В древние времена кто лечил. Искусство врачевания: как лечили древние. Геморрой: лечим раскаленным металлическим стержнем

29.06.2020 Теплый пол

Современные исследования, проводимые на границах естественных и гуманитарных наук, позволяют узнать, чем болели люди прошлых эпох, и понять, как болезни влияли на ход мировой истории.

Интеллектуальный партнер проекта

В 1899-1905 годах в пещере близ города Крапина (Хорватия) антрополог Карл Горянович-Крамбергер раскопал более 900 костей неандертальцев , живших 120-100 тыс. лет назад. Здесь не сохранилось ни одного полного скелета или свидетельств преднамеренного захоронения. Это позволило предположить, что крапинские неандертальцы практиковали каннибализм. А наличие среди крапинских неандертальцев грацильных и массивных особей породило в первой половине ХХ века гипотезу о том, что они представляли собой самостоятельный вид ископаемого человека. В настоящее время стоянку относят к мустьерским неандертальцам . Некоторые кости из крапинской пещеры были отмечены следами костной патологии. В настоящее время они хранятся в специализированном музее .

Исследуя эти скелеты, антрополог Дэвид Фрайер (университет Канзаса) открыл древнейшую в мире опухоль кости. Ранее в палеопатологии не были известны подобные опухоли древнее Бронзового века. Опухоль была открыта в реберных костях, принадлежавших неполному скелету, что не позволило установить, оказалась ли она смертельной для этого человека и была ли она вторичной или первичной. Уникальность открытия определяется ещё и тем, что и у приматов, и у человека подобные опухоли весьма редки. Макроскопический анализ определил, что кости принадлежали взрослому мужчине. Рентгенограмма показала процесс разрушения костной ткани со значительным повреждением надкостницы, трабекулы, заполненные у здоровых людей коллагеновой тканью и костным мозгом, разрушены. Рентгенологическая микротомография определила размеры опухоли (24 на 16 мм) и исключила другие патологические причины, такие как травматическая опухоль или остеомиелит.

Открытие Дэвида Фрайера позволяет понять механизм канцерогенеза . В современной онкологии сосуществуют несколько теорий. Одна из них отводит ведущую роль в появлении злокачественных новообразований канцерогенам и обосновывает рост онкологических заболеваний экологическими факторами. Открытие рака у неандертальцев, обитавших в экологически чистой среде, позволяет утверждать, что эта причина не является основной для возникновения онкологии. Объяснением может служить генетическая теория, описывающая рак как результат генетических аномалий, вызывающих перерождение клеток. Неандертальские популяции Европы, а, особенно, приледниковой зоны, в генетическом плане представляли собой достаточно малочисленные изоляты. В таких условиях в них достаточно быстро накапливались летальные аномалии, в том числе и онкологического характера. Онкологический больной из Крапины может указывать на начало такого процесса. Вместе с тем, ученые считают, что исчезновение неандертальца как биологического вида стало следствием суммирующего воздействия многих факторов и ни один из них (демографические, биологические, генетические, социальные, пищевые) нельзя абсолютизировать.

Костная патология, вызванная туберкулезом

Мюриэл Мэссон из Эдинбургского университета и ее коллеги из университета Сегеда опубликовали об остеологическом и биомолекулярном исследовании скелетов из некрополя неолитического поселения Hódmezővásárhely-Gorzsa (культура Тисы , 4970-4550 г. до н.э.). В настоящее время есть довольно много публикаций, фиксирующих наличие туберкулеза у доисторических людей, обитавших в различных регионах Земли, но большинство таких работ основаны на макроскопических, а не биомолекулярных исследованиях. Редкое исключение составляет исследование скелетов из Атлит-Ям . Статья Мэссон во многом восполняет имеющийся пробел. На основании исследований живых людей и скелетов людей, умерших в XIX-XX веках, известно, что легочная патология, вызываемая туберкулезом, проявляется в виде симметричных новообразований на костях (синдром Мари-Бамбергер). Такие новообразования отмечены на всех 70 обследованных скелетах, открытых на поселении Hódmezővásárhely-Gorzsa, это означает, что вся деревня была больна туберкулёзом. Для проверки, вызваны ли эти новообразования туберкулезом, было проведено комплексное исследование скелета с наиболее яркими макроскопическими признаками туберкулеза. Это был скелет мужчины 19-20 лет и ростом около 165 см. Такой рост может служить косвенным указанием на раннее или внутриутробное заражение. При макроскопическом анализе патология у него наблюдалась на черепе, грудной клетке, позвоночнике, верхних и нижних конечностях. Из его голени, ребер и позвоночника были взяты образцы массой около 55 мг костной ткани. После выявления ДНК микобактерии возбудителя туберкулеза был проведен анализ, выявивший присутствие в кости следов микоцерозной и миколипенической кислот, а также липидный биомаркер HGO-53.

Исследование Мюриэл Мэссон раскрывает негативную сторону неолитической революции в Европе, состоявшую в длительном проживании одной и той же общины людей на ограниченной территории. Древнейшим свидетельством туберкулеза являются скелеты 25-летней женщины и ее годовалого ребенка , найденные в ныне затопленном поселении Атлит-Ям (Израиль, VII тыс. до н.э.). У них были выявлены характерные элементы ДНК микобактерий и миколиновые биомаркеры клеточной стенки. Туберкулез был обнаружен и у мумий додинастического Египта (IV тыс. до н.э.). Однако, чаще всего он диагностировался в раннесредневековое время, например, на меровингском селении Ле Рут де Винь (Северная Франция, 500-700 г.н.э.) и Чарна Велька (Польша, ок. 600 г.н.э.). Наличие туберкулеза в доколумбовой Америке , например, у классических майя (300-900 г.н.э.) и в культуре Тикоман, формативного периода (II-I тыс. до н.э.), позволяет говорить о том, что заражение произошло в палеолите. Источником туберкулеза служили крупные копытные , так недавние исследования выявили туберкулез у бизона, убитого палеолитическими охотниками, жившими 17 000 лет назад в Вайоминге. До неолитической революции туберкулёз не носил характер эпидемии. Заражение туберкулезом в палеолите или мезолите приводило к вымиранию рода или большой семьи, соответственно, но с появлением крупных поселений от одного больного со временем могло вымереть всё селение.

