Первые бензопилы появились в начале ХХ века. Устанавливаемые на них цепи с зубьями прямыми и плоскими, как у современных ножовок, отличались малой эффективностью, быстро тупились и требовали очень трудоемкого обслуживания. Например, при заточке приходилось учитывать, что зубья делятся на подрезающие, режущие и скалывающие, имеют различные режущие углы и ориентацию по отношению к направлению движения (могут быть отклонены влево, вправо или расположены по центру).
Нет сомнений, что попытки модернизации цепей предпринимались неоднократно, но лишь одна из них завершилась успехом. Разработанная Джозефом Коксом и реализованная в металле в 1947 году новая цепь для универсального пиления с контурным углом резания Г-образной формы благодаря повышенной производительности и упрощенной заточке очень быстро вытеснила свою предшественницу с рынка, и теперь практическ все пильные цепи «щеголяют» характерным серпообразным профилем режущих звеньев.
Подбирая цепь для мотопилы , обращают внимание на такие ее характеристики, как назначение, шаг, толщина ведущего звена, высота профиля и глубина резания.
Известно, что распиловка древесины вдоль волокон более трудоемка, нежели поперек, и для достижения наилучшего результата желательно использовать цепи, соответствующие поставленной задаче.
Основное различие между цепями продольного и поперечного типа – углы атаки режущих звеньев. Для цепей поперечного пиления они составляют 25–35 градусов, у продольных углы более острые – от 5 до 15 градусов.
Использование цепей несообразно их целям грозит либо заниженной производительностью (если поперечную распиловку проводят продольной цепью), либо повышенной «агрессивностью», сильной вибрацией и дополнительной нагрузкой на двигатель. Однако многие пользователи предпочитают не тратить время на замену цепи и продольные резы ведут той же цепью, что и поперечные, особенно если «качество» получаемого пропила не требует соответствия «высшему» уровню. Поэтому цепи для продольного пиления востребованы в меньшем количестве, да и производятся они в объеме, соразмерном спросу. Неудивительно, что купить такую цепь гораздо сложнее, чем поперечную. И вопрос их приобретения становится действительно актуальным, если предполагается использование особых станков вроде мини-пилорам.
Шаг цепи – расстояние между тремя последовательно расположенными заклепками, деленное на два. Это определяющий параметр, и в зависимости от его значения все существующие цепи подразделяются на пять групп с шагом 1/4″, 0,325″, 3/8″, 0,404″ и 3/4″.
Шаг 1/4″ (6,35 мм) присущ миниатюрным цепочкам, устанавливаемым на маломощные одноручные пилы. Правда, в России ими практически не пользуются.
Цепи с шагами 0,325″ (8,25 мм) и 3/8″ (9,3 мм) – наиболее распространенные варианты. Более 80% производимых по всему миру пил комплектуются именно ими.
Шаги 0,404″ (10,26 мм) и 3/4″ (19,05 мм) отличают цепи с более крупными звеньями и повышенной производительностью. В течение нескольких десятилетий ими комплектовали пилы российского производства, но сейчас устанавливают лишь на мощные валочные пилы и харвестерное оборудование.
Шаг традиционно измеряют в дюймах, а записывают так: три цифры – обычными, а две – десятичными дробями. Это необходимо во избежание путаницы. В частности, результат перевода 3/8″ в десятичную дробь составляет 0,375″ – разница с предыдущим стандартом (0,325″) всего в одной цифре.
Чем больше шаг цепи, тем крупнее составляющие ее звенья и тем выше ее производительность. Но, с другой стороны, тем шире пропил, и для преодоления сопротивления резанию требуется более мощная пила. У цепей с маленьким шагом другие преимущества – большее число зубьев на единицу длины, плавное движение в пропиле и, соответственно, сниженная вибрация. Да и рез у них получается чище.
Толщина ведущего звена (хвостовика) – второй по значимости параметр. Во время работы цепь скользит в пазу шины, и это скольжение должно быть плавным, без зацепов и в то же время без лишней «болтанки». Одним словом, толщина хвостовика и толщина паза должны строго соответствовать друг другу, повышая надежность посадки цепи и исключая вероятность ее «соскока». Международным сообществом производителей предусмотрено пять стандартных размеров, измеряемых в дюймах или миллиметрах (кому как удобнее): 1,1 мм (0,043″), 1,3 мм (0,050″), 1,5 мм (0,058″), 1,6 мм (0,063″) и 2,0 мм (0,080″).
1,1 мм – столь тонкие ведущие звенья характерны для самых миниатюрных цепей и пил соответствующего размера.
1,3 мм – пожалуй, наиболее востребованный размер, свойственный бытовым и полупрофессиональным цепям.
1,5 мм – занимает второе место по востребованности. Ставится на более мощные и производительные пилы.
1,6 мм и 2,0 мм – такие толстые хвостовики встречаются лишь на цепях для высокопрофессиональных пил.
Высота профиля . Пильные цепи бывают высоко- или низкопрофильными в зависимости от высоты режущей кромки над плоскостью направляющей шины. Первые используют в профессиональных целях для получения максимальной производительности. Вторые устанавливают на бензопилы любительского класса, так как благодаря увеличенной площади опоры у режущих звеньев и сниженной толщине срезаемой стружки они более безопасны.
Глубина резания – величина зазора между верхней гранью зуба и ограничителем пропила, регулирующая толщину стружки. Чаще всего встречаются образцы с зазорами в 0,025″ (0,635 мм) и 0,030″ (0,762 мм), реже – с зазорами до 0,070″ (1,778 мм), но они предназначены для агрегатов машинной валки леса.
Глубина резания в значительной степени определяет производительность цепи, скорость ее пиления. Чем больше зазор – тем выше производительность. Но в погоне за эффективностью не стоит забывать о вибрации: цепи с маленькой глубиной резания в пропиле движутся мягче, меньше «дергаются». Поэтому производители, стремясь уравновесить вибрацию и производительность, очень часто на цепи с большим шагом устанавливают резцы с минимальной глубиной резания, и наоборот.
Объем двигателя . Этот параметр характеризует пилу и, казалось бы, к самой цепи никакого отношения не имеет. Однако в каталогах и кратких аннотациях к цепям нередко приводятся объемы двигателей, на работу с которыми они рассчитаны. И эти рекомендации следует соблюдать. Цепь, установленная на чересчур мощный для нее двигатель, будет испытывать большие нагрузки и выйдет из строя раньше времени, так и не выработав свой моторесурс. Вариант ми нагрузками на мотор и другие важные узлы самой пилы.
Любую пильную цепь составляют звенья трех типов: режущие, ведущие (хвостовики) и соединительные. Прочность соединения обеспечивают заклепки.
– пожалуй, наиболее сложная деталь пильной цепи, состоящая фактически из двух частей: ограничителя глубины пропила и режущего элемента с контурным углом резания Г-образной формы.
Верхняя режущая грань звена всегда шире самой цепи и шины, благодаря чему пропил получается достаточно свободным, а сопротивление резанию минимально. Работает зубец по принципу рубанка: чем дальше выдвинут нож (верхняя режущая кромка) над плоскостью рубанка (ограничитель резания) – тем толще стружка.
Рабочие характеристики режущего звена определяют многочисленные факторы, а именно: угол заточки верхней грани и ее рабочий, режущий угол, угол боковой грани (угол атаки) и высота ограничителя резания. При заточке значения всех этих параметров необходимо четко выдерживать, так как даже небольшое изменение может привести к негативным последствиям.
Режущие зубья бывают правосторонними и левосторонними, и на цепи их укрепляют поочередно. Но в целом резцы подразделяют на типы в зависимости от их профиля. При внимательном изучении «фигур», образуемых верхними и боковыми гранями, можно выделить два «граничных» варианта: «семерку» с острым углом между кромками и закругленный «серп». Первый вариант называют чизель (от англ. chisel – резец, долото), второй – чиппер (от англ. to chip – рубить в щепу).
