Камин из дисков. Преимущества и недостатки самодельной печки в гараж из дисков. Поэтапное изготовление печной конструкции из автомобильных дисков

05.03.2020 Котлы

© При использовании материалов сайта (цитат, изображений) указание источника обязательно.

Печь из дисков от автомобильных колес способна обеспечить обогрев комнаты до 15-16 кв. м, топку бани или стать недорогим эффективным варочным прибором, о чем, собственно, и есть эта статья. Ее главное достоинство доступность высококачественного материала – толстой, стойкой и прочной стали. Котельная сталь в листах и профилях дорога, а обычная конструкционная в печном строении быстро прогорает.

В дополнительном преимуществе печи из дисков можно убедиться на опыте. Возьмите два куска металла примерно одного размера и веса: один из простой стали, а другой вырезанный из колесного диска, и нагрейте посильнее, хотя бы в кухне на газе. От первого сразу пойдет запах горячего железа, а второй можно раскалить до оранжевого (ок. 900 градусов), ничего неприятного в воздухе не ощущая. Печь из колесных дисков практически не сушит воздух и не выделяет в атмосферу вредные пары, потому что диски для колес делаются из спецсталей, стойких к коррозии. На жаропрочность они, ясное дело, не нормируются, но того запаса стойкости, что в них заложен, вполне хватает для дровяно-угольной печи.

Что нужно знать о дисках

Печь на отработке. изготовленная с использованием автомобильных дисков. Не делайте такие!

Для изготовления печи из дисков своими руками необходимо знать не только достоинства, но и недостатки исходного материала и некоторые, существенные в данном случае, особенности конструирования печей. Недостаток спецстали – она не нормируется на сварочные свойства. Технологий производства дисков для колес существует несколько, но сварка для этого если используется, то весьма ограниченно, с последующим термоотпуском (отжигом) и дефектоскопией шва. И, разумеется, никакой конструктор автотранспорта не закладывается на то, что к колесам в процессе эксплуатации будет что-то подвариваться.

Отсюда следует очень важный с точки зрения безопасности вывод: из дисков (см. рис.), равно как и пиролизные из них, делать нельзя ни в коем случае! Разве только вы очень хотите, чтобы в один совсем не прекрасный момент через трещину в шве потекло кипящее, вероятнее всего, и горящее, масло или начали выделяться химически агрессивные высокотоксичные газы. А погасить указанные печи нельзя, они должны догореть полностью. Из дисков можно делать только печь пламенного горения на твердом топливе.

Примечание: сварочные швы для особых условий эксплуатации, не проконтролированные на качество должным образом, считаются ненадежными. Сварные сосуды, работающие под давлением, жаровые и для химически агрессивного содержимого, не прошедшие дефектоскопию и после нее испытаний в рабочем режиме использования, априори признаются негодными. Любая печь удовлетворяет как минимум двум из указанных условий.

Тем не менее, сделать вполне безопасную твердотопливную печь из автомобильных дисков на сварке для нежилых помещений (дачный дом тоже к ним относится) вполне возможно, если соблюдать след. правила:

  1. Сварной шов должен быть зрительно высококачественным, без видимых дефектов – трещин, брызг, раковин, пузырей, см. рис. справа;
  2. За один раз сваривать можно только по две сопряженные детали, варить сразу всю конструкцию ни в коем случае нельзя!
  3. После проводки каждого шва сваренным деталям нужно дать отдых для рассасывания остаточных внутренних напряжений, прим. от 3 мин на каждый килограмм массы соединенных деталей. Практически – варить дальше не ранее, чем когда в 3-4 см от конца шва к металлу можно будет прикоснуться голой рукой;
  4. Готовая печь после суточной выдержки на рассасывание тех же напряжений подвергается испытательному прогону, от 3-х часов стационарная и от часа переносная уличная, на полной мощности, т.е. с полностью открытым воздушным дросселем (если он есть) или топочной/поддувальной дверцей, и максимальной загрузкой топлива.

В течение испытательного прогона одновременно происходит и отжиг печи. Обнаруженные мелкие дефекты сварки, не более 2-х на шов, устраняются спустя сутки, после чего прогон печи с отжигом повторяется.

Примечание: модуль коэффициента термического расширения ТКР стали для автодисков существенно меньше, чем у конструкционных сталей. Почему – понятно, но это обстоятельство тоже нужно иметь в виду, делая печь, см. далее.

Что нужно знать о печах

Делая печь из дисков автомобиля, нужно знать еще об одном обстоятельстве. По правилам строения пламенных печей на твердом топливе от пода топки или колосниковой решетки, т.е. оттуда, куда кладут топливо, до первого по вертикали препятствия току дымовых газов (напр. свода топки) должно быть не менее 40-50 см, если в печь загружается кондиционное топливо. Если сырое или бросовое, указанное расстояние нужно увеличить до 60-80 см; время прогрева печи тогда вырастет. Последнее для печей из дисков несущественно, т.к. прогреваются они быстро.

Причина – из твердого топлива выделяются горячие пиролизные газы, вносящие существенную, или даже определяющую, долю в тепловыделение. Если пиролизные газы соприкоснутся с менее нагретой поверхностью, они не смогут догореть и выпадет сажа. При дальнейшем пользовании такой печью произойдет ее закоксовывание – на своде топки и в дымоходе образуется плотный нагар. Он не только уменьшает тепловую эффективность печи (аналог КПД в печном деле), но и пожароопасен.

Примечание: высокую топку под сырое топливо делают, чтобы пиролизные газы и пары воды успели разделиться, а первые еще и догореть, прежде чем достигнут свода. В таком случае топлива загружают не более чем на половину высоты топки.

Печи из дисков очень часто эксплуатируются именно на бросовом топливе (гнилой сушняк, сыроватые обрезки и т.п.), но в то же время негодных дисков на высокую печь может просто не хватить, или же оптимальная в данном случае схема печи (см. далее) не позволит сделать высокую топку. Тогда сделать печь из дисков можно, применив нестандартную колосниковую решетку из стального листа от 6 мм и арматурных прутьев от 10 мм. Опасаться, что воздуха на горение не хватит, не нужно: через отверстие диаметром 10 см, при дымоходе высотой 1,5 м, его пройдет достаточно для мощности 18 кВт на дровах и 30 кВт на угле. Печь из дисков такую никогда не разовьет.