Скелеты с местами поражения туберкулезом

Данные палеомедицины позволяют говорить, что туберкулез стал значительной проблемой для Европы эпохи неолита-бронзы. Он был выявлен при макроскопическим исследовании у женщин 15 и 30 лет из пещеры Арене Кандиде (Лигурия, ок. 3750 г. до н.э.), у мужчины из Межановиц (Польша , ок. 3000 г. до н.э.), а также в Германии и в Венгрии (Alsónyék-Bátaszék , V тыс. до н.э. и Vésztő-Mágor, IV тыс. до н.э.). К числу неблагоприятных факторов, способствовавших развитию туберкулеза в Европе, следует отнести более сырой и холодный по сравнению с Ближним Востоком климат Балкано-Дунайского региона и слабую адаптивность неолитического населения, пришедшего в Европу из Малой Азии. Также отметим, что переход к производящему хозяйству был связан со значительными генетическими изменениями в популяциях, такими как появление способности усваивать молоко и молокопродукты, что привело к значительному снижению иммунитета. Все эти факторы сдерживали распространение неолитической революции на запад и север. Северо-западная волна миграций балкано-дунайского неолита (культура линейно-ленточной керамики) была, в основном, представлена отдельными хуторами, состоящими из одного (редко - нескольких) большесемейных хозяйств. Поселения северо-восточной волны балкано-дунайского неолита (культура Триполье-Кукутени) на первой фазе ее развития были довольно незначительными. Появление крупных протогородов, таких как Майданецкое поселение , было обусловлено необходимостью обороны от индоевропейской миграции. Ни одно из таких поселений не содержало более одного археологического слоя (то есть не просуществовало более 40-50 лет) и всегда перекрывалось пожаром. Возможно, что вымирание от туберкулеза и служило причиной прекращения жизни на поселении, а ритуальное сожжение поселения было профилактической мерой, направленной на то, чтобы приостановить распространение заболевания. Поскольку туберкулез живуч и кумулятивен, вполне вероятно, что движение неолитического «фронтира» в Европе было вызвано не только перенаселением, но и стремлением уйти из зараженных поселений на новые, более здоровые земли, однако переселенцы несли с собой и туберкулез.

Лепру (проказу) считают одной из древнейших болезней. В Средневековой Европе она наносила урон, сопоставимый с эпидемиями чумы. И, в отличие от чумы, лепра до сих пор не побеждена - ежегодно в мире ею заболевают 200 тысяч человек. Первое достоверное упоминание о проказе встречается в Ведах, записанных около 600 г. до н.э., хотя некоторые исследователи предполагают, что она была известна и египтянам (папирус Эберса , 1550 г. до н.э.) и авторам Ветхого Завета (VII-VI в. до н.э.). Исследование древнейшего скелета со следами лепры было опубликовано в 2009 году группой ученых во главе с антропологом Гвен Роббинс из Аппалачского университета (Северная Каролина). Скелет был найден при раскопках поселения Балатхал (3700-1200 г. до н.э.), то ли бывшего хараппской колонией, то ли находившегося под значительным хараппским влиянием (керамика, медный инвентарь, ремесла, архитектура, оружие). Погребение датируется 2000 г. до н.э. Отличием этого погребения от других погребений поселения служит то, что оно было совершено в горе пепла, оставшегося от сожжения сухого навоза. Этнографические данные свидетельствуют, что умерших от проказы в некоторых регионах Индии не кремировали после смерти, а захоранивали в аналогичных кучах, которые сжигались намного позже погребения. Такие погребения известны в Северо-Западной Индии и Южном Декане от неолита до раннего железного века (800-500 г. до н.э.). В железном веке они синхронны с мегалитическими памятниками. Таким образом, речь идет о преемственности культурной традиции отношения к трупам прокажённых, что позволяет предполагать, что проказа появилась ранее конца III тыс. до н.э.

В пользу этого говорит и сравнительная геномика, которая выявила два ареала лепры (Восточная Африка и Южная Азия), каждому из которых соответствует особый генотип возбудителя: азиатский штамм (тип I) значительно отличается от африканского штамма (тип II). При этом африканский штамм намного более вариабелен, и это позволяет утверждать, что возбудитель заболевания возник в Восточной Африке около 40 тыс. лет назад, проник оттуда в Южную Азию, и далее в Европу (тип III). Из Европы тип III попал в Западную Африку (где мутировал в тип IV) и Америку. Вопрос о времени миграции лепры в Азию является дискуссионным. Одни ученые предполагают , что она произошла во время позднеплейстоценового расселения кроманьонца, другие склонны датировать переселение лепры в Азию энеолитическим временем, когда сформировались торговые пути между Египтом, Месопотамией, Центральной Азией (Туран), Аравией (Дильмун и Маган) и Индией (Мелухха).

Датировали время существование этого общего предка рубежом III u II тыс. до н.э., то есть примерно тем временем, которым датируется погребение прокаженного из Балатхала. Сравнение восточноазиатских штаммов лепры с американскими показало их значительные различия: восточноазиатские относятся к типу II, тогда как американские принесены европейскими колонистами (тип III) и рабами из Западной Африки (тип IV). Это означает, что лепра не участвовала в палеолитическом заселении Америки.

3 ответа

Хронические заболевания были известны ещё в Древнем Египте. В медицинском Папирусе Эберса, датированном XVI в. до н. э., содержатся описания патологий желудочно – кишечного тракта, сердечно – сосудистой, мочеполовой и дыхательной систем. Также упоминается и о новообразованиях. Их Папирус Эберса называет неизлечимыми.

В общем, набор хронических заболеваний, которыми страдали люди Античности и Средневековья, мало чем отличался от современных недугов. Другое дело, что современная медицина успешно справляется с многими из них. И те болезни, которые раньше означали страдания и смерть, сейчас вполне излечимы.

Неверно было бы утверждать, что люди древности и средних веков совершенно не знали хронических заболеваний из – за малой продолжительности жизни, которая была связана с тяжёлыми бытовыми условиями и эпидемиями смертоносных инфекций. Разумеется, данный фактор играл свою роль. В тоже время хронические болезни были достаточно распространённым явлением. При низком уровне развития медицины они зачастую приводили к инвалидности и смерти.

Хронические заболевания были известны ещё в Древнем Египте. В медицинском Папирусе Эберса, датированном XVI в. до н. э., содержатся описания патологий желудочно – кишечного тракта, сердечно – сосудистой, мочеполовой и дыхательной систем.