Чизельные зубцы отличаются высокими производительностью и скоростью пиления. За счет своей конфигурации они имеют меньшую площадь контакта с древесиной при работе, что уменьшает сопротивление резанию. Это профессиональный вариант, но он очень чувствителен к абразивной среде, быстро тупится при работе с «грязной» древесиной, а при заточке требует четкой выдержки всех углов и параметров.
Серпообразный профиль – чиппер – менее эффективен, так как площадь контакта с древесиной у него несколько больше, но и ухаживать за ним намного легче – скругленный угол не столь болезненно отзывается на незначительные погрешности при заточке. Подобные звенья хороши при работе с загрязненной древесиной.
Все остальные варианты профилей – различные модификации двух описанных выше.
Верхнюю и боковую грани режущего элемента обычно покрывают тонкой пленкой какого-либо твердого металла. Чаще всего это хром, но порой применяют никель-фосфорный сплав. Нанесенное гальваническим методом покрытие значительно улучшает антифрикционные свойства деталей, повышает износостойкость, твердость и, по сути, выполняет всю основную работу по перерубанию древесных волокон. Стальная же «сердцевина» служит подложкой или основой под покрытие.
Ведущие звенья (хвостовики) обеспечивают движение цепи, передавая вращение от двигателя через ведущую звездочку, а также стабильное положение цепи на пильной шине. При этом цепь передвигается по специальному пазу, предусмотренному в конструкции направляющей шины. «Побочной» обязанностью ведущего звена является распределение смазки от ведущей звездочки (куда ее подает масляный насос) по всей шине и цепи. Следует отметить, что количество хвостовиков играет основную роль в обозначении длины цепи для определенной длины пильной шины, что облегчает правильный выбор и соответствие типоразмеру.
Соединительные звенья , соответствуя своему названию, объединяют режущие и ведущие части в единое целое, именуемое пильной цепью.
|
Разработанная Джозефом Коксом концепция режущего звена мало изменилась за прошедшие годы. Конечно же, ее пытались модернизировать, но все предпринимаемые усовершенствования касались либо системы смазки, либо борьбы с вибрацией и обратной отдачей.
Система смазки . Смазка цепи и шины – очень важный фактор. Конструкция цепных пил включает насос, подающий масло из бака к режущей системе через специальные отверстия. А вот дальше его распределяет сама цепь. Хвостовики, проходя звездочку, «захватывают» смазку и «растаскивают» ее по всей шине и цепи. Нижнюю часть им для того и оформляют в виде крючка – чтобы «хватали» побольше, а «теряли» поменьше. Для дополнительного удержания смазки в хвостовиках высверливают специальные отверстия или фрезеруют каналы. В системе смазки нередко задействуют и соединительные звенья – в них делают дополнительные углубления для смазки.
Обильная смазка снижает трение и нагрев, тем самым не только увеличивая ресурс работы каждого элемента, но и снижая растяжение цепи. Так что постоянный контроль над процессом смазки – в интересах каждого пользователя. Осуществляется он достаточно просто: при разгоне цепи микроскопические капли масла (если оно подается в достатке) образуют масляный след в виде полосы на любой светлой поверхности (например, на стволе дерева, который собираются пилить), если поднести к ней конец шины. Отсутствие следа – тревожный сигнал, указывающий на отсутствие смазки и требующий немедленного решения проблемы (проверки наличия масла, чистки паза шины, регулировки насоса и т.д.). И еще один момент: современные бензопилы допускают установку цепей и шин различной длины, но прежде чем задействовать новую гарнитуру, необходимо убедиться, что масляный насос справится с ее «обработкой».
Для совершенствования процесса смазки многие производители в России предлагают специальные масла. Они изготовлены на растительной основе (например, рапса) с использованием полимерных добавок, самонейтрализующихся в течение двух часов при попадании на растения и почву. Помимо экологических преимуществ, смазывающие свойства этих масел на 30% выше, чем у автомобильных. Да и расход у них примерно на 25% меньше.
Борьба с вибрацией и обратным ударом . Вибрация опасна тем, что в результате ее длительного воздействия (как это бывает, например, у профессиональных вальщиков) может развиться так называемый симптом Рейно: в результате ухудшения кровоснабжения кончики пальцев теряют свою чувствительность, болезненно реагируют на температурные изменения.
Стремление производителей снизить вредное влияние высокочастотных колебаний сводится в основном к разработке специальных амортизирующих деталей. Причиной вибрации являются постоянные столкновения режущих зубьев с древесиной. В момент, когда резец ударяется рабочей кромкой о древесину, он на какую-то долю секунды останавливается, будучи зажат между деревом и направляющей шиной. При этом часть энергии удара волной передается через цепь и ведущую звездочку на руки оператора. Еще часть также через цепь сообщается направляющей шине и, опять же, рукам оператора. Если снизить силу удара, то понизится и уровень вибрации.
Снижению тряски способствует скошенный ограничитель пропила – благодаря ему цепь движется мягче, дерево более плавно соскальзывает с режущего зуба. Этой же цели служат и специальные амортизационные выступы на ведущих и соединительных звеньях.
Еще один эффективный способ – скошенная или завышенная пятка режущего звена. Такая конструкция позволяет пильной цепи слегка просесть в момент удара режущего зуба о древесину, и звено не сразу бьет по шине, да и сила этого удара заметно снижена. В результате уменьшается не только вибрация, но и износ шины и цепи.
Эти конструктивные элементы призваны помогать и при обратном ударе – ситуации, возникающей, когда пользователь касается какой-либо твердой поверхности носком шины при движущейся цепи (если проводить аналогию с часовым циферблатом – сектором «от 12 до 3 часов»). При этом пила резко отскакивает, создавая травмоопасный момент. Скошенный ограничитель резания и амортизационные выступы минимизируют этот эффект.
Пильные цепи классифицируют, ориентируясь на их габариты, конструктивные особенности и на порядок следования звеньев. Он может быть стандартным, с полупропуском или пропуском. В первом случае на каждый резец приходится два ведущих звена. Во втором – каждое третье режущее звено заменено соединительным. И, наконец, в третьем случае на месте каждого второго режущего звена установлено соединительное.
Приобрести готовую цепь с «нестандартным» чередованием звеньев практически невозможно – в магазинах они не встречаются. Другое дело, если цепь клепают самостоятельно. Искусственно завышенное расстояние между резцами уменьшает их количество, а, следовательно, снижает себестоимость. Однако увеличение этой дистанции усиливает вибрацию, снижает производительность и скорость пиления.
Пильная гарнитура – то есть цепь, шина и ведущая звездочка – это расходный материал, и, естественно, при приобретении пользователя интересует вопрос: надолго ли этого материала хватит? Но здесь точного ответа не существует, так как «срок годности» вышеозначенных деталей во многом зависит от типа работ, которые будут выполнять с их помощью, от степени ухода за ними и т.п. Загрязненный распиловочный материал и неаккуратное обращение значительно снижают срок службы. К примеру, если во время работы коснуться кончиком шины земли, то заточка быстро «уходит» – песок (т.е. абразив) в сочетании с высокой скоростью движения очень быстро «сносят» ее. Гвоздь в старом бревне, разделываемом на дрова, порой способен погубить даже новую цепь без надежды на реанимацию. И нет нужды напоминать, что подобные моменты опасны не только для цепи и пилы, но и для самого оператора.
