Эксперименты с огнем (фотоотчет). «Юный пожарник» (опыты с детьми по пожарной безопасности) Опыты с огнем дома

05.03.2020 Теплый пол

Горючие вещества, представляющие собой смеси легких углеводородов, а также спирты в отсутствие кислорода не горят — горение может происходить только на их поверхности. Пары бензина или керосина смешиваются с воздухом и возгораются; если же ликвидировать доступ кислорода, то пламя погаснет. В принципе, это прописные истины, которые изучают еще в школе на уроках химии. Но вот наглядную демонстрацию горения паров увидеть не так-то просто — для этого придется провести несложный, хотя и довольно красивый опыт.

Делать его можно только на открытом воздухе (ни в коем случае не в комнате) и только взрослым. Спешим заверить: этот опыт ни при каких обстоятельствах не грозит взрывом, поскольку концентрация паров в ходе его проведения незначительна — они могут только плавно загореться.

Огненный смерч

Для опыта необходима обычная пластиковая бутылка из-под газированной воды или другого напитка. Лучше брать двухлитровую — чем больше емкость, тем нагляднее будет эксперимент. В маленькой бутылке можно ничего не увидеть из-за высокой скорости горения.

ВНИМАНИЕ! Если спирта слишком много, испарение будет чрезмерно интенсивным, и при поджигании может возникнуть вспышка — столп огня высотой до 10 см. Подносите зажигалку осторожно и проводите опыт на расстоянии от легко воспламеняющихся предметов.

В пустую и сухую бутылку надо налить чуть-чуть горючей жидкости — лучше всего подходят для этих целей автомобильные «незамерзайки» для стекол и спирты. Мы использовали изопропанол, или изопропиловый спирт — он свободно продается на радиорынках и в магазинах электронных компонентов. От того, сколько жидкости будет налито, зависит количество выделяемых паров и, следовательно, скорость и «визуальное оформление» реакции. Так или иначе, спирта должно быть «на донышке», совсем чуть-чуть.

Жидкость нужно слегка взболтнуть, а затем поставить бутылку на ровную поверхность и с помощью длинной каминной спички или кухонной зажигалки поджечь пары, выходящие из горлышка.

Вы увидите, как огонь постепенно распространяется вниз по мере выгорания спиртовых паров — это выглядит очень эффектно и красиво.

Дойдя до дна, пламя вопреки ожиданиям погаснет, поскольку в бутылке не останется кислорода, а спирт, как уже говорилось выше, без него гореть не может.

Ход опыта

1. Для проведения опыта необходима пластиковая бутылка, горючее вещество (изопропанол) и кухонная зажигалка (или каминные спички).


2. Аккуратно наливаем спирт в бутылку — так, чтобы его уровень едва-едва поднимался над «ножками» бутылки. Взбалтываем.


3. Поджигаем. Для этого нужно опустить зажигалку примерно на 1,5−2 см внутрь бутылки.


4. Пламя опустится вниз по спиртовым парам. На иллюстрации видно, что пары в верхней части бутылки уже горят, а в нижней — еще нет.


«Юный пожарник»

(опыты с детьми по пожарной безопасности)

Опыт 1 «Чем можно потушить огонь?»

Цель: показать детям, какие средства можно использовать при тушении огня.

Материалы и оборудование: 3 фарфоровые чашечки, одеколон, песок плотная ткань, комнатное растение, 2 стакана с водой, огнетушитель.

Ход опыта

Воспитатель предлагает одному ребенку добавить в стакан с водой краску, а другому – сахар.

Воспитатель поджигает небольшое количество одеколона в трех фарфоровых чашечках. Первую заливает водой (из любого стакана), вторую засыпает песком, третью накрывает плотной тканью. Во всех чашках огонь гаснет.

Воспитатель обращает внимание детей на комнатное растение и подводит их к тому, что когда нет песка, можно использовать землю из цветочного горшка.

Вывод: Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать любую воду, а также песок (землю), плотную ткань.

Опыт 2 «Водой масло не затушить»

Цель: Дать представление о том, что горящее масло нельзя тушить водой.

Материалы и оборудование: стакан с растительным маслом, стакан с водой, огнетушитель.

Ход опыта

В стакан с горящим маслом воспитатель наливает воду до тех пор, пока отчетливо не станет видно, что масла плавает на поверхности.