Древнегреческий врач Гиппократ (460 – 370 до н. э.) посвятил свой труд «О священной болезни» одному из самых распространённых хронических неврологических заболеваний – эпилепсии. В те времена считалось, что она вызывается божественной волей. Страдавшим эпилепсией людям приписывались сверхъестественные способности. Гиппократ стремился рационально объяснить её возникновение. Он писал: «Болезнь, прозванная священной, ничуть не более священна, чем остальные, но имеет естественные причины». Гиппократ полагал, что приступы эпилепсии провоцируются солнцем, ветрами и холодом, изменяющими консистенцию мозга. Также в своей работе Гиппократ дал описание симптомов бронхиальной и сердечной астмы. Он не рассматривал их в качестве самостоятельных заболеваний. Астматическое удушье расценивалось им как часть эпилептического приступа.

Отношение к эпилепсии изменилось с приходом Средневековья. Христианская церковь считала её, наряду с психозами и шизофренией, проявлением дьявольской одержимости. Такое мнение было заложено ещё в период упадка Римской империи. Архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст (347 – 407) в послании к отшельнику Стагирию, которого считали одержимым демонами, указал несколько признаков бесноватости, напоминающих симптомы эпилепсии. Он писал «о корчах в руках, об искривлении глаз, о пене на устах, о страшном и невнятном голосе, трясении тела, продолжительном обмороке». Схожее описание бесноватости содержится и в сочинениях епископа Кирилла Александрийского (376 – 444).

Для лечения эпилепсии, а также других нервных и психических расстройств, церковь в Средневековье применяла собственные методы лечения, призванные изгнать демонов из человека, – святую воду, специальные молитвы и паломничество к священным местам. Разумеется, они не приводили к выздоровлению.

Медикам Античности и Средневековья было знакомо такое заболевание как диабет. Первым его описал древнеримский врач II в. Аретей Каппадокийский. Он указывал на такие симптомы как учащённое мочеиспускание и неутолимая жажда. Аретей писал: «Жидкость не остаётся в организме, используя его, как лестницу для того, чтобы скорее его покинуть». Название заболеванию дал его современник – греческий врач Деметриос из Апамании. Оно происходит от слова «diabaino» - «прохожу сквозь». Диабет на протяжении веков лечили лекарственными травами и физическими упражнениями. Но такие методы были малопродуктивны. Многие больные умирали. При этом среди них были, в основном, люди с диабетом первого типа, то есть инсулинозависимые.

Другим заболеванием, хорошо известным людям прошлого, был ревматизм. Его достаточно подробно описал Гиппократ. Он считал, что болезнь вызывается особой ядовитой жидкостью, «исходящей из мозга и распространяющейся на кости и суставы». От греческого слова «ревма», что в переводе означает «поток, течение», произошло современное название заболевания. Впервые его употребил древнеримский врач II в. Клавдий Гален. Долгое время ревматизмом называли любые поражения суставов. Впервые выделил его в отдельное заболевание в XVII в. Гийом де Байю (1538 – 1616), личный врач французского короля Генриха IV. Он подчёркивал, что патологии суставов могут быть результатом поражения всего организма.

Широко распространены были различные кожные заболевания. В своих сочинениях Гиппократ активно использовал распространённый в то время термин «psora», что в переводе означает «зуд». Под ним подразумевался целый ряд дерматологических заболеваний, в том числе хронических, проявляющихся бугристостью на кожных покровах, появлением сыпи, роговых чешуек и пятен. К ним относились экземы, лишаи, микозы, проказа и волчанка. Их возникновение Гиппократ объяснял нарушением равновесия жидкостей в организме. Позже Клавдий Гален в своих работах классифицировал кожные болезни по локализации. Он выделил заболевания кожи головы, рук и ног. Для обозначения патологий, характеризующихся разрастанием чешуек на коже и сильным зудом, Гален ввёл термин «psoriasis», образованный от греческого слова, применявшегося Гиппократом.

В Средневековье хронические дерматологические заболевания не различались. Их зачастую отождествлялись со схожими по симптомам тяжёлыми инфекциями. Псориаз и экзема считались одними из проявлений проказы. В связи с этим больных изолировали от общества в лепрозориях. Им необходимо было носить с собой колокольчик или трещотку, чтобы извещать других людей о своём приближении.

В средневековых трактатах неоднократно упоминается заболевание под названием «noli me tangere» (в переводе с латыни - «не прикасайся ко мне»). Этот термин подразумевал целый ряд патологий, включая волчанку, различные виды бородавок и кожных опухолей. Все они считались неизлечимыми.

Несмотря на сложность в различении дерматологических заболеваний средневековым врачам удалось внести вклад в накопление знаний о болезнях кожи. Французский хирург Ги де Шолиак (1298 – 1368), занимавший должность папского лейб – медика в период Авиньонского пленения, классифицировал пять типов стригущего лишая. Его исследование считалось единственно верным вплоть до XIX в.

Отдельно стоит сказать о венерических болезнях. До масштабной эпидемии сифилиса конца XV – первой половины XVI вв. одним из самых распространённых заболеваний была гонорея. Упоминание о ней встречается ещё в ветхозаветной Книге Левит. Заболевание рассматривалось как источник ритуальной нечистоты. В тоже время описывались санитарные меры для предотвращения заражения окружающих: «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: объявите сынам Израилевым и скажите им: если у кого будет истечение из тела его, то от истечения своего он нечист. И вот закон о нечистоте его от истечения его: когда течет из тела его истечение его, и когда задерживается в теле его истечение его, это нечистота его; всякая постель, на которой ляжет имеющий истечение, нечиста, и всякая вещь, на которую сядет имеющий истечение семени, нечиста; и кто прикоснётся к постели его, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера; кто сядет на какую – либо вещь, на которой сидел имеющий истечение, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера; и кто прикоснётся к телу имеющего истечение, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера».

Античные врачи описывали гонорею как воспалительный процесс мочеиспускательного канала с гнойными и кровянистыми выделениями. По одной из версий, древнегреческий философ Эпикур скончался от осложнений заболевания – двухнедельной задержки мочи, вызванной сужением уретры.

