первый раз к святому Причастию.

Но нигде лилия не имела такого исторического значения, как во Франции, где с ней связаны имена основателя французской монархии Хлодвига, королей Людовика VII, Филиппа III, Франциска I... Старинные предания повествуют о появлении лилии на знамени французских королей, как эмблемы королевской власти. Флёр-де-Лис (фр.fleur de lys или fleur de lis, дословно "цветок лилии", или лилия, или королевская лилия) - гербовая фигура, четвёртая по популярности среди естественных геральдических символов после креста, орла и льва. Франция называлась царством лилий, а французский король - королём лилий.

По преданию король Хлодвиг одолел с ее помощью врагов христианства. Хлодвиг взял себе в качестве эмблемы лилию после того, как водяные лилии в Рейне подсказали ему безопасное место, где можно перейти реку вброд, благодаря чему он одержал победу в битве. Людовик VII избрал лилию своей эмблемой. Три лилии красовались на знамёнах Людовика IХ Святого во время крестовых походов и обозначали три добродетели: милосердие, сострадание и правосудие.

Французский король Карл VII, желая почтить память Жанны д"Арк, не находит ничего более высокого и благородного, как возвести её родных в дворянское достоинство под фамилией Лилиевых и дать им герб, представляющий собой меч на синем поле с двумя лилиями по бокам и венком из этих цветов наверху. При Людовике ХII лилия становится главным украшением всех садов Франции и называется цветком Людовика.

Лилия пользовалась вообще большой любовью во Франции. Цветок этот считался искони выражением высшей степени благоволения и уважения, и потому в аристократических семьях было в обычае, чтобы жених посылал своей невесте каждое утро, вплоть до самой свадьбы, букет из живых цветов, среди которых должно было быть непременно несколько белых лилий. Интересно то, что белая лилия в средние века, служившая напоминанием о вечности, в эпоху Возрождения стала символом распущенности, клеймо на плече у представительниц древнейшей профессии напоминало лилию.

В древнегерманской мифологии бог грома Тор всегда изображался держащим молнию в правой руке, а скипетр, увенчанный лилией, в левой. Ею же украшалось чело древних обитателей Померании во время празднеств в честь богини весны, а благоухающий ее венчик служил в германском сказочном мире волшебным жезлом для Оберона и жилищем маленьких сказочных созданий - эльфов.

По этим сказаниям, каждая лилия имела своего эльфа, который вместе с нею рождался и вместе с нею умирал. Венчики этих цветов служили этим крошечным созданиям, колокольчиками, и качая их, они созывали на молитву своих благочестивых собратьев. Молитвенные собрания происходили обыкновенно в поздний вечерний час, когда в садах все успокоивалось и погружалось в глубокий сон. Тогда один из эльфов бежал к гибкому стеблю лилии и начинал его качать. Колокольчики лилий звонили и будили своим серебристым звоном сладко спящих эльфов. Крошечные существа просыпались, вылезали из своих мягких постелек и молча с важностью отправлялись в венчики лилий, которые служили им в то же время молельнями. Здесь они преклоняли свои колена, складывали набожно ручки и благодарили в горячей молитве Создателя за ниспосланные им блага. Помолившись, они так же молча спешили назад в свои цветочные люлечки и вскоре опять засыпали глубоким, беспечным сном...

В Германии с лилией связано немало сказаний о загробной жизни. Она служит у немцев свидетельством преданности. И у древних иудеев цветок лилии пользовался большой любовью и непорочностью. По еврейским сказаниям, цветок этот рос во время искушения Евы дьяволом и мог оскверниться им, но ничья грязная рука не осмелилась коснуться его. Поэтому евреи украшали им священные алтари, капители колонн храма Соломона.

При строительстве храма Соломона, великий тирский архитектор придал изящную форму лилии чудным капителям громадных колонн, а так же украсил изображениями лилии его стены и потолок, разделяя мнение с евреями, что цветок этот красой своей будет способствовать усилению молитвенного настроения среди молящихся в храме.