Нестандартный колосник просто вкладывается в печь с зазором ок. 6-10 мм, из-за разности ТКР материалов, см. выше. Такое исполнение имеет еще одно преимущество – решается проблема зольника, для печей из дисков достаточно серьезная. В данном случае под золу просто подставляют жестяную банку диаметром от 15 см.

Примечание: горизонтальные печи из дисков (см. далее) с той же целью делают бесколосниковыми, т.е. топливо горит на поду печи, а приток воздуха регулируется дросселем в поддувале. Стойкость стали для дисков вполне позволяет применить такое решение.

Какую печь делать?

Исходя из вышеизложенного, возможности самостоятельного изготовления печи из автодисков можно разложить по полочкам таким образом:

  • Когда желательно и нужно, т.к. использование именно автодисков позволяет улучшить качество печи и/или упростить ее изготовление.
  • Когда можно для основных (жаровых) частей печного строения вместо дорогой жаропрочной стали.
  • Когда возможно частично в качестве достаточно стойкого подручного материала.
  • Когда нельзя ни в какую – рассмотрено выше.

Когда нужно

Лучшее использование автодисков для печи – в мобильных (переносных) уличных и садовых варочных печках и в качестве огнища для костра. В простейшей печи-очаге из дисков для дачи используется большая масса и высота борта (обода диска), что позволяет стабилизировать теплоотдачу и дает некоторую защиту от ветра. Как сделать простую дачно-садовую печку из автомобильного диска, см. видео:

Видео: садовая мини-печь из автомобильных дисков


Для казана

Однако наилучшее применение автодисков в садовых печах – под казан. Печь из дисков для казана совершенно круглая, а именно в углах кирпичной печи под казан варочная посуда греется слабее, и там оседает сажа. Дисковая печь обеспечивает абсолютно равномерный нагрев казана и экономию дров, что при использовании бросового топлива весьма существенно. Собранных на участке и в окрестностях веток и щепок может не хватить, чтобы плов или бешбармак поспел, как полагается. А сыроватое и подгнившее топливо в массивной кирпичной топке просто не разогреет варочную посудину в нужной степени. В печи под казан из автодисков то и другое исключается, но – подчеркнем – если она сделана правильно.

Дымовые газы идут по пути наименьшего сопротивления. Если просто сварить 2 диска и прорезать сбоку топочное отверстие, то горячие газы и без посуды пойдут через технологические (для облегчения конструкции) отверстия в ступице диска, поз. 1 на рис., т.к. их общая площадь больше, чем крепежных и осевого, и они ниже. Если печку раскочегарить на максимале, то, возможно, из осевого отверстия покажется язычок пламени, поз. 2, но с казаном на конфорке такой печи весь жар снова уйдет вбок без толку, поз. 3, или же, если попытаться часть техотверстий заглушить, или добавить топлива, пламя вырвется из загрузочной дверцы, поз. 4. На такой печке хорошо получается пища, приготовляемая томлением над углями, поз. 5, но не все же так готовят.

Правильная печка под казан из дисков должна быть, во-первых, снабжена плотно закрывающейся дверцей на загрузочном проеме. Во-вторых, казан должен сидеть в вырезе конфорки, частично перекрывая технологические отверстия в ступице, поз. 6. Добиться этого несложно: нужно вырезать болгаркой середину ступицы, как показано на поз. 7. Остаток не пропадет – из него получится отличный колосник. Как сделать садовую печь под казан из дисков автомобильных колес, см. также ролик

Видео: печь под казан из дисков

Вариант для барбекю

Не вырезать сердцевину ступицы диска нужно, кроме под томление на углях, в том случае, когда делается садовая печь-барбекю из дисков. Тогда на конфорку ставят решетку – рассекатель пламени, которая будет в то же время и кулинарной решеткой-рашпером. Преимущество данной конструкции в том, что на рашпере образуется несколько разных температурных зон, поз. 1 на рис. справа, что позволяет, напр., готовить одновременно ростбиф rare (полусырой с кровью), medium (сочный, в меру пропеченный, как шашлык), и well done (прожаренный до хрустящей корочки). Если на пикнике компания – все получат одновременно каждый по своему вкусу. Такую печь желательно делать из дисков с небольшим количеством широких технологических отверстий в ступице, напр. от «Газели». Решетку делают из велосипедных спиц. Варить их нет необходимости: они прекрасно соединяются жаростойким клеем по металлу (холодной сваркой).

Примечание: из дисков того же типа иногда делают печи без топочной дверцы (поз. 2 на рис. справа), подкладывая при топке не толстую щепу через техотверстия в ступице. Но печка получается прожорливой и плохо варящей. Почему – см. выше.

Когда можно полностью

Полностью из дисков хорошо получается отопительная печка-буржуйка. Плюсом в данном случае будут ее большие теплоемкость и время теплоотдачи – металл корпуса толстый – хотя, конечно, не такие, как у литой чугунной, и некоторое увеличение КПД. Минусом – более высокая трудоемкость изготовления усовершенствованных печей повышенной эффективности вследствие сложной конфигурации корпуса.

Если бросового топлива в достатке, то печь-буржуйка из дисков для отопления небольшого помещения может быть выполнена без внутренних перегородок-рассекателей (см. далее) горизонтальной, поз. 1 на рис. Такую печь весьма желательно делать из дисков грузового автомобиля: во-первых, больший объем печи увеличит ее КПД и время теплоотдачи. Во-вторых, вследствие сложной поверхности обода диска площадь выделяющей тепло наружной поверхности может быть в полтора-два раза больше, чем у простой круглой того же объема из бочки или . Это же обстоятельство вместе с высокой коррозионной стойкостью дисков автомобильных колес позволяет снабдить печь рубашкой для водяного отопления, см. напр. след. сюжет:

Видео: печь-буржуйка из дисков с рубашкой



Горизонтальные буржуйки громоздки, поэтому чаще делают вертикальные. Если речь идет о печи из дисков, то, во-первых, нужно позаботиться о подходящем для нее колоснике и зольнике, см. выше. Нельзя же, чтобы угли и горячая зола сыпались прямо на противопожарную отмостку!

Что касается теплотехнических качеств, то улучшить их можно двумя способами. Первый – когда требуется быстрый прогрев помещения, а время теплоотдачи несущественно, напр., если печь ставится в гараж. Тогда ее верхнюю, жаровую, часть окружают кольцевым кожухом из тонкой стали (не оцикованной! Цинк плавится при 440 градусах, а его пары ядовиты!), с зазором 40-60 мм, поз. 2 на рис. Буржуйка таким образом превращается в печь-калорифер. Но, кстати, намного более эффективной будет горизонтальная печь-калорифер из дисков, см. далее.

