Демонстрация и реализация политических интересов отдельных групп или граждан происходит посредством создания общественно-политических движений — объединений и ассоциаций, не предусмотренных государственными и партийными структурами. Политическая цель движения достигается в объединении сил социально активных граждан.
В течениях политического характера чаще всего принимают участие граждане, которых не удовлетворяет деятельность различных государственных институтов или не устраивают уставные нормы и программные цели. Существенным отличием общественно-политических движений от политических партий является аморфность социальной базы. ОПД представляют интересы лиц различных социально-политических интересов, представителей групп, разделенных по этнической, идеологической, региональной принадлежности.
Работа и движений направлена в первую очередь, на решение узкого круга политических задач, а функционирование происходит на основе конкретной концепции. По достижении цели такие течения имеют свойство прекращать свое существование либо трансформироваться в политические движения или партии с иными требованиями. Примечательно, что политические движения — это всего лишь рычаг влияния на власть, но никак не способ ее завоевания.
На общественно-политическое социальное течение указывают следующие признаки:
Историческая справка свидетельствует о серьезной роли социально-политических движений в общественной жизни государства. Продолжительное функционирование течения может превратить его в политическую силу.
Так, например, к общественно-политическим движениям относят группы людей, выступающих в защиту животных, окружающей среды или человеческих прав.
Цели политического движения во многом предопределяют его характер. Политологами была установлена следующая классификация социальных течений:
Важную роль в характеристике ОПД играет продолжительность их существования.
Революционные политические движения — это действия массового, коллективного характера, совершаемые с целью освобождения гражданского населения, находящегося под гнетом господствующих, привилегированных общественных сил, которые в условиях неравноправного распределения общественного богатства контролируют тех, кто создают его, не владея производственными средствами. Главной идеей большинства революций является установление социальной справедливости посредством изменения существующих систем, ликвидации структур, внедрения реформ в функциональную составляющую власти — при этом политические «нововведения» должны соответствовать и большей части населения.
В результате активных действий социально-политических движений революционного характера устоявшиеся социальные институты претерпевают коренные изменения: происходит тотальная корректировка государственной машины, образования, культурных и моральных ценностей. В качестве ведущей силы революционных движений выступают рабочий и крестьянский классы, демократы-разночинцы: они, ввиду недовольства постоянными унижениями и обманами со стороны власти, стремятся разрушить функционирующую социальную систему, добиться справедливого распределения материальных ресурсов и избавить мир от насилия.
Политологи и историки отмечают следующую особенность революционных политических движений: их развитие приходится на страны, для которых характерна блокировка социальных реформ. Таким образом, неудовлетворенные граждане видят выход из положения в революционном разрушении существующей политической системы.
Реформистские общественно-политические организации и движения ориентированы на последовательное, плавное изменение социальной действительности. Незыблемым правилом течения является реформирование установленных порядков, но сохранение их «морального фундамента».
Деятельность массовых консервативных политических движений направлена главным образом на сбережение сложившейся ситуации в политической, экономической и общественно-человеческой сфере. Сохраняя действующий режим, консерваторы препятствуют радикальному реформированию общественно-государственного строя. Консерватизм, примечательный своими принципиальными положениями, нередко имеет идеологический подход к социальной проблематике.
«Революцией, обращенной вспять» А. Г. Дугин, геополитик и лидер российского неоевразийства, называл реакционные и консервативно-революционные современные политические движения. Подобная характеристика основана на стремлении реакционеров вернуть общество к традициям общественной, политической и хозяйственной организации, которые на данный момент считаются пережитком прошлого. Так как в движения лежит народная традиция, направленная против современности, то конкретные цели и задачи течения в различных странах могут отличаться.
Деятельность активистов, чья гражданская позиция основана не на идеологии и развитии долгосрочных политических стратегий, а на практическом решении задач, поставленных перед государством и обществом в настоящий момент, относят к прагматическим политическим движениям.