О красной лилии рассказывают, что она поменяла цвет в ночь перед крестным страданием Христа. Когда Спаситель проходил по Гефсиманскому саду, то в знак сострадания и печали перед ним склонили головы все цветы, кроме лилии, которая хотела, чтобы он насладился ее красотой. Но когда страдальческий взор упал на нее, то румянец стыда за свою гордость в сравнении с его смирением разлился по ее лепесткам и остался навсегда.

Лилия встречается и у египтян, у которых ее изображение то и дело попадается в иероглифах и обозначает то кратковременность жизни, то свободу и надежду. Кроме того, белыми лилиями, по-видимому, украшали тела умерших молодых египетских девушек. Подобная лилия была найдена на груди мумии молодой египтянки, хранящейся теперь в Луврском музее в Париже. Из этого же цветка египтяне готовили знаменитое в древности благовонное масло - сузинон, о котором подробно говорится у Гиппократа в его трактате "О природе женщины".

Легенды о цветах: Лилии

Лилии

Белая чудная лилия — этот
символ невинности и чистоты — имеет также в мифологии свою интересную
легенду. Греки приписывали ей божественное происхождение; по их словам,
она выросла из молока матери богов — Юноны.

Темной ночью белых лилий
Сон неясный тих.
Ветерок ночной прохладой
Обвевает их.
Ночь их чашечки закрыла,
Ночь хранит цветы
В одеянии невинном
Чистой красоты.

И. Бунин


Рассказывают, что фиванская царица красавица Алкмена, мать Геркулеса,
боясь мести ревнивой Юноны, чтобы укрыть рожденного ею от Юпитера
Геркулеса, положила его под густой кустарник; но Минерва, знавшая
божественное происхождение малютки, нарочно повела Юнону к этому месту и
показала ей бедного, покинутого своей матерью ребенка. Здоровый,
прелестный мальчуган очень понравился Юноне, и как защитница и
покровительница всех новорожденных она согласилась дать томившемуся от
жажды малютке пососать своего молока. Но мальчик, почувствовав в ней
инстинктивно своего врага, так сильно укусил ее, что она, вскрикнув от
боли, грубо оттолкнула его. Молоко брызнуло и, разлившись по небу,
образовало Млечный путь, а несколько капель его, упав на землю,
превратилось в лилии. По этой-то причине цветы эти у греков носили также
название и роз Юноны.


И
у древних иудеев цветок этот пользовался большой любовью и славой
непорочности. По еврейским сказаниям, он рос в раю как раз во время
искушения Евы диаволом и мог оскверниться им; но и среди искушения
остался он так же чист, как был, и ничья грязная рука не осмелилась
коснуться его. Вследствие этого евреи украшали им не только священные
алтари свои, но нередко и чело своих венценосцев, как, например, царя
Соломона. А великий тирский архитектор, строивший храм Соломона, придал
изящную форму лилии чудным капителям громадных колонн этого храма и
украсил изображениями лилии его стены и потолок, разделяя с евреями
мнение, что цветок этот красой своей будет способствовать усилению
молитвенного настроения среди молящихся в храме. По этой же причине,
вероятно, Моисей приказал изображением лилии украшать седьмисвечник и
придавать ее форму купели, где умывался первосвященник.

Существует также предание, что под лилией находилась колыбель Моисея,
но, конечно, не под белой, а под желтой, которая обыкновенно растет
среди тростников и камышей.



Лилия
встречается и у египтян, у которых ее изображение то и дело попадается в
иероглифах и обозначает то кратковременность жизни, то свободу и
надежду. Кроме того, белыми лилиями, по-видимому, украшали тела умерших
молодых египетских девушек; подобная лилия была найдена на груди мумии
молодой египтянки, хранящейся теперь в Луврском музее в Париже. Из этого
же цветка египтяне готовили знаменитое в древности благовонное масло —
сузинон, о котором подробно говорится у Гиппократа в его трактате «О
природе женщины».

Немалую роль играла лилия и у римлян, особенно в их цветочных
празднествах, посвященных богине весны — Флоре.