Если же все детали будут вовремя и качественно смазываться, зубцы – получать должную и аккуратную заточку, то одной шины хватит примерно на одну ведущую звездочку и три-четыре цепи. Причем цепи желательно использовать поочередно: сегодня – одну, завтра – другую и так по кругу. Тогда шина, звездочка и сами цепи будут изнашиваться равномерно. Если же использовать лишь одну цепь, оставив другие «про запас», то, когда до них дойдет очередь, они будут работать с «проскальзыванием», испытывая дополнительные динамические удары при движении, и выйдут из строя намного быстрее. А все потому, что ведущая звездочка износится под конфигурацию хвостовиков первой цепи.
Обкатка новой цепи – рекомендованная специалистами последовательность действий, обеспечивающая ей долгую «трудовую» жизнь. Первый шаг – замачивание цепи в масле в течение нескольких часов. Смысл мероприятия очевиден: смазка успевает затечь во все мелкие щели, надежно «пропитать» детали и трущиеся соединения. Второй шаг – установка цепи на шину и кратковременная «прогонка» на холостых оборотах. Остановив после этого двигатель, нужно проверить натяжение цепи и при необходимости подтянуть ее, предварительно остудив. И уже после этого, проведя несколько пропилов с минимальным нажимом на шину и перепроверив натяжку цепи, приступать непосредственно к работе.
Натяжка цепи - очень важный момент. Цепь, натянутая недостаточно, будет болтаться и может соскочить с шины или даже лопнуть. Перетяжка также ничего хорошего не сулит – это чрезмерный износ и повышенные нагрузки на двигатель. Кроме того, конструкция практически всех пил такова, что натяжка цепи укрепляет и шину – в «расслабленном» состоянии шина свободно ходит влево-вправо. Для проверки достаточно в верхней части шины, примерно в середине или чуть ближе к кончику, взять цепь за зубец и потянуть вверх. При правильном натяжении примерно треть хвостовика остается в пазу шины. Если больше – цепь перетянута, меньше – недотянута. При этом сама цепь должна свободно перемещаться рукой.
Смазка . О необходимости тщательной смазки цепи мы уже упоминали. Но даже если цепь и пила оборудованы различными системами улучшения смазки, предварительное замачивание цепи в масле ей не повредит, а, наоборот, снизит вызванный трением износ и обеспечит более протяженный срок службы.
Заточка цепи требует соблюдения двух правил. Во-первых, следует контролировать остроту углов режущего звена, высоту ограничителя пропила и соответствие этих параметров изначально заданным на заводе. И, во-вторых, четко контролировать идентичность габаритов всех режущих звеньев одной цепи.
Чем же грозит несоблюдение этих принципов? Так, если на всех режущих элементах углы будут одинаковые, но неправильные, пользователь рискует получить либо заниженную производительность, либо усиленную вибрацию и нагрузку на двигатель. При различных углах заточки из-за неравномерной нагрузки на режущие элементы усилится вибрация и возрастет вероятность разрыва цепи. Во всяком случае, преждевременный выход из строя ей будет обеспечен.
Вот потому-то все зубья цепи должны быть заточены равномерно и под одними и теми же изначально заданными углами, которые, кстати сказать, были установлены опытным путем. Тогда цепь прослужит максимально долго и эффективно. Это не слишком сложная задача, специальные приспособления для заточки цепи позволяют, не задумываясь и не прибегая к точным измерительным приборам, выдерживать заданные параметры.
Еще один важный момент – отслеживание малейших трещин, потертостей и побитостей, способных привести к разрыву цепи. Если цепь рвется в процессе работы, она соскальзывает с шины и на большой скорости отлетает вниз, под ноги оператору. Во избежание несчастных случаев на всех пилах устанавливают цепеуловитель в виде выступа. И все равно лишнее внимание не повредит.
Каждому пользователю будет небезынтересно узнать, что любая новая запечатанная в пакетик цепь – всего лишь штамповка, и, подточив ее, можно повысить производительность примерно на четверть. Кроме того, у новых цепей высота ограничителя пропила, а фактически толщина получаемой стружки, автоматически «настроена» на минимальное значение, т.е. для условий работы в «суровых» условиях (зима, мерзлая и твердая древесина и т.д.). И если распиловка производится летом, а ее объект – свежесрубленная сосна, есть резон подправить ограничитель (применив специальный шаблон) для ускорения работы.
Напильники для заточки пильных цепей бывают круглыми и плоскими. Первые необходимы непосредственно для правки режущих углов верхних и боковых граней. К помощи вторых прибегают, если надо подправить ограничитель пропила.
Напильники подбирают индивидуально для каждой цепи, ориентируясь на ее шаг. Так, низкопрофильные цепи с наиболее распространенным шагом 3/8″ подтачивают инструментом, диаметр которого не превышает 4 мм. Кстати, подтачивая звено, следует следить, чтобы примерно пятая часть напильника выступала над режущей кромкой.
Круглые напильники нередко оборудуют «державками», «файлами», «оправками», «калибрами» – тонкими металлическими пластинами с выгравированными прямыми линиями, упрощающими отслеживание углов. Оператору остается только следить, чтобы шина располагалась строго параллельно нужной полоске. И еще пара обязательных требований: инструмент нужно двигать только в одну сторону, с одинаковым количеством движений на каждый зубец – это обеспечит равномерное стачивание элементов цепи.
На каждые две-три заточки зуба подтачивают и ограничитель пропила, так как разница по высоте между ним и верхней режущей кромкой должна оставаться неизменной. Для контроля этого параметра предусмотрен специальный калибр – металлическая пластинка с прорезью. Его «надевают» на режущий зубец и плоским напильником стачивают «выглядывающий» из прорези ограничитель до уровня калибра.
На режущие зубья и на ограничитель пропила нанесены риски, показывающие, до какой степени их можно стачивать. Как только длина верхней грани зубца сравнялась с риской – цепь выработала свой ресурс и требует замены. Напильники со временем тоже выходят из строя, засаливаются.
Производители нередко объединяют круглый и плоский напильники и калибры в так называемые заточные наборы, подобранные к какому-то определенному типу цепи. Порой, помимо двух напильников и калибра, они содержат еще какие-нибудь вспомогательные приспособления. Например, Oregon «разнообразил» свой комплект очистителем для паза шины – своеобразным металлическим крючком для извлечения из него опилок.
Наборы напильников различной конфигурации, рукоятки для них и калибры встречаются в ассортименте таких производителей, как Bahco, Husqvarna, Oregon, Stihl и др.
|
Заточные станки служат той же цели, что и напильники, но к их помощи обычно прибегают при сильном износе цепи или при больших объемах таких работ. В «профильных» мастерских и сервис-центрах такие станки не редкость.
Ручные станки приспособлены под установку непосредственно на направляющую шину. В принципе их основная обязанность – обеспечить движению напильника нужное направление и исключить даже вероятность отклонения. По сути, они выполняют ту же роль, что и калибры, однако их точность на порядок выше.
Электрические станки требуют стационарного рабочего места, но и обслуживают по высшему уровню. К примеру, заточной станок Oregon 32653A подходит к любым цепям любого производителя, главное – установить точильный диск соответствующего размера. С помощью специальных шкал диск и затачиваемую цепь устанавливают под нужным углом. Существует несколько модификаций данного станка. Так, модель Oregon 106540 отличает гидросистема, обеспечивающая автоматический зажим тисков при опускании диска на зуб цепи и в процессе заточки каждого зуба. Для работы станка 106360 требуется источник сжатого воздуха на 6–8 бар, но зато производительность у него гораздо выше.
Stihl также не подвел своих приверженцев, выпустив электрический станок для заточки любых цепей Stihl. При наличии дополнительного оборудования станок подойдет для обслуживания режущих систем самых разных устройств – мотокос, мотоножниц, кусторезов.
