Часть речи категория состояния примеры. Определение термина "категория состояния". III. Объяснение новой темы

Категория состояния (имя состояния) — это самостоятельная часть речи, в которую входят неизменяемые слова, обозначающие состояние предмета (живых существ, природы, окружающей среды) и отвечает на вопрос как?, каково?: Вам будет немного скучно Существует и другое название – предикативы .

Это относительно новая часть речи. В некоторых учебниках слова категории состояния не признаются самостоятельной частью речи и рассматриваются как особая группа наречий — наречия состояния. Некоторые ученые относят к ним и краткие прилагательные (рад, согласен, должен), и наречные выражения (быть начеку, быть замужем ).

К словам категории состояния относят только те слова, которые являются главным членом безличных предложений (сказуемым) или входят в его состав : Мне недосуг спорить с вами; Надо торопиться ; Грех смеятьс я над людьми.

Общее грамматическое значение слов категории состояния — состояние .

Морфемные признаки (сходно с наречиями): специфических признаков нет, но большинство слов категории состояния имеет -о-: скучно , весело .

Морфологический признак — неизменяемость (сходно с наречиями).

Синтаксическая функция: сказуемое в односоставном безличном предложении (в предложении без подлежащего) : Грустно (сказуемое).

    В предложении с именами состояния
  • часто употребляется дополнение (существительное и местоимение) в дательном падеже без предлога: Ему грустно (кат.сост. грустно — сказуемое, Ему — дополнение, Д.п. );
  • существительное и местоимение в родительном и предложном падежах с предлогами: Легко на сердце от песни веселой; Чудесно в лесу.
  • К словам категории состояния может примыкать инфинитив, который входит в состав сказуемого: Скучно нам сидеть дома . (скучно сидеть — сказуемое).
  • Слова категории состояния употребляются со связкой быть , указывающей время: Было душно . Иногда в роли связки выступают глаголы становиться, делаться, казаться : Душно стало; Внезапно сделалось темно .
  1. Слова на -о, соотносимые с наречиями и краткими формами прилагательных (до 90% всех слов категории состояния) : свежо, приятно, прохладно, душно, жарко, весело, удобно, приятно, красиво, тоскливо и т.п.
    Слова категории состояния, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения (как наречия и прилагательные). Способы и средства образования степеней сравнения слов категории состояния, прилагательных и наречий обычно совпадают.
    • Сравнительная степень (простая) образуется при помощи суффиксов -ее (ей) и (иногда с добавлением по- ): К вечеру потише стало; Веселее и приятнее было ходить на речку.
    • Превосходная степень (обычно составная) образуется при помощи слова всех , прибавляемого к сравнительной степени: Всего обиднее стало матери; Ему тошнее всех в неволе.
  2. слова, образованные от существительных: пора, время, грех, стыд, охота и др. Напр.,
    Мне лень вставать рано. Грех смеяться. Шутить не время . Пора домой.
  3. Неизменяемые слова, которые не находят соответствий в других частях речи: надо, можно, нельзя, нет, жаль . Напр., Вам нельзя опаздывать.
  1. Качественные выражают:
    • состояние природы: жарко, знойно, прохладно, солнечно, ветрено, сумрачно, холодно, пыльно и др. Было сухо и пыльно;.
    • состояние окружающей среды: грязно, сыро, темно, росисто, сухо, светло и др.: Голо и неприветливо в лесу;
    • физическое состояние человека и животных: больно, дурно, зябко, щекотно, тошно, душно, тяжело, жарко, холодно и др.: Тепло ему стало.
    • душевное (эмоциональное) состояние человека: весело, грустно, обидно, жутко, досадно, горько, радостно, смешно, жалко, приятно, совестно, боязно, печально, стыдно, легко, тяжело, скучно: Опять тревожно ,больно сердцу стало.
      Слова категории состояния, обозначающие физическое и душевное состояние человека, обязательно связаны с дательным падежом лица. Если дательный падеж отсутствует, то состояние приобретает обобщенный смысл: Ивану стало досадно . Досадно , когда тебя не замечают.
    • интеллектуальное состояние человека: интересно, ясно, понятно, известно, характерно и др.: Ясно было, что на поезд мы опаздываем;
  2. Модальные выражают:
    • оценку какого-либо состояния, положения: легко, хорошо, красиво, верно, правильно, трудно и др.: Хорошо в лесу; Было приятно смотреть на их работу.
    • временные отношения: поздно, долго, рано: Пока не поздно , надо что-то сделать.
    • пространственные отношения: далеко, близко, высоко, низко, узко и др.: Мне было далеко до дому.
    • возможность (невозможность), долженствование, необходимость, оценка различных ситуаций и состояний: можно, нельзя, надо, нужно, необходимо, невозможно, должно, надобно и др. Нельзя читать чужие письма.