Празднества эти происходили ежегодно в последних числах апреля и
представляли собой игрища, где женщины при звуках труб и литавров
состязались в борьбе и беге. Победительницы получали в награду венки из
цветов, их засыпали, как это и ныне часто делается при чествовании
победителей на играх, целым дождем цветов. При поднесении венков
появлялась статуя самой богини, украшенная цветами и гирляндами и
покрытая розовым покрывалом, которое она придерживала правой рукой; в
левой же у нее находились горох и бобы, которые эдилы во время этих игр
бросали горстями, как лакомства, римской черни. Празднества эти были
основаны возлюбленной Помпея, Аккой Лауренцией, которую за необычайную
красоту другой ее поклонник, Цицелий Метелл, причислил даже к сонму
богинь, поставив ее изображение в храме Кастора и Поллукса.


Лилия
встречалась также и в древнегерманской мифологии, и бог грома Тор
всегда изображался держащим молнию в правой руке, а скипетр, увенчанный
лилией, в левой. Ею же украшалось чело древних обитателей Померании во
время празднеств в честь богини весны, а благоухающий ее венчик служил в
германском сказочном мире волшебным жезлом для Оберона и жилищем
маленьких сказочных созданий — эльфов.


По
этим сказаниям, каждая лилия имеет своего эльфа, который вместе с нею
родится и вместе с нею умирает. Венчики этих цветов служат этим
крошечным созданиям колокольчиками, и, качая их, они созывают на молитву
своих благочестивых собратьев. Молитвенные эти собрания происходят
обыкновенно в поздний вечерний час, когда в садах все успокоилось и
погрузилось в глубокий сон. Тогда один из эльфов бежит к гибкому стеблю
лилии и начинает его качать. Колокольчики лилий звонят и будят своим
серебристым звоном сладко спящих эльфов. Крошечные существа просыпаются,
вылезают из своих мягких постелек и молча с важностью отправляются в
венчики лилий, которые служат им в то же время как бы молельнями. Здесь
они преклоняют свои колена, складывают набожно ручки и благодарят в
горячей молитве Создателя за ниспосланные им блага. Помолившись, они так
же молча спешат назад в свои цветочные люлечки и вскоре опять засыпают
глубоким, беспечным сном...


Но
нигде лилия не имела такого исторического значения, как во Франции, где
с ней связаны имена основателя французской монархии Хлодвига, королей
Людовика VII, Филиппа III, Франциска I и целая легенда о появлении ее на
знамени французских королей. Об этом появлении знаменитых трех золотых
лилий старинные предания сообщают следующее.

Хлодвиг, будучи еще язычником, видя в сражении при Толбиаке, что
аллеманы4, с которыми он вел войну, берут верх над его воинами,
воскликнул: «Христианский Бог, Бог, которому поклоняется моя жена
Клотильда (дочь короля Хильпериха, христианка), помоги мне одержать
победу, я верю в Тебя!» И тогда внезапно явился ему ангел Божий с ветвью
лилий и сказал, чтобы отныне он сделал этот цветок своим оружием и
завещал его своим потомкам. В ту же минуту солдат Хлодвига охватило
необычайное мужество, с обновленными силами они устремились на врага и
обратили его в бегство. В благодарность за это Хлодвиг в 496 году н.э.
отправился в Реймс и со всеми своими франками, их женами и детьми принял
святое крещение. И вот с этих-то пор лилия становится во Франции
эмблемой королевской власти под сенью церкви.

Но полученная от ангела Хлодвигом лилия, по мнению многих ученых, была
не белая, а огненно-красная. Это был, по их мнению, тот самый цветок,
который рос в Восточной Фландрии, в речке Ли (Lys), вливающейся в
Шельду, где произошла битва Хлодвига, после которой победоносные воины
его, нарвав лилий, возвратились на родину с венками из этих цветов на
голове. От названия этой же речки, вероятно, произошло и французское
название цветка — (Ли, лис).

В
ХП же столетии избирает лилию своей эмблемой и Людовик VII, когда,
отправляясь во второй крестовый поход как начальник отдельного отряда,
по обычаю того времени, должен был избрать себе какой-нибудь девиз для
помещения на знамени.