Подобные электрические станки имеются и в ассортименте Alpina.
|
Заточка цепи для продольного пиления ручным приспособлением » Похожие видео
Сравнительный тест цепей для продольного и поперечного пиления Заточка цепи Как заточить цепь для бензопилы за 60 секунд! Автоматическая система заточки цепи Oregon Powersharp Как правильно заточить цепь бензопилы — Обслуживание бензопилы. Часть 3 заточка цепи для бензопилы. Переточка пильной цепи с поперечной на продольную Пилорама из бензопилы двух досок и саморезов Homemade Chainsaw Milling как заточить цепь бензопилы вручную не снимая с шины круглым напильником. Stihl. своими руками Видеоинструкция по заточке цепей для бензопил Заточка цепи! Несколько способов заточить цепь Stihl для бензопилы. Пильные цепи STIHL Точим свёрла ПО-НОВОМУ! Самодельная пилорама из бензопилы Распил дерева на месте Как заточить цепь бензопилы. Заточка цепи на бензопиле своими руками Заточка цепи для продольного пиления Заточка цепной пилы с помощью болгарки Заточка цепи бензопилы, электропилы. Как просто заточить цепь Приспособление для продольного распила бревен и бруса Заточка цепи бензопилы напильником и PowerSharp Заточка цепи на бензопиле своими руками Заточка цепной пилы с помощью Дремеля Как заточить цепь бензопилы \How to hone a chain of chainsaw
Бензопила является незаменимым помощником на загородном участке, независимо от его размеров и возраста сада. Но мало просто стать владельцем хорошего инструмента, еще необходимо обеспечить правильную его работу. Самым сложным моментом является заточка цепей для бензопил. Здесь требуется изучение их устройства и умение правильно пользоваться вспомогательными инструментами.
Определить, когда пора приступать к процедуре, довольно просто. При хорошо заточенном инструменте не требуется прилагать больших усилий, чтобы он вошел в дерево. Как только необходимо увеличивать интенсивность нажатия, нужна заточка пильной цепи. Чрезмерная изношенность влияет и на другие важные показатели:
При своевременной заточке снимается меньше металла, а значит, срок службы цепи увеличивается.
Бензопила станет лучшим помощником на загородном участке
Хорошо заточенная пила обеспечивает безопасную и продуктивную работу. Этим она практически не отличается от других режущих инструментов. А вот множество зубьев и сложность их строения превращают заточку в кропотливый процесс. При наличии необходимого инструмента выполнить работу можно самостоятельно. Но перед тем как заточить цепь бензопилы, необходимо изучить строение инструмента, особенно зубьев.
Задний угол верхней кромки – самый важный. Его величина может быть от 50 до 60°.
Задний угол торцевого лезвия формирует сужающаяся назад лопатка зуба. Он играет роль в боковом обрезании стружки.
Передний угол формирует кромка торцевого лезвия с поверхностью скольжения режущего звена. В зависимости от типа цепи его величина составляет 60-85°.
Зуб цепи имеет сложное строение, но после изучения его легко будет заточить
Угол заточки определяют измерением под прямым углом от верхней режущей кромки к направляющей шине.
Важно! Углы заточки цепей бензопил могут быть разными, но надо запомнить основное правило. При распиле дерева мягкой породы (непромерзлого) производительность выше, чем больше угол. А сгладить вибрацию при распиле твердой древесины (или промерзшей) можно при уменьшении угла заточки. При этом наименьший показатель составляет 25°, а самый высокий 35°. Только у цепей для продольного распила угол заточки равен 10°.
Напильник необходимо держать под определенным углом
Периодичность манипуляций зависит от частоты использования техники. При работе на личном подворье процедура может понадобиться только через несколько месяцев, а вот при функционировании бензопилы в профессиональных целях и трех раз в день бывает недостаточно.
Определить рабочее состояние цепи можно по ее растянутости и виду стружки, которая образуется при пилении. Если пила хорошо заточена, выходят одинаковые опилки правильной формы. Если затуплена – стружка мелкая и острая, с большим количеством древесной пыли (похожа на опилки, образуемые при работе обычной ножовкой).
Важно! Цепь тупится быстрее, если столкнется с грунтом. Причем, достаточно одного касания.
Если это произошло неожиданно, и вы не знаете, где заточить цепь бензопилы, тогда придется осваивать навыки самостоятельно.
Для заточки цепи в домашних условиях продается специальный набор. Его стоит приобрести вместе с бензопилой, чтобы не пришлось бросить работу и ехать в город, если техника «пропашет» землю.
Набор для заточки цепи стоит приобрести одновременно с бензопилой
Необходимый инструмент можно подобрать и самому. Это должны быть цилиндрический (к нему прилагается державка, которая «подскажет», по какой линии направить инструмент) и плоский напильники, шаблон, крючок для изъятия от стружки. Значительно упростят процесс тиски (освободят руки).
Чтобы прошла успешно первая заточка цепи бензопилы, видео станет наглядным пособием и лучшим помощником.
Зубья удобнее обрабатывать через один. Сначала затачиваются режущие. Для этого накладывается шаблон. Его стрелки должны указывать на направление движения цепи. При заточке нажимать надо на переднюю часть, делая небольшой уклон к поверхности шины. Движения должны производиться легко и размеренно, по одинаковому количеству раз на каждый участок. Один зуб надо затачивать слева, другой справа.
Важно! Если длина зубьев отличается, необходимо стачивать все до длины самого короткого.
Положение цилиндрического тонкого напильника должно быть таким, чтобы его край немного выступал за верхнюю грань зуба и располагался под прямым углом.
Чтобы сточить зуб-ограничитель, следует пользоваться тонким напильником. Шаблоном не стоит пренебрегать. Отметки на нем подскажут, как правильно заточить цепь бензопилы, чтобы не появились лишние отходы и не увеличилась вибрация:
Во время заточки зубцов их внутренние отверстия становятся шире. Именно этот параметр на производительность не оказывает влияния, а вот основания отверстий должны располагаться горизонтально.
Даже если работа спорится и не является такой утомительной как в первый раз, все равно надо принять все меры, чтобы реже заниматься этой процедурой без ущерба для нормального функционирования техники.
Но даже хороший мастер не всегда может обойтись ручным способом. Если бензопилой пользовались, не придавая значения заточке цепи, ее режущая кромка становится совершенно бесформенной. Тогда рациональнее использовать станок. Они бывают нескольких видов.
С таким приспособлением заточить один зуб можно за 3 движения
Электрический станок обеспечивает высокую точность и быстрое выполнение работы
Лучше всего с работой справится автоматический станок для заточки цепей. Но не всегда рядом есть такое оборудование и опытный специалист, который сможет быстро провести работу. Процесс освоения ручного способа заточки займет определенное время, но навыки останутся «на всю жизнь»: личная бензопила всегда будет в идеальном состоянии, да и соседи станут обращаться за помощью или советом.
Погружные насосы для воды: как выбрать и как установить
Даже популярный Stihl не вечен: когда-то зубья бензопилы изнашиваются, что легко установить по характеру образующейся стружки. При затупленной режущей кромке стружка получается мелкой, потому что рабочая кромка не режет, а мнёт древесину. Естественно, что затрачиваемые оператором усилия резко возрастают. Пришло время заточить пилу. Каким образом это сделать верно – выбрать оптимальную технологию, установить, какой угол заточки зуба должен быть и как это проверить?
Напомним, что зуб бензопилы имеет сложную конфигурацию (см. рис. 1), которая зависит и от направления движения цепи. У него две рабочих кромки: боковая, которая расположена перпендикулярно оси перемещения звеньев, и верхняя, расположенная под определённым углом к направлению движения цепи. Кроме того, на каждом зубе предусмотрен ограничитель, параметры которого определяют высоту снимаемой стружки. Поскольку главное усилие реза приходится именно на рабочий угол, то от того, на какой угол заточить зуб, будет зависеть вся последующая работа с инструментом.