Вывод: Опыт показывает, что затушить горящее масло водой невозможно, так как масло легче воды. Оно будет плавать сверху, продолжая гореть. Надо накрыть крышкой (прекратить доступ воздуха)

Опыт 3 «Почему во время пожара происходит взрыв»

Цель : дать представление о причине взрыва.

Материалы и оборудование : пробирка, ломтик картофеля сырого, зажим, горелка.

Ход опыта

Воспитатель наливает в пробирку немного воды и затыкает ее пробкой из картофеля, нагревает пробирку над пламенем. И вдруг – бах! – пробка с шумом вылетает из пробки. Вытолкнул ее пар: вода закипела, пара становилось все больше, ему стало тесно, он вытолкнул пробку, а сам вырвался наружу.

Вывод: при пожаре в закрытом помещении воздух сильно нагревается и расширяется. Ему становиться тесно, он вырывается наружу, выбивая окна в домах.

Опыт 4 «Пожары загрязняют воздух»

Цель: показать наглядно, как огонь загрязняет предметы(копоть).

Материалы и оборудование: свеча, стекло, фарфоровая чашечка, таз с водой, огнетушитель.

Ход опыта

Воспитатель зажигает свечу, держит над ее пламенем стекло, затем фарфоровую чашечку. Эти материалы, которые не расплавляются, не загораются, но нагреваются быстро. Через некоторое время на них будет видно почернение (покрылись копотью). Воспитатель предлагает детям (когда материалы остынут) коснуться пальчиками почернения и убедиться, что оно пачкается.

Вывод: опыт показывает, что в результате горения образуется копоть, которая загрязняет воздух и вредит здоровью живых существ.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Сделать так, чтобы дети увидели в вас настоящего волшебника, очень просто. Нужны всего лишь ловкость рук и безграничная фантазия. Все остальное за вас сделает наука.

сайт собрал для вас 6 элементарных научных экспериментов, которые непременно заставят ваших детей поверить в чудеса.

Опыт № 1

Нам потребуются один пакет на «молнии», вода, пищевой краситель синего цвета, лишние руки и немного фантазии.

Подкрасьте небольшое количество воды, капнув в нее 4-5 капель синего пищевого красителя.

Для большего правдоподобия на пакете можно нарисовать тучки и волны, а затем залить подкрашенную воду.

После нужно плотно запечатать пакет и с помощью липкой ленты приклеить его к окну. Результата придется немного подождать, но оно того стоит. Теперь у вас есть собственная погода в доме. И ваши дети смогут наблюдать, как дождь льется прямо в маленькое море.

Разоблачение фокуса

Так как Земля имеет ограниченное количество воды, на ней существует такое явление, как круговорот воды в природе. Под теплым солнечным светом вода в пакете испаряется, превращаясь в пар. Охлаждаясь наверху, она снова принимает жидкую форму и падает в виде осадков. За этим явлением в пакете можно наблюдать несколько дней. В природе это явление бесконечно.

Опыт № 2

Нам потребуются вода, прозрачная стеклянная банка с крышкой (желательно подлиннее), жидкость для мытья посуды, блестки и богатырская сила.

Заполните банку водой на 3/4, добавьте несколько капель жидкости для мытья посуды. Через несколько секунд добавьте краситель и блестки. Это поможет вам лучше увидеть торнадо. Закрываем емкость, раскручиваем по спирали и любуемся.

Разоблачение фокуса

Когда вы прокручиваете банку круговыми движениями, вы создаете вихрь воды, который выглядит как мини-торнадо. Вода быстро вращается вокруг центра вихря за счет центробежной силы. Центробежная сила - это сила внутри направляющего объекта или жидкости, такой как вода, по отношению к центру его круговой траектории. Вихри встречаются в природе, но там они очень страшные.

Опыт № 3

Нам потребуются 5 маленьких стаканов, 1 стакан горячей воды, столовая ложка, шприц и любознательный сладкоежка. Skittles: 2 красных конфетки, 4 оранжевых, 6 желтых, 8 зеленых и 10 фиолетовых.

Наливаем в каждый стакан по 2 столовые ложки воды. Отсчитываем нужное количество конфеток и раскладываем по стаканам. Горячая вода поможет конфеткам быстрее раствориться. Если вы заметили, что конфеты растворяются плохо, поставьте стаканчик на 30 секунд в микроволновку. Потом даем жидкости остыть до комнатной температуры.