Термин «гонорея» был введён Клавдием Галеном. Он образован от двух древнегреческих слов, «gonos» - «семя» и «rheo» - «теку». Это было связано с тем, что медики Античности ошибочно считали гонорею непроизвольным истечением спермы.

Заболевание было хорошо известно на средневековом Востоке. Врачи рекомендовали для его лечения спринцевание уретры свинцовыми растворами и промывание мочевого пузыря с помощью серебряного шприца.

Одно из упоминаний гонореи связано с Третьим крестовым походом. Во время осады Акры (1189 – 1191) среди его участников наблюдались симптомы, схожие с гонорейными. В XII – XIII в. признаки заболевания описывали в своих трудах представители Салернской врачебной школы. Итальянский хирург Гульельмо да Саличето (1210 – 1277) упоминал о язвах полового происхождения.

Осознавая заразность заболевания и его связь с сексуальной активностью, в европейских странах предпринимались различные законодательные меры борьбы с инфекцией. В 1161 г. английский парламент издал постановление с целью уменьшить распространение «опасной немощи жжения». Собственные меры предпринял епископ Винчестерский, являвшийся владельцем и покровителем лондонских публичных домов. В 1162 г. он запретил принимать посетителей проституткам, у которых было «всякое заболевание, сопровождающееся жжением». Схожие меры были приняты во Франции. Король Людовик IX Святой в 1256 г. выпустил ордонанс, наказывающий ссылкой за распространение гонореи.

Современные представления о медицине древности основаны в первую очередь на ископаемых останках доисторических людей и их орудий, а также на практиках примитивных народов, которые сохранились до настоящего времени.

На ископаемых останках присутствуют следы деформации костей, переломов, остита, остеомиелита, артрита, рахита, туберкулеза. Относительно других заболеваний никаких достоверных сведений нет, но вполне возможно, что большинство современных заболеваний существовали и в древности.

В примитивной медицине болезнь основывалась на предположениях о сверхъестественном воздействии колдунов или злых духов. Поэтому и лечение было соответствующим: магические заклинания, заговоры, песнопения и различные ритуалы. Злых духов отпугивали масками и шумом. До настоящего времени магическая медицина практикуется в некоторых районах Австралии и центральной Африки, а также на островах Полинезии.

Магическая медицина послужила основой для появления первой человеческой профессии – знахарства. Люди, которые занимались лечением, формировали особую социальную группу, окутанную тайной. Необходимо отметить, что при такой большой вере в сверхъестественное, многие суеверия древних содержали эмпирическое зерно. Так, в частности, инки были хорошо осведомлены о терапевтических свойствах чая мате, о стимулирующем эффекте какао, а также о действии гуараны и растительных наркотических веществ.

А североамериканские индейцы, несмотря на использование заклинаний и колдовства для лечения, в то же время имели на вооружении довольно эффективные лечебные методики. Так, к примеру, при лихорадке они использовали мочегонные, очищающие, потогонные средства, жидкую диету и кровопускание. При расстройствах желудка – применяли растения со слабительным, рвотным свойствами, а также делали клизму. Индейцы в общей сложности использовали 144 лекарственных вещества, из которых большинство применяется в современной фармакологии. Особо искусными индейцы были в хирургии: накладывали шины при переломах, вправляли вывихи, накладывали швы, поддерживали чистоту ран, использовали припарки и прижигания.

Ацтеки также накладывали шины, а также использовали хирургические инструменты, сделанные из камня. Вообще, необходимо отметить, что первобытные люди, использовавшие в качестве инструментов заостренные камни, проявили удивительное хирургическое мастерство. Существуют доказательства того, что в древности уже проводились ампутации. Вполне нормальными и обычными были такие операции, как обрезание, кастрация и наложение скоб, а также… трепанация черепа.

Черепа со следами трепанации были обнаружены в Австралии, Японии, на Малайском полуострове, в Китае. До настоящего времени трепанация применяется некоторыми примитивными народами Алжира, Кавказа, а также теми, которые проживают на островах Тихого океана. При помощи трепанации лечили головные боли, эпилепсию, умопомешательство.

Родиной древнейших в мире цивилизаций является Месопотамия. Несмотря на то, что некоторые ученые утверждают, что среди вавилонян врачей не было, это противоречит археологическим данным, свидетельствующие о том, что шумеро-аккадская цивилизация имели довольно высокий уровень развития медицины. Вполне вероятно, что шумерская медицина предшествовала египетской, потому как печать шумерского врача, найденная во время раскопок, датирована т тысячелетием до н.э.

Медицина оставалась магической, врачи назывались «асу» (тот, кто владеет водой). В шумерской медицине было накоплено немало эмпирических профессиональных знаний. Врачами этой цивилизации использовалось более 300 лекарственных средств: древесина, побеги растений, корни, травы, семена минералы, растительные соки. Некоторые из них имели особое назначение.

Лечебный эффект многих средств не вызывает сомнений. Так, к примеру, массаж советовали при желудочных болях, клизмы – при воспалениях. При некоторых болезнях рекомендовали диету, покой и сон, а также холодные и горячие компрессы, припарки. Важную роль играла астрология, которую тесно связывали с прогностикой болезней. Так, в большинстве случаев на табличках перед указанием лекарства перечислялись симптомы болезни.

По тем свидетельствам, которые сохранились до нашего времени, очевидно, что цивилизации Месопотамии страдали заболеваниями глаз, желудочно-кишечного тракта, сердца, желчного пузыря, а также душевными расстройствами и костными заболеваниями. Врачи составляли особый социальный слой, а их деятельность регулировалась законом. Так, в своде Хаммурапи определены суровые наказания за неправильное лечение и перечислены вознаграждения в случае, если пациент излечивался.

Что касается египетской медицины, то ее начало кутано тайнами. Бог мудрости Тот считался автором 6 книг по медицине. К сожалению, ни одна из них не сохранилась. Первым врачом в Египте стал Секхетьенанах, который вылечил «ноздри царя». Более известным был Имхотеп, визирь фараона Джосера, известный архитектор, великий врач. Полубог и покровитель медицины.

В Египте врачи были одновременно жрецами. Это была особая каста, а медицинские школы существовали независимо от храмов. О египетской медицине в основном известно из папирусов Эберса и Смита, которые дошли до нас. В них, помимо медицинских тем, содержится более 900 предписаний и рецептов. В них также есть описания лечения ушибов и ран, тексты по педиатрии и гинекологии.