Рисунок 1 – Функциональные части зуба бензопилы и их вид
Перед началом длительных работ с бензопилой, ей необходимо выполнить осмотр и выполнить пробное пиление, в результате которых:
Режущая кромка зуба характеризуется следующими параметрами:
Кроме того, каждая модель инструмента имеет свой шаг зубьев, значение которого для бытовых и полупрофессиональных моделей связано с мощностью бензопилы, и крутящим моментом, который развивает привод. Например, для продольного пиления шаг принимают меньше (например, 0,325 дюйма). Производительность работы при этом снизится, но требуемое усилие будет существенно ниже. Верхние значения шагов для бытовых бензопил принимают крайне редко, в основном, при валке деревьев с большим диаметром ствола. Мощность двигателя при этом не должна превышать 2500 Вт.
Толщина режущей кромки у большинства производителей бензопил устанавливается одинаковой, и равной 1,3 мм (бывают и кромки с толщиной 1,1 мм, но, во-первых, их крайне сложно заточить в домашних условиях, а, во-вторых, такие звенья крайне малофункциональны: их можно использовать лишь для распила тонких сучьев).
Высота цепного профиля может быть либо 0,625 мм, либо 0,762 мм, причём для бытового бензоинструмента в подавляющем большинстве случаев используется именно низкий профиль. При заточке ограничителей этот параметр весьма важен, потому что с уменьшением высоты сверхдопустимых значений вибрация инструмента при работе возрастает, хотя качество пропила остаётся по-прежнему удовлетворительным. Поэтому увлекаться снижением высоты ограничителя при заточке зуба не стоит.
Угол заточки цепи бензопилы зависит от основного предназначения инструмента – для поперечного или для продольного пиления. Поскольку при продольном пилении сопротивление древесины всегда заметно выше, то и кромка зуба должна быть очень острой. Рекомендуется делать её в диапазоне 6…12° (для сравнения – при преобладании поперечного распила – до 25…30°). Естественно, в первом случае заточка должна производиться чаще, и особенно тщательно, поскольку недопустимо малый угол наклона зуба способствует его быстрому выкрашиванию при работе бензопилы. Это особенно важно для звеньев, которые изготавливаются из конструкционных легированных сталей, содержащих кремний и марганец, например, 40ХГС или 35ХГСА.
Приобретая бензопилу, целесообразно обзавестись и специальным шаблоном (см. рис. 3), при помощи которого можно легко установить оптимальные значения углов зуба. С его помощью контролируются значения задних углов верхнего и торцевого лезвий, а также передний угол кромки (он указывается в инструкции производителя, и может изменяться в пределах 65…80°).
Особенно важно применение шаблона для оценки значения заднего угла верхнего лезвия. Этот угол заточки цепи бензопилы определить иначе очень сложно, а между тем его необходимо выдерживать в довольно ограниченных пределах — от 50 до 60°.
Измерение угла заточки выполняют определением угла между верхней режущей кромкой и линией, перпендикулярной к направляющей цепи.
Угол заточки цепи бензопилы можно менять, в зависимости от того, какие работы будут производиться. С увеличением твёрдости древесины, его значение должно быть меньше. В целом считается оптимальным значением угла 10…12° – при продольном распиле, и 25…30° – при поперечном распиле.
Рисунок 3 – Внешний вид шаблона для затачивания зубьев бензопилы
Заточку можно выполнять вручную, используя круглый напильник рабочим диаметром 4…5.5 мм, либо на станке. В первом случае крайне важно правильно располагать инструмент относительно затачиваемого зуба. Верхняя кромка рабочей части напильника располагается примерно на пятую часть выше верхней кромки зуба. Инструмент располагают перпендикулярно оси цепи, и под углом в 25…30° к верхней кромке зуба
Одного круглого напильника недостаточно. Для заточки ограничителя потребуется плоский напильник, а для очистки места проведения работ – крючок, снимающий образующиеся опилки. В продаже имеются также специальные державки, на которых проградуированы линии направления движения напильника относительно оси цепи. Как видно из рис. 4, державка может быть установлена на зуб сверху, и опираться на его верхнюю кромку. Поскольку высота державки адаптирована под определённый шаг цепи, то её следует выбирать применительно к бензопилам конкретных моделей и торговых марок.
Минимально необходимый комплект для того, чтобы получить верный угол заточки цепи ручным способом, представлен на рис. 5.
Рисунок 5 – Комплект заточного инструмента и приспособлений
Сначала затачиваются зубья одного направления, а затем – другого. Начинают с лёгких нажатий инструмента в направлении от себя, постепенно увеличивая нагрузку. В ходе заточки круглый напильник периодически проворачивают вдоль своей оси.
Заточка на станке значительно более удобна, и не требует высокой квалификации исполнителя. Такие станки имеют электропривод, и оснащаются специальными заточными кругами.
Для бытовой мастерской стоит приобретать компактные агрегаты, не занимающие много места при хранении, и пригодные для быстрого и качественного затачивания цепей бензопил от разных производителей. Такие агрегаты должны работать от стационарной электросети напряжением 220 В, обладать небольшим энергопотреблением (до 100 Вт) и лёгкостью своей установки на цепь.
Выбирая станок, необходимо обращать внимание на следующие его технологические характеристики:
Конструкция станка проста, и включает в себя приводной электродвигатель, вал с посадочным местом для заточного диска, ручку с органами управления, приспособление для закрепления станка на цепь. Регулировка силы нажатия на затачиваемый элемент обеспечивается пружинным прижимом. Современные модели заточных станков снабжаются дифференцированным зажимом, которые предусматривает самоцентрирование изделия на станке. Для удобства проведения работ на корпусе зажима имеется измерительная шкала.
Опционно станки могут снабжаться также миниатюрной электрической лампочкой, которая производит подсветку рабочей зоны, а также гидроусилителем, облегчающим заточку.
Безопасность проведения работ обеспечивается откидным предохранительным щитком.
Перетачиваем пильную цепь для распиловки древесины вдоль волокон. Готовим пильную гарнитуру к работе с самодельным рейсмусным приспособлением для цепных пил.
Инструменты: напильник с направляющей (обойма напильников, державка напильника) Champion, поставляется в комплекте к бензопиле Champion 254-18.
Стандартный угол заточки режущей кромки зуба для пильных цепей предназначенных для распиловки древесины поперек волокон составляет 35^. Для распиловки древесины вдоль волокон требуется угол от 10^. Найти такую цепь вне районов связанных с лесозаготовительными работами достаточно сложно. Цепи такого типа в основном продаются в бухтах по несколько метров, что достаточно дорого для непрофессионального использования. В готовом варианте, для бензопилы Champion 254-18, мне удалось найти лишь одну цепь — цепь с напайками Stihl Rapid Duro 3 0.325-1,5-72зв.
По этой причине принято решение использовать распространенную пильную цепь переточив под распиловку вдоль волокон. Не забываем сточить ограничитель глубины пропила https://youtu.be/k25ztzraRzE .
Исчерпывающая информация по подбору уходу и обслуживанию пильных цепей находится тут: http://www.stihl.ru/p/media/download/ru-ru/saegekette_schaerfen.pdf
Информация по уходу за пильной цепью, шиной и определению неисправностей при использовании цепных пил на пилорамах от компании Logosol тут: http://www.logosolinfo.ru/cms/downloads/skarutrustning_1-16_web.pdf
Вы уверены, что хотите пожаловаться на данный отзыв?