Список использованной литературы.

  • Справочник школьника под ред. В.Славкина, “Слово”, 1994
  • Бабайцева В.В. Русский язык. Теорияю 5-9 кл., М.:Дрофа,2208, — 414 с.
  • Панова Е.А., Позднякова А.А. Справочные материалы по русскому языку для подготовки к экзаменам. — М.: — ООО «Издательство Астрель», 2004.-462 с.
    • Баранов М.Т., Костяева А.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы, М.:Просвещение,2209, — 285 с.

Тема 2

I. Общая характеристика категории состояния как часть речи

II. Лексико-семантические разряды слов категории состояния

III. Морфологические признаки слов категории состояния. Их синтаксические функции

В первой половине 19в. в трудах отечественных лингвистов последовательно выделяется разряд неизменяемых слов, которые по форме совпадают с существительными, прилагательными, наречиями, но имеют значение состояния и употребляются в функции сказуемого в безличном предложении (лень, жаль, можно, стыдно, смешно, весело, душно и др.) . Такие слова стали называть либо категорией состояния, либо предикативами, либо безлично - предикативными словами. Их место и состав в системе частей речи определялся неоднозначно.

В современной лингвистике преобладают два подхода к словам категории состояния.

Первый подход признает категорию состояния самостоятельно, но знаменательной частью речи (Л. В. Щерба, В. В. Виноградов и др.); второй - отрицает принадлежность категории состояния к самостоятельной части речи и включает ее на особых правах в состав наречий (А.Б. Шапиро и др.).

Грамматическое значение слов категории состояния связано с выражением состояния в самом широком его понимании (грустно, больно, холодно и т.д.).

II. Лексико-семантические разряды слов категории состояния

По своей лексической семантике слова категории состояния делятся на следующие группы:

· обозначающие физическое состояние человека, животного (ему зябко , собаке больно );

· обозначающие физическое состояние человека (ребенку смешно , взрослому грустно );

· обозначающие модальную оценку состояния субъекта (надо, нельзя, можно, лень, недосуг) ;

· обозначающие оценку состояния природы и окружающей среды (ветрено, холодно, темно, душно);

· обозначающие оценку состояния окружающей среды с точки зрения временных и пространственных отношений, слуховой и зрительской воспринимаемости предметов (видно, слышно).

III. Морфологические признаки слов категории состояния. Их синтаксические функции

· отсутствие форм словоизменения;

· наличие аналитических форм времени (тепло, было тепло; будет тепло).

· наличие аналитических форм наклонения (тепло, было бы тепло);

· способность некоторых слов образовывать степени сравнения (холоднее всего было в доме);

· возможность ряда слов иметь формы субъективной оценки (холодновато, прохладненько );

· некоторые лингвисты считают, что часть слов категории состояния может в сочетании со вспомогательными глаголами образовывать формы вида (стало тепло, становилось тепло ).



· краткими прилагательными среднего рода,

· наречиями на –о (тихо, жалко, смешно, просто, громко, горячо и др.),

· существительными (досуг, недосуг, грех, лень, пора, охота, жаль и др.).

При переходе в категорию состояния прилагательные, наречия и существительные теряют свои общие грамматические значения и приобретают функцию главного члена безличного предложения. (Небо было чисто (кр. прил.). Вымыл посуду чисто (наречие). В доме чисто (категория состояния).

(Урок)

Цели:1) Актуализировать знания по теме «Наречие», «Имя прилагательное», раскрыть основные черты категории состояния как части речи;2) Способствовать развитию умений находить слова категории состояния в тексте, отличать их от наречия и краткого прилагательного, способствовать развитию долговременной памяти и образного мышления;3) Способствовать осознанию значимости употребления слов категории состояния в речи.