Второй способ используется, когда нужно, наоборот, увеличить время теплоотдачи после топки, напр., в дачном домике, обитаемом с весны до осени. Для этого нужно облицевать печь любым доступным способом материалами, сочетающими в себе высокую теплоемкость и теплопроводность. Печной камень стеатит (талькохлорит) дорог, но шамотный кирпич (поз. 3) вполне его заменит. В крайнем случае можно на варочную поверхность наложить дикого камня потяжелее и поплотнее, поз. 4. Если печь из 4-х грузовых дисков, топливо полностью догорает и вьюшка закрывается к полуночи, то в спортивном костюме под армейским одеялом до 6-7 часов утра спится спокойно. Выспаться можно.

Усовершенствуем буржуйку из дисков

Повысить тепловую эффективность любой буржуйки возможно, устанавливая внутри перегородки-отсекатели. Таким образом образуется камера-дожигатель. В таком случае и воздушный кожух, преобразующий буржуйку в калорифер, также увеличивает КПД печи.

Схемы устройства буржуек из дисков даны на рис. Вертикальная простая (поз. 1) компактнее, несколько эффективнее горизонтальной (поз. 3) и дает варочную поверхность, но поставить в нее отсекатель камеры дожигания (поз. 2) сложнее, т.к. в данном случае он должен быть по всему контуру, прилегающему к корпусу печи, приварен к нему. Однако вертикальная буржуйка и с однооборотным дожигателем достигает КПД немного более 60%. Простая горизонтальная буржуйка (поз. 3) наихудшая по всем параметрам, но на ее основе делаются печи вполне эффективные. Ведущая величина для разработки модификаций – наименьший внутренний диаметр топливной камеры d.

Примечание: для сварки корпуса буржуйки из автодисков их ступицы вырезаются полностью, см. рис. справа.

Размерные соотношения для буржуек из дисков с одно- и 2-х оборотным дожигателем даны на поз. 4 и 5. КПД у обеих прим. 60%, но 2-оборотная сохраняет его на бросовом топливе, а однооборотной для обеспечения максимально возможной тепловой эффективности требуется качественное. Вырезать отсекатель (сталь от 4 мм) точно по внутреннему контуру корпуса печи не надо: в его заготовке нужно только выбрать лунки так, чтобы остался зазор между отсекателем и стенкой корпуса ок. 1,5 см. поз. 4а. Тогда дожигатель станет самонастраивающимся под ход (режим топки) печи и она будет держать КПД, близкий к максимальному, и на малом, и на полном ходу. Подобное решение используется в печах булерьян, но там для этого пробивают отверстия в отсекателе. В массовом производстве так выгоднее: отсекатель все равно вырубается за один ход пуансона пресса, а металоотходы охотно покупают металлурги как высококачественное сырье для мартеновских печей. Ну, а в домашних условиях проще оставить щель по краям отсекателя.

Горизонтальная буржуйка из дисков с дожигателем по эффективности вообще сравняется с булерьяном, если ее снабдить воздушным кожухом со щелевым соплом вверху и юбкой-воздухозаборником внизу, поз. 5а. Кожух должен прилегать снаружи к корпусу, а образовавшиеся каналы будут действовать точно так же, как в булерьяне или печах Инженер Бутаков, Огонь-Батарея и т.п.

Примечание: в дымоходах высокоэффективных буржуек из дисков (поз. 2 и 5) обязательно должен быть сборник конденсата со сливным краном, т.к. дымовые газы из них выходят чуть теплые.

На основе горизонтальной буржуйки из дисков можно сделать и полноценный отопительный котел, поз. 6. Если сварить его жаровой корпус из камазовских дисков, можно разогнаться до тепловой мощности ок. 40 кВт, а этого хватит для обогрева обычного жилого дома.

Однако делать корпус теплообменника из дисков того же размера, поз. 1 на рис., нерационально: тогда придется ставить конструктивно сложный и требующий периодического ремонта огнетрубный теплоприемник, поз. 2. Корпус теплообменника лучше сварить из дисков меньшего размера, напр. от легкового автомобиля. Температура в нем тогда повысится до значений, позволяющих применить водотрубный теплоприемник. Из профилактических мероприятий он требует только ежегодного испытания под давлением в порядке опрессовки системы перед запуском и осмотра после него.

Водотрубный теплоприемник представляет собой частый цельный змеевик, по которому течет теплоноситель. Расстояние между ветвями равно наружному диаметру трубы; располагаются ветви в шахматном порядке. Сделать водотрубный теплоприемник для теплообменника домашнего котла из дисков можно из медной трубки с просветом от 20 мм и толщиной стенок от 2 мм. Ввод-вывод теплоприемника в теплообменник в таком случае герметизируются холодной сваркой.

Печь частично из дисков

В качестве составных частей автодиски широко используются в банных печах. Банная печь из дисков может быть построена и целиком, но только для сауны еле-еле среднего уровня. В русской бане пар от любой цельнометаллической печи жестковат.

Как выглядит печь в баню, построенная с использованием дисков автомобильных колес, показано на рис. права, а полная схема ее устройства дана на рис. ниже. Главное, что в данной печи обеспечивает надлежащее качество пара – кирпичная топка. Автодиски используются как вместилище содержимого закрытой каменки и для изготовления водогрейного бака.

Примечание: строить самодельную банную печь с открытой каменкой возможно только специальной конструкции целиком из кирпича, обеспечивающей полное, до углекислого газа и паров воды, дожигание отходящих от топки газов до того, как они подойдут к каменке. Фирменные металлические банные печи с открытой каменкой делают для этого из специальных материалов по сложной технологии. Если попытаться повторить такую своими силами из обычных материалов, из каменки при каждой наддаче воды будет вылетать облако сажи.

Данную печь для бани повторило уже много любителей попариться в своей баньке. В общем все довольны; замечен только один стойкий дефект: нижний отсекатель (детали Подкос и Отражатель справа на рис.) спустя год-два корежится и отрывается от подкосов, или подкосы от корпуса. Причина очевидна: разные ТКР стали указанных деталей и корпуса из автодиска. Чтобы устранить дефект, нужно, видимо, отсекатель сделать тоже из диска меньшего размера, напр., легкового. Большую часть обода надо вырезать, оставив 4 ножки. Затем нагреть места перехода обода в ступицу и отогнуть ножки в размер.

