Слабо греет котел отопления. Котел не греет на заданную температуру

Изменение температурного режима работы отопления может быть вызвано рядом внутренних причин. Многие из них негативно сказываются на КПД системы, увеличивая затраты энергоносителя. В таких случаях возникает резонный вопрос — почему не греет отопление: радиаторы, батареи, насосы, системы? На первом этапе необходимо найти причины возникновения проблемы.

Общие проблемы с отоплением

Принцип работы любой отопительной системы заключается в эффективной передаче тепловой энергии от энергоносителя (газ, твердое топливо, дизель и т.д.) воде в трубах. Задача же приборов отопления (радиаторов, батарей, труб) – передать полученное тепло в помещение.

И если батарея отопления не греет – причины этого могут крыться как в самой конструкции, так и в параметрах системы в целом. Рассмотрим общие причины снижения эффективности работы системы отопления:

  • Низкая эффективность функционирования теплообменника котла. Вода не нагревается до нужной температуры;
  • Конкретная батарея отопления плохо греет. Возможные причины – неправильный монтаж, образование воздушных пробок;
  • Изменение технических характеристик системы – увеличение гидродинамического сопротивления на отдельных участках магистрали, уменьшение проходного диаметра труб и т.д. Чаще всего следствие подобных явлений – сильно греется циркуляционный насос отопления.

В некоторых случаях возникает не одна, а несколько перечисленных проблем. Зачастую основная является первопричиной появления следующих. Так, образование воздушной пробки сказывается на увеличении гидродинамического сопротивления, и как следствие – возникает повышенная нагрузка на циркуляционный насос.

На батарею отопления с плохим нагревом нельзя устанавливать декоративные решетки или закрывать ее панелью. Таким образом и так небольшая эффективность ее работы будет искусственно снижена.

Не нагревается радиатор отопления


Чаще всего проблемы с нормальной теплоотдачей возникают в радиаторах отопления. Это объясняется их специфической конструкцией – теплоноситель движется не по одной трубе, как в транспортировочной магистрали, а распределяется по нескольким.

В каких случаях не греет радиатор отопления? Существует несколько факторов, напрямую влияющих на правильность работы батареи.

Воздушные пробки в отоплении


Существует несколько причин появления – превышение температурного режима, испарение воды и т.д. Важно, что следствием этого является появление мест в магистрали, не заполненных теплоносителем. Чаще всего это радиаторы отопления. Для их устранения необходим монтаж крана Маевского – воздушного клапана, выпускающего избыток воздуха из прибора.

Как определить, почему плохо греет радиатор отопления? Самый простой метод – перепад температур на поверхности. В месте образования воздушной пробки она будет значительно ниже, тем самым препятствуя нормальному прохождению теплоносителя. Для ее устранения необходимо выполнить следующие действия:

  • С помощью отвертки или поворотного рычага открыт кран Маевского;
  • Добавлять в систему воду, пока вместе с воздухом из крана не начнет вытекать теплоноситель;
  • Перекрыть подачу воды.

После поверхность радиатора должна нагревать равномерно. В противном случае повторить процедуру.

Для нормального нагрева радиатора отопления нужно установить регулировочный термостат. В зависимости от установленного температурного режима он будет автоматически регулировать объем теплоносителя.

Неправильный монтаж и известковый налет в трубах

От корректной установки радиатора зависит эффективность его работы. Он не должен быть наклонен относительно плоскости пола и стены. Если это условие не было выполнено, то неизбежно возникнет вопрос — почему не греет батарея отопления.

Для проверки правильности установки радиатора можно взять стандартный строительный уровень. Если верхняя плоскость батареи имеет отклонения – следует выполнить повторный монтаж. Лучше всего использовать для этого новые усиленные крепления.