Организация занятия.

1) Запись на доске.

1. Утро солнечно и радостно . (прилаг)

2. Глаза светились радостно . (наречие)

3. На душе у ребят радостно . (кат. сост)

К какому слову относится?

На какой вопрос отвечает?

Что обозначает?

Каким членом предложения является?

Как изменяется?

2 . Заполнение таблицы.

Прилагательное

К какому слову относится?

Существительное

Не зависит от других слов

На какой вопрос отвечает?

Каков? какова? каковы?

как? каково?

(оставить пустую строку)

Что обозначает?

Предмета

Признак действия, признак другого признака

Состояние природы, человека, оценку действия

Каким членом предложения является?

Сказуемое

Обстоятельство

Сказуемое в предложении без подлежащего (в безличных предложениях)

Как изменяется?

По родам, числам, падежам

Не изменяется

Не изменяется (не имеют форм словоизменения (склонения и спряжения), но могут с помощью глагола-связки выражать значение времени

Чем отличается наречие от СКС?

Слова категории состояния отличаются от наре­чия тем, что, во-первых, употребляются только в без­личном предложении (в предложении без подлежаще­го); во-вторых, выступают в роли сказуемого, тогда как наречие обычно является обстоятельством. Чем наречие отличается от краткого прилагательного?

!!! Слова состояния, как и качественные прилагательные, наречия имеют степени сравнения. Например, холодно – холоднее, холоднее всего, более холодно.

Закрепление.

1. Различай нар, кр. прилаг., кат. сост.

А) работа с таблицей (записать предложения в таблицу)

Наречие. (обстоятельство)

Крат. прил., именная часть составного именного сказуемого

Она смотрела (как?) грустно.

Ее лицо было (каково?) грустно.

Ей было (как? каково?) грустно.

Река течёт спокойно.

Дитя спокойно.

У меня на душе спокойно.

Он (как?) легко отвечает на любые вопросы.

Облачко (каково?) легко, невесомо.

Мне легко.

За окнами весело перекликались женщины

Небо сегодня ясно.

У нас ночью очень светло от звёзд.

Б) Составьте предложения так, чтобы слово «холодно» выступало в качестве грамматических омонимов : наречие, категория состояния, краткое прилагательное.

2. Слова состояния обозначают: (Учитель диктует вразброс).

1) А) душевное и физическое состояние человека : Весело, радостно, страшно, жарко, грустно, печально, больно, дурно, интересно, понятно приятно. (Мне больно. Мне удобно сидеть на стуле Мне душно в жаре смолистого воздуха).

Б) волевое состояние: лень, охота, неохота, неволя;

2) состояние природы и окружающей среды : Морозно, ветре­но, жарко, пыльно, солнечно, прохладно, грязно, сыро, темно. (На улице холодно. Зимним утром морозно. Тихо уж очень, и собаки не лают);

3) оценку действий или состояний : Можно, нельзя, надо, нужно, возможно, невозможно, легко, рано, хорошо. должно, необходимо, надобно, угодно. (Нельзя много сидеть долго за компьютером. Надо выучить правила. Можно зайти в класс? Нельзя курить.).

4) протяженности во времени и пространстве : поздно, рано, время, пора, далеко, близко, низко, высоко .

5) психологическая и морально-этическая оценка : удобно, плохо, хорошо, трудно, легко, грех, ужас, стыд, позор .

6) зрительное или слуховое восприятие : видно, слышно .

!!! Некоторые слова категории состояния являются многозначными и входят в несколько разрядов: плохо, холодно, жарко и т. п. Ср.: Плохо человеку. Когда он один (1 а). Плохо на улице во время осеннего дождя (1 г). Плохо, что не признается в содеянном (3).

3. Выписать и распределить СКС по смысловым группам .

А) Упр. № 000 стр. 128 (учебник 7 кл.)

Б) В избе было Тепло и Сухо . Мне Больно. По утрам было еще Темно . Васе одному Скучно . Ему Лень сойти с крыльца. До­садно , что скоро придется покинуть вас. Человеку Холодно без песни. В городе Спокойно . Можно сделать лучше. Невозможно не видеть того, что происходит в стране. Курить в общественных местах Нельзя . Выполнить твою просьбу мне не Трудно . Мне Стыдно не выполнить задание.