Заваривать отверстия в ступице нет нужды. За счет теплопередачи на корпус отсекатель будет немного холоднее дымовых газов. Поскольку ступица выпуклая, под ней образуется газовая пробка наподобие газовой вьюшки в колпаковой печи, как в плохой садовой печке из дисков, см. выше, и дымовые газы все равно будут обтекать дно каменки, как показано стрелками на схеме.

Вариант комби

Негодные диски от колес у любителей десятками в гаражах не валяются, а изнашиваются, как правило, попарно, то ли передние, то ли задние. В таком случае, чтобы сделать из дисков достаточно эффективную печку с высокой топкой, пару дисков нужно будет дополнить куском стальной трубы подходящего диаметра со стенками от 6 мм.

Устройство печи из 2-х дисков от автомобильных колес показано на рис; ничем особенным от описанных выше она не отличается. Такая же печь может быть выполнена и горизонтальной. Об оформлении конфорки см. выше.

(Пока оценок нет)

Большинство людей, умеющих делать многие вещи своими руками, часто используют толстые трубы при сооружении дровяной печи для дома или котла для бани. Такое строительство стоит очень дорого и не каждому будет по карману . А вот тем, у кого есть несколько ненужных колес от автомобиля, повезло гораздо больше. При помощи можно сделать прекрасную печь. Какую печь можно сделать из старых дисков от автомобиля рассматривается в данной статье .

На сегодняшний день люди с хорошей фантазией, умом и руками придумали несколько видов самодельной печки из автомобильных дисков. Между собой они отличаются областью использования. Печь можно применять для :

  • Отопления;
  • Бани;
  • Приготовления шашлыка и другой еды.

Старые диски отлично подходят для таких целей благодаря толщине металла , из которого они произведены. Если сделать печь из такого подручного материала, то ее корпус прослужит весьма долгое время. А если взять диски от грузового автомобиля, то срок эксплуатации увеличится еще в два-три раза . Их используют для бани, так как именно у них немаленькая толщина и размер. А для это главный фактор. А вот из дисков от обычного легкового автомобиля можно изготовить печь для или приготовления шашлыка .

Особенности самодельной банной печки

Любой вид печки для бани, сделанной своими руками, имеет маленькие размеры и легкость сборки. Но это скорее плюсы, так как степень эффективности при этом не снижается. Для растопки в жаркое время года понадобится лишь несколько поленьев небольших размеров . Желательно взять дубовые заготовки дров.

Печь быстро нагреется и так же быстро остынет. В период морозов и холодов печка из колесных дисков будет остывать около двух часов . В процессе топки можно сразу мыться, так как угарный газ внутри бани не накапливается.

Такой вариант замечательно подходит для бани, построенной в местах с повышенной влажностью. Когда грунт будет промерзать, он будет приподнимать постройку. В итоге кладка будет деформироваться, и в таком случае может дать трещину.

Необходимые материалы

Если вы умеете пользоваться сварочным аппаратом, то вы вполне сможете сделать печку из дисков от грузовика своими руками. Для начала нужно приготовить все необходимые материалы и инструменты:

  • Четыре колесных обода от грузового автомобиля;
  • Толстые листы металла;
  • Дымоходная труба;
  • Цемент;
  • Прутики из металла или швеллеры.

Читайте также: Печи-каменки для бани. Порядовка

Для чего нужны четыре грузовых диска

Для того чтобы получилась самодельная печка для бани, нужно найти четыре ненужных обода от грузового автомобиля. Можно взять диски от ЗИЛ-130. Теперь их нужно поставить друг на друга. Каждый обод будет нести в себе определенную функцию .

  • Диск, стоящий первым, выступает в роли колпака для камеры сгорания. Печь такого вида после сборки должна иметь маленький кирпичный топливник с открывающимися дверями, которые, в свою очередь, будут выходить в предбанник . В принципе, можно и не делать топку из кирпича, а просто поместить ее в самом первом диске. Только в таком случае топить и подбрасывать дрова придется через парную. И еще будет намного сложнее сделать дверцы в корпусе обода.
  • Диск под номером два служит в роли каменки .
  • Третий обод послужит в качестве еще одного теплообменника, он будет передавать энергию в парную .
  • Последний четвертый диск будет баком для подогрева воды .

Этапы сборки

Приготовив все необходимое, можно приступать непосредственно к работе по сборке печки для бани из автомобильных дисков. Работа проходит в несколько этапов :

  1. Изготавливаем бак для подогрева воды. Для этого нужно приварить один обод к другому. К полученной емкости для воды нужно приварить дно из металлического листа. В дне вырезается дырка под трубу. Впоследствии трубу нужно будет вварить в отверстие так, чтобы крепеж был смещен на одну сторону. Кран для воды устанавливают сбоку колесных дисков. Сверху нужно прикрыть все крышкой из металла. Ее можно и приварить .
  2. После изготовления емкости для воды, нужно проверить ее герметичность. С этой целью нужно залить бак водой полностью и посмотреть, не проявятся ли капли воды. Места, где вода подтекает, нужно подварить, но только после того, как вся вода будет вылита с помощью крана. Когда бак пройдет тест на герметичность, его можно устанавливать в самой бане .
  3. Сооружаем каменку-топку. Оставшиеся два диска пригодятся для изготовления каменки и топки. При помощи сварочного аппарата нужно приварить между собой два диска от автомобиля. В результате появиться цилиндр полый внутри. В середину полученной конструкции устанавливают и приваривают решетку. На нее-то и будут в будущем располагаться камни . Получится замечательная каменка. Также нужно сделать дверцу на передней части двух сваренных между собой дисков. Для этого нужно проделать маленькое по размерам отверстие и прикрепить к нему дверцу .
  4. Делаем фундамент. должен быть надежным и объемным. Низ нужно сделать кирпичным и залить все это цементным раствором. Знающие люди рекомендуют делать армирование основания решетки из металлического сплава. Это нужно для улучшения жесткости .
  5. Изготавливаем кирпичную часть печки. После полного высыхания основания можно переходить к монтажу кирпичной части. Здесь пригодится раствор из глины. Красный кирпич отлично подойдет для верхнего слоя . Нужно смастерить полость поддувала, над которой в будущем будет прикреплен колосник и еще изготовить дверцы. Топка частично делается из кирпича. Дверцы будут приварены к топке.
  6. Прочное сооружение получится, если укрепить ее швеллерами, сделанными из металла. Их нужно закрепить под углом к верхней металлической площадке. Всю готовую конструкцию нужно соединить с кирпичами верхней части трубы .