Он избирает ее, с одной стороны, потому, что название ее,
произносившееся тогда Loys (Лои), имеет некоторое сходство с его именем —
Louis (Луи), а с другой, в воспоминание о том, что король Хлодвиг с ее
помощью одолел врагов христианства; он же идет тоже на борьбу с
неверными. Кроме того, эти лилии должны были напоминать его воинам еще и
геройский подвиг государя, который изгнал из их отечества римлян и был
снователем французской монархии.


В
Германии с лилией связано также немало сказаний о загробной жизни.

Она, как и надгробная роза, служит у немцев свидетельством то
преданности, то посмертной мести покойника. По народному поверию, ее
никогда не сажают на могилу, а она сама вырастает здесь под влиянием
какой-то невидимой силы, и вырастает преимущественно на могилах
самоубийц и людей, погибших насильственной и вообще страшной смертью.
Если она вырастает на могиле убитого, то служит знаком грозящей мести, а
если на могиле грешника — то прощения и искупления им грехов.




Такое поверье даже рассказанно в балладе "Слуга убийцы»
Баллада эта рассказывает ,
как одна благородная дама по желанию своего возлюбленного уговорила
преданного ей слугу убить своего мужа, напав на него врасплох среди
поля. Слуга выполняет поручение, прекрасная дама хвалит его и щедро
награждает; но когда она проезжает на своем сером коне по полю, где
совершено убийство, то вдруг растущие тут белые лилии начинают грозно
кивать ей головками. Страх и угрызение совести овладевают ею, ни днем,
ни ночью она не находит более покоя и идет в монастырь.

На лилиях же, выражающих искупление грехов, появляются всегда
какие-нибудь написанные золотыми буквами слова. О таких словах говорится
в средневековых песнях о рыцарях-разбойниках Шютензаме и Линденшмите,
пойманных и казненных нюрнбергцами, а также в песне о графе Фридрихе,
убившем нечаянно выпавшим у него из ножен мечом свою невесту. В отчаянии
ее отец убивает его, и песня кончается словами: «Прошло три дня, и на
его могиле выросли 3 лилии, на которых было написано, что Господь принял
его к себе, в свои святые обители».


Некоторые
кавказские лилии могут под влиянием дождя желтеть и краснеть, и потому
кавказские девушки пользуются ими для гадания.

Избрав бутон лилии, они раскрывают его после дождя, и если он окажется
внутри желтым, то суженый их неверен, если же красным — то по-прежнему любит.



В Сибири растет дикая лилия сарана, или "царские кудри", о которой даже сложили легенду, будто бы выросла она из сердца казака, погибшего при завоевании Сибири Ермаком, и с тех пор цветок с причудливо загнутыми оранжевыми лепестками обладает магическими свойствами, переданными ей казаком, - вселяет в воинов храбрость и стойкость.

Болотные лилии

Побледневшие, нежно-стыдливые,
Распустились в болотной глуши
Белых лилий цветы молчаливые,
И вкруг них шелестят камыши.
_
Белых лилий цветы серебристые
Вырастают с глубокого дна,
Где не светят лучи золотистые,
Где вода холодна и темна.
_
И не манят их страсти преступные,
Их волненья к себе не зовут;
Для нескромных очей недоступные,
Для себя они только живут.
_
Проникаясь решимостью твердою
Жить мечтой и достичь высоты,
Распускаются с пышностью гордою
Белых лилий немые цветы.
_
Расцветут, и поблекнут бесстрастные,
Далеко от владений людских,
И распустятся снова, прекрасные,-
И никто не узнает о них.

Бальмонт Константин


Лилия (белая) - на языке цветов чистота, девственность, величественность, "Это божественно - быть рядом с тобой!!!"

Лилия (желтая) - на языке цветов благодарность, яркость, но также легкомысленность, ложь

Лилия (калла) - на языке цветов красавица

Лилия (оранжевая) - на языке цветов ненависть, отвращение

Лилия (священная) - на языке цветов девичьи чары

Лилия (тигровая) - на языке цветов гордость, изобилие, процветание, благосостояние