Шприцем или большой пипеткой заливаем цвета в небольшую баночку, начиная с самого густого и плотного (фиолетовый) и заканчивая наименее плотным (красным). Капать сироп нужно очень осторожно, иначе все перемешается. Сначала лучше капать на стенки баночки, чтобы сироп сам медленно стекал вниз. В итоге у вас получится радужное варенье из Skittles.

Разоблачение фокуса

Опыт № 4

Нам потребуются лимон, ватная палочка, бутылка, любые украшения на ваш вкус (сердечки, блестки, бусинки) и море любви.

Выдавите немного лимонного сока в стакан и, макая в него ватной палочкой, напишите свое секретное послание.

Чтобы проявить надпись, нагрейте ее (прогладить утюгом, подержать над огнем или в духовке). Осторожно, не позволяйте детям самим этим заниматься.

Разоблачение фокуса

Лимонный сок - это органическое вещество, которое способно окисляться (вступать в реакцию с кислородом). При нагревании он приобретает коричневый цвет и «горит» быстрее, чем бумага. Такой же эффект дают и апельсиновый сок, молоко, уксус, вино, мед и сок лука.

Опыт № 5

Нам потребуются мармеладные червячки, пищевая сода, уксус, разделочная доска, острый нож, два чистых стакана.

Разрежьте каждого червячка на 4 части. Нож лучше предварительно слегка смочить водой, чтобы мармелад не так сильно прилипал. Разведем в теплой воде 3 столовых ложки пищевой соды.

Потом кладем наших мини-червячков в раствор с содой и ждем 15 минут. Затем достаем их вилкой по одному и перекладываем в стакан с уксусом. Они сразу начинают «обрастать» пузырьками и, танцуя, «рваться» к поверхности.

Разоблачение фокуса

Когда вы помещаете в уксус смоченные в соде червячки, уксусная кислота вступает в реакцию с бикарбонатом (из пищевой соды). При этом на червячках образуются пузырьки углекислого газа, которые тянут их к поверхности, заставляя извиваться. У поверхности пузырьки лопаются, и червячок падает на дно, образуя новые пузырьки, которые снова выталкивают его наверх. Так будет продолжаться до тех пор, пока из червячка не выйдет вся сода. Для лучшего эффекта использовать за раз стоит около 4 червячков, чтобы они могли свободно «танцевать» в стакане.

Опыт № 6


Конспект образовательной деятельности

По пожарной безопасности

для детей старшей подготовительной группы

«Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин»

Разработала воспитатель без квалификационной категории образование среднее специальное муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Детского сада №23 «Колокольчик» села Ладовская Балка Красногвардейского района Ставропольского края

Захаревич Анастасия Олеговна

2013г.

Цели : с помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня; развивать умение наблюдать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности, осторожность; развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности.

Оборудование: металлический поднос, свечи, полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, кусок ткани, монета, пинцет, стакан с водой, пустой стакан, баночки с песком, с землей, с порошком.

Ход:

(У воспитателя забинтован палец).

Воспитатель: Здравствуйте ребята, хотите узнать, что у меня случилось с пальцем. Сейчас я вам расскажу. Блуждая в просторах Интернета я увидела как один лаборант …знаете кто такой лаборант? Это человек, который работает в лаборатории и проводит опыты и эксперименты… так вот, я увидела как один лаборант проводит опыты с огнем. Я решила повторить их, но я совсем забыла о безопасности и по неосторожности обожгла палец. После этого опыты я конечно не провела. Может вы мне поможете провести эти опыты? А не боитесь получить травму? Хорошо, чтобы обойтись без травм, давайте повторим правила обращения с огнем, в этом нам поможет мультфильм…

Воспитатель: О чем данный мультфильм?

Дети: О правилах поведения во время пожара, если ты дома один.

Воспитатель: Какие правила пожарной безопасности показаны в мультфильме?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы вспомнили основные правила пожарной безопасности и теперь можем проводить наши опыты.

Опыт№1.

(Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи)

Воспитатель: Когда мы зажгли свечи, что мы увидели?

Дети: Огонек.

Воспитатель: Какой он?

Дети: Он яркий, красивый.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться?

Дети: Нет.

Воспитатель: Объясните, почему?