4. Слова категории состояния могут сочетаться с глаголами быть, стать в разных формах.(было грустно, будет грустно, стало весело, станет весело ). Отсутствие связки служит показателем настоящего времени.

В комнате было тихо . Ночью стало холодно . Без тебя тоскливо.

Больному было душно . Одному всегда плохо . Стало очень шумно.

5. Различай личные, безличные глаголы и категорию состояния при описании состояния человека и окружающей среды.

безличные глаголы

личные глаголы

С самого утра морозило крепко.

С самого утра морозно .

От туч в комнате темнело .

От туч в комнате темно .

Днём было жарко .

Солнце жарило нестерпимо.

Ему сделалось тоскливо .

Я всё сильнее тоскую по Родине.

Мите стало стыдно за содеянное.

Митя стыдился своего поступка.

Б) Работа по карточкам. Найти слова категории состояния и безличные глаголы.

Наступала весна. Становилось теплее . Уже раньше светает . Вечерами хотелось спать . Ах! Как бы не опоздать . В это время уже совсем тепло . Чуть – чуть рассвело . На душе было радостно . Но пора домой. Скорее бы рассвело . В комнате жарко (нареч.) натоплено. Мне немного холодно . Не сидится дома. Мне грустно .

На снег больно было глядеть . Тяжело и грустно было видеть ее такой.

7.Многие слова категории состояния являются бывшими существительными: грех , стыд, пора, срам, неволя, мука, беда, лень, позор и другие.

При переходе в безлично-предикативные слова имён существительных последние теряют не только значение предметности, но и формы рода, числа, падежа.

Придумай, чтобы эти слова были существительными СКС

время (Время ехать; Не время спорить). Пришло лихое время.

грех (Грех смеяться над несчастьем ближнего). Его мучил тяжий грех.

досуг, недосуг (Недосуг мне по театрам ходить)

лень (Лень заниматься музыкой. Лень было подняться )…

охота, неохота (Охота поговорить; Неохота с детьми возиться. Неохота уходить. ), пора (Пора идти домой)….

жаль ( Жаль было расставаться)….

8. Работа с текстом

Тихо. Между деревьями син..м столбом подымается прямой дым. Тепло, светло и так пр..екрасно, спокойно, как (не) бывает весной.

А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживленно по-весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.

Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не мешают! Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н…кому не мешает: вот истинный образ мира во всем мире. (М. Пришвин)

2. Определите тему и основную мысль текста. Определите, сколько микротем в тексте. Выделите главное в каждой микротеме.

3. Озаглавьте текст. 4. Каков стиль текста? Определите тип текста.

5. Есть ли в тексте слова категории состояния? Какова их роль в тексте? Назовите смысловые группы слов категории состояния, которые встретились вам в тексте.

6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.

9. Дом. Задание: упр. № 000, 279.

Б) Работа по карточкам. Найти слова категории состояния и безличные глаголы.

Наступала весна. Становилось теплее. Уже раньше светает. Вечерами хотелось спать. Ах! Как бы не опоздать. В это время уже совсем тепло. Чуть – чуть рассвело. На душе было радостно. Но пора домой. Скорее бы рассвело. В комнате жарко (нареч.) натоплено. Мне немного холодно. Не сидится дома. Мне грустно.

Б) Работа по карточкам. Найти слова категории состояния и безличные глаголы.

Наступала весна. Становилось теплее. Уже раньше светает. Вечерами хотелось спать. Ах! Как бы не опоздать. В это время уже совсем тепло. Чуть – чуть рассвело. На душе было радостно. Но пора домой. Скорее бы рассвело. В комнате жарко (нареч.) натоплено. Мне немного холодно. Не сидится дома. Мне грустно.

Б) Работа по карточкам. Найти слова категории состояния и безличные глаголы.

Наступала весна. Становилось теплее. Уже раньше светает. Вечерами хотелось спать. Ах! Как бы не опоздать. В это время уже совсем тепло. Чуть – чуть рассвело. На душе было радостно. Но пора домой. Скорее бы рассвело. В комнате жарко (нареч.) натоплено. Мне немного холодно. Не сидится дома. Мне грустно.