Оппозиционные движения являются формой демонстрирования социальной неудовлетворенности больших и небольших общественных групп. Институт оппозиции в условиях современных многопартийных политический систем позволяет находить альтернативное решение назревших проблем.
Оппозиция, как правило, представляет интересы партий, проигравших на выборах в центральные и законодательные органы власти, и играет значимую роль в контролировании политической ситуации в стране, оказывая значительное влияние на государственный политический курс и работу правительственных органов.
Политические движение — это реакция общества на действующую национальную и региональную политическую культуру. В большинстве случае они формируются на основе запросов общества, его традиций и норм политической культуры.
Акты политических движений присущи любой государственной системе власти. Так, «рельсовая война» 1996 года, происходившая в Кузбассе, была общественным движением экономического характера: активисты требовали своевременной выплаты зарплаты. Однако в скором времени ОПД превратилось из восстания в многогранное политическое движение: вслед за лозунгами «Вернуть заработанные деньги!» было выдвинуто такое требование, как отправка правительства в отставку.
Примеров того, какое политическое движение было характерным для определенного периода в истории мира и Отечества, множество. Школьная программа предполагает изучение, пожалуй, самого масштабного восстания в истории России — рабоче-крестьянского. Так, в период активной индустриализации, происходившей на рубеже XIX-XX веков, в рабочих классах начали возрастать недовольства. В результате продолжительных митингов и демонстраций с выдвижением собственных требований пролетариату удалось сократить рабочий день, улучшить условия труда, добиться создания государственной системы страхования. Стоит отметить, что профессиональный фактор не является главным аспектом, характеризующим ОПД. В основе любого движения лежат, прежде всего, концепция, идея и цель.
Мобильное, жизненное и эффективное общество основывается на активности ОПД. Их функционирование оправдывает исторический подход, формулировка которого звучит следующим образом: чем больше мнений, тем вернее решение. в России представлены в широком разнообразии — этот факт свидетельствует о высоком уровне политической активности гражданских масс и зрелости общества. Тем не менее стоит отметить, что функционирование многообразия ОПД может указывать на неустойчивость политических взглядов и позиций не только граждан страны, но и власти.
Так, в Российской Федерации революционные политические движения представлены радикальными коммунистами (ВКПБ, РКРП, КПСС) и национал-большевиками (НБП Лимонова). Реформистские настроения преобладают в таких партиях, как КПРФ Зюганова и «Справедливая Россия». Консервативные политические движения — это максимально идеологизированные общественные течения и организации, «Единая Россия». Крыло консерваторов-революционеров состоит из нео- и евразийцев, национал-большевиков и православно-монархических группировок. К прагматическому движению относят Жириновского и основную массу актива «ЕдРо».
Спортивная, научно-техническая, культурно-просветительная деятельность возлагаются на плечи такого элемента политической системы, как общественные организации. Наиболее распространенными формами проявления культурной активности является объединение в профсоюзы, общества и ассоциации.
Основной задачей общественных организаций является аккумуляция широко диапазона интересов граждан: так, они занимаются решением проблем как политического, экономического, так и досугового, любительского характера. Чаще всего деятельность профсоюзов и ассоциаций направлена на изменение культуры труда, быта, отдыха людей, однако они также играют важную роль в защите прав и интересов представителей рабочего класса, привлечении их к производственным и общественным делам.
Объединения людей могут существовать в разных форматах. В одних случаях они классифицируются как партии, в других – как движения. Чтобы понять причины такого разделения, рассмотрим, чем отличается партия от движения.
Партия – организация, имеющая в своем составе людей с общими взглядами и интересами и направляющая свои усилия на достижение власти в государстве или участие в ней в лице своих представителей.
Движение – объединение людей для решения конкретных проблем социального или политического значения, а также организованные действия участников такого объединения.
Основными признаками, позволяющими выявить отличие партии от движения, являются следующие:
Таковы основные критерии, дающие представление о том, в чем разница между партией и движением.