Бензопилу можно назвать довольно распространенным инструментом, который применяется для резания дерева. Механическая обработка в рассматриваемом случае осуществляется за счет специальной пильной цепи, фиксация которых проводится на специальной шине. Длительная и неправильная эксплуатация довольно часто становится причиной, по которой приходится проводить демонтаж и заточку. При этом со снятием цепи для продольного пиления и ее надеванием сегодня не возникает проблем, то с непосредственной заточкой все же есть проблемы. Рассмотрим особенности подобной процедуры подробнее.
Современная цепь для продольного пиления представлена достаточно сложной конструкцией, которая изготавливается при применении высококачественной стали, характеризующейся повышенной износоустойчивостью и коррозионной стойкостью. Среди особенностей можно отметить следующее:
Естественный процесс эксплуатации становится причиной, по которой происходит износ режущих пластин. Кроме этого, нарушение рекомендаций по эксплуатации также могут привести к подобному результату, к примеру, если в зону резания попал грунт.
Именно поэтому все обладатели подобного инструмента должны уделить внимание тому, каким именно образом проводится заточка.
Заточка цепи для продольного пиления, как правило, проводится исключительно при износе, периодически процедура выполняется крайне редко. Именно поэтому нужно знать то, какие именно признаки указывают о необходимости проведения подобной процедуры. Среди особенностей рассматриваемого вопроса отметим следующее:
При визуальном осмотре также могут быть выявлены закругления и конические участки, которые указывают на износ цепи и другие дефекты. Однако, подобный признак может выявить исключительно специалист с большим опытом.
Как ранее было отмечено, рассматриваемое изделие характеризуется довольно сложной конфигурацией. Среди особенностей современных вариантов исполнения можно отметить следующие моменты:
Угол заточки цепи бензопилы во многом зависит от цели инструмента, так как некоторые подходят для поперечной резки, другие для распиловки. Продольная стойкость древесины к пилению весьма высокая, поэтому края должны быть весьма острыми. Рекомендуемый угол заточки составляет 6-12°. Разница углов распила выбирается в зависимости от поставленной задачи, а также некоторых других моментов.
При выполнении работы не стоит забывать о том, что слишком малый показатель заточки становится причиной быстрого измельчения кромки. Этот момент наиболее важный в случае, когда изделие изготавливается при применении легированных сталей, к примеру, марки 40ХГС.
Для существенного упрощения процедуры рекомендуется приобрести специальный шаблон, за счет которого существенно упрощается процедура установки требуемого угла. Подобный инструмент позволяет проверять показатель задних углов конической и верхней лопатки, а также переднего края режущей кромки.
Специалисты указывают на то, что наиболее важно использовать шаблон для контроля заднего угла. Это связано со сложностью изменения этого показателя, при этом он должен выдерживаться в строгом диапазоне.
Довольно распространенным показателем можно назвать угол измельчения, который также изменяется в зависимости от поставленной задачи.
Слишком высокая твердости материала определяет необходимость уменьшения подобного показателя. Специалисты указывают на то, что оптимальное значение варьирует в пределе от 10 до 12°.
Довольно большое распространение получили специальные инструменты, которые могут применяться для упрощения процедуры. Подобные машины оснащаются специальным электрическим приводом и с повышенной износоустойчивостью.
Для применения в домашних условиях подходит инструмент небольших размеров. Такие устройства могут питаться от сети 220 В, и при этом показатель электропотребления составляет 100 Вт. Установка цепи довольно проста, процедура заточки может проводится даже без наличия специальной подготовки.
При выборе машины уделяется внимание нижеприведенным моментам:
В заключение отметим, что допущенные ошибки на момент заточки могут стать причиной повышенного износа цепи. Именно поэтому при частом использовании инструмента и отсутствии требующей машины для заточки рекомендуется доверить работу профессионалам, которые предоставляют соответствующие услуги.
Цепи пильные для купленной модели цепной пилы нужно подбирать по таким основным параметрам:
Длине подходящей шины, измеряемой по традиции в дюймах и дублируемой в сантиметрах;
Толщине направляющих зубьев — 1.1, 1.3, 1.5 и 1.6 мм.;
Глубине резания - 0,025’’ (0,635 мм.), 0,030’’ (0,762 мм) и 0,070’’ (1,778 мм.).
Числу зубьев — обычно от 40-ка до 72-х зубьев;
Расстоянию между зубьями — 1/4’’, 0,325’’, 3/8’’, 0,404’’ и 3/4’’;
Профилю (форме режущих зубьев) — чизель («семерка» имеет острые углы между кромками) и чиппер (закруглённый «серп»);
Изготовителю — лучшими считаются и являются Цепи пильные производства фирм Stihl и Oregon;
Предназначению: а) для поперечного пиления, б) для продольного пиления, в) универсальная.
Длина шины - обычно измеряется в дюймах и дублируется в сантиметрах. Чем длиннее шины, тем мощнее должен быть двигатель пилы, поэтому в характеристиках цепных пил обычно присутствует рекомендованная максимальная длина шины.
Толщина направляющих зубьев — 1.1, 1.3, 1.5 и 1.6 мм.;
Глубина резания - величина превышения верхней грани зуба над ограничителем пропила, она регулирует толщину стружки.
Чаще всего встречаются образцы с зазорами в 0,025’’ (0,635 мм) и 0,030’’ (0,762 мм), реже - с зазорами до 0,070’’ (1,778 мм), но они предназначены для агрегатов машинной валки леса.
Число зубьев — зависит от длины шины и расстояния между зубьями.
Расстояние между зубьями (Шаг цепи ) — это расстояние между тремя последовательно расположенными заклепками, делённое на два. Все цепи пильные подразделяются на пять групп с шагом 1/4’’ (6,35 мм.), 0,325’’ (8,25 мм.), 3/8’’ (9,3 мм.) , 0,404’’ (10,26 мм.) и 3/4’’ (19,05 мм.).
Профиль (форма режущих зубьев) чизель и чиппер влияет, прежде всего, на производительность и скорость пиления:
Первый вариант называют чизель (от англ. chisel - резец, долото), второй - чиппер (от англ. to chip - рубить в щепу).
Чизельные зубцы отличаются высокими производительностью и скоростью пиления. За счёт своей конфигурации они имеют меньшую площадь контакта с древесиной при работе, что уменьшает сопротивление резанию.
Это профессиональный вариант, но он очень чувствителен к абразивной среде, быстро тупится при работе с «грязной» древесиной, а при заточке требует чёткой выдержки всех углов и параметров.
Серпообразный профиль - чиппер - менее эффективен, так как площадь контакта с древесиной у него несколько больше, но и ухаживать за ним намного легче - скругленный угол не столь болезненно отзывается на незначительные погрешности при заточке. Подобные звенья хороши при работе с загрязненной древесиной.
Изготовитель — Цепи пильные производства фирм Stihl и Oregon отличаются высоким качеством, поэтому желательно применять именно их.
Предназначение — более распространённые Цепи пильные для поперечного пиления и менее распространённые Цепи пильные для продольного пиления. Основное отличие заключается в углах заточки. Цепи пильные для поперечного пиления имеют угол заточки 25 — 35 градусов, а Цепи пильные для продольного пиления — 5 — 15 градусов.
Возникает законный вопрос: а нельзя ли использовать цепи с углом заточки 20-ть градусов? Обзаведясь заточным станком, попробую переточить затупившуюся цепь и испытать её.
Подробная информация о параметрах Цепей пильных — http://www.camodelkin.ru/?info=48:
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ПИЛЬНЫХ ЦЕПЕЙ
Подбирая цепь для мотопилы, обращают внимание на такие её характеристики, как назначение, шаг, толщина ведущего звена, высота профиля и глубина резания.
Назначение . Известно, что распиловка древесины вдоль волокон более трудоёмка, нежели поперёк, и для достижения наилучшего результата желательно использовать цепи, соответствующие поставленной задаче.