Собраться с друзьями и близкими, чтобы приготовить блюда на открытом огне – что может быть лучше для любителей природы? Шашлык, например, можно готовить круглый год, ведь мангал есть почти у каждого. А вот разнообразные блюда, сделанные в казане, готовить без специальной печки не получится. Приобретение такой печи обычно откладывают на позже, так как стоит она недешево и места занимает много. Однако, ее можно изготовить самостоятельно из колесных дисков. Во-первых, можно сделть именно такую печку, которую захочется, во-вторых – обойдется она намного дешевле.

Печи для казана делают не только из дисков. Для изготовления можно использовать металлическую бочку. Но она слишком тонкая, так что сильный огонь может просто прожечь ее стенки.

Чертеж буржуйки из металлической бочки

Еще один вариант – использовать стальной лист, выбрав нужную толщину. Такая конструкция будет надежной, но и выйдет по цене магазинной.

Самым лучшим вариантом остаются автомобильные диски, которые, возможно, завалялись где-то в гараже. Такая печь под казан помимо низкой стоимости имеет еще массу других преимуществ:

  • материалы для изготовления всегда доступны;
  • автомобильный диск изготовлен из прочной стали достаточной толщины, поэтому печка прослужит долгие годы;
  • автомобильные колесные диски устойчивы к высоким температурам и открытому огню;
  • сталь, из которой изготовлен диск, быстро нагревается;
  • поскольку существуют диски разных диаметров, то конструкцию можно сделать нужного размера;
  • из автомобильных колес можно сделать печь не только для приготовления блюд, но и для обогрева небольших помещений или для растопки бани.

Еще одно весомое преимущество – самодельную печь, можно смастерить без наличия опыта. Из инструментов понадобятся только сварочный аппарат и болгарка.

Пошаговое руководство изготовления печи

Воодушевившись тем, что вы самостоятельно сделаете нужную в хозяйстве вещь, и, взяв необходимые инструменты и материалы, можно начинать делать печь под казан.

Стоит отметить, что конструкция из алюминиевых колес не подойдет, нужно брать стальные диски в количестве двух штук.

Сначала изготавливаем верхнюю часть печи. Повернув диск крепежной площадкой вверх вырезать болгаркой круг через болтовые отверстия и вытащить середину. В итоге вы получите устойчивую поверхность, куда будет ставиться казан.

Вторым этапом работы будет изготовление низа печки. Диск поворачиваем так, чтобы крепежная площадка была снизу, сверху ставим верхнюю часть печки, которую мы сделали в предыдущем этапе. Сварить два диска между собой по кругу.

Чтобы печь можно было топить, в нижней части нужно прорезать отверстие примерно 20 на 12 см. Чтобы конструкция была прочной, сделайте отверстие на два сантиметра выше от нижнего края. Вырезанная часть послужит хорошей дверцей для топочной камеры.

Для устойчивости конструкции, нужно приварить к ней три подножки, длина которых около 20–30 см. В качестве материала можно использовать стальные уголки.

Чтобы печь можно было удобно переносить, по бокам приварите к ней ручки.

Используйте металлическую пластину, чтобы закрывать отверстие в ступице диска на дне печки.

Вот так за несколько часов у вас получится отличная печь из автомобильных дисков, которая хорошо подойдет для приготовления любимых блюд.

Буржуйка из колесных дисков

Старые диски от авто можно использовать не только для изготовления печи под казан. Из них получится отличная буржуйка, которая совсем не будет отличаться от тех, что продают в магазинах.

Подготовительные работы

Чтобы не отвлекаться при работе, нужно сразу подготовить все необходимое. Для буржуйки следует запастись:

  • четырьмя автомобильными дисками;
  • металлическим листом, трубой для дымохода;
  • кирпичами и цементом для основания печи;
  • дверными навесами для дверцы;
  • сварочным аппаратом;
  • болгаркой;
  • ножовкой по металлу, для мелкой работы, где болгаркой распилить диск будет сложно;
  • слесарным инструментом: напильником, кувалдой, молотком, плоскогубцами, мерительным инструментом;
  • малярной кистью и красками, которые выдержат высокую температуру.

Стоит отметить, что работа будет грязной и шумной, поэтому правильно выбирайте место для изготовления печи из автомобильных дисков. Например, удобно работать будет на улице, в гараже или мастерской.

Этапы работы

После подготовительной части можно смело приступать к изготовлению конструкции.

Первый этап

Берем три диска и вырезаем серединку с помощью болгарки. Процесс может занять длительное время, поскольку диски имеют неровную форму, из-за чего к середине добраться сложно.

Второй этап

Следующим этапом будет сварка. К нижнему колесному диску привариваем металлический квадратный лист. Он должен выходить за стенки диска, чтобы горящий уголь или искра из печи выпали именно на него. Это гарантия пожарной безопасности.

Свариваем диски между собой по кругу. Нужно быть внимательным, чтобы не оставить не сваренных дырок, через которые дым из буржуйки будет выходить наружу. А также завариваем все отверстия под клапан для камеры.

Свариваем швы

Третий этап

Далее, вырезаем дверцы для топливника и зольника. Рекомендуем вырезать отверстие под зольник в самом нижнем диске, а под топливник во втором снизу. Металлические куски, которые остаются, можно использовать как дверцы. Отверстие для поддувала не делается, чтобы тяга шла хорошо, можно приоткрывать дверцы зольника или топки.

Монтаж трубы дымохода. Привариваем трубу в центр самого верхнего диска или же на лист железа, который можно приварить к верхнему диску. Во втором случае ваша буржуйка будет более пожаробезопасной и надежной.

Четвертый этап

Последний шаг – это установка буржуйки на основание. Его высота может равняться высотой одного кирпича, поскольку вся печь весит не очень много. Сначала нужно сделать квадратную опалубку из кирпичей и залить ее цементным раствором. После того как раствор высохнет, можно смело устанавливать буржуйку.

Чтобы печь прослужила дольше, а металл не поддавался коррозии, рекомендуем покрыть буржуйку специальной краской, что сможет выдерживать постоянные высокие температуры. Особенно хорошо нужно прокрасить верхнюю часть конструкции: именно там постоянно испаряется влага, поэтому металл становится более уязвим к потере своих свойств.