Б) Работа по карточкам. Найти слова категории состояния и безличные глаголы.

Наступала весна. Становилось теплее. Уже раньше светает. Вечерами хотелось спать. Ах! Как бы не опоздать. В это время уже совсем тепло. Чуть – чуть рассвело. На душе было радостно. Но пора домой. Скорее бы рассвело. В комнате жарко (нареч.) натоплено. Мне немного холодно. Не сидится дома. Мне грустно.

ТИП УРОКА: ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ЦЕЛИ: ПОЗНАКОМИТЬ С КАТЕГОРИЕЙ СОСТОЯНИЯ КАК ЧАСТЬЮ РЕЧИ; ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС К РОДНОМУ ЯЗЫКУ; РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ОТЛИЧАТЬ КАТЕГОРИЮ СОСТОЯНИЯ ОТ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: ТАБЛИЦЫ, КАРТОЧКИ С ТЕКСТОМ.

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
  2. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Палисадник, панорама, политика, президент, президиум.

  1. Орфографическая работа с данными словами;
  2. Этимологический разбор слов;
  3. Лексический разбор данных слов;
  4. Составление с данными словами словосочетаний разных видов подчинительной связи
  1. СИНТАКСИЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА.

Утки, испуганные внезапным появлением охотников, шумно поднялись и, кувыркаясь в воздухе, медленно и тяжело полетели прочь.

  1. Провести синтаксический разбор предложения;
  2. Провести пунктуационный разбор предложения;
  3. Выписать из данного предложения словосочетания с подчинительной связью – примыкание;
  4. Выписать из данного предложения причастие, определить его морфологические признаки;
  5. Какие морфемы помогают определить морфологические признаки у причастий и деепричастий?
  1. ПОВТОРЕНИЕ.
  1. Вспомните, в каких частях речи может писаться Н – НН? От чего зависит выбор данной орфограммы? Вспомните слова – исключения.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

Организованный праздник, кожаный диван, обыкновенный человек, пряный запах, свиной хвост, оловянный солдатик, ветреный день, обветренная корка, списанный текст, золочёные купола, кованый сундук, позолоченная пряжка, золочённые мастерами изделия, торжественный день, медленный шаг, купленный подарок.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Тема нашего урока: «Категория состояния как часть речи». Существует особая группа слов, отвечающая на вопросы как? каково? Эти слова обозначают состояние погодных условий, природы, людей, животных и т. д.

Грустно и холодно осенней порой. Тоскливо думать о предстоящих холодах. Заманчиво мечтать о теплом лете. Нам лень учить уроки.

Эти слова очень похожи на наречия, также состоят из одной основы – не имеют окончаний. У многих слов, обозначающих состояние, есть суффикс – о. Например, слова «холодно», «грустно», «тепло», «скучно».

Слова состояния могут быть образованы от существительных и прилагательных:

Прилагательное существительное

Грустно беда

Страшно тоска

Сыро страх

Мокро грусть

Слова состояния, как и качественные прилагательные, имеют степени сравнения. Например, холодно – холоднее, холоднее всего, более холодно. Слова состояния в безличном предложении являются сказуемым и могут сочетаться с глаголами – связками становиться, быть, делаться и т. д.

Запомните, что слова состояния отличаются от наречий. Наречия в предложении являются обстоятельствами, обозначают признак действия.

Чтобы научиться разграничивать слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные, заполним таблицу.

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
  1. Выполнить упражнения учебника 346, 347.
  2. Составьте предложения так, чтобы слово «холодно» выступало в качестве грамматических омонимов: наречие, категория состояния, краткое прилагательное.
  3. Найдите слова категории состояния, определите, какими членами предложения они являются:

И скучно и грустно. и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят – все лучшие годы!

Молча сижу под окошком темницы;

Синее небо отсюда мне видно:

В небе играют всё вольные птицы;

Глядя на них, мне и больно и стыдно.

  1. Работа по карточкам. Найти слова категории состояния.

Наступала весна. Становилось теплее. Уже раньше светает. Вечерами хотелось спать. Нам суждено страдать. Ах. Как бы не опоздать. В это время уже совсем тепло. Чуть – чуть рассвело. На душе было радостно. Не суждено нам вместе быть. Пора домой. Скорее бы рассвело. В комнате жарко натоплено. Мне немного холодно. Не сидится дома. Мне грустно.