Основное различие между цепями продольного и поперечного типа - углы атаки режущих звеньев. Для цепей поперечного пиления они составляют 25–35 градусов, у продольных углы более острые - от 5 до 15 градусов.
Использование цепей несообразно их целям грозит либо заниженной производительностью (если поперечную распиловку проводят продольной цепью), либо повышенной «агрессивностью», сильной вибрацией и дополнительной нагрузкой на двигатель.
Однако многие пользователи предпочитают не тратить время на замену цепи и продольные резы ведут той же цепью, что и поперечные, особенно если «качество» получаемого пропила не требует соответствия «высшему» уровню.
Поэтому цепи для продольного пиления востребованы в меньшем количестве, да и производятся они в объёме, соразмерном спросу. Неудивительно, что купить такую цепь гораздо сложнее, чем поперечную. И вопрос их приобретения становится действительно актуальным, если предполагается использование особых станков вроде мини-пилорам.
Шаг цепи - расстояние между тремя последовательно расположенными заклепками, делённое на два. Это определяющий параметр, и в зависимости от его значения все существующие цепи подразделяются на пять групп с шагом 1/4’’, 0,325’’, 3/8’’, 0,404’’ и 3/4’’.
Шаг 1/4’’ (6,35 мм) присущ миниатюрным цепочкам, устанавливаемым на маломощные одноручные пилы. Правда, в России ими практически не пользуются.
Цепи с шагами 0,325’’ (8,25 мм) и 3/8’’ (9,3 мм) - наиболее распространенные варианты. Более 80% производимых по всему миру пил комплектуются именно ими.
Шаги 0,404’’ (10,26 мм) и 3/4’’ (19,05 мм) отличают цепи с более крупными звеньями и повышенной производительностью. В течение нескольких десятилетий ими комплектовали пилы российского производства, но сейчас устанавливают лишь на мощные валочные пилы и харвестерное оборудование.
Шаг традиционно измеряют в дюймах, а записывают так: три цифры - обычными, а две - десятичными дробями. Это необходимо во избежание путаницы. В частности, результат перевода 3/8’’ в десятичную дробь составляет 0,375’’ - разница с предыдущим стандартом (0,325’’) всего в одной цифре.
Чем больше шаг цепи, тем крупнее составляющие ее звенья и тем выше ее производительность. Но, с другой стороны, тем шире пропил, и для преодоления сопротивления резанию требуется более мощная пила. У цепей с маленьким шагом другие преимущества - большее число зубьев на единицу длины, плавное движение в пропиле и, соответственно, сниженная вибрация. Да и рез у них получается чище.
Толщина ведущего звена (хвостовика) - второй по значимости параметр. Во время работы цепь скользит в пазу шины, и это скольжение должно быть плавным, без зацепов и в то же время без лишней «болтанки».
Одним словом, толщина хвостовика и толщина паза должны строго соответствовать друг другу, повышая надежность посадки цепи и исключая вероятность ее «соскока».
Международным сообществом производителей предусмотрено пять стандартных размеров, измеряемых в дюймах или миллиметрах (кому как удобнее): 1,1 мм (0,043’’), 1,3 мм (0,050’’), 1,5 мм (0,058’’), 1,6 мм (0,063’’) и 2,0 мм (0,080’’).
1,1 мм - столь тонкие ведущие звенья характерны для самых миниатюрных цепей и пил соответствующего размера.
1,3 мм - пожалуй, наиболее востребованный размер, свойственный бытовым и полупрофессиональным цепям.
1,5 мм - занимает второе место по востребованности. Ставится на более мощные и производительные пилы.
1,6 мм и 2,0 мм - такие толстые хвостовики встречаются лишь на цепях для высокопрофессиональных пил.
Высота профиля . Пильные цепи бывают высоко- или низкопрофильными в зависимости от высоты режущей кромки над плоскостью направляющей шины.
Первые используют в профессиональных целях для получения максимальной производительности.
Вторые устанавливают на бензопилы любительского класса, так как благодаря увеличенной площади опоры у режущих звеньев и сниженной толщине срезаемой стружки они более безопасны.
Глубина резания - величина зазора между верхней гранью зуба и ограничителем пропила, регулирующая толщину стружки. Чаще всего встречаются образцы с зазорами в 0,025’’ (0,635 мм) и 0,030’’ (0,762 мм), реже - с зазорами до 0,070’’ (1,778 мм), но они предназначены для агрегатов машинной валки леса.
Глубина резания в значительной степени определяет производительность цепи, скорость её пиления. Чем больше зазор - тем выше производительность. Но в погоне за эффективностью не стоит забывать о вибрации: цепи с маленькой глубиной резания в пропиле движутся мягче, меньше «дергаются».
Поэтому производители, стремясь уравновесить вибрацию и производительность, очень часто на цепи с большим шагом устанавливают резцы с минимальной глубиной резания, и наоборот.
Объём двигателя . Этот параметр характеризует пилу и, казалось бы, к самой цепи никакого отношения не имеет. Однако в каталогах и кратких аннотациях к цепям нередко приводятся объёмы двигателей, на работу с которыми они рассчитаны. И эти рекомендации следует соблюдать.
Цепь, установленная на чересчур мощный для нее двигатель, будет испытывать большие нагрузки и выйдет из строя раньше времени, так и не выработав свой моторесурс. Вариант ми нагрузками на мотор и другие важные узлы самой пилы.
СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЦЕПИ
Любую пильную цепь составляют звенья трех типов: режущие, ведущие (хвостовики) и соединительные. Прочность соединения обеспечивают заклепки.
Режущее звено - пожалуй, наиболее сложная деталь пильной цепи, состоящая фактически из двух частей: ограничителя глубины пропила и режущего элемента с контурным углом резания Г-образной формы.
Верхняя режущая грань звена всегда шире самой цепи и шины, благодаря чему пропил получается достаточно свободным, а сопротивление резанию минимально. Работает зубец по принципу рубанка: чем дальше выдвинут нож (верхняя режущая кромка) над плоскостью рубанка (ограничитель резания) - тем толще стружка.
Рабочие характеристики режущего звена определяют многочисленные факторы, а именно: угол заточки верхней грани и ее рабочий, режущий угол, угол боковой грани (угол атаки) и высота ограничителя резания. При заточке значения всех этих параметров необходимо чётко выдерживать, так как даже небольшое изменение может привести к негативным последствиям.
Режущие зубья бывают правосторонними и левосторонними, и на цепи их укрепляют поочередно. Но в целом резцы подразделяют на типы в зависимости от их профиля.
При внимательном изучении «фигур», образуемых верхними и боковыми гранями, можно выделить два «граничных» варианта: «семерку» с острым углом между кромками и закругленный «серп». Первый вариант называют чизель (от англ. chisel - резец, долото), второй - чиппер (от англ. to chip - рубить в щепу).
Чизельные зубцы отличаются высокими производительностью и скоростью пиления. За счет своей конфигурации они имеют меньшую площадь контакта с древесиной при работе, что уменьшает сопротивление резанию. Это профессиональный вариант, но он очень чувствителен к абразивной среде, быстро тупится при работе с «грязной» древесиной, а при заточке требует четкой выдержки всех углов и параметров.
Серпообразный профиль - чиппер - менее эффективен, так как площадь контакта с древесиной у него несколько больше, но и ухаживать за ним намного легче - скругленный угол не столь болезненно отзывается на незначительные погрешности при заточке. Подобные звенья хороши при работе с загрязненной древесиной.
Все остальные варианты профилей - различные модификации двух описанных выше.
Верхнюю и боковую грани режущего элемента обычно покрывают тонкой пленкой какого-либо твердого металла. Чаще всего это хром, но порой применяют никель-фосфорный сплав.