До тех пор, пока врач придерживался правил, записанных в Герметических книгах его не могло коснуться ни одно обвинение, даже если пациент умирал. При малейшем же отступлении от этих правил врача карали смертью.

Несмотря на довольно широкую практику вскрытия и бальзамирования умерших, у египтян знания о физиологи и анатомии были достаточно скудными. Подобное противоречие объясняется наличием множества табу относительно мертвых, а также то, что бальзамированием занимались особые специалисты, а не врачи. В то же время, представления о болезнях также были на низком уровне и основывались, как правило, на идее вселения злых духов. Существенную часть врачевания составляли магические заклинания, заговоры и песнопения. Помимо демонов, к причинам заболеваний относили также попадание вредных веществ в организм и погоду.

Вместе с тем, диагностика проводилась на весьма высоком уровне, пульс прощупывали с нескольких местах (то есть, у египтян были представления о кровообращении). Сердце они считали жизненно важным органом, а дыхание – самой важной функцией. Оказание помощи зависело от тяжести заболевания. Так, в частности, повреждения головы и переломы считались смертельными и не лечились.
Для каждого заболевания предписывались свои лекарственные средства и точная их дозировка. Некоторые из этих средств применяются и в наше время (шафран, опиум, оливковое и касторовое масло). Хирургические операции проводились редко, потому как необходимо было сохранить тело для загробной жизни. Поэтому вывихи вправляли, накладывали шины при переломах, но ничего не ампутировали.
Соблюдение чистоты и диета были частью религиозных предписаний. Тем не менее, в древнем Египте довольно часто встречались заболевания глаз, глисты, ревматоидный артрит, туберкулез позвоночника. В то же время, свидетельств о распространении рахита, кариеса или сифилиса нет.

Египет был признан родиной первых врачей – специалистов узкого профиля. В государстве было очень много врачей, каждый лечил только свое заболевание: голову, глаза, кишечник, зубы.

В древнееврейской медицине, по равнению с медицинской практикой Вавилона и Египта, появились новые способы лечения и новые концепции, в частности, полный отказ от магического подхода. И здоровье, и болезнь посылаются Богом. Роли жреца и врача смешивались, но это не помешало развитию врачебного профессионализма. В Библии о медицине упоминается редко, в основном они касаются наложения мазей и повязок на раны или шин при переломах.

В то же время, требования гигиены и профилактика заболеваний достигают очень высокого уровня. В религиозные обряды вошли мытье рук перед приемом пищи, ежедневные омовения. Были разработаны законы на случай кожных заболеваний: одежду больного выстирать или сжечь самого больного изолировать. А упоминание о чуме, крысах и описание бубонов может свидетельствовать о том, что древние евреи уже отметили некоторую связь между чумой и крысами.

В Древней Персии не было знаний по анатомии, а отношение к болезням основано на магии и религии. Так называемой медициной занимались исключительно жрецы бога Мазды, а лечение состояло из молитв, очистительных церемоний и ритуалов. За врачебные ошибки были установлены наказания, за успешное лечение – вознаграждение.

О медицине в древней Индии нет точных данных, поскольку она упоминается только в легендах. Известно, что против демонов болезней изспользовали специальные заклинания.

Одним из наиболее известных врачей древней Индии был Сушрута, который оставил описания более ста хирургических инструментов, а также список 760 лекарственных растений. Он также писал о туберкулезе, чуме, малярии и оспе. Принято считать, что именно он обнаружил связь между малярией и комарами и между чумой и крысами.

Для медицинской мысли Индии того периода характерно стремление к детальной классификации. Так, к примеру, в хирургии строго предписано направление, тип и глубина надреза для каждого органа. К причинам болезней относили несчастные случаи, климат, карму и переедание.
Диагноз каждой болезни ставился очень тщательно, с применением пальпации, осмотра, прослушивания. Опасные симптомы были пронумерованы. Лечение проводилось с использованием кровопускания, лекарственных растений пиявок, банок, а также слабительных и рвотных средств и клизм. Особое внимание уделялось соблюдению режима и диете.

Знания по анатомии были очень слабыми. К примеру, было принято считать, что кровеносные сосуды и нервы начинаются от пупка. В то же время, хирургия была развита очень хорошо, делались операции по удалению грыж, миндалин, опухолей, ампутации, камнесечение, кесарево сечение. Довольно часто проводились пластические операции носа (удаление носа было наказанием за супружескую измену или местью).

Гигиена также играла большую роль. В законах Ману предписывалась диета, обмывания. В хирургии использовали различные инструменты и швы, перевязку кровеносных сосудов.

Китайская медицина также окутана легендами. Основателем ее считается император Шэнь-нун, кторый описал более 100 лечебных трав, а также изобрел технику акупунктуры.

Изначально медицина Китая была магической, но в ходе развития накопила немало эмпирических знаний о растительных лекарственных средствах. Основу медицинской теории составляло учение о 5 элементах и силах инь и ян (женском и мужском началах).

Китайские врачи не практиковали вскрытий, но в то же время знали о кровообращении.

В диагностике основную роль играл пульс, его измеряли в 11 местах с использованием трех разных надавливаний. Было известно 200 разновидностей пульса, 26 из которых считались смертельными.

Терапия была основана на противодействии инь и Ян, большой популярностью пользовалось учение о знаках (для лечения желтухи использовали желтые цветы, бобы – применяли при лечении почек). В то же время, из более чем 2 тысяч рецептов некоторые были очень ценными и используются до сих пор. Так, при кожных заболеваниях использовали мышьяк, при анемии – соли железа, для лечения сифилиса – ртуть…

Это лишь краткий обзор развития медицинской мысли и практики в древнем мире. Необходимо упомянуть о Древней Греции и Риме, но в нескольких словах о развитии медицины в этих государствах не скажешь. Но во всем этом важно то, что во всех этих цивилизациях, при полном отсутствии необходимого оборудования и знаний люди хотели знать больше. Очень печально, что в современном мире это желание постепенно атрофируется…

Врачи должны работать под девизом «не навреди», но история показывает, что иногда это легче сказать, чем сделать. В то время как древние врачи были на удивление умелыми с травмами, с болезнями и недомоганиями они часто прибегали к некоторым совершенно душераздирающим методам, пытаясь исцелить своих пациентов. Узнайте больше о том, какие нетрадиционных технологии использовали врачи в древности.