  1. Прослушать текст, затем пересказать его, используя слова категории состояния.

В этот день нечего было и думать о прогулке. Правда, утром мы ещё побродили несколько часов по дорожкам облетевшего сада, но после обеда холодный зимний ветер нагнал угрюмые тучи и полил такой пронизывающий дождь, что и речи не могло быть ни о какой попытке выйти ещё раз.

Что же, тем лучше: я вообще не любили подолгу гулять зимой, особенно под вечер. Мне казалось просто ужасным возвращаться домой в зябких сумерках, когда пальцы на руках и ногах немеют от стужи, а сердце сжимается тоской от вечной воркотни Беси, нашей няньки, и от унизительного сознания физического превосходства надо мной Элизы, Джона и Джорджианы Рид.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

О какой знаменательной части речи мы сегодня с вами узнали на уроке?

Дайте определение слов категории состояния.

От каких слов они образуются?

Какую роль слова категории состояния играют в тексте?

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: выучить правило, составить текст «Ранней весной», используя слова категории состояния.


Категория состояния – это (предикативные наречия, безлично-предикативные слова , предикативы) лексико-грамматический разряд слов, характеризующихся:

а) обозначением состояния живых существ, природы, окружающей среды, иногда с модальной окраской и выражением оценки (семантический признак);

б) отсутствием форм склонения и спряжения, т.е. неизменяемостью, и наличием аналитических форм времени, создаваемых глагольной связкой (морфологический признак);

в) употреблением в функции сказуемого (главного члена) в безличном предложении (синтаксический признак).

1) слова на -о, соотносительные с краткими прилагательными в форме среднего рода единственного числа и наречиями (тепло, тихо, весело, рано, смешно, удобно и др.) или не соотносительные с ними (можно, надо, боязно, совестно, стыдно и др.);

2) слова, этимологически связанные с именами существительными, выражающие оценку состояния со стороны модальной, эмоциональной, морально-этической (пора, время, охота, неохота, лень, недосуг, грех, жаль, стыд и -др.).

При расширительном понимании категории состояния и ее лексического состава к ней относят не только безлично-предикативные слова, но также особые краткие (предикативные) имена прилагательные, не употребляющиеся в полной форме или не имеющие соотносительных полных форм с тем же значением, обозначающие внутреннее состояние, склонность, способность к какому-либо действию (властен, волен, горазд, должен, намерен, обязан, рад, склонен, способен и др.). Безлично-предикативные слова как разряд слов, отличающихся в семантическом и функциональном отношениях от слов других частей речи, начинают выделяться в русских грамматиках с первой трети Х IX века. Одни ученые относили их к глагольным словам (А. X. Востоков, впоследствии А. А. Шахматов, оставлявший некоторые из них в ряду существительных и наречий), другие - к кратким прилагательным, получающим значение глаголов (К. С. Аксаков). Некоторые исследователи причисляли их к разным частям речи (А. А. Потебня, В. А. Богородицкий) или не относили ни к какой части речи (А. М. Пешковский).

Впервые эти слова выделил в особую часть речи Л. В. Щерба, назвав их “категорией состояния”, причем включил в нее не только безлично-предикативные слова, до и наречия и наречные выражения, употребляемые со значением состояния в функции сказуемого в личном предложении (замужем, настороже, начеку, без памяти, без чувств, в состоянии и т. п.), а также некоторые краткие прилагательные, выражающие состояние или долженствование (грустен, намерен, должен и др.).

В. В. Виноградов выделяет категорию состояния в особую часть речи, относя к ней несклоняемо-именные (рад, горазд, весел, жаль и т. п.) и наречные слова на основании их лексического значения и морфолого-синтаксических признаков.

Не все грамматисты признают за категорией состояния права на выделение в особую часть речи (Фр. Травничек, А. Б. Шапиро). Среди ученых, утверждающих наличие такой части речи в русском языке, нет единого мнения по вопросу о ее составе: спорным считается включение в нее кратких прилагательных и наречий, употребляющихся в функции сказуемого в личных двусоставных предложениях, так как это нарушает цельность синтаксического признака данной части речи (Е. М. Галкина-Федору к).