Для того чтобы быть полноценным членом общества, взаимодействовать с другими людьми и достигать успеха, нужно владеть средствами коммуникации, принимать и передавать информацию, то есть общаться. Средства общения, которые использует человек, многочисленны и разнообразны, но их можно объединить в 2 группы: вербальные и невербальные.
Вербальное или речевое общение считается исключительно человеческой формой коммуникации. Основными его средствами являются слова, имеющие свое значение и наделенные смыслом, а также состоящие из слов сообщения – тексты или предложения.
Конечно, животные тоже обмениваются информацией в звуковой форме. Однако такая коммуникация, как бы разнообразна она ни была, речью не является, и звуки, издаваемые животными, не обозначают предметы или действия, а только передают состояние, в первую очередь, эмоциональное.
Речь и язык – очень близкие понятия, но не тождественные, хотя большинство людей затрудняются сказать, в чем различие между речью и языком. А здесь все очень просто. Речь – это процесс передачи информации, а язык – средство, с помощью которого этот процесс осуществляется.
Язык социален, он результат длительного развития, возник и сформировался в обществе и тесно связан с определенной социальной средой. Есть национальные языки, которые возникли в далеком прошлом и за многотысячелетнюю историю накопили огромную информацию об истории, культуре, экономике этноса, его ментальности, образе жизни и даже географическом положении. Например, в языке саамов – северного народа, проживающего на территории Норвегии и Финляндии, более 100 слов, обозначающих снег и лед, а в эскимосском языке их не менее 500. У киргизов только для наименований разных возрастных групп лошадей используется более 10 разных слов.
Есть и так называемые подъязыки: сленги и диалекты. Они формируются в отдельных территориальных или социально-профессиональных общностях на основе общенационального. Если диалекты сейчас уже не выражены ярко, то сленги иногда бывают весьма своеобразными по звучанию и значению слов. Например, молодежный сленг, студенческий, сленг автолюбителей, геймеров, ИТ-специалистов, копирайтеров и т. д.
Язык стандартизирован и в плане произношения, и в плане порядка расположения слов в предложении. Правила грамматики и лексики незыблемы и обязательно должны выполняться всеми носителями языка, иначе они рискуют быть непонятыми.
Каждое слово имеет значение, то есть связь с объектом, явлением или действием. Помните, как в сказке С. Маршака «Кошкин дом» кошка объясняла своим гостям: «Вот это стул – на нем сидят. Вот это стол – за ним едят». То есть она озвучивала значения понятий. Правда, немало слов многозначных или полисемантичных (семантика – наука о значениях). Так, слово «стул» может обозначать не только предмет мебели. Несколько значений имеют слова «ключ», «ручка», «мышка» и т. д.
Кроме значений, слово имеет еще и смысл, который часто носит индивидуальный характер. Например, слово «красавица» не всегда похвала, оно может иметь смысл, прямо противоположный значению. Еще больше разноплановых смыслов в целостных высказываниях, что часто приводит к проблемам во взаимопонимании людей, казалось бы, говорящих на одном языке.
Если язык социален, то речь индивидуальна, в ней отражаются особенности говорящего: образование, социальная принадлежность, сфера интересов, эмоциональное состояние и т. д. Речевые характеристики человека позволяют составить его полноценный психологический портрет.
Речь буквально наполнена . От них зависят и слова, которые мы выбираем, и построение предложений, и индивидуальные смыслы. А еще речь тесно связана с такими невербальными средствами, как интонация, тон, громкость, тембр голоса.
Речь можно рассматривать как деятельность, связанную со взаимодействием людей. И поскольку это взаимодействие разнообразно и разнопланово, то и речь выполняет несколько функций:
Речевое имеет очень высокую ценность в сообществах людей, поэтому так важно, чтобы ребенок вовремя овладел речью. И поэтому довольно долго немые считались неполноценными и умственно отсталыми людьми. Однако, как выяснили психологи и лингвисты, с помощью вербальных средств в живом межличностном общении люди передают не более 20 % информации. Удивительно? Но это на самом деле так. А вот 80 % приходится на невербальное общение.
Когда речь заходит о невербальных средствах общения, то в первую очередь вспоминают о жестах. Однако жесты сравнительно небольшая и самая «молодая» группа неречевых средств. Многие из них достались нам от животных предков и носят рефлекторный характер, поэтому человек не может ими управлять.
К таким рефлекторным реакциям относятся экспрессивные (выразительные) движения – внешние проявления тех изменений в организме человека, которые сопровождают различные эмоциональные состояния. К наиболее известным и наиболее заметным экспрессивным движениям относят следующие:
Так как в основе этих невербальных средств естественные рефлекторные реакции, которыми человек не может управлять, то эти средства коммуникации считаются самыми правдивыми и искренними. Простая наблюдательность поможет вам определить человека с теми чувствами, которые он переживает.