Если же и после этого вопрос, почему не греет радиатор отопления остается нерешенным, рекомендуется сделать промывку системы отопления. Эта проблема актуальна для старых труб и радиаторов, изготовленных из стали и чугуна. Со временем на внутренней поверхности скапливается известковый слой, препятствующий нормальному протеканию теплоносителя. Выполнить процедуру промывки можно несколькими способами:

  • Гидравлическая. В контур системы подключается специальный насос, который создает большой напор воды. Под действием этой силы накипь разбивается на небольшие фракции и задерживается в фильтре насоса;
  • Химическая. Специальные добавки воздействуют на известковый налет, который теряет однородность и отслаивается от внутренней поверхности. В дальнейшем выполняется гидравлическая промывка для удаления остатков мусора.

Специалисты рекомендуют применять комплексный метод для решения проблемы, при которой батарея отопления не нагревается. После проверки правильности монтажа выполняется промывка системы, а затем правильное заполнение с открытым краном Маевского.

Если двухтрубная отопительная система не греет из-за засора труб – нужно внимательно выбирать технологию очистки. Для трубопроводов из полипропилена химическую прочистку делать нельзя.

Котел не нагревает батареи


Нередко двухтрубная система отопления не греет по причине невысокого показателя теплопередачи обменного контура котла. Это приводит к снижению температурного режима и как следствие – потере эффективности работы всей системы. Не каждая модель котла предусматривает простой способ демонтажа теплообменника. Если плохо греет отопление из-за появления налета на внутренних элементах котла – можно выполнить промывку без этой процедуры. Для этого понадобится насос с системой фильтрации. Порядок выполнения очистки следующий:

  • Отключение котла от общей системы отопления;
  • Подсоединение на входной и выходной патрубок шлангов насоса;
  • Заправка специальной очищающей жидкости в теплообменник котла;
  • С помощью центробежного насоса увеличивается скорость прохождения жидкости через котел.

После этого батареи отопления плохо греть не должны. Особое внимание следует уделить промывающей жидкости. Она не должна навредить металлическим элементам котла и системы. Поэтому по окончании процедуры следует промыть дистиллированной водой всю систему.

Во избежание появления накипи перед заливкой воды в систему отопления нужно уменьшить ее показатель жесткости. Использование проточной воды не рекомендуется, так как в ней содержится большое количество бикарбонатов кальция и магния. Именно они являются основным источником появления известкового налета не только в теплообменнике котла, но и в трубах и радиаторах.

Оптимальный способ очистки теплообменника — его демонтаж. Так можно не только удалить весь объем накипи, но и убедиться в его целостности. После этой процедуры система отопления не должна плохо греть.

Трубопроводы: причины низкого нагрева


Сбои в режиме нагрева свойственны двухтрубной системе отопления. Не греет в этом случае подводящая магистраль, распределяющая теплоноситель по радиаторам. Выявление «проблемной» зоны можно сделать с помощью измерения температуры на поверхности труб или тепловизора.

Естественная циркуляция


С чем могут быть связаны подобные проблемы? Если отопление плохо греет — возможно несоблюдение уклона магистрали. Это относится только к системам с естественной циркуляцией. Согласно нормативам уклон труб должен составлять 10 мм на 1 м.п. Помимо этого учитывается направление – от разгонного стояка к радиаторам. Для обратной трубы уклон должен быть к котлу.

На первом этапе необходимо с помощью строительного уровня измерить этот показатель. Если он соответствует норме, но радиатор отопления не греет, – есть вероятность образования воздушных пробок. В этом случае рекомендуется комплексный подход, который включает в себя следующие этапы:

  • Измерение угла наклона. В случае надобности – его изменение до требуемого показателя;
  • Промывка труб для удаления известкового налета;
  • Заполнение системы теплоносителем с открытыми кранами Маевского на радиаторах.

Такая методика позволит устранить низкий показатель теплоотдачи системы отопления.

Для улучшения циркуляции в открытые системы можно установить циркуляционный насос. Если же он будет перегреваться — нужно монтировать дополнительный. Это часто необходимо для разветвленных отопительных систем.

Принудительная циркуляция теплоносителя


Для системы с принудительным движением воды в трубах образование воздушных пробок можно избежать, с помощью установленного в верхней части системы воздухоотводчика. Отчасти он выполняет функции открытого расширительного бака, но при этом не снижает давление в трубах до критического уровня. Его отсутствие является косвенной причиной плохого нагрева радиатора отопления.