В итоге из поддержанных материалов у вас получится отличная надежная буржуйка, которая будет обогревать помещение не хуже, чем новая.

Мангал из колесных дисков своими руками

Автомобильные колеса могут послужить отличным материалом для еще одного приспособления – мангала. Он получится легким, за счет чего его будет просто перенести. А также в такую печь из колесных дисков будет свободный доступ воздуха, поэтому вы быстро добьетесь нужной температуры.

Есть несколько способов сделать мангал самостоятельно. Самый простой – это положить диск на стальной лист. Вот вам обыкновенный мангал. Но такая конструкция имеет свои минусы:

  • плоскость слишком низко поставлена;
  • если мангал будет стоять на земле, то будет слабая тяга, из-за чего огонь может погаснуть;
  • топочная камера небольших размеров.

Для нечастого использования такой самодельный мангал подойдет. Он легкий, поэтому его можно брать с собой на природу. Однако, своими руками можно сделать более надежный и удобный мангал.

Рабочий процесс

Для мангала понадобятся:

  • два автомобильных диска;
  • сварочный аппарат;
  • болгарка;
  • профильная труба 1 метр;
  • болты и гайки;
  • проволока.

Теперь можно начать изготовление.

Из первого диска с помощью болгарки или газового резака нужно вырезать крепежную площадку.

Дверца

Следующий этап – дверца. Она нужна, чтобы было удобно подкладывать новое топливо, не убирая еду с мангала. А также с ее помощью будет легче поддерживать огонь.

Для начала нужно примерно определиться, где будет располагаться дверца. Обычно, отверстие для топлива делают на 2–3 см выше дна. Сделайте набросок на боковую поверхность конструкции, после чего вырежьте отверстие и зашлифуйте края выреза. С помощью болтов делаем петли на одной из сторон прямоугольного отверстия, чтобы дверца легко открывалась и закрывалась. К самой же дверце нужно приварить гайки, чтобы потом повесить ее на болты. Последний штрих – это ручка, которую вы можете приварить для удобства пользования дверцей.

Ножки

Какой же мангал без ножек. Обычно длина ножек около 60–80 см. Это и удобный вариант при приготовлении пищи и пожаробезопасный. Но можно выбрать другую, более подходящую вам длину. Для изготовления ножек понадобится профильная труба. Разрежьте ее на три равные части и приварите к корпусу мангала. Чтобы самодельная печь стояла устойчиво, ножки нужно разместить на одинаковом друг от друга расстоянии с упором в бортик и перегородку.

Ручки

Ручки для удобства перемещения конструкции, сделать которые можно с помощью толстой проволоки около 8 мм. Определите примерное их расположение, желательно по бокам от дверцы, далее приварите гайки, через которые проденьте ручки.

В отличие от других печей из колесных дисков, к днищу мангала не нужно приваривать металлический лист, он может помешать хорошей тяге. Лучше застелить дно сеткой из металла или же сделать решетку из проволок, чтобы получилось что-то наподобие нестандартного колосника.

Как видите, колесные диски, которые просто валялись без дела, могут очень пригодиться в хозяйстве. Порадуйте себя и своих близких блюдами на открытом огне, которые получатся изысканными и правильно приготовленными в печах из автомобильных дисков.

Многие мастера-умельцы делают дровяные печки и даже котлы из толстостенных труб. Но зачастую такая труба становится слишком дорогим удовольствием, в то время как под рукой может оказаться пара-тройка старых колес от машины. В таком случае у вас может получиться замечательная печка из колесных дисков, а о том, как ее смастерить, мы расскажем в данной статье.

Какие печки можно сделать из автомобильных дисков?

На данный момент домашние умельцы изобрели несколько разновидностей железных печек, собранных из колесных дисков. Их можно разделить по сферам применения:

  • отопительные;
  • банные;
  • для приготовления пищи, в том числе чтобы жарить шашлык.

Эти автомобильные детали привлекательны в первую очередь толщиной металла. Корпус дровяной печи из стального диска прогорит очень нескоро, особенно если взять колесо от грузового автомобиля. Последние, как правило, используют для изготовления банных печей, поскольку они отличаются большими размерами и толщиной металла. Для банной печи, часто работающей в экстремальных условиях, это немаловажный фактор.

Из дисков от легковых и коммерческих автомобилей может получиться как хороший дровяной отопитель в гараж, так и небольшая печка для шашлыка. Разберем их все по порядку.

Теплогенератор на дровах, сваренный из дисков

Автора печи, представленной ниже на фото, вдохновила конструкция известных обогревателей типа «Булерьян». Только оригинал стоит приличных денег, а вот такое собственноручное изделие обходится вдесятеро дешевле, при условии, что в хозяйстве найдется 3 колеса от УАЗа или ГАЗели. Кроме того, потребуется немного листового металла и трубы диаметром 100-150 мм, да еще короткий патрубок Ø76 мм.

Самое трудное – вырезать из колесных дисков внутреннюю часть. Болгаркой не очень удобно, да и металл толстый. Предпочтительнее газовый резак, но если его нет, то сгодится и болгарка. Затем с помощью сварочного аппарата диски герметично стыкуются, образуя корпус. Задняя часть закрывается металлическим листом с приваренным к нему патрубком дымохода Ø100-150 мм. Если есть желание, то на этом патрубке устанавливается заслонка регулирования тяги, как показано на фото:

Делать заслонку управления тягой необязательно, если сделать печь из колесных дисков с регулируемой подачей воздуха. Для этого в переднюю дверцу встраивается патрубок с воздушной заслонкой с подпружиненной осью. Кроме этого, внутри топливника установлена дополнительная пластина, разделяющая пространство на 2 части, как в «Булерьяне». Вверху получается вторичная камера, куда и приварен патрубок дымоходной трубы.

Печь может принимать любой диаметр, длину и ориентацию в пространстве. Все зависит от количества и размера дисков, а еще – от вашей фантазии.

Печь для бани

Для изготовления банной печи колеса от легковых машин не подойдут, - слишком малы. Автор идеи, чья схема показана ниже, использовал 4 старых обода от грузовика ЗИЛ-130. Располагаясь один над другим, каждый из них выполняет свою функцию:

  • первый диск служит колпаком для камеры сгорания. По задумке банная печь имеет небольшой топливник из кирпича с дверцами, выходящими в предбанник;
  • второй обод – это каменка;
  • третий – дополнительный теплообменник, отбирающий энергию дымовых газов и передающий ее внутрь парной;
  • четвертый диск – это бак для нагрева воды.