Современная жизнь с ее быстро меняющимися реалиями требует от человека самостоятельной защиты собственных интересов. Правительства. Законодательство. Государственные структуры не всегда имеют возможность полностью учесть потребности всех слоев и групп населения (даже в самых демократических государствах). Одновременно распространение знаний и улучшение способов коммуникации позволяет все большему числу людей считаться для отдельного человека «своими» по причине осознания общности интересов.
На основании такой общности происходит самоорганизация людей. В общественной жизни она обычно принимает формы политических партий. Общественных организаций и движений.
Между формами самоорганизации людей много общего. Все они создаются на добровольной основе, без непосредственного побуждения со стороны органов власти (хотя деятельность их властью контролируется). Объединяют партии и движения людей, осознавших наличие у них общих интересов. Вовсе не обязательно общими должны быть все интересы данной группы, но такая особенность должна присутствовать.
Цель создания партии или движения – защищать совместно различными способами эти общие интересы
. Способы в принципе могут быть любыми, в том числе и незаконными (террористическая организация – тоже общественная организация). Важно, чтобы все участники партии или движения воспринимали такие методы. Партии и движения могут возникать благодаря воле ограниченного круга лидеров, а могут быть результатом и стихийного творчества масс.
Обычно считается, что наличие политических партий и общественных движений – признак демократичности общества, но это не совсем так. Некоторые возможности для подобной самоорганизации предоставляют и авторитарные режимы.
Участие в партии или движении – дело сугубо добровольное. Даже в нацистской Германии и в СССР никого не принуждали вступать в партию силой, и отказ от этого не карался.
Итак, политические партии и общественные движения представляют собой формы добровольной самоорганизации общества для защиты общих интересов больших групп людей.
Уже понятно, что эти две формы имеют весьма много общего. Среди таких характеристик можно выделить основные.
Однако между общественным движением и партией есть и немало различий, позволяющих четко отделить одно от другого.
Партии и движения отличаются взаимопроникновением. Часто одно перерождается в другое. Но все же есть несколько принципиальных деталей отличающих их.
Под конец следует обратить внимание еще на одну деталь. Государство обычно старается несколько ограничивать право граждан на создание партий и движений. Это делается для того, чтобы желания маргинальных меньшинств не приносили вреда интересам большинства.
Школа при Посольстве России в Индонезии. Экстернат.
Кравченко А.И.Певцова Е.А. «Обществознание. 9 класс» , изд. «Русское слово», 2008 год
Итоговый тест за 2 четверть
1. Политическая партия отличается от общественного движения тем, что…
А) общественные движения политическими вопросами не занимаются
Б) в партиях есть членство, взносы и иерархия
В) В партиях нет постоянного количества членов
Г) в общественных движениях есть внутренняя структура
2. С какого возраста возможно участие в выборах?
А) с 14 лет, Б) с 16 лет, В) с 18 лет, Г) с 21 года
3. Кто может принять участие в выборах?
А) любой гражданин
Б) любой человек, достигший совершеннолетия
В) любой полностью дееспособный гражданин
Г) любой человек, уплачивающий налоги
4. Какой орган власти самый главный из перечисленных?
А) Федеральное собрание (парламент)
Б) Президент
В) Правительство
Г) Конституционный суд
Д) никакой, все равны перед Законом.
5. В республике парламентского типа…
А) нет Президента
Б) большая часть власти принадлежит Парламенту
В) Парламент назначается, а не избирается.