Специфика закрытых систем отопления заключается в необязательном соблюдении уровня установки труб. Однако при превышении критического уровня нагрева теплоносителя происходит выделение пара, который является основной причиной появления воздушных пробок. Так как воздух имеет меньшую плотность, чем вода – он будет концентрироваться в верхней области участков трубопровода. Если плохо греют радиаторы отопления в закрытой системе – причина может заключаться в снижении объема теплоносителя в трубах из-за сопротивления воздуха.

Что необходимо сделать в этом случае? Прежде всего – проверить работоспособность воздухоотводчиков. При долгом простое клапан может покрыться известковым налетом, что делает невозможным его открытие под давлением воздуха.

Кроме этого фактора нужно учитывать превышение гидравлического сопротивления в системе. Вот почему не греет батарея в отоплении при неправильном первоначальном расчете. Поэтому прежде чем приступать к установке новой системы или модернизации старой – следует выполнить расчетную часть эксплуатационных и технических параметров.

Уважаемые господа!! Просто замучался с отоплением. Приму любой совет и помощь. Заранее благодарен.

Состояние проблемы:

1. При нагревании теплоносителя (давление в системе около 1 атм, характеристики насоса Грундфос UPS 25-80 180 mm 2 ступень) идет постепенный нагрев ближних контуров, температура в котле поднимается, но последние батареи все равно остаются холодными.

2. В какой-то момент перестают нагреваться и ближние контуры, и все батареи становятся холодными, а котел закипает.

3. Далее нужного результата достигаю по-разному: лихорадочно кручу центральную пробку в насосе, выпуская пар и теплоноситель, включаю и выключаю насос, последний раз это все длилось более 2-х часов, процесс вообще неуправляем. Такое впечатление, что насос работает сам на себя и ничего не качает, делаю все наугад.

4. Потом в какой-то момент вдруг все как бы пробивается, батареи ВСЕ моментально становятся горячими, и температура в котле падает до 60 градусов. Далее так все может оставаться и хорошо работать несколько часов или снова через 2-3 часа могут остыть батареи и подняться температура в котле.


Схема отопления

К сожалению, вы не указали, первый ли это запуск после монтажа, либо система отопления успешно работала ранее. Будем считать, что проектирование и монтаж осуществлены верно, ёмкость компенсационного бачка и сечения трубопроводов выбраны правильно. Схема поэтажной разводки, которую вы прислали, проста и должна обеспечивать удовлетворительную циркуляцию теплоносителя. Кстати, подсоединение радиатора на лестнице до вертикальной магистрали - нерационально, правильным решением было бы осуществить подключение после стояка.

Причин тому, что температура теплоносителя периодически повышается до критической отметки, а радиаторы остаются холодными, может быть несколько:

Чаще всего подобные проблемы создаёт «пробка», воздушная либо грязевая. Воздух особенно активно выделяется в первый месяц после заполнения системы, стравливать его рекомендуется ежедневно. Развоздушиватель (кран Маевского) следует устанавливать на каждом отопительном приборе. Автоматические воздухооотводчики монтируют в верхних точках магистралей отопления, в котельной, на самом котле, на коллекторах (у вас, судя по схеме, их нет). Завоздушивание системы - наиболее частая причина нестабильной работы отопления. Рекомендуем начать проверку с тщательного спуска воздуха, сначала наверху, двигаться вниз. Если воздух приходится спускать часто, а давление в системе падает, где-то нарушена герметичность.


Развоздушиватель следует устанавливать на каждом радиаторе отопления

Препятствовать свободному току теплоносителя может также грязевая «пробка». В первую очередь следует проверить фильтр, если таковой имеется. Также грязь и шлам могут забить и развоздушиватели, особенно игольчатые (краны Маевского).