1. Кровопускание

Тысячи лет лекари были уверены, что все болезни появляются в организме из-за «плохой крови». Вероятнее всего, кровопускание впервые применяли древние шумеры и египтяне, но обычной практикой это стало только во времена Древней Греции и Рима. Такие влиятельные врачи, как Гиппократ и Гален, утверждали, что человеческое тело заполнено четырьмя видами основных веществ, или «соков». Это желтая желчь, черна желчь, слизь и кровь, и для поддержания хорошего здоровья они должны быть сбалансированы. Поэтому пациентам с лихорадкой или другими заболеваниями ставили диагноз излишнего количества крови. Чтобы восстановить телесную гармонию, врач просто надрезал вену и сливал часть крови в сосуд. Иногда использовали пиявок, которые сосали кровь прямо из кожи.

Несмотря на то что подобные практики могли легко привести к смерти из-за кровопотери, кровопускание было живо в медицинской практике вплоть до XIX века. Средневековые врачи назначали его в качестве лечения любых болезней, от болей в горле до чумы, а многие цирюльники предлагали такую услугу наряду со стрижкой и бритьем бороды. Эта практика, наконец-то, вышла с моды, когда новые исследования подтвердили, что она приносит больше вреда, чем пользы. Несмотря на это, контролируемое кровопускание по-прежнему используется сегодня в качестве лечения некоторых редких болезней.

2. Трепанация

Операции, которые проводило человечество в давние времена, также являются ужасными. 7 тысяч лет назад человечество по всему миру занималось трепанацией - это практика сверления отверстий в черепе, которые должны были стать средством лечения заболеваний. Исследователям неизвестно, как и почему эта форма хирургии была впервые разработана. Согласно общей теории, это могло быть формой племенного ритуала или даже методом избавления от злых духов, которые, как полагалось, вселялись в больных и душевнобольных. Некоторые ученые утверждают, что это могли быть обычные операции, которые использовали для лечения при головной боли, эпилепсии, абсцессах и сгустках крови. Трепанированные черепа, найденные в Перу, дают возможность предположить, что такие операции могли делать с целью очистить костные фрагменты, оставленные после перелома черепа. Находки показывают, что многие пациенты смогли выжить во время операции.

3. Ртуть

Ртуть широко известна благодаря своим токсичным свойствам. Однако когда-то ее использовали в качестве эликсира в местной медицине. В Древний Персии и Греции ртуть считали полезной мазью, а среди китайских алхимиков второго века особенно ценилась жидкая ртуть и ее красный сульфид за предполагаемую способность увеличивать продолжительность жизни и жизненный тонус. Некоторые лекари обещали, что, употребляя вредные варева, содержащие ртуть, серу и мышьяк, пациенты смогут обрести вечную жизнь и даже смогут ходить по воде. Жертвой этих советов стал даже китайский император Цинь Ши Хуан, который якобы умер от таблетки ртути, надеясь, что она сделает его бессмертным.

От эпохи Возрождения и до начала XX века ртуть часто использовалась как средство для лечения заболеваний, которые передаются половым путем. В то время как некоторые записи уверяют, что ртуть успешно боролась с инфекцией, пациенты умирали от болезней печени и почек, которые были спровоцированы ртутью.

4. Мази из навоза

У древних египтян была на удивление хорошо организована медицинская система, где врачи специализировались на лечении конкретных заболеваний. Тем не менее лекарства, которые они приписывали, были не совсем обычными. Мертвые мыши, кровь ящериц, заплесневелый хлеб и грязь часто использовали вместо мазей для перевязок, а женщины иногда использовали слюну лошади как средство от нарушения либидо.

Но самое отвратительное то, что египетские врачи рекомендовали экскременты людей и животных в качестве панацеи от заболеваний и травм. Согласно папирусу Эберса, до 1500 г. до н. э. навоз собак, газелей и ослов очень ценился за свои полезные свойства и способность отгонять злых духов. Несмотря на то что такие средства могут привести к столбняку и другим инфекциям, их нельзя назвать совсем уж неэффективными. Исследования подтвердили, что в некоторых типах навоза содержится микрофлора, которая имеет антибиотическое действие.

5. Лекарства каннибалов

Страдаете от головных болей, мышечных спазмов и язвы желудка? Если бы вы жили в давние времена, то врач, скорее всего, посоветовал бы вам эликсир, состоящий из человеческой плоти, крови и костей. Так называемая трупная медицина была обычной практикой на протяжении сотен лет. В Риме верили, что кровью умерших гладиаторов можно вылечить эпилепсию, а аптекари XII века всегда хранили запас экстракта, сделанного из мумий, которых похитили в Египте. Между тем в XVII веке в Англии король Карл II был известен тем, что принимал «Капли Короля». Этот восстановительный квас был сделан из раскрошенного человеческого черепа и алкоголя.

Лекарствам такого типа приписывали магические свойства. Используя останки умершего, человек также получает часть его духа, а это приводит к увеличению жизненной силы и благополучия. Тип назначенного лечения, как правило, соответствовал типу недомогания. Череп использовали против мигрени, а человеческий жир против мышечной боли. Но получение «свежего» запаса лекарств было жутким процессом. В некоторых случаях больной человек даже посещал места казни, надеясь получить кровь убитого человека.

6. Блуждающая матка

Врачи Древней Греции верили, что женская матка - это существо, которое живет собственным умом. В трудах Платона и Гиппократа указывалось, что если женщина длительное время придерживается целибата, ее матка, описанная как «животное», жаждущее рожать детей, может сместиться и свободно блуждать по телу, вызывая удушье, судороги и истерики. Этот любопытный диагноз в конечном счете прижился даже у римлян и византийцев.

Чтобы предотвратить такую печальную участь, женщинам советовали выходить замуж в молодости и рожать так много детей, как только они смогут. Но если все-таки болезни не удалось избежать, и матка «отделялась и блуждала» по телу, врачи назначали особые ванны, настои и массажи, которые должны были вернуть ее на место. Они также могли окуривать голову пациентки серой и смолой, одновременно растирая приятно пахнущий лосьон между ее бедер - согласно логике древних врачей, матка должна была «бежать» от неприятных запахов и вернуться на свое место.