6. Демократия – это такой политический режим, когда…
А) вся власть принадлежит простому народу
Б) органы власти избираются народом и подотчетны народу
В) в стране республика, а не монархия
7. Право – это…
А) совокупность нормативных документов,
Б) наука о Законах
В) правила поведения
Г) возможность что-либо сделать, совершить
8. Человек совершает правонарушение тогда, когда…
А) нарушает норму права
Б) крадет что-либо
В) не выполняет свой моральный долг
9. С какого возраста возникает уголовная ответственность за преступления:
А) с 14 лет, Б) с 16 лет, В) с 18 лет
12. В правовом государстве главной является власть…
А) законодательная
Б) исполнительная
В) судебная
Г) есть три равных независимых власти
13. Конституция РФ – самый главный закон потому, что…
А) это самый большой по объему правовой документ
Б) в ней описаны полномочия Президента и Правительства
В) она устанавливает основные принципы государственного устройства и функционирования общества
Г) она определяет все права человека
14. Россия имеет государственное устройство:
А)конфедеративное, Б) федеративное, В) унитарное
15. Группа прав, обеспечивающих человеку свободу для активных действий, - это…
А) право на свободу собраний
Б) право на свободный труд
В) право на неприкосновенность жилища
Г) право свободно распространять информацию
16. Группа прав, обязывающая государство и общество заботиться о человеке, - это…
А) право на охрану здоровья
Б) право на жизнь
В) право на жилье
Г) право на достойный уровень жизни
(исключите неправильный вариант ответа)
Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна
4.8. Политические партии и движения
Политические партии, как реальная политическая сила, выступают в качестве главных элементов гражданского общества с точки зрения представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов.
Политическая партия – это добровольно организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении). Объединять членов партии могут самые разные цели и идеи (социальные, конфессиональные, национальные, территориальные и др.), но любая политическая партия оформляет эти властно значимые групповые требования и предъявляет их государственным институтам.
Отличия политической партии от других политических сил
– партия представляет собой организацию, т. е. достаточно длительно по времени действующее объединение людей, имеющее определенную внутреннюю структуру (устав, членство, руководящие органы, местные организации, поддерживающие регулярные связи с центральным руководством);
– цель партии – завоевание и осуществление власти; специфическое положение в государстве, в том числе связь с элементами государственного механизма, участие в формировании и функционировании правительственных механизмов;
– обеспечение народной поддержки и стремление оказывать прямое влияние на политическую жизнь (пропаганда, проведение общественных акций, голосование, активное членство в партии и др.);
– партия является носителем определенной идеологии;
– наличие программы действий;
– особый социальный статус и правовой режим, т. е. специфическое конституционно-правовое положение партии и общенормативное регулирование деятельности.
Упоминания о политических партиях встречаются у мыслителей Древнего мира (Аристотель писал о борьбе между партиями жителей морского побережья, равнины и гор в Аттике в VI в. до н. э.); в Средние века так называли группировки, носившие чаще всего временный характер (например, известна война между «партиями» Алой и Белой Розы в средневековой Англии). Прототипы современных политических партий начали появляться лишь во времена буржуазных революций (прежде всего английской революции XVII в.). Первой массовой политической партией была либеральная партия в Англии (основана в 1861 г.). К концу XIX в. массовые партии (в основном социал-демократические) сформировались в большинстве стран Западной Европы. Партии стали важным социально-политическим институтом, посредством которого осуществляется взаимосвязь государства и гражданского общества.
Типологии политических партий
* по происхождению: партии электорального и парламентского происхождения; партии «внешнего происхождения»;
* по структуре и организации внутренней жизни (М. Дюверже ):
1) кадровые – современные кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров – политического комитета; немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.
2) массовые (как продукт всеобщего избирательного права) представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются многочисленностью, организованностью и дисциплинированностью, высокой степенью идеологизированности, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые – к мобилизации широких народных масс.
* по социальному признаку: классовые, интерклассовые (межклассовые);
* по отношению к месту в политической системе: легальные, полулегальные и нелегальные; правящие и оппозиционные; парламентские и внепарламентские, монопольно-государственные и авангардные и прочие.
Правящие (правительственные) партии, победившие на выборах, играют ведущую роль в формировании правительства.
Оппозиционные партии представляют интересы политического меньшинства. Они сосредоточиваются на критике правящих партий, проводимой ими политике.