Дети: Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар.

Воспитатель: Кто хочет “потрогать” огонек? (Если не находятся желающие, воспитатель берет ладошку ребенка в свою ладонь и вместе проделывает действия. Дети комментируют выполняемые действия и на собственном опыте убеждаются, что огонь горячий и трогать его нельзя).

Воспитатель: Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.

Физ-минутка:

“Пламя костра”

под музыку «звуки костра»

Огонь только родился, он ещё слабый и не уверенный дети садятся на корточки, голову на колени, руки вдоль туловища.

Огонь набирает силу, растёт. Медленно поднимаемся, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой.

Его языки колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец Произвольные движения руками.

Языки пламени поднимаются то выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле.

Понравилось вам быть огоньками?

Опыт №2.

Воспитатель: Сейчас мы посмотрим, как быстро загораются предметы из разных материалов.

Воспитатель подносит к пламени свечи полоску бумаги - она быстро загорается. Затем подносит к пламени вату - она вспыхивает мгновенно, кусок ткани - она горит. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету - она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан с водой, она шипит).

Воспитатель подводит детей к тому, что бы они самостоятельно сделали выводы:

Дети: Опыт показывает, что быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься).

Опыт №3.

Воспитатель: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?

Дети: Его нужно потушить.

Воспитатель: Чего же «боится» огонь?

Дети: Воды, снега, песка, земли.

Воспитатель : А давайте проверим правильность ваших утверждений. Я приготовила материал, который используют для тушения огня. Вы узнаете их?

Дети: Да.

Воспитатель: Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды. (Ребенок выполняет указание воспитателя) Что происходит и почему?

Дети: Огонь погас, потому что он боится воды.

Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, стиральным порошком.

Опыт №4

Воспитатель: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую сечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем?

Дети: Он гаснет.

Воспитатель: Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

Мы предлагаем вашему вниманию 10 потрясающих фокусов-опытов, или научных шоу, которые можно сделать своими руками в домашних условиях.
На дне рождения ребенка, на выходных или на каникулах проведите время с пользой и станьте центром внимания множества глаз! 🙂

В подготовке поста нам помог опытный организатор научных шоу - профессор Николя . Он объяснил принципы, которые заложены в том или ином фокусе.

1 - Лавовая лампа

1. Наверняка многие из вас видели лампу, у которой внутри жидкость, имитирующая горячую лаву. Выглядит волшебно.

2. В подсолнечное масло наливается вода и добавляется пищевой краситель (красный или синий).

3. После этого добавляем в сосуд шипучего аспирина и наблюдаем поразительный эффект.

4. В ходе реакции подкрашенная вода поднимается и опускается по маслу, не смешиваясь с ним. А если выключить свет и включить фонарик - начнется «настоящая магия».

: «Вода и масло имеют разную плотность, к тому же обладают свойством не смешиваться, как бы мы ни трясли бутылку. Когда мы добавляем внутрь бутылки шипучие таблетки, они, растворяясь в воде, начинают выделять углекислый газ и приводят жидкость в движение».

Хотите устроить настоящее научное шоу? Больше опытов можно найти в книге .

2 - Опыт с газировкой

5. Наверняка дома или в соседнем магазине для праздника найдется несколько банок с газировкой. Прежде чем выпить их, задайте ребятам вопрос: «Что будет, если погрузить банки с газировкой в воду?»
Утонут? Будут плавать? Зависит от газировки.
Предложите детям заранее угадать, что произойдет с той или иной банкой и проведите опыт.

6. Берем банки и аккуратно опускаем в воду.

7. Оказывается, несмотря на одинаковый объем, они имеют разный вес. Именно поэтому одни банки тонут, а другие нет.

Комментарий профессора Николя : «Все наши банки имеют одинаковый объем, но вот масса у каждой банки различная, а это значит, что и плотность отличается. Что такое плотность? Это значение массы, поделенное на объем. Так как объем у всех банок одинаковый, то плотность будет выше у той из них, чья масса больше.
Будет ли банка плавать в контейнере или же утонет, зависит от отношения ее плотности к плотности воды. Если плотность банки меньше, то она будет находиться на поверхности, в противном случае банка пойдет ко дну.
Но за счет чего банка с обычной колой плотнее (тяжелее), чем банка с диетическим напитком?
Всё дело в сахаре! В отличие от обычной колы, где в качестве подсластителя используется сахарный песок, в диетическую добавляют специальный сахарозаменитель, который весит намного меньше. Так сколько же сахара в обычной банке с газировкой? Разница в массе между обычной газировкой и ее диетическим аналогом даст нам ответ!»