7. Лечение черепом

Древние вавилоняне считали большинство болезней результатом вмешательства демонических сил или наказанием со стороны богов за прошлые проступки. Их лекари имели больше общего со священниками и экзорцистами. В самом же процессе лечения присутствовали компоненты магии. К примеру, если человек скрежетал зубами во сне, врач предполагал, что это призрак умершего родственника пытается связаться с ним. Согласно древним текстам, врач мог рекомендовать спать на человеческом черепе неделю, чтобы изгнать духа. Чтобы лечение сработало, больной человек должен был также целовать и облизывать череп каждую ночь.

По-настоящему лечить свои болезни человечество научилось не так давно. Во всяком случае, не раньше, чем началось интенсивное развитие науки и технологий. Так принято считать. А между тем профессиональное врачевание существует с незапамятных времен. Своим становлением современная медицина во многом обязана врачебному искусству Шумера и Древней Греции.

Шумерские прописи

Пустыня. Под палящими лучами солнца неторопливо движется караван. Разомлевшие от жары верблюды тяжело ступают по раскаленному песку. На их спинах устало покачиваются погонщики. Две недели пути вконец измучили восседающего на первом верблюде бритоголового человека в длинных одеяниях. На боку у него большая сумка с лекарствами и инструментами. Это врач… Возможно, именно так выглядела скорая помощь древней Месопотамии, «спешащая» к больному.

Впрочем, это было так давно, что уже греческий историк Геродот, живший в V веке до н.э., отзывался о врачебном наследии Междуречья как об очень примитивной форме медицины. Хотя в древнем мире шумерские и ассиро-вавилонские медики пользовались большой известностью. Иногда они даже совершали путешествия за границу, чтобы оказать помощь высокопоставленным особам. Например, к серьезно захворавшему египетскому фараону Аменхотепу III (XV век до н.э.) был направлен ассирийский медик. А в 1300 г. до н.э. один из вавилонских врачей ездил в Малую Азию для лечения царя хеттов.

Медицинские знания в древней Месопотамии передавались устно. И лишь приблизительно в середине бронзового века (III–II тысячелетие до н.э.) их стали записывать на табличках знаменитой клинописью. Таблички делались из глины - единственного в этой части света материала, который всегда был под рукой. Самый древний из дошедших до нас медицинских текстов на таком носителе информации был обнаружен американской археологической экспедицией в 1889 году, при раскопках шумерского города Ниппура (в 160 км от современного Багдада). Найденная здесь табличка, датированная концом III тысячелетия до н.э., является древнейшей в истории человечества «фармакопеей».

В 145 строках уместились прописи 15 рецептов на шумерском языке. Судя по тексту, врачеватели Месопотамии были большими знатоками флоры и фауны. В лечебных целях они использовали разнообразные травы, коренья, семена (их специалисты насчитали около 50 видов), овощи, листья и плоды деревьев. А среди продуктов животного происхождения, упомянутых в рецептах, попадаются и вовсе экзотические, например, кровь мангуста, панцирь черепахи, кожа козла, экскременты овец. Не обходили вниманием древние лекари и минеральные вещества (нефть, природную смолу, поваренную соль). Лаконичный текст таблички говорит о тщательности, с которой врач подходил к лечению болезней.

Месопотамский рецепт № 12

«Просеять и хорошо перемешать растолченный панцирь черепахи, побеги растения нога (из которого добывают соду - Прим. авт.), соль и горчицу. Омыть больное место крепким пивом (его тогда использовали исключительно как лечебное средство - Прим. авт.) и горячей водой. Натереть больное место приготовленным составом, после чего растереть растительным маслом и обложить растертыми в порошок иглами пихты».

К сожалению, табличка не содержит указаний, при каких недугах следует применять данный рецепт (нужно думать, это было известно любому мало-мальски сведущему врачевателю). Впрочем, современным медикам, пожелай они воспользоваться шумерскими рецептами, трудно было бы достать, к примеру, кровь мангуста. С другими компонентами, скажем, экскрементами мелкого рогатого скота, равно как и крупного, дело обстоит попроще.

Крупицы знаний

Понятно, что при отсутствии электронных микроскопов и компьютеров, свойства лечебных снадобий приходилось исследовать эмпирически, то есть путем проб и ошибок, а также используя опыт, накопленный предыдущими поколениями.

Жизненной сущностью людей тогда считали, прежде всего, кровь, которую делили на «кровь дня» (имея в виду артериальную) и «кровь ночи» (венозную). Большое значение также придавали сердцу, печени, почкам, кишечнику, желудку. В то же время явно игнорировались такие органы, как, например, мочевой пузырь и селезенка, а нервы вообще не отличали от сухожилий. Каждому органу приписывалось определенное свойство, причем некоторые наделялись способностью управлять душевными волнениями и умственной деятельностью. К примеру, считалось, что уши и глаза управляют вниманием, сердце руководит разумом, печень - настроением, желудок отвечает за хитрость, нос - за высокомерие.

Некоторые ученые предполагают, что в те времена уже существовали очки, то есть были известны свойства шлифованных линз. Видимо, древние врачи изготавливали их для богатых и знатных пациентов, страдавших близорукостью или дальнозоркостью. Свидетельством тому может служить выпуклая линза, найденная в руинах дворца на месте ассирийского города Калху. Этот предмет, изготовленный из горного хрусталя, оказался отличным увеличительным стеклом.

Суровый закон, но закон

Представления врачевателей о причинах болезней подразделялись на несколько категорий. Чаще всего недуги связывались с нарушением принятых в обществе правил поведения - обрядовых, моральных и прочих предписаний. Вот, например, как могло звучать заключение древнего врача: «Он приблизился к замужней женщине. В течение трех дней он выздоровеет и будет жить». Кроме того, учитывалось влияние различных соприкосновений с окружающей средой: употребление нездоровой пищи, купание в грязной воде. Свою лепту вносили религиозные верования («рука бога», «козни злого духа» и т.п.).

Кстати, ни в одном медицинском тексте древней Месопотамии нет упоминаний об операциях, таких как удаление зубов, прижизненное кесарево сечение, трепанация черепа. Это, конечно, не означает, что операций в те времена не делали. Они упоминались в других документах - сборниках законов, которые дошли до нас высеченными на базальтовом столбе два с половиной метра высотой. Некоторые из положений непосредственно касаются деятельности врачей. Примером древнего кодекса могут служить законы Хаммурапи, шестого вавилонского царя, правившего в XVIII веке до н.э.