* по целевым и идейным установкам, способам и формам действия: радикальные, либеральные, консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений), революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего общественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках); коммунистические, социалистические и социал-демократические; клерикальные (религиозные); националистические; христианские и т. д.;
* по числу депутатских мест в парламенте: мажоритарные партии, партии с мажоритарным призванием, доминирующие партии и партии миноритарные и т. д.;
* по членству в партии: открытые (со свободным членством) и закрытые (с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема);
* по шкале политического спектра: левые (коммунистические, социалистические, социал-демократические и другие партии, которые выступают за интересы трудящихся), центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике), правые (партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть).
В политологии выделяют и другие типы партий:
– Партии избирателей («партии-хватай-всех») стремятся привлечь на свою сторону наибольшее число избирателей разной социальной и профессиональной принадлежности или этнического происхождения для решения важнейших проблем современности.
– Партии с сильной структурой: если внутренняя дисциплина партии предписывает состоящим в данной партии парламентариям подчиняться директивам парламентской группы, значит, это партия с сильной структурой (например, консервативная партия Великобритании).
– Партии со слабой структурой: представители этих партий в парламенте располагают почти полной свободой голосования (например, демократическая и республиканская партии США).
– Партии, организационно оформленные: члены этих партий получают партбилеты и платят членские взносы; и партии, организационно не оформленные: в этих партиях отсутствует официальное членство, чтобы примкнуть к такой партии, достаточно публичного заявления избирателя о своей приверженности к ней.
– Партии с прямым (кандидат принимается в партию в индивидуальном порядке) и косвенным членством (человек становится членом партии в силу того, что он входит в какую-либо организацию, связанную с этой партией).
– Соревновательные партии (действуют в рамках плюралистической системы или же борясь за нее), монопольные партии (осуществляют в политической системе высшую власть, не признавая никакой другой партии), патронажные партии (их деятельность направлена на обеспечение предоставляемых политической властью преимуществ для лидера, его штаба и сторонников).
Структура политической партии включает: блок избирателей; официальную партийную организацию; партию в системе правления (должностные лица в государственном аппарате, которые получили посты в силу принадлежности к соответствующей партии: президенты, губернаторы, члены парламента и т. д.).
Функции политической партии
– выработка стратегии развития общества (происходит это путем постановки цели, написания и распространения программы партии);
– борьба за политическую власть и формирование правящей элиты и правительства;
– функция правительства – участие в разработке, применении и внедрении правил и взаимодействия политических институтов, в контроле органов власти;
– согласования и обобщения интересов и потребностей различных групп общества;
– представительства интересов – формулирование обобщенных интересов в программах, требованиях, лозунгах и доведение их до властных структур;
– коммуникации: представляя интересы социальных групп, партии обеспечивают взаимосвязь власти и общества;
– мобилизации и политической социализации: культивирование с помощью средств агитации и пропаганды определенных ценностей и стереотипов поведения, передача политического опыта и пр.;
– политического рекрутирования: отбор лучших кандидатов на руководящие должности;
– реализации власти.
Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти. Классификация партийных систем строится на трех основных показателях: число партий; наличие доминирующей партии или коалиции; уровень состязательности между партиями.
Типы партийных систем
А) Однопартийная система характерна лишь для тоталитарных и авторитарных режимов: при ней правящий статус закрепляется (фактически или юридически) за одной из разрешенных политических партий (существует в настоящее время в ряде стран Африки – Заир, Того, Габон); предназначение единственной легальной партии – демонстрация «всенародной» поддержки существующему режиму. Разновидности однопартийной системы: 1) исключается даже номинальное существование других партий, на деле такие партии являются частью государственного аппарата; 2) «искусственная многопартийность», при которой осуществляется тотальный идеологический и организационный контроль государственной партии (Китай), а деятельность партий-сателлитов осуществляется через их интеграцию в национальный и народный фронты и жестко регламентируется.