Нанесенное гальваническим методом покрытие значительно улучшает антифрикционные свойства деталей, повышает износостойкость, твердость и, по сути, выполняет всю основную работу по перерубанию древесных волокон. Стальная же «сердцевина» служит подложкой или основой под покрытие.
Ведущие звенья (хвостовики) обеспечивают движение цепи, передавая вращение от двигателя через ведущую звездочку, а также стабильное положение цепи на пильной шине. При этом цепь передвигается по специальному пазу, предусмотренному в конструкции направляющей шины.
«Побочной» обязанностью ведущего звена является распределение смазки от ведущей звездочки (куда ее подает масляный насос) по всей шине и цепи. Следует отметить, что количество хвостовиков играет основную роль в обозначении длины цепи для определенной длины пильной шины, что облегчает правильный выбор и соответствие типоразмеру.
Соединительные звенья , соответствуя своему названию, объединяют режущие и ведущие части в единое целое, именуемое пильной цепью.
Пила цепная электрическая Champion 324N-18
Длина шины - 45 см.
Шаг цепи - 3/8 дюйма
Ширина паза — 1,3 мм.
Кол-во звеньев — 62 шт.
Пила цепная аккумуляторная Champion CSB360 имеет пильную цепь с такими параметрами:
Длина шины — 30,5 см.
Шаг цепи — 3/8 дюйма
Ширина паза — 1,3 мм.
Кол-во звеньев — 47 шт. (на самом деле 45-ть звеньев)
В магазине Леруа Мерлен (Мытищи) есть в наличии:
1. Цепь пильная 45 звеньев, шаг 3/8 дюйма, паз 1.3 мм — 531 ₽ / шт.
2. Цепь пильная Oregon 91VXL045E Low Profile, паз 3/8″, 45 звеньев — 632 ₽ / шт.
3. Цепь пильная 62 звена Калибр, шаг 3/8, паз 1.3 мм — 458 ₽ / шт.
Приглашаю всех высказываться в
Угол цепи цепной пилы. Как правильно выбрать?
Даже популярный Стих не вечен: когда-то зубы бензопилы изнашиваются, что легко определить по характеру сформированных стружек. С тупой режущей кромкой стружка мелкая, потому что рабочая кромка не режется, но дерево мажет. Естественно, что усилия, затрачиваемые оператором, резко возрастают. Пришло время затачивать пилу . Как это сделать правильно. выберите оптимальную технологию, определите, какой угол заточки зуба должен быть и как его проверить?
Напомним, что зуб бензопилы имеет сложную конфигурацию (см. Рис. 1), которая зависит от направления цепи. Он имеет две рабочие кромки: боковую, перпендикулярную оси движения звеньев, и верхнюю часть, расположенную под определенным углом к направлению движения цепи. Кроме того, на каждом зубце предусмотрен ограничитель, параметры которого определяют высоту чипа, который должен быть удален. Так как основная сила резки падает именно на рабочий угол, то на каком углу для заточки зуба будет зависеть вся последующая работа с инструментом.
Рисунок 1. Функциональные части зубца бензопилы и их внешний вид
Прежде чем начать долгую работу с бензопилой, ей необходимо провести осмотр и провести пробную распиловку, в результате чего:
Режущая кромка зуба характеризуется следующими параметрами:
Кроме того, каждая модель инструмента имеет свой собственный шаг зубьев, значение которого для домашних и полупрофессиональных моделей связано с мощностью бензопилы и крутящим моментом, который развивает привод. Например, для продольной распиловки шаг меньше (например, 0,325 дюйма). Производительность будет снижаться, но требуемые усилия будут значительно ниже. Верхние значения ступеней для домашних бензоколонков крайне редки, главным образом при вырубке деревьев с большим диаметром ствола. Мощность двигателя не должна превышать 2500 Вт.
Толщина режущей кромки для большинства производителей бензопилы установлена равной и равна 1,3 мм (имеются также края толщиной 1,1 мм, но, во-первых, их чрезвычайно трудно заточить дома, а во-вторых, такие ссылки крайне мало функциональны: их можно использовать только для распиловки тонких ветвей).
Высота профиля цепи может быть 0,625 мм или 0,762 мм, а для бытовых бензиновых инструментов в большинстве случаев используется низкий профиль. При затачивании ограничителей этот параметр очень важен, так как при уменьшении высоты превышения допустимых значений вибрация инструмента во время работы увеличивается, хотя качество разреза остается удовлетворительным. Поэтому, чтобы принять участие в уменьшении высоты ограничителя при заточке зуба, это не стоит.
Сравнительный тест цепей для продольного и поперечного распила для раскроя кругляка на пласти. Страница
Как мы точим цепи , на примере наших бензопил!!!
Угол заточки цепной цепи зависит от основной цели инструмента. для поперечной резки или продольной распиловки. Так как продольная стойкость к пилению древесного сопротивления всегда заметно выше, то край зуба должен быть очень острым. Рекомендуется делать это в диапазоне 6 12 ° (для сравнения. с преобладанием поперечной резки. до 25 30 °). Естественно, что в первом случае заточка должна выполняться чаще и особенно осторожно, поскольку неприемлемо малый угол наклона зуба способствует его быстрому измельчению во. Это особенно важно для соединений, которые изготовлены из конструкционных легированных сталей, содержащих кремний и марганец, например, 40ХГС или 35ХГСА.
При покупке бензопилы рекомендуется получить специальный шаблон (см. Рис. 3), с помощью которого вы можете легко установить оптимальные углы зуба. Он контролирует значения задних углов верхней и конечной лопаток, а также переднюю кромку края (он указан в инструкциях производителя и может варьироваться от 65 до 80 °).
Особенно важно использовать шаблон для оценки значения заднего. Этот угол заточки цепей цепных пил в противном случае очень затруднен, но между тем он должен поддерживаться в довольно ограниченных пределах. от 50 до 60 °.
Измерение угла заточки выполняется путем определения угла между верхней режущей кромкой и линией, перпендикулярной направляющей цепи.
Одного круглого файла недостаточно. Чтобы обострить ограничитель, вам нужен плоский файл и очистить рабочий участок, крючок, который удаляет сформированные опилки. В продаже есть также специальные держатели, на которых градуированы линии направления движения файла вокруг оси цепочки. Как видно из фиг.4, держатель можно установить на зуб сверху и опираться на его верхний край. Поскольку высота держателя адаптирована к определенному шагу цепи, его следует выбирать в зависимости от бензопилы конкретных моделей и марок.
Минимально необходимый набор для получения правильного угла заточки цепи вручную показан на рисунке 5.
Рисунок 5. Набор шлифовальных инструментов и инструментов
Сначала затачивайте зубы в одном направлении, а затем в другое. Начните с легкого нажатия инструмента в направлении от вас, постепенно увеличивая нагрузку. Во время шлифования круглый файл периодически поворачивается вдоль своей оси.
Заточка на машине намного удобнее и не требует высокой квалификации исполнителя. Такие машины имеют электропривод и оснащены специальными шлифовальными кругами.
Для домашней мастерской стоит покупать компактные блоки, которые не занимают много места для хранения и подходят для быстрого и высококачественного шлифования цепей цепных пил от разных производителей. Такие устройства должны работать от стационарного источника питания 220 В, иметь низкое энергопотребление (до 100 Вт) и простоту установки на цепи.
При выборе машины на следующие технологические характеристики:
Конструкция машины проста и включает в себя приводной двигатель, вал с сиденьем для шлифовального круга, ручку с элементами управления, устройство для крепления машины к цепи. Регулировка силы нажатия на заостренный элемент обеспечивается пружинным зажимом. Современные модели шлифовальных станков оснащены дифференцированным зажимом, который обеспечивает самоцентрирование изделия на машине. Для удобства работы на корпусе зажима имеется измерительная шкала.