Примечание. Можно обойтись и без кирпичной топки, организовав таковую внутри первого обода. Но тогда топить баню придется из парной, да и плотно прилегающие дверцы в корпусе диска сделать сложнее.

Все дополнительные детали из металла, необходимые для сборки печи, показаны на следующей схеме. Банная печь, сделанная своими руками, работает по такому принципу: дрова, горящие в топливнике, отдают тепло через свои стенки и обод №1 с вырезанным дном. Он сварен со вторым диском, где дно осталось на месте, благодаря чему его можно заполнить камнями. Внутри сквозь них проходит труба с уходящими продуктами горения и нагревающими каменку.

Далее, труба попадает внутрь третьего обода, где вместо дна установлен рассекатель газов из листового металла. Продукты горения омывают рассекатель, а печка для бани из дисков отдает больше тепла, так как эта секция играет роль экономайзера. Ну и последняя стадия охлаждения дымовых газов проходит внутри 4-го обода, превращенного в бак с крышкой и краном для воды. В результате печь работает не хуже заводских экземпляров, а по долговечности она переплюнет любую из них.

Печь для шашлыка

Это замечательное приспособление изготавливается из двух дисков от колес легковых авто. Хотя, если кому-то захочется печку побольше, то никаких ограничений нет: можно применить колеса от УАЗа или ГАЗ-53. В одном из них аккуратно вырезается дно, а затем обода свариваются вместе.

Чтобы агрегат надежно устанавливался на любой поверхности, к нижней секции сваркой крепятся ножки, как показано на фото.Кстати, отверстие для ступицы тоже надо заглушить, а вот боковые отверстия можно оставить, сквозь них в топку будет поступать воздух. Для удобства переноски к корпусу снаружи привариваются ручки, а в боковой части вырезается проем под дверцу.

Последняя изготавливается из этого же кусочка, посаженного на петли. Все, печь из автомобильных дисков для шашлыка и приготовления пищи готова. Как показывает практика, на ней умещается 5 шампуров с мясом.

Совет. Отрезанное днище верхнего диска выбрасывать не надо, оно может служить подставкой для небольшой кастрюли, чайника или сковородки.

С другой стороны от дверцы следует приварить патрубок для дымохода, достаточно диаметра 50-70 мм. Плитку можно немного модернизировать, так как при работе через нижние отверстия просыпается пепел, это не очень приятно. Отверстия надо заглушить, а поступление воздуха регулировать дверцей топливника. Подробности о печке показаны на видео:

Заключение

После изучения сути вопроса напрашивается вывод, что изготовление печи из колесных дисков – дело очень простое. Отчасти это так, особенно для людей, хорошо знакомых со сварочными и слесарными работами по металлу. Хотя в случае с банной печью придется повозиться с кирпичной кладкой, да и монтаж в парной надо выполнить правильно. Ну а для тех, кто еще не дружит со сварочным аппаратом, есть прекрасная возможность потренироваться на печках.

В любой металлической печи самые слабые места — сварные швы. Именно с них обычно начинается разрушение металла, а при высоких температурах, характерных для режимов банных печей, это происходит очень скоро. Выход найден давно — использование труб или баллонов. Швов — минимум. Баллоны хороши еще и тем, что это практически готовая емкость для топки или каменки. Остается только вырезать отверстия под дверки, наварить недостающие элементы… Как сделать печь для бани из баллона, чертежи и пояснения — дальше.

Для небольшой парилки объемом в 8-10 кубов достаточно будет сделать печку из маленького газового баллона. Обычно используют 27 литровые баллоны. Толщина стенки у низ замечательная — 6 мм. Без крана их высота 500 мм, диаметр 300 мм. Получается замечательная маленькая печка.

Сначала из баллона надо удалить остатки газа. Для этого в него заливают воду. Вода постепенно вытесняет все остатки газов. После того, как баллон наполнен можно срезать кран и приступать к изготовлению печи.

Сначала болгаркой аккуратно, в торце где был кран, вырезаем отверстие под дверку топки. На одном из боков, которые оказались под длинной стороной вырезанного отверстия под дверку, устраиваем своеобразную колосниковую решетку. Берем дрель и свело 10 мм, через каждые 20 мм сверлим дырки. Всего рядов 5.

Отверстия зольника должны получиться на «дне»

Над отверстиями привариваем кусок швеллера. В нашем случае его ширина 140 мм. Заднюю стенку завариваем к передней потоп приделаем дверку. Получится зольный ящик. Его минус, что в данном варианте он не выдвижной. При желании конструкцию можно усовершенствовать, сделав отдельный ящик.


В качестве подставки к швеллеру приварена защитная конструкция, которая закрывала кран. Экономно и вполне надежно.


На зольник и к топке закрепили дверки, ближе к задней части топки приварили патрубок дымохода (сначала приварили, потом внутри сваркой вырезали металл).


Провели пробную растопку. При наличии высокой трубы — более 2,5 метров тяга отличная.


Как показали испытания, парилка 2,5*2,5*2,3 м с +3°C до +25°C была нагрета меньше за полчаса (почти без утепления, так как баня не доделана). Дальше топить перестали, надо усовершенствовать: слишком жесткое тепло излучается.

Как сделать печь для бани из листового металла читайте тут.

Усовершенствования для самодельной печи ля бани из баллона

Конструкции подобных печей могут немного отличаться. Кто-то приваривает в верхней трети пластину из металла, увеличивая путь, который проходит дым, кто-то колосники наваривает внутри из арматуры, делают каменку — снаружи или внутри. В общем, есть достаточное количество способов модернизировать конструкцию печи, которая в самом простом варианте является попросту буржуйкой. Именно эти усовершенствования и превращают буржуйку в банную печь.

Устанавливаем на корпус сетку для камней

Топка самодельной печи из газового баллона показала, что от корпуса идет очень сильный жар. Есть два варианта: сделать сверху большую сетку для камней или обложить печку кирпичным экраном. Решено сделать сверху каменку. Ее сварили аз арматуры 14 диаметра.


Сетка для камней на банной печи из газового баллона

Как вы видите, чтобы защитить от жара стенку из бревен, сложили кирпичную стенку в полкирпича. Высота ее — не ниже закладки камней.