3 - Крышка из бумаги

Задайте присутствующим вопрос: «Что будет, если перевернуть стакан с водой?» Конечно, она выльется! А если прижать бумагу к стакану и перевернуть его? Бумага упадет и вода все равно прольется на пол? Давайте проверим.

10. Аккуратно вырезаем бумагу.

11. Кладем сверху на стакан.

12. И аккуратно переворачиваем стакан. Бумага прилипла к стакану, как намагниченная, и вода не выливается. Чудеса!

Комментарий профессора Николя : «Хоть это и не так очевидно, но на самом деле мы находимся в самом настоящем океане, только в этом океане не вода, а воздух, который давит на все предметы, в том числе и на нас с вами, просто мы уже так привыкли к этому давлению, что совсем его не замечаем. Когда мы накрываем стакан с водой листком бумаги и переворачиваем, то на лист с одной стороны давит вода, а с другой стороны (с самого низу) - воздух! Давление воздуха оказалось больше давления воды в стакане, вот листок и не падает».

4 - Мыльный вулкан

Как устроить дома извержение маленького вулкана?

14. Вам понадобится сода, уксус, немного моющей химии для посуды и картон.

16. Разводим уксус в воде, добавляем моющей жидкости и подкрашиваем все йодом.

17. Оборачиваем все темным картоном - это будет «тело» вулкана. Щепотка соды падает в стакан, и вулкан начинает извергаться.

Комментарий профессора Николя : «В результате взаимодействия уксуса с содой возникает настоящая химическая реакция с выделением углекислого газа. А жидкое мыло и краситель, взаимодействуя с углекислым газом, образуют цветную мыльную пену - вот и извержение».

5 - Насос из свечи

Может ли свечка изменить законы гравитации и поднять воду вверх?

19. Ставим свечку на блюдце и зажигаем ее.

20. Наливаем подкрашенную воду на блюдце.

21. Накрываем свечу стаканом. Через некоторое время вода втянется внутрь стакана вопреки законам гравитации.

Комментарий профессора Николя : «Что делает насос? Меняет давление: увеличивает (тогда вода или воздух начинают «убегать») или, наоборот, уменьшает (тогда газ или жидкость начинают «прибывать»). Когда мы накрыли горящую свечу стаканом, свеча потухла, воздух внутри стакана остыл, и поэтому давление уменьшилось, вот вода из миски и стала всасываться внутрь».

Игры и опыты с водой и огнем есть в книге «Эксперименты профессора Николя» .

6 - Вода в решете

Продолжаем изучать магические свойства воды и окружающих предметов. Попросите кого-то из присутствующих натянуть бинт и полейте через него воду. Как мы видим - она без всякого труда проходит через отверстия в бинте.
Поспорьте с окружающими, что сможете сделать так, что вода не будет проходить через бинт без всяких дополнительных приемов.

Комментарий профессора Николя : «Благодаря такому свойству воды, как поверхностное натяжение, молекулы воды хотят все время находиться вместе и их не так просто разлучить (вот такие они замечательные подружки!). И если размер отверстий небольшой (как в нашем случае), то пленка не рвется даже под тяжестью воды!»

7 - Водолазный колокол

И чтобы закрепить за вами почетное звание Мага Воды и Повелителя Стихий, пообещайте, что сможете доставить бумагу на дно любого океана (или ванны или даже тазика), не замочив ее.

26. Сворачиваем листок, убираем его в стакан, чтобы он упирался в его стенки и не скользил вниз. Погружаем листок в перевернутом стакане на дно резервуара.

27. Бумага остается сухой - вода не может до нее добраться! После того как вытащите листок - дайте зрителям удостовериться, что он действительно сухой.

Комментарий профессора Николя : «Если взять стакан с кусочком бумаги внутри и посмотреть внимательно на него, кажется, что кроме бумаги ничего нет, однако это не так, в нем есть воздух.
Когда мы переворачиваем стакан вверх «ногами» и опускаем в воду, воздух не дает воде подобраться к бумаге, вот почему она остается сухой.