Б) Двухпартийная система («бипартизм»), при которой реальную борьбу на выборах за власть в государстве ведут только две партии, причем одна из них обеспечивает себе большинство голосов избирателей, а следовательно, парламентских мест. Разновидности двухпартийной системы: классический вариант (США, Великобритания), при котором две главные партии собирают до 90 % голосов избирателей, остальные партии лишены доступа к власти; система «двух с половиной партий» (или «две плюс одна партия»), при которой рядом с двумя основными партиями появляется третья, менее сильная, но способная оказать влияние на исход борьбы за власть (Канада, Австрия, Австралия).
В) Многопартийная система , в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. Общим критерием классификации является количество влиятельных партий в государстве, получивших в результате выборов парламентское представительство. Разновидности многопартийной системы: «поляризованного плюрализма» (характерны наличие антисистемных партий; существование двусторонних оппозиций; центральное положение одной или группы партий; значительное идеологическое размежевание); «умеренного плюрализма» (борьбу ведут от трех до пяти партий, и ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти, в результате этого формируются коалиционные правительства).
Тип партийной системы зависит от факторов: формы государственного правления; избирательной системы; наличия постоянного раскола в обществе (деление общества по этническому, религиозному или иному признаку приводит к образованию партий, выражающих интересы той или иной части общества).
Политические (социально-политические, общественно-политические) движения – добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов. Они стремятся не к достижению власти, а к влиянию на власть. Это понятие охватывает различные объединения граждан (ассоциации, союзы, фронты и т. п.), которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но становятся в определенной мере субъектами политической жизни, сочетая функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям.
Признаки общественно-политических движений, отличающие их от партий
* Идейно-политическая ориентация движений шире и менее определенна, а цели намного конкретнее, чем у партий. В движениях могут участвовать люди с различными политическими взглядами, но имеющие согласие по конкретной политической цели, ради достижения которой создается движение. В этой связи движения часто приобретают массовый характер.
* В движениях, как правило, отсутствуют единая программа и устав. Они отличаются непостоянным количеством участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями, их могут также поддерживать различные общественные организации и ассоциации партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников.
* Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, ее не добиваются.
Типология общественно-политических движений
1) по отношению к существующему строю: консервативные, реформаторские и революционные;
2) по идеологической основе: либерально-демократические, консервативные, социалистические;
3) по национальному признаку: национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;
4) по демографическому признаку: женские, молодежные, студенческие и др.;
5) по степени организации: стихийные, разрозненные, слабоорганизованные, высокоорганизованные;
6) по масштабам: международные, региональные, в стране, штате, республике;
7) по методам и способам действия: легальные, нелегальные; формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.
Функции общественно-политических движений: конденсируют интересы, настроения широких разнородных слоев населения; выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения; создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи; руководят массовыми выступлениями, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные выступления.
Варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями
А) Общественно-политические движения могут существовать самостоятельно, не вступая в какие-либо отношения с партиями.
Б) Партии или блок партий могут сами создавать движения. Партии могут руководить некоторыми движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).
В) Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (движение против размещения крылатых ракет в Европе и др.). Но в случаях, когда выдвинутые задачи сложны, борьба за их решение требует длительных, больших усилий и доступа к власти, политическое движение преобразуется в партию (движение «зеленых»).
Группы интересов – неформальные добровольные временные объединения лиц, сплоченных вокруг конкретного интереса; информированы об основном вопросе и знают, чего они хотят; апеллируют не к массам, а к руководителям органов власти; их задача – оказывать давление, влияние на тех, в чьих руках находится эта власть; действуют за кулисами, в коридорах партий, парламентов, используя личные связи.