Подобное устройство совмещает в себе функции автоматического развоздушивателя и грязевого фильтра. Обслуживается легко, позволяет обеспечивать чистоту и нормальный газовый состав теплоносителя

Причины нестабильной работы отопления могут крыться и в вашем циркуляционном насосе. Хотя, чаще он выходит из строя сразу и насовсем. Работает ли насос, можно проверить, приложив к корпусу руку. Должна ощущаться лёгкая вибрация. Для начала рекомендуем проверить и зачистить электрические контакты. Причина может крыться в износе деталей электродвигателя либо в образовании известковых отложений, если в качестве теплоносителя используется неподготовленная водопроводная вода.

Теоретически, можно открутить на неработающем насосе пробку и осторожно прокрутить вал отвёрткой, нередко помогает (временно). От отложений можно избавиться, демонтировав насос и промыв его в течении суток в уксусе либо растворе лимонной кислоты. Но всё же самостоятельно разобрать и обслужить циркуляционный насос, не имея навыка, непросто. Кстати, вне отопительного периода насос, во избежание окисления электрических соединений и блокировки вала, не должен простаивать. Раз в две-три недели его рекомендуется включить на 15 минут.

После длительного простоя в насосе может образоваться воздушный карман. До его включения следует проверить наличие необходимого давления в системе и развоздушить не только радиаторы, но и сам насос

Редки, но всё же возможны неисправности в электронике. Так как работой насоса управляет контроллер отопительного котла, сбой в программе либо некорректная работа датчиков способны отрицательно влиять на работу системы.

Что то товарищи молчат. У меня опыта по настенным котлам недостаточно.
Мысль была что при плохом протоке теплоносителя на датчике НТС СО температура 80 градусов, а на коллекторе меньше. Может быть есть воздушная "полупробка", т. е. проток наполовину или более меньше? Может быть дело в насосе. Может быть у вас теплоноситель в СО давно, он теряет какие то свойства, становится более вязким, но это так, пальцем в небо. Если обобщить, то плохой проток, из за него и все беды.
Подождите ещё нормальных спецов с форума, у кого опыта больше. Может быть я в обще зря влез в тему.

Спецов с форума не дождались. Видимо тема не заинтересовала). В пятницу приехал с утра на дачу и тоже стал думать о разнице потоков в котловом контуре и контурах отопления. Если выключаешь насосы на контурах отопления и котел работает сам на себя, на коллектор, и с коллектора в котел, то заданная температура взлетает почти мгновенно. Как только включаешь насос контура отопления дома, то темтература на котловом контуре резко падает и практически не поднимается. Значит поток из контура отопления больше чем поток на котловом. Только разница в том что длина котлового контура 3-4 метра, а контура отопления около 80 м, по двум этажам. Из чего уверенно сделал вывод, что забит теплообменник котла. Тем более он единственный оставался не помененый Но решил дождаться спецов, как раз на пятницу договаривались с ними. Вечером они приехали и подтвердили все мои догадки. Однозначно сказали, забит теплообменник. Разница температуры на трубках теплообменника (подача и обратка) оказалась приблизительно 30-40 град. В субботу с большими сложностями (это вообще отдельная история) удалось приобрести новый теплообменник и заменить. Котел заработал как новый. Так что наверное тему можно считать закрытой.
П. С. Вот только теперь, после того как я с большим (огромным) трудом сумел купить в выходной день нужную запчасть у меня появилась мысль, а не прикупить ли мне постепенно и остальные запчасти, которых ещё нет. А то не дай бог, вечером 31 декабря какого нибудь года, котел встанет. И что делать! И ни кому ты будешь не нужен. И сервис не приедет, а уж про запчасти и говорить нечего, сиди и жди когда все на работу выйдут. Дороже обойдется. Пока дошел до замены теплообменника, много чего поменял (см. 1-й пост), т. ч. списочек недостающих запчастей не так уж велик и дорог. Да и котел не такой новый, кто знает, может через 3-4 года ещё сложнее будет найти на него запчасти, и дороже, т. к. давно снят с производства.
Большое спасибо всем кто откликнулся на мою просьбу о помощи и уделил время.