Снимаем тепло с трубы

Даже при наличии сверху каменки, дымовая труба во время топки раскаляется сильно. По этому поводу есть тоже варианты:



Сделать выдвижной зольник и встроенный телообменник

Зольник в такой конструкции, как описана выше неудобен: чистить его придется кочергой, выгребая угли в какую-то емкость. Не самый лучший вариант. Выдвижной в этом плане удобнее. Он же еще используется как регулятор интенсивности горения. Нагоняют температуру при открытом зольнике, горение идет активно. После достижения заданных параметров, зольник задвигают, воздуха поступает мало, горение почти затухает.


Если вам необходима горячая вода в бане, можно внутри топки установить теплообменник (на фото вверху он представлен как прямоугольник). Теплообменник может быть сделан в виде трубки, изогнутой в виде буквы U или C — как лучше «впишется». Это более простой вариант. Иногда его делают в виде небольшой плоской коробки с приваренными патрубками. Вариант более сложный, высокие требования к качеству стали и швов: если установить, как на рисунке, в задней части топки, он будет подвергаться воздействию высоких температур (самая «жаркая» зона) и прочность стали и надежность швов должны быть высокими.

Дверка с регулировкой подачи воздуха

Регулировка горения при помощи зольного ящика — грубая. Сделать тонкую регулировку можно приварив на дверку металлический стакан с шиберной заслонкой. Поворотом шибера вы увеличиваете/уменьшаете количество воздуха и интенсивность горения плавно, добиваясь именно того режима, который вам необходим в данный момент.


Как на металлический баллон установить чугунную дверку

При изготовлении печи для бани из газового баллона своими руками, проще прикрепить уже готовое литье, чем варить дверку самому. Только вот непонятно, как состыковать два разных металла. В действительности все просто. Покупаете понравившуюся или подходящую по размерам чугунную дверку. Она идет с рамкой. Из металлического уголка подходящего размера варится такая же рама. Она приваривается к баллону, а чугунная дверка крепится к ней болтами.


Для уплотнения между рамами можно уложить слой асбеста или минеральноватного картона (только смотрите, чтобы температуры выдерживал высокий — до 1200°C минимум). Можно поступить по другому — на металлическую рамку наварить небольшой бортик в 1-2 см, который будет перекрывать щель.

Печь для бани из колесных дисков и кирпича

Использовать для изготовления печей дики от автомобилей начали не так давно, но этот вид самоделок быстро распространяется. Материал практически бросовый, металл хороший, размеры есть разные, можно соорудить агрегат любой мощности. Для данной печи использовались диски от ЗИЛ-160. Они имеют идеальные размеры — высоту 250 мм, диаметр 500 мм, а толщина металла — 7 мм.

Для печки-каменки требуется диски — 4 шт и керамический полнотелый кирпич (около 60 штук). Лучше печной, но можно и обычный, главное — хорошего качества. Для отвода дыма потребуются две стальные трубы диаметром 160 мм, длиной 50-60 см, с толщиной стенки 5-6 мм. В трех дисках приваривают дно и заваривают отверстия (накладками из металла не менее 5 мм толщиной).

Под данную печь требуется отдельный фундамент () — масса получается солидной. На рисунке фундамент преднамеренно сделан ниже уровня пола, чтобы часть зольника оказалась в подполе. Это способствует хорошей вентиляции, сушит доски после процедур.

Нижняя часть складывается в полкирпича. Размеры ее 625*265 мм. Устанавливается дверца поддувала, колосниковая решетка, дверка закладки дров.


Берем диск без дна. К нему на прутках привариваем круг диаметром 380 мм из металла толщиной 5 мм. Если есть возможность, его лучше сделать вогнутой формы. Это рассекатель, который заставляет дым двигаться по сложной траектории, улучшая теплосъем.


Диск с рассекателем устанавливаем на кирпичный корпус печи. Берем диск, ставим его дном вниз на установленный, привариваем их по кругу. В центре дна вырезаем отверстие и ввариваем трубу. Это — каменка. К ней при помощи ножек (4-6 штук), сделанных из арматуры диаметром 12-60 мм, длиной 200 мм, крепим еще один диск с дном. Если хотите закрытую каменку — сделайте съемную крышку. Надо поддать пара — окрыли, воды налили, потом снова закрыли.

В нем тоже требуется проделать в центре отверстие и приварить к нему кожух-переходник, в который вставляется дымовая труба (на рисунке узел обведен красным). Этот кожух немного больше наружного диаметра трубы. Оставшийся зазор при сборке можно забить асбестовым шнуром, заполнить глиняным раствором, на который складывали кирпичный низ печи.


Далее варим еще один рассекатель. Это чаша, диаметр которой на 30-60 мм меньше диаметра диска, высота бортиков 50-60 мм. Чашу делаем из металла толщиной не менее 4 мм. Устанавливаем рассекатель внутри третьего диска на ножки из той же арматуры, высотой 50 мм (количество — 3-5 шт).

Четвертый диск используется как бак для нагрева воды (объем 40 л). Если греть ее будете другим способом, можно сюда сложить камни или обойтись вообще без него.

Этот диск тоже должен иметь герметичное дно с приваренной в центре дымовой трубой. В нижней части привариваем штуцер для слива воды. Вверху делаем крышку. ее можно сделать из металла толщиной от 2 мм. Удобно, если крышка состоит из двух половин.


Это бак можно не приваривать. По краю нижнего колесного диска можно уложить асбестовый шнур, вымоченный в глине. Сверху уложить немного глиняного раствора, поставить полученный бак и придавить.

Последнее — потолочная разделка. Можно поставить выше шиберную заслонку и стандартный или самодельный , а можно сделать разделку из кирпича.

А это — как выглядит уже готовая печь для бани из колесных дисков и кирпича

Для поддержания разделки к трубе крепится металлическая площадка, она фиксируется дополнительно при помощи ножек. Сама разделка кладется в полтора кирпича, имеет 5-6 рядов, сечение дымового канала — квадратное. Между первым и вторым рядами устанавливается печная задвижка (кирпичи подрезаются). Верхняя часть дымохода может быть из сэндвича, можно поставить асбестовую трубу, а можно — металлическую, только ее необходимо будет обернуть термостойкими теплоизоляционными материалами (чтобы не выпадал конденсат). Только обратите внимание, общая масса дымовой трубы не должны быть больше 50 кг — это предельная нагрузка, которую может выдержать конструкция.