К древнейшим источникам информации, связанным с состоянием человека, относятся ольфакторные средства общения. Это запахи, в первую очередь естественный запах человека. Мы утратили способность животных ориентироваться по запахам, но они все же влияют на формирование отношения к другим людям, хоть мы этого часто и не замечаем. Так, традиционно считается, что запах пота неприятен, но это не всегда верно. Например, пот человека, находящегося в состоянии сексуального возбуждения, буквально насыщен феромонами, и его запах может быть очень привлекателен для представителя противоположного пола.
Наряду с естественными, определенное значение в общении имеют и искусственные запахи, которые создают настроение, возбуждают или расслабляют. Но роль ольфакторных средств в общении, пожалуй, наименее изучена.
Все эмоции и чувства, которые мы испытываем, отражаются на нашем поведении и характере движений. Достаточно вспомнить, как меняется походка человека в зависимости от его настроения:
Наряду с динамическими пантомимическими средствами, есть и статические. Это позы. Положение, которое человек занимает во время разговора, тоже многое может сказать не только о его настроении, но и о его отношении к партнеру, к теме разговора, к ситуации в целом.
Движения человека настолько информативны, что в социальной психологии есть целое направление, которое изучает язык телодвижений, и ему посвящено множество книг. Пантомимика во многом зависит от физиологического состояния организма, на изменение которого влияют эмоции. Но все же это не рефлекторные движения, и знающий человек может научиться ими управлять – демонстрировать уверенность при ее отсутствии или скрывать страх. Этому обучают политиков, актеров, бизнесменов и людей других профессий, где важно уметь оказывать . В этом плане невербальное общение эффективнее, так как словам люди верят меньше, чем движениям и жестам.
Еще более разнообразные нюансы эмоций способно выражать лицо человека, ведь на нем находится около 60 мимических мышц. Они могут передавать самые сложные и неоднозначные эмоциональные состояния. Например, удивление может быть радостным, огорченным, испуганным, настороженным, презрительным, пренебрежительным, высокомерным, робким и т. д. Перечислить, а тем более описать различные выражения лица совершенно невозможно.
Однако человек, как правило, безошибочно угадывает значение мимических движений и может всерьез обидеться на партнера, даже если тот ничего обидного не сказал, но взгляд его был очень красноречивым. А дети учатся «читать» мимику с самого раннего детства. Думаю, многие замечали, как начинает плакать малыш, увидев нахмуренные брови мамы, и расцветает в улыбке в ответ на ее улыбку.
Улыбка вообще уникальна, она стоит особняком среди невербальных средств общения. С одной стороны, улыбка относится к врожденным рефлекторным реакциям, улыбаться умеют многие высшие животные, особенно социальные: собаки, дельфины, лошади. С другой стороны, эта мимическая реакция настолько высоко ценится как средство общения, что люди научились ей управлять и даже поставили себе на службу. Хотя внимательный человек все равно отличит искреннюю улыбку от фальшивой демонстрации зубов без кариеса.
Это наиболее осознанные и управляемые невербальные средства. Они полностью социализированы и могут даже выполнять знаковые функции. Самый простой пример таких жестов-знаков – это числа, которые показывают с помощью пальцев. Но есть и множество других обозначающих жестов: указывающие, запрещающие, приглашающие, жесты согласия, отрицания, повеления, повиновения и др.
Особенность жестов в том, что они, так же как и слова формального языка, принадлежат определенному социуму или этносу. Поэтому часто говорят о языке жестов. У разных народов одно и то же могут обозначать разные жесты. А одинаковый жест нередко имеет совершенно разное значение.
Например, большой и указательный палец, соединенные в кольцо, в традиции, пришедшей в Европу из США, значат «О′кей» – все в порядке. А в Германии и Франции этот же жест имеет почти противоположное значение – «ноль», «пусто», «бессмыслица»; в Италии это «белиссимо» – великолепно, а в Японии – «деньги». В некоторых странах, например, в Португалии и на юге Африки, такой жест вообще считается неприличным, а в Тунисе и Сирии означает угрозу.
Таким образом, для нормального взаимопонимания необходимо изучать не только язык слов другого народа, но и язык жестов, чтобы случайно не попасть впросак.