Типология групп интересов:
* в зависимости от ориентирования на различные сферы деятельности: в экономической сфере и мире труда (предпринимательские объединения, потребительские союзы и др.); в социальной сфере (объединения защиты социальных прав, группы самопомощи и др.); в сфере досуга и отдыха (например, спортивные союзы); в сфере религии, науки и культуры (например, научные ассоциации); в общественно-политической сфере (правозащитные объединения, экологические, разоруженческие объединения и т. д.);
* в широком социокультурном контексте (Ж. Блондель ): группы по обычаю (на почве идеальных общинных групп), институциональные группы (формальные организации внутри государственного аппарата), группы защиты (профсоюзы и предпринимательские ассоциации) и группы поддержки (экономические движения, антивоенные организации, ассоциации «за» или «против» чего-либо).
Методы достижения целей: преобразование социальных эмоций и ожиданий, чувств неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования; упорядочение, согласование, иерархизацию интересов по приоритетности и выработка общегрупповых целей; трансляция органам власти и другим политическим институтам сведений о состоянии той проблемы, в решении которой заинтересована группа интересов; участие в формировании политических элит, властных структур общества.
Наиболее распространенной формой воздействия этих групп интересов на органы власти является лоббирование. Лоббизм – 1) давление на парламентариев путем личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого – добиться принятия или отклонения законопроекта; 2) институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.
Из книги Эти странные датчане автора Дирби ХеленПолитические партии У датского избирателя глаза разбегаются от несметного количества политических партий, причем любая партия, набравшая на выборах 2% голосов или больше, имеет гарантированное право быть представленной в парламенте.В парламенте (фолькетинге) партий так
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич Из книги Новейшая книга фактов. Том 1 [Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина] автора2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛОЗУНГИ 122 А ты записался добровольцем? Несколько измененный текст плаката (июнь 1919), худож. Д. Моор; точный текст: «Ты записался
Из книги Преступники и преступления. Законы преступного мира. Обычаи, язык, татуировки автора Кучинский Александр Владимирович Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим ВасильевичПолитические татуировки В основном - это наколки антисоветского и антисемитского характера, демонстрирующие ненависть к существующему режиму, конституции, правящей партии, политическому лидеру и т. п. Татуировки могут изображать портреты генсеков, лидеров партии,
Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис АкимовичПолитические проститутки Выражение (хотя именно в этом виде у В. И. Ленина не встречается) типично для языка публицистов левых партий России начала XX в. Например, в письме Центральному Комитету РСДРП от 7 сентября 1905 г. В. И. Ленин писал о бундовцах: «Да разве можно с этими
Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий ПавловичА. Лоуэлл. Правительство и политические партии в государствах Западной Европы [Причины многопартийности] <…> Прежде всего мы должны обратить внимание на источник политических несогласий, с которыми мы не знакомы у нас в Америке, но которые существуют почти у всех
Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестенМ. Дюверже. Политические партии Книга первая. Структура партий Происхождение партий Структура партий характеризуется многообразием. За одним и тем же понятием стоят три или четыре социологических типа, различающиеся по базовым элементам, способам их интеграции в
Из книги Обществознание: Шпаргалка автора Автор неизвестенВ чем состоит главное отличие движения Венеры и Урана от движения остальных планет? Все планеты обращаются вокруг Солнца в одном направлении – в том же, в котором вращается вокруг своей оси Солнце. В этом же направлении вращаются почти все планеты и вокруг собственных
Из книги С Америкой на «ты» автора Талис Борис31. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ Политическая элита – особая группа людей, имеющая привилегированное положение в структурах политико-государственной и политико-негосударственной власти и непосредственно осуществляющая функцию руководства властными отношениями В состав
Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович32. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ Политическая партия – добровольный союз людей, объединенных единством целей и действий во имя интересов определенной личности, стремящихся к обладанию политической властью или к участию в ее осуществлении в государстве.Сущность политической
Из книги автора34. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Разнообразные формы политической деятельности субъектов политики образуют политический процесс. В общей форме политический процесс можно охарактеризовать как последовательное изменение, движение, развитие политической жизни, имеющее
Из книги автора46. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений: политических, экономических, социальных и религиозных.Признаки гражданского общества: в гражданском обществе главное – не общество