Бытовавший в Междуречье талион (принцип соответствия между причиненным ущербом и полагающимся за это наказанием: око за око, зуб за зуб) превращал врачевание в довольно опасное занятие. В случае неблагоприятного исхода лечения, врача могли подвергнуть довольно суровому наказанию. «Если врач сделает человеку глубокий надрез бронзовым ножом и тем самым причинит ему смерть или, снимая бронзовым ножом бельмо, повредит человеку глаз, то ему следует отсечь руки» - гласит один из законов Хаммурапи. Вот так, коротко и ясно.

Суровые законы Междуречья, видимо, не только поднимали на должный уровень ответственность врачей за здоровье и жизнь пациента, но и регулировали их численность. Так или иначе, но врачей там было значительно меньше, чем магов-заклинателей, которые тоже считали себя причастными к медицине. В библиотеке Ашшурбанипала, ассирийского царя VII века до н.э. (а сей правитель создал в столице своего государства Ниневии огромное хранилище клинописных текстов), было обнаружено собрание заклинаний на 40 глиняных табличках под общим названием «Когда заклинатель идет в дом больного». Судя по этим текстам, искусство заклинателя сродни современной психотерапии, но отличается от нее активным использованием различных лекарств.

Иногда в процессе обряда заклинатель лепил из глины, смолы, воска, теста или изготавливал из дерева фигурки злых духов и сжигал их, чтобы изгнать болезнь. Магических текстов у заклинателей было так много, что для удобства поиска их группировали в разделы («Освобождение от чар», «Избавление от злых духов») и даже создавали специальные каталоги. Обычно заклинатель еще до начала лечения делал прогноз, определяя болезнь и ее причины, и если больной был безнадежным, «лекарь» удалялся, не начиная врачевания. В большинстве случаев прогноз был неблагоприятный: «он умрет», «он не выздоровеет» и т.п.

Светская медицина Эллады

В отличие от шумерской, вавилонской и ассирийской, медицина Древней Греции, свободная от магических приемов и заклинаний, изначально носила светский характер. Однако в каждой местности существовали культовые предметы и места (деревья, водные источники, пещеры и, разумеется, храмы), к которым стекались больные греки, чающие исцеления.

Свое начало греческая медицина берет еще в крито-микенской эпохе, но первые достоверные сведения о ней датированы XII веком до н.э. (период Троянской войны). В поэмах Гомера описано 141 повреждение человеческого тела (ранения, ушибы, нагноения, последствия укусов ядовитых змей и др.). Фактически первые греческие лекари, оставившие след в истории, - это хирурги, которые извлекали из тел воинов вражеские стрелы, останавливали кровотечения, зашивали и перевязывали раны, применяя при этом болеутоляющие средства. В Древней Греции, так же как и в Шумере, было запрещено вскрывать умерших, и тем не менее многие медицинские термины из «Илиады» и «Одиссеи» вошли в анатомический словарь и до сих пор используются медиками.

В период наивысшего расцвета, то есть в V веке до н.э., в Древней Греции существовало несколько категорий врачей, в том числе военные хирурги, придворные врачеватели и так называемые периодевты. Последние не привязывали свою врачебную практику к определенному месту, а переезжали из полиса в полис, действуя на свой страх и риск. Иногда они по нескольку лет работали в одном полисе в должности общественного врача, который обычно избирался народным собранием после предварительного экзамена.

Нанятым на службу общественным врачам город предоставлял для работы специальные помещения. Здесь больным оказывалась главным образом хирургическая помощь, те же заболевания, которые не требовали хирургического вмешательства, чаще лечились на дому. Кабинет представлял собой большое светлое помещение, снабженное медными ваннами и разнообразным врачебным инвентарем. Нужно сказать, что уже тогда врачи использовали довольно большой набор медицинских инструментов и приспособлений. Среди них - банки для мазей, скальпели, разнообразные подставки, кисти, ушные ложечки и зонды, ножницы, зубные щетки, губки, бинты, клистиры.

Главное - верить

Один из самых, пожалуй, интересных способов лечения в асклепейонах основывался на так называемой инкубации. Практиковался он в специальных помещениях - абатонах. Так назывались длинные крытые галереи, тянувшиеся вдоль стен храма. Сюда никто не мог попасть без специального разрешения. Больной вводился в состояние «искусственного сна» (видимо, гипноза или транса) с помощью наркотика или гипнотического воздействия. Затем разворачивалось настоящее театральное действо: в «операционной» появлялся сам бог Асклепий - его представлял загримированный врач, который собственноручно и производил операцию. Правда, в просвещенных кругах Древней Греции отношение к ритуалу было весьма скептическое. В храмах «консультировали», а то и оперировали светские доктора, к услугам которых прибегали в особо сложных случаях.

Хотя древнегреческие врачи отдавали предпочтение рациональным методам лечения, греки, по сути, не видели особой разницы между светской медициной и врачеванием в храмах. Они верили в своих богов и их исцеляющую силу. И то, что, например, во время торжеств в честь бога виноделия Дионисия афинские граждане с удовольствием выставляли на осмеяние самого главного бога Зевса, ровным счетом ничего не значило. Смеяться можно было сколько угодно, не верить - нельзя. Неверие считалось нечестивостью, за которую наказывал строгий суд ареопаг. Подобные взгляды, безусловно, влияли на этические воззрения светских медиков. Например, согласно неписаным правилам, врач не должен был начинать прием больного с обсуждения размера своего вознаграждения. Иногда даже подобало лечить даром, ибо добрая память важнее материальных ценностей.

Портрет авторитетного врача

Большое значение греки придавали внешнему виду лекаря и его поведению в обществе. «У врача будет больше авторитет, если он хорошо выглядит и упитан соответственно своей природе, ибо те, кто сами не могут позаботиться о своем теле, считаются не способными проявлять надлежащую заботу о других», - читаем мы в одном из древних медицинских трактатов. Познания, которые считались обязательными для этой профессии, не ограничивались медицинской наукой. Врач был обязан знать свойства окружающей природы, ветров, воды, законы восхода и захода светил, поскольку «астрономия имеет к медицинскому искусству немалое отношение, ведь вместе с временами года изменяются и болезни людей».