Среди средств общения выделяют такие, которые самостоятельной роли не играют и тесно связаны с речевой деятельностью. Но их тоже относят к невербальным средствам. Это интонация, с которой произносится высказывание, повышение и понижение тона, паузы, громкость и скорость речи. Такие средства тоже передают информацию об эмоциональном состоянии человека. Например, чем более возбужден и взволнован человек, тем быстрее и громче становится его речь, а нерешительного или испуганного человека выдают дрожащий голос и частые паузы в речи. Интонативность речи очень важна в общении, иногда ее достаточно, чтобы понять, что хочет сообщить человек, говорящий на незнакомом языке. Палеолингвисты считают, что интонация как средство общения возникла даже раньше самой членораздельной речи.
Рассмотрев основные виды невербальных средств, становится понятно не только то, насколько они важны, но и то, что они пронизывают буквально все уровни коммуникации, а в межличностном общении вполне могут вообще заменять слова, и тогда о людях говорят, что они понимают друг друга без слов. Бывает так, что ваш партнер обижается и сердится, а вы, недоумевая, спрашиваете: «Ну, что я такого сказала, на что ты обиделся?» Так вот, он обиделся не на те 20 % информации, которые вы передали словами, а на те 80 %, что продемонстрировали с помощью невербальных средств: интонации, выражения лица, взгляда и т. д.
В процессе речевой коммуникации, как правило, используется комплекс средств общения: вербальные (словесные) - слова, словосочетания, предложения; невербальные (несловесные) - мимика, жесты, позы, интонация и пр. Ученые предполагают, что вербальное (словесное) общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается невербальным способом.
Вербальное общение - это общение при помощи слов, содержание информации передается с помощью языка. Как известно, слово - один из важнейших элементов воздействия на людей, в частности - на коллег и подчиненных. Речь может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции, что приводит к изменению настроения и работоспособности. Поэтому специалисту любого уровня обязательно следует овладеть риторикой, то есть искусством вести беседу. Невладение этим искусством - одна из причин неудач руководителей и специалистов в коллективе.
Вербальное речевое воздействие предполагает учет следующих факторов:
С облюдение коммуникативной нормы :
Соблюдайте нормы речевого этикета;
Соблюдайте нормы культуры речи;
К онтакт с собеседником :
Произведите благоприятное внешнее впечатление;
Меньше говорите сами, дайте собеседнику поговорить о себе;
Укрупняйте собеседника;
Снижайте себя в глазах собеседника («принцип коромысла», не обязательно тянуть собеседника вверх, снижайте немного себя в его глазах);
Говорите комплименты;
Отождествляйте свои интересы с интересами собеседника;
Интересуйтесь проблемами собеседника;
Вспоминайте положительный опыт;
Содержание :
Говорите на тему, которая интересует или должна заинтересовать собеседника;
Больше сообщайте положительной информации;
Сведите к минимуму негативную информацию;
Не давайте советов, если вас не просят (если дать совет все же необходимо, облекайте его в форму заботы);
Чаще обращайтесь к собеседнику («закон имени»);
Приводите примеры из жизни;
Используйте приемы, повышающие убедительность сообщаемой информации;
Убедительность , достоверность :
Подача факта как нового (недавно установили..., я только что читал, что..., вчера стало известно, что.. .);
Подача факта как не сразу осознанного самим оратором (я долгое время сам в это не верил..., я долго сомневался в этом ... и т. д.);
Подача факта как установленного в результате проведенных экспериментов (экспериментально установлено..., эксперименты показали, что… и т. д.);
Подача факта как установленного психологами;
Подача факта как установленного иностранными учеными (если сказать, что факт установлен французами, венграми, финнами и др., такого эффекта в русской аудитории не будет );
Подача факта как установленного молодыми учеными;
Упоминание о том, что факт установлен профессором или академиком; упоминание фамилий ученых, установивших этот факт;
Ссылка на то, что об этом говорил еще Петр I , И. Грозный , Я. Мудрый , Л. Толстой ;
Ссылка на то, что эта идея была известна, тот или иной способ или метод использовался царями, фараонами, великими полководцами прошлого (еще Екатерина Вторая писала в письме к..., все французские короли, русские князья всегда имели…, Александр Македонский всегда учитывал ... и т. д.);
Подача факта как такого, который был давно известен, но вспомнили о нем только сейчас (еще в ХVI веке использовали этот метод…, об этом знали еще в XIX веке. .. и т. д.);
Персонифицируйте свои идеи (феномен личной реальности);
Говорите: «Я лично думаю...», «Мое мнение таково...», «Я это испытал на себе…», «Мне лично рассказывал один знакомый...» и т. д.;
Приводите конкретные подробности, детали;
Языковое оформление :
Разнообразьте используемые слова;
Используйте синонимы, близкие по значению слова и обороты;
Используйте слова, вызывающие образы (вместо жирная пища лучше сказать масло, свинина и т. д.);
Используйте разговорную речь, не злоупотребляйте книжными словами;
Разнообразьте интонацию, не говорите монотонно;
Держите одинаковый темп с партнером;
Цифр приводите немного и округляйте их;
Манера :
Демонстрируйте дружелюбие, искренность;
Воодушевление;
Умеренную эмоциональность;
Физическую бодрость, подвижность;
О бъем :
Будьте кратки;
Говорите меньше собеседника;
Говорите короткими предложениями;
Р асположение информации :
Важную информацию давайте в начале и конце;
Повторяйте несколько раз в различных местах в речи и разными словами;
Адресат :
В большой аудитории надо говорить более эмоционально, в маленькой - спокойно и рационально;
С малоподготовленной аудиторией и малоразвитым человеком надо говорить медленно, использовать форму вопросов и ответов;
С женщинами надо разговаривать эмоционально, приводить много примеров, опираться на бытовые проблемы, рассматривать один вопрос за раз;
С мужчинами надо говорить рационально, не делать за них выводы, использовать при изложении перечисление;
С ребенком надо говорить коротко, быстро, опираться на события, все мысли формулировать словами в развернутой форме;
С людьми старшего поколения нельзя говорить в быстром темпе, надо говорить медленно, обращаться к их опыту, приводить ссылки авторитетных людей.
В деловой риторике используют следующие принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, сенсорность, экспрессивность, интенсивность.
Доступность предполагает взвешенность содержания речи, учет образовательного уровня слушателей, их социальное положение и производственный опыт.
Ассоциативность означает вызов сопереживаний и соразмышлений, которые достигаются путем обращения к рациональной и иррациональной памяти слушателей. Делается это с помощью таких инструментов, как музыка, видеофильмы, стихи и т. п.
Сенсорность предусматривает использование цвета, звука, рисунков, схем и т. п. Чем разнообразнее их использование, тем эффективнее процесс освоения информации.
Экспрессивность предполагает эмоциональную напряженность речи, выразительность мимики, жестов. Все это усиливает процесс восприятия речи.
Интенсивность характеризуется темпом подачи информации. Следует учитывать темперамент людей и их подготовленность к восприятию конкретного вида информации.
Специалисты считают, что для хорошего выступления на одну минуту требуется 20 минут подготовки. Подготовка плана выступления, подбор материалов, проработка тезисов - залог успеха выступления.
Современная аудитория не приемлет менторского (назидательного) тона - разговор должен идти на равных. При этом внимание аудитории необходимо привлечь сразу. Выступление должно сопровождаться сравнительными материалами, цифрами, фактами и т. п. Важным элементом публичного выступления являются ответы на вопросы. Никогда не уклоняйтесь от них. Многие думают, что речь всего лишь оформляет мысли человека и служит вспомогательным средством делового общения. Однако исследования показывают, что от культуры речи зависят результаты деловых переговоров, а при публичном выступлении - степень убежденности аудитории в правоте ваших слов.
Профессиональная деятельность предполагает овладение навыками риторики, т. е. навыками подготовки и доведения до слушателей смысла публичного выступления вне зависимости от формы (совещание, лекция, презентация, доклад и т. п.).
Для того чтобы сделать нашу речь более выразительной, яркой и эмоциональной, необходимо применять определенные средства:
Варьирование тональности выступления;
Акцентирование главных мыслей;
Постановка риторических вопросов по ходу выступления;
Использование форм диалога;
Включение образных сравнений, поговорок, крылатых выражений, речевых средств выразительности (тропы и фигуры речи) и т. п.;
Использование примеров;
Применение повторов.
Следует подчеркнуть, что устная речь отличается от письменного текста. Это создает некоторые проблемы во взаимоотношении с аудиторией, если выступающий просто читает текст. Вместе с тем устная речь имеет бесспорное преимущество перед письменной, позволяя раскрыть выступающего как профессионала и интересного оратора.
Невербальное общение - это общение при помощи неречевых знаковых систем, несловесных средств (жесты, мимика, сигналы внешности и поведения говорящего, дистанция до собеседника и др.). Невербальные средства общения состоят из невербальных сигналов. Невербальные сигналы - это несловесные, неязыковые явления, которые несут информацию в процессе общения. Известный исследователь невербальных сигналов австралийский ученый А. Пиз утверждал, что насчитывается не менее 1000 невербальных сигналов, которые используются людьми.
Их роль очень велика: по данным ученых, до 60 - 70% информации в процессе общения передается невербально. Из двух видов межличностной коммуникации - вербальной (речь) и невербальной - невербальная коммуникация является более древней, в то время как вербальная коммуникация является наиболее универсальной. Невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств.
Невербальная коммуникация может быть представлена в виде следующих основных систем: визуальная, акустическая, тактильная, ольфакторная.
Визуальная система общения включает в себя жесты, мимику, взгляд, пространственно-временную организацию общения и т. д.
Акустическая система общения задействует такие средства, как паузы, смех, интонация и др.
Тактильная система общения характеризуется прикосновением, пожатием рук, объятиями и т. п.
Ольфакторная система основана на восприятии приятных или неприятных запахов как самого человека, так и окружающей среды.
Специалисты выделяют следующие функции невербального общения:
Выражение межличностных отношений;
Выражение чувств и эмоций;
Управление процессами вербального общения;
Обмен ритуалами;
Регуляция самопредъявлений.
На невербальные средства общения накладывает отпечаток каждая культура, поэтому для всего человечества общих норм нет. Невербальный язык другой страны приходится осваивать так же, как словесный. Невербальные знаки нельзя рассматривать изолированно, поскольку у одного жеста может существовать несколько значений, другой в данный момент может вообще ничего не значить. Поэтому их необходимо читать в контексте, где каждый дополняет, уточняет, координирует другие.
Невербальные знаки могут быть разделены на три основные группы: язык тела, паралингвистические средства, одежда и украшения .
К невербальным сигналам общения относятся:
- кинесика - поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт (взгляд, направление взгляда, частота контакта);
- такесика и экстралингвистическая система - рукопожатие, поцелуй, похлопывание, касание;
- просодика - общее название таких ритмико-мелодических сторон голоса, как высота, громкость, тембр, сила ударения;
- проксемика - ориентация, дистанция;
Внешность - одежда, прическа и т. д.
Кинесика и формы ее проявления:
Поза - положение тела, типичное для данной культуры; позы могут быть: открытые, закрытые, авторитарные;
Мимика - движение мышц лица (рта, глаз, бровей, лба);
Взгляд - глаза говорят о расположенности или не расположенности к общению, посылают сигналы «обратной связи», выдают настроение партнера;
Походка является знаковой, поскольку по ней можно определить эмоциональное состояние человека (гнев, радость, гордость, горе);
Жесты - динамически выразительные движения тела.
Особое значение в невербальной коммуникации имеют сигналы, посылаемые глазами и губами. С помощью глаз передаются самые точные и открытые из всех сигналов человеческой коммуникации. Для того чтобы построить хорошие отношения с вашим собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60 - 70% всего времени общения. Глаза обладают особым способом самопрезентации, название которому взгляд . Последний может осуществлять сильное психологическое давление и говорить о многом.
Рассмотрим виды взглядов и их трактовку:
Подъем головы и взгляд вверх: подожди минуту, подумаю;
Движение головой и насупленные брови: не понял, повтори;
Улыбка, возможно, легкий наклон головы: понимаю, мне нечего добавить;
Ритмичное кивание головой: ясно, понял, что тебе нужно;
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику: хочу подчинить себе;
Взгляд в сторону: пренебрежение;
Взгляд в пол: страх и желание уйти.
В мимике очень важно положение губ - молчаливых источников эмоциональной информации. Улыбка в создании привлекательности личного имиджа просто незаменима, поскольку она дает предпочтительные шансы на доверительные и дружелюбные отношения в общении у тех, кто ее использует.
Немалое значение при общении имеют жесты . Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Они должны быть адекватны содержанию речи, соответствовать ему, надлежащим образом подчеркивая некоторые смысловые элементы. Оратор не должен специально «придумывать» жесты, он обязан их контролировать.
Основные правила жестикуляции:
Жесты должны быть непроизвольными: прибегайте к жесту только по мере ощущения потребности в нем;
Жестикуляция не должна быть непрерывной: не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом;
Управляйте жестами: никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова;
Вносите разнообразие в жестикуляцию: не пользуйтесь одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность;
Жесты должны отвечать своему назначению: количество и интенсивность жестов должны соответствовать характеру речи и аудитории.
Экстралингвистическая система - это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плач, смех, кашель, вздох, плевок, «звуковой» поцелуй и пр. К такесическим средствам общения относятся рукопожатие, похлопывание, касания, поцелуи. Доказано, что человеку необходимо в день более 20 «касаний», так как они являются формой биологической стимуляции общения.
К проксемическим характеристикам относят ориентацию партнеров в момент общения относительно друг друга. Даже дистанция, которую выдерживают люди при общении, уже о многом говорит. Расстояние между собеседниками зависит и от возраста, и от пола коммуникантов, и от степени знакомства между ними. Здесь также видны биологические корни (любовь - дружба - доброжелательность - недоброжелательность - вражда). Обычно недостаточно знакомого человека «держать» на расстоянии вытянутой руки. «Втереться в доверие» можно, подсаживаясь все ближе и ближе: вспомните поведение Маленького Принца по отношению к Лису. Кстати, межкультурные различия в проксемике часто приводят к непониманию, к коммуникативным неудачам между политиками и бизнесменами.
Отечественные и зарубежные психологи выделяют четыре зоны общения в соответствии с дистанцией между коммуникантами (по А. Пизу):
Интимная зона (от 15 до 46 см): в эту зону человек разрешает проникать только тем, кто находится с ним в тесном эмоциональном контакте;
Личная зона (от 46 см до 1,2 м): на таком расстоянии происходит общение на официальных приемах и дружеских вечеринках;
Социальная зона (от 1,2 м до 3,6 м): такую дистанцию выдерживают с посторонними людьми;
Общественная зона (более 3,6 м): такая дистанция выдерживается обычно при общении с большой группой людей, с аудиторией.
Таким образом, невербальное общение помогает создать образ партнера, способствует установлению определенных взаимоотношений, усиливает эмоциональную атмосферу, а также выступает в качестве показателя социально-ролевых отношений коммуникантов.
Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами человеческого подсознания. Человек, не владеющий методикой контроля над своими невербальными средствами выражения, не способен подделать эти импульсы и доверяет больше языку, чем невербальному способу общения.
Владение языком невербального общения позволяет не только лучше понять собеседника, но и предвидеть, какую реакцию вызовет еще не прозвучавшее высказывание, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата. Невербальная коммуникация позволяет показать процесс восприятия выступления, как происходит обмен сигналами.
На невербальные средства общения накладывает отпечаток каждая культура, поэтому для всего человечества общих норм нет.
Вопросы для контроля
1. Что такое вербальные средства речевого общения? Что к ним относится?
2. Что необходимо учитывать при вербальном общении?
3. Какие принципы речевого воздействия необходимо учитывать при вербальном общении?
4. Назовите приемы, которые помогут сделать устную речь выразительной и эмоциональной.
5. Что такое невербальные средства речевого общения? Что к ним относится?
6. Каково соотношение вербальных и невербальных средств в речевом общении?
7. В виде каких систем может быть представлена невербальная коммуникация?
8. Каковы функции невербального общения?
9. Какие основные группы невербальных знаков выделяют? Какие невербальные сигналы включает каждая группа?
10. Какова роль взгляда в невербальном общении?
11. Какова роль жестов в невербальном общении?
12. Какую роль играет дистанция в процессе речевого общения? Назовите основные зоны общения в соответствии с дистанцией между коммуникантами.
13. Национальная специфика невербальных средств общения.
Что в первую очередь отличает нас от других биологических видов? Двигает общественный и личностный прогресс? Позволяет шире познать мир, делая нас теми, кто мы есть – созданиями с развитым интеллектом и мышлением?
Конечно же, это общение – обмен информацией и взаимодействиями между двумя или несколькими индивидуумами.
Общение делится на две группы: вербальное и невербальное. А ещё - на индивидуальное и массовое. Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации помогает разнообразить разговор, придать ему нужный характер. Обе эти формы одинаково важны при живом общении.
К этой группе относится передача информации с помощью слов – речь. Выделяются речевые взаимодействия двух видов:
Устный разговор:
Беседа в письменной форме:
Речь возможна благодаря главному инструменту общения – языку. Языком называется система знаков и символов, разными комбинациями которых передаётся информация о конкретном предмете/явлении. Для использования языка нужны мышление и интеллект.
Особенности языка состоят в том, что он разнообразен и многогранен. Так, есть нелитературные и литературные его формы и виды, использующиеся людьми в зависимости от конкретной жизненной ситуации.
Владение навыками вербального общения – ключ к успешным межличностным коммуникациям. Развивать нужно не только интеллект, правильность и грамотность речи, читая классическую литературу и изучая родной и иностранные языки. Важно уметь говорить в том смысле, в котором это преподносит психология – учиться случать собеседника, устранять барьеры и боязнь контактировать с другими людьми, выражать понимание и сочувствие. Человек, умело использующий навыки вербальных коммуникаций, легко найдёт общий язык с какой угодно, даже самой непростой по характеру личностью.
Невербальную форму коммуникации называют ещё «язык тела» или «язык жестов». Она включает в себя всю информацию, которую мы передаём собеседнику или собеседникам без участия речи, а также взаимодействия с ними, несущие определенную эмоциональную окраску. Например, рукопожатие (выражает дружелюбие и готовность к сотрудничеству), поцелуй (любовь), похлопывание по плечу (фамильярный дружеский жест) и др.
Невербальное общение происходит только при беседе лицом к лицу. Разговор в социальных сетях через личные сообщения лишён этой коммуникативной составляющей.
Психология обращает особое внимание на эту форму общения – она говорит о человеке больше, чем может рассказать вербальная.
Для педагогического общения очень значимы невербальные средства. Они помогают педагогу привлекать и удерживать внимание учеников, вырабатывают его стиль преподавания. Обучающиеся при активном и уместном использовании жестов и мимики в процессе педагогического общения лучше усваивают материал и используют мышление, они становятся более открытыми и легче идут на контакт.
Тяжёлая походка характерна для людей, которых обуревает гнев или другие отрицательные эмоции, лёгкая, воздушная - свидетельствует о безоблачном настроении человека.
Так проявляется взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации.
Люди следят за своей речью и тем, что они сообщают собеседникам. Куда сложнее постоянно контролировать мимику, жесты, походку. Не всем из нас это удаётся. Тем не менее это помогает понять истинные чувства и побуждения человека, что используется в психологии.
Психология говорит нам, что в общении важно выдерживать правильное соотношение средств вербальной и невербальной коммуникации. Аудитория вряд ли проникнется монотонным безэмоциональным прочтением доклада или презентации, не уделив выступающему должного внимания. Но и в крайности кидаться не нужно: есть люди, мысли и эмоции которых опережают возможности речевого аппарата. Они бурно жестикулируют, проглатывают слова, заставляя собеседника уставать от такой экспрессивности.
Кроме того, стоит учитывать и ситуацию, в которой к месту та или иная форма общения, как и особенности и интеллект собеседника.
Вербальный и невербальный язык общения существуют вместе и помогают выразиться не только словесно, а и эмоционально. Каждый народ на земле имеет свои определенные жесты, которые в разных культурах могут обозначать совершенно противоположные вещи. Но, несмотря на это, их можно разделить на несколько групп, которые выражают приветствие, запрет, недоверие, одобрение или оскорбление. Также можно выделить:
Еще одно значимое средство вербального и невербального общения – . Благодаря ей человек как бы подтверждает или опровергает сказанные слова. Психологи утверждают, что когда вы не видите лицо собеседника, то теряете до 15% необходимой информации. В этом случае будет уместно вспомнить столь популярный на сегодняшний день вариант общения – социальные сети, чат и т.п. Очень часто написанное слово может нести совершенно разную информацию, а все, потому что вы не видели мимику человека, который это писал. Она помогает выразить эмоциональное состояние, например, радость, гнев, разочарование и т.п.
Кроме этого вербальные и невербальные способы общения обязательно должны учитывать позу человека. Например, когда ваш собеседник во время разговора скрещивает руки либо ноги, то это может свидетельствовать о том, что он пытается закрыться от вас, так как попросту не доверяет либо боится. Таким образом, если обращать внимание на позу человека, то можно узнать много скрытой информации.
Особое внимание необходимо уделить взгляду, он бывает разным:
Даже учитывая значительное отличие вербального и невербального общения, можно сделать вывод, что человек не сможет получить все необходимое и желаемое, если будет пользоваться только одним из вариантов. Как говориться, одними жестами невозможно выразить всю информацию, а слова без мимики и жестов являются совершенно пустыми.
Психологи утверждают, что при знакомстве человек больше всего обращает внимание на невербальное общение, и если, к примеру, мимика его не устраивает, то чтобы собеседник не сказал, для него это уже будет неважно.
Во время беседы человек использует ум и логику, чтобы понять поступающую информацию, а вот для восприятия невербального общения нужна интуиция. Зачастую многим людям словами можно солгать, а вот эмоции, то есть мимику и жесты, скрыть практически невозможно.
Общение - «передача информации от человека к человеку», сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения .
Вербальное общение - общение словами, речью, процесс обмена информацией и эмоционального взаимодействия между людьми или группами при помощи речевых средств. Вербальное общение отличают от невербального общения, где главное передается не речью, а интонациями, взглядом, выражением лица и другими средствами выражения отношений и эмоций.Вербальная общение представляет собой словесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык. Язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Система языка находит свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует в нас постоянно в состоянии возможности. Вербальнаякоммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.
Невербальная общение - это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формысамовыражениячеловека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей - невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.
Речь - это всегда конкретный процесс использования информантом языковых знаков. Но поскольку этот процесс всегда двусторонний, предусматривающий другого партнера коммуникации, разные роли в процессе коммуникации - пассивные или активные, разные сенсорные механизмы и разное участие паралингвистнческих средств типа темпа речи, особенностей почерка, особенностей произношения, речевые механизмы оказываются разнообразными и иерархически соподчиненными. Прежде всего следует выделить центральные управляющие отделы, сосредоточенные в левом полушарии головного мозга, которое иногда называют речевым. При различных повреждениях левого полушария, например, при инсультах, операционных вмешательствах, травмах, человек теряет возможность говорить, читать, писать, понимать обращенную к нему речь. Без соответствующего медицинского вмешательства это повреждение может оказаться необратимым и превращается в подлинную социальную трагедию, так как пострадавший теряет основное орудие общения. В левом полушарии головного мозга находятся специальные зоны, ответственные за моторные функции речи (моторный центр речи Брока, названный по имени открывшего его французского хирурга) и сенсорные функции (сенсорный центр речи Вернике, названный в честь открывшего его немецкого нейрохирурга Вернике).
К исполнительным отделам речевого механизма прежде всего относится артикуляционный отдел, обеспечивающий человеку возможность артикулировать (произносить) разнообразные речевые звуки. Артикуляционный отдел, в свою очередь, состоит из гортани, гортанной части глотки, ротовой и носовой полости, голосовых связок, генерирующих звук с помощью тока воздуха, идущего из легких. Чем больше разнообразных речевых звуков способна создать артикуляционная система человека, тем больше у него возможностей для обозначений разных объектов и явлений действительности с помощью фонетических средств (с греч. phone - звук). В русском языке достаточно богатая система фонетических средств - 41 самостоятельный звук-тип с выделением мягких и твердых согласных, сонорных, произносимых с участием голоса (М, Н, JI), шипящих. При произношении русских звуков практически не задействованы гортань и гортанная часть глотки (сравните специфику кавказских языков) и зубно-губные сочетания, типичные дня английского языка, а также звуки-дифтонги, двойные гласные, среднее между А и Е (например, типичные для прибалтийских языков). Впрочем, если учесть, что есть языки с очень лаконичной системой речевых звуков (например, 15 звуков в языках некоторых африканских народов), то русская фонетическая система может считаться достаточно богатой.
Следует отметить, что овладение навыками артикуляционных движений составляет довольно большую часть общего речевого развития. Иногда, особенно при врожденных физических аномалиях, например, заячьей губе или короткой уздечке языка, требуется помощь со стороны медицины, иногда достаточно проведения коррекции с помощью дефектологов, логопедов. Некоторые же особенности навыков произношения остаются на всю жизнь в виде акцента, по которому так легко определить доминантный язык, так называемый mother language - материнский язык.
Речь человека возникла и развивалась на основе слуховой системы. Для речи слух имеет столь важное значение, что при его отсутствии, например глухоте или тугоухости, человек становится немым. Глухонемота приводит к умственному отставанию, различным коммуникативным трудностям, личностным изменениям. Еще в Древней Греции глухим и слабослышащим запрещалось занимать руководящие должности. Существует довольно много методов общей и речевой аудиометрии, позволяющих проводить раннюю психодиагностику речевой слуховой функции, что помогает овладеть языком с помощью компенсаторных способов, например с помощью языков жестов (язык глухонемых). Предполагается, что язык жестов включает очень много наднациональных черт, что обеспечивает относительную универсальность его использования. Глухонемой из Африки с помощью языка жестов быстрее поймет глухонемого из России, чем обычный носитель нормального звукового языка.
Зрительная система принимает очень небольшое участие в развитии речевых функций у ребенка. Слепые дети и слепые взрослые ориентируются на акустические каналы речевой информации, иногда - на тактильные (шрифт Брайля для слепых). Сложности возникают при переходе к тем видам речи, которые ориентированы на активную работу зрительного анализатора, связанную с выделением мелких различительных деталей графем (букв) или с овладением навыков повторения этих деталей в собственной деятельности (письменная речь). Вообще зрительная модальность речевых процессов во многом факультативна, более осознанна и предполагает обязательный этап обучения на специальных занятиях, например, в школе на уроках чистописания и чтения. Акустическая модальность речевых процессов более спонтанна, жизненно необходима и произвольна. В любом человеческом сообществе прежде всего налажйвакхг систему акустической речевой связи, что обеспечивает оперативный обмен информацией, например, в случаях всеобщей безграмотности или в специфических условиях обитания - при плохой освещенности, трудностях зрительного контакта и пр.
Видовая классификация речевых процессов связана с их модальностью и степенью активности информанта. Разнообразие видов этих речевых процессов наглядно представлено на рис. 22. На рисунке обозначены различные секторы, обладающие относительной автономностью и иерархической соподчиненностью по сравнению с другими. Так, нижний левый сектор - слушание, или аудирование, речи - является ведущим во всей структуре. Именно здесь формируются первые перцептивные эталоны, позволяющие человеку различать звукокомплексы между собой и соотносить с ними различные объекты